Меню Рубрики

Конспект урока крылов мартышка и очки квартет

Урок литературного чтения, 4 класс, по программе «Начальная школа XXI века».

Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомлени е с жанровыми особенностями и структурой басен .

Цель: создать условия для ознакомления с жанровыми особенностями и структурой басен; способствовать развитию умений выделять особенности языка И. А. Крылова, определять мораль и форму изложения, ориентироваться в тексте, сравнивать басни одного автора.

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Грыценко Татьяна Николаевна

УМК: «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Предмет: литературное чтение.

Тема: «Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Тип урока: применение знаний и способов действий.

Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особенностями и структурой басен.

Цель: создать условия для ознакомления с жанровыми особенностями и структурой басен; способствовать развитию умений выделять особенности языка И. А. Крылова, определять мораль и форму изложения, ориентироваться в тексте, сравнивать басни одного автора (форма, содержание, сюжет, мораль); содействовать выразительному чтению басен наизусть

Предметные знания, предметные действия

— знать жанровые особенности и структуру басен, выделять особенности языка И. А. Крылова; уметь определять мораль и форму изложения; сравнивать басни одного автора (форма, содержание, сюжет, мораль);

— читать тексты басен осознанно, правильно, выразительно.

— составлять план решения учебной задачи совместно с группой;

— адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

— пользоваться разными видами чтения;

— осуществлять анализ и синтез, делать выводы.

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

— ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

— Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова приветствия учителя.

Проверка домашнего задания.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

– Произведения какого жанра мы изучаем на последних уроках? (басни)

– Что такое басня? (- Басня – короткие занимательные рассказы в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием).

— Почему басню мы не спутаем ни с каким другим произведением? Назовите особенность басен.

(- В басне всегда есть мораль).

— Над какими человеческими пороками смеются авторы басен? (- Высмеивают такие недостатки, как лень, хитрость, жадность, грубость, невежество).

Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

— самопроверка, оценивание своего ответа.

— поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

целью выделения признаков.

— Дома вы готовили выразительное чтение басни «Кукушка». Кто автор?

— И сейчас мы прочитаем эту басню. Все внимательно слушают и оценивают чтение.

Чтение басни учащимися. Оценивание.

— адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.

— умеют ориентироваться в своей системе знаний.

Подготовка к основному этапу урока.

Прогнозирование содержания, постановка учебной задачи.

— О чем вы хотели бы узнать на уроке? (познакомиться с новой басней; узнать новых героев басни; научиться выразительно читать новую басню)

Высказывают предположения, отвечают на вопросы.

Формулируют учебную задачу.

— прогнозируют содержание текста.

— умеют формулировать учебную задачу.

— формулируют собственное мнение и позицию

Усвоение новых знаний и способов действий.

Понимание текста на уровне содержания, морали; оценивание поступков героев. Развитие интереса к чтению. Осознанное, правильное, выразительное чтение

— Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством И.А.Крылова. Еще раз обратимся к его произведениям, почитаем, подумаем над их значением, и чему нас они учат.

Познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет».

Где можно уточнить значение слова?

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

— А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.

— Сядьте удобнее, расслабьтесь.

— Какая прозвучала музыка? (нежная, спокойная)

— Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

— Мы услышали, как звучит музыка в исполнении талантливых музыкантов, а каков был Квартет в басне узнаем, послушав басню в исполнении актера В. Гафта.

— Слушая басню, определите, сколько действующих лиц участвуют в ней?

Прослушивание басни в исполнении актера.

— Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет»?

— О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)

— высказывают свое отношение к поступкам героев.

— правильно и выразительно читают, отвечают на вопросы учителя.

— устанавливают причинно-следственные связи.

Самостоятельная работа с учебником:

— Откройте учебник, страница 50-52, определите границы частей басни.

— Где заканчивается 1 часть? — это основное повествование

Рассматривание иллюстрации к басне. — Кто изображён?

— Сколько животных? Назовите их.

— Назовите незнакомые вам слова?

— Какой словарь нам нужен для того, чтобы выяснить значения слов (Толковый словарь)

Пленять – увлекать.
Чинно – строго по правилам. ( Уселись чинно в ряд)
Лад – согласие, порядок.
Прима — втора (первый — второй голос)

— Где происходит действие басни?

— Верит он в то, что у них что-нибудь получится?

(“. ударили в смычки, дерут, а толку нет»)

— Как относится И. Крылов к своим героям?

— Почему эти звери собрались вместе?

— «пленять своим искусством свет …»)

— Достигли ли они своей цели?

— Какие советы дают друг другу горе – музыканты?

— В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова?

— Как вы думаете, почему ее произносит Соловей? (Соловей — самая музыкальная птичка)

— Так чего же не хватает героям для осуществления мечты? (Нужно учиться)

— Какие недостатки высмеиваются в этой басне?

Ориентируются в тексте басни.

Пользуются разными видами чтения; осуществляют анализ и синтез, делают выводы.

— поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

Задание: Дайте характеристику героям нашей басни.

— На карточке нужно соединить стрелками название героя басни с его характеристикой (с его особенностями)

неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.

существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

Проверка: сверяют со слайдом.

— управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

— А сейчас поработаем в группах, почитаем басню по ролям.

— Речь каких животных звучит в басне? (Cоловей, Мартышка, осел.) + автор

— Почему именно к Соловью обратились герои басни? (Соловей — самая музыкальная птичка.)

— Имеет ли право этот герой поучать всех остальных?

— Ребята, в чём пытается убедить Соловей героев басни?

(Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения.)

мартышка: читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.

осел: читать громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

соловей: читать спокойно, в тоне – поучение, осуждение, насмешка.

Чтение по ролям – 1 группа.

— ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

работа в команде одноклассников.

— умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Формулирование главной мысли произведения. Понимание текста на уровне содержания, морали; оценивание поступков

— Еще одно произведение Крылова – басня «Мартышка и Очки». (Уч. с.49)

— Прочитайте название басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы? (Это герои басни)

— Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? (О мартышке и о том, как она пыталась примерить очки)

— Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:

мартышка (маленькая обезьянка),

темя (верхняя часть головы),

нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку),

невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

— Послушайте басню в исполнении актёра , постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

— Понравилось ли вам исполнение басни? (Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк).

— Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

— Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

— В чём комичность ситуации? Что вас в басне забавляет, смешит?

— Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.

— — С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (С необразованностью).

— — Что же автор хотел сказать нам, читателям? (Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами).

Работа над выразительным чтением басни.

— Как читаем первые строчки? (Спокойно).

— Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

Чтение басни в парах, выразительное чтение басни индивидуально.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Конспект зачетного урока на тему «И. А. Крылов. Басня «Мартышка и Очки»

Цель: познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».

познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Мартышка и очки»;

находить мораль в произведении;

развивать навыки беглого, выразительного чтения;

развивать память внимание, речь учащихся;

воспитывать положительные черты характера на примере басни;

продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии.

Учебник 4 класс по литературному чтению, презентация, выставка книг.

— Проверьте свою готовность к уроку литературного чтения.

2. Подготовка к восприятию басни.

— Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова.

— Но сначала давайте посмотрим на памятник И.А. Крылову, который установлен в Санкт-Петербурге в Летнем саду.

Памятник Крылову был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге . Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями людей и животных — персонажей басен Крылова. Монумент является одним из первых памятников русским литераторам .

Ребята памятник интересен тем, что на барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Петух и жемчужное зерно», «Мартышка и очки», «Квартет» и другие.

— И так. Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной басней И.А. Крылова «Мартышка и очки».

— Можем ли мы с вами предположить, о ком пойдет речь?

— Попробуйте описать мартышку. Какая она? (Шустрая, вертлявая…)

— Мартышка – это маленькая обезьяна с длинными задними ногами, длинным хвостом. Она, действительно, шустрая, вертлявая.

— А что вы знаете про очки? Для чего они?

— Послушайте басню, которую я вам прочитаю.

4. Проверка первичного восприятия.

— Наши предположения оправдались? (Да).

— Что заставило вас улыбнуться?

5. Вторичное чтение учениками.

— Прочитайте басню еще раз самостоятельно и подготовьтесь прочитать басню в слух.

— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (Потому что они являются героями басни).

— Почему мартышка решила завести очки? Прочитайте.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.

— Какие действия Мартышка совершала с очками? Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.

— Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются).

— К какому выводу пришла мартышка?

— Прочитайте, что с досады говорит мартышка об очках.

«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».

— Почему предложение «Тьфу пропасть!» восклицательное?

— Как бы вы прочитали это предложение: с радостью, огорчением, досадой? (С огорчением, с досадой, потому что очки ей не помогли).

— Кого обвиняет мартышка? (Людей).

— Почему мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли).

— Как мартышка «наказала» очки? Прочитайте.

Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

— Как вы понимаете строки «О камень так хватила их, что только брызги засверкали»? (Она разбила очки об камень).

— Какими словами заканчивается басня? Как они называются? Зачитайте их. (Мораль).

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Читайте также:  Как вставить очко в очках

— Чем отличаются слова «невежа» и «невежда»? (Невежа – необразованный, несведущий человек; невежда – грубый, невоспитанный человек).

— Как меняется настроение мартышки? Какое оно в начале? (Мартышке плохо, она слаба). Потом? (Она рада, потому что узнала как можно вернуть зрение). Дальше? (Мартышка злиться, потому что очки не помогают). И в конце? (Она свирепеет и разбивает очки).

— Что вам показалось в басне смешным? (Что мартышка достала себе много очков, а как пользоваться ими не знает).

— Ребята, как вы думаете, в реальной жизни такое может случиться, чтоб мартышка приобрела себе очки?

— Кто подразумевался под нашей героиней? Какой человек? (Необразованный человек).

— Какой вывод мы можем сделать, прочитав басню? (люди, не умея пользоваться вещью, считают, что она не исправна).

— Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?

— Какой совет можно им дать?

— Встречали ли вы в жизни таких людей?

Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.

8. Подготовка к выразительному чтению басни.

— Ребята, давайте вспомним, какова структура басни? Из каких частей она состоит?

— Как мы будем читать рассказ о мартышке? (С юмором, как забавную историю).

— А как мы будем читать мораль басни? (С поучением, как будто хотим дать совет).

— Давайте послушаем запись басни Ивана Андреевича Крылова в исполнении Игоря Михайловича Ильинского.

— Подготовьтесь выразительно прочитать басню.

— Кто хочет выразительно прочитать басню?

— Найдите иллюстрацию к басне. Как вы думаете, какому эпизоду она соответствует?

— Похоже ли поведение мартышки на поступки людей?

— Посмотрите какие иллюстрации к этой басне нашла я и давайте подумаем к какому эпизоду подходит каждая иллюстрация и как художник относится к мартышке.

— С каким произведением познакомились? Что такое басня?

— Какие качества человека высмеивает автор?

Темя — верхняя часть головы;

Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку;

Невежда — необразованный, несведущий человек;

К худу клонит — к плохому клонит;

Познатней — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа — грубый, невоспитанный человек.

источник

1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;

4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.

На данном уроке ребята получат возможность сравнивать разные жанры в литературе.Закрепят основные признаки басни.

1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;

4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.

Структурный компонент урока

Формируемые УУД у учащихся

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, — под рукой!»

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

Вчера, мы обобщили и систематизировали знания о жанре художественной литературы – сказке.

— Давайте проведём конкурс на лучшее чтение наизусть отрывков из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….»

Выбор лучшего чтеца! 1 человек от группы.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: использовать речь для регуляции своего действия.

Постановка цели и задач урока. Введение в тему урока.

Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”

Кроссворд на доске или индивидуально у каждого на листке.

Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение. (Сказка).

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

4. Имя молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

— Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать (Басня).

Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.

— Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?

-А хотите узнать, кто этот человек и почему его произведения мы продолжаем изучать?

— Послушайте стихотворение Вяземского.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

Кто догадался о ком оно? А хотите узнать кто этот человек и почему его произведения мы изучаем? Что вы помните о творчестве Крылова?

Напомним биографию баснописца И. А. Крылова.

Рассказывают 3 подготовленных ребёнка.

И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

В Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П.: осуществлять анализ объектов; строить речевое высказывание в устной форме.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

Изучение новой темы. Работа до чтения.

Посмотрите на доску и постарайтесь прочитать название произведения Крылова, с которым мы познакомимся сегодня на уроке:

— Поднимите руку, кто видел мартышку?

— Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)

-Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов.

Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда –необразованный, несведущий человек.

К худу клонит- к плохому клонит.

Познатней – знать, буржуазия, богачи.

Невежда -грубый, невоспитанный человек.

Слушаем аудиозапись басни И. А. Крылова.

-Постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

П.: находить нужную информацию в тексте.

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

— Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?

— Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.

— Прочитайте первую часть. Как она называется?

— Прочитайте вторую часть. Как она называется?

— Прочитайте третью часть. Как она называется?

— Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

— А как называется следующая часть?

— Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).

— В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Представляю детям музыкальную физ.минутку и прошу повторять действия персонажей.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Работа после чтения. Работа на понимание.

— Сейчас поработаем над языком басни.

— Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

— Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

— Купить, достать, приобрести.

— Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

— Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.

— Очки не действуют никак – не помогают.

— Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.

— Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

— Проку на волос нет – очень мало пользы.

— Подберите синонимы к словам: прок – польза

враки — неправда, обман, ложь

— Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.

— Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.

— Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.

— Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.

— Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.

— К худу клонит – говорит плохо о ней.

— То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.

— Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.

5) Выделение главной мысли произведения.

— Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

— В каких строчках заключена идея басни?

Р.: определяют, о чем идет речь в басне.

П.: строить речевое высказывание в устной форме, находить нужную информацию в тексте.

— Первая группа готовится проинсценировать басню.

— Вторая группа, выразительно читает басню.

— Третья – составляет диафильм.

— Прочитайте выразительно басню.

— Какие кадры диафильма нарисовали ?

— А теперь посмотрим инсценирование..

— Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?

Л.: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Информация о домашнем задании

II группа — выразительно читает басню

III группа – учит наизусть

I группа – разбивается на пары и готовится к инсценированию

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Деятельность учителя и учащихся

Учитель просит детей сесть за столы.

Все ль внимательно глядят?

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Ребята,сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен Крылова.

Что вы узнали на прошлом уроке об этом писателе? (рассказывает подготовленный ученик)

#Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал 205 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены более, чем на 50 языков. Рянзин

#В замечательном городе Санкт-Петербурге есть чудесный Летний сад. Он очень красив в любое время года. В Летнем саду кроме прекрасных скульптур из мрамора есть еще и бронзовый памятник великому баснописцу, который был установлен через 11 лет после смерти Крылова в 1855 году. Посмотрите на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о чем-то задумавшись, в окружении зверей и птиц — героев своих басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают наизусть его басни. Семенов

— В каком жанре писал И.А.Крылов? (эпический жанр – басни)

— Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня? Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:

1.Словарно – лексическая работа.

— Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

— Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?

— Почему мартышка разбила все очки?

— Как вы думаете, какой будет мораль басни?

— Сформулируйте её своими словами.

Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Проверка первичного восприятия

– Что заставило вас улыбнуться?

Читайте также:  Раствор для очков от запотевания

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Чтение и анализ конкретного содержания басни

-Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы? (Это герои басни)

-Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

мартышке и о том, как она пыталась примерить очки.)

Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку), к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

Понравилось ли вам исполнение басни?

( Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.)

Ответим на вопросы учебника:

№ 2. Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

№ 3. Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

№ 4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

№ 5. Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.

Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

– Найдите главную часть басни – мораль.

( К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

-Кто может пересказать мораль своими словами?

( У каждой вещи есть свое предназначение, своя инструкция по применению. Если не использовать вещь в тех целях, для которых она предназначена, то и прока от ее не будет. Поэтому сначала нужно разобраться что к чему и как, а не бросаться словами обвиняя других в незнании. Мартышка в данном случаи и является такой невеждой, необразованной личностью и высмеивает науку, не понимая что сама осталась в смешном положении. )

У . -С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

Что же автор хотел сказать нам, читателям?

Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

Оправдаем надежды И. А. Крылова?

Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Ребята, а у вас бывало такое, что вы с друзьями хотели что сделать, но у вас не получилось?

Можете провести примеры из жизни/ фильма, мультфильма.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

У . -Как читаем первые строчки?

Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?

Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Чтение басни в парах, выразительное чтение басни хором и индивидуально.

Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Ребята, для чего люди читают басни И. А. Крылова?

( Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.)

Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…

— Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично и вам понравилась работа одноклассников, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось,. то оранжевые. # (Выставляю оценки)

— Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, так давайте же поделимся нашим настроением с гостями и в память об уроке подарим им улыбку и солнышко.

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

Урок литературного чтения

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: — познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»

• Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова«Мартышка и очки»

• Дать представление о характерных признаках басни;

• Находить мораль в произведении;

• Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

• Развивать память внимание, речь учащихся;

• Воспитывать любовь к чтению;-воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: — познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»

• Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова«Мартышка и очки»

• Дать представление о характерных признаках басни;

• Находить мораль в произведении;

• Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

• Развивать память внимание, речь учащихся;

• Воспитывать любовь к чтению;-воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

по МДК «Русский язык с методикой преподавания»

«Конспект урока по литературному чтению на тему «Басня И.А. Крылов «Мартышка и очки»»

УМК «Начальная школа 21 века»

Учебник «Литературное чтение», авторы Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока: «Басня И.А. Крылов «Мартышка и очки»»

Цель: Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»

• Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»;

• Дать представление о характерных признаках басни;

• Находить мораль в произведении;

• Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

• Развивать память внимание, речь учащихся;

• Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;

• Обогащать словарный запас учащихся;

• Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

• Воспитывать любовь к чтению;

• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»;

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Петровна, и сегодня, урок литературного чтения у вас буду вести я. Можете садиться.

Все ль внимательно глядят?

-Вижу, что к уроку все готовы, молодцы

-Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

— нацеливание на успешную деятельность;

— организация рабочего места.

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

— формирование умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний. Постановка цели.

-Ребята на доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?

(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)

-Ребята, скажите, с какими баснями вы уже знакомы?

-Сегодня мы продолжим знакомиться с басней.

-Какие басни Льва Николаевича Толстого вы помните?

-Можете ли вы прочитать наизусть?

— А какие басни И.А.Крылова вы знаете?

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова.

-А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:

Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.

-Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

-Почему слово «Мартышка» написано с большой буквы?

— Расшифровывают определения (Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка).

— «Дуб и трость», « Лев, Медведь и Лиса», «Лиса и виноград».

— «Как мужик убрал камень, «Лисица и Журавль», ««Волк и Лисица».

— Читают наизусть басню, если помнят.

-«Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица».

— Лишнее слово «мартышка» это дикое животное, а все остальные домашние животные.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

умение строить монологическое высказывание и слушать собеседника.

-Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

-Посмотрите на портрет И.А.Крылова.

-Каким он вам представляется по характеру?

-Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

-Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?

(Своё сообщение читает заранее подготовленный ученик).

-Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня?

-А кто знает, кто такой «баснописец»?

— Добрый, умный, мудрый и т. д..

— Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!). Вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.

— Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

-Баснописец значит человек, который пишет басни.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

— Мы хорошо поработали, давайте немножко отдохнём.

выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

4.Первичное чтение учителем.

-Ребята, сейчас я вам прочитаю басню, а вы её внимательно послушайте.(Читаю басню)

-Слушают внимательно басню.

Коммуникативные (участие в учебном диалоге)

Личностные ( отношение к учебной деятельности)

(формирование контрольно-оценочной деятельности)

5.Проверка первичного восприятия.

— Что заставило вас улыбнуться?

— Почему именно мартышка стала главным персонажем басни?

-Поднимите руку, кто видел мартышку?

-Какие действия совершала мартышка с очками?

— То как мартышка примеряла очки и то как она ругалась на людей.

-Потому, что мартышка любопытная, любит гримасничать, подвижная.

Познавательные: осуществлять сравнение и умение делать выводы; выделять существенные признаки, устанавливать аналогии.

-умение определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

6.Чтение и анализ конкретного содержания.

-Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов.

Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда –необразованный, несведущий человек.

— Прочитайте басню про себя, обратите внимание на композицию.

— Прочитайте первую часть. Как она называется?

— Прочитайте вторую часть. Как она называется?

— Прочитайте третью часть. Как она называется?

— Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

— А как называется следующая часть?

— Замените слово мораль синонимом.

— В чем аллегоричность этой басни?

Читайте также:  Пьер карден очки для зрения

— Сейчас поработаем над языком басни.

— Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

— Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”.

— Прочитайте развитие действия.

— Как вы понимаете? «Очков с полдюжины себе она достала?»

— Подберите синоним к слову, «нанижет».

— Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

— Подберите синонимы к словам: прок,

— Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, «хватила».

— Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.

— Как понимаете выражение, брызги засверкали.

— Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

источник

Наталья Батагова
Открытый урок «И. А. Крылов. «Квартет»

Урок литературного чтения из раздела «Познаем секреты житейской мудрости»

Тема:И. А. Крылов «Квартет».

1) Продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;

2) Формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;

3) Находить мораль в произведении;

4) Учить читать басню по ролям;

1) Развивать навыки анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль;

2) Развивать навыки беглого чтения;

1) Вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.

2) Пробуждать добрые чувства;

3) Воспитывать интерес к чтению, прививать любовь к родному слову, к русской литературе;

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

1) Осуществляют анализ, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

2) Находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

1) Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

2) Выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме;

3) Планируют свои действия для решения учебной задачи;

1) Строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

2) Участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

3) Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник, кроссворд, поговорки, аудиозапись

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Николаевна. И сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. На нашем уроке присутствует много гостей. Поприветствуем их.

Начинается урок.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

– Какую басню мы читали на прошлом уроке? (Ворона и лисица») (слайд 1)

– Чему учит нас эта басня? (Эта басня учит тому, что не стоит бездумно доверять всем льстивым словам, которые человек слышит от окружающих.)

—Давайте представим, что мы в театре и покажем эту басню. Я думаю, что с ролью лисы лучше всего справится …. ,а с ролью вороны-…. и в роли автора у нас сегодня будет…А помогу вам перевоплотиться в эти образы маски.

—Рассмотрите книжную выставку. Можно ли по ней определить о ком мы будем сегодня разговаривать? (Можно. О Крылове.)

—Почему? (На ней книги с его баснями.)

—Правильно, сегодня мы с вами продолжим изучать творчество этого великого баснописца (слайд 2)

III. Сообщение темы урока

— Предлагаю познакомиться с еще одной басней И. Крылова и проанализировать ее.

— А как вы думаете, с какой басней мы сегодня будем работать? Попробуйте угадать.

Все квартетом называют (слайд 3)

— прочитайте на с. 28 название басни. («Квартет».) (слайд 4)

— Кто знает, что означает это слово? Откройте толковый словарь на стр. 129 и найдите значение этого слова.

– Что такое КВАРТЕТ?

А еще квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

—И так тема нашего сегодняшнего урока И. А. Крылов «Квартет».

—Возможно, мы должны разобраться, что же нам хотел рассказать автор, а для этого мы себе поставим проблему (цель) -выразительно читать басню, анализировать ее и находить мораль в басне

—Давайте сначала прослушаем басню «Квартет» в исполнении артиста Валентина Гафта. А вы, ребята, следите по тексту. (слайд 5) аудиозапись

IV.Самостоятельная работа детей. (словарная работа)

—Ребята, названия каких музыкальных инструментов вам встретились? («бас», «альт», «прима», «втора».)

—Попробуем выяснить значение этих слов. Найдите в толковом словаре слова1 ряд- «бас», 2 ряд-«альт», 3 ряд-«прима», «втора». (спросить по одному ребенку на каждое слово) (слайд 6)

— Какие инструменты используются в квартете? (Бас, альт, прима, втора.)

— Посмотрите на картинку. Вот на чем играли наши горе-музыканты (Слайд 7)

– Все эти инструменты называются СМЫЧКОВЫЕ, так как звук извлекается смычком. Прочитайте на слайде что означает слово смычок. (слайд 8) (один ребенок читает Смычок это слегка изогнутая деревянная палочка с натянутым вдоль нее пучком конских волос, которой водят по струнам для извлечения звуков.)А для того, чтобы научиться играть на смычковом инструменте,нужно долго и упорно учиться.

V. Первичное чтение басни хорошо читающими учениками.

— Давайте еще раз прочитаем басню. А прочитает нам ее (спросить по очереди 3 человека)

VI. Анализ басни перед самостоятельным чтением «Квартет» работа по иллюстрации

—Мы с вами прослушали и прочитали басню, а теперь давайте рассмотрим иллюстрацию к ней (Слайд 9)

— Сколько в басне героев? Какие животные являются ее героями?

(5:осел, козел,мартышка,косолапый мишка и соловей)

— Где происходят события? (на лугу, под липой)

— Какая история описана в басне? (животные решают сыграть квартет, во что бы то ни стало «пленять искусством свет».)

VII. Физкультминутка (включить видео)

— Мне кажется, что нам необходимо отдохнуть. Давайте проведем небольшую физкультминутку.

— Перечитайте басню самостоятельно.

VIII. Продолжение работы по теме урока. (Вторичное чтение басни учащимися самостоятельно)

— Какие признаки басни вы увидели(1. Произведение написано как небольшой рассказ, 2. он написан в стихотворной форме (как стихотворение,3. Главные герои-животные,4. в ней есть мораль)

— Кто из героев произносит мораль? (Соловей.)

— Случайно ли И. Крылов выбрал именно этого героя? (Он имеет право поучать остальных, так как он единственный среди всех — настоящий музыкант, певец и знает, о чем говорит.)

— А случаен ли выбор остальных героев? (нет, не случаен. Как известно, мартышки постоянно проказничают, что-то вытворяют. Ослы не отличаются особым умом. Козлы бодаются, если им что-то не нравится. Медведи неуклюжие. Весь этот состав очень неслаженный, животные не умеют слушать друг друга, понимать с полуслова, с полувзгляда и уж тем более вместе играть).

—Как вы понимаете слова: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет»? Обратите внимание на значение слова «пленять» (слайд 10)

—В самом деле, они могли пленять своим искусством? (нет, пленять – это очаровать своей игрой на инструментах всех слушателей, для этого нужно готовиться, учиться, а животные сразу начали играть)

—Найдите и прочитайте, как автор называет мартышку (проказница).

—Как вы думаете, кого считает Мартышка лучшим музыкантом в оркестре? (медведя, она называет его ласково- Мишенька)

—Как автор называет Мишку? (Косолапым).

—У музыканта должны быть тонкие и гибкие пальцы, чтобы держать в них смычок и водить им по тонким струнам. А косолапый медведь сможет это сделать? (нет)

—Прочитайте, как они начали свою игру (Ударили в смычки, дерут, а толку нет)

—Почему, по мнению мартышки, у них не получилась музыка? (потому что они неправильно сели)

—Стали ли они лучше играть, когда расселись так, как предложила Мартышка? (нет, у них опять ничего не получилось)

—Что предложил им осел, чтобы они могли осуществить задуманное? (Сесть рядом)

—Каким хотел казаться осел в глазах у друзей? (Умным, знающим)

—Получилась ли у них музыка? (нет)

— Что предлагает Мартышка членам квартета, чтобы музыка пошла на лад? Найдите и прочитайте нужные строчки (Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!»)

— Какая мысль осенила Осла? Найдите эти строчки и прочитайте их так, как будто он делится открытием с остальными. (Постойте ж, я сыскал секрет! Мы верно уж поладим, коль рядом сядем)

— Почему же все обрадовались Соловью и почему Крылов именно его выбирает в судьи? (потому что они сами не смогли сыграть красивую музыку, а соловей считается мастером своего дела, он красиво поет и знает толк в музыке)

— Можно ли сказать, что члены квартета попали в смешное положение? (да)

— Какая причина делает это положение смешным? Прочитайте на стр 30 высказывания и выберите нужное. (Подходят оба пункта: а) они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантами; б) они смешно ищут выход: пересаживаются с места на место.)

— Какая же причина вызывает веселый смех, а какая — горький, грустный? (первая причина-грустный, а вторая –веселый)

—Прочитайте слова, которые выражают мораль басни (А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.)

—Сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно по карточкам. Слева у вас написаны высказывания, а справа выражения из басни. Соедините правильно выражения из басни с высказываниями.

XI. Чтение по ролям. (Учитель нацеливает учащихся на тон и цель чтения)

—А теперь давайте прочитаем басню вслух, но сначала, мы с вами выясним с какой интонацией надо прочитать слова каждого? (слайд 11)

А для этого давайте представим, какая Мартышка

— Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое,

—Значит, будем читать быстро, интонация поучительная, несколько хвастливая.

—Он медлителен, нетороплив, груб, громко кричит

А значит и читать его слова мы будем как?

— Громко, но медленно, в тоне должна звучать грубость и самоуверенность невежды.

—И, наконец, соловей. Какой он?

— Соловей — это справедливый и знающий судья. ему можно верить, поэтому читать надо

спокойно, поучительно, с осуждением и насмешкой.

(Чтение басни выразительно по ролям. (слайд 12).

Прочитайте пословицы и поговорки. (Слайд 13). Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясните свою точку зрения. (Третью. музыканты не знали как надо играть)

—Давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока. А в этом нам поможет кроссворд (Слайд 14)

1. Как называется басня, которую мы сегодня изучили? (Квартет)

2. Чтоб музыкантом быть, что надобно? (уменье)

3. На каких инструментах играли звери? (Смычковые)

4. Над каким жанром литературы мы сегодня работали? (Басня)

5. Кого в басне автор назвал проказницей? (Мартышка)

6. Кто отыскал секрет и предложил сесть рядом, чтобы получилась музыка? (Осел)

7. Кто из героев басни произнес след. слова «А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь»? (Соловей)

8. Назовите автора басни «Квартет» (Крылов)

XII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? (выразительно читать басню, анализировать ее и находить мораль в басне) Достигли мы поставленной цели?

—Чему учит басня Крылова «Квартет»? (что музыкальные инструменты и ноты — это не всё, что нужно для музыки. Что каждому делу необходимо учиться)

— Как вы думаете, почему И. Крылов выбрал жанр басни для своего творчества? (Он хотел высмеять пороки людей, чтобы люди, посмотрев на себя со стороны, становились лучше.)

—Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же вам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?

Потому что, в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе-музыканты Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

-А сейчас оцените свою работу на уроке. А для этого мы с вами поиграем в игру «Пантомима»

Вы с помощью жестов и без слов покажите результаты своей работы. Если вы довольны работой то поднимите руки вверх, если не довольны то- опустите голову вниз, а если вам было скучно и безразлично, то закройте лицо руками.

Домашнее задание (Слайд 15)

1. Подготовить выразительное чтение басни «Квартет» (учебник, с. 28—29).

2. рисунок-иллюстрацию к басне

—Свои работы вы можете отправить на мой сайт, адрес которого вы видите на экране

—Какие вы молодцы, ребята! Спасибо вам. Я очень рада, что именно вы помогли мне сегодня в проведении урока. А в память о нашей работе я хочу подарить вам по золотому перу, очень похожему на то, которым писал свои басни И. А. Крылов

источник