Меню Рубрики

Что такое очки виртуальной реальности в россии

Доброго времечка, постоянные читатели и только что зашедшие! Компьютерных средств для развлечений становится все больше. Трендом последних лет становится виртуальная реальность (VR). Устройств для погружения в нее становится все больше. Наиболее популярным являются очки виртуальности реальности, что это и как работает я расскажу сегодня.

Виртуальная реальность – это мир, который создается с помощью технических средств и передается человеку через органы чувств, в частности зрение и слух. При этом погружение получается настолько глубоким, что отличить его от реальности бывает сложно. Благодаря VR технологиям компьютерные игры и фильмы стали восприниматься иным образом, оставляя более яркие впечатления.

Первые девайсы для виртуальной реальности были созданы еще в 60 годы. Тогда конструкция была слишком громоздкая, а графика, создаваемая очками, была низкого качества, тем не менее технологию посчитали перспективной и вернулись к ней в 90е годы. Произошел небольшой бум, который быстро сошел на нет. Новый виток развития, который продолжается по сей день начался в 2010-2012 годах.

Суть технологии VR заключается в создании стереоэффекта. Картинка подается на глаза с задержкой в миллисекунды или с небольшим сдвигом. Для этого в очках устанавливаются специальные линзы. Они создают тот самый эффект стереоскопии, при котором пользователи видят не плоское изображение, а 3Д.

Самый простой вид – это очки для смартфона. У них в качестве источника сигнала используется непосредственно телефон. Более продвинутые модели называются шлемами и возможностей у них больше. Существенное отличие шлемов в том, что внутри стоит экран, на который подается картинка с ПК или игровой консоли. Внутри, кроме линз, установлен экран и разные датчики, чтобы отслеживать положение головы пользователя в пространстве и подгонять картинку под них. У очков для телефона датчиками устройство обычно не оснащается, но одним из условий стабильной работы VR аксессуара является наличие датчиков в самом мобильном аппарате.

Очки для смартфона фактически формируют изображение в 3D, и пользователь может поворотом головы менять угол обзора и видеть все вокруг на 360 градусов. Если запустить игру, то для управления используется специальный пульт со стиком и кнопками. Он связывается с гаджетом по Bluetooth. Основной контент для мобильных девайсов – ролики, фильмы, обучающие игры. Чтобы скачать софт требуется искать приложение, у которого в названии есть пометка VR, это значит, что она поддерживает виртуальную реальность. Понять, как использовать очки, очень просто – в них вставляется смартфон с запущенным приложением. Если речь идет об игре, то предварительно по Bluetooth подсоединяется джойстик.

Шлемы на ПК имеют более сложное устройство. Помимо встроенного гироскопа и иных датчиков они подключаются кабелем к компьютеру, чтобы получать изображение и звук. Многие шлемы имеют встроенные наушники. Управлять персонажем в игре можно с помощью джойстика или специальных контроллеров. Для отслеживания последних используется специальная камера.

Очки или шлем для компьютера могут отличаться по принципу работы. Более простые версии не поддерживают управление. Разобраться, как ими пользоваться, очень легко – в буклете указано, каким кабелем они подключаются к источнику сигнала, а также необходимое ПО. После загрузки драйвера требуется выполнить команды, появившиеся в окне настройки и можно пользоваться. Модели, у которых предусмотрено управление контроллерами потребуют установку камеры для отслеживания и калибровку всего комплекта. Самый простой способ понять, как настроить – изучить инструкцию, а лучше посмотреть видео в интернете. Отзывы говорят, что это самый простой и быстрый вариант разобраться, что нужно сделать для начала работы.

Чтобы разобраться, какие выбрать очки, нужно сначала понять, с чем они будут работать и для каких нужны целей. При выборе шлемов к компьютеру важный критерий – технические параметры самого ПК. Фактически видов очков для ПК не слишком много. Они отличаются производителями, ценой, но, что является ключевым моментом – это требования к системе. По этому параметру и придется делать выбор, потому что слабый ПК просто не сможет запустить VR приложения или игры. Если покупка совершается в первую очередь для игр и при этом нет мощного ПК, то можно рассмотреть покупку игровой приставки и фирменных очков. Это недешево, но не придется задумываться о характеристиках устройства, да и процесс настройки довольно простой.

Для тех, кто не ищет дорогое устройство, а хочет купить простой вариант для смартфона, чтобы посмотреть видео или поиграть в простенькие игры созданы VR очки. Здесь критерии выбора тоже не самые сложные:

  1. Поддерживаемая диагональ – в описании всегда написано, на какие диагонали аксессуар рассчитан. Однако, не стоит слепо верить написанному и, если есть такая возможность, то стоит попробовать проверить, поместится ли туда смартфон.
  2. Держатели телефона – они должны быть не только надежными, чтобы гаджет не выпал, но и иметь защитные мягкие вставки, чтобы не поцарапать корпус.
  3. Регулировка линз. Простые модели не обладают возможностью отрегулировать положение линз, что может давать смазанное изображение. Особенно это актуально для людей с отклонениями зрения.
  4. Поддерживаемая ОС и ее версия. Многие очки являются универсальными и подходят, как для Андроид, так и для iOS. При этом стоит убедиться, что смартфон не только имеет поддерживаемую ОС, но и ее версия попадает в допустимые.
  5. Хорошие VR аксессуары должны быть сделаны из качественного материала и иметь регулировку креплений на голове. Также стоит учитывать их вес, ведь при долгом использовании с неудобным гаджетом голова может начать болеть.
  6. Назначение. Очки для телефона могут делиться на несколько видов по назначению. Самые простые варианты для чайников рассчитаны на просмотр видео. В более дорогих устройствах появляется поддержка приложений и игр, а также могут быть установлены датчики позиционирования.

Ниже представлены лучшие VR очки 2019 года для разных устройств. Все они имеют положительные отклики.

Недорогие очки для смартфона имеют встроенные наушники с Bluetooth подключением, приятное внешнее исполнение, регулировку межзрачкового расстояния и фокуса. Рассчитаны на смартфоны от 4,7 до 6,2 дюймов. Модель может похвастаться большим углом обзора – 120 градусов. Линзы имеют диаметр – 42 мм. В комплекте есть пульт управления. С учетом низкой цены – это одни из лучших бюджетных очков. Вес – 350 грамм. Некоторые пользователи в отзывах указывают на ненадежность креплений для телефона, поэтому при использовании лучше не перемещаться по комнате.

Цена: от 1 900 рублей. ( Москва ).

Модель от китайского производителя имеет легкий вес 183 грамм, качественную сборку и удобную регулировку ремней на голове. Линзы диаметром 28 мм. Предусмотрена возможность настроить фокус и отрегулировать расстояние между линзами. Поддерживаемые диагонали – от 4,7 до 5,7 дюймов. Девайс работает с iOS и Andro >

Доступные виртуальные очки совместимые с гаджетами iOS и Android. Аксессуар рассчитан на смартфоны от 4,7 до 6,3 дюйма. Угол обзора – 120 градусов. Диаметр линз – 42 мм. К достоинствам можно отнести возможность отрегулировать расстояние между линзами и фокус. Производитель оснастил устройство встроенными наушниками. Модель имеет качественную сборку и удобную посадку на голову. Вес – 348 грамм.

Цена: от 2 500 рублей. ( Москва ).

Удобные очки в белом исполнении и складной конструкцией. Аксессуар получил управление на корпусе, настройку линз и фокуса. Поддержка смартфонов на iOS и Android. Угол захвата — 110 градусов. Линзы – 52 мм. Девайс рассчитан на телефоны от 4,7 до 6,2 дюйма. Есть встроенные наушники, подключение осуществляется по Bluetooth. Вес – 420 грамм.

Цена: от 3 300 рублей. ( Москва ).

Самостоятельные VR очки продаются с установленной операционной системой Android 7.1. За производительность отвечает мощный, хоть и не новый процессор Snapdragon 821. ОЗУ – 3 Гб, ПЗУ – 32 Гб. Умеет подключаться к интернету через WI-Fi и дает доступ к магазину приложений Google Play. Разрешение экрана – 2560*1440, захват картинки — 100 градусов, частота обновления – 60 Гц. Девайс позиционируется разными датчиками — гироскопом, приближения, акселерометром. Наушники встроенные. В поставку входит пульт управления. Вес – 468 грамм.

Стоимость: от 18 500 рублей.

Китайские очки виртуальной реальности рассчитаны на подключение к дронам и квадрокоптерам. Для тех, кто хочет окунуться в картинку, снимаемую в режиме реального времени, они станут отличным и единственным качественным вариантом. Разрешение встроенного экрана – 3840*1080, угол обзора 85 градусов, частота обновления 60 Гц. На корпусе есть регулятор расстояния между линзами и настройка фокусировки. Для управления очками используется акселерометр, гироскоп и датчик движения. К очкам можно подключить наушники через разъем 3,5. Рабочая частота синхронизации с дронами – 2,4 ГГц. Есть здесь встроенный разъем microSD, что позволит записывать видео на память в очках.

Стоимость: от 27 800 рублей. ( Россия , Москва ).

Относительно свежая модель, которая имеет неплохие отзывы, а для очков, рассчитанных для ПК еще и не самую высокую цену. Очки имеют регулировку фокуса, расстояния между зрачками. Разрешение картинки 3840*2160 точек, частота смены изображения 60 Гц. За позиционирование отвечает гироскоп. Обзор на 110 градусов. Есть встроенные наушники. Владельцы пишут, что несмотря на вес в почти 500 грамм девайс эргономичен и хорошо садятся на голову. У некоторых возникают сложности с калибровкой.

Стоимость: от 29 900 рублей.

Окулус Рифт сложно назвать свежей моделью, но из имеющегося выбора, она относится к лучшим. Подключение осуществляется к ПК или ноутбуку, картинка выводится на собственный экран с разрешением 2560*1440 точек. Смена кадра – 80 Гц. Есть встроенные динамики. Для отслеживания положения в пространстве используется 5 встроенных камер. Для управления используются фирменные контроллеры. В комплекте кроме очков и контроллеров есть кабель для подключения к ПК.

Очки с собственным экраном, рассчитанные на подключение к ПК. Модель дорогая, но из существующих вариантов она одна из лучших. Встроенный дисплей выполнен по технологии AMOLED, разрешение 2160*1200 точек. Частота смены кадра – 90 Гц. Обзор на 110 градусов. Модель имеет датчик движения, а позиционируется посредством гироскопа и акселерометра. Зарядка девайса осуществляется через USB, для подключения к ПК используется HDMI. На корпусе есть разъем для наушников. Микрофон встроен. В поставку входят наушники, контроллер и камера для отслеживания положения пользователя.

Стоимость: от 52 990 рублей. ( Россия ).

Спасибо за внимание! До новой встречи! С уважением, Ростислав Кузьмин.

источник

Разнообразие рынка виртуальной реальности, скромно говоря – огромно. Oculus Rift, Morpheus, Homido, другие аналогичные модели и их обсуждение стали уже привычным делом. Однако существует еще один представитель виртуальной реальности, да к тому же от российских разработчиков: VR-очки Fibrum. Он присутствует на рынках с самого своего релиза, у него доступная цена, и подходит он практически для любого телефона. Слишком все сладко, чтобы быть правдой? Будем выяснять.

Повествуя о том, что разработка российская, имелась ввиду конструкция, которая на сто процентов «Made in Russia», без сборок в Китае, изготовления деталей в Америке, с обеспечением программного обеспечения так же на территории центральной полосы все той же России.

Характеристики

Очки виртуальной реальности Fibrum представляют собой конструкцию, воссоздающую VR-пространство через смартфон. Все как у его «заморских» конкурентов – линзы, оправа, защитные слои, оберегающие телефон, и даже – ремешки для крепления очков к голове.

Этот гаджет отечественных разработчиков «принимает» в свои объятия практически любой телефон, диагональ экрана которого от четырех до шести дюймов (но в рекомендации – 5.5 дюйма). Что удивительно, с учетом того, что его аналоги имеют ограничение одного телефона — не больше и не меньше.

Телефон прикрепляется к очкам с помощью зажимов, которые автоматически определяют вертикальное центрирование. Горизонтальное центрирование придется выполнить самостоятельно, корректируя в приложениях положение определенной метки. Стоит подчеркнуть, что фирма по производству этого VR-гаджета контролирует производство не только всех видимых деталей для VR-очков, но и невидимых тоже – разработка программного обеспечения в компании видится неотделимой частью всей работы.

Проект Fibrum получил реализацию благодаря Илье Флаксу – основателю собственной компании, который является ее же CEO сотрудником. И идея этого проекта довольна простая: если есть разработка собственного гаджета виртуальной реальности, значит должно быть и собственное программное обеспечение.

Характеристики гаджета довольно просты: за слежку движений будет отвечать Ваш встроенный телефон, в которых, по правилам, уже должны присутствовать гироскопичный датчик, цифровой определитель пространства и акселерометр – то есть, вся простота концепции заключается лишь в наличие современного смартфона.

О достоинствах

Сами по себе VR-очки представляют собой не просто пластик на резинке. Важной деталью являются линзы, которые по «волшебным» заверениям разработчиков, позволяют четко увидеть виртуальную реальность людям с дальнозоркостью и близорукостью, а линзы имеют показатели от -5 до +5. К слову, регулировки диоптрий в этом гаджете не существует (веет некой загадочностью).

Тестирование очков виртуальной реальности от российских разработчиков проводилось на телефоне Samsung Galaxy S5. Что примечательно – устройство, а точнее программное обеспечение устройства, работает на том же уровне, что и Oculus Rift (тихо ликуем в душе). Ввиду того, что современное разрешение дисплеев телефонов имеет Full-HD, очки Fibrum вполне могут обойтись и без собственного дисплея – и обходятся.

Справедливости ради, стоит упомянуть, что изображение через смартфон Galaxy S5 немного «подпорчено» из-за PenTile (хотя некоторые даже понятия не имеют, что это такое). Прямо-таки «мутировавшая» пикселизация не смогла не броситься в глаза. Дисплеи с IPS-матрицей и телефоны, как например LG G3, более подходят для такого VR-гаджета.

Совместимость программного обеспечения с iPhone 6/6 Plus, так же, как и с пятым iPhone по заверениям присутствует.

Читайте также:  Срок службы очков по гост

Сейчас разработано всего восемь программ для платформы Android и iOS. В будущем планируется создание приложений для Windows Phone.

Для того чтобы лично познакомиться с играми, над которыми трудились «наши» люди, нужно ввести в строку поиска в магазине Google Play слово «Fibrum». Интересные демо-версии игр, и сами игры заполнят ответ этого запроса.

О недостатках

Ну, первое: отсутствует корректировка дисторсии программного обеспечения. В сравнении с тем же Oculus Rift, у которого изображение проецируется на экран сначала немного выпукло, а потом, благодаря линзам – корректируется до нормального «положения вещей», у наших разработчиков явный «ляп». Искаженное изображение проявляется по мере движения по гейм-лабиринтам и искривляются ближайшие к краю обзора объекты.

«Ну, второе» Вас тоже не порадует, раскрывая отсутствие корректировки изображения под нужный размер. То есть, если Вы имеете телефон с диагональю экрана в шесть дюймов, то часть видимого пространства просто не будет видна – поле зрения «съест» лишнее.

Очки виртуальной реальности Fibrum для смартфона поступят в массовый доступ и продажу уже в декабре этого года. Да и цена, прямо-таки, символичная: 3000 рублей.

Прогноз, что этот гаджет станет некой «эмоциональной покупкой», вполне оправдан – нужный телефон в арсенале имеется практически у каждого, а все программы в интернет-магазине – бесплатны. Хотя шанс, что отечественный VR-гаджет сможет превзойти продажи того же Oculus Rift мал, все же стремление к «большему» всегда внушает надежду.

источник


Реалистичная графика реализована даже в смартфонах, что позволяет создать ощущение личного присутствия в объемном трехмерном пространстве. Однако для этого потребуются особые устройства – очки виртуальной реальности.

Что такое очки виртуальной реальности? Это специальные устройства, которые надеваются на голову пользователя и формируют изображения в формате 3D.

Изображения показываются отдельно для левого и правого глаза. Чтобы использовать очки можно было еще удобнее, они оснащаются особым датчиком, который контролирует положение головы человека. Приобретать необходимо такие устройства, у которых есть 1-2 дисплея с линзами. Иногда очки оснащаются и зеркалами, а ряд моделей разрабатывается с микродисплеями, которые увеличивают угол обзора.

Что такое очки VR? Это возможность оказаться в несуществующем, но кажущимся настоящим мире, в котором можно оглядеться на 360 градусов. В результате достигается ощущение единства с виртуальной реальностью, что укрепляется посредством аудиовизуализации. Пользователь способен прикасаться к любым объектам, бегать, искать укромные места для укрытий – он беспрестанно будет находиться в эпицентре событий.
Молодые люди чаще всего используют VR гарнитуру для развлечений – просмотра фильмов, игр. В основном такие очки приобретаются геймерами, чтобы виртуальная реальность стала для них еще более настоящей. Согласно проведенным исследованиям, игра с использованием очков приносит на 80% больше удовольствия, чем без них.
Очки виртуальной реальности, что это такое и как получить от этого наслаждение? Сетевые виртуальные игры быстро развиваются, что привлекает как заядлых игроков, так и молодых семей, которые любят проводить так время вместе со своими детьми. Игроки могут воплотить в реальность любые свои желания – на время превратиться в гонщика, отправиться на крутые американские горки, стать участником звездных войн, прыгнуть с парашютом, исследовать морские глубины, посетить страны и города, где они вряд ли окажутся в действительности. Есть множество различных игр, представленных в категориях шутеры, экшен, ужасы, гонки и прочие.

Рассмотрим более подробно, что такое очки виртуальной реальности и как они работают.
Они сделаны по принципу микрозеркальной технологии. Отражение изображения производится на глаза, что позволяет получить четкую графику.
Корпус таких устройств – пластиковый или картонный. За линзами располагается экран с перегородкой. Для левого и правого глаза создаются два изображения, что в итоге формирует трехмерную реальность, так как каждый зрительный орган видит свое отдельное изображение. Когда оба глаза включаются в работу, каждый из них видит виртуальную действительность в очках виртуальной реальности с собственной позиции, что позволяет достичь глубины и объема окружения. Если смотреть на виртуальную реальность одним глазом, то глубины пространства ощутить не удастся, расстояние будет рассчитываться неверно.
Попробуйте закрыть один глаз, не правда ли, что видимость уже не та? Так что очки виртуальной реальности показывают при правильном использование качественную, а главно трехмерную картинку где легко можно повернуть голову и осмотреть, что же происходит вокруг себя и смогут ли они показать ту единственную картинку и ощутить те эмоции которые нам так сильно нам бы хотелось.
Трехмерное видео записывается благодаря видеоряду, снимаемому сразу двумя камерами. Левая камера запускается для левого зрительного органа, правая – для правого. Именно так работают очки виртуальной реальности – данный принцип создает для каждого зрительного органа отдельное видео.
Также в устройство входят акселерометр, датчики движения и гироскоп. Это позволяет пользователю осматривать пространство вокруг себя, наклоняться, прятаться, уклоняться. Существуют модели очков, для работы которых требуется смартфон, имеющий данные функции.
При применении гарнитуры, которая подключается к ПК посредством кабелей HDMI и USB, первый кабель занимается передачей картинок на дисплей очков с компьютера, а второй сообщает компьютеру информацию от датчика движения головы. Для тех моделей, которые работают в связке со смартфоном, есть возможность подключения к компьютеру. Они функционируют в специальных приложениях – например, Stream VR.


На данный момент востребованность в очках виртуальной реальности огромна, и в будущем она будет только увеличиваться.

Что можно делать с очками виртуальной реальности на этот вопрос приходят очень много ответов от разглядывания простых картинок на 360 градусов или просмотра фильмов перемещаясь в кадры любого фильма – он может рассматривать окрестности, передвигаться, вставать рядом с героями до погружения в виртуальную игровую вселенную. Если эти банальные на первый взгляд понятные функции надоели то, что делать с vr очками дальше? Технологии также не дадут вам скучать. Создано немало обучающего, туристического и познавательного VR контента. Также Находясь у себя дома, можно путешествовать по различным странам и городам, осматривать достопримечательности, отправляться в космос и посещать другие планеты. Можно прогуляться по улицам Нью-Йорка или Парижа, окунуться в мир растений и животных (даже вымерших).
При этом возможности очков виртуальной реальности на этом не заканчиваются есть и другие сферы применения данных очков. Рассмотрим все, что нужно знать об этих устройствах.

VR устройства позволяют показать учащимся предметы и объекты с различных ракурсов и в различных масштабах. Например, это позволит будущим врачам более детально разглядеть строение человеческого тела. И все это без риска окружающих людей. Также VR технология подойдет для обучения проектировщиков, инженеров, архитекторов.

В данном контексте VR поможет проектировщикам и заказчикам рассмотреть проект будущего объекта, разглядеть в точности до мелочей все предметы, дизайнерские решения, мебель.

Очки позволяют просматривать товары, существующие в реальности, пройтись по виртуальному магазину, который также работает в действительности.

Вскоре люди начнут удаленно запускать механизмы, контролировать объекты и даже производственные процессы, находясь у себя дома.

Человек сможет получать изображения, которые на данный момент снимаются дроном, находящимся высоко в воздухе. Таким образом, владелец становится его пилотом, оставаясь при этом на земле.

Можно управлять танками дистанционно. К тому же видимость из этой машины ограничена, а очки виртуальной реальности позволяют осматривать местность под большим обзором.

Описывая характеристик, что такое очки вириальной реальности можно написать целый том начиная с пружиной для поддерживания телефона в самой гарнитуре до химического состава всех разновидностей линз которые необходимо использовать в зависимости от своего зрения. Мы же пойдем короткой дорогой и в нескольких пунктах попробуем объяснить важнейшие особенности и характеристики, что такое очки vr:

  • Отличное качество графических изображений;
  • Отсутствие дискомфорта (или минимальные неприятные ощущения) при применении устройства;
  • Практически полная изоляция от окружающей реальной действительности;
  • Требуется или производительный смартфон, или мощный ПК.
  • Совместимы не только со смартфонами, но и с ПК;
  • Качество графики зависит от дисплея смартфона;
  • Насладиться фильмом или игрой можно в любом удобном месте.
  • Не являются портативными;
  • Предназначены для работы с определенной приставкой;
  • Есть немного серьезных игр, имеющих графику на высоком уровне.
  • Также выпускаются автономные очки, которые оснащены мощным процессором, гироскопом и экраном.

Стоимость VR очков варьируются в зависимости от типа, модели и производителя. Они могут варьироваться от 200 до 50000 рублей и выше. К примеру гаджеты виртуальной реальности для ПК и приставок стоят дороже чем для смартфонов, т.к. они имеют дополнительные составляющие, например, индивидуальный дисплей. Так существуют 3 ценовых диапазона приборов VR:

  1. Бюджетные (до 2 000 рублей);
  2. Средняя ценовая категория (в пределах 10 000 рублей);
  3. Премиум-класс (от 30 000 рублей).

Тем не менее как работает принцип очков виртуальной реальности знает огромное количество инженеров, разработчиков и гениальных умов. Не за горами день где это гарнитура войдет в повседневный распорядок дня огромного количество людей. Определение, что такое очки виртуальной реальности не сложно сформулировать и еще легче объяснить в 3 или 2 словах.

Понравилась статья? Если это так. То пожалуйста оставьте свое мнение в комментариях. А также поделитесь в соц сети с друзьями. Нам это даст дополнительную мотивацию.

источник

Приветствуем вас, наши любимые читатели. Очки виртуальной реальности стали, пожалуй, наиболее заметным событием в индустрии компьютерных и мобильных игр за последние 10 лет. Казалось, что ничего принципиально нового сфера цифровых развлечений предложить уже не может. Улучшение графики и рост физических размеров и разрешения дисплеев практически не сказывались на игровом процессе. Выход первых моделей очков, предназначенных для массового рынка, показал, что игры могут быть совершенно иными — не такими, как мы привыкли.

В обиход прочно вошел термин «виртуальная реальность», а в мобильных магазинах приложений появились разделы, украшенные логотипом «VR». В этой статье мы расскажем о том, какие бывают очки ВР, чем они отличаются друг от друга и с какими аксессуарами их можно использовать.

Виртуальная реальность – это искусственно созданный мир, транслируемый человеку через ощущения. Хотя бум популярности на устройства VR пришелся на последние несколько лет (и продолжается до сих пор), первые попытки создать искусственный мир предпринимались еще в начале 60-х годов прошлого столетия.

Виртуальная реальность полностью искусственна и не связана с реальным миром, в этом ее принципиальное отличие от дополненной.

Одним из пионеров в области исследования виртуальной реальности считается Майрон Крюгер, американский художник и создатель первых интерактивных произведений. Он же в конце 60-х ввел само понятие «искусственная реальность».

Несколько ранее кинематографист Мортон Хейлиг представил симулятор «Сенсорама». Зрителю транслировалась серия непродолжительных видеороликов, сопровождаемая запахами, создаваемым феном ветром, шумом больших городов.

Первый шлем был описан и сконструирован инженером Айвеном Сазерлендом в 1967 году. Изображение для него генерировалось компьютером. Шлем был оснащен датчиками, отслеживающими движения головы, что позволяло динамически изменять изображение в зависимости от того, в какую сторону поворачивал голову пользователь.

Собственно, уже тогда исследователи пришли к выводу, что картинку для будущих устройств виртуальной реальности будет создавать компьютер. В 70-х годах компьютерная графика окончательно вытеснила фильмы, а мир виртуальной реальности перешел в 3D.

Первые симуляторы со шлемами были отнюдь не для потребительского рынка. На них тренировали летчиков и по своим возможностям они заметно уступали современным моделям. О геймерских устройствах тогда вряд ли кто-то думал, ведь рынка персональных компьютеров еще не существовало.

Задолго до появления первых VR устройств, шлемы искусственной реальности были описаны фантастами.

VR очки нужны для организации стереоэффекта. Именно с их помощью создается иллюзия объемного изображения и в этом заключается основная функция ВР очков.

Принципиальное устройство современных шлемов ничем не отличается от устройства самых первых моделей. Внутри корпуса располагается экран или несколько экранов, перед которыми установлена перегородка и два окуляра с линзами. Габариты шлемов сравнительно невелики, поэтому их нередко называют очками. Впрочем, отличия есть. Шлемы оснащаются собственными дисплеями, тогда как в очках роль дисплея выполняет экран смартфона.

Конструкция шлема в классическом понимании, то есть с полностью закрытой головой, используется в основном в профессиональных моделях, применяемых для тренировки летчиков, моряков.

И в дешевых и в самых дорогих очках используется один и тот же принцип. Исходная картинка разбивается на два отдельных изображения для правого и левого глаза.

Присутствующая между окулярами перегородка позволяет разделить поле зрения человека на две области. Изображения для каждого глаза транслируются попеременно, но с высокой частотой, поэтому человеческий мозг воспринимает картинку как единое целое. В результате, плоское изображение становится объемным. На самом деле, стереоэффект обманывает мозг, но этого оказывается достаточным для того, чтобы человек ощутил себя в виртуальной реальности.

Эффект присутствия усиливается благодаря системе трекинга. ВР шлем оснащен датчиками (гироскопами, акселерометрами, магнитометрами), позволяющими отслеживать изменения его положения в пространстве. Дорогостоящие модели обладают еще и системой ИК-сенсоров, делающими отслеживание более обширным и точным. Изображение, которое видит человек на внутреннем мониторе очков, моментально изменяется в зависимости от того, в какую сторону и под каким углом он смотрит.

Несмотря на схожее устройство и общий принцип работы, VR устройства принято разделять на шлемы и очки. Правда, граница между ними не всегда заметна, особенно если сравнивать беспроводные очки для смартфона с 3Д шлемом на Android.

Шлемы являются более технологичными устройствами. Они обладают собственными дисплеями, датчиками и сенсорами, могут быть оснащены продвинутой системой линз с тонкой настройкой. Обычно достаточно взглянуть на характеристики, чтобы получить полное представление о том, какие возможности предоставляет данное устройство. Как правило, шлем подключается к персональному компьютеру и для него доступно специальное ПО для настройки.

Читайте также:  Знак безопасности работать в очках

Самые крутые модели продаются с собственными компьютерами или ноутбуками, оснащенными мощными видеокартами и большим объемом оперативной памяти. Для геймеров даже выпускаются специальные небольшие ПК с аккумуляторами и рюкзаками для переноски. Это позволяет не обращать внимание на провода, которыми шлем подключается к ПК, и увеличивает свободу перемещений.

Есть и профессиональные модели. Зачастую они выглядят именно как шлем, полностью закрывая голову пользователя. Игровые модели редко выполняются в таком форм-факторе. Как правило, они больше похожи на очки VR для смартфонов, но с более продвинутой системой крепления и с одним или несколькими разъемами для подсоединения кабелей.

Если вы хоть раз ходили на сеанс 3D фильмов в кинотеатр, то наверняка имели дело с самыми простыми очками, внешний вид которых практически не отличается от обычных солнцезащитных очков. Это наиболее простой и дешевый вариант, но он подойдет лишь для кино.

Для android и для iPhone устройств существуют более интересные с технической точки зрения VR гаджеты. В качестве экрана в таких очках выступает мобильный телефон.

Разрешение современных дисплеев позволяет добиться относительно качественной картинки даже при условии, что экран будет поделен на две половинки (для правого и для левого глаза). Вычислительных мощностей смартфонов также вполне достаточно для запуска 3d игр, оптимизированных под мобильные устройства.

Прямое сравнение проводных компьютерных шлемов с, как правило, беспроводными VR очками для Андроида и iOS вряд ли будет корректным — слишком уж отличаются возможности и модели применения.

Для шлемов доступны проработанные и сложные компьютерные приложения с качественной графикой. Хороший шлем обеспечивает гораздо более сильный эффект погружения в виртуальную реальность. Обработка данных происходит на ПК и это означает, что можно не переживать о недостатке производительности (конечно, лишь при условии, что компьютер изначально отвечает требованиям). Шлем обладает чуть большими размерами по сравнению с очками, но разница не столь критична. Основное ограничение – провода и необходимость использовать компьютер.

Недорогие автономные ВР очки не способны создать сильный эффект погружения, да и уровень графики не столь высок. Но зато очки можно взять с собой, не будучи привязанным к ПК. Потеря или поломка устройства вряд ли станет поводом для расстройства.

Вопрос о том, покупать или не покупать очки можно заметно упростить, если принять за аксиому тот факт, что с виртуальной реальностью должен познакомиться каждый. Если искусственный мир привлекает вас, вы без труда найдете применение новому VR-устройству.

Для начала мы рекомендуем приобрести недорогую модель ВР очков для смартфона. Во-первых, так вы сможете сразу понять, что они показывают и насколько качественно это делают. По описанию такие очки очень похожи друг на друга, поэтому советуем перед покупкой почитать обзоры.

Что касается компьютерных шлемов, то они требуют более серьезного подхода. Такие гаджеты недешево стоят и предъявляют повышенные требования к мощности ПК.

Дабы подвести итог под вышесказанным, перечислим основные преимущества и недостатки ВР устройств.

  • Дешевизна
  • Большой выбор
  • Автономность
  • Легкость в настройке и эксплуатации
  • Качество изготовления сильно зависит от производителя
  • Эффект погружения выражен не очень сильно
  • Уровень графики сравнительно невысок
  • Качество картинки во многом зависит от модели смартфона

  • Практически полный эффект погружения
  • Высокое качество графики
  • Общее высокое качество изготовления
  • Точное отслеживание перемещений шлема
  • Цена
  • Высокие требования к ПК
  • Отсутствие автономности

Лучший способ понять, что дают очки и что в них видно – отправиться в салон мобильной техники или в магазин электроники, и примерить одну или несколько моделей. Не забудьте взять с собой смартфон, ведь именно он будет использоваться для теста.

Приготовьтесь к тому, что выбор будет исчисляться десятками устройств. Обращайте внимание на общее качество изготовления, на качество используемых материалов, на присутствие света внутри одетых очков (его быть не должно).

Со шлемами все несколько сложнее, хотя лишь несколько брендов их производят. Не все модели представлены в нашей рознице и зачастую ориентироваться приходится преимущественно на отзывы других пользователей и на обзоры. Примерная цена на шлемы начинается от 500$, и это не дешево для компьютерной гарнитуры. Не забываем о требованиях к производительности компьютера. Без хорошей (и, значит, дорогой) видеокарты ничего не получится.

Распространенная проблема – человек хочет приобрести хорошие ВР очки, но не знает, как они называются, не помнит, как выглядят. Рынок развивается стремительно, и, если за ним не следить, то будет не просто войти в курс дела. Мы специально составили рейтинг актуальных устройств, приобретение которых вас вряд ли разочарует.

Однозначно не стоит покупать самые дешевые модели очков для смартфонов. Ультрабюджетные девайсы обычно обладают хлипкой конструкцией, сделаны из некачественных материалов, пропускают внутрь много света. Нет смысла давать рекомендации по конкретным моделям, так как на рынке представлено очень много устройств.

Для компьютеров и приставок шлемов пока не очень много, и все они сделаны известными производителями электроники, то есть, как минимум, проблем с качеством можно избежать.

До сих пор на аукционах и в некоторых магазинах можно найти первые версии шлемов, например, Oculus Rift dk. Покупать их можно только при условии, что вы четко понимаете, что это уже устаревшая версия, и цена на нее не высока. Иначе лучше отдать предпочтение новым моделям с 4К экранами, большим количеством сенсоров и более продуманной эргономикой.

И еще, не пытайтесь найти в продаже детские очки. Возможно, на рынке есть несколько моделей, позиционируемых как детские, но правда в том, что детям знакомство с виртуальной реальностью может принести больше вреда, чем удовольствия. Головокружение и тошнота – частые спутники VR устройств. Так что не оставляйте собственное чадо без присмотра во время игры, контролируя его самочувствие.

С контроллерами играть интереснее и удобнее. Хотя обычная мышь и клавиатура по-прежнему готовы помочь в управлении игровым персонажем, для ВиАр устройств существуют специальные гаджеты. Что можно делать с помощью контроллеров – зависит в большей степени от игры. В некоторых приложениях набор действий, доступных игроку, минимален, тогда как в других механика заточена именно под манипуляции с окружающим миром. Чем более интерактивна игра, тем интереснее окажется взаимодействие с джойстиком, геймпадом, перчатками или пультом.

Пожалуй, самый необычный аксессуар, доступный для ВР шлемов, это перчатки. На видео и фото они выглядят не менее футуристично, чем очки. Стоимость подобных устройств высока, однако они добавляют реализма в игру, позволяют выполнять все действия руками. Датчики отслеживают не только передвижения рук, но и движения пальцев.

Заинтересовавшие нас модели:

Джойстики более доступны по цене, хотя стоимость отдельных моделей тоже не назовешь низкой. По большому счету любой ПК-совместимый джойстик сможет без проблем работать с компьютерным шлемом. Однако некоторые контроллеры, такие как, например, Oculus Touch, оснащаются дополнительными датчиками для отслеживания положения в пространстве.

Заинтересовавшие нас устройства:

  • Razer Hydra PC
  • Oculus Touch
  • Контроллер для Xbox One

Управлять жестами смартфоном, вставленным в VR-очки, не получится. Нужно или голосовое управление видеоиграми (поддерживается далеко не во всех приложениях), или внешний пульт либо джойстик. При покупке обратите внимание на емкость встроенного аккумулятора джойстика и на поддержку беспроводного соединения.

Заинтересовавшие нас устройства:

  • POWER A MOGA Pro Power
  • Samsung Smartphone Gamepad
  • SUNNYPEAK Wireless Bluetooth Gamepad

Нам кажется, что наилучшим выбором станут перчатки, но покупать их для игры на смартфоне нет смысла. А вот для компьютерных шлемов они пригодятся.

Наш общий топ по всем устройствам:

  • CaptoGlove
  • Oculus Touch
  • POWER A MOGA Pro Power

Подключение зависит от источника контента. Смартфон устанавливается в специальный разъем на корпусе VR очков, тогда как компьютерные шлемы подключаются к ПК. Для игровых консолей последнего поколения есть собственные шлемы, подключаемые к ним.

Подключение и настройка вряд ли вызовут трудности, просто следуйте инструкции, прилагаемой к комплекту.

Самый главный вопрос – во что играть. И на него мы сейчас попробуем ответить. Для геймеров были созданы десятки видеоигр, и их количество непрерывно увеличивается.

Список топ игр для компьютера, консоли и телефона

  • Arizona Sunshine
  • The Talos Principle VR
  • Doom VFR
  • Keep Talking and Nobody Explodes
  • Obduction
  • Skyworld
  • Minecraft
  • The Playroom VR
  • Sparс
  • Call of Duty: Infinite Warfare Jack Assault VR
  • Star Trek: Bridge Crew
  • Arizona Sunshine
  • Superhot VR
  • RESIDENT EVIL 7 biohazard
  • Mekorama VR
  • Hunters Gate
  • Need for Speed: No Limits VR
  • Lamper VR: Firefly Rescue
  • VR Space: The Last Mission
  • Gunjack 2: End of Shift
  • Anshar Wars 2
  • Land’s End
  • Augmented Empire

Виртуальная реальность становится все доступнее. Недорогие VR очки по карману каждому, да и компьютерные шлемы не стоят баснословных денег. И хотя пока разница между искусственным и реальным мирами хорошо заметна, цифровые развлечения постепенно выходят на качественно иной уровень.

На этом наша статья подошла к концу. Не забывайте подписываться на новые обзоры и делиться полезными материалами в социальных сетях.

источник

России нужно 54 млрд руб. на развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. В случае успеха российские компании смогут занять 15% от соответствующего мирового рынка и задавать отраслевые стандарты в мире.

Виртуальная и дополненная реальность для российской экономики

В распоряжении CNews оказался проект дорожной карты развития технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Документ подготовлен Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ) в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика».

«Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) являются ключом к принципиально новому уровню взаимодействия человека с цифровым миром, которые играет все большую роль в глобальной экономике, политике, социальных отношениях» , — говорится в документе. — На сегодняшний день эти технологии получили наиболее серьезное развитие на рынках развлечений и маркетинга, но это не предел, а только первая ступень их внедрения». Наиболее перспективными с точки зрения экономического эффекта являются продукты на основе VR/AR-технологий в сфере промышленного производства, образования, здравоохранения, потребительских сервисов.

У российских компаний, научных и образовательных организаций есть существенные технологические заделы, позволяющие претендовать на лидерские позиции в ряде сегментов мирового рынка, считают авторы дорожной карты. Широкое внедрение VR/AR-технологий способствует развитию экономики страны, существенному повышению производительности и эффективности на промышленных предприятиях в рамках Индустрии 4.0, формированию новых подходов к процессу обучения и повышению уровня образования, повышению уровня здравоохранения и доступности медицинской помощи за счет удаленного присутствия врача. Вместе с этим, VR/AR-технологий создают новейшие способы коммуникаций, потребительских сервисов и формируют массовые меди для современного поколения.

Виртуальная реальность (VR) — это комплексная технология, позволяющая погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир при использовании специализированных устройств (шлемов виртуальной реальности). Виртуальная реальность обеспечивает полное погружение в компьютерную среду, окружающую пользователи и реагирующую на его действия естественным образом.

Виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Человек может взаимодействовать с трехмерной, компьютеризованной средой, а также манипулировать объектами или выполнять конкретные задачи. В своей простейшей форме виртуальная реальность включает 360-градусные изображения или видео. Достижение эффекта полного погружения в виртуальную реальность до уровня, когда пользователь не может отличить визуализацию от реальной обстановки, является задачей развития технологии.

Дополненная реальность (AR) — это технология, позволяющая интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени. Информация предоставляется пользователю с использованием heads-up display (индикатор на лобовом стекле), очков или шлемов дополненной реальности (HMD) или иной формы проецирования графики для человека (например, смартфон или проекционный видеомэппинг). Технологии дополненной реальности позволяет расширить пользовательское взаимодействие с окружающей средой.

Средства разработки VR/AR-контента

В дорожной карте технологии виртуальной и дополненной реальности разделены на шесть субтехнологий. Первая из них — это средства разработки VR/AR-контента и технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика.

Данная субтехнология включает в себя универсальные инструменты разработчиков для комплексного создания решений для VR/AR универсальные среды разработки, библиотеки цифровых активов, цифровые двойники, аватары и форматы представления данных. Уровень готовности данной субтехнологии (TRL) в мире находится на максимальной, девятой отметке, в России он несколько ниже — TRL-8.

Дорожная карта предполагает следующие мероприятия: проведение исследований форматов представления данных в САПР и 3D движках, в том числе динамические; разработка алгоритмов конвертации и сопоставления данных с универсальным форматом; реализация автономного ПО для конвертации и отображения форматов; формирование сообщества разработчиков вокруг универсального формата, учитывая внутренних и внешних разработчиков ПО для государственных корпораций; разработка алгоритмов аналитического представления и обработки данных; реализация модулей интеграции алгоритма в популярные каналы дистрибуции; проведение исследований математической оптимизации аналитического представления данных и их сжатия; разработка автономного программного обеспечения для создания и редактирования данных в аналитическом формате.

Также запланировано проведение исследований лучших практик и научных подходов к формированию UX/UI для универсального и отраслевого применения VR/AR, проведение научных экспериментов и тестов пользовательского опыты для различных направлений применения VR/AR и реализация подробного описания в формате руководства для разработки UX/UI и его совершенствованию пользовательского опыта в VR/AR.

По итогам реализации мероприятий дорожной карты доля форматов инженерной и иной графики, поддерживаемых универсальным конвертером, увеличится с 25% в 2019 г. до 90% в 2024 г. За этот же период процент сжатия графической информации увеличится с 10% до 85-98%, а количество отраслевых стандартов, разработанных UX — с одного до четырех.

Читайте также:  Трахнуть спящую жену в очков

Редакторы создания контента и его дистрибуции

Вторая субтехнология — это платформенные решения для пользователей: редакторы создания контента и его дистрибуции. В нее входят универсальные инструменты пользовательского уровня для создания, редактирования и доставки контента в VR/AR, включая библиотеки шаблонов и цифровых объектов, а также специализированные и универсальные маркетплейсы. Уровень готовности данной субтехнологии в мире находится на отметке TRL-7, в России — на отметке TRL-6.

Дорожная карта предполагает следующие мероприятия: разработка существующих и планируемых технических спецификаций наиболее применимых в мире и в России и набирающих популярность систем доставки контента; формирование универсального набора спецификаций и допущений для возможности интеграции; создание автономного ПО для автоматического размещения контента в каналах дистрибуции; организация проектного офиса по развитию международного маркетплейса образовательного VR/AR контента; разработка единых стандартов и методик для образовательных курсов в школах, колледжах, вузах, онлайн и корпоративного образования.

Также запланировано: формирование перечня наиболее частных пользовательских сценариев по результатам исследования предметных областей и анализ возможности их создания на базе библиотеки; формирование топологии необходимых объектов и сцен для большинства пользовательских сценариев для применения в образовании, промышленности. медицине, проектировании и моделировании, развлечениях, пользовательских сервиса и др.; разработка сцен и объектов; интеграции всей библиотеки в единой программной среде конструктора.

По итогам реализации мероприятий дорожной карты процент поддерживаемых устройств с системой доставки контента увеличится с 30% в 2019 г. до 80% в 2024 г. За этот же период количество интеграций с существующими графическими движками системы доставки контента увеличится с одной до девяти, а количество сцен (библиотек) и объектов в системе создания контента (конструктор). — с 1 тыс. и 20 тыс.

Технологии захвата движения в VR/AR

Третья субтехнология — это технологии захвата движения в VR/AR и фотограмметрии. В нее входят устройства отслеживания, определяющие ориентацию точки взгляда пользователя либо нахождения пользователя, направления его движения и его скорость. Уровень готовности технологий в мире находится на максимальной, девяткой отметке. В России данная развитие данной субтехнологии отстает и находится на отметке TRL-9.

Дорожная карта предполагает следующие мероприятия: создание автономной универсальной системы трекинга, включая SDK для интеграции; разработка алгоритмов и модулей ПО для распознавания 3D-объектов в реальном времени и высокоточным позиционированием; формирование подробной технической спецификации с требованиями для отраслевого применения систем трекинга; создание специализированных для промышленности и здравоохранения систем трекинга; привлечение практикующих врачей для оказания консультационной поддержки по созданию специализированного медицинского VR контента на базе платформы медицинских проектов с применением AR/VR технологий.

Кроме того, запланировано субсидирование международных пилотных проектов и международных клинических исследований и лидирующих реабилитационных центрах-клиниках США и ЕС на базе технологий дорожной карты, развитие специальных программ поддержки сертификации медицинских изделий на рынках ЕС, США, Китая, Южной Кореи, Японии с субсидированием сертификационных мероприятий, организация проектного офиса по международным медицинским проектам с применением AR/VR технологий, создание тестированных лабораторий для верификации методик и технологий по медицине и в промышленности и создание корпоративных центров исследований и компетенций при передовых промышленных, строительных и других компаниях совместно с ведущими российскими университетами.

По итогам реализации мероприятий дорожной карты точность позиционирования универсальной системы требника в реальном времени при задержке 10 мс на автономном модуле увеличится с 4 мм в 2019 г до менее чем 0,5 мм в 2024 г. За этот же период количество специализированных систем трекинга увеличится с одной до пяти. Также будет полностью разработан стандарт SDK универсальной инфраструктуры позиционного трекинга (сейчас он готов лишь на 10%).

Интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR

Четвертая субтехнология — это интерфейсы обратной связи и сенсоры для VR/AR. Данная субтехнология состоит из средств взаимодействия пользователя с виртуальным миром, передающие реакцию обратно к пользователю через устройства вывода в режиме реального времени. В мире уровень технологической готовности находится на отметке TRL-7, в России — TRL-6.

Дорожная карта предполагает следующие мероприятия: разработка прототипа системы обратной связи — миостимуляции со сбором биометрических данных — вместе с тестированием системы и формированием оптимальных параметров конфигурации для симуляции обратной связи; разработка типовых конфигураций для различных симуляторов на базе силовых элементов; разработка драйверов и SDK для управления системой в рамках симуляций. проведение исследований относительно симуляции органов чувств человека, выявление наиболее перспективных; реализация принципиально новых способов симуляций органов чувств(например, вкус, запах, проприоцепция, вестибулярный и др.) на уровне работающих прототипов.

Сейчас принцип системы обратной связи в данной субтехнологии реализуется путем виброотдачи без биометрических данных. По итогам реализации мероприятий дорожной карты к 2021 г. он будет реализован за счет миостимуляции без сбора биометрических данных, к 2024 г. за счет миостимуляции со сбором биометрических данных.

Количество степеней свободы универсальной платформы обратной связи сейчас составляет 3D, к 2021 г. оно увеличится до 5D, к 2024 г. увеличится до 6D. Количество органов чувств, симулируемых в VR/AR, увеличится с трех в 2019 г. до до пяти в 2024 г.

Технология графического вывода

Следующая субтехнология — это технологии графического вывода. Она состоит из периферийных устройств (очков, шлемов) и низкоуровневого ПО, преобразующего результаты обработки цифровых машинных кодов в форму, удобную для восприятия человеком или пригодную для воздействия на исполнительные органы объекта управления. В мире уровень готовности соответствующих технологий находится на максимальной, девятой отметке. В России он отстает и находится на отметке TRL-7.

Дорожная карта предполагает следующие мероприятия: разработка оптической системы создания гарнитуры с высоким разрешением; разработка программно-аппаратного комплекса, оптимизирующего процесс рендеринга для высокого разрешения; адаптация системы для работы в экосистеме Linux (Astra Linux); создание пилотного проекта на базе гибрида варифокальной системы и системы с высоким разрешением; разработка моделей на базе гибрида строгой логики и нейросетей при формировании графических эффектов и реакций объектов, материалов, освещений; разработка моделей на базе гибрида строгой логики и нейросетей при формировании физических эффектов и реакций объектов, материалов, освещений; разработка прототип системы трекинга взгляда и проведение ее тестирования.

По итогам дорожной карты разрешение VR/AR-гарнитуры увеличится с 2019 г. — 615 пикселей на дюйм до 3 тыс. пикселей на дюйм. В настоящее время в данной субтехнологии используется монофокальная система визуализации. К 2021 г. появится прототип вариофокальной системы визуализации, а к 2024 г. заработает рабочая версия варифокальной системы визуализации.

Уровень окружения в настоящее время является линейным. К 2021 г. будет доступно интеллектуальное графическое окружение, к, 2024 г — интеллектуальное графическое и физическое окружение. Точность измерений окулографа при частоте 1 тыс. Гц при задержке 1 мс и при энергопотреблении 50 мв с 10 угловых минут в 2019 г. до 2 угловых минут в 2024 г.

Технология оптимизации передачи данных

Заключительная субтехнология — это технологии оптимизации передачи данных для VR/AR. Она состоит из совокупности средств, методов и способов, служащих для передачи информации. Уровень готовности соответствующих технологий в мире находится на максимальной, девятой отметке. В России уровень готовности технологий значительно отстает и находится лишь на отметке TRL-5.

Дорожная карта предполагает разработку оптимизированного протокола передачи данных для VR AR специфичных задач, тестирование протокола на базе сетей Wi-Fi, сетей 4G и 5G, разработка ПО — SDK для интеграции протокола в существующие системы, пилотные интеграция в AR- и VR-гарнитуры.

В России по результатам реализации мероприятий дорожной карты эхотест при проверке качества передачи данных при канале 50 Мбит/с снизится с 50-100 мс в 2019 г. до 20 мс в 2024 г. через сети Wi-Fi и 5G.

Применение VR/AR в корпоративной среде, образовании и здравоохранении

Применением VR/AR-технологий даст широкую отдачу в различных секторах экономики, считают авторы дорожной карты. В промышленности данные технологии позволят сформировать универсальные мировые стандарты для строительной и нефтегазовой отрасли, машиностроения и добавления промышленности и др. При этом могут быть достигнуты следующие результаты: сокращение затрат на обслуживание оборудования, сокращение числа ошибок и простоев до 30%; увеличение эффективности работы с инженерными 3D-моделями, автоматическая конвертация САПР моделей в VR/AR, сокращение срока проектирования на 30-50%, сокращение срока согласования и строительства объектов на 7-30%.

В образовательном сегменте внедрение соответствующих технологии в части создания доступных инструментов для пользователей и дополнения интерактивным визуальным VR/AR-контентом может привести к повышению эффективности онлайн обучения, обеспечению непрерывного профессионального образования и обеспечению доступности качественного образования в регионах. При развитии маркетплейса образовательных проектов возможно достижение российскими разработчиками 15% мирового рынка VR-образования.

В корпоративной сфере применение VR/AR-технологий способно обеспечить создание эффективной системы корпоративного обучения, внедрение тактических симуляторов с VR-технологиями для отработки навыков работы с оборудованием, в том числе обслуживания и управления сложными аппаратами, а также отработки навыков при охране труда и промышленной безопасности.

В сфере здравоохранения Россия может войти в международную повестку с прорывными системами реабилитации пациентов с повреждениями опорно-двигательного аппарата, восстановления после инсульта, борьбы с фобиями и высокоточной диагностики глазных заболеваний. При этом возможно достигнуть снижения числа инвалидов среди работоспособного населения на 7% при реабилитации с помощью VR/AR.

Специализированное обучение врачей, обеспечение непрерывного медицинского образования и система удаленного присутствия врача, например, хирурга на операции, позволит уменьшить число врачебных ошибок на 50-80% у прошедших обучение с применением технологий VR/AR. Таким образом, VR/AR будет способствовать повышению качества медицинского обслуживания, в том числе в отдаленных регионах страны, и обеспечению максимальной работоспособности населения.

Развитие направления пользовательского применения VR/AR позволит сформировать сервисы для социально важных сфер, например, работы с инвалидами (навигация с дополненной реальностью для слабовидящих), развитие культурной составляющей (навигации и экскурсии по городам, музеям). В результате, это будет способствовать повышению имиджа России как туристическо-привлекательной страны, увеличению посещаемости объектов культуры с привлечением молодежной аудитории.

Перспективы и риски для России

В результате Россия в перспективе четырех-пяти лет имеет потенциал стать заметным игроком на международной рынке VR/AR-решений и занять более 15% мирового рынка VR/AR-технологий. Как минимум три российские компании к 2024 г. смогут занять 30% одного из приоритетных регионов. Как максимум, российские технологии будут задавать отраслевые стандарты в мире, особенно в направлениях промышленности, медицины и образования.

Развитие VR/AR технологий окажет также влияние на место России в международных рейтингах цифровизации и на повышение итоговой позиции страны: на 56,8% позиции в Глобальном индексе инноваций рейтинга Индекса глобальной конкурентоспособности, на 8,1% позиции в Индексе человеческого капитала, на 74,3% позиции в Индексе инновационного развития Bloomberg и на одну-две ступени в Индексе цифровой конкурентоспособности.

К числу рисков для развития VR/AR-технологий относятся возможные проблемы с привлечением финансирования на развитие технологических проектов в связи с долгими выходом на рынок: темп роста составляет менее 10 раз в год, то есть не относится к венчурной модели роста. Другими рисками являются: закрытость внутренний сетей связи на промышленных предприятиях по нормативам безопасности; долгий процесс согласования пилотных проектов для внедрения в государственных корпорациях и промышленных предприятия; нехватка VR/AR контента в потребительских и профильных сферах; отсутствие производимых в России матриц и оптических систем (волноводов), достаточных для создания VR/AR-устройств российского производства; отсутствие отечественных отраслевых стандартов систем проектирования (САПР) и универсальных VR/AR-устройств.

Сколько нужно средств на развитие VR/AR в России

На реализацию заложенных в дорожную карту мероприятий до 2024 г. потребуется 54,18 млрд руб. Предполагается, что из этой суммы федеральный бюджет выделит 29,68 млрд руб., из внебюджетных источников будет взято 24,5 млрд руб.

Из субтехнологий больше всего потребуется на развитие технологий графического вывода — 17,73 млрд руб. Из этой суммы федеральному бюджету предлагается выделить 9,23 млрд руб., внебюджетных — 8,5 млрд руб.

На развитие технологий захвата движений к VR/AR и фотограмметрии потребуется 15,4 млрд руб. В том числе федеральному бюджету предлагается выделить 8,5 млрд руб, внебюджетным источникам — 6,9 млрд руб.

На развитие средств разработки VR/AR-контента потребуется 6,77 млрд руб. Из этой суммы федеральному бюджету предлагается выделить 3,77 млрд руб, внебюджетным источникам — 3 млрд руб.

На развитие платформенных решений для пользователей потребуется 6,15 млрд руб., в том числе 3,64 млрд руб нужно будет выделить федеральному бюджету, 2,5 млрд руб. — внебюджетным источникам.

На развитие интерфейсов обратной связи сенсоров для VR/AR потребуется 4,62 млрд руб., в том числе федеральному бюджету предлагается выделить 2,62 млрд руб., внебюджетным источникам — 2 млрд руб.

Наконец, на развитие технологий оптимизации передачи данных для VR/AR потребуется 3,52 млрд руб., из которых федеральному бюджету нужно будет выделить 1,92 млрд руб., внебюджетным источникам — 1,6 млрд руб.

При разделении затрат по типу мероприятий больше всего средств потребуется на поддержку проектов по цифровому преобразованию приоритетных отраслей экономики — 12,3 млрд руб. (из них федеральный бюджет выделит 8,6 млрд руб., внебюджетные источники — 3,7 млрд руб.). На поддержку программы деятельности лидирующих инновационных центров (ЛИЦ) нужно 10,4 млрд руб. (федеральный бюджет — 5 млрд руб., внебюджетные источники — 5,4 млрд руб.).

На поддержку компаний-лидеров предлагается направить 10,18 млрд руб. (5,18 млрд руб. из федерального бюджета, 5 млрд руб. — из внебюджетных источников), на поддержку региональных проектов — 5,63 млрд руб. (из них 2 млрд руб. даст федеральный бюджет, 3,63 млрд руб. — внебюджетные источники), на предоставление субсидий кредитным организациями — 5,17 млрд руб. (1 млрд руб. из федерального бюджета, 4,17 млрд руб. из внебюджетных источников), на поддержку промышленных разработок — 700 млн руб. (полностью из федерального бюджета).

источник