Меню Рубрики

Работа с басней мартышка и очки

Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Мар­тышка и Очки»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Мартышка и Очки»; карточки (текст речевой разминки, задания).

— Прочитайте текст, определите его жанр. (Это небылица.)

— Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, весело).

— Прочитайте небылицу быстро.

III. Проверка домашнего задания

— Какие сообщения о баснописце Крылове вы подготовили? Расскажите.

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы начнем знакомство с творчеством замечательного баснописца Ивана Андреевича Крылова. Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни Ивана Андреевича Крылова и назвал его «истинно народным поэтом».

— Откройте учебник на с. 134. Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем она?

Лучшие качели — гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны!

Чтение басни «Мартышка и Очки»

— Ребята, прежде чем мы ознакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня. (Примерный ответ. Это не­большое произведение, написанное стихами илипрозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хит­рость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обыч­но действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)

— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (Это герои басни.)

— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов.

Мартышка — маленькая обезьяна.

Темя — верхняя часть головы.

Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда — необразованный, несведущий человек.

К худу клонит — к плохому клонит.

Познатней — знать — высший слой привилегированного класса.

Невежа — грубый, невоспитанный человек.

Чтение басни учителем

— Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. (Предположения детей.)

— Обратите внимание на те действия, которые соверша­ла Мартышка с Очками. (Вертит Очками так и сяк: / То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, / То их понюхает, то их полижет.)

— Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются.)

— Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

— Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не по­могли.)

— В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть.)

Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. (Дети читают мораль басни и объясняют ее, как понимают.)

— Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догада­лись, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, можно догадаться, что высмеивается человек-невежда!)

Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? (Невежа — грубый, невоспитанный человек. Невежда — необразованный, малосведущий, безграмотный человек.)

— Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно.

— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить мартышку, читая басню.

VII . Рефлексия

VIII . Подведение итогов урока

— С какой басней ознакомились?

Домашнее задание

Урок 43. И . Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Зеркало и Обезьяна»; карточки (текст речевой разминки, задания).

I . Организационный момент

II . Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

— Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Во­рона и Лисица».)

— А сейчас быстро, замедляя темп.

III . Проверка домашнего задания Чтение басни наизусть по цепочке.

IV . Введение в тему

— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

— Откройте с. 133 учебника. Рассмотрите фотографии. Что вы на них видите? (Высказывания учеников.)

2. Рассказ учителя о памятнике Крылову (См. материал для учителя к уроку.)

V . Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Шесть — за парту тихо сесть.

VI . Работа по теме урока

1. Басня «Зеркало и Обезьяна». Беседа

— Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь? (Предположения детей.)

— Прежде чем читать ее, выясним значение некоторых слов.

Кум — крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной.

Ужимки — гримасы; неестественные телодвижения.

Сатира — обличающее, бичующее осмеяние.

На руку нечист — нечестен, вороват.

Чтение басни учителем

— Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

— Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»? (Они обе стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину.)

— Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нем? (Нет, отражение ей не понравилось, по­этому она быстро узнала в нем своих кумушек, даже пыта­лась их пересчитать.)

— Прочитайте четвертый вопрос на с. 137. Ответьте на него. (Слова из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи по смыслу.)

— Рассмотрите иллюстрацию к басне и найдите соответству­ющие строки к ней.

— Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в дру­гих. (В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим.)

— Какие строки басни стали крылатым выражением? Запиши­те их в рабочую тетрадь. («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться».)

Работа в парах

— Приготовьтесь читать выразительно. Прочитайте басню в лицах.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 105 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема: «И. А. Крылов. Басня «Мартышка и очки»

Ц ель : Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей. Выявить какой приём использовал И.А.Крылов для высмеивания людских пороков.

— закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

-познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

— Учить находить мораль в произведении, понимать её смысл.

-развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

— развивать умение работать в группе, в паре.

— воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и природы.

-воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

-Воспитывать нравственные качества.

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

Дети научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам ;

Знать значение словарных слов, основные сведения о И. А. Крылове.

Уметь выразительно читать и внимательно слушать другого.

познавательные – -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

-ставить проблему поискового характера;

-проводить анализ и синтез при знакомстве с басней;

-применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

-проводить рефлексию результатов деятельности;

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – -слушать и вступать в диалог;

-участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

— управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

-ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

-корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

-ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

— принятие и освоение социальной роли обучающегося;

-развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

— формирование личностного смысла учения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Технологии : проблемного обучения, ИКТ. , здоровьесберегающая, технология критического мышления,…

Образовательные ресурсы: УМК «Школа России» : — Климанова Л.Ф. «Литературное чтение». Учебник для 3 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2016.,

Оборудование: проектор, карточки, компьютер и.тд.

I Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

— Добрый день ребята! Пожалуйста, проверьте, все ли у вас в порядке. Готовы ли к уроку?

Мы сегодня не одни, к нам пришли на урок гости. Повернитесь поскорей и поприветствуйте гостей! Прошу Вас разделиться на группы, по своему усмотрению

-Ребята! Повторяйте за мной ( СЛАЙД 1)

Я – умею думать и понимать,

Я – умею слушать и отвечать,
Я – могу ошибаться,
Я – умею учиться,
Я – хочу учиться.

– Девизом нашего урока я хотела взять пословицу. Но она рассыпалась. Помогите ее собрать. Для этого поработайте в паре. (СЛАЙД 2)

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку .

– Какую пословицу собрали? ( К аждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости) (СЛАЙД 3)

-Какое слово в этой пословице является важным ? (Мудрый)

-Найдите в толковом словарике лексическое значение слова МУДРЫЙ. (Обладающий большим умом . Основанный на больших знаниях, опыте) -Т.Е. тот, кто обладает большим умом, высшим знанием, хорошим жизненным опытом

— Подберите к слову Мудрый синонимы (-Умный, разумный, толковый, здравомыслящий, неглупый…)

– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Почему? ( Нельзя, для того, чтобы стать мудрым нужно многое узнать и многому научиться, овладеть жизненным опытом)

-Как вы понимаете эту пословицу? ( Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать, иметь жизненный опыт)

— Итак, девизом нашего урока пусть будут слова пословицы : « Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости »

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок.

II. Проверка домашнего задания

— Какой раздел мы с вами изучаем? (Великие русские писатели)

— Как вы считаете, кого мы можем назвать великим писателем? (Великий значит известный, талантливый)

— С произведениями какого писателя, поэта мы познакомились? (А. С. Пушкина)

— Что было задано на дом? (Отрывок наизусть)(слушаем 2-3 учеников)

А) Чтение наизусть отрывка сказки «Сказка о Царе Салтане»

2. Разминка артикуляционного аппарата.

— Ребята, а сейчас мы подготовим зубки и язычки для дальнейшей работы.

* Покажите язычок, покусайте его

3. Дыхательная гимнастика «Пирог»

4. Чистоговорка (индивидуально)

Ваня — Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород

Прочитать радостно, восторженно.

Прочитать вторую строчку радостно-вопросительным тоном.

3. Самоопределение в деятельности.

Задачи: развивать логическое мышление, заинтересовать новым исследованием

— Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с жизнью и творчеством еще одного замечательного великого писателя.

— Чтобы узнать о ком пойдет речь сегодня на уроке, поработайте в группах и выполните следующие задания, но для начале давайте вспомним правила работы в группе.

Разгадайте, что здесь зашифровано. (Иван Андреевич Крылов)

— Вспомните, что он писал? (Басни)

— На листочках зашифрованы слова. Поработайте в группеи расшифруйте их.

(КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)

-Какое общее название им можно дать? (Литературные жанры)

— Определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году? (Басня)

1 задание (3 группа) Посмотрите на слова, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:

Собака, кошка, мартышка , корова, овца, коза. (мартышка)

— А как вы думаете, почему я именно это слово взяла лишним?

1 )Постановка проблемы. Определение темы и целей урока

Опираясь на задания, которые мы сейчас выполняли сформулируйте тему урока. (СЛАЙД) ( Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»

— Какие задачи поставим перед собой? Используйте для этого нашу фразу:

Я думаю, что научусь понимать … (на доске) (Познакомиться с новыми фактами из биографии И.А. Крылова, вспомнить, что такое басня и познакомиться с новой басней, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл)

— Давайте еще раз прочитаем тему урока, о чем узнаем на уроке .(СЛАЙД )

2. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

— Скажите, ребята, чтобы познакомиться с биографией Иван Андреевича Крылова? Где можно найти информацию?? (в книгах, в учебнике, в энциклопедиях, в интернете, спросить у взрослых, у учителя….)

— Слово предоставляется АНЕЛИЕ Подготовила для вас небольшую информацию о жизни И.А. Крылова.

2 Выявление места и причины затруднения

-Откройте учебник на с. 132 и прочитаем статью о творчестве И.А. Крылова.

3. Построение проекта выхода из затруднения

— Предлагаю вам вспомнить, что такое басня?

— Из каких источников мы можем узнать (уточнить), что такое «Басня»? (Высказывания детей). Работа с толковыми словарями.

— Поработайте со словарем и найдите определение, что такое «Басня». (если дети не дали полный ответ) (Басня- это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей)

4. Реализация построенного проекта

А сейчас, поработайте в парах. Ваша задача найти основные признаки басни (у каждой пары карточка):

-присутствуют волшебные предметы;

-небольшое произведение, написанное стихами или прозой;

— повторы событий (троекратные)

-высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, жадность, глупость и др.

-обычно главные герои животные, в которых легко узнать людей;

— дает поэтически-условное изображение предмета или явлений окружающей действительности.

-заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением (Проверка по эталону СЛАЙД)

-На какой жанр похожа басня, если животные там раз разговаривают и действуют, как люди? (На сказку)

Еще раз прочитайте название басни, с которой мы будем знакомиться «Мартышка и Очки».

— Как вы думаете, почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы? (Это главные герои)

— Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? (Да)

По деревьям мы тихонечко полазим,
И в ладоши так прихлопывать начнем.
А ногами- то притоптывать все враз.
Ну, теперь, не страшен нам и дикобраз!

— Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов. Для этого я предлагаю поработать в группе. Берем карточку. В первом столбике у вас дано понятие, а во втором столбике объяснение. Ваша задача соединить понятие с его объяснением.

МАРТЫШКА — маленькая обезьянка;

ТЕМЯ — верхняя часть головы;

НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку;

НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек;

К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит;

ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек.

ВРАКИ — неправда, обман, ложь

7. Просмотр диафильма и чтение басни учителем. Работа над ней. (СЛАЙД)

8/ Вторичное чтение басни учащимися самостоятельно.

— Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку? ( Любопытная, любит гримасничать, подвижная)

-Почему Мартышка решила завести очки ? ( Слаба глазами стала)

-Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками.

Читайте также:  Офисные очки цена на них

то их понюхает то их полижет.

— Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются)

-Прочитайте выразительно, как она примеряла очки. ( -Читают отрывок )- индивидуально

— Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Прочитайте этот отрывок (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли)

— Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете и внес тем самым долю юмора, показал комичность этой ситуации. В чём комичность ситуации? Что вам показалась в басне смешным? ( Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя куда только можно было надеть )

— Так, кто виноват в том, что очки не действовали? (Сама Мартышка, от незнания )

— Мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается …..(моралью)

Напомните, пожалуйста, а что же такое мораль? (СЛАЙД) (Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль

— Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод .(Дети читают мораль басни и объясняют её, как понимают.)

— Так, какова же мораль басни? (Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами)

-А как вы думаете слова «невежда» и «невежа» похожи между собой? (нет)

— Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?

Да, по самой басне тоже можно догадаться, что высмеивается человек-невежда.

Работа над выразительным чтением

Начинаем выразительно читать.

— Как читаем первые строчки? (Спокойно)

— Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

— Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством? (С досадой, недовольством)

Творческое задание (по группам)

1 группа Составить синквейн со словом мартышка

2 группа — Чтение по ролям басни

3 группа «Живая картинка». Инсценировка басни. (Для исполнения роли Мартышки используется маска)

Так кто главные герои басен? (животные)

-Чьи поступки высмеивает автор? (Плохие поступки людей)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на…. (животных).

-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека? (Нет)

-(И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки)

V Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Было интересно узнать, что…

— Вот и подходит к концу наш урок.

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Мы научились отличать басню от рассказа, стихотворения, от сказки.

Умеем теперь составить статью о писателе, умеем договариваться, слушать друг друга.

— Стать мудрыми учат нас книги.

— Чтение басен Крылова учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

. -Ребята, сейчас я раздам вам мартышек. А вы, оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:

-Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (улыбается)

-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (ротик прямой)

-Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха! (грустный) (слайд 40)

Домашнее задание: на выбор

Выучить басню С. 134-135, учить наизусть

Творческое задание — сочинить свою басню, где высмеивается невежество, глупость человека (в стихах, в прозе).

источник

конспект урока с презентацией И. А. Крылов «Мартышка и очки»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

конспект урока и презентация

Вложение Размер
prezentatsiya.pptx 1.1 МБ
konspekt-uroka-krylov-martyshka-i-ochki-1.docx 110.75 КБ

Урок литературного чтения в 3 классе учитель начальных классов Комова Л. Е.

Речевая разминка Ваня — Ваня простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперед И поехал в огород

ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

БЫЛИНА, СКАЗКА, СТИХОТВОРЕНИЕ, БАСНЯ, ЗАГАДКА

Расшифруйте 1 2 3 4 5 6 5 А Б В Г Д Е 4 Ж З И Й К Л 3 М Н О П Р С 2 Т У Ф Х Ц Ч 1 Ш Щ Ы Э Ю Я 3,4; 3,5; 1,5; 2,3 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2 5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5

СОБАКА, КОШКА, МАРТЫШКА, КОРОВА, ОВЦА, КОЗА

Тема урока: «И. А. Крылов «Мартышка и очки»

Задачи урока 1) Узнать, … 2) Учиться понимать … 3) Для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

Крылов Иван Андреевич 1769- 1844

Памятник И.А.Крылову в Летнем саду

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей; Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали Вы резвиться не устали?

Словарная работа МАРТЫШКА — маленькая обезьянка ДЮЖИНА — 12 ПОЛДЮЖИНЫ — 6 ТЕМЯ — верхняя часть головы НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек

____________ К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, То он её ещё и гонит.

Урок был для меня: интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный

Домашнее задание С.134-135, наизусть

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

ТЕМА: И.А.Крылов «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
  • Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.
  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

— проявлять интерес к новому жанру — басне;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

— находить в тексте ответы на вопросы;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

— учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.

Книги, ручки – всё на месте.

Будем думать, будем слушать –

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД : самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность;

Регулятивные УУД: самоконтроль; самооценка;

Ваня — Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород

Личностные УУД : включение в учебную деятельность;

Коммуникативные УУД: хоровое произношение

Проверка домашнего задания. (5 мин)

— Какой большой раздел мы изучали?

— С какой сказкой познакомились?

— На дом было задание выучить наизусть отрывок сказки и разыграть. Попробуем.

— Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?

Великие русские писатели и поэты.

-Выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане». Чтение отрывков наизусть.

— Присутствие волшебных героев: царевна- лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные превращения.

Личностные УУД : умение воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

сравнивать литературную сказку с народной.

— На доске зашифрованы названия литературных жанров.

ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

— Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
— Сегодня мы обратимся к жанр у басни.
— Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

— Расшифруйте и вы отгадаете ФИО автора

1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2

-Былина, сказка, стихотворение, басня , загадка

знакомство с новым жанром басней.

— Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
— А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.
— Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

— Собака, кошка, мартышка , корова, овца, коза.

— Учащиеся ставят цель, опираясь на запись.

узнать, что такое басня , учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.

Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

понимание учебной задачи урока.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.

Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. Биография Крылова — доп. лит-ра

И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

У. Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

— Что узнали о детстве баснописца?

  • — Что такое басня?
    Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
  • В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
  • Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

— Так кто главные герои басен?
— Чьи поступки высмеивает автор?

-Значит, все недостатки людей автор переносит на
-А это обидно для человека?
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
— И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

источник

Урок литературного чтения «Школа России» 3 класс

«И.А.Крылов. Басни», «Мартышка и Очки»

Урок литературного чтения

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока : изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

— познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова,

провести работу над басней «Мартышка и очки».

-формировать умение определять басню как жанр литературы

по характерным признакам, находить мораль в произведении;

— развивать аналитические и творческие способности обучающихся;

— воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; сотносить смысл басни и пословицы.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Быстренько проверь, дружок:
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?

Проверка домашнего задания

Вступительное слово учителя.

  • А.С. Пушкин, сказку которого мы закончили читать, очень любил басни И.А.Крылова. Он называл его «истинно народным поэтом».

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье скромного офицера. Мать его была простая женщина «без всякого образования, но умная от природы». Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец его умер и семья осталась без средств к существованию. Напрасно вдова А.П.Крылова хлопотала о пенсии. Семья переезжает из Твери в Москву, а затем в Петербург, где Крылов поступает на службу в Публичную библиотеку. Около 30 лет жизни он там прослужил. Крылов вышел в отставку на 72 году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Первая книга с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Его ласково называют «Дедушка Крылов». Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в согласии и счастье. Его оружие – басни, которые учат жить по справедливости.

— Кто первым начал писать басни?

— Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.

— Что такое аллегория? ( Иносказание.)

Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» И.А. Крылов

— Я буду зачитывать из басни мораль или «крылатые выражения», а вы постарайтесь назвать басню.

1. Вот то-то мне и духу придает,

Могу попасть в большие забияки.

2. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

4. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

5. Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

6. Когда в товарищах согласья нет,

И выйдет из него не дело, только мука.

7. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки»

— Сегодня мы будем работать над басней «Мартышка и Очки»

2. Беседа по непосредственным впечатлениям.

— Что особенно понравилось в басне?

— О чём это произведение: о знакомом нам животном или о чём-то ином?

(О том, что Мартышка не знала, как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны. А очки очень важны для людей со слабым зрением)

Читайте также:  Пьер карден очки для зрения

3. Чтение басни (про себя) для подготовки ответов на вопросы.

4. Работа над содержанием басни.

— Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?

(Они являются главными героями басни)

— Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку?

(Мартышка – животное вертлявое)

— Рассмотрите внимательно рисунок. Найдите соответствующие слова,

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет)

— Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?

(Мартышка купила себе полдюжины очков, хотя нужны только одни, нанизывала их на себя куда только можно)

— Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?

(К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

— Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?

(Вывод: В басне высмеивается человек-невежда)

«нанижет» – оденет подряд на нитку;

«невежда» — необразованный, несведущий человек;

«к худу клонит» – к плохому клонит;

«познатней» – от слова «знать» – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

«невежа» – грубый, невоспитанный человек

Выберите нравственные качества человека,

И.А. Крылов в басне «Мартышка и очки»

  • самоуверенность ложь лень
  • неблагодарность жадность глупость
  • скупость эгоизм невежество
  • зазнайство хвастовство назойливость

7. Работа над выразительным чтением.

— Как нужно читать эту басню? Почему?

(Начало – медленно, как сказку.

Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.

Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.

Мораль – поучительно, медленно)

8. Выразительное чтение по ролям (автор, Мартышка)

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.

Басня — вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие.

Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь.

— Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?

— Нужно ли изучать басни? Чему учит басня «Мартышка и Очки»?

Закончить урок мне хочется так:

Как басня, так и жизнь ценится не за длину,

Подготовиться к выразительному чтению басни.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Методическая разработка урока литературного чтения

Учитель начальных классов

Сосногорский район, Республика Коми

Тема: Иван Андреевич Крылов. Басня «Мартышка и Очки». (УМК «Школа России»).

Тип урока : Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока: Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей .

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Крылова.

Формировать умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, различать речь автора и героев басни.

Развивать творческие способности учащихся, навыки работы с текстом, обогащать словарный запас, кругозор.

Воспитывать интерес к творчеству русских писателей, любовь к чтению.

Оборудование: Портрет И.А. Крылова, его книги; аудиозапись басни «Мартышка и Очки», карточки с заданием. Ноутбук с доступом в сеть интернет.

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

— находить в тексте ответы на вопросы;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

учиться средствам выразительности.

Эмоциональный настрой на урок.

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

О ком написал Михаил Исаковский. По заданному шифру разгадайте, что здесь зашифровано.

Что вы о нем знаете. Какие произведения читали?

Посмотрите на портрет писателя.

Каким он вам представляется по характеру?

Да, мы видим открытое лицо, добрый взгляд мудрого человека.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Он был очень старательным и любознательным.

Сам, без помощи учителей овладел русским языком и математикой, а также изучил французский и итальянский языки. Крылов переводил стихи и прозу. Великолепно знал литературу, интересовался театром. Более 30 лет он работал в библиотеке.

Ребята на доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их. Определите, с каким из них мы еще не встречались в этом году?

(РССААКЗ, ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК).

Учащиеся разгадывают шифр. Называют – Иван Андреевич Крылов.

Учащиеся вспоминают и называют знакомые произведения.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Рассказ, былина, сказка, стихотворение, басня, загадка.

Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
— А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.
(Собака, кошка, мартышка , корова, овца, коза).

Учащиеся определяют тему урока.

Организационно – деятельный этап

Ребята, прежде чем начнем читать басню поработаем над лексическим значением слов, для того чтобы текст басни был понятен.

Скажите, а почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?

Работа в группах (пользуются словарями и ресурсами интернет):

Темя — верхняя часть головы;

Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку;

Невежда — необразованный, несведущий человек;

К худу клонит — к плохому клонит;

Познатней — знать — в буржуазно — дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа -грубый, невоспитанный человек.

Ну, а теперь немножко поиграем. Представьте, что все вы веселые мартышки.

Друг другу носики покажем,

Прослушайте аудио – запись басни, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

— Понравилось ли вам исполнение басни?

Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками.

Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?

Почему Мартышка решила, что ее обманули?

В чем комичность ситуации? Что вам показалось смешным?

Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.

Если бы не было морали в басне, то вы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?

А чем отличаются два этих слова «Невежа» и «Невежда»

Ответы детей: Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет.

Нет, так очками не пользуются.

Она не знала как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.

Было смешно, когда она достала много очков и беспорядочно их надевала .

Дети читают мораль басни и объясняют как понимают.

Да, можно догадаться, что высмеивается человек – невежда.

Невежа -грубый, невоспитанный человек.

Невежда — необразованный, несведущий человек.

Работа над выразительным чтением басни. Инсценирование басни.

Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно друг другу.

Давайте поиграем в театр. Попробуйте инсценировать мартышку, читая басню.

Как читаем первые строчки?

— Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?

Д ля чего люди читают басни И. А. Крылова?

Басни учат нас мудрости жизни, обогащают родной язык. Читая басни Крылова, человек задумывается о своих не всегда правильных поступках и далее старается их избежать.

Поэтому народ высоко чтит память о Великом баснописце И. А. Крылове.

Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.

Что нового узнали на уроке?

Каким для вас показался урок, закончите предложение.

Урок для меня был: увлекательным, сложным, непонятным, интересным, познавательным, средним .

— читать басню выразительно

урока литературного чтения

Данный урок является 9 в разделе «Великие русские писатели».

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока . Атмосфера доброжелательности, установившаяся с первых минут урока, позволила ребятам приступить к уроку в бодром настроении.

Постановка проблемной ситуации в начале урока, помогла детям активно включиться в творческую работу. Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, перед учениками были поставлены посильные познавательные проблемы, что способствовало решению обучающих задач.

Для реализации развивающих задач, на протяжении всего урока велась работа развитию речи, дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, объясняли толкование незнакомых слов, опираясь на словари, а так же и ресурсы интернет. Работоспособность на протяжении всего урока поддерживалась за счет правильно подобранных заданий с частой сменной деятельности.

Для эмоционального восприятия материала использована аудиозапись, что послужило формированию целостного представления о теме. Игровые технологии (игра в театр) способствовали пробуждению интереса к творчеству И. А Крылова, к чтению его произведений, что способствовало решению воспитательной задачи.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект : создание ситуации успеха, установленная атмосфера взаимопонимания, условия психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С целью предупреждения утомления была проведена физминутка. Дыхательная гимнастика (вхождение в образ) позволила избежать перегрузки, что является важным с позиции здровьесбережения.

Таким образом, цели урока достигнуты, задачи выполнены.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Деятельность учителя и учащихся

Учитель просит детей сесть за столы.

Все ль внимательно глядят?

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Ребята,сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен Крылова.

Что вы узнали на прошлом уроке об этом писателе? (рассказывает подготовленный ученик)

#Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал 205 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены более, чем на 50 языков. Рянзин

#В замечательном городе Санкт-Петербурге есть чудесный Летний сад. Он очень красив в любое время года. В Летнем саду кроме прекрасных скульптур из мрамора есть еще и бронзовый памятник великому баснописцу, который был установлен через 11 лет после смерти Крылова в 1855 году. Посмотрите на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о чем-то задумавшись, в окружении зверей и птиц — героев своих басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают наизусть его басни. Семенов

— В каком жанре писал И.А.Крылов? (эпический жанр – басни)

— Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня? Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:

1.Словарно – лексическая работа.

— Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

— Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?

— Почему мартышка разбила все очки?

— Как вы думаете, какой будет мораль басни?

— Сформулируйте её своими словами.

Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Проверка первичного восприятия

– Что заставило вас улыбнуться?

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Чтение и анализ конкретного содержания басни

-Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы? (Это герои басни)

-Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

мартышке и о том, как она пыталась примерить очки.)

Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку), к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

Понравилось ли вам исполнение басни?

( Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.)

Ответим на вопросы учебника:

№ 2. Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

№ 3. Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

№ 4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

№ 5. Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.

Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

– Найдите главную часть басни – мораль.

( К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

-Кто может пересказать мораль своими словами?

( У каждой вещи есть свое предназначение, своя инструкция по применению. Если не использовать вещь в тех целях, для которых она предназначена, то и прока от ее не будет. Поэтому сначала нужно разобраться что к чему и как, а не бросаться словами обвиняя других в незнании. Мартышка в данном случаи и является такой невеждой, необразованной личностью и высмеивает науку, не понимая что сама осталась в смешном положении. )

У . -С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

Что же автор хотел сказать нам, читателям?

Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

Оправдаем надежды И. А. Крылова?

Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Ребята, а у вас бывало такое, что вы с друзьями хотели что сделать, но у вас не получилось?

Можете провести примеры из жизни/ фильма, мультфильма.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Читайте также:  Может ли быть привыкание к очкам

Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

У . -Как читаем первые строчки?

Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?

Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Чтение басни в парах, выразительное чтение басни хором и индивидуально.

Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Ребята, для чего люди читают басни И. А. Крылова?

( Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.)

Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…

— Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично и вам понравилась работа одноклассников, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось,. то оранжевые. # (Выставляю оценки)

— Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, так давайте же поделимся нашим настроением с гостями и в память об уроке подарим им улыбку и солнышко.

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

Урок литературного чтения

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: — познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»

• Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова«Мартышка и очки»

• Дать представление о характерных признаках басни;

• Находить мораль в произведении;

• Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

• Развивать память внимание, речь учащихся;

• Воспитывать любовь к чтению;-воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: — познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»

• Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова«Мартышка и очки»

• Дать представление о характерных признаках басни;

• Находить мораль в произведении;

• Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

• Развивать память внимание, речь учащихся;

• Воспитывать любовь к чтению;-воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

источник

урок по литературному чтению. тема: И.А.Крылов «Мартышка и очки»

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению в 3 классе. Тема: И. А. Крылов «Мартышка и очки»»

Тема: И. А. Крылов. Басня «Мартышка и очки».

Тип: Изучение нового материала.

Цели: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Мартышка и очки»;учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

-Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией(еще:с удивлением, весело).

-Прочитайте небылицу быстро.

2. Проверка домашнего задания.

— Какие сообщения о баснописце Крылове вы подготовили?

— Сегодня мы с вами начнем знакомство с творчеством замечательного баснописца Ивана Андреевича Крылова. А. С. Пушкин очень любил творчество Крылова и назвал его «истинно народным поэтом».

Биография А. И. Крылова. рассказ учителя)

Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист, Иван Андреевич Крылов, 2 февраля (14 февраля н. с.) в Москве (точное место рождения неизвестно, но по приданию этим местом считается Москва) в семье бедного отставного армейского офицера.

Детство Крылова прошло в Твери и было далеко не радужным. Отец — Андрей Прохорович Крылов, умер в 1778 не оставив семье никаких средств к существованию, поэтому маленькому Крылову уже в 10 лет пришлось подрабатывать писцом в Тверском суде. Мать Крылова, Марья Алексеевна, не имела никакой возможности дать образование своему сыну, но так как была женщиной умной от природы, хоть и не образованной, уделяла большое внимание самообразованию сына. Иван обучался дома грамоте, арифметике и молитвам. Так же ему было позволено обучаться вместе с детьми местного помещика, которого он как то удивил своими стихами.

Детство и юность Ивана Андреевича Крылова не были безоблачными. В одиннадцать лет он лишился отца — бравого капитана. Для того чтобы прокормить оставшуюся без средств семью, ему пришлось поступить на службу помощником канцеляриста. Об учении не было и речи. К счастью для юного Крылова среди скудного отцовского наследства оказался сундук, набитый книгами. Они-то и помогли расширить умственный кругозор будущего великого баснописца. В 15 лет он решил попробовать свои силы в литературе, написав свою первую пьесу «Кофейница». В качестве оплаты от купившего его произведение книготорговца Крылов попросил не деньги, а книги. Это было началом его литературного пути.

Юность в биографии Крылова

Мать Крылова не сумела добиться пенсии после смерти мужа, поэтому в 1782 году приняла решение переехать в Петербург и хлопотать о пенсии там. В Петербурге для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же этот переезд дал Ивану возможность заниматься литературным трудом. С 1786 по 1788 год Крылов написал трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и комедии «Бешеная семья», «Проказники». Благодаря этим произведениям имя молодого драматурга стало постепенно приобретать известность в литературных кругах Петербурга.

Работа в Казенной палате Крылова не устраивает и в 1787 году он добивается места в горной экспедиции Кабинета ее Императорского Величества.

В 1789, в типографии И.Г. Рахманинова и при его финансировании , Крылов начинает издавать ежемесячный сатирический журнал «Почта Духов». Правда, из за своей радикальной направленности журналу было суждено просуществовать всего 8 месяцев.

В 1792 году Крылов совместно с друзьями открывает типографию и начинает выпускать новый сатирический журнал «Зритель», сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики.

Летом 1790 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

С 1791 по 1801 год Крылов делает перерыв в журналистской деятельности, но сочинять не перестает, хотя и изредка появляется в печати. В это время он скитается по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине.

Учитель: И. А. Крылов смог избежать участи А. С Пушкина, хотя тоже постоянно высмеивал людские пороки. А наказать его было нельзя.

Проблемный вопрос: Как вы считаете, что он придумал?

(вопрос записывается на доске)

Выдвижение гипотез (высказывание своих предположений детьми).

3.Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность)

1) — Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём следующую работу:

Перед вами лежат карточки, на которых перечисляются различные поступки людей. Разбейте их на две группы

1-я: поступки, которые может высмеивать поэт;

2-я: поступки, которые могут одобряться поэтом;

(ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, нежность, верность.)

Учитель – Расскажите, как вы разделили слова на группы (проверка)

— Итак, в своих произведениях Крылов действительно высмеивал жадность, глупость, ложь, лицемерие, лесть, пустое времяпровождение и другие людские пороки.

3) — А кто уже может ответить на главный вопрос: « Почему Крылова не наказывали за то, за что наказывали Пушкина?»

(если дети затрудняются, ведём поиск решения проблемы дальше)

-Вы, конечно, узнали, откуда эти строки?

Ученики – Из басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Учитель – Так что писал И.А Крылов? (басни)

— А какие басни Крылова вы уже знаете? (Лебедь, Рак и Щука, Чиж и Голубь, Слон и Моська).

4) — Что такое басня? (ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ).

Басня — это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.

Так кто главные герои басен? (животные)

— Чьи поступки высмеивает автор? (животных)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на….(животных

— Так кто может ответить на главный вопрос нашего урока?

Ученики – И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

Учитель – И, действительно, ребята, популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг, другу хохоча, и боевые генералы, и рядовые солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр 1 и Николай 2 ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки, каждый видит себя тут, как в зеркале.

— Ещё во 2 классе мы говорили, что каждая басня начинается или заканчивается…..(моралью).

— Вспомните мораль известных вам басен

Ученики – Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт…(и др.)

Учитель – А что такое мораль? (если дети затрудняются, ответы даны на карточках).

Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Мартышка и очки».

Скажите, вы можете по названию этой басни определить, о чём, или о ком в ней пойдёт речь? (высказываются)

-Посмотрите на иллюстрацию, что вы видите? ( Обезьяна надевает очки.)

— Сейчас вы прослушаете басню и сравните свои предположения с содержанием . (сравнивают)

Но прежде, чем мы начнём работу с этой басней, давайте посмотрим на слова, которые встретятся нам в тексте и узнаем их значение.

Как вы думаете – «дюжина» это сколько?

Где на голове может находиться темя?

Кто такой невежа? А невежда? Чем два этих понятия отличаются друг от друга?

Что может обозначать фраза «к худу клонит»?

Совершенно верно. Теперь, когда мы разобрались, давайте послушаем эту басню.

( Запись басни) Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

Что показалось вам забавным в этой басне?

А чем закончилась история в басне?

Кто был виноват в том, что очки не стали работать?

А теперь давайте прочтём её самостоятельно. Откройте ваши учебники на странице 134

Чтение басни 1. ученики читают про себя

От кого Мартышка узнала об очках?

Почему Мартышке понадобились очки?

— Сейчас поработаем еще раз над непонятными выражениями и словами. Для этого :

1.- Прочитайте начало ( завязку ) басни, найдите фразеологический оборот речи.

— Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

— Купить, достать, приобрести.

2 — Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

— Очков с полдюжины себе она достала –( приобрела 6 штук очков).

— Подберите синоним к слову, нанижет – (наденет).

3.- Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

— Проку на волос нет – (очень мало пользы.)

— Подберите синонимы к словам: прок ( польза)

враки –( неправда, обман, ложь)

4 — Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила ( швырнула, бросила.)

— Как понимаете выражение, брызги засверкали –( разлетелись на мелкие

кусочки, похожие на капли воды.)

Найдите в тексте строфу, которой заканчивается басня.

Ребята, то, что сейчас прочитали, называется моралью. Вспомним ещё раз,

Верно – это краткое нравоучительно заключение в конце басни.

-Назовите фразеологические обороты.

— Цены не зная ей – (чем полезна вещь, для чего нужна вещь.)

— К худу клонит (говорит плохо о ней.)

— То он ее еще и гонит – (призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.)

— Подберите синоним к слову, познатней –(богаче, выше титулом.)

А теперь давайте снова прочитаем басню ( чтение в парах)

Как вы думаете, почему автор выбрал главным персонажем своей басни именно мартышку?( повторялка, малосообразительная)

Ребята, как вы думаете, когда Иван Андреевич писал эту басню, он имел ввиду мартышку как животное или за её образом кто-то скрывается? Кто?

Как вы думаете, какой человеческий порок высмеивал Крылов в этой басне?( необразованность, неграмотность- невежда)

Найдите в тексте доказательство того, что Мартышка была невежественной.

А теперь вычитайте из текста ещё раз – что сделала Мартышка с Очками.

( Мартышка разбила очки о камень потому что не смогла понять как их использовать)

Какой же вывод мы можем сделать из этой басни?

Поэт выставил свою басенную героиню в смешном свете ,показал комичность этой ситуации. Давайте попробуем прочитать по ролям.

— Что можно сказать о таких людях, которые поступают также как Мартышка?

— Какой совет можно им дать?

— Встречали ли вы в жизни таких людей?

В чём же заключается смысл басни? Зачем Крылов показывает нам человеческие недостатки?

Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь, лесть .

8. Словесное рисование. Анализ иллюстрации

Ребята, скажите, вы любите рисовать?

А знаете ли вы как ещё можно рисовать, если не карандашами или кисточками?

Рисовать можно словами, совершенно верно.

Давайте мы с вами нарисуем нашу главную героиню.

Какой она будет? Умной или глуповатой?

Что наша мартышка может держать в руках?

Что она может делать с этими очками?

Давайте у нас мартышка будет надевать на себя очки.

Какое у неё будет выражение лица?

Теперь закройте глаза. Открывайте

Ребята, чего не хватает в нашем рисунке? Почему он кажется неполным?

Давайте поглядим что у нас получится. Закройте глаза.

Вот такой у нас получился рисунок. Посмотрите на него внимательно. Какую часть басни он описывает?

Ребята, над каким произведением мы сегодня с вами работали?

Кто автор этого произведения?

Что высмеивает Иван Андреевич в своих баснях?

О каком пороке шла речь в прочитанной басне?( невежда)

У вас на партах лежат очки. На доске вы видите фразу:

интересный, непонятный, познавательный, трудный

Приклейте очки рядом с той фразой, которая вам ближе на данный момент.

Творческое задание — сочинить свою басню, где высмеивается невежество, глупость человека (в стихах, в прозе).

источник