Меню Рубрики

Укажи несклоняемое имя существительное очки дело окно какао

На этом уроке вы понаблюдаете, одинаковы ли окончания имён существительных в одних и тех же падежах. Вы узнаете о трёх склонениях, о том, как определять склонение имён существительных. Познакомитесь с несклоняемыми существительными.

Учёные заметили, что имя существительное имеет начальную форму и форму, как бы отклоняющуюся от основной. Отсюда и известный термин склонение. На уроке вы откроете новый секрет имён существительных. Тема: «Общее понятие о склонении имён существительных. Несклоняемые существительные».

Изменим по падежам указанные слова, понаблюдаем за окончаниями.

И.п. кто? лиса, хомяк что? степь

Р.п. кого? лисы, хомяка чего? степи

Д.п. кому? лисе, хомяку чему? степи

В.п. кого? лису, хомяка что? степь

Т.п. кем? лисой, хомяком чем? степью

П.п. о ком? о лисе, о хомяке о чём? о степи

Изменение имён существительных по падежам учёные назвали склонением. Почему? Вспомни «лесенку» падежей. Каждый падеж можно представить себе как отклонение от начальной формы.

Просклонять – это значит изменить по падежам.

Понаблюдаем за окончаниями, одинаковы ли они в одних и тех же падежах.

Наблюдая за окончаниями имён существительных при изменении по падежам, учёные заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три склонения имён существительных: 1-е, 2-е, 3-е.

Склонение, к которому относится (по которому изменяется) имя существительное, зависит от его рода и окончания в начальной форме.

мужского и женского рода с окончанием –а (-я) – 1-го склонения (звезда, дядя);

мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода – 2-го склонения (хомяк, яблоко);

женского рода с нулевым окончанием – 3-го склонения (степь).

Представим, что мы оказались не в простом лесу, а в лесу склонений (см. Рис. 1.)

Почему лиса, улитка, ромашка — под берёзой, волк, филин, гриб — под дубом, а лань и мышь – возле ели?

Лиса, улитка, ромашка, берёза – это слова ж.р. с окончанием –а. Они относятся к 1-му скл.

Волк, филин, гриб, дуб – это слова м.р. с нулевым окончанием. Они относятся ко 2-му скл.

Лань, мышь, ель – это слова ж.р. с нулевым окончанием. Они относятся ко 3-му скл.

Где бы вы расположили в лесу склонений имена существительные солнце, змея, Ваня, облако, рысь? (см. Рис. 2) Определим склонение по роду и окончанию.

Укажем общие признаки двух слов и различные.

1) тишь – тишина (она, ж.р., в ед. ч.; тишь – нулевое окончание, 3-го скл., тишина – окончание –а, 1-го скл.)

2) коленка – колено (в ед.ч.; коленка – она, ж.р., окончание –а, 1-го скл., колено – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл.)

3) повидло – джем (в ед.ч.; повидло – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл., джем, он, м.р., окончание нулевое, 2-го скл.

4) скатерть – покрывало (в ед.ч.; скатерть – она, ж.р., окончание нулевое, 3-го скл., покрывало – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл.)

Имена существительные какого склонения использовал поэт, создавая свой зимний пейзаж?

Склонение имени существительного узнают по его начальной форме. Начальная форма отвечает на вопрос кто? что? Поставим имена существительные в начальную форму.

(Что?) Бахрома (это ряд свисающих нитей и кистей), сосна, берёза, пряжа, зима, весна – это слова женского рода с окончанием –а, 1-го склонения.

К какому склонению относятся имена существительные кисточка, косточка, горсточка, ладошка, сетка?

Существительные женского рода, окончание -а, 1-го склонения.

Подберём к каждому слову однокоренное имя существительное 3-го склонения (ж.р. с нулевым окончанием).

Какие признаки у слов в парах одинаковые – род, число, падеж, склонение?

Петя – Пётр, Серёжа – Сергей, Алёша — Алексей

Род мужской, единственное число, именительный падеж – одинаковые признаки. Петя, Серёжа, Алёша – окончание – я, -а, 1-го скл.,

Пётр, Сергей, Алексей – окончание нулевое, 2-го скл.

Как определять склонение имён существительных во множественном числе?

Поставим существительные в начальную форму. Это форма именительного падежа, единственного числа.

грозди — гроздь (кисть ягод, цветов), она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

проруби – прорубь (отверстие, прорубленное во льду на реке), она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

пристани – пристань (место на берегу водоёма, оборудованное для причала судов), она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

брови – бровь, она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

сирени – сирень, она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

Очки, ворота, макароны, качели, обои – эти слова нельзя поставить в единственное число. Род и склонение не определить.

Все ли имена существительные склоняются? Понаблюдаем.

Весенний день. В окно трамвая

Цветная, как в цветном кино. ( А Барто)

Определим склонение имён существительных.

день — он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

окно – оно, ср.р., окончание –о, 2-го скл.

трамвая – что? трамвай, он, м.р., окончание нулевое, 2-го скл.

бабочка – она, ж.р., окончание –а, 1-го скл.

Попробуем просклонять это имя существительное:

Продолжим этот ряд слов среднего рода, которые не изменяются: метро, пальто, пианино, кафе, какао.

Можно ли выделить окончания у этих имён существительных?

Обратите внимание на то, как выполнен разбор по составу данных слов.

Вы заметили, что у неизменяемых слов нет изменяемой части — окончания? Всё слово является корнем.

Вот 5 несклоняемых существительных: кофе, шимпанзе, кашне, какаду, фойе. Какие из них можно употребить в словосочетании «чёрный…»?

Чёрный кофе, чёрный шимпанзе, чёрный какаду. Это слова мужского рода. Заглянем в толковый словарь.

Кашне – ср.р., узкий шейный шарф, надеваемый под пальто.

Фойе – ср.р., зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля, во время антрактов.

Определите склонение имён существительных.

Осень совсем уже поселилась в нашем городе. Она сама расклеила повсюду яркие афиши. Птицы собираются в дорогу. Даже воробьи приуныли. Деревья в парке намокли и сникли. Только дуб стоит по-прежнему прямо и гордо. Можно подумать, что лишь дубу всё нипочём, что он один ничего не боится.

осень – она, ж.р., нулевое окончание, 3-го скл.

в городе – что? город, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

афиши – что? афиша, она, -а, 1-го скл.

Читайте также:  Пьер карден очки для зрения

птицы – кто? птица, она, -а, 1-го скл.

в дорогу – что? дорога, она, -а, 1-го скл.

воробьи – кто? воробей, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

деревья – что? дерево, оно, ср.р., -о, 2-го скл.

в парке – что? парк, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

дубу — дуб, он, м.р., нулевое окончание, 2-го скл.

На уроке вы узнали, что просклонять – это значит изменить по падежам.

мужского и женского рода с окончанием –а (-я) – 1-го склонения;

мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода – 2-го склонения;

женского рода с нулевым окончанием – 3-го склонения.

Список рекомендованной литературы

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Edu.glavsprav.ru (Источник).
  2. Oldskola1.narod.ru (Источник).
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  • Определи склонение данных имён существительных и запиши их в три столбика: 1 скл., 2 скл, 3 скл.

Капитан, корабль, тишь, облако, печаль, шорох, тревога, рояль, тетрадь, газета, школа, кровать, группа.

  • Определи падеж и склонение имён существительных в стихотворении.
  • Определи склонение имён существительных в тексте.

Снежная пороша. В лесу очень тихо и тепло. Деревья окружены снегом. Ели повесили громадные тяжёлые лапы. Берёзы склонились и некоторые даже согнулись до самой земли и стали кружевными арками. В лесной тишине фигуры из снега стали выразительными.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

источник

Конспект урока по русскому языку. 4 класс

Вложение Размер
nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.docx 35.16 КБ
nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.pptx 827.18 КБ

Тема: Несклоняемые имена существительные.

  1. Познакомить с несклоняемыми именами существительными;
  2. Развивать письменную и устную речь, творческое мышление, воображение, орфографическую зоркость;
  3. Воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: словарики, карточка со словарным словом, карточки с самостоятельной работой.

  1. Организационный момент:
  • Актуализация внимания учащихся

Перед тем, как начать работать, вспомним правила посадки:

  • Коррекционное упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук

Дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т. д. до больших пальцев под счет:

(После этого идет поочередный массаж пальцев)

Этот пальчик самый сильный,

Этот пальчик самый длинный

Дети интенсивно растирают кисти рук, а затем встряхивают их.

  • Коррекционное упражнение на развитие логического мышления

Найти потерянную первую букву в начале каждого слова схемы:

…икус

…окус

Ф …орма

Найти шесть вариантов расположения букв ф, х, ц (письменно) (фхц, фцх, хфц, хцф, цфх, цхф) .

  • Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза.

Словарная работа (диктант): (подчеркнуть орфограммы, определить падеж у имен существительных).

Поздравить учительницу, спешу на работу, сторожу колхозный огород, помогал отцу, дразнил собаку, написал о Волгограде, пожалел сороку.

Работа над предложением: (из данных слов составить предложение).

Белые, по, летят, небу, облака, синему, легкие.

  • Психологическая разгрузка. Снятие напряжения.
  1. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи:
  • Как определить падеж имени существительного? (Уметь поставить вопрос от одного слова к другому, знать вопросы и предлоги каждого из падежей.)
  • Есть ли слова, которые не изменяются?

Ответ на этот вопрос мы узнаем сегодня на уроке.

  1. Работа над новым материалом:
  • Знакомство с новым словом:

Составьте предложение с новым словом.

Попробуйте просклонять это существительное. (Во всех падежах одна форма, слово не изменяется).

  • Знакомство с несклоняемыми существительными:

Прочитайте отрывок из передачи «Радио няня». Найдите ошибки. Какой вывод мы можем сделать?

Что можем сказать об этих словах? (Слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются. Потому что, в русском языке есть заимствованные слова, которые не хотят подчиняться его законам и поэтому называются несклоняемыми).

Послушайте другое стихотворение с несклоняемыми существительными. (выписать в тетрадь несклоняемые существительные)

С помощью этого стихотворения можно запомнить много несклоняемых существительных.

  • Наблюдение над несклоняемыми именами существительными.

Подчеркнуть несклоняемые имена существительные, доказать.

Широкое шоссе, зимнее пальто, лесное болото, быстрое метро, горячее железо, теплое молоко, кино о Москве, русское радио.

  1. Самостоятельная работа на карточках

Спишите. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу. Подчеркните несклоняемые существительные.

Моя мама работает в … . Мы часто слушаем по … сказки П. П. Ершова. На … загораются яркие звёзды.

Слова для справок: небо, ателье, радио.

Спишите. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу. Подчеркните несклоняемые существительные.

Я умею играть на … . Катя любит мороженое … . За … идёт дождь.

Слова для справок: окно, пианино, эскимо.

Спишите. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу. Подчеркните несклоняемые существительные.

Сегодня мы ходили в … . В … было много народу. На … растёт клюква.

Слова для справок: болото, кино, кафе.

  1. Итог: Что узнали нового? Что понравилось? Почему?
  2. Домашнее задание: упражнение 115.

источник

а) Познакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.

Применяемые методы:

    Познавательные УУД: Поиск необходимой информации, смысловое чтение.
  • Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи. На основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того что еще будет новым и интересным.
  • Коммуникативные УУД: Использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.
Читайте также:  Очки в цветной оправе с диоптрией

ЛичностныеУУД: умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

Знать: несклоняемые имена существительные

Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи.

1. Проверка домашней работы

2. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.

— Сегодня мы, продолжая работу над темой “Склонение имён существительных”, познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение “ Про то, как не надо говорить”:

— Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) — Все значения слов вам понятны?

Словарная работа:

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

— А теперь каждый из вас поработает редактором. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. (Раздаю по рядам)

3. Определение темы уроков, целеполагание

  • Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении?
  • Какова же тема нашего урока?
  • Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?
  • Как вы думаете, много ли таких слов?
  • Существуют несклоняемые фамилии?
  • У кого из ваших знакомых или в классе несклоняемая фамилия?

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

4. Группы несклоняемых существительных

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:

5. Познакомимся с группами несклоняемых существительных

1. Заимствованные существительные с конечным гласным -О, — Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)

Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.

Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.

Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .

2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс

3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, А.Н.Приходько.

4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ, ПФТ

(Читаем правило с учебника с.140-141)

— Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например, жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список. Приведите примеры.

Хочу прочитать вам стихотворение:

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!

Давайте выполним упр. № 267 один у доски остальные в тетради

6. Поиграем в игру “Сломай рифму” (раздаточные материалы)

Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж. (Раздаю листочки)

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.

3 группа. Задание вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.

  • Выйти из , играть на , гулять без ,
  • Ехать по , бутерброд с , приехать на ,
  • Кататься на , вынуть из , слушать по ,
  • Пойти в , работать в .

Дети должны определить слова по их лексическому значению.

На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”

1. Верхняя одежда для зимы и осени.

2. Подземная железная дорога.

3. Клавишный музыкальный инструмент.

4. Асфальтированная дорога.

5. Сорт мороженого на палочке.

6. Напиток из зерен кофейного дерева.

Высказывания детей (пальто, метро, пианино, шоссе, эскимо, кофе)

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

— Я прочитаю “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

8. Рефлексия

    Я узнал.
  • Я понял.
  • Было интересно.
  • Вызвало затруднение.

9. Домашняя работа:Упр.266, рабоч.тетр. №52

источник

Татьяна Маринюк
Фронтальное занятие «Несклоняемые существительные»

фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

в подготовительной группе на тему:

«Несклоняемые существительные»

Учитель-логопед МБДОУ ДС №121

Цель: знакомство с несклоняемыми существительными.

Коррекционно-образовательные задачи: упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях; учить составлять предложения с этими существительными и различными предметами; объединять предложения в рассказ, пересказывать рассказ

Коррекционно-развивающие задачи: развитие внимания к речи говорящего, памяти, общей мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение правильно говорить, желание заниматься.

Оборудование: Буратино, ключики, предметные картинки, серия сюжетных картин.

Читайте также:  Кто кому засадил в очков

1. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет свои картинки.

У каждого ребенка карточка с двумя картинками (глаз – глаза, дерево – деревья, окно – окна, воробей – воробьи, стул – стулья, дом – дома, ведро – вёдра, ухо – уши, яйцо – яйца, платье – платья).

— Одинаково ли звучат слова, когда вы называли один предмет и много?

— Что звучало по-разному? (конец слова)

— Да, дети, слова звучат по-разному. Но есть слова, которые никогда

не меняются. Некоторые из них мы уже знаем. Давайте вспомним их.

(Дети называют слова: пальто, пианино, радио, кино, кафе, такси

и выставляются картинки на доске).

— Кто нас с ними познакомил? (сказочный герой Буратино)

— А имя Буратино меняется? (нет)

— Сегодня он опять пришел к нам в гости и принес новые картинки, а еще золотые ключики, которые будут получать дети за правильные ответы.

2. Внесение и рассматривание двух картинок (сок, какао)

Разбирается слово «сок». Логопед начинает предложение, дети заканчивают:

— Маша выпила стакан (чего) – сока. Она угостила своих друзей (чем) – соком. Много витаминов (в чем) – в соке. Маша рада (чему) – соку. Менялось слово «сок» — ДА.

Затем рассматривается вторая картинка какао.

Эти же предложения со словом «какао» логопед произносит сам. Каждый раз обращает внимание на то, что слово не меняется. Затем дети произносят предложения целиком, выделяя голосом окончание последнего слова. Картинку с изображением какао логопед ставит на доску.

Затем логопед выносит еще две картинки с изображением слона

и кенгуру. Вначале разбирается слово «слон»:

— В зоопарке живет (кто) слон

-Дома вечером я думал (о ком) о слоне

Затем разбирается слово «кенгуру». Логопед говорит, что это слово

не меняется, так же как и слово «какао». Называет эти же предложения – дети заканчивают их. (Логопед обращает внимание, что слово не меняется). Так же картинка с изображением кенгуру ставится на доску.

Задание: Если я буду говорить про один предмет, поднимите желтый кружок, если про много – красный.

Едет такси – едут такси, висят пальто – висит пальто, открылось кафе – открылись кафе, звучит радио – звучат радио, прыгают кенгуру – прыгает кенгуру, стоит пианино – стоят пианино (слова «кофе», «какао», «кино»

Как вы догадались, когда я говорила про один предмет или про много предметов (по каким словам вы догадались) – по словам действия.

Логопед показывает цифру один и называет предмет, а дети, глядя

на цифры 2, 5 говорят про два предмета и про пять предметов (слова «кофе», «какао», «кино» не берутся).

5. Буратино принес много картинок. Нужно каждому из вас составить предложение по картинкам.

Мама помогает девочке надевать пальто.

Девочка пришивает пуговицу к пальто.

На вешалке висят два пальто.

Мама снимает чехол с пианино.

Девочка играет на пианино.

Мальчик даёт кенгуру морковку.

Дети слушают передачу по радио.

Бабушка купила две банки кофе.

Молодцы, ребята, вы все правильно назвали неизменяемые слова

в предложении. Логопед вместе с детьми делает обобщение

(при произнесении слов загибают пальчики):

И в предложеньях не меняй.

6. Логопед выставляет на доску сюжетную картинку: «Девочка играет на пианино». Проводится анализ предложения. Затем логопед предлагает детям выложить схему этого предложения. Один ребенок выкладывает схему предложения на доске.

7. Динамическая пауза. Проводят дети самостоятельно два раза

Низко над землей нагнулся –

8. Буратино принес нам картинки про то, как провел выходные. Давайте

мы составим предложения по этим картинкам.

«Буратино надел пальто. Он вышел на улицу и сел в такси. Буратино приехал в кафе. В кафе он выпил стакан какао. Буратино пошел в зоопарк посмотреть на кенгуру. Буратино поиграл с кенгуру и дал кенгуру морковку». У нас получился целый рассказ. Логопед произносит рассказ целиком.

«Буратино надел пальто вышел на улицу и сел в такси. Приехал в кафе выпил стакан какао. Потом Буратино пошел в зоопарк чтобы посмотреть

на кенгуру. Он поиграл с кенгуру и дал кенгуру морковку». Спросить 2-3 детей.

9. Итог занятия. Дети считают золотые ключики, полученные за правильные ответы, оценивают себя на доске магнитиками, Буратино раздает им азбуки.

Фронтальное логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Д]-[Т]» Цель: — дифференциация звуков в слогах, словах, фразах; — развивать фонематический слух и артикуляторную моторику; — развивать речедвигательные.

Фронтальное логопедическое занятие «Профессии» Организационный момент. Сообщение темы занятия. Логопед: «Здравствуйте, дети. Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие, в Город.

Фронтальное логопедическое занятие с детьми с ОНР (старшая группа) Тема: «Путешествие по Городу Профессий» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативно- личностное развитие, познавательное развитие. Цель: уточнить и закрепить.

Фронтальное логопедическое занятие «Звуки [В]-[Ф], [В’]-[Ф’]» Задачи: o формирование мотивации учебной мотивации; o развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления; o формирование.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Цель: — закрепить слуховой и моторный образ звука [С]; — дифференцировать звуки в слогах, словах, фразах; — развивать фонематическое восприятие.

Фронтальное занятие по обучению грамоте для подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Фронтальное занятие для подготовительной группы по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква [У]» Цель: уточнение и закрепление звука [У].

Фронтальное занятие по развитию связной речи. Пересказ текста В. Г. Сутеева «Чей это гриб?» Фронтальное занятие по связной речи. Пересказ текста В. Г. Сутеева. «Чей это гриб? Тема: Развитие связной речи. Цель: Пересказ текста по.

Фронтальное занятие «Дифференциация звуков и букв А-Я» в подготовительной к школе группе Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме. Задачи: Коррекционно-развивающие: — закреплять знания детей о гласных звуках.

Фронтальное занятие «Звуки [С]-[Ш]» Цель: — дифференциация звуков в слогах, словах, фразах, пословицах, тексте; — развивать фонематический слух и артикуляторную моторику;.

Фронтальное занятие с элементами театрализованной деятельности «Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях» Цель: 1. Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях. 2. Активизация словаря по теме «Рыбы». 3. Подбор признаков к словам названиям.

источник