Меню Рубрики

Для затворных очков какой формат

Основа затворного метода (PageFlip) — разделение вывода ракурсов по времени. Каждый полный кадр, выводимый на дисплей (монитор, проектор, телевизор,…), ставится в соответствие левому или правому ракурсу. Разделение происходит с помощью очков, которые синхронно затемняют один глаз (если в данный момент на экране выводится правый ракурс, то левый глаз должен быть закрыт, и наоборот).

В идеале очерёдность левых и правых ракурсов должна быть LRLRLRLRLR…, то есть после каждого левого ракурса должен выводится правый ракурс, после него снова левый и так далее. В этом случае инертность сетчатки нашего глаза позволяет ‘запоминать’ изображение для закрытого глаза на время, когда уже выводится изображение для другого глаза, и мы воспринимаем стереоизображение. Чем меньше интервалы закрытого состояния шторки очков — тем комфортнее просмотр.

Практической реализации этого метода сопутствует целая гора проблем, как технических, так и программных. Реализация очков не представляет особой сложности — это очки с жидкокристаллическими окошками, которые темнеют при подаче напряжения. Очки можно сравнивать:

  • По размеру окошек/шторок (чем больше — тем лучше, лидером по прежнему является модель ‘Панорама’ от СТЭЛ).
  • По прозрачности(падение яркости) в неактивном состоянии (не существует абсолютно прозрачных очков, поэтому очень часто рекомендуется повышать настройки яркости или гаммы на время просмотра стерео).
  • По непрозрачности в закрытом состоянии (при неполном затемнении происходит взаимопроникновение ракурсов — гхост).
  • По эргономическим параметрам (размеры, вес, способ крепления).
  • По способу синхронизации (проводные и беспроводные).

Для управления любыми затворными очками необходим также контроллер. Контроллер выполняет функцию управления очками. За время существования очков было выпущено множество контроллеров разнообразного исполнения:

  • Встроенный в видеокарту контроллер (профессиональные видеоадаптеры, топовые видеокарты ASUS Deluxe много лет назад).
  • Переходник между видеокартой и монитором (eDimensional, X3D, СТЭЛ,…).
  • Внешнее управление (COM, USB — NVIDIA 3DVISION).

Контроллер выполняет очень важную функцию, как правило очки продаются неразрывно с контроллерами, хотя большинство моделей взаимносовместимы от различных производителей. Когда затворный метод впервые появился на рынке, он был предназначен для ЭЛТ мониторов (мониторы на электронно-лучевой трубке). Эти динозавры (называют их так потому что они были очень большими и практически вымерли) как нельзя лучше подходили для затворной технологии. При затворном методе частота вывода изображения очень важна — при частоте монитора в 120 герц каждый глаз будет видеть ракурс только с частотой 60 герц, что очень немного (наиболее комфортный уровень достигается при частоте 85 герц и выше). Естественный недостаток затворного метода — повышенная усталость глаз в следствие низкой частоты.

Однако на смену большим и нерасторопным ЭЛТ мониторам пришли ЖК мониторы (жидко-кристаллические). Эти тоненькие и лёгкие мониторы быстро завоевали рынок, как только их цена стала меньше ЭЛТ-аналогов. Но эта статья не о сравнении ЭЛТ и ЖК технологий в целом, в данном случае нас интересует только несколько принципиальных различий, которые стали причиной глубокого затишья на рынке затворного стерео.

В ЭЛТ-мониторе изображение рисуется каждый раз заново, а предыдущее ‘исчезает’ с некоторой очень малой задержкой, то есть между кадрами возникает небольшая прослойка времени чёрного экрана. В ЖК-мониторе изображение постоянно отображается. Поскольку основной целью повышения частоты обновления ЭЛТ мониторов была комфортность просмотра (превысить порог инертности сетчатки глаза, чтобы изображение не мерцало в следствии его постоянного затухания), то для ЖК-мониторов стандартом частоты обновления была выбрана частота в 60 герц. Нет мерцания — нет проблем и нет необходимости более высокой частоты, решили производители тогда. Если смотреть затворное стерео на ЭЛТ мониторе с частотой 60 герц, то на глаз мы получим всего 30 герц, что чрезвычайно мало!

Однако низкая частота обновления кадров вовсе не единственная проблема ЖК-мониторов. Как уже отмечалось выше — ЖК монитор не мерцает в принципе. Обновление кадров происходит попиксельно — то есть при поступлении сигнала цвет пикселя меняется на новый. Оказывается, время смены одного цвета на другой во-первых, очень велико (на первых моделях оно было значительно выше интервала между кадрами в 60 герц!), а во-вторых, зависит от перехода (то есть от текущего цвета и нового цвета). Таким образом, если бы обычный контроллер затворных очков подключить к обычному ЖК-монитору, то вместо полного ракурса для каждого глаза мы бы увидели полную кашу от разных ракурсов!

С развитием технологий скорость переключения пикселей была значительно повышена, но до сих пор недостижима реакция, аналогичная ЭЛТ мониторам. Решение проблемы медленных пикселей было найдено весьма простое — ‘умный’ контроллер теперь закрывает шторки очков не синхронно левый/правый, а с задержками открытия. То есть, по сути — очки теперь большую часть времени закрыты. Такой приём даёт некоторую ‘передышку’ медленным пикселям, давая им возможность переключиться на новый цвет. Поскольку 60 герц пополам = 30 герц мало даже даже для полноценного затворного стерео с ЭЛТ монитором, необходимо было выпустить новые мониторы с бОльшей частотой. И такие мониторы были выпущены — так называемые ‘стерео-совместимые’ 120-герцовые ЖК мониторы под эгидой NVIDIA (для поддержки их нового продукта — собственных затворных очков 3DVISION).

Таким образом, спустя нескольких лет затишья затворного стерео (когда ЭЛТ мониторы были практически убраны с рынка, а новых совместимых ЖК мониторов ещё не было), пользователи получили новые продукты. Необходимо учесть, что пониженное время открытия шторок не прошло бесследно — утомляемость глаз будет по прежнему высокой (и скорее всего выше чем на хорошем ЭЛТ мониторе со старым контроллером). Кроме того, используемые приёмы позволяют лишь частично решить проблемы медленных пикселей — при недостаточной калибровке задержек (необходима калибровка для каждой совместимой модели. ) или отклонений в конкретном экземпляре монитора часть пикселей не будет успевать переключить цвет и как следствие будет возникать гхостинг (взаимопроникновение ракурсов).

Всё это время мы обсуждали проблемы мониторов, однако существует ещё более неприятная проблема, которая ‘боком’ выходит и для обычных потребителей. Дело в том, что прямая поддержка затворного стерео в программе весьма проблематична. Ведь программа, по сути, должна:

  • просчитать два разных ракурса;
  • поочерёдно выводить их на монитор до готовности новой пары ракурсов;
  • сообщать контроллеру очков какой ракурс выводится на монитор в данный момент времени.

Наиболее оптимальным для программирования 3D-графики является поддержка стерео со стороны популярного API, а таковых сегодня только 2 — это мульти-платформенный OpenGL и Direct3D от Microsoft. Таким образом, задачу поддержки конкретного стерео-оборудования можно было бы переложить на плечи разработчиков драйверов.

И поддержка стерео была введена много лет назад, но только в OpenGL. Direct3D не предлагала никаких средств для ручной стерео-визуализации до выхода Windows 8. С точки зрения OpenGL, поддержка заключается в специальном режиме рендеринга — Quad Buffered stereo; в этом режиме создаётся 4ре буфера кадра. Если быстро просветить далёкого от технологий рендеринга (от слова render — рисовать), то изначально создавался только один буфер кадра. Буфер в данном случае — это картинка, которая должна отображаться на экране (например — окно приложения). Если буфер один, то его изменение в реальном времени отображается на экране монитора. Такое поведение сегодня бы вызвало вывод на экран огромного числа артефактов — промежуточных результатов просчёта. Для предотвращения вывода мусора на экран пришли к использованию двойной буферизации (Double Buffer). Теперь, один буфер предназначался для отображения на экране, а второй — для просчёта нового изображения; по окончании вычислений/обновлений поступает команда поменять буферы местами (после чего всё продолжалось по кругу). Quad Buffer по сути представляет из себя две пары двойных буферов, где один для левого ракурса а второй — для правого.

Поддержка стерео на уровне графической библиотеки — очень удобное решение. С точки зрения видеодрайвера, реализующего поддержку затворного стерео, ему в любом случае необходимо постоянно выводить на монитор новый кадр и при наличии левого и правого кадра — просто чередовать их (а также управлять контроллером очков, но об этом чуть позже)! Программисту необходимо лишь создать контекст с поддержкой квадробуфера и рисовать 2 ракурса самостоятельно — также, как он бы рисовал моно.

Звучит здорово, но возникает несколько проблем. Во-первых, принципиальная позиция производителей видеокарт — Quad Buffer только для профессионального сегмента. Таким образом, увидеть технологию в действии на домашнем игровом компьютере, даже с тандемом игровых видеокарт топового сегмента, попросту не получится — драйвер блокирует такие попытки (для любопытных, можете почитать информацию про softQuadro и softFireGL, впервые программную блокировку профессиональных возможностей в обычных игровых картах обнаружил автор программы RivaTuner). Во-вторых, квадробуфер недоступен для абсолютного большинства разработчиков игр, использующих в своих проектах API Direct3D от Microsoft. Ну и в-третьих, поддержка тех или иных стерео-устройств со стороны производителя видеокарт — не всегда самое оптимальное решение. Производитель может попросту отказаться от поддержки конкретного устройства или затребовать непосильную цену за её введение.

Увы, программисты, желающие управлять затворными очками на обычном домашнем компьютере остаются у разбитого корыта. Ещё одним потайным ключиком для поддержки стерео является так называемый стереодрайвер — некая надстройка над видеодрайвером, позволяющая осуществлять стереовывод. Именно таким решением долгое время пользуются игроки — стереодрайвер NVIDIA. Но это решение иного уровня — драйвер осуществляет стереовывод, управление стерео-устройствами, но НЕ позволяет формировать стереовывод программисту.

А к чему собственно говоря так нужна эта поддержка со стороны драйвера? Может всё гораздо проще и можно обойтись без него? Основной принцип затворного стерео — вывод на монитор левого, правого ракурсов по очереди. Обычный режим работы видеодрайвера — вывод буфера на монитор по готовности. В таком режиме, на мониторе могут появляться рваные кадры (когда на экран одновременно выводятся части предыдущего и следующего кадра). Этот эффект называют tearing, он особенно заметен при резких движениях в играх и в динамичных сценах фильмов. Сам по себе эффект не сильно мешает в играх (большинство игроков игнорируют этот дефект), однако для реализации затворного стерео эта проблема становится серьёзной — нельзя допустить, чтобы на мониторе одновременно выводилось сразу 2 ракурса.

Впрочем, эта проблема решается относительно просто — надо просто ‘сказать’ драйверу, чтобы он фиксировал кадровую развёртку на монитор с буфером рендеринга. Называется эта опция — Vsync (vertical synchronisation — вертикальная синхронизация). Не будем вспоминать добрыми словами различные реализации и НЕ реализации этого режима разными производителями на разных системах, возникает более серьёзная проблема. Дело в том, что в идеале вывод должен быть в соотношении один кадр на монитор=один ракурс, следующий кадр=следующий ракурс. Любая задержка (один кадр может просчитываться значительно дольше частоты развёртки монитора; задержки самого драйвера; планировщик системы, прерывания файлового ввода/вывода) приводит к тому, что один и тот же ракурс будет выводиться монитором несколько раз подряд. Бороться с этим со стороны пользовательского приложения практически невозможно. Именно поэтому для полноценного затворного стерео так необходима поддержка со стороны драйвера.

Давайте теперь рассмотрим, какие бывают контроллеры для затворных очков и можно ли ими управлять.

Данные контроллеры (NVIDIA) появились относительно недавно (2009 год). Первое что отличает изделие от контроллеров прошлого поколения, это способ подключения — USB, а также поддержка 120-герцовых ЖК мониторов (которые собственно говоря и выпускались для поддержки этого контроллера). Как уже было описано ранее, такая поддержка достигается серьёзными задержками открытия шторок. Коррекция задержек по всей видимости управляется драйвером с помощью некоторой базы данных.

Основное достоинство контроллера — это программная поддержка гиганта, впервые NVIDIA серьёзно взялась за поддержку стерео в играх и заявляет об этом направо и налево. Пользователи получают свежие стерео-драйверы в комплекте с обычными драйверами, поддержку современных игр на видеокартах NVIDIA. Увы, такая горячая любовь обошлась дорого владельцам старых устройств, которых лишили программной поддержки в драйвере NVIDIA.

Основной недостаток контроллера — его закрытость. Не существует никакого открытого интерфейса для управления, и поддержка контроллера для видеокарт других производителей и на операционных системах отличных от Windows Vista+ практически исключена. Как следствие — комплект можно использовать только в полноэкранном режиме. Кроме того, длительные периоды затухания очков приводят к тому, что мерцание наблюдается в первую очередь не на самом мониторе, а от окружающих источников света — которые и рекомендуется отключать. Взаимопроникновение ракурсов в новой технологии никуда не делось, но видоизменилось. На ЖК мониторах такие артефакты заметны на некоторых медленных цветовых переходах, что конечно гораздо приятнее нежели гхостинг на ЭЛТ мониторах (где появляется сильное двоение яркими источниками света при тёмном окружении), но также неидеально (на форумах по-прежнему можно прочитать сообщения о двоении ярких источников света и в некоторых других случаях). Зато можно смело запускать тёмную игру на своём 120герцовом ЖК-мониторе (если конечно не забыть о том, что на сегодняшних вариантах таких мониторов по-прежнему не бывает чёрного цвета — только серый, хотя очки могут это дело исправить…).

Контроллер, встроенный в видеокарту обладает как правило одним единственным выходом (кругленький) для подключения очков. Основное его преимущество — обеспеченная работа в режиме Quad Buffered stereo, для которого он и предназначен (большинство профессиональных приложений работы с 3D пишутся с поддержкой Quad Buffered stereo, но увы не игры).

Данный контроллер отечественного производства (корпорация СТЭЛ), подключается как переходник между видеокартой и монитором. За время своего существования было выпущено уже несколько версий данного контроллера (насколько мне известно — 3 версии). Контроллер поддерживает несколько режимов работы и рассчитан исключительно на ЭЛТ мониторы. Поддерживаемые режимы (на входе контроллера / выходе видеокарты):

  • Чистая переменная пара — управление очками происходит по синхро-сигналу вертикальной развёртки от монитора (активируется механической кнопкой на контроллере).
  • Переменная пара с голубой линией — ракурсы должны быть помечены специальной голубой линией (режим появился в 3тьей версии контроллера).
  • Over/Under — вертикальная стереопара на входе конвертируется в переменную; крайне неудачный режим — заставляет работать монитор с повышенной частотой, в два раза уменьшает вертикальное разрешение стерео-изображения, а также характерен вертикальными смещениями ракурсов.

В предыдущих версиях также присутствовал разъём для подключения внешнего управляющего сигнала. Во всех версиях присутствует кнопка реверса ракурсов — для исправления неправильной очерёдности ракурсов на входе.

Особый интерес представляет так называемая голубая линия. Этот режим не является изобретением СТЭЛ — он (а также его вариация — белая линия) использовался в некоторых контроллерах годами ранее. Суть метода заключается в добавлении к каждому ракурсу голубой линии в определённой позиции и определённой длины. Контроллер определяет эту пометку и закрывает нужную шторку. Однако данный способ вовсе не решает всех проблем — представьте себе, что частота монитора 100 герц, игра генерирует около 30 кадров в секунду — каждый кадр в игре будет показываться в среднем 3 кадра монитора (при отсутствии поддержки затворного стерео со стороны видео-драйвера). А это значит, что частота на каждый глаз серьёзно падает, и кроме того — она не постоянна. Таким образом, голубая линия может быть полезна только при высокой частоте кадров в игре или при поддержке контроллера в драйвере видеокарты.

Данные контроллеры можно использовать с профессиональными картами, со старыми стерео-драйверами NVIDIA для Windows XP а также со стерео драйвером iZ3D в экспериментальном режиме. Также интерес вызывает модель очков от корпорации СТЭЛ под названием ‘Панорама’, благодаря беспрецедентно большому размеру окошек.

Контроллер подключается как переходник между видеокартой и монитором. Данные контроллеры (eDimensional) обладают интересными особенностями. Во-первых, в варианте с ИК-передатчиком поддерживаются беспроводные очки (в отличие от контроллеров СТЭЛ), во-вторых есть поддержка чересстрочного режима а в-третьих — начальная поддержка ЖК-мониторов. Поддерживаемые режимы:

  • Чистая переменная пара — управление очками происходит по синхро-сигналу вертикальной развёртки от монитора (активируется специальным экранным кодом).
  • Переменная пара с синхронизацией по DDC (специальный вывод на разъёме подключения монитора к видеокарте).
  • Чересстрочный режим (активируется специальным экранным кодом).
Читайте также:  Кто кому засадил в очков

Поддержка чересстрочного режима — входное изображение формируется соединением двух ракурсов, где каждая горизонтальная полоска толщиной в один пиксель поочерёдно соответствует правому и левому ракурсам — очень удобна с программной точки зрения. Несмотря на падение в два раза вертикального расширения, благодаря аппаратной поддержке чересстрочного режима ЭЛТ-мониторами (ЖК мониторы работают только в прогрессивном режиме — поэтому для них этот режим бесполезен), становится возможным использование затворных очков с автоматической синхронизацией ракурсов (никаких срывов), высокой частотой и относительно простой реализацией программной поддержки.

Начиная с некоторой версии, в контроллере появилась начальная поддержка ЖК-мониторов (активируется также специальным экранным кодом). Судя по всему, принцип работы специального режима — смещение по времени открытия затворов (как указывалось выше).

Данные контроллеры можно использовать с профессиональными картами, со старыми стерео-драйверами NVIDIA для Windows XP, со стерео драйвером iZ3D в экспериментальном PageFlip или чересстрочном режимах а также со стерео-драйвером собственного производства (который к сожалению не заслуживает внимания на сегодняшний день). Стоит заметить, что под другими торговыми марками продаются копии таких контроллеров, например X3D.

Разработка самодельного контроллера для затворных очков сегодня представляет сомнительный интерес (из-за проблем программной поддержки). Полезен он будет разве что для исследований. Тем не менее такие самоделки делаются.

Здесь вы сможете найти схему для сборки контроллера, синхронизируемого по DDC-сигналу (старая статья): Подключение стереоочков к любой видеокарте на процессоре от NVIDIA. Не обращайте внимание на название статьи — написана она очень давно, когда NVIDIA поддерживала затворные очки нескольких сторонних производителей в своих стерео-драйверах.

Вот здесь — миниатюрный контроллер с синхронизацией по Vsync (синхро-сигнал вертикальной развёртки монитора): Адаптер для затворных очков от kostasoft.

источник

SideBySide — Горизонтальная стереопара (бок о бок). В стереоплеерах как «горизонтальная пара/расположение», «S >попеременная пара «

Дополнительно: » Порядок ракурсов «:

Параллельная пара — Левый ракурс видео расположен слева или левый первый.

Перекрестная пара — Левый ракурс видео расположен справа или правый первый.

Anamorph SideBySide — Анаморфная горизонтальная стереопара (бок о бок, она же Half). В стереоплеерах то же что и Side-By-Side (Горизонтальная пара).

Анаморфная пара это полноразмерная стереопара сжатая вдвое по горизонтали до размеров 2Д стандартного разрешения и соотношения кадра (ДВД(720х480) или БлюРей 2Д(1920х1080)) с изменением пропорций соотношения кадра каждого ракурса (вытянутые лица). Анаморф — сжатие или растягивание по горизонтали или вертикали картинки с целью использовать полную площадь и разрешение кадра. Пришло из кинематографа когда требовалось в 4:3 кадр пленки «впихнуть» широкоформатный кадр 16:9 (или любое другое соотношение) так чтоб использовался весь кадр без черных полос для повышения вертикального разрешения. При съемке на камере цилиндрическая линза (анаморфная насадка) 16:9 кадр трансформирует в 4:3 с вытянутыми лицами, затем на проекторе та же насадка растягивает 4:3 до 16:9 пропорции восстанавливаются. Сейчас с трансформацией программно намного всё проще. Научно:)

Подходит для просмотра на плеерах (внешних, встроенных) которые ограничены максимальным поддерживаемым разрешением 1920х1080 или интерфейс/кабель не позволяющий пропускать больше чем 1920х1080. Так же по тем же причинам (2Д стандарт и пропускная способность) анаморф стереопара 1920х1080 является стандартом 3Д ТВ вещания.

OverUnder — Вертикальная стереопара (выше/ниже, над/под). В стереоплеерах как «вертикальная пара/расположение», «Over/Under», «Above/Below».Дополнительно:» Порядок ракурсов «: Левый ракурс сверху :


Правый ракурс сверху :

Anamorph OverUnder — Анаморфная вертикальная стереопара (выше/ниже), то же что и горизонтальная, только сжатие пропорций кадра происходит по вертикали. В стереоплеерах как Over/Under (Вертикальная пара).

BlueRay3D — новый Стандарт 3D BlueRay с кодеком MVC (Multiview Video Coding) на основе H.264 Advanced Video Coding (AVC) и файлами с расширением SIFF. В качестве носителя используются обыкновенные BD25 или BD50 болванки. В раздаче обычно образ или ремукс 3Д БлюРей диска.

SeporateFiles — Раздельные файлы с правым и левым ракурсом. Звук берется по выбору из лев. или прав. В стереоплеерах как «Открыть правый и левый файл».

DualStream — Двух поточное . Один файл/контейнер с двумя потоками (дорожками) правого и левого ракурса. Обычными плеерами воспроизводится как 2Д (только один ракурс с полным разрешением и правильными пропорциями), стереоплеерами как два раздельных файла прав. и лев. ракурса.

Anaglyph — Анаглиф . Разделение по цвету. Готовый анаглиф это 2Д изображение с закодированными по цвету ракурсами, не пригоден для перевода в другие 3Д форматы и стереоплеер для просмотра не нужен. Цвета очков : red’cyan — Красно — синий+зеленый (по RGB, R/G+B) Дело в том что в русском нет Циан цвета, примерно голубой или бирюзовый, так что можно красно-голубые именовать как в Стереоскопик плеере.


green’magenta — Зелено — красный+синий (по RGB, G/R+B) Тоже с маджента, примерно пурпурный или малиновый.

yellow’blue — Желто — синий (по RGB, R+G/B) Вот здесь желтый он и в А.. России желтый:

Interlaced — Чересстрочное (Field-Sequential, чередование полей). В четных строках находится один ракурс в нечетных второй. Ракурсы смешиваются и не разделяются в стереоплеере или очках если работает фильтр «деинтерлейс» или стоит прогрессивная развертка.

PageFlip — Попеременная пара (Frame-Sequential, чередование кадров). Полные кадры в прогрессивной развертке чередуются как Лев-Прав-Лев-Прав. Больше как формат вывода (метод просмотра) для затворных очков. В готовом видео как 3Д формат практически не встречается.

Pulfrich — В эффекте Пульфриха . 2Д изображение с постоянным движением (линейным или по радиусу) объекта или камеры. Снимается одной камерой. По сути это 2Д изображение, с помощью темного фильтра на один глаз, достигается задержка восприятия картинки мозгом и возникает стереопара, один ракурс невооруженным глазом мгновенно мозгом воспринимается а через темное стеклышко с запозданием в 1-2кадра когда объект или камера изменили положение или точку съемки. Если нет движения в кадре, то 2Д.

В: — Есть очки из кинотеатра (4-ре вида разных по принципу): Dolby 3D (цветовая сепарация), Real D (циркулярная поляризация), IMAX (линейная поляризация), X-pand (затворные), какие фильмы дома и на чем можно в них посмотреть?
О: — Дома такие очки бесполезны, так как к ним нет специализированной аппаратуры соответствующей очкам системы: два проектора с фильтрами, металлизированного экрана, передатчика-трансмиттера, 3Д монитора с поляризацией. Такие очки работают только в комплекте с модернизированной аппаратурой кинотеатра под этот способ просмотра, или с 3D-реади бытовой техникой соответствующей системы под конкретные очки, но вряд ли дома у вас такая имеется.

В: — Какие фильмы можно посмотреть в данных (конкретного типа) очках?
О: — Формат очков (способ просмотра) и фильма (формат хранения 3Д) не связаны (кроме готового анаглифа). Универсальный 3D формат фильмов — стереопара (две полноцветных картинки в одном или в двух файлах) а стереоплеер или аппаратный процессор ТВ переводит стереопару в любые другие форматы просмотра под любые очки. Стереопару можно смотреть в любых очках. Обобщенно к стереопаре можно отнести такие форматы как: SideBySide, OverUnder, BlueRay3D, SeporateFiles, DualStream, Interlaced, все перечисленные форматы можно смотреть в любых стереочках при условии что видео пройдет трансформацию через стереоплеер.

В: — Открыл в стереоплеере готовый анаглиф фильм, не получается изменить 3D формат, или что там надо выставить чтоб стало лучше? А можно ли на 3D мониторе смотреть этот (анаглиф) фильм?
О: — Анаглиф фильмы можно смотреть только в цветных очках светофильтры которых соответствуют цвету двоения на скриншотах этого фильма. Для анаглиф фильмов стереоплеер не нужен и бесполезен, ничего там накрутить и изменить не получится, смотреть как обычный 2D фильм любым обычным плеером. На 3D мониторах анаглиф фильмы можно смотреть только в анаглиф очках, монитор при этом будет работать как обычный 2D монитор.

В: — Как и чем сделать из обычного 2D фильма 3D?
О: — Плагинов, программ которые на лету при просмотре переводят 2D-3D есть масса, это и плагин к КМРlayer-у, отдельные программы, встроенное 2D-3D в ТВ, режим псевдостерео в PowerDVD 10. Но всё это полная ерунда не стоящая усилий и ломки глаз при просмотре. Ни одна автоматическая программа не даст правдивый объем. Более продвинутые плагины делают второй ракурс на основе движения камеры в кадре, но как только статичный кадр — объема нет, или часто объем наизнанку. В PowerDVD 10 вообще ерунда, изображение натягивается на вертикальный цилиндр не зависимо от сюжета (края кадра загибаются внутрь, всё равно что экран согнуть в трубку). Есть ещё разводилово со сдвигом красного канала, когда картинка вроде как анаглиф выглядит, но двоение везде одинаковое и на ближнем и на дальнем плане, в итоге плоская картинка в глубине экрана, не попадайтесь — это фейк самоделка. Такие релизы будут удаляться. Так что всё это псевдостерео 2D-3D это выдуманное из ничего ощущение объема, смесь похожего, вывернутого, плоского, с несовпадениями в движении, ни чего общего с настоящим объемом снятым двумя камерами с разных точек.

В: — Скачал рип в стереопаре 720p/1080p в формате SideBySide или OverUnder, никак не могу посмотреть медиаплеером (встроенным в телевизор, в BDplayer, в любую прочую железку), пишет «неподдерживаемое разрешение» или сыпется картинка.
О: — Пока аппаратура ограничена максимальным разрешением 1920х1080 что соответствует 2D формату Full HD, всё что больше по разрешению хоть на пиксель она не понимает. Не качайте полные рипы с тэгами 720р и 1080р, качайте всё что с приставкой Anamorph.

В: — Что такое Anamorph (Half) и для чего он нужен?
О: — Анаморф — это искажение пропорций, нужно чтоб большое разрешение которое не понимают железные плееры и ТВ, сжать до стандартного Full HD. Например есть два ракурса Full HD х 2 в горизонтальной паре это будет 3840х1080, уменьшается горизонтальное разрешение пары в двое, получается стереопара 1920х1080 которую ТВ и медиаплееры понимают, но при этом изменяется соотношение кадра ракурса (вытянутые лица, вместо круга овал), затем ТВ интерполирует половинчатое разрешение до полного и пропорции картинки восстанавливаются. К сожалению в анаморфе теряется половина разрешения а значит деталей относительно полной стереопары или 3Д БлюРей.

В: — Скачал BD3D в ISO, что дальше? Как его разархивировать?
О: — ISO это не архив, а образ диска. После скачивания его следует записать на болванку соответствующей емкости и вставить в специализированный «BD3D Player» или его аналог PlayStation3 с последней прошивкой.
Также возможно смонтировать ISO в виртуальный привод при помощи соответствующего софта (DAEMON tools, Alcohol 120% и пр.), после чего воспроизвести через «ArcSoft TotalMedia Theatre» или «CyberLink» PowerDVD 10.

В: — Скачал BD3D в ISO, смонтировал — а там пусто, что делать?
О: — Скорее всего у вас Windows XP. XP не поддерживает версию UDF старше 2.01, а в BD3D UDF2.5. Решение : http://www.google.ru/search?q=udf+2.5+скачать.

В: — Как и чем смотреть Blu-Ray 3D на компьютере?
О: — Смотреть можно программами ArcSoft TotalMedia Theatre, CyberLink PowerDVD 10 или Stereoscopic Player (только самые последние версии!).

В: — Как и чем смотреть Blu-Ray 3D на 3D телевизоре?
О: — Купить Blu-Ray 3D Player или PlayStation3 и подключить к 3D телевизору HDMI кабелем соответствующим спецификации 1.4. Или подключить к PC по HDMI 1.4.

В: — Как и чем смотреть рипы в форматах стереопар на 3D телевизоре?
О: — Если не удаётся запустить через встроенный в телевизор медиаплеер, можно попытаться проиграть этот файл на внешнем медиаплеере, указав в параметрах «растянуть картинку на экран», после этого в настройках телевизора РУКАМИ указать режим 3D- вертикальная или горизонтальная пара в зависимости от расположения ракурсов на экране. Дальше телевизор всё сделает сам, останется только надеть очки и нажать на них кнопку включения.
Вместо внешнего медиаплеера также можно использовать компьютер, открыв видео-файл в любом обычном плеере и повторив описанные выше манипуляции.

В: — Почему в Stereoscopic Player не проигрывается видео? Выдает ошибку, черный экран, нет звука.
О: — Stereoscopic Player не имеет своих кодеков, он их берет из системы или других плееров которые были установлены ранее в системе.
1) Если стоит Windows 64 бит и кодеки только 64 битной версии, то 32 битный Stereoscopic Player их не видит. Доставить 32 битную версию кодеков.
2) В Stereoscopic Player не выбраны кодеки. Выставить в ручную «Файл – установки – декодер» Для каждого типа видео и звука который не воспроизводится, выбрать вручную декодер, выделить нужный тип фильтров и нажать «добавить».

В: — Как переключить звуковую дорожку в Stereoscopic Player?
О: — 1) В версии 1.7 «Воспроизведение – язык звуковой дорожки». Меню появляется только при открытом видео и наличии больше одной звуковой дорожки.
2) Правой кнопкой мыши по трею haali media splitter.

В: — Как переключить/включить/отключить субтитры в Stereoscopic Player?
О: — Правой кнопкой мыши по трею haali media splitter или ffdshow video decoder.

В: — Как посмотреть 3D BlueRay на системе из двух проекторов (поляризация или Долби 3Д)?
О: — Через Stereoscopic Player 1.7 версии и выше, в выходном режиме «Вид – Метод просмотра — Dual screen output» он теперь понимает SIFF файлы. В остальных стереоплеерах и в BlueRay деке пока нет поддержки раздельного выхода ракурсов.

В: — В чём разница между горизонтальной анаморфной стереопарой и вертикальной? Какая из них всё же лучше?
О (KinoKRITIK): — Весомой или серьёзной разницы между ними почти никакой. Однако, вертикальный анаморф хорош для систем с чересстрочной поляризацией и наиболее подходит для мониторов не FullHD (менее 1920×1080). Стерео у человека формируется на смещении по горизонту, и лучше всего будет оставлять без потерь именно горизонтальные строки. Этим вертикальный анаморф значительно выигрывает у горизонтального. Что касается качества — здесь мнения расходятся. Ниже приведены сравнения скриншотов (с ресайзом до фулл-размера при одинаковых настройках кодека). Исходя из всех плюсов-минусов с незначительным перевесом выигрывает вертикальный анаморф.

Для 2Д разницы нет, либо четче вертикальные детали (при вертикальном анаморфе), либо горизонтальные (при горизонтальном анаморфе), остальное будет зависеть от разрешения и формата сторон экрана, как рациональней впишется изображение. А для 3Д детализации, по мне так вертикальный анаморф предпочтительней, так как параллакс задают вертикальные детали а они четче при большем горизонтальном разрешении. Для проекторов 720р (и при таком же на мониторе) любой анаморф плохо, по одной стороне будет интерполяция на уменьшение разрешения, по другой стороне интерполяция на раздутие, оптимальней полные пары 720р, будет пиксель в пиксель без потерь и интерполяций.

источник

Для того, чтобы погрузиться в атмосферу происходящего на экране телевизора или мониторе компьютера, не нужно посещать 3D кинотеатр. Просмотр стереокино возможен на большинстве современных ТВ и дисплеев, все, что требуется для этого — программная поддержка 3D и совместимые 3D очки. Разобраться, какие именно очки для просмотра фильмов в 3D выбрать, достаточно просто. Статья расскажет, какие виды 3D очков существуют, какой из них лучше и какую модель купить себе.

В основе любого стереоформата передачи изображения лежит разделение картинки на части для правого и левого глаза. Зрение человека бинокулярно, а между глазами есть расстояние. Из-за этого каждый глаз видит окружающий мир из немного разного ракурса. Сигнал с сетчатки каждого глаза передается в зрительный центр головного мозга, который сопоставляет два сигнала и формирует объемную картинку.

Монокулярное зрение не позволяет полноценно воспринимать 3D, так как сигнал подается только с одного источника. Убедиться в этом можно, закрыв один глаз на несколько минут. Мозг очень быстро перестает различать расстояния между предметами, а также определять точно их размеры и форму. Поэтому люди с заболеваниями глаз (например, большим снижением остроты зрения на одном глазу или его слепотой) насладиться просмотром кино в 3D не смогут.

Читайте также:  Пьер карден очки для зрения

Разница между технологиями 3D состоит в способе разделения кадров для правого и левого глаза. Все виды 3Д используют оптическое или механическое разграничение полукадров.

Самой первой технологией пассивного 3D, применяемой в кинотеатрах, стало анаглифное разделение изображения. Этой технологии скоро исполнится 100 лет: первые попытки сделать стереокино предпринимались еще в 20-е годы прошлого столетия. Суть разделения состоит в том, что картинка на экране подается сразу для двух глаз, с различным смещением в пространстве. Кадры наложены друг на друга, а их разделение производится с помощью цветовой дифференциации.

Анаглифные 3D очки содержат линзы разного цвета. На правом глазу обычно установлен синий светофильтр, а на левом — красный. Иногда встречаются и другие цвета (например, зеленый и красный). Светофильтр блокирует свой цвет, за счет этого цветные тени разделенных частей кадра в очках не видно. Картинка воспринимается зрительным центром, как объемная.

Подвидом таких очков являются суперанаглифные модели для просмотра Dolby 3D. Каждый глаз у них оснащен не одним, а сразу тремя разноцветными фильтрами. Картинка на экране отображается в более сложном виде. Такой подход позволяет усилить эффект присутствия.

Поляризационная технология 3D очков зародилась немного позже, в 30-40 годах прошлого века. Она тоже является пассивной, в ее основе лежит применение специальных поляризационных светофильтров. Кадры для глаз отображаются с разной поляризацией. Один фильтр пропускает только картинку для правого глаза, левый кадр становится невидимым для него, так как оптическая волна с другой поляризацией не проникает сквозь фильтр.

Существуют очки, работающие с линейной и круговой поляризацией света. Первые проще и доступнее, но эффект объемности у них теряется, если наклонить или сильно поднять голову. Второй вариант лишен этого недостатка, но требует более сложного оборудования. В случае с бытовым применением — необходим монитор или телевизор, оснащенный поляризационным покрытием матрицы. Без него не получится насладиться просмотром 3D.

Затворные очки используют механический метод разделения изображения и относятся к активному типу. Они оснащены специальными линзами, которые сохраняют прозрачность при отсутствии тока, но становятся непрозрачными при его подаче. Такие очки оснащаются встроенным аккумулятором и инфракрасным или радио датчиком для синхронизации. Телевизор должен оснащаться специальным синхронизирующим модулем, а к компьютеру требуется подключить передатчик.

Картинка на дисплее отображается поочередно для левого и правого глаза, частота смены изображений составляет 120 кадров в секунду. В момент показа изображения для правого глаза — левый затеняется, и наоборот. Для того, чтобы в полной мере насладиться 3D, нужен монитор или телевизор с частотой развертки не менее 120 Гц. Также требуются и соответствующие очки.

Перед тем, как выбрать очки для просмотра кино и игр в 3D, нужно выяснить, какие из них лучше. Также важно учитывать нюансы совместимости: в некоторых случаях очки должны соответствовать возможностям и функциям ТВ или монитора. От него зависит, будут ли работать поляризационные очки или активные.

Проще всего ситуация обстоит с анаглифными очками 3D. Они не выдвигают каких-то особых требований к оборудованию. В них можно смотреть 3D изображение хоть на телевизоре, хоть на мониторе, хоть распечатанное на листе бумаги. Для этого необходим лишь фильм, записанный в анаглифном формате, или специальный проигрыватель. Конвертировать обычное видео в анаглиф на ПК умеет KMPlayer.

Однако следует учесть, что лучше всего, если контент изначально заточен под 3Д, то есть, снят на стереокамеру. Обычная плоская картинка после конвертации в трехмерную не даст столь выраженного эффекта присутствия. Проще в случае с играми: обеспечить рендеринг в 3D можно средствами драйверов видеокарты Nvidia 3D Vision или стороннего софта с аналогичной функциональностью. Видеокарта будет рендерить картинку со своим цветным фильтром для каждого глаза.

  • Цена. Анаглифные очки 3D — самые дешевые, их стоимость начинается от 20-30 грн.
  • Вес. Очки весят столько же, сколько и обычные солнцезащитные или корректирующие, или даже меньше. Картонные модели (такие раздают в анаглифных кинотеатрах) еще легче.
  • Совместимость. Очки совместимы с любыми источниками изображения, цифровыми и аналоговыми.
  • Эффект присутствия при просмотре в анаглифных очках не всегда выражен в достаточной степени.
  • Цветопередача в таких очках порой может искажаться и не соответствовать реальной.

С поляризационными очками все сложнее. Дело в том, что для них нужен монитор, имеющий специальное покрытие, задающие поляризацию. Обычно четные и нечетные строки матрицы покрыты разными слоями, разница в поляризации оптической волны между которыми составляет 90 градусов. Подобное покрытие редко имеют бюджетные модели ТВ. Например 3D телевизор LG 55UG870V стоит больше 30 тысяч гривен. Но это не значит, что без нескольких десятков тысяч — искать нечего. Поляризационное 3D поддерживают многие мониторы и ТВ LG, Sony, Philips.

  • Вес поляризационных очков такой же, как и у анаглифных аналогов.
  • Автономность. Как и анаглифные, поляризационные очки не нуждаются в источниках питания.
  • Стоимость поляризационных очков выше, чем у анаглифных, но находится в доступных пределах.
  • Эффект присутствия зачастую выражен лучше, чем у анаглифов.
  • Угол обзора поляризационных очков часто ограничен.
  • Совместимость. Для просмотра 3D требуется поддерживающий поляризацию монитор или телевизор.

Активные затворные очки для телевизоров часто поставляются в комплекте с устройством. Связано это с тем, что для корректной работы требуется синхронизация контроллера и ТВ. Методы синхронизации могут отличаться у разных моделей, поэтому создать универсальный аксессуар не выйдет. Все проще в мире ПК: устройства, вроде фирменных очков Nvidia 3D Vision, подключаются по USB и имеют в комплекте ПО для конвертирования картинки в 3D. Единственное ограничение — частота обновления монитора. Она должна быть не менее 120 Гц.

  • Высокое качество изображения. Благодаря большой частоте смены кадров картинка на экране лучше воспринимается глазами.
  • Обеспечение ощутимого эффекта присутствия. Изображение на дисплее не разделяется на стереопару и не чередуется построчно, за счет этого достигается повышенная четкость.
  • Ограниченная совместимость. Затворные 3D очки работают лишь с узким кругом телевизоров.
  • Высокая цена. Стоимость затворных очков может достигать нескольких тысяч гривен.
  • Увеличенный вес. Электроника и элемент питания внутри очков утяжеляют конструкцию.
  • Отсутствие полной автономности. Очки нужно заряжать или менять батарейку, а нормальная их работа гарантируется на ограниченной дистанции.

Как показал анализ, наиболее доступными и универсальными являются анаглифные очки для 3D. Они оптимальны для тех, кто хочет ознакомиться с технологией, не вкладывая больших денег. Для нерегулярного просмотра контента в 3D их возможностей более, чем достаточно. Поляризационные модели тоже хороши, но они совместимы не со всеми дисплеями. Если телевизор или монитор относится к таковым — можно смело покупать такие очки.

Сложнее всего дело обстоит с затворными моделями активного типа. Они предлагают наиболее качественную картинку и выраженный эффект погружения, но за это придется расплачиваться. В первую очередь — деньгами, во-вторую — увеличенным весом, уменьшенной автономностью. Да и монитор, поддерживающий реальную частоту развертки от 120 Гц — стоит недешево.

источник

Наиболее распространенный способ получения объемного изображения на домашнем телевизоре или мониторе компьютера — активные 3D очки. Вкратце о способе формирования 3D изображения таким способом:

Изображение на экране телевизора показывается попеременно для левого и правого глаза. Если смотреть на это изображение без специальных очков — оно двоится. Специальные электронные очки синхронно с частотой кадров «закрывают» левый и правый глаз в соответствии с тем, какой кадр на экране телевизора показывается в этот момент. «Закрывание» глаз происходит с помощью жидкокристаллической пленки. При подаче напряжения на ЖК пластину, она становится непрозрачной. При снятии напряжения — прозрачной.

Для того, чтобы изображение на экране не мерцало, частота кадров для каждого глаза должна быть не менее 60 Гц, следовательно телевизор для формирования 3D изображения должен иметь частоту кадров не менее 120 Гц.

Жидкокристаллические фильтры имеют некоторую инерционность. Реальное включение и выключение происходят с небольшой задержкой, особенно этот эффект проявляется при снижении температуры. В связи с этим, включение фильтра одного глаза зачастую производится не сразу после выключения другого, а с задержкой. Такой метод позволяет избежать наложения кадров и снижает требования к переходным процессам в телевизоре во время смены кадров. Однако, это приводит и к небольшому снижению яркости. Стандартов в последовательности включения и выключения фильтров очков не выработано и каждый производитель выбирает свои временные последовательности.

Поскольку изображение на экране телевизора показывается для правого и левого глаза разные и в разное время, активные очки должны уметь синхронизироваться с телевизором для того, чтобы в момент отображения картинки для правого глаза, левый глаз был закрыт. Производители 3D оборудования каждый по своему решают эту задачу. Есть три основных способа синхронизации 3D затворных очков:

  • Синхронизация по ИК каналу
  • Синхронизация по радиоканалу
  • Синхронизация по изображению на экране телевизора (DLP)

Синхронизация по радиоканалу используется некоторыми производителями, например Samsung или Nvidia, причем не во всех моделях. Радиосинхронизация производится чаще всего на частотах Bluetouth 2,4 ГГц и позволяет не терять синхронизацию при отходе от телевизора. Очки с радиоканалом несколько тяжелее и менее экономичны, чем ИК.

Очки с синхронизацией по изображению, например Xpand, не требуют специальных источников синхросигнала, поскольку ловят вспышку белого цвета между кадрами изображения. Очки в процессе работы затемняются в момент этой вспышки и глаз её не видит. Такой метод синхронизации оригинален, но не отличается стабильностью.

Наиболее употребим метод синхронизации 3D очков по ИК каналу.

Метод синхронизации активных очков по ИК каналу как нельзя лучше подходит для систем домашнего кинотеатра. Основные недостатки ИК передачи синхронизации — невысокая дальность и непреодолимость препятствий — в случае просмотра 3D изображений нивелируются, поскольку синхронизация нужна только когда зритель находится перед экраном и достаточно близко (3D эффект рекомендуется смотреть на расстоянии 2-3 метров от телевизора).

Практически все производители 3D оборудования предлагают модели с синхронизацией очков по ИК каналу. Каждый производитель, однако, выполняет эту синхронизацию по-своему. Вот как выглядит синхронизация Nvidia 3DVision:

Для передачи ИК сигналов используется ИК передатчики той-же, что и в ИК пультах длины волны 940 нм, но частота модуляции выбирается отличной от частоты ИК пульта, чтобы эти устройства не мешали друг другу. Чаще всего, это 26.2 кГц. Форматы синхронизирующих последовательностей рассмотрены на страничке andrewwoods3d com, однако есть неточности. Например формат синхронизации телевизоров Samsung указан неверно.

В телевизорах Samsung (очки SSG-2100AB), импульсы синхронизации не управляют каждым действием очков, синхронизация передается даже не в каждом кадре. После получения синхросигнала, очки выполняют обработку последовательности и сами определяют моменты срабатывания ЖК затворов. В телевизорах 9000 серии, синхронизирующие импульсы представляют собой всего три периода опорной частоты 22 кГц, которые выдаются парами с периодом 133.3 мс:

источник

Анаглиф (Anaglyph) . Самый простой и популярный метод получения 3D изображения. Стереоэффект для стереопары обычных изображений достигается при помощи цветового кодирования изображений, предназначенных для левого и правого глаза. Для получения эффекта необходимо использовать специальные (анаглифические) очки, в которых вместо стекол вставлены специальные светофильтры, как правило, для левого глаза — красный, для правого — голубой или синий. Стереоизображение представляет собой комбинацию изображений стереопары, в которой в красном канале изображена картина для левого глаза (правый её не видит из-за светофильтра), a в синем (или синем и зеленом — для голубого светофильтра) — для правого. То есть каждый глаз воспринимает изображение, окрашенное в цвет, соответствующий цвету светофильтра в очках. За счет своей простоты данный метод совместим со всеми видами видео аппаратуры и фотопечати. Единственное, что на телевизорах при просмотре в анаглифических очках возможно довольно большое двоение изображения, связанное с особенностями преобразования видеосигнала, поэтому самый качественный просмотр получается на компьютерных мониторах или с помощью проекторов. К недостаткам можно отнести не очень хорошую цветопередачу (за счет цветных светофильтров неважно передаются синий и особенно ярко красный цвета); порой светофильтр пропускает не «свое» изображение – в результате чего происходи «двоение» (гхостинг) картинки.

Существует много вариантов анаглифических очков: красно-синие (red/blue, R/B), красно-зеленые (red/green, R/G), желто-синие (yеllow/blue, R+G/B), зелено-красносиние (green/magenta, G/R+B), красно-синезеленые (red/cyan, R/G+B). Последние являются наиболее распространенными, большинство фильмов предназначено для просмотра именно с этими очками. Просматривать фильмы в формате Анаглиф можно в любом видеоплеере. Купить анаглифические очки можно в комплекте с лицензионными DVD с 3D фильмами, со специальными стереокнигами или журналами, или отдельно заказать в интернете. Если же купить анаглафические стереоочки не получается, их можно сделать своими руками – подробнее методы изготовления анаглифных стереоочков описаны ТУТ.

Эффект Пульфриха . Эффект Пульфриха используется для демонстрации 3D эффекта, в кино и телевидение. При этом сам 3D эффект достигается за счет того, что мозг чуть дольше распознаёт тёмные оптические раздражители, чем светлые. Суть при записи с использованием эффекта Пульфриха состоит в том, что либо снимаемый объект (человек, животное, машина и т.д.), либо камера непрерывно движутся в определённом направлении.

Как и в других видах стереоскопии для создания иллюзии трехмерного изображения используются специальные очки, одно из стекол в которых затемнено. Поскольку эффект Пульфриха зависит от движения в определенном направлении, чтобы спровоцировать иллюзию глубины, он не является полезной в качестве общей стереоскопической техники. Например, он не может быть использован для просмотра неподвижного объекта перемещающегося к экрану или от экрана; аналогичным образом, объекты, движущиеся вертикально не будет казаться изменяющими глубину. Так же этот метод не подходит для просмотра стереофотографий. Одно из преимуществ материала произведенного для получения эффекта Пульфриха является то, что она полностью совместима с «обычным» просмотром без необходимости «специальных» очков. То есть, если Вы просматриваете фильм в специальных 3D очках, то кто-то без этих очков может параллельно с Вами смотреть этот же фильм – но в обычном «плоском» формате. Фильмы, снятые при помощи эффекта Пульфриха также можно просматривать в любом видеоплеере.

Стереопары . Различают горизонтальные и вертикальные стереопары. Горизонтальные, в свою очередь, разделяются на паралелльные и перекрестные.

Стереопары горизонтальные (Side-by-Side) . В данном формате записи две картинки расположены рядом по горизонтали. При просмотре нужны специальные стереоочки (стереоскоп). Он смещает две плоские картинки (каждая как бы создана для своего глаза), в одну объемную в центре. При отсутствии стереоскопа фильмы снятые в формате Горизонтальные стереопары можно просматривать в специальных стереоплеерах (Stereoscopic Player, Stereo Movie Player, iZ3D Movie Player Classic), выбрав выходной формат под стереоочки (анаглифические, либо затворные). Настройки стереоплееров под анаглифические стереоочки можно посмотреть ЗДЕСЬ. Стереокартинки и стереофотографии в формате Горизонтальных стереопар можно просматривать через стереоскоп, через программу Stereo Photo Maker, преобразовав в формат Анаглиф и используя анаглифические очки. Однако, после небольшой тренировки Горизонтальные стереопары можно просматривать и на обычных плеерах вообще без каких-либо специальных очков.

Стереопары вертикальная (Over/Under) . Так же как и в Горизонтальной стереопаре изображение выдается в двух картинках, но при данном формате они расположены друг на другом. Просматривать фильмы в таком формате необходимо через стереоплееры (Stereoscopic Player, Stereo Movie Player, iZ3D Movie Player Classic), выбрав выходной формат под Ваши стереоочки (затворные или анаглифические).

Затворные ЖК очки . Затворные очки (другое название – светоклапанные или эклипсные). Технология заключается в попеременной демонстрации на экране изображений, предназначенных для левого и правого глаза, и также поочередном затемнении стекол очков, так что каждый глаз поочередно видит предназначенное только ему изображение. Смена «левого» и «правого» изображения на экране и затемнение соответствующих стекол жестко синхронизированы и осуществляются с очень высокой частотой, так что за счет эффекта инерции зрения у человека создается иллюзия, что он видит цельное трехмерное изображение. В современных затворных жидкокристаллических очках разделение изображения достигается путем маленьких ЖК панелей (затворов) в очках, которые закрываются (затемняются) попеременно синхронно с чередованием кадров (ракурсов) на мониторе.

Читайте также:  Что за слово футбол девочка очки

При просмотре через Затворные ЖК стереоочки получается полноцветное 3D изображение высокого качества. Возможно небольшое двоение, на которое влияет качества очков — чем больше контрастность ЖК матриц и их отклик, тем меньше двоение и выше яркость. К сожалению, при низком частоте вертикальной развертки (ниже 100Гц) от мерцания быстро утомляются глаза. И работают затворные ЖК очки только с ЭЛТ (кинескопными) мониторами и DLP совместимыми проекторами. (DLP — Digital Light Processing – технология, изображение при которой создается микроскопически маленькими зеркалами, которые расположены в виде матрицы на полупроводниковом чипе. Каждое такое зеркало представляет собой один пиксель в проецируемом изображении). Для просмотра с помощью Затворных ЖК стереоочков необходим стереоплеер (Stereoscopic Player, Stereo Movie Player, iZ3D Movie Player Classic), а также установленный на видеокарте стереодрайвер.

1. Первым делом изготовим оправу из плотного картона по следующей схеме:

Примечание: Размер шаблона стереоочков можно изменить в любой графической программе. К примеру можно использовать для этих целей программу PhotoImpact. Размер самих линз тоже нужно будет изменить.

После этого распечатываете ее на принтере, наклеиваете на лист картона и вырезаете две заготовки для оправы – А и Б.

2. Теперь перейдем непосредственно к цветным линзам. Здесь все зависит от Вашей фантазии и подручных материалов:

а) Берем прозрачную пленку (например – обложку для тетради, файл для бумаги или что-нибудь подобное) и два цветных маркера – красный и синий (но лучше голубой). Из пленки вырезаем два прямоугольника размерами 9 см. х 5,5 см. Равномерно закрашиваем каждый из прямоугольников своим цветом, после этого складываем пленку пополам, чтобы получились прямоугольники 4,5 см. х 5,5 см. Складываем окрашенной частью внутрь – это во-первых защитит краску от стирания, а во-вторых (что гораздо важнее) – защитит Ваши глаза от мелких частичек краски.

б) Практически тоже самое, что и выше, но окрашиваем специальными витражными красками (так же продаются практически в любом книжном магазине, используются для рисования на стекле, в идеале – краски-«прилипалы»). Закрашиваем прямоугольники 4,5 см. х 5,5 см., после высыхания (часа через 2-3) смотрим на просвет – если краска легла неравномерно, наносим ее еще на непрокрашенные участки. Когда поверхность будет прокрашена идеально – накрываем сверху еще одним слоем прозрачной пленки, прижимаем плоским грузом и оставляем до полного высыхания часов на 12, а лучше на сутки.

в) Берется использованный картридж от цветного струйного принтера. Аккуратно вскрывается (Вы же не хотите потом долго отмывать руки, стол, все близлежащие предметы от краски?). Пинцетом из него достаются поролоновые губки, пропитанные краской и вкладываются в пустые одноразовые шприцы. Краска из шприцов выдавливается в три пузырька – итого мы имеем 3 разных краски (желтую, пурпурную и синюю). Если желтую и пурпурную краски смешать в одинаковых пропорциях – получается красная. Теперь берем прозрачную пленку для струйных принтеров с так называемым «желатиновым слоем» Вырезаем из нее 4 прямоугольника 4,5 х 5,5 см. (лучше даже размерами побольше – лишнее потом можно будет обрезать). На ровную стеклянную поверхность наливаем красную краску, после этого сверху на краску накладываем прямоугольник из пленки, желатином вниз. Краска равномерно растекается по пленке и впитывается в желатин. Проделываем эту же операцию со вторым прямоугольником. После этого соединяем их окрашенными поверхностями вовнутрь, вкладываем между двумя листами чистой бумаги, ставим сверху небольшой плоский груз и на пару дней забываем про эту пленку. Аналогично поступаем и с синей краской. Когда краска окончательно высохнет, отрезаем от пленки лишнее, доводя до нужных нам размеров прямоугольников.

г) Похож на предыдущий способ, единственное – гораздо меньше мороки. Просто в любом графическом редакторе рисуем два разноцветных прямоугольника размерами 9 см. х 5,5 см. Нужные цвета подбираем из палитры этого редактора. После распечатываем эти прямоугольники на цветном принтере на специальной пленке для печати и также складываем их пополам, краской вовнутрь, пока она еще не высохла (сохнет довольно быстро). После высыхания вырезаем опять же нужные нам линзы 4,5 см. х 5,5 см.

д) Народные умельцы предлагают так же использовать для изготовления анаглифических линз: — цветную упаковочную пленку от цветов; — цветные прозрачные полиэтиленовые пакеты; — разноцветные пластиковые бутылки; — цветной скотч; — и т.д. и т.п.

3. Итак, заготовки для оправы имеются, линзы готовы – осталось собрать все это воедино. Приступим.

а) Сгибаем дужки оправы на заготовках А и Б по пунктирным линиям, картоном к будущим линзам.

б) Промазываем клеем лицевую часть оправы С со стороны картона у заготовки оправы А.

в) Аккуратно накладываем наши линзы на отверстия очков – красную слева, синюю справа, оставленные по сторонам линз запасы как раз и должны наклеиться на оправу.

г) Теперь промазываем клеем лицевую часть оправы С со стороны наклеенного бумажного трафарета у заготовки Б.

д) Соединяем заготовки А и Б смазанными клеем лицевыми сторонами, выравнивая по верхней планке.

е) Помещаем готовые очки опять под плоский груз и оставляем до полного высыхания.

ж) Скачиваем с сайта 3D фильм, одеваем очки и наслаждаемся 3D кино

P.S. Можно обойтись и без клея на финальной стадии сборки очков. С лицевой стороны оправы (на наклеенный бумажный трафарет) заготовки А приклеиваем широкий прозрачный скотч по всей длине. После этого изнутри заготовки помещаем линзы – они приклеиваются к скотчу (приклеиваем тщательно – что бы не осталось пузырьков воздуха на скотче). Теперь соединяем заготовки А и Б, и с обратной стороны лицевой части на заготовке Б по всей длине наклеиваем еще один слой скотча. В результате линзы оказываются с обеих сторон еще больше защищены скотчем от царапин. Но поскольку половинки очков держатся между собой только за счет скотча на линзах, для надежности их можно по краям скрепить степлером.

Как уже объяснялось выше, эффект Пульфриха основан на особенностях человеческого мозга при восприятии темных и светлых цветов. Таким образом Стереоочки в этом случае выглядят как обычные без диоптрий, но с одним затемненным стеклом. Как всегда, рассмотрим несколько вариантов Стереоочков Пульфриха:

1. Берем старые солнцезащитные очки. Одно стекло вынимаем (обычно левое), но не выбрасываем, второе оставляем – Стереоочки Пульфриха готовы. Или еще не совсем готовы – все зависит от степени затемнения стекол. Больший эффект достигается при большой степени затемнения. Если стекла недостаточно темны, то их можно просто склеить между собой. Склеиваем естественно не по самой плоскости, а по боковой поверхности – чтобы излишки клея или скотча не мешали обзору и не отвлекали взгляд (это помимо неудобств еще и для зрения очень вредно).

2. Если оправы от солнцезащитных очков нет, а стекла остались, то тоже можно найти выход. Стекла просто склеиваем между собой, с боковых сторон между стеклами вклеиваем по петельке. Через петельки продеваем веревочку или резинку – Стереоочки (веренее стереоглаз) Пульфриха готов. Полученный агрегат надевается как пиратская повязка на правый глаз.

3. Изготавливаем все по схеме Анаглифических очков, только пленку на правый глаз закрашиваем черной краской. Лучше всего взять маркер для CD и DVD – он быстро высыхает и практически не стирается.

4. Опять же оправу делаем по схеме Анаглифических очков. Но вот пленку закрашивать не будем – возьмем готовую. У каждого дома наверняка найдется несколько проявленных рулончиков фотопленки. Размотайте один их них – как правило первые два-три кадра прощелкивались в пустую и на них ничего не было запечатлено. При проявке они выглядят просто как черная полоса. Вот и отрезаем их – по длине идеально подходят для черной линзы в стереоочки. Для лучшего эффекта берем два кусочка пленки и склеиваем их или шелковой нитью связываем сквозь боковую перфорацию. Кстати, если Вы носите обычные очки с диоптриями – отрезайте пленку по размеру чуть больше линзы Ваших очков. Она будет идеально держаться, зажатая между дужкой и носовым крылом – получится замечательный легкосъемный светофильтр.

Итак, фильм скачан, осталось определиться с методом его просмотра. Конечно, для стереофильмов записанных в формате Анаглиф (Anaglyph) или с помощью эффекта Пульфриха подойдет любой видеопроигрыватель, ничего не нужно настраивать – просто одеваем стереоочки и наслаждаемся трехмерным изображением. Если же форматом стереозаписи является стереопара – горизонтальная (Side-by-Side), вертикальная (Over/Under), или чересстрочный стереоформат (Interlaced), то для просмотра понадобится один из стереоплееров: Stereo Movie Player (Stereo Movie Maker), iZ3D Movie Player Classic, Stereoscopic Player. Для просмотра (а также самостоятельного создания) стереофотографий воспользуйтесь Stereo Photo Maker.
Рассмотрим теперь более подробно настройки каждого из стереоплееров для просмотра 3D стереофильмов в домашних условиях на компьютере:

Stereo Movie Player . Самый простой стереоплеер, запускается из файла и не требует установки. Поддерживает практически все стереоформаты, единственное выходных стереоформатов под анаглифические очки не так уж и много. Но зато абсолютно бесплатный и простой в обращении. Для просмотра стереофильма запускаем Stereo Movie Player и открываем видео. Для этого:

1) Либо через меню File выбираем Open Stereo Movie и указываем путь к файлу;
2) Либо нажимаем на клавиатуре латинскую О и также указываем путь к файлу;
3) Либо просто перетаскиваем мышкой файл через проводник в окно стереоплеера.
При этом в открывшемся окне сразу выставляем входной стереоформат видео (Input Stereo Type) :

Для Горизонтальных стереопар ставим Side-by-side (100%);
Для Чересстрочного видео выбираем Interlaced;
Для Вертикальных стереопар выбираем a/b (100%).
Здесь же выбираем стереоформат воспроизведения (Display Stereo Type):
Для анаглифических очков – red/cayan, color или half color. (Рекомендую half color – при просмотре в очках передача цветов в этом режиме наиболее полная).
Для Затворных очков выбираем Page-flip.
Нажимаем ОК и начинаем просмотр.
Если изображение не выглядит объемным – вогнуто, изогнуто не в ту сторону, наслаивается – необходимо поменять местами левый и правый кадры. Для этого переходим: Control –>> Swap L/R. Либо нажимаем на верхней панели инструментов красно-синий значок с двумя стрелками. Либо просто нажимаем Х.
Для перехода в полноэкранный режим и обратно – нажимаем Enter. Если цвета кажутся недостаточно яркими – в меню Stereo пробуем переключить режимы (red/cayan, color или half color). Или делаем тоже самое через панель инструментов (у значков есть всплывающие названия). Аналогичное управление у Stereo Movie Maker. Но при этом с помощью этой программы можно создавать самостоятельно стереовидео. Для просмотра стереофотографий (если не получается «Скашивать глаза») воспользуйтесь Stereo Photo Maker – в этой программе так же можно переводить фотографии из Горизонтальных стереопар в формат анаглиф. При просмотре для перелистывания фотографий используйте пробел. К тому же при желании можно попробовать самим из пары обычных фотографий сделать одну – но объемную Скачать Stereo Movie Player, Stereo Movie Maker, Stereo Photo Maker можно ниже по ссылкам.

iZ3D Movie Player Classic – по внешнему виду является копией стандартного Media Player Classic. По встроенным функциям – такой же простой и незатейливый. Для начала просмотра запускаем стереоплеер. Открыть файл со стереофильмом можно как всегда несколькими способами:
1) Через меню File выбрать Open File… (или нажать Ctrl+O на клавиатуре). В открывшемся окне в поле Open можно ввести адрес файла (на компьютере или в Интернете), но проще нажав Browse… указать путь к файлу. (В поле Dub можно указать отдельный путь к звуковой дорожке). После этого нажимаем ОК .
2) Через меню File выбрать Quick Open File… (или нажать Ctrl+Q на клавиатуре). В открывшемся окне указать путь к файлу. После этого нажимаем ОК .
3) Просто мышкой перетаскиваем файл со стереофильмом в окно стереоплеера.
Для того, чтобы открыть DVD, сохраненный на жестком диске, поступаем также как в 1 и 2 пункте – открываем папку в которой сохранены VOB файлы. Теперь – не указывая какой-либо конкретный файл просто нажимаем Открыть – DVD начинает воспроизводиться. После открытия файла необходимо установить входной стереоформат записи – переходим File –>> Stereo format :

Для просмотра обычного видео или Анаглифа выбираем Monoscopic ;
Для чересстрочного видео выбираем Interlaced ;
Для горизонтальных стереопар выбираем Side By Side ;
Для вертикальных стереопар выбираем Over/Under .
Теперь необходимо выбрать выходной стереоформат для анаглифических очков. Переходим: View –>> Options –>> Stereo rendering –>> Optimized anaglyph (в старых версиях – просто Anaglyph ).

Надеваем анаглифические очки и смотрим на картинку. Если изображение не выглядит объемным – вогнуто, изогнуто не в ту сторону, наслаивается – необходимо поменять местами левый и правый кадры. Для этого переходим: File –>> Stereo format –>> Swap Left/Right . Скачать iZ3D Movie Player Classic можно ЗДЕСЬ.

Stereoscopic Player – очень мощный стереоплеер, поддерживает практически все стереоформаты – как на входе, так и на выходе (стереопары, чересстрочное, анаглиф практически под все типы очков). Все зависит от версии стереоплеера. Для просмотра стереофильма – запускаем стереоплеер. Открываем также как и в предыдущих плеерах: Файл –>> Открыть файл , либо перетаскиваем мышкой файл в окно стереоплеера. Для открытия DVD выбираем Файл –>> Открыть DVD . При первом открытии после установки стереоплеера он потребует установить DVD декодер. Заходим через Файл –>> Установки –>> Декодер –>> DVD декодер . Выбираем нужный декодер (обычно подходит стандартный ffdshow Video Decoder ).

Итак, файл открывается – при этом выскакивает окошко выбора входного стереоформата:

Выбираем формат входного видео (левый или правый ракурс первый при этом выбирать не принципиально, его можно поменять в любой момент).
Для чересстрочного видео (Interlaced) выбираем Чересстрочный ;
Для горизонтальных стереопар (Side-By-Side) выбираем Попеременная пара ;
Для вертикальных стереопар (Over/Under) выбираем Вертикальная пара .
Нажимаем ОК . Обычно для каждого воспроизводимого файла установки запоминаются и при последующих открытиях этого же файла запросы входного и выходного формата уже не появляются.
Если при открытии ошиблись в выборе входного формата, его можно поменять, выбрав Файл –>> Расположение .

Теперь выбираем формат выходного видео: через меню Вид –>> Метод просмотра выбираем нужный для наших очков метод:

Для анаглифических очков Anaglyph –>> Optimized Anaglyph (выбираем нужный цвет очков);
Для Затворных стереоочков (если не установлен драйвер очков) Программный pageflipping .
Для Затворных стереоочков (если установлен драйвер очков) выбираем соответствующий драйвер (NVIDIA 3D Vision, iZ3D и т.п.).
Метод просмотра можно выбрать также через Файл –>> Установки –>> Опции воспроизведения :

Надеваем анаглифические очки и смотрим на картинку. Если изображение не выглядит объемным – вогнуто, изогнуто не в ту сторону, наслаивается – необходимо поменять местами левый и правый кадры. Для этого переходим: Вид –>> Поменять местами левый/правый ракурс . Либо нажимаем на нижней панели инструментов крайний справа значок L/R . Либо просто нажимаем F7 .

И еще несколько часто встречающихся проблем со Stereoscopic Player :
1) При воспроизведении DVD не работает меню диска. Выбираем Воспроизведение –>> Переход –>> Заголовок –>> Глава . (В английской версии – Play –>> Go to –>> Title –>> Chapter ).

2) Стереофильм в чересстрочном формате смотрится как обычный 2D фильм. Если это DVD – переходим Файл –>> Свойства Видео Декодера. В графе Video mode выбираем режим Force weave. Если это обычный видеофайл (avi, mks, mp4 и пр.) – переходим Файл –>> Свойства Видео. Открываем вкладку Фильтр и находим в списке MPEG-2 Demultiplexer. Нажимаем кнопку Подробнее. В открывшемся окне выбираем вкладку Дополнительно. Находим в списке De-Interlace и выставляем значение off. Скачать Stereoscopic Player можно ЗДЕСЬ.

источник