Меню Рубрики

Когда он снял свои очки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Поздний осенний вечер. Салон автобуса. Пассажир в солнцезащитных очках и его спутница с аналогичным аксессуаром, но выполняющим роль обруча для волос. Конечно, этот пример «современной уличной моды» не дотягивает до эпатажного, но всё-таки вызывает недоумение: зачем? Кто и почему носит солнцезащитные очки, когда солнца нет и не предвидится? О 6 главных психологических причинах использования данного аксессуара и пойдёт речь в данном материале.

Авангардист Франсис Пикабиа однажды шокировал почтенную публику, представив на выставке картину «Natures mortes». На ней была изображена обезьяна, окружённая надписями: «Портрет Сезанна», «Портрет Ренуара»… Художник прозрачно намекнул: все люди обожают подражать кому-то или чему-то, попросту говоря – «обезьянничать». Действительно, для ряда покупателей выбор модели солнечных очков определяется не практичностью аксессуара, а тем, что «такие же» носит кумир .

С детства страдавший близорукостью Джон Леннон долгое время избегал ношения очков, пока не нашёл «своё» – модель «тишейды». Очки с круглыми линзами небольшого диаметра вскоре стали неотъемлемой частью имиджа участника «Битлз» и успешно распродавались благодаря фанатам, стремящимся подражать звезде рок-н-ролла. До сих пор можно встретить альтернативное название модели – «ленноны» .

Впрочем, «портфолио» тишейдов не ограничивается «битлом»: поклонники Элтона Джона, Жана Рено в образе киллера Леона, а также Григория Лепса делают данную модель одной из самых продаваемых на рынке солнцезащитных аксессуаров.

Солнцезащитные «авиаторы» – ещё один пример, когда коммерческий успех модели обеспечили поклонники. Так, после фильма «Лучший стрелок» (1986) с Томом Крузом в роли лётчика-профи у бренда Ray-Ban продажи «авиаторов» – очков с линзами-каплями, повторяющими анатомическую форму глазницы , – увеличились на 40%.

Солнцезащитные очки являются частью экипировки не только солдат, отправленных в горячие точки на юг, но и, например, американских и испанских полицейских. Даже если они несут службу в тёмное время суток. Сотрудники полиции, находясь при исполнении, не должны обнаруживать перед нарушителями эмоции: замешательство, страх, неуверенность .

Выражение глаз невозможно контролировать. В качестве примера – рекламные фото, на которых лица актёров расплываются в широкой улыбке. Глядя на «срежиссированный» кадр, мы подсознательно ощущаем фальшь именно потому, что улыбка есть, а вот глаза «не улыбаются». Так же и в случае с полицейскими: глаза неизбежно выдают эмоции даже у тех, кто безупречно контролирует мимику, и лишь солнцезащитные очки способны скрыть естественные проявления чувств.

Если полицейским по должности положено скрывать эмоции, то некоторые мужчины, никак не связанные с охраной правопорядка, надевают солнцезащитные очки даже в пасмурную погоду или поздним вечером, чтобы выглядеть «бруталами». Впрочем, абсурдное убеждение «надел тёмные очки = стал альфа-самцом» возникло не на пустом месте и имеет две вполне логичные причины.

1) Неотъемлемой частью образов «супергероев», «спецагентов», «людей из будущего» и т. п. являются очки с затемнёнными стёклами . У зрительниц 1980-х, например, сердце останавливалось, когда лейтенант «Кобра» (а был ли фильм, где Сильвестр Сталлоне ни разу не надевал очки?!) увозил даму сердца на мотоцикле, предварительно искоренив преступность…

Непобедимые, загадочные, покоряющие женские сердца – на таких киногероев хотят быть похожими мужчины. Воспитать в себе бесстрашие, выработать кодекс чести, поддерживать тело в идеальной форме? Да ну, лень. Тем более, что можно превратиться в брутального персонажа (зачастую лишь в собственных глазах) просто надев такие же очки.

2) То, что спрятано, расценивается нашим мозгом как загадка, требующая решения . Женщина не видит за затемнёнными линзами выражения глаз мужчины и, стремясь «разгадать» его, сама «дорисовывает» желаемое. В народе говорят: «Молчи – сойдёшь за умного». С солнцезащитными очками – та же история: часто и интриговать-то нечем, и интеллектуальный багаж невелик, а скрытую за очками пустоту есть шанс выдать за значимость .

К счастью, штамп «солнцезащитные очки – аксессуар настоящих бруталов» не высмеял разве что ленивый. Например, у Квентина Тарантино (редакция Novate.ru рекомендует его киноработы ценителям здорового постмодернистского юмора) или у дуэта Вачовски (в «Матрице») ни один крутой парень не позволит себе выйти на люди без тёмных очков.

Не все надевают солнцезащитные очки для эффекта «крутизны». Некоторым действительно необходимо спрятаться от слишком назойливого внимания , «поставить энергетическую защиту». В первую очередь это публичные персоны, личное пространство которых нарушают навязчивые поклонники и фотографы. Даже привыкшие раздавать автографы селебрити не готовы превращать любой выход из дома в выход на сцену, но, к сожалению, людям, увидевшим «звезду», часто недостаёт воспитания и врождённого такта.

Но даже у обычного человека бывают ситуации, когда пригодятся затемнённые линзы: нежелание демонстрировать заплаканные глаза, следы бессонницы или травму. Увы, на постсоветском пространстве надетые не по прямому назначению (пусть и по веской причине) солнцезащитные очки до сих пор считаются «выпендрёжем»: «Бланш под глазом? Не стесняйся, тут все свои!»

Психологи отмечают, что солнцезащитные очки на уровне подсознания могут восприниматься обладателем не просто как защита, а как маска, позволяющая остаться неузнанным и, следовательно, примерить на себя любую социальную роль . Не случайно даже робкие и неуверенные в себе люди, «спрятавшись» за тёмными стёклами, расправляют плечи в прямом и переносном смысле, а иногда меняют до неузнаваемости привычный стиль поведения.

Несмотря на «ширпотребность» и невысокую цену, очки от солнца в сознании некоторых почему-то ассоциируются с богатством и достатком. Возможно, дело в смежности понятий «состоятельности» и «брутальности» (подробнее о связи затемнённых линз и «крутизны» шла речь в пункте 3 данного материала на Novate.ru).

А если речь о представительницах прекрасного пола, которые поздним осенним или зимним вечером сквозь тёмные очки надменно взирают на окружающих с сиденья автобуса или маршрутки? Эталоном для таких «модниц», по всей видимости, являются образы светских львиц, отдыхающих на горнолыжных курортах . Яркое солнце и ослепительно белый снег делают уместным сочетание зимней одежды и солнцезащитных очков, например, в Куршевеле. А некоторым дамам из глубинки, шагающим в пасмурный день по грязным сугробам, тоже ведь хочется почувствовать себя богатыми и беззаботными …

А что ещё могут рассказать о характере человека его одежда и аксессуары? Об этом – материал Одежда «по Фрейду»: вещи, по которым можно «прочитать» человека .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник

Темные солнцезащитные очки — не простое средство защиты глаз от яркого солнца, а неотъемлемая часть в создании своего образа, в афишировании себя. Темные очки срабатывают как маска, за которой прячутся глаза и взгляд. За модным аксессуаром человек может скрыть свою тревогу, неуверенность, любопытство и пр. состояния.

Если обратиться к литературным и кино-героям, то темные очки являются неотъемлемым атрибутом детективов, ревнивых мужей, неверных жен и разных сомнительных и загадочных персонажей.

Лицо в темных очках, повернутое к нам, воспринимается как неотвязный наблюдающий за нами (воображаемый) взгляд, и реже как безличный объект. Человек станет искать за этими стеклами другого. Другой возникающий феномен: расколотое восприятие и тревожное переживание — конгломерат вины, раздражения и отчуждения.

Большие темные очки создают эффект отстранения, что участвует в построении образа недоступности, таинственности. Последнее в большей степени стоит понимать как симуляцию сокрытия, создание привлекательного фасада.

«Когда я ее увидел впервые, она была в очень больших солнцезащитных очках. Это как-то меня манило и раздражало одновременно. Когда я вспоминал ее, то всегда перед глазами были эти огромные очки. Это возбуждало. Я видел ее чаще всего из своего окна. Она ходила все время в этих очках. Непередаваемые чувства. А потом я вышел курить, а она сидела с подругами и была без очков. Я как будто увидел ее впервые. Совсем не такая. Обычная, простая и я бы даже сказал не интересная. Когда у нас возникли отношения, я все время искал в ней ту незнакомку в больших очках. Кажется, что я мог бы ее полюбить без очков, но сложность в том, что я видел ее в тех очках». Иван, 39 лет.

Темные очки создают дистанцию в коммуникации. Жест снятия/надевания очков при коммуникации означает выбор более близкой или далекой позиции. Темные очки (которые не являются для человека необходимостью) — явно увеличение психологической дистанции. И в этом дистанцировании можно рассмотреть отказ от понимания других или неспособность к таковому пониманию.

Самые явные элементы, с помощью которых человек пытается скорректировать свой образ— это те вещи, которые обильно представляет модный глянец.

Каждый модный глянец заявляет, что темные очки — это необходимый аксессуар. К тому же очки являются удачным местом для демонстрации того или иного бренда (логотип размещается прямо на стеклах или дужках очков).

Когда очки выступают как аксессуар для украшения лица, то это дает возможность делать определенные выводы. Это показатель фетишизации привлекательности: она не может быть естественным свойством глаз и лица, теперь ее воплощают модные вещи, украшения и т.п. Сопутствует этому неуверенность в своей внешности. Занимая место глаз, очки в значительной степени корректируют и восприятие всего лица. У некоторых людей вырабатывается своего рода мимическая чувствительность к очкам — их воображаемый образ при надевании темных очков трансформирует и все лицо (решительность, пренебрежение, надменность, брезгливость и пр.).

Очень часто темные очки демонстрируют неуверенность в себе, поиск себя более привлекательного в «образе в очках».

В мужских журналах не очень много внимания уделяется очкам: они должны подчеркивать маскулинность, особый стиль (чаще всего очки простой способ подражания своему кумиру — реальному или вымышленному).

Другое дело — женщины. Темные очки — безоговорочно, выступают как атрибут соблазна, внося мотив прелюдии перед реальной встречей глаз.

Одни люди в процессе общения снимают очки и убирают их, а другие — всегда оставляют на виду. Оставленные на виду очки становятся объектом различных соблазняющих манипуляций — например, поигрывание или покусывание дужки очков.

Сам же жест снимания очков по своему характеру является неким родом стриптиза, который может быть реализован в общественном месте, на глазах у всех. В этом смысле очки — один из элементов «одежды», который в определенной перспективе ценен лишь тем, «как его можно снять».

источник

Очки – это костыли для глаз.

– Почему человек предпочитает носить розовые очки и не видеть мир в реальном свете?

– Начнем с того, что никто мир, как он есть, видеть не может. И что еще важнее, не может видеть и реально оценивать свое внутреннее состояние. Так что очки есть у всех людей. Только они разные: со стеклами разных цветов и оттенков, размеров, назначения и с разными диоптриями. Очки надеваются нами буквально с рождения. С того момента, когда мы начинаем этот мир каким-либо образом постигать и ощущать.

Первые наши отношения и чувства формируются к человеку, который нас принимает к себе. Причем заметим, что любой человек, который нас принимает в младенчестве, и который о нас заботится, вызывает ответное чувство на уровне инстинктов. И если спросить любого ребенка «Чья мама умнее, красивее, добрее?», каждый уверенно ответит «МОЯ!»

Но если мы начнем коллективное обсуждение этого вопроса объективно, выстроим всех мам, введем критерии красоты и доброты, то станет понятно, что все мамы не могут быть самыми-самыми. Окажется, что одна мама менее добрая, другая менее красивая. Если попытаться изложить результаты исследования нашей коллегии ребенку и сообщить ему, что, дескать, твоя мама оказалась менее красивой, чем мама некоего Пети Пупкина, ребенок с этим не согласится. И в своем объективном мнении мы все равно не убедим ребенка. Происходит это потому, что внутренние субъективные ощущения ребенка пойдут вразрез с нашим мнением по этому поводу.

Ко всему своему у человека всегда другое отношение, нежели чем к чужому. Есть определенные психологические механизмы, которые это все формируют. Мы знаем , что свою игрушку гораздо неприятнее сломать, чем игрушку чужую. Мой дом, моя игрушка, мое любимое место,

моя деревня … Все что связано с «моим» по– другому ощущается, воспринимается. Все мы рассматриваем мир субъективно.

Возвращаясь к моменту рождения, необходимо подчеркнуть, что в этот период мы вообще ничего не знаем о мире: ни о его устройстве, ни о взаимодействиях в нем, ни о себе. С самого начала мы всему этому учимся с нуля. Принципиально важным является то, КТО нас начинает учить. Немаловажным является и тот факт, чему и как нас учат. Например, если нам объясняют, что это желтый цвет, при этом показывая на желтый, то мы это запомним. Но если ребенка учить, что этот цвет – желтый, показывая при этом на красный, то он это также успешно выучит и будет убежден, что красный – это желтый.

Это произойдет потому, что ребенок не может ничего проверить. У него не хватает для этого опыта и знаний. Когда он подрастет и увидит это несоответствие, он поймет и свою ошибку. Но тогда это будет довольно болезненный процесс. Ведь любой человек опирается на приобретенные им знания. И ему достаточно тяжело переделывать или переосмысливать картину мира, вплоть до частностей, меняя точку зрения. Для этого приходится согласиться с тем, что ты чего-то не знаешь или знаешь неправильно. Это вызывает внутренний конфликт с собой, потому что при таком осознании разрушается твоя внутренняя целостность, тот набор представлений, который ты имеешь на данный момент. Ты, к примеру, знаешь, что и где у тебя в квартире лежит, и тебе при этом комфортно. Но если ты приходишь домой, все вещи лежат не на своих местах, и ты слабо понимаешь, где чего найти, то такой хаос, безусловно, вызывает дискомфорт. Даже в том случае, если теперь все расположено более удобно. Дискомфорт прекратится, когда ты будешь опять знать, где что лежит, и тебе будет опять удобно.

Если мне объяснили, например, что мир – добрый, а я – замечательный, и тут мне приходится сталкиваться с реальностью, когда все оказывается не так, и выходит, что я совсем не замечательный и занимаю не то место в мире, да и сам мир не такой уж и добрый, это открытие вызывает сильнейший стресс. Изменение картины мира вызывает очень болезненные ощущения. В такой ситуации человек пытается удержаться за свои старые конструкты, но не может. Он с трудом принимает новые.

Мы все через это происходили, начиная с детства. У нас постоянно на протяжении жизни меняется представление о мире, хотя сам мир остается неизменным. В детстве мир – один, в подростковом возрасте он видится другим, в юности – третьим и так далее. Старик и младенец в один и тот же год, в одном и том же месте видят мир по-разному. Они понимают и описывают увиденное по-своему. У них разный опыт, разный уровень понимания мира и разное его описание и искажение. Кстати, именно по этой причине и происходит война родителей и детей.

– Получается, что розовые очки – это нечто врожденное, а не то, что общество тебе одевает?

– Одно другое не исключает. Сначала я мир начинаю воспринимать мир через себя. Я –глаза этого мира. Я могу все видеть по-своему. Восприятие каждого человека уникально. Вы не найдете человека с идентичными другому взглядами. Простой пример: Мы можем зайти в один и тот же магазин, и если нас спросят на выходе об увиденных товарах, каждый будет рассказывать о своем, описывать по-своему. И вообще, может сложиться впечатление, что мы были в разных магазинах. Просто потому, что каждый обратит внимание на интересующие именно его вещи. Это объясняется хотя бы тем, что мы не можем охватить своим вниманием ВСЁ. Мы воспринимаем только очень малую часть этого мира. У нас не получается увидеть все то, что происходит вокруг, а соответственно и видеть полную картину реальности. Из-за этого и начинается искажение, которое ведет к субъективному восприятию. Увидеть все невозможно, но чтобы видеть больше, объективнее, надо этого желать и прикладывать много сил! А вот силы прикладывать хотят не многие. Гораздо легче жить, убедив себя в том, что ты видишь все реально, а другие нет.

Читайте также:  Скины по никам для пацанов с очками

Кроме того, все то что мы видим, а также наши внутренние ощущения, наши отношения с другими людьми мы вынуждены пропускать и через наше внутреннее «я». Это «я» является тем, что преломляет увиденное. Как хрусталик глаза преломляет цвет на сетчатку, которая и воспринимает то, что мы видим. Если хрусталик преломляет не так, то у нас зрение становится хуже, хотя сама реальность при этом не меняется. Поскольку у всех нас этот хрусталик – «Я» сильно искажает, то и видим мы плохо. А раз мы не понимаем, что дело в «Я», а видеть хочется хорошо, то мы одеваем очки, вместо того чтобы обратить внимание на эти причину искажения – наше «Я». А потом мы себя убеждаем в том, что то, что мы видим в своих очках – это и есть самая реальная реальность. Вместо того, чтобы определять где эти искажения у себя, изменять свое зрение, постигать объективную реальность этого мира, мы, убежденные в том, что наше понимание правильно, начинаем другим указывать на их искажения, навязывать им свою картину мира.

Я думаю, что не случайно Христос говорит: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5).

Возвращаясь к Вашему вопросу можно сказать, что мало того что мы искажаем реальность через свое несовершенное «Я», так еще есть люди и организации, которые хотят заставить нас увидеть мир так, как им выгодно. Для этого есть вполне определенные методы манипулирования личностями. Изначально в своих корыстных интересах нам что-то неправильно объясняют, подкрепляя слова лживыми доводами, которые невозможно проверить. И мы вынуждены в это верить. Потому что мы не хотим или не можем анализировать того, что нам предлагают. Для этого у нас не хватает времени, желания, знаний, опыта. Именно поэтому особенно просто манипулировать детьми. Они часто попадают в дурные компании, потому что у них нет опыта, чтобы перепроверить навязываемые ценности. У них нет базы, чтобы переосмыслить услышанное. К примеру, к ребенку может подойти какой-нибудь человек и попросить украсть что-то за конфету. Со взрослым попробуй повернуть подобное. Скорее всего, не получится, потому что взрослый знает о возможных последствиях, о привлечении к уголовной ответственности, а самое главное, что конфета для взрослого не ценность! Ребенок не может оценить степень социальной опасности своих поступков, а конфета, наоборот, является ценностью. Не только с ребенком такие вещи возможны. Умственно отсталых людей тоже можно уговорить совершить подобный поступок. В частности, больных болезнью Дауна, поскольку они не могут переосмыслить сказанное и оценить последствия своих поступков. Даун может убить человека, чтобы сделать приятное и понравиться тому, кто к нему обратился с добром и теплом. Потому что такое обращение для него высшая ценность. Чтобы успешно манипулировать в своих интересах человеком, надо изменить у него систему ценностей. Успешность манипуляции человеком также напрямую зависит от степени интеллектуального развития личности, степени осмысления реальности того, кем манипулируют.

Кстати, именно поэтому в переходные периоды времени (подобные нашему) манипуляторам необходимо снизить интеллектуальный уровень и степень образованности людей, которыми они собираются управлять. Умными и образованными людьми очень сложно манипулировать. Но, снизив интеллектуальный и образовательный уровень развития человека до примитивного, до животного – становится легко исказить реальность, а соответственно становится и легко управлять. Особенно успешной будет манипуляция, если еще и удастся навязать человеку нужные манипулятору примитивные ценности, одновременно уничтожив духовные, которые делают человека человеком.

При выполнении этих трех условий человек сводится к животному. А любую собаку можно дрессировать с помощью куска колбасы. Смотрите: интеллект у собаки животный + ценность в виде колбасы, которую собака принимает. А тут так начинают дрессировку примитивного человека, Из групп людей получается стадо. Только животные не ощущают манипуляции.

Сейчас с людьми происходит то же самое.

Если мы захотим манипулировать массой людей, нам, как я говорил, будет необходимо навязать для них какую-либо ценность. К примеру, представим, что у нас есть артель по производству веников. Как мы можем взять в рабство людей и искажая их представления манипулировать ими? Понятно, что это практически невозможно. Но если мы внушим людям, что веники – это их главная-преглавная ценность по жизни, навязав это мнение через СМИ, у нас все получится. Мы скажем, что не доллары, а веники имеют непреходящую ценность! Мы будем внедрять в головы людей мысль о том, чтобы они складировали, сохраняли на черный день веники, сдували с них пыль, предавали друг друга ради веников. Мы будем убеждать их, что именно веники – залог благосостояния, мера нашего престижа, убедим людей в том, что не имеющий веников – не личность! Если у нас получится внушить эти установки людям, то мы будем властвовать над ними. А, казалось бы, не так мы много сделали – просто сменили им систему ценностей.

Ни один из этих предметов не является ценностью! Ценностью это является только для тех, кто смог нас в этом убедить. Мы же понимаем, что истинные ценности – это любовь, счастье, понимание, здоровье, гармония внутри себя и вовне. И мы понимаем, что это нельзя купить за деньги! Более того, если мы считаем деньги самой большой ценностью, находясь в этой животно-долларовой лихорадке, мы чаще всего как раз все это теряем! Из-за этого мы не видим жизни, страдаем. Что же такое с нами происходит?

Ничего особенного. Просто нам одели очки, исказив реальность. Знаете, с нами сделали то же самое, что делают с ослами, которым привязывают морковку перед мордой, но до которой они не могут достать. Осел пытается догнать свою ценность, а тот кто хочет ехать на осле – едет с комфортом. Счастья, здоровья, понимания и любви этот осел, правда, не получает. К сожалению, мы тоже.

Если бы деньги не казались такой великой ценностью (а раньше такого никогда не было), то манипуляция была бы не возможна. А эту ценность нам как раз навязали те, кому надо продавать свои товары. Посмотрите, за разноцветные резаные куски бумаги люди убивают друг друга, предают, бросают детей и родителей. Разве это нормально? Мне это еще очень напоминает дрессировку собак. О том, кто является дрессировщиком в данном случае, говорить в этой теме не будем, но то, что дрессировщик искажает реальность собаки через кусок колбасы – несомненно. А если учитывать, что все в той или иной степени пытаются манипулировать другими (сознательно и подсознательно), искажая реальность, то проблема встает глобально. И реальное видение начинается с того, что ты понимаешь то, что ты не можешь видеть реальность из-за искажений «Я» и искажений вносимых в тебя извне. А если ты этого не хочешь признавать, то одеваешь очки, которые помогают создать иллюзию, что у тебя хорошее, пусть и субъективное зрение.

– Получается, очки носят для того, чтобы чувствовать себя комфортно в этом мире. Есть еще какая-то выгода в них?

– Когда человек носит очки, ему понятен окружающий мир. Очки сглаживают эти искажения реальности, позволяют не думать о них. Выгода ношения очков в том, что, надев их, человек может не задумываться об исправлении собственного взгляда на мир, потому что, если реально смотреть на вещи, то придется понять собственное несовершенство, принять несовершенство мира, искать возможность измениться, многое переосмыслить.

Нам всегда тяжело признавать свои ошибки. Всегда проще настаивать на своем, пусть даже ошибочном, мнении, чем изменять себя. Изменения всегда даются с большим трудом. Они предполагают тяжелую внутреннюю работу над собой, которая неизвестно чем завершится. Не все хотят искать в себе силы для серьезной внутренней работы над собой. Поэтому проще внушать себе представление о таком мире, каким ты его хочешь видеть. Очки в этом помогут. В этом случае мы действуем по принципу «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше мир прогнется под нас». И вот чтобы не меняться самим, подстраиваем мир под себя в собственных фантазиях. Только реальность под нас не прогибается и прогибаться не будет. В один момент она просто нам разобьет очередные очки. И мы начнем стонать о том, какой мир плохой. Только винить надо собственные искажения, а не мир. И чем раньше мы это поймем, тем меньше боли нам доставит очередной кризис.

– Можно ли привести конкретные примеры к сказанному?

– Можно. Возьмем, например, группы, базирующиеся на определенной идеологии: скинхеды, готы, эмо и пр. Понятно, что каждый представитель такого объединения преломляет реальность по-своему. Разбираться в собственных мотивах поведения для тех же скинхедов не надо, исправлять свои внутренние искажения тоже не надо. Это тяжело. Не надо думать о том, кто стоит за их организацией, какие цели у тех, кто руководит процессом. Все и так понятно – надо бить черных! Почему нам надо бить черных? Непонятно, но правильно. Просто есть цель, к которой надо идти. Это очень выгодно тем, кто управляет этим процессом в своих интересах. Может быть, это как раз совпадает с интересами тех черных, которым надо убрать своих земляков – конкурентов. И которые сами оплачивают это через тех, кто руководит скинами. Но для рядовых это не важно.

Тоже можно отнести и к эмо, готам, сторонникам политических партий, разного рода фанатикам, сектантам. В итоге скажу, что если ты сам не пытаешься контролировать ситуацию, то отдаешь этот контроль другим. Если сам не хочешь видеть реальность, то будешь видеть реальность, которую тебе дадут другие. Но искажена она будет уже в их интересах.

– Влияют ли на искажения реальности наши чувства?

– Люди состоят из рационального и иррационального. Разум – это рациональное, а чувства – это как раз то, что невозможно рационализировать. Область чувств – это субъективная область. Этот факт очень просто доказывается: вам, к примеру, нравится какое-то блюдо, а мне оно не нравится. Если мы начнем его обсуждать, то к согласию не придем. Морепродукты могут нравиться мне и будут противны вам. То есть, вкус их мы не сможем обсудить. Я буду абсолютно убежден, что это самая вкусная вещь на свете, а вы ее даже пробовать отказываетесь. Это область иррационального.

Наши чувства ничем не подкрепляются. Они просто возникают. А человек сам уже начинает их подпитывать. Все встречаются с тем, что человек сознательно делает выбор в пользу своих чувств. А искажение картины мира вызывают в основном как раз эмоции, чувства. Это та область, которая больше всего искажает реальность. Это как раз то, что влияет на наш хрусталик – «Я». Именно от чувств, которые принимаются нами за истину и происходят дальнейшие искажения. Чувства, являясь неотъемлемой частью нашего «Я», часто могут противоречить здравому смыслу и реальному положению дел. Поэтому чувствам не стоит так уж сильно доверять.

– Но ведь людям, у которых все хорошо, не нужно уходить от реальности. Разве нет?

– Хорошо не бывает ни у кого. У всех нас есть определенные конструкты, ценности, чувства на которые мы опираемся. И мы пытаемся из своих представлений и убеждений (при этом не важно, насколько они близки к реальности) создать вокруг себя понятную и комфортную нам обстановку.

Если человек идет в неизвестный лес, который можно уподобить нашему миру, ему надо дать реальную, неискаженную карту. Если ему дать неправильную карту, он не сможет ориентироваться в мире. Правильную карту раньше давала культура, которая была основана на религии. (Вообще культура произошла от слова «культ»). Так вот, тогда базовые ориентиры давались нам при рождении. Нам давалась старая, опробованная сотнями поколений до нас надежная карта.

Теперь мы сами отказываемся от нее, считая, что мы умнее тех, кто ее составлял и проверял. Я говорю о христианстве. Поэтому мы вынуждены обретать эти ориентиры, ценности, смысл в течение всей нашей жизни. К сожалению, самому хорошо составить и проверить эту карту удается далеко не всегда. Часто бывает непонятно, с какой помойки человек взял некие установки и ориентиры, но это ЕГО установки. Он на них опирается и считает их самыми правильными. Картина реальности благодаря этому искажается, на чем эти установки зиждутся – непонятно. Человек заблудился. Но признать что ЕГО картина неправильна для него очень трудно. Более того, он будет спорить с тем, что старая и проверенная карта – хорошая. И пока он не попадет в тяжелый кризис, он не будет их менять. Возможно, что после кризиса он возьмет и проверенную карту. Но только если признает ненадежность той, которая его завела в кризис.

Не каждый человек может критично воспринимать информацию, которая ему предлагается. Не каждый может отключить свои эмоции и сделать правильные выводы. Это крайне тяжелый труд! Это изменение самого себя! Гораздо проще сказать, что я во всем прав, что это – белое, а то – черное.

Вот откуда все начинается. Искажение представления о себе!

У тех, кто решил покончить жизнь самоубийством, часто имеется искажение представлений о мире, он предстает в мрачных тонах. Но человек никогда не задумывается над тем, что, если он сам несовершенен, если все вокруг такие несовершенные, то почему мир должен быть совершенным? Почему ты удивляешься тому миру, в котором ты живешь?

Если ты сам не соблюдаешь правила дорожного движения и видишь, что и другие люди их не соблюдают, то почему удивляешься количеству аварий, несчастных случаев? Они очень логичны и закономерны.

Искажение есть у всех. У людей разных возрастов, разного семейного и социального положения, материального благополучия. Если ты не хочешь быть обманутым, и быть у кого-то на побегушках, и чтобы тебя дергали за веревочки, то надо трудиться, надо пытаться что-то понять. А это подразумевает затраты времени, сил, энергии. Этого многие не хотят делать. Лень и гордость делают человека рабом вот этих искажений.

Читайте также:  Трафареты для губ и очков на палочке

Еще раз скажу, что мы все являемся объектами манипуляции. Каждый человек хочет быть в чем-то уверенным. И каждый хочет принять извне какие-то нереальные установки чтобы упростить себе жизнь, не думать самому. Единственный способ разрушить эти установки – это думать и анализировать соответствие этих внушаемых установок действительности. Необходимо также получать много знаний, учиться признавать неправильность полученных знаний и своего понимания реальности. Это же в первую очередь блокируется гордостью. Признать, что я был неправ, и мое мнение не соответствует действительности, чрезвычайно сложно. Это уязвляет наше «я», которое является центром всего мира. «Я» находится в центре, а вокруг разворачивается театральное действие, в котором актеры играют свои роли

– Помимо гордости, у человека присутствует и страх, что принимаемые установки окажутся неверными.

– Да. Это то, о чем мы говорили. Человек в такой ситуации начинает думать: «А вдруг мне надо будет пересматривать свои взгляды? А вдруг они окажутся ложными? Мне опять придется пережить кошмар кризиса. И фундамент мой будет уходить из-под ног». Вот подходящая аналогия к этой ситуации. Никто из нас не любит ремонт в квартире. Каждый любит квартиру ПОСЛЕ ремонта, но не сам процесс. Ремонт иногда сравнивают с пожаром. Это крайне неприятное явление. Не каждый человек хочет что-то менять.

Но ведь ремонт – это всего лишь изменение внешней обстановки. И подобные изменения, по сути, не так болезненны. Их можно пережить. А когда речь идет об изменении внутреннего ядра, то ощущения крайне болезненные. Ни один человек не пойдет с радостью на операцию. Даже профилактическую. Он будет искать другие возможные средства лечения. И опять же операция – это вмешательство в тело, а не в душу. Снова речь о внешней оболочке, изменения которой не так кризисны.

И, конечно, есть страх ошибиться, сделать неправильный шаг в своем изменении.

Чтобы этого не было, надо понять, где это искажение, что ты хочешь получить от своего нового состояния, где ты будешь брать ресурсы, по какому пути идти, как узнать промежуточные вехи и.т.д.

И вот тут нам на помощь опять приходит религия. Там все алгоритмы, цели, проблемы изменения, ориентиры прописаны давным-давно. Все это опробовано и подтверждено миллионами людей. Есть все методические руководства о том, к чему надо стремиться, как преображать себя, как это делать и.т.п. Рекомендую пользоваться. Много видел людей, идущих по этому пути правильно.

– Есть такое выражение «Нельзя смотреть на мир слишком трезво, иначе сопьешься». Вы никогда не пробовали, наоборот, помочь человеку надеть розовые очки, чтобы мир не казался очень страшным? Или заменить черные очки на розовые?

– Люди боятся воспринимать мир трезво. И именно поэтому хотят укрыться в иллюзиях и искажениях, частным случаями которых являются такие зависимости как алкоголь, наркотики, игровые зависимости и пр. Игромания, алкоголизм очень хорошо позволяют исказить реальность, позволяют избежать столкновения с ней. Ненадолго, но тем не менее. Спрятавшись в иллюзиях, человек пытается уйти в свой нереальный мир, спрятаться в нем, чувствовать себя комфортнее.

Это очень похоже на то, когда маленький ребенок, закрыв свои глаза ладонями, думает, что его никто не видит. Логика простая: Если я не вижу мир, то и мир меня не видит. Вот мы по такой логике и пытаемся жить. Но если нам и кажется что мы ушли от реальности, то реальность никогда не уходит от нас. Наши детские с ней игры только отсрочивают на время столкновение с ней.

И вот в момент такого столкновения (а это обычно происходит в кризисы) розовые очки разбиваются об реальность. Стекла летят во все стороны, кажется, что мир рушится. И вот именно в этот момент у нас появляется прекрасная возможность посмотреть на мир реально. Но мы настолько привыкли смотреть на мир через очки, что опять делаем глупость. И теперь меняем розовые очки на черные. И опять убеждаем себя в том, что реальность черная, ужасная, безвыходная. И опять не хотим видеть без очков. Теперь уже черных. Казалось бы, и не так все плохо. Если человеку комфортно иметь розовые очки с определенным количеством диоптрий и возможностями искажения, пусть он их носит. А кому-то удобно носить черные или фиолетовые. Зачем им мешать?

Но опять скажу, что беда в том, что реальность-то другая! И если ты нацепил очки, которые искажают расстояние, пространство, свет, то когда ты, например, переходишь дорогу, ты ничего не видишь или видишь неправильно, и тебя, скорее всего, собьет машина.

Мир не одевает очков. Вот в чем конфликт! Людей с искажениями можно сравнить с пьяными. Они находятся в своем видении, в своем мире, в своем цвете.

Именно поэтому я сторонник того, что на мир надо смотреть без очков. И менять одни очки на другие бессмысленно. Потому что реальность постоянно динамично меняется. Нам приходится к ней приспосабливаться, во многом что-то изменять. Внутри себя запускать процессы изменения. И вот именно поэтому люди и пытаются уйти от реальности. Они не хотят меняться, принимать на себя ответственность за свою жизнь

А очки – это такая «отмазка», которая позволяет ничего не делать.

Мир – черный. Так зачем что-то менять? Я – хороший, а мир вокруг черный, люди плохие. Или та же ситуация с розовыми очками. Тем более, зачем копаться в себе? Все же хорошо! Зачем видеть реальный мир, реальные проблемы?

Сами очки – решение проблемы. Их одел – вокруг чернота и ничего не видно. Или розовые нацепил – и все хорошо.

– А вы как-то помогаете людям избавиться от искажений, снять очки и открыть глаза?

– Я не стараюсь снять с людей очки и насильно открыть им глаза. Это этически неправильно. Если человек хочет во что-то верить, я не могу забирать у него эту веру.

Но я стараюсь заставить человека подумать о реальности. Для этого я задаю многие вопросы, которые разрушают его стереотипы. Что бы ответить на них он вынужден думать сам, должен начинать сам сомневаться в том, что его видение мира было правильным. И часто это получается. А вот снимать очки или оставить – человек должен решить сам. Это его выбор. Это вопрос его ответственности перед собой за то, каким он решит видеть мир. Это вопрос его дальнейшей жизни.

Я в своей работе никогда не стараюсь срывать эти очки. Это небезопасно для человека. Сорвав силой с человека очки, вы можете довести его до самоубийства. Если ты взамен розовых очков не дашь человеку нормальное представление о мире, то лучше их не срывать силой.

– То есть абсолютно все люди должны видеть мир реально?

– Нет, есть у этого правила редкие исключения.

Я видел во время своей работы в онкологическом центре много случаев, когда розовые очки категорически противопоказано снимать. У Солженицина в «Раковом корпусе» это тоже описано: «А здесь, в клинике, (пациент) уж кислородную подушку сосет, уж глазами еле ворочает, а языком все доказывает: не умру! у меня не рак». И я видел таких больных. Они в онкоцентре лежат не один месяц и убеждают себя, что у них не рак. Если трезво поразмыслить, то пациенту станет понятно, даже судя по своему состоянию, что, скорее всего, у него не та болезнь, которую сообщил врач. Но человек настолько боится столкнуться с реальностью, что ищет пути, чтобы избежать ее, и отрицает уже очевидное. Это психологическая защита. Здравомыслящему человеку понятно, что если ты находишься в таком центре, если тебя лечат химиотерапией, то ты серьезно болен. Но врачи стараются не травмировать больных и поэтому не сообщают им о прогнозе. Это очень большая этическая проблема в онкологии. Пока она не имеет однозначного решения. Большинство специалистов согласно с тем, что надо говорить больному о его заболевании, но аккуратно, постепенно, учитывая то, что он хочет знать и готов воспринять сам. Надо говорить правду, но не навязывая ее в тех редких случаях, когда больной не готов ее принять.

Не стоит прямо и бездумно говорить о прогнозе и родственникам больного. Хотя говорить или не говорить о скорой смерти больного, от этого ничего не изменится – человек все равно умрет. И травма все равно будет. Но сообщить заранее напрямую об этом близким ни у кого духа не хватает. Никто не берет на себя ответственность сорвать эти очки. И ведь в принципе можно сделать еще хуже, несвоевременно их сорвав. Человек должен быть каким-либо образом подготовлен. Он наблюдает ухудшение, у него внутри уже формируется некая готовность к принятию смерти близкого, он уже допускает такую мысль.

Или я не знаю ни одного онколога, который смог бы подойти к родителям больного и сообщить им о том, что их ребенок умрет, и что ему осталось жить несколько дней или месяцев. Напрямую это нельзя сказать! Это сильнейшая травма для родителей. То есть, в определенных и редких случаях, эти розовые очки надо сохранить.

Но обычно мы сталкиваемся с другими ситуациями. Мы пытаемся снять очки, а человек, который их имеет, не хочет этого делать. Даже при том, что очень вредит себе.

Все люди сталкивались с этим. Вот, вы подруге, к примеру, сообщаете нечто неприятное о ее молодом человеке, а она вам на это: «Зачем ты мне об этом сказала?! Ты сделала мне больно! Без тебя нормально было!» Нанесен удар по представлению, по безопасности мнения, по конструкту, стереотипу. Удар по «розовому» представлению человека. И этот человек начинает агрессивно реагировать на такие слова…

Тоже надо думать, делать это или нет. В зависимости от того, к какому результату это может привести.

Так что однозначного решения о том, снимать с другого очки, или не снимать – нет. Но совершенно точно, что в любом случае надо снимать их со своих глаз! Если сам находишься в розовых очках, то с другого очки не снимешь. Ты не видишь реальности. Ты сам в искажении. Ты не можешь исправить кому-то зрение, если сам не видишь реальной картины. И исправить это искажение у себя гораздо труднее, чем снимать очки с других. Но это необходимая задача.

Кроме того, в заключении хочется сказать, что жить с розовыми очками всю жизнь – глупо. Глупо цеплять их на голову и носить, чтобы мир казался таким, каким ты хочешь его видеть. Когда-нибудь они обязательно разобьются. А при этом, возможно, сильно пострадают и глаза, которые способны видеть мир реально. Мой совет – положите розовые очки в футляр и уберите подальше.

Так будет для вас лучше, а главное – безопаснее.

источник

Так уж получилось , что приблизительно у половины людей , живущих на Земле , плохое зрение. В нашей семье , к примеру , эта половинчатость распределяется так: у него — единица , у меня — минус пять.

Так уж получилось , что приблизительно у половины людей , живущих на Земле , плохое зрение. В нашей семье , к примеру , эта половинчатость распределяется так: у него — единица , у меня — минус пять.

Хроника взаимоотношений с очками у всех примерно одинакова. В детстве и ранней юности ты их ненавидишь и мечтаешь сделать операцию на глаза. В поздней юности ты страшно гордишься своей индивидуальностью и водружаешь себе на лицо нечто абсолютно выдающееся и немыслимое. А все остальное время ты их везде теряешь и забываешь ( в том числе и у себя на голове) и то и дело в самый неподходящий момент спохватываешься: «Очки!» Хлопаешь себя по лбу и мчишься назад.

Конечно же , существуют еще и контактные линзы , но , по-моему , пользоваться ими нормально может только очень ограниченная категория людей. Контактные линзы — это что-то вроде бревна в глазу — приделывая их к своему организму , никогда не знаешь , что из этого выйдет. Одна моя сослуживица , перейдя на контактные линзы , несколько раз приезжала на работу с сильнейшей головной болью — забыв , что у нее в глазах сидят линзы , она по привычке водружала поверх них очки и садилась за руль.

Что ж поделать , если половине человечества носить очки просто суждено? Другое дело , что эта половина в свою очередь делится еще на две конкретные половины , а именно на мужчин и женщин. И жизнь у мужчины-очкарика и женщины-очкарика вовсе не одинакова!


ЖИЗНЬ МУЖЧИНЫ-ОЧКАРИКА
С мужчиной-очкариком все понятно. В детстве он стесняется своих очков , ведь они мешают ему драться и играть в футбол. За очки его бьют ( пару раз) и какое-то время он , выходя из школы , прячет их в карман и бредет , спотыкаясь о придорожные камни и подслеповато щурясь на столбы. Пару раз его бьют за то , что он «гордый» и никого не замечает. Где-нибудь в старших классах он впервые слышит: «В этих очках у тебя такой умный вид!» Это дает ему основание еще долго презирать в глубине души мужчин с хорошим зрением. В студенческие годы к этому преимуществу добавляется еще и несколько более лояльное отношение преподавателей , особенно преподавателей-очкариков. Что ждет его в дальнейшей жизни , понятно. Тщетные поиски своего оптического прибора с утра после большой пьянки и отметка « очки» в водительских правах. Ощущение определенной дружеской причастности ко всем знаменитым очкарикам в этом мире , вроде Вуди Аллена и Джонни Деппа , несколько пар сломанных старых очков в верхнем ящике стола ( комода), энная сумма денег , истраченная на качественные салфетки для протирания и любовь к цитированию крылатой фразы: «Чтобы носить очки , мало быть умным , надо еще и плохо видеть». И еще по мужчине-очкарику всегда понятно , когда он чувствует себя в опасности. Он снимает очки.


ЖИЗНЬ ЖЕНЩИНЫ-ОЧКАРИКА
Начнем с того , что , к счастью для очкарика женского пола , загадочной , образованной , трогательной и сексуально-интеллектуальной она будет казаться как раз тем мужчинам , чье зрение близко к золотому стандарту полной летной пригодности. Почему-то ( может быть , потому , что есть в мире справедливость) в супружеской паре редко встретишь двух абсолютно зрячих или сразу двух очкариков.

В школе девочки в очках пользуются популярностью у хулиганов. И хотя свое мужское внимание они , как водится , маскируют агрессией ( отбирают очки , убегают с ними , закидывают их на верхушку шкафа в кабинете биологии , рисуют на доске отвратительные очкастые портреты), все равно очки остаются проявлением беззащитной слабости. Что всегда прельщает хулиганов и романтиков , и что отлично понимают девочки без очков , которые часто ненавидят очкастых соперниц.


ЛЮБОВЬ СЛЕПА
В определенный момент в жизни девочки-очкарика тоже наступает время , когда она начинает щуриться , как крот на солнце , и растягивать руками уголки глаз , когда надо рассмотреть номер только что ушедшего автобуса. Совпадает это с периодом первых любовных очарований. Кто-то скажет , что таким образом юное создание борется за свою привлекательность , но мы-то знаем , что на самом деле , отказавшись от очков , будущая женщина-очкарик учится не полагаться на обманчивое зрение и смотреть прямо в душу.

Читайте также:  Название очков в стиле ретро

Припоминаю историю про девочку Дашу , которую природа наградила чудовищно плохим зрением. Где-то в четырнадцать лет она наотрез отказалась от очков и тут же начала влюбляться в страхолюдов. Точнее , это нам тогда они казались страхолюдами , на самом деле это были всего лишь мальчики с ярко выраженными физическими данными. У одного , Пылева , был чертовски большой нос , у другого , Козлова , негритянские губы и огромные , навыкате , глаза , третий , Илюша Лазерсон , был настолько черен и волосат , что на физкультуру ходил в водолазке , потому что даже в самый маленький вырез футболки было видно мохнатую грудь. Но Даше эти молодые люди ( последовательно) нравились такими , какими они были , скорее всего , потому , что столь яркие черты она могла различать даже своим отвратительным зрением , в то время как плоские , бесцветные и лишенные особых подробностей лица школьных красавцев казались ей , наверное , всего лишь телесного цвета пятнами. И , надо сказать , именно эти мальчики , и были на самом деле лучшими мужчинами в классе. Как выяснилось гораздо позже , носатый Пылев был отважен и обаятелен , как Сирано де Бержерак , негроидный Козлов — сексапилен , как Дэнис Родман , а полностью заросший бородой к десятому классу Лазерсон вскоре уехал в Сорбонну и в двадцать пять лет стал там доктором наук. И честное слово , я не знаю ни одной женщины , которая лучше разбирается в мужчинах , чем Даша , которая , кажется , даже спит в очках. Правда , муж у нее красавец со стопроцентным зрением. Вывод: женщина-очкарик потому лучше разбирается в людях , что не доверяет своим глазам , в личной жизни это только к лучшему!


В ОЧКАХ БЕЗ СЛЕЗ
Надо сказать , что мужчина-очкарик интересует женщину-очкарика чаще всего как друг , товарищ и брат , а не как потенциальный партнер , то есть в самом вегетарианском смысле. Возможно , потому , что два человека , в поцелуе стукающиеся очками , выглядят как насмешка эволюции. Зато в жизни всякого мужчины-неочкарика рано или поздно обязательно наступает время , когда он страстно желает носить очки — хотя бы с простыми стеклами. Происходит это примерно тогда , когда он осознает , что , хотя Жан-Клод Ван Дамм — клевый мускулистый парень , все-таки не он , а Билл Гейтс заработал все деньги.


СЕКСУАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА
В каждом романе Татьяны Устиновой , кажется , есть сцена , в которой главный герой « одним решительным , но мягким движением» ( или мягким , но решительным) снимает с главной героини очки , после чего переходит непосредственно к делу. Большинство главных героинь у Устиновой , конечно же , носят очки , ведь сама писательница — очкарик. С большим пристрастием она описывает трогательную близорукость главной героини , нежность ее «внезапно оказавшегося совсем рядом» лица , влажное дрожание ресниц и так далее , из чего явственно вырисовывается , что « раздевание» женского лица ( то есть снятие с него очков) — невероятно сексуальный жест. Ничего не могу сказать по поводу сексуальности именно этой конкретной процедуры , но готова подтвердить , что мгновенно исчезающее сразу же после нее зрение действительно помогает расслабиться и не сосредотачиваться на всем том , что становится пугающе видно , когда чужое лицо внезапно оказывается близко. Кроме того , ничто так не сближает , как упорный совместный поиск очков после — и под кроватью , и за кроватью , и в самой кровати. В этом , в отличие от поиска трусов , даже есть что-то благородное.


ОЧКИ FOREVER
И наконец , наступает то время , когда ты настолько свыкаешься и сращиваешься со своими очками , что пытаешься подкрасить ресницы сквозь стекла , трешь сквозь них глаза , недоумеваешь , почему все такое мутное , входя с мороза в магазин , надеваешь солнечные очки поверх зрительных , ныряешь в очках в бассейн или в прибой , лезешь в них в душ , а сломав или потеряв старую оправу , привыкаешь к новой мучительно. И ты со своими очками настолько становишься одним целым , что даже не можешь представить себе , отличаются ли чем-нибудь люди , носящие очки , от всех остальных , или нет.

Впрочем , люди-то вряд ли отличаются. Их просто немного больше — ровно на очки.

ЗНАМЕНИТЫЕ ОЧКАРИКИ
*
АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ — автор « Горя от ума»
* ДЖОН ЛЕННОН , очки которого в свое время были популярнее , чем Иисус Христос
* МОБИ — к тому же еще и вегетарианец
* ДЖОННИ ДЕПП — красоту очки только подчеркивают!
* МАРTИНА НАВРАТИЛОВА — очки на носу никогда не мешали ей зарабатывать очки ракеткой
* КАТЯ ПУШКАРЕВА и ее альтер эго Катя Очкарева

НЕВЕРОЯТНЫЕ ФАКТЫ
*
Изготавливать солнечные очки первыми придумали китайцы. Еще во времена династии Мин они делали очки из дымчатого кварца. Предназначались они для судей — чтобы глаза не выдали их личного отношения к делу.

* Cамая большая в мире частная коллекция очков принадлежит Элтону Джону.

* Больше всего очкариков в Азии — Сингапуре и Японии.

* Согласно исследованиям английских детских психологов , образ очкастого волшебного мальчика Гарри Поттера примирил тысячи детей с необходимостью носить очки.

источник

Темные солнцезащитные очки — не простое средство защиты глаз от яркого солнца, а неотъемлемая часть в создании своего образа, в афишировании себя. Темные очки срабатывают как маска, за которой прячутся глаза и взгляд. За модным аксессуаром человек может скрыть свою тревогу, неуверенность, любопытство и пр. состояния.

Если обратиться к литературным и кино-героям, то темные очки являются неотъемлемым атрибутом детективов, ревнивых мужей, неверных жен и разных сомнительных и загадочных персонажей.

Лицо в темных очках, повернутое к нам, воспринимается как неотвязный наблюдающий за нами (воображаемый) взгляд, и реже как безличный объект. Человек станет искать за этими стеклами другого. Другой возникающий феномен: расколотое восприятие и тревожное переживание — конгломерат вины, раздражения и отчуждения.

Большие темные очки создают эффект отстранения, что участвует в построении образа недоступности, таинственности. Последнее в большей степени стоит понимать как симуляцию сокрытия, создание привлекательного фасада.

«Когда я ее увидел впервые, она была в очень больших солнцезащитных очках. Это как-то меня манило и раздражало одновременно. Когда я вспоминал ее, то всегда перед глазами были эти огромные очки. Это возбуждало. Я видел ее чаще всего из своего окна. Она ходила все время в этих очках. Непередаваемые чувства. А потом я вышел курить, а она сидела с подругами и была без очков. Я как будто увидел ее впервые. Совсем не такая. Обычная, простая и я бы даже сказал не интересная. Когда у нас возникли отношения, я все время искал в ней ту незнакомку в больших очках. Кажется, что я мог бы ее полюбить без очков, но сложность в том, что я видел ее в тех очках». Иван, 39 лет.

Темные очки создают дистанцию в коммуникации. Жест снятия/надевания очков при коммуникации означает выбор более близкой или далекой позиции. Темные очки (которые не являются для человека необходимостью) — явно увеличение психологической дистанции. И в этом дистанцировании можно рассмотреть отказ от понимания других или неспособность к таковому пониманию.

Самые явные элементы, с помощью которых человек пытается скорректировать свой образ— это те вещи, которые обильно представляет модный глянец.

Каждый модный глянец заявляет, что темные очки — это необходимый аксессуар. К тому же очки являются удачным местом для демонстрации того или иного бренда (логотип размещается прямо на стеклах или дужках очков).

Когда очки выступают как аксессуар для украшения лица, то это дает возможность делать определенные выводы. Это показатель фетишизации привлекательности: она не может быть естественным свойством глаз и лица, теперь ее воплощают модные вещи, украшения и т.п. Сопутствует этому неуверенность в своей внешности. Занимая место глаз, очки в значительной степени корректируют и восприятие всего лица. У некоторых людей вырабатывается своего рода мимическая чувствительность к очкам — их воображаемый образ при надевании темных очков трансформирует и все лицо (решительность, пренебрежение, надменность, брезгливость и пр.).

Очень часто темные очки демонстрируют неуверенность в себе, поиск себя более привлекательного в «образе в очках».

В мужских журналах не очень много внимания уделяется очкам: они должны подчеркивать маскулинность, особый стиль (чаще всего очки простой способ подражания своему кумиру — реальному или вымышленному).

Другое дело — женщины. Темные очки — безоговорочно, выступают как атрибут соблазна, внося мотив прелюдии перед реальной встречей глаз.

Одни люди в процессе общения снимают очки и убирают их, а другие — всегда оставляют на виду. Оставленные на виду очки становятся объектом различных соблазняющих манипуляций — например, поигрывание или покусывание дужки очков.

Сам же жест снимания очков по своему характеру является неким родом стриптиза, который может быть реализован в общественном месте, на глазах у всех. В этом смысле очки — один из элементов «одежды», который в определенной перспективе ценен лишь тем, «как его можно снять».

источник

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Поздний осенний вечер. Салон автобуса. Пассажир в солнцезащитных очках и его спутница с аналогичным аксессуаром, но выполняющим роль обруча для волос. Конечно, этот пример «современной уличной моды» не дотягивает до эпатажного, но всё-таки вызывает недоумение: зачем? Кто и почему носит солнцезащитные очки, когда солнца нет и не предвидится? О 6 главных психологических причинах использования данного аксессуара и пойдёт речь в данном материале.

Авангардист Франсис Пикабиа однажды шокировал почтенную публику, представив на выставке картину «Natures mortes». На ней была изображена обезьяна, окружённая надписями: «Портрет Сезанна», «Портрет Ренуара»… Художник прозрачно намекнул: все люди обожают подражать кому-то или чему-то, попросту говоря – «обезьянничать». Действительно, для ряда покупателей выбор модели солнечных очков определяется не практичностью аксессуара, а тем, что «такие же» носит кумир .

С детства страдавший близорукостью Джон Леннон долгое время избегал ношения очков, пока не нашёл «своё» – модель «тишейды». Очки с круглыми линзами небольшого диаметра вскоре стали неотъемлемой частью имиджа участника «Битлз» и успешно распродавались благодаря фанатам, стремящимся подражать звезде рок-н-ролла. До сих пор можно встретить альтернативное название модели – «ленноны» .

Впрочем, «портфолио» тишейдов не ограничивается «битлом»: поклонники Элтона Джона, Жана Рено в образе киллера Леона, а также Григория Лепса делают данную модель одной из самых продаваемых на рынке солнцезащитных аксессуаров.

Солнцезащитные «авиаторы» – ещё один пример, когда коммерческий успех модели обеспечили поклонники. Так, после фильма «Лучший стрелок» (1986) с Томом Крузом в роли лётчика-профи у бренда Ray-Ban продажи «авиаторов» – очков с линзами-каплями, повторяющими анатомическую форму глазницы , – увеличились на 40%.

Солнцезащитные очки являются частью экипировки не только солдат, отправленных в горячие точки на юг, но и, например, американских и испанских полицейских. Даже если они несут службу в тёмное время суток. Сотрудники полиции, находясь при исполнении, не должны обнаруживать перед нарушителями эмоции: замешательство, страх, неуверенность .

Выражение глаз невозможно контролировать. В качестве примера – рекламные фото, на которых лица актёров расплываются в широкой улыбке. Глядя на «срежиссированный» кадр, мы подсознательно ощущаем фальшь именно потому, что улыбка есть, а вот глаза «не улыбаются». Так же и в случае с полицейскими: глаза неизбежно выдают эмоции даже у тех, кто безупречно контролирует мимику, и лишь солнцезащитные очки способны скрыть естественные проявления чувств.

Если полицейским по должности положено скрывать эмоции, то некоторые мужчины, никак не связанные с охраной правопорядка, надевают солнцезащитные очки даже в пасмурную погоду или поздним вечером, чтобы выглядеть «бруталами». Впрочем, абсурдное убеждение «надел тёмные очки = стал альфа-самцом» возникло не на пустом месте и имеет две вполне логичные причины.

1) Неотъемлемой частью образов «супергероев», «спецагентов», «людей из будущего» и т. п. являются очки с затемнёнными стёклами . У зрительниц 1980-х, например, сердце останавливалось, когда лейтенант «Кобра» (а был ли фильм, где Сильвестр Сталлоне ни разу не надевал очки?!) увозил даму сердца на мотоцикле, предварительно искоренив преступность…

Непобедимые, загадочные, покоряющие женские сердца – на таких киногероев хотят быть похожими мужчины. Воспитать в себе бесстрашие, выработать кодекс чести, поддерживать тело в идеальной форме? Да ну, лень. Тем более, что можно превратиться в брутального персонажа (зачастую лишь в собственных глазах) просто надев такие же очки.

2) То, что спрятано, расценивается нашим мозгом как загадка, требующая решения . Женщина не видит за затемнёнными линзами выражения глаз мужчины и, стремясь «разгадать» его, сама «дорисовывает» желаемое. В народе говорят: «Молчи – сойдёшь за умного». С солнцезащитными очками – та же история: часто и интриговать-то нечем, и интеллектуальный багаж невелик, а скрытую за очками пустоту есть шанс выдать за значимость .

К счастью, штамп «солнцезащитные очки – аксессуар настоящих бруталов» не высмеял разве что ленивый. Например, у Квентина Тарантино (редакция Novate.ru рекомендует его киноработы ценителям здорового постмодернистского юмора) или у дуэта Вачовски (в «Матрице») ни один крутой парень не позволит себе выйти на люди без тёмных очков.

Не все надевают солнцезащитные очки для эффекта «крутизны». Некоторым действительно необходимо спрятаться от слишком назойливого внимания , «поставить энергетическую защиту». В первую очередь это публичные персоны, личное пространство которых нарушают навязчивые поклонники и фотографы. Даже привыкшие раздавать автографы селебрити не готовы превращать любой выход из дома в выход на сцену, но, к сожалению, людям, увидевшим «звезду», часто недостаёт воспитания и врождённого такта.

Но даже у обычного человека бывают ситуации, когда пригодятся затемнённые линзы: нежелание демонстрировать заплаканные глаза, следы бессонницы или травму. Увы, на постсоветском пространстве надетые не по прямому назначению (пусть и по веской причине) солнцезащитные очки до сих пор считаются «выпендрёжем»: «Бланш под глазом? Не стесняйся, тут все свои!»

Психологи отмечают, что солнцезащитные очки на уровне подсознания могут восприниматься обладателем не просто как защита, а как маска, позволяющая остаться неузнанным и, следовательно, примерить на себя любую социальную роль . Не случайно даже робкие и неуверенные в себе люди, «спрятавшись» за тёмными стёклами, расправляют плечи в прямом и переносном смысле, а иногда меняют до неузнаваемости привычный стиль поведения.

Несмотря на «ширпотребность» и невысокую цену, очки от солнца в сознании некоторых почему-то ассоциируются с богатством и достатком. Возможно, дело в смежности понятий «состоятельности» и «брутальности» (подробнее о связи затемнённых линз и «крутизны» шла речь в пункте 3 данного материала на Novate.ru).

А если речь о представительницах прекрасного пола, которые поздним осенним или зимним вечером сквозь тёмные очки надменно взирают на окружающих с сиденья автобуса или маршрутки? Эталоном для таких «модниц», по всей видимости, являются образы светских львиц, отдыхающих на горнолыжных курортах . Яркое солнце и ослепительно белый снег делают уместным сочетание зимней одежды и солнцезащитных очков, например, в Куршевеле. А некоторым дамам из глубинки, шагающим в пасмурный день по грязным сугробам, тоже ведь хочется почувствовать себя богатыми и беззаботными …

А что ещё могут рассказать о характере человека его одежда и аксессуары? Об этом – материал Одежда «по Фрейду»: вещи, по которым можно «прочитать» человека .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

источник