Меню Рубрики

Непростая история простого предмета очки

Молодое тело – это розовая, наполненная, объемная плоть. Сухость же, костлявость, темная коричневая кожа – прямое олицетворение старости без каких либо скидок на обстоятельства.

Комментарии: 21

Морщины возле ушей – сзади ушной раковиной или перед ней – всегда признак возраста , хотя иногда они проявляются в довольно раннем возрасте – уже до 30 лет. Что делать?

Комментарии: 3

Инновационная косметика LUMINESCE, не имеющая аналогов в мире, становится все более известной, благодаря многочисленным отзывам и результатам.

Комментарии: 78

Очень повезёт, если Вы будете следовать указаниям Юпитера, а не спорить с ним. Не противоречьте, Юпитер – это учитель в самом высоком смысле слова. Тем более тогда, когда находится в знаке своей силы. Считайте, что через него Вас учит Господь.

Комментарии:

Юпитер в Близнецах придал нам всем суетливость разума. Мы были погружены в бытовые дела и проблемы. Не помнили себя, двигаясь всё быстрее и быстрее (причём, кое-то из нас двигался вхолостую, не получая результата). Мы были озабочены движением вперёд, прокручивали в голове великое множество результатов. Тем самым увеличивая количество машин в мире…

Комментарии:

Чтобы сделать низ лица полнее и заполнить щечный провал, мы будем активировать мышцы, которые там живут: жевательную и ее соседку – щечную

Комментарии: 53

Что делать, чтобы сохранить юный овал, как исправить то, что упустили по незнанию. Как всегда, на помощь нам приходит анализ и осознанность

Комментарии: 15

Почему одно ухо ниже другого, почему перед ушной раковиной и под ней скапливаются складочки тканей и часто в уже довольно раннем возрасте, а возрасте после сорока они гарантированы?

Комментарии: 9

Я не перечисляю ВСЁ. Я перечислила то, на что мы можем обратить внимание. Всегда есть то, что мы изменить не в силах. Но мы не должны стоять в стороне, если мы хоть как-то можем изменить ситуацию.

Комментарии: 6

Если смотреть из окна автобуса на лежащие на руле руки водителя, то, даже не видя его лица, сразу можно определить возраст: узловатость, жесткость линий и наличие вен сообщат вам паспортный возраст их владельца.

Комментарии: 40

Когда мы беспокоимся по поводу образования провала слезной борозды и носогубного валика, в первую очередь мы должны искать не упражнения против этих напастей, а причины, их создающие.

Комментарии: 41

Вопрос с форума: Вот просыпаюсь по утрам, а на декольте веер морщин и потом разглаживаются в течения дня. Спать стараюсь на спине. Подскажите как можно бороться с этим. Уже подумываю покупать бюстгалтер ночной

Комментарии: 23

Холка относится к признаку, который делает наш облик очень возрастным, и, кроме ущерба для здоровья, хоторые она причиняет, она доставляет нам немало эстетических неприятностей. Как убрать ее?

Комментарии: 27

Волосы – лучшее украшение женщины. Кому то от рождения достаются боле пышные и густые, кому то менее, но массаж головы и маски, составленные из натуральных компонентов дают прекрасные результаты.

Комментарии: 4

Проблема не в травме, а в ее залипании на выживательный инстикт. Переживший и завершивший травму человек живет каждую минуту собственной жизнью, а не спроектированной в него, например, энергией предков.

Комментарии: 2

Есть такая штука, эпигенетика, и речь в этой фантастической науке идет о том, как передается информация из поколения в поколение.

Комментарии: 8

Самое молодящее на лице женщины – это свежий рельефный рот – мечта всех женщин

Комментарии: 39

Астролог должен быть объективным и выкинуть все свои думы из головы. Иначе говоря, астролог не должен иметь предубеждения. Поэтому, я постаралась смотреть на карту так, как будто я ничего не знаю.

Комментарии: 4

За подтяжку верхней части лица ответственны виски с глазами вместе. За низ лица шея, затылок, осанка, жевательные и рот.

Комментарии: 13

источник

  • искусство (3712)
  • живопись (2142)
  • фото (2133)
  • история (1595)
  • видео (724)
  • архитектура (672)
  • genius loci (657)
  • актуальное (632)
  • литература (621)
  • свидетельства очевидцев (609)
  • биографии (594)
  • юмор (561)
  • музыка (547)
  • животные (471)
  • абсурд (430)
  • фотоискусство (426)
  • черно-белое фото (415)
  • мифология (295)
  • ночное (198)
  • живая память народа (192)
  • художники шутят (126)
  • самиздат (125)
  • философия (106)
  • кич (79)
  • homo homini (72)
  • оружие (39)
  • спорт (37)
  • секс (35)
  • религия (21)
  • энциклопедия заблуждений (20)

Уже в 1300—1301 годах Венецианский государственный совет не разрешает употреблять для производства очков плохое стекло; для этих целей годится только хорошее, то есть хрустальное.

В Венеции первыми стали производить очки в промышленном масштабе, причем окончательную обработку линз и сборку очков делали ювелиры, которые имели опыт работы с горным хрусталем. Для изготовления очковых оправ использовались самые разные материалы – дерево, рог, кожа, китовый ус, черепаховый панцирь, металл.

Нет точных данных о том, когда появились первые очки на Московской Руси, однако о них уже знали в первой трети XVII века. Так, в «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные». .

Казалось бы, простое дело — носить очки. Но триста лет подряд искали конструкторы способ приладить их к глазам. Сначала был в ходу монокль — одно стекло на длинной рукояти.

Потом начали шлифовать большие двойные стекла — бинокли, делая их с двумя ручками. Такой бинокль можно было надеть на нос. Позже пытались прикреплять очки к шляпе.

Вшивали очковые стекла в ременный поясок, который завязывали на затылке, словно карнавальную маску, или приделывали пружины, прижимавшиеся к вискам, оправляли стекла в железные кольца и соединяли перемычкой. Получалась как бы разновидность пенсне , но без зажима на носу. Наконец, приспособляли к очкам заушины, почти совсем, как это делается теперь.

Материалы для очковых оправ также эволюционировали, причем в каждой стране в соответствии с местной культурой. Так, в отличие от Европы, где критериями были экономичность и простота обработки, на Востоке выбор был продиктован представлениями о магических свойствах материалов. Например, оправы изготавливались из черепахового панциря, поскольку черепаха, будучи долгожителем, должна была принести долголетие и носящему очки.

Для линз часто использовались камни, считавшиеся священными, такие как горный хрусталь, прозрачные или дымчатые кварцы, аметисты и топазы. Очень часто эти линзы не корректировали зрение, а только защищали глаза, что подчеркивает статусную роль очков, которые могли носить только люди определенного ранга.

Сейчас очки превратились в некое модное дополнение к туалету. Имиджевая сторона разнообразия оправ усиливается. Сегодня многие надевают очки, чтобы продемонстрировать свое положение, обладая при этом стопроцентным зрением.

Маленький экскурс в историю самого востребованного сегодня аксессуара — солнцезащитных очков. Предки современных солнцезащитных очков оберегали глаза еще эскимоссов. Это были костяные щитки с прорезями, которые ограничивали количество падающего света на глаз.

А в Древнем Китае женщинам приписывалось «беречь глаза и веки от солнца» во избежание ранних морщинок и «выцветания глаз». С этой целью женщины носили специальные шляпы из листьев растений, козырек которых закрывал лоб и виски и немного выступал вперед, создавая тень.

Представители другой древней, но не менее великой, египетской цивилизации защищали верхнюю часть лица крашеным папирусом. А в гробнице фараона Тутанхамона археологи обнаружили устройство, которое смело можно причислить к пра-пра-родителем современных солнцезащитных очков. Это были два тончайших спила изумруда, соединенных бронзовыми пластинками на манер оправы.

Берем чуть юго-западнее и видим, что богатые красавицы Древней Индии приклеивали к верхним векам полоски тончайшего шелка, пропитанные специальной смолой, создавая для глаз постоянную тень. Многими веками позже (XVI столетие) очковых дел мастера также использовали драгоценные камни, но уже толченые, в производстве солнцезащитных очков, чтобы придать стеклу светопоглощающий эффект. Как вы понимаете, столь «драгоценную» защиту для глаз могли себе позволить лишь самые богатые клиенты ювелирных домов.

За исключением подобного эксклюзива производство очков в эпоху позднего средневековья в общей массе было кустарным: их изготавливали ремесленники цехов зеркальщиков или даже галантерейщиков. А покупали очки наши предки там же, где и большинство из нас с вами. Солнцезащитные очки «клиенты» выбирали на рыночном лотке методом простого подбора, без медицинского обследования.

Первая промышленная партия солнцезащитных очков была выпущена двести лет назад во Франции для солдат Наполеона, участвовавших в африканской войне. Их стекла были обработаны сажей и покрыты специальным лаком. В этих приспособлениях солдаты были скорее похожи на полуслепых котят, так как требовалась немалая сноровка, чтобы разглядеть сквозь них противника.

Конечно, самым богатым в истории эволюции солнцезащитных очков стал бурный XX век. В начале прошлого столетия очки еще оставались редким и дорогим товаром, использование которого ограничивалось отдельными, избранными слоями общества. Основными материалами производства оставались металл, черепаховый панцирь и рог.

Теперь история солнцезащитных очков ведет счет на десятки лет. Уже в 20-е годы XX века мир буквально захлестнула мода на темные очки. Случилось с легкой руки самой Коко Шанель. 1930-е годы ознаменованы появлением мгновенно ставшей популярной модели «авиатор», благодаря пилотам тогдашней американской армии.

В 50-х годах XX столетия солнцезащитные очки окончательно становятся товаром массового потребления. В «бурные шестидесятые» темные «глассы» превращаются в фетиш молодежной рок — и поп-культуры.

Тогда же Йоко Оно выбирает радикально черные очки как знак траура после гибели Джона Леннона.

Последняя волна перемен началась в 80-е годы прошлого века. Тогда появляются первые коллекции оправ и солнцезащитных очков, носящих имена известных кутюрье, домов моды, марок ювелирных изделий. В итоге очковая оптика окончательно становится неотъемлемой частью мира моды. В магазинах от продавцов-консультантов все чаще слышно словосочетание «эксклюзивный дизайн».

Немного фактов из истории «Картье»

Первое изделие от Картье в области оптики было создано в 1897 году. Это был шикарный лорнет из светлой морской раковины, украшенной бриллиантами для Принцессы Эсслинга (Essling). Сразу после этого на его изделия возник огромный спрос – представители элиты того времени наперебой заказывали у Картье самые замысловатые модели «Прекрасной Эпохи»: лорнеты, монокли, очки и бифокальные оптические средства, и обязательно носили их с собой на самые важные международные приемы.

После окончания Первой мировой войны Картье добился настолько большого успеха, что производством оптики стало заниматься отдельное подразделение. В период между двумя войнами среди его клиентов были интеллигенты, писатели, композиторы и актеры – Поль Клодель, Генри Бернштейн, Францис де Круазет, Жан Кокто, Колет, Гэби Морлей, Габриэль Дорзиат. Коко Шанель, которая постоянно носила с собой лорнеты, получила от герцога Вестминстерского в подарок изысканный лорнет с алмазами и прекрасными жемчужинами. Позже она подарила его блистательному деятелю русского балета Сергею Дягилеву.

Процитировано 38 раз
Понравилось: 43 пользователям

источник

В наши дни множество людей используют очки для коррекции зрения. Эти офтальмологические изделия так прочно вошли в жизнь миллионов человек, что сложно представить время, когда их не существовало. В этой статье мы расскажем о том, кто разработал первую в мире модель очков, в какой стране она была изготовлена, какими свойствами обладала.

Проблемы со зрением — распространенное явление в наши дни. Каждый человек со временем начинает ощущать потребность в коррекции зрения. Обычно это связано с развитием близорукости, дальнозоркости, астигматизма, пресбиопии. Данные нарушения — основная причина использования офтальмологических изделий. В последние годы популярность набирают контактные линзы, изготовленные из полимерных материалов. Некоторые люди соглашаются на проведение операции, которая помогает восстановить зрение. Многие же по-прежнему корректируют зрение с помощью очков. Эти оптические изделия отлично зарекомендовали себя за годы применения и могут называться одним из грандиозных изобретений человечества.

История очков насчитывает не одну сотню лет. Кем и когда они были изобретены до сих пор неизвестно многим людям. Существует несколько версий, которые рассказывают о том, кто придумал первые очки. Чтобы понять, какая из них подлинная, нужно подробно ознакомиться с историей этих офтальмологических изделий, узнать принцип действия первых моделей, а также какие технологии использовались для их создания. Пролить свет в этом вопросе помогли археологические исследования, которые были проведены в разные годы во многих странах.

Находки ученых позволили понять, какими были первые очки, какие материалы использовали мастера для их изобретения.

Первые упоминания существования очков относят к 1289 году. Такие данные были опубликованы на официальном сайте BBC News. В те времена особенно преуспели в офтальмологии итальянские мастера. В XIII веке они считались самыми умелыми изготовителями и полировщиками стекла. Больше всего ценилось стекло, которое было произведено в Венеции. Обработка его была очень сложной, а сами изобретения имели весьма оригинальную форму. Мастера, шлифующие стекло, часто подносили его к глазам во время работы. Вскоре они обратили внимание на то, что при близком расстоянии стекла от зрительных органов изображение предметов увеличивается в размерах. Так мастера из Италии впервые задумались об оптических свойствах материала.

Соединить две линзы с помощью оправы предложил один из мастеров стекольного дела Сальвино Армати — житель Флоренции. Произошло это в 1285 году. Подробности жизни изобретателя не сохранились до наших дней. Известно лишь то, что Армати придумал устройство, которое позволяло сгладить зрительные искажения. В дальнейшем оно было неоднократно усовершенствовано и сегодня известно нам под названием «очки». Версия их изобретения Сальвино Армати основана на уцелевших похоронных записях римской базилики Санта Мария Маджоре. В одном из некрологов говорится о кончине Армати — первого изобретателя очков. Запись датирована 1317 годом.

Существует еще одна теория, согласно которой первым, кто изобрел очки был английский естествоиспытатель и философ Роджер Бэкон. Он изучал анатомические особенности глаза. Одна из научных теорий Бэкона посвящена преломлению световых лучей в линзах. Английский естествоиспытатель предложил использовать при производстве очков увеличительные свойства отшлифованного кварца и горного хрусталя. Бэкон утверждал, что такое изобретение поможет людям корректировать зрение. Он и сам пользовался очками, которые создавал. Теория Бэкона не нашла сторонников. Спустя несколько лет после своего открытия ученый был признан колдуном и заключен инквизицией в одиночную камеру монастырской тюрьмы.

Читайте также:  Пьер карден очки для зрения

В каждой стране изобретатели создавали особенные модели очков, которые отличались от тех, что были произведены в других государствах. Первые очки изготавливали из полированного стекла или кристаллов. Вначале их использовали только для одного глаза и напоминали они монокль. Археологи неоднократно находили подобные приспособления во время раскопок. Такие изобретения не были удобны в применении, поэтому вскоре ученые изобрели полноценные очки, имеющие две линзы. Эти модели пользовались популярностью в Древнем Риме и Греции. Носили их только высокопоставленные чиновники.

В течение веков менялась и конструкция оправы. Первые экземпляры очков больше были похожи на монокль. В его ручку вкручивался штифт, который соединял линзы в единый предмет. Это позволяло носить очки на переносице. Мастера стекольного дела использовали данную конструкции недолго. Вскоре очки изобрели с бриджем — небольшой перекладиной, которая по форме напоминала арку и соединяла две линзы. Они гораздо крепче держались на переносице, чем их предшественники. Оправу для очков изготавливали из разных материалов: древесины, металла, костей животных.

Точно неизвестно, когда были изобретены очки с дужками. Первые модели имели короткие боковые опоры, которые опирались на виски. Затем мастера изобрели очки с височными держателями, имеющими форму круга. Из-за того, что офтальмологические изделия стали изготавливать с височными держателями, очки стали делать более удлиненными. Дужки конструировали особым способом. Они имели специальные шарниры, благодаря которым их можно было складывать. Спустя некоторое время были изобретены очки без дужек. Они имели особое приспособление, с помощью которого их можно было прикрепить ко лбу. Такая конструкция не пользовалась популярностью, потому со временем очки стали изготавливать по привычным технологиям.

Влияние на процесс изготовления очков оказало развитие книгопечатания. Это увеличило потребность людей в коррекции зрения. В XIII — XIV веках очки считались дорогим удовольствием. Купить их мог не каждый человек. Многие зажиточные особы оставляли очки в наследство своим потомкам. Изобретение книгопечатания сделало оптические изделия более доступными, но все же предназначались они для высших слоев общества, так как читать в те времена умели не все. В основном были очки для дальнозорких. Они имели выпуклые длиннофокусные линзы. Спустя несколько десятилетий мастера стали изготавливать вогнутые линзы, которые использовались для коррекции близорукости.

В XV веке французская церковь негативно отнеслась к появлению очков. Ученые пришли к такому выводу после того, как изучили картину «Святой Иоанн на Патмосе». В ее углу изображен черт с очками. В средние века церковные служители считали, что очки — инструмент дьявола, с помощью которых он способен заполучить человеческую душу. Такое мнение было распространено до XVII века. Тогда были изобретены очки с линзами, которые не корректировали зрение. Такие модели считались модным украшением. Вскоре ношение очков стало признаком достатка. В XVIII веке они были атрибутом британских денди. Взгляд поверх очков в те времена расценивался, как проявление дерзости.

Первое упоминание об использовании очков в России датируется XVII веком. Принадлежали они князю Приимкову-Ростовскому. Историки утверждают, что князь имел несколько моделей и некоторые из них подарил царю Михаилу Романову. Когда и кто изобрел первые в России до сих пор неизвестно. Старинные русские очки были шарнирными. Также имеются упоминания о пружинящих очках, но как они выглядели никто доподлинно не знает. В Оружейной палате хранится единственная уцелевшая модель. Выполнена она весьма достойно: бридж изготовлен из серебра, очки имеют два шарнира. К очкам прилагается футляр, который украшен позолоченными нитями.

В первое время после того, когда изобрели очки в России, пользоваться ими могли только представители высшего духовенства. Они считались самыми образованными людьми в государстве. Цена очков была очень высока и простые люди не могли позволить себе такую драгоценность. Положение изменилось во второй половине XVII. Очки перестали изготавливать частные мастера, а стали выпускать мануфактуры. В это время производство очков увеличилось и часть из них русские купцы переправляли для продажи в Китай. Массовый выпуск не сказался на качестве оптических изделий. Их изготавливали из белого стекла высокого качества.

Считается, что первыми были изобретены очки для коррекции зрения, но археологические находки говорят об обратном. Во время раскопок ученые обнаружили необычные приспособления, которые внешне очень напоминали современные солнцезащитные очки. Впервые такое изделие археологи нашли в гробнице Тутанхамона — фараона Древнего Египта. Оно было сделано из двух тонких спилов изумруда, соединенных между собой пластинкой из бронзы. Подобные изобретения ученые обнаружили и в местах захоронений других важных персон.

Некоторые «предшественники очков» были изготовлены из темно-бурого кварца мориона. Сегодня эти находки хранятся в Британском музее.

Изумруд использовали для создания первых моделей очков и в Древнем Риме. Драгоценный камень в те времена был своеобразным амулетом. Считалось, что его ношение помогает улучшить зрение. Древнеримские врачеватели советовали правителям чаще смотреть на изумруд, так как его цвет снижает усталость глаз. Изумрудные очки использовал император Нерон, который страдал близорукостью. В них он появлялся на боях гладиаторов. Две линзы, изготовленные из отшлифованного изумруда, были объединены оправой и больше напоминали лорнет, а не очки. Надеть их было невозможно, так как они не имели дужек. Данное устройство можно было только держать в руках.

Примерно в это же время были изобретены очки в Древнем Китае. Они не предназначались для коррекции зрения. Их использовали для того, чтобы скрыть выражение глаз. Носили такие очки китайские судьи. Представители правосудия не хотели, чтобы обвиняемые могли видеть их глаза. Они стремились скрыть свои эмоции от участников процесса, потому очки изготавливались затемненные. Считается, что изобретенные китайцами очки были аналогами оптических изделий, которые король Малакки — Малайского полуострова преподнес императору Чжу Ди из династии Мин в 1410 году. Китайские мастера использовали для изготовления очков горный хрусталь, кварц, топаз, аметист и стекло.

Одни из первых моделей солнцезащитных очков были изобретены жителями Крайнего Севера. Эскимосы, проживающие в те времена на территории Гренландии, использовали их для защиты от «снежной слепоты» — солнечных лучей, блики которых отражались от снега. Такие очки больше напоминали маску и занимали почти половину лица. Для их изготовления эскимосы использовали древесину, китовый ус, кожу животных. Формы очков отличались друг от друга. Одни были плоскими, другие — выпуклыми. Некоторые модели очень напоминали гогглы — очки, которые сегодня носят представители стимпанк-культуры.

источник

Это информационный проект, в котором рассказывается об истории появления предметов, которыми мы пользуемся ежедневно, таких как вилка, очки, часы, носовой платок.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа посёлка Мариец»

Мари – Турекского района Республики Марий Эл

«Непростая история простых предметов»

Выполнила: Хакимова Гульназ, ученица 6 класса.

Руководитель: Набиева Илнура Мансуровна,

учитель истории и обществознания.

Все мы пользуемся такими необходимыми предметами как вилка, очки, зеркало, часы и носовой платок. Но все ли задумывались, когда и откуда они к нам пришли.

Я решила сделать проектную работу на тему «Непростая история простых предметов», потому что хочу узнать историю вещей, которыми мы ежедневно пользуемся, где и как они появились?! И, конечно же, рассказать об этом вам. Я думаю, что мой проект получится познавательным и интересным.

узнать историю возникновения таких предметов как вилка, очки, зеркало, часы, носовой платок.

найти и прочитать информацию об этих предметах ;

Информацию я получила из Интернета и из книги «Обществознание История», авторы-составители которой Г.Л. Лемина и А. Х. Сабирова.

Затем подготовила выступление.

О дате появления первой вилки точно никто не знает, но есть целый ряд предположений, откуда произошла первая вилка. Как известно, первая вилка появилась у Древних римлян. Эти вилки были очень большими, сделанными или из бивней животных, или из костей больших рыб, они имели лишь один зуб и применялись для того, чтобы вытащить мясо из горячего котла. Первая вилка нормальных размеров появилась на Западе. До ее появления большая часть жителей Запада ели руками и в редких случаях использовали ложку и нож.

На Востоке впервые заговорили о вилке в середине IX(9) века. У первой вилки было всего 2 зубца, они были прямыми, поэтому такой вилкой в основном пользовались для накалывания пищи. Для зачерпывания пищи такая вилка не годилась, поэтому до XIV(16) века вилку почти не применяли. В обиход русского народа вилка вошла не сразу, так как церкви и духовенство были против того, чтобы простой русский народ пользовался вилками, аргументируя это безбожием и связью с дьяволом. Само слово «вилка» появилось в русском языке только в XVIII( 18 веке). И в этом же веке, небольшая первая вилка с четырьмя зубцами появилась в Германии.

История очков насчитывает не одно столетие и уходит своими корнями в далекое прошлое. Очки как своеобразный оптический прибор были изобретены в тринадцатом веке. Они представляли собой что-то на подобии отполированных небольших прозрачных кусочков стекла и кристаллов. Также очень интересен и тот факт, что их изготавливали исключительно только для одного глаза.

Датой появление на свет очков как оптического прибора считается 1285 год. Именно дата этого года стояла на документе, где впервые были найдены упоминания об очках. С тех пор очки стали использовать как прибор для коррекции зрения. Немного позднее кусочки стекла начали обрамлять в специальные металлические оправы, — таким образом, на свет появились первые монокли. Появление очков связано с необходимостью улучшить зрение. Изобретение и развитие очков стало не только полезной вещью, но и укрепилось в мире моды.

Древние люди, впервые увидев своё отражение в луже, озере или реке, перепугались не на шутку. Но вскоре, поборов первобытный страх, начали любоваться своим отражением в воде. Первые зеркала, которые можно было носить везде с собой, они делали из плоских камней или пластин металла, отполировав их поверхности до блеска. Возраст самых древних зеркал — около 5 тысяч лет. Совершенно новый тип зеркал — вогнутых — появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Только отражение было немного искаженным. Именно во Франции придумали получать стекло не выдуванием, а литьём. Расплавленное стекло из плавильного горшка выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом. Плоское стекло «смачивал» ртутью и приклеивали таким образом на его поверхность тонкий слой олова.

Самые первые часы на земле — солнечные. Они были очень простыми: воткнутый в землю шест. Вокруг него нарисована шкала времени. Тень от шеста, передвигаясь по ней, показывала, который сейчас час. Позднее такие часы делали из дерева или камня и устанавливали на стенах общественных зданий. Затем появились переносные солнечные часы, которые изготавливали из ценных пород дерева, слоновой кости или бронзы. Солнечные часы имели один существенный недостаток: они могли «ходить» только на улице, да и то на освещенной солнцем стороне. Это, конечно, было крайне неудобно. Видимо, поэтому изобрели водяные часы. По капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекало, определяли, сколько прошло времени. Много сотен лет такие часы называли клепсидрами.

История носового платка начинается в эпоху господства Древнего Рима. В ту пору все знатные римляне носили на плече, шее либо запястье орариум – надушенный кусок ткани, который использовался для вытирания лица и рук после еды или высмаркивания. Аксессуаром одежды он был сначала в Италии, затем в Германии, Испании и Франции. Изначально строго регламентированной формы платков не было, встречались и треугольные, и круглые носовые платки.

В России платок называют «ширинкой». Данное название произошло от слова «ширина». В те времена ширина ткацкого станка составляла 50 см. От вытканного полотна отрезали кусок равный ширине. Платки богато украшались вышивкой серебряными, золотыми или цветными нитями. Квадратная форма закрепилась лишь с легкой руки французской королевы Марии Антуанетты. Когда носовые платки появились на Руси доподлинно неизвестно. До нас дошел лишь тот факт, что их тогда называли «ширинками».

источник

Нас окружает множество вещей, без которых мы просто не представляем нашу жизнь, настолько они для нас «сами собой разумеющиеся». Трудно поверить, что когда-то не было спичек, подушки или вилки для еды. Но все эти предметы прошли долгий путь видоизменений, чтобы попасть к нам в таком виде, в котором мы их знаем. Какие-то из привычных нам повседневных предметов (например, пуговица, ножницы) – пришли к нам из глубокой древности, другие – (например, спички, канцелярские скрепки) — только в 19 веке. А вот такие предметы как зеркало, очки, механические часы появились в Средневековье. И такие незамысловатые вещи, как вилка и носовой платок пришли к нам так же из этой эпохи.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» городской округ Мытищи

Научно – практическая конференция школьников

«Непростая история простых предметов»

Научный руководитель : Широкова М.А.

История есть у всего, что нас окружает!

Нас окружает множество вещей, без которых мы просто не представляем нашу жизнь, настолько они для нас «сами собой разумеющиеся». Трудно поверить, что когда-то не было спичек, подушки или вилки для еды. Но все эти предметы прошли долгий путь видоизменений, чтобы попасть к нам в таком виде, в котором мы их знаем. Какие-то из привычных нам повседневных предметов (например, пуговица, ножницы) – пришли к нам из глубокой древности, другие – (например, спички, канцелярские скрепки) — только в 19 веке. А вот такие предметы как зеркало, очки, механические часы появились в Средневековье. И такие незамысловатые вещи, как вилка и носовой платок пришли к нам так же из этой эпохи.

Читайте также:  Офисные очки цена на них

Основополагающий вопрос исследования:

Какую тайну несет прошлое?

Проблемные вопросы исследования:

Что могут рассказать вещи (зеркало, очки, часы) о культуре Средневековья?

Какое значение имеют зеркало, очки, часы в жизни современного человека?

Что повлияло на появление предметов: часов, очков, зеркала?

1) Как возникли, часы, очки, зеркало, вилка, расческа?

2) Где впервые появились Зеркало, часы, очки, вилка, расческа?

3) Кто мог пользоваться этими предметами в Средние века?

4) Кто может пользоваться этими предметами сегодня?

5) Какими вещами в течение дня вы пользуетесь чаще всего?

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что каждый из нас в повседневной жизни использует такие предметы как вилка, очки, расческа, но мало кто знает, откуда к нам пришли эти привычные предметы.

Таким образом, в настоящей работе исследуется история возникновения простых, казалось бы предметов.

Объект настоящего исследования – возникновение «простых» предметов. Предмет исследования – роль этих предметов в нашей жизни.

А теперь – об истории возникновения этих предметов.

Первое упоминание об этом столовом предмете появилось еще в 9 веке на Востоке. До появления вилки люди употребляли пищу только ножом, ложкой или ели ее руками. Аристократические слои населения для поглощения нежидкой пищи использовали пару ножей: одним они нарезали еду, другим переносили ее в рот. Появились также свидетельства того, что вилка на самом деле впервые появилась в Византии в 1072 году в доме императора. Ее изготовили одну-единственную из золота для принцессы Марии Агриры из-за того, что она не хотела унижаться и есть руками. Согласно версии, маленькая вельможа не дотрагивалась до пищи руками, вместо этого, она заставляла своих слуг резать все продукты на крохотные кусочки. Возле принцессы лежал необыкновенной красоты инструмент с двумя зубцами, как раз под стать своей хозяйке. На него она и цепляла блюда. Первым, кто описал «чудо» стал Томас Кориэт, после возвращения на родину с путешествия по Италии.

Во Франции до 16 века вообще не использовали ни вилку, ни ложку. Только королева Жанна имела вилку, которую хранила от посторонних глаз в секретном футляре. Всем попыткам ввести этот кухонный предмет в широкий обиход сразу противостояла церковь. Католические служители считали, что вилка – излишний предмет роскоши. Аристократия и королевский двор, которые ввели этот предмет в повседневную жизнь, расценивались как богохульники и обвинялись в связи с дьяволом.

Но несмотря на сопротивление, первое широкое распространение вилка получила именно на родине католической Церкви — в Италии в 17 веке. Она была обязательным предметом всех аристократов и купцов. Благодаря последним, она начала путешествие по всей Европе. В Англию и Германию вилка попала в 18 веке, в Россию – в 17 веке была завезена Лжедмитрием 1.

В 1606 году царица Марина Мнишек появилась на одном свадебном пиру с новинкой в руке, чем напрочь шокировала всех присутствующих. Гости и подумать не могли, что всего через несколько десятилетий этот атрибут для пищи станет неотъемлемой частицей приема трапезы. Уже намного позже, один европеец, который изъездил всю великую Россию как-то написал в своих очерках, что на каждом знатном обеде для гостей клали на стол ложку и хлеб, а также вилку, нож и тарелку. Лишь в XVIII столетии слово «вилка» прочно укоренилось в русском языке. До этого как только ее не называли — и «рогатина», и «вильца». Все это время аксессуар имел форму рукоятки и прямых зубцов. Конечно, с ним было намного удобнее и даже интереснее кушать, но с годами люди поняли, что и того не достаточно. Именно по этой причине, в том же столетии в Германии изобрели изогнутые зубцы, а чуть позже их стало больше — аж четыре штучки.

Еще долгое время к этому предмету относились с предосторожностью, сочиняли гнусные пословицы и истории. Тогда же начались рождаться и приметы: если уронить вилку на пол, то будет беда.

История появления этого простого предмета уходит корнями в эпоху господства Древнего Рима. Знатные горожане носили на шее, плече или запястье орариум (от лат. — “полотенце”), надушенный кусок материи, предназначенный для вытирания лица или пальцев рук после принятия пищи или высмаркивания.

В III веке до н.э., во время принятых в то время пиров, с его участников пот катился градом. Тогда и был изобретен платок для пота, который назывался «сударий» платок. Эти платки обматывали вокруг шеи.

Носовой платок как модный аксессуар впервые появился в Италии в период Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. На протяжении XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применяются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем.

В средневековье носовой платок был символом романтической любви. Дамы прикрепляли его на копьё своего рыцаря. Платок должен был напоминать рыцарю о цели его участия в турнире — победе в честь возлюбленной.

Во Франции с 1285 года во времена царствования Филиппа IV Красивого в Париже шла торговля платками. В то время платок был принадлежностью дамского туалета. В то время им пользовались как веером. Чуть позднее платок вошел в моду. Носили по два платка. Первый дамы носили в руке, а кавалеры в кармане, для красоты. А второй по проще на показ не выставляли. Он имел чисто практическое значение. Платки были большие и маленькие, овальные, украшенные кружевами и пуговицами. Часто их пропитывали духами и затем роняли на пол, чтоб кавалер поднявший их ощутил приятный запах. Квадратная форма носового платка вошла в обиход с легкой руки французской королевы Марии Антуанетты, закрепившись уже навсегда.

На Востоке носовые платки были привилегией князей, которые их носили под кушаком. Бросить носовой платок в сторону человека (особенно женщины) было жестом, свидетельствовавшем о высоком уважении. Эта традиция в Турции сохранилась до XIX века.

На Руси носовой платок изначально назывался «утиральник», позже «ширинка». Платки изготавливались из целого куска ткани, отрезанной по ширине, отсюда и произошло слово ширинка. В Домострое рядом со словом ширинка употребляется термин «вусчина» — от слова «узкий».

На Руси платок ввел Петр I. В руководстве «Юности честное зерцало», он писал: «И сия есть не малая гнусность, когда кто часто сморкает, яко бы в трубу трубит».

История зеркал началась еще с древности, но они очень отличались от тех, в которые мы сегодня смотримся. Первая отражающая поверхность- это поверхность воды. Со временем людям надоело нагибаться над водой чтобы увидеть отражение себя, и они начали искать предметы, которые имели отражающие свойства: сталь, полированное железо , алюминий.

Лет сто назад археологи нашли в одной из египетских гробниц небольшой металлический диск, покрытый толстым слоем ржавчины. Диск был укреплен на голове статуэтки, изображающей молодую женщину. Для чего служил этот диск?

Мнения археологов разделились. Одни утверждали, что такой диск мог служить вместо опахала. Другие говорили, что это просто-напросто украшение. А некоторые считали, что это сковородка: на ней египтянки пекли сладкие хлебцы вроде нашего печенья. Таинственный диск отправили в лабораторию. Здесь химики отмыли его от многовековой пыли, отломили кусочек металла и исследовали его. Оказалось, что диск сделан из сплава меди с оловом, то есть из бронзы. Наждаком сняли слой черного налета. И когда на свет выглянула гладкая отполированная поверхность диска и химик увидел в ней свое лицо, всё стало ясным. Загадочный предмет оказался зеркалом.

Мы привыкли к стеклянным зеркалам. А вот египетские зеркала были бронзовые. Бронзовое зеркало давало очень тусклое и неясное изображение. От сырости оно быстро темнело, и тогда уже ничего нельзя было в нем рассмотреть. Поэтому в древности пробовали делать и другие зеркала — серебряные. Изображение в таком зеркале довольно ясное и отчетливое. Но серебро от времени тоже тускнеет. К тому же серебряное зеркало стоило, конечно, очень дорого. Делали и стальные зеркала. У нас на Руси их называли «булатными». Но и они быстро мутнели, покрывались красноватой пленкой ржавчины.

Совершенно новый тип зеркал — вогнутых — появился лишь в 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски. И, пожалуйста: можно смотреться, сколько угодно, только отражение было, мягко говоря, немного искаженным.

Наконец, примерно в 1500 году, во Франции придумали «смачивать» плоское стекло ртутью и приклеивать таким образом на его поверхность тонкую оловянную фольгу. Однако плоские стекла в те времена были невероятно дороги, и хорошо их умели делать лишь в Венеции. Венецианские купцы, недолго думая, выторговали у фламандцев патент и целых полтора века держали монополию на производство отличных «венецианских» зеркал (которые следовало бы именовать фламандскими). Цену их можно представить на таком примере: зеркало размером 1,2 метра на 80 сантиметров стоило. в два с половиной раза дороже, чем полотно Рафаэля!

Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.

В XV веке центром стеклоделия становится остров Мурано, расположившийся под Венецией, в морской лагуне. Специально созданный «Совет Десяти» ревниво оберегал секреты стеклоделия, всячески поощряя мастеров, заодно изолируя их от внешнего мира: слишком велики были прибыли от монополии, чтобы потерять ее. На остров Мурано стеклоделов переселили под предлогом обезопасить Венецию от пожаров. В начале ХVI века братья Андреа Доменико из Мурано разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

Европейские монархи любыми средствами пытались выведать зеркальные тайны Венеции. Это удалось в XVII веке министру Людовика XIV — Кольберу. Золотом и посулами он соблазнил троих мастеров из Мурано и вывез их во Францию.

Французы оказались способными учениками и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали в Мурано, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длинной 73 метра и нуждалась в зеркалах большого размера. В Сен-Габене изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться «король-солнце»?

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала.

Став важным элементом меблировки и декора, зеркало потребовало соответствующего обрамления. В зеркальных рамах нашли выражение художественный вкус, особенность дарования ювелиров и художников, национальный колорит, мастерство и, конечно, время, которому подвластны и ремесла, и искусство.

Как давно ли человечество озабочено измерением времени? Жизнь древнего человека подчинялась исключительно биологическим ритмам, и такими вопросами, как измерение времени он, вероятно, не слишком заморачивался. Ну просто не до того было. Однако в определенный момент людям все-таки пришлось задуматься над этим. Вся жизнь человека была связана с солнцем, его большими и малыми циклами. Потому вполне закономерно, что и первыми в истории человечества часами стали именно солнечные часы. В основу их работы был положен вполне элементарный принцип: люди заметили, что в каждый период дневного солнечного цикла тень от предметов меняется в зависимости от положения солнца. Дальше уже — дело техники. Самые первые солнечные часы появились по всей вероятности в Древнем Египте, во времена Сети 1. Именно в гробнице этого фараона, построенной приблизительно в 1290 г. до н. э. была найдена надпись с подробным описанием устройства для измерения времени.

В Китае солнечные часы появились одновременно с египетскими, или чуть позже. Во всяком случае уже в древнекитайском задачнике (!) «Чжоу-би», датируемом примерно 1100 г до н. э. есть задача, описывающая устройство солнечных часов.

Древних греков, по свидетельству Витрувия, познакомил с устройством солнечных часов вавилонский астроном, историк и писатель Беросс, живший примерно в период с 350 по 270 гг до н. э.. В Рим солнечные часы из Сицилии привез впервые консул Валерий Массала в 263 г до н. э. , однако , созданные для более южных широт, в Риме они не показывали точного времени. Первые точные часы для широты Рима впервые были выполнены лишь около 170 г. н.э. Вообще — главным недостатком солнечных часов было то, что они создавались для совершенно определенного места, ориентируясь строго по сторонам света. При переносе в другое место, даже при соблюдении условия строгой их ориентации, происходила неизбежная погрешность.

Однако на протяжении долгого исторического периода солнечные часы оставались наиболее распространенным и чуть ли не единственным прибором для измерения времени. Хотя предпринимались также попытки создать часы, действующие по другому принципу — водяные и песочные — но они столь широкого распространения не получили.

В Древней Руси солнечные часы были известны вероятнее всего с 11 века. К 16 веку в России, как и в Западной Европе, появились уже портативные солнечные часы, образцы которых сохранились до наших дней. Но их точность разумеется очень сильно зависела опять же от строгого соблюдения предварительных условий и. от наличия солнца на небе!

Читайте также:  Кто кому засадил в очков

Но примерно 1000 лет назад в решении проблемы измерения времени была совершена настоящая революция. Причем это тот редкий случай, когда известно и имя героя, и приблизительная дата изобретения. Случилось это не в Китае и не в Египте, а в Германии. И авторство изобретения первых механических часов легенда приписывает аббату Герберту, ставшему впоследствии Папой Римским. Часы эти по описанию представляли из себя механизм, состоящий из одной неподвижной стрелки и подвижной шкалы, перемещение которой и позволяло определить точное время. Несомненным плюсом таких часов по сравнению с солнечными было то, что они не зависели от солнца, от положения в пространстве и от времени года. Время можно было узнать круглосуточно. Поистине — эпохальное изобретение! Однако очень долгое время они широкого распространения не получали, оставаясь чуть ли не единственной действующей моделью.

Первыми по-настоящему общедоступными механическими часами стали башенные часы Вестминстерского аббатства, созданные в 1228 г. Может, именно потому, что первые часы появились в Англии педантичность и пунктуальность стали неотъемлемыми чертами истинных англичан?

Со временем башенными часами обзавелись вслед за Лондоном и другие уважающие себя города Европы. Часовые механизмы все совершенствовались, часы обзавелись уже второй, минутной стрелкой, обрели «голос». Теперь они исполняли в определенное время целые мелодии. Часы становятся не только важным и полезным городским атрибутом, но и элементом престижа. Для их создания приглашаются самые искусные мастера, а их оформлением занимаются знаменитые художники.

Прогресс не стоял на месте — механизмы часов становились все более компактными, а цена их все доступнее. Наряду с большими башенными появляются сравнительно компактные разнообразные домашние часы — настольные, напольные и настенные. Путешественники берут с собой в дорогу т. н. седельные часы. А примерно в середине 17 века появляются уже первые карманные и наручные часы.

Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIII века. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле, безусловно, портило зрение средневековых грамотных людей, особенно монахов-переписчиков книг.

Это произошло в далеком 1280 году. Капля застывшего стекла случайно привлекла внимание стекловара, который взял ее и увидел, что она способна не только увеличивать предметы, но и вполне пригодна для исправления зрения. Это был впервые документально зафиксированный прообраз очков.
Уже в 1300—1301 годах Венецианский государственный совет не разрешает употреблять для производства очков плохое стекло; для этих целей годится только хорошее, то есть хрустальное.

В Венеции первыми стали производить очки в промышленном масштабе, причем окончательную обработку линз и сборку очков делали ювелиры, которые имели опыт работы с горным хрусталем. Для изготовления очковых оправ использовались самые разные материалы – дерево, рог, кожа, китовый ус, черепаховый панцирь, металл.

Нет точных данных о том, когда появились первые очки на Московской Руси, однако о них уже знали в первой трети XVII века. Так, в «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные». .

Казалось бы, простое дело — носить очки. Но триста лет подряд искали конструкторы способ приладить их к глазам. Сначала был в ходу монокль — одно стекло на длинной рукояти.

Потом начали шлифовать большие двойные стекла — бинокли, делая их с двумя ручками. Такой бинокль можно было надеть на нос. Позже пытались прикреплять очки к шляпе.

Вшивали очковые стекла в ременный поясок, который завязывали на затылке, словно карнавальную маску, или приделывали пружины, прижимавшиеся к вискам, оправляли стекла в железные кольца и соединяли перемычкой. Получалась как бы разновидность пенсне, но без зажима на носу. Наконец, приспособляли к очкам заушины, почти совсем, как это делается теперь.

Материалы для очковых оправ также эволюционировали, причем в каждой стране в соответствии с местной культурой. Так, в отличие от Европы, где критериями были экономичность и простота обработки, на Востоке выбор был продиктован представлениями о магических свойствах материалов. Например, оправы изготавливались из черепахового панциря, поскольку черепаха, будучи долгожителем, должна была принести долголетие и носящему очки.

Для линз часто использовались камни, считавшиеся священными, такие как горный хрусталь, прозрачные или дымчатые кварцы, аметисты и топазы. Очень часто эти линзы не корректировали зрение, а только защищали глаза, что подчеркивает статусную роль очков, которые могли носить только люди определенного ранга.

В изобретатели очков записывали также китайцев. Многие годы эта версия основывалась на следующем факте, приведенном в книге “Разъяснение загадочных вещей”, написанной Чао Цзи Ку, жившим в XIII веке.

“Аи-таи похожи на крупные монеты, а цветом напоминают слюду. Когда же старые люди чувствуют головокружение и их зрение портится, они не могут читать мелкий шрифт, тогда они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают четкость. Аи-таи происходят из западных областей Малакки”.

Так как книга Чао Цзи Ку была написана примерно в 1240 г., тогда исследователи сочли, что это доказывает первенство китайцев в изобретении очков. Однако в первых экземплярах книги не было отрывка об очках. Он, по-видимому, попал туда во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.). Отрывок, где упоминается королевство Малакка на Малазийом полуострове, тем не менее является ключом к разгадке происхождения древнейших китайских очков. В летописи китайского двора, которая восходит примерно к 1410 г., описывается, как король Малакки преподнес в дар императору десять очков. В то время в Малакку часто приезжали арабские и персидские купцы, и, вероятнее всего, они привезли с Запада эти первые, высоко ценимые очки.

Китайцы могут, однако, претендовать на первенство изобретения дымчатых очков, на что есть ссылка в “Записях о часах досуга”, написанных неким Лью Чи в начале XII в. Эти очки были сделаны из дымчатого кварца, и носили их судьи, но не для того, чтобы защитить глаза от солнца, а чтобы скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения при дворе. «

Трудно поверить, но такого простого предмета как расческа могло бы и не быть, если бы не изобретательность наших давних предков. Чтобы выглядеть привлекательными для мужчин, женщины в древности использовали рыбий скелет и расчесывали им свои длинные волосы. Первые гребни, найденные в Европе, относятся к каменному веку. Изготавливали гребни из коровьего рога: удаляли внутреннюю часть рога, распаривали его, разрезали на две части, распрямляли под прессом и высушивали, а затем вручную выпиливали зубья. Первый гребень из кости животного был найден на территории Древнего Рима, у него были штучно вырезаны зубчики, и даже имелась удобная ручка. Со временем люди научились делать расчески из кораллов, панциря черепахи и слоновой кости. Эти материалы использовались до самого 19 века.

В некоторых странах гребень был не просто предметом для волос, он подчеркивал, в первую очередь, материальный статус. Богатые могли себе позволить украшать расчески камнями, золотом и серебром. Славяне считали гребень магическим предметом, поэтому тщательно его берегли. Они были уверенны, что ведьмы используют расчески, чтобы накладывать заклятия и сглазы. На Руси девушки часто гадали на гребнях: его прятали на всю ночь под подушку и говорили: «Суженый-ряженый, приходи кудри причесывать». Также пользовался популярностью способ приворожить юношу или девушку с помощью расчески. А вот в Японии существовала милая традиция, согласно которой каждому юноше нужно было собственноручно изготовить гребень для возлюбленной и принести ей в дар. Если избранница вплетала его в косы, то это был знак, что девушка разделает чувства юноши. Японцы использовали гребни в боях и сражения, чтобы острыми зубцами поражать противников.

На гребнях искусные мастера вытачивали узоры и расписывали разными цветами. В средние века ценились расчески из слоновой кости и из золота. На них вырезались ангелы и мифологические животные. Примерно в это время появились щетки из свиной щетины и из ежовых игл.
С приходом эпохи Возрождения, появилась мода на высокие замысловатые прически. А это время ручка расчески существенно удлинилась, чтобы дамы могли без труда поправить огромное сооружение на голове.

В 17 веке специальность «мастер гребня» стала очень популярной и престижной. Чтобы изучить все тонкости, нужно было обучаться больше десяти лет. Благодаря мастерам, гребни стали удобней и функциональней. Появились отдельно расчески для объема волос, для расчесывания пробора, для бритья… Изготавливали гребни, в большинстве, из дерева, только аристократы могли позволить себе черепаховые панцири.
Только после 1862 года, когда был изобретен пластик, гребни стали достоянием всех людей без исключения.

На самом деле о происхождении этого предмета можно догадаться, если поинтересоваться этимологией самого слова. Слово карандаш – тюркского происхождения (karadasí) и означает «черный камень» (kara – «черный» и das – «камень»). Прямыми предшественниками современного карандаша были кусочки угля, которыми еще первобытные люди пробовали рисовать на стенах пещер и костях животных. Палочки древесного угля использовали для набросков древние греки и римляне. Простейший рецепт изготовления в домашних условиях угольного «карандаша» можно найти в «Трактате о живописи» (1437 г.) Ченнино Ченнини, который советует взять «ивовые палочки, сухие и тонкие, нарезать их длиной с ладонь», «обстругать и очинить с обоих концов, как у веретена» и связать в пачки. «Возьми потом новый горшок и положи их в него столько, чтобы горшок был полон. Затем возьми крышку и замажь ее глиной, чтобы сделать горшок непроницаемым для дыма. Вечером пойди к булочнику, когда он окончит работу, поставь этот горшок в печь и оставь его там до утра, а утром посмотри, хорошо ли угли прожжены и достаточно ли они черны». Примерно с XII века художники начали пользоваться так называемым «серебряным карандашом» – заточенным кусочком серебра или проволоки, которую припаивали к ручке и хранили в специальном футляре. Миниатюристы и переписчики Средневековья с помощью таких «серебряных карандашей» разлиновывали листы пергамента и создавали эскизы иллюстраций, что было весьма удобно, поскольку серебряные палочки-штифты оставляли на листах не слишком заметные следы бледно- или темно-серого цвета. В эпоху Возрождения «серебряные карандаши» пользовались популярностью у итальянских, немецких и голландских художников. Среди наиболее крупных имен – Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Ганс Бальдунг Грин, Петрус Кристус, Леонардо да Винчи. Техника работы «серебряным карандашом» довольно трудоемкая, поскольку требовала предварительной грунтовки поверхности, для чего обычно применялась костяная пыль (такая поверхность называлась carta tinta). Рисунок, сделанный «серебряным карандашом», получается вначале голубовато-синего цвета. Но постепенно, в результате окисления, он принимает теплый коричневатый оттенок, делающий изображение еще более изысканным. Начиная со второй половины XVI века, эта техника используется все меньше и меньше, а к XVIII веку она была уже практически совершенно забыта. Однако в начале ХХ века, благодаря публикациям историков искусства, «серебряный карандаш» вновь привлек внимание художников, и многие стали его активно использовать в своей работе.

Также в XIII-XVII веках, особенно для подготовительных набросков для портретов, художники часто использовали «свинцовый карандаш» – штифт для рисования, вставлявшийся в металлический футляр типа рейсфедера. На бумаге он оставлял неяркий, но довольно четкий след. В конце XIV века был изобретен так называемый «итальянский карандаш» – черный стержень для рисования, дающий мягкую красочную линию. Первоначально для его изготовления использовали глинистый сланец черного цвета с сероватым оттенком («черный мел»), позднее – порошок жженой кости, скрепленный растительным клеем. В отличие от серебряного или свинцового карандаша, итальянский карандаш давал интенсивную насыщенную линию, что художники, конечно же, сразу оценили. Первые месторождения «черного мела» были открыты в Пьемонте, затем стали разрабатывать залежи в Тюрингии и Андалузии. Во Франции был изобретен так называемый «парижский карандаш» или соус – смесь белой глины (или клея) с ламповой сажей, который оказался мягче и чернее итальянского карандаша. Как и много веков назад, он и сейчас изготавливается в виде цилиндрических палочек в обертке. Также в эпоху Возрождения в художественный обиход входит пастель – разноцветные мелки, изготовляемые на основе растертых в порошок красок. Краски смешивали с мелом, тальком, гипсом, смолами, иногда даже с молоком, а затем прессовали. «Художники делают эти карандаши в цилиндрической форме, окатывая их на мраморном камне, и сгущают их с примесью жира или гуммиарабика, или соков смоковницы, или сыворотки. Тем самым одни карандаши становятся мягче, другие же тверже», – писал лионский профессор Петрус Григориус в своем трактате «Syntaxeon artis mirabilis» (1574 г.) Не менее популярная у художников сангина (фр. sanguine, от лат. sanguis – кровь) – материал столь же древний, что и уголь. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. Художники эпохи Возрождения использовали натуральную сангину – так называемый красный мел. Принято считать, что первым оценил ее удивительные свойства Леонардо да Винчи. Красивый (от красноватого до темно-коричневого и фиолетового) теплый, мягкий цвет сангины издавна используется при рисовании обнаженного тела. История происхождения современного карандаша не совсем обычная – он дважды рождался на свет. В 1565 году в английском графстве Камберленд было обнаружено природное месторождение неизвестного минерала, названного графитом. Им можно было писать, рисовать. Из него вручную стали вытачивать стержни и закреплять их в деревянной оправе, оборачивать в бумагу или обвязывать бечевкой. В XVII веке такие палочки из графита обычно продавали на улицах. Но, увы, небольшое месторождение не бесконечно, к XVIII веку оно было выработано, и изобретатели стали придумывать, чем природный графит можно заменить.

источник