Меню Рубрики

Басни крыладзе мартышка и очков

Глубинные мысли в доступной форме – вот, что можно сказать о баснях талантливого русского поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова. Витиеватый слог, малая форма, короткие строфы, герои-представители животного мира, хлёсткие фразы, которые впоследствии станут крылатыми и обязательная мораль, объясняющая всё то, что хотел донести до читателя автор. Эти басни переживут и Крылова, и его время, потому что пороки, осмеянные автором, до сих пор, к сожалению, царствуют и процветают в обществе, оттого и басни его актуальны и злободневны.

«Мартышка и очки» является одной из самых известных басен у автора. Главная героиня произведения – предприимчивая мартышка. Годы берут своё, и в преклонном возрасте мартышка осознала, что глаза её хуже стали видеть. Однако отчаиваться она не стала, взяв пример с людей, раздобыла наша героиня очки, ведь давеча слыхала, что этот чудной «прибор» способен выручить ослабевшие глаза.

Но заиметь очки, как оказалось, это полдела – нужно знать, как ими пользоваться. И читатель понимает, что как раз этого мартышка не знала. Стала она импровизировать. Мартышка и лизала очки, и нюхала, и на хвост пристраивала каким-то образом, и крутила так-сяк, и к темечку прижимала, но ничего не выходило путного. В досаде и злости бросила мартышка очки о камень, разбив их на мерцающие осколки. Да ещё и молву обругала, мол, правды в россказнях про очки нет ни грамма, всё врут люди. Не помогли очки мартышкиным глазам.

Как водится в большинстве крыловских басней, в конце автор приводит мораль.

Примечательно, что мораль, заложенная в басне, может восприниматься по-разному. В силу возраста, образования, знания истории. С героиней всё понятно — не случайно автор выбрал мартышку, которая олицетворяет глупость, гримасничанье, бескультурье. А вот с трактовкой будет сложнее.

Вариант на поверхности: всему надобно знать предназначение, иначе даже умная штука потеряет ценность, ежели не понимать, как ею пользоваться. Вариант похитрее, который, собственно, и приводит буквально дословно автор – полезная вещь, попадая в руки знатного невежды, может быть не только не принятой и не понятой, но и изгнанной из пользования. Сколько раз мы наблюдали в жизни, когда власть предержащие не разобравшись, отвергали полезные инициативы.

И, наконец, самый сложный подтекст. Нужно помнить в какие времена жил автор – это было славное время становления академической науки в России, начатое ещё Ломоносовым. К сожалению, не всегда «у руля» Императорской академии наук оказывались достойные люди. Часто возглавляли этот институт выслужившиеся чиновники. Об этом с ехидством писал не только Крылов, но и острый на словцо Пушкин.

Существует трактовка, согласно которой мартышка, как водится, символизирует невежество, а вот очки выступают как олицетворение науки и знаний. Попав в руки людей-мартышек, наука не только попадает под удар, но и попросту компрометирует тех, кто, не обладая нужными познаниями и культурой, пытаются ею руководить и применять. Выглядит это смешно и нелепо, а хуже всего – это губительно для науки.

Какую мораль принимать, какие именно мысли закладывал автор? Точно об этом судить трудно. Литература – это не только труд авторов, но и критиков. Наверное, правильно воспринимать моральную сторону в соответствии со своим личным пониманием. Ну а в народ навсегда ушла не только мораль сей басни, но и крылатые выражения, такие как «мартышка к старости слаба глазами стала» и менее цитируемое — «тот дурак, кто слушает людских всех врак».

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Мартышка и очки» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки,
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.




источник

Доброго времени суток, уважаемые коллеги.

Есть в духовной практике древних христианских Церквей весьма интересный обряд — экзорцизм. Это изгнание нечисти, если кто не в курсе. Так вот говорят, что если эту самую нечисть окропить святой водой, то она начинает голосить так, что уши закладывает. И тем самым являет своё истинное нелюдское нутро. Экзорцизм, как и прочие духовные практики — это, во многом, вопрос веры. Но вот в обычной, светской жизни, что-то подобное встречается тоже. И функции святой воды в таких ситуациях чаще всего исполняет правда. Обычная такая правда. От которой вполне человеческая нечисть начинает бесноваться и голосить, как резаная, показывая, кто она и что она. Знаю, прозвучало малость пафосно, ну, уж извините, ни с чем другим сравнить и никакими другими словами описать то, что произошло в связи с публикацией статьи о русофобии, царящей в среде нацдемов, у меня просто не получается.

Знаете, я сам не ожидал, что моя предыдущая статья вызовет такую бурю в нацдемовской канализации. Равно, как и не ожидал, что понадобится писать продолжение. Что ж, коллеги, сегодня я представлю вам ещё одну арт-презентацию, меньшую по размерам, но которая, думаю, будет ничуть не слабее предыдущей. И чтобы в этот раз ни у кого не возникало сомнений в «достоверности улик», говорить сегодня будут сами г-да нацдемы. Знаете, а ведь они много чего сказали за минувшие несколько дней. Фактически, они заголосили, как та нечисть, и теперь уже окончательно показали своё истинное лицо.

Прежде чем приступить к показу, хочу сказать, что, по сравнению с некоторыми из приведённых высказываний, рисованный уродец «Рашка — квадратный ватник» просто воплощение невинности. Ведь он, по сути, обычная клякса на бумажке. А те покемоны, о которых пойдёт речь сегодня — вполне реальны, от чего радостно вдвойне. И ещё я хочу сказать, что одной из основных целей сегодняшней статьи-выставки является демонстрация сущности не отдельных личностей, а НДП в целом. И доказательство того, что лидер этого политического новообразования, г-н Крылов — совершенно не невинная жертва провокаторов (как некоторые пытаются это представить), а вполне отдающий себе отчёт участник разворачивающегося в недрах НДП русофобского игрища.

Для начала небольшое иллюстрированное вступление. Егор Холмогоров в своём блоге дал ссылку на обсуждаемую статью: http://holmogor.livejournal.com/5449369.html . Ну, сам текст заметки не особо интересен, а вот обсуждение под ним раскрывает очень многое о ситуации внутри НДП. Напомним ещё раз, что Егор Холмогоров из НДП ушёл, не захотев мириться с фактическим захватом власти русофобами-широпаевцами из РГС (Антоном Сусовым & Ко). Созерцание же фотоальбома «Рашки — квадратного ватника» и вовсе ввело Егора Станиславовича в матерный ступор (как и многих других, что вполне нормально, с учётом ситуации). И вот какой разговор происходит у него с одним из действующих функционеров этой очаровательной партии:

Читайте также:  Раствор для очков от запотевания

Чувствуете, что там за милая атмосфера? А вот продолжение диалога:

Обратите внимание: ни о каком наказании для Антона Сусова за русофобию речи не идёт вообще. В принципе. Зато идёт размышление о том, войдёт ли он в руководство НДП официально или будет рулить из-за кулис. О, как!

А чтоб ни у кого не возникало иллюзий на предмет того, что люди, изображённые на скандальном фото с русофобским плакатиком, какие-то сторонние прохожие-провокаторы злокозненные, замечу, что в том же форуме они были обозначены как «сопредседатель партии и член оргкомитета».

Ну, что, коллеги? Я говорил вам, что широпаевщина станет основной идеологией нацдемов? Говорил. Я говорил вам, что Холмогоров уйдёт из НДП? Говорил. Так вот теперь я говорю вам, что Алексея Широпаева вы там ещё в президиуме увидите с Крыловым в обнимку. Но это так, к слову.

А в завершении той дискуссии, когда вашего покорного слугу обозвали «провокатором», «прихвостнем» и вообще адской тварью, оклеветавшей невинных ребятишек, Егор Холмогоров ответил фразой, которую смело можно было бы делать эпиграфом и к этой статье, и к предыдущей:

По поводу отказа от имперского знамени порадовало особенно. Стоит ли удивляться, что на последнем «марше миллиардов» произошло вот это:

А чего вы ожидали? Уважение от врагов к русскому национальному флагу? Какого ещё уважения вам, господа нацдемы, если вы сами его не уважаете? А Сусов сотоварищи, так, небось, и вовсе порадовались. Кстати, о Сусове и других юниорах из «Русского Гражданского Союза» (РГС). Второй персонаж с той фотографии, некто Дмитрий Яковлев (напоминаю: член оргкомитета партии) на днях выложил в своём блоге ( demon_santa ) очаровательную заметку под весьма говорящим названием:

» кучка молодых московских подонков и метросексуалов пытается с подачи Крылова подмять под себя русский национализм » А вот и они сами (всё оттуда же):

Эээ. Коллеги, мне одному кажется, что на фото изображена весёлая компания содомитов? Ах, пардон, не содомиты, а метросексуалы. Ну, простите меня, невежественного русского лаптя. Виноват, каюсь. Хотя, причина маршей вместе с ЛГБТ стала, всё же, чуть яснее.

Такое вот новое лицо у НДП. Просто шарман. Но дело здесь не в их благородных и креативных портретах. Дело в заголовке. Так значит всё же «с подачи Крылова«? Вот теперь многое действительно встаёт на свои места. Заметьте, не я это сказал. Сдаётся мне, что ребятишки очень здорово проговорились. Молодые, неопытные, хвастаться любят.

Однако хватит вступлений. Затянулись они в этот раз. Дадим же слово самим т.н. «националистам», которые нацдемы, а так же их сторонникам. Начнём, пожалуй, со слегка стороннего персонажа, имеющего, впрочем, самое непосредственное отношение к нашим сегодняшним героям: гражданина, гордо утверждающего, что он — автор «Рашки — квадратного ватника». Вот, что он ответил на мой вопрос, что же его держит в этой самой, столь ненавидимой им, «сраной Рашке» (тм):


Тут даже добавить нечего, настолько очевидно очаровательны взгляды персонажей.

А вот какой дивный спор вышел между двумя нацдемами на предмет того, каков он, ИСТИННЫЙ нацдем:

Главные грехи «для истинного НД» — это праздновать День Победы и не хотеть превращения России в конфедерацию (расчленения её на 7 т.н. «русских республик» — главный пункт программы Широпаева). Далее наш говорливый друг продолжает тему конфедерации в не менее незамутнённой манере:

Какая прелесть. Обращаю внимание: это говорит тот, кто пытается позиционироваться, как «националист». Впрочем, об этом мы поговорим в конце. А сейчас я хочу подробно остановиться на личности самого этого говоруна. И для того, чтоб ни у кого не возникало сомнений, что это действительно настоящий нацдем, а не моя злая провокация, да и просто, чтобы страна знала своих героев.

Итак, знакомьтесь: блогер v_gur . Он же Владимир Гурьев (настоящее имя: Владимир Шпиталев), 1991 года рождения (ровесник демократии). Вот он, юноша бледный со взором горящим:

Чёткий, дерзкий, либеральный. Вот, как он разговаривает со старшими (ответ на уход Холмогорова):
РГС с первого дня было против Хламогория. Решение ввести тебя в партию было огромной ошибкой. Тебе больше подошел бы какой-нибудь Народный Запор, или Азиопский Союз Молодежи. Так что, шел бы ты отсюда, петушок. /Источник: http://v-gur.livejournal.com/605 6.html /

Настоящее европейское воспитание — это вам не хухры-мухры. А вот, что он пишет о себе в одном из форумов:

Он — действительно член РГС, входящего в НДП. Той самой сусовской организации. Причём, не последний член. Но речь о другом: вы вдумайтесь, вообще, в абсурд ситуации: ОН ЕЩЁ И ЧЛЕН «ЯБЛОКА». Вы могли себе представить такой цирк маразма ещё пару лет назад, коллеги? А дальше что? Дальше откровенные антифа и ЛГБТ-активисты будут в этом РГС/НДП? Хотя, думаю, что это самое «дальше» уже наступило. Но вот, что пишет этот нацдем дальше. Пристегните ремни, братья:

Вот так! Чётко. Начинаешь лучше понимать, от чего именно у Холмогорова сдали нервы. У вас вопросы ещё есть к этому «националисту»? У меня нет. Но зато есть вопросы к Крылову. И я думаю вы все прекрасно понимаете, какие именно. Вот, кстати, источник этих двух скриншотов: http://ershoff83.livejournal.com/95815.html . Очень советую сходить по ссылочке. Там ещё много подобной вкуснятины.

Но одновременно со всем этим последовала ещё одна просто феерическая реакция ещё одного нацдемовского юниора: довольно популярного в их среде блогера Алексея Фёдорова ( germanec_ru ). А вот это я уже процитирую полностью, коллеги, а самое рукопожатное даже выделю нежно голубым цветом:

Я пожалуй что сохранил в Избранное стенания некого Растафари по поводу Ватника и нацдемов. С тем чтобы когда понадобится ответить на вопрос чем националисты отличаются от престарелой поцриотни, по недоразумению называющих себя также националистами, мне не пришлось долго искать ответ. Ссылка и всё. Поцреотня — это православие, ВОВка, империя, жидоедство. Национализм же к этому отношения не имеет.
А причина такого количества кирпичей высранных тем же Растой и иже с ним понятна. Этот нафталин никому уже не нужен. И русским в том числе. И поэтому когда Раста или например «дядька Ургор» грозятся что дескать скоро их допекут и тогда «своё слово скажут суровые мужики с гладкостволами» окромя смеха эти заявления ничего не вызывают.
Вы устарели. Ваше говно, которое вы навязываете, устарело. Православие, Победа, Сралин, жиды, империя. Капусту из бороды выньте! Вы предлагаете сдохнуть за Россию, а я вам предлагаю пройти нахуй. Я хочу спокойно жить, много зарабатывать, иметь красивую машину и большой дом. Ездить заграницу. Вот такая русская идея мне по душе. Я — русский. А вашими «интересами русского народа» мне подтереться.
Ватник — это хорошо. Ватник — это маркер. Как отношение ко Второй Мировой или делу Pussy Riot. Тут сразу становится понятно, кто есть ху. Кто националист, а кто жидоед и черносотенец.
Пришли молодые и дерзкие. Те, кто не считает нужным считаться с мнением «коллективного Холмогорова». Те, кто даст пинка этому самому «коллективному». Чао, буратины.

/Источник: http://germanec-ru.livejournal.com/130351.html/ Для справки: «ВОВка» — это Великая Отечественная Война.

Как думаете, здесь есть, что комментировать? А вот меня во всём этом словесном поносе «истинного нацдема» другое поражает: ОНО учит нас, что такое национализм и кто националистом является, а кто нет. Вот это самое ОНО, которое до такой степени презирает собственный народ и собственную страну, что аж слюной брызжит. Но у меня встречный вопрос: а какое отношение к национализму имеют сами нацдемы? Что ж, пусть они сами на него и ответят:

Читайте также:  Средство для очищения линз очков


Лучше и не скажешь. Вы всё поняли?
Ну, и последнее. Один соратник на днях горестно заметил, что, мол, моя деятельность в последние полгода «направлена на раскол национального движения» (тм). Что, дескать, это плохо и наверное я «скатываюсь к путинизму» (тм). Ответь мне, брат, ты что, вот с ЭТИМИ хочешь единство сохранить? Ты что, ИХ националистами считаешь? Да здоров ли ты вообще? Я уж не говорю о том, что самый большой подарок Путину — это прибывание в рядах националистов ублюдков вроде Сусова, Яковлева и Гурьева/Шпиталева. Чёрт возьми, да Путину этому достаточно просто показать их людям по первому каналу, чтобы за него опять проголосовали всеми конечностями и на руках внесли в Кремль! Ты что, сам этого не понимаешь? Так зачем тебе такое единство? А то, что я делал крайние полгода, я продолжу делать до полного искоренения, ещё раз повторяю. Потому, что это — не раскол.

ЭТО ЧИСТКА ДВИЖЕНИЯ ОТ НЕЧИСТИ! И попробуй только сказать мне, что это не так. СЛАВА РОССИИ! Искренне ваш, Павел Раста.
27.09.2012

источник

Мартышка к старости слепа глазами стала.
Однажды, поразмять решив суставы,
Нашлёпала в планшете пару строк,
Хотела перечесть, но так устала,
Что опус сохранить решила впрок,
Да кнопку невзначай не ту нажала.

Случайный стих упал не в долгий ящик,
На сайт солидный стихоговорящий
Свалился, и внимание привлёк.
А так как дело приближалось к ночи,
Над смыслом строк особо не корячась,
Ответственный и заспанный сурок
Поставил в ленту то, что покороче.

На сайте же слонявшийся без дела
Беззлобный критик, погружая тело
В сей краткий стих, решил не без причин
Довериться сурковому всецело
Чутью и настроению. Строчит
Хвалебный отзыв. Паства обалдела,

Но, раз уж так, «Ура, ура!» – кричит.
Когда прочла, напяливши очки,
Восторженные отзывы мартышка,
Решила: «Вот же, право, дурачки,
Коль хвалят бестолковые стишки.
Но раз признали, надо делать книжку!»

Мда. В лучшем духе советского идейного творчества. Так и хочется подписать псевдонимом Красный Шакал и разместить в многотиражном печатном органе “За прекрасный быт” городского комбината бытового обслуживания населения.

Догадываюсь: очевидно это конкурсная озвучка приложенной к басне картинки.

Но басня не совсем получилась. В хорошей басне как в приговоре суда длинная и нудная мотивировочная часть оправдывается энергичной резолютивной частью – моралью. Которая, собственно, должна составлять полноценный противовес любому предварительному многословию. (“А Васька слушает, да ест”) Тут я морали, собственно, не нашел. Имеем констатацию факта: если что-то получило в народе популярность,значит это что-то надо издавать. В чем же соль? Это, собственно, азбука кнгоиздательского бизнеса. Только СССР мог себе позволить издавать тысячи тонн литературной макулатуры вместо того того же количества гораздо более дешевой туалетной бумаги. Сейчас же издателя интересует не идейная содержательность произведения, а лишь покупательский спрос. Ну и, наверно, пора отказываться от советской идеологии в том плане, что читатель (да и критик) должен непременно ругать или восхищаться произведениями исключительно в ключе установок последнего съезда КПСС и речи на нем товарища Генерального.

В этой твоей басне получился очень интересный вывод.Писала стихи мартышка,а народ (те кто публиковал, критиковал, восхищался) – те вообще козлы. И только один автор басни (ну и руководство ЦК КПСС и ВЦСПС) сохраняет в это бешено-козлиное время высокий вкус и понимание литературы. 🙂

Кстати, стихотворящий сайт – очень неудачно. Сайт стихи не творит, а лишь размещает.

Ну ладно, пусть будет для прикола “стихоговорящий” сайт, раз юмор “стихотворящего сайта” не воспринимается 🙂

Сергей, а что за “конкурсная озвучка картинки”? (я просто не в курсе, интересно)

Это Володя в разных конкурсах участвует порой. НЕ на Дуэлите. 🙂

🙂 Насчёт критиков: “кто взялся” – тот и “критик”. А у Вас критик – прямо профессия какая-то. 🙂 И критикам-то скучать некогда. Особенно по ночам. По ночам они отдыхают от трудов праведных.
Потом, зверинец какой-то: сурок, мартышка и как отдельный вид животинок – критик. 🙂
И ещё, ну первый раз слышу, чтобы у сурков (равно как и у мартышек) была паства! Мне казалось, что это сугубо человеческая привилегия – придумывать повадырей и “паству.” 🙂
В общем,
Смешались кони (тьфу, мартышки), люди.
И сельдерей и х*** на блюде… 🙂

Критик в узком понимании слова все же профессия, а совсем не каждый, кто взялся. Тут больше вспоминается мартышка из анекдота, где пародируется урок русской литературы в грузинской школе, отвечает Гоги: “Басня Крыладзе “Мартышка и очко”.
Ходил мартышка у пруда,
водил очком туда-сюда.
А тут – Крыладзе из пруда:
– “Ходи сюда, ходи сюда!” 🙂

Евлампий, тем более, если профессия, то он по ночам отдыхает. Он и так “наелся” на работе опусами, на кой ляд ему ещё по ночам себе мозг дурить. Это Вам не самостийные, “идейные” интернет-бедолаги, которые сражаются и днём и ночью, здоровью во вред, с повальной безграмотностью и косноязычием. 🙂 Типа Вас.
Кстати, привести похабщину очередную в качестве аргумента – не лучший манёвр.
Вам пояснить? Или сами догадаетесь, почему?
Во-первых, потому что Вы тиражируете (а, значит, в
какой-то степени легитимизируете подобные тексты). Они умрут как только их забудут.
Ну, а во-вторых, происходит ситуация “снижения уровня” собеседника, что значит, Вы как бы говорите всем: “Ну, если Вы меня не понимаете, дык я Вам на Вашем языке объясню, может, поймёте….” Это разновидность интернет-манипуляции. Ну и в речевых манипуляциях встречается. 🙂
Уверяю Вас, все знают, кто читает, данный сайт, что есть и проф. деятельность данного вида. 🙂

А логика тут проста: о каких ещё проблемах может писать интернет-автор, кроме как не об вот этих “кустарных” критиках и своих отношениях как автора и самостийного “редактора”/”автора”. Это игра такая – “угадай, из чего получилось?” 🙂

А книжки сейчас безо всяких проблем можно напечатать безо всяких сурков и мартышек – плати деньги и выбирай – в твердом переплете, в мягком, какой тираж, иллюстрации заказывать будете? Даже можно предисловие какого-нибудь типа маститого – вот-де новое дарование книжечку издать изволило-с. Гут, типа. Чуть ли не каждый сайт в прикрепленной рекламе предлагает напечатать! От 15 тысяч просят за 100 экз.

Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.
Сердце дуэлита, отстучало для нас и наших выводов. Жанр басни мне очень нравится за честность, и в данном случае простая мораль и рисунок-басня без текста.

Игра (по теме)
​Примативная* игра:
возле телевизора,
вырвав книжную страницу,
сделать лодочку иль птицу,
или возле монитора
для душевного задора
выплеснуть свою культуру
через мышь с клавиатурой,
в интернет на “хи-хи-хи!”
написать свои стихи.

* Примативная игра – игра приматов.

Две подружки Обезьянки
были наняты в служанки.
Повстречав свою подругу,
обе хвастают друг другу.
Обезьянка, что в очках,
не стесняется в словах:
«Я очки всегда снимаю,
если в доме убираю.
Без очков хозяин мой,
мил, хоть с плешью и хромой».
«Да, очки, пожалуй, есть
в каждом доме. Чтоб прочесть,
их хозяин одевает,
вверх подымет – забывает.
Пристаёт ко мне агрессор:
“Где очки? Я же профессор!”
Мне, подруга, не понять:
как он смог учёным стать?»
Без обид, не всем дано
видеть главное зерно,
а другой наоборот,
видя всё, за грош соврёт.

Читайте также:  Как начисляют очки в варфейс

источник

Необасня на злобу непoэтoва неодня.

Мартышка сидит на речном бергу:
— Кто мимо плывёт? Разглядеть не могу!
Какие-то брёвна, бычки да сучки`!
Пора бы, пора раздобыть мне очки!

Никак без очков не найти жениха,
хоть я-то сама далеко не плоха:
развесисты ушки, да лапка мохната,
да хвостик колечком. Очки бы мне надо!

Подружка, бедняжка, вчера угодила
в зубастую пасть хитреца-крокодила!
А мы-то решили, что это — бревно:
по верху плывёт то сучок, то г.вно!

Могу, я конечно, сойти за сучок.
Зато заработаю кучу очков!
Но хочется званий, почёта да славы,
пусть даже за влитую в речку отраву!

Прабабка моя как известною стала? *
Да шкурку банана в реке полоскала! $
Пойду повторю сей проверенный трюк:
найду своё щасте(паэта) — а вдруг!

Пошла и уселась, полощет да ждёт,
когда крокодилье бревно проплывёт.

Но не удалось: крокодил-троглодит
в сторонку отплыл да в три глаза глядит.

( Раскинувши сети, устроил засаду,
намазав приманкой для дур шоколадом.
Пусть видят мартышки, что усё — у шоколаде
у поп-крокодилов в большом LOVе — параде !)

Тут дело пошло: по реке проплывали
павлины с хвостами крикливою стаей,
да все — как один, но большой дурачок.
Вот их-то смогли наловить на крючок!

Вокруг раскрутились тупые сучки` —
старались вовсю заработать очки;
ширястые лбы расшибали придурки —
вовсю поклоняясь . банановой шкурке! $

Другие мартышки всем дружеским стадом
парад наблюдали:
— Глядите, как надо!
Мы тоже хотим так очки загребать!
Ужасно желаем известными стать!

Уселись мартышки в торжественный ряд —
о прелястях шкурки банана звездят ( С ),
полощутся в омутах шкуркой банана — $
поют про Порнас да богов-истуканов.

Намедни они «женишку» угодили —
гимн спели во славу богов-крокодилов.
Чья глотка зубастей да шире чья шопа,
тому надо громко ушами похлопать!

Похлопал ушами порнушке с бычком —
уж ты заработал большое очко!
А коль перед Хнязем упал в лужу ниц,
то целую кучу очков — зашибись ( С )!

С очками сумеешь вовсю раззвездеться ( С ):
в очко, будто в зеркало славы, глядеться,
не зря, что кобыле хвост беса пришили:
из «зеркала» прёт, что в него. наложили!

Поп-мартышки за наглую смелость
на Порнасе горою уселись,
заработавши много очков —
завлекать в балаган дурачков,
мысль со смыслом спустивши в очко.

Каждый нынче в мартышачьей стае
вирши звёздною лапкой кропает:
Я-поэт, член всего и везде,
за кривлянья душой получает
по большущей порнасной звезде!

Расшиперившись вширь на Порнасе
на хромом шелудивом Пегасе,
наширялось паэтава щасте,
разбросавши по склонам окурки:
— Слава нашей банановой шкурке! $

Запах вечности в высях витает,
под попсовой эрзац-штукатуркой
эхо песню » любви » повторяет:

— Слава ве-е-е-чной банановой шкурке! $
— Слава вечной банановой шку-у-у-рке! $

$ — ШКУРКА БАНАНА — в искусстве (в первую очередь — в кино)
СИМВОЛ ПРИМИТИВНОЙ ЗАСАЛЕННОЙ ПОШЛЯТИНЫ.
Название пошло от давнего балаганного заморского трюка ,
дабы рассмешить неприхотливую всеядную публику:
«поскользнулся на шкурке банана».

* — анекдот с бородой.
Суть проста — мартышка поймала дурачков на $-крючок:
полоскала банановаую шкурку в реке,
а кому не терпелось увидать, чем она, как Балда, мутит воду в омуте,
должен был дать ей $ за показ.
Получив мзду, мартышка показывал банановую шкурку.
А на возмущённое «Ну ты и дура!» гордо отвечала:
— Дура-дурой, а очки ( с $$ ) зарабатываю!

Так, на дураках, хитрошопая мартышка, хоть сама дура-дурой,
стала очень популярной и богатой,
а на проплывающих мимо «женишков» —
брёвна да сучки — ей стало плевать
большими зигзагами самой огромной в мире сцены.

источник

Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» написана в 1815 году. Она неизменно входит в сборники лучших басен поэта, настолько ярок и самобытен ее язык, прост для восприятия сюжет и очевидна мораль.

В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, оживляющих произведение, делающих его доступным для людей любого социального статуса. По нему можно изучать историю нашего языка. Но почти все они нуждаются в пояснении, так как употреблены либо в переносном смысле, либо их смысл вовсе ускользает от современного читателя, сводя на нет «назидательные» усилия великого баснописца.

В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» — «слушает враки», «у людей слыхала» вместо привычного нам «от людей слыхала», устаревшее союзное слово «ежели» в значении «если», наблюдается перенос ударения в слове «вертит». Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Выражение «завести очки» надо понимать не в прямом значении, а в значении «ввести в обиход». Малоупотребительная сегодня «дюжина» — это мера счета, равная 12.

Значение выражения «невежда вещь …гонит» также требует пояснения: «гонит» – значит «подвергает гонению», отвергает, запрещает. Поэтому конструкцию «толк к худу клонит, гонит» можно считать примером градации – не просто ругает, но и запрещает.

Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак». Слово «пропасть» приобретает в басне новое, бранное значение, отдаленно приближающееся к значению «досадное непреодолимое препятствие, нечто, мешающее достижению цели». Оно выражает досаду и разочарование Мартышки, ожидающей немедленного результата и чувствующей себя обманутой.

Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) — для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.

В тесте есть пример многосоюзия – «то прижмет, то нанижет, то понюхает, то полижет», который вкупе с глаголами «достала, вертит» образует длинный ряд однородных сказуемых, иллюстрирующих множественность, хаотичность действий персонажа.

Среди других средств художественной выразительности — удивительные метафоры «слаба глазами стала (стала хуже видеть)», «брызги (осколки) засверкали», «толк клонит к худу (очерняет, хулит)», «знать цену (оценивать по достоинству)», инверсия – «все про очки лишь мне налгали», антитеза – «полезна вещь – толк к худу клонит, … гонит».

Басня содержит мораль и редкое в баснях Ивана Андреевича личное отношение автора к описываемой ситуации – вводный оборот «к несчастью». Поэт не боится намекать на невежд из числа знати.

Недалекая суетливая мартышка, несмотря на возраст, не приобрела никакого опыта — она и в зрелых годах является наилучшим олицетворением тех пороков, которые поэт обличает в басне. А он высмеивает людей, которые прислушиваются к мнению авторитетов, но толкуют его на свой лад, воспринимают информацию поверхностно, некритично, бездумно копируют чужой опыт. Басня является прекрасной иллюстрацией красоты и емкости русского языка, отличного владения автора словом при внешней простоте и лаконичности выражений. Она обличает самомнение, самодовольство скорых на суд невежд.

источник