Меню Рубрики

Басня про жирафа и очки

«Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он кукушку.»
(И.А.Крылов)
.

По поводу.
Да ни по какому поводу.
Просто так написал.
.

В один прекрасный летний день,
Бросая по саванне тень,
Брёл очень важно сам Жираф.
Ну словно граф.
Да бормотал себе под нос,
Вращая рожками над ухом.
И вот, возник немой вопрос:
А что под брюхом?
Он оглянулся- никого,
До горизонта ширь, как в море.
Один в саванне. Ого-го!
Ответа нет.
Какое горе.
Идёт тоскливо наш жираф,
Копытами передвигая.
Он выше всех! Всегда он прав!
Он- орден Рая!
Да, я забыл сказать совсем
(Прости, читатель!)
Стихи слагал для разных тем-
Жираф- писатель.
Остановись, дневной фонарь,
Что Солнцем называть привыкли.
Шедевр читаю: впредь и встарь-
Пред ним чтоб сникли.
А каждый слог- закон для всех,
Без обсуждений.
Всегда, везде со мной успех!
Без ваших мнений.
.
Качаясь мачтой корабельной,
Жираф талантом всё блистал.
Как вдруг, в пустыне беспредельной
Однажды Зебру повстречал.
Обнюхавшись, и оббежавшись,
Спросила Зебра: «Вы-поэт?»
Но тот, надменно рассмеявшись,
Ей ухмыльнулся лишь в ответ.
— «А что, самой тебе не видно?
Я самый длинный среди всех».
И Зебре стало чуть обидно,
Когда поднял её на смех.
-«Я тоже балуюсь стихами,
Прочтите. если время есть.
Я постою тут . рядом с Вами.
А Вам. не трудно ли присесть?»
Жираф. спокойно. и не скоро.
Листок глазами пробежал.
Но, чтобы не было с ней спора,
Он так (с достоинством!) сказал:
-«Источник, как вода, всем нужен.
Не всё равно, откуда пить.
И кто со мною очень дружен,-
Того и буду я хвалить. »
Прыжок от радости у Зебры,
Был выше кактусов сейчас.
Ведь стихотворные, но дебри,
Пробить не могут дверь, подчас.
Да записалась сразу в списки
(Жираф был далеко не глуп),
И поэтические миски
Даёт расщедрившийся клуб.
Но, время быстро поджимает,
А Муза тоже будет спать.
И как снежинка в небе тает,
Так басня хочет улетать.
Прошло. Да вот,неважно, впрочем,
Иначе можно посмотреть.
Перо гусиное заточим,
Не будет тут оно скрипеть.
.
Итак, что в Африке творится,
В ещё один прекрасный день?
Там пишется, когда не спится,
И ржать восторженно не лень.
Однажды, я зашёл в саванну
(А солнце вовсю там палит),
И словно звук- святую манну,
Услышал хлопанье копыт.
Да голоса: Жирафа ржанье,
Другой- потоньше- Зебры глас.
После взаимобормотанья,
Их диалог даю сейчас.
— Ты, Жарочка, талант прелестный!
— Нет, Зеброчка, талант и ты!
— Везде ты, Жарик, всем известный!
— Тебе, Зебрёк, мои цветы!
— Твои стихи, венок Вселенной!
— А твой ответ, как изумруд!
— Ты выше всей планеты бренной!
— А у тебя- шедевр, не труд!
— Твои стихи, Жираф, бесценны!
— А ты найвысшая из Зебр!
.
И что мы, существа все тленны,
Не знаем ни систем ни мер.
Всё продолжалось в таком духе,
Какой то поэтичный рок.
В саванне разносились слухи
Про гениев слогов и строк.
Но сколько и саванн, пампасов,
Ещё не знают, что не впрок.
И своему сказал Пегасу:
«Пойдём. Не выучен урок. »
.
.
.

(Моему нежному соавтору по тандему ФэД
(Фелли энд Дана)

А есть еще вид, словно шкаф,
Как мне назвать? . .. ЗеброЖираф!
Сначала, шлёпая губами,
Он восхищается стихами.
Но тут же, навостривши ушки,
У самых рожек, на макушке,
Он превращается весь в слух.
(Как будто ловит быстрых мух).
Не дай Жираф ему сказать,
Что не успели прочитать.
Вы оборвали дружбы нить-
Не будет больше вас хвалить!
Такой вот жизни поворот-
Рябит в глазах. светодиод.
.
Да, полосата жизнь зверей,
В плену у призрачных идей.
Пойдём, любимый мой Пегас.
Ведь впереди- другой рассказ.

Второй, укороченный вариант
(Специально для Михаила Харитонова, который 2)

Начало чтоб не забывать,
Ещё раз нужно прочитать.
А после долгой зимней ночи,
Могу писать и покороче:
Вот- басня, но на новый лад,
Обрезал всё, Читатель рад!
Итак- Один Жираф отныне
Не одинок, как перст в пустыне.
Есть Зебра, да и не одна.
Стройна, красива и умна.
Жирафу рядом- идеально,
Ответы слышать: «Гениально!!»
.
Да, что сказать ещё забыл?
Спасибо, мудрый Михаил.

источник

Глубинные мысли в доступной форме – вот, что можно сказать о баснях талантливого русского поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова. Витиеватый слог, малая форма, короткие строфы, герои-представители животного мира, хлёсткие фразы, которые впоследствии станут крылатыми и обязательная мораль, объясняющая всё то, что хотел донести до читателя автор. Эти басни переживут и Крылова, и его время, потому что пороки, осмеянные автором, до сих пор, к сожалению, царствуют и процветают в обществе, оттого и басни его актуальны и злободневны.

«Мартышка и очки» является одной из самых известных басен у автора. Главная героиня произведения – предприимчивая мартышка. Годы берут своё, и в преклонном возрасте мартышка осознала, что глаза её хуже стали видеть. Однако отчаиваться она не стала, взяв пример с людей, раздобыла наша героиня очки, ведь давеча слыхала, что этот чудной «прибор» способен выручить ослабевшие глаза.

Но заиметь очки, как оказалось, это полдела – нужно знать, как ими пользоваться. И читатель понимает, что как раз этого мартышка не знала. Стала она импровизировать. Мартышка и лизала очки, и нюхала, и на хвост пристраивала каким-то образом, и крутила так-сяк, и к темечку прижимала, но ничего не выходило путного. В досаде и злости бросила мартышка очки о камень, разбив их на мерцающие осколки. Да ещё и молву обругала, мол, правды в россказнях про очки нет ни грамма, всё врут люди. Не помогли очки мартышкиным глазам.

Как водится в большинстве крыловских басней, в конце автор приводит мораль.

Примечательно, что мораль, заложенная в басне, может восприниматься по-разному. В силу возраста, образования, знания истории. С героиней всё понятно — не случайно автор выбрал мартышку, которая олицетворяет глупость, гримасничанье, бескультурье. А вот с трактовкой будет сложнее.

Вариант на поверхности: всему надобно знать предназначение, иначе даже умная штука потеряет ценность, ежели не понимать, как ею пользоваться. Вариант похитрее, который, собственно, и приводит буквально дословно автор – полезная вещь, попадая в руки знатного невежды, может быть не только не принятой и не понятой, но и изгнанной из пользования. Сколько раз мы наблюдали в жизни, когда власть предержащие не разобравшись, отвергали полезные инициативы.

И, наконец, самый сложный подтекст. Нужно помнить в какие времена жил автор – это было славное время становления академической науки в России, начатое ещё Ломоносовым. К сожалению, не всегда «у руля» Императорской академии наук оказывались достойные люди. Часто возглавляли этот институт выслужившиеся чиновники. Об этом с ехидством писал не только Крылов, но и острый на словцо Пушкин.

Существует трактовка, согласно которой мартышка, как водится, символизирует невежество, а вот очки выступают как олицетворение науки и знаний. Попав в руки людей-мартышек, наука не только попадает под удар, но и попросту компрометирует тех, кто, не обладая нужными познаниями и культурой, пытаются ею руководить и применять. Выглядит это смешно и нелепо, а хуже всего – это губительно для науки.

Какую мораль принимать, какие именно мысли закладывал автор? Точно об этом судить трудно. Литература – это не только труд авторов, но и критиков. Наверное, правильно воспринимать моральную сторону в соответствии со своим личным пониманием. Ну а в народ навсегда ушла не только мораль сей басни, но и крылатые выражения, такие как «мартышка к старости слаба глазами стала» и менее цитируемое — «тот дурак, кто слушает людских всех врак».

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Мартышка и очки» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки,
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Читайте также:  Спортивная девушка блондинка в очках




источник

Сегодня в программе басня «Мартышка и Очки» прославленного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова; глава из элементарного учебника физики под редакцией академика Г.С. Лансберга – «Глаз как оптическая система»; рисунки к диафильму «Басни дедушки Крылова» в исполнении советского художника-мультипликатора Петра Петровича Репкина и замечательная пятёрка качественных задач по физике с ответами 😉

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть!» – говорит она, – «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
──────────
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
1815 г.

Иван Андреевич Крылов (13.02.1769–21.11.1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия).
Эггинк Иван Егорович (1784–1867) – российский живописец, художник-портретист, автор картин исторического жанра. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Игорь Владимирович Ильинский (1901–1987) – советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии и трёх Сталинских премий первой степени.

Для любознательных:
Впервые очки упоминаются в документах 1289 года. Изобретателями очков принято считать венецианского стеклодува Сальвино Армати и доминиканского монаха Алессандро Спине. Существует забавная легенда, согласно которой венецианский стеклодув Армати, переливая жидкое стекло в форму, пролил часть его на стол. Когда же стекло застыло, получилась весьма интересная стекляшка – линза, плоская с одной стороны и выпуклая с другой. Армати обратил внимание на то, что эта самая стекляшка может увеличивать предметы.
Так на свет появились линзы для дальнозоркого глаза 😉

Лаптев Алексей Михайлович (10.04.1905–15.01.1965) – советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Глаз человека имеет приблизительно шарообразную форму; диаметр его (в среднем) 2,5 см; глаз окружён снаружи тремя оболочками.
Внешняя твёрдая и прочная оболочка 1, называемая склерой или белковой оболочкой, защищает внутренность глаза от механических повреждений. Склера на передней части глаза прозрачна и называется роговой оболочкой или роговицей 2; на всей остальной части глаз она непрозрачна, имеет белый цвет и называется белком.

С внутренней стороны к склере прилегает сосудистая оболочка 3, состоящая из сложного сплетения кровеносных сосудов, питающих глаз. Эта вторая оболочка в передней части глаза переходит в радужную оболочку, окрашенную у разных людей в различный цвет.
Радужная оболочка имеет в середине отверстие, называющееся зрачком 4. Радужная оболочка способна деформироваться и таким образом менять диаметр зрачка. Изменение это происходит рефлекторно (без участия сознания) в зависимости от количества света, попадающего в глаз; при ярком освещении диаметр зрачка равен 2 мм, при слабом освещении доходит до 8 мм.

1 – белковая оболочка; 2 – роговая оболочка; 3 – сосудистая оболочка; 4 – зрачок; 5 – хрусталик; 6 – сетчатая оболочка; 7 – зрительный нерв; 8 – стекловидное тело; 9 – передняя камера

На внутренней поверхности сосудистой оболочки расположена сетчатая оболочка, или сетчатка 6. Она покрывает всё дно глаза, кроме его передней части. Сзади через оболочку входит зрительный нерв 7, соединяющий глаз с мозгом. Сетчатка состоит в основном из разветвлений волокон зрительного нерва и их окончаний и образует светочувствительную поверхность глаза.

Промежуток между роговой и радужной оболочками называется передней камерой 9; он заполнен камерной влагой. Внутри глаза, непосредственно за зрачком, расположен хрусталик 5, представляющий собой прозрачное упругое тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Кривизна поверхностей хрусталика может меняться в результате действия облегающей его со всех сторон мышцы. Посредством изменения кривизны поверхностей хрусталика достигается приведение изображения предметов, лежащих на различных расстояниях, точно на поверхность чувствительного слоя сетчатки; этот процесс называется аккомодацией. Вся полость глаза за хрусталиком заполнена прозрачной студенистой жидкостью, образующей стекловидное тело 8.

По своему устройству глаз как оптическая система сходен с фотоаппаратом. Роль объектива выполняет хрусталик совместно с преломляющей средой передней камеры и стекловидного тела. Изображение получается на светочувствительной поверхности сетчатки. Наводка на резкость изображения осуществляется путём аккомодации. Наконец, зрачок играет роль изменяющейся по диаметру диафрагмы.

Способность глаза к аккомодации обеспечивает возможность получения на сетчатке резких изображений предметов, находящихся на различных расстояниях. Нормальный глаз в спокойном состоянии, т.е. без какого-либо усилия аккомодации, даёт на сетчатке отчётливое изображение удалённых предметов (например, звёзд). С помощью мышечного усилия, увеличивающего кривизну хрусталика и, следовательно, уменьшающего его фокусное расстояние, глаз осуществляет наводку на нужное расстояние. Наименьшее расстояние, на котором нормальный глаз может отчётливо видеть предметы, меняется в зависимости от возраста от 10 см (возраст до 20 лет) до 22 см (возраст около 40 лет). В более пожилом возрасте способность глаза к аккомодации ещё уменьшается: наименьшее расстояние доходит до 30 см и более – возрастная дальнозоркость.

У нормального глаза задний фокус находится на сетчатке (а);
близорукость глаза (б) исправляется с помощью рассеивающей линзы (в);
дальнозоркость (г) – с помощью собирающей линзы (д)

Далеко не у всех людей глаз является нормальным. Нередко задний фокус глаза в спокойном состоянии находится не на самой сетчатке (как у нормального глаза; рис. 2а), а с той или другой стороны от неё. Если фокус глаза в спокойном состоянии лежит внутри глаза перед сетчаткой (рис. 2б), то глаз называется близоруким. Такой глаз не может отчётливо видеть отдалённые предметы, так как напряжение мышц при аккомодации ещё сильнее отдаляет фокус от сетчатки. Для исправления близорукости глаза должны быть снабжены очками с рассеивающими линзами (рис. 2в).

В дальнозорком глазе фокус при спокойном состоянии глаза находится за сетчаткой (рис. 2г). Дальнозоркий глаз преломляет слабее нормального. Для того чтобы видеть даже весьма удалённые предметы, дальнозоркий глаз должен делать усилие; для видения близко лежащих предметов аккомодационная способность глаза уже недостаточна. Поэтому для исправления дальнозоркости употребляются очки с собирающими линзами (рис. 2д), приводящие фокус глаза в спокойном состоянии на сетчатку.

Выныриваем из моей обожаемой физики 😉 и окунаемся в восхитительные иллюстрации к басне «Мартышка и Очки» в исполнении советского художника-мультипликатора Петра Петровича Репкина. Вашему вниманию роскошная восьмёрка рисунков к советскому диафильму «Басни дедушки Крылова».

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки…

Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк…

То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет…

То их понюхает, то их полижет…

«Тьфу пропасть!» – говорит она, – «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них»…

Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их…

Что только брызги засверкали…

Репкин Пётр Петрович (1915–1995) – советский художник-постановщик мультипликационных фильмов. С 1944 – художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Работал на студии «Диафильм» все годы её существования – с 1935 по 1993 год. Заслуженный деятель искусств. Член Союза Художников СССР. Член Союза кинематографистов СССР.

Заключительный аккорд статьи посвящается истинным ценителям физики и тем, кто только пытается её понять и полюбить 😉
Вашему вниманию замечательная пятёрка качественных задач по физике и портреты пожилых джентльменов в очках в исполнении британского живописца Чарльза Спенселейя.

Чарльз Спенселей (Charles Spencelayh; 27.10.1865–25.06.1958) – британский жанровый живописец, портретист.

Задача №1
Возьмите очки и, не используя никаких посторонних предметов, определите, для близорукого или дальнозоркого глаза они предназначены?

Ответ: Необходимо внимательно потрогать стёкла очков пальцами; если в середине стекло толще чем у краёв, то у нас в руках собирающая линза – для дальнозоркого глаза, а если в середине стекло тоньше чем у краёв, то у нас в руках рассеивающая линза – для близорукого глаза.

Собирающие линзы: двояковыпуклая линза (а); плосковыпуклая линза (б); положительный мениск (в).
Рассеивающие линзы: двояковогнутая линза (г); плосковогнутая линза (д); –отрицательный мениск (е).
Обратите внимание, что выпукло-вогнутая линза (в,е)
называется мениском и может быть собирающей (утолщается к середине – положительный мениск (в) или рассеивающей (утолщается к краям – отрицательный мениск (е).

Чарльз Спенселей (Charles Spencelayh; 27.10.1865–25.06.1958) – британский жанровый живописец, портретист.

Задача №2
Возьмите очки и, не трогая пальцами стёкол, определите, для близорукого или дальнозоркого глаза они предназначены?

Ответ: Нужно посмотреть через очки как через лупу; если увеличивают – для дальнозорких, а если уменьшают – для близоруких.

Чарльз Спенселей (Charles Spencelayh; 27.10.1865–25.06.1958) – британский жанровый живописец, портретист.

Задача №3
Почему дальнозоркие люди, потеряв очки, могут читать, глядя в маленькое отверстие (3–5 мм), сделанное в бумаге? Проверьте на себе свойство маленького отверстия, предварительно расположив глаза очень близко к печатному тексту.

Ответ: В этом случае в зрачок проходят лишь центральные лучи, не дающие размытого изображения.
А что будет, если через это маленькое отверстие попытаться рассмотреть довольно удалённый текст (вывеску на магазине), предварительно расположив глаза очень близко к отверстию?
Проверяем 😉

Задача №4
Микроскоп установлен для нормального глаза. Куда должен передвинуть тубус близорукий и дальнозоркий человек (вверх, вниз)?

Ответ: Близорукий вниз, дальнозоркий вверх.

Задача №5
Как должны работать с микроскопом люди, пользующиеся очками: смотреть в окуляр через очки или без них?

Ответ: Возможны оба варианта.

Чарльз Спенселей (Charles Spencelayh; 27.10.1865–25.06.1958) – британский жанровый живописец, портретист.

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе.
Надеюсь, что решение предлагаемых в статье задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор 😉

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано 🙂 В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

В интернет-магазине OZON.ru книга закончилась…
Но можно узнать о поступлении 😉
Приобрести книгу можно в интернет-магазине «Читай-город» – chitai-gorod.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

§ Страшно интересная физика 😉 Физика и музыка: звуковые призраки
Три стадии признания научной истины: первая – «это абсурд», вторая – «в этом что-то есть», третья – «это общеизвестно». Эрнест Резерфорд
Предлагаю читателям зелёных страничек отправиться в увлекательное путешествие по страницам удивительной книги «Физика и музыка» советского журналиста, популяризатора науки Глеба Борисовича Анфилова…

§ Физика и музыка: изящные формы скрипки и гитары…
Музыка образует середину между мыслью и явлением. Генрих Гейне
Сегодня на повестке дня у нас с вами очень простой, но при этом весьма замысловатый вопрос 😉 Почему скрипки, гитары, мандолины, домбры имеют продолговатую форму?

§ Физика вокруг нас: Сундучок интересностей: снег
Вашему вниманию загадки и пословицы про снег, неподражаемая поэзия зимы в исполнении Ивана Бунина и Роберта Рождественского, шедевры мировой живописи и моя обожаемая физика!

§ Физика вокруг нас: Фотоальбом «Морозные узоры на окнах»
Вашему вниманию фотографии в сопровождении занимательно-познавательного материла – статьи из научно-популярного физико-математического журнала «Квант»: «О морозных узорах и царапинах на стекле» (1990 год, №12).

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…
Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена 😉 Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства
Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему 🙂 небольшая галерея: «Туман в живописи».

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот 🙁

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе 😉

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» 😉
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» 🙂
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы
Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему 🙂 небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

источник

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Крылов под очками показал знания, которые очень часто разбиваются о нежелание учиться, самосовершенствоваться, пробиваться, стараться. Отсюда — результат: мартышка-глупышка осталась ни с чем.

«Мартышка и очки» — произведение лёгкое, точное, а самое главное — это необходимое руководство к правильным действиям в жизни. Поражает крыловский юмор (очки мартышкой нюхаются и лижутся, надеваются на хвост) и рассудительность в виде морали в конце басни. Иван Андреевич в очередной раз вывел на сцену человека с серьёзным недостатком, чтобы помочь многим другим искоренить подобный недостаток в себе.

«Мартышка и очки» — басня на все времена. В ней Крылов быстро, коротко и очень точно раскрыл внутреннюю сущность глупого, необразованного, инфантильного человека. 21 век — век новых гениальных изобретений, которые невозможны без необходимых знаний, упорства, умения думать, анализировать, сравнивать. Чтение и изучение басни «Мартышка и очки » в школе — начальное руководство к действию — учиться долго и терпеливо, усидчиво и с удовольствием, чтобы потом, во взрослой жизни, дарить людям новые идеи и продвигать их в жизнь.

Из-под тонкого пера Крылова басня про мартышку и полдюжину очков вышла в 1812 году. Это был год войны с французами. Иносказательный характер басни помог писателю рассказать о невежественных и пустых людях, ругающих науку и знания и не приносящих пользу государству. Если бы в то время было меньше таких «мартышек», то и исход войны был бы иным. Баснописец, смеясь и иронизируя, поднимает в своей басне большую человеческую проблему глупости и праздности.

Главное действующее лицо басни — мартышка. Она вертлява, нетерпелива, поверхностна. Услышав о пользе очков, она тут же попыталась исправить своё ослабевшее зрение с их помощью. А вот каким образом это сделать — не уточнила. Про таких «товарищей» говорят: «тяп-ляп» или «слышал звон да не знает, где он». Понять мартышкину торопливость можно — она скорей хочет видеть мир здоровыми глазами. Но торопливость и невежество ещё никогда и никому не приносило пользы, а также горячность и злость. Стоило ли вдребезги разбивать все очки, чтобы потом остаться по-прежнему слабовидящей и неудовлетворённой?

Текст и анализ басни Осел, Петух и Лев

Текст и анализ басни Демад и Афиняне

Текст и анализ басни Муравей и Голубь

Мораль басни. Перед важными решениями в жизни, нужно обязательно хорошо подумать.

источник