Меню Рубрики

Мартышка и очки понюхает полижет

Глубинные мысли в доступной форме – вот, что можно сказать о баснях талантливого русского поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова. Витиеватый слог, малая форма, короткие строфы, герои-представители животного мира, хлёсткие фразы, которые впоследствии станут крылатыми и обязательная мораль, объясняющая всё то, что хотел донести до читателя автор. Эти басни переживут и Крылова, и его время, потому что пороки, осмеянные автором, до сих пор, к сожалению, царствуют и процветают в обществе, оттого и басни его актуальны и злободневны.

«Мартышка и очки» является одной из самых известных басен у автора. Главная героиня произведения – предприимчивая мартышка. Годы берут своё, и в преклонном возрасте мартышка осознала, что глаза её хуже стали видеть. Однако отчаиваться она не стала, взяв пример с людей, раздобыла наша героиня очки, ведь давеча слыхала, что этот чудной «прибор» способен выручить ослабевшие глаза.

Но заиметь очки, как оказалось, это полдела – нужно знать, как ими пользоваться. И читатель понимает, что как раз этого мартышка не знала. Стала она импровизировать. Мартышка и лизала очки, и нюхала, и на хвост пристраивала каким-то образом, и крутила так-сяк, и к темечку прижимала, но ничего не выходило путного. В досаде и злости бросила мартышка очки о камень, разбив их на мерцающие осколки. Да ещё и молву обругала, мол, правды в россказнях про очки нет ни грамма, всё врут люди. Не помогли очки мартышкиным глазам.

Как водится в большинстве крыловских басней, в конце автор приводит мораль.

Примечательно, что мораль, заложенная в басне, может восприниматься по-разному. В силу возраста, образования, знания истории. С героиней всё понятно — не случайно автор выбрал мартышку, которая олицетворяет глупость, гримасничанье, бескультурье. А вот с трактовкой будет сложнее.

Вариант на поверхности: всему надобно знать предназначение, иначе даже умная штука потеряет ценность, ежели не понимать, как ею пользоваться. Вариант похитрее, который, собственно, и приводит буквально дословно автор – полезная вещь, попадая в руки знатного невежды, может быть не только не принятой и не понятой, но и изгнанной из пользования. Сколько раз мы наблюдали в жизни, когда власть предержащие не разобравшись, отвергали полезные инициативы.

Читайте также:  Очки в цветной оправе с диоптрией

И, наконец, самый сложный подтекст. Нужно помнить в какие времена жил автор – это было славное время становления академической науки в России, начатое ещё Ломоносовым. К сожалению, не всегда «у руля» Императорской академии наук оказывались достойные люди. Часто возглавляли этот институт выслужившиеся чиновники. Об этом с ехидством писал не только Крылов, но и острый на словцо Пушкин.

Существует трактовка, согласно которой мартышка, как водится, символизирует невежество, а вот очки выступают как олицетворение науки и знаний. Попав в руки людей-мартышек, наука не только попадает под удар, но и попросту компрометирует тех, кто, не обладая нужными познаниями и культурой, пытаются ею руководить и применять. Выглядит это смешно и нелепо, а хуже всего – это губительно для науки.

Какую мораль принимать, какие именно мысли закладывал автор? Точно об этом судить трудно. Литература – это не только труд авторов, но и критиков. Наверное, правильно воспринимать моральную сторону в соответствии со своим личным пониманием. Ну а в народ навсегда ушла не только мораль сей басни, но и крылатые выражения, такие как «мартышка к старости слаба глазами стала» и менее цитируемое — «тот дурак, кто слушает людских всех врак».

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Мартышка и очки» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки,
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Читайте также:  Средство для очищения линз очков




источник

Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» написана в 1815 году. Она неизменно входит в сборники лучших басен поэта, настолько ярок и самобытен ее язык, прост для восприятия сюжет и очевидна мораль.

В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, оживляющих произведение, делающих его доступным для людей любого социального статуса. По нему можно изучать историю нашего языка. Но почти все они нуждаются в пояснении, так как употреблены либо в переносном смысле, либо их смысл вовсе ускользает от современного читателя, сводя на нет «назидательные» усилия великого баснописца.

В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» — «слушает враки», «у людей слыхала» вместо привычного нам «от людей слыхала», устаревшее союзное слово «ежели» в значении «если», наблюдается перенос ударения в слове «вертит». Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Выражение «завести очки» надо понимать не в прямом значении, а в значении «ввести в обиход». Малоупотребительная сегодня «дюжина» — это мера счета, равная 12.

Значение выражения «невежда вещь …гонит» также требует пояснения: «гонит» – значит «подвергает гонению», отвергает, запрещает. Поэтому конструкцию «толк к худу клонит, гонит» можно считать примером градации – не просто ругает, но и запрещает.

Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак». Слово «пропасть» приобретает в басне новое, бранное значение, отдаленно приближающееся к значению «досадное непреодолимое препятствие, нечто, мешающее достижению цели». Оно выражает досаду и разочарование Мартышки, ожидающей немедленного результата и чувствующей себя обманутой.

Читайте также:  Очки защитные открытые hammer 15530

Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) — для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.

В тесте есть пример многосоюзия – «то прижмет, то нанижет, то понюхает, то полижет», который вкупе с глаголами «достала, вертит» образует длинный ряд однородных сказуемых, иллюстрирующих множественность, хаотичность действий персонажа.

Среди других средств художественной выразительности — удивительные метафоры «слаба глазами стала (стала хуже видеть)», «брызги (осколки) засверкали», «толк клонит к худу (очерняет, хулит)», «знать цену (оценивать по достоинству)», инверсия – «все про очки лишь мне налгали», антитеза – «полезна вещь – толк к худу клонит, … гонит».

Басня содержит мораль и редкое в баснях Ивана Андреевича личное отношение автора к описываемой ситуации – вводный оборот «к несчастью». Поэт не боится намекать на невежд из числа знати.

Недалекая суетливая мартышка, несмотря на возраст, не приобрела никакого опыта — она и в зрелых годах является наилучшим олицетворением тех пороков, которые поэт обличает в басне. А он высмеивает людей, которые прислушиваются к мнению авторитетов, но толкуют его на свой лад, воспринимают информацию поверхностно, некритично, бездумно копируют чужой опыт. Басня является прекрасной иллюстрацией красоты и емкости русского языка, отличного владения автора словом при внешней простоте и лаконичности выражений. Она обличает самомнение, самодовольство скорых на суд невежд.

источник