Меню Рубрики

Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы очки

I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Предмет: литература Школа________________________________

Класс: 5 Шифр участника______________________

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

золотой ключик — ________________________________________________________________

невод для ловли рыбы — __________________________________________________________

сапоги сорок пятого размера — _____________________________________________________

шелковый шатер — ________________________________________________________________

«маленький фонарик» и сабля — ____________________________________________________

аленький цветок — ________________________________________________________________

свежее душистое золотисто-румяное яблочко — ________________________________________

лягушачья кожа — __________________________________________________________________

2. Вспомните, какие произведения и каких авторов заканчиваются так.

1) «Они взглянули друг на друга и тут только вспомнили смысл старого псалма:

Розы цветут…Красота, красота!

Скоро узрим мы младенца Христа.

Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою,

а на дворе стояло теплое благодатное лето».

2) «Вспоминала она комнатку с грязными обоями, гуся, Федора Тимофеевича,

вкусные обеды, ученье, цирк; но все это представлялось ей теперь, как длинный,

3.Соедините произведение и автора.

«Дети подземелья» В.П.Астафьев

«Двенадцать месяцев» Ю.К. Олеша

«Алиса в стране чудес» Д.Дефо

«Ночь перед Рождеством» В.Г.Короленко

II. Историко-литературные задания

О каких писателях идет речь?

А. Родился в Петербурге, жил в Одессе и Москве. Писатель, журналист, переводчик, литературный критик. Автор произведений для детей. Его героями становились, например, обыкновенные насекомые (таракан) или удивительные существа (Бибигон). Собиратель и знаток детской речи, написавший на основе своих наблюдений книгу «От двух до пяти».

Б. Родился в Англии в графстве Чешир. Настоящее имя Чарлз Лютвидж Доджсон. С детства отличался прекрасными математическими способностями, поэтому стал преподавателем математики. Увлекался фотографией. Самое знаменитое его произведение появилось благодаря историям, которые он рассказывал одной маленькой девочке.

В. Он был прекрасным поэтом, прозаиком, сочинителем сказок. Учился в Царскосельском Лицее. За вольнолюбивые стихи был отправлен в ссылку в южные края, а потом в свое родовое имение Михайловское. Был убит на дуэли.

5. Исключите из каждой цепочки «лишнее». Объясните, почему вы так решили.

«Волк и ягненок», «Свинья под дубом», «Каштанка», «Волк на псарне».

«Спящая царевна», «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Медной горы хозяйка».

И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.Горький, Г.Х. Андерсен.

«Снежная королева», «Каштанка», «Хирургия», «Лошадиная фамилия»

III. Знание теории литературы.

6. Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Назовите авторов и произведения. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции?

Б. Жил старик со своею старухой

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Прочитайте отрывки из стихотворений М. Ю. Лермонтова:

А) Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям…

Найдите эпитет(-ы) и обоснуйте своё решение.

Что ищет он в стране далекой.

Найдите олицетворение (-я) и обоснуйте свое решение.

IY. Литература и другие виды искусства

Какие художественные и мультипликационные фильмы созданы по сказкам русских писателей? Назовите 5 фильмов.

V. Интерпретация художественного произведения.

9. Прочитайте стихотворение и выполните задания к нему.

Снится им, что в поле стонет

Школьный дом многоэтажный

Грач по нивам бродит важно,

Гусь степенный в луже моет

Каково настроение стихотворения? Понаблюдайте, его нельзя определить только одним словом. Зависит ли от этого интонация при чтении?

В этом стихотворении поэт использовал для образности много метафор и олицетворений. Найдите их, объясните, как вы их понимаете.

Прокомментируйте название стихотворения.

Сколько строф понадобилось автору, чтобы передать свои мысли, своё восприятие жизни?

В каких строчках заключена главная мысль, идея этого лирического произведения?

I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Предмет: литература Школа________________________________

Класс: 6 Шифр участника______________________

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

1. Черевички _________________________________________________________________

2. Кукла в татарской рубахе ____________________________________________________

3. Златая цепь ________________________________________________________________

4. Малахитовая шкатулка ______________________________________________________

2. Определите по отрывку автора и название произведения.

1) «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как старый, только намного лучше его и прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

2) «Этой весной снег в густых ельниках держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой».

3) «Так начались для меня мучительные и неловкие дни. С самого утра я со страхом ждал того часа, когда мне придется остаться наедине с Лидией Михайловной и, ломая язык, повторять вслед за ней неудобные для произношения, придуманные только для наказания слова».

4) «Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

5) «Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нем не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть».

II. Историко-литературные задания

3.Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.

Сергей Александрович Куприн

Александр Иванович Маршак

Александр Сергеевич Линдгрен

Константин Георгиевич Родари

Самуил Яковлевич Паустовский

4. О каких событиях русской истории идёт речь в этих художественных произведениях?

М.Ю.Лермонтов «Бородино» ____________________________________________

Н.А.Некрасов «Железная дорога»_________________________________________

А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»_______________________________________

III. Знания теории литературы

5. Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении. рифма

2) Разговор двух и более лиц пейзаж

3) Созвучие концов строк диалог

4) Иносказательно описывает предмет, учит

угадывать задуманное. басня

Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. загадка

Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается посредством конкретного образа. антитеза

Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием. аллегория

Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов. рассказ

6. Из каждых 4-х слов составьте 2 пословицы (всего 4 пословицы):

Б) СИНИЦА, ДЕЛО, ЖУРАВЛЬ, ПОТЕХА

7. Некоторые строчки в отрывках искажены. Восстановите правильный порядок слов в отрывках, сохранив стихотворный размер (ритмический рисунок) неискаженных (первоначальных) текстов:

А. Снег белеет еще в полях _______________________________________________

А воды уж весной шумят – _______________________________________________

Брег сонный бегут и будят, _______________________________________________

Бегут, и блещут, и гласят… ________________________________________________

Б. Недаром злится зима, ________________________________________________

Прошла ее пора – _________________________________________________

Стучится весна в окно _________________________________________________

И гонит со двора. _________________________________________________

В. Свищет ветер, волны играют, _______________________________________________

И мачта гнется и скрипит… ________________________________________________

Счастия он не ищет, увы, ________________________________________________

И не от счастия бежит. ________________________________________________

IV. Литература и другие виды искусства

8. Какой художник создал пейзаж, являющийся откликом на произведение

М.Ю. Лермонтова и названный первой строкой стихотворения?

V. Интерпретация художественного произведения.

9. Прочитайте стихотворение и выполните задания к нему.

Снится им, что в поле стонет

Школьный дом многоэтажный

Грач по нивам бродит важно,

Гусь степенный в луже моет

Каково настроение стихотворения? Понаблюдайте, его нельзя определить только одним словом. Зависит ли от этого интонация при чтении?

В этом стихотворении поэт использовал для образности много метафор и олицетворений. Найдите их, объясните, как вы их понимаете.

Прокомментируйте название стихотворения.

Сколько строф понадобилось автору, чтобы передать свои мысли, своё восприятие жизни?

В каких строчках заключена главная мысль, идея этого лирического произведения?

I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Предмет: литература Школа________________________________

Класс: 7 Шифр участника______________________

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

1) Досадная укушетка _________________________________________________________

2) Наполненный дичью ягдташ _________________________________________________

3) Люлька с табаком __________________________________________________________

4) Избитый кивер ____________________________________________________________

2. Из каких произведений взяты следующие пейзажи? Назовите произведение и автора.

2) «… поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу».

3) «Земля под ногой стала, как гамак, подвешенный над тинистой бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетённых между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые ёлочки. Ёлочки-старушки не как деревья в бору все одинаковые… Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. …Что ни ёлочка, то непременно на что-нибудь похожа».

4) Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлёвской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

5) “Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов”.

II. Историко-литературные задания.

3. По некоторым деталям биографии отгадайте писателя:

1) По легенде был слепым гениальным певцом, которому удалось соединить в своих произведениях мифологию, фольклор и литературу.

2) По образованию был врачом, начал литературную деятельность как журналист в юмористических изданиях

3) За вольнолюбивые стихи был отправлен в ссылку сначала в южные края, а затем в родовое имени Михайловское

4) Воевал и погиб на Кавказе

III. Знание теории литературы.

4. Определите жанр следующих произведений

1. Да кладут на собя доспехи крепкия,

Емлют с собою палицы булатныя,

И всю свою сбрую богатырскую.

2. “Всю свою долгую жизнь прожил преподобный в великом воздержании и трудах и много чудес сотворил и к глубокой старости подошёл: исполнилось ему семьдесят восемь лет. Предуведав за полгода свое преставление к Богу, призвал братию и вручил старейшинство своему ученику Никону, который был довольно еще молод, но ум его сединою процвёл…”

3. “Тогда влияние Польши начинало уже сказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу это было не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов”.

4. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать хотя законный вид и толк,

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

5. Определите, какие художественные приёмы использовали авторы:

А) “Ночь еще только что обняла небо…”

Б) “Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на обмытой, блестящей зелени дорожной травы”.

В) И все товарыщи скоро поехали за ним.

И ударилися крепко на копья булатныя.

И учалися твердо бить и неподвижно…

6. Определите стихотворный размер:

1) Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною…

2) В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли…

Кто является автором всех этих произведений?

IV. Литература и другие виды искусства

7. Что объединяет следующие картины?

1) С.Ботичелли “Рождение Венеры”, М.А.Врубель «Пан», В.Серов “Похищение Европы”_____________________________________________________________________

2) В.Д.Поленов “Христос и грешница”, Рембрандт “Возвращение блудного сына” Рафаэль “Тайная вечеря”_______________________________________________________

V. Интерпретация художественного произведения.

Дайте свою интерпретацию произведения. Напишите сочинение, в котором объясните, как вы понимаете смысл текста и в чем его художественные достоинства.

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать. А все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла.

К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала – пожар.

Вятка красная. Радуга во все небо. А под радугой, как под дугой, солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за землянкой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени – и рвать. Пожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».

I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Предмет: литература Школа________________________________

Класс: 8 Шифр участника______________________

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

1) Щит на вратах Цареграда

4) Решето с конфискованным крыжовником

Читайте также:  Может ли быть привыкание к очкам

5) “Старинное дорогое” кольцо, надетое на палец спящей героине

2. Кому из героев принадлежат слова? Укажите авторов и название художественных произведений, из которых приведены отрывки.

1) «А что, паны? Есть ли еще порох в пороховницах? Не иступились ли сабли. »

2) «Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растет?»

3) “Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с”.

3. Назовите авторов и произведения, из которых взяты отрывки. Укажите героев, о которых здесь идет речь.

1) Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству преданные… Мы, говорит, к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить, да и мне тут в одиночестве очень скучно будет, потому что я еще в холостом звании.

2) У второго мальчика волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала какая-то сила.

3) И зачал он перед ними действовать. Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно кислое. Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю, потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку – и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: “Не дать ли и тунеядцу частичку?”

II. Историко-литературные задания.

4. О каком писателе идёт речь?

1) Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит, что письма к нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя.

2) Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». Эти рассказы он пиал под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

3) Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».

4) Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.

5) У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.

III. Знание теории литературы.

5. Соотнесите термин и его определение.

1) Трехсложный стихотворный размер строфа

с ударением на втором слоге

2) Одинаковое начало двух соседних фраз

или стихотворных строк амфибрахий 3) Группа стихотворных строк,

объединенных общей мыслью

и представляющих ритмическое

и синтаксическое целое анафора

4) Лироэпическое произведение

в стихотворной форме, отличительными признаками

которого являются сюжет, содержащий

нераскрытую тайну, и диалог деталь

5) Сопоставимое по объему с рассказом

произведение, отличающееся от него

острым, быстро развивающимся сюжетом

и отсутствием описательности. баллада

6)Иносказание, с помощью которого

отвлеченное понятие передается

с помощью конкретного образа. антитеза

с нравоучительным содержанием. аллегория

8) Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов. новелла.

9) Выразительная подробность,

дающая представление о предмете в целом басня

6. Определите стихотворный размер:

1) Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною…

2) В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли…

Кто является автором всех этих произведений?

IV. Литература и другие виды искусства

7. Назовите три произведения русской литературы, в которых затрагивается проблема искусства.

V. Интерпретация художественного произведения.

8. Дайте свою интерпретацию произведения. Напишите сочинение, в котором объясните, как вы понимаете смысл текста и в чем его художественные достоинства.

Рассказ о лесорубе, которому до всего было дело

В старину в одном городе люди потеряли улыбку.
Уверяю вас, что это очень страшно, гораздо страшнее, чем кажется на первый взгляд.
Никто не знал, откуда взялась эта загадочная болезнь, и местные светила науки изо дня в день изучали причины ее возникновения.
— Очевидно, это что-то желудочное, — говорил доктор Касторка.
— Нет. Нет, нет. Скорее это явление простудного характера, — возражал ему доктор Стрептоцид.
— Чепуха! — категорически заявлял профессор Пенициллин. (Злые языки утверждали, что именно это магическое слово принесло ему профессорство.)
Между тем болезнь с каждым днем принимала все более угрожающий характер. Люди забыли о весне, о солнце, о друзьях, и на улицах вместо приветливых и дружелюбных слов только и слышалось:
— Не твое дело! Не суй свой нос! Иди своей дорогой!
И как раз в это трудное время с гор спустился молодой Лесоруб. Подходя к городу, он увидел человека, который барахтался в реке, силясь выбраться на берег.
— Тонешь? — спросил Лесоруб, собираясь броситься на помощь.
— Не твое дело, — мрачно ответил утопающий и ушел под воду.
Лесоруб больше не стал тратить время на разговоры, а бросился в реку и вытащил человека на берег.
— Ты что же это сопротивляешься, когда тебя спасать хотят? Смотри, чудак, так и утонуть недолго.
— Да кто ж тебя знал, что ты всерьез спасать надумал? У нас это не принято.
Пожал плечами Лесоруб и отправился в город. На одной из улиц дорогу ему преградила огромная толпа народа. В центре толпы маленький старичок трудился над опрокинутой телегой и никак не мог поставить ее на колеса.
— Давай-ка, дед, вместе! — сказал Лесоруб. — Одному-то тебе не под силу.
— Не твое дело, — буркнул старик, не поднимая головы.
— Ишь ты, гордый какой, — засмеялся Лесоруб. — У меня- то сил побольше твоего. А вдвоем не справимся — люди подсобят: вон их сколько собралось тебе на подмогу.
При этих словах толпа начала расходиться. Задним уйти было легко, а передним — труднее, и они волей-неволей взялись помогать старику.
Вскоре в городе только и разговоров было что о молодом Лесорубе. Говорили, что он во все вмешивается, о каждом хлопочет, что ему до всего дело. Сначала к этому отнеслись с улыбкой (это была первая улыбка, появившаяся в городе за время эпидемии), а потом многие захотели составить Лесорубу компанию, потому что он был веселый парень и делал интересное дело.
Однажды утром профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово «чепуха» застряло у него в горле: на улице он увидел сотни улыбающихся лиц. Однако борьба с эпидемией была в плане работы больницы на весь следующий год, поэтому профессор решил закрыть глаза на факты. Он уже открыл рот, чтобы сказать: «Не мое дело», но его перебил Лесоруб, который как раз в это время входил в Зал заседаний:
— Пожалуйста, профессор, не произносите этой фразы: ведь она и есть причина заболевания, которую вы так долго искали.
Так кончилась эпидемия.
Лишь только у жителей города исчезла из употребления фраза ‘Не твое дело’, к ним тотчас вернулась улыбка, они стали веселыми и счастливыми.
А Лесоруб ушел в горы — у него там было много работы.

I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Предмет: литература Школа________________________________

Класс: 9 Шифр участника______________________

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

1) Простреленная картина _______________________________________________________

2) Воздушный змей, сделанный из географической карты ___________________________

3) Широкий боливар ___________________________________________________________

4) Картины, изображавшие историю блудного сына ________________________________

5) Заячий тулуп _______________________________________________________________

II. Историко-литературные задания.

2. Назовите пять литературных произведений, в которых затронута проблема крепостного права в России. Укажите их авторов.

III. Знание теории литературы.

3. Перед вами фрагменты произведений А.С.Пушкина и названия видов строф. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: м – 9).

1.Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

2. Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.

3. Султан ярится. Кровь Эллады
И peзвo cкачет, и кипит.
Открылись грекам древни клады,
Трепещет в Стиксе лютый Пит.
И се — летит предерзко судно
И мещет громы обоюдно.
Се Бейрон, Феба образец.
Притек, но недуг быстропарный,
Строптивый и неблагодарный
Взнес смерти на него резец

4. О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

5. Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

6. Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи;

Старца великого тень чую смущённой душой.

А.Октава Б. Одическая строфа В. Катрен Г) Дистих Д) квинтет Е) онегинская строфа

4. Кому принадлежит это поэтическое завещание? Кому из русских поэтов, в свою очередь, передал пальму первенства Жуковский? Когда и в связи с чем это произошло?

Тебе в наследие, Жуковский,

А я над бездной гроба скользкой

IV. Литература и другие виды искусства

5. Назовите фамилии трёх художников, создавших портреты А.С.Пушкина.

Y. Интерпретация художественного произведения

6. Проанализируйте стихотворение М.Ю.Лермонтова и напишите сочинение, в котором постарайтесь выявить идейно-художественные особенности произведения.

Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого, не нравясь, удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, – и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных – пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Чем обещает вид сего чела.

I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Предмет: литература Школа________________________________

Класс: 10 Шифр участника______________________

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

1) «Столбик с куклою чугунной под шляпой с пасмурным челом с руками, сжатыми крестом»

3) Медный крест со святыми мощами из Киева

4) Фрак брусничного цвета с искрой

5) Фуражка со спелыми черешнями

6) Шинель с воротником из кошки

2. Узнайте произведение по концовке. Назовите автора.

1) «Привидение, однако ж, было гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной тьме».

2) «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»

3) «Хорошо тебе, Катя! А я — то зачем остался жить на свете да мучиться!»

II. Историко-литературные задания.

3. Назовите пять произведений, в которых описываются крупные военные сражения. Укажите их авторов.

4. 1) К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова, включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество – электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек, лицемер? _______________________________________________________________________________

2) Выход в свет двух частей сборника очерков «Физиология Петербурга» в марте – апреле 1845 года знаменует начальный этап развития критического реализма в русской литературе. Какое условное название закрепилось за этим литературным явлением?

3) Этот литературный журнал издавали последовательно А.С. Пушкин, П.А. Плетнёв, Н.А. Некрасов с 1836 по 1866 гг. В нём были напечатаны «Капитанская дочка», «Записки охотника», «Муму». Назовите журнал.

III. Знание теории литературы.

5. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой.

1.Одной рукой он в шахматы играет,

Другой рукою он народы покоряет,

Одной ногой разит он друга и врага,

Другою топчет он вселенны берега.

2.Уже бледнее день, скрываясь за горою;

Читайте также:  Пьер карден очки для зрения

Шумящие стада толпятся над рекой;

Усталый селянин медлительной стопою

Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

3.Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Кошка играет с шерстинкой.

5.Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

6.Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

7.Глагол времён! металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовёт меня, зовёт твой стон,

Зовёт – и к гробу приближает.

Уже зубами смерть скрежещет,

Опять в свирель свою взыграю,

Опять в своих кругах увидите меня.

Y. Интерпретация художественного произведения

Сравните два стихотворения. Напишите о них сочинение, в котором постарайтесь выявить идейно-художественные особенности каждого произведения

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Я памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной,
И образ твой меж них, как месяц в час ночной
Между бродящими блистает облаками.

Мне тягостно твое владычество порой;

Твоей улыбкою, волшебными глазами

Порабощен мой дух и скован, как цепями,

Что ж пользы для меня, — я не любим тобой.

Я знаю, ты любовь мою не презираешь;
Но холодно ее молениям внимаешь;
Так мраморный кумир па берегу морском

Стоит, — у ног его волна кипит, клокочет,
А он, бесчувственным исполнен божеством,
Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет.

I (школьный) этап Всероссийской олимпиады школьников

Предмет: литература Школа________________________________

Класс: 11 Шифр участника______________________

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

1) «Старинное дорогое» кольцо, надетое на палец спящей девушке

2) Кольцо со сфинксом, впоследствии перечеркнутым крест-накрест

3) Черное кольцо с изображением мертвой головы

5) Яхонтовые серьги грушками

6) Дешевые красные бусы, известные в Полесье под названием «кораллов»

7) Серебряные плоские часы с изображением глобуса на крышке

8) Портсигар червонного золота с бриллиантовым треугольником на крышке

9) 12 бриллиантовых подвесков

10) Монисто из русских полтинников

2. В каких произведениях горят эти костры? Напишите название произведения, автора.

1) И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева, силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням.

2) Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом, — у камня печального и хмурого. На тот бок его, который обращен к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращенной к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени. Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении, когда на сердце так чисто, легко и нет иных желаний, кроме желания думать.

3) Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

В степном дыму блеснет святое знамя

II. Историко-литературные задания.

3. Назовите пять литературных произведений и их авторов, в которых затрагивается тема сталинских репрессий.

III. Знание теории литературы.

4. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой.

стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты — чарователь неустанный,
Ты — неслабеющий магнит.

2.Подмяв моих комедий глыбы,

Сидит Главрепертком Гандурин.

— А вы ноктюрн сыграть могли бы

На этой треснувшей бандуре?

3.Прошлогодних сокровищ моих
Мне надолго, к несчастью, не хватит.
Знаешь сам, половины из них
Злая память никак не истратит:
Набок сбившийся куполок,
Грай вороний, и вопль паровоза,

И как будто отбывшая срок
Ковылявшая в поле береза,
И огромных библейских дубов
Полуночная тайная сходка,
И из чьих-то приплывшая снов
И почти затонувшая лодка.

Горел в лесах звездою алой

И песнь прозрачно-звонких струй

5. И горько стало мне,
что жизнь моя прошла,
Что ради замысла я потрудился мало,
Но за меня добро вставало против зла,
И правда за меня под кривдой умирала.

6. В его стихах — веселая капель,

Откосы гор, блестящие слюдою,

Песнь солнышку. И вешних вод купель.

Прозрачен стих, как северный апрель.

То он бежит проточною водою,

То теплится студеною звездою,

В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.

Уют усадеб в пору листопада.

Благая одиночества отрада.

Душа и воздух скованы в кристалле.

Камин. Вино. Перо ив мягкой стали.

По отчужденной женщине тоска.

7. Быстрокрылых ведут капитаны –

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий –

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

IV. Литература и другие виды искусства

5. Назовите пять музыкальных произведений, упоминаемых на страницах русской литературной классики

Y. Интерпретация художественного произведения.

6. Сравните два стихотворения. Напишите сочинение о стихотворениях, в котором постарайтесь выявить идейно-художественные особенности каждого произведения

Нет, не за то тебя я полюбил,
Что ты поэт и полновластный гений,
Но за тоску, за этот страстный пыл
Ни с кем неразделяемых мучений,
За то, что ты нечеловеком был.

О, Лермонтов, презрением могучим
К бездушным людям, к мелким их страстям,
Ты был подобен молниям и тучам,
Бегущим по нетронутым путям,
Где только гром гремит псалмом певучим.

И вижу я, как ты в последний раз
Беседовал с ничтожными сердцами,
И жестким блеском этих темных глаз
Ты говорил: «Нет, я уже не с вами!»
Ты говорил: «Как душно мне средь вас!”

С одной мечтой в упрямом взоре,

Ты сам — и Демон, и Печорин,

И беглый, горестный чернец.

Ты с малых лет стоял у двери,

Стремясь и к первобытной вере,

К земле и людям равнодушен,

Привязан к выбранной судьбе,

Одной тоске своей послушен,

Ты страсть мечтал необычайной,

Но ах, как прост о ней рассказ!

Пленился ты Кавказа тайной,-

И Божьи радости мелькнули,

Как сон, как снежная метель.

Ты выбираешь — что? две пули

Поклонник демонского жара,

Ты детский вызов слал Творцу

Не верь печальному певцу. 1916 г.

1. 1) Буратино, А.Н.Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”

Старик, А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”

Дядя Стёпа, С.В. Михалков “Дядя Стёпа”

Шемаханская царица, А.С.Пушкин, “Сказка о золотом петушке”

Комарик, К.И.Чуковский, “Муха-Цокотуха”

Зверь лесной, чудо морское (хозяин замка)/ младшая купеческая дочь, С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”

Царица/Мачеха , А.С.Пушкин “Сказка о мертвой царевне”

Царевна -лягушка из одноимённой русской народной сказки (24 балла)

1) Г.Х.Андерсен “Снежная королева” (4 балла)

3. Муму» И.С.Тургенев, «Филиппок» Л.Н.Толстой, «Васюткино озеро» В.П.Астафьев, «Белый пудель» А.И.Куприн, «Дети подземелья» В.Г.Короленко, «Три толстяка» Ю.К. Олеша, «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак, «Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Алиса в стране чудес» Л.Кэрролл, «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголь (10 баллов)

4. К.И.Чуковский, Л.Кэрролл, А.С.Пушкин (6 баллов)

5. 1) «Каштанка» — все остальные произведения – басни..

«Спящая царевна» — все остальные произведения – сказы П.П.Бажова

Г.Х. Андерсен – это не русский писатель

«Снежная королева» — все остальные произведения написал А.П.Чехов или

«Снежная королева» — сказка, все остальные – рассказы (8 баллов)

6. Зачин. А. П.П.Ершов “Конек-горбунок”, Б.А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке” (3 балла)

7. А) холодное (молчанье), безбрежные (леса) – яркие, образные, красочные определения

Б) парус ищет – неживой предмет наделяется свойствами живого, одушевленного. (5 баллов)

8. Художественные и мультипликационные фильмы по сказкам русских писателей:

1. «Королевство кривых зеркал» по сказке В.Г. Губарева.

2. «Сказка о царе Салтане» по сказке А.С. Пушкина.

3. «Аленький цветочек» по одноименной сказке С.Т. Аксакова.

4. «Там на неведомых дорожках» по сказке Э.Н. Успенского.

5. «Приключения Буратино» по сказке А.Н.Толстого. (10 баллов)

9. 30 баллов (по 6 баллов за полный ответ на каждый вопрос)

1. Екатерина II (Оксана) “Ночь перед Рождеством” Н.В.Гоголь

2. Дина “Кавказский пленник” Л.Н.Толстой

3. Дуб “Руслан и Людмила” А.С.Пушкин

4. Хозяйка Медной горы (Степан и Настасья) “Медной горы хозяйка” П.П.Бажов

1. А.П. Платонов “Неизвестный цветок”

2. М.М.Пришвин “Кладовая солнца”

3. В.Г.Распутин “Уроки французского”

4. В.П.Астафьев “Конь с розовой гривой”

5. Ф.А. Искандер “Тринадцатый подвиг Геракла” (10 баллов)

3. Агния Барто, Астрид Линдгрен, Сергей Александрович Есенин, Александр Иванович Куприн, Александр Сергеевич Пушкин, Константин Георгиевич Паустовский, Джанни Родари, Виктор Петрович Астафьев, Самуил Яковлевич Маршак, Михаил Михайлович Пришвин. (10 баллов)

4. Бородинское сражение Отечественной войны 1812 года, строительство первой в России железной дороги между Москвой и Петербургом, Великая Отечественная война

5. 1 – пейзаж, 2- диалог, 3 – рифма, 4 – загадка, 5 – рассказ, 6 – аллегория, 7 – басня, 8 – антитеза (8 баллов)

6. Шила в мешке не утаишь, нашла коса на камень, делу – время, потехе –час, лучше синица в руках, чем журавль в небе. (4 балла)

7. А. Еще в полях белеет снег,

Бегут и будят сонный брег,

В. Играют волны, ветер свищет,

И не от счастия бежит. (15 баллов)

8. И.Шишкин «На Севере диком…» (5 баллов)

9. 30 баллов (по 6 баллов за полный ответ на каждый вопрос)

1) Атаман Платов, Н.С.Лесков “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”

2) Рассказчик, И.С.Тургенев “Бежин луг”

3) Тарас Бульба, Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”

4) Русский солдат – участник Бородинского сражения, М.Ю.Лермонтов “Бородино”

2. 1) П.П.Ершов. «Конёк-горбунок»

3) М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»

4) М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

5) Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (10 баллов)

3. Гомер, А.П.Чехов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов (8 баллов)

4. Былина, житие, повесть, басня (8 баллов)

5. Олицетворение, сравнение, анафора (6 баллов)

6. Дактиль, амфибрахий, хорей, ямб. М.Ю.Лермонтов (По 4 балла за ответ – 20 баллов)

7. 1) Данные картины написаны на мифологические сюжеты

2) Данные картины написаны на библейские сюжеты (6 баллов)

8. 30 баллов (По 6 баллов максимально по каждому критерию)

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы стихотворения

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

3. Обоснованность привлечения текста произведения

4. Последовательность и логичность изложения

1) Князь Олег, А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”

2) Атаман Платов, Н.С.Лесков “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”

3) Тарас Бульба, Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”

4) Городовой Елдырин, А.П.Чехов “Хамелеон”

5) Ассоль (Грей), А.С.Грин “Алые паруса” (15 баллов)

1) Тарас Бульба, Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”

2) Один из генералов, М.Е.Салтыков-Щедрин “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”

3) Тонкий, А.П.Чехов “Толстый и тонкий” (9 баллов)

1) Левша Н.С.Лесков “Сказ о косом тульском левше и о стальной блохе”

2) Павлуша И.С.Тургенев “Бежин луг”

3) Мужик М.Е.Салтыков-Щедрин “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” (9 баллов)

4. Марк Твен, А.П.Чехов, В.А.Жуковский, О.Генри, Л.Н.Толстой (10 баллов)

5. 1 – амфибрахий, 2 – анафора, 3 – строфа, 4 – баллада, 5 – новелла, 6 – аллегория, 7 – басня, 8 – антитеза, 9 – деталь (9 баллов)

6. Дактиль, амфибрахий. М.Ю.Лермонтов (12 баллов – по 4 балла за правильный ответ)

7. «Портрет» Н.В.Гоголь, «Тупейный художник» Н.С.Лесков, «Гамбринус» А.И.Куприн и др. (6 баллов)

8. 30 баллов (По 6 баллов максимально по каждому критерию)

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы стихотворения

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

3. Обоснованность привлечения текста произведения

4. Последовательность и логичность изложения

2) Петр Гринёв, А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

3) Евгений Онегин, «А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

4) Самсон Вырин, А.С.Пушкин «Станционный смотритель

5) Петр Гринёв, А.С.Пушкин, «Капитанская дочка» (15 баллов)

2. Например: А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Н.С.Лесков «Тупейный художник», А.С.Пушкин «Деревня», «Дубровский», И.С.Тургенев «Муму», «Записки охотника» и др. (10 баллов)

3. 1В, 2А, 3Б, 4Д, 5Е, 6Г (18 баллов)

4. Г.Р. Державин В.А. Жуковскому.

В.А. Жуковский А.С. Пушкину в связи с написанием поэмы «Руслан и Людмила» (4 балла)

5. О.Кипренский, В.Тропинин, К.Мазер, И.Уткин и др. (3 балла)

6. 50 баллов (По 10 баллов максимально по каждому критерию)

Читайте также:  Кто кому засадил в очков

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы стихотворения

2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

3. Обоснованность привлечения текста произведения

4. Последовательность и логичность изложения

1) Евгений Онегин, А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

2) Плюшкин, Н.В.Гоголь «Мертвые души»

3) Степан Парамонович Калашников, М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

4) Павел Иванович Чичиков, Н.В.Гоголь «Мертвые души»

6) Акакий Акакиевич Башмачкин, Н.В.Гоголь «Шинель» (18 баллов)

2. Н.В. Гоголь «Шинель», Н.В. Гоголь «Мертвые души», А.Н. Островский «Гроза» (6 баллов)

3. Например: «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Земли русской», А.С.Пушкин «Полтава», Л.Н.Толстой «Война и мир», М.Ю.Лермонтов «Бородино» и др. (10 баллов)

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

I . Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)

Острый сверкающий нож и меховая муфточка

Свежее душистое золотисто-румяное яблочко

Рубашки, связанные из крапивной пряжи

Волшебные волоски из бороды

Максимальное количество баллов- 5

В сказках, как известно, часто встречаются злые колдуны, ведьмы, поэтому, чтобы добро победило, и у сказки был счастливый конец, часто необходимо расколдовать попавших в беду. Постарайтесь вспомнить, какому колдовству подвергаются герои и назовите способы, с помощью которых снимается заклятие.

Максимальное количество баллов- 5

3. Вот строчки, расплывшиеся от слез пятиклассника, который никак не мог угадать и вспомнить их. Помогите ему восстановить начало одной известной литературной сказки.

«_ и_ с_а_и_ _о _в_ е_ с_а_у_о_ у с_м_ _о _и_ _го _ор_ ».

Максимальное количество баллов- 1

II . Историко-литературные задания.

Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.

а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения

б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью « Победителю ученику от побежденного учителя ».

в) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений. Но в большей степени известен как баснописец.

Максимальное количество баллов — 3

2. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

Александр Сергеевич Толстой

Николай Васильевич Пушкин

Максимальное количество баллов- 3

III. Знание теории литературы.

Перед вами отрывки из разных литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

1.1 В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь и царица…

1.2 В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..

Максимальное количество баллов – 2

Прочитайте отрывок из сказки « Иван-крестьянский сын и чудо-юдо ». Какой художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните, какую роль он играет в сказке?

« Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов. Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат ».

Максимальное количество баллов – 3

Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):

Максимальное количество баллов – 6

IV . Литература и другие виды искусства

Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину

С.Аксаков. « Аленький цветочек ».

Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Максимальное количество баллов- 2

В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.

Максимальное количество баллов — 10

Олимпиада по литературе 5 класс

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОТВЕТЫ

I . Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

Андерсен « Принцесса на горошине »

Маленькая разбойница; Г.Х.Андерсен « Снежная королева »

Мачеха; А.С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне »

Героиня из сказки Андерсена « Дикие лебеди »

Старик Хоттабыч из одноименной сказки Лагина

Максимальное количество баллов — 5

При оценивании этого задания учитывается четкость ответа (надо назвать заклятие, которому подвергается тот или иной герой, способ, которым это заклятие снимается) и количество приведенных примеров.

В сказках очень часто герои бывают заколдованы. Но необходимо, чтобы добро победило и у сказки был счастливый конец, поэтому нужно расколдовать попавших в беду героев. Таких сказок очень много. Прич ѐ м их можно разделить на несколько групп:

1) Герои страдают из-за злых волшебников и колдунов.

2) Герои попадают в беду из-за собственной глупости или противного характера.

3) Превращения происходят из-за невнимательности или рассеянности чародеев, по неосторожности, по собственному желанию.

1. В. Гауф « Карлик Нос ». Красивый мальчик Якоб превращается в уродливого карлика.

2. Г.Х.Андерсен « Дикие лебеди ». Одиннадцать братьев — принцев превращены злой мачехой в лебедей. Рубашки из крапивы, собранной на кладбище и сплет ѐ нных в безмолвии их младшей сестрой, вновь вернули им человеческий облик.

3. С.Аксаков « Аленький цветочек ». Принц превращ ѐ н в чудовище злой волшебницей, и лишь любовь и доброта младшей дочери купеческой помогли ему вновь превратиться в человека.

4. Л. Лагин « Старик Хоттабыч ». Женя Богорад был превращ ѐ н братом Хоттабыча в умирающего старика. Волька, используя незнание джина о полярном дне, сказал, что Солнце не зайд ѐ т, пока он, могущественный Волька, не разрешит. Испугавшийся Омар Юсуф снял сво ѐ заклятие.

5. Русская народная сказка « Царевна – Лягушка ». Царевна была превращена Кощеем в Лягушку. После того как Иван – Царевич наш ѐ л яйцо и сломал конец иглы, Кощей умер и колдовство рассеялось.

1. С. Лагерлеф « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями ». Мальчик Нильс, обидевший гнома, был сам превращ ѐ н в маленького человечка. Возвращение в нормальный вид должно было произойти, если « одна трубочка и семь дырочек уничтожат армию » ( волшебная дудочка выманила из замка полчище крыс), король обнажит голову, а Нильс останется в шляпе (он и сидел в шляпе Розенбума, когда король снял свою треуголку), если его друга гуся Мартина убьют. (Нильс выпустил гуся из сарая, и за доброту гном вернул мальчику прежний вид).

2. О. Уайльд « Мальчик — звезда ». За то, что отверг мать – нищенку, красавец Мальчик – Звезда превратился в урода, и обратное превращение могло произойти лишь после того, как он спас зайца и отдал нищему 3 монеты.

3. В нанайской сказке « Айога » злая девочка Айога, обидевшая маму и соседскую девочку, любившая лишь себя – красавицу, превратилась в гусыню. И не расколдовалась.

1. В. Медведев « Баранкин, будь человеком ». Юра Баранкин и Костя Малинин по собственному желанию, использую сочиненные ими стихи, превращались в воробьев, бабочек и муравьев. Сами и расколдовались.

2. А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане » – взмах крыла Царевны – Лебедь и царевич превращается в комара, муху и шмеля. Ударившись о земь, становится царевичем ».

Максимальное количество баллов- 5

« Жил старик со своею старухой у самого синего моря »

Максимальное количество баллов- 1

II . Историко-литературные задания.

1. Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич Пушкин

Максимальное количество баллов – 3

Александр Сергеевич Пушкин

Максимальное количество баллов — 3

III. Знание теории литературы.

Оба отрывка представляют собой начало сказки — зачин

Максимальное количество баллов – 2

В приведенной сказке гипербола используется для преувеличения силы, мощи, удали Ивана: даже одна рукавица его может « все стёкла в окнах повыбить » и « крышу пробить », одним ударом он может « срубить чуду-юду шесть голов ». Но чудо-юдо тоже сильно ( « забил Ивана по пояс в сырую землю »), и этим тоже показывается храбрость и сила Ивана, раз он может с ним сражаться и, в конце концов, его победить. Вместе с тем с помощью данного приема рисуется негативный образ братьев Ивана и их нежелание ему помогать: в окнах стёкла повыбиты, и крыша пробита, « а братья всё спят, ничего не слышат »

« Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила , а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов.. . Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат ».

Название термина – 1 балл, объяснение роли в тексте – 1 балл, выделение – 1 балл

источник

Наша олимпиада. Форум православных детей

Сообщение Лисичка » 16 апр 2012, 21:00

Подводим итоги нашего конкурса. Правильные ответы:

Задание 1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

1. Говорящее чудесное зеркало
Мачеха, Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
2. Только серая дырявая свитка
Петрусь, повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»
3. Разбитое корыто
Старуха, Пушкин «Сказка о золотой рыбке»
4. «…баса, альта, две скрипки»
Осел, козел и косолапый Мишка, басня Крылова «Квартет»
5. Сарачинская белая шапка
Мудрец-скопец, Пушкин «Сказка о золотом петушке»
6. Шелковый шатер
Шамаханская царица, Пушкин «Сказка о золотом петушке»
7. «Очков с полдюжины»
Мартышка, басня Крылова «Мартышка и очки»
8. Черевички
Вакула добывал их для своей возлюбленной, Гоголь «Ночь перед Рождеством». Оксана захотела их получить после того как увидела у своей подруги новые черевички. Поэтому ответ: Оксана (черевички ей Вакула все-таки добыл), царица (она отдала их Вакуле) и подруга Оксаны (они были изначально и у нее) является верным
9. Свежее душистое золотисто-румяное яблочко
Мачеха, Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Мачеха была ведьмой, поэтому ответ Ведьма или Мачеха верны. Также ответ царевна верен, так ка яблоко некоторое время было у нее.

Задание 2. Запиши, из каких басен эти крылатые выражения:
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
А ларчик просто открывался.
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.
Назови автора басен.

«Ворона и лисица», «Ларчик», «Слон и Моська» Автор Басен — Крылов

Задание 3. О каких писателях идет речь?
1 Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С. Пушкин назвал себя его учеником; когда из печати вышла поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», этот поэт подарил Пушкину портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».
В.А. Жуковский
2 У себя дома, в имении Ясная Поляна под Тулой, он создает школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создает четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и из Севастополя, где шла Крымская война. Он – один из самых знаменитых писателей России, в собрании его сочинений более девяноста томов.
Л.Н. Толстой

3 Студенту Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». А.С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
П.П. Ершов

Задание 4. С именем какого русского писателя связаны эти места:
1 Михайловское, Царский Лицей, Москва
А.С. Пушкин
2 Петербург, Пятигорск, Москва
М.Ю. Лермонтов

Задание 5. Как с английского языка переводится слово фольклор? Что обозначает в русском языке?
Folk-народ
lore-мудрость
Фольклор-переводится дословно как , устное народное творчество.

Задание 6. Из данных слов составь пословицы и запишите их:
1. Чем, лес, дальше, дрова, в, больше, тем.
2. Спеши , не, язык, дело, торопись.
3. Дело, безделье, маленькое, большое, лучше.

1. Чем дальше в лес тем больше дров
2. Не спеши языков, торопись делом
3. Маленькое дело лучше большого безделья.

Задание 7. Здесь зашифрованы пословицы. Какие?
У смие нняке ядит зеб зугал.
Чеут какшо, еьч сяом альес.
Дудеб недь – тудеб щиап.
Зыяк од киаве додетев.
Гоадро клажо к бодуе.

1. У семи нянек дитя без глазу
2. Чует кошка, чье мясо съела
3. Будет день-будет пища
4. Язык до Киева доведет
5. Дорога ложка к обеду.

Задание 8. Из какого произведения этот девиз? Кто его автор?
«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»
Изначально эта фраза была упомянута в поэме «Улисс» английского поэта М.Теннисона. Затем этот девиз прозвучал в книге В. Каверина «Два капитана». Оба ответа верны. Но никто не догадался назвать оба произведения

Задание 9. Напиши, кто автор рассказов о Дениске Кораблёве.
В. Драгунский

Приступим к рассмотрению ваших ответов. Орфография и пунктуация сохранены

источник