Меню Рубрики

Урок литературного чтения мартышка и очки

Базовый учебник Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова

Цель урока: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Задачи:

  • Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова;
  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность), находить мораль в произведении;
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, инсценировать басню (навык выразительного и осознанного чтения).
  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельность и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и в парах.

Тип урока: изучение новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска

I. Организационный момент. (2 мин)

На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все видят.

  • Уши внимательно слушают все слышат.
  • Голова хорошо думает.

– Давайте подарим друг другу хорошее настроение и начнем урок литературного чтения

II. Постановка цели. Актуализация знаний. (5 мин)

Цели: продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;
помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

— Ребята, сейчас внимательно рассмотрите портреты на экране, определите среди авторов “лишнего”

— Почему вы решили, что Пушкин “лишний” в списке? (Он не писал басни)

— Ребята, мы продолжаем знакомиться с баснями великого баснописца И.А. Крылова

— Кто первым начал писать басни?

Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. В его баснях животные говорили, думали, как люди. Эзоп высмеивал в баснях человеческие пороки, приписывая их животным.

Многие басни Эзопа стали известны читателям благодаря переводам И.А. Крылова. Он наделил персонажей Эзопа русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь

Перу Крылова принадлежат разнообразные произведения. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. Иван Андреевич оставил после себя настоящий клад – целых 205 басен.

Великого русского баснописца наш народ называл дедушкой Крыловым. Его произведения, в которых он казнит безжалостным смехом всякие недостатки людей- жалость, лень, глупость, хвастовство, приписывая эти недостатки животным – известны всему миру и переведены на разные языки.

Герои его произведений – животные. Но про зверей ли писал Крылов? Нет, конечно. Он имел в виду невежественных, самоуверенных людей, берущихся за дело, в которых ничего не смыслят. И сделал Крылов это в иносказательной форме, как Эзоп.

Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.

Постановка учебной задачи урока

— Сегодня мы обратимся к жанру басни

— Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

— Чем она отличается от рассказа, сказки, стихотворения?

— А с какой басней мы сегодня познакомимся вы сами узнаете, разгадав из каких басен эти крылатые выражения.

Игра “Крылатые выражения басен Крылова”

— Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”, а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое, важное.

— Давайте вспомним, что такое басня?

— Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др.

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

III. Изучение нового материала. (10 мин)

— Поднимите руку, кто видел мартышку?

— Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)

1) Чтение басни наизусть учителем.

— Что заставило вас улыбнуться?

— Прочитайте слово, которое записано?

— Объясните смысл этого слова.

— Невежда — малообразованный человек.

— Объясните значение этого слова.

— Невежа – грубый, невоспитанный человек.

— Обратите внимание на правописание этих слов. Чем они различны?

Вывод: одна буква полностью меняет значение слова.

— Какое из данных слов встречается в тексте басни?

Я начну стихотворение, а вы хором 3 раза повторяете окончания слов.

Собирайся детвора!
Начинается игра!
Сколько времени сейчас?
Как кричит в селе петух?
Сколько будет дважды два?
Это ухо или нос? (показать ухо)
Это локоть или глаз? (показать локоть)
Ну, а это что у нас? (показать нос)
Неужели это так?
Вы хорошие всегда?
Ведь шалите иногда?

V. Закрепление изученного. (15 мин)

— Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.

IV. Развязка.

— Прочитайте первую часть. Как она называется?

— Прочитайте вторую часть. Как она называется?

— Прочитайте третью часть. Как она называется?

— Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

— А как называется следующая часть?

— Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).

— В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).

— А кто такой невежда, давайте вспомним.

3) Работа над языком басни.

— Сейчас поработаем над языком басни.

— Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

— Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

— Купить, достать, приобрести.

— Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

— Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.

— Очки не действуют никак – не помогают.

— Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.

— Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

— Проку на волос нет – очень мало пользы.

— Подберите синонимы к словам:

— Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.

— Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.

— Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.

— Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.

— К худу клонит – говорит плохо о ней.

— То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.

— Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.

а) отработать выразительное чтение басни

Что для этого надо сделать? (расставить паузы, логические ударения, определить интонацию, темп чтения)

С какой интонацией нужно читать мораль? (назидательной, поучительной)

Какой должен быть темп чтения? (средний, неторопливый)

5) Выразительное чтение басни по ролям.

6) работа по рабочей тетради

— С какой басней познакомились?

— Каких ещё животных наделил И. А. Крылов человеческими качествами в своих баснях?

VII. Домашнее задание. (1 мин)

  • Выучить басню наизусть.
  • Дополнительно

1. Имя и отчество Крылова:

  1. Иван Сергеевич
  2. Иван Савич
  3. Лев Николаевич
  4. Иван Андреевич

2. Нравоучением в басне называется:

  1. правило
  2. закон
  3. мораль
  4. присказка

3. В каком произведении всегда есть мораль?

  1. В сказке
  2. В былине
  3. В басне
  4. В загадке

4. “Лишнее” слово в ряду других:

  1. сказка
  2. пословица
  3. поговорка
  4. басня

5. Мораль в басне может быть:

  1. в начале
  2. в середине
  3. в конце

источник

Открытый урок по литературному чтению на конкурс «Учитель года-2018» на тему «И. А. Крылов «Мартышка и очки» в 3 классе

Эмрахова Валида
Открытый урок по литературному чтению на конкурс «Учитель года-2018» на тему «И. А. Крылов «Мартышка и очки» в 3 классе

ТЕМА: И. А. Крылов «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И. А. Крылова для высмеивания людских пороков.

• Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).

Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.

• Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.

• Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.

• Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.

• Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.

• Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.

• Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

• Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

• Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.

• Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

— проявлять интерес к новому жанру — басне;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

— находить в тексте ответы на вопросы;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л. Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», интерактивная доска, «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

-Как же приятно на душе, так и хочется сказать вам доброе «Здравствуйте!» и услышать от вас в ответ теплое «Здравствуйте!»

Позвольте представиться. Прошепните мне каждый свое имя навстречу….

-Ребята, скажите пожалуйста, каким общим словом можно объединить и те стихи, которые я вам читала, и ту музыку, которую вы слышали, и те картины, что вы видели?

-Такое волшебное и чарующее слово, не правда ли? Как нежно звуки этого слова переплетаются между собой и очаровывают нас.

-Какой сейчас у нас урок? О какой красоте может идти речь на уроке литературного чтения? (О красоте слов, о красоте речи)

«Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

-Итак, сегодня мы будем говорить о… (Ответы детей)

1. Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. Ролик.

-Рассмотрите репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрым, проницательным, мудрым)

— Таким же мудрым и проницательным запечатлил баснописца в бронзе великий русский скульптор Петр Карлович Клодт. Он находится в Санкт-Петербурге, в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов. Пьедестал памятника украшают фигурки персонажей басен Крылова. Многие выражения из басен дедушки Крылова стали крылатыми. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова.

— А сейчас мы окунемся в историю. Каких великих баснописцев вы знаете?

— Давайте вспомним, что такое басня?

Басня — небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. В баснях содержится мораль,поучение.

-Басни нужны нам для того, чтобы избавляться от своих пороков, т. е. от своих дурных привычек.

— Басни Крылова, в отличии, например, от басен Л. Н. Толстого, написаны в стихотворной форме. Герои Крылова всегда животные,но имена животных написаны всегда с большой буквы. Как вы думаете, почему?

— Под животными И. Крылов подразумевал людей.

2. Вспомните их и назовите басни, из которых взяты эти строки:

«У сильного всегда бессильный виноват» (басня «Волк и ягненок»)

«Сильнее кошки зверя нет» (басня «Мышь и крыса»)

«А Васька слушает, да ест» (басня «Кот и повар»)

«Видит око, да зуб неймет» (басня «Лисица и виноград»)

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (басня «Квартет»)

-Ребята, а кто из прочитает отрывки из басен Крылова? А может кто-то инсценировать басню?

3. Сегодня мы познакомимся с басней «Мартышка и Очки». Перед чтением мы познакомимся с новыми словами и словосочетаниями:

Темя – верхняя часть головы

Нанижет – надеть на нитку подряд

«К худу клонит»— к плохому клонит

Невежда- необразованный, малограмотный человек

Невежа – грубый, невоспитанный

«Слаба глазами стала» — слепая, плохо видит

«Зло еще не так большой руки» — незначительно, невелико.

«Пропасть» — отчаяние, негодование

«А проку на волос нет в них» — отсутствие пользы

«Хватила о камень» — ударила, разбила

«Брызги засверкали» — разбились

4. Слушаем басню «Мартышка и очки». Иван Крылов. Образцовое чтение учителя

-Кто из вас видел Мартышку?

-Многие конечно. Это мелкая обезьянка, проводящая больше времени на деревьях, обитает в Африке, Южной Америке и юго-восточной Азии)

1. Почему Мартышка решила завести Очки? (Стала слаба глазами)

2. Что делала М. с Очками? (вертит очками так и сяк, то к темю их при жмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их подлижет)

3. Что случилось с очками в итоге? По какой причине? (М. тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали)

-Какое чувство вызывает у вас этот персонаж (сочувствие)

-А как относится к ней Крылов? (он тоже ее жалеет, потому что ее невежество только смешит всех вокруг).

-Почему Очки М. не помогли? (М. не могла пользоваться Очками)

-Как вы думаете, для чего баснописец написал эту басню? (Очевидно, он хотел научить нас, как действовать в данной ситуации и хотел подсказать нам, как учиться на чужих ошибках.)

— А теперь давайте почитаем мораль басни. (К несчастью….)

-Посмотрите и скажите, какие выражения из басни стали крылатыми?

(Мартышка к старости слаба глазами стала…. Тот дурак, кто слушает людских всех врак).

— Найдите слова, которые помогают нам раскрыть образ героя?

1. «Мартышка к старости глазами стала» -старая, слабое зрение

2. «Вертит очками так и сяк…» — не знает, как ими пользоваться

3 «Тьфу пропасть…» — взрывная, нетерпеливая, невоспитанная, грубая.

-Что в басне вызвало вашу улыбку? (То, как Мартышка примеряла очки, не правда ли. Но какой был наш смех? Он был добрым, не злым.

6. Чтение текста детьми

Читайте также:  Раствор для очков от запотевания

-1 строку учитель, 2-ю дети

-Бинарное чтение

7. Конкурс для групп «Найди пару»

Вам предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например: Стрекоза- Муравей, наклеить пары на лист бумаги

8. Конкурс знатоков

Задача: восстановить текст басни И. Крылова, вписав пропущенные слова

Первая строка — тема синквейна.

Вторая строка — два прилагательных

Третья строка — три глагола

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая ваше личное отношение

Пятая строка -одно слово, обычно синоним

10. Кластер (в парах)

11. Конкурс в группах «Шесть шляп»

Красная шляпа (чувства) – что вы чувствуете по отношению к герою

Жёлтая шляпа (оптимизм) – что хорошего можно взять из произведения для себя

Синяя шляпа (размышление) — дайте совет герою или читателю

Белая шляпа (учёный) — чему следует поучиться у героя.

Зелёная шляпа (творчество) продолжите басню рассказом.

— С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню? (С необразованностью)

— Что же автор хотел сказать нам, читателям? (Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)

-С чего мы начинали урок? (С красоты) Спасибо вам за то, что так замечательно работали на уроке, вашей учительнице, которая подарила вам добрые знания. И в память о нашем уроке хочу подарить вам книгу с баснями И. Крылова. Читайте и становитесь мудрей.

— Встаньте, ребята. Подарите нашим гостям красивые улыбки, как символ ваших красивых сердец.

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Обобщение по разделу «Природа и мы» Конспект урока по литературному чтению (4 класс «Школа России») (Обобщающий урок) Тема: Обобщение по разделу “Природа и мы”. Цель: Повторить.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Федорино горе» Урок литературного чтения К. И. Чуковский «Федорино горе», 2 класс Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе».

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе «Сказочная страна» Литературное чтение. 2. класс. Сказочная страна. Жирнова ЕлизаветаВасильевна учитель начальных классов, МБОУ «СОШ№33» г. Чебоксары Тема.

Проектная задача по литературному чтению в 1 классе «Школа России» Проектная задача по литературному чтению в 1 классе по программе «Школа России», учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.

Промежуточная аттестация по литературному чтению в 4 классе Промежуточная аттестация 2017/2018 учебного года по литературному чтению в 4 классе Пояснительная записка Раздел 1. Спецификация итоговой.

Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе Тема раздела Картины родной природы (18 часов) Темы изучения Картины родной природы (18 часов) Цели изучения Сформировать эмоционально-ценностное.

Урок развивающего контроля по литературному чтению в 3 классе по ФГОС «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» Цель: обобщить знания по пройденному разделу “Собирай по ягодке — наберешь кузовок”. Форма проведения: урок – игра. Тип урока: урок развивающего.

Урок по литературному чтению в 4 классе «К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» Урок по литературному чтению.

Эссе «Я — воспитатель» на конкурс «Учитель года-2018» Эссе Тема: «Я — воспитатель! Осипова Ксения Дмитриевна, воспитатель МБДОУ № 10 «Росинка» г. Южно-Сахалинска «Наш важнейший педагогический.

Эссе «Я — воспитатель» на конкурс «Учитель года-2018» ЭССЕ для участия в конкурсе «Учитель года – 2018» «Я – воспитатель» Котова Елена Александровна воспитатель МБДОУ № 21 «Кораблик» г. Южно-Сахалинск.

источник

Конспект урока по литературному чтению, на тему басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Составлен по всей правилам ФГОС НОО.

Цель: Создать условия для обобщения знаний о жанре басни; познакомить с басней «Мартышка и очки»; выявить особенности этого произведения. Использовать ИКТ на уроке с целью выявление особенностей данной басни.

Обучающая — учить детей искать в произведении смысл, понимать главную мысль, определять настроение произведения, выявлять мораль в басне, работать с интерактивным материалом.

Развивающая – развивать мышление, внимание, память; формировать навыки чтения; обогащать речь учащихся;

Воспитывающая – воспитывать любовь к литературе, нравственные ценности, умение слушать других, уважение к чужому мнению, интереса к родному языку.

умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение находить ответы на вопросы в иллюстрации;

умение ориентироваться на развороте страниц учебника.

— умение слушать и понимать других;

— умение оформлять свои мысли в устной форме.

умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

— умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

— умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Методы и приемы: диалоговый, игровой; словесные, наглядные, работа с учебником.

Подведение итогов. Рефлексия.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

— Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

— На уроке литературного чтения мы читаем. Чтобы подготовить наши язычки, проведём речевую разминку.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

-Ребята, все мы с вами знаем великого русского писателя А. С. Пушкина?

-Его произведение «Сказка о царе Салтане» вам знакомо?

-Тогда вы справитесь с моим заданием очень быстро. Готовы? (Слайд с кроссвордом)

Вопросы:
1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

4. Имя молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

— Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем снова с вами работать?

-Вспомним, а какие особенности отличают басню от других жанров литературы? (Слайд. Появляется после всех ответов детей)

-А чьё имя вы вспоминаете, когда слышите слово «басня»?

-С творчеством великого баснописца мы с вами уже знакомы. Сегодня мы познакомимся с ещё одной басней. Только, ответьте мне на вопрос, кто из вас хоть раз видел мартышку?

-Где вы её видели? Расскажите, как она себя ведёт?

-А кто видел мартышку в очках?

-Хотите, Иван Андреевич расскажет вам о такой мартышке?

-Какие цели поставим перед собой на уроке?
1. Познакомится с басней «Мартышка и очки»
2. Выявить особенности этого произведения
3. Выявить характеры героев.

4. Узнать значение новых слов.

-Я буду читать вам это произведение. Слушаем внимательно и постарайтесь увидеть картину, которую передаёт нам автор.

-Какие мысли и чувства вызвала у вас басня?

-Посмотрите на доску. (Слайд-слово «Невежда»). Подумайте, что значит это слово?

-Невежда-это малообразованный человек. Посмотрите на второе слово. (Слайд-«Невежа»). Что оно значит?

-Невежа-грубый, невоспитанный человек. Обратите внимание на правописание этих слов, в чём их различие?

-Одна буква смогла полностью поменять смысл слова. Какие из данных слов встречаются в тексте басни?

-Теперь прочтите басню самостоятельно, про себя.

-Ребята, почему при чтении басни хочется улыбнуться?

-С какой интонацией мы будем читать строки о том, как она надевала очки?

-Попробуйте изобразить мимикой эту злую мартышку!

-А каким одним словом мы можем заменить слово «мораль»?

-Давайте поработаем над языком этой басни, он достаточно сложный. (Слайды)

1. Прочитайте развязку-«Зло не так большой руки». Что это значит?

2. Замените одним словом выражение « Лишь стоит завести очки».

3. Подберите синоним к слову нанижет.

4. Что значит фразеологический оборот «Проку на волос нет»?

5. Подберите синонимы к словам: прок – польза; враки — неправда, обман, ложь; налгали – обманули.

6. Синоним к слову хватила?

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

-Сидя за партами, быстро поморгаем. Затем закроем глаза и посмотрим вправо, влево, вверх, вниз.

-Ребята, а покажите мне, как Мартышка хватила очки о камень?

— Как вы понимаете выражение «брызги засверкали?»

-Давайте же найдём с вами мораль басни. Кто прочтёт мне её?

— Что же это значит, цена вещи?

-То он её ещё и гонит. Кто кого и куда гонит? Что значит эта фраза?

-Подберите синоним к слову-познатней?

-Название басни «Мартышка и очки» выражает идею или тему произведения?

-В каких тогда строчках заключена идея басни? Прочтите её!

-Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.

— А почему же предложение «Тьфу, пропасть» восклицательное?

-А почему она подумала, что люди её обманули?

-Мы ещё раз убеждаемся, что роль мартышки в этой басне подобрана не случайно. Именно это животное ассоциируется с глупым приматом.
-Вспомним, кого же называют невеждой?

-Интонация иронии здесь уместна?

-Я буду читать вам отрывок из басни, когда к Мартышке попали очки, а вы представите себя на её месте и покажите визуально, что она с ними делала, готовы?

Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;

— Разделимся на 3 группы. Первая группа готовит выразительное чтение и инсценировку басни. Найдите человека который будет читать басню, а кто проигрывать перед классом.
-Вторая группа подходит к интерактивной доске и с помощью маркеров рисует обложку для книги с этой басней. Представьте, что вы иллюстраторы И. А Крылова и он попросил вас помочь придумать обложку.
-Третья группа рисует афишу для рекламы представления 1 группы. Спектакль по нашей басне. Рисуем на ватмане.

-Молодцы, вы все безусловно творческие ребята! Посмотрите на экран. (Слайд). Выходите по одному и подчеркните маркером те слова, которые отражают или называют нравственные качества, которые высмеивает Крылов в этой басне.
самоуверенность, ложь, лень, неблагодарность, жадность, глупость, скупость, эгоизм, невежество, зазнайство, хвастовство, назойливость.

-Так а почему же Крылов выбрал для своей басни именно мартышку?

-А теперь мы посмотрим мультфильм, где вслед за чтецом басни, будут появляться субтитры с словами из неё. Вы, полушёпотом, произносите их так, с какой интонацией читает их чтец.

-Ребята, мы сегодня проделали большую работу. Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке и что узнали?

-Вспомните цели, которые вы поставили перед собой. Достигли ли вы их? Кто достиг, покажите мне палец вверх, а кто не достиг, вниз.

-Вспомним план работы, который нам нужно было выполнить! (Слайд)

-Мы всего достигли и всё узнали?

-Посмотрите на доску, вы видите 2 колонки. Первая колонка с тучкой, вторая с солнышком. Если ваше настроение хорошее и вы довольны уроком, подойдите к доске и поставьте + в колонку с солнышком. Если нет, то – в колонку с тучкой.

-Дома придумайте и напишите басню, где высмеивается точно такой же человеческий порок.

-Всем большое спасибо за работу, до свидания!

источник

конспект урока с презентацией И. А. Крылов «Мартышка и очки»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

конспект урока и презентация

Вложение Размер
prezentatsiya.pptx 1.1 МБ
konspekt-uroka-krylov-martyshka-i-ochki-1.docx 110.75 КБ

Урок литературного чтения в 3 классе учитель начальных классов Комова Л. Е.

Речевая разминка Ваня — Ваня простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперед И поехал в огород

ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

БЫЛИНА, СКАЗКА, СТИХОТВОРЕНИЕ, БАСНЯ, ЗАГАДКА

Расшифруйте 1 2 3 4 5 6 5 А Б В Г Д Е 4 Ж З И Й К Л 3 М Н О П Р С 2 Т У Ф Х Ц Ч 1 Ш Щ Ы Э Ю Я 3,4; 3,5; 1,5; 2,3 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2 5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5

СОБАКА, КОШКА, МАРТЫШКА, КОРОВА, ОВЦА, КОЗА

Тема урока: «И. А. Крылов «Мартышка и очки»

Задачи урока 1) Узнать, … 2) Учиться понимать … 3) Для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

Крылов Иван Андреевич 1769- 1844

Памятник И.А.Крылову в Летнем саду

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей; Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали Вы резвиться не устали?

Словарная работа МАРТЫШКА — маленькая обезьянка ДЮЖИНА — 12 ПОЛДЮЖИНЫ — 6 ТЕМЯ — верхняя часть головы НАНИЖАЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек

____________ К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,- цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, То он её ещё и гонит.

Урок был для меня: интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный

Домашнее задание С.134-135, наизусть

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

ТЕМА: И.А.Крылов «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков.

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегория, мораль, поучительность).
  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
  • Формировать творческие способности детей: читать по ролям, навык выразительного и осознанного чтения.
  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
  • Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.
  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.
  • Воспитывать и развивать у учащихся ответственность при работе в коллективе и группе.
  • Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления.

— проявлять интерес к новому жанру — басне;

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Читайте также:  Кто кому засадил в очков

— развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

— находить в тексте ответы на вопросы;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

— учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», «Словарно-лексическая работа», аудиозапись.

Книги, ручки – всё на месте.

Будем думать, будем слушать –

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Личностные УУД : самоопределение к деятельности; включение в учебную деятельность;

Регулятивные УУД: самоконтроль; самооценка;

Ваня — Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород

Личностные УУД : включение в учебную деятельность;

Коммуникативные УУД: хоровое произношение

Проверка домашнего задания. (5 мин)

— Какой большой раздел мы изучали?

— С какой сказкой познакомились?

— На дом было задание выучить наизусть отрывок сказки и разыграть. Попробуем.

— Что сказочного в произведении А.С.Пушкина?

Великие русские писатели и поэты.

-Выучить наизусть отрывок из «Сказки о царе Салтане». Чтение отрывков наизусть.

— Присутствие волшебных героев: царевна- лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные превращения.

Личностные УУД : умение воспринимать задание; сравнивать, оценивать результат своей деятельности и признавать ошибочность результата.

сравнивать литературную сказку с народной.

— На доске зашифрованы названия литературных жанров.

ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

— Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?
— Сегодня мы обратимся к жанр у басни.
— Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

— Расшифруйте и вы отгадаете ФИО автора

1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2

-Былина, сказка, стихотворение, басня , загадка

знакомство с новым жанром басней.

— Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
— А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.
— Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

— Собака, кошка, мартышка , корова, овца, коза.

— Учащиеся ставят цель, опираясь на запись.

узнать, что такое басня , учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.

Предметные УУД: понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

понимание учебной задачи урока.

Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения.

Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. Биография Крылова — доп. лит-ра

И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

У. Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

— Что узнали о детстве баснописца?

  • — Что такое басня?
    Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;
  • В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;
  • Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

— Так кто главные герои басен?
— Чьи поступки высмеивает автор?

-Значит, все недостатки людей автор переносит на
-А это обидно для человека?
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?
— И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

по МДК «Русский язык с методикой преподавания»

«Конспект урока по литературному чтению на тему «Басня И.А. Крылов «Мартышка и очки»»

УМК «Начальная школа 21 века»

Учебник «Литературное чтение», авторы Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока: «Басня И.А. Крылов «Мартышка и очки»»

Цель: Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»

• Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»;

• Дать представление о характерных признаках басни;

• Находить мораль в произведении;

• Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

• Развивать память внимание, речь учащихся;

• Формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;

• Обогащать словарный запас учащихся;

• Продолжить развитие мыслительных операций (классификация, обобщение, сравнение), воображения, памяти, фантазии;

• Воспитывать любовь к чтению;

• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Иллюстрация к басне «Мартышка и очки»;

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Петровна, и сегодня, урок литературного чтения у вас буду вести я. Можете садиться.

Все ль внимательно глядят?

-Вижу, что к уроку все готовы, молодцы

-Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

— нацеливание на успешную деятельность;

— организация рабочего места.

— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

— формирование умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний. Постановка цели.

-Ребята на доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году?

(ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК)

-Ребята, скажите, с какими баснями вы уже знакомы?

-Сегодня мы продолжим знакомиться с басней.

-Какие басни Льва Николаевича Толстого вы помните?

-Можете ли вы прочитать наизусть?

— А какие басни И.А.Крылова вы знаете?

-Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова.

-А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили:

Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.

-Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

-Почему слово «Мартышка» написано с большой буквы?

— Расшифровывают определения (Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка).

— «Дуб и трость», « Лев, Медведь и Лиса», «Лиса и виноград».

— «Как мужик убрал камень, «Лисица и Журавль», ««Волк и Лисица».

— Читают наизусть басню, если помнят.

-«Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица».

— Лишнее слово «мартышка» это дикое животное, а все остальные домашние животные.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

умение строить монологическое высказывание и слушать собеседника.

-Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

-Посмотрите на портрет И.А.Крылова.

-Каким он вам представляется по характеру?

-Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

-Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни?

(Своё сообщение читает заранее подготовленный ученик).

-Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня?

-А кто знает, кто такой «баснописец»?

— Добрый, умный, мудрый и т. д..

— Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!). Вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.

— Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

-Баснописец значит человек, который пишет басни.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

— планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

— Мы хорошо поработали, давайте немножко отдохнём.

выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

4.Первичное чтение учителем.

-Ребята, сейчас я вам прочитаю басню, а вы её внимательно послушайте.(Читаю басню)

-Слушают внимательно басню.

Коммуникативные (участие в учебном диалоге)

Личностные ( отношение к учебной деятельности)

(формирование контрольно-оценочной деятельности)

5.Проверка первичного восприятия.

— Что заставило вас улыбнуться?

— Почему именно мартышка стала главным персонажем басни?

-Поднимите руку, кто видел мартышку?

-Какие действия совершала мартышка с очками?

— То как мартышка примеряла очки и то как она ругалась на людей.

-Потому, что мартышка любопытная, любит гримасничать, подвижная.

Познавательные: осуществлять сравнение и умение делать выводы; выделять существенные признаки, устанавливать аналогии.

-умение определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую

6.Чтение и анализ конкретного содержания.

-Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов.

Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда –необразованный, несведущий человек.

— Прочитайте басню про себя, обратите внимание на композицию.

— Прочитайте первую часть. Как она называется?

— Прочитайте вторую часть. Как она называется?

— Прочитайте третью часть. Как она называется?

— Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

— А как называется следующая часть?

— Замените слово мораль синонимом.

— В чем аллегоричность этой басни?

— Сейчас поработаем над языком басни.

— Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

— Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”.

— Прочитайте развитие действия.

— Как вы понимаете? «Очков с полдюжины себе она достала?»

— Подберите синоним к слову, «нанижет».

— Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

— Подберите синонимы к словам: прок,

— Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, «хватила».

— Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.

— Как понимаете выражение, брызги засверкали.

— Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

источник

1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;

4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.

На данном уроке ребята получат возможность сравнивать разные жанры в литературе.Закрепят основные признаки басни.

1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;

4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.

Структурный компонент урока

Формируемые УУД у учащихся

Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что надо, — под рукой!»

Л.: широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

Вчера, мы обобщили и систематизировали знания о жанре художественной литературы – сказке.

— Давайте проведём конкурс на лучшее чтение наизусть отрывков из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане….»

Выбор лучшего чтеца! 1 человек от группы.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу. К.: использовать речь для регуляции своего действия.

Постановка цели и задач урока. Введение в тему урока.

Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”

Кроссворд на доске или индивидуально у каждого на листке.

Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение. (Сказка).

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

4. Имя молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

— Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать (Басня).

Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.

— Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?

-А хотите узнать, кто этот человек и почему его произведения мы продолжаем изучать?

— Послушайте стихотворение Вяземского.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

Кто догадался о ком оно? А хотите узнать кто этот человек и почему его произведения мы изучаем? Что вы помните о творчестве Крылова?

Напомним биографию баснописца И. А. Крылова.

Рассказывают 3 подготовленных ребёнка.

И.А.Крылов родился 2-го февраля 1768 г. в Москве. Отец Крылова был армейский офицер, по обязанностям службы часто вынужден менять место своего жительства. Занятый службой, отец Крылова не имел времени заниматься воспитанием сына, и все заботы о воспитании и образовании маленького сына падали на долю его матери. Мать сама ежедневно занималась с ним, стараясь передать ему хоть те небольшие познания, которыми обладала сама. Мария Алексеевна, мать будущего баснописца, придумывала разные способы, чтобы заохотить ребёнка к учению. Так, например, когда он хорошо заучивал заданный ему урок, мать каждый раз в награду давала ему по несколько копеек.

Читайте также:  Очки в цветной оправе с диоптрией

После смерти отца Иван в 10 лет начал служить переписчиком, чтобы кормить мать и младшего брата.

Точно не знаем, кончал ли он какое-нибудь, хотя бы скромное учебное заведение, но знаем, что с детства и до конца жизни он непрестанно учился сам, жадно читая множество книг, и стал одним из образованнейших людей своего времени. Много помогли развитию мальчика книги, оставшиеся после отца. Книг этих был целый сундук, и молодой Крылов с усердием перечитывал их без разбора. Это усердное чтение пробудило в нем литературные наклонности, и на пятнадцатом году он сочинил первое своё произведение – комическую оперу “Кофейница”.

Дедушка Крылов – великий русский поэт баснописец. Почему великий? Его басни знают не только русские. Они переведены на разные европейские языки. Почему мы говорим русский? Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными выражениями, сравнениями.

В Санкт – Петербурге в Летнем саду, в том месте, которое чаще всего посещают дети, на гранитном пьедестале поставлен памятник. Бронзовая статуя изображает Крылова в его обыкновенном сюртуке, сидящего в креслах и окруженного множеством зверей, птиц и насекомых, постоянных действующих лиц в его баснях. На барельефах изображены эпизоды из лучших его басен. Памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П.: осуществлять анализ объектов; строить речевое высказывание в устной форме.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

Изучение новой темы. Работа до чтения.

Посмотрите на доску и постарайтесь прочитать название произведения Крылова, с которым мы познакомимся сегодня на уроке:

— Поднимите руку, кто видел мартышку?

— Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)

-Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов.

Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда –необразованный, несведущий человек.

К худу клонит- к плохому клонит.

Познатней – знать, буржуазия, богачи.

Невежда -грубый, невоспитанный человек.

Слушаем аудиозапись басни И. А. Крылова.

-Постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

П.: находить нужную информацию в тексте.

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

— Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?

— Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.

— Прочитайте первую часть. Как она называется?

— Прочитайте вторую часть. Как она называется?

— Прочитайте третью часть. Как она называется?

— Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

— А как называется следующая часть?

— Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).

— В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Представляю детям музыкальную физ.минутку и прошу повторять действия персонажей.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

Работа после чтения. Работа на понимание.

— Сейчас поработаем над языком басни.

— Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

— Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

— Купить, достать, приобрести.

— Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

— Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.

— Очки не действуют никак – не помогают.

— Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.

— Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

— Проку на волос нет – очень мало пользы.

— Подберите синонимы к словам: прок – польза

враки — неправда, обман, ложь

— Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.

— Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.

— Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.

— Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.

— Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.

— К худу клонит – говорит плохо о ней.

— То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.

— Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.

5) Выделение главной мысли произведения.

— Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

— В каких строчках заключена идея басни?

Р.: определяют, о чем идет речь в басне.

П.: строить речевое высказывание в устной форме, находить нужную информацию в тексте.

— Первая группа готовится проинсценировать басню.

— Вторая группа, выразительно читает басню.

— Третья – составляет диафильм.

— Прочитайте выразительно басню.

— Какие кадры диафильма нарисовали ?

— А теперь посмотрим инсценирование..

— Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?

Л.: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Информация о домашнем задании

II группа — выразительно читает басню

III группа – учит наизусть

I группа – разбивается на пары и готовится к инсценированию

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Деятельность учителя и учащихся

Учитель просит детей сесть за столы.

Все ль внимательно глядят?

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Ребята,сегодня мы продолжим знакомиться с прекрасным миром басен Крылова.

Что вы узнали на прошлом уроке об этом писателе? (рассказывает подготовленный ученик)

#Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал 205 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены более, чем на 50 языков. Рянзин

#В замечательном городе Санкт-Петербурге есть чудесный Летний сад. Он очень красив в любое время года. В Летнем саду кроме прекрасных скульптур из мрамора есть еще и бронзовый памятник великому баснописцу, который был установлен через 11 лет после смерти Крылова в 1855 году. Посмотрите на иллюстрацию: Крылов сидит, глубоко о чем-то задумавшись, в окружении зверей и птиц — героев своих басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России. Многие поколения детей зовут писателя дедушкой Крыловым, любят и знают наизусть его басни. Семенов

— В каком жанре писал И.А.Крылов? (эпический жанр – басни)

— Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня? Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение некоторых слов:

1.Словарно – лексическая работа.

— Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

— Посмотрите на иллюстрацию и скажите, что делает мартышка?

— Почему мартышка разбила все очки?

— Как вы думаете, какой будет мораль басни?

— Сформулируйте её своими словами.

Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Проверка первичного восприятия

– Что заставило вас улыбнуться?

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Чтение и анализ конкретного содержания басни

-Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы? (Это герои басни)

-Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

мартышке и о том, как она пыталась примерить очки.)

Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку), к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

Понравилось ли вам исполнение басни?

( Очень понравилось, хотелось читать вместе с актёром, очень ярко представилась мартышка, когда она вертела очки и так, и сяк.)

Ответим на вопросы учебника:

№ 2. Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

№ 3. Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

№ 4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

№ 5. Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.

Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

– Найдите главную часть басни – мораль.

( К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,- цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

-Кто может пересказать мораль своими словами?

( У каждой вещи есть свое предназначение, своя инструкция по применению. Если не использовать вещь в тех целях, для которых она предназначена, то и прока от ее не будет. Поэтому сначала нужно разобраться что к чему и как, а не бросаться словами обвиняя других в незнании. Мартышка в данном случаи и является такой невеждой, необразованной личностью и высмеивает науку, не понимая что сама осталась в смешном положении. )

У . -С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

Что же автор хотел сказать нам, читателям?

Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.

Оправдаем надежды И. А. Крылова?

Постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Ребята, а у вас бывало такое, что вы с друзьями хотели что сделать, но у вас не получилось?

Можете провести примеры из жизни/ фильма, мультфильма.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

У . -Как читаем первые строчки?

Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?

Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них» (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Чтение басни в парах, выразительное чтение басни хором и индивидуально.

Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
Личностные: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Ребята, для чего люди читают басни И. А. Крылова?

( Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.)

Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?

– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

– Сейчас каждый из вас подумает о своей роли на уроке…

— Вы заметили, что солнышко у нас без лучей, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично и вам понравилась работа одноклассников, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось,. то оранжевые. # (Выставляю оценки)

— Я вижу, что урок вам понравился и у вас хорошее настроение, так давайте же поделимся нашим настроением с гостями и в память об уроке подарим им улыбку и солнышко.

— оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

— умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

— проявлять активность в деятельности.

Урок литературного чтения

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: — познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»

• Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова«Мартышка и очки»

• Дать представление о характерных признаках басни;

• Находить мораль в произведении;

• Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

• Развивать память внимание, речь учащихся;

• Воспитывать любовь к чтению;-воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: — познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова «Мартышка и очки»

• Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее;

• Познакомить учащихся с новой басней И.А.Крылова«Мартышка и очки»

• Дать представление о характерных признаках басни;

• Находить мораль в произведении;

• Развивать навыки беглого, выразительного чтения;

• Развивать память внимание, речь учащихся;

• Воспитывать любовь к чтению;-воспитывать чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручки;

источник