Меню Рубрики

Очки виртуальной реальности для военных

Аналитики утверждают, что к 2025 году рынок AR-систем, которые будут задействованы военно-промышленным комплексом, составит $1,4 миллиарда. Ожидается, что количество операторов превысит 700 тысяч. Специалисты World Bank уверены, что итоговое число может вырасти до 6,9 млн. Лидерами останутся военные США – уже сегодня американцы используют технологии виртуальной и дополненной реальности для всесторонней подготовки военных, симуляции боевых действий, отработки первой медицинской помощи в экстремальных условиях.

В 2012 году США официально утвердили программу использования VR и AR-оборудования для обучения военных летчиков, механиков-водителей, моряков, медиков и рядовых солдат. Методика оправдала возложенные на неё надежды: без риска для здоровья и жизни, персонал быстро приобретает необходимые навыки в условиях, максимально приближенных к реальным.

Предлагаем ближе ознакомиться с последними достижениями военных.

Военно-промышленный комплекс всегда был двигателем прогресса. Как и большинство IT-технологий, дополненная реальность была разработана под началом военных инженеров. Первенцем в индустрии стал «Дамоклов Меч» – амбициозный проект Айвена Сазерленда. Устройство позволяло перенести оператора в виртуальную среду – упрощенную модель проводной комнаты. На дворе стоял 1965 год и мир не был готов к прорывному открытию.

Проект перетерпел множество изменений, прежде чем армейцы в 1989 году получили пригодный для повседневной эксплуатации прототип – авиационный шлем The Super Cockpit, предназначенный для пилотов боевых самолетов. В 1990 году инженер Томас Престон, работавший на «Боинг», назвал прибор шлемом дополненной реальности, – название прижилось и вошло в обиход. Устройство проецировало на лобовое стекло шлемофона информацию о полете, чтобы было удобным и полезным.

В 2013 году появились «Руки Бога». Технология разработана итальянскими учеными и была передана российским инженерам для внедрения на космических летательных аппаратах, в частности, МКС. Комплект состоит из ПО и очков дополненной реальности: одни остаются у космонавта, другие у его куратора на Земле. Надев очки, первый транслирует происходящее на экран второму оператору; тот, в свою очередь, может корректировать манипуляции «ведомого» – оборудование отслеживает движение «ведущего» и проецирует на экран «ведомому». На Земле медики активно используют аналогичную систему для обучения интернов и контроля операций.

Таким образом, инженеры и хирурги помогут астронавтам справиться с экстренной ситуацией – хирургической операцией, выходом из строя сложной электроники, сваркой. Специалист на Земле будет направлять руки космонавта, инструктируя и попутно исправляя ошибки – сотруднику МКС остается только повторять движения рук, которые проецируются на экране.

Тренировка бойцов, симулятор вождения тяжелой бронированной техники, отработка тактических приемов – вот основные направления использования гарнитуры для планирования и проведения спецопераций. Оборудование для отображения дополненной реальности и погружения в virtual reality может использоваться не только на территории специально подготовленных помещений, но и в пути на очередное задание.

Учения с применением AR и VR помогают не просто сократить расходы на подготовку солдат, но увеличить шансы успешного исхода миссии и сохранить жизни персонала. Военные могут проходить симуляцию боевых действий в виртуальной среде Marine Tactical Decision Kit, точно повторяющей зону боевых действий. В реальном бою солдаты будут лучше ориентироваться на территории и смогут эффективней использовать складки местности. Кроме того, система дает возможность обыграть внештатные сценарии: внезапное контрнаступление врага, бой в одиночку.

Во время учений очки дополненной реальности не просто проецируют цифровую картинку, но и передают действия солдат в командный центр, где находится руководство. Таким образом, инструкторы могут в режиме реального времени корректировать действия отряда. Двусторонняя связь упрощает процедуру оценки действий личного состава. В перспективе, очки дополненной реальности планируется использовать прямо в бою – они смогут предоставить солдатам необходимую информацию со штаба или разведывательного пункта в режиме онлайн. Также, картинка, которую захватывает прибор, позволит руководству получить детали о местности.

VR и AR-очки планируется дополнить бионическими линзами. Подобные разработки уже ведутся американскими инженерами. По замыслу военных, линзы помогут фокусировать зрение на нужном секторе экрана гарнитуры, тем самым увеличивая необходимые объекты и разделы с информацией. В идеале, линзы со встроенной антенной и датчиками и вовсе заменят гарнитуру.

В США создана тактическая система дополненной реальности Tactical Augmented Reality. Она подсвечивает цели, отображает местоположение бойца на карте, работает в связке с лазерным дальномером и показывает расстояние до мишени, выводит на экран подсказки. AR-очки не закрывают обзор полностью, а лишь частично задействуют левый глаз с эффектом прозрачности.

Научно-исследовательское управление ВМС США разработало собственный шлем, предназначенный для моряков-артиллеристов – GunnAR. Прибор помогает прицелиться, скорректировать наводку, транслирует приказы и замечания командира, а также отображает данные о количестве боеприпасов в обойме и в запасе.

Не меньше впечатляют виртуальные прыжки с парашютом. Тренировочная система состоит из подвесных приспособлений и шлема. ПО выводит на дисплей реальный рельеф местности, куда планируется высадиться, а его возможности позволяют симулировать внештатные ситуации: некорректную работу альтиметра, запутывания строп, осечки при открытии купола.

В Канаде на базе VR создали экзоскелет, который симулирует попадание осколков, физические повреждения, ранения, выводя из строя конечности и позволяя ощутить подобие дискомфорта и боли, что придает тренировкам высокую реалистичность. В то же время компания Striker VR сосредоточилась на выпуске виртуального оружия – устройств, имитирующих отдачу и поведение автоматического огнестрельного оружия во время VR-сеансов.
В России стараются не отставать от заокеанских коллег. В ближайшем будущем в экипировку солдат включат инфракрасные бирки, которые упростят идентификацию дружественных объектов через прибор ночного видения.

Для тренировок бойцов спецподразделений создана экспериментальная AR/VR модель, совмещающая очки виртуальной реальности и девять нательных датчиков, способных распознать 256 комбинаций поз, акселерометра и гироскопа. Наборы раздают солдатам, после чего приступают к отработке тактических действий наступательного и оборонительного характера в специальном помещении. «Операторы» соединены кабелями с компьютером, что несколько ограничивает их передвижения. На достигнутом разработчики не собираются останавливаться – работают над «умной» выборочной визуализацией и управлением «виртуальным» оборудованием, техникой, инвентарем.

Ожидается, что в ближайшие годы появится техника, которая позволит проводить успешные военные операции смешанным составом: часть команды будет действовать в горячей точке, в то время как связисты, артиллеристы, механики-водители и летчики будут работать из контрольного пункта, удаленно. «Скайнет» все ближе.

источник

Подобно большинству информационных технологий, дополненная реальность зародилась в недрах военно-промышленного комплекса. Первый концепт носимого устройства, отделенного от реальности был предложен Айвеном Сазерландом в 1965 году. Он создал то, что считается первым шлемом виртуальной реальности и дополненной реальности. Он был примитивным, как с точки зрения интерфейса так и по реализму, а его вес был таким большим, что он подвешивался к потолку. Виртуальная среда состояла из простых проводных моделей комнат. Грозный вид устройства дал ему соответствующее название — Дамоклов Меч.

С 1986 по 1989 в США ДР впервые получила применение для военных летчиков. Она представляла из себя шлем, в котором совмещалась дополненная и виртуальная реальность. Называлась она The Super Cockpit и была разработана в 1969 г. ВВС США.

Сам термин «augmented reality» предложен в 1990 году Томасом Престоном Коделом (Tom Caudel), сотрудником научного отдела компании Боинг, где разрабатывались интерактивные системы управления боем, включая индикацию на лобовом стекле самолета либо на шлеме пилота разного рода экстренной информации, чтобы можно было получать ее без консультации с показаниями приборной доски.

Об использовании технологии в презентационных целях сказано уже немало слов. Дополненная реальность имеет большой потенциал, чтобы расширить и поддержать усилия корпораций в презентации своих товаров и услуг.

Наглядно проиллюстрировать сложные производственные и технологические процессы. Сделать интуитивно понятную презентацию любого продукта, будь то работа ядерного реактора или презентация нового газопровода. Облегчить обучение кадров на местах. Упростить понимание инженерных конструкций — все эти возможности дает технология дополненной реальности.

Технология помогает понятно рассказать про проекты и их преимущества в режиме реального времени, визуализировать сложные процессы производства, разместить на стенде огромный станок, не затратив за транспортировку ни копейки, дать правильную и наглядную инструкцию по использованию техники или руководства по ремонту сложных конструкций и автомобилей.

Все, что нужно для работы дополненной реальности на выставке — видеостена, компьютер и маркер — любое изображение, на котором будет показываться трехмерная модель. Для того, чтобы посмотреть дополненную реальность на полиграфии — достаточно планшета. Остальное вам подскажет программа.

Просто, действенно, наглядно!

Высшая Школа Св. Анны из итальянской Пизы презентовала российскому головному научному учреждению по медико-санитарному обеспечению пилотируемых космических полетов — Институту медико-биологических проблем РАН (ИМБП) — проект по внедрению на МКС средств дополнительной реальности под названием «Руки Бога». Эта система устройств поможет космонавтам проводить хирургические и тонкие технологические операции на орбите не только под надзором специалистов с Земли, но и фактически их виртуальными руками.

В ИМБП планируют испытать аппарат в собственном Наземном экспериментальном комплексе (в барокамере, где проходил известный эксперимент «Марс-500») в середине следующего года, а после этого сразу отправить оборудование на борт МКС.

У космонавта в специальных очках будут отображаться руки хирурга, который находится на Земле. Этот человек, в свою очередь, будет видеть то трехмерное операционное поле, которое находится перед космонавтом. Виртуальная рука хирурга будет показывать космонавту зону, где нужно сделать определенный надрез. Космонавту останется повторить движение. Фактически хирург сможет, взяв виртуальный скальпель, провести операцию руками члена экипажа, — объясняет принцип действия «Рук Бога» ведущий научный сотрудник отдела «Психофизиология и оптимизация профессиональной деятельности операторов» ИМБП Вадим Гущин.

Помимо хирургических операций, дополненная реальность поможет эффективнее проводить тонкие технологические операции: ремонтные работы, космическую сварку, различные исследования. Сейчас многие работы также проводятся под наблюдением специалистов, но им приходится давать указания космонавтам только голосом, подолгу объясняя, что именно и где нужно сделать. С помощью виртуальной реальности необходимость подробных разъяснений отпадет.

Интересное применение дополненной реальности нашла одна из компаний, ведущая разработки в ВПК. Она произвела в реальном времени наложение данных со спутника, на данные, полученные с наземных станций слежения. Это позволило получить траектории движения объектов в космическом пространстве в географических координатах. А также более точно распознавать и отслеживать спутники, астероиды, космический мусор, и, соответственно предсказывать потенциальные угрозы космических объектов.

Дополненная реальность помогает проводить планирование военных операций. Начиная от разбора задач с использованием виртуальных моделей, до отработки конкретных военных действий.

Тренировки в дополненной реальности могут проводиться во время перелетов военных с места на место, моделируя определенные задания и действия участников. Полевые учения, проводимые с использованием технологии, значительно уменьшают затраты на конструкцию объектов сцены, ведь с помощью дополненной реальности все может быть смоделировано и спроецировано на очки солдата, в том числе и наступление противника.

Весьма активно используется технология и при оценке уже отработанных учений. Со шлемов военных ведется постоянная видеозапись окружающего пространства, в том числе и того, что происходит в дополненной реальности. Таким образом, появляется возможность сравнить желаемый результат с действительным на компьютере, что в значительной степени помогает сэкономить время и затраты на проведение стандартных процедур оценки успешности операций, в которых анализируется все, включая моменты, которые выполнены без ошибок.

Виртуальная песочница является комбинацией обычной песочницы с трехмерным датчиком Microsoft Kinect, программным обеспечением моделирования и визуализации и с обычным проектором. Ланшафты, создаваемые из песка, выделяются в режиме реального времени цветами, соответствующими высоте возвышения, топографическими контурными линиями и виртуальной водой — объясняют создатели системы из Калифорнийского университета в Дэвисе.

Данное решение не сильно отличается от топографической карты, так как песок не способен дать полной картины местности — выделить уступы, отвесные стены и другие рельефности. В этом отношении песочница уступает 3D-моделям на планшетных компьютерах, но всё-таки у неё больше наглядности. Софт может проецировать не только трёхмерные карты, но и модели из Google Earth. Сейчас учёные хотят дополнить проект различными подсказками, стрелками и пр. для улучшения ориентации по местности. Чарльз Эмбёрн из Центра тренировочных и симуляционных технологий утверждает, что данная аппаратура значительно ускоряет проведение операций. Правда, работать с песком приходится вручную.

В армии дополненная реальность может служить как сетевая коммуникационная система, которая сканирует поле боя и выдает информацию в режиме онлайн непосредственно на очки солдата.

С точки зрения солдата люди и объекты могут быть обозначены специальными индикаторами, для предупреждения о потенциальной опасности. Виртуальные карты и 360 панорамы, получаемые с камеры очков, могут быть использованы для более точной навигации и прогнозирования наступления, кроме этого, вся информация передается в главный командный центр.

Команды из главного центра, в свою очередь, поступают прямо на очки солдата, вследствие чего пропадает необходимость связи через рацию и другие средства.

С использованием технологии дополненной реальности повышается возможность принятия оперативных правильных решений в случае необходимости: информация поступает на экран в режиме реального времени.

Читайте также:  Скины по никам для пацанов с очками

Таким образом, можно быстро переориентировать силы или запустить программу быстрого обучения тактическим действиям в определенных ситуациях в режиме дополненной или виртуальной реальности.

Министерство обороны России завершило испытания инфракрасных бирок, которые позволят солдатам идентифицировать друг друга в приборах ночного видения. Метки планируется крепить на липучках на новые комплекты полевой формы ВКБО. Метка представляет собой прямоугольник и крепится к нарукавным карманам на липучке. Материал бирки способен отражать только излучение инфракрасного спектра; в прибор ночного видения такая метка видна как яркая точка.

Компания BAE Systems разработала шлем, в котором вместо очков используется своего рода козырёк с высококачественным экраном. На него проецируется с камеры ночного видения важная для пилота информация. Устройство получило название Striker II. Помимо прочего, аппарат способен отслеживать движения головой оператора. Благодаря этому оперативные данные всегда располагаются в направлении его взгляда.

Сегодня в разработке находятся бионические контактные линзы, которые могли бы не только проецировать на сетчатку глаза визуальную информацию, включая различные схемы и карты местности, но и обладать антенной для беспроводной связи, а также всевозможными дополнительными датчиками. Другая версия контактных линз находится в разработке для армии США. Они должны будут работать во взаимодействии с очками дополненной реальности, позволяя солдатам фокусироваться на близко расположенных данных, показываемых на дисплее в ДР и на отдаленных объектах реального мира.

Дополненная реальность, как и многие высокие технологии, зародилась в военно-промышленном комплексе. Все, что мы когда-либо видели в фантастических фильмах, на самом деле, уже не только существует, но и успело устареть. В ВПК России и зарубежных стран, дополненная реальность успешно используется не только для проведения военных операций, где пользуется большой популярностью. Также в последние годы она активно стала использоваться и для презентационных целей. Нет лучше решения для показа сложных конструкций и объектов, а также для иллюстрации комплексных процессов проводимых работ.

В связи с активным проникновением смартфонов и планшетов в нашу повседневную жизнь, а вместе с ними и дополненной реальности, мы стремительно приближаемся к военным технологиям двадцатилетней давности. Сегодня простым пользователям становится доступна дополненная реальность, компьютерное зрение и другие «инновационные технологии», а ведь они всегда были рядом с нами.

Поверьте, будущее уже наступило. Чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать. Следите за технологиями, будьте готовы к новому каждый день, и вы не отстанете от постоянно меняющегося мира.

Доклад подготовлен нашим партнером ArPoint

источник

Военные новости, не попавшие на первые полосы. Выпуск № 40 (165).

VR/AR привлекает все больше внимания военных во всем мире и министерства обороны ведущих стран мира стараются ускорить внедрение этой технологии в вооруженные силы.

Армейская исследовательская лаборатория США активно работает над усовершенствованием своей так называемой синтетической среды обучения (STE — Synthetic Training Environments), где используются VR/AR технологии. В новом варианте STE военнослужащие самых разных подразделений могут проводить масштабные совместные учения и обучаться, по сути не выходя из дома, или в любом другом месте. Таким образом убирается привязка к географии и центрам специального обучения и достигается интеграция одновременного обучения различных и многочисленных участников виртуальных миссий. Вся экипировка — это уже готовая коммерческая продукция, военные лишь пишут свои программы и сценарии для имитации военных миссий в виртуальной реальности. Все это происходит в рамках американской концепции развития армии будущего «Cила 2025» (F2025B — Force 2015 and beyond), где VR/AR отводится особое место.

Пентагон заявляет, что дисплей тактической дополненной реальности (TAR — Tactical Augmented Reality), над которыми работы ведутся годами, также становится все лучше и лучше. Дисплей предназначен непосредственно для военнослужащих, действующих в той или иной местности, и в режиме реального времени выводит информацию об окружающей среде (расположение дружественных сил, описание объектов и т.п.) перед их глазами (либо в приборе ночного видения, либо на прозрачные линзы). Прорыв заключается в том, что теперь информация может идти в цвете и на ярком фоне, что позволит оперировать и днем. Также расширен угол обзора, что единовременно отображает больше данных на дисплее.

В Корпусе морской пехоты США начали задействовать VR/AR тренажер Marine Tactical Decision Kit. Набор тестируют с мая этого года, а к концу года он должен поступить во все батальоны Корпуса. Очки виртуальной реальности дают 3D обзор в 360 градусов. Применяется для обучения при тактическом планировании и выполнении командных миссий. После прохождения миссий отсматриваются записи произошедшего в виртуальном мире и командиры разбирают ошибки действий подчиненных. К тренажеру проявили интерес и в армии США, которая следит за результатами тестового применения.

В этом году в ходе военно-морских учений Trident Warrior 2017 при боевых стрельбах были испытаны очки дополненной реальности, разработанные специально для наводчиков корабельных орудий. На кораблях остались орудия, которые управляются вручную и прицеливание ведется визуально. Точность огня не слишком эффективна и возникают проблемы с донесением приказов стрелку голосом или по радиосвязи. Очки обеспечивают использование высокоскоростного беспроводного или проводного канала связи, по которому на очки передаются команды артиллерийского офицера, данные по целям и данные о самом орудии, включая остаток боезапаса. Стало известно, что в сентябре эти очки пройдут дополнительные испытания и где-то через год должны поступить на флот и, возможно, в армейские части США.

Виртуальная военная медицина — очевидная ниша. В прошлом году уже шла речь о том, что Пентагон может начать проводить через виртуальные медицинские курсы около 100 тысяч человек в год. При этом это не только имитация самого медицинского процесса оказания первой помощи при потере конечностей, но и имитации присутствия на поле боя, когда в виртуальной реальности медик слышит крики и стоны раненых, свист пуль, шум песчаной бури, хаос голосов других солдат вокруг, грохот стрельбы и т. п., и в этих стрессовых — пусть и виртуальных- условиях обучаемый должен правильно сделать свою работу.

Канадский стартап IFTech разработал специальный жилет, частично напоминающий экзоскелет, который имитирует физическое воздействие на тело человека. Для военных целей это очень интересный концепт, например, он позволяет при обучении военнослужащих в VR/AR не просто выводить информацию на дисплеи, но и физически ощутимо имитировать попадание пули или осколков в человека, придавая все больше реальности происходящему. И зарубежные военные ресурсы отметили этот перспективный тренд слияния VR/AR и «электронной» одежды.

Еще одна сфера, связанная с VR/AR технологиями — это имитация реального оружия для тренировок в виртуальной реальности. Компания Striker VR представила свою разработку игрового бластера Arena Infinity. Это беспроводное устройство, которое работает до трех часов на аккумуляторе и которое способно имитировать отдачу при стрельбе из разных видов оружия, включая крупнокалиберные пулеметы или M4. Девайс специально заточен на применении в виртуальном мире. Цель компании — обкатать его возможности в игровой индустрии и затем выйти на рынок реальных военных симуляторов, предоставив имитацию отдачи широкого спектра стрелкового оружия.

Периодически возникает вопрос, может ли обучение в VR/AR хоть как-то конкурировать с реальными учениями в поле. В Управлении военно-морских исследований США считают, что видеоигры и VR/AR играют важную роль. В современных условиях ведения боевых действий военнослужащим приходится работать с большими объемами информации в режиме реального времени, и те, кто прошел через подготовку в виртуальной и дополненной реальности реагируют потом в реальной ситуации быстрее тех, кто тренировался без этих технологий. Они быстрее обрабатывают информацию в уме, держат в памяти больше информации и просто быстрее принимают окончательное решение, при этом делая меньше ошибок.

И, безусловно, главная причина использования VR/AR для военных — это значительное снижение стоимости и временных затрат на обучение военнослужащих, возможность личностного подхода, снижение травматизма, повышение эффективности обучения и вероятная отдача при ходе реальных боевых действий.

Сегодня глобальный рынок только одних военных симуляторов для обучения военнослужащих оценивается в 9,3 миллиардов долларов. К 2021 году он достигнет 12,7 миллиардов долларов. Рынок военной дополненной реальности в 2016 году составил 1,6 миллиарда долларов. И эта цифра будет только расти. По самым разным прогнозам, именно военное применение VR/AR в итоге через десять лет займет нишу от 10% до 50% всего глобального рынка этих технологий. В борьбе за этот кусок пирога уже конкурируют такие гиганты как Applied Research Associates (ARA), BAE Systems, Elbit Systems, Rockwell Collins, Thales Group.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

источник

В последние годы военные США активно используют дополненную реальность в качестве учебного пособия. Она предоставляет офицерам и солдатам возможность обучаться и оттачивать свои навыки, тактические умения и меткость стрельбы с помощью виртуальных сценариев.

Теперь военно-морские силы США также начали применять AR в специализированном центре (Center for Security Forces Detachment) в округе Керритак, штат Северная Каролина. Новая иммерсивная система обучения получила название TRACER (Tactically Reconfigurable Artificial Combat Enhanced Reality). Она предоставляет реалистичные сценарии для моряков, изменяя уже существующее программное обеспечение, разработанное компанией Magic Leap.

AR система включает в себя расширенные возможности отслеживания оружия и движений, а также визуальную и акустическую обратную связь. Это позволяет лучше погрузиться в тренировочные симуляции и более реалистично отработать ситуации, с которыми солдаты могут столкнуться в реальных боевых условиях.

Но зачем использовать дополненную реальность для обучения офицеров флота? Ответ довольно прост: нехватка места. Во время пребывания на корабле в открытом море у моряков не достаточно места для участия в специализированных обучающих сценариях. Да и обычная (не-AR) тренировка иногда мешает проведению регулярных операций на борту судна.

Как подчеркивает доктор Патрик Мид, руководитель проекта TRACER, на обучение моряков всем необходимым навыкам банально не хватает времени. Как правило, традиционное обучение отнимало часть рабочего времени на корабле в ущерб служебным обязанностям.

Моряки и морские пехотинцы имеют право подавать технологические запросы непосредственно сообществу разработчиков Управления военно-морских исследований TechSolutions. Получив соответствующий запрос, команда разработчиков создала TRACER буквально за год.

Солдат оснащают гарнитурой Magic Leap One и оружием с реалистичной отдачей от калифорнийского стартапа Haptech, который также разрабатывает интерфейсы гаптической обратной связи для VR. В рамках программы моряки проходят миссии, посвященные основам безопасности и обучению экспедиционной войне.

«Эта виртуальная учебная среда на основе дополненной реальности позволяет полностью погрузиться в существующую учебную программу», − сказала коммандер Ким Литтел. «Она позволяет менять конфигурации в любой момент. Мы можем войти и изменить сценарий и заложенный в него тип угрозы».

Капитан-лейтенант Курт Робинсон лично опробовал систему TRACER и поделился своими впечатлениями:

«Всё начинается еще за пределами помещения. Затем вы входите в комнату с AR, где можно увидеть все происходящее… Как будто входишь в другой мир», − сказал он. «Вы можете перемещаться и сканировать область. Когда вы осматриваете помещение, вы видите людей, что довольно круто. Если вы скажете им лечь на землю, они отреагируют и опустятся на пол».

Литтел также призналась, что, надевая AR гарнитуру, она действительно погрузилась в тренировку, хотя поначалу она была настроена немного скептически. Однако при большой загруженности и недостатке места и времени для тренировок на корабле, дополненная реальность становится идеальным инструментом для повышения качества обучения специалистов ВМС.

Военным не привыкать к дополненной реальности. Не так давно армия начала использовать модифицированные гарнитуры HoloLens 2. Там программное обеспечение помогает солдатам прицеливаться из оружия и ориентироваться на поле боя.

источник

Как виртуальная реальность может быть полезна для военных? Своими идеями на этот счёт с читателями Голографики делится компания DEUS. Она представила первые российские профессиональные очки виртуальной реальности Odin и подчёркивает своё внимание к военной отрасли, в которой не хватает решений отечественного производства. В этой статье DEUS хочет показать, насколько богата сфера применения виртуальной реальности в ВПК. А редакция приглашает вас обсудить материал в комментариях.

Оборонная отрасль одной из первых готова принять технологии виртуальной реальности. Предпосылки к этому коренятся скорее в политике, чем в экономике. ВР (госслужба — подходящее место для таких аббревиатур) представляет армии огромный потенциал по воздействию на сознание пользователя, мозг и органы чувств которого верят в происходящее и реагируют соответственно. Трудно переоценить пользу этого свойства, помноженную на возможности творчества в компьютерной графике.

Виртуальная реальность начинала свой путь в лабораториях оборонных институтов, но в последние годы её развитие было связано скорее с потребительским рынком, конкуренция и требовательность которого способствовала прогрессу в таких вопросах, как удобство, качество графики, стандартизация. Пришло время вернуть накопленные гражданской отраслью знания в их цитадель.

Читайте также:  Пьер карден очки для зрения

В этой статье мы сознательно не рассматриваем виртуальную реальность как инструмент пропаганды. Она определённо является эффективным орудием воздействия на массовое сознание, но приведение существующих примеров таких проектов может вызвать ненужные споры на политические темы, которых хочется избежать.

Подготовка личного состава остаётся самой важной частью армейской деятельности. Любой, даже самой умной машине нужен оператор, который примет решение в критической ситуации. Это касается и автоматической винтовки, и атомной подводной лодки с трансконтинентальными ракетами.

К сожалению или к счастью, сотни тысяч людей невозможно постоянно забрасывать в боевые условия, хотя бы потому, что это слишком дорого, не говоря о вреде таких перманентных обучающих конфликтов.

Солдаты Королевской армии Нидерландов на гостевой тренировке в Германии, 5 июня 2013 года

А вот создавать симуляторы виртуальной реальности, максимально приближённые к реальным условиям, вполне возможно. Они не смогут передать настоящий «запах пороха», как урок русского языка не научит школьника писать романы, но в таком симуляторе можно оттачивать навыки и обучать обращению с новыми инструментами любой сложности.

Вот ряд сценариев, в которых виртуальная реальность уже применяется в военном обучении:

  • симуляторы управления различными боевыми машинами;
  • масштабные многопользовательские симуляторы боевых действий для пехоты;
  • симуляторы командования отдельными битвами и ходом целых военных кампаний;
  • симуляторы применения различного оружия.

В этих и прочих кейсах особую ценность представляют максимальное приближение виртуальных условий к реальным, возможность имитировать любые детали, включая физику, создавать бесконечное число сценариев и комбинировать их. Благодаря тому, что в ВР человек воспринимает себя как часть происходящего, его действия, его стресс и эмоции будут близки к таковым в реальных ситуациях.

Критика симуляторов виртуальной реальности часто связана именно с их виртуальностью: лучше учить начинающего лётчика в настоящей кабине с настоящими приборами и дисплеями по периметру, чем в компьютерном окружении, где нет никакой тренировки тактильной памяти. С этим трудно поспорить.

Полностью заменить такой тренажёр виртуальной реальностью пока нельзя. Но необходимости в этом нет

ВР-симуляторы обладают иным преимуществом. Они многократно дешевле и меньше, что позволяет внедрять их в большем количестве классов, в которые невозможно закупить крайне дорогие экзаменационные электронно-механические комплексы по финансовым соображениям. Важной возможностью является использование ВР-симуляторов в домашних условиях — теми учениками, которые не жалеют времени на учёбу.

Примеры. КБ РБП работает с коллективным тактическим пехотным тренажёром на отечественной программной платформе виртуальной реальности VR Concept. Похожий проект развивает британская армия. Профессиональные авиасимуляторы для виртуальной реальности создаёт Константа-Дизайн.

Необходимость качественно новых интерфейсов для удалённого управления машинами остро встала перед инженерами ещё в прошлом столетии. Вероятно, все вы видели кадры чернобыльской хроники, на которых ликвидаторы применяют роботов в таких местах, где людям находиться смертельно опасно. Тогда пульт управления машиной был огромным вычислительным шкафом со столом и монохромным монитором для оператора.

С тех пор интерфейсы сильно изменились: роботы предлагают панорамные камеры, которые в реальном времени и с минимальной задержкой показывают происходящее в цвете, с отличными углами обзора. Но этого недостаточно. Даже с этими камерами, мониторами и ушедшими далеко вперёд манипуляторами телероботы остаются неуклюжими придатками человека. Представьте, чем может закончиться управление напичканной оружием машиной, если оператору неудобно ей управлять.

Научный эксперимент по использованию виртуальной реальности в удалённом управлении промышленными роботами. Подробнее с проектом можно ознакомиться в публикации «Baxter’s Homunculus: Virtual Reality Spaces for Teleoperation in Manufacturing»

Очки виртуальной реальности, снабжённые специальными контроллерами с обратной связью, переносят оператора в кабину, на корпус или даже на место робота, если речь идёт об андроиде, вроде тех, которых собираются запускать в космические миссии. Полный обзор в любом направлении, максимальная передача происходящего, включая физические ощущения, а также возможность передавать вместе с картинкой массу тактических данных — это новая ступень в удалённом управлении боевыми машинами.

Пример. Робот T-HR3 компании Toyota выглядит очень мирно и призван помогать людям. Его планируют использовать на строительных площадках, в районах стихийных и техногенных бедствий и космическом пространстве. Сейчас он неуклюж, но является шагом на пути к тому, что андроиды с управлением через системы виртуальной реальности смогут решать сложные, в том числе боевые, задачи.

Тем не менее, чаще всего техникой нужно управлять, находясь в ней. Это обеспечивает намного более высокую скорость реакции, лучшее понимание обстановки и, в результате, наиболее правильный выбор действий. Какие преимущества даёт виртуальная реальность в этом случае?

Простота всегда идёт рука об руку с надёжностью. Чем меньше в броне бойниц, чем меньше подвижных элементов в системе мониторинга окружения (например, в перископе), тем лучше. Расставленные по периметру корпуса камеры, передающие по кабелю картинку на дисплеи в тактическом шлеме, позволят упростить конструкцию брони, сделав почти монолитный кокпит. А оператор получит такую обзорность, будто сидит на броне сверху, только с увеличением, данными от всех датчиков и информированием от бортового компьютера или удалённого сервера. Зависимость от электроники — тоже фактор уязвимости, но в каждом сценарии свои решения.

Пример. Норвежские войска ставили эксперименты по управлению танками через очки виртуальной реальности ещё в 2014 году.

Этот способ работы с информацией в виртуальной реальности, весьма ограниченно описанный в фантастических фильмах, таких как «Газонокосильщик» или «Особое мнение», вышел на оборонный рынок через биржевой кейс.

Биржевые аналитики нуждаются в инструментах для одновременного отслеживание большого количества потоков данных. Человеку свойственно постепенно привыкать к такой высоконагруженной работе, а в результате он получает возможность делать высокоточные выводы, основываясь на анализе множества факторов. Раньше для этого просто ставили несколько мониторов, что не даёт ни нужного уровня погружения, ни хотя бы близкого полезного угла обзора.

После листовок и газет, мы привыкли сначала к радио, потом к телевидению, а потом и к интернету, каждый раз переходя на новую ступень в восприятии. Следующая ступень — виртуальная реальность, когда данные представлены не просто в трёх измерениях, но и вокруг, в полной сфере с теоретически бесконечным масштабированием и количеством слоёв.

В армии и специальных службах возможность анализировать большее количество данных означает ускорение принятия решений и их уточнение. Вот некоторые сценарии:

  • послойный анализ трёхмерного поля боя любых размеров в реальном времени с подключением и отключением деталей графики по родам войск и другим факторам;
  • поиск и поимка преступников через координирование действий полевых групп при помощи удалённого оператора, особенно в условиях мегаполисов или любых других пространств с возможностью передвижения в трёх измерениях;
  • карты воздушных, водных и космических пространств, в которых важна возможность 3D-представления;
  • разработка и сервисное обслуживание сложных инженерных систем.

Пример. Австралийские военно-воздушные силы экспериментируют с HoloLens для анализа поля боя. Учитывая нынешнее качество изображения в очках дополненной реальности, использовать для этого очки виртуальной реальности было не менее, а то и более логично, ведь штабным аналитикам нет никакой надобности постоянно рассеивать внимание по реальному окружению — лучше сосредоточиться на масштабной 3D-модели.

До виртуальной реальности более-менее реалистично продемонстрировать новые образцы вооружения можно было следующими способами: доставив сами образцы или макеты на выставку или другое место встречи с потенциальными заказчиками, показав видео и доставив заказчиков на полигон. Виртуальная реальность в известных пределах объединяет достоинства всех трёх способов. Алгоритм действий следующий:

  1. сделайте из оружия контроллер для компьютерной системы. Для этого можно подключить специальные датчики и отсканировать устройство, перенеся модель в программу;
  2. создайте программное обеспечение, симулятор с максимально эффектным и реалистичным показом вооружения, которое можно опробовать на виртуальных мишенях;
  3. наденьте на заказчика очки и следите за его удивлением;
  4. собирайте отзывы и дорабатывайте софт.

Bohemia Interactive Simulations показывает на выставочном стенде свой лётный симулятор. Почему бы не показывать так саму технику? Обычное оборудование для аттракционов может сделать производителя боевых мащин звездой любой выставки, привлекая СМИ, потенциальных сотрудников и укрепляя имидж в любых социальных группах, от клиентов до простых граждан. Достаточно сделать два режима: профессиональный и аркадный.

Это не попытка заменить демонстрации на полигоне. Безусловно, нет ничего лучше полевых испытаний. Но они очень дороги, особенно если речь идёт о тяжёлой технике. Для первичного знакомства такой сценарий не подойдёт.

Виртуальная реальность идеальна до этапа полевой демонстрации — на выставках, при личных встречах, для имиджевой рекламы производителя техники. Единожды создав ВР-решение, можно дорабатывать и использовать его годами, добавляя всё новые сценарии, улучшая графику и эффект, который вы производите на целевую аудиторию.

Примеры. Шведская Saab с помощью виртуальной реальности показывает ракетные установки. То же самое делают в Китае, а также в любых других странах мира с любым оружием.

Перечисленные кейсы нельзя назвать исчерпывающими. На практике очки виртуальной реальности улучшают работу с информацией в большинстве случаев. Иногда их применение, несмотря на новизну, в результате оказывается дешевле, чем работа с обычными компьютерными системами или специализированными видеостенами.

Это происходит из-за смены парадигмы: одно новое высокоинтегрированное устройство успешно заменяет целый комплекс старых. На вашей памяти такое уже случалось со смартфонами. Сегодня настало время нового прорыва, в котором армии пора опережать геймеров. Ведь это важно: защищать свою страну должно быть престижно и не менее интересно, чем гонять в «Танки» у домашнего монитора.

Не пропускайте важнейшие новости о дополненной, смешанной и виртуальной реальности — подписывайтесь на Голографику в Telegram, ВК, Twitter и Facebook!

источник

Для большей реалистичности тренинга военные планируют купить костюм motion-capture.

Пока канадцы открывали рождественские подарки и пробовали новые игровые приставки, вооруженные силы Канады развивали свою систему погружения в виртуальную реальность. План развития — использовать костюм виртуальной реальности, состоящий из 19 отдельных датчиков, чтобы сделать виртуальные тренировки еще реалистичнее: канадцы создают виртуальные среды и используют систему типа CAVE.

Система CAVE — передовая система погружения в виртуальную реальность, она воспроизводит в трехмерном виртуальном мире все, что можно смоделировать в 3D — детали двигателя, сложные системы вооружения или кусочек какой-либо местности. Подключение к работе системы трекинга человека расширит возможности обучения.

Система проецирует виртуальное окружение на две или три стены, создавая виртуальное пространство для тренировки. В военных организация системы типа CAVE используются для всего, от обучения обращению с небольшим оружием, до реалистичных уроков починки оборудования в полевых условиях, от взаимодействия с местным населением, до лечения посттравматического стрессового расстройства.

Цены на костюмы motion-capture варьируются от сотен долларов до значительно больших сумм за качественное изделие.

Используемая на данный момент система трекинга (или motion-capture) может отслеживать движения лишь в области 8х8 футов. Так как эта система работает за счет отслеживающих камер, сложно осуществлять работу по позиционированию при взаимодействии с оборудованием, если оно закрывает поле видимости камеры. Система также требует 6 часов на настройку и калибровку.

Военные организации все чаще используют виртуальную реальность и видеоигры, чтобы подготавливать персонал к реальным задачам. в 2003 Canadian Press сообщала, что многие в вооруженных силах скептически относятся к технологиям виртуальной реальности, называя их инструментом урезания бюджета, не способным заменить физические, реальные учения.

Майор Sam Pollock говорит, что виртуальное обучение не призвано заменить учения реальные, оно нужно чтобы расширить их и ускорить обучение солдат.

“Я думаю, при современном уровне технологий всегда остается какой-то компромисс с симуляцией. Никогда не получится точно воспроизвести реальный мир.» — говорим майор в интервью.

“Но, с другой стороны, можно оптимизировать время, проведенное на реальных учениях, потратив время в виртуальной реальности, например, изучив основы обращения с оружием на виртуальном тренажере. В виртуальном пространстве нет такого сильного стресса и после тренажера можно заняться реальной стрельбой уже более эффективно. ”

Еще одно достоинство, по словам майора Поллока, — симуляция ремонта двигателей или сложных систем вооружения освобождает реальные устройства, которые могут быть в это время использованы, если нужно.

Разработка виртуального обучения в вооруженных силах стартовала примерно в 2007, когда стала очевидной необходимость оптимизировать процесс обучения военных. На данный момент армия имеет 230 симуляторов в 125 расположениях. Однако технологией виртуальной реальности интересуются не только военные Канады, разработчики игр тратят на эти технологии еще больше, чем военные.

Психологи часто сталкиваются с проблемами у солдат, прошедших боевые точки, воспроизведение событий в виртуальной реальности помогает разобраться с пережитыми стрессами.

По некоторым данным вооруженных сил Канады, число смертей вследствие суицида у ветеранов Афганистана сопоставимо с числом убитых в бою. Не все трагические случаи связывают с посттравматическим стрессовым расстройством, однако, очевидно, таких случаев немало и психологи ищут способ помочь.

Читайте также:  Срок службы очков по гост

В Institute for Creative Technologies Университета Южной Калифорнии ветеранам помогают с помощью симуляции событий в виртуальной реальности.

С помощью шлема виртуальной реальности человек погружается в игру-стрелялку от первого лица, в которой правдоподобно воспроизводится сцена из жизни, тот момент, когда человек получил травму. При этом все действия обсуждаются с психотерапевтом.

Как заявляют работники лаборатории, за 6-9 сеансов большинство страдающих посттравматическим синдромом получают значительное улучшение состояния. 80% солдат получают здесь не только лечение, но и в конечном счете выздоровление.

Ветеран Ирака сержант Уоррен успешно прошел курс лечения тяжелой степени посттравматического синдрома с помощью технологии виртуальной реальности.

«Проблема Уоррена была в том, что он полагал, что сделал недостаточно, чтобы спасти своего товарища», рассказывает сотрудник лаборатории. Самодельное взрывное устройство попало в их машину и его напарник загорелся. «Парень горел примерно полчаса, но спасти его не удалось. Для Уоррена мы могли воспроизвести всю его ситуацию, чтобы показать, что он действительно сделал все, что мог».

«Война — одна из тяжелейших ситуаций, которые может пережить современный человек. Боевые действия дают невероятную нагрузку на физические, эмоциональные и когнитивные ресурсы человека, с таким воздействием нелегко справиться даже самым подготовленным бойцам.»

Цель проекта — использовать виртуальную реальность не только для лечения посттравматического синдрома, но и для подготовки будущих участников войны. Скип Риззо, руководитель лаборатории, заявляет, что его проект может оставить его самого без работы, так как при удачной подготовке солдат, они просто перестанут получать посттравматический синдром.

Виртуальная реальность позволит погружать людей в искусственные боевые действия с высокореалистичной графикой, так что, когда они попадут в настоящие боевые действия, это будет уже не в первый раз.

Разработка BAE Systems, шлем Q-warrior, уже проходит испытания.

Основная цель применения шлема дополненной реальности на поле боя — осведомленность солдата о возможных огневых точках противника, состоянии своих бойцов и наличии чужих. Специальный прозрачный экран высокого разрешения накладывает информацию поверх поля зрения и позволит сочетать зрение бойца, например, с данными прибора ночного видения.

Также солдат может менять выводимую на экран информацию и рассмотреть карту местности, приказы командования, видео с беспилотников и многое другое.

Виртуальная и дополненная реальность получают стремительное развитие в сфере военных технологий и шлем дополненной реальности Q-Warrior — один из примеров. Еще один вариант применения шлемов виртуальной реальности — тестирование виртуальных интерфйесов будущего с помощью HMD.

Подробнее о шлемах виртуальной реальности можно почитать в разделе HMD.

Виртуальная реальность на рынке образования к 2026 году достигнет 13 098,2 млн.

В целях реализации цифровой технологии в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» российским правительством принята дорожная карта, предусматривающая меры поддержки как стартапов, так и корпораций, которые развивают технологии AR/VR.

Новые грузовые автомобили и автобусы MAN обретают свою форму в VR – задолго до создания первого прототипа.

Ультрареалистичное изображение решений, предлагаемых производителем алюминиевых изделий, с эффектом погружения.

Программа проходит первые испытания сейчас, когда в штате Виктория сложилась катастрофическая ситуация с лесными пожарами в условиях 40-градусной жары.

источник

AR-очки в деле. Реальные кейсы о том, как дополненная реальность нашла применение в самых разных сферах бизнеса

Рассказывая о видеоочках Epson Moverio, зачастую сталкиваемся со скепсисом (как в комментариях, так и в сообщениях в «личку»): «Ваши очки – просто дорогая игрушка. Ну или в «Pokemon go» сыграть, разве что». Или, как изящно отметил один наш читатель, — «ювелирная свистелка»:

Поэтому, покопавшись в интернете, решил собрать реальные кейсы со всего мира, которые показывают, насколько такое устройство (не обязательно производства Epson) может быть полезно там, где нужно освободить руки сотрудников, повысить эффективность работы и снизить риск «человеческой ошибки».

Постарался выбрать самые интересные проекты из нескольких сфер: логистика, медицина, техподдержка, авиастроение и помощь людям с ограниченными возможностями.

На всякий случай начну с разделения понятий VR и AR. Обе технологии преследуют свои цели и подходят для разных задач.

Задача виртуальной реальности — перенести пользователя в полностью искусственно созданный мир. Ее чаще всего используют для проектов симуляции и игр. Именно поэтому максимальный эффект погружения ощущается в специальном шлеме, блокирующем большую часть сигналов извне. VR бывает стационарный и мобильный, в том числе используются необычные гаджеты вроде очков с зеркалами.

Дополненная реальность — легко догадаться, о чем речь, если вспомнить фильм «Железный человек». Все необходимые показатели выводились на стекле шлема Тони, при этом сам дисплей был прозрачным.

Сведем основные моменты в простенькую таблицу:

VR AR
Устройства Шлем (+смартфон), контроллер (+трекеры) Смартфон, планшет, видеооочки
Основное направление Игры, симуляции, отработка навыков Игры, наглядные руководства, визуальная инспекция, обслуживание оборудования
Возможность передвижения В большинстве стационарных VR-шлемов есть провода. Они должны быть достаточно длинными, чтобы не сильно ограничивать передвижение, и прочными, потому что понятно, почему.

Для перемещения необходима дополнительная настройка под параметры помещения. Требуется корректное размещение сенсоров, калибровка и последующая настройки шлема.

Мобильные VR-шлемы лишены этих проблем, но можно во что-нибудь врезаться. Ситуация меняется в лучшую сторону с выходом Oculus Quest и Rift S со встроенными камерами. Внимательно наблюдаем.

Дисплеи очков прозрачны, поэтому пользователь видит все происходящее вокруг.

Однако в инструкции к нашим очкам, например, прописано, что машину в них водить запрещено. Хотя, если подумать, я и в шлеме не стал бы садиться за руль…

Планшет или телефон необходимо держать перед глазами, глядя на экран с проекцией поверх картинки с камеры.

Физический комфорт Множество неудобств, начиная нежеланием портить прическу, заканчивая тем, что у многих пользователей под маской потеет лицо.

От продолжительной носки VR-шлема сильно устают глаза и шея. Про головокружение и шок вестибулярного аппарата при перемещении в виртуальном пространстве без перемещения в реальном рассказывать не буду – кто пробовал, знают, каково это пережить такое «укачивание».

AR-очки значительно легче, быстрее надеваются/снимаются, в последних релизах наших, к примеру, хорошо крепятся, так что не «слетают» с головы даже при самых сильных наклонах головы. Благодаря тому, что прозрачные, нет «буэ-э»-эффекта при перемещении, т.к. реальное окружающее пространство всегда перед глазами. Это одна из причин, кстати, почему в профсреде используются именно AR-очки, а не шлемы: не придется искать человека с крепкой «вестибуляркой» – практически любой справится.

Углубляться в описание самих очков не буду, уже неоднократно о них рассказывали. Например, тут (Epson BT-200), тут (Epson BT-300) и тут (Epson BT-35E).

Первое — демонстрация информации. Оператор работает с предустановленными руководствами, наглядно показывающими процесс сборки, разборки, ТО чего-либо или просматривает заранее загруженные данные, которые в прямом смысле должны быть перед глазами.

Второе – удаленная поддержка во внештатных ситуациях. В режиме реального времени удаленный специалист видит изображение со встроенной камеры и отправляет интерактивные подсказки и направляет пользователя в его действиях.

Важно отметить, что возможности приложения зависят исключительно от ПО, разработанного под конкретную задачу. Именно поэтому все версии очков Epson, например, имеют открытый SDK.

Перейдем уже к интересным кейсам по основным категориям, а то утомил уже, наверное!

Несколько лет назад компания DHL протестировала дополненную реальность на складе в Берген-оп-Зом (Нидерланды), где сотрудникам выдали смарт-очки. На дисплеях очков отображался маршрут к товару и только те товары, которые нужно было собрать в конкретный заказ. Пилотный проект показал отличные результаты: логистика и процесс выбора стали эффективнее на 25%.

Кстати, смарт-очки с функцией дополненной реальности пригодились бы и в компаниях, на складах которых хранится огромное количество разноименных артикулов, или там, где часто нанимают временных рабочих. Для того чтобы освоиться и узнать, где и что находится нужно время, соответственно, применение такого «помощника» имеет большой потенциал.

Кстати, отличное решение для Почты России…

ST Logistics and MGG Software разработали приложение, которое как раз обеспечивает подобные возможности:

В 2017 году хирурги испанской клиники Gregorio Marañon первыми в мире использовали очки дополненной реальности для выполнения операции. Врач мог видеть историю болезни, данные анализов и монитора пациента, рентгеновские снимки, МРТ, КТ, а также управлять данными движениями руки. Встроенная камера записываела происходящее в операционной и транслировала видеопоток на мониторы для обучения интернов.

Другой интересный кейс также из области хирургии – проведение эндоваскулярной операции в видеоочках дополненной реальности (видео по ссылке, т.к. для него почему-то запрещен имбеддинг на сторонних ресурсах).

Кстати, проводилась операция с помощью Epson Moverio BT-35E, о которых мы недавно рассказывали на Хабре.

Эндоваскулярная хирургия представляет собой относительно новое, но очень перспективное направление в современной медицине. Основное ее преимущество — малоинвазивность, когда для доступа к сложным анатомическим структурам или внутренним органам достаточно лишь небольшого кожного разреза и введения проводника через сосуд.

К сожалению, поскольку сама тема для меня совершенно непрофильная – прокомментировать сложно. Возможно, хабраэксперты помогут в комментариях к посту.

Стоматологи не отстают от коллег и используют дополненную реальность в повседневных процедурах. Например, при протезировании. Врач использует специальный стик с HD-видеокамерой для сканирования участка, требующего протезирования. На основании отсканированной трехмерной модели протезист создает компьютерные образы коронок и мостовидных конструкций.

Неудобство процесса состоит в том, что изображение с камеры передается на внешний монитор, обычно располагающийся сбоку от врача (видимо, не у всех врачей есть возможность поставить его перед глазами): поэтому ему необходимо постоянно поворачиваться во время сканирования то к пациенту, то к экрану. Это отвлекает и может доставлять определенные неудобства пациенту. ПО EyeCad выводит изображение с камеры сканера сразу на дисплеи очков, таким образом врач смотрит и на пациента, и видит рабочую область. Разработчики также предусмотрели управление жестами.

Другой пример – приложение ICNOS – позволяет пациенту поддерживать коммуникацию с врачом. Если во время лечения пациенту необходимо что-то сказать врачу, например, что ему необходим перерыв, или спросить, сколько времени осталось до конца процедуры, то он может сделать это, используя специальное приложение, которое при помощи Bluetooth-соединения с динамиком воспроизводит заданный текст.

А, если пациент заскучает, то может посмотреть новую серию любимого сериала или «посерфить» в интернете.

Российский промышленный гигант СИБУР разрабатывает индустриальную AR-платформу на базе технологий дополненной реальности. По замыслу разработчиков решение позволит специалисту получать оперативную поддержку при проведении ТО и ремонта от территориально удаленных внутренних и внешних экспертов.

В своем блоге «Цифровой СИБУР» они подробно рассказывают о перспективах и сложностях, с которыми сталкиваются при внедрении решения.

А сотрудники колумбийского университета провели исследование с целью оценить преимущества дополненной реальности при обслуживании турели бронетранспортёра (“Evaluating the Benefits of Augmented Reality for Task Localization in Maintenance of an Armored Personnel Carrier Turret”). Вроде даже успешно.

Военно-промышленная корпорация Lockheed Martin (США), выпускающая авиационную технику, ввела в арсенал своих инженеров очки дополненной реальности со специально разработанным приложением. С их помощью значительно упростилась задача информационной поддержки специалистов — в процессе сборки техник видит на экране данные о том, куда и как требуется подключить необходимую деталь. Компания NGRAIN, которая занималась внедрением этого оборудования, подсчитала, что благодаря такому решению рабочие тратят на 30% меньше времени на выполнение задач, а точность труда повысилась на целых 96%.

Для слабослышащих при помощи AR-устройств возможно визуализировать или переводить в текстовый формат звуковую информацию. Так в Астраханском краеведческом Музее доступна версия экскурсии с сурдопереводом.

А Национальный британский театр совместно с партнером по инновациям – агентством Accenture и компанией StageText разработали проект, в котором видеоочки дополненной реальности Epson Moverio BT-350 используются для вывода синхронизированной с постановками транскрипции диалогов и звуков на дисплеи очков.

Технология Open Access Smart Capture использует программное обеспечение, распознающее речь и синхронизирующего титры с текстом постановки. Для точной калибровки программа считывает световые, звуковые и видео метки, уникальные для каждой постановки. Зрители могут настраивать размер шрифта, цвет и расположение титров на свое усмотрение.

Специалисты продолжают совершенствовать проект. В настоящее время дорабатывается программное обеспечение, с тем чтобы очки можно было использовать для формирования титров в режиме реального времени.

Для людей с ограниченными физическими возможностями устройства дополненной реальности смогут создавать информационные карты доступной среды, позволят составлять удобные маршруты, предупреждать о труднопроходимых или труднодоступных местах.

Примеры, которые удалось найти – это лишь демонстрация малой части возможностей, которые открывают гаджеты дополненной реальности. Epson предлагает видеоочки дополненной реальности, с помощью которых становится возможно реализовать многое из того, о чем рассказывалось в посте.

Возможно, и вы найдете им применение в своем следующем AR-проекте?

источник