Меню Рубрики

Почему роман виктюк носит очки

Режиссеру могли сломать челюсть за срыв спектаклей

08.07.2007 в 18:32, просмотров: 1390

Знаменитый театральный режиссер Роман Виктюк в субботу днем стал жертвой нападения. В тяжелом состоянии он был госпитализирован. Вчера днем его состояние улучшилось. Как стало известно “МК”, Роману Григорьевичу потребовалась помощь стоматологов — преступник повредил режиссеру челюсть. А в качестве основных версий милиция проверяет две: разборки, связанные с театром, и преступление с интимной подоплекой.

В субботу Виктюк спешил в театр на репетицию спектакля “8 любящих женщин” (постановка по пьесе Роберта Тома). Встреча с актерами Театра Виктюка намечалась в полдень. У руководителя было приподнятое настроение, так как подготовка шла хорошо, и за день до неприятного происшествия режиссер хвалил артистов.

Дерзкое нападение произошло около 11.30 в доме №4 по Тверской улице, где живет режиссер. Как раз в это время худрук выходил из квартиры. У подъезда ждал водитель, которому режиссер по мобильному телефону ободряюще доложил: “Бегу-бегу-бегу!” Злодей подкрался сзади, видимо, в тот момент, когда Виктюк закрывал дверь на ключ. Неизвестный ударил его каким-то предметом по голове. Удар был оглушительный — театральный деятель упал, потеряв сознание, а его очки слетели и скатились на первый этаж. Пока 70-летний режиссер лежал, истекая кровью, преступник скрылся.

Водитель ждал Виктюка около 40 минут, периодически названивая ему то на мобильный, то на домашний телефон. При этом не переставал удивляться задержке Романа Григорьевича — именитый постановщик всегда был крайне пунктуален. Шофер не мог зайти в дом и посмотреть, что случилось, — он не знал код на подъездной двери. Придя в себя, режиссер вышел на связь и, сообщив водителю пароль, попросил зайти в квартиру. Виктюку вызвали “скорую помощь”.

Медики доставили пациента в клинику во 2-м Тверском-Ямском переулке. Врачи сделали заключение — черепно-мозговая травма. Ко всему у Романа Григорьевича шла носом кровь, а под глазами были большие синие круги — явный признак сотрясения мозга. Повторное обследование показало, что у пациента еще и травмирована верхняя челюсть. В тот же день в VIP-палату Виктюка были вызваны стоматологи. Специалисты были вынуждены поставить на лопнувшую верхнюю челюсть скрепляющую шину. Носить ее Роману Григорьевичу придется в течение двух месяцев. К счастью, общее состояние пациента не вызывает у медиков особого беспокойства. К палате Виктюка приставлена охрана. Визиты к нему разрешены только для самых близких пациенту людей.

— Роман Григорьевич — как большой ребенок, — поделился с “МК” продюсер и заместитель директора Театра Романа Виктюка Григорий Тумасов. — Он уже начал шутить. И все не может поверить, что это происходит с ним.
Между прочим, вход в подъезд, где живет Виктюк, оборудован видеокамерой, но она “захватывает” только маленький кусочек двора. Консьержка тоже предусмотрена, однако опять-таки постоянно отсутствует.

Охранники из соседних офисов тоже не видели ничего подозрительного. Вчера, например, проникнуть в дом можно было без труда. В самом подъезде много укромных уголков, где легко спрятаться.

Версия об ограблении была отвергнута практически сразу. Имущество худрука осталось нетронутым, в квартире не исчезло ни одной вещички. Налетчик пришел по наводке — он был хорошо информирован о планах знаменитого режиссера и даже знал код от двери в подъезде. “Они явно хотели что-то продемонстрировать”, — говорят в окружении Виктюка. По всей видимости, совершенное преступление связано с профессиональной деятельностью Романа Григорьевича. В январе по такой схеме было совершено нападение на директора Театра Виктюка Игоря Краснопольского. В милиции считают, что два этих случая взаимосвязаны.

Возможно, что причиной нападения на Виктюка стала ситуация вокруг здания его театра, что в Сокольниках.

Имея собственное здание, мастер ставит спектакли на арендованных площадках. В то время как театр Романа Григорьевича находится в состоянии перманентного ремонта не один год. Не исключено, что у некоторых мог возникнуть вопрос: где деньги, Вить? Деньги, отпущенные на реставрацию театра…

Возможно, напали на знаменитого режиссера обиженные зрители. В числе “кинутых” Романом Виктюком оказался и репортер “МК”. “Лохотрон” начался еще в апреле, когда в киноконцертном зале “Мир” стали один за другим отменять спектакли. О том, чтобы вернуть деньги за билеты, речи не идет до сих пор.

— Из 18 спектаклей в апреле отменены 7, — прокомментировал ситуацию Алексей Мазур, зам. гендиректора киноконцертного зала “Мир”. — Почему? Это вопрос к Виктюку. Мы все обязательства выполняли, площадка была готова каждый раз. Теперь за билеты мы должны вернуть зрителям 1,5 миллиона рублей.

Ответ администрации Театра Виктюка оказался совсем лаконичным: — Мы продали спектакли под гарантию и никакой ответственности ни за что не несем.

Так что спектакли Виктюка влетели москвичам в копеечку. На хорошие места билеты стоили 5—7 тысяч, самые средненькие же обошлись по 1500—2000 рублей. Возможно, кто-то из обиженных зрителей решил так жестоко отомстить режиссеру.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №24510 от 8 июля 2007

источник

Сегодня гомосексуализм не считается пороком. В Голливуде каминг-ауты американских актеров — и вовсе привычное дело. Более того, многие гей-пары мира пользуются популярностью среди поклонников. Политики в Советском Союзе к представителям сексуальных меньшинств относились не так благосклонно, поэтому звезды театра, кино, спорта и эстрады вынуждены были скрывать свои личные пристрастия, чтобы не сесть в тюрьму .

Так или иначе, поклонники звезд СССР все же подозревали некоторых из них в гомосексуализме. Самые известные «подозреваемые»

Советская актриса Фаина Раневская никогда не заявляла, что относится к сексуальным меньшинствам, однако журналисты и поклонники подозревали ее в этом. Многие персоны, которые знали Раневскую лично, рассказывали о том, что актриса иногда позволяла себе лишнее в общении с девушками. Из-за этого, по словам подруги Фаины Раневской Елены Липовой, с ней перестала общаться Екатерина Гельцер. На нетрадиционную ориентацию Раневской намекают и ее высказывания:

“Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — не извращения. Извращений только два: хоккей на траве и балет на льду!”.

Молодой актер советского театра Геннадий Бортников прославился благодаря роли Раскольникова в театре имени Моссовета. Бортников был любимчиком Фаины Раневской, которая положительно высказывалась о творческих способностях юноши, а также режиссера Юрия Завадского. Именно благодаря Завадскому Бортников получил громкие роли.

Тем не менее, личная жизнь Бортникова всегда оставалась под завесой тайны, и это вызывало подозрения, критику и осуждение общественности. Личность актера была овеяна легендами, некоторые даже говорили, что неизвестный молодой студент покончил с собой из-за любви к Геннадию Бортникову, однако официально эти слухи актер не подтверждал.

Народный артист СССР Юрий Юрьев считался одним из любимых актеров самого Иосифа Сталина , несмотря на слухи, которые распускали о нем в Ленинграде. По данным некоторых источников, Юрьев создал “салон”, где проходили романтические встречи гомосексуалистов и городской элиты.

Позже многих участников этого “салона” репрессировали, но организатора не тронули. Юрьев продолжал работать в качестве актера, театрального педагога, чтеца и умер в возрасте 76 лет в Санкт-Петербурге.

Советский актер Георгий Милляр , который часто играл антигероев детских фильмов, был одиночкой. О его личной жизни известно мало, и это стало причиной слухов о его гомосексуализме. Официально Милляр не подтверждал этого, но некоторые СМИ гласят, что он был близок к тому, чтобы попасть в тюрьму за мужеложство.

Чтобы развеять все слухи, друг актера Александр Роу предложил заключить фиктивный брак с его соседкой по коммунальной квартире. Милляр женился в 65 лет, а немногим позже им с женой выдали квартиру на окраине Москвы. В карьере актера также произошел позитивный сдвиг — стали предлагать серьезные роли.

Советский, украинский и российский театральный режиссер Роман Виктюк подозревается в гомосексуализме из-за неоднозначных спектаклей. В постановках Виктюка, как правило, мужчины исполняют женские роли и не стесняются разыгрывать друг с другом страстные любовные сцены. Фото и видео с этих шоу удивляют поклонников театрального искусства. В России и СССР ходили слухи, что театральная труппа режиссера — его “гарем”.

Хотя Роман Виктюк и заработал славу «главной звезды гей-небосклона шоу-бизнеса», официально эту информацию режиссер не подтверждал. Так или иначе, многие работы Виктюка признаны «гомоэротикой», что и натолкнуло общественность на мысль о его гомосексуализме.

источник

Гениальный, эпатажный, извращенный… Как только не называют Романа Виктюка! С не меньшим надрывом в противовес вопят другие, причисляя скандального режиссера чуть ли не к сексуальным маньякам.

Видимо, раздражаясь, прежде всего, оттого, что Роман Виктюк каждый свой спектакль пропитывает активной эротикой, да и в жизни порой ведет себя провокационно.

— Роман Григорьевич, цитирую одного известного актера, в недавнем прошлом работавшего у вас: «Виктюк – режиссер от Бога, но прижимистый в плане гонорара. Поэтому и ушел от него». Что ж вы так актеров обижаете?

— Ну, что вы, милочка! Я плачу своим детям ровно столько, сколько они стоят. Другое дело, если кто-то из них вдруг начинает чувствовать себя пупом земли, единственным на сцене, незаменимым. С такими — я расстаюсь.

— Расстаетесь без сожаления?

— Когда как. Бывает, приходят ко мне многие актеры, сами приходят, молодые и уже известные, просятся: «Хотим играть только у вас!» А почему просятся, и те и другие? Знают, что Виктюк стопроцентно сделает имя молодым, раскроет в них, то, что спрятано. И со «старых клюшек» сметет пыль, «вдует» молодость по полной программе.

Но вот кто из них хочет раствориться во мне, стать моим ребенком, сразу не определишь. Они как бабочки слетаются на свет. Одни из них, мудреные и лукавые, прилетают просто погреться. Согрелись и обратно в форточку. Вот, например, Сережа Виноградов прилетел, крылышками помахал, взял, что надо, и улетел.

А вот Дима Бозин остался. Когда я приглашал его в свой театр, коротко сказал: «Приходи завтра в 11 утра». И он не стал спрашивать: это одноразовое предложение, будет главная роль или эпизод, сколько дадите? Он просто пришел, и остался жить в моем доме. Он – смелый. А я люблю смелых актеров.

— Вы не ревнуете его, да и других своих любимчиков к ТВ? Многие из них активно снимаются в сериалах ?

— Любящий родитель всегда ревнует своих детей. Но что делать, надо давать свободу, иначе дети возненавидят своего родителя. Конечно, каждый имеет право на выбор. Главное – не ошибиться, не разменяться.

Иначе быстро исчезнет то, что было Богом даровано. Вон Безруков за шесть дней снялся в роли Иешуа! Как можно? Это ведь не «Бригада»! Деньги имеют свойство исчезать, а вот плевки в вечность остаются.

— Но, по мнению многих, плевки в вечность как раз вы-то постоянно и совершаете?

— Я? Бог с вами! Только я-то на зависть всем и разгадываю тайное в искусстве. Я не виноват. Мне это дано свыше. Со своим театром я объехал тридцать восемь стран мира. В Америке вышел фотоальбом «50 людей мира, которые повлияли на вторую половину ХХ столетия». На одной из страниц есть и моя прекрасная фотография.

В Риме у меня каждый год проходит театральный семинар. Если бы я был так плох, то этого не происходило бы. В Америке сотрудники российского посольства мне как-то рассказывали: «Недавно у нас был Владимир Жириновский , и мы предложили ему культурную программу».

Он спросил: «А такие спектакли, как у Виктюка будут?». – «Нет» — ответили мы. – «Тогда театр вычеркивайте!». И в театры он не ходил. Я скромный человек, но вы же сами все видите. Что за плевки в вечность?

— Например, расклеенные по всей Москве афиши с обнаженным Дмитрием Бозиным, заслоняющим причинное место веером. Или ваши спектакли, наполненные откровенными эротическими сценами. Неужели вы не знаете, как раздражаете этим многих?

— Могу себе представить! Читаю разгромные статьи в прессе, смеюсь и ужасаюсь. Когда же все это закончится? Когда же в чистую сотрется поколение моралистов? Не надо пытаться втиснуть меня в убогие рамки. Там где проблемы с душой, проблемы и с телом. В них столько отрицательной энергии!

Они сами не понимают, что она бродит внутри них и медленно пожирает. Для них секс — это то, что смердит. У них это действительно смердит! И их поцелуи, и их гениталии… Сексуальный восторг им неведом, и все, на что они способны, — в темноте, чтобы никто их не видел, потихоньку что-то у кого-то пощекотать. Вот и весь секс!

Они никогда не умели заниматься им. Не хотели и не могли! И я всегда кричу, что самый большой грех на земле — не испытать любви и сексуального полета! А для них это оскорбительно и невозможно ни при каких обстоятельствах.

— Но почему именно эротика один из стержней ваших спектаклей?

— А потому что только в сексе человек проявляется естественно. В жизни люди настолько закрыты! Причина тому и злость, и

И если задуматься, в этом нет ничего плохого. Насытиться телом, открыть через него человека, проще. И ничего страшного в том, что дистанция между двумя душами — половой орган. Мужской.

Любовь – вот основная заповедь природы человека. Другого ничего нет. Все остальное надумано государством, партиями, властями. Это все мусор, суета.

Я первый приоткрыли ту завесу, которая годами прикрывала подлинность человеческой природы. Я вынес на театральную сцену любовь, ревность, томление, ожидание, подозрение. Я красиво обнажил не только душу, но и тело. И сделал это так, что одно без другого существовать не может.

— Актеров на репетициях приходится долго «разогревать», или они уже изначально, без стеснения, готовы к любым вашим смелым решениям?

— Конечно, далеко не все сразу проникаются моей мыслью. Многие стесняются. Но вот один стесняться перестал, другой, третий. Они поняли, что обманывают себя.

Я помню, как однажды мы репетировали сцену любовного страдания с одной актрисой. Она никак не могла выдавить из себя ничего человеческого, тогда я разорвал блузку на ее груди.

И когда показалась обнаженная грудь, она действительно почувствовала то, что долго не могла почувствовать, будучи застегнутой на все пуговицы. Сыграла она после моего физического вмешательства просто блестяще!

— А вы сами-то когда-нибудь любили?

— Конечно, сотни раз! Ну, а как можно без этого, скажите?

— Я имею в виду по-серьезному, со штампом в паспорте?

— Был такой грех. Один раз. Этого хватило, чтобы постичь всю эту премудрость. И сколько бы ни говорили великие о том, что одиночество – это не только удел, а единственно возможное существование творца, в это никто не верит.

— А почему вы назвали брак грехом?

— А потому что он убивает семью! Только вдумайся в это слово – брак. Институт семьи и брака придумало государство, чтобы контролировать людей. И человек даже не замечает, что он находится в клетке.

— И сколько лет вы провели в этой клетке?

— Недолго, иначе бы задохнулся.

— А кем была ваша законная жена? Актрисой вашей труппы?

— Боже упаси! Она работала на «Мосфильме», и никакого отношения к актерской среде и моей труппе не имела. И чтобы вы знали, я никогда со своими актрисами не вступаю ни в какие половые связи! Это мои дети. А значит, завязать роман с ними, это совершить инцест.

— Неужели? А поговаривают, мол, чтобы пробиться к Виктюку, надо с ним переспать?

— Лапуля моя, какой ужас вы мне сейчас рассказываете! Гениальное возникает только тогда, когда есть дистанция тайны. Если режиссер пользует актера как товар — он убивает этим артиста, употребив его и творчески, и физически.

Как презерватив, который уже использован и больше не нужен. Нельзя в творчестве переходить телесный Рубикон, иначе на этом искусство и закончится. Любое взаимопроникновение должно быть только на духовном уровне.

Читайте также:  Как начисляют очки в варфейс

— А как же служебные романы?

— Они были и остаются. Если человек уходит из твоего творческого поля, пожалуйста — заводи любые романы! Они просто необходимы творческому человеку. Любое сердечное потрясение, особенно любовь — это холодный душ, который взбадривает душу.

— А еще поговаривают, что половина вашей мужской части труппы – с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Как вы к этому относитесь?

— Никогда не задумывался. Об этом должны лучше знать те, кто об этом поговаривает. У многих моих актеров семьи. А остальные… Да, если бы они и были такими, что в этом зазорного? Есть гомосексуалисты , есть бисексуалы, места в этом мире хватает всем. Вот чего не хватает, так это любви. Катастрофически!

Да, я первым начал кричать о том, что человек — структура бисексуальная, имеющая мужское и женское начало в равной степени. Артистов категорически неправильно воспитывали в советском театральном заведении, где из них делали только женщин или только мужчин. У актера изначально должно быть бисексуальное воображение.

— Извините, а вы религиозный человек?

— Да, глубоко. И ненавижу подделок в этом вопросе. Когда приезжают, показательно со свечками стоят. Надо не со свечками стоять, надо жить в любви.

— Только, если спектакль проходит на Таганке . Я не люблю там играть! Энергия зла в этом театре так сильна, потому что там повисла атмосфера вражды, которая была между Любимовым и Эфросом. Эту негативную энергетику я ощущаю до сих пор. Она не может уйти. И не уходит.

— Как же такой глубоко верующий человек, как вы, может жутко оскорблять своих подчиненных? Многие слышали, как вы круто с ними обходитесь во время репетиций.

— Никогда в жизни! Мои дети меня очень любят.

— Но, бывает, вы такие слова говорите, что и вслух-то произносить не хочется!

— Но это же все от любви. Любое, даже самое некрасивое слово, сказанное в любви, приобретает совершенно другой окрас, энергетику. Я люблю эти смачные слова, потому что считаю их магическими, колдовскими. Лучше их просто нет.

У каждого есть свой язык, на котором легче общаться, целые фразы может заменить какой-то звук или намек. Репетиция — это как семейный ужин со свечами на теплой уютной кухне, где звучат выражения, понятные только родным.

— Такое впечатление, что везде и во всем вы ощущаете себя абсолютно свободным человеком?

— Стопроцентно! В любом плане: в творческом, материальном, сексуальном… Абсолютно свободен! Главное, чтобы ангел-хранитель, который со мной с детства, никогда меня не покидал.

источник

В Театре Романа Виктюка состоялась премьера спектакля «Мандельштам». Постановка пьесы американского драматурга Дона Нигро о трагической судьбе великого русского поэта — реквием по всем погибшим творцам. «Известия» встретились с режиссером и поговорили с ним о силе слова, магии искусства, работе с Еленой Образцовой и планах на будущее.

— Роман Григорьевич, многие театры решили отметить 100-летие революции, а вы поставили спектакль о Мандельштаме. Почему?

— Потому что Мандельштам — представитель революции в искусстве. Он, Даниил Хармс, Александр Введенский были главными революционерами. Эти русские поэты из породы уникальных людей, которая была уничтожена. То, что они писали, что предлагали, было сознательно остановлено. За это их изолировали от искусства. И это преступление. Потому что, когда их не стало, никого не волновало, в чем же была их гениальная идея, прозрение, опережающее время на сто лет. Долгое время Европа думала, что с ее Ионеско, Беккетом она вступила в новую пору, что это — искусство, высота. Но всё, что эти авторы написали, было предопределено гораздо раньше у нас, и никого это не волновало.

Спектакль «Мандельштам» по пьесе Дона Нигро

— Почему вы думаете, что не волновало?

— Я знаю эту улицу в Ленинграде, дом, квартиру, в которой жил Даниил Хармс. Откуда его увели и арестовали. ОГПУ казалось, что всё, что им было нужно, они собрали и вынесли. Но то, что они забрали, — барахло. Через какое-то время в квартиру пришел друг Хармса Яков Друскин. Он был потрясен: ничего не было, а чемодан с рукописями Хармса остался.

Фантастический подвиг совершила жена Мандельштама Надежда. Когда его посадили, она всё, что он написал, — стихи, прозу — заучила наизусть. Его уже не было, а она всё держала в голове. В нашем спектакле эта история про жену Мандельштама есть.

— Вы говорите, что революционером был Мандельштам, а мне кажется, что на сцене революционер вы.

— Не только. Я ставил всех драматургов, которые у власти не были в почете.

— Вы это делали намеренно?

— Да. Я одним из первых ставил Вампилова. А познакомились мы с ним, когда я работал в Калинине. А позже он приехал в Москву. Хотел, чтобы здесь ставили его пьесы. Мы ходили с ним по театрам, пристраивали их — Саша Вампилов боялся людей больше, чем я. Драматург Михаил Рощин, пьесы которого я ставил, тогда всё улыбался и говорил: «Ну ходи, ходи. »

В Театре Гоголя у нас взяли пьесу «Прошлым летом в Чулимске» и велели прийти через несколько дней. А когда мы пришли, главреж с размаху сунул нам пьесу, да так, что ни я, ни Саша не успели ее поймать. Страницы разлетелись. Мы собирали их, а этот человек, который даже не открывал и не читал пьесу, кричал: «Этой пошлости в этом театре не будет никогда!»

— Но столичный Театр имени Ермоловой все-таки поставил «Старшего сына».

Постановка комедии драматурга А. Вампилова «Старший сын» на сцене Московского театра им. М.Н. Ермоловой

— Не при жизни Вампилова. Уже после того как он умер. Потом в театре по кабинетам висели фотографии Саши. «Наш любимый драматург!» А когда я говорил, что мы с Сашей приносили пьесы и их не брали, мне отвечали: «Как? Вы говорите, что приходили? Да вы что!» Ага, приходил. Так же было и с пьесой Петрушевской, которую я пробивал по театрам.

Эфрос мне сказал, что ее пьесу «Уроки музыки» при нашей жизни поставить будет нельзя. А мне только скажи, я тут же завелся. Пришел в университетский театр МГУ и поставил эти «Уроки музыки» с профессорами и студентами. Что скромничать, к зданию было невозможно подойти — толпа зрителей осаждала.

— Для меня стало открытием, что у вас более 200 постановок в театрах по всему миру. Такого багажа нет ни у одного режиссера.

— Нету. Я об этом не говорю, никто не поверит. Нет ни одного коллеги, кто подобрался бы близко.

— Зачем вам был нужен такой объем работы?

— Я понимал, что это мое назначение.

— Не корысти ради?

— Но при этом ваши родители не видели в вас режиссера. А цыганка и вовсе нагадала, что вы будете дирижером. Вы занялись профессией вопреки близким и предсказаниям?

— Семья никогда мне ничего не запрещала. Я поехал поступать в Москву. А родители провожали меня на вокзал и не знали, куда я еду. Когда они увидели табличку «Львов–Москва», сказали: «Мы перепутали поезд». Ведь я должен был ехать в Киев, куда меня брали без экзаменов.

— Так как же мама отпустила вас в Москву? Доверяла?

— Это не доверие, она просто наперед знала, как всё будет. Если я решил, то всё. Поэтому никто из родителей никогда не контролировал меня.

— Мама видела ваши спектакли?

— Во Львове видела, конечно. Она просто плакала от счастья. Ей очень нравилось, а иначе и быть не могло.

— Больше вы с цыганками дела не имели?

— Никогда. Не потому, что не верю, просто они не приходили.

— К экстрасенсам не было соблазна обратиться?

— Боже! С ними со всеми я дружил и дружу по сей день.

— Но про себя знать ничего не хотите?

— Ничего. Им даже в голову никогда не приходило меня просвещать. Однажды, еще на волне популярности Кашпировского, телевидение решило меня один на один с ним свести. Записывали передачу, на которой он пытался меня «просканировать». Но со мной этот номер не прошел. Кашпировский остановился и сказал: «Всё, больше мы писать не будем. С ним бесполезно».

— Это оттого, что вы сами маг-чародей?

— А как же! Режиссер категорически не может быть без магии. Без магии все занимаются материей. А это к искусству не имеет никакого отношения. Материя — это зло.

— Малевич вставал перед Мандельштамом на колени. А вы перед кем-нибудь склоняли голову?

— Конечно. Во-первых, перед родителями. А еще перед папой римским. Это было в Италии, где я много лет ставил спектакли. И вот однажды меня привели на аудиенцию к Иоанну Павлу II. Я знаю польский и говорил с ним на его родном языке. Попросил благословения на постановку одной из его пьес.

Когда учился в духовной академии, увлекался литературой. Меня заинтересовала его пьеса «Из жизни Христа». Естественно, в СССР этих пьес никто не печатал. Но во Львове мне удалось раздобыть их. Они были на польском. Но я читал по-польски. И пьесы мне понравились.

И вот, когда представился случай, я называю ему все три его пьесы. Он слушал и внимательно смотрел на меня. У него были такие прозрачные глаза! Они тебя просвечивали моментально, врать, что-то изображать — бессмысленно совершенно. И вдруг он взял мою руку и поцеловал.

— В благодарность за то, что вы заинтересовались его творчеством?

— За то, что я его понимаю. Эти пьесы никто не ставил никогда, а я знал их. Он поцеловал мне руку, и какая-то сила меня взяла за плечи и начала опускать на колени. Был еще один человек, перед которым я готов был пасть ниц, — Елена Образцова. Я обожал ее, дружил с ней, ставил для нее. Последняя наша совместная работа — спектакль «Реквием по Радамесу» по пьесе Альдо Николаи в Театре Сатиры. В этой постановке она вышла на сцену вместе с Ольгой Аросевой и Верой Васильевой.

Сцена из спектакля «Реквием по Радамесу» режиссера Романа Виктюка в Театре Сатиры. Актрисы Ольга Аросева (Сирена Дековар), Вера Васильева (Камелия), Елена Образцова (Норма Кверчолини) (слева направо)

В фойе нашего театра висит портрет Елены Образцовой, а в Большом театре, в котором она прослужила много лет, портрета нет. До сих пор. Как говорит Татьяна Доронина: «Значит, так надо». Ну надо, так надо. Поэтому Елена Васильевна и зазвучала в драматическом спектакле.

— Как же вы уговорили ее на такую авантюру?

— Она сама пришла и предложила себя в качестве актрисы. Это было еще в 1999 году в Санкт-Петербурге, где я с театром был на гастролях. Лена приехала на спектакль «Саломея», а после зашла за кулисы и сообщила: «Я ухожу из Большого театра. Сейчас же пишу заявление и выхожу к тебе на работу». На следующий день я пришел к ней, принес пьесу Ренато Мейнарда «Антонио фон Эльба». Мы прочитали ее, и она сказала: «Я твоя!»

Елена Образцова была святым человеком. Она служила искусству. Всего в жизни добивалась только собственным трудом. Ничего не приобретала авантюрами. Интриги ее не волновали. Она была преданным другом. Вот одна история, которая ее характеризует. Лена знала о своей болезни, долго лежала в больнице и собиралась ехать в Германию на лечение. А наш театр закрывался на ремонт и переезжал на временную площадку.

Я приехал к ней и сказал: «Лена, одевайся в белое. Будут камеры, и ты споешь то, что пела в спектакле «Реквием по Радамесу». Не задумываясь, она сказала: «Сейчас буду готова». Она приехала сюда, в Сокольники, где были рабочие, кругом грязь, стройка. Чисто было только на сцене. Елена Васильевна вышла и спела. Так она не пела никогда. Это было ее последнее вокальное выступление.

— Она уехала в Германию, откуда уже не вернулась?

Да. А за день до смерти она позвонила и сказала: «Всё, мне конец».

— Что вы ей ответили? Не стали приободрять?

— Я ничего не мог сказать, потому что знал, что так оно и есть. До этого я мог говорить что-то, шутить с ней, но тут. всё. Она была готова к этому. И даже когда лечилась, никогда не говорила о болезни, не жаловалась. Была сильной.

— Вы часто задумываетесь о смерти?

— Как можно об этом не думать? Они все, мои друзья, встречают смерть как переход. Поэтому не ужасаются. И я не буду.

— Вы как-то сказали, что счастье — это переход между двумя несчастьями.

— Конечно. Я и сейчас это знаю.

— Получается, на одно счастье приходится два несчастья?

— Нет. Одно несчастье впереди, другое сзади.

— Полоса белая, полоса черная?

— Не белое и черное — так неправильно. У счастья и несчастья цвета нет. Если бы он был, пожалуй, мы бы знали, как можно подготовиться к этому. От несчастья спастись нельзя. Просто надо знать, что оно есть. И входить в него, как в утренний туман. Он всё равно загадка, тайна.

— За счастье надо бороться?

Бороться — это значит строить расчет, предавать людей. Задумайтесь, мы каждый день живем в этом.

— Вы много читаете. Сызмальства были такой начитанный?

— А как же! Видите, сколько книг?!

— Сейчас книги не читают, всё больше интернет, где информация по верхам.

— Конечно, но с такими людьми я не общаюсь. Они мне неинтересны.

— Что надо сделать, чтобы книга стала востребованной?

— Я не знаю. Но если бы я был Богом, я бы сделал так, чтобы мамочки читали детям, когда они еще в утробе. Меня мама водила в оперу, пока я не родился. И на «Травиате» я начинал так биться, что ей трижды приходилось уходить со спектакля.

— Видимо, музыка Верди вам нравилась.

— Это мой любимый композитор. Когда я был в Милане, пошел на могилу Верди и рассказал ему историю про маму. И пообещал ему, что последним спектаклем моей жизни будет «Травиата». А потом я скажу: «Занавес!»

— Вы хотите сказать, что «Травиата» будет знаком, что уже пора?

— Я столько раз в опере работал, и сколько мне предлагали «Травиату» поставить. Но я так и не согласился. Мне занавес закрывать еще рано.

— Это оптимистический взгляд на судьбу?

источник

Знаменитый режиссер – об источниках вдохновения, отношениях с властью и о любви к телевидению

Фото со страницы в Facebook /www.facebook.com/pg/teatrviktuka/

Народному артисту России Роману ВИКТЮКУ 28 октября исполняется восемьдесят три. Некоторые критики называют его «последним из могикан» современного российского театра. Более чем за полстолетия творческой деятельности им поставлено множество неповторимых и не похожих друг на друга спектаклей. Один из них – «Мандельштам» – только что, 25 и 26 октября, возглавляемый мэтром театр показал на международном театральном фестивале Sens Interdits во французском Лионе. Как «Лучший режиссер» Роман Григорьевич вошел в шорт-лист премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» журнала «Театрал» за поставленный в начале нынешнего года спектакль «Мелкий бес».

В начавшемся месяц с лишним назад сезоне Роман Виктюк намерен порадовать зрителей новой постановкой – спектаклем «Отравленная туника» по пьесе Николая Гумилева. И есть все основания предполагать, что этот спектакль, исполненный, как и принято у Виктюка, мистики и тайны, станет столь же успешным, как и десятилетиями не сходящие со сцены «Служанки» (идут уже 32-й сезон), «Саломея», «Нездешний сад. Рудольф Нуреев». О своих взглядах на театр, творчество и людей в искусстве мэтр рассказал журналисту Евгению ВЕРЛИНУ.

Читайте также:  Пьер карден очки для зрения

Роман Григорьевич, ваша творческая биография с годами становится все более разнообразна. На сегодняшний день у вас около 250 постановок по всему миру. Где черпаете вдохновение? Как найти столько идей и сил?

– Когда тебе девятнадцать, вопроса, откуда взять силы, просто не возникает! Нет необходимости искать источники вдохновения – они находят тебя сами. Потому что юный возраст диктует всё. То, куда направлены твои разум и сердце, гениальные люди, писатели, которые живут с тобой в одно время, великие артисты, которых видишь на сцене и с которыми имеешь счастье работать, – вот источники силы. И конечно, вера – вера тебя поддерживает всегда. Вера в высшее и вера в то, что в людях обязательно есть та творческая энергия, которая движет и тобою. Просто не нужно идти в политику, поддаваться на разные посулы земные, а отвечать только на запросы, приходящие по тайным каналам связи с высшей энергией. Когда тебе девятнадцать, то твоя душа – это светлый экран, и она моментально отзовется, когда придут сигналы из той системы, которую я называю черной энергией, или Единым, – а именно эта энергия управляет Солнцем, всеми светилами, она движет мир, наполняя нас всех энергией творчества.

Отсюда ее и авторы черпают?

Тогда спрошу в связи с этим: а каков уровень современной драматургии? Предлагают ли что-то стоящее современные авторы или все, кто вас вдохновляет, это писатели предыдущих эпох?

– В 1913 году эта черная энергия Единого, энергия, пробуждающее творческое начало в мире, проходила над Россией, и тогда она зарядила страну так, что появилась целая плеяда гениев! Начало XX века дало нам Марину Цветаеву, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову и еще многих великих. Все великие творцы того периода более, чем кто бы то ни было, достойны того, чтобы их слышать, до-слышать, дать возможность зрителям услышать их прорыв и порыв. Именно поэтому я упорно ставлю их произведения у нас в театре все эти годы.

Среди современников таких имен нет?

– Увы. Когда эта энергия проходила над Россией, случились и театральные вспышки, прорывы: Станиславский, Немирович-Данченко, Таиров, Евреинов, Мейерхольд. Тогда был и расцвет российского театра, и расцвет театрального пути Европы и мира вообще.

Насколько совпадают театральные пути России и остального мира? И насколько театр зависит от публики и наоборот?

– Публика меняется под воздействием того, как меняется театр. Были эти творческие театральные вспышки в 1913 году, когда появились все великие режиссеры того времени. Их приход совпал с европейским театральным взлетом. Публика, конечно же, ощущала эти изменения, болефе того, театральные зрители в тот период и воспитаны были так, что могли чутко реагировать на творческие всплески. Гении театра, появившиеся тогда, не дали тогда русскому театру отстать от мировых процессов. Но потом это кончилось. И власть была ими недовольна, и между собой они жили недружно, в итоге все это исчезло после Второй мировой войны.

Мир меняется, развлечения требуют от человека все меньше усилий для восприятия. Хватает ли сегодня серьезного искусства, настоящих театров, актеров и режиссеров?

– Сейчас, к сожалению, то время, когда энергия творческой вспышки находится в нулевой точке. Это норма любого энергетического процесса: всегда есть максимум и после него просто неизбежен минимум. Мы сейчас именно в такой точке, и когда сдвинемся с нее, пока никто сказать не может. В этом беда. Остается лишь ждать и стараться не допустить окончательного падения творческой потенции в мире, и в России в частности.

В одном из интервью вы сказали, что никогда не кланялись власти. Но ведь таким образом можно заработать себе недоброжелателей, не так ли? Или некое противопоставление себя с властью – обязательный атрибут профессии режиссера?

– Шагать в одном ряду с теми, кто любим властью, не обязательный атрибут нашей профессии. Режиссер может идти рядом с теми, кто шагает в ногу, но не с ними вместе и даже не поворачивая головы в сторону марширующей массы. Творцы всегда одиноки на своем пути – это почти необходимое условие профессии.

В искусстве речь всегда идет о любви. Но в сложные для общества времена на первый план выходили социальные и идеологические вопросы. Честно ли это, если искусство начинает откликаться на эти изменения и становиться идейным?

– Ни социальные, ни идеологические вопросы меня никогда не волновали. А волновали и волнуют только вопросы человека, его рождения, его вдохновения, его соединения с небом и с Богом – и соединения с проявлением Бога в другом человеке. Говорить о других соединениях мне неинтересно!

Вы не раз говорили, что с большим удовольствием учитесь у молодежи. Как часто проходят просмотры в ваш театр?

– У нас каждый год проводится просмотр кандидатов в актеры – выпускники театральных вузов приходят показываться целыми курсами. И все лучшие ребята остаются у нас.

У театральных мастеров не всегда теплые отношения с телевидением. Какие отношения у вас с ним?

– С телевидением у меня не только теплые отношения, а доверительные и очень нежные. У меня много телевизионных работ, есть несколько телеспектаклей, которые я снял специально для телевидения – например «Игроки», «История кавалера де Грие и Манон Леско». Показывают по телевидению и фильм «Вечерний свет», который я снял много лет назад. К тому же телеканал «Культура» в прошлом году великолепно снял наши спектакли «Федра» и «Служанки», в планах снимать еще – и я счастлив такому совпадению творческому!

Вас называли и гениальным, и бесталанным, и провокационным, и бестактным. И тем, кто опередил свое время. Какой на самом деле Роман Виктюк?

– Когда человек думает, что он гениальный, талантливый, он моментально останавливается в развитии вне зависимости от того, шагает он в ногу с властью или нет. Если у него кончается соединение с небесной энергией – беда. А если он все время слышит небо и постоянно находится в состоянии исповеди, то он летит вперед. Другого пути нет!

Каким должен быть хороший актер в вашем понимании?

– Хороший актер в первую очередь человек верующий и человек, трепетно служащий искусству. Служение искусству и небу сегодня редкость. Но со своими актерами я в таких отношениях, что они не могут не служить небу. Потому что у нас есть момент молитвы в каждом спектакле. Каждый спектакль есть ощущение очищения организма и праздника души.

Когда-то вы мне сказали, что самая лучшая публика в Петербурге и Москве. Чем зритель двух российских столиц так уникален?

– Публика и в Москве, и в Петербурге действительно одна из самых лучших и чутких, потому что в обоих городах до сих пор еще остались следы прохождения творческой энергии, той самой гениальной вспышки начала XX века.

В некоторых из ваших спектаклей мужчины исполняют женские роли. Эта театральная традиция уходит корнями в историю театра. Почему вы решили ее возродить?

– У нас женские роли мужчины играют только в тех постановках, где автор, как в «Служанках», настоятельно рекомендовал, чтобы эти роли играли именно мужчины. Либо там, где, как в «Саломее», мы объединяем автора и его героя единой театральной историей, понимая, что в какой-то степени прототипом героя автор послужил сам себе, описывая свои чувства, переживания, свою жизнь в каком бы то ни было метафорическом и метафизическом смысле.

Взаимопонимание с публикой вы называете религией. Это и правда такой тонкий процесс?

– Да, религия это есть тот воздух и те энергетические потоки, которые сливают артистов и зрителя с небом. Причем независимо, какая конфессия – восточная ли религия или христианство. Любое соединение душ в творчестве, полет в небесное и слияние на том, высшем уровне есть религиозное действо.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

источник

23 февраля в Туле покажут спектакль «Служанки». Это одна из самых знаменитых постановок великого режиссера Романа Виктюка.

23 февраля в Туле покажут спектакль «Служанки». Это одна из самых знаменитых постановок великого режиссера Романа Виктюка. По просьбам туляков «Слобода» связалась с Романом Григорьевичем по телефону. Представляем мысли и чувства маэстро.

Я БЫВАЛ В ТУЛЕ. Мы играли у вас «Саломею». Город запомнился. Такой детский, ненарочитый, искренний: Туляки хорошо воспринимают красоту. К нашему спектаклю они отнеслись невероятно целомудренно и с открытым сердцем. Меня это сразило. У туляков есть тяга к тому, что не имеет отношения к обыденности, серости, к материальному. Но есть тяга, когда на сцене витает дух колдовства, магии. Был я и в Ясной Поляне. Там аура другая. Святая. Когда я ставил «Анну Каренину», всем рассказывал о своем яснополянском ощущении пространства, как оно намолено, какая у него энергетика.

МОИ «СЛУЖАНКИ» ОБЪЕХАЛИ 40 СТРАН. Спектаклю больше четверти века. Он менялся несколько раз. Он отличается от двух предыдущих, поскольку рассчитан на новое поколение, поколение 20-летних. До рождения «Служанок» Жан Жене (автор «Служанок». — Прим. авт.) трижды накричал на меня во сне. Мне показалось, что это был французский мат. Жене ругался со мной и кричал, что по моей вине нынешние двадцатилетние незнакомы с его гением. Я ему пообещал, что приведу к нему молодежь. И я это выполнил.

У НАС ТЕАТРСУМАСШЕДШИХ. В «Служанках» работает уникальная четверка (Дмитрий Бозин (Соланж), Дмитрий Жойдик (Клер), Алексей Нестеренко (Мадам), Иван Никульча (Месье). — Прим. авт.). Они не похожи ни на одних артистов! Ни в одном театре нет такого количества и внешне красивых, и Богом поцелованных, обаятельных, нервных, сумасшедших артистов!

У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ. СОВСЕМ. Гастроли, репетиции, занятия со студентами. В таком графике мне живется прекрасно. Усталости никакой. Я люблю и меня любят. Все! Никогда в голову мне не придет делать зарядку или обливаться ледяной водой. Для поддержания хорошей формы помогает только любовь. Сердце все в дырах, сплошные разрывы и слезы, но кто-то ведь любит, кто-то эти дыры латает! Надо жить с температурой 39 и 9, а не 36 и 6. Пока ты в театре, пока кругом твои дети, пока ты наслаждаешься — какой тебе возраст, о чем вообще речь?

В МИРЕ ДЕФИЦИТ ЛЮБВИ. Любовь — редкий цветок, который бьется, кричит. А ее, любви, все нет и нет. Это мировая проблема. Мир лежит во зле, и спасет его только любовь. Любовь, любовь!

КОГДА МНЕ БЫЛО 13, я впервые попал в пионерлагерь. Было это под Киевом, и сверстники восприняли меня как «бендеровца». Ко мне возник резкий негатив. Я собрал детей и поставил пьесу с любопытным сюжетом: немец допрашивал комсомольцев. Конечно, я был немцем. С этого момента я стал знаменитостью. Дочка директора лагеря меня полюбила, я ей назначал свидания. Меня даже оставили на вторую смену. Бесплатно.


Роман ВИКТЮК никогда не делает зарядку и не обливается ледяной водой:
для поддержания формы ему нужна только любовь.

Я ЛЮБЛЮ БОРЩ, варЭники с мясом, с вишней, с удовольствием съем хорошую свиную отбивную. Жареная картошка и макароны по-флотски — предел мечтаний. Такие плохие говняные наши макароны, разляпистые, и такое нехорошее наше мясо (смеется). И лук! Это предел мечтаний. Я сам умею готовить, но по настроению:

Я НЕ ЗАДУМЫВАЮСЬ, КАКАЯ СЕКС-ОРИЕНТАЦИЯ У МОИХ АКТЕРОВ. Все просто: воображение ничего общего с реальностью не имеет. У них всех семьи, «манюрки», дети! Впрочем, если бы они вздумали реализовать воображение в реальности, в этом не было бы ничего зазорного. Но это вовсе не обязательно. («Манюрки» в лексиконе Виктюка — это женщины, а мужчины — «чечерки». — Прим. авт.).

С ДЕТСТВА МЕНЯ НЕ ПОКИДАЕТ ОЩУЩЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА. Не потому, что вокруг нет людей. Но понимаешь, что тебе дана тайна, которую ты не можешь объяснить, навязать, пробиться с ней к людям. Сейчас, когда на место Бога пришел расчет и деньги, невозможно пробиться сквозь стену, докричаться до механизмов, железных автоматов, которые прячутся в клетку семьи. Становится все меньше артистов, которые способны в своем компьютере иметь кнопки страдания, радости, муки, смерти. Но я каждое утро прихожу на репетиции и голыми руками забиваю гвозди в сцену! Раны на руках не заживают. Я глубоко убежден: если они затянутся, нужно все бросить и сказать «до свидания».

ИЗ ДОСЬЕ «СЛОБОДЫ»
Роман Григорьевич ВИКТЮК
Родился 28 октября 1936 г. во Львове, в семье актеров-кукольников.
Первая постановка — опера «Пиковая дама» во львовском дворике с друзьями по двору.
Окончил ГИТИС.
Работал в театрах Львова, Киева, Твери, Вильнюса, Москвы.
Театр Романа Виктюка начался спектаклем «М. Баттерфляй» по пьесе Д. Г. Хуана.
Спектакли: «Антонио фон Эльба», «Восемь любящих женщин», «Запах легкого загара», «Коза, или Сильвия! Кто же она?», «Кот в сапогах», «Масенькие супружеские игры», «Мастер и Маргарита», «Нездешний сад», «Непостижимая женщина, живущая в нас», «Последняя любовь Дон Жуана», «Путаны», «Саломея», «Служанки», «Эдит Пиаф».

ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
ВЫИГРАЙ БИЛЕТ НА «СЛУЖАНОК»
Ответь на три вопроса конкурса, дозвонись первым в «Слободу» и получи два билета на спектакль Театра Романа Виктюка.
1. В каком году частный Театр Романа Виктюка получил статус государственного?
а) 1996.
б) 2000.
в) 1999.
2. Как называется первый спектакль Театра Романа Виктюка?
а) «Служанки».
б) «М. Баттерфляй».
в) «Саломея».
3. Одно из любимых слов Виктюка?
а) Не доставайте.
б) Не приставайте.
в) Отстаньте.
Звоните в пятницу, 15 февраля,с 14.00 до 14.20 по тел. 33-64-50 .

Лариса ТИМОФЕЕВА,
фото из архива Романа ВИКТЮКА.

Роман Виктюк — видео интервью.

Еще видео сюжеты с руководителем театра Романа Виктюка.

источник

Роман Виктюк — талантливый и эпатажный режиссер театра, создатель и идейный вдохновитель собственного именного театра.

Виктюк Роман Григорьевич появился на свет в тогда еще польском городе Львове в учительской семье. На дворе — тревожный 1936 год, октябрь. Кем станет мальчик Рома, родители и друзья семьи догадывались, когда ребенку было совсем немного лет. Роман Виктюк уже тогда неплохо руководил дворовыми ребятами, ставя с ними маленькие спектакли и импровизации. Эту деятельность Виктюк продолжил и в школе, где актерами его «театра» стали одноклассники.

Роман Виктюк в юности и сейчас

Окончив львовскую школу, парень сразу же отправился в Москву, где сдал экзамены в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) и стал студентом. Виктюку посчастливилось учиться в мастерской талантливых преподавателей и супругов Орловых. Кроме них любимыми преподавателями Романа Виктюка стали легендарные советские режиссеры Анатолий Эфрос и Юрий Завадский.

Окончив ГИТИС в 1956 году, Роман Виктюк поступил на работу сразу в два театра – Киевский и Львовский ТЮЗ. Между ними и разрывался молодой талант. А еще Виктюк успевал преподавать в студии Театра имени Франко в Киеве.

Роман Виктюк в молодости

Творческая биография Романа Виктюка-режиссера началась в 1965 году в родном Львове. Дебютным стал для него спектакль «Все это не так просто» по пьесе Шмелева. Премьера прошла на сцене Львовского театра юного зрителя. На этой же сцене Роман Виктюк поставил свой «Город без любви» по пьесе Устинова. Чуть позже театралы с удовольствием смотрели новую постановку Виктюка «Дон Жуан».

Год — с 1968 по 1969 – Виктюк работал главрежем театра юного зрителя в Калинине. В начале 70-х годов он поставил ряд спектаклей в театрах Вильнюса, Москвы, Киева. В тот же 1968 год Виктюк начал режиссировать фильмы-спектакли.

Читайте также:  Очки в цветной оправе с диоптрией

В 1970-1974 годах талантливый львовянин был назначен ведущим режиссером в литовском Русском драматическом театре. Среди наиболее известных постановок Романа Григорьевича Виктюка в 70-х годах можно назвать пьесу Шеффера «Черная комната», «Принцессу и дровосека» Волчек и Микаэляна, «Валентина и Валентину» Рощина, драму Юлиуша Словацкого «Мария Стюарт», «Любовь – книга золотая» Алексея Толстого.

Короткий период с 1977 года по 1979 Роман Виктюк служил главным режиссером Студенческого театра МГУ. А в 80-е годы Виктюка пригласили в вильнюсский Русский драмтеатр, на сцене которого талантливый режиссер поставил спектакли «Уроки музыки» по произведению Петрушевской и «Мастера и Маргариту» Булгакова.

Но наибольшим успехом тех лет стал поставленный Виктюком спектакль под названием «Служанки». И сегодня эта постановка остается самой известной из всех, сделанных Романом Григорьевичем. Премьера «Служанок» по пьесе Жене состоялась в столичном «Сатириконе».

Cпектакль «Служанки»

На сцене играли Константин Райкин, Николай Добрынин, Сергей Зарубин и другие популярные артисты. Именно «Служанки» сослужили Роману Виктюку прекрасную службу, поставив его в ряд наиболее узнаваемых мастеров театра и сцены.

В 1982 году Виктюк срежиссировал полностью кинематографический проект «Радуга зимой». Далее последовал фильм «Долгая память», и в 1989 году Роман Григорьевич вернулся к постановке фильмов-спектаклей.

Особенным стал для режиссера 1991 год. В этом году появился Театр Романа Виктюка. Открытие маэстро отметил постановкой нового яркого спектакля «М. Баттерфляй», переработкой классической истории о мадам Баттерфляй. Это действительно был переворот в мире советской антрепризы. Постановка этой пьесы вызвала жаркие споры и театроведов, и широких кругов театральной публики. На сцене было много эпатажа, эксцентричных костюмов и ярких мазков, так непривычных в ту эпоху.

В труппу своего театра Роман Виктюк собрал единомышленников и близких по мировоззрению актеров нескольких театров. Скоро творческое заведение Романа Григорьевича получило замечательный подарок – постоянную прописку в здании Дома культуры имени Русакова. В том же 1991 году театру Виктюка присвоили статус государственного. Детище Романа Григорьевича наконец стало признанным.

На счету Романа Виктюка более двух сотен спектаклей и постановок. Режиссер известен своими работами в США, Италии, Финляндии, Швеции, где он неоднократно бывал с гастролями. Часто Виктюк делает спектакли под любимых актеров-звезд. Роман Григорьевич имеет театральную премию Центра европейской драматургии «Maratea» (1991).

Режиссер Роман Виктюк

В США Романа Виктюка включили в список «50 людей мира, оказавших влияние на вторую половину 20-го века». Не забывает режиссер и родной Львов. Здесь в 1991 году он помог основать Фонд Мазоха, который родился в этом городе.

Виктюк стал единственным режиссером-иностранцем, которого в 1997 году наградили премией Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии.

Дмитрий Медведев и Роман Виктюк

Роман Виктюк – профессор Российской академии театрального искусства ГИТИСа. Режиссер получил звания Народного артиста двух стран – России и Украины. А еще в 2011 году он был награжден медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом».

В 2015 году состоялась премьера спектакля «Федра». В одном из составов сыграл киноактер Дмитрий Певцов.

С возрастом состояние здоровья режиссера стало ухудшаться. В 2004 году режиссер сильно похудел. Потерю веса одни СМИ связали с пластической операцией, другие – с серьезными проблемами со здоровьем. Виктюк не прокомментировал изменения внешности.

Роман Виктюк чаще попадает в больницы, а в СМИ появились слухи, что режиссер страдает от тяжелого заболевания, возможно, рака. Близкие и семья Виктюка не подтвердили версию журналистов, но и не опровергли слухи.

Роман Виктюк

Во второй половине 2015 года Виктюк перенес микроинсульт. Окружение режиссера утверждает, что причиной приступа стал не столько возраст актера, сколько переживания за театр — незадолго до этого с поста директора театра ушла Ирина Апексимова.

Речь режиссера стала малопонятной, Роман Григорьевич изменил своей привычке общаться с залом, но, в конце концов, жизнелюбие Виктюка помогло ему побороть болезнь, вернуться к работе и заняться новыми постановками.

Личная жизнь Романа Виктюка покрыта тайной, и открыть эту завесу режиссер не спешит. И если Виктюк охотно может поделиться подробностями своей биографии, то частная жизнь – это неприкосновенная территория.

Однажды Роман Григорьевич признался, что был безумно влюблен в легендарную Людмилу Гурченко. Увидев актрису впервые в «Карнавальной ночи», Виктюк был сражен наповал. Но все же больше похоже на то, что это была любовь режиссера к талантливой артистке.

Роман Виктюк и Валентина Талызина

О студенческой влюбленности в Романа Виктюка журналистам рассказала актриса Валентина Талызина. Но призналась, что это было только платоническое чувство, так как Рому актриса не интересовала точно так же, как и остальные девушки ГИТИСа.

Режиссер признался, что однажды вступал в брак, женой артиста была работница «Мосфильма», не имевшая никакого отношения к актерской сфере. Имени бывшей жены Виктюк не раскрывает. Сам брак Роман Григорьевич считает ошибкой и грехом. Режиссер не винит в этом бывшую жену, но уверен, что сама концепция брака – это способ контроля человека государством, а штамп в паспорте убивает семью, что и произошло с отношениями артиста.

Когда Виктюка спрашивают о детях, режиссер говорит, что актеры зовут его папой.

Режиссер Роман Виктюк

Незаинтересованность режиссера в женщинах и скрытность в вопросах личной жизни породили слухи об ориентации Виктюка. СМИ начали демонизировать Романа Григорьевича, приписывая Виктюку не просто любовь к мужчинам, но и любовные связи с актерами собственного театра, где, по мнению прессы и злых языков, больше половины артистов нетрадиционной ориентации.

Свои пристрастия режиссер никак не комментирует, но яро отрицает отношения с актерами или актрисами своего театра – для Виктюка, который называет артистов собственными детьми, такие связи сродни инцесту.

Роман Виктюк любит носить модные очки

Виктюк уверен, что режиссер не должен «обслуживать систему» и идти на поводу у политических элит. По мнению Романа Виктюка, художник должен стараться существовать вне государства. Такая позиция вовсе не значит, что Роман Григорьевич аполитичен. Режиссер открыто выступал за освобождение участниц музыкальной группы «Pussy Riot». Романа Виктюка интересуют отношения не только между людьми: режиссер подписал петицию за закон о защите животных от жестокого обращения.

Четкая позиция присутствует у Виктюка и по поводу происходящего в Украине. В 2004 году артист поддержал «оранжевую революцию», режиссер был поражен светом и силой протестующих людей. В 2014 году Роман Григорьевич публично высказался насчет ситуации на Донбассе. Режиссер порекомендовал всем, кто не считает себя лично вовлеченными в конфликт, оставить страну в покое, а жителям Донбасса выключить телевизор и постараться разобраться в происходящем самостоятельно, без российской и украинской пропаганды.

В октябре 2016 года Виктюк стал гостем шоу «Первого канала» «Вечерний Ургант». Режиссер рассказал телезрителям об открытии театра после ремонта, о новых спектаклях и о последнем выступлении Елены Образцовой.

28 октября 2016 года Роман Григорьевич отметил юбилей – 80 лет. Праздник прошел в собственном театре Виктюка, где к юбилею создателя и идейного вдохновителя состоялась премьера спектакля «Минувшим летом…».

Сейчас Виктюк работает над новым репертуаром отремонтированного театра. На сцене идут премьеры свежих спектаклей.

В 2017 году режиссер запустил новый проект «Цикл встреч «Роман Виктюк представляет».

источник

Центральные улицы Москвы станут пешеходными до 6 января

К семье на Новый год: что известно о погибших при авиакатастрофе в Казахстане

Чем навсегда запомнится Галина Волчек

Синоптики рассказали о столичной погоде в последние выходные года

Владимир Путин признался, что не высыпается

Зачем в Подмосковье будут растить улиток и разводить крокодилов

Курсант полиции задержал вооруженную ножом женщину в метро

Роспотребнадзор объяснил, как проверить натуральность красной икры

Самую красивую девушку выбрали в Москве

Стали известны самые востребованные профессии 2020 года

Иосиф Пригожин рассказал об угрозах отца Жанны Фриске

К каким заболеваниям приведет употребление белого хлеба

Певица Нюша объяснила странное имя дочери

Театр Виктюка. Роман Григорьевич доволен результатами реконструкции, проведенной в бывшем ДК Русакова. Средства на нее выделили столичные власти

ФОТО: Владимир Новиков, «Вечерняя Москва»

В эксклюзивном интервью «ВМ» самый знаменитый на Западе российский режиссер объясняет, почему женщинам не надо заниматься театром.

1 марта в Московском театре Романа Виктюка премьера — «Мелкий бес». Режиссер-постановщик Роман Виктюк в интервью «ВМ» рассказал о том, почему в третий раз обращается к прозе Федора Сологуба. Мастер сделал исключение для читателей «Вечерки», дав интервью перед премьерой. «Федор Сологуб — писатель мистический, как и его «Мелкий бес», и, признаюсь, я не знаю — правильно ли делаю, что бегу впереди паровоза. А вдруг?», — воскликнул режиссер.

— Роман Григорьевич, Федор Сологуб принадлежит к плеяде писателей Серебряного века. Наверняка, вам известна гипотеза о том, что «художники начала XX века — этакие инопланетяне, которые спустились на землю, чтобы дать нам знание для спасения»?

— Федор Сологуб — одиночка, и он как бы в стороне от Серебряного века. Сологуб перед Октябрьской революцией кричал «нет», предупреждая о беде, катастрофе, а революция его съела. Даже растоптала. Что касается художников Серебряного века, то они слышали космос, но жили на земле. Над солнцем, над землей существует «черная энергия», которая, к сожалению, определяет все, что происходит в нашем мире. В начале XX века к земле приблизилась энергия, которая вызывала вспышки творческого начала у талантливых людей. Тогда и произошел культурный взрыв в России. Это творческое начало не устраивало в России всех, кто приходил к власти. Поэтому художников мучили, убивали, выдворяли из страны.

— Что такое Октябрьская революция не в политическом смысле, а в метафизическом?

— Противоядие. То, что останавливает. Октябрьская революция — противоядие движению вперед.

— Кто послал, организовал, создал Октябрьскую революцию?

— Черная сила. В мировой истории не было революций, которые бы послали, вызвали силы света. Все революции — кровавые. Роман Федора Сологуба «Мелкий бес» о том, что нечистая сила цепляется за революцию, реализует ее, наполняя черной энергией человечество.

— А перестройка — тоже дело рук бесов?

— Не знаю, какая у нас была перестройка? Не было никакой перестройки. А что было в конце 80-х годов, — не революция, а бытовуха. Бесы все-таки занимаются более глобальными вопросами.

— Самое революционное произведение начала XX века?

— «Черный квадрат» Каземира Малевича. Этой картиной Малевич сказал: «Теперь каждый может быть художником: мажьте черной краской, творите». В результате срывали, жгли и кричали: «Долой Пушкина».

— Неужели в «Черном квадрате» нет загадки и силы воздействия?

— Конечно, есть. «Черный квадрат» написан для того, чтобы люди остановились в своем развитии.

— А как вы относитесь к Пабло Пикассо?

— Он — дьявол, и все это знали, и говорили об этом при жизни художника.

— Маленький дьяволенок. На земле нет ангелов. Зачем они здесь? Что им делать среди нас? В человеке может быть ангел, но ангелов в чистом виде на земле нет.

Федор Сологуб — писатель мистический, как и его «Мелкий бес»

ФОТО: Пресс-служба театра Романа Виктюка

— Вы делите человечество на мужчин и женщин?

— Делю. Мужчина и женщина — два разных мира.

— Вы хорошо разбираетесь в женщинах, не так ли?

— Думаю, что да. Каждый из нас рано или поздно узнает все, а когда мы уходим, то у нас «удаляют память». Файл с памятью находится между верхней губой и носом. Необходимо все забыть, чтобы пройти путь от начала до конца, пройти с чистого листа. Но человек способен узнавать людей из других жизней.

— Вы выбираете актрис, актеров, с которыми работаете?

— Нет, они сами приходят. Никогда не выбирал и не искал.

— Каждую большую актрису вы открывали с другой стороны. В спектакле «Адский сад» в театре «Современник» мы увидели обольстительную, коварную Марину Неелову. Что вы открывали у Марины Нееловой в этом спектакле?

— Ее назначение на Земле. Каждый раз пытаюсь открыть назначение художника на Земле. Правда, далеко не у всех оно есть. Открыть назначение — найти, узнать природу человека. Первородная природа Марины Нееловой — любовь. Марина Неелова — жрица любви.

— Вы работали с Ириной Метлицкой, которая рано ушла из жизни. В чем заключалась уникальность Ирины Метлицкой?

— В любви. Марина Неелова и Ирина Метлицкая очень дружили друг с другом, и они — одной породы. Быть жрицей любви — святое.

— Почему в некоторых ваших спектаклях мужчины играют и женские роли, но женщинам вы отказываете в праве играть мужчин?

— Женщины вообще не могут играть мужчин. Более того, женщинам не надо заниматься театральным искусством. Раньше женщин не брали в театр, и правильно делали. Но женщины всегда хотели и хотят попасть на сцену. Женщин-актрис волнует успех, и только. Потом они платят очень дорогую цену за успех, но в начале не понимают — какова будет цена. Утверждение своего «я» для них важнее. Женщины нередко не могут остановиться в своих желаниях, мечтах, стремлениях. Они ищут, блуждают и бывает, что сходят с ума.

Роман Виктюк: Сологуб перед Октябрьской революцией кричал «нет», предупреждая о беде, катастрофе, а революция его съела

ФОТО: Пресс-служба театра Романа Виктюка

— Римас Туминас в своем спектакле «Евгений Онегин» показал помутнение рассудка у Татьяны Лариной, когда она встретила Онегина. На ваш взгляд, что произошло с Татьяной Лариной?

— Она не сошла с ума. Ее природа потребовала любви, и появился Онегин. Римас Туминас — очень одаренный режиссер, и я его очень люблю.

— Вы всегда ставите спектакли по хорошей литературе. Не было ли у вас желания создать шедевр по первоисточнику среднего качества?

— Такого не бывает. Главное — первоисточник. Если я и поставлю хороший спектакль по плохой пьесе, то обману публику, напущу тумана. Чтобы никакого не обманывать, нужно изначально брать большую литературу.

— Одинаково все. Ничего не меняется. Почему Христос не приходит на Землю, хотя все его ждут? Вы не задумывались, почему Христос покинул Землю? К сожалению, никто не хочет идеи Христа взять за свои. Эти идеи — ничего не требовать у других, не потреблять, не быть стяжателями.

— Каким лично вы хотите быть?

— Вечным ребенком. Только в ребенке есть любовь, бескорыстная, искренняя любовь.

— Как удается в наше время руководить крупным театром и находить взаимопонимание с властью, с публикой?

— Это не взаимопонимание, а христианская религия.

— Вас никогда не привлекал «Демон» и творчество Лермонтова, почему?

— Демон — холодное существо. В Лермонтове нет теплоты. Мне нужна любовь, кровь, а не холод и смерть.

— Есть ли у вас творческие планы?

— Нет. Я не знаю, что будет завтра. Нельзя знать. Даже не уверен, будет ли премьера «Мелкого беса». Никто не знает, что произойдет через секунду.

— Вы способны простить измену артиста?

— Я — способен. А вот профессия не способна простить измену. Если артист настоящий, он не может изменить своей профессии.

— А вы никогда не изменяли театру?

— Разве я сумасшедший? Конечно, нет. Иначе вы бы не брали у меня интервью как у режиссера спектакля «Мелкий бес». Я не изменял — это точно.

— А если артист — хороший артист — становится худруком?

— Хороший артист не может быть хорошим худруком. Это и есть измена профессии. Артист и худрук — разные миры и сферы. Более того, если артист уходит в худруки, он перестает быть артистом.

источник