Меню Рубрики

Средства выразительности басни мартышка и очки

Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед. Понятное дело, для того чтобы от глупости избавиться нужно действовать в том числе и методами обличения.

Многие люди подобно мартышке в этой басни, действительно не понимают ценности чего-либо. Подобное проявляется по большей части от невежества или недостаточной образованности. Зависть тоже имеет свою роль, к примеру, кто-то видит чье-то умение или способность и тоже хочет обладать этим.

Только вот обладание никогда не равно самой способности и какому-либо умению. Об этом Крылов тоже говорит. Ведь очки действительно помогают и могут служить полезным инструментом, но глупая мартышка не знает как пользоваться этим инструментом, но слишком глупа чтобы понять собственную глупость.

Как поступают глупцы в подобной ситуации? Обвиняют во всем другого или других, начинают роптать на инструмент, но не на собственное неумение. Поэтому мартышка и считает очки ненужными и людей лжецами, которые только придумывают какие-то сказки про очки, которые могут помочь зрению.

Если бы мартышка знала как пользоваться очками, то получила бы пользу, но в итоге не получает ничего, так как глупа. Итогом глупости является только разрушение и недовольство, но самое печальное в участи мартышки, которая, вероятно, никогда не поймет в чем на самом деле дело. Заблуждения подобного типа невероятно распространены, но люди не могут такие заблуждения признать порой на протяжении всей своей жизни, поэтому остаются в невежестве и фактически слепцами.

Дабы «прозреть» нужно для начала хотя бы признать собственное невежество и хотя бы допустить возможность собственной глупости. Однако себялюбивая мартышка не способна на такое. Поэтому не может улучшить собственное зрение во всех смыслах.

Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую динамичную и образную пьесу, в которой присутствуют закадровые комментарии действий основных персонажей.

Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая в силу возраста начинает терять зрение, а поскольку является достаточно любопытным персонажем, собирающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, с точки зрения людей, огромным подспорьем для слабовидящих лиц.

Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным аксессуаром для глаз, не понимающей его практического применения.

Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме демонстрируя недальновидность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже пытающейся определить запах очков. В итоге считающаяся себя обманутой Мартышка в раздражении избавляется от ненавистного бесполезного предмета, разбив очки об пол, так и не осознав способ их применения.

Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда однородных членов предложения, описывающих бесполезность действий Мартышки, а также посредством включения в басню форм диалога, демонстрирующих легкость и увлекательность произведения.

Очки в басни являются символом знаний, которые, по мнению автора, должны применяться разумно и толково, в противном случае знания не приводят к положительному результату.

Образ Мартышки используется автором в качестве изображения невежественных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какой-либо проблемы, суть которой для них неизвестна и непонятна, при этом представляют себя в виде знающих и дальновидных представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать негативные оценки человеческим действиям и поступкам.

Моралью басни является авторское утверждение о необходимости получения знаний, образования, постоянного стремления к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных целей, в отсутствии которых человеческое существование становится бессмысленным.

Наверное, нет в целом мире ни одного человека, который бы не любил природу и не восторгался её великолепием. Бытует несколько ошибочное мнение, что человек — самое могущественное существо на всей планете.

Андрей Платонов – писатель и сын железнодорожника радовал мир русской литературы своим творчеством на восходе 20 века. Его рассказы имеют небольшой объем, чего не скажешь о смысле, так бережно заложенном автором.

Добрым человек должен быть потому, что мы пришли в этот мир для того чтобы оставить после себя хорошие воспоминания. Нельзя постоянно делать неприятности другим людям и при этом становиться счастливым человеком.

Роман «Дубровский» написан в 1833 году великим русским писателем: Александром Сергеевичем Пушкиным. Издание вышло уже после смерти автора в 1841 году. Мотивом повествования служит несчастливая романтическая любовь

В басне «Демьянова уха» знаменитого русского баснописца Крылова Ивана Андреевича, впервые опубликованной в одна тысяча восемьсот тринадцатом году, говорится о двух соседях и близких друзьях, Демьяне и Фоке.

источник

1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;

4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.

Структурный компонент урока

Формируемые УУД у учащихся

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, — под рукой!»

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

Вчера, мы обобщили и систематизировали знания о жанре художественной литературы – сказке.

— Давайте проведём конкурс на лучшее чтение наизусть отрывков из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….»

Выбор лучшего чтеца! 1 человек от группы.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: использовать речь для регуляции своего действия.

Постановка цели и задач урока. Введение в тему урока.

Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”

Кроссворд на доске или индивидуально у каждого на листке.

Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение. (Сказка).

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

4. Имя молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

— Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать (Басня).

Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.

— Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?

-А хотите узнать, кто этот человек и почему его произведения мы продолжаем изучать?

— Послушайте стихотворение Вяземского.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

Кто догадался о ком оно? А хотите узнать кто этот человек и почему его произведения мы изучаем? Что вы помните о творчестве Крылова?

Напомним биографию баснописца И. А. Крылова.

Рассказывают 3 подготовленных ребёнка.

И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

В Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П.: осуществлять анализ объектов; строить речевое высказывание в устной форме.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

Изучение новой темы. Работа до чтения.

Посмотрите на доску и постарайтесь прочитать название произведения Крылова, с которым мы познакомимся сегодня на уроке:

— Поднимите руку, кто видел мартышку?

— Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)

-Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов.

Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда –необразованный, несведущий человек.

К худу клонит- к плохому клонит.

Познатней – знать, буржуазия, богачи.

Невежда -грубый, невоспитанный человек.

Слушаем аудиозапись басни И. А. Крылова.

-Постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

П.: находить нужную информацию в тексте.

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

— Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?

— Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.

— Прочитайте первую часть. Как она называется?

— Прочитайте вторую часть. Как она называется?

— Прочитайте третью часть. Как она называется?

— Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

— А как называется следующая часть?

— Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).

— В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Представляю детям музыкальную физ.минутку и прошу повторять действия персонажей.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Работа после чтения. Работа на понимание.

— Сейчас поработаем над языком басни.

— Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

— Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

— Купить, достать, приобрести.

— Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

— Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.

— Очки не действуют никак – не помогают.

— Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.

— Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

— Проку на волос нет – очень мало пользы.

— Подберите синонимы к словам: прок – польза

враки — неправда, обман, ложь

— Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.

— Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.

— Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.

— Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.

— Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.

— К худу клонит – говорит плохо о ней.

— То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.

— Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.

5) Выделение главной мысли произведения.

— Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

— В каких строчках заключена идея басни?

Р.: определяют, о чем идет речь в басне.

П.: строить речевое высказывание в устной форме, находить нужную информацию в тексте.

— Первая группа готовится проинсценировать басню.

— Вторая группа, выразительно читает басню.

— Третья – составляет диафильм.

— Прочитайте выразительно басню.

— Какие кадры диафильма нарисовали ?

— А теперь посмотрим инсценирование. .

— Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?

Л.: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Информация о домашнем задании

II группа — выразительно читает басню

III группа – учит наизусть

I группа – разбивается на пары и готовится к инсценированию

источник

40 найти изобразительные спедства языка(эпитеты, фразеологизмы, алегория и тд) в басне «мартышка и очки» мартышка к старости слаба глазами стала; а у людей она слыхала, что это зло еще не так большой руки: лишь стоит завести очки. очков с полдюжины себе она достала; вертит очками так и сяк: то к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет; очки не действуют никак. «тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, кто слушает людских всех врак: всё про очки лишь мне налгали; а проку на-волос нет в них». мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали. к несчастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, — цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит; а ежели невежда познатней, так он ее еще и гонит

1. повесть названа по профессии главного героя, самсона вырина.

2. описание комнаты – важная часть повествования и характеристики героя. сквозь повесть проходит мотив «возвращения блудного сына»: по стенам комнаты развешаны картинки, иллюстрирующие эту библейскую притчу.

3. сложно сказать, как сильно изменилась в течение повести дочь главного героя, дуня. мы знаем ее миловидной девушкой, потом любовницей гусара и, наконец, важной, но доброй барыней. так как повествование ведется от лица рассказчика, мы не знаем чувств и мыслей дуни, изменений, произошедших в ее душе за это время. но тот факт, что она все-таки решилась поехать к отцу, попытаться примириться, познакомить его с внуками и то, как тяжело она пережила известие о его смерти (долго лежала на его могиле), говорит о том, что, возможно, она осознала, какую боль причинила отцу и как ее мучает невозможность получить теперь родительское благословение.

4. почему самсон вырин не рад счастью дочери – один из самых интересов вопросов, которые ставит перед нами повесть. ответ кроется в сквозном мотиве – покаянии блудного сына. автор указывает, что самсон как бы ждет, что, подобно библейскому персонажу, его дочь, сбежав без родительского благословения, будет несчастна, вернется к отцу и тот сможет принять и простить ее. но дуня не страдает и не торопится вернутся к самсону.

Читайте также:  Может ли быть привыкание к очкам

5. как и всегда у пушкина, пейзаж играет важную роль для характеристики персонажей.

1) базаров-нигилист, т.е человек который не во что не верит.в самом начале романа он выглядит вызывающе длинные волосы, пальтишко.евгений хотел стать врачом, но все время говорил, что в медицине не шарют, уважал он в этом смысле немцов. особенно не любил , музыку .отрицал любовь между мужчиной и женщиной, он говорил, что это глупости, но в конце романа сам влюбился.

2) аркадий и базаров совершенно два разные человека, аркадий с почтение относился к своему отцу, но однажды, когда базаров сказал , что его отец в таком возрасте занимается такими глупостями, как музыка, аркадий посоветовал отцу почитать умную книгу. в спорах аркадий только поддакивал базарову, что их поколение пошло именно такое, а не как раньше. аркадий, был влюбчивым

прям так написать сочинение я за тебя не могу, но могу дать пару советов о том, как начать и написать это сочинение.

перед тем, как написать сочинение, пройдись глазами по этому стихотворению, вспомни самые важные моменты.

в сочинении, в введении напиши автора и название стихотворения, жанр, а так же почему ты выбрала именно это стихотворение.

далее начни описывать наиболее яркие события из стихотворения, чем они тебе запомнились. отметь персонажей, наиболее интересных из них опиши.

в заключении можешь вынести сам конец стихотворения, написать, чему оно тебя научило, процитировать некоторые строфы.

источник

Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» написана в 1815 году. Она неизменно входит в сборники лучших басен поэта, настолько ярок и самобытен ее язык, прост для восприятия сюжет и очевидна мораль.

В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, оживляющих произведение, делающих его доступным для людей любого социального статуса. По нему можно изучать историю нашего языка. Но почти все они нуждаются в пояснении, так как употреблены либо в переносном смысле, либо их смысл вовсе ускользает от современного читателя, сводя на нет «назидательные» усилия великого баснописца.

В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» — «слушает враки», «у людей слыхала» вместо привычного нам «от людей слыхала», устаревшее союзное слово «ежели» в значении «если», наблюдается перенос ударения в слове «вертит». Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Выражение «завести очки» надо понимать не в прямом значении, а в значении «ввести в обиход». Малоупотребительная сегодня «дюжина» — это мера счета, равная 12.

Значение выражения «невежда вещь …гонит» также требует пояснения: «гонит» – значит «подвергает гонению», отвергает, запрещает. Поэтому конструкцию «толк к худу клонит, гонит» можно считать примером градации – не просто ругает, но и запрещает.

Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак». Слово «пропасть» приобретает в басне новое, бранное значение, отдаленно приближающееся к значению «досадное непреодолимое препятствие, нечто, мешающее достижению цели». Оно выражает досаду и разочарование Мартышки, ожидающей немедленного результата и чувствующей себя обманутой.

Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) — для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.

В тесте есть пример многосоюзия – «то прижмет, то нанижет, то понюхает, то полижет», который вкупе с глаголами «достала, вертит» образует длинный ряд однородных сказуемых, иллюстрирующих множественность, хаотичность действий персонажа.

Среди других средств художественной выразительности — удивительные метафоры «слаба глазами стала (стала хуже видеть)», «брызги (осколки) засверкали», «толк клонит к худу (очерняет, хулит)», «знать цену (оценивать по достоинству)», инверсия – «все про очки лишь мне налгали», антитеза – «полезна вещь – толк к худу клонит, … гонит».

Басня содержит мораль и редкое в баснях Ивана Андреевича личное отношение автора к описываемой ситуации – вводный оборот «к несчастью». Поэт не боится намекать на невежд из числа знати.

Недалекая суетливая мартышка, несмотря на возраст, не приобрела никакого опыта — она и в зрелых годах является наилучшим олицетворением тех пороков, которые поэт обличает в басне. А он высмеивает людей, которые прислушиваются к мнению авторитетов, но толкуют его на свой лад, воспринимают информацию поверхностно, некритично, бездумно копируют чужой опыт. Басня является прекрасной иллюстрацией красоты и емкости русского языка, отличного владения автора словом при внешней простоте и лаконичности выражений. Она обличает самомнение, самодовольство скорых на суд невежд.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Открытый урок по литературному чтению на тему: «И. А. Крылов «Мартышка и очки» в 3 классе

Тема : И. А. Крылов «Мартышка и очки»

Цель : формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И. А. Крылова для высмеивания людских пороков.

• Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность) .

• Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

• Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

• Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

• Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.

• Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.

• Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучающихся.

• Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

• Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

• Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.

• Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

— проявлять интерес к новому жанру — басне;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

— находить в тексте ответы на вопросы;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

— учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л. Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры» , интерактивная доска, «Словарно-лексическая работа» , аудиозапись.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова .

-Как же приятно на душе, так и хочется сказать вам доброе «Здравствуйте!» и услышать от вас в ответ теплое «Здравствуйте!»

Позвольте представиться. Прошепните мне каждый свое имя навстречу….

-Ребята, скажите пожалуйста, каким общим словом можно объединить и те стихи, которые я вам читала, и ту музыку, которую вы слышали, и те картины, что вы видели?

-Такое волшебное и чарующее слово, не правда ли? Как нежно звуки этого слова переплетаются между собой и очаровывают нас.

-Какой сейчас у нас урок ? О какой красоте может идти речь на уроке литературного чтения ? (О красоте слов, о красоте речи)

«Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни , в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

-Итак, сегодня мы будем говорить о… (Ответы детей)

1. Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова .

-Рассмотрите репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрым, проницательным, мудрым)

— Таким же мудрым и проницательным запечатлил баснописца в бронзе великий русский скульптор Петр Карлович Клодт. Он находится в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов . Пьедестал памятника украшают фигурки персонажей басен Крылова . Многие выражения из басен дедушки Крылова стали крылатыми . Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова .

— А сейчас мы окунемся в историю. Каких великих баснописцев вы знаете?

— Давайте вспомним, что такое басня?

Басня — небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. В баснях содержится мораль, поучение.

-Басни нужны нам для того, чтобы избавляться от своих пороков, т. е. от своих дурных привычек.

— Басни Крылова , в отличии, например, от басен Л. Н. Толстого, написаны в стихотворной форме. Герои Крылова всегда животные , но имена животных написаны всегда с большой буквы. Как вы думаете, почему?

— Под животными И. Крылов подразумевал людей .

2. Вспомните их и назовите басни, из которых взяты эти строки:

«У сильного всегда бессильный виноват» (басня «Волк и ягненок» )

«Сильнее кошки зверя нет» (басня «Мышь и крыса» )

«А Васька слушает, да ест» (басня «Кот и повар» )

«Видит око, да зуб неймет» (басня «Лисица и виноград» )

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (басня «Квартет» )

-Ребята, а кто из прочитает отрывки из басен Крылова ? А может кто-то инсценировать басню?

3. Сегодня мы познакомимся с басней « Мартышка и Очки » . Перед чтением мы познакомимся с новыми словами и словосочетаниями:

Темя – верхняя часть головы

Нанижет – надеть на нитку подряд

«К худу клонит» — к плохому клонит

Невежда- необразованный, малограмотный человек

Невежа – грубый, невоспитанный

«Слаба глазами стала» — слепая, плохо видит

«Зло еще не так большой руки» — незначительно, невелико.

«Пропасть» — отчаяние, негодование

«А проку на волос нет в них» — отсутствие пользы

«Хватила о камень» — ударила, разбила

«Брызги засверкали» — разбились

4. Слушаем басню « Мартышка и очки » . Иван Крылов . Образцовое чтение учителя

-Кто из вас видел Мартышку ?

-Многие конечно. Это мелкая обезьянка, проводящая больше времени на деревьях, обитает в Африке, Южной Америке и юго-восточной Азии)

1. Почему Мартышка решила завести Очки ? (Стала слаба глазами)

2. Что делала М. с Очками? (вертит очками так и сяк, то к темю их при жмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их подлижет)

3. Что случилось с очками в итоге? По какой причине? (М. тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали)

-Какое чувство вызывает у вас этот персонаж (сочувствие)

-А как относится к ней Крылов ? (он тоже ее жалеет, потому что ее невежество только смешит всех вокруг) .

-Почему Очки М . не помогли? (М. не могла пользоваться Очками)

-Как вы думаете, для чего баснописец написал эту басню? (Очевидно, он хотел научить нас , как действовать в данной ситуации и хотел подсказать нам, как учиться на чужих ошибках .)

— А теперь давайте почитаем мораль басни. (К несчастью….)

-Посмотрите и скажите, какие выражения из басни стали крылатыми ?

( Мартышка к старости слаба глазами стала…. Тот дурак, кто слушает людских всех врак).

— Найдите слова, которые помогают нам раскрыть образ героя?

1. « Мартышка к старости глазами стала» -старая, слабое зрение

2. «Вертит очками так и сяк…» — не знает, как ими пользоваться

3 «Тьфу пропасть…» — взрывная, нетерпеливая, невоспитанная, грубая.

-Что в басне вызвало вашу улыбку? (То, как Мартышка примеряла очки , не правда ли. Но какой был наш смех? Он был добрым, не злым.

-1 строку учитель , 2-ю дети

7. Конкурс для групп «Найди пару»

Вам предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например: Стрекоза- Муравей, наклеить пары на лист бумаги

Задача: восстановить текст басни И. Крылова , вписав пропущенные слова

10. Конкурс в группах «Шесть шляп»

Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою

Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя

Синяя шляпа (размышление) — дайте совет герою или читателю

Белая шляпа (учёный) — чему следует поучиться у героя .

Зелёная шляпа (творчество) продолжите басню рассказом.

— С каким человеческим пороком боролся Крылов , создавая эту басню? (С необразованностью)

— Что же автор хотел сказать нам, читателям? (Надо учиться , чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)

-С чего мы начинали урок ? (С красоты) Спасибо вам за то, что так замечательно работали на уроке , вашей учительнице , которая подарила вам добрые знания. И в память о нашем уроке хочу подарить вам книгу с баснями И. Крылова . Читайте и становитесь мудрей.

— Встаньте, ребята. Подарите нашим гостям красивые улыбки, как символ ваших красивых сердец.

источник

1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;

4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.

— Проверим готовность к уроку. Учебник, дневник, ручка.

2. Обобщение знаний о произведения А.С.Пушкина.

— Вчера, мы обобщили и систематизировали знания о жанре художественной литературы – стихотворение. Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”

Кроссворд на доске или индивидуально у каждого на листке.

Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение. (Сказка).

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

4. Имя молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

— Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать (Басня).

3. Подготовка к восприятию нового произведения.

Можно использовать памятку (Приложение №1).

— Назовите признаки басни.

  • Небольшой размер
  • Иносказательность
  • Высмеиваются недостатки
  • Поучительность

— Молодцы, и так, что же такое басня?

Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.

Читайте также:  Название очков в стиле ретро

— Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?

— Что вы знаете о творчестве И.А.Крылова? (На доске портрет писателя)

— Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”.

— Поднимите руку, кто видел мартышку?

— Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)

4. Работа над произведением.

— Послушайте произведение и постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор.

1) Учитель читает наизусть вслух.

— Какие картины вы себе представили?

— Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?

— Прочитайте слово, которое записано на доске?

— Объясните смысл этого слова.

— Невежда — малообразованный человек.

— Объясните значение этого слова.

— Невежа – грубый, невоспитанный человек.

-Обратите внимание на правописание этих слов. Чем они различны?

Вывод: одна буква полностью меняет значение слова.

— Какое из данных слов встречается в тексте басни?

— Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.

— Прочитайте первую часть. Как она называется?

— Прочитайте вторую часть. Как она называется?

— Прочитайте третью часть. Как она называется?

— Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

— А как называется следующая часть?

— Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).

— В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).

— А кто такой невежда, давайте вспомним.

4) Работа над языком басни.

— Сейчас поработаем над языком басни.

— Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

— Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

— Купить, достать, приобрести.

— Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

— Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.

— Очки не действуют никак – не помогают.

— Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.

— Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

— Проку на волос нет – очень мало пользы.

— Подберите синонимы к словам: прок – польза

  • враки — неправда, обман, ложь
  • налгали – обманули

— Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.

— Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.

— Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.

— Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.

— Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.

— К худу клонит – говорит плохо о ней.

— То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.

— Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.

5) Выделение главной мысли произведения.

— Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

— В каких строчках заключена идея басни?

— А сейчас первая (творческая) группа готовиться к выполнению своего задания (проинсценировать басню).

— Вторая группа, выразительно читает басню.

— Третья – составляет диафильм.

— Прочитайте выразительно басню.

— Какие кадры диафильма нарисовали бы?

— А теперь посмотрим работу творческой группы.

— Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?

6. Домашнее задание.

  • II группа — выразительно читает басню
  • III группа – учит наизусть
  • I группа – разбивается на пары и готовится к инсценированию.

источник

Крылов в своей басне рассказывает нам про Мартышку, у которой ухудшилось зрение. Она решила помочь себе и обзавестись очками, такими как у людей. Однако она никогда не носила очки, и пользоваться ими она тоже не умела.

Когда Очки Попали к ней в руки то Мартышка начала прикладывать их к темени, то вертела их, надевала на хвост, нюхала и лизала.
В этой басне автор показал нам Мартышку глупой и невежественной. Так как она разозлилась на то, что не может применить очки и разбила их. Таких людей как Мартышка называют невеждами.

Героем данной басни выступает животное (примат) со своими особенными чертами характера И поведения, присущие человеку. Автор показывает нам негативные стороны людей и высмеивает их, что бы читатель понимал как правильно надо себя вести.
Я думаю, что герой басни Крылова был подобран правильно, так как в реальной жизни мартышка олицетворяется с глупым приматом. А в литературной среде ее часто используют для данного образа. Как и любое другое произведение данного жанра это Басня ироничная.

Читая ее, мы понимаем, что дело идет о невежде, который взялся за дело, которое ему незнакомо. Автор высмеивает в этой басне не самого героя, а всех невежд, которые так себя ведут.
Мораль басни: Прежде чем приступить какому либо делу, сначала этому нужно поучиться. Не следует браться без подготовки за то, в чем ничего не понимаешь. А если взялся и у тебя ничего не получается, не нужно говорить, что это бесполезное занятие.

Нельзя судить о том, в чем не разбираешься и не понимаешь.

Мартышка и очки (Крылов Иван Андреевич Басни)Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. “Тьфу […].

Анализ басни “Стрекоза и муравьи”Басня Л. Н. Толстого написана в прозаическом стиле. Герои басни – Муравьи и Стрекоза. Автор представляет нам муравьев как трудолюбивый народ, Стрекоза же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал. Басни И. Хемницера, И. Крылова и Л. Толстого похожи сюжетом […].

Решение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫРешение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ с. 34. Стрекоза и муравей (И. А. Крылов) И. А. Крылов изобразил Муравья трудолюбивым и старательным. Вступление: “Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропел; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза”. Мораль: “Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!” И. А. Крылов говорит о […].

Анализ басни Крылова “Лягушки, просящие царя”Басни И. А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к “низким” жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне “Лягушки, просящие царя” героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория […].

Мораль басни или Актуальность Басни в современном миреСочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […].

Краткое содержание: Зеркало и Обезьяна (Крылов)Зеркало и Обезьяна Персонажи этой басни – Мартышка и Мед­ведь. Мартышка увидела свое отражение в зер­кале, однако не признала себя в этом отражении. Она решила, что видит кого-то, похожего на ее знакомых. Мартышка поделилась впечатлением от увиденного с Медведем: Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки […].

Анализ басни Рыбьи пляски Крылова (Крылов И. А.)В басне рассказывается, что Лев, слыша жалобы на богачей, на сильных мира сего и на судей, отправился осматривать свои владения. Вскоре он наткнулся на Мужика, жарившего живьем на сковороде рыб. Тот, отвечая на вопросы Льва (царя), сказал, что он и народ (рыбы) собрались его приветствовать, оттого они и машут головами и хвостами. Лев поверил, лизнул […].

Мораль басни Вороненок и ее анализ (Крылов И. А.)К 1811 году относится “Вороненок” с “моралью”, утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор – вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и “взманило” Вороненка, подбило его на подвиг. […].

Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ (Крылов И. А.)“Пчела и Мухи” – басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню “Муха и Пчела”, где характер “трудолюбивой” хвастуньи 1808 года (“Муха и дорожные”) будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве. В басне “Пчела и Мухи” поэт рассматривает […].

И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзо­па и Лафонтена это Ворон, а у […].

На тему “Басни в мировой литературе”Что называется басней, и каковы ее главные признаки? Басня – это небольшое, большей частью стихотворный рассказ поучительного характера, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы. Главная мысль называется моралью. Она может находиться как в начале, так и в конце басни. Обязательным для басни является использования аллегории, сатиры, иронии. Аллегория (в переводе с греческого означает […].

Сочинение на тему басни И. КрыловаБасни И. А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животных, насекомого и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, “одной бровью подмигивают на людей”. Итак каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню “Демьянова похлебка”, […].

Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни (Крылов И. А.)“Рыбьи пляски” – известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, “черновой”, ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, “в духе” прогрессивной русской литературы. У первого, “чернового”, варианта неблагоприятная для властей развязка. […].

Почему мне нравятся Басни И. А. КрыловаС детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение – а оно в басне присутствует обязательно – понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери […].

Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И – А –Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, “согласие в товарищах” – это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого […].

Особенности жанра басниБасни И. А. Крылова Урок посвящен особенностям жанра басни и изучению басен И. Крылова. Школьники получают Предварительное домашнее задание : прочитать басни (можно по вариантам, по три-четыре) “Волк и Ягненок”, “Мартышка и Очки”, “Волк на псарне”, “Стрекоза и Муравей”, “Петух и Жемчужное зерно”, “Слон и Моська”, “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Демьянова уха”, “Свинья под […].

Анализ басни Крылова “Обоз”Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня “Обоз”. Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных […].

Мораль басни Квартет (Крылов И. А.)В басне “Квартет” Крылов дерзко осмеял высший государственный орган царской России, Государственный совет, который был учрежден в 1810 году и включал в себя 4 департамента. Его члены никак сразу не смогли разместиться по разделам, а пересаживались из одного в другой. Разностопный ямб, использованный автором, замечательно передает содержание басни. Размер стиха, краткость строк, частое повторение твердого […].

Анализ басни Л. Глибова “Щука” (1858 г.)Тема : изображение суда (его несправедливость и зависимость от господствующих классов) над Щукой, которая совершала разнообразный вред в пруду его жителям и получила приговор вернуться снова в реку. Идея: осуждение действий судопроизводства, их легкомысленность, бестолковость, а через образ Лисицы – коварства, хитрости, взяточничества. Основная мысль: “Как не мудрствуй, а правды нигде Концов нельзя похоронить…”. Судьи […].

Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ (Крылов И. А.)В басне “Чиж и Еж” (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, […].

Вопросы с ответами по теме “Басни в мировой литературе”Что называется басней, и какие ее главные признаки? Басня – это небольшой, большей частью стихотворный рассказ поучительного содержания, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы. Ведущая мысль басни называется моралью. Она может находиться как в начале, так и в конце произведения. Обязательным для басни является использование аллегории, сатиры, иронии. Аллегория – это такой художественный […].

Эзоп – основатель жанра басниДревнегреческий полулегендарный баснописец. Имя Эзопа встречается в работах историка Геродота (V ст. до н. э.), который сообщает, что Эзоп жил на острове Самосии, был рабом с физическими недостатками, со временем стал свободным, писал басни. Сборник Эзопа содержит 426 басен, написанных прозой. Произведения его краткие, мораль довольно прямая и лаконичная. Например, мораль басни “Ворон и Лисица” […].

Читайте также:  Офисные очки цена на них

Мораль басни Два мужика и ее анализ (Крылов И. А.)Говоря о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне (в басне ли?) “Два Мужика” (1824), известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и “по […].

Тема. И. А. Крылов. Басня “Ворона и Лисица”Цель: учить выразительности чтения, осмеяние пороков: хитрости и глупости, воспитывать лучшие человеческие качества. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Найдите и прочитайте строчки, которые говорят о глупости Мартышки. – Поняла ли Мартышка, что в зеркале она увидела себя? – Что ответил Медведь на Мартышкины слова? – Как отнеслась Мартышка к ним? […].

Вопросы и ответы к теме “Басни И. А. Крылова”Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов? Каждая басня Крылова – это “ларчик с секретом”. В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне […].

Мораль басни Лев и ее анализ (Крылов И. А.)Обратимся к басне 1830 года. Ее название “Лев”. Просто “Лев”, без “и”. Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая […].

Мораль басни Крестьянин и Змея и ее анализ (Крылов И. А.)Крыловская тема “Змея”, змея “умная”, маскирующаяся, хитрая, выявляет как свое несомненное достояние мудрость народа и общества: как ни умна Змея, как ни изощрена она в своих метаморфозах, ей никого не удалось обмануть даже соловьиным голосом. Ни умом своим, ни наглостью своей. Подумать только, до чего дошло: ведь она хотела у Крестьянина детей нянчить. В няньки, […].

Мораль басни Соловьи и ее анализ (Крылов И. А.)Не единожды поэт говорил о жестокой несвободе подлинного искусства в крепостническом обществе, предвосхищая дальнейшее развитие этой темы у Пушкина, Гоголя, Герцена, Островского. Крыловские “Соловьи” (1824) “метят” во многое, что было известно поэту, и во многое из того, что раскроется лишь в грядущие десятилетия – так реально и прозорливо было его обобщение. Кстати, очень простое и […].

Мораль басни Пестрые овцы и ее анализ (Крылов И. А.)В басне “Пестрые овцы” Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит – а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах […].

Мораль басни Госпожа и две служанки и ее анализ (Крылов И. А.)Безрассудным мотовством русский барин себя прославил в Москве и Петербурге, Париже и Риме. Но он прославил себя не менее, а более и рассудительным приобретательством, терпеливым и настойчивым. Только не на международной арене, а где-то в закуте, в глуши, в каком-нибудь Неелове, Неурожайке – тож… Прославил. Об этом Крылов расскажет в басне 1816 года “Госпожа и […].

Мораль басни Гуси и ее анализ (Крылов И. А.)Басня “Гуси” – одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков (как склонны думать некоторые ученые),- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип “первородства”, родовитости, […].

Мораль басни Совет мышей и ее анализ (Крылов И. А.)“Совет Мышей” – басня о совете хвостатых, куда не следует допускать бесхвостых. И наконец в мучном ларе Открыто заседанье… Хвостатых. На котором тем не менее оказалась бесхвостая крыса. Что и взволновало молодого мышонка. “Где ж делся наш закон?” – спрашивает он седую Мышь. На этот голос возмущения молодого мышонка последовал успокоительный ответ старой Мыши: …”Молчи! […].

Мораль басни Лжец и ее анализ (Крылов И. А.)Крылов с его изумительным чувством реальности, то есть социальности, всегда выявлял, рисуя живую картину жизни, социальную природу того или иного “общечеловеческого” порока. Для своего времени выявил, полагаем, он и социальную природу лжи как явления общественного, выведя тип лжеца как тип, социально значимый. С этого Крылов и начинает своего “Лжеца”. Возвратившись из дальних странствий, дворянин (возможно, […].

Эволюция басни КрыловаПочему же Крылов не выступил в жанре басни в то время, когда она была уделом третьестепенных литераторов, т. е. когда обращение к басне больше соответствовало его литературному положению? Теперь же, получив признание в качестве комедиографа, он навсегда оставляет театр, делая выбор в пользу другого жанра. Весь путь Крылова в литературе представляет движение к жанрам, которые […].

Мораль басни Осел и ее анализ (Крылов И. А.)[center][/center]Басня 1830 года “Осел” рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее Содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, – он просто Осел в подлинности […].

Сочинение на тему “Басни Крылова”Крылов Иван Андреевич – знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений – это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича “Квартет” учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема […].

Мораль басни Сочинитель и Разбойник и ее анализ (Крылов И. А.)На опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне “Сочинитель и Разбойник” осуждается Сочинитель на страшные муки – вечно гореть в геенне огненной. Удались обвинения в адрес писателя. Они дышат гневом и злобой. Совершенно очевидно, что Крылов знал, о чем […].

Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.)Басня “Волк и Ягненок” относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя – в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […].

Социально-политические басни КрыловаБасни, Первая книга басен Крылова, вышедшая в 1809 г., имела ошеломляющий успех. В пору острой борьбы между сентиментализмом, классицизмом и рождающимся романтизмом реалистические басни Крылова одержали верх: они были признаны всеми. Народный взгляд на жизнь, мужицкий дух определили его басенное творчество. За три десятилетия Крылов написал 204 басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Они […].

Чему учат нас басни, на примере басен Лафонтена и КрыловаОдной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня – короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чему учит нас басня? Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как […].

источник

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни заключается в том, что часто невежды, не удосуживаясь поинтересоваться ценностью какого-либо предмета, начинают высказываться о нем плохо. Так случается и в реальной жизни. К примеру, люди, не ценящие научно-технический прогресс, склонны высказываться о достижениях человечества в негативном ключе, забывая о том, что именно благодаря науке человек избавлен от изнуряющего физического труда, многочисленных заболеваний и т. д. Если человек не знает, как пользоваться какой-либо вещью – это не повод, чтобы высказываться о ней плохо, учит баснописец.

Басней называется краткий рассказ, обычно написанный в стихотворной форме, имеющий ироническую направленность. Этот жанр литературы имеет особенность: хотя рассказывается в нем обычно о зверях, птицах, насекомых, надо понимать, что это иносказание, а на самом деле речь идет о том, что волнует общество. как раз является ярким примером такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является использование приема аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку. В самом конце басни содержится небольшое заключение — Неудивительно, что основанные на них сценки часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по своей структуре похожи на короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует действия героев.

В 1812 году Крыловым была создана басня «Мартышка и очки». Так как название животного написано с большой буквы, можно считать, что на самом деле в ней рассказывается не про обезьянку, а про человека. Басня Крылова «Мартышка и очки» повествует об обезьяне, у которой с возрастом возникли проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с окружающими. Добрые люди поведали, что очки могут помочь ей видеть мир четче и лучше. К сожалению, как именно надо ими пользоваться, они объяснить забыли.

Мартышка достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она пытается их нанизать на хвост, плотно прижимает к темени, пробует на вкус, на запах. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала видеть лучше. Тогда обезьянка приходит к выводу, что люди ей налгали, а на самом деле нет в них никакого прока. Раздосадованная Мартышка разбивает очки так, что брызги от стекол разлетелись во все стороны.

Как и принято в баснях, поучительный вывод (мораль) содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Если же не разбирающийся в науке человек занимает высокое положение, то он будет заниматься гонениями тех новинок, которые он не сумел понять. Подобные события порой случались в истории. Достаточно вспомнить гонения на генетиков, которые были в СССР.

Чиновники не смогли разобраться в этой науке и безапелляционно решили, что она ложная. Это как раз пример того, как невежды познатней оказались на троне. О таких людях и повествует басня «Мартышка и очки». Крылов в своих произведениях наглядно высмеивает людскую глупость.

Как и любое произведение подобного жанра, эта басня весьма иронична. Сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова «Мартышка и очки» говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Крылов под очками показал знания, которые очень часто разбиваются о нежелание учиться, самосовершенствоваться, пробиваться, стараться. Отсюда — результат: мартышка-глупышка осталась ни с чем.

«Мартышка и очки» — произведение лёгкое, точное, а самое главное — это необходимое руководство к правильным действиям в жизни. Поражает крыловский юмор (очки мартышкой нюхаются и лижутся, надеваются на хвост) и рассудительность в виде морали в конце басни. Иван Андреевич в очередной раз вывел на сцену человека с серьёзным недостатком, чтобы помочь многим другим искоренить подобный недостаток в себе.

«Мартышка и очки» — басня на все времена. В ней Крылов быстро, коротко и очень точно раскрыл внутреннюю сущность глупого, необразованного, инфантильного человека. 21 век — век новых гениальных изобретений, которые невозможны без необходимых знаний, упорства, умения думать, анализировать, сравнивать. Чтение и изучение басни «Мартышка и очки » в школе — начальное руководство к действию — учиться долго и терпеливо, усидчиво и с удовольствием, чтобы потом, во взрослой жизни, дарить людям новые идеи и продвигать их в жизнь.

Из-под тонкого пера Крылова басня про мартышку и полдюжину очков вышла в 1812 году. Это был год войны с французами. Иносказательный характер басни помог писателю рассказать о невежественных и пустых людях, ругающих науку и знания и не приносящих пользу государству. Если бы в то время было меньше таких «мартышек», то и исход войны был бы иным. Баснописец, смеясь и иронизируя, поднимает в своей басне большую человеческую проблему глупости и праздности.

Главное действующее лицо басни — мартышка. Она вертлява, нетерпелива, поверхностна. Услышав о пользе очков, она тут же попыталась исправить своё ослабевшее зрение с их помощью. А вот каким образом это сделать — не уточнила. Про таких «товарищей» говорят: «тяп-ляп» или «слышал звон да не знает, где он». Понять мартышкину торопливость можно — она скорей хочет видеть мир здоровыми глазами. Но торопливость и невежество ещё никогда и никому не приносило пользы, а также горячность и злость. Стоило ли вдребезги разбивать все очки, чтобы потом остаться по-прежнему слабовидящей и неудовлетворённой?

источник