Меню Рубрики

Уилт чемберлен 100 очков матч

Один американец, вероятнее всего, страстный поклонник Брайанта, будь-то из любви к статистике или к своему кумиру, сделал попытку доказать, что 81 это лучше 100.

На первый взгляд может показаться, что 100-очковый матч Уилта Чемберлена 1962 года намного превосходит игру, в которой Коби Брайант забил 81 очко. В конце концов, Брайанту требовалось ещё 19 очков — это примерно средняя результативность По Газоля — чтобы лишь сравняться с Диппером. Однако, сравнив эти два матча, с удивлением обнаруживаешь, что на самом деле более выдающимся является выступление Брайанта. Если разобрать статистику двух матчей, быстро становится очевидным, в какой доминирующей манере провел встречу Коби. Посмотрите на факты:

Брайант действовал эффективнее. Чтобы набрать 81 очко, Брайанту понадобились 46 бросков с игры и 20 штрафных. Чемберлену, чтобы забить 100 очков, потребовалось 63 броска с игры и 32 штрафных. Действительный процент попадания* у Брайанта в том матче составил 73,9%, показатель Чемберлена — всего 63,9%. В матче Чемберлена, игроки «Уорриорз» специально нарушали правила, чтобы вернуть себе владение мячом и Чемберлен смог набрать сотню. Ему это удалось только с третьей попытки. К тому времени его команда уверенно вела, как и всю вторую половину, и победила со счетом 169:147. С другой стороны, Брайант набрал почти все свои очки тогда, когда они были отчаянно нужны, поскольку в начале третьей четверти его команда уступала 18 очков.

Брайанту потребовалось меньше игровых минут. Что действительно удивляет, так это тот факт, что Коби провел вне площадки шесть минут второй четверти. Таким образом, Брайант забил 81 очко всего за 42 минуты, тогда как Уилт набрал 100 очков, отыграв все 48 минут. Если бы Коби сыграл дополнительные шесть минут и забивал в том же темпе (едва ли это неоправданное допущение, учитывая, каким свежим Брайант выглядел в концовке), он забил бы 93 очка. Да, 93.

Игра проходила в другой манере. Из всех различий между матчами Брайанта и Чемберлена, это, наверное, самое большое. Игра Чемберлена окончилась при счете 169:147, Брайанта — 122:104. Очевидно, что была большая разница в скорости игры, и это означает, что у Чемберлена было гораздо больше возможностей забивать, чем у Брайанта.

В матче Чемберлена было сделано 233 броска с игры по сравнению с 164 в игре Брайанта, и 93 штрафных броска против 60-ти. У нас нет данных о количестве потерь и подборов в нападении в матче Чемберлена, но, используя только что упомянутые цифры, мы можем подсчитать, что в игре Чемберлена было на 46% больше владений мячом, чем в матче Коби.

В таком случае, мы должны увеличить показатели Коби на 46%, чтобы получить верное представление о том, как они соотносятся с эрой Чемберлена. Результат? Невероятные 118 очков. А если мы добавим Брайанту дополнительные шесть минут, то получим потрясающие воображение 135 очков, набранные одним игроком за один матч.

Другой способ — это уменьшить на столько же статистику Чемберлена. Если мы переведем его показатели в «очки 2006 года», назовем их так, то получим 68 очков — по-прежнему великолепное выступление, но явно не на уровне 81-очкового прорыва Коби. А если сделать поправку на то, что Чемберлен сыграл 48 минут, а Коби — 42, то у Уилта получается всего 60 очков, или чуть больше, чем Коби забил за вторую половину.

Так что, когда Марк Штайн заявляет, что это самое удивительное выступление всех времен — верьте. Стоит сделать поправку на разный темп игры в двух эпохах и тот факт, что Брайант просидел 6 минут на скамейке запасных, и в сравнении блекнет даже монументальный 100-очковый матч Чемберлена. Впредь при оценке достижений в нападении, историки баскетбола должны использовать как ориентир достижение Брайанта.

* Разработанный Холлинджером статистический показатель. В формуле, по которой рассчитывается процент реализации бросков, учитываются также штрафные и доля трехочковых.

источник

За годы своего функционирования НБА претерпела масштабные изменения, и в нынешних реалиях далеко не все установленные в её рамках достижения под силу побить даже самым выдающимся командам и игрокам. Предлагаем вашему вниманию список из 10 рекордов Ассоциации, которые наверняка не будут превзойдены никогда.

«Лос-Анджелес Лейкерс»: 33 победы подряд

Великолепные «Лейкерс» Билла Шермана не знали горечи поражений с 5 ноября 1971 года по 9 января 1972-го, успев за это время выиграть 33 встречи кряду. Что весьма символично, остановил победное шествие Джерри Уэста, Уилта Чемберлена и Гэйла Гудрича «Милуоки», цвета которого тогда защищал Льюис Алсиндор (впоследствии — Карим Абдул-Джаббар) — будущая легенда «озёрных».

Уилт Чемберлен: 100 очков в одном матче

В сезоне-1961/62 автор 72 различных рекордов НБА дважды поднимал планку результативности для будущих поколений. Набранные Уилтом в декабре 1961-го 78 баллов оставались непревзойденными всего несколько месяцев. День 2 марта 1962 года навсегда вошёл в историю баскетбола — в сверхрезультативном поединке с «Нью-Йорком» лидер «Филадельфии» забил ровно 100 очков.

Мистического шарма достижению Чемберлена добавляет тот факт, что видеоматериалы матча до наших дней не дошли, а на трибунах арены в Херши представители ведущих спортивных изданий США не присутствовали. Существуют лишь запись радиотрансляции четвёртой четверти поединка и воспоминания очевидцев фантастической игры центрового.

Повторить рекорд Уилта за последующие полвека пытался только Коби Брайант, но защитнику «Лейкерс» в 2006 году не хватило 19 очков для того, чтобы замахнуться на исторический показатель.

Билл Расселл: 11 чемпионских титулов

Один из лучших баскетболистов в истории «Бостона» может похвастать тем, что чемпионских перстней у него больше, чем пальцев на обеих руках. За 13 сезонов профессиональной карьеры Расселла «кельты» не становились лучшими в НБА лишь два раза: в 1958 году, когда Билл был травмирован, а без своего лидера команда уступила ведомой Бобом Петтитом «Атланте», и в 1967-м — первом чемпионате «Селтикс» после ухода Реда Ауэрбаха на пенсию.

«Голден Стэйт Уорриорз»: 73 победы в регулярном чемпионате

В заключительном матче сезона-2015/16 «воины» обыграли «Мемфис» со счётом 125:104 и установили рекорд по количеству побед в регулярных чемпионатах. Это достижение на протяжении 10 лет принадлежало «Чикаго» Майкла Джордана. Легендарные «быки» одержали 72 победы при 10 поражениях. Казалось, что даже повторить этот результат не сможет уже никто.

Но во времена доминирования «Уорриорз» Стефен Карри переписал сразу несколько рекордов, в том числе и чикагский. Парни из Сан-Франциско уступили только в 9 играх из 82-х.

Уилт Чемберлен: 50,4 очка в среднем за игру

В наше время матч НБА, в котором тот или иной баскетболист набирает 50 очков, молниеносно попадает в передовицы спортивных изданий. В сезоне-1961/62 неповторимый Чемберлен набирал в среднем более полусотни баллов за 80 матчей регулярного чемпионата — ещё одна вечная запись, сделанная руками центрового в книге рекордов.

Пять из десяти лучших средних показателей результативности по итогам сезона тоже принадлежат Уилту, а еще два — Его Воздушеству Джордану. Из ныне действующих игроков место в 10 за собой застолбил только Коби Брайант: в сезоне-2005/06 он набирал в среднем 35,4 очка за матч, когда, для примера, его партнёром по задней линии «Лейкерс» был Смуш Паркер.

Уилт Чемберлен: 55 подборов в одном матче

24 ноября 1960 года центровой «Филадельфии» собрал 55 отскоков в матче с «Бостоном», превзойдя предыдущее достижение Билла Расселла (51 подбор) в противостоянии… со своим извечным антагонистом Расселлом. Впрочем, «Уорриорз» матч всё равно проиграли, подтвердив главную тенденцию того времени — Чемберлен был невероятен в плане статистических показателей, но победное шампанское всегда пили «Селтикс» с Расселлом.

Карим Абдул-Джаббар: 38 387 очков за карьеру

За свою долгую и успешную карьеру Абдул-Джаббар успел настрелять в корзину соперников более 38 тысяч очков. Ближе других к рекорду центрового «Милуоки» и «Лейкерс» подобрался Карл Мэлоун, но существует вероятность, что со временем мы увидим, как Коби Брайант превзойдёт достижение Карима. Сейчас Чёрная Мамба занимает четвёртую строчку в списке лучших снайперов Ассоциации и отстаёт от идущего третьим Джордана всего на 675 очков — расстояние, которое с лихвой перекрывается за сезон.

Другое дело, что сейчас немолодой уже Коби залечивает серьёзную травму ахилла, и сроки его возвращения на паркет, равно как и игровые кондиции, остаются для широкой общественности настоящей загадкой.

Джон Стоктон: 15 806 результативных передач за карьеру

Самый альтруистичный разыгрывающий в истории лиги может не переживать за свой рекорд, побить его вряд ли кому-то удастся. Едва сменивший майку баскетболиста на пиджак тренера Джейсон Кидд давно и прочно обосновался на втором месте рейтинга ассистентов, но от Стоктона его отделяет целая пропасть глубиной в почти 4 тысячи передач.

Среди действующих игроков отметку в 10 тысяч ассистов преодолел лишь Стив Нэш, который в скором времени может потеснить нынешнего наставника «Голден Стэйт» Марка Джексона с третьего места в списке распасовщиков, но сомнительно, что в пороховницах канадского ветерана ещё есть достаточно пороха, чтобы замахнуться на нечто большее.

Майкл Джордан: 10 сезонов в статусе самого результативного игрока НБА

Его Воздушество является единственным в истории лиги игроком, которому 10 раз удавалось стать самым результативным игроком НБА по итогам сезона, и делит с Чемберленом рекорд по количеству триумфальных чемпионатов подряд (по семь). Зато по средним показателям Майклу удалось обойти Уилта, пусть и на считанные доли очка — 30,12 балла в среднем за игру против 30,07.

Неплохой темп, взятый в последние годы форвардом «Оклахомы» Кевином Дюрантом (лидер «Тандер» становился самым результативным игроком сезона трижды кряду), был остановлен в минувшем сезоне его коллегой по амплуа из «Нью-Йорка» Кармело Энтони. Впрочем, Дюранту всего 25, и не исключено, что через несколько лет Джордану придётся изрядно попереживать относительно целости и сохранности своего рекорда.

Скотт Скайлз: 30 результативных передач за игру

30 декабря 1990 года защитник «Орландо» Скотт Скайлз 30 раз ассистировал партнёрам в матче с «Денвером», на одну результативную передачу превзойдя достижение Кевина Портера. Любопытно, что в тот вечер рекордсмен был полезнее в подыгрыше, чем все игроки соперника, взятые вместе (30 против 14 ассистов у «Наггетс»)!

За последние пять лет довольно близко к установленной Скайлзом планке подбирались сразу два игрока: Рамон Сешнс в 2008-м и Раджон Рондо в 2010-м ассистировали партнёерам по 24 раза за поединок. Всего же в истории НБА есть 59 исполнителей, которые переваливали за отметку в 20 голевых передач в отдельном матче, но никто кроме будущего главного тренера «Финикса», «Чикаго» и «Милуоки» не разменивал четвёртый десяток.

Читайте больше классных и полезных статей на канале «Чемпионата». Жмите сюда , чтобы подписаться.

источник

100 очков за игру Уилта Чемберлена

В истории баскетбола по числу уникальных рекордов никто не сравнится с Уилтом Чемберленом. 2 марта 1962 года в матче с «Нью-Йорк Никс» он принес своей команде «Филадельфия Уорриорз» 100 очков. Чемберлен – единственный баскетболист, набравший за сезон более четырех тысяч очков. 118 раз он набирал больше 50 очков за игру. Но он рекордсмен не только по снайперским броскам, но и по результативным передачам: в сезоне 1967/68 года сделал их 702. Вдобавок ко всему, Уилт Чемберлен первым в истории баскетбола произвел бросок по кольцу сверху.

Баскетбол в Соединенных Штатах Америки по популярности соперничает с бейсболом. А Национальная баскетбольная ассоциация – НБА в наши дни, бесспорно, самая преуспевающая из всех профессиональных спортивных структур мира. Но так было далеко не всегда: хоть баскетбол – американское изобретение (как известно, эту игру придумал в 1891 году доктор Джеймсом Нейсмит, преподаватель физкультуры Спрингфилдского колледжа американского штата Массачусетс), еще в середине XX столетия он явно уступал и бейсболу, и американскому футболу.

Все изменилось в 1946 году, когда известные бизнесмены от спорта, среди которых было немало владельцев стадионов и крупных спортивных залов, собрались в одном из нью-йоркских отелей, чтобы обсудить идею создания профессиональных баскетбольных клубов, игры которых привлекали бы большое количество зрителей. Так была организована Баскетбольная ассоциация Америки – БАА, в которую вошли 11 городов. Через два года с ассоциацией объединилась существовавшая прежде полупрофессиональная– полулюбительская Национальная баскетбольная лига. Вместе они и стали называться Национальной баскетбольной ассоциацией.

Вложенные в нее огромные деньги сделали свое дело. Появились баскетболисты-звезды, привлекающие своей яркой игрой множество людей. На матчах команд, входящих в НБА, теперь собираются огромное количество зрителей – столько не привлекают никакие другие спортивные состязания, происходящие в закрытых залах. В 1988 году матч между баскетболистами «Детройт Пистонз» и «Бостон Селтикс», состоявшийся в Бостоне, побил все рекорды – на него было продано 61 983 билета. А телетрансляции матчей НБА смотрят миллионы людей не только в самих США, но и в десятках других стран.

Баскетболисты-звезды популярны не меньше киноактеров, да и гонорары многих из них тоже вполне сопоставимы. Некоторым суждено было стать легендами баскетбола, и в первую очередь, конечно, Уилту Чемберлену.

Прекрасно сложенного, отличающегося великолепной прыгучестью, отменной координацией движений, Чемберлена прозвали «машиной для добывания очков». Он непринужденно забирал на подборах мячи, независимо от того, сколько соперников его окружало, и отправлял их в кольцо с поразительной легкостью. Из своих физических данных – рост 216 сантиметров, вес 125 килограммов – он умел извлечь максимум пользы. Те, кто видел его на площадке, единодушно утверждают, что лучшего баскетболиста просто не может быть.

Однако баскетболом Уилт Чемберлен, родившийся в Филадельфии в 1936 году, по современным меркам, начал заниматься довольно поздно – когда учился уже в седьмом классе. Тогда в течение трех месяцев он вырос на 10 сантиметров, отчего его и взяли в школьную баскетбольную команду. Вместе с ней Чемберлен трижды выигрывал школьные чемпионаты США в своей возрастной группе. К этому времени он уже вымахал больше, чем до двух метров, что позволяло ему с легкостью переигрывать более низкорослых сверстников и легко подбирать мячи.

Когда Чемберлен оканчивал школу, его приглашали к себе… две сотни колледжей – ведь в каждом была своя баскетбольная команда. Он выбрал Канзасский университет, куда и поступил в 1955 году. Но правила тех лет запрещали новичкам, независимо от их способностей, играть в одной команде со старшекурсниками, и будущей баскетбольной звезде пришлось начинать в команде первокурсников.

В первом же матче его команда встречалась с командой старшего курса, которая в тот год была одним из основных претендентов на победу в университетском первенстве США. И Чемберлен поразил всех, набрав за игру более 50 очков и практически в одиночку принеся победу своей команде. Два года спустя рост Чемберлена был уже 215 сантиметров, и в студенческом баскетболе не было никого, кто мог бы с ним соперничать.

Читайте также:  Средство для очищения линз очков

Но университет Чемберлен не окончил – решил, что заработает на жизнь одним баскетболом, и в 1959 году подписал контракт с командой НБА «Филадельфия Уорриорз». В первый же сезон его игра произвела сенсацию. Уилт набрал за сезон 2707 очков – в среднем по 37,6 очка за игру – и был назван лучшим новичком Ассоциации и лучшим баскетболистом сезона 1959/60 года.

Так началась его великая карьера. В сезоне 1960/61 года на счету Чемберлена было уже 3033 очка, а в следующем сезоне 4029 очков. Это означало, что в каждом матче того сезона Уилт приносил своей команде в среднем по 50,4 очка, проводя на площадке по 48,5 минуты за игру. Тогда же, 2 марта 1962 года, в матче против «Нью-Йорк Никс» Чемберлен установил свой фантастический рекорд, набрав ровно 100 очков. Он сделал 36 результативных бросков с игры, записав на свой счет 72 очка, а еще 28 очков набрал со штрафных бросков – всего выполнял 32 штрафных броска и был точен 28 раз. С тех пор это феноменальное достижение – 100 очков за матч – не сумел повторить никто, да и вряд ли сумеет.

В том сезоне лишь поражение в финальной серии плей-офф от «Бостон Селтикс» со счетом 2:4 остановило победный путь команды Уилта Чемберлена. Но «Бостон Селтикс» тогда был сильнейшим клубом НБА, где блистал другой выдающийся баскетболист – Билл Рассел. Следующее десятилетие историки баскетбола называют великим противостоянием Чемберлена и Рассела. Эти игроки восемь раз сходились в играх плей-офф, и лишь однажды победу праздновала команда Чемберлена. Хотя в личных показателях по набранным очкам небольшое преимущество было у Чемберлена.

Сам Билл Рассел отзывался об игре вечного соперника так: «Уилт – лучший центр, против которого мне доводилось играть. Он обладал возможностями и талантом суперчеловека. Поэтому, сражаясь с ним, мне приходилось демонстрировать свой лучший баскетбол, иначе мы бы постоянно проигрывали».

То, что «Филадельфия Уорриорз» никак не может стать чемпионом несмотря на его блестящую игру, безусловно, угнетало Уилта Чемберлена. В том же 1962 году он решил оставить команду и перешел в «Сан-Франциско». Здесь в течение двух сезонов он был рекордсменом НБА по результативности. Затем Уилт вернулся в Филадельфию, но уже в другой клуб – «Филадельфия-76». Вместе с ней в сезоне 1966/67 года Чемберлен наконец-то в первый раз стал чемпионом НБА.

Однако в следующем сезоне повторить это достижение не удалось: в матчах плей-офф «Филадельфия-76» уступила все тому же клубу «Бостон Селтикс» с блистательным Биллом Расселом. Тогда же Уилт Чемберлен вновь сменил клуб, перейдя в «Лос-Анджелес Лейкерс», где и провел последние пять лет своей карьеры. За это время он четыре раза выводил свою команду в плей-офф, вновь встречаясь с «Бостон Селтикс», но чемпионом НБА стал лишь однажды – в сезоне 1971/72 года. Справедливости ради надо сказать, что еще в 1969 году Билл Рассел завершил свою спортивную карьеру.

В том сезоне клуб «Лос-Анджелес Лейкерс» установил еще одно блестящее достижение, остающееся непревзойденным до сих пор: выиграл в регулярном чемпионате НБА 33 игры подряд.

А в следующем сезоне в возрасте 36 лет закончил баскетбольную карьеру и сам Уилт Чемберлен. Чемпионом НБА он побывал лишь дважды, но другие его выдающиеся достижения значат куда больше. Среди них есть еще и такое: ни в одном из 1200 матчей, проведенных за 14-летнюю профессиональную карьеру, Чемберлен не был удален с площадки за 6 персональных замечаний.

После завершения карьеры Чемберлену не раз предлагали работать в качестве тренера в разных клубах НБА, но он отвечал отказом на самые выгодные предложения. Зато продолжал играть в волейбол и теннис. Успел Уилт Чемберлен даже сняться в кино, сыграв в фильме «Конан-варвар» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли.

В 1996 году Уилта Чемберлена включили в список 50 лучших баскетболистов НБА, а три года спустя великий спортсмен скончался от сердечного приступа в возрасте 63 лет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

источник

В этот день «Уорриорз» обменяли центрового Уилта Чемберлена. Вы удивитесь, но это был не худший трейд в истории клуба.

Ровно 54 года назад прародители «Голден Стэйт Уорриорз» «Сан-Франциско Уорриорз» обменяли самого доминирующего игрока в истории баскетбола Уилта Чемберлена в «Филадельфию». И уже в после обмена, в составе «Филадельфии Сиксерс», Чемберлен установил тот сумасшедший рекорд — 100 очков в одном матче, который не могут побить до сих пор.

От сравнений с великой экономической депрессией 30-х и квалификации данного трансфера как самого провального в практике баскетбольного менеджмента этот обмен отделяет всего лишь несколько робких шажков.

Не будем забывать, что экономические реалии НБА и структура управления клубами в 1965-м году была кардинально иной. Жестких финансовых рамок не существовало, был только набор основных правил, по которым владельцы и менеджеры управляли клубами.

Права игроков меняли на новые автомобили, вместо заработной платы клуб мог взять на себя расходы по выплате кредита на дом, купленный баскетболистом, и таким образом привязать недальновидного спортсмена к месту работы и проживания. В отдельных случаях игрока даже могли проиграть в карты или рулетку. Всё-таки 60-е были расцветом расовой сегрегации, и для некоторых владельцев игроки были просто расходным материалом.

Назвать трейд Чемберлена однозначно провальным нельзя еще и потому, что «Уорриорз» испытывали серьезные финансовые проблемы. Клуб переехал в Сан-Франциско из Филадельфии в 1962-м, еще проходил период становления, который требовал огромных затрат. Для руководства вопрос стоял следующим образом: либо обмен Чемберлена, либо скорый упадок и вероятное банкротство.

Так что при всей кажущейся абсурдности его трейда были в истории «Уорриорз» и куда более провальные обмены. Вот несколько примеров, чтобы не быть голословным.

«Уорриорз» никогда не слыли мастерами работы на драфте, чего только стоит выбор Джо Смита под первым номером в 1995-м. Годом позже на самом богатом драфте десятилетия «Голден Стэйт» выступили и того круче. «Воины» деловито взяли под 11-м пиком безвестного Тодда Фуллера, видимо, не слишком впечатлившись игрой Коби Брайанта, Пежи Стояковича и Стива Нэша, которые ушли под 13-м, 14-м и 15-м пиками соответственно.

В 97-м «Голден Стэйт» остановились в шаге от Трейси Макгрэйди, сделав ставку на Адонала Фойла с Карибских островов. После такого стало понятно, что «Уорриорс» должно фартануть хотя бы по принципу исключения. Тем более, на драфте-1998 у них был высокий 5-й пик, а среди главных открытий числился дуэт из университета Северной Каролины Антуана Джэймисона и Винса Картера. Оба выглядели многообещающе, только Картер подкупал не только своей результативностью, но ещё завораживал своими полетами во сне и наяву. Вся лига грезила приходом «нового Джордана».

Конкуренты сделали все, чтобы «Уорриорз» преуспели. В «Торонто» долго думали и в итоге пальнули в Джэймисона. Спустя несколько минут Картер пожимал руку комиссару лиги в кепке с символикой «Голден Стэйт». А спустя ещё пару мгновений генменеджер «Уорриорз» Гарри Сент-Джин обменял Картера в «Рэпторс» на его однокашника Джэймисона.

В качестве причины потом выкатили довод о том, что Джэймисон более разносторонний и готовый к НБА игрок. Отчасти это и было правдой, Джэймисон отыграл в лиге 16 лет, дважды съездил на Матчи звезд и становился лучшим запасным. Только вот всего этого Антуан добивался отнюдь не в составе «Уорриорз», не говоря уже о том, что карьера его сложилась далеко не так ярко и продуктивно, как у Картера, который бьет исторические рекорды НБА и по сей день.

В начале 90-х мало что могло соперничать по степени зрелищности с быстрыми отрывами и ранним нападением «Run TMC». Тим Хардуэй, Митч Ричмонд и Крис Маллин стремительно закладывали виражи по паркету, удачно дополняя игру друг друга. Тим своим дриблингом заставлял хрустеть лодыжки защитников задолго до Аллена Айверсона и Кайри Ирвинга, Ричмонд отвечал за атлетизм и нахрапистость, а похожий на армейского инструктора Крис Маллин своими дальними бросками укоренялся в памяти тех, кто спустя 20 будет сравнивать с ним Клэя Томпсона.

В последнем для трио сезоне 1990-1991 «Run TMC» набирали в среднем по 72,5 очка, «Уорриорз» выиграли 44 матча при средней результативности в 116,6 очка — лучшей за последние 23 года.

О том, чтобы сделать из хорошей команды выдающуюся, боссы «Уорриорз» говорили ещё летом, тогда и прозвучали первые реплики об обмене одного из игроков топовой связки на «большого». По замыслу, это должен был быть центровой, умеющий пасовать и способный обеспечить монолитную защиту. Несмотря на всю свою искрометность и атаку, «Уорриорз» закончили сезон с 23-й защитой в лиге.

Заинтересованность в Ричмонде выказали «Кингс», которые были готовы расстаться ради игрока с 3-м пиком драфта-1991, на который уже выставил свою кандидатуру Дикембе Мутомбо. Тренер и генменеджер «Уорриорз» Дон Нельсон был не в восторге от прожектов начальства: система давала результат и требовала только косметических изменений.

Прения руководства и тренера продолжились вплоть до драфта, в процессе и после его окончания. «Уорриорз» прикидывали варианты с конца июня и до начала октября. Казалось, еще чуть-чуть, и сезон 1991-1992 Ричмонд начнет в команде из Окленда, но доводы Нельсона не сумели образумить начальство. «Уорриорз» обменяли Ричмонда в «Сакраменто» самым несуразным образом из возможных. Они отдали «Кингс» Ричмонда и центрового (. ) Леса Джепсена в обмен на тяжелого форварда Билли Оуэнса, выбранного «королями» под тем самым 3-м пиком.

Дебютант по итогам сезона вошел в первую команду лучших новичков, но уже в следующем сезоне стало очевидно, что это не тот игрок, который поможет «Уорриорз» добиться качественного прогресса. За три сезона в «Голден Стэйт» его средняя статистика составила 12,8 очка, 7,2 подбора и 3,3 передачи. Полезно, кропотливо и надёжно, но не более.

Так можно озаглавить ту область политики «Уорриорз», которая касается слива сезона ради драфт-пиков и их последующего обмена. По ходу сезона 1979-1980 «Уорриорз» готовы были идти на любые унижения и поругания, лишь бы заполучить выгодный драфт-пик.

Сезон команда закончила с показателем 24 победы, 58 поражений, а его апофеозом стала преддрафтовая сделка с «Бостоном», в ходе которой «Уорриорз» обменяли своего стартового центрового Роберта Пэриша и 3-й пик драфта. В ответ «Селтикс» отдали 1-й и 13-й пики. «Голден Стэйт» выбрал под первым номером Джо Барри Кэрролла и приготовился пожинать плоды своей изощренной стратегии. Плоды оказались с гнильцой.

Временами казалось, что Кэрролл способен быть действительно решающей силой, из шести сезонов за «Уорриорз» в четырех подряд он набирал не менее 20 очков. Вместе с тем центровой систематически игнорировал режим, пропускал тренировки, влипал в истории с проститутками и курением марихуаны, в конце концов получил одну из самых трудно переводимых кличек. Джо (Joe Barry Carroll) прозвали Joe Barely Cares, что означает «Джо, которому едва ли есть дело». Что касается «Селтикс»…

…то пик, полученный от «Уорриорз», они потратили на выбор Кевина Макхэйла, который вместе с Пэришем и Ларри Бердом стал олицетворением «кельтской» династии 80-х. Номера каждого из них увековечены бостонским клубом, а имена вписаны в Зал славы баскетбола.

источник

Журнал Complex представил свой взгляд на извечный вопрос – так ли уж это здорово набрать в отдельном матче 100 очков? И почему это достижение — одно из самых неочевидных за всю историю спорта? Давайте разбираться вместе.

Еще со времён знаменитого перфоманса Уилта Чемберлена идея набрать 100 очков в отдельно взятом матче не выходит из головы миллионов игроков и поклонников баскетбола по всему миру. За всю историю лишь немногим покорились эти заветные три цифры, а на профессиональном уровне и вовсе никто не смог подвинуть с пьедестала статистического Голиафа в лице Чемберлена. Ближе всех был Коби Брайант. Но даже ему покорилась отметка «лишь» в 81 очко.

16 января 2001 года школа, где учился Дехуан Вагнер, вела по ходу встречи 84 очка. Главный тренер Panthers (команда Вагнера) Глен Джексон собирался выпустить одного из резервистов в мусорное время. Сам Дехуан передал мяч своей маме Лизе Полк после того самого 100-го очка. Это достижение сделало его первым игроком в школьном баскетболе, которому за последние 20 с лишним лет покорилась подобная планка. До конца игры оставалось ещё три с половиной минуты, и Вагнер забросил 10 трёхочковых. Ясно, что он ни в коем случае не хотел садиться и всячески упрашивал тренера оставить его до финальной сирены.

«Он просто не хотел этого, – вспоминает Вагнер. – Когда я набрал сотку, до конца оставалось ещё четыре минуты, и я пытался уговорить его дать мне набрать 120. Но он усадил меня. Я до сих пор подкалываю его на этот счет».

Критики Вагнера поспешили отметить: его выступление имело мало общего с баскетбольным мастерством как таковым. Масла в огонь подлил и тот факт, что через несколько часов школьник из Техаса Седрик Хенсли побил его рекорд и набрал 101 очко, принеся своей школе разгромную победу со счётом 178–28. При этом главный тренер Джером Тэнг отметил статистику техасца как «великое достижение».

«Неспроста с последнего 100-очкового перфоманса от игрока школьной лиги прошло целых 22 года, – пишет обозреватель ESPN Insider Джефф Гудман. – Большинство тренеров понимает, что в набивании статистики отдельно взятого игрока нет никакого смысла, когда речь идёт об игре в одни ворота; когда исход матча предопределён уже после перерыва».

Однако, весь негатив нисколько не волновал самого Вагнера. «Набрать 100 очков – это, безусловно, достижение, – говорит он. – Многие не могут похвастаться подобным, даже кидая мяч в пустое кольцо».

Подобная реакция на достижения Вагнера, Хенсли и им подобным стала обыденной. Поэтому встаёт резонный вопрос: стоит ли праздновать покорение кажущейся недостижимой планки в 100 очков или, скорее, корить себя за то, что ты просто разжился очками за счёт блеклой игры оппонента?

За всю баскетбольную историю количество таких выступлений невелико. Лишь 25 школьников, четыре игрока уровня колледжа и 25 игроков международного уровня смогли добиться отметки в 100 набранных очков с тех пор, как в 1913 эта планка впервые покорилась Херману Сейгеру (113 очков). Логично предположить, что всех этих игроков ожидает уважение и почёт в рамках баскетбольного сообщества. Но в течение многих лет журналисты не раз высмеивали и пренебрегали рекордсменами, предпочитая говорить о других командах, нежели об обладателях памятных рекордов.

26 января 1960 года форвард школы Бернсвилл Хай Дэнни Хитер принес своей команде победу со счётом 173–43, набрав рекордные 135 очков. Тренер Бернсвилл Джон Сталнейкер позволил ему сделать это. Так у игрока появился шанс на стипендию для обучения в колледже. Что не понравилось журналистам: после игры репортер Charleston Daily Mail Дэн Хаус спросил у тренера и игрока: «Допустимо ли подобное избиение несчастной, измученной школьной команды при намерении заработать стипендию для своей главной звезды? Вот в чём загвоздка».

Читайте также:  Может ли быть привыкание к очкам

На диаграмме: статистика всех 100-очковых выступлений в истории баскетбола

Подобная критика обрушилась на Эпифанни Принс, на тот момент выступавшую за школу Марри Бергтраум. Она набрала 113 очков в феврале 2006го. После игры звезда НБА Леброн Джеймс похвалил Принс: «Потрясающе, когда один человек способен на такое». Чего не сказать о журналисте Эдриане Вожнаровски. Его совсем не впечатлила работа баскетболистки и её тренера Эда Грезински, позволившего игре выйти из-под контроля. За разъяснениями он обратился к Бобу Херли, тренеру среди юношей. Он сказал следующее: «Иногда стоит поставить себя на место ребят, находящихся на другом конце площадки».

Даже великий Уилт Чемберлен попал под огонь прессы, когда стал первым – и единственным – игроком в истории НБА, сумевшим набрать 100 очков в одной игре. Это случилось 2 марта 1962 года в матче против Нью-Йорк Никс (169–147). Сегодня та самая игра Чемберлена воспринимается как одно из самых впечатляющих выступлений в истории профессионального баскетбола. Рекорд центрового Филадельфия Уорриорз вряд ли будет побит. Даже Коби Брайант, подобравшийся ближе остальных и набрав 81 очко в победном матче против Торонто, сказал, что представить второго игрока в НБА с отметкой в 100 очков просто «немыслимо». Но сразу после той великой игры нашлись недовольные журналисты. Они посчитали, что это отразится на падении интереса зрителей к НБА. В то время лига активно боролась за аудиторию:

«Баскетбол не развивается, потому что американская молодежь нормального роста просто не может ассоциировать себя со звёздами-переростками, – написал тогда редактор New York Daily News Джимми Пауэрс. – Вы просто не сможете продать билеты на матч с семифутовым монстром даже самому наивному подростку».

Результат критики: аж в 1993 году Чемберлен осознал масштаб своей 100-очковой игры. «Со временем я всё больше ощущаю себя частью того матча, – сказал он тогда. – Всё встало на свои места, и я наконец осознал, что я сделал. Люди будут говорить детям: “Видишь того парня? Это он набрал 100 очков за одну игру”. Сейчас я по-настоящему горжусь этим».

Уилт Чемберлен набрал сто очков, 1962 год

Справедливости ради, журналисты были не единственными, кто выступал с критикой подобных достижений. Порой и сами игроки журили себя за набранные 100 очков. Дэнни Бойд набрал 104 очка и принёс школе Камден Хай победу над школой Кларксбурга в 1961 году. После игры он стал оправдываться: «Мне стыдно, что я набрал все эти очки, – говорил он. – Я даже не хотел играть во второй половине».

То же коснулось и Лизу Лесли. Прошло 25 лет с тех пор, как она сделала то, что до неё не удавалось никому. 7 февраля 1990 года она набрала 101 очко в первой половине, добившись для своей команды разгромной победы (102–24). Игра стала частью торжества, когда капитан команды и по совместительству выпускник пытается набрать как можно больше очков в своём последнем домашнем матче. Сама Лиза признаётся: она «никогда» не вспоминает о той игре. Кстати, она выиграла четыре олимпийских золота, два чемпионата женской лиги НБА и три награды MVP сезона за её двенадцатилетнюю карьеру.

«Это было не совсем честно, – говорит Лиза Лесли, ныне ведущая спортивной передачи на CBS. – Может быть, именно поэтому подсознательно я никогда особо не гордилась этим. В детстве я думала: “Они должны помешать мне набирать очки. Если им не по силам меня остановить, то это не мои проблемы”. Но существовала ли необходимость для меня забивать так часто? Не думаю».

Несмотря на всю критику, баскетболисты вряд ли в ближайшее время оставят попытки достичь отметки в 100 набранных очков. В будущем таких игр может стать ещё больше благодаря так называемой «Системе Гринелла». Её создателем и главным идеологом является главный тренер крошечного колледжа Гриннел Дейв Арсенолт. Суть программы заключается в огромном количестве трёхочковых бросков, прессинга по всему периметру площадки, а также широкой ротации игроков. В итоге получается очень быстрое нападение с высоким темпом, а главной задачей становится набор максимально возможного количества очков. В такой ситуации один игрок изначально примеряет на себя роль главного скорера. Это выливается в его сумасшедшие статистические показатели.

Джек Тейлор, ключевой игрок такой системы, уже дважды оказался в заголовках спортивной прессы ввиду его невероятных с точки зрения статистики выступлений. Первый раз это случилось 20 ноября 2012 года, когда он совершил 108 бросков (включая 71 трёхочковую попытку) и записал на свой счет 138 очков.

Он смог побить державшийся до этого 59 лет рекорд NCAA. Случай получил такой резонанс, что даже суперзвёзды НБА вроде Кармело Энтони, Коби Брайанта и Кевина Дюранта не смогли пройти мимо. В интервью New York Daily News Энтони не смог скрыть своего удивления: «Я никогда не слышал ни о чём подобном. Это похоже на видеоигру. Как один человек может выбросить мяч 100 раз за игру?».

«Меня раздражало, когда люди критиковали моё поведение и говорили, будто я эгоист и плохой напарник. Они просто не могли понять, — это была командная заслуга» – Джек Тейлор

Сотрудники СМИ удивлялись не меньше, и некоторые обрушились на Тейлора по поводу того, что тот совершил 100 бросков, при этом не отдав ни единой передачи. «Это просто позор, – писал обозреватель Fox Sports Ohio Зак Джексон. – Не было никакой нужды продолжать эти броски. особенно когда исход встречи уже был предрешён, официальному секретарю понадобился ещё один листок для протокола, а у противника совсем не было сил, чтобы не давать Тейлору бросать из-за дуги».

Игрок предпочёл сосредоточиться на положительной реакции со стороны звёзд НБА. «Меня раздражало, когда люди критиковали моё поведение и говорили, что я эгоист и плохой напарник, – говорит он. – Они просто не могли понять, что это была командная заслуга. Всё дело в том, что даже при открытых бросках они скидывали мяч на меня. Я бы никогда не набрал 100 очков без их поддержки».

Спустя почти год после знаменательной игры, 17 ноября 2013го, Тейлор повторил своё трёхзначное достижение. В этот раз он записал на свой счёт 109 очков, обыграв команду колледжа Кроусроудс. Джек снова столкнулся с волной критики, однако он продолжил хвалить своих напарников и университет Гринелл: «Как и в прошлом году, я бы не смог сделать это без своих партнёров. Я безумно им благодарен. Это была настоящая командная работа. Я благодарен программе и людям, с которыми мне довелось выступать».

Так неужели все эти 100-очковые игры действительно так сильно вредят баскетболу? Всё зависит от того, к кому вы обратитесь с вопросом. Если это будет материал, написанный сразу после подобных выступлений, тогда очевидно – да. Как вы успели заметить, у спортивных журналистов вошло в привычку критиковать игроков и их тренеров за допущение подобного. В своих статьях они любят перемалывать косточки, и при первой же возможности используют 100-очковую игру как нарушение «фэйр плей». Но вы понимаете: критика в адрес игрока, набравшего 100 очков, принесёт гораздо больше внимания, чем похвала за его достижение.

Такое мнение не имеет ничего общего со взглядом на подобные выступления через призму истории. Сегодня 100-очковая игра Вагнера уже не рассматривается в негативном свете, наоборот, её используют для наглядного примера, каким отличным игроком и скорером он был в свои школьные годы. Именно поэтому Вагнер, отыгравший один год в университете Мемфиса, а также пять сезонов в НБА, не придаёт особого значения словам прессы: «У людей всегда было своё мнение на этот счет. Но меня это никогда не волновало». Он не стремился покрасоваться или унизить своих противников – он просто делал то, чему его обучали.

«Однажды я набрал 50 очков во время летнего лагеря Nike, против сборной США среди студентов колледжа, – говорит Вагнер, в данный момент выступающий за пуэрториканский клуб Atenienses de Manati и всё ещё надеющийся вернуться в НБА. – Тогда почему-то никто не жаловался. Меня выпустили на площадку, и у меня была только одна цель. Я не пытался давать никому спуску, так же, как никто не собирался подыгрывать мне».

И в этом нет ничего постыдного, не находите?

источник

Один американец, вероятнее всего, страстный поклонник Брайанта, будь-то из любви к статистике или к своему кумиру, сделал попытку доказать, что 81 это лучше 100.

На первый взгляд может показаться, что 100-очковый матч Уилта Чемберлена 1962 года намного превосходит игру, в которой Коби Брайант забил 81 очко. В конце концов, Брайанту требовалось ещё 19 очков — это примерно средняя результативность По Газоля — чтобы лишь сравняться с Диппером. Однако, сравнив эти два матча, с удивлением обнаруживаешь, что на самом деле более выдающимся является выступление Брайанта. Если разобрать статистику двух матчей, быстро становится очевидным, в какой доминирующей манере провел встречу Коби. Посмотрите на факты:

Брайант действовал эффективнее. Чтобы набрать 81 очко, Брайанту понадобились 46 бросков с игры и 20 штрафных. Чемберлену, чтобы забить 100 очков, потребовалось 63 броска с игры и 32 штрафных. Действительный процент попадания* у Брайанта в том матче составил 73,9%, показатель Чемберлена — всего 63,9%. В матче Чемберлена, игроки «Уорриорз» специально нарушали правила, чтобы вернуть себе владение мячом и Чемберлен смог набрать сотню. Ему это удалось только с третьей попытки. К тому времени его команда уверенно вела, как и всю вторую половину, и победила со счетом 169:147. С другой стороны, Брайант набрал почти все свои очки тогда, когда они были отчаянно нужны, поскольку в начале третьей четверти его команда уступала 18 очков.

Брайанту потребовалось меньше игровых минут. Что действительно удивляет, так это тот факт, что Коби провел вне площадки шесть минут второй четверти. Таким образом, Брайант забил 81 очко всего за 42 минуты, тогда как Уилт набрал 100 очков, отыграв все 48 минут. Если бы Коби сыграл дополнительные шесть минут и забивал в том же темпе (едва ли это неоправданное допущение, учитывая, каким свежим Брайант выглядел в концовке), он забил бы 93 очка. Да, 93.

Игра проходила в другой манере. Из всех различий между матчами Брайанта и Чемберлена, это, наверное, самое большое. Игра Чемберлена окончилась при счете 169:147, Брайанта — 122:104. Очевидно, что была большая разница в скорости игры, и это означает, что у Чемберлена было гораздо больше возможностей забивать, чем у Брайанта.

В матче Чемберлена было сделано 233 броска с игры по сравнению с 164 в игре Брайанта, и 93 штрафных броска против 60-ти. У нас нет данных о количестве потерь и подборов в нападении в матче Чемберлена, но, используя только что упомянутые цифры, мы можем подсчитать, что в игре Чемберлена было на 46% больше владений мячом, чем в матче Коби.

В таком случае, мы должны увеличить показатели Коби на 46%, чтобы получить верное представление о том, как они соотносятся с эрой Чемберлена. Результат? Невероятные 118 очков. А если мы добавим Брайанту дополнительные шесть минут, то получим потрясающие воображение 135 очков, набранные одним игроком за один матч.

Другой способ — это уменьшить на столько же статистику Чемберлена. Если мы переведем его показатели в «очки 2006 года», назовем их так, то получим 68 очков — по-прежнему великолепное выступление, но явно не на уровне 81-очкового прорыва Коби. А если сделать поправку на то, что Чемберлен сыграл 48 минут, а Коби — 42, то у Уилта получается всего 60 очков, или чуть больше, чем Коби забил за вторую половину.

Так что, когда Марк Штайн заявляет, что это самое удивительное выступление всех времен — верьте. Стоит сделать поправку на разный темп игры в двух эпохах и тот факт, что Брайант просидел 6 минут на скамейке запасных, и в сравнении блекнет даже монументальный 100-очковый матч Чемберлена. Впредь при оценке достижений в нападении, историки баскетбола должны использовать как ориентир достижение Брайанта.

* Разработанный Холлинджером статистический показатель. В формуле, по которой рассчитывается процент реализации бросков, учитываются также штрафные и доля трехочковых.

источник

Уилтон Норман Чемберлен (Уилт Чемберлен) – величайший американский профессиональный баскетболист, автор множества невероятных рекордов, двукратный чемпион НБА, единственный игрок, которому удалось в одной игре набрать 100 очков, рекордсмен по количеству набранных очков за карьеру.

Уилт Чемберлен родился 21 августа 1936 года в Филадельфии (США). С детства он увлекался спортом. В десятилетнем возрасте рост Чемберлена был 180 см, поэтому с выбором вида спорта он долго не думал.

Обучаясь в «Overbrook High School», Уилт Чемберлен был не просто лидером команды «Panter’s», он был незаменимым баскетболистом. Имея рост более 210 см, он, в прямом смысле, сам решал исход каждого матча, набирая за игру в среднем 40-50 очков. Уже в школьные годы за высоченным Чемберленом закрепилось прозвище «Голиаф».

В 1955 году Уилт Чемберлен стал студентом Канзасского университета, что давало ему право играть в NCAA (Национальная ассоциация студенческого спорта). Играя за университетскую команду, Чемберлен продолжил удивлять всех уровнем мастерства и невероятной результативностью. В 1957 году Уилт был признан лучшим баскетболистом «Финала четырех NCAA», но, несмотря на это выиграть студенческую лигу с Канзасской командой Чемберлену не удалось.

В 1958 году талантливый баскетболист решил стать профессиональным спортсменом. Так как университет Чемберлен к тому времени еще не закончил, двери в НБА для него были закрыты. Уилт принял предложение популярной в те годы шоу-команды «Харлем Глоубтроттерз», которая ездила по миру и, по сути, популяризировала НБА и баскетбол в мире. Именно в составе этой команды Чемберлен посетил Советский Союз.

В 1959 году Чемберлен стал игроком НБА. На Драфте (система отбора спортсменов в игровых видах спорта в США) Уилт был выбран родной для него командой «Филадельфия Уорриорс», с которой он и подписал долгосрочный контракт. 24 октября 1959 года состоялся дебют Чемберлена в национальном чемпионате. И здесь талантливый спортсмен не сник, став практически сразу звездой НБА и любимчиком болельщиков. В первой игре против «Нью-Йорка» Чемберлен набрал 43 очка и сделал 28 подборов.

Дебютный сезон в НБА стал для Голиафа невероятно успешным. Чемберлен шокировал соперников системной результативностью, высочайшим уровнем технического мастерства и скоростными способностями (что бывает крайне редко при таком росте). При этом Уилт был просто незаменимым в защите – его постоянные блокшоты оказались непреодолимой преградой для многих соперников. Игроки других команд, чтоб хоть как-то сдержать Чемберлена, играли против него очень жестко, нарушали правила, хватали за руки, иногда даже кусали. Уилт настолько отчаялся к концу первого сезона, что даже заявил о желании завершить спортивную карьеру из-за слишком неадекватного поведения соперников. Но к радости тысяч американских болельщиков Чемберлен этого не сделал. По итогам дебютного сезона Уилт Чемберлен был признан лучшим новичком НБА, MVP года, лучшим игроком «Матча всех звезд». Команда «Филадельфия Уорриорс», которая в предыдущем сезоне занимала предпоследнюю ступеньку, благодаря Чемберлену не просто пробилась в плей-офф, но и сумела пройти в финал, где уступила легендарному в 60-е годы «Бостон Селтикс» со счетом 2:4.

Читайте также:  Раствор для очков от запотевания


В составе «Филадельфии» Уилт Чемберлен семь сезонов подряд становился самым результативным игроком НБА. Помимо точных бросков баскетболист был полезным и в других элементах игры. 24 ноября 1960 года в игре с «Селтиком» он установил рекорд по количеству подборов – 55. В сезоне 1961/62 он набрал рекордные 4029 очков за сезон. В этом же году Чемберлен установил свой знаменитый и до сих пор непобедимый результат.

2 марта 1962 года является поистине историческим днем не только в биографии баскетболиста, но и всей истории американского баскетбола. В матче против «Нью-Йорк Никс» Уилт Чемберлен набрал за одну игру 100 очков. Помимо этого достижения, которое на сегодняшний день не смог повторить ни один баскетболист, Чемберлен совершил 25 подборов. Интересно, что вторым по результативности игроком команды «Филадельфия» стал Эл Эттлз, набравший всего лишь 17 очков. Сам матч закончился со счетом 169:147 в пользу команды Чемберлена.

К сожалению для Чемберлена, в баскетболе не всегда все решает индивидуальное мастерство, ведь это командный вид спорта. Как бы ни блистал «Голиаф» на паркете, а золотые перстни из года в год ускользали от него. За семь сезонов в «Филадельфии Уорриорз» ему так и не удалось выиграть чемпионат НБА. Но, как говорится, не было бы счастья …

Уилт Чемберлен и Мухаммед Али

В 1965 «Уорриорс» (к тому времени переехавшие в Сан-Франциско), из-за финансовых трудностей были вынуждены продать Чемберлена. Уилт стал игроком другой команды из родного города – «Филадельфия-76», в составе которой он впервые и ощутил вкус чемпионства. В сезоне 1966/67 года в финальной серии Чемберлен с «Филадельфией» взял верх над своей предыдущей командой, которая изменила название на «Сан Франциско Урриорз», со счетом 4:2. С 1966 по 1968 год Уилт Чемберлен трижды подряд признавался лучшим игроком Национальной баскетбольной ассоциации.

В 1968 году Уилт подписал контракт с «Лос-Анджелес Лейкерс». За пять сезонов в составе этой команды ему удалось второй (и последний) раз в карьере стать чемпионом США (1971/72). При этом, благодаря Чемберлену «Лейкерс» установили рекорд по количеству побед в одном сезоне – 33 игры подряд.

В финальной серии плей-офф соперником «Лейкерс» были «Никс». В решающей пятой игре Чемберлен играл со сломанной рукой и сделал все возможное для исторической победы (это чемпионство стало первым для «Лейкерс»). При этом баскетболист даже отказался от обезболивающих уколов, так как полагал, что воздействие препарата негативно скажется на точности его бросков. «Лейкерс» выиграли финал, а Уилт Чемберлен был назван лучшим игроком матча.

Уилт Чемберлен во время съемок в фильме о Конане

Чемберлен стал единственным игроком в истории НБА, из-за которого ассоциация несколько раз меняла правила игры. Чтобы хоть как-то снизить результативность и превосходство Чемберлена под кольцом, была увеличена трехсекундная зона. Также ввели запрет на добивание мяча, когда он находится над кольцом. Но что самое интересное – изменили правила пробивания штрафных. Дело в том, что Чемберлен бросал штрафные не как все. Он немного разбегался, отталкивался от штрафной (шестиметровой) линии и закладывал мяч сверху. Именно из-за таких штрафных в исполнении Уилта Чемберлена, в правилах НБА появился пункт, запретивший прыгать вперед при выполнении данного элемента игры.

В 1973 году Чемберлен стал играющим тренером команды «Сан Диего Конкистадоры» из Американской баскетбольной ассоциации. Однако, выступать за команду в качестве игрока он не смог, в связи юридическими формальностями в контракте с «Лейкерс». Чемберлен выполнял обязанности помощника главного тренера, но это амплуа было ему не по душе. По окончании сезона АБА Уилт Чемберлен ушел из профессионального спорта.

После баскетбола он пробовал себя в волейболе, поло, теннисе. Уилт Чемберлен даже снялся в фильме «Конан-варвар», где партнером по съемкам стал легендарный Арнольд Шварценнеггер. Тем не менее, даже когда ему было за 50, многие клубы НБА предлагали ему дорогие контракты, но он всегда отказывал. Ходили слухи о возможном бое Чемберлена с Мохаммедом Али, но они так и остались слухами.

Легендарный баскетболист стал успешным бизнесменом, был владельцем ночного клуба, спонсировал команды по волейболу и легкой атлетике, снимался в рекламе. В 1975 году Чемберлен возглавил Международную ассоциацию волейбола. Периодически выступал на соревнованиях, играя за разные команды.

В 90-е годы Уилт Чемберлен столкнулся с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с которыми безуспешно боролся несколько лет. 12 октября 1999 года его не стало. Несмотря на то, что Чемберлен играл в баскетбол более 40 лет назад, он и по сей день остается одним из лучших и популярных игроков НБА всех времен.

источник

В холодную дождливую ночь 1962 года в Херши (штат Пенсильвания, США) состоялась одна из величайших игр в истории баскетбола. Команда Philadelphia Warriors играла против New York Knicks.

Звёздный игрок Philadelphia Warriors был ростом 2 метра 16 сантиметров и весил 125 килограмм. Его звали Уилтом Чемберленом.

В баскетболе игроки ростом более двух с лишним метров выглядели неуклюжими и неловкими на площадке. Однако Уилт Чемберлен отличался от них. Он был высокий, как жираф, и грациозный, как балерина.

Во время баскетбольного сезона 1962 года Уилт Чемберлен набрал в среднем 50,36 очка за игру. Этот рекорд так никогда и не был побит. Для сравнения, Майкл Джордан, широко известный как величайший баскетболист всех времён, в среднем набрал 37,09 очка за игру во время своего наилучшего сезона. Задумайтесь об этом на минуту.

Ладно, вернёмся к игре. К концу первой четверти Чемберлен набрал 23 очка. 41 очко – к половине игры. 69 очков – к третьей четверти. И он не собирался останавливаться на достигнутом.

Когда оставалось 46 секунд до конца игры, Чемберлен обошёл пять игроков Knicks, приблизился вплотную к баскетбольному кольцу, высоко подпрыгнул и забросил мяч в корзину. Болельщики взорвали зал в исступлении. Сотни зрителей штурмовали площадку, чтобы поздравить и прикоснуться к герою вечера. Уилт Чемберлен только что набрал 100 очков, наибольшее количество, которое кто-либо получал в профессиональной баскетбольной игре.

Но это ещё не всё. После этой исторической игры произошло нечто странное. Звёздный игрок Уилт Чемберлен принял решение, которое многие назвали полным безумием.

Напрашивается вопрос: почему мы принимаем плохие – или даже глупые – решения, даже если хороший выбор – прямо перед нами?

«Бабушкины» свободные броски

Когда Уилт Чемберлен впервые присоединился к НБА, он доминировал над своими противниками физически, забрасывая мяч в корзину как угодно, даже если ему препятствовали двое и более игроков. Но когда дело доходило до свободных бросков — попытке получить очки беспрепятственно — у него это получалось ужасно. Мы говорим о 40 процентах бросков, сделанных с линии штрафного броска.

В начале сезона, предшествующего исторической игре, Уилт Чемберлен принял решение попробовать другой способ выполнения свободных бросков. Вместо того чтобы бросать мяч ото лба, как это делали все баскетболисты, Чемберлен перешёл на броски «из-под юбки», также известные как «бабушкины броски».

На протяжении всего сезона Уилт Чемберлен использовал этот вид бросков, и внезапно у него стали довольно хорошо получаться свободные броски. Показатель улучшился до 60 процентов.

Затем, в тот исторический вечер в Херши (штат Пенсильвания), Чемберлен попал в корзину 28 раз из 32 возможных с линии штрафных бросков. Это составило 87,5%! Это наибольшее количество свободных бросков, когда-либо выполненных за один баскетбольный матч в истории НБА.

Это резкое улучшение, с 40 до 87,5 процента, произошло не потому, что Чемберлен улучшил свои навыки спортсмена. Оно случилось потому, что он изменил способ выполнения штрафных бросков. Но что было потом? Уилт Чемберлен продолжил придерживаться своего хорошего решения, и у него стали отлично получаться броски со штрафной линии?

После той исторической игры произошло что-то невероятное. Озадачивающий, почти безумный момент. Уилт Чемберлен перестал совершать броски «из-под юбки» и вернулся к классическому методу. Он решил снова стать баскетболистом, у которого ужасно выходят свободные броски!

Говорят, что неразумно делать одно и то же снова и снова и ждать другого результата. Но разумно ли делать что-то другое, находить решение важных проблем, а потом возвращаться к старым способам, которые не работали?

У Уилта Чемберлена не было никаких рациональных причин перестать выполнять свободные броски «из-под юбки», поскольку он прекрасно осознавал положительные результаты нового подхода. Однако, несмотря на это, Чемберлен вернулся к своему старому способу выполнения бросков и до конца карьеры оставался игроком, у которого плохо получалось совершать свободные броски со штрафной линии.

В то время единственным другим игроком, который выполнял свободные броски «из-под юбки», был Рик Бэрри, который обладал почти таким же внушительным ростом и размерами, как и Чемберлен – 2 метра 1 сантиметр.

В отличие от Уилта Чемберлена, Рик Бэрри никогда не возвращался к классическим брсокам. И по чертовски веской причине. На момент своего выхода на пенсию Рик Бэрри удерживал рекорд в истории НБА по успешному выполнению свободных бросков – 90 процентов. Однако Уилт Чемберлен вполне мог бы побить этот рекорд, если бы он не отказался от свободных бросков «из-под юбки» к концу своей баскетбольной карьеры.

Итак, чем же отличается мир УИлта Чемберлена, который принял плохое решение при том, что знал лучшее, от мира Рика Бэрри, который продолжал придерживаться хорошего решения, даже осознавая его аномальность?

Пороговая модель коллективного поведения

В своём знаменитом эссе, опубликованном более сорока лет назад, социолог из Стэнфордского университета Марк Грановеттер попытался ответить на вопрос, почему люди делаю то, что не характерно для них.

Грановеттер использовал беспорядки в качестве одного из основных примеров, поскольку во время бунта нормальные люди вовлекаются в деструктивное и насильственное поведение. Зачем законопослушным гражданам вдруг бросать камни в окна?

До выхода работы Грановеттера социологи пытались объяснить это явление с точки зрения убеждений человека. Предыдущие теории предполагали, что когда люди находятся в толпе, они теряют своё независимое рациональное мышление и меняют собственные убеждения, чтобы соответствовать толпе. Например, если, скажем, в начале бунта один человек из толпы бросит камень в окно, убеждения остальных людей изменятся, и они будут действовать иррационально.

Но Грановеттер считал иначе. По его мнению, причина беспорядков не связана с коллективом людей, которые придерживаются убеждений относительно того, что является правильным, а затем внезапно, под влиянием менталитета толпы, меняют их. Скорее, бунты движимы социальной реакцией на поведение людей в окружении. Они движимы порогами.

Ваш порог – это количество людей, которые должны выполнить какое-либо действие, прежде чем вы присоединитесь к ним. Вы можете рассматривать пороги как форму давления со стороны сверстников. Чем выше ваш порог, тем больше людей должны что-либо сделать, прежде чем вы станете одним из участников.

В контексте бунта бунтарь, который нуждается в поощрении, чтобы бросить первый камень в окно, имеет очень низкий порог. Однако в противном случае законопослушный гражданин, который решил украсть компьютер потому, что вокруг него все также грабят, обладает весьма высоким порогом.

Грановеттер представил свои идеи как «пороговую модель коллективного поведения». Последствия этого заключаются в том, что, независимо от наших убеждений, в определённых социальных контекстах или порогах мы можем принимать действительно плохие решения, даже если знаем лучше. Это на один шаг приближает нас к решению головоломки иррационального решения Уилта Чемберлена вернуться к классическим свободным броскам.

Вот ещё одна подсказка. В автобиографии Уилт Чемберлен пишет: «Я чувствовал себя глупо, как девчонка, когда выполнял бросок “из-под юбки”. Я знаю, что я был неправ. Я знаю, что наилучшие игроки в истории баскетбола выполняли штрафные броски таким же образом. Даже Рик Бэрри бросает мяч “из-под юбки”. А я просто не мог это делать».

Вы не заметили ничего странного в комментариях Чемберлена? Какой-нибудь признак, связанный с пороговой моделью Грановеттера?

Давайте проанализируем слова Чемберлена. Во-первых, он пишет, что «чувствовал себя глупо, как девчонка». Почему? А потому, что почти все баскетболисты того времени выполняли классические свободные броски, не считая Рика Бэрри. Во-вторых, броски «из-под юбки» высмеивали и называли «бабушкиными». Чемберлен не хотел выглядеть глупо перед своими сверстниками и всем миром.

Во-вторых, Уилт Чемберлен сказал: «Я знаю, что я был неправ. я просто не мог это делать». Таким образом, несмотря на то, что он прекрасно осознавал, что перед ним был хороший выбор, он всё равно отдал предпочтение плохому решению. Именно убеждения Чемберлена привели к принятию такого решения. Это был социальный контекст. Иными словами, Уилт Чемберлен был человеком с высоким порогом, который практиковал бы «бабушкин» бросок, если бы большинство других баскетболистов также это делали. Но как насчёт Рика Бэрри?

Когда Бэрри впервые перешёл на броски «из-под юбки» (это было в старшей школе), он также считал, что будет выглядеть как девчонка. На самом деле его поначалу высмеивали за такой стиль выполнения бросков. Однако Бэрри не позволил этому обескуражить себя. Единственное, что имело для него значение – это улучшение его производительности.

В отличие от Чемберлена, у Рика Бэрри был очень низкий порог. Он не нуждался в одобрении других людей, чтобы придерживаться хорошего решения.

Нам нравится думать, что плохие решения являются результатом убеждений или невежества. Но это не всегда так. В большинстве случаев мы не всегда делаем то, что лучше для нас, даже если мы знаем это, из-за давления сверстников.

Но есть люди, такие как Рик Бэрри, которые предпочитают быть правыми, нежели пытаться нравиться всем. В отличие от Чемберлена, который умер с сожалениями, Рик Бэрри ни о чём не жалеет, потому что он не позволил мнению других помешать ему стать лучшей версией себя.

источник