Меню Рубрики

Басни крылова мартышка и очки мораль

Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед. Понятное дело, для того чтобы от глупости избавиться нужно действовать в том числе и методами обличения.

Многие люди подобно мартышке в этой басни, действительно не понимают ценности чего-либо. Подобное проявляется по большей части от невежества или недостаточной образованности. Зависть тоже имеет свою роль, к примеру, кто-то видит чье-то умение или способность и тоже хочет обладать этим.

Только вот обладание никогда не равно самой способности и какому-либо умению. Об этом Крылов тоже говорит. Ведь очки действительно помогают и могут служить полезным инструментом, но глупая мартышка не знает как пользоваться этим инструментом, но слишком глупа чтобы понять собственную глупость.

Как поступают глупцы в подобной ситуации? Обвиняют во всем другого или других, начинают роптать на инструмент, но не на собственное неумение. Поэтому мартышка и считает очки ненужными и людей лжецами, которые только придумывают какие-то сказки про очки, которые могут помочь зрению.

Если бы мартышка знала как пользоваться очками, то получила бы пользу, но в итоге не получает ничего, так как глупа. Итогом глупости является только разрушение и недовольство, но самое печальное в участи мартышки, которая, вероятно, никогда не поймет в чем на самом деле дело. Заблуждения подобного типа невероятно распространены, но люди не могут такие заблуждения признать порой на протяжении всей своей жизни, поэтому остаются в невежестве и фактически слепцами.

Дабы «прозреть» нужно для начала хотя бы признать собственное невежество и хотя бы допустить возможность собственной глупости. Однако себялюбивая мартышка не способна на такое. Поэтому не может улучшить собственное зрение во всех смыслах.

Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую динамичную и образную пьесу, в которой присутствуют закадровые комментарии действий основных персонажей.

Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая в силу возраста начинает терять зрение, а поскольку является достаточно любопытным персонажем, собирающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, с точки зрения людей, огромным подспорьем для слабовидящих лиц.

Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным аксессуаром для глаз, не понимающей его практического применения.

Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме демонстрируя недальновидность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже пытающейся определить запах очков. В итоге считающаяся себя обманутой Мартышка в раздражении избавляется от ненавистного бесполезного предмета, разбив очки об пол, так и не осознав способ их применения.

Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда однородных членов предложения, описывающих бесполезность действий Мартышки, а также посредством включения в басню форм диалога, демонстрирующих легкость и увлекательность произведения.

Очки в басни являются символом знаний, которые, по мнению автора, должны применяться разумно и толково, в противном случае знания не приводят к положительному результату.

Образ Мартышки используется автором в качестве изображения невежественных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какой-либо проблемы, суть которой для них неизвестна и непонятна, при этом представляют себя в виде знающих и дальновидных представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать негативные оценки человеческим действиям и поступкам.

Моралью басни является авторское утверждение о необходимости получения знаний, образования, постоянного стремления к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных целей, в отсутствии которых человеческое существование становится бессмысленным.

Наверное, нет в целом мире ни одного человека, который бы не любил природу и не восторгался её великолепием. Бытует несколько ошибочное мнение, что человек — самое могущественное существо на всей планете.

Андрей Платонов – писатель и сын железнодорожника радовал мир русской литературы своим творчеством на восходе 20 века. Его рассказы имеют небольшой объем, чего не скажешь о смысле, так бережно заложенном автором.

Добрым человек должен быть потому, что мы пришли в этот мир для того чтобы оставить после себя хорошие воспоминания. Нельзя постоянно делать неприятности другим людям и при этом становиться счастливым человеком.

Роман «Дубровский» написан в 1833 году великим русским писателем: Александром Сергеевичем Пушкиным. Издание вышло уже после смерти автора в 1841 году. Мотивом повествования служит несчастливая романтическая любовь

В басне «Демьянова уха» знаменитого русского баснописца Крылова Ивана Андреевича, впервые опубликованной в одна тысяча восемьсот тринадцатом году, говорится о двух соседях и близких друзьях, Демьяне и Фоке.

источник

В этой статье представлены материалы о морали басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

«Мартышка и Очки».
Иллюстрация
А. П. Сапожникова

Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.

К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится». Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

«Всем известно, что очки действительно помогают зрению; но мартышка-то, видите, переколотила их как ни к чему не нужные, да еще и кричит, что обманули ее.

Басня «Мартышка и очки».
Художник А. Н. Комаров

Бывает так и меж людьми. Иной видит, что сосед его имеет выгоду, та том, на другом, вот и сам схватится за то же, но у него-то вместо прибыли выходит только убыток. Вот и давай кричать: «Пустое, братцы, дело; я сам испытал!». А пустое-то оно и вышло у него оттого, что он принялся за дело, не разумея его; всякое же дело, как говорит пословица, мастера боится.

Так оно и во всем, в самом малом деле: какой топор в руки ни возьми, а коли рубить не умеешь, так никакой топор не поможет.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова. «, ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

«Что же очки виноваты? Знание — те же очки. Вооружись ими толково — и многое разглядишь, о чем сослепу и не догадываешься. Только надо очки выбирать с толком; а за тем их не лизать, не на хвость низать, а надеть на глаза хорошенько! Идите же смело путем просвещения; не слушайте всяких мартышек, которые испытывали «очки» только языком да хвостом, и толкуют, будто в них нет проку. Не слушайте ни задорных мосек, ни тупых ослов. «

(книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

«Мартышка и Очки».
Иллюстрация К. И. Рудакова

«Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Невежда, берущийся за дело, для исполнения которого у него нет ни природных способностей, ни знаний, ни уменья («Квартет»), невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет («Осел и Соловей»), — эти невежды только смешны.

Гораздо опаснее тот невежда, который, не зная цены полезной вещи, толк свой про нее все к худу клонит, а если у него есть сила, то он ее гонит и истребляет («Мартышка и Очки»).»

(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

«. Мартышка, примерающая очки. Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

«. разряд невежд. которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне «Мартышка и Очки».»

(«И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Такова мораль басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

источник

Меню статьи:

Иван Андреевич Крылов выдающийся русский писатель, поэт, публицист, издатель просветительских журналов и непревзойденный баснописец. В этой статье мы заинтересованы в анализе произведения «Мартышка и очки». Жанр басни – излюбленный вид литературной деятельности Крылова. По сути, басней является короткий рассказ, изложенный в стихотворной форме, который обычно отличается ироничной направленностью сюжета и включает поучительную часть – мораль. Главное в басне – это возможность писателя при помощи аллегории, используя в качестве действующих персонажей образы различных животных, изобличать и высмеивать недостатки человеческой натуры или определенной части общества. Прикрываясь, словно маской, удивительными и чудаковатыми образами животных, поэт указывает на недостатки высших представителей власти или светского общества, при этом остающимися безнаказанными со стороны цензуры. В истории русской литературы Крылов – не единственный баснописец, использующий наработки гениальных предшественников: Эзопа, Лафонтена и других.

«Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство автора, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Глупость, праздность и самодовольство Крылов считает наибольшими проблемами человеческой натуры. Особенно, как отмечает писатель в басне, если эти недостатки присущи человеку, наделенному властью.

Иван Андреевич Крылов написал басню «Мартышка и очки» после окончания Отечественной войны 1812 года. Эта война на территории России длилась менее одного года, но показала полную бестолковость большинства высокопоставленных чиновников. Победа в этой позорной войне считается достижением исключительно героизма русских солдат и офицеров.

Дорогие наши читатели! Предлагаем вашему вниманию анализ басни Ивана Крылова “Ворона и лисица”, где в интересной форме описано, как не дать себя обмануть и обольстить.

Читатель, наверняка, знаком с произведением Льва Толстого «Война и мир», где автор описывает роль крестьян, призванных в солдаты, в ходе русско-французской войны 1812-го года. Например, внимание привлекает фигура Платона Каратаева. Крылов, похоже, согласен с Толстым, что порой мудрость «русского мужика» превосходит понимание жизни аристократа. Так, Платон Каратаев учит жизни Пьера Безухова, потерявшегося в ценностных ориентациях. По мнению Крылова, слишком много человеческих жизней положили на алтарь победы командиры и военачальники. Причина – глупость, тщеславие и некомпетентность людей, занимающих незаслуженное место во властных кабинетах.

Однако, хоть и причиной, вдохновившей Крылова к созданию басни, послужила война, нравственный аспект басни трактуется гораздо шире. Не только в девятнадцатом веке, но и в современном мире, актуальность басни нисколько не уменьшилась.

Дорогие любители творчества Ивана Крылова! Предлагаем ознакомиться с басней “Свинья под дубом”, где делается акцент на том, как невежественные люди порицают свет знаний, пользу от науки и образования, не видя смысла в просвещении.

Во все времена глупые, необразованные, чванливые, самодовольные люди всеми силами стремятся к власти. Опасность от деятельности таких невежд особенно велика в научной сфере. Новые открытия, разработки и достижения, оказываясь в руках несведущего человека, наделенного властью, однозначно не приносят пользу человечеству. Довольно часто наблюдается нецелесообразное использование ресурсов или научно-технических достижений. Народная мудрость в таких случаях гласит: «Забивать гвоздь микроскопом».

Вот именно с такой проблемой общества сражался при помощи искрометной иронии и поэтического таланта Крылов. Образ глупенькой и несведущей Мартышки с первых строк басни пронизан юмором и сарказмом.

Главная героиня, столкнувшись с проблемой: «…слаба глазами стала», – пытается выйти из трудной ситуации при помощи непроверенных слухов, то есть принимает решение не обдумано и на скорую руку. Проблему Мартышка считает незначительной и не пытается детально изучить все обстоятельства дела:

Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки…

Однако, добившись поставленной цели: «Очков с полдюжины себе она достала», – решить проблему героине крыловской басни так и не удается.

Необразованность и примитивизм в сочетании с высокомерием и чванливостью помешали Мартышке добиться успеха. Решение лежало совсем близко, следовало приложить немного настойчивости, трудолюбия и просвещения, и рациональные усилия помогли бы исправить ситуацию. Но, увы, основная проблема именно в этом и заключается. Если человек невежествен, но уверенно считает себя просвещенным, то результат деятельности такой личности будет идентичен разочарованию Мартышки.

Не разобравшись в ситуации до конца, героиня басни убеждена в обмане. Безапелляционно обвиняя всех вокруг, Мартышка уверенно утверждает, что проблему со зрением при помощи очков решить невозможно:

«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них»…

Важно отметить, что в басне Крылов не просто с иронией отмечает неверное применение очков Мартышкой. Героиня писателя могла ведь просто оставить попытку использовать увеличительные стекла и все. Но животное именно разбивает новомодное приспособление вдребезги:

Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали…

Когда недальновидный облеченный властью чиновник просто откладывает рассмотрение нового проекта в дальний ящик или, не разобравшись досконально, отсылает на доработку – это еще полбеды. Куда хуже, когда горе-начальник принимает радикальные решения, при этом совершенно не имея понятия о реальной пользе проекта:

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит…

Морально-нравственный аспект текста Крылов изложил довольно просто, но при этом достаточно точно. Нужно, несмотря на «Мартышек», не сходить с пути просвещения. Не позволять подобным «Мартышкам», которые только и могут, что испытывать очки хвостом да языком, заниматься не своим делом. Особенно важно не допустить таких вот «Мартышек» к власти.

Читайте также:  В новых очках резь в глазах

источник

Глубинные мысли в доступной форме – вот, что можно сказать о баснях талантливого русского поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова. Витиеватый слог, малая форма, короткие строфы, герои-представители животного мира, хлёсткие фразы, которые впоследствии станут крылатыми и обязательная мораль, объясняющая всё то, что хотел донести до читателя автор. Эти басни переживут и Крылова, и его время, потому что пороки, осмеянные автором, до сих пор, к сожалению, царствуют и процветают в обществе, оттого и басни его актуальны и злободневны.

«Мартышка и очки» является одной из самых известных басен у автора. Главная героиня произведения – предприимчивая мартышка. Годы берут своё, и в преклонном возрасте мартышка осознала, что глаза её хуже стали видеть. Однако отчаиваться она не стала, взяв пример с людей, раздобыла наша героиня очки, ведь давеча слыхала, что этот чудной «прибор» способен выручить ослабевшие глаза.

Но заиметь очки, как оказалось, это полдела – нужно знать, как ими пользоваться. И читатель понимает, что как раз этого мартышка не знала. Стала она импровизировать. Мартышка и лизала очки, и нюхала, и на хвост пристраивала каким-то образом, и крутила так-сяк, и к темечку прижимала, но ничего не выходило путного. В досаде и злости бросила мартышка очки о камень, разбив их на мерцающие осколки. Да ещё и молву обругала, мол, правды в россказнях про очки нет ни грамма, всё врут люди. Не помогли очки мартышкиным глазам.

Как водится в большинстве крыловских басней, в конце автор приводит мораль.

Примечательно, что мораль, заложенная в басне, может восприниматься по-разному. В силу возраста, образования, знания истории. С героиней всё понятно — не случайно автор выбрал мартышку, которая олицетворяет глупость, гримасничанье, бескультурье. А вот с трактовкой будет сложнее.

Вариант на поверхности: всему надобно знать предназначение, иначе даже умная штука потеряет ценность, ежели не понимать, как ею пользоваться. Вариант похитрее, который, собственно, и приводит буквально дословно автор – полезная вещь, попадая в руки знатного невежды, может быть не только не принятой и не понятой, но и изгнанной из пользования. Сколько раз мы наблюдали в жизни, когда власть предержащие не разобравшись, отвергали полезные инициативы.

И, наконец, самый сложный подтекст. Нужно помнить в какие времена жил автор – это было славное время становления академической науки в России, начатое ещё Ломоносовым. К сожалению, не всегда «у руля» Императорской академии наук оказывались достойные люди. Часто возглавляли этот институт выслужившиеся чиновники. Об этом с ехидством писал не только Крылов, но и острый на словцо Пушкин.

Существует трактовка, согласно которой мартышка, как водится, символизирует невежество, а вот очки выступают как олицетворение науки и знаний. Попав в руки людей-мартышек, наука не только попадает под удар, но и попросту компрометирует тех, кто, не обладая нужными познаниями и культурой, пытаются ею руководить и применять. Выглядит это смешно и нелепо, а хуже всего – это губительно для науки.

Какую мораль принимать, какие именно мысли закладывал автор? Точно об этом судить трудно. Литература – это не только труд авторов, но и критиков. Наверное, правильно воспринимать моральную сторону в соответствии со своим личным пониманием. Ну а в народ навсегда ушла не только мораль сей басни, но и крылатые выражения, такие как «мартышка к старости слаба глазами стала» и менее цитируемое — «тот дурак, кто слушает людских всех врак».

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Мартышка и очки» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки,
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.




источник

Урок «Басни И.А.Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ДОНЕЦКА

Отдел образования администрации Ворошиловского района города Донецка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

  1. Всероссийского дистанционного конкурса для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку урока с мультимедийным сопровождением

«Басни И. А. Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю»

(урок – литературная студия)

Харлап И.А. – учитель начальных классов

Урок литературного чтения (3 класс)

Тема. Басни И. А. Крылова: «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Мораль басен. Герои. Нравственный урок читателю.

Цели: познакомить обучающихся с баснями И.А.Крылова; сформировать умения определять особенности басни; научить выделять мораль в текстах, различать речь автора и героев, изображённые события и скрытый смысл; развивать читательскую компетентность, интеллектуальные и творческие способности, поэтический слух, творческое и воссоздающее воображение и ассоциативное мышление, навыки беглого чтения; воспитывать активного читателя, любовь к русской литературе, уважение к творчеству баснописца.

Тип урока: интегрированный урок с элементами интерактивного обучения.

Форма урока: урок – литературная студия (с использованием игровых, мультимедийных технологий).

Оборудование: портрет И.А.Крылова, выставка книг И.А.Крылова для детей, выставка иллюстраций к басням «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; карточки (текст речевой разминки, задания); презентация «И.А.Крылов».

Формы работы: фронтальная, работа в группах, парах.

Методы и приемы: слово учителя, беседа, выразительное чтение и анализ басен, ролевая игра, мозговой штурм, самооценка.

(Каждый обучающийся определяет свой эмоциональный настрой на урок в градусах: от 1 до 5.)

ІІ. Проверка домашнего задания (с.132-133, чтение текста о И.А.Крылове)

Проверьте себя, внимательно ли вы читали.

Викторина «Продолжите предложение»

Иван Андреевич Крылов родился в … (Москве).

Он без помощи учителей овладел … (русским языком, математикой, изучил французский и итальянский языки).

Более тридцяти лет он проработал в … (Петербургской публичной библиотеке).

И.А.Крылов написал более … (200) басен.

В чем секрет басен И.А.Крылова?

В каких источниках можно найти информацию о Крылове?

«Дедушка Крылов» — так назвал его народ, выразив этим свою любовь к великому русскому баснописцу. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Если прочтете это имя справа налево, то сразу все поймете.

Какой вывод можно сделать из прочитанного вами дома материала?

— Прочитайте текст, определите его жанр. (Это басня.)

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

— Прочитайте отрывок с «ворчащей» интонацией (с интонацией удивления, интонацией восхищения, с веселой интонацией).

— Прочитайте отрывок из басни выразительно.

ІY. Актуализация опорних знаний

Подготовительная работа. Слово учителя.

Популярность басен была огромна. Их знали даже императоры Александр І и Николай ІІ. Русский поэт Петр Андреевич Вяземский писал:

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

Y. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с иллюстрациями (один ученик из каждой группы представляет работы обучающихся).

1 группа — иллюстрации к басне «Мартышка и Очки».

2 группа — иллюстрации к басне «Зеркало и Обезьяна».

3 группа — иллюстрации к басне «Ворона и Лисица».

Ребята, посмотрите на иллюстрации к произведениям И.А Крылова.

— Сформулируйте самостоятельно тему и цели урока.

Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством замечательного русского баснописца. Александр Сергеевич Пушкин очень любил Ивана Андреевича Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

Каждая группа уже выступила в роли художников — иллюстраторов. Сегодня вы попробуете себя в роли поэтов, актёров (в конкурсе инсценированной басни) и критиков.

И.А. Крылов писал: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

— Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.

В конце урока мы выслушаем ваши ответы и подведем итог нашей работы.

Чтение басни «Мартышка и Очки» (с.134-135) обучающимися

(1 группа) с последующей беседой:

— Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы. Можно ли по названию определить, о чем будет произведение?

— Чтобы текст басни был нам понятен, определите значение слов (задание на карточке).

(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).

— Ребята, почему И.А.Крылов выбрал для своей басни именно Мартышку?

— Соответствуют ли действия Мартышки тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются).

— Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли).

— В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне забавным, смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть).

— Прочитайте слова автора (мораль басни). Важен ли этот вывод для нас?

— Если бы в басне не было морали, можно догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в басне? (Высмеивается человек – невежда).

— Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них. Кому сложно, то можете воспользоваться подсказкой (задание на карточке).

Невежда — необразованный человек, неуч, недоучка, невежа — грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения. Невежа — грубиян (синоним), невежда – эрудит (антоним).

Скачем мы на правой ножке

(прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп! (присели). Немного отдохнем.

И с лужайки в класс пойдем

(ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).

YІІІ. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение (с остановками) басни «Зеркало и Обезьяна» (с.136) обучающимися (2 группа) с последующей беседой:

Как вы считаете, исходя из названия, о чем может быть данный текст?

Зеркало и Обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

— Кто мог быть рядом?
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», — говорит, — «кум милый мой!
Что это там за рожа?

— Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

— Узнала ли она себя в нем?
А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».

— Что ответил Медведь?
— «Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

— Как вы думаете, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

Таких примеров много в мире:

не любит узнавать никто себя в сатире.

— Как вы понимаете значение слова «сатира»?

— Найдите значение этого слова в «Толковом словаре русского языка» под ред. проф. Д. Ушакова (1 обучающийся у доски).

— Запишите в рабочую тетрадь это определение.

Сатира – это произведение, осмеивающее какой-либо порок, недостаток.

3. Работа с иллюстрацией к басне.

— Рассмотрите рисунок к басне (с.137) и найдите в тексте строки, соответствующие ему.

— Какие строки басни стали крылатым выражением? («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»).

Запишите их в рабочую тетрадь.

— Сравните слова из басни и народную пословицу «Других не суди, на себя погляди».

Читайте также:  Солнцезащитные очки авиаторы зеркальные podarish by

— Поиграем в театр. Попробуйте, читая басню, изобразить Мартышку.

5. Прослушивание аудиозаписи басни «Ворона и Лисица» (исполняет Анатолий Дмитриевич Папанов – советский актер театра и кино).

— Почему Иван Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?

7. Самостоятельная работа. Игра «Найди лексическое значение слова» (задание на карточке)

— Установите соответствие между словами и их лексическими значениями

А. Внушающий отвращение, омерзительный

Б. Лицемерное, угодливое восхваление

В. У птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

Г. Взобраться с усилием на что-то высокое

(Ключик: 1 – Б, 2 – А, 3 – Г, 4 – В)

8. Работа со словариком (с.220)

— Найдите и прочитайте лексическое значение слова. (Пленил – привлек внимание, привел в восторг)

9. Чтение басни «Ворона и Лисица» обучающимися (с.137-138)

— Предлагаю вам на несколько минут стать актерами и выразительно прочитать басню по ролям.

— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?

— Как изображает Лисицу Крылов? (Она хитрая, ловкая, коварная)

— Прочитайте слова, характеризующие ее. ( Плутовка к дереву на цыпочках подходит; / Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит / И говорит так сладко, чуть дыша…)

— Как разговаривает Лисица с Вороной? Найдите в тексте и прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.

— Как Крылов передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?

— Образ какого человека воплощает в себе Ворона? (Глупого, невнимательного)

— Почему эта история случилась с Вороной?

Как Лисице удалось достичь своей цели?

А сейчас, ребята, поработайте в парах.

Обсудите , как баснописец относится Лисице и Вороне: с завистью, с любовью, с нежностью, с состраданием, с юмором, с восхищением? Почему вы так думаете?

— Приготовьтесь к выразительному чтению в лицах одной из басен.

Мораль – это … (отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение).

1. Угадайте название басни по морали.

1. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна… (Ворона и Лисица.)

2. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. (Мартышка и Очки.)

3. Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра. (Зеркало и Обезьяна.)

— Отгадайте, к каким басням эти иллюстрации.

— Составьте синквейн к слову «Крылов»

— Составьте монолог по алгоритму:

Подумайте, что высмеивают, обличают басни И.А.Крылова.

Кому и в каком городе благородные потомки установили этот памятник?

Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – … (хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость) называется … (басней).

Метод «Прогноз погоды» (определение эмоционального настроя на конец урока в градусах: от 1 до 5).

1 . Выразительно читать басни, повторить понятия «басня», «мораль» .

2. Выучить одну из басен наизусть.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.

Определите лексическое значение слов

(Ключик: маленькая обезьяна, 6, 12, верхняя часть головы, наденет подряд на нитку или проволоку, к плохому клонит, высший слой привилегированного класса).

Работа в паре «невежа» или «невежда»?

— Похожи ли между собой слова невежа и невежда. Объясните смысл каждого из них.

(Ключик: невежда — необразованный человек, неуч, недоучка, невежа — грубый и невоспитанный, невежливый человек, не знаком с простыми правилами поведения).

Невежа — грубиян (синоним), невежда – эрудит (антоним).

Установите соответствие между словами и их лексическими значениями

А. Внушающий отвращение, омерзительный

Б. Лицемерное, угодливое восхваление

В. У птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища

Г. Взобраться с усилием на что-то высокое

1. А.Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Флинта, Наука, 2000. – 248 с.

2. Иван Андреевич Крылов. Басни. Пьесы: Иван Андреевич Крылов — Москва, Мир книги, Литература, 2006 г. — 400 с.

3. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д.Ушакова. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2007. — 752 с.

4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. — С. 76- 84.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Предмет «Литературное чтение»

Конспект открытого урока по теме «И. А. Крылов. Мораль басни «Мартышка и Очки»

Цели деятельности учителя

Цель. Ознакомление учащихся с творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей. Выявить какой приём использовал И.А.Крылов для высмеивания людских пороков.

-закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

-познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

-учить находить мораль в произведении, понимать её смысл.

-развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

-развивать умение работать в паре.

-воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.

-воспитывать чувство товарищества.

-воспитывать нравственные качества.

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Дети научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам ;

Знать значение словарных слов, основные сведения о И. А. Крылове.

Уметь выразительно читать и внимательно слушать другого.

познавательные – -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

-ставить проблему поискового характера;

-проводить анализ и синтез при знакомстве с басней;

-применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

-проводить рефлексию результатов деятельности;

-оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – -слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

-управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

-организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

-ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-формирование личностного смысла учения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Технологии : проблемного обучения, ИКТ.

УМК «Школа России» : — Климанова Л.Ф. «Литературное чтение». Учебник для 3 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2016.,

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

– Девизом нашего урока я хотела взять пословицу. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать. Для этого поработайте в паре. (слайд)

– Какое слово в этой пословице является важным?

– Подберите к слову МУДРЫЙ синонимы.

– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Почему?

– Как вы понимаете эту пословицу?

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Приветствуют друг друга.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

-Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

-Умный, разумный, толковый, здравомыслящий, неглупый…

-Нельзя, для того, чтобы стать мудрым нужно многое узнать и многому научиться, овладеть жизненным опытом.

-Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Самоопределение в деятельности

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ УРОКА

– Напомните, какой раздел мы с вами изучаем?

– С произведениями, какого великого писателя, поэта мы с вами уже познакомились?

– Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с творчеством еще одного замечательного великого писателя. (слайд – портрет)

– Александр Сергеевич Пушкин очень любил творчество Ивана Андреевича Крылова и назвал его «истинно народным писателем».

– Над каким жанром художественной литературы мы будем работать? Почему вы так думаете?

– Что такое басня? (по щелчку — басня)

– В чём особенность этого жанра?

– Чьи поступки высмеивает автор?

– Напомните, что такое мораль басни? (по щелчку — мораль)

– За свою жизнь Крылов написал 205 басен. Посмотрите на доску и постарайтесь прочитать название басни, с которой мы познакомимся сегодня на уроке: МААРШТЫК И ИОЧК. (по щелчку)

– Опираясь на информацию на слайде, сформулируйте тему урока. (слайд)

– Какие учебные задачи будем решать? (по щелчку)

-Басня, И.А. Крылов – баснописец.

Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

-Мораль басни И.А. Крылова «Мартышка и Очки».

Познакомиться с басней И.А. Крылова.

Научиться выразительно читать басню.

Регулятивные : волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Личностные : Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные : волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА

ВТОРИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ БАСНИ

– Чтобы текст басни нам был понятен, уточним значение некоторых слов. (слайд 6)

Мартышка — маленькая обезьяна.

Темя — верхняя часть головы.

Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда — необразованный человек.

Враки — неправда, обман, ложь

– Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

– Посмотрите на иллюстрации и скажите, что делает мартышка? (слайд)

– Как вы думаете, какой будет мораль басни?

Звуковой диафильм по басне И. А. Крылова

– Оправдались ваши предположения?

– Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?

ФИЗМИНУТКА «Весёлые мартышки» (аудиозапись)

Чтение басни про себя (У. с. 134-135)

– Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. Какая Мартышка по характеру?

– Какие действия совершала Мартышка с Очками?

– Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Для чего нужны очки?

– Почему Мартышка решила, что люди ее обманули?

– Что вам показалось в басне смешным?

– В каких строчках заключена мораль басни? ЧТЕНИЕ ВСЛУХ

– Поработаем с фразеологическими оборотами:

– Что значит, «Цены не зная ей»?

– Как понимаете фразу «К худу клонит»?

– А о чём идёт речь в выражении «То он ее еще и гонит»?

– Как вы понимаете смысл морали?

– С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

– Что же автор хотел сказать нам, читателям?

– Оправдаем надежды И. А. Крылова?

– Все ли поставленные задачи урока решили? Над чем ещё надо потрудиться?

– Как нужно читать первые 4 строки? Почему спокойно?

– Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки»?

– Замените одним словом выражение «Лишь стоит завести очки».

– О чём следующие строчки? В каком темпе нужно читать этот отрывок? Почему быстро?

– Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки?

– Что значит выражение «проку на волос нет в них»?

– Чем закончилась примерка очков? Прочитайте об этом строчки из басни.

– Подберите синоним к слову «хватила».

Что только брызги засверкали, а это как?

— С каким выражением будем читать мораль басни ?

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ БАСНИ В ГРУППЕ (3-4 человека)

ПРОВЕРКА РАБОТЫ, ОЦЕНИВАНИЕ, СОВЕТЫ

– « Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости» с этой пословицы начался наш урок?

– Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?

– Для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них.

Сегодня на уроке мне удалось…

После урока мне захотелось…

Выразительное чтение басни

Дети соединяют понятие с его объяснением на ИД.

-О мартышке и о том, как она пыталась примерить очки.

Читайте также:  Как одевать цепочку на очки

— Любопытная, шустрая, вертлявая, любит гримасничать, баловаться, кривляться.

-Вертит Очками так и сяк: / То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, / То их понюхает, то их полижет.

-Нет, так очками не пользуются. Очки надевают на глаза с целью исправления (коррекции) зрения.

-Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.

— Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть.

— Чем полезна вещь, для чего нужна вещь.

— Призывает других не пользоваться этим предметом, вещью.

-У каждой вещи есть свое предназначение, своя инструкция по применению. Если не использовать вещь в тех целях, для которых она предназначена, то и прока от нее не будет. Поэтому сначала нужно разобраться, что к чему и как, а не бросаться словами, обвиняя других в незнании. Мартышка в данном случаи и является невеждой, необразованной, не понимая, что сама осталась в смешном положении. Люди, не умея пользоваться вещью, считают, что она не исправна.

— Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

— Не все. Вторую учебную задачу – научиться выразительно читать – не решили.

— Это не так страшно, поправимо.

— Купить, достать, приобрести.

— Как Мартышка примеряла очки. Нужно читать в быстром темпе, т.к. происходит быстрая смена действий.

— Мартышка нервничает, всех обвиняет, ругается. Читать нужно с досадой, недовольством.

— Мартышка с досады и печали их разбила.

— Разлетелись на мелкие кусочки.

— Спокойно, убедительно, с интонацией поучения.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

Номер материала: ДБ-1294695

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Следит за организацией рабочего места.

Встали, подравнялись, а теперь сядет тот, кто стоит справа от Саши, слева от Оли ,сзади от Вити, теперь сядет ряд, тот кто стоит слева от доски, справа от доски, все остальные могут сесть.

Демонстрируют готовность к уроку

Садятся по указанию учителя

Саша прочитай мне слоги сверху вниз.

Придумайте к каждому слогу слово так, чтобы слог был вначале слова, в середине, в конце

ра — ра — ра -Кате спать пора;

ро — ро — ро — на полу стоит ведро;

ры — ры — ры — летают комары;

ор — ор — ор — подмели мы двор.

Читают вместе с учителем, потом по очереди

Проверка домашнего задания

Дома вы должны были дочитать отрывок из рассказа Саши Черного «Дневник фокса Микки»-о Зине, о еде и о корове.

Ребята как вы поняли ,кто такой Микки?

Почему отрывок из Саши Ч. называется «о Зине, о еде и о корове.»

Почему Микки в своем дневнике ставит три звездочки?

Где Микки берет карандаши?

Микки возмущается потому, что ему кажется что люди много едят, а корова дает слишком много молока

Микки видал в детских книжках: когда человек делает прыжок к новой мысли, он ставит три звездочки..

— Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя Ивана Андреевича Крылова, а именно с басней

Крылов Иван Андреевич(1769 — 1844)- русский писатель, баснописец. Он написал более 200 басен. В 1809 году вышла первая книга басен.

— Ребята, а как вы думаете что такое басня?

На самом деле басня-это краткий рассказ, чаще всего в стихах, который нас чему то учит на примере животных и неодушевленных предметов.

Ребята на доске вы видите слова, сейчас внимательно все вместе прочитаем эти слова, а как вы думаете что такое:

Старинная мера поштучного счета, равная двенадцати Темя- часть поверхности головы животного, лежащая между лобной и затылочной областями.

недостаток знаний, необразованность

Читает учитель, книги у детей закрыты:

Мартышка к старости слаба глазами стала;

Что это зло еще не так большой руки:

Очков с полдюжины себе она достала;

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Теперь встали, глазки закрыли, нарисовали овал закрытыми глазами, теперь треугольник, квадрат, открыли глазки поморгали .

Первичное восприятие басни

Кто написал басню мартышки и очки

Почему вам понравилась басня?

Вторичное прочтение басни

Читают по ролям (автор и мартышка)

Обращают внимание на восклицательные знаки и ударение.

А как выглядит мартышка, как бы вы её описали?

А почему Крылов называет мартышку невеждой?

А человек может быть невеждой?

в баснях определенное животное символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку.

Ребята у каждой басни есть своя мораль, может кто нибудь знает что такое мораль?

А как автор относится к мартышке?

Получается автор высмеивает людей похожих на нашу мартышку ничего не смыслящую в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством она только смешит всех вокруг.

Кто найдет мораль этой басни и зачитает нам.

Чему нас может научить басня?

Мартышка глупая, не образованная.

Крылов называет мартышку невеждой, потому что мартышка не знает как пользоваться очками и разбивает их не разобравшись в их предназначении.

Мораль — это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле.

Кто то находит и зачитывает

Не делать поспешных выводов.

Дома вы выучите наизусть басню «Мартышка и очки»

С каким жанром мы сегодня познакомились на уроке?

Кто написал басню «Мартышка и очки»?

Сколько И.А. Крылов написал басен?

Какая мораль в басне И.А. Крылов«Мартышка и очки»?

Мораль — это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле.

Невежество мартышки сказывается на всех окружающих и простоту и недалекость у неё скрыть не получается.

источник

— Ребята, прежде чем мы ознакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня. (Примерный ответ. Это не­большое произведение, написанное стихами илипрозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хит­рость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обыч­но действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)

— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (Это герои басни.)

— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов.

Мартышка — маленькая обезьяна.

Темя — верхняя часть головы.

Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда — необразованный, несведущий человек.

К худу клонит — к плохому клонит.

Познатней — знать — высший слой привилегированного класса.

Невежа — грубый, невоспитанный человек.

Чтение басни учителем

— Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. (Предположения детей.)

— Обратите внимание на те действия, которые соверша­ла Мартышка с Очками. (Вертит Очками так и сяк: / То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, / То их понюхает, то их полижет.)

— Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются.)

— Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

— Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не по­могли.)

— В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть.)

Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. (Дети читают мораль басни и объясняют ее, как понимают.)

— Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догада­лись, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, можно догадаться, что высмеивается человек-невежда!)

Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? (Невежа — грубый, невоспитанный человек. Невежда — необразованный, малосведущий, безграмотный человек.)

— Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно.

— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить мартышку, читая басню.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— С какой басней ознакомились?

Домашнее задание

Урок 43. И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Зеркало и Обезьяна»; карточки (текст речевой разминки, задания).

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

— Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Во­рона и Лисица».)

— А сейчас быстро, замедляя темп.

III. Проверка домашнего заданияЧтение басни наизусть по цепочке.

IV. Введение в тему

— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

— Откройте с. 133 учебника. Рассмотрите фотографии. Что вы на них видите? (Высказывания учеников.)

2. Рассказ учителя о памятнике Крылову (См. материал для учителя к уроку.)

V. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Шесть — за парту тихо сесть.

VI. Работа по теме урока

1. Басня «Зеркало и Обезьяна». Беседа

— Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь? (Предположения детей.)

— Прежде чем читать ее, выясним значение некоторых слов.

Кум — крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной.

Ужимки — гримасы; неестественные телодвижения.

Сатира — обличающее, бичующее осмеяние.

На руку нечист — нечестен, вороват.

Чтение басни учителем

— Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

— Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»? (Они обе стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину.)

— Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нем? (Нет, отражение ей не понравилось, по­этому она быстро узнала в нем своих кумушек, даже пыта­лась их пересчитать.)

— Прочитайте четвертый вопрос на с. 137. Ответьте на него. (Слова из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи по смыслу.)

— Рассмотрите иллюстрацию к басне и найдите соответству­ющие строки к ней.

— Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в дру­гих. (В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим.)

— Какие строки басни стали крылатым выражением? Запиши­те их в рабочую тетрадь. («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться».)

Работа в парах

— Приготовьтесь читать выразительно. Прочитайте басню в лицах.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник