Меню Рубрики

Стоит ли одевать очки ребенку

Основоположник метода естественного улучшения зрения У. Г. Бейтс и большинство его последователей придерживаются жесткого принципа: пока вы не снимете очки, глаза не начнут работать и видеть самостоятельно. Бессмысленно ждать улучшения зрения, пока на вашем носу будут красоваться очки.

Подобрав пациенту подходящие очки, врач считает, что он сделал все, что мог, для устранения условий, вызывающих дефекты зрения, и это действительно так. Но очки, давая возможность видеть с их помощью четче, ввергают пациента в состояние ложного удовлетворения. Человек, естественно, воображает, что если он может видеть лучше, то и глаза его, должно быть, стали лучше.

И лишь после того, как он проносит очки в течение ряда лет и будет вынужден менять их все чаще и чаще на более сильные, он понимает, что постоянное ношение очков сделало зрение не лучше, а хуже и это ухудшение сохранится и впредь.

В чем тогда ценность очков?

В лучшем случае они позволяют лишь быстро и легко устранить последствия зрительного дефекта, но рассматривать их как средство постоянной помощи зрению недопустимо.

Для того чтобы вполне ясно осознать этот принцип, необходимо понять: раз очки однажды надеты, то естественный процесс зрения нарушен и вместо свободной аккомодации к дальним и близким предметам мы из-за оптических костылей имеем фиксированную, неизменную аккомодацию.

В результате напряженное состояние мышц глаза усиливается тем, что из-за очков глаза постоянно находятся в одном и том же положении.

Это объясняет, почему часто в результате ношения очков зрение ухудшается еще больше: причина недуга не только не устраняется, но усиливается ношением этих так называемых «помощников». В то же время не предпринимается никакой попытки изменить искусственно созданную ситуацию, вызвавшую дополнительное напряжение уже и так напряженных мышц. Таким образом, очки сами являются главной причиной усугубления дефекта, хотя они предназначены для борьбы с ним.

В книге «Избавьтесь от очков и линз» ученые из Американского института зрения рекомендуют метод снятия зависимости от очков под названием «Терапия отвращением».

Этот прием особенно подходит для тех, кто из-за очков прибрел эмоциональные раны, такие как комплекс неполноценности, неуверенность и разочарование в себе. Этим людям предлагается взять кувалду, молоток или туфли с острыми каблуками и с их помощью отомстить очкам за все свои негативные переживания, за годы унижений, страданий и обид.

Ребенок может делать это самостоятельно или вместе с вами. При этом нужно не просто колотить по стеклам, а ругать и проклинать «тюремщиков», поработивших глаза на много лет. После этого нужно дать зарок самому себе обходиться без очков (рис. 1).

Оставляя очки в кармане или даже в футляре на столе, вы сохраняете себе путь к отступлению, тем самым демонстрируя недоверие к своим глазам. Не обязательно, конечно, обходиться с очками так жестоко. Можно просто выбросить их в мусоропровод. Но чем скорее вы освободите свои глаза от очков, тем больших результатов добьетесь.

Если вы, предлагая ребенку заняться восстановлением зрения, будете продолжать настаивать на ношении им очков, то и сам малыш, и его глаза воспримут это как обман и предательство. И не надо защищаться оправданиями: дескать, пока глаза полностью не прозрели, не стоит рисковать и пытаться без очков выходить на улицу, а также читать, общаться, смотреть телевизор и даже принимать пищу.

Уверяю, никто еще не ткнул себе вилкой в глаз и не пронес стакан с чаем мимо рта только оттого, что сел за обеденный стол без очков. Без опасных костылей на носу можно даже успешно почистить зубы, поболтать по телефону, съездить куда-нибудь в общественном транспорте и сделать массу других дел.

Даже если малыш поначалу не хочет расставаться с очками, уверяю вас, это объясняется просто силой привычки и сформированной уже «очковой зависимостью». Причем зависимость эта преимущественно психологическая и очень быстро исчезает, если проявить твердость и последовательность. Главное — изменить свое отношение к проблеме и начинать освобождение от стеклянных оков постепенно, в соответствии с возможностями вашего ребенка.

Предложите малышу представить, что всякий раз, когда его глаза прячутся за линзами очков, они находятся как бы в клетках, подобных тем, в которых держат зверей в зоопарке. Снимая очки, он совершает побег из клетки, за который ему ничего плохого не будет. Это просто игра, и при желании ребенок всегда может вернуться и спрятать свои глаза в клетке.

Другой вариант: можно вообразить, что очки сами прячутся в «футлярную клетку», отдыхая, пока хозяин спит или занимается различными делами (рис. 2).

Начните с малого: посоветуйте ребенку не хвататься за очки сразу после пробуждения.

Пусть он доберется без них до туалета, ванной комнаты, кухни и совершит утренние процедуры без оптических костылей. Думаю, что в привычных домашних условиях ему ничего серьезного не угрожает. По крайней мере, за все годы моей практики еще не было случая, чтобы после этой рекомендации даже очень близорукие люди пожаловались на то, что не смогли нормально умыться и почистить зубы.

Большинству удается без очков не только умыться и позавтракать, но и благополучно добраться до остановки, доехать до места учебы или работы. Если невозможно дойти без помощи оптических костылей до остановки, можно снять их, зайдя в транспорт. Про нужную остановку, если ее не объявляют, можно спросить (другой вариант: подсчитать количество остановок в уме или по пальцам).

Можно стоять или сидеть без очков в очереди, гулять без привычного сооружения на носу с собакой по знакомым скверам и дворикам. И уж, конечно, нет смысла болтать в очках по телефону или сидеть в них на лекциях. А зачем нужны очки на перемене или во время обеденного перерыва?

То же самое касается дальнозорких людей. Например, бабушке, которая много времени проводит с внуком, нужно строго контролировать свои отношения с очками и снимать их сразу же после чтения, письма или другой зрительной работы, которую пока невозможно выполнять без них. Стоит только забыться и оставить стеклянных убийц на носу, как они быстренько лишат вас нормального зрения вдаль, вполне приличного до ношения очков. Кроме того, не надо подавать дурной пример любимому внуку.

Я знаю много людей, которые уже после недельного использования очков не могут читать без них даже крупный текст, хотя до этого глаза как-то справлялись с этим. А через несколько лет постоянного ношения очков дальнозоркие люди зачастую обзаводятся вторыми оптическими костылями.

В итоге очки с более сильные линзами они используют для чтения, а другие, с линзами на пару диоптрий слабее, — для рассматривания удаленных предметов. Эта типичная ситуация — ярчайшее подтверждение того, что очки не только ухудшают и без того ограниченную возможность читать вблизи, но и ослабляют способность глаз нормально видеть вдаль.

Конечно, при сильной аномалии рефракции отвыкать от очков нужно постепенно, чтобы не было необходимости напрягать глаза, пока они еще не научились видеть без усилий. Ваши глаза должны смотреть так же, как и здоровые глаза, то есть не напрягаясь.

Помните мудрое восточное изречение: «Напряжение смерти подобно, сила — в расслаблении».

Что делать тем, кто в течение занятий по коррекции зрения уже почувствовал, что стал лучше видеть, что прежние стекла «велики» для глаз, но еще не может без очков читать или различать предметы вдали? В такой ситуации лучше всего найти старые, более слабые очки, которые, как правило, хранятся у многих, либо купить себе простенькие недорогие очки на 1-2диоптрии слабее.

Можно воспользоваться и рефракционными очками с дырочками, которые очень хорошо выручают в такой переходный период. Настоятельно рекомендую приобрести настоящие очки «Релакс», где отверстия на черной пластмассе нанесены специальным образом и имеют конусообразную форму.

Известны случаи, когда люди сразу отказывались от очков с сильными отрицательными линзами (8-9 диоптрий), то есть смотрели без них телевизор, ходили в магазин, сдавали экзамены. Иногда немолодые люди (чаще всего представительницы слабого пола) снимали очки с еще более сильными линзами (-11 и даже —15 диоптрий). Такие смелые поступки всегда вызывали у меня удивление и уважение. Если у вас или у вашего ребенка сильна зависимость от очков, ставьте себе для начала простые задачи: посмотрели телевизор — снимите очки, почитали книгу — прочь окуляры.

Рекомендую вооружать свои глаза первыми очками как можно позже! Почему? Все дело в непостоянстве рефракции.

По мнению академика Э. С. Аветисова, зрение дошкольника настолько неустойчиво, что колебания от плюса к минусу составляют несколько диоптрий. Выписывать в такой ситуации очки и практиковать закапывание атропина для парализации цилиарной мышцы по меньшей мере невежественно. Еще в первой четверти XX века У. Г. Бейтс доказал, что процесс аккомодации происходит и после длительного закапывания атропина.

Один из наиболее ярких последователей доктора Бейтса Гарри Бенджамин (ему удалось благодаря методу Бейтса избавиться от очков с линзами —20 диоптрий!) пишет в своей книге, что главная ошибка офтальмологов — неправильный взгляд на строение глаз и их функционирование.

«Во всех медицинских учебниках объяснялось, что процесс аккомодации (способность видеть предметы на разных расстояниях) происходит за счет растяжения и сжатия хрусталика с помощью ресничной мышцы. Однако эксперименты доказали, что форма глаза тоже меняется в течение аккомодации за счет внешних мышц глазного яблока. Они и управляют движениями глаз в разных направлениях. Было обнаружено, что когда человек смотрит на отдаленный предмет, форма глаза изменяется, продольная его ось становится короче. И она же удлиняется, когда рассматривается близкий предмет.

Если понять, что при миопии (близорукости) глазное яблоко удлинено, растянуто, а при гиперметропии (дальнозоркости) и пресбиопии (старческой дальнозоркости) глазное яблоко сокращено, сжато вдоль своей продольной оси, станет ясно, что такие состояния являются целиком результатом неправильной аккомодации. Проще говоря, следствием неправильной работы внешних мышц глаза».

Вывод Г. Бенджамина дает повод для оптимизма всем плохо видящим людям, поскольку внешние глазные мышцы так же легко поддаются тренировке, как другие мышцы нашего тела, состоящие из той же самой мягкой мышечной ткани. Управлять же цилиарной мышцей, которая находится внутри глаза, затруднительно, поэтому многие врачи не верят в эффективность тренировки. Их ошибка объясняется ограниченным представлением о возможностях аккомодирующей силы глаз.

Многолетняя офтальмологическая практика привела У. Г. Бейтса к мысли, что часто нарушения зрения вызваны прежде всего напряжением внешних мышц глаз. Это фундаментальный принцип, на котором и основана методика доктора Бейтса, способная дать надежду тысячам людям с самыми разными заболеваниями глаз за счет использования одного способа лечения — снятия напряжения глазных мышц.

В своей книге «Улучшение зрения без очков по методу Бейтса» американский офтальмолог утверждает (в главе «Непостоянство рефракции»), что за всю свою богатую клиническую практику не нашел ни одной пары глаз с постоянным значением аномалии рефракции. Нет ни одного человека с идеальным зрением, глаза которого сохраняли бы нормальное состояние более нескольких минут, даже в самых благоприятных условиях! Вот что пишет У. Г. Бейтс: «Мои собственные исследования показывают, что рефракция глаз детей постоянно меняется. Так, одного ребенка мы проверяли под атропином в течение 4 дней подряд начиная с 2 часов после рождения.

Первое обследование показало состояние смешанного астигматизма. На второй день обнаружили сложный гиперметропический астигматизм, а на третий — сложный миопический астигматизм. Четвертый день обследования показал нормальное зрение, а следующий — миопию. Подобные изменения наблюдались и во многих других случаях.

У одного мужчины 80 лет с нормальными глазами и обычно хорошим зрением наблюдались периоды ухудшения, которые длились от нескольких минут до получаса и больше. Ретиноскопия в такие моменты всегда показывала миопию в 4 диоптрии и выше».

Мы видим лучше или хуже в зависимости от множества причин: освещения, настроения, самочувствия, погоды, внешнего шумового и визуального фона, питания, сна и т. д. Наше зрение зависит также от того, на что мы смотрим. Доказано, что когда глаз рассматривает незнакомый объект, всегда появляется аномалия рефракции. А что такое обучение в школе, как не постоянное знакомство с неизвестными объектами?

Довольно часто во время занятий мои ученики обнаруживают способность видеть без очков даже при очень слабом зрении. Например, очень показательную историю рассказала учительница младших классов Наташа.

Гляжу я как-то телевизор и радуюсь: как все четко вижу. Потом по привычке хочу поправить дужку очков на переносице — и с удивлением обнаруживаю их отсутствие! Это при моих-то восьми минусах! Характерно, что изображение на экране тут же померкло. Я неоднократно слышала подобные истории как от близоруких, так и от дальнозорких людей.

Давайте же использовать очки только в случае крайней необходимости! (Конечно, в первую очередь это касается ситуаций, угрожающих вашей безопасности.)

Дети чаще всего не хотят носить очки и надевают их лишь под давлением авторитетных взрослых — родителей или врачей. Хотя я знаю случаи, когда девочки жаждали носить очки под влиянием детского восторга от лицезрения какого-либо своего кумира в очках или из желания подражать какому-то значимому для них человеку.

Гарри Бенджамин, которому удалось решить серьезнейшие проблемы с глазами, — один из самых известных последователей доктора Бейтса. Вот его история.

«Ничто так не убеждает, как личный опыт, и я думаю, что читателям будет интересен краткий очерк моей жизни. В нем, без попытки как-либо приукрасить события, изложено, как я почти попал в долину теней слепоты и был спасен с помощью революционных методов, о которых рассказано в книге.

Мой собственный успех в преодолении ужасного бессилия, с которым я столкнулся, должен вселить во всех страдающих от дефектов зрения надежду на получение реальной пользы от этих методов тренировки.

Я не могу сказать, действительно я родился близоруким или нет, но в самый первый день, когда я пошел в школу в возрасте 4лет, обнаружилось, что у меня плохое зрение, и моей матери посоветовали показать меня врачу.

Меня повели в больницу, и после обследования оказалось, что у меня сильная близорукость. Мне выписали очки (10диоптрий). Таким образом, в возрасте 5лет я начал носить очки.

Я периодически посещал врача, чтобы проверить, как «прогрессируют» мои глаза, и каждые 2 или 3 года был вынужден менять очки на более сильные. В 14 лет я уже носил очки силой 14 диоптрий.

Читайте также:  Шмот за очки чести альянс пандария

Когда мне было 17 лет, наступил кризис. Я привык много учиться (у меня были честолюбивые замыслы), но внезапно произошло кровоизлияние в левом глазу. В то же самое время здоровье ухудшилось, у меня увеличились гланды, были удалены миндалины.

В больнице обнаружили, что мое зрение сильно ослабело, и я был на полгода освобожден от работы, чтобы дать глазам отдых. Теперь мне прописали очки с линзами 18 диоптрий — на 4 диоптрии сильнее, чем раньше.

В этих очках я прошел всю войну, а затем работал в различных правительственных учреждениях, пока мне не посоветовали оставить канцелярскую работу, так как существовала реальная опасность совсем потерять зрение.

Тогда я стал коммивояжером. Сделав одну или две неудачные попытки, я, к счастью, вскоре нашел предпринимателя, который симпатизировал мне. Он позволил, до некоторой степени в ущерб основной деятельности, продолжать учебу (я изучал философию, психологию и политические науки).

Ежегодно я посещал врача, и он каждый раз давал мне понять, что мое зрение становится все хуже, пока в возрасте 26 лет я не получил самые сильные очки, какие мне можно было носить (20 диоптрий). Тогда же врач откровенно сказал, что больше ничего не сможет сделать для меня, что мне нужно полностью отказаться от чтения — моей самой большой радости — и что я должен быть очень осторожным, чтобы сетчатка глаза не отслоилась вследствие внезапного напряжения.

Утешительный приговор, не правда ли? Однако я продолжал делать то, что делал. Я колесил по всей стране, останавливался в лучших отелях и добился определенных успехов в своей деятельности, но мысль о том, что остаток жизни придется провести без книг и под угрозой полной слепоты, повергала меня в уныние.

Я продолжал ежегодно посещать врача и «утешаться» его заключениями о своем состоянии, пока в возрасте 28 лет не почувствовал, что мои глаза больше не выдерживают. Зрение стремительно ухудшилось: было трудно что-либо читать или писать, несмотря на то, что я носил сильнейшие очки. У меня начинала болеть голова при малейшей попытке взглянуть на что-либо вблизи, и я понял: нужно что-то делать. Но что? Врач не был способен мне помочь.

Я решил бросить работу, которая приносила вполне приличный доход, и поселиться в деревне. И как раз в это время случилось чудо. Мой друг дал мне книгу. Она называлась «Отличное зрение без очков», автором был доктор У. Г. Бейтс из Нью-Йорка. Брат моего друга использовал метод Бейтса и значительно улучшил зрение (так мне, по крайней мере, сказали).

Я принес книгу домой, брат прочитал ее мне (сам я уже не мог читать), и я сразу же понял, что взгляд доктора Бейтса на проблему плохого зрения правильный, а метод лечения, предлагаемый им, эффективен. Я инстинктивно почувствовал, что врач из той больницы, куда я прежде обращался, и множество офтальмологов и окулистов, которые обеспечивают мир очками, не правы, а доктор Бейтс прав.

Очки никогда не вылечат: они приносят глазам только вред. Пока их носишь, нет никакой возможности вернуть нормальное зрение.

Все, что нужно было сделать, так это немедленно снять очки и дать глазам возможность смотреть. И я начал учить свои глаза видеть заново.

Представьте, что я чувствовал, когда впервые снял очки! Я едва мог различать что- либо, но через несколько дней наступило улучшение, и за короткое время я вполне приспособился обходиться без очков. Конечно, я еще не мог читать, это стало возможным только после того, как я обратился к врачу, лечащему по методу Бейтса.

Доктор тотчас посадил меня на разумную натуропатическую диету (фрукты, салаты и т. д.). Через несколько дней мои глаза стали видеть лучше, а спустя неделю я смог прочитать несколько слов. По истечении 3недель я уже начал читать без очков свою первую книгу.

Вот уже 1,5 года я обхожусь без очков и могу вполне хорошо читать и писать. Мое здоровье намного улучшилось, и я с удовольствием сообщаю, что с помощью доктора, лечащего по методу Бейтса, намерен вести курсы по натуропатии.

С тех пор я практикую натуральные методы лечения глаз. Какой контраст по сравнению с тем, что было 3 года назад! Какой триумф естественных методов оздоровления!»

Следующий весомый аргумент принадлежит неоднократно упомянутым выше специалистам из Американского института зрения. В главе, названной «Научитесь смотреть своими глазами», они пишут, что одним из наиболее пагубных мифов в области лечения глаз является убеждение, что отказ от ношения «корректирующих» линз вредит глазам.

«Так повсеместно утверждают сторонники традиционной медицины, однако нет никаких убедительных свидетельств, подтверждающих эту точку зрения. Напротив, если человек проводит какое-то время без «корректирующих» линз, то тем самым использует один из самых простых и наиболее эффективных методов визуальной терапии, поскольку разрывает порочный круг зависимости и отвергает путь, ведущий к ухудшению зрения. Используйте «корректирующие» линзы как инструмент, необходимый при работе, требующей отчетливого видения, и снимайте их, как только закончили работу.

  1. Если вам выписали рецепт на очки со слабыми линзами, а ваша цель — вернуть себе нормальное зрение, попробуйте сделать решительный шаг — проводите как можно больше времени без «корректирующих» линз.
  2. Если цель — привыкнуть к более слабым очкам, начинайте носить их. Продолжая использовать прежние очки, вы тем самым препятствуете лечению и ухудшаете ситуацию. Переход на более слабые очки очень важен, потому что стимулирует фокусирующий механизм и тренирует глаза, делая их сильнее. Если вы начали отчетливо видеть, используя слабые линзы, попросите врача выписать рецепт на еще более слабые. Продолжайте адаптироваться ко все более и более слабым очкам до тех пор, пока очки не окажутся вам больше не нужны.
  3. Если вашей целью является стабилизация зрения и вы хотите избежать перехода на более сильные линзы, то продолжайте носить прежние очки и просто сосредоточьтесь на более четком видении с их помощью».

Линзы, особенно твердые, снижают подвижность глаз. Они шлифуются таким образом, чтобы световые лучи фокусировались в области сетчатки, обладающей наибольшей чувствительностью, — центральной ямке. Поэтому люди, страдающие близорукостью, при использовании очков или контактных линз одинаково четко видят всю картину, в результате чего необходимость в микродвижениях глаз отпадает.

Появляется тенденция к преобладанию практически неподвижного взгляда через центр линзы, а периферийное зрение, как правило, почти не используется. В итоге взгляд становится застывшим и малоподвижным. Зачастую он остается таким и тогда, когда очки или контактные линзы снимаются.

Линзы имеют и другое отрицательное свойство — они затрудняют естественную саморегуляцию зрения.

Естественная острота зрения у людей со здоровыми глазами постоянно изменяется. Для тех, кто носит очки или контактные линзы, такие колебания исключены. Если оптические средства доводят остроту зрения до 100 %, то отклонения этого показателя в лучшую сторону субъективно воспринимаются как гиперкоррекция.

Тот, кому приходилось смотреть через слишком сильные очки, знает, что ощущение при этом достаточно неприятное. Так как организм стремится к нормальному самочувствию, в этом случае он подавляет колебания остроты зрения в сторону улучшения, она утрачивает динамику и становится постоянной величиной.

Если учесть, что для нормального четкого видения объекта глаза совершают более 100 перемещений в секунду на уровне нервной ткани сетчатки, то несложно понять, что эти бесчисленные микровибрации не могут совершаться легко и естественно, если на глазах человека сидят линзы. Прибавьте к этому то, что даже сверхтонкие линзы препятствуют доступу кислорода к глазам, не говоря уж о риске занесения различных инфекций в том случае, если эти приспособления неправильно хранятся или используются.

Кстати, вы не задумывались, почему представители известных фирм-производителей контактных линз во Франции и Японии в большинстве носят очки? Они даже не стесняются приходить в очках на презентации своего товара!

Когда в интервью одного из них попросили объяснить этот парадокс, бизнесмен невозмутимо ответил: «Мы же не рекламируем линзы как средство для постоянного ношения. Линзы прекрасно заменяют очки во время занятий спортом, в загородных поездках, на светских вечеринках, на первом свидании, наконец».

Кстати, врачи в широко рекламируемых клиниках лазерной коррекции зрения зачастую ведут прием в очках или имеют неидеальное зрение (я лично наблюдала это и в знаменитом центре «Микрохирургия глаза» С. Н. Федорова, и в известной клинике «Эксимер»).

Я рекомендую сделать для себя и ребенка так называемые «пиратские очки» или повязки, закрывающие один глаз.

Для изготовления «пиратских очков» подойдет любая старая оправа без стекол, одно отверстие которой нужно закрыть плотным картоном или непрозрачным пластиком. Я рекомендую использовать подобные очки и детям, и взрослым. Пусть ребенок воспринимает упражнение как забавную игру, в которую он играет вместе с родителями.

Если в семье растет мальчик с плохим зрением, дайте ему возможность представить себя одноглазым полководцем, который потерял глаз в бою с врагом. Вариант игры: кто снимет «пиратские очки» позже всех, получит какой-нибудь приз.

Если нет старой оправы, нужно вырезать из картона или другого плотного материала круг по размеру глазницы, а затем наклеить или нашить на его внутреннюю поверхность валик из поролона. К двум краям этого круга пришейте резинку по размеру головы и наденьте повязку так, чтобы она удобно закрывала один глаз. И в «пиратских очках», и в повязке вы и ваш ребенок должны чувствовать себя комфортно. Нужно следить за тем, чтобы на закрытый глаз ничего не давило, чтобы он мог спокойно двигаться и моргать под повязкой (рис. 3).

Повязка или «пиратские очки» выключают один глаз из зрительного восприятия, но не из мышечной работы, которую глаза совершают синхронно и автоматически. Носить повязку, периодически снимая и надевая ее, следует по очереди: в течение одного дня закрывать повязкой надо один глаз, в течение следующего дня — другой (при одинаковом зрении обоих глаз). Если же один глаз видит лучше, чем другой, то большую часть времени нужно закрывать сильный глаз (два дня), а на слабом глазе носить повязку один день. Так вы будете стимулировать работу слабого, «ленивого» глаза.

Дело в том, что если один глаз видит явно лучше другого, мозг пытается решить непосильную задачу, то есть ответить на вопрос: какое из двух разных изображений, поступающих от глаз, считать верным? Предпочтение отдается более четкому изображению, а расплывчатую картинку, полученную от слабого глаза, мозг просто игнорирует.

В результате один глаз работает с постоянной перегрузкой, приводящей к его перенапряжению, а другой от безделья постепенно атрофируется, становится амблиопичным. Кроме того, застойные явления, которые накапливаются в слабом глазе, неизменно сказываются на состоянии сильного.

Чтобы заставить вновь работать слабый глаз, нужно хоть на время перекладывать на него всю ответственность за восприятие, выражая ему тем самым свое доверие и поддержку.

Таким образом мы останавливаем зрительную атрофию, которая поражает любой неработающий орган. Сначала, возможно, слабому глазу придется туго и он будет бастовать, протестовать против непривычной нагрузки, но постепенно вы обнаружите, что он вполне способен справляться с множеством зрительных задач без особого ропота.

В моей практической работе я нередко сталкивалась со случаями реанимации глаз, на которых их хозяева уже поставили крест. Периодическая передышка сильного глаза за счет стимуляции слабого — отличная помощь зрению. Так что начинайте скорее использовать «пиратские повязки», даже если один глаз у вашего ребенка или у вас самих видит лишь слабые очертания, едва отличая день от ночи. В таких случаях повязку можно будет носить лишь дома в течение небольшого промежутка времени, однако и это принесет пользу обоим глазам.

Повязка помогает организму задействовать свои потенциальные возможности и ресурсы, поскольку мы не оставляем ему другого выбора. Ношение повязки вынуждает мозг использовать информацию, полученную от открытого глаза, мобилизуя свои скрытые резервы. Кроме того, это один из эффективнейших способов борьбы с косоглазием, который прогрессивные врачи многих стран применяют для лечения своих маленьких пациентов.

Даже если ваши глаза видят одинаково, повязка необходима для их поочередного отдыха, особенно при выполнении зрительной работы с предметами, расположенными вблизи. В таких неблагоприятных условиях ношение повязки — отличное средство для поддерживания зрения в нормальном состоянии.

Дело в том, что по природе своей глаза человека лучше приспособлены смотреть вдаль, а не разглядывать близкие объекты. Когда мы приближаем предмет к себе, глаза поневоле сводятся к носу. Такое сведение зрительных осей за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу при рассматривании близких объектов называется конвергенцией.

При длительном чтении или другой зрительной работе с предметами, расположенными вблизи, происходит перенапряжение мышц, отвечающих за сведение, возникает спазм и глаза утрачивают способность к перефокусировке. Это приводит к тому, что мы хуже видим вдаль, в результате чего появляются различные аномалии рефракции. Помещая текст или объект перед одним открытым глазом (другой закрыт повязкой), мы фиксируем изображение на зрительном центре, что более естественно и физиологично для глаз.

За решительный отказ от очков высказывается целый ряд авторов из числа медицинских светил и в нашей стране. Наиболее принципиальную позицию продемонстрировал доктор медицинских наук, известный российский офтальмолог О. П. Панков, который в своей книге «Очки-убийцы» заявил, что все очкарики — это хронически больные люди.

Олег Павлович — один из тех немногих российских офтальмологов, кто не просто признает бессмысленность и бесполезность очков, но и прямо предупреждает об опасности ношения оптических костылей для глаз и всего организма.

Его главный аргумент против использования очков заключается в том, что они закрывают доступ для ультрафиолета, который на 80 % поступает в наш организм через глаза. Выводы профессора О. П. Панкова подтверждают давно известный тезис американского доктора Либермана о том, что свет — это чудодейственный эликсир, а при нехватке цветов солнечного спектра в организме развиваются те или иные заболевания внутренних органов.

Почему все прежние попытки предотвратить миопию оказались безуспешными? По мнению доктора Бейтса, причина в том, что офтальмологи «были нацелены на уменьшение воздействия напряжения на глаза при выполнении работы на близком расстоянии, забывая об усилии, необходимом для того, чтобы увидеть удаленные объекты, и полностью игнорируя психическое напряжение, которое лежит в основе зрительного напряжения».

Читайте также:  Как выбрать солнечные очки в магазине

«Есть много различий между условиями, в которых существовали дети первобытных людей, — продолжает У. Г. Бейтс, — и условиями, в которых дети цивилизованных рас проводят годы своего развития, не говоря уже о том известном факте, что последние учатся по книгам и пишут на бумаге, а первые этого не делали. В процессе получения образования цивилизованные дети часами ежедневно запираются в четырех стенах под надзором учителей, которые бывают порой нервны и раздражительны.

Детей даже заставляют в течение долгого времени оставаться в одном и том же положении. Предметы, которые им необходимо изучать, порой преподаются совершенно неинтересно. При этом дети вынуждены постоянно думать о получении хороших отметок, а не о приобретении полезных знаний.

Некоторые переносят эти противоестественные условия лучше, чем другие, но многие не могут вынести психического и физического напряжения. Таким образом, школы становятся рассадниками не только миопии, но и всех других видов аномалий рефракции».

В качестве примера, подтверждающего правоту доктора Бейтса, приведу один недавний случай из моей практики. Этот пример наиболее ярко демонстрирует типичную причину ухудшения зрения школьников.

Во время зимних каникул ко мне на курсы приехали гости из Тольятти: интеллигентная моложавая бабушка привезла единственную внучку Ирочку (родители были заняты на работе). Все близкие девочки были на грани отчаяния — когда Ира пошла в первый класс, у нее стало стремительно ухудшаться зрение. После нескольких месяцев учебы врачи предложили срочно делать операцию, но не гарантировали положительный результат.

Запаниковавшие родители чудом нашли мою последнюю книгу, дозвонились до меня по телефону и отправили девочку на занятия в Петербург. Как правило, я не работаю с детьми до9 лет, но родители заверили меня, что девочка очень усидчивая, старательная, да и ситуация стала настолько критической, что откладывать решение проблемы было опасно.

Ирочка действительно оказалась очень внимательным и послушным ребенком и уже после первых дней занятий легко видела почти половину проверочной таблицы, что мало соответствовало поставленному ей диагнозу. Причина возникновения проблемы обнаружилась, когда участники группы стали рассказывать о себе и собственных достижениях. Ирочка сидела в ожидании своей очереди как на иголках, побледнела и страшно вспотела.

Когда настало время говорить, она встала (хотя этого не требовалось) и, дрожа от смущения и желания произвести хорошее впечатление, старательно доложила о своих успехах. Девочка так напряженно ждала похвалы, так хотела всем понравиться и не подвести свою бабушку, что на другой день не смогла прийти на занятия — так ослабела она от волнения.

Теперь представьте такую Ирочку в первом классе школы, где окружающие люди настроены по отношению к ней далеко не так доброжелательно, как дома или в нашей группе. В школе ты уже не единственная и неповторимая, как дома, а одна из многих, а требования в тебе возрастают. Послушная девочка изо всех сил старается отлично учиться, она не хочет подводить своих родителей, желает быть лучшей среди сверстников и заслужить одобрение учительницы.

Напряженное психическое состояние вместе с непривычной нагрузкой на глаза не замедлили сказаться на хрупком здоровье Иры, что проявилось в состоянии наиболее перегруженной системы организма — зрительной системы. Стоило родителям отпустить вожжи и убедить Ирочку не стремиться к получению исключительно отличных оценок, поберечь свои глазки, как она стала видеть все лучше и лучше.

По мнению некоторых исследователей, за время обучения в школе у каждого третьего ученика заметно ухудшается зрение, а среди выпускников две трети страдают близорукостью. Повальное увлечение школьников компьютерами и мобильными телефонами еще более усугубило проблему, но почему-то мало кто из взрослых тревожится о том, что их дети часами вглядываются в миниатюрные экраны мобильных телефонов, карманных мини-компьютеров и других устройств. (О том, как электронные игры калечат психику и здоровье подростков и молодежи, речь пойдет ниже.)

Теперь вспомним, кто становится основными жертвами оптических костылей. Правильно, преимущественно отличники или те, кто стремится стать ими. Двоечники и троечники редко носят очки — они предпочитают не корпеть за учебниками, а гонять мяч, гулять, тусоваться. Им наплевать на оценки в дневнике и в школьном журнале и, переходя в ПТУ или колледжи, они также не усердствуют в учебе, с горем пополам осваивая будущую профессию.

Родителям и учителям эти ребята доставляют массу забот, зато со зрением у них, как правило, все в порядке. Я не советую брать пример с подобных ребят, но не рекомендую также «париться» над домашними заданиями, как бедная Ирочка, стремящаяся получать только отличные оценки.

Много ли взрослых, достигших высот в каком-либо деле, скажут, что им помогли знания, полученные в школе и вузе? Зачем же тогда требовать от детей упорного и многочасового сидения над учебниками и тетрадками? Занявшись своим творческим развитием с помощью родителей, ребенок сможет получать достойные оценки ценой значительно меньших усилий, не принося вреда своему здоровью и зрению.

источник

При назначении ребенку очков некоторые родители задаются вопросом, действительно ли стоит их носить. Во многом причиной является бытующее мнение, что из-за очков глаза могут «разлениться» и перестать «работать». Это абсолютное заблуждение, которое иногда становится тормозом в восстановлении зрения у ребенка и нормального развития его зрительной системы. Учитывая, что формирование глаза и его структур происходит до 14 лет, в случае имеющихся у ребенка нарушений зрения именно ношение очков может стать решающим фактором, позволяющим вовремя откорректировать зрение и «научить» сетчатку видеть правильно.

Как формируется хорошее зрение

Чтобы разобраться в причинах этого факта, нужно вспомнить, что представляет собой зрительный орган, как формируется нормальное бинокулярное зрение, каковы причины его нарушения. Как известно, глаз представляет собой очень сложную оптическую систему. Упрощенно ее можно представить как систему естественных линз, образованных прозрачными тканями и волокнами, отличающимися оптическими характеристиками, в первую очередь, показателем преломления. Лучи света, попадая в глаз, проходят через всю эту оптическую систему, преломляясь в ней (в роговице, хрусталике, стекловидном теле.) В результате на сетчатке формируется уменьшенное и перевернутое изображение предмета. Данную информацию воспринимают светочувствительные нервные клетки сетчатки. По зрительным нервам они передают ее в головной мозг, где после обработки, изображение вновь переворачивается и становится правильным. Вот почему физиологи утверждают, что человек видит не глазами, а мозгом. Однако надо понимать, что хорошее зрение человеку обеспечивают различия в преломляющих способностях оптических структур глаза, о которых сказано выше. Существенно повлиять на эту способность, а значит, ухудшить зрение, могут любые физиологические или патологические процессы и сбои, происходящие в организме.

Что представляют собой нарушения зрения

Глаз, в норме, имеет форму практически приближенную к тригонометрической фигуре – сфере. Различные заболевания видоизменяют ее в горизонтальной или вертикальной плоскостях, превращая сферу в эллипс. Такие трансформации сильно влияют на остроту и фокусировку зрения.

При изменении преломляющей способности оптической системы (аметропии) сферическая форма глаза также нарушается. С этим связаны такие распространенные среди детей заболевания, как близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Рассмотрим подробнее, как происходит их формирование.

Надо понимать, что близорукость – это не болезнь, а дефект оптики глаза, при котором изображение предметов фокусируется не на сетчатке глаза, а перед ней. При близорукости человек может хорошо видеть близкие объекты, а все удаленные предметы выглядят размытыми, смазанными.

Близорукость может быть осевой, когда увеличена длина глазного яблока (оптическая ось), или рефракционной – в этом случае роговица имеет большую преломляющую силу, в результате чего уменьшается фокусное расстояние глаза. Чаще встречается комбинация этих двух факторов, а также осевая миопия, обусловленная тем, что глаз вырос больше, чем нужно.

Различают три степени миопии: слабая до 3 диоптрий, средняя – от 3 до 6 диоптрий и высокая – свыше 6 диоптрий.

Если вовремя диагностировать близорукость и принять все необходимые меры, то в большинстве случаев можно приостановить или существенно замедлить ее прогрессирование. В периоды активного роста ребёнка увеличение близорукости свыше 0,5 диоптрий в год считается прогрессированием».

Скорректировать близорукость можно очками с рассеивающими линзами, жесткими ночными контактными линзами или мягкими дневными контактными линзами. По данным При отсутствии своевременной коррекции происходит перенапряжение глаз и близорукость будет прогрессировать.

  1. Дальнозоркость (гиперметропия). В этом случае все наоборот – глаз как бы немного приплюснут в продольном направлении – саггитальный размер меньше поперечного и вертикального. При этом угол преломления светового пучка меньше, чем в норме, а фокус оптической системы глаза, условно, в спокойном состоянии расположен за сетчаткой. Проявляется дальнозоркость, как и близорукость, нечетким и размытым изображением предметов. Только расстояние наилучшего зрения здесь превышает 25 сантиметров. Вот почему при рассмотрении предмета человек будет стараться отодвинуть его от глаз, а нормализовать зрение поможет ношение очков с собирающими линзами или мягких контактных линз. Но у детей дошкольного возраста гиперметропия проявляется ухудшением зрения как вблизи, так и на расстоянии. Одним из симптомов дальнозоркости средней и высокой степени может быть приближение объектов (книги, игрушки, тетради) очень близко к лицу при рассматривании, появление постоянного или эпизодического сходящегося косоглазия в возрасте после 1 года.
  1. Астигматизм. В отличие дальнозоркости и близорукости, это нарушение не связано с изменением длины глазного яблока. Астигматизм проявляется вследствие неодинакового преломления в разных направлениях световых лучей роговицей и хрусталиком (оптической системой глаза) из-за индивидуальных врожденных особенностей. Так, если кривизна роговицы в горизонтальном сечении меньше, чем в вертикальном, на сетчатке изображение предмета будет нечетким на любом расстоянии до него. Роговица при этом как бы обретает два главных фокуса: для горизонтального и вертикального сечений соответственно. Из-за этого лучи света фокусируются в разных плоскостях. Например, при фокусировке горизонтальных линий предмета на сетчатке, вертикальные линии предмета окажутся перед ней. Подкорректировать такое нарушение могут очки с цилиндрическими линзами или специальные торические мягкие контактные линзы.

Почему глаз «не работает» или видит плохо

У глаза существует способность фокусироваться на разном расстоянии, благодаря чему человек хорошо видит как вдаль, так и вблизи. Этот процесс называется аккомодацией и характеризуется изменением преломляющей силы глаза за счет кривизны хрусталика. Так, при переводе взгляда с удаленного на близко расположенный предмет мышцы, находящиеся внутри глаза, напрягаются, и человек фокусируется на объекте – аккомодирует.

Чем ближе расположен рассматриваемый предмет, тем сильнее глазу нужно аккомодировать. Расстоянием наилучшего зрения, в норме, считается величина 35-40 сантиметров. Если предмет находится ближе, глаз не сможет длительно рассматривать предмет без напряжения.

Активно фокусировать глаз может лишь при нормальном зрении или дальнозоркости. При близорукости аккомодация вдаль не задействована (глаз уже сфокусирован на близкое расстояние). Для фокусировки вдаль у близорукого глаза нет механизма, поэтому на дальние расстояния глаз фокусировать не умеет. Если сказать иначе, при близорукости глаз «не работает». А так называемая работа глаза вдаль без очков сводится к простому прищуриванию, когда прижимая роговицу веками мы ослабляем оптическую силу роговицы и незначительно улучшаем зрение. Ситуацию можно исправить, изменив оптику глаза до нормального состояния, что и делается при помощи очков или контактных линз у детей и лазерной коррекции зрения у взрослых.

При дальнозоркости глаз сильно устает при аккомодационном напряжении. Даже при его работе человек может испытывать затруднения, действуя на близком расстоянии. Длительное ношение очков при данной патологии позволяет уменьшить напряжение аккомодации, не характерное для нормального глаза. Поэтому очки при дальнозоркости являются необходимым лечебным фактором. Если имеет место дальнозоркость большой степени (+6 диоптрий и выше), она может стать причиной «сходящегося» косоглазия, так как глазу не под силу самостоятельно преодолеть такую дальнозоркость даже при максимальном зрительном напряжении.

Все вышесказанное показывает, что для нормального развития ребенка, его социальной адаптации и восстановления нормальных функций зрительного аппарата очки, с учетом поставленного диагноза, носить необходимо. Если этого не делать, замедляется не только развитие зрения, но и самого глаза в целом. Зрительная система ребенка начнет нормально функционировать лишь после получения головным мозгом четкого изображения предметов. А это, при нарушениях рефракции, возможно только в очках или при помощи контактных линз.

Еще одним аргументом в пользу оптической коррекции (очки, контактные линзы) является факт, что их ношение предотвращает развитие некоторых патологий (амблиопии, косоглазия), а по некоторым данным и замедляет прогрессирование близорукости.

Безусловно, носить ребенку очки, выписанные врачом, или нет, решать родителям. Но следует осознавать, что правильно подобранные и своевременно назначенные очки, дают возможность со временем улучшить зрение и хорошо видеть (уже без них, либо уменьшив их силу). Если же отказаться от ношения очков, то даже при проведении комплексного лечения стопроцентного результата добиться, скорее всего, не удастся. Поэтому, чтобы не упустить момент, вовремя отреагировать на проблему и начать лечение, необходимо регулярное посещение офтальмолога. Делать это следует ежегодно даже без видимых на то показаний.

источник

Заголовок для привлечения внимания. На самом деле я бы хотел обсудить сам миф, что очки носить вредно.
Это один из самых сложных для аргументации вопросов. Врачи как правило выписывают очки чтобы ребенок в них лучше видел, либо с целью лечения. Однако, некоторые родители боятся очков и боятся их потому что есть мифы связанные с очками. Давайте их рассмотрим и покритикуем. Если что то упущу, пожалуйста, пишите в комментариях

В очках глаз начинает лениться.. От этого атрофируется какая-то мышца в глазу.

Никто никогда не знает что конкретно понимается под “лениться”. Никто не говорить про другие органы, что они “начинают лениться”. Есть понятие “ленивый глаз”, но оно не имеет отношения к этой ситуации. Такого понятия как : “ глаз начинает лениться от очков”, или “ вконец обленившийся от очков глаз” в офтальмологии нет. Понятия такого нет, потому, что явления такого нет. Если оптика глаза, отличается от нормальной оптики, то врач назначает очки для того, что бы изменить суммарно оптическую систему глаза и оптика глаза стала бы нормальной или приблизилась бы к нормальной. Это ведет к тому, что в глазу формируется четкая картинка окружающего мира и ребенок начинает хорошо видеть,и во многих случаях это повышает зрительные функции.

Читайте также:  Очки это предмет личной гигиены

Оптическая система глаза в очках приближена к оптической системе нормального глаза. Однако, никто не говорит, что у людей у которых нет отклонений в оптической системе глаза должен облениться. Ведь согласно теории “обленившегося глаза”, исправление оптической системы глаза и приведение ее к нормальным значениям ведет к его ( глаза) ленивости.

У каждой беды должны быть пострадавшие. Очки носят очень многие люди и среди них должны встречаться те у кого “какая-то мышца в глазу” атрофировалась. Должно быть очень много пострадавших, которые заявляют о себе.Однако, нет.

Ношение очков ухудшит зрение.

Обычно в такой ситуации вспоминается кто то, кто стал носить очки и потом зрение только ухудшалось. Все кто ел в 16 веке огурцы- все умерли. Огурцы -яд?
Обычно такие наблюдения характерны для близорукости. Близорукость имеет свойство возникать в молодом возрасте и прогрессировать быстро или медленно в подростковом возрасте. Даже небольшая степень близорукости ведет к снижению зрения и быстро возникает потребность в очках или контактных линзах. Затем близорукость обычно в какой-то степени прогрессирует. Это свойственно для близорукости прогрессировать в детском и подростковом возрасте и потом она останавливается. Люди связывают ухудшение с ношением очков. Однако, если бы проблема прогрессирующей миопии решалась бы отменой очков, или нен азначением бы очков, то все было бы просто замечательно. Миопия растет и в очках и без очков. Кроме того, по мнению некоторых исследователей — без очков быстрее.

Рост близорукости и факт назначения очков связаны только тем что совпадают по времени. Близорукость растет в детском и подростковом возрасте, очки назначают в то же время. Другой связи нет.
При дальнозоркости и астигматизме, вовремя назначенные очки способствуют тому, что зрение наоборот становится выше, так как очки способствуют естественному развитию зрения, которое может остановиться из-за того, что аномалия оптики глаза не позволяет четко сфокусировать окружающий мир на сетчатку глаза.

Надо что бы глаз сам работал.

Кому надо? Зачем надо? На основании чего так решили? В большинстве случаев, врачи и не назначают очков, если нет жалоб и оптика глаза способна сфокусировать изображение четко. Надо отметить, что активно фокусировать глаз может только в случае дальнозоркости и нормальной оптической системы глаза. При близорукости глаз сфокусирован ( из-за самой близорукости) на близь а аккомодация которая может активно настраиваться только на близь не задействована. Вдаль глаз фокусировать не умеет и “натренировать” его на этот процесс невозможно, у него просто нет механизмов фокусировать вдаль. Иными словами, при близорукости глаз не работает, он ( его аккомодация) будет работать, если оптика глаза изменится до нормальной или до слабой близорукости ( например при помощи очков). При дальнозоркости и астигматизме, очки назначаются тогда, когда зрение без очков снижено, либо есть жалобы. Глаз может “работать” при дальнозоркости, но не справляется. Например, если дальнозоркость у глаза + 7.0 диоптрии, глаз при всем напряжении не может ее преодолеть, кроме того его избыточная “работа” может быть причиной сходящегося косоглазия ( кто утверждал, что глаз ДОЛЖЕН работать?).

И наконец- любая теория, а мы рассматриваем утверждение “ глаз должен работать” как теорию должна сопровождаться подтверждающими ее наблюдениями. К сожалению, ни у кого еще глаз за всю историю глаз не стал работать так, чтобы преодолеть больше чем может. Цилиарная мышца, которая изменяет кривизну хрусталика, благодаря которому глаз фокусирует отличается по своей структуре от мышц скелета, которые тренируют в спортивном зале, ее просто невозможно накачать и заставить работать сверх положенных возможностей, как невозможно накачать, например мышцы кишечника. По этому мы всегда скептически относимся к любым гимнастикам для аккомодации.

Кроме того, сама линза хрусталик не сокращается активно мышцами, а лишь меняет свою кривизну, за счет того, что мышца расслабляя нити, на которых она крепится , отпускают ее , а хрусталик сокращается сам за счет своих эластических свойств.

Само утверждение : “ глаз должен работать сам” не основано на знании анатомии и физиологии глаза и опять же не оканчивается ни какими выводами. Почему должен? Почему работать лучше чем не работать? Где те пострадавшие, у кого глаз перестал работать?

Кто наденет очки, тот потом не может их снять.

Все верно. Все кто начинает носить зимой в мороз теплую обувь- не могут стоять в ожидании автобуса без сапог — холодно. И дело тут не во вредном свойстве сапог, а в том что холодно.
Многие дети и подростки привыкают к своим очкам и носят их с большим удовольствием. Это связано с тем, что очки дают большее ощущение комфорта. Комфорт это хорошо, а дискомфорт это хуже. Мне кажется что этого достаточно для аргументации, но обычно это не убеждает ( несмотря ни на что родители хотят чтобы глаз ребенка все же “работал”).
Очки это костыли. Это утверждение — аналогия очков с костылями. Аналогия не может быть аргументом в нормальной дискуссии. Костыли — это эмоциональная связь с ограниченными возможностями. Но это не аргумент. Никакой не аргумент вовсе.

Я обсудил самые частые страхи вокруг очков. Если кто -то вспомнит что то еще, или захочет возразить, или высказать свое мнение — мне будет приятно прочитать ваш комментарий ниже. В общем, когда я говорю об очках, я говорю о других средствах коррекции тоже. Например о контактных линзах.
Если есть что сказать- пожалуйста пишите в комментариях.
ОЧКИ ДЛЯ СПОРТА С ДИОПТРИЯМИ
Правда ли, что новорожденные видят мир перевернутым?
С какого возраста можно выписать очки ребенку?

источник

Хорошее зрение у родителей – это еще не гарантия того, что малышу очки не понадобятся. И хотя все мы прекрасно это понимаем, назначение ребенку очков всегда оказывается для родителей полной неожиданностью. К сожалению, в 21 веке многим детям с детства выписывают очки. Компьютер, телевизор, электронные игры – все это ведет к проблемам со зрением. И когда, на приеме у окулиста оказывается, что ребенку нужны очки, многие родители начинают паниковать.
Пережив первый шок, родители думают, что же с этим делать дальше. И, к сожалению, немалый процент родителей, особенно тех, кто сам очки никогда не носил, после некоторых размышлений принимают решение о том, что их ребенок может прекрасно обойтись и без очков. Аргумента в пользу такого решения, как правило, два: во-первых, ребенок и так хорошо видит (узнает родителей издалека, подбирает с пола мелкие детали и т.д.), во-вторых, над маленьким «очкариком» будут смеяться сверстники.
Это неверный подход. Очки детям назначаются не только для коррекции зрения, но и для правильного развития глаз. Есть заболевания, которые встречаются чаще всего у детей – астигматизм и дальнозоркость. Если вовремя не заняться лечением, это может обернуться косоглазием и резким снижением зрения.
Можно также обсудить мнение о том, что до трех лет зрение ребенка еще только формируется, и очки ребенку ни к чему. Нужно ли торопиться скорректировать зрение крохи с помощью очков? Специалисты утверждают, что нужно! А если малыш страдает от дальнозоркости (или близорукости) больше трех диоптрий или от астигматизма высокой степени, необходимо начать носить очки как можно раньше.
Если вы приняли решение покупать очки, имейте в виду, что это не просто. Далеко не каждая оптика имеет хоть какой-то выбор детских оправ, хотя производителей детских оправ достаточно, таких как Fisher price, United Colors of Benetton, Barbie и другие. Поэтому прежде, чем ехать с ребенком в салон, который расположен далеко от дома, лучше позвонить и уточнить, есть ли детские оправы для вашего возраста.

Основными критериями при выборе детских очков являются легкость и прочность оправы. Также хорошо, если будут мягкие заушники. И обязательно поинтересуйтесь мнением ребенка. Ведь он будет в них ходить и он должен чувствовать себя уверенно.
Сами линзы должны быть сделаны из пластика. Но это негласное правило для детских очков. Поэтому если вам предложат вставить стекло, насторожитесь.

Как выбрать очки для ребенка?

  • Детские очки должны иметь не стеклянные, а пластмассовые или поликарбонатные линзы. Такие линзы намного легче стеклянных, что хорошо: очки не станут сползать с носика ребенка, не вызовут на нежной коже раздражения и не приведут к деформации еще формирующейся носовой перегородки. Линзы из пластика намного прочнее и безопаснее традиционных. Они не разобьются на острые осколки, не поранят глаза ребенка.
  • Оправа для очков ребенка должна быть достаточно прочной. Самые удобные детские оправы – сделанные из титана, ацетата целлюлозы или кевлара. Они выдержат удары и сгибание (поверьте, малышу, наверняка, захочется провести не один опыт на своих очках). Кроме того, данные виды оправ гипоаллергенны. Детские очки изготавливаются без винтовых соединений.
  • Если очки прописали малышу до полутора лет, ему подойдет оправа из мягкой пластмассы или каучука. Она гнется в любую сторону и выдерживает любую активность крохи. Такие очки можно даже жевать, когда режутся зубки.
  • Важно знать, что детские очки держатся не на носу малыша, а на его ушах. Неудобные заушники могут вызывать не только неприятные ощущения, но и стать причиной головных болей ребенка. Детские очки должны обладать гибкими заушниками – пружинками или крючками.
  • Необходимо помнить о том, что ребенок намного чаще, чем взрослый смотрит наверх – поэтому очки должны предоставлять достаточное поле зрения для крохи. Следите за тем, чтобы очки были в пору малышу: дети растут быстро, возможно, уже пора обновить полезное приспособление!

Диагностика заболевания

Стоит помнить, что очки для зрения для детей нужно покупать лишь только после объективного полного обследования крохи. Зрение ребенка может достаточно быстро изменяться, поэтому крайне важно для малышей с подобными проблемами регулярное наблюдение у офтальмолога.
После того, как доктор проведёт обследование, он может прописать ребёнку очки как вспомогательный инструмент лечения.
Если очки подобраны, верно, они в течение короткого времени устраняют дефекты зрения. Каждый человек уникален, а степень развития дефектов зрения индивидуальна, поэтому порой даже специалистам очень, нелегко бывает ответить на вопрос: как подобрать очки для ребёнка, чтобы улучшить зрение, а не навредить? Сначала проводится диагностика, глаз подробно осматривается. Берутся показатели при расширенном и суженном зрачке.Для определения остроты зрения маленьким детям закапывают глаза атропином. Подбор очков детям – дело весьма непростое, ведь кроха еще не знает букв, его зрение трудно проверить по таблицам и подбором очковых стекол.
На основе полученных данных делаются выводы, и только потом подбираются линзы для очков. Труднее всего подобрать очки для детей младшего возраста, потому что сложно понять, что дети чувствуют, поскольку они не могут в более полной мере точно передать свои ощущения. Да и как подобрать очки для ребёнка, если зачастую он считает очки ненужным утомляющим предметом, отвлекающим внимание. В этой ситуации врачи долго общаются с ребёнком, давая ему посмотреть на разные интересные объекты вдалеке или цветные кружки. Выявляется, насколько близко малыш подносит к себе предметы. Случается и такое, что зрение малыша ухудшается резко и в один момент. Естественно, ребёнок не готов к ношению очков, возникает психологический дискомфорт. Следует понаблюдать, насколько часто ребёнок снимает очки, ведь это может быть следствием неправильного подбора очков.

Как приучить ребенка к очкам?

Купить ребенку очки – это только полдела, задача родителей – сделать так, чтобы малыш действительно их носил. Как же этого добиться? Сразу после покупки ребенок с радостью примерит очки и какое-то время в них походит, но затем новая игрушка (а малыш воспримет очки именно так) наскучит, и начнутся проблемы.

В среднем родителям приходится потратить около трех месяцев на то, чтобы приучить ребенка к очкам. Как помочь ребенку привыкнуть к очкам? Как сделать так, чтобы он перестал их снимать?

  • Наберитесь терпения, ведь это процесс не одного дня.
  • Приобретите удобную модель очков с закругленными заушниками.
  • Прикрепите к заушникам резинку, чтобы малыш (совсем маленький) не смог снять их самостоятельно.
  • К ношению очков ребёнка нужно приучать постепенно. Каждый день какое-то количество времени он должен проводить в очках, постепенно это время увеличивается до оптимального, предписанного врачом времянахождения в очках.
  • Оденьте крохе очки, пусть он посмотрит в них телевизор. Но не давайте малышу засиживаться за любимым занятием дольше пятнадцати минут.
  • Постарайтесь отвлечь ребенка новой игрушкой или игрой сразу после того, как очки были одеты. Это поможет ему хотя бы на время забыть о том, что нужно сорвать ненавистный предмет.
  • Если кто-то в семье носит очки, самое время для того, чтобы начать этим «хвастаться». Дети любят подражать взрослым. Можно попробовать одеть всю семью в очки, даже если зрение у ее членов хорошее.
  • Можно одеть игрушечные очки (даже просто вырезанные из бумаги) на всех мишек, кукол и роботов.
  • Придумайте интересные истории и сказки о волшебных очках или умных героях-очкариках.
  • Обращайте внимание малыша на всех прохожих в очках, на актеров по телевизору. Говорите о том, что это красиво и удобно.
  • Не ругайте ребенка за отказ одевать очки, запаситесь терпением. Начинайте с нескольких минут, хвалите ребенка.
  • Дети в садике могут дразнить малыша, говорить, что очки некрасивые. Только здесь нужно понимать, что дети в силу своего возраста имеют смутное представление о назначении очков, поэтому все эти придирки вполне могут быть вызваны тем, что у них самих очков нет, а им тоже хочется их примерить, убрать в очечник и т.д., то есть воспринимают их как игрушку, которой у них нет. Просто объясните это своему ребенку, тогда ему не будет так обидно.
  • Помимо ношения очков, для достижения максимального эффекта, офтальмолог прописывает процедуры и упражнения, которые подкрепляют действие очков и способствуют исправлению дефектов зрения.

Напоследок хочется отметить, что ранняя диагностика и своевременная коррекция нарушения зрения у детей всегда дают хорошие результаты. Родителям не надо думать, как заставить ребенка носить очки, а просто приобрести максимально удобную модель и методично объяснять малышу их необходимость. Ваши терпение и забота подарят крохе здоровый и счастливый взгляд без очков в будущем.

источник