Меню Рубрики

Укажите четвертое лишнее очки сани коньки ворота

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гавриловская средняя общеобразовательная школа»

Задания для школьного этапа

учитель русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

1. Выпишите слова, в которых буквы не соответствуют произношению.

Просьба, вагон, сдавать, рыбка, норка, парашют, жизнь, воды, сад, зубки, мороз, вал, пруд, вода, ножка, кол, сбросить.

2. В каждом ряду найдите «лишнее» с точки зрения произношения слово.

1) Скучно, конечно, нарочно, удачно;

2) бассейн, крем, тест, термин;

4) шалить, шаги, лошадей, шампунь.

3. Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.

3) Держать > … > придерживание.

4. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно — розовый, молокозавод, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго – запад,

юго – западный, красноватый.

5. Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного.

Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.

6. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:

4) держится неестественно прямо;

5) часто меняет свои решения;

7) всегда выполняет свои решения;

8) сам не пользуется и другим не даёт.

7. Определите род имен существительных.

Кофе, фламинго, шимпанзе, депо, какао, неряха, умница, задира, вилы, грабли, сумерки, сутки, фамилия, скакалки, иголки, знамёна, хрусталь, шаль, шампунь.

8. Подберите по три синонима к каждому слову: отважный, дом, друг, говорить.

9. Исправьте речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

1) Тысяча солдат бросилась в атаку.

2) Я склонен, что его решение ошибочно.

3) Чехов не мог остаться в стороне этих событий.

4) Этот роман сказал неизгладимое впечатление на современников.

10. Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно.

1) Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.

2) Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.

3) Дальний горизонт был так(же) ясен, как днём.

4) Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.

5) В комнате было тихо, во всём доме то(же) не было звуков.

6) «Необходимы так(же) водные процедуры», — сказал врач.

7) «Что(бы) вам посоветовать?» — спросил доктор.

11. Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Читайте также:  Пьер карден очки для зрения

12. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику.

Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

1. Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

А) Сколько же (платья) тебе нужно?

Б) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

В) Над болотом кружила пара (цапли).

Г) Сколько (доли) наследства ты получил?

1. А) платьев, Б) граблей (реже грабель), В) цапель (реже цаплей), Г) долей.

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

1. Просьба, сдавать, рыбка, парашют, жизнь, сад, зубки, мороз, пруд, вода, ножка, сбросить.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)

2. «Лишние» слова: 1) удачно; 2) тест; 3) нечто; 4) лошадей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 2 б.)

3. Словообразовательные цепочки:

1) Писать — писатель – писательский;

2) Пять – пятеро – пятёрка – пятёрочка;

3) Держать – придержать – придерживать – придерживание;

4) Шелест – шелестеть – зашелестеть;

5) Думать – обдумать – обдумывать.

Оценка: по 1 баллу за каждую словообразовательную цепочку (макс. – 5 б.)

4. 1) Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, большущий, юго – западный, красноватый.

2) Приставочный способ: созреть, заварить, надорвать, перекрасить.

3) Сложение с соединительными гласными: нежно – голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго – запад.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово (макс. — 4 б.)

5. Благодаря стараниям, вопреки совету, согласно расписанию.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово (макс. – 3 б.)

6. 1) Нелёгкая принесла; 2) язык без костей; 3) тише воды; 4) как аршин проглотил; 5) семь пятниц на неделе; 6) канул в лету, провалился сквозь землю; 7) человек дела; 8) ни себе, ни людям.

Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм (макс. – 8 б.)

7. Существительные женского рода: фамилия, скакалки, иголки, шаль.

Существительные мужского рода: кофе, фламинго, шимпанзе, хрусталь, шампунь.

Существительные среднего рода: депо, какао, знамёна.

Не имеют рода: вилы, грабли, сумерки, сутки (т. к. употребляются только во множественном числе).

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 8 б.)

8. Отважный – смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный.

Дом – жилище, жильё, обиталище, логово, строение, здание.

Читайте также:  Что за слово футбол девочка очки

Друг – товарищ, приятель, друг – приятель, побратим (разг.), кореш, наперсник, сторонник.

Говорить – болтать, шептать, молвить, объясниться, изъясниться.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)

9. 1) Тысяча солдат бросились в атаку.

2) Я склонен думать, что его решение ошибочно.

3) Чехов не мог остаться в стороне от этих событий.

4) Этот роман произвёл неизгладимое впечатление на современников.

Оценка: по 0,5 балла за каждое исправление (макс. 2 б.)

10. Пишутся слитно слова в предложениях: 2), 4), 5), 6).

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)

11. Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Оценка: по 0,5 балла за каждый вариант (макс. – 3 б.)

12. Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом.

Первое предложение: простое, односоставное, распространённое, полное.

Второе предложение: простое, двусоставное, распространённое, полное.

Оценка: по 1 баллу: а) за схему; б) за общую характеристику предложения; в) за характеристику каждой части (макс. – 3 б.)

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

2. Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

3. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв

Скучный, жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.

4. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Часы, серьги, брюки, колготки, ставни, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

5. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.

6. Укажите различия в значении следующих слов.

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Как называтются такие слова?

7. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных: банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.

Читайте также:  Как начисляют очки в варфейс

8. Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.

1) Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.

2) И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом ().

3) Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет ().

4) Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.

5) Скоро полночь, а барин всё не едет (-Щедрин).

9. Выберите правильный ответ. Докажите.

1) Все имена существительные на –о, — е относятся к среднему роду.

2) Не все имена существительные на –о, — е относятся к среднему роду.

10. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

11. Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.

На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.

12. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

1) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

2) У меня сегодня праздное настроение.

3) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

4) Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.

5) Открывая окно, в класс влетел воробей.

13. Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков

в выражении смысла высказывания.

великий русский писатель автор комедии «Ревизор».

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

1. Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)

2. Шн; жж и доп. ж (мягк) ж (мягк); ч (мягк) т; ц; шн; ч (мягк) н; жж.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4 б.)

3. Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения являются одинаковыми, т. к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.

Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.

Оценка: по 2 балла за каждую группу слов (макс. — 4 б.)

источник