Меню Рубрики

Мартышка и очки 3 класс ответы на вопросы

Урок литературного чтения «Школа России» 3 класс

«И.А.Крылов. Басни», «Мартышка и Очки»

Урок литературного чтения

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока : изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

— познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова,

провести работу над басней «Мартышка и очки».

-формировать умение определять басню как жанр литературы

по характерным признакам, находить мораль в произведении;

— развивать аналитические и творческие способности обучающихся;

— воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; сотносить смысл басни и пословицы.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Быстренько проверь, дружок:
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?

Проверка домашнего задания

Вступительное слово учителя.

  • А.С. Пушкин, сказку которого мы закончили читать, очень любил басни И.А.Крылова. Он называл его «истинно народным поэтом».

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье скромного офицера. Мать его была простая женщина «без всякого образования, но умная от природы». Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец его умер и семья осталась без средств к существованию. Напрасно вдова А.П.Крылова хлопотала о пенсии. Семья переезжает из Твери в Москву, а затем в Петербург, где Крылов поступает на службу в Публичную библиотеку. Около 30 лет жизни он там прослужил. Крылов вышел в отставку на 72 году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Первая книга с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Его ласково называют «Дедушка Крылов». Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в согласии и счастье. Его оружие – басни, которые учат жить по справедливости.

— Кто первым начал писать басни?

— Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.

— Что такое аллегория? ( Иносказание.)

Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» И.А. Крылов

— Я буду зачитывать из басни мораль или «крылатые выражения», а вы постарайтесь назвать басню.

1. Вот то-то мне и духу придает,

Могу попасть в большие забияки.

2. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

4. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

5. Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

6. Когда в товарищах согласья нет,

И выйдет из него не дело, только мука.

7. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки»

— Сегодня мы будем работать над басней «Мартышка и Очки»

2. Беседа по непосредственным впечатлениям.

— Что особенно понравилось в басне?

— О чём это произведение: о знакомом нам животном или о чём-то ином?

(О том, что Мартышка не знала, как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны. А очки очень важны для людей со слабым зрением)

3. Чтение басни (про себя) для подготовки ответов на вопросы.

4. Работа над содержанием басни.

— Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?

(Они являются главными героями басни)

— Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку?

(Мартышка – животное вертлявое)

— Рассмотрите внимательно рисунок. Найдите соответствующие слова,

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет)

— Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?

(Мартышка купила себе полдюжины очков, хотя нужны только одни, нанизывала их на себя куда только можно)

— Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?

(К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

— Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?

(Вывод: В басне высмеивается человек-невежда)

«нанижет» – оденет подряд на нитку;

«невежда» — необразованный, несведущий человек;

«к худу клонит» – к плохому клонит;

«познатней» – от слова «знать» – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

«невежа» – грубый, невоспитанный человек

Выберите нравственные качества человека,

И.А. Крылов в басне «Мартышка и очки»

  • самоуверенность ложь лень
  • неблагодарность жадность глупость
  • скупость эгоизм невежество
  • зазнайство хвастовство назойливость

7. Работа над выразительным чтением.

— Как нужно читать эту басню? Почему?

(Начало – медленно, как сказку.

Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.

Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.

Мораль – поучительно, медленно)

8. Выразительное чтение по ролям (автор, Мартышка)

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.

Басня — вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие.

Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь.

— Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?

— Нужно ли изучать басни? Чему учит басня «Мартышка и Очки»?

Закончить урок мне хочется так:

Как басня, так и жизнь ценится не за длину,

Подготовиться к выразительному чтению басни.

источник

1. Почему слова Очки и Мартышка написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

Причина в том, что это персонажи произведения.

Имена персонажей одновременно являются их характеристиками.

Поэтому не сложно догадаться, кто будет задействован в произведении.

Но о чем именно будет рассказываться, понять нельзя.

Ведь подобного сюжета нельзя встретить в других произведениях.

2. Обрати внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. (Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?) Прочитай выразительно, как Мартышка примеряла Очки. Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

Поведение Мартышки является примером неправильного обращения с Очками. Ведь они предназначены для совсем другого – ношения на глазах. А она до этого не додумалась.

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет…

Из-за того, что попытки Мартышки помочь себе Очками не увенчались успехом, она сделала вывод, что люди говорят неправду.

Хотя на самом деле просто не умела ими пользоваться.

То есть дело не в обмане, а в глупости.

По своей натуре, героиня просто решила повторить за людьми (возможно, она в Очках даже не нуждалась).

Но, как это правильно делать не знала.

А ее версии действий с Очками были далеки от реальности.

Мартышка – это зверек, который вечно кривляется, не слушается, показывает различные выходки и пытается что-то повторить за человеком.

Это смешное животное, а в басне – еще и глупое.

Задействовав ее образ, автор хотел высмеять людей, которым присущи аналогичные черты.

Ведь в реальной жизни можно встретить людей, которые пытаются повторять за другими и делают что-то, не будучи в этом осведомлены.

А, когда у них это не получается, винят других – свою ошибку признать не желают.

Эта басня Ивана Андреевича не единственная, в которой главным героем выступает это животное.

Мартышки имеют много плохих «привычек», поэтому их можно сравнить с многими людьми.

Вообще каждое животное — персонаж, которое задействовано в произведениях Ивана Андреевича, имеет черты, что присущи и людям.

Таким образом, на их примерах автор учит нас моральным ценностям.

Стоит отметить, что каждая басня указанного автора написана простым, доступным языком, читается легко и ненавязчиво.

Они смешат и одновременно учат.

Поэтому их читать не только невероятно интересно, но и полезно.

Поведение Мартышки, ее обращение с Очками, невежественные попытки по-своему их использовать – вызывают искренний смех.

При этом, в своей глупости героиня обвинила других.

К тому же, возможно, Очки Мартышке были вовсе не нужны.

Она просто услышала от людей о потребности в этой вещи и решила за ними повторить.

Такая уж особенность поведения этого животного.

Конечно, слова баснописца в конце произведения очень ценны.

Таким образом Крылов подводит итог всему происходящему и, можно сказать, дает наставление своим читателям.

Таким словом называют тех, кто в чем-то не разбирается, но при этом делает выводы, учит других либо и запрещает что-либо.

То есть невежда судить обо всем по себе.

6. Подумай: если бы в басне не было морали, можно было бы догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в ней?

Да, сюжет басни достаточно ясен, поэтому наличие строк с моралью не обязательно.

Но без них, было бы намного сложнее понять всю суть.

Так что Крылов упрощает задачу читателю и делает произведение максимально простым и понятным.

Слово «невежда» указывает на малообразованную, незнающую персону.

Слово «невежа» указывает на человека, который может быть образованным, но при этом невоспитанным и грубым.

Такой человек способен на хамство и непозволительное поведение.

источник

Открытый урок по литературному чтению на конкурс «Учитель года-2018» на тему «И. А. Крылов «Мартышка и очки» в 3 классе

Эмрахова Валида
Открытый урок по литературному чтению на конкурс «Учитель года-2018» на тему «И. А. Крылов «Мартышка и очки» в 3 классе

ТЕМА: И. А. Крылов «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И. А. Крылова для высмеивания людских пороков.

• Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).

Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

• Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

• Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

• Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.

• Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.

• Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.

• Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

• Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

• Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.

• Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

— проявлять интерес к новому жанру — басне;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

— находить в тексте ответы на вопросы;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л. Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», интерактивная доска, «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

-Как же приятно на душе, так и хочется сказать вам доброе «Здравствуйте!» и услышать от вас в ответ теплое «Здравствуйте!»

Позвольте представиться. Прошепните мне каждый свое имя навстречу….

-Ребята, скажите пожалуйста, каким общим словом можно объединить и те стихи, которые я вам читала, и ту музыку, которую вы слышали, и те картины, что вы видели?

-Такое волшебное и чарующее слово, не правда ли? Как нежно звуки этого слова переплетаются между собой и очаровывают нас.

-Какой сейчас у нас урок? О какой красоте может идти речь на уроке литературного чтения? (О красоте слов, о красоте речи)

«Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

Читайте также:  Специальные очки для водителей цена

-Итак, сегодня мы будем говорить о… (Ответы детей)

1. Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. Ролик.

-Рассмотрите репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрым, проницательным, мудрым)

— Таким же мудрым и проницательным запечатлил баснописца в бронзе великий русский скульптор Петр Карлович Клодт. Он находится в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов. Пьедестал памятника украшают фигурки персонажей басен Крылова. Многие выражения из басен дедушки Крылова стали крылатыми. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова.

— А сейчас мы окунемся в историю. Каких великих баснописцев вы знаете?

— Давайте вспомним, что такое басня?

Басня — небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. В баснях содержится мораль,поучение.

-Басни нужны нам для того, чтобы избавляться от своих пороков, т. е. от своих дурных привычек.

— Басни Крылова, в отличии, например, от басен Л. Н. Толстого, написаны в стихотворной форме. Герои Крылова всегда животные,но имена животных написаны всегда с большой буквы. Как вы думаете, почему?

— Под животными И. Крылов подразумевал людей.

2. Вспомните их и назовите басни, из которых взяты эти строки:

«У сильного всегда бессильный виноват» (басня «Волк и ягненок»)

«Сильнее кошки зверя нет» (басня «Мышь и крыса»)

«А Васька слушает, да ест» (басня «Кот и повар»)

«Видит око, да зуб неймет» (басня «Лисица и виноград»)

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (басня «Квартет»)

-Ребята, а кто из прочитает отрывки из басен Крылова? А может кто-то инсценировать басню?

3. Сегодня мы познакомимся с басней «Мартышка и Очки». Перед чтением мы познакомимся с новыми словами и словосочетаниями:

Темя – верхняя часть головы

Нанижет – надеть на нитку подряд

«К худу клонит»— к плохому клонит

Невежда- необразованный, малограмотный человек

Невежа – грубый, невоспитанный

«Слаба глазами стала» — слепая, плохо видит

«Зло еще не так большой руки» — незначительно, невелико.

«Пропасть» — отчаяние, негодование

«А проку на волос нет в них» — отсутствие пользы

«Хватила о камень» — ударила, разбила

«Брызги засверкали» — разбились

4. Слушаем басню «Мартышка и очки». Иван Крылов. Образцовое чтение учителя

-Кто из вас видел Мартышку?

-Многие конечно. Это мелкая обезьянка, проводящая больше времени на деревьях, обитает в Африке, Южной Америке и юго-восточной Азии)

1. Почему Мартышка решила завести Очки? (Стала слаба глазами)

2. Что делала М. с Очками? (вертит очками так и сяк, то к темю их при жмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их подлижет)

3. Что случилось с очками в итоге? По какой причине? (М. тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали)

-Какое чувство вызывает у вас этот персонаж (сочувствие)

-А как относится к ней Крылов? (он тоже ее жалеет, потому что ее невежество только смешит всех вокруг).

-Почему Очки М. не помогли? (М. не могла пользоваться Очками)

-Как вы думаете, для чего баснописец написал эту басню? (Очевидно, он хотел научить нас, как действовать в данной ситуации и хотел подсказать нам, как учиться на чужих ошибках.)

— А теперь давайте почитаем мораль басни. (К несчастью….)

-Посмотрите и скажите, какие выражения из басни стали крылатыми?

(Мартышка к старости слаба глазами стала…. Тот дурак, кто слушает людских всех врак).

— Найдите слова, которые помогают нам раскрыть образ героя?

1. «Мартышка к старости глазами стала» -старая, слабое зрение

2. «Вертит очками так и сяк…» — не знает, как ими пользоваться

3 «Тьфу пропасть…» — взрывная, нетерпеливая, невоспитанная, грубая.

-Что в басне вызвало вашу улыбку? (То, как Мартышка примеряла очки, не правда ли. Но какой был наш смех? Он был добрым, не злым.

6. Чтение текста детьми

-1 строку учитель, 2-ю дети

-Бинарное чтение

7. Конкурс для групп «Найди пару»

Вам предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например: Стрекоза- Муравей, наклеить пары на лист бумаги

8. Конкурс знатоков

Задача: восстановить текст басни И. Крылова, вписав пропущенные слова

Первая строка — тема синквейна.

Вторая строка — два прилагательных

Третья строка — три глагола

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая ваше личное отношение

Пятая строка -одно слово, обычно синоним

10. Кластер (в парах)

11. Конкурс в группах «Шесть шляп»

Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою

Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя

Синяя шляпа (размышление) — дайте совет герою или читателю

Белая шляпа (учёный) — чему следует поучиться у героя.

Зелёная шляпа (творчество) продолжите басню рассказом.

— С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (С необразованностью)

— Что же автор хотел сказать нам, читателям? (Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)

-С чего мы начинали урок? (С красоты) Спасибо вам за то, что так замечательно работали на уроке, вашей учительнице, которая подарила вам добрые знания. И в память о нашем уроке хочу подарить вам книгу с баснями И. Крылова. Читайте и становитесь мудрей.

— Встаньте, ребята. Подарите нашим гостям красивые улыбки, как символ ваших красивых сердец.

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Обобщение по разделу «Природа и мы» Конспект урока по литературному чтению (4 класс «Школа России») (Обобщающий урок) Тема: Обобщение по разделу “Природа и мы”. Цель: Повторить.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Федорино горе» Урок литературного чтения К. И. Чуковский «Федорино горе», 2 класс Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе».

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе «Сказочная страна» Литературное чтение. 2. класс. Сказочная страна. Жирнова ЕлизаветаВасильевна учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№33» г. Чебоксары Тема.

Проектная задача по литературному чтению в 1 классе «Школа России» Проектная задача по литературному чтению в 1 классе по программе «Школа России», учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.

Промежуточная аттестация по литературному чтению в 4 классе Промежуточная аттестация 2017/2018 учебного года по литературному чтению в 4 классе Пояснительная записка Раздел 1. Спецификация итоговой.

Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе Тема раздела Картины родной природы (18 часов) Темы изучения Картины родной природы (18 часов) Цели изучения Сформировать эмоционально-ценностное.

Урок развивающего контроля по литературному чтению в 3 классе по ФГОС «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» Цель: обобщить знания по пройденному разделу “Собирай по ягодке — наберешь кузовок”. Форма проведения: урок – игра. Тип урока: урок развивающего.

Урок по литературному чтению в 4 классе «К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» Урок по литературному чтению.

Эссе «Я — воспитатель» на конкурс «Учитель года-2018» Эссе Тема: «Я — воспитатель! Осипова Ксения Дмитриевна, воспитатель МБДОУ № 10 «Росинка» г. Южно-Сахалинска «Наш важнейший педагогический.

Эссе «Я — воспитатель» на конкурс «Учитель года-2018» ЭССЕ для участия в конкурсе «Учитель года – 2018» «Я – воспитатель» Котова Елена Александровна воспитатель МБДОУ № 21 «Кораблик» г. Южно-Сахалинск.

источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

Образовательные:

  • Ознакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова;
  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, инсценировать басню (навык выразительного и осознанного чтения), сочинять басню.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и
  • организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала.
  • Развитие речи, эмоций, логического мышления учащихся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной
  • познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: выставка книг И.А.Крылова, маска для инсценирования басни, ЦОР — презентация к уроку.

Сейчас мы будем читать басню. А что такое басня?

Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни).

III. Открытие нового знания

Ребята, сейчас мы с вами совершим воображаемую экскурсию в Санкт-Петербурге по Летнему саду. Вот и аллея, которая нас привела к памятнику.

Нет торжественной позы стоящего важно человека. Он сидит в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая кому-то. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, барельефные изображения персонажей произведений, которые создал этот необыкновенный человек. Кто же это?

(Иван Андреевич Крылов) Этот памятник был сооружен из бронзы (через 11 лет после смерти, 1855 г.) на деньги, которые собирали по всей России; скульптор — Петр Карлович Клодт.

Чем прославился И.А. Крылов? (баснями)

Но путь к этой славе был нелегким.

Послушайте небольшой рассказ о И.А.Крылове, который приготовили несколько ребят нашего класса.

И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения — синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте.

Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. Семья Крыловых и так была небогата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд — канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца.

Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Он написал более 200 басен.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались.

Почему, ребята? Узнаем мы это, когда познакомимся с его баснями. Сегодня — «Мартышка и Очки».

Ребята, прежде чем начнем читать басню, давайте поиграем: представьте себе, что все мы мартышки. Какие у нее повадки?

По деревьям мы тихонечко полазим,
И в ладоши так прихлопывать начнем.
А ногами- то притоптывать все враз.
Ну, теперь, не страшен нам и дикобраз!

Чтобы текст басни был понятен, определим значение слов:

(слайд №4)

  • Дюжина- 12;
  • Полдюжины- 6;
  • Темя — верхняя часть головы;
  • Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку;
  • Нет проку — нет толку;
  • Невежда — необразованный, несведущий человек;
  • К худу клонит — к плохому клонит;
  • Познатней — знать — в буржуазно — дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
  • Невежа — грубый, невоспитанный человек.

2) Чтение басни учителем. Работа над ней.

  • Какие чувства вы испытали во время чтения басни?
  • Что тебя в басне забавляет, смешит?

3)Вторичное чтение басни учащимися самостоятельно.

— Когда будете читать, пожалуйста, постарайтесь найти ответы на следующие вопросы:

— Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?

— Какие действия совершала мартышка с очками? Прочитайте.

— Что обычно делают с очками?

4) Работа над басней после чтения детьми.

(Обсуждение ответов детей на ранее заданные вопросы)

— Почему мартышка решила, что ее обманули?

5) Работа с иллюстрацией учебника

Посмотрите на иллюстрацию страницы 134 учебника и выразительно прочитайте то место в басне, которое описывает данное изображение.

6)Работа в парах: чтение по ролям басни (с. 134, без морали)

Читайте также:  Специальные очки для тренировки зрения

«Живая картинка». Инсценирование басни.

(Для исполнения роли Мартышки используется маска)

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации.

— Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?

— Какой совет можно им дать?

— Встречали ли вы в жизни таких людей?

Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.

Выберите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А.Крылов в басне «Мартышка и очки».

(Учащиеся получают карточки, где выделяют нравственные качества )

самоуверенность ложь лень
неблагодарность жадность глупость
скупость эгоизм невежество
зазнайство хвастовство назойливость

Выразительное чтение басни.

V. Итог урока

  • Кто такой Крылов?
  • С каким произведением познакомились? Что такое басня?
  • Какие качества человека высмеивает автор?

VI. Домашнее задание:

  • Выучить басню наизусть;
  • Творческое задание — сочинить свою басню, где высмеивается невежество, глупость человека (в стихах, в прозе).

источник

Сегодня мы предложим вам варианты вопросов для викторины по басням Крылова. Не зря произведения данного автора называют кладезем народной мудрости. Ведь каждая басня несет глубочайший смысл, который в шуточной форме можно донести детям.

Эта викторина необходима для глубокого понимания мудрых басен Крылова. Помимо общих вопросов, касающихся творчества автора, здесь можно обнаружить и те, которые относятся конкретно к одному творению. Пожалуй, приступим. Для начала детей стоит немного познакомить с правилами проведения конкурса. О них вы сможете прочитать в следующем пункте статьи.

Перед тем как мы перейдем к вопросам викторины по Крылову (с ответами), необходимо обсудить правила игры. Проведение любого развлекательного мероприятия требует особой подготовки. Перед вопросами необходимо произнести интересную вступительную речь.

Для проведения конкурса стоит разделить весь класс на две или более групп. Так можно развить дух соперничества и общности команды. Мы предлагаем следующую систему поощрения: каждый правильный ответ приносит группе один балл. По итогам необходимо подсчитать количество заработанных баллов, та группа, у которой их больше, получает приз. Призом может выступать абсолютно все – пятерка по литературе, сладкий презент (конфеты) и так далее.

Итак, теперь вступительная речь, которую стоит произнести перед викториной по басням. С ответами к ней вы сможете ознакомиться в самом конце раздела статьи с вопросами.

Вариант вступительной речи: «Все мы с самого детства любим читать знаменитые сказки Ивана Андреевича Крылова. Какой бы ни была жизненная ситуация, в голове моментально возникают «крыловские» образы. То вспомнится Моська, лающая на Слона, то Обезьяна, насмехающаяся над своим отражением в зеркале. А как часто мы встречаем людей, которых можно сравнить с Мартышкой, из-за своего невежества разбившей ценные очки. Несмотря на то что басни малы по размеру, смысл в них заложен огромный. Эти знаменитые басни всегда сопровождают нас в жизни, помогая осознавать настоящие ценности. Перед проведением интереснейшей викторины по басням Крылова, нам предстоит разделиться на две группы. Та команда, которая даст больше ответов, получит приз. Не стоит выкрикивать ответ, поднимите руку. Если ответ дан без моего разрешения, то балл не засчитывается. В добрый путь по прекрасному миру басен!»

Первый этап викторины по басням Крылова будет содержать общие вопросы по жизни и творчеству писателя. Поехали!

Наш первый вопрос: сколько всего басен написал И. А. Крылов? Ответ может быть не точным (пример: около ста, примерно триста и так далее).

Второй вопрос: кто помнит дерево, на котором ворона пыталась съесть сыр?

Третий вопрос: чье пение понравилось ослу больше (соловьиное или петушиное)?

Четвертый вопрос: какие птицы присутствуют в басне «Кукушка и Петух»?

Пятый вопрос: есть ли общие черты у сказки «Лисичка-сестричка и Волк» и басни «Волк и Лисица»? Если да, то какие?

Если дети затрудняются дать ответ, или были сделаны две неверные попытки у каждой команды, можно сказать верный. В этом случае балл не засчитывается никому. Правильные ответы: 1 – около двухсот; 2 – ель; 3 – петуха; 4 – Кукушка, Петух и Воробей; 5 – одинаковые герои, везде Лиса при помощи обмана оставляет Волка голодным.

Перед викториной на тему басни Крылова (тур «Мартышка и очки»), необходимо прочитать басню детям. Только после того как произведение прослушано, можно задавать вопросы:

  1. Какой недуг появился у Мартышки от старости? Ответ: «слаба глазами стала».
  2. Что достала Мартышка? Ответ: очки.
  3. В каком количестве она их приобрела? Ответ: полдюжины.
  4. Почему очки не помогли главному герою? Ответ: она неправильно их надевала.
  5. Что в итоге произошло с очками? Ответ: Мартышка их разбила о камень.
  6. Кто сможет объяснить своими словами: какова мораль басни? Ответ: Иван Андреевич на самом деле под очками понимал знания. Они часто разбиваются о некоторые препятствия, среди которых: нежелание учиться, стараться и самосовершенствоваться. Результат получается таким: Мартышка осталась ни с чем из-за своего незнания и нежелания учиться.

Как видите, вопросы для викторины по басням Крылова не сложные и очень интересные. Вам нравится игра, ребята? Дождаться ответа учеников. Тогда перейдем к третьему туру под названием «Лебедь, рак и щука».

Для начала, давайте прочтем басню. Это может сделать как преподаватель, так и дети. Можно предложить чтение по строчке или предложению. Для интереса учеников можно провести небольшой конкурс по выразительному чтению. Та группа, которая будет читать более выразительно, получает дополнительный балл. Если ребята старались одинаково, то добавить по одному баллу можно и той, и другой группе.

Вопросы для викторины по Крылову «Лебедь, рак и щука»:

  1. Что перевозили герои басни?
  2. Куда рвался лебедь?
  3. Куда пятился рак?
  4. Куда воз тянет щука?
  5. Объясните своими словами: какова мораль басни?

Ответ: 1 – воз с поклажей; 2 – в облака; 3 – назад; 4 – в воду; 5 – мораль басни заключается в том, что работу необходимо проводить сообща, в противном случае ничего получаться не будет, дела пойдут наперекосяк.

Четвертый тур будет посвящен басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Предложите детям чтение по ролям. Вопросы:

  1. Как автор называет Стрекозу в самом начале басни? Ответ: попрыгунья.
  2. Чем была занята Стрекоза все лето? Ответ: пела.
  3. К кому Стрекоза обратилась за помощью? Ответ: к муравью.
  4. Кем Муравей приходится героине? Ответ: кумушкой.
  5. Что просила Стрекоза? Ответ: дать ей приют до весны.
  6. Что ответил Муравей на просьбу кумушки? Ответ: пойди попляши.

Вот и все вопросы для четвертого тура. Вы неплохо справились с заданиями. Давайте теперь переходить к последнему туру, в котором мы проверим ваши знания басни «Ворона и Лисица».

Для усложнения, перед последним туром можно не перечитывать басню, а проверить знание и память.

Первый вопрос: в морали басни сказано, что льстец всегда отыщет уголок, где? Ответ: в сердце.

Второй вопрос: что Бог послал Вороне? Ответ: кусочек сыра.

Третий вопрос: как Ворона держала сыр? Ответ: во рту.

Четвертый вопрос: почему Лиса делала комплименты Вороне? Ответ: она хотела украсть сыр.

Последний вопрос: что попросила сделать Лисица? Ответ: спеть.

источник

урок по литературному чтению. тема: И.А.Крылов «Мартышка и очки»

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению в 3 классе. Тема: И. А. Крылов «Мартышка и очки»»

Тема: И. А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».

Тип: Изучение нового материала.

Цели: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Мартышка и очки»;учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

-Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией(еще:с удивлением, весело).

-Прочитайте небылицу быстро.

2. Проверка домашнего задания.

— Какие сообщения о баснописце Крылове вы подготовили?

— Сегодня мы с вами начнем знакомство с творчеством замечательного баснописца Ивана Андреевича Крылова. А. С. Пушкин очень любил творчество Крылова и назвал его «истинно народным поэтом».

Биография А. И. Крылова. рассказ учителя)

Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля (14 февраля н. с.) в Москве (точное место рождения неизвестно, но по приданию этим местом считается Москва) в семье бедного отставного армейского офицера.

Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Отец — Андрей Прохорович Крылов, умер в 1778 не оставив семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами.

Детство и юность Ивана Андреевича Крылова не были безоблачными. В одиннадцать лет он лишился отца — бравого капитана. Для того чтобы прокормить оставшуюся без средств семью, ему пришлось поступить на службу помощником канцеляриста. Об учении не было и речи. К счастью для юного Крылова среди скудного отцовского наследства оказался сундук, набитый книгами. Они-то и помогли расширить умственный кругозор будущего великого баснописца. В 15 лет он решил попробовать свои силы в литературе, написав свою первую пьесу «Кофейница». В качестве оплаты от купившего его произведение книготорговца Крылов попросил не деньги, а книги. Это было началом его литературного пути.

Юность в биографии Крылова

Мать Крылова не сумела добиться пенсии после смерти мужа, поэтому в 1782 году приняла решение переехать в Петербург и хлопотать о пенсии там. В Петербурге для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же этот переезд дал Ивану возможность заниматься литературным трудом. С 1786 по 1788 год Крылов написал трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и комедии «Бешеная семья», «Проказники». Благодаря этим произведениям имя молодого драматурга стало постепенно приобретать известность в литературных кругах Петербурга.

Работа в Казенной палате Крылова не устраивает и в 1787 году он добивается места в горной экспедиции Кабинета ее Императорского Величества.

В 1789, в типографии И.Г. Рахманинова и при его финансировании , Крылов начинает издавать ежемесячный сатирический журнал «Почта Духов». Правда, из за своей радикальной направленности журналу было суждено просуществовать всего 8 месяцев.

В 1792 году Крылов совместно с друзьями открывает типографию и начинает выпускать новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики.

Летом 1790 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

С 1791 по 1801 год Крылов делает перерыв в журналистской деятельности, но сочинять не перестает, хотя и изредка появляется в печати. В это время он скитается по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине.

Учитель: И. А. Крылов смог избежать участи А. С Пушкина, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А наказать его было нельзя.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?

(вопрос записывается на доске)

Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).

3.Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность)

1) — Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:

Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы

1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;

2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;

(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность.)

Учитель – Расскажите, как вы разделили слова на группы (проверка)

— Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.

3) — А кто уже может ответить на главный вопрос: « Почему Крылова не наказывали за то, за что наказывали Пушкина?»

(если дети затрудняются, ведём поиск решения проблемы дальше)

-Вы, конечно, узнали, откуда эти строки?

Ученики – Из басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Учитель – Так что писал И.А Крылов? (басни)

— А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).

4) — Что такое басня? (ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ).

Басня — это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.

Так кто главные герои басен? (животные)

— Чьи поступки высмеивает автор? (животных)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных

— Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока?

Ученики – И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

Читайте также:  Специальные очки от компьютера цена

Учитель – И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.

— Ещё во 2 классе мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).

— Вспомните мораль известных вам басен

Ученики – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…(и др.)

Учитель – А что такое мораль? (если дети затрудняются, ответы даны на карточках).

Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Мартышка и очки».

Скажите, вы можете по названию этой басни определить, о чём, или о ком в ней пойдёт речь? (высказываются)

-Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? ( Обезьяна надевает очки.)

— Сейчас вы прослушаете басню и сравните свои предположения с содержанием . (сравнивают)

Но прежде, чем мы начнём работу с этой басней, давайте посмотрим на слова, которые встретятся нам в тексте и узнаем их значение.

Как вы думаете – «дюжина» это сколько?

Где на голове может находиться темя?

Кто такой невежа? А невежда? Чем два этих понятия отличаются друг от друга?

Что может обозначать фраза «к худу клонит»?

Совершенно верно. Теперь, когда мы разобрались, давайте послушаем эту басню.

( Запись басни) Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

Что показалось вам забавным в этой басне?

А чем закончилась история в басне?

Кто был виноват в том, что очки не стали работать?

А теперь давайте прочтём её самостоятельно. Откройте ваши учебники на странице 134

Чтение басни 1. ученики читают про себя

От кого Мартышка узнала об очках?

Почему Мартышке понадобились очки?

— Сейчас поработаем еще раз над непонятными выражениями и словами. Для этого :

1.- Прочитайте начало ( завязку ) басни, найдите фразеологический оборот речи.

— Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

— Купить, достать, приобрести.

2 — Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

— Очков с полдюжины себе она достала –( приобрела 6 штук очков).

— Подберите синоним к слову, нанижет – (наденет).

3.- Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

— Проку на волос нет – (очень мало пользы.)

— Подберите синонимы к словам: прок ( польза)

враки –( неправда, обман, ложь)

4 — Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила ( швырнула, бросила.)

— Как понимаете выражение, брызги засверкали –( разлетелись на мелкие

кусочки, похожие на капли воды.)

Найдите в тексте строфу, которой заканчивается басня.

Ребята, то, что сейчас прочитали, называется моралью. Вспомним ещё раз,

Верно – это краткое нравоучительно заключение в конце басни.

-Назовите фразеологические обороты.

— Цены не зная ей – (чем полезна вещь, для чего нужна вещь.)

— К худу клонит (говорит плохо о ней.)

— То он ее еще и гонит – (призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.)

— Подберите синоним к слову, познатней –(богаче, выше титулом.)

А теперь давайте снова прочитаем басню ( чтение в парах)

Как вы думаете, почему автор выбрал главным персонажем своей басни именно мартышку?( повторялка, малосообразительная)

Ребята, как вы думаете, когда Иван Андреевич писал эту басню, он имел ввиду мартышку как животное или за её образом кто-то скрывается? Кто?

Как вы думаете, какой человеческий порок высмеивал Крылов в этой басне?( необразованность, неграмотность- невежда)

Найдите в тексте доказательство того, что Мартышка была невежественной.

А теперь вычитайте из текста ещё раз – что сделала Мартышка с Очками.

( Мартышка разбила очки о камень потому что не смогла понять как их использовать)

Какой же вывод мы можем сделать из этой басни?

Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете ,показал комичность этой ситуации. Давайте попробуем прочитать по ролям.

— Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?

— Какой совет можно им дать?

— Встречали ли вы в жизни таких людей?

В чём же заключается смысл басни? Зачем Крылов показывает нам человеческие недостатки?

Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь, лесть .

8. Словесное рисование. Анализ иллюстрации

Ребята, скажите, вы любите рисовать?

А знаете ли вы как ещё можно рисовать, если не карандашами или кисточками?

Рисовать можно словами, совершенно верно.

Давайте мы с вами нарисуем нашу главную героиню.

Какой она будет? Умной или глуповатой?

Что наша мартышка может держать в руках?

Что она может делать с этими очками?

Давайте у нас мартышка будет надевать на себя очки.

Какое у неё будет выражение лица?

Теперь закройте глаза. Открывайте

Ребята, чего не хватает в нашем рисунке? Почему он кажется неполным?

Давайте поглядим что у нас получится. Закройте глаза.

Вот такой у нас получился рисунок. Посмотрите на него внимательно. Какую часть басни он описывает?

Ребята, над каким произведением мы сегодня с вами работали?

Кто автор этого произведения?

Что высмеивает Иван Андреевич в своих баснях?

О каком пороке шла речь в прочитанной басне?( невежда)

У вас на партах лежат очки. На доске вы видите фразу:

интересный, непонятный, познавательный, трудный

Приклейте очки рядом с той фразой, которая вам ближе на данный момент.

Творческое задание — сочинить свою басню, где высмеивается невежество, глупость человека (в стихах, в прозе).

источник

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по программе «Школа России» к учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкого и др.

И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова; художественным жанром – басней; понимания содержания басни; способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи

научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному

познавательные: воспроизводят информацию, полученную в ходе урока, фиксируют информацию в виде таблицы;

регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;

коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников

проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

портрет И. А. Крылова, рисунки учащихся, выставка книг, аудиозапись басен Крылова, карточки с отрывками из басен

Фронтальная и индивидуальная работа.

I. Организация начала урока

Личностные- личностное, профессиональное, жизненное определение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивные- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества.

II этап. Актуализация необходимых знаний

– Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, необычной творческой личности. Мы с вами знаем: если человек пишет прозаические произведения (рассказы, романы, повести), его называют. (Писателем.)

-А если сочиняет поэтические произведения? (Поэтом.)

-А того, кто пишет басни, называют баснописцем.

-Вот об этом человеке – великом русском баснописце Иване Андреевиче Крылове – мы будем говорить сейчас на уроке (демонстрирует портрет И. А. Крылова)

-Рассмотрите на доске репродукцию портрета И. А. Крылова. -Каким он вам представляется по характеру?

-Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Он был очень старательным и любознательным ребенком. Он сам, без помощи учителей овладел русским языком и математикой, а также изучил французский и итальянский языки.

Крылов переводил стихи и прозу. Великолепно знал литературу, интересовался театром. Более 30 лет он работал в библиотеке. Но самое главное он написал огромное количество великолепных басен. Его басни любят и взрослые, и дети.

Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглость, самоуверенность. Крыв замечательно читал свои басни. Он читал их просто и искренне, вернее даже не читал, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, обращаясь к ним. Поэт выставляет своих басенных героев в смешном виде и вносил этим долю юмора, доброты и тепла при рассказывании.

Ребята, а кто знает, что такое басня?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

III этап Мотивация познавательной деятельности

Ребята, посмотрите на рисунки, которые находятся на доске и скажите, о каком произведении Крылова мы с вами сегодня поговорим на уроке?

Правильно. Ребята, а сейчас, давайте послушаем басню в исполнении мастера художественного чтения. Итак, ребята, вы прослушали произведение, какие ваши впечатления?

Ребята, в этой басне встретились трудные слова:

А теперь, вы почитайте басню, сначала жужжащим чтением.

Молодцы, а теперь мы с вами будем читать цепочкой, друг за другом. (чтение)

— Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?

— Какие действия совершала мартышка с очками?

-Что обычно делают с очками?

-Почему мартышка решила, что ее обманули? Как мартышка применяла очки?

Ребята, сейчас я буду показывать вам картинки, а вы найдите и прочитайте отрывок в тексте

Соотносят картинки с текстом.

Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

V. этап Организация познавательной деятельности

Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации.

— Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?

— Какой совет можно им дать?

— Встречали ли вы в жизни таких людей?

Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т. п.

Выберите нравственные качества человека, которые высмеивает И.А.Крылов в басне «Мартышка и очки».

Юмор — это способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде.

Самоуверенность, ложь, лень, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, неве-жество, зазнайство, хвастовство, назойливость.

Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.

Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

— Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Это памятник был сооружен на деньги, собранные народом всей России.

– Почему же народ так высоко чтит память о великом баснописце? (Он учил людей узнавать самих себя, помогал находить в себе недостатки, учил мудрости жизни.)

– Да, дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях

С каким произведением познакомились?

Какие качества человека высмеивает автор в басне «Мартышка и очки»?

– Посмотрите на выставку книг И. А. Крылова. Кого вы видите на обложках?

– Почему на обложках есть и звери, и люди?

– Понравился вам урок? Чем именно?

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людейожь, Лень, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, неве-жество, зазнайство, хвастовство

Личностные- положительное отношение к уроку лит. Чтения.

Регулятивные- осуществлять действие по заданному правилу.

Коммуникативные- Принимать участие в обсуждении прочитанного.

источник