Меню Рубрики

Если не одевать очки ребенку

Столкнуться с ухудшением зрения можно и в детстве, и в более зрелом возрасте. Взрослые обычно с пониманием относятся к ношению очков, поскольку осознают последствия отказа от них. А вот малыши нередко выступают категорически против подобного аксессуара в силу различных причин. Что делать, если ребёнок не хочет носить очки? Не следует пренебрегать назначением доктора, ведь использование этого полезного приспособления приостанавливает ухудшение зрения и корригирует его последствия.

Обычно ребёнок в раннем детстве довольно-таки быстро привыкает к медицинским «стёклам» и начинает относиться к ним, как к должному. А вот школьники иногда противятся ношению очков. Чтобы понять причину подобного нежелания, необходимо просто понаблюдать за ребёнком.

  1. Если чадо не желает надевать очки как в учебном учреждении, так и дома, скорее всего, причиной тому является некомфортная оправа (характерно для малышей) или несовременный «старушечий» дизайн аксессуара (встречается чаще у школьников).
  2. Если ребёнок не хочет носить очки только в школьных стенах, а в домашних условиях трудностей не возникает, то можно говорить о возможной стеснительности. Очень часто подобная ситуация возникает, когда одноклассники начинают дразнить близоруких детей очкариками.
  3. Ребёнок поначалу охотно надевал очки, а затем начал отказываться? В таком случае оптимальным решением станет обращение к офтальмологу. Вероятно, детское зрение изменилось – ухудшилось либо улучшилось (при условии коррекции) – значит, сейчас линзы приносят лишь дискомфорт и не справляются со своими «обязанностями».

Не забывайте, что ношение данного аксессуара – это особенный этап в жизни ребёнка. Знакомство с очками часто сопровождается некоторыми проблемами, узнав причину которых, родители смогут избавить малыша от дискомфорта либо от психологических неудобств.

Во многом именно от правильного поведения матери с отцом зависит, насколько быстро ребёнок начнёт носить очки если не с удовольствием, то с пониманием. Разрешить сложившуюся ситуацию поможет подобранная по медицинским показателям медицинская оправа и психологически выверенная родительская позиция.

  1. Прежде всего, поговорите с ребёнком и объясните на доступном ему языке полезные свойства этого аксессуара. Крохе можно продемонстрировать на конкретном примере преимущество ношение очков – включить мультик и предложить посмотреть «вооружённым взглядом». Школьникам нужно рассказать, что теперь он не будет щуриться, поскольку сможет с места увидеть информацию на доске.
  2. Поможет и положительная мотивация. К примеру, подберите известного «очкарика» – киноперсонажа либо известную персону. Это может быть крайне популярный Гарри Поттер, Джастин Тимберлейк, Джонни Депп. Пересмотрите кино или мультфильм с этими героями, делая акцент на их приятном внешнем виде.
  3. Если кто-либо из родителей носит медицинский аксессуар, то пример будет, как говорится, перед глазами. При нормальном зрении можно приобрести специальные очки, которые предназначены для защиты при работе с компьютерной техникой.
  4. Медицинские «стёкла» можно превратить в отличительную черту ребёнка, его изюминку. Предложите подростку приобрести необычную оправу либо купить сразу 4-5 пар очков. Ребёнок почувствует себя настоящей моделью и, вероятно, совершенно по-иному начнёт смотреть на их ношение.
  5. К подобранному медицинскому приспособлению полезно будет купить дополнительные принадлежности: яркий футляр, салфетку для протирания стёкол. Пусть ребёнок самостоятельно ухаживает за очками, кладёт их на своё особое место – на полку, в комод и т.д. Так ваше чадо станет более ответственно подходить к личным вещам.
  6. Ребёнку, носящему очки, обязательно требуется родительская поддержка. Нельзя насмехаться над ним, обзывать его очкариком, ругать за нежелание носить аксессуар. Если же ваше чадо дразнят соседи по парте, поговорите с учителем и предложите провести тематический урок о важности ношения очков.

Если ребёнок выступает категорически против надевания очков, заставлять его всё же не следует. Необходимо установить причину и постараться убедить чадо в важности и полезности этой медицинской принадлежности. Ну и, конечно, не забывайте регулярно посещать окулиста. Возможно, именно к мнению специалиста ребёнок станет прислушиваться более охотно.

источник

При назначении ребенку очков некоторые родители задаются вопросом, действительно ли стоит их носить. Во многом причиной является бытующее мнение, что из-за очков глаза могут «разлениться» и перестать «работать». Это абсолютное заблуждение, которое иногда становится тормозом в восстановлении зрения у ребенка и нормального развития его зрительной системы. Учитывая, что формирование глаза и его структур происходит до 14 лет, в случае имеющихся у ребенка нарушений зрения именно ношение очков может стать решающим фактором, позволяющим вовремя откорректировать зрение и «научить» сетчатку видеть правильно.

Как формируется хорошее зрение

Чтобы разобраться в причинах этого факта, нужно вспомнить, что представляет собой зрительный орган, как формируется нормальное бинокулярное зрение, каковы причины его нарушения. Как известно, глаз представляет собой очень сложную оптическую систему. Упрощенно ее можно представить как систему естественных линз, образованных прозрачными тканями и волокнами, отличающимися оптическими характеристиками, в первую очередь, показателем преломления. Лучи света, попадая в глаз, проходят через всю эту оптическую систему, преломляясь в ней (в роговице, хрусталике, стекловидном теле.) В результате на сетчатке формируется уменьшенное и перевернутое изображение предмета. Данную информацию воспринимают светочувствительные нервные клетки сетчатки. По зрительным нервам они передают ее в головной мозг, где после обработки, изображение вновь переворачивается и становится правильным. Вот почему физиологи утверждают, что человек видит не глазами, а мозгом. Однако надо понимать, что хорошее зрение человеку обеспечивают различия в преломляющих способностях оптических структур глаза, о которых сказано выше. Существенно повлиять на эту способность, а значит, ухудшить зрение, могут любые физиологические или патологические процессы и сбои, происходящие в организме.

Что представляют собой нарушения зрения

Глаз, в норме, имеет форму практически приближенную к тригонометрической фигуре – сфере. Различные заболевания видоизменяют ее в горизонтальной или вертикальной плоскостях, превращая сферу в эллипс. Такие трансформации сильно влияют на остроту и фокусировку зрения.

При изменении преломляющей способности оптической системы (аметропии) сферическая форма глаза также нарушается. С этим связаны такие распространенные среди детей заболевания, как близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Рассмотрим подробнее, как происходит их формирование.

Надо понимать, что близорукость – это не болезнь, а дефект оптики глаза, при котором изображение предметов фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней. При близорукости человек может хорошо видеть близкие объекты, а все удаленные предметы выглядят размытыми, смазанными.

Близорукость может быть осевой, когда увеличена длина глазного яблока (оптическая ось), или рефракционной – в этом случае роговица имеет большую преломляющую силу, в результате чего уменьшается фокусное расстояние глаза. Чаще встречается комбинация этих двух факторов, а также осевая миопия, обусловленная тем, что глаз вырос больше, чем нужно.

Различают три степени миопии: слабая до 3 диоптрий, средняя – от 3 до 6 диоптрий и высокая – свыше 6 диоптрий.

Если вовремя диагностировать близорукость и принять все необходимые меры, то в большинстве случаев можно приостановить или существенно замедлить ее прогрессирование. В периоды активного роста ребёнка увеличение близорукости свыше 0,5 диоптрий в год считается прогрессированием».

Скорректировать близорукость можно очками с рассеивающими линзами, жесткими ночными контактными линзами или мягкими дневными контактными линзами. По данным При отсутствии своевременной коррекции происходит перенапряжение глаз и близорукость будет прогрессировать.

  1. Дальнозоркость (гиперметропия). В этом случае все наоборот – глаз как бы немного приплюснут в продольном направлении – саггитальный размер меньше поперечного и вертикального. При этом угол преломления светового пучка меньше, чем в норме, а фокус оптической системы глаза, условно, в спокойном состоянии расположен за сетчаткой. Проявляется дальнозоркость, как и близорукость, нечетким и размытым изображением предметов. Только расстояние наилучшего зрения здесь превышает 25 сантиметров. Вот почему при рассмотрении предмета человек будет стараться отодвинуть его от глаз, а нормализовать зрение поможет ношение очков с собирающими линзами или мягких контактных линз. Но у детей дошкольного возраста гиперметропия проявляется ухудшением зрения как вблизи, так и на расстоянии. Одним из симптомов дальнозоркости средней и высокой степени может быть приближение объектов (книги, игрушки, тетради) очень близко к лицу при рассматривании, появление постоянного или эпизодического сходящегося косоглазия в возрасте после 1 года.
  1. Астигматизм. В отличие дальнозоркости и близорукости, это нарушение не связано с изменением длины глазного яблока. Астигматизм проявляется вследствие неодинакового преломления в разных направлениях световых лучей роговицей и хрусталиком (оптической системой глаза) из-за индивидуальных врожденных особенностей. Так, если кривизна роговицы в горизонтальном сечении меньше, чем в вертикальном, на сетчатке изображение предмета будет нечетким на любом расстоянии до него. Роговица при этом как бы обретает два главных фокуса: для горизонтального и вертикального сечений соответственно. Из-за этого лучи света фокусируются в разных плоскостях. Например, при фокусировке горизонтальных линий предмета на сетчатке, вертикальные линии предмета окажутся перед ней. Подкорректировать такое нарушение могут очки с цилиндрическими линзами или специальные торические мягкие контактные линзы.

Почему глаз «не работает» или видит плохо

У глаза существует способность фокусироваться на разном расстоянии, благодаря чему человек хорошо видит как вдаль, так и вблизи. Этот процесс называется аккомодацией и характеризуется изменением преломляющей силы глаза за счет кривизны хрусталика. Так, при переводе взгляда с удаленного на близко расположенный предмет мышцы, находящиеся внутри глаза, напрягаются, и человек фокусируется на объекте – аккомодирует.

Чем ближе расположен рассматриваемый предмет, тем сильнее глазу нужно аккомодировать. Расстоянием наилучшего зрения, в норме, считается величина 35-40 сантиметров. Если предмет находится ближе, глаз не сможет длительно рассматривать предмет без напряжения.

Активно фокусировать глаз может лишь при нормальном зрении или дальнозоркости. При близорукости аккомодация вдаль не задействована (глаз уже сфокусирован на близкое расстояние). Для фокусировки вдаль у близорукого глаза нет механизма, поэтому на дальние расстояния глаз фокусировать не умеет. Если сказать иначе, при близорукости глаз «не работает». А так называемая работа глаза вдаль без очков сводится к простому прищуриванию, когда прижимая роговицу веками мы ослабляем оптическую силу роговицы и незначительно улучшаем зрение. Ситуацию можно исправить, изменив оптику глаза до нормального состояния, что и делается при помощи очков или контактных линз у детей и лазерной коррекции зрения у взрослых.

При дальнозоркости глаз сильно устает при аккомодационном напряжении. Даже при его работе человек может испытывать затруднения, действуя на близком расстоянии. Длительное ношение очков при данной патологии позволяет уменьшить напряжение аккомодации, не характерное для нормального глаза. Поэтому очки при дальнозоркости являются необходимым лечебным фактором. Если имеет место дальнозоркость большой степени (+6 диоптрий и выше), она может стать причиной «сходящегося» косоглазия, так как глазу не под силу самостоятельно преодолеть такую дальнозоркость даже при максимальном зрительном напряжении.

Все вышесказанное показывает, что для нормального развития ребенка, его социальной адаптации и восстановления нормальных функций зрительного аппарата очки, с учетом поставленного диагноза, носить необходимо. Если этого не делать, замедляется не только развитие зрения, но и самого глаза в целом. Зрительная система ребенка начнет нормально функционировать лишь после получения головным мозгом четкого изображения предметов. А это, при нарушениях рефракции, возможно только в очках или при помощи контактных линз.

Еще одним аргументом в пользу оптической коррекции (очки, контактные линзы) является факт, что их ношение предотвращает развитие некоторых патологий (амблиопии, косоглазия), а по некоторым данным и замедляет прогрессирование близорукости.

Безусловно, носить ребенку очки, выписанные врачом, или нет, решать родителям. Но следует осознавать, что правильно подобранные и своевременно назначенные очки, дают возможность со временем улучшить зрение и хорошо видеть (уже без них, либо уменьшив их силу). Если же отказаться от ношения очков, то даже при проведении комплексного лечения стопроцентного результата добиться, скорее всего, не удастся. Поэтому, чтобы не упустить момент, вовремя отреагировать на проблему и начать лечение, необходимо регулярное посещение офтальмолога. Делать это следует ежегодно даже без видимых на то показаний.

источник

Заголовок для привлечения внимания. На самом деле я бы хотел обсудить сам миф, что очки носить вредно.
Это один из самых сложных для аргументации вопросов. Врачи как правило выписывают очки чтобы ребенок в них лучше видел, либо с целью лечения. Однако, некоторые родители боятся очков и боятся их потому что есть мифы связанные с очками. Давайте их рассмотрим и покритикуем. Если что то упущу, пожалуйста, пишите в комментариях

В очках глаз начинает лениться.. От этого атрофируется какая-то мышца в глазу.

Никто никогда не знает что конкретно понимается под “лениться”. Никто не говорить про другие органы, что они “начинают лениться”. Есть понятие “ленивый глаз”, но оно не имеет отношения к этой ситуации. Такого понятия как : “ глаз начинает лениться от очков”, или “ вконец обленившийся от очков глаз” в офтальмологии нет. Понятия такого нет, потому, что явления такого нет. Если оптика глаза, отличается от нормальной оптики, то врач назначает очки для того, что бы изменить суммарно оптическую систему глаза и оптика глаза стала бы нормальной или приблизилась бы к нормальной. Это ведет к тому, что в глазу формируется четкая картинка окружающего мира и ребенок начинает хорошо видеть,и во многих случаях это повышает зрительные функции.

Оптическая система глаза в очках приближена к оптической системе нормального глаза. Однако, никто не говорит, что у людей у которых нет отклонений в оптической системе глаза должен облениться. Ведь согласно теории “обленившегося глаза”, исправление оптической системы глаза и приведение ее к нормальным значениям ведет к его ( глаза) ленивости.

У каждой беды должны быть пострадавшие. Очки носят очень многие люди и среди них должны встречаться те у кого “какая-то мышца в глазу” атрофировалась. Должно быть очень много пострадавших, которые заявляют о себе.Однако, нет.

Ношение очков ухудшит зрение.

Обычно в такой ситуации вспоминается кто то, кто стал носить очки и потом зрение только ухудшалось. Все кто ел в 16 веке огурцы- все умерли. Огурцы -яд?
Обычно такие наблюдения характерны для близорукости. Близорукость имеет свойство возникать в молодом возрасте и прогрессировать быстро или медленно в подростковом возрасте. Даже небольшая степень близорукости ведет к снижению зрения и быстро возникает потребность в очках или контактных линзах. Затем близорукость обычно в какой-то степени прогрессирует. Это свойственно для близорукости прогрессировать в детском и подростковом возрасте и потом она останавливается. Люди связывают ухудшение с ношением очков. Однако, если бы проблема прогрессирующей миопии решалась бы отменой очков, или нен азначением бы очков, то все было бы просто замечательно. Миопия растет и в очках и без очков. Кроме того, по мнению некоторых исследователей — без очков быстрее.

Рост близорукости и факт назначения очков связаны только тем что совпадают по времени. Близорукость растет в детском и подростковом возрасте, очки назначают в то же время. Другой связи нет.
При дальнозоркости и астигматизме, вовремя назначенные очки способствуют тому, что зрение наоборот становится выше, так как очки способствуют естественному развитию зрения, которое может остановиться из-за того, что аномалия оптики глаза не позволяет четко сфокусировать окружающий мир на сетчатку глаза.

Читайте также:  Салфетки для очков чем стирать

Надо что бы глаз сам работал.

Кому надо? Зачем надо? На основании чего так решили? В большинстве случаев, врачи и не назначают очков, если нет жалоб и оптика глаза способна сфокусировать изображение четко. Надо отметить, что активно фокусировать глаз может только в случае дальнозоркости и нормальной оптической системы глаза. При близорукости глаз сфокусирован ( из-за самой близорукости) на близь а аккомодация которая может активно настраиваться только на близь не задействована. Вдаль глаз фокусировать не умеет и “натренировать” его на этот процесс невозможно, у него просто нет механизмов фокусировать вдаль. Иными словами, при близорукости глаз не работает, он ( его аккомодация) будет работать, если оптика глаза изменится до нормальной или до слабой близорукости ( например при помощи очков). При дальнозоркости и астигматизме, очки назначаются тогда, когда зрение без очков снижено, либо есть жалобы. Глаз может “работать” при дальнозоркости, но не справляется. Например, если дальнозоркость у глаза + 7.0 диоптрии, глаз при всем напряжении не может ее преодолеть, кроме того его избыточная “работа” может быть причиной сходящегося косоглазия ( кто утверждал, что глаз ДОЛЖЕН работать?).

И наконец- любая теория, а мы рассматриваем утверждение “ глаз должен работать” как теорию должна сопровождаться подтверждающими ее наблюдениями. К сожалению, ни у кого еще глаз за всю историю глаз не стал работать так, чтобы преодолеть больше чем может. Цилиарная мышца, которая изменяет кривизну хрусталика, благодаря которому глаз фокусирует отличается по своей структуре от мышц скелета, которые тренируют в спортивном зале, ее просто невозможно накачать и заставить работать сверх положенных возможностей, как невозможно накачать, например мышцы кишечника. По этому мы всегда скептически относимся к любым гимнастикам для аккомодации.

Кроме того, сама линза хрусталик не сокращается активно мышцами, а лишь меняет свою кривизну, за счет того, что мышца расслабляя нити, на которых она крепится , отпускают ее , а хрусталик сокращается сам за счет своих эластических свойств.

Само утверждение : “ глаз должен работать сам” не основано на знании анатомии и физиологии глаза и опять же не оканчивается ни какими выводами. Почему должен? Почему работать лучше чем не работать? Где те пострадавшие, у кого глаз перестал работать?

Кто наденет очки, тот потом не может их снять.

Все верно. Все кто начинает носить зимой в мороз теплую обувь- не могут стоять в ожидании автобуса без сапог — холодно. И дело тут не во вредном свойстве сапог, а в том что холодно.
Многие дети и подростки привыкают к своим очкам и носят их с большим удовольствием. Это связано с тем, что очки дают большее ощущение комфорта. Комфорт это хорошо, а дискомфорт это хуже. Мне кажется что этого достаточно для аргументации, но обычно это не убеждает ( несмотря ни на что родители хотят чтобы глаз ребенка все же “работал”).
Очки это костыли. Это утверждение — аналогия очков с костылями. Аналогия не может быть аргументом в нормальной дискуссии. Костыли — это эмоциональная связь с ограниченными возможностями. Но это не аргумент. Никакой не аргумент вовсе.

Я обсудил самые частые страхи вокруг очков. Если кто -то вспомнит что то еще, или захочет возразить, или высказать свое мнение — мне будет приятно прочитать ваш комментарий ниже. В общем, когда я говорю об очках, я говорю о других средствах коррекции тоже. Например о контактных линзах.
Если есть что сказать- пожалуйста пишите в комментариях.
ОЧКИ ДЛЯ СПОРТА С ДИОПТРИЯМИ
Правда ли, что новорожденные видят мир перевернутым?
С какого возраста можно выписать очки ребенку?

источник

О том, почему мягкость недопустима и как договориться с чадом, рассказывает к.м.н. Людмила Владимировна Резникова, врач-офтальмолог оптики для детей и подростков «Биноккио».

Людмила Владимировна Резникова

Если у человека есть аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм), изображение фокусируется не на сетчатке, поэтому и окружающий мир виден нечетко. В этом случае очки смещают фокус на сетчатку и возвращают четкое зрение. Для детей адекватная коррекция особенно важна, так как необходимым условием для развития зрительного аппарата является поступление четкой картинки от сетчатки в головной мозг. Если этого не происходит (изображение не фокусируется на сетчатке), мозг получает искаженную информацию и привыкает видеть плохо.

Если вовремя не назначить адекватную коррекцию, 100% зрения уже не достичь, мало того, может возникнуть еще и косоглазие. Таким образом, правильно подобранные очки не только не портят зрение, а помогают сохранить его.

Если возраст совсем маленький, то, скорее всего, малышу просто неудобно. В этом случае нужно выбирать такую модель оправы, которая будет максимально комфортна и незаметна для малыша: не давить на виски, не спадать и не причинять неудобства. Можно выбрать яркую и модную оправу с рисунками — если очки будут нравиться внешне, чадо с большей охотой согласится их надеть и быстрее привыкнет. В ситуации, когда малыш сначала с удовольствием надевал очки, а затем начал капризничать, нужно обязательно обратиться к офтальмологу. Вероятно, зрение изменилось — ухудшилось либо улучшилось (при условии коррекции).

Если ребенок более старшего возраста, то следует поговорить с ним и выяснить причину, по которой он отказывается надевать очки.

Ребенок в принципе не хочет носить очки, всеми правдами и неправдами пытаясь их спрятать или «потерять»? Скорее всего, ему не нравятся сами очки (их дизайн), и он может стесняться того, как выглядит.

Если дома ребенок надевает очки, а в школе отказывается, возможно, он боится, что его будут дразнить одноклассники. Тогда необходимо поговорить с педагогом или психологом, чтобы тот помог изменить обстановку в коллективе.

Кроме того, родители должны доверять врачу-офтальмологу, у которого они наблюдаются, и сами понимать, что если ребенку назначили очки, то нужно выполнять рекомендации.

Помните: малыш нуждается в вашей поддержке. Не ругайте его, если он отказывается надевать очки. При терпении и грамотном подходе со стороны родителей даже самые упрямые дети перестают сопротивляться ношению оптики. Главное, что необходимо помнить: нужно не заставлять, а постепенно приучать, чаще хвалить за ношение очков! Важно объяснять, что очки надеваются не в качестве наказания, а для того, чтобы лучше видеть и комфортно себя чувствовать. Расскажите, что в ношении очков есть много преимуществ: можно выглядеть намного взрослее и «круче». Объясните, что многие дети обращают внимания на его очки потому, что сами хотят иметь такие же.

Кроме этого, ребенка могут мотивировать примеры известных людей и персонажей в очках. Можно вместе посмотреть фильм или мультик с участием такого героя. Полезно будет рассказать, кто из ученых или музыкантов плохо видел, но при этом достиг успехов в своей сфере. Обязательно выбирайте очки вместе с ребенком. Сегодня существует огромный выбор оправ на любой вкус. При подборе оправы нужно дать чаду свободу, чтобы он мог сам себе ее выбрать: пусть он почувствует себя взрослым. Но если несмотря на все усилия ребенок категорически отказывается носить очки, нужно поговорить с врачом о других вариантах коррекции зрения. Например, подобрать контактные линзы.

источник

Хорошее зрение у родителей – это еще не гарантия того, что малышу очки не понадобятся. И хотя все мы прекрасно это понимаем, назначение ребенку очков всегда оказывается для родителей полной неожиданностью. К сожалению, в 21 веке многим детям с детства выписывают очки. Компьютер, телевизор, электронные игры – все это ведет к проблемам со зрением. И когда, на приеме у окулиста оказывается, что ребенку нужны очки, многие родители начинают паниковать.
Пережив первый шок, родители думают, что же с этим делать дальше. И, к сожалению, немалый процент родителей, особенно тех, кто сам очки никогда не носил, после некоторых размышлений принимают решение о том, что их ребенок может прекрасно обойтись и без очков. Аргумента в пользу такого решения, как правило, два: во-первых, ребенок и так хорошо видит (узнает родителей издалека, подбирает с пола мелкие детали и т.д.), во-вторых, над маленьким «очкариком» будут смеяться сверстники.
Это неверный подход. Очки детям назначаются не только для коррекции зрения, но и для правильного развития глаз. Есть заболевания, которые встречаются чаще всего у детей – астигматизм и дальнозоркость. Если вовремя не заняться лечением, это может обернуться косоглазием и резким снижением зрения.
Можно также обсудить мнение о том, что до трех лет зрение ребенка еще только формируется, и очки ребенку ни к чему. Нужно ли торопиться скорректировать зрение крохи с помощью очков? Специалисты утверждают, что нужно! А если малыш страдает от дальнозоркости (или близорукости) больше трех диоптрий или от астигматизма высокой степени, необходимо начать носить очки как можно раньше.
Если вы приняли решение покупать очки, имейте в виду, что это не просто. Далеко не каждая оптика имеет хоть какой-то выбор детских оправ, хотя производителей детских оправ достаточно, таких как Fisher price, United Colors of Benetton, Barbie и другие. Поэтому прежде, чем ехать с ребенком в салон, который расположен далеко от дома, лучше позвонить и уточнить, есть ли детские оправы для вашего возраста.

Основными критериями при выборе детских очков являются легкость и прочность оправы. Также хорошо, если будут мягкие заушники. И обязательно поинтересуйтесь мнением ребенка. Ведь он будет в них ходить и он должен чувствовать себя уверенно.
Сами линзы должны быть сделаны из пластика. Но это негласное правило для детских очков. Поэтому если вам предложат вставить стекло, насторожитесь.

Как выбрать очки для ребенка?

  • Детские очки должны иметь не стеклянные, а пластмассовые или поликарбонатные линзы. Такие линзы намного легче стеклянных, что хорошо: очки не станут сползать с носика ребенка, не вызовут на нежной коже раздражения и не приведут к деформации еще формирующейся носовой перегородки. Линзы из пластика намного прочнее и безопаснее традиционных. Они не разобьются на острые осколки, не поранят глаза ребенка.
  • Оправа для очков ребенка должна быть достаточно прочной. Самые удобные детские оправы – сделанные из титана, ацетата целлюлозы или кевлара. Они выдержат удары и сгибание (поверьте, малышу, наверняка, захочется провести не один опыт на своих очках). Кроме того, данные виды оправ гипоаллергенны. Детские очки изготавливаются без винтовых соединений.
  • Если очки прописали малышу до полутора лет, ему подойдет оправа из мягкой пластмассы или каучука. Она гнется в любую сторону и выдерживает любую активность крохи. Такие очки можно даже жевать, когда режутся зубки.
  • Важно знать, что детские очки держатся не на носу малыша, а на его ушах. Неудобные заушники могут вызывать не только неприятные ощущения, но и стать причиной головных болей ребенка. Детские очки должны обладать гибкими заушниками – пружинками или крючками.
  • Необходимо помнить о том, что ребенок намного чаще, чем взрослый смотрит наверх – поэтому очки должны предоставлять достаточное поле зрения для крохи. Следите за тем, чтобы очки были в пору малышу: дети растут быстро, возможно, уже пора обновить полезное приспособление!

Диагностика заболевания

Стоит помнить, что очки для зрения для детей нужно покупать лишь только после объективного полного обследования крохи. Зрение ребенка может достаточно быстро изменяться, поэтому крайне важно для малышей с подобными проблемами регулярное наблюдение у офтальмолога.
После того, как доктор проведёт обследование, он может прописать ребёнку очки как вспомогательный инструмент лечения.
Если очки подобраны, верно, они в течение короткого времени устраняют дефекты зрения. Каждый человек уникален, а степень развития дефектов зрения индивидуальна, поэтому порой даже специалистам очень, нелегко бывает ответить на вопрос: как подобрать очки для ребёнка, чтобы улучшить зрение, а не навредить? Сначала проводится диагностика, глаз подробно осматривается. Берутся показатели при расширенном и суженном зрачке.Для определения остроты зрения маленьким детям закапывают глаза атропином. Подбор очков детям – дело весьма непростое, ведь кроха еще не знает букв, его зрение трудно проверить по таблицам и подбором очковых стекол.
На основе полученных данных делаются выводы, и только потом подбираются линзы для очков. Труднее всего подобрать очки для детей младшего возраста, потому что сложно понять, что дети чувствуют, поскольку они не могут в более полной мере точно передать свои ощущения. Да и как подобрать очки для ребёнка, если зачастую он считает очки ненужным утомляющим предметом, отвлекающим внимание. В этой ситуации врачи долго общаются с ребёнком, давая ему посмотреть на разные интересные объекты вдалеке или цветные кружки. Выявляется, насколько близко малыш подносит к себе предметы. Случается и такое, что зрение малыша ухудшается резко и в один момент. Естественно, ребёнок не готов к ношению очков, возникает психологический дискомфорт. Следует понаблюдать, насколько часто ребёнок снимает очки, ведь это может быть следствием неправильного подбора очков.

Как приучить ребенка к очкам?

Купить ребенку очки – это только полдела, задача родителей – сделать так, чтобы малыш действительно их носил. Как же этого добиться? Сразу после покупки ребенок с радостью примерит очки и какое-то время в них походит, но затем новая игрушка (а малыш воспримет очки именно так) наскучит, и начнутся проблемы.

В среднем родителям приходится потратить около трех месяцев на то, чтобы приучить ребенка к очкам. Как помочь ребенку привыкнуть к очкам? Как сделать так, чтобы он перестал их снимать?

  • Наберитесь терпения, ведь это процесс не одного дня.
  • Приобретите удобную модель очков с закругленными заушниками.
  • Прикрепите к заушникам резинку, чтобы малыш (совсем маленький) не смог снять их самостоятельно.
  • К ношению очков ребёнка нужно приучать постепенно. Каждый день какое-то количество времени он должен проводить в очках, постепенно это время увеличивается до оптимального, предписанного врачом времянахождения в очках.
  • Оденьте крохе очки, пусть он посмотрит в них телевизор. Но не давайте малышу засиживаться за любимым занятием дольше пятнадцати минут.
  • Постарайтесь отвлечь ребенка новой игрушкой или игрой сразу после того, как очки были одеты. Это поможет ему хотя бы на время забыть о том, что нужно сорвать ненавистный предмет.
  • Если кто-то в семье носит очки, самое время для того, чтобы начать этим «хвастаться». Дети любят подражать взрослым. Можно попробовать одеть всю семью в очки, даже если зрение у ее членов хорошее.
  • Можно одеть игрушечные очки (даже просто вырезанные из бумаги) на всех мишек, кукол и роботов.
  • Придумайте интересные истории и сказки о волшебных очках или умных героях-очкариках.
  • Обращайте внимание малыша на всех прохожих в очках, на актеров по телевизору. Говорите о том, что это красиво и удобно.
  • Не ругайте ребенка за отказ одевать очки, запаситесь терпением. Начинайте с нескольких минут, хвалите ребенка.
  • Дети в садике могут дразнить малыша, говорить, что очки некрасивые. Только здесь нужно понимать, что дети в силу своего возраста имеют смутное представление о назначении очков, поэтому все эти придирки вполне могут быть вызваны тем, что у них самих очков нет, а им тоже хочется их примерить, убрать в очечник и т.д., то есть воспринимают их как игрушку, которой у них нет. Просто объясните это своему ребенку, тогда ему не будет так обидно.
  • Помимо ношения очков, для достижения максимального эффекта, офтальмолог прописывает процедуры и упражнения, которые подкрепляют действие очков и способствуют исправлению дефектов зрения.
Читайте также:  Салфетки для монитора протирать очки

Напоследок хочется отметить, что ранняя диагностика и своевременная коррекция нарушения зрения у детей всегда дают хорошие результаты. Родителям не надо думать, как заставить ребенка носить очки, а просто приобрести максимально удобную модель и методично объяснять малышу их необходимость. Ваши терпение и забота подарят крохе здоровый и счастливый взгляд без очков в будущем.

источник

Очки — это самый распространенный способ коррекции аномалий рефракции. Выписываются они взрослым и детям. Средством лечения очковая оптика не является, но она позволяет человеку с плохим зрением видеть нормально, жить полноценной жизнью. Узнаем, когда ребенку нужно носить очки постоянно и от чего зависит режим их ношения.

Основной фактор, который определяет режим использования оптики, это вид дефекта рефракции, или аметропии. Существует 4 основных аномалии зрения: астигматизм, близорукость, дальнозоркость, пресбиопия. Первые три могут появиться в любом возрасте, но возникают преимущественно у детей. Четвертый дефект — пресбиопия, или «возрастная дальнозоркость» — развивается у всех людей старше 40 лет. Рассмотрим зрительные патологии, которые встречаются только в детском возрасте.

Также эта разновидность аметропии называется миопией. Она представляет собой нарушение зрения, при котором человек вблизи видит хорошо, а вдаль — плохо. На сегодняшний день близорукость является самым часто диагностируемым дефектом рефракции. Число близоруких людей растет по всему миру. По подсчетам ученых к 2050 году практически половина людей будет иметь диагноз «близорукость». При этом порядка 10-20% всех пациентов будут страдать от высокой ее степени.

Существует 3 основные причины возникновения близорукости. Одна из них — генетическая предрасположенность. Если один из родителей имеет миопию, вероятнее всего, у их ребенка будет такая же проблема со зрением. Наследуется слабость склеральной, или наружной оболочки глаза. В норме она плотная и хорошо сохраняет свою форму. При зрительных нагрузках она частично деформируется, но после приходит в исходное положение. Из-за врожденной слабости склеральная оболочка постоянно растягивается, что приводит к росту глазного яблока.

Это главная причина возникновения близорукости и ее прогрессирования. У близоруких глаз может быть в диаметре более 30 мм при норме 23-24 мм. При этом увеличивается передне-задняя ось, в результате чего световые лучи после преломления оказываются не на сетчатке, а в плоскости перед ней. Видеть вблизи это не мешает, а зрение вдаль ухудшается.

Спровоцировать аномальный рост глаз могут повышенные зрительные нагрузки. Детям приходится много читать в школе. Более того, они нагружают органы зрения компьютерами и гаджетами. Это и приводит к развитию дефекта рефракции. Пик роста заболеваемости приходится на возраст 7-10 лет, то есть в первые годы обучения ребенка в школе.

Причины миопии влияют на характер ее развития, от которого зависит режим ношения очковой оптики. Рассмотрим степени близорукости и узнаем, когда ребенку нужно носить очки.

При миопии ребенку плохо видно вдаль, но прогрессирование дефекта рефракции сопровождается и ухудшением зрения вблизи. В связи с этим в ходе диагностики заболевания необходимо установить его степень, чтобы правильно подобрать очки и определить, нужно ли их носить постоянно. Всего существует 3 степени данной патологии:

  • Первая (слабая), при которой показатель зрения составляет от -0.25 до -3D. Такое отклонение не считается сильным. Большую часть времени пациент обходится без оптики. Очки требуются только для того, чтобы смотреть вдаль. Все остальное время можно быть без средств коррекции. Если ребенок сидит на задней парте в школе, ему потребуются очки.
  • Вторая (средняя) с отклонением зрения от -3 до -5-6D. Эта степень сопровождается сильным ухудшением зрения. Человек плохо видит все, что удалено от него на 30 см и более. Полноценно ориентироваться в пространстве при такой миопии без коррекции невозможно. Приходится носить очки почти постоянно. Они снимаются только при чтении или работе с близко расположенными от глаз предметами. Даже телевизор смотреть без оптики не получится.
  • Сильная (высокая) с показателем зрения от -6D. Дистанция, с которой человек видит нормально, может быть очень маленькой, не более 10 см. Очки нужны даже при чтении. Могут потребоваться две пары оптических изделий.

Есть два мнения относительно принципа подбора оптики при миопии детям. Некоторые офтальмологи считают, что нужно полностью компенсировать дефект рефракции, другие предлагают оптику с оптической силой на 1 диоптрию меньше реального отклонения, чтобы стимулировать работу аккомодационного аппарата. В любом случае, при высокой степени близорукости требуется полная коррекция аномалии рефракции.

Есть и другой важный вопрос, связанный с корректированием миопии. Что выбрать, очки или линзы? Детям в 7-8 лет может быть назначена и контактная оптика. В этом возрасте они могут самостоятельно с ней обращаться, снимать и надевать ее, ухаживать за ней с помощью специальных растворов. Средства контактной коррекции намного удобнее очковой оптики. Многие дети стесняются носить очки. В некоторых случаях, например, при непереносимости очков, что нередко бывает при сильной миопии, линзы становятся единственной альтернативой для пациента.

Дальнозоркость, как патология, встречается реже, чем близорукость. При этом рождаются все люди дальнозоркими. По мере роста глазных яблок этот дефект исчезает. Запас дальнозоркости у ребенка составляет примерно +4-5 дптр. Уже к 6-7 годам он не превышает 1,5-2 дптр, а к 10-летнему возрасту глазные яблоки практически перестают расти. В результате чего зрение стабилизируется.

Если же по мере роста ребенка, состояние глаз не улучшается, диагностируется гиперметропия. Причина патологии может быть в генетической предрасположенности. Также дальнозоркость нередко вызывается травмой глазных яблок или глазницы, глазным недугом воспалительного характера, операцией на глазах, которые приводят к искривлению формы роговицы или хрусталика.

При гиперметропии человек хорошо видит вдаль. Зрение вблизи может быть плохим. Но в детском возрасте с этим дефектом справляется аккомодационный аппарат — способность хрусталика изменять свою кривизну и силу преломления. Обычно детям при слабой дальнозоркости очки носить не нужно. Но это также зависит от степени аномалии рефракции.

Их также три, как и при миопии. Для каждой степени характерны свои симптомы. При первой очки носить не нужно. Ребенок продолжает хорошо видеть вблизи и вдаль. Аккомодационный аппарат компенсирует патологию.

Вторая степень характеризуется отклонением от +3 до +5-6 D. Близко расположенные от глаз предметы расплываются. Приходится сильно напрягать зрение. Из-за этого человек утомляется, у него болит голова, возникает слабость, недомогание. Оптические изделия позволяют предотвратить развитие этих симптомов.

Если носить очки ребенок не будет, он будет быстро уставать. Более того, у него может появиться косоглазие или амблиопия, которые приходится лечить очень долго.

При третьей степени гиперметропии, которая наблюдается редко, зрение ухудшается вблизи и вдаль. Из-за этого нагрузка на глаза многократно увеличивается. Иногда приходится подбирать пациенту две пары очков.

При дальнозоркости можно носить очковую и контактную оптику. Выбор средств коррекции определяется медицинскими показаниями и предпочтениями пациента. Очки для коррекции высокой степени гиперметропии могут не подойти. Они вызывают дискомфорт, боль в глазах, головокружение. Непереносимость их приводит к необходимости подбирать кнтактные линзы.

Астигматизм — достаточно распространенная зрительная патология. Он представляет собой дефект рефракции, при котором изображение размывается, причем на разных дистанциях. Из-за этого человек постоянно щурится. Причина развития этой патологии — неправильная форма глаза, роговицы или хрусталика. Световые лучи после преломления оказываются на двух точках сетчатки. Это и вызывает диплопию.

Астигматизм бывает врожденным и приобретенным. Зачастую встречается первая форма. Вторая возникает вследствие травм глазных яблок, как осложнение инфекционных офтальмологических недугов или после операций на глазах.

При этом дефекте зрения человека почти постоянно беспокоят симптомы астенопии — повышенной утомляемости глаз. Только при легкой степени астигматизма до 1 дптр ребенок может не замечать этих признаков. Однако большие зрительные нагрузки сильно отражаются на состоянии глаз и всего организма. Нужно ли носить очки в таких случаях?

Очки прописываются только при отклонении зрения от 1 дптр и выше. Слабая степень компенсируется аккомодационными способностями глазных яблок. Более того, ношение очков может помешать развитию аккомодации. Отсутствие оптики, напротив, стимулирует его. Если же астигматизм выше 1D, носить очки придется постоянно. Сложность этой патологии в том, что обычно она сопровождается близорукостью или дальнозоркостью.

Подбор средств коррекции при астигматизме считается сложным. Многим пациентам так и не удается привыкнуть к астигматическим очкам. Сегодня эта проблема решается с помощью контактных линз с торическим дизайном. Они имеют сфероцилиндрическую поверхность и корригируют астигматизм по одному меридиану, а миопию или гиперметропию — по другому. Современные модели торической контактной оптики позволяют заниматься спортом. Они не смещаются и обеспечивают четкое зрение даже при интенсивных физических нагрузках.

Итак, на режим использования оптики влияют вид аметропии, ее степень и возраст пациента. Есть и другие факторы. Так, например, при наличии косоглазия носить очки постоянно приходится на протяжении всего периода лечения этой патологии. Нередко ношение оптики позволяет исправить страбизм без хирургической операции.

Нужно обязательно придерживаться режима ношения оптических изделий, предписанного врачом. При непереносимости очков, назначаются дневные контактные линзы. Если же и они не подходят ребенку, применяется терапия ортокератологическими, или ночными средствами контактной коррекции. В некоторых случаях проводится лазерная корректировка дефекта рефракции.

источник

Доктора говорят, что еще лет 15 назад детей с офтальмологическими проблемами было не больше 10 %, а сегодня — 50%

В обозримом будущем 90% населения Земли не просто станут очкариками, но и пациентами офтальмологов – из-за непомерной нагрузки на глаза и засилья гаджетов.

«Битву с близорукостью мы уже проиграли» — с таким лейтмотивом сегодня проходит большинство научных конференций по детской офтальмологии. На очереди такие проблемы как дальнозоркость и астигматизм, статистика по ним неуклонно растет.

Если еще лет 15 назад доля детей с разного рода офтальмологическими проблемами не превышала 10 процентов, то сегодня на приеме детей здоровых и больных – поровну, а случаются и дни, когда увидеть малыша без патологии доктору просто не удается. О том, что делать, если рецепт в салон оптики вашему ребенку выписали уже сейчас, и о том, как сохранить зрение, рассказывает врач Перинатального медицинского центра «Мать и дитя», офтальмолог высшей категории Наталья Захарова.

— Начну, наверное, с того, что еще раз напомню родителям: не стоит пренебрегать визитами к офтальмологу, даже если вам кажется, что все в порядке.

Часто можно слышать от мам годовалых малышей: «Да он прекрасно видит, вон, поднимает крошки с пола, показывает пальчиком на самолет в небе – ну какие могут быть у него проблемы?» Опасное заблуждение!

Именно профосмотры малыша в месяц, полгода, год и далее ежегодно позволяют выявить проблему на ранней стадии и успешно ее скорректировать. Ведь маленький человек еще не может сказать, что испытывает трудности, видит нечетко. Он просто не знает, как должно быть в норме, не может пожаловаться родителям!

Второй важный момент: осмотр у офтальмолога обязательно надо проходить под циклоплегией – когда закапываются капли, расширяющие зрачок. Только так можно безошибочно установить, есть ли повод для тревоги.

Немного терминов
Наталья Захарова: «Формирование глазного яблока идет с рождения и до 7 лет, но полностью заканчивается лишь к 14 годам. Оперативные вмешательства для коррекции зрения лучше делать после 18 лет, а до этого использовать консервативные методы. Важно понимать, что в любой точке пути могут случиться поломки, аномалии рефракции, когда отображение объекта происходит не так, как задумано природой.
Преломляющая система глаза – это роговица, хрусталик, водянистая влага и стекловидное тело. В норме при прохождении через нее все лучи должны собираться на сетчатке в одной точке. Если это происходит за сетчаткой, мы говорим о дальнозоркости, перед сетчаткой – о близорукости. Проблемы со зрением возникают и при таких диагнозах, как астигматизм и амблиопия («ленивый глаз). Достаточно часто при постановке этих диагнозов требуется коррекция при помощи очков».

— Дальнозоркость – это чаще всего диагноз малышей. Мы все рождаемся с физиологической дальнозоркостью, у новорожденного она составляет где-то +4 диоптрии. Поэтому ребенок плохо различает предметы на близком расстоянии, и хорошо видит вдали – это надо учитывать, показывая ему картинки и общаясь с ним в первые месяцы жизни.

Дальше ребенок растет, в год его норма сдвигается до +2-2,5, максимум +3 диоптрий. Если мы на профосмотре в 12 месяцев (напомню, только со специальными каплями!) видим с помощью приборов такие цифры – нет повода для паники. Но случается, что у некоторых деток дальнозоркость становится выше нормы, и тогда необходима обязательная коррекционная поддержка.

Вот тут и начинается самое сложное: борьба с мамами за надевание очков. Слышу аргументы: неудобно, рано, может быть, само пройдет? Ни один из них, увы, не выдерживает серьезной критики.

— Почему нужны очки? В первую очередь, потому, что ребенку это поможет развиваться нормально. Он видит все размыто, и тот участок коры головного мозга, который отвечает за зрительное восприятие, не будет полноценно функционировать: он будет постоянно получать стертую, нечеткую, неверную информацию.

Во-вторых, если мы вовремя не откорректируем дальнозоркость, у ребенка может развиться косоглазие, а лечить его уже значительно сложнее, и развивается оно порой стремительно.

Особенно часто косоглазие дебютирует в возрасте 2-4 лет, когда начинается активная нагрузка на глаза – игры с паззлами, кубиками, книги и мультфильмы.

Однозначно проще не доводить до такого исхода и вовремя принять спасительное решение об очках.

Те мамы, которые сразу соглашаются на очки при диагнозе «дальнозоркость», как правило, довольно скоро отмечают положительный результат. Я прошу прийти через 3 месяца, чтобы оценить, как малыш носит очки, удобно ли ему, верно ли подобраны линзы. И чаще всего на приме слышу, что даже за этот срок ребенок сильно поменялся – стал менее раздражительным, возрос интерес к просмотру книг, рисованию, лепке. Становится наглядно понятно, что ребенок страдал от того, что все и всегда видел мутно.

Читайте также:  Салфетки для чистки стекол очков

Одна мамочка даже жаловалась, что ее сын, когда она пыталась усадить его за стол порисовать, вскакивал и убегал. А в очках быстро наверстал упущенное и очень полюбил работу с карандашами и красками.

Важно еще понимать, что в случае с дальнозоркостью есть большой шанс, что это обратимо, ее можно перерасти.

Мы не волшебники, но многие детки снимают очки к третьему-четвертому классу, зрение у них выравнивается.

Правда, если цифры серьезные, от +5 диоптрий и выше, очки – это, скорее всего, на всю жизнь. Но после 14 лет, когда завершится основное формирование зрительного аппарата, когда миновала угроза косоглазия, когда сформирована кора головного мозга, можно будет носить очки не постоянно, а только когда есть зрительная нагрузка – учеба, чтение и так далее.

В случае с дальнозоркостью огромное влияние имеет наследственность – часто именно она является причиной этой аномалии. Сказывается и образ жизни – чем более он здоровый, чем больше у ребенка физических нагрузок, спорта – тем более благоприятный прогноз его ждет.

— С близорукостью, увы, все не так радужно – если ребенку ставят это диагноз, очки (либо корректирующая операция после 18 лет) – его постоянные спутники. При близорукости изображение формируется перед сетчаткой, и вблизи ребенок видит хорошо, а вдаль – плохо. Такая аномалия, как правило, выявляется у школьников, начиная с 1 класса, иногда – в третьем или пятом.

В 50% случаев «виновата» наследственность, в остальных – непомерная зрительная нагрузка: уроки, работа с компьютером и гаджеты.

Добавляют свой вклад и родители, желающие, чтобы их чада уже в дошкольном возрасте достигали невероятных успехов. Мамы и папы детей, которых слишком рано учили читать и писать, добавляли в программу иностранные языки, с большой долей вероятности получат на выходе близорукого ребенка с рецептом на очки и рекомендацией сидеть не дальше второй парты.

Спровоцировать близорукость могут также неправильная осанка, режим работы за столом без должного освещения и без соблюдения расстояния до тетрадей и книг (25-30 см).

Важно понимать, что в отличие от дальнозоркости, которая, если уже определится, то диагноз здесь точен, близорукость бывает ложной. Сидя в кресле на приеме у доктора и меняя линзы, ребенок может видеть хуже просто из-за того, что глаза утомлены, и он не прочтет определенный ряд букв. Но под расширенным зрачком диагноз не подтверждается.

В случае ложной близорукости можно покапать витамины, соблюдать охранительный режим – и зрение стабилизируется.

А истинную близорукость корректирую только очками.

С аргументами тут труднее, ведь мы уже не боимся косоглазия и проблем с развитием – ребенок достаточно большой и сознательный, ему не 2 и не 3 года, зоны мозга, ответственные за восприятие зрительной информации, уже сформировались. Но надо понимать, что очки – это прежде всего удобство в учебе. Если вовремя их не надеть, зрение будет продолжать падать.

При цифрах от -1 диоптрия очки уже показаны. Есть и вариант с контактными линзами – и знаете, дети легко соглашаются и очень быстро приучаются к их использованию. Есть стимул – носить линзы вместо очков. Хотя очкариками и «профессорами» теперь не дразнят, это ушло, наоборот – модно носить очки. Единственное, отмечу, что детям я все же рекомендовала бы линзы одноразовые, это удобнее и гигиеничнее.

В выходные, если нет сильной нагрузки, и ребенок гуляет с родителями, можно обходиться без очков или линз – такой отдых вполне допустим.

Стоит только понимать, что в случае с близорукостью прогресса, увы, не бывает – важно как минимум затормозить проблему, следить, чтобы зрение не ухудшилось. Посещая доктора раз в полгода или год, нужно следить за сетчаткой, чтобы там не было осложнений, дистрофии. А сама по себе диоптрийность, высокие показатели, которые так пугают мам – в них нет ничего страшного.

Только, пожалуйста, не отказывайтесь от очков и не читайте советы в интернете о том, что близорукость можно вылечить с помощью витаминов и гимнастики – это не так, и работают эти методы, как я уже сказала, только в случае с ложной близорукостью, проще говоря – переутомлением глаз.

Ок-линзы: полезно, но дорого
Новым и очень перспективным методом коррекции близорукости, а также астигматизма можно считать так называемые ок-линзы (их также называют жесткими и ночными). Суть метода в том, что специальные линзы надевают на ночь, предварительно закапав капли. Под влиянием линзы за ночь осуществляются незначительные изменения роговицы, и с утра человек может видеть ясно и четко, но на ночь должен повторить ту же процедуру вновь.Такая терапия требует огромной аккуратности и последовательности – пропускать нельзя ни одного дня, а значит, ребенок не сможет, например, ездить в лагерь или на отдых без родителей. Но многим очень нравится такой метод.Противопоказания здесь связаны с высокими цифрами близорукости ( от -6 диоптрий), астигматизмом от 3 диоптрий и более и воспалительными проблемами коньюктивы и роговицы. При желании этим методом ребенок может пользоваться до 18 лет, затем отменить линзы на три недели и потом идти на корректирующую операцию. Стоимость пары линз варьируется от 10 до 20 тысяч рублей, хватает их на 1,5-2 года, но каждая последующая пара будет продаваться уже со скидкой.

— Это достаточно сложная тема, и почти никогда сходу родители не могут до конца понять, что же такое астигматизм и чем он опасен. Постараюсь объяснить как можно понятнее. Астигматизм — это отсутствие фокусной точки, возникающей при деформации либо хрусталика, либо роговицы.

Помните, в школе когда-то в учебнике физики был рисунок – линза, которая преломляет лучи. Вот наш хрусталик – это такая же линза, но иногда он незначительно искривляется, и лучи через него начинают преломляться по одной оси, например, на две диоптрии, а по другой – на три. Такая разница называется астигматизмом.

У нас у всех есть физиологический астигматизм в пределах 0,5 – 0,75 диоптрий, он имеет право на жизнь. Но если эти отклонения составляют больше 1 диоптрии, начинаются проблемы. У ребенка это – все то же размытое изображение, проблемы восприятия зрительных образов и как следствие – нарушение в работе коры головного мозга в раннем возрасте.

Астигматизм можно выявить уже в шесть месяцев, и если к году показатели сами не придут в норму – это прямое показание к тому, чтобы надеть очки.

Возражений, увы, быть не может – все очень серьезно. Знаю, у нас сейчас многие родители любят открыть интернет и вычитывать там, что астигматизм не лечится. Это не совсем так – по моему опыту, если отклонение в пределах 1,5 диоптрий, возможна коррекция.

Не надо бояться очков, если их вовремя надеть, есть большой шанс, что астигматизм пройдет.

А вот если нет – то будет развиваться амблиопия, или «ленивый» глаз. Смысл в том, что глаз, а с ним и мозг постепенно привыкает к размытой картине, начинает «лениться». И даже если астигматизм со временем пройдет, амблиопия без должного лечения может остаться с ребенком навсегда. Поймите, что ни один офтальмолог, если увидит, что астигматизм выправился, не будет настаивать на дальнейшем ношении очков.

Буквально на днях, например, у меня на приеме была девочка, второклассница, которой я отменила очки. Но! Тут важно понимать, что необходимости наблюдения и регулярных визитов к врачу это не снимает. А то ведь у нас родители любят услышать то, что они хотят услышать – раз не нужны больше очки – все, бегом из кабинета и больше туда ни ногой, забудем, как доктора зовут. Это, к сожалению, опасная политика.

Если астигматизм уже сопровождается «ленивым глазом», не избежать единственно возможного в этом случае средства – окклюдера, или заклейки здорового глаза с тем, чтобы «больной» тренировался и не ленился.

Маленькие дети соглашаются на это охотно, их даже уговаривать не надо – наверное, потому, что у них нет никаких предрассудков или стеснения. Но если вдруг есть трудности – можно придумать веселую игру в пиратов, как-то обыграть картинки на окклюдере – их сейчас выпускают в очень веселых расцветках.

Назначения индивидуальные – кому-то приходится ходить с наклейкой целый день, кому-то – полдня, кому-то достаточно и трех часов. Важно лишь, чтобы мама следила за ребенком, и чтобы здоровый глаз был действительно полностью закрыт.

Поэтому я рекомендую по возможности использовать наклейки прямо на кожу, а не на очки, потому что малыши часто очки сдвигают, а то и вовсе снимают, и эффект уже не тот. После назначения надо показаться доктору – как правило, через 3 месяца, чтобы он оценил, есть ли прогресс, и, возможно, сменил тактику лечения.

— В том случае, когда очки выписывают малышам, в первую очередь важна безопасность.

Сегодня есть прекрасные очки в силиконовой оправе, они гнутся во все стороны, их не страшно сломать. Стекла – пластик, и его единственный недостаток в том, что он желтеет со временем, но дети растут быстро, очки меняем тоже часто и этих проблем не возникает.

Скорость смены очков индивидуальная – ведь и дети бывают крупные и миниатюрные, иногда они совершают рывок в росте и требуется новая покупка.

Часто родители сомневаются и приходят на прием за советом: уже пора менять очки или они еще послужат? Принимаем решение вместе.

Но среднем один размер очков, при условии, что не требуется сменить диоптрии, может прослужить малышам год-полтора, а ребята постарше, которые учатся в школе, могут пользоваться одни и теми же очками по два-три года.

А вот цена очков, ранг салона оптики – ни о чем не говорят, качество изготовления очков теперь везде одинаковое.

На что я хочу обратить внимание родителей – они должны понимать, что оптик никогда не должен оспаривать назначения офтальмолога по рецепту, тем более по детскому.

При выписке очков детям есть целый ряд особенностей, которые знает только врач.

Если диоптрии большие – -5 и больше, я советую истончить линзу, чтобы ее было удобнее и легче носить. Это дорогое удовольствие, но оно оправдано. А вот от затемнения линз, так называемых «хамелеонов» я рекомендую отказаться – это дополнительная трата, которая значительно увеличивает бюджет покупки, но особенно не нужна ни детям поменьше, ни, тем более, школьникам.

Ну и мы, конечно, помним, что, даже надев очки, не надо забывать дорогу в кабинет офтальмолога. Малышам доктор подскажет, когда стоит изменить очки на следующий размер – мамам не всегда удается понять это самостоятельно, но если у вас есть хотя бы малейшие сомнения, обязательно консультируйтесь со своим доктором.

— Часто на приеме я слышу вопросы о том, поможет ли при проблемах со зрением что-то еще, кроме очков. Мое мнение: сохранить хорошее зрение – да, помогут. Но если проблема есть, то поддерживающие средства вместо очков эффекта не дадут.

Часто приводят в пример разные комплексы зрительной гимнастики. Многие родители уверены или где-то читали, что с ее помощью можно восстановить зрение и даже вылечить близорукость без очков. Увы, я на своей практике таких результатов не наблюдала. Хотя и полностью отказываться от таких вещей не стоит — зрительная гимнастика, безусловно, полезна, и она нужна всем – и взрослым, и детям, для укрепления мышц, улучшения кровообращения.

Особенно не стоит пренебрегать этими упражнениями тем детям, у которых родители передали им проблемную наследственность – это поможет существенно снизить вероятность негативного прогноза.

Витамины, как те, что принимаются в виде таблеток, так и те, что капают в глаза, тоже делают свое дело. Но это только поддержка организма, а не полноценное лекарственное средство. Увы, даже килограмм черники и тазик тертой морковки пока никого не вылечил.

Вот что придумали
Для детей с диагнозом «близорукость» прекрасная возможность остановить прогресс болезни – процедуры на аппарате «Визатроник». Это наша российская разработка, существует в формате физиотерапии в специально оснащенных кабинетах. Обычно назначают два курса по 10 процедур в год. По сути, это автоматизированное упражнение по аккомодации глаз (способность хрусталика менять свою конфигурацию и настраиваться на восприятие предметов на разном расстоянии). Ребенок садится за аппарат, устройство меняет ему линзы с разной диоптрийностью, происходит микрозатуманивание зрения, в это время он рассматривает различные объекты, так идет тренировка глаз.

Всем, у кого есть проблемы со зрением, показаны занятия спортом, кроме силовых видов. Также под запретом прыжки с высоты более 1,5 метров. То есть, например плавание – прекрасно, а вот прыжки с трамплина – безусловное табу. Отлично работает стрельба, а если она еще и сочетается с другими нагрузками, как, например, в биатлоне – эффект возрастет в два раза.

Если у родителей нет возможности отдать ребенка в спорт, хотя бы побольше ходите с ним пешком, бегайте, катайтесь на велосипеде.

А вот гаджеты должны быть под строгим запретом.

Из всего потенциально опасного для зрения самое безопасное – телевизор, а самое вредное – мобильный телефон.

Вообще, чем меньше экран, тем опаснее, ведь дети рождаются дальнозоркими, следовательно, они хуже видят вблизи и поэтому телефон они подносят ближе к глазкам.

Компьютер, планшет – по степени «вредности» стоят между телевизором и мобильником.

Про телевизор родителям стоит помнить, что смотреть ТВ детям нужно не ранее 1,5 лет и не дольше чем на 10 минут, к 2,5 годам эту цифру можно довести до 30 минут в день.

Кстати, есть хорошая альтернатива телевизору, так называемый мульткуб, который, как в нашем детстве диапроектор, проецирует изображение на стену. Очень советую присмотреться к такому девайсу, он максимально безвреден из возможных аналогов.

Напоследок, поскольку на дворе лето, коснусь темы солнцезащитных очков. Очки такие показаны здоровым детям, а вопрос с теми, кто уже носит обычные очки, должен решать врач. Ими, безусловно, стоит пользоваться, особенно на отдыхе в жарких странах, на море, где солнце яркое, и глаза нуждаются в защите.

Выбирая очки на лето, ориентируйтесь на качество. Пластиковые линзы сегодня – это нормально, главное, чтобы уровень защиты был высокий, и линзы поглощали не менее 70% УФ лучей.

источник