Меню Рубрики

Басни крылова мартышка и очки главная мысль

В этой статье представлены материалы о морали басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

«Мартышка и Очки».
Иллюстрация
А. П. Сапожникова

Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.

К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится». Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

«Всем известно, что очки действительно помогают зрению; но мартышка-то, видите, переколотила их как ни к чему не нужные, да еще и кричит, что обманули ее.

Басня «Мартышка и очки».
Художник А. Н. Комаров

Бывает так и меж людьми. Иной видит, что сосед его имеет выгоду, та том, на другом, вот и сам схватится за то же, но у него-то вместо прибыли выходит только убыток. Вот и давай кричать: «Пустое, братцы, дело; я сам испытал!». А пустое-то оно и вышло у него оттого, что он принялся за дело, не разумея его; всякое же дело, как говорит пословица, мастера боится.

Так оно и во всем, в самом малом деле: какой топор в руки ни возьми, а коли рубить не умеешь, так никакой топор не поможет.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова. «, ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

«Что же очки виноваты? Знание — те же очки. Вооружись ими толково — и многое разглядишь, о чем сослепу и не догадываешься. Только надо очки выбирать с толком; а за тем их не лизать, не на хвость низать, а надеть на глаза хорошенько! Идите же смело путем просвещения; не слушайте всяких мартышек, которые испытывали «очки» только языком да хвостом, и толкуют, будто в них нет проку. Не слушайте ни задорных мосек, ни тупых ослов. «

(книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

«Мартышка и Очки».
Иллюстрация К. И. Рудакова

«Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Невежда, берущийся за дело, для исполнения которого у него нет ни природных способностей, ни знаний, ни уменья («Квартет»), невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет («Осел и Соловей»), — эти невежды только смешны.

Гораздо опаснее тот невежда, который, не зная цены полезной вещи, толк свой про нее все к худу клонит, а если у него есть сила, то он ее гонит и истребляет («Мартышка и Очки»).»

(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

«. Мартышка, примерающая очки. Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

«. разряд невежд. которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне «Мартышка и Очки».»

(«И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Такова мораль басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

источник

Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед. Понятное дело, для того чтобы от глупости избавиться нужно действовать в том числе и методами обличения.

Многие люди подобно мартышке в этой басни, действительно не понимают ценности чего-либо. Подобное проявляется по большей части от невежества или недостаточной образованности. Зависть тоже имеет свою роль, к примеру, кто-то видит чье-то умение или способность и тоже хочет обладать этим.

Только вот обладание никогда не равно самой способности и какому-либо умению. Об этом Крылов тоже говорит. Ведь очки действительно помогают и могут служить полезным инструментом, но глупая мартышка не знает как пользоваться этим инструментом, но слишком глупа чтобы понять собственную глупость.

Как поступают глупцы в подобной ситуации? Обвиняют во всем другого или других, начинают роптать на инструмент, но не на собственное неумение. Поэтому мартышка и считает очки ненужными и людей лжецами, которые только придумывают какие-то сказки про очки, которые могут помочь зрению.

Если бы мартышка знала как пользоваться очками, то получила бы пользу, но в итоге не получает ничего, так как глупа. Итогом глупости является только разрушение и недовольство, но самое печальное в участи мартышки, которая, вероятно, никогда не поймет в чем на самом деле дело. Заблуждения подобного типа невероятно распространены, но люди не могут такие заблуждения признать порой на протяжении всей своей жизни, поэтому остаются в невежестве и фактически слепцами.

Дабы «прозреть» нужно для начала хотя бы признать собственное невежество и хотя бы допустить возможность собственной глупости. Однако себялюбивая мартышка не способна на такое. Поэтому не может улучшить собственное зрение во всех смыслах.

Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую динамичную и образную пьесу, в которой присутствуют закадровые комментарии действий основных персонажей.

Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая в силу возраста начинает терять зрение, а поскольку является достаточно любопытным персонажем, собирающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, с точки зрения людей, огромным подспорьем для слабовидящих лиц.

Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным аксессуаром для глаз, не понимающей его практического применения.

Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме демонстрируя недальновидность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже пытающейся определить запах очков. В итоге считающаяся себя обманутой Мартышка в раздражении избавляется от ненавистного бесполезного предмета, разбив очки об пол, так и не осознав способ их применения.

Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда однородных членов предложения, описывающих бесполезность действий Мартышки, а также посредством включения в басню форм диалога, демонстрирующих легкость и увлекательность произведения.

Очки в басни являются символом знаний, которые, по мнению автора, должны применяться разумно и толково, в противном случае знания не приводят к положительному результату.

Образ Мартышки используется автором в качестве изображения невежественных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какой-либо проблемы, суть которой для них неизвестна и непонятна, при этом представляют себя в виде знающих и дальновидных представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать негативные оценки человеческим действиям и поступкам.

Моралью басни является авторское утверждение о необходимости получения знаний, образования, постоянного стремления к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных целей, в отсутствии которых человеческое существование становится бессмысленным.

Наверное, нет в целом мире ни одного человека, который бы не любил природу и не восторгался её великолепием. Бытует несколько ошибочное мнение, что человек — самое могущественное существо на всей планете.

Андрей Платонов – писатель и сын железнодорожника радовал мир русской литературы своим творчеством на восходе 20 века. Его рассказы имеют небольшой объем, чего не скажешь о смысле, так бережно заложенном автором.

Добрым человек должен быть потому, что мы пришли в этот мир для того чтобы оставить после себя хорошие воспоминания. Нельзя постоянно делать неприятности другим людям и при этом становиться счастливым человеком.

Роман «Дубровский» написан в 1833 году великим русским писателем: Александром Сергеевичем Пушкиным. Издание вышло уже после смерти автора в 1841 году. Мотивом повествования служит несчастливая романтическая любовь

В басне «Демьянова уха» знаменитого русского баснописца Крылова Ивана Андреевича, впервые опубликованной в одна тысяча восемьсот тринадцатом году, говорится о двух соседях и близких друзьях, Демьяне и Фоке.

источник

Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» написана в 1815 году. Она неизменно входит в сборники лучших басен поэта, настолько ярок и самобытен ее язык, прост для восприятия сюжет и очевидна мораль.

В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, оживляющих произведение, делающих его доступным для людей любого социального статуса. По нему можно изучать историю нашего языка. Но почти все они нуждаются в пояснении, так как употреблены либо в переносном смысле, либо их смысл вовсе ускользает от современного читателя, сводя на нет «назидательные» усилия великого баснописца.

В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» — «слушает враки», «у людей слыхала» вместо привычного нам «от людей слыхала», устаревшее союзное слово «ежели» в значении «если», наблюдается перенос ударения в слове «вертит». Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Выражение «завести очки» надо понимать не в прямом значении, а в значении «ввести в обиход». Малоупотребительная сегодня «дюжина» — это мера счета, равная 12.

Значение выражения «невежда вещь …гонит» также требует пояснения: «гонит» – значит «подвергает гонению», отвергает, запрещает. Поэтому конструкцию «толк к худу клонит, гонит» можно считать примером градации – не просто ругает, но и запрещает.

Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак». Слово «пропасть» приобретает в басне новое, бранное значение, отдаленно приближающееся к значению «досадное непреодолимое препятствие, нечто, мешающее достижению цели». Оно выражает досаду и разочарование Мартышки, ожидающей немедленного результата и чувствующей себя обманутой.

Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) — для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.

В тесте есть пример многосоюзия – «то прижмет, то нанижет, то понюхает, то полижет», который вкупе с глаголами «достала, вертит» образует длинный ряд однородных сказуемых, иллюстрирующих множественность, хаотичность действий персонажа.

Среди других средств художественной выразительности — удивительные метафоры «слаба глазами стала (стала хуже видеть)», «брызги (осколки) засверкали», «толк клонит к худу (очерняет, хулит)», «знать цену (оценивать по достоинству)», инверсия – «все про очки лишь мне налгали», антитеза – «полезна вещь – толк к худу клонит, … гонит».

Басня содержит мораль и редкое в баснях Ивана Андреевича личное отношение автора к описываемой ситуации – вводный оборот «к несчастью». Поэт не боится намекать на невежд из числа знати.

Недалекая суетливая мартышка, несмотря на возраст, не приобрела никакого опыта — она и в зрелых годах является наилучшим олицетворением тех пороков, которые поэт обличает в басне. А он высмеивает людей, которые прислушиваются к мнению авторитетов, но толкуют его на свой лад, воспринимают информацию поверхностно, некритично, бездумно копируют чужой опыт. Басня является прекрасной иллюстрацией красоты и емкости русского языка, отличного владения автора словом при внешней простоте и лаконичности выражений. Она обличает самомнение, самодовольство скорых на суд невежд.

источник

Крылов в своей басне рассказывает нам про Мартышку, у которой ухудшилось зрение. Она решила помочь себе и обзавестись очками, такими как у людей. Однако она никогда не носила очки, и пользоваться ими она тоже не умела.

Когда Очки Попали к ней в руки то Мартышка начала прикладывать их к темени, то вертела их, надевала на хвост, нюхала и лизала.
В этой басне автор показал нам Мартышку глупой и невежественной. Так как она разозлилась на то, что не может применить очки и разбила их. Таких людей как Мартышка называют невеждами.

Героем данной басни выступает животное (примат) со своими особенными чертами характера И поведения, присущие человеку. Автор показывает нам негативные стороны людей и высмеивает их, что бы читатель понимал как правильно надо себя вести.
Я думаю, что герой басни Крылова был подобран правильно, так как в реальной жизни мартышка олицетворяется с глупым приматом. А в литературной среде ее часто используют для данного образа. Как и любое другое произведение данного жанра это Басня ироничная.

Читая ее, мы понимаем, что дело идет о невежде, который взялся за дело, которое ему незнакомо. Автор высмеивает в этой басне не самого героя, а всех невежд, которые так себя ведут.
Мораль басни: Прежде чем приступить какому либо делу, сначала этому нужно поучиться. Не следует браться без подготовки за то, в чем ничего не понимаешь. А если взялся и у тебя ничего не получается, не нужно говорить, что это бесполезное занятие.

Нельзя судить о том, в чем не разбираешься и не понимаешь.

Мартышка и очки (Крылов Иван Андреевич Басни)Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. “Тьфу […].

Анализ басни “Стрекоза и муравьи”Басня Л. Н. Толстого написана в прозаическом стиле. Герои басни – Муравьи и Стрекоза. Автор представляет нам муравьев как трудолюбивый народ, Стрекоза же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал. Басни И. Хемницера, И. Крылова и Л. Толстого похожи сюжетом […].

Решение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫРешение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ с. 34. Стрекоза и муравей (И. А. Крылов) И. А. Крылов изобразил Муравья трудолюбивым и старательным. Вступление: “Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропел; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза”. Мораль: “Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!” И. А. Крылов говорит о […].

Анализ басни Крылова “Лягушки, просящие царя”Басни И. А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к “низким” жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне “Лягушки, просящие царя” героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория […].

Читайте также:  Как начисляют очки в варфейс

Мораль басни или Актуальность Басни в современном миреСочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […].

Краткое содержание: Зеркало и Обезьяна (Крылов)Зеркало и Обезьяна Персонажи этой басни – Мартышка и Мед­ведь. Мартышка увидела свое отражение в зер­кале, однако не признала себя в этом отражении. Она решила, что видит кого-то, похожего на ее знакомых. Мартышка поделилась впечатлением от увиденного с Медведем: Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки […].

Анализ басни Рыбьи пляски Крылова (Крылов И. А.)В басне рассказывается, что Лев, слыша жалобы на богачей, на сильных мира сего и на судей, отправился осматривать свои владения. Вскоре он наткнулся на Мужика, жарившего живьем на сковороде рыб. Тот, отвечая на вопросы Льва (царя), сказал, что он и народ (рыбы) собрались его приветствовать, оттого они и машут головами и хвостами. Лев поверил, лизнул […].

Мораль басни Вороненок и ее анализ (Крылов И. А.)К 1811 году относится “Вороненок” с “моралью”, утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор – вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и “взманило” Вороненка, подбило его на подвиг. […].

Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ (Крылов И. А.)“Пчела и Мухи” – басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню “Муха и Пчела”, где характер “трудолюбивой” хвастуньи 1808 года (“Муха и дорожные”) будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве. В басне “Пчела и Мухи” поэт рассматривает […].

И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзо­па и Лафонтена это Ворон, а у […].

На тему “Басни в мировой литературе”Что называется басней, и каковы ее главные признаки? Басня – это небольшое, большей частью стихотворный рассказ поучительного характера, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы. Главная мысль называется моралью. Она может находиться как в начале, так и в конце басни. Обязательным для басни является использования аллегории, сатиры, иронии. Аллегория (в переводе с греческого означает […].

Сочинение на тему басни И. КрыловаБасни И. А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животных, насекомого и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, “одной бровью подмигивают на людей”. Итак каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню “Демьянова похлебка”, […].

Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни (Крылов И. А.)“Рыбьи пляски” – известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, “черновой”, ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, “в духе” прогрессивной русской литературы. У первого, “чернового”, варианта неблагоприятная для властей развязка. […].

Почему мне нравятся Басни И. А. КрыловаС детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение – а оно в басне присутствует обязательно – понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери […].

Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И – А –Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, “согласие в товарищах” – это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого […].

Особенности жанра басниБасни И. А. Крылова Урок посвящен особенностям жанра басни и изучению басен И. Крылова. Школьники получают Предварительное домашнее задание : прочитать басни (можно по вариантам, по три-четыре) “Волк и Ягненок”, “Мартышка и Очки”, “Волк на псарне”, “Стрекоза и Муравей”, “Петух и Жемчужное зерно”, “Слон и Моська”, “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Демьянова уха”, “Свинья под […].

Анализ басни Крылова “Обоз”Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня “Обоз”. Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных […].

Мораль басни Квартет (Крылов И. А.)В басне “Квартет” Крылов дерзко осмеял высший государственный орган царской России, Государственный совет, который был учрежден в 1810 году и включал в себя 4 департамента. Его члены никак сразу не смогли разместиться по разделам, а пересаживались из одного в другой. Разностопный ямб, использованный автором, замечательно передает содержание басни. Размер стиха, краткость строк, частое повторение твердого […].

Анализ басни Л. Глибова “Щука” (1858 г.)Тема : изображение суда (его несправедливость и зависимость от господствующих классов) над Щукой, которая совершала разнообразный вред в пруду его жителям и получила приговор вернуться снова в реку. Идея: осуждение действий судопроизводства, их легкомысленность, бестолковость, а через образ Лисицы – коварства, хитрости, взяточничества. Основная мысль: “Как не мудрствуй, а правды нигде Концов нельзя похоронить…”. Судьи […].

Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ (Крылов И. А.)В басне “Чиж и Еж” (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, […].

Вопросы с ответами по теме “Басни в мировой литературе”Что называется басней, и какие ее главные признаки? Басня – это небольшой, большей частью стихотворный рассказ поучительного содержания, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы. Ведущая мысль басни называется моралью. Она может находиться как в начале, так и в конце произведения. Обязательным для басни является использование аллегории, сатиры, иронии. Аллегория – это такой художественный […].

Эзоп – основатель жанра басниДревнегреческий полулегендарный баснописец. Имя Эзопа встречается в работах историка Геродота (V ст. до н. э.), который сообщает, что Эзоп жил на острове Самосии, был рабом с физическими недостатками, со временем стал свободным, писал басни. Сборник Эзопа содержит 426 басен, написанных прозой. Произведения его краткие, мораль довольно прямая и лаконичная. Например, мораль басни “Ворон и Лисица” […].

Мораль басни Два мужика и ее анализ (Крылов И. А.)Говоря о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне (в басне ли?) “Два Мужика” (1824), известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и “по […].

Тема. И. А. Крылов. Басня “Ворона и Лисица”Цель: учить выразительности чтения, осмеяние пороков: хитрости и глупости, воспитывать лучшие человеческие качества. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Найдите и прочитайте строчки, которые говорят о глупости Мартышки. – Поняла ли Мартышка, что в зеркале она увидела себя? – Что ответил Медведь на Мартышкины слова? – Как отнеслась Мартышка к ним? […].

Вопросы и ответы к теме “Басни И. А. Крылова”Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов? Каждая басня Крылова – это “ларчик с секретом”. В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне […].

Мораль басни Лев и ее анализ (Крылов И. А.)Обратимся к басне 1830 года. Ее название “Лев”. Просто “Лев”, без “и”. Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая […].

Мораль басни Крестьянин и Змея и ее анализ (Крылов И. А.)Крыловская тема “Змея”, змея “умная”, маскирующаяся, хитрая, выявляет как свое несомненное достояние мудрость народа и общества: как ни умна Змея, как ни изощрена она в своих метаморфозах, ей никого не удалось обмануть даже соловьиным голосом. Ни умом своим, ни наглостью своей. Подумать только, до чего дошло: ведь она хотела у Крестьянина детей нянчить. В няньки, […].

Мораль басни Соловьи и ее анализ (Крылов И. А.)Не единожды поэт говорил о жестокой несвободе подлинного искусства в крепостническом обществе, предвосхищая дальнейшее развитие этой темы у Пушкина, Гоголя, Герцена, Островского. Крыловские “Соловьи” (1824) “метят” во многое, что было известно поэту, и во многое из того, что раскроется лишь в грядущие десятилетия – так реально и прозорливо было его обобщение. Кстати, очень простое и […].

Мораль басни Пестрые овцы и ее анализ (Крылов И. А.)В басне “Пестрые овцы” Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит – а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах […].

Мораль басни Госпожа и две служанки и ее анализ (Крылов И. А.)Безрассудным мотовством русский барин себя прославил в Москве и Петербурге, Париже и Риме. Но он прославил себя не менее, а более и рассудительным приобретательством, терпеливым и настойчивым. Только не на международной арене, а где-то в закуте, в глуши, в каком-нибудь Неелове, Неурожайке – тож… Прославил. Об этом Крылов расскажет в басне 1816 года “Госпожа и […].

Мораль басни Гуси и ее анализ (Крылов И. А.)Басня “Гуси” – одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков (как склонны думать некоторые ученые),- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип “первородства”, родовитости, […].

Мораль басни Совет мышей и ее анализ (Крылов И. А.)“Совет Мышей” – басня о совете хвостатых, куда не следует допускать бесхвостых. И наконец в мучном ларе Открыто заседанье… Хвостатых. На котором тем не менее оказалась бесхвостая крыса. Что и взволновало молодого мышонка. “Где ж делся наш закон?” – спрашивает он седую Мышь. На этот голос возмущения молодого мышонка последовал успокоительный ответ старой Мыши: …”Молчи! […].

Мораль басни Лжец и ее анализ (Крылов И. А.)Крылов с его изумительным чувством реальности, то есть социальности, всегда выявлял, рисуя живую картину жизни, социальную природу того или иного “общечеловеческого” порока. Для своего времени выявил, полагаем, он и социальную природу лжи как явления общественного, выведя тип лжеца как тип, социально значимый. С этого Крылов и начинает своего “Лжеца”. Возвратившись из дальних странствий, дворянин (возможно, […].

Эволюция басни КрыловаПочему же Крылов не выступил в жанре басни в то время, когда она была уделом третьестепенных литераторов, т. е. когда обращение к басне больше соответствовало его литературному положению? Теперь же, получив признание в качестве комедиографа, он навсегда оставляет театр, делая выбор в пользу другого жанра. Весь путь Крылова в литературе представляет движение к жанрам, которые […].

Мораль басни Осел и ее анализ (Крылов И. А.)[center][/center]Басня 1830 года “Осел” рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее Содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, – он просто Осел в подлинности […].

Сочинение на тему “Басни Крылова”Крылов Иван Андреевич – знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений – это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича “Квартет” учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема […].

Мораль басни Сочинитель и Разбойник и ее анализ (Крылов И. А.)На опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне “Сочинитель и Разбойник” осуждается Сочинитель на страшные муки – вечно гореть в геенне огненной. Удались обвинения в адрес писателя. Они дышат гневом и злобой. Совершенно очевидно, что Крылов знал, о чем […].

Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.)Басня “Волк и Ягненок” относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя – в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […].

Социально-политические басни КрыловаБасни, Первая книга басен Крылова, вышедшая в 1809 г., имела ошеломляющий успех. В пору острой борьбы между сентиментализмом, классицизмом и рождающимся романтизмом реалистические басни Крылова одержали верх: они были признаны всеми. Народный взгляд на жизнь, мужицкий дух определили его басенное творчество. За три десятилетия Крылов написал 204 басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Они […].

Читайте также:  Что за слово футбол девочка очки

Чему учат нас басни, на примере басен Лафонтена и КрыловаОдной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня – короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чему учит нас басня? Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как […].

источник

Следит за организацией рабочего места.

Встали, подравнялись, а теперь сядет тот, кто стоит справа от Саши, слева от Оли ,сзади от Вити, теперь сядет ряд, тот кто стоит слева от доски, справа от доски, все остальные могут сесть.

Демонстрируют готовность к уроку

Садятся по указанию учителя

Саша прочитай мне слоги сверху вниз.

Придумайте к каждому слогу слово так, чтобы слог был вначале слова, в середине, в конце

ра — ра — ра -Кате спать пора;

ро — ро — ро — на полу стоит ведро;

ры — ры — ры — летают комары;

ор — ор — ор — подмели мы двор.

Читают вместе с учителем, потом по очереди

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были дочитать отрывок из рассказа Саши Черного «Дневник фокса Микки»-о Зине, о еде и о корове.

Ребята как вы поняли ,кто такой Микки?

Почему отрывок из Саши Ч. называется «о Зине, о еде и о корове.»

Почему Микки в своем дневнике ставит три звездочки?

Где Микки берет карандаши?

Микки возмущается потому, что ему кажется что люди много едят, а корова дает слишком много молока

Микки видал в детских книжках: когда человек делает прыжок к новой мысли, он ставит три звездочки..

— Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя Ивана Андреевича Крылова, а именно с басней

Крылов Иван Андреевич(1769 — 1844)- русский писатель, баснописец. Он написал более 200 басен. В 1809 году вышла первая книга басен.

— Ребята, а как вы думаете что такое басня?

На самом деле басня-это краткий рассказ, чаще всего в стихах, который нас чему то учит на примере животных и неодушевленных предметов.

Ребята на доске вы видите слова, сейчас внимательно все вместе прочитаем эти слова, а как вы думаете что такое:

Старинная мера поштучного счета, равная двенадцати Темя- часть поверхности головы животного, лежащая между лобной и затылочной областями.

недостаток знаний, необразованность

Читает учитель, книги у детей закрыты:

Мартышка к старости слаба глазами стала;

Что это зло еще не так большой руки:

Очков с полдюжины себе она достала;

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Теперь встали, глазки закрыли, нарисовали овал закрытыми глазами, теперь треугольник, квадрат, открыли глазки поморгали .

Первичное восприятие басни

Кто написал басню мартышки и очки

Почему вам понравилась басня?

Вторичное прочтение басни

Читают по ролям (автор и мартышка)

Обращают внимание на восклицательные знаки и ударение.

А как выглядит мартышка, как бы вы её описали?

А почему Крылов называет мартышку невеждой?

А человек может быть невеждой?

в баснях определенное животное символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку.

Ребята у каждой басни есть своя мораль, может кто нибудь знает что такое мораль?

А как автор относится к мартышке?

Получается автор высмеивает людей похожих на нашу мартышку ничего не смыслящую в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством она только смешит всех вокруг.

Кто найдет мораль этой басни и зачитает нам.

Чему нас может научить басня?

Мартышка глупая, не образованная.

Крылов называет мартышку невеждой, потому что мартышка не знает как пользоваться очками и разбивает их не разобравшись в их предназначении.

Мораль — это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле.

Кто то находит и зачитывает

Не делать поспешных выводов.

Дома вы выучите наизусть басню «Мартышка и очки»

С каким жанром мы сегодня познакомились на уроке?

Кто написал басню «Мартышка и очки»?

Сколько И.А. Крылов написал басен?

Какая мораль в басне И.А. Крылов«Мартышка и очки»?

Мораль — это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле.

Невежество мартышки сказывается на всех окружающих и простоту и недалекость у неё скрыть не получается.

источник

Меню статьи:

Иван Андреевич Крылов выдающийся русский писатель, поэт, публицист, издатель просветительских журналов и непревзойденный баснописец. В этой статье мы заинтересованы в анализе произведения «Мартышка и очки». Жанр басни – излюбленный вид литературной деятельности Крылова. По сути, басней является короткий рассказ, изложенный в стихотворной форме, который обычно отличается ироничной направленностью сюжета и включает поучительную часть – мораль. Главное в басне – это возможность писателя при помощи аллегории, используя в качестве действующих персонажей образы различных животных, изобличать и высмеивать недостатки человеческой натуры или определенной части общества. Прикрываясь, словно маской, удивительными и чудаковатыми образами животных, поэт указывает на недостатки высших представителей власти или светского общества, при этом остающимися безнаказанными со стороны цензуры. В истории русской литературы Крылов – не единственный баснописец, использующий наработки гениальных предшественников: Эзопа, Лафонтена и других.

«Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство автора, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Глупость, праздность и самодовольство Крылов считает наибольшими проблемами человеческой натуры. Особенно, как отмечает писатель в басне, если эти недостатки присущи человеку, наделенному властью.

Иван Андреевич Крылов написал басню «Мартышка и очки» после окончания Отечественной войны 1812 года. Эта война на территории России длилась менее одного года, но показала полную бестолковость большинства высокопоставленных чиновников. Победа в этой позорной войне считается достижением исключительно героизма русских солдат и офицеров.

Дорогие наши читатели! Предлагаем вашему вниманию анализ басни Ивана Крылова “Ворона и лисица”, где в интересной форме описано, как не дать себя обмануть и обольстить.

Читатель, наверняка, знаком с произведением Льва Толстого «Война и мир», где автор описывает роль крестьян, призванных в солдаты, в ходе русско-французской войны 1812-го года. Например, внимание привлекает фигура Платона Каратаева. Крылов, похоже, согласен с Толстым, что порой мудрость «русского мужика» превосходит понимание жизни аристократа. Так, Платон Каратаев учит жизни Пьера Безухова, потерявшегося в ценностных ориентациях. По мнению Крылова, слишком много человеческих жизней положили на алтарь победы командиры и военачальники. Причина – глупость, тщеславие и некомпетентность людей, занимающих незаслуженное место во властных кабинетах.

Однако, хоть и причиной, вдохновившей Крылова к созданию басни, послужила война, нравственный аспект басни трактуется гораздо шире. Не только в девятнадцатом веке, но и в современном мире, актуальность басни нисколько не уменьшилась.

Дорогие любители творчества Ивана Крылова! Предлагаем ознакомиться с басней “Свинья под дубом”, где делается акцент на том, как невежественные люди порицают свет знаний, пользу от науки и образования, не видя смысла в просвещении.

Во все времена глупые, необразованные, чванливые, самодовольные люди всеми силами стремятся к власти. Опасность от деятельности таких невежд особенно велика в научной сфере. Новые открытия, разработки и достижения, оказываясь в руках несведущего человека, наделенного властью, однозначно не приносят пользу человечеству. Довольно часто наблюдается нецелесообразное использование ресурсов или научно-технических достижений. Народная мудрость в таких случаях гласит: «Забивать гвоздь микроскопом».

Вот именно с такой проблемой общества сражался при помощи искрометной иронии и поэтического таланта Крылов. Образ глупенькой и несведущей Мартышки с первых строк басни пронизан юмором и сарказмом.

Главная героиня, столкнувшись с проблемой: «…слаба глазами стала», – пытается выйти из трудной ситуации при помощи непроверенных слухов, то есть принимает решение не обдумано и на скорую руку. Проблему Мартышка считает незначительной и не пытается детально изучить все обстоятельства дела:

Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки…

Однако, добившись поставленной цели: «Очков с полдюжины себе она достала», – решить проблему героине крыловской басни так и не удается.

Необразованность и примитивизм в сочетании с высокомерием и чванливостью помешали Мартышке добиться успеха. Решение лежало совсем близко, следовало приложить немного настойчивости, трудолюбия и просвещения, и рациональные усилия помогли бы исправить ситуацию. Но, увы, основная проблема именно в этом и заключается. Если человек невежествен, но уверенно считает себя просвещенным, то результат деятельности такой личности будет идентичен разочарованию Мартышки.

Не разобравшись в ситуации до конца, героиня басни убеждена в обмане. Безапелляционно обвиняя всех вокруг, Мартышка уверенно утверждает, что проблему со зрением при помощи очков решить невозможно:

«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них»…

Важно отметить, что в басне Крылов не просто с иронией отмечает неверное применение очков Мартышкой. Героиня писателя могла ведь просто оставить попытку использовать увеличительные стекла и все. Но животное именно разбивает новомодное приспособление вдребезги:

Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали…

Когда недальновидный облеченный властью чиновник просто откладывает рассмотрение нового проекта в дальний ящик или, не разобравшись досконально, отсылает на доработку – это еще полбеды. Куда хуже, когда горе-начальник принимает радикальные решения, при этом совершенно не имея понятия о реальной пользе проекта:

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит…

Морально-нравственный аспект текста Крылов изложил довольно просто, но при этом достаточно точно. Нужно, несмотря на «Мартышек», не сходить с пути просвещения. Не позволять подобным «Мартышкам», которые только и могут, что испытывать очки хвостом да языком, заниматься не своим делом. Особенно важно не допустить таких вот «Мартышек» к власти.

источник

Урок «Басни И.А.Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА

Отдел образования администрации Ворошиловского района города Донецка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

  1. Всероссийского дистанционного конкурса для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку урока с мультимедийным сопровождением

«Басни И. А. Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю»

(урок – литературная студия)

Харлап И.А. – учитель начальных классов

Урок литературного чтения (3 класс)

Тема. Басни И. А. Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю.

Цели: познакомить обучающихся с баснями И.А.Крылова; сформировать умения определять особенности басни; научить выделять мораль в текстах, различать речь автора и героев, изображённые события и скрытый смысл; развивать читательскую компетентность, интеллектуальные и творческие способности, поэтический слух, творческое и воссоздающее воображение и ассоциативное мышление, навыки беглого чтения; воспитывать активного читателя, любовь к русской литературе, уважение к творчеству баснописца.

Тип урока: интегрированный урок с элементами интерактивного обучения.

Форма урока: урок – литературная студия (с использованием игровых, мультимедийных технологий).

Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг И.А.Крылова для детей, выставка иллюстраций к басням «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; карточки (текст речевой разминки, задания); презентация «И.А.Крылов».

Формы работы: фронтальная, работа в группах, парах.

Методы и приемы: слово учителя, беседа, выразительное чтение и анализ басен, ролевая игра, мозговой штурм, самооценка.

(Каждый обучающийся определяет свой эмоциональный настрой на урок в градусах: от 1 до 5.)

ІІ. Проверка домашнего задания (с.132-133, чтение текста о И.А.Крылове)

Проверьте себя, внимательно ли вы читали.

Викторина «Продолжите предложение»

Иван Андреевич Крылов родился в … (Москве).

Он без помощи учителей овладел … (русским языком, математикой, изучил французский и итальянский языки).

Более тридцяти лет он проработал в … (Петербургской публичной библиотеке).

И.А.Крылов написал более … (200) басен.

В чем секрет басен И.А.Крылова?

В каких источниках можно найти информацию о Крылове?

«Дедушка Крылов» — так назвал его народ, выразив этим свою любовь к великому русскому баснописцу. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Если прочтете это имя справа налево, то сразу все поймете.

Какой вывод можно сделать из прочитанного вами дома материала?

— Прочитайте текст, определите его жанр. (Это басня.)

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

— Прочитайте отрывок с «ворчащей» интонацией (с интонацией удивления, интонацией восхищения, с веселой интонацией).

— Прочитайте отрывок из басни выразительно.

ІY. Актуализация опорних знаний

Подготовительная работа. Слово учителя.

Популярность басен была огромна. Их знали даже императоры Александр І и Николай ІІ. Русский поэт Петр Андреевич Вяземский писал:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Y. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с иллюстрациями (один ученик из каждой группы представляет работы обучающихся).

1 группа — иллюстрации к басне «Мартышка и Очки».

2 группа — иллюстрации к басне «Зеркало и Обезьяна».

3 группа — иллюстрации к басне «Ворона и Лисица».

Ребята, посмотрите на иллюстрации к произведениям И.А Крылова.

— Сформулируйте самостоятельно тему и цели урока.

Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством замечательного русского баснописца. Александр Сергеевич Пушкин очень любил Ивана Андреевича Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

Каждая группа уже выступила в роли художников — иллюстраторов. Сегодня вы попробуете себя в роли поэтов, актёров (в конкурсе инсценированной басни) и критиков.

И.А. Крылов писал: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

— Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.

В конце урока мы выслушаем ваши ответы и подведем итог нашей работы.

Чтение басни «Мартышка и Очки» (с.134-135) обучающимися

(1 группа) с последующей беседой:

— Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?

— Чтобы текст басни был нам понятен, определите значение слов (задание на карточке).

(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).

— Ребята, почему И.А.Крылов выбрал для своей басни именно Мартышку?

— Соответствуют ли действия Мартышки тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются).

— Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли).

Читайте также:  Кто кому засадил в очков

— В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне забавным, смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть).

— Прочитайте слова автора (мораль басни). Важен ли этот вывод для нас?

— Если бы в басне не было морали, можно догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в басне? (Высмеивается человек – невежда).

— Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них. Кому сложно, то можете воспользоваться подсказкой (задание на карточке).

Невежда — необразованный человек, неуч, недоучка, невежа — грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения. Невежа — грубиян (синоним), невежда – эрудит (антоним).

Скачем мы на правой ножке

(прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп! (присели). Немного отдохнем.

И с лужайки в класс пойдем

(ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).

YІІІ. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение (с остановками) басни «Зеркало и Обезьяна» (с.136) обучающимися (2 группа) с последующей беседой:

Как вы считаете, исходя из названия, о чем может быть данный текст?

Зеркало и Обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

— Кто мог быть рядом?
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», — говорит, — «кум милый мой!
Что это там за рожа?

— Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

— Узнала ли она себя в нем?
А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».

— Что ответил Медведь?
— «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

— Как вы думаете, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

Таких примеров много в мире:

не любит узнавать никто себя в сатире.

— Как вы понимаете значение слова «сатира»?

— Найдите значение этого слова в «Толковом словаре русского языка» под ред. проф. Д. Ушакова (1 обучающийся у доски).

— Запишите в рабочую тетрадь это определение.

Сатира – это произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток.

3. Работа с иллюстрацией к басне.

— Рассмотрите рисунок к басне (с.137) и найдите в тексте строки, соответствующие ему.

— Какие строки басни стали крылатым выражением? («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»).

Запишите их в рабочую тетрадь.

— Сравните слова из басни и народную пословицу «Других не суди, на себя погляди».

— Поиграем в театр. Попробуйте, читая басню, изобразить Мартышку.

5. Прослушивание аудиозаписи басни «Ворона и Лисица» (исполняет Анатолий Дмитриевич Папанов – советский актер театра и кино).

— Почему Иван Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

7. Самостоятельная работа. Игра «Найди лексическое значение слова» (задание на карточке)

— Установите соответствие между словами и их лексическими значениями

А. Внушающий отвращение, омерзительный

Б. Лицемерное, угодливое восхваление

В. У птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

Г. Взобраться с усилием на что-то высокое

(Ключик: 1 – Б, 2 – А, 3 – Г, 4 – В)

8. Работа со словариком (с.220)

— Найдите и прочитайте лексическое значение слова. (Пленил – привлек внимание, привел в восторг)

9. Чтение басни «Ворона и Лисица» обучающимися (с.137-138)

— Предлагаю вам на несколько минут стать актерами и выразительно прочитать басню по ролям.

— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

— Как изображает Лисицу Крылов? (Она хитрая, ловкая, коварная)

— Прочитайте слова, характеризующие ее. ( Плутовка к дереву на цыпочках подходит; / Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит / И говорит так сладко, чуть дыша…)

— Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите в тексте и прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

— Как Крылов передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

— Образ какого человека воплощает в себе Ворона? (Глупого, невнимательного)

— Почему эта история случилась с Вороной?

Как Лисице удалось достичь своей цели?

А сейчас, ребята, поработайте в парах.

Обсудите , как баснописец относится Лисице и Вороне: с завистью, с любовью, с нежностью, с состраданием, с юмором, с восхищением? Почему вы так думаете?

— Приготовьтесь к выразительному чтению в лицах одной из басен.

Мораль – это … (отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение).

1. Угадайте название басни по морали.

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна… (Ворона и Лисица.)

2. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. (Мартышка и Очки.)

3. Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра. (Зеркало и Обезьяна.)

— Отгадайте, к каким басням эти иллюстрации.

— Составьте синквейн к слову «Крылов»

— Составьте монолог по алгоритму:

Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.

Кому и в каком городе благородные потомки установили этот памятник?

Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – … (хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость) называется … (басней).

Метод «Прогноз погоды» (определение эмоционального настроя на конец урока в градусах: от 1 до 5).

1 . Выразительно читать басни, повторить понятия «басня», «мораль» .

2. Выучить одну из басен наизусть.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Определите лексическое значение слов

(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).

Работа в паре «невежа» или «невежда»?

— Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них.

(Ключик: невежда — необразованный человек, неуч, недоучка, невежа — грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения).

Невежа — грубиян (синоним), невежда – эрудит (антоним).

Установите соответствие между словами и их лексическими значениями

А. Внушающий отвращение, омерзительный

Б. Лицемерное, угодливое восхваление

В. У птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

Г. Взобраться с усилием на что-то высокое

1. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.

2. Иван Андреевич Крылов. Басни. Пьесы: Иван Андреевич Крылов — Москва, Мир книги, Литература, 2006 г. — 400 с.

3. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д.Ушакова. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2007. — 752 с.

4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. — С. 76- 84.

источник

Конспект урока по литературному чтению, на тему басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Составлен по всей правилам ФГОС НОО.

Цель: Создать условия для обобщения знаний о жанре басни; познакомить с басней «Мартышка и очки»; выявить особенности этого произведения. Использовать ИКТ на уроке с целью выявление особенностей данной басни.

Обучающая — учить детей искать в произведении смысл, понимать главную мысль, определять настроение произведения, выявлять мораль в басне, работать с интерактивным материалом.

Развивающая – развивать мышление, внимание, память; формировать навыки чтения; обогащать речь учащихся;

Воспитывающая – воспитывать любовь к литературе, нравственные ценности, умение слушать других, уважение к чужому мнению, интереса к родному языку.

умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

умение ориентироваться на развороте страниц учебника.

— умение слушать и понимать других;

— умение оформлять свои мысли в устной форме.

умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

— умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

— умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Методы и приемы: диалоговый, игровой; словесные, наглядные, работа с учебником.

Подведение итогов. Рефлексия.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

— Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

— На уроке литературного чтения мы читаем. Чтобы подготовить наши язычки, проведём речевую разминку.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

-Ребята, все мы с вами знаем великого русского писателя А. С. Пушкина?

-Его произведение «Сказка о царе Салтане» вам знакомо?

-Тогда вы справитесь с моим заданием очень быстро. Готовы? (Слайд с кроссвордом)

Вопросы:
1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

4. Имя молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

— Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем снова с вами работать?

-Вспомним, а какие особенности отличают басню от других жанров литературы? (Слайд. Появляется после всех ответов детей)

-А чьё имя вы вспоминаете, когда слышите слово «басня»?

-С творчеством великого баснописца мы с вами уже знакомы. Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней. Только, ответьте мне на вопрос, кто из вас хоть раз видел мартышку?

-Где вы её видели? Расскажите, как она себя ведёт?

-А кто видел мартышку в очках?

-Хотите, Иван Андреевич расскажет вам о такой мартышке?

-Какие цели поставим перед собой на уроке?
1. Познакомится с басней «Мартышка и очки»
2. Выявить особенности этого произведения
3. Выявить характеры героев.

4. Узнать значение новых слов.

-Я буду читать вам это произведение. Слушаем внимательно и постарайтесь увидеть картину, которую передаёт нам автор.

-Какие мысли и чувства вызвала у вас басня?

-Посмотрите на доску. (Слайд-слово «Невежда»). Подумайте, что значит это слово?

-Невежда-это малообразованный человек. Посмотрите на второе слово. (Слайд-«Невежа»). Что оно значит?

-Невежа-грубый, невоспитанный человек. Обратите внимание на правописание этих слов, в чём их различие?

-Одна буква смогла полностью поменять смысл слова. Какие из данных слов встречаются в тексте басни?

-Теперь прочтите басню самостоятельно, про себя.

-Ребята, почему при чтении басни хочется улыбнуться?

-С какой интонацией мы будем читать строки о том, как она надевала очки?

-Попробуйте изобразить мимикой эту злую мартышку!

-А каким одним словом мы можем заменить слово «мораль»?

-Давайте поработаем над языком этой басни, он достаточно сложный. (Слайды)

1. Прочитайте развязку-«Зло не так большой руки». Что это значит?

2. Замените одним словом выражение « Лишь стоит завести очки».

3. Подберите синоним к слову нанижет.

4. Что значит фразеологический оборот «Проку на волос нет»?

5. Подберите синонимы к словам: прок – польза; враки — неправда, обман, ложь; налгали – обманули.

6. Синоним к слову хватила?

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

-Сидя за партами, быстро поморгаем. Затем закроем глаза и посмотрим вправо, влево, вверх, вниз.

-Ребята, а покажите мне, как Мартышка хватила очки о камень?

— Как вы понимаете выражение «брызги засверкали?»

-Давайте же найдём с вами мораль басни. Кто прочтёт мне её?

— Что же это значит, цена вещи?

-То он её ещё и гонит. Кто кого и куда гонит? Что значит эта фраза?

-Подберите синоним к слову-познатней?

-Название басни «Мартышка и очки» выражает идею или тему произведения?

-В каких тогда строчках заключена идея басни? Прочтите её!

-Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.

— А почему же предложение «Тьфу, пропасть» восклицательное?

-А почему она подумала, что люди её обманули?

-Мы ещё раз убеждаемся, что роль мартышки в этой басне подобрана не случайно. Именно это животное ассоциируется с глупым приматом.
-Вспомним, кого же называют невеждой?

-Интонация иронии здесь уместна?

-Я буду читать вам отрывок из басни, когда к Мартышке попали очки, а вы представите себя на её месте и покажите визуально, что она с ними делала, готовы?

Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;

— Разделимся на 3 группы. Первая группа готовит выразительное чтение и инсценировку басни. Найдите человека который будет читать басню, а кто проигрывать перед классом.
-Вторая группа подходит к интерактивной доске и с помощью маркеров рисует обложку для книги с этой басней. Представьте, что вы иллюстраторы И. А Крылова и он попросил вас помочь придумать обложку.
-Третья группа рисует афишу для рекламы представления 1 группы. Спектакль по нашей басне. Рисуем на ватмане.

-Молодцы, вы все безусловно творческие ребята! Посмотрите на экран. (Слайд). Выходите по одному и подчеркните маркером те слова, которые отражают или называют нравственные качества, которые высмеивает Крылов в этой басне.
самоуверенность, ложь, лень, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, невежество, зазнайство, хвастовство, назойливость.

-Так а почему же Крылов выбрал для своей басни именно мартышку?

-А теперь мы посмотрим мультфильм, где вслед за чтецом басни, будут появляться субтитры с словами из неё. Вы, полушёпотом, произносите их так, с какой интонацией читает их чтец.

-Ребята, мы сегодня проделали большую работу. Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке и что узнали?

-Вспомните цели, которые вы поставили перед собой. Достигли ли вы их? Кто достиг, покажите мне палец вверх, а кто не достиг, вниз.

-Вспомним план работы, который нам нужно было выполнить! (Слайд)

-Мы всего достигли и всё узнали?

-Посмотрите на доску, вы видите 2 колонки. Первая колонка с тучкой, вторая с солнышком. Если ваше настроение хорошее и вы довольны уроком, подойдите к доске и поставьте + в колонку с солнышком. Если нет, то – в колонку с тучкой.

-Дома придумайте и напишите басню, где высмеивается точно такой же человеческий порок.

-Всем большое спасибо за работу, до свидания!

источник