Меню Рубрики

Афоризм басни мартышка и очки

Глаза. Лизы. Ресницы. Проблемы. Диагностика. Аптечка

Цитаты из басни крылова мартышка и очки. Смотреть что такое «Мартышка к старости слаба глазами стала» в других словарях

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни заключается в том, что часто невежды, не удосуживаясь поинтересоваться ценностью какого-либо предмета, начинают высказываться о нем плохо. Так случается и в реальной жизни. К примеру, люди, не ценящие научно-технический прогресс, склонны высказываться о достижениях человечества в негативном ключе, забывая о том, что именно благодаря науке человек избавлен от изнуряющего физического труда, многочисленных заболеваний и т. д. Если человек не знает, как пользоваться какой-либо вещью – это не повод, чтобы высказываться о ней плохо, учит баснописец.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Крылов под очками показал знания, которые очень часто разбиваются о нежелание учиться, самосовершенствоваться, пробиваться, стараться. Отсюда — результат: мартышка-глупышка осталась ни с чем.

«Мартышка и очки» — произведение лёгкое, точное, а самое главное — это необходимое руководство к правильным действиям в жизни. Поражает крыловский юмор (очки мартышкой нюхаются и лижутся, надеваются на хвост) и рассудительность в виде морали в конце басни. Иван Андреевич в очередной раз вывел на сцену человека с серьёзным недостатком, чтобы помочь многим другим искоренить подобный недостаток в себе.

«Мартышка и очки» — басня на все времена. В ней Крылов быстро, коротко и очень точно раскрыл внутреннюю сущность глупого, необразованного, инфантильного человека. 21 век — век новых гениальных изобретений, которые невозможны без необходимых знаний, упорства, умения думать, анализировать, сравнивать. Чтение и изучение басни «Мартышка и очки » в школе — начальное руководство к действию — учиться долго и терпеливо, усидчиво и с удовольствием, чтобы потом, во взрослой жизни, дарить людям новые идеи и продвигать их в жизнь.

Из-под тонкого пера Крылова басня про мартышку и полдюжину очков вышла в 1812 году. Это был год войны с французами. Иносказательный характер басни помог писателю рассказать о невежественных и пустых людях, ругающих науку и знания и не приносящих пользу государству. Если бы в то время было меньше таких «мартышек», то и исход войны был бы иным. Баснописец, смеясь и иронизируя, поднимает в своей басне большую человеческую проблему глупости и праздности.

Главное действующее лицо басни — мартышка. Она вертлява, нетерпелива, поверхностна. Услышав о пользе очков, она тут же попыталась исправить своё ослабевшее зрение с их помощью. А вот каким образом это сделать — не уточнила. Про таких «товарищей» говорят: «тяп-ляп» или «слышал звон да не знает, где он». Понять мартышкину торопливость можно — она скорей хочет видеть мир здоровыми глазами. Но торопливость и невежество ещё никогда и никому не приносило пользы, а также горячность и злость. Стоило ли вдребезги разбивать все очки, чтобы потом остаться по-прежнему слабовидящей и неудовлетворённой?

МАРТЫШКА, мартышки, жен. 1. Маленькая обезьяна из породы макак (зоол.). «Мартышка в старости слаба глазами стала.» Крылов. 2. перен. Некрасивый, уродливый человек (разг. фам. шутл.). 3. То же, что мартын (обл.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

Ая, ое; слаб, слаба, слабо, слабы и слабы. 1. Не обладающий достаточной физической силой; противоп. сильный. Я всегда храбро выступал против Кузяря и Наумки, но в душе чувствовал себя слабее их: они часто побивали меня в боях. Гладков, Повесть о… … Малый академический словарь

А (у), предл. о глазе, в глазу, мн. глаза, глаз, ам, м. 1. Орган зрения. Анатомия глаза. Близорукие глаза. Голубые глаза. Зажмурить глаза. Прищурить глаза. Вытаращить глаза. □ У него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие … Малый академический словарь

глаз — а (у), предл.; о гла/зе, в глазу/; мн. глаза/, глаз, глаза/м; м. см. тж. в глазах, глазёнки, глазищи, глазок, глазной 1) а) Парный … Словарь многих выражений

СТАРОСТЬ, старости, мн. нет, жен. Период жизни после зрелости, в который происходит постепенное ослабление деятельности организма. «Мартышка в старости слаба глазами стала.» Крылов. «Маленькая собачка до старости щенок.» (посл.) «Справедливо… … Толковый словарь Ушакова

А (у), предл. о глазе, в глазу; мн. глаза, глаз, глазам; м. 1. Парный орган зрения человека и животного, расположенный в глазных впадинах (лица, морды) и прикрываемый веками с ресницами. Анатомия глаза. Болезни глаз. Левый, правый г. Большие,… … Энциклопедический словарь

ГЛАЗ, глаза, о глазе, в глазу, мн. глаза, глаз, глазам, муж. 1. (преим. во мн. для обозначения парности). Орган зрения. Бельмо на глазу. Левый глаз покраснел. Карие глаза. Близорукие глаза. Целиться, прищурив глаз. Поднять глаза к небу. Скромно… … Толковый словарь Ушакова

Слабая, слабое; слаб, слаба, слабо. 1. Отличающийся отсутствием, недостатком силы, малой силой (физической, телесной, психической). Слабый удар. Слабо (нареч.) ударить. Слабый голос. Слабое течение. Слабые мышцы. Слабая память. «Никогда не… … Толковый словарь Ушакова

— (1) СТАТЬ (1) стану, станешь, пов. стань, сов. 1. (несов. становиться). Подняться на ноги, встать. «Что там за домы: в один двоим за нужду влезть, и то ни стать, ни сесть.» Крылов. || Принять вертикальное положение. Волосы стали дыбом. Кирпич… … Толковый словарь Ушакова

О глупой Мартышке, разбившей из-за своего собственного невежества хорошие очки, расскажет басня «Мартышка и очки» Крылова.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни заключается в том, что часто невежды, не удосуживаясь поинтересоваться ценностью какого-либо предмета, начинают высказываться о нем плохо. Так случается и в реальной жизни. К примеру, люди, не ценящие научно-технический прогресс, склонны высказываться о достижениях человечества в негативном ключе, забывая о том, что именно благодаря науке человек избавлен от изнуряющего физического труда, многочисленных заболеваний и т. д. Если человек не знает, как пользоваться какой-либо вещью – это не повод, чтобы высказываться о ней плохо, учит баснописец.

Басней называется краткий рассказ, обычно написанный в стихотворной форме, имеющий ироническую направленность. Этот жанр литературы имеет особенность: хотя рассказывается в нем обычно о зверях, птицах, насекомых, надо понимать, что это иносказание, а на самом деле речь идет о том, что волнует общество. как раз является ярким примером такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является использование приема аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку. В самом конце басни содержится небольшое заключение — Неудивительно, что основанные на них сценки часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по своей структуре похожи на короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует действия героев.

В 1812 году Крыловым была создана басня «Мартышка и очки». Так как название животного написано с большой буквы, можно считать, что на самом деле в ней рассказывается не про обезьянку, а про человека. Басня Крылова «Мартышка и очки» повествует об обезьяне, у которой с возрастом возникли проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с окружающими. Добрые люди поведали, что очки могут помочь ей видеть мир четче и лучше. К сожалению, как именно надо ими пользоваться, они объяснить забыли.

Мартышка достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она пытается их нанизать на хвост, плотно прижимает к темени, пробует на вкус, на запах. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала видеть лучше. Тогда обезьянка приходит к выводу, что люди ей налгали, а на самом деле нет в них никакого прока. Раздосадованная Мартышка разбивает очки так, что брызги от стекол разлетелись во все стороны.

Как и принято в баснях, поучительный вывод (мораль) содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Если же не разбирающийся в науке человек занимает высокое положение, то он будет заниматься гонениями тех новинок, которые он не сумел понять. Подобные события порой случались в истории. Достаточно вспомнить гонения на генетиков, которые были в СССР.

Чиновники не смогли разобраться в этой науке и безапелляционно решили, что она ложная. Это как раз пример того, как невежды познатней оказались на троне. О таких людях и повествует басня «Мартышка и очки». Крылов в своих произведениях наглядно высмеивает людскую глупость.

Как и любое произведение подобного жанра, эта басня весьма иронична. Сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова «Мартышка и очки» говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном.

источник

Всем известен наш русский писатель Иван Андреевич Крылов (1769—1844). Но, чем он известен? Конечно же, своими крылатыми выражениями из басен! Это один из самых плодовитых российских литераторов. Его особенность жанра заключается в лаконичности, характерных персонажах, подведении итогов формулирования морали басней.

Не смотря на то, что немалая часть сюжетов басен И.А. Крылова почерпнута им у предшественников – Эзопа и Лафонтена, все же значительная часть его произведений самобытна. Она создавалась им по свежим историческим событиям. Сегодня мы рассмотрим наиболее крылатые высказывания, цитаты и афоризмы нашего русского баснотворца. Эта публикация не только для тех кто во 2-м классе общеобразовательной школы.

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

“Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!

Какие у нее ужимки и прыжки!

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть”.

“Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?” –

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.

Можно сказать, что мораль этой басни заключается в том, что…

«Не любит узнавать никто себя в сатире».

А крылатое выражение здесь будет считаться…

«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Ведь Крылов любит высмеивать глупцов и невежд. В истории с зеркалом, пример невежды – Обезьяна. Она не видит и не хочет видеть своих недостатков. Тем не менее, в своих подружках находит массу изъянов. Так и в жизни. Никто не хочет признавать, что у него есть проблемы, такие, которые он замечает в других людях.

Идея этой басни Крыловым была перенята у баснописца Лафонтена, который также позаимствовал сюжет у писателя древней Греции Эзопа. Здесь:

  • Муравей – символ трудолюбия и старания без устали.
  • Стрекоза, наоборот, легкомысленна, не прозорлива и ветрена.

Мораль басни такова: чтобы пережить зимние холода, не замерзнуть и не голодать – летом нужно трудиться, а не гулять и веселиться.

«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела…»

В басне иронизируются те, кто как мартышка пытается разобраться в том, что им не дано. Очки ассоциируются с наукой, а вертлявая обезьянка – с глупцами. Выводы: невежды, ничего не смыслящие в научных изысканиях, не должны высказываться по этому поводу. Они будут смешны в своих попытках объяснить то, о чем не имеют понятия.

  • Мартышка к старости слаба глазами стала…
  • Тот дурак, кто слушает людских всех врак.

Как бы ни сладка была лесть, которая в укромном уголочке сердца может найти место, не надо ей поддаваться и верить. Это может обернуться для человека бедой, что и произошло с Вороной.

Знаменитыми цитатами можно считать:

  • Ворона каркнула во все воронье горло
  • Вороне где-то бог послал кусочек сыру
  • От радости в зобу дыханье сперло
  • В сердце льстец всегда отыщет уголок
  • Какие перышки, какой носок!

Мораль басни “Мышь и Крыса” заключается в том, что слабые, запуганные или просто трусливые люди нередко преувеличивают силу и могущество тех, кто сильнее их. Так, Мышь считает Кошку опаснее Льва, хотя всем хорошо известно, что Лев значительно сильнее и крупнее Кошки.

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках:

“Я сколько раз видал, приметьте это сами: Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами.”

В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, трусость, малодушие, пугливость, неуверенность.

Читайте также:  Трафареты для губ и очков на палочке

Педагог Д. И. Тихомиров комментирует суть и смысл басни следующим образом:

“Много терпит слабый от сильного, и нередко только потому, что по своей глупости и трусости преувеличивает в своем воображении силу и значение сильного… (“Мышь и Крыса”)”.

Пытаясь определить скрытую мораль в басне «Слон и Моська», мнения читателей делятся на два лагеря.

  1. Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”.
  2. Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум.

Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.

Знать, она сильна, что лает на Слона

Вот здесь Вы увидите 10 самых крылатых высказываний из басен И. Крылова:

  1. “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?”
  2. “А воз и ныне там”.
  3. “У нас запляшут лес и горы!”
  4. “Слона-то я и не приметил”.
  5. “В зобу дыханье спёрло”.
  6. “Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник…”
  7. “Демьянова уха”.
  8. “Вороне где-то бог послал кусочек сыра”.
  9. “Спой, светик, не стыдись!”
  10. “Рыльце в пуху”.

Можно еще парочку добавить к этим десяти:

  1. “Совсем без драки попасть в большие забияки”.
  2. “На взгляд-то он хорош, да зелен”.
  1. А Васька слушает да ест. «Кот и повар»
  2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. «Квартет»
  3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. «Волк и Волчонок»
  4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. «Трудолюбивый медведь»
  5. А жаль, что незнаком ты с нашим петухом. «Осёл и Соловей»
  6. А ларчик просто открывался. «Ларчик»
  7. А он – дивит свой только муравейник. «Муравей»
  8. А он украдкою кивает на Петра. «Зеркало и Обезьяна»
  9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. «Щука и Кот»
  10. Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. «Скворец»
  11. Ведь я не здешнего прихода. «Прихожанин»
  12. Великий зверь на малые дела. «Воспитание Льва»
  13. Ворона каркнула во всё воронье горло. «Ворона и Лисица»
  14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»
  15. Да только воз и ныне там. «Лебедь, Щука и Рак»
  16. Если голова пуста, то голове ума не придадут места. «Парнас»
  17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. «Музыканты»
  18. За что же, не боясь греха, кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку. «Кукушка и Петух»
  19. Избави Бог и нас от этих судей! «Осёл и Соловей»
  20. И из гостей домой пришла свинья – свиньёй. «Свинья»
  21. И сделалась моя Матрёна ни пава, ни ворона. «Ворона»
  22. И Щуку бросили — в реку! «Щука»
  23. Как белка в колесе. «Белка»
  24. Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом. «Стрекоза и Муравей»
  25. Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. «Две собаки»
  26. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. «Лебедь, Щука и Рак»
  27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. «Лев и Барс»
  28. Полают да отстанут. «Прохожие и собаки»
  29. Попался, как ворона в суп! «Ворона и Курица»
  30. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. «Стрекоза и муравей»
  31. Прощай, хозяйские горшки! «Обоз»
  32. Рыльце у тебя в пуху. «Лисица и Сурок»
  33. С разбором выбирай друзей. «Роща и Огонь»
  34. Сильнее кошки зверя нет! «Мышь и Крыса»
  35. Слона – то я и не приметил. «Любопытный»
  36. Скупой теряет всё, желая всё достать. «Скупой и Курица»
  37. Спой, светик, не стыдись! «Ворона и Лисица»
  38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. «Волк и Ягнёнок»
  39. Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши! «Стрекоза и Муравей»
  40. Ты сер, а я, приятель, сед. «Волк на псарне»
  41. Коль выгонят в окно, так я влечу в другое. «Муха и Пчела»
  42. Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. «Крестьянин и Работник»
  43. Кто посмирней, так тот и виноват. «Мор зверей»
  44. Кто про свои дела кричит всем без умолку, в том, верно, мало толку. «Две бочки»
  45. Лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду. «Лебедь, Щука и Рак»
  46. Мартышка к старости слаба глазами стала. «Мартышка и очки»
  47. Молчи! Всё знаю я сама; да эта крыса мне кума. «Совет мышей»
  48. Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем. «Квартет»
  49. Навозну кучу разрывая, петух нашёл жемчужное зерно. «Петух и Жемчужное зерно»
  50. Наделала Синица славы, а моря не зажгла. «Синица»
  51. Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его. «Орёл и Крот»
  52. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. «Лев и Мышь»
  53. Но умысел другой тут был. «Музыканты»
  54. Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. «Лебедь, Щука и Рак»
  55. Одни поддельные цветы дождя боятся. «Цветы»
  56. Они немножечко дерут: зато уж в рот хмельного не берут. «Музыканты»
  57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! «Кот и Повар»
  58. Орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не подняться! «Орёл и Куры»
  59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл, и на Осле уж возят воду. «Осёл»
  60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? «Лисица и Осёл»
  61. От радости в зобу дыханье спёрло. «Ворона и Лисица»
  62. Охотно мы дарим, что нам не надобно самим. «Волк и Лисица»
  63. По мне уж лучше пей, да дело разумей. «Музыканты»
  64. У сильного всегда бессильный виноват. «Волк и Ягнёнок»
  65. Услужливый дурак опаснее врага. «Пустынник и Медведь»
  66. Хоть видит око, да зуб неймёт. «Лисица и Виноград»
  67. Хоть ты и в новой коже, да сердце у тебя всё то же. «Крестьянин и Змея»
  68. Худые песни Соловью в гостях у Кошки. «Кошка и Соловей»
  69. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? «Зеркало и обезьяна»
  70. Чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить. «Кот и Повар»
  71. Что от ворон она отстала, а к павам не пристала. «Ворона»
  72. Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. «Воронёнок»
  73. Я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки. «Слон и Моська»

Источник: множество источников из Интернета, включая сайт http://stih.su/krylatye-vyrazheniya-i-poslovicy-iz-bas/

Всем доброго времени суток!
Добро пожаловать на сайт Скайнет.ру
Наслаждайтесь чтением самых популярных тем
и находите ответы на все важные для Вас вопросы!

источник

Рейтинг работы: 182
Количество рецензий: 20
Количество сообщений: 21
Количество просмотров: 6307
© 16.04.2013 Роза Госман
Свидетельство о публикации: izba-2013-786475

Мила Саниэлль 13.04.2016 21:19:22
Отзыв: положительный
Розочка, как образно прочитала. ;))
Замечательно — оригинально и по-своему. ;))
Столько правды, истины и преломления ситуаций через свою душу.
Их так много, этих ситуаций, а мы должны их оценивать каждый день, минуту. ;))
Ты в чём-то реально помогла — вместе с И.Крыловым!! ;))

Рада тебе очень, Милочка милая, и твоим добрым словам!
Радостно, что тебе понравилась моя декламация басни и так отозвалась!
Очень дорожу твоим мнением, Милочка! Спасибо!
Обнимаю тебя! С признательностью, Роза

Irina Grefenstein 23.12.2015 00:21:38
Отзыв: положительный
Как здорово!
Какое замечательное прочтение!
Благодарю тебя, Розочка, за Крылова —
тут мудрость, сатира и улыбка!
И следующий год — мартышкин!
Всего тебе доброго! Крепко обнимаю

Сердечное спасибо, Ирочка милая!
Очень люблю басни дедушки Крылова и с удовольствием их озвучиваю.
Радостно, что тебе понравилось!
Обнимаю с нежностью и улыбкой!
Картинка прелесть, Ирочка! Спасибо!!

Вераника 13.12.2015 01:51:39
Отзыв: положительный
Вот порадовала, рассмешила, присоединяюсь к прежним комментариям, такое чтение бы в школе.

Спасибо за отзыв замечательный, Верочка!
Радостно, что понравилось!
Обнимаю, с улыбкой!

Лидочка, спасибо, родная, за отзыв такой добрый, вдохновляющий)))
Радостно и дорого твоё мнение, моя хорошая!! Спасибо огромное!
Крепко-крепко обнимаю, с любовью и признательностью, Роза

Людмила Каменская 08.12.2015 17:58:33
Отзыв: положительный
Роза, смеюсь и хмыкаю сижу))) Как ты театрально, актриса ты наша, прочитала басню, слушала тебя,
как завороженная! Молодец, Розонька родная, как же ты умеешь перевоплотиться, извини,
но просто мартышка, настоящая мартышка!))) Мне такое не по силам.
Уж так порадовала, будто где-то на представлении побыла!
Приятных тебе предновогодних хлопот, хорошего настроения!
Обнимаю тебя, Розик мой любимый!

Людочка, очень радостно, моя хорошая, что моё прочтение понравилось тебе и так отозвалось))))
Дорого и радостно от тебя, родная! Будем читать! Спасибо огромное!
И тебе, Людочка, отличных предновогодних дней и приятных сюрпризов!
Обнимаю тебя крепко, с любовью и признательностью!

Тронута и смущена Вашими словами, милая Галина! Но, что лукавить, очень приятно и радостно получить такой искренний, вдохновляющий отзыв на свои работы! Спасибо сердечное, Галочка.
С теплом души к Вам и самыми добрыми пожеланиями, Роза

Спасибо Роза! За прекрасную басню! Вы так смешно преподнесли мартышку я чуть со стула не упала
Диана

Радостно и приятно получить такой замечательный отзыв!
Спасибо, Диана.
С теплом души и улыбкой, Роза

Ты меня уморил, Ян.
Спасибо за твой юмор — развеселил.

Галина Сафиулина 17.05.2013 14:47:58
Отзыв: положительный
Розанчик, прелесть! Обожаю эту басню! А ты так забавно изобразила глупую Мартышку! Я хохотала!
Знаешь, Розик, вспоминая эту басню в жизни, частенько переиначиваю слова:
«Мартышка к старости слаба мозгами стала. слаба ушами стала. «. Ну и т.д. в зависимости от того, на что нужно сослаться))). Люди понимают и извиняют!)))
Молодец! Классно получилось, в чём можно было и не сомневаться — с твоими-то артистическими способностями!
Очень понравилось прочтение, спасибо, Розонька!

Галочка, спасибо, родная, за отклик замечательный!
Мне очень нравится читать стихи в лицах. Басни, в частности.
Мне твоё слово очень дорого, моя хорошая! Спасибо.
Обнимаю с нежной любовью, Роза

mishal 30.04.2013 14:43:46
Отзыв: положительный
Большое спасибо, Роза, за прекрасную декламацию!
С уважением, М.

Очень радостно, Михаил, что Вам понравилось! СПАСИБО за добрые слова.
С теплом души и уважением, Роза

Илья Кулёв 21.04.2013 20:33:52
Отзыв: положительный
Розонька!
Спасибо за возвращение в прекрасную литературу!
Ты молодец!

Спасибо сердечное, Илья! Мне очень дорого твоё слово!
Я очень благодарна Радмилочке за эту замечательную идею — озвучивать басни наших классиков. Мне это дело по-душе!
С теплом души и признательностью, Роза

Natali Leleka 20.04.2013 08:58:55
Отзыв: положительный
Розочка!
Прекрасно. Так читать басни Крылова — это божий дар.
Спасибо, дорогая, за возвращение в нашу великую литературу!

Спасибо за добрый отклик, Наташенька.
Очень приятно. Киса ПРЕЛЕСТЬ.
С теплом души, Роза

Лидия Феоктистова 19.04.2013 01:18:18
Отзыв: положительный
Розочка, спасибо тебе, что ты опять вводишь нас в мир Крылова, да так, что уже басню навек запомнишь. Удивительное прочтение! СПАСИБО ТЕБЕ ЗА ТАКОЕ ИСКУССТВО.
С теплом души, Лида

Спасибо, Лидочка милая, за отклик замечательный.
Радостны слова твои! Значит не зря мы с Радочкой взялись за это дело — вспомнить басни Крылова! Спасибо за одобрение и поддержку, моя хорошая.
Обнимаю с теплом и нежностью, Роза

Розочка, Спасибо! Только не забывайте про русские народные песни, я так их люблю в твоём исполнении.
С обожанием, Лида

Голубка 18.04.2013 15:17:56
Отзыв: положительный
Розочка моя любимая!! Со смехом слушала басню в твоём исполнении!
Жаль, то ты не стоишь на сцене, а я не в зрительном зале, какой классный был бы концерт!!
В старших классах мне вручили приз за лучший рисунок к 8 марта — набор иллюстрированных басен
Крылова. Каждая иллюстрация на отдельном листе, а на обратной стороне — басня.
И всё это в красивой толстой папке с золотыми буквами «КРЫЛОВ». Я так берегла этот
подарок, так им любовалась!А, когда была уже замужем, у меня эту вещь выпросила
подруга своему малышу. У меня ещё детей не было, поэтому я отдала. Но, до сих пор
вспоминаю. Сейчас не вижу таких изданий.
Розочка, ты читаешь и трагические вещи, и сатиру, и басни — каждую в своём ключе, у тебя голос
трансформируется под настроение. Я тобой горжусь, сестрёнка и желаю долгих лет
удовольствия: нам- от твоих работ, а тебе — от умения и донесения радости слушателям!!
Обнимаю с нежной любовью, Таня

Танечка, родная моя, спасибо за отклик такой замечательный.
Мне очень-очень дорого твоё слово, сестрёнка. Счастлива, что тебе нравится моё прочтение басен! Будем продолжать.
Обнимаю крепко, с любовью.

Рина Стоцкая 18.04.2013 13:04:17
Отзыв: положительный
Ролик, родная, дедушка Крылов мне кажется после твоего прочтения помолодел лет на сто пятьдесят) Браво, Солнышко! Тебе, как никому другому удается читать такие сложные стихи!

Очень рада тебе, Риночка милая. И слова твои радостны, моя хорошая!
Спасибо сердечное! Мне очень дорого твоё слово.
Обнимаю с нежной любовью, Роза

Радмила Михайлова 18.04.2013 10:42:11
Отзыв: положительный
Розочка, спасибо. Восторг от прослушивания басни в твоём исполнении.
Теперь на весь день обеспечено хорошее настроение.
Обнимаю любимую и талантливую.

Радостны слова твои, Радочка милая.
Доброго дня тебе, подруга моя любимая.
Обнимаю нежно, целую.

источник

Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» написана в 1815 году. Она неизменно входит в сборники лучших басен поэта, настолько ярок и самобытен ее язык, прост для восприятия сюжет и очевидна мораль.

В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, оживляющих произведение, делающих его доступным для людей любого социального статуса. По нему можно изучать историю нашего языка. Но почти все они нуждаются в пояснении, так как употреблены либо в переносном смысле, либо их смысл вовсе ускользает от современного читателя, сводя на нет «назидательные» усилия великого баснописца.

Читайте также:  Ярко желтые очки на гитаре

В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» — «слушает враки», «у людей слыхала» вместо привычного нам «от людей слыхала», устаревшее союзное слово «ежели» в значении «если», наблюдается перенос ударения в слове «вертит». Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Выражение «завести очки» надо понимать не в прямом значении, а в значении «ввести в обиход». Малоупотребительная сегодня «дюжина» — это мера счета, равная 12.

Значение выражения «невежда вещь …гонит» также требует пояснения: «гонит» – значит «подвергает гонению», отвергает, запрещает. Поэтому конструкцию «толк к худу клонит, гонит» можно считать примером градации – не просто ругает, но и запрещает.

Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак». Слово «пропасть» приобретает в басне новое, бранное значение, отдаленно приближающееся к значению «досадное непреодолимое препятствие, нечто, мешающее достижению цели». Оно выражает досаду и разочарование Мартышки, ожидающей немедленного результата и чувствующей себя обманутой.

Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) — для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.

В тесте есть пример многосоюзия – «то прижмет, то нанижет, то понюхает, то полижет», который вкупе с глаголами «достала, вертит» образует длинный ряд однородных сказуемых, иллюстрирующих множественность, хаотичность действий персонажа.

Среди других средств художественной выразительности — удивительные метафоры «слаба глазами стала (стала хуже видеть)», «брызги (осколки) засверкали», «толк клонит к худу (очерняет, хулит)», «знать цену (оценивать по достоинству)», инверсия – «все про очки лишь мне налгали», антитеза – «полезна вещь – толк к худу клонит, … гонит».

Басня содержит мораль и редкое в баснях Ивана Андреевича личное отношение автора к описываемой ситуации – вводный оборот «к несчастью». Поэт не боится намекать на невежд из числа знати.

Недалекая суетливая мартышка, несмотря на возраст, не приобрела никакого опыта — она и в зрелых годах является наилучшим олицетворением тех пороков, которые поэт обличает в басне. А он высмеивает людей, которые прислушиваются к мнению авторитетов, но толкуют его на свой лад, воспринимают информацию поверхностно, некритично, бездумно копируют чужой опыт. Басня является прекрасной иллюстрацией красоты и емкости русского языка, отличного владения автора словом при внешней простоте и лаконичности выражений. Она обличает самомнение, самодовольство скорых на суд невежд.

источник

В этой статье представлены материалы о морали басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

«Мартышка и Очки».
Иллюстрация
А. П. Сапожникова

Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.

К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится». Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

«Всем известно, что очки действительно помогают зрению; но мартышка-то, видите, переколотила их как ни к чему не нужные, да еще и кричит, что обманули ее.

Басня «Мартышка и очки».
Художник А. Н. Комаров

Бывает так и меж людьми. Иной видит, что сосед его имеет выгоду, та том, на другом, вот и сам схватится за то же, но у него-то вместо прибыли выходит только убыток. Вот и давай кричать: «Пустое, братцы, дело; я сам испытал!». А пустое-то оно и вышло у него оттого, что он принялся за дело, не разумея его; всякое же дело, как говорит пословица, мастера боится.

Так оно и во всем, в самом малом деле: какой топор в руки ни возьми, а коли рубить не умеешь, так никакой топор не поможет.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова. «, ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

«Что же очки виноваты? Знание — те же очки. Вооружись ими толково — и многое разглядишь, о чем сослепу и не догадываешься. Только надо очки выбирать с толком; а за тем их не лизать, не на хвость низать, а надеть на глаза хорошенько! Идите же смело путем просвещения; не слушайте всяких мартышек, которые испытывали «очки» только языком да хвостом, и толкуют, будто в них нет проку. Не слушайте ни задорных мосек, ни тупых ослов. «

(книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

«Мартышка и Очки».
Иллюстрация К. И. Рудакова

«Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Невежда, берущийся за дело, для исполнения которого у него нет ни природных способностей, ни знаний, ни уменья («Квартет»), невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет («Осел и Соловей»), — эти невежды только смешны.

Гораздо опаснее тот невежда, который, не зная цены полезной вещи, толк свой про нее все к худу клонит, а если у него есть сила, то он ее гонит и истребляет («Мартышка и Очки»).»

(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

«. Мартышка, примерающая очки. Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

«. разряд невежд. которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне «Мартышка и Очки».»

(«И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Такова мораль басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

источник

Сегодня в программе басня «Мартышка и Очки» прославленного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова; глава из элементарного учебника физики под редакцией академика Г.С. Лансберга – «Глаз как оптическая система»; рисунки к диафильму «Басни дедушки Крылова» в исполнении советского художника-мультипликатора Петра Петровича Репкина и замечательная пятёрка качественных задач по физике с ответами 😉

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» – говорит она, – «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
──────────
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
1815 г.

Иван Андреевич Крылов (13.02.1769–21.11.1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия).
Эггинк Иван Егорович (1784–1867) – российский живописец, художник-портретист, автор картин исторического жанра. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Игорь Владимирович Ильинский (1901–1987) – советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии и трёх Сталинских премий первой степени.

Для любознательных:
Впервые очки упоминаются в документах 1289 года. Изобретателями очков принято считать венецианского стеклодува Сальвино Армати и доминиканского монаха Алессандро Спине. Существует забавная легенда, согласно которой венецианский стеклодув Армати, переливая жидкое стекло в форму, пролил часть его на стол. Когда же стекло застыло, получилась весьма интересная стекляшка – линза, плоская с одной стороны и выпуклая с другой. Армати обратил внимание на то, что эта самая стекляшка может увеличивать предметы.
Так на свет появились линзы для дальнозоркого глаза 😉

Лаптев Алексей Михайлович (10.04.1905–15.01.1965) – советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Глаз человека имеет приблизительно шарообразную форму; диаметр его (в среднем) 2,5 см; глаз окружён снаружи тремя оболочками.
Внешняя твёрдая и прочная оболочка 1, называемая склерой или белковой оболочкой, защищает внутренность глаза от механических повреждений. Склера на передней части глаза прозрачна и называется роговой оболочкой или роговицей 2; на всей остальной части глаз она непрозрачна, имеет белый цвет и называется белком.

С внутренней стороны к склере прилегает сосудистая оболочка 3, состоящая из сложного сплетения кровеносных сосудов, питающих глаз. Эта вторая оболочка в передней части глаза переходит в радужную оболочку, окрашенную у разных людей в различный цвет.
Радужная оболочка имеет в середине отверстие, называющееся зрачком 4. Радужная оболочка способна деформироваться и таким образом менять диаметр зрачка. Изменение это происходит рефлекторно (без участия сознания) в зависимости от количества света, попадающего в глаз; при ярком освещении диаметр зрачка равен 2 мм, при слабом освещении доходит до 8 мм.

1 – белковая оболочка; 2 – роговая оболочка; 3 – сосудистая оболочка; 4 – зрачок; 5 – хрусталик; 6 – сетчатая оболочка; 7 – зрительный нерв; 8 – стекловидное тело; 9 – передняя камера

На внутренней поверхности сосудистой оболочки расположена сетчатая оболочка, или сетчатка 6. Она покрывает всё дно глаза, кроме его передней части. Сзади через оболочку входит зрительный нерв 7, соединяющий глаз с мозгом. Сетчатка состоит в основном из разветвлений волокон зрительного нерва и их окончаний и образует светочувствительную поверхность глаза.

Промежуток между роговой и радужной оболочками называется передней камерой 9; он заполнен камерной влагой. Внутри глаза, непосредственно за зрачком, расположен хрусталик 5, представляющий собой прозрачное упругое тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Кривизна поверхностей хрусталика может меняться в результате действия облегающей его со всех сторон мышцы. Посредством изменения кривизны поверхностей хрусталика достигается приведение изображения предметов, лежащих на различных расстояниях, точно на поверхность чувствительного слоя сетчатки; этот процесс называется аккомодацией. Вся полость глаза за хрусталиком заполнена прозрачной студенистой жидкостью, образующей стекловидное тело 8.

По своему устройству глаз как оптическая система сходен с фотоаппаратом. Роль объектива выполняет хрусталик совместно с преломляющей средой передней камеры и стекловидного тела. Изображение получается на светочувствительной поверхности сетчатки. Наводка на резкость изображения осуществляется путём аккомодации. Наконец, зрачок играет роль изменяющейся по диаметру диафрагмы.

Способность глаза к аккомодации обеспечивает возможность получения на сетчатке резких изображений предметов, находящихся на различных расстояниях. Нормальный глаз в спокойном состоянии, т.е. без какого-либо усилия аккомодации, даёт на сетчатке отчётливое изображение удалённых предметов (например, звёзд). С помощью мышечного усилия, увеличивающего кривизну хрусталика и, следовательно, уменьшающего его фокусное расстояние, глаз осуществляет наводку на нужное расстояние. Наименьшее расстояние, на котором нормальный глаз может отчётливо видеть предметы, меняется в зависимости от возраста от 10 см (возраст до 20 лет) до 22 см (возраст около 40 лет). В более пожилом возрасте способность глаза к аккомодации ещё уменьшается: наименьшее расстояние доходит до 30 см и более – возрастная дальнозоркость.

У нормального глаза задний фокус находится на сетчатке (а);
близорукость глаза (б) исправляется с помощью рассеивающей линзы (в);
дальнозоркость (г) – с помощью собирающей линзы (д)

Далеко не у всех людей глаз является нормальным. Нередко задний фокус глаза в спокойном состоянии находится не на самой сетчатке (как у нормального глаза; рис. 2а), а с той или другой стороны от неё. Если фокус глаза в спокойном состоянии лежит внутри глаза перед сетчаткой (рис. 2б), то глаз называется близоруким. Такой глаз не может отчётливо видеть отдалённые предметы, так как напряжение мышц при аккомодации ещё сильнее отдаляет фокус от сетчатки. Для исправления близорукости глаза должны быть снабжены очками с рассеивающими линзами (рис. 2в).

В дальнозорком глазе фокус при спокойном состоянии глаза находится за сетчаткой (рис. 2г). Дальнозоркий глаз преломляет слабее нормального. Для того чтобы видеть даже весьма удалённые предметы, дальнозоркий глаз должен делать усилие; для видения близко лежащих предметов аккомодационная способность глаза уже недостаточна. Поэтому для исправления дальнозоркости употребляются очки с собирающими линзами (рис. 2д), приводящие фокус глаза в спокойном состоянии на сетчатку.

Выныриваем из моей обожаемой физики 😉 и окунаемся в восхитительные иллюстрации к басне «Мартышка и Очки» в исполнении советского художника-мультипликатора Петра Петровича Репкина. Вашему вниманию роскошная восьмёрка рисунков к советскому диафильму «Басни дедушки Крылова».

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки…

Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк…

То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет…

То их понюхает, то их полижет…

«Тьфу пропасть!» – говорит она, – «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них»…

Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их…

Что только брызги засверкали…

Репкин Пётр Петрович (1915–1995) – советский художник-постановщик мультипликационных фильмов. С 1944 – художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Работал на студии «Диафильм» все годы её существования – с 1935 по 1993 год. Заслуженный деятель искусств. Член Союза Художников СССР. Член Союза кинематографистов СССР.

Заключительный аккорд статьи посвящается истинным ценителям физики и тем, кто только пытается её понять и полюбить 😉
Вашему вниманию замечательная пятёрка качественных задач по физике и портреты пожилых джентльменов в очках в исполнении британского живописца Чарльза Спенселейя.

Чарльз Спенселей (Charles Spencelayh; 27.10.1865–25.06.1958) – британский жанровый живописец, портретист.

Задача №1
Возьмите очки и, не используя никаких посторонних предметов, определите, для близорукого или дальнозоркого глаза они предназначены?

Ответ: Необходимо внимательно потрогать стёкла очков пальцами; если в середине стекло толще чем у краёв, то у нас в руках собирающая линза – для дальнозоркого глаза, а если в середине стекло тоньше чем у краёв, то у нас в руках рассеивающая линза – для близорукого глаза.

Собирающие линзы: двояковыпуклая линза (а); плосковыпуклая линза (б); положительный мениск (в).
Рассеивающие линзы: двояковогнутая линза (г); плосковогнутая линза (д); –отрицательный мениск (е).
Обратите внимание, что выпукло-вогнутая линза (в,е)
называется мениском и может быть собирающей (утолщается к середине – положительный мениск (в) или рассеивающей (утолщается к краям – отрицательный мениск (е).

Чарльз Спенселей (Charles Spencelayh; 27.10.1865–25.06.1958) – британский жанровый живописец, портретист.

Задача №2
Возьмите очки и, не трогая пальцами стёкол, определите, для близорукого или дальнозоркого глаза они предназначены?

Ответ: Нужно посмотреть через очки как через лупу; если увеличивают – для дальнозорких, а если уменьшают – для близоруких.

Чарльз Спенселей (Charles Spencelayh; 27.10.1865–25.06.1958) – британский жанровый живописец, портретист.

Задача №3
Почему дальнозоркие люди, потеряв очки, могут читать, глядя в маленькое отверстие (3–5 мм), сделанное в бумаге? Проверьте на себе свойство маленького отверстия, предварительно расположив глаза очень близко к печатному тексту.

Ответ: В этом случае в зрачок проходят лишь центральные лучи, не дающие размытого изображения.
А что будет, если через это маленькое отверстие попытаться рассмотреть довольно удалённый текст (вывеску на магазине), предварительно расположив глаза очень близко к отверстию?
Проверяем 😉

Задача №4
Микроскоп установлен для нормального глаза. Куда должен передвинуть тубус близорукий и дальнозоркий человек (вверх, вниз)?

Ответ: Близорукий вниз, дальнозоркий вверх.

Задача №5
Как должны работать с микроскопом люди, пользующиеся очками: смотреть в окуляр через очки или без них?

Ответ: Возможны оба варианта.

Чарльз Спенселей (Charles Spencelayh; 27.10.1865–25.06.1958) – британский жанровый живописец, портретист.

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе.
Надеюсь, что решение предлагаемых в статье задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор 😉

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано 🙂 В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

В интернет-магазине OZON.ru книга закончилась…
Но можно узнать о поступлении 😉
Приобрести книгу можно в интернет-магазине «Читай-город» – chitai-gorod.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

§ Страшно интересная физика 😉 Физика и музыка: звуковые призраки
Три стадии признания научной истины: первая – «это абсурд», вторая – «в этом что-то есть», третья – «это общеизвестно». Эрнест Резерфорд
Предлагаю читателям зелёных страничек отправиться в увлекательное путешествие по страницам удивительной книги «Физика и музыка» советского журналиста, популяризатора науки Глеба Борисовича Анфилова…

§ Физика и музыка: изящные формы скрипки и гитары…
Музыка образует середину между мыслью и явлением. Генрих Гейне
Сегодня на повестке дня у нас с вами очень простой, но при этом весьма замысловатый вопрос 😉 Почему скрипки, гитары, мандолины, домбры имеют продолговатую форму?

§ Физика вокруг нас: Сундучок интересностей: снег
Вашему вниманию загадки и пословицы про снег, неподражаемая поэзия зимы в исполнении Ивана Бунина и Роберта Рождественского, шедевры мировой живописи и моя обожаемая физика!

§ Физика вокруг нас: Фотоальбом «Морозные узоры на окнах»
Вашему вниманию фотографии в сопровождении занимательно-познавательного материла – статьи из научно-популярного физико-математического журнала «Квант»: «О морозных узорах и царапинах на стекле» (1990 год, №12).

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…
Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена 😉 Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства
Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему 🙂 небольшая галерея: «Туман в живописи».

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот 🙁

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе 😉

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» 😉
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» 🙂
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы
Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему 🙂 небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

источник