Меню Рубрики

В какой форме написана басня мартышка и очки

Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед. Понятное дело, для того чтобы от глупости избавиться нужно действовать в том числе и методами обличения.

Многие люди подобно мартышке в этой басни, действительно не понимают ценности чего-либо. Подобное проявляется по большей части от невежества или недостаточной образованности. Зависть тоже имеет свою роль, к примеру, кто-то видит чье-то умение или способность и тоже хочет обладать этим.

Только вот обладание никогда не равно самой способности и какому-либо умению. Об этом Крылов тоже говорит. Ведь очки действительно помогают и могут служить полезным инструментом, но глупая мартышка не знает как пользоваться этим инструментом, но слишком глупа чтобы понять собственную глупость.

Как поступают глупцы в подобной ситуации? Обвиняют во всем другого или других, начинают роптать на инструмент, но не на собственное неумение. Поэтому мартышка и считает очки ненужными и людей лжецами, которые только придумывают какие-то сказки про очки, которые могут помочь зрению.

Если бы мартышка знала как пользоваться очками, то получила бы пользу, но в итоге не получает ничего, так как глупа. Итогом глупости является только разрушение и недовольство, но самое печальное в участи мартышки, которая, вероятно, никогда не поймет в чем на самом деле дело. Заблуждения подобного типа невероятно распространены, но люди не могут такие заблуждения признать порой на протяжении всей своей жизни, поэтому остаются в невежестве и фактически слепцами.

Дабы «прозреть» нужно для начала хотя бы признать собственное невежество и хотя бы допустить возможность собственной глупости. Однако себялюбивая мартышка не способна на такое. Поэтому не может улучшить собственное зрение во всех смыслах.

Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую динамичную и образную пьесу, в которой присутствуют закадровые комментарии действий основных персонажей.

Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая в силу возраста начинает терять зрение, а поскольку является достаточно любопытным персонажем, собирающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, с точки зрения людей, огромным подспорьем для слабовидящих лиц.

Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным аксессуаром для глаз, не понимающей его практического применения.

Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме демонстрируя недальновидность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже пытающейся определить запах очков. В итоге считающаяся себя обманутой Мартышка в раздражении избавляется от ненавистного бесполезного предмета, разбив очки об пол, так и не осознав способ их применения.

Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда однородных членов предложения, описывающих бесполезность действий Мартышки, а также посредством включения в басню форм диалога, демонстрирующих легкость и увлекательность произведения.

Очки в басни являются символом знаний, которые, по мнению автора, должны применяться разумно и толково, в противном случае знания не приводят к положительному результату.

Образ Мартышки используется автором в качестве изображения невежественных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какой-либо проблемы, суть которой для них неизвестна и непонятна, при этом представляют себя в виде знающих и дальновидных представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать негативные оценки человеческим действиям и поступкам.

Моралью басни является авторское утверждение о необходимости получения знаний, образования, постоянного стремления к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных целей, в отсутствии которых человеческое существование становится бессмысленным.

Минька и Леля, брат с сестрой, летом вместе с родителями жили на дачи, у хозяев которой был сын Степка. Однажды Минька не поверил Степке, что наша Земля круглая и имеет форму шара

Повесть А.И. Куприна «Олеся» захватывает читателя с первых страниц. Этому способствует искренность повествователя и главного героя повести Ивана Тимофеевича, его простой, безыскусный, с лёгким юмором, рассказ о жизни

Ч. Айтматов в повести «Первый учитель» повествует о самой настоящей любви к человеку, к людям. Он пытается выяснить, способен ли человек исполнить настоящий подвиг ради другого.

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) – один из знаковых для русской литературы и культуры в целом людей. Как и многие представители творческой профессии, писатель прожил короткую жизнь.

С самого начала рассказа читатель чувствует оптимизм и жизнелюбие, которым наделен главный герой, с которым автор повествует о событиях. Сказочная история о неизвестном цветке, с трудом выживающем среди камней и глины

источник

Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» написана в 1815 году. Она неизменно входит в сборники лучших басен поэта, настолько ярок и самобытен ее язык, прост для восприятия сюжет и очевидна мораль.

В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, оживляющих произведение, делающих его доступным для людей любого социального статуса. По нему можно изучать историю нашего языка. Но почти все они нуждаются в пояснении, так как употреблены либо в переносном смысле, либо их смысл вовсе ускользает от современного читателя, сводя на нет «назидательные» усилия великого баснописца.

В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» — «слушает враки», «у людей слыхала» вместо привычного нам «от людей слыхала», устаревшее союзное слово «ежели» в значении «если», наблюдается перенос ударения в слове «вертит». Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Выражение «завести очки» надо понимать не в прямом значении, а в значении «ввести в обиход». Малоупотребительная сегодня «дюжина» — это мера счета, равная 12.

Значение выражения «невежда вещь …гонит» также требует пояснения: «гонит» – значит «подвергает гонению», отвергает, запрещает. Поэтому конструкцию «толк к худу клонит, гонит» можно считать примером градации – не просто ругает, но и запрещает.

Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак». Слово «пропасть» приобретает в басне новое, бранное значение, отдаленно приближающееся к значению «досадное непреодолимое препятствие, нечто, мешающее достижению цели». Оно выражает досаду и разочарование Мартышки, ожидающей немедленного результата и чувствующей себя обманутой.

Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) — для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.

В тесте есть пример многосоюзия – «то прижмет, то нанижет, то понюхает, то полижет», который вкупе с глаголами «достала, вертит» образует длинный ряд однородных сказуемых, иллюстрирующих множественность, хаотичность действий персонажа.

Среди других средств художественной выразительности — удивительные метафоры «слаба глазами стала (стала хуже видеть)», «брызги (осколки) засверкали», «толк клонит к худу (очерняет, хулит)», «знать цену (оценивать по достоинству)», инверсия – «все про очки лишь мне налгали», антитеза – «полезна вещь – толк к худу клонит, … гонит».

Басня содержит мораль и редкое в баснях Ивана Андреевича личное отношение автора к описываемой ситуации – вводный оборот «к несчастью». Поэт не боится намекать на невежд из числа знати.

Недалекая суетливая мартышка, несмотря на возраст, не приобрела никакого опыта — она и в зрелых годах является наилучшим олицетворением тех пороков, которые поэт обличает в басне. А он высмеивает людей, которые прислушиваются к мнению авторитетов, но толкуют его на свой лад, воспринимают информацию поверхностно, некритично, бездумно копируют чужой опыт. Басня является прекрасной иллюстрацией красоты и емкости русского языка, отличного владения автора словом при внешней простоте и лаконичности выражений. Она обличает самомнение, самодовольство скорых на суд невежд.

источник

В этой статье представлены материалы о морали басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

«Мартышка и Очки».
Иллюстрация
А. П. Сапожникова

Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.

К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится». Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

«Всем известно, что очки действительно помогают зрению; но мартышка-то, видите, переколотила их как ни к чему не нужные, да еще и кричит, что обманули ее.

Басня «Мартышка и очки».
Художник А. Н. Комаров

Бывает так и меж людьми. Иной видит, что сосед его имеет выгоду, та том, на другом, вот и сам схватится за то же, но у него-то вместо прибыли выходит только убыток. Вот и давай кричать: «Пустое, братцы, дело; я сам испытал!». А пустое-то оно и вышло у него оттого, что он принялся за дело, не разумея его; всякое же дело, как говорит пословица, мастера боится.

Так оно и во всем, в самом малом деле: какой топор в руки ни возьми, а коли рубить не умеешь, так никакой топор не поможет.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова. «, ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

«Что же очки виноваты? Знание — те же очки. Вооружись ими толково — и многое разглядишь, о чем сослепу и не догадываешься. Только надо очки выбирать с толком; а за тем их не лизать, не на хвость низать, а надеть на глаза хорошенько! Идите же смело путем просвещения; не слушайте всяких мартышек, которые испытывали «очки» только языком да хвостом, и толкуют, будто в них нет проку. Не слушайте ни задорных мосек, ни тупых ослов. «

(книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

«Мартышка и Очки».
Иллюстрация К. И. Рудакова

«Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Невежда, берущийся за дело, для исполнения которого у него нет ни природных способностей, ни знаний, ни уменья («Квартет»), невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет («Осел и Соловей»), — эти невежды только смешны.

Гораздо опаснее тот невежда, который, не зная цены полезной вещи, толк свой про нее все к худу клонит, а если у него есть сила, то он ее гонит и истребляет («Мартышка и Очки»).»

(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

«. Мартышка, примерающая очки. Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

«. разряд невежд. которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне «Мартышка и Очки».»

(«И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Такова мораль басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

источник

Крылов в своей басне рассказывает нам про Мартышку, у которой ухудшилось зрение. Она решила помочь себе и обзавестись очками, такими как у людей. Однако она никогда не носила очки, и пользоваться ими она тоже не умела.

Когда Очки Попали к ней в руки то Мартышка начала прикладывать их к темени, то вертела их, надевала на хвост, нюхала и лизала.
В этой басне автор показал нам Мартышку глупой и невежественной. Так как она разозлилась на то, что не может применить очки и разбила их. Таких людей как Мартышка называют невеждами.

Героем данной басни выступает животное (примат) со своими особенными чертами характера И поведения, присущие человеку. Автор показывает нам негативные стороны людей и высмеивает их, что бы читатель понимал как правильно надо себя вести.
Я думаю, что герой басни Крылова был подобран правильно, так как в реальной жизни мартышка олицетворяется с глупым приматом. А в литературной среде ее часто используют для данного образа. Как и любое другое произведение данного жанра это Басня ироничная.

Читая ее, мы понимаем, что дело идет о невежде, который взялся за дело, которое ему незнакомо. Автор высмеивает в этой басне не самого героя, а всех невежд, которые так себя ведут.
Мораль басни: Прежде чем приступить какому либо делу, сначала этому нужно поучиться. Не следует браться без подготовки за то, в чем ничего не понимаешь. А если взялся и у тебя ничего не получается, не нужно говорить, что это бесполезное занятие.

Нельзя судить о том, в чем не разбираешься и не понимаешь.

Мартышка и очки (Крылов Иван Андреевич Басни)Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. “Тьфу […].

Анализ басни “Стрекоза и муравьи”Басня Л. Н. Толстого написана в прозаическом стиле. Герои басни – Муравьи и Стрекоза. Автор представляет нам муравьев как трудолюбивый народ, Стрекоза же изображена лентяйкой, которая любит только развлечения и не думает о завтрашнем дне. По итогам басни каждый герой получает то, что он заработал. Басни И. Хемницера, И. Крылова и Л. Толстого похожи сюжетом […].

Решение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫРешение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ с. 34. Стрекоза и муравей (И. А. Крылов) И. А. Крылов изобразил Муравья трудолюбивым и старательным. Вступление: “Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропел; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза”. Мораль: “Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!” И. А. Крылов говорит о […].

Читайте также:  Пьер карден очки для зрения

Анализ басни Крылова “Лягушки, просящие царя”Басни И. А. Крылова – это особый сатирический жанр, унаследованный со времен античности. В эпоху классицизма басни относились к “низким” жанрам, поэтому в них звучала простая разговорная речь. Героями басен могли быть либо люди из народа, либо животные, отражающие определенные черты характера. В басне “Лягушки, просящие царя” героями становятся Лягушки, но это, конечно, аллегория. Аллегория […].

Мораль басни или Актуальность Басни в современном миреСочинение по произведениям Эзопа и Ивана Крылова. Основоположником басни считают античного раба-художника Эзопа. Действительно, мудрость его басен настолько глубокая и неисчерпаемая, что на протяжении многих столетий ею пользуются баснописцы. Они создают новую форму для басни, совершенствуют ее, но не считают за нужное изменять ее содержание, которое есть завершенным, а потому вечным. Рассмотрим три басни Эзопа, […].

Краткое содержание: Зеркало и Обезьяна (Крылов)Зеркало и Обезьяна Персонажи этой басни – Мартышка и Мед­ведь. Мартышка увидела свое отражение в зер­кале, однако не признала себя в этом отражении. Она решила, что видит кого-то, похожего на ее знакомых. Мартышка поделилась впечатлением от увиденного с Медведем: Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки […].

Анализ басни Рыбьи пляски Крылова (Крылов И. А.)В басне рассказывается, что Лев, слыша жалобы на богачей, на сильных мира сего и на судей, отправился осматривать свои владения. Вскоре он наткнулся на Мужика, жарившего живьем на сковороде рыб. Тот, отвечая на вопросы Льва (царя), сказал, что он и народ (рыбы) собрались его приветствовать, оттого они и машут головами и хвостами. Лев поверил, лизнул […].

Мораль басни Вороненок и ее анализ (Крылов И. А.)К 1811 году относится “Вороненок” с “моралью”, утверждающей некую тривиальную истину: Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют. Видимо, картина всеобщего, повального государственного воровства и родила эту басню. Отсюда и идут уподобления. Главный вор – вор на троне, Орел. Это он выхватил ягненка из стада, что и “взманило” Вороненка, подбило его на подвиг. […].

Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ (Крылов И. А.)“Пчела и Мухи” – басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню “Муха и Пчела”, где характер “трудолюбивой” хвастуньи 1808 года (“Муха и дорожные”) будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве. В басне “Пчела и Мухи” поэт рассматривает […].

И. А. Крылов. Ворона и Лисица. Сравните мораль в баснях. Все ли басни учат одному и тому же?1. Прочтите все басни о Вороне и Лисице и срав­ните их. Можно сравнить две из них – те, которые вам больше понравились. Все эти басни построены на одном сюжете: льстивая Лисица (Лис) хочет обманом добыть то, чем владеет Ворон (Ворона), и ей это удается. И то, что у Эзо­па и Лафонтена это Ворон, а у […].

На тему “Басни в мировой литературе”Что называется басней, и каковы ее главные признаки? Басня – это небольшое, большей частью стихотворный рассказ поучительного характера, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы. Главная мысль называется моралью. Она может находиться как в начале, так и в конце басни. Обязательным для басни является использования аллегории, сатиры, иронии. Аллегория (в переводе с греческого означает […].

Сочинение на тему басни И. КрыловаБасни И. А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Однако животных, насекомого и рыбы в баснях, за точным выражением И. Франко, “одной бровью подмигивают на людей”. Итак каждая прочитанная басня вызывает у человека раздумья. Читая басню “Демьянова похлебка”, […].

Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни (Крылов И. А.)“Рыбьи пляски” – известнейшая басня. Эта басня дошла до нас в двух вариантах, так как первый ее вариант не пропустила цензура. Хотя второй вариант более отделан, для нас больший интерес представляет первый, “черновой”, ибо он в духе всего творчества Крылова и, естественно, “в духе” прогрессивной русской литературы. У первого, “чернового”, варианта неблагоприятная для властей развязка. […].

Почему мне нравятся Басни И. А. КрыловаС детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение – а оно в басне присутствует обязательно – понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери […].

Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И – А –Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, “согласие в товарищах” – это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого […].

Особенности жанра басниБасни И. А. Крылова Урок посвящен особенностям жанра басни и изучению басен И. Крылова. Школьники получают Предварительное домашнее задание : прочитать басни (можно по вариантам, по три-четыре) “Волк и Ягненок”, “Мартышка и Очки”, “Волк на псарне”, “Стрекоза и Муравей”, “Петух и Жемчужное зерно”, “Слон и Моська”, “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак”, “Демьянова уха”, “Свинья под […].

Анализ басни Крылова “Обоз”Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года. Автор использует характерный для басни прием – аллегорию, то есть иносказание. Такова басня “Обоз”. Из истории известно, что полководец М. И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных […].

Мораль басни Квартет (Крылов И. А.)В басне “Квартет” Крылов дерзко осмеял высший государственный орган царской России, Государственный совет, который был учрежден в 1810 году и включал в себя 4 департамента. Его члены никак сразу не смогли разместиться по разделам, а пересаживались из одного в другой. Разностопный ямб, использованный автором, замечательно передает содержание басни. Размер стиха, краткость строк, частое повторение твердого […].

Анализ басни Л. Глибова “Щука” (1858 г.)Тема : изображение суда (его несправедливость и зависимость от господствующих классов) над Щукой, которая совершала разнообразный вред в пруду его жителям и получила приговор вернуться снова в реку. Идея: осуждение действий судопроизводства, их легкомысленность, бестолковость, а через образ Лисицы – коварства, хитрости, взяточничества. Основная мысль: “Как не мудрствуй, а правды нигде Концов нельзя похоронить…”. Судьи […].

Мораль басни Чиж и Еж и ее анализ (Крылов И. А.)В басне “Чиж и Еж” (1814) речь идет о поэзии, ее сущности, ее правде, о воспевании героя, о подлинной героике и подлинном героизме, о великих мира сего, об обязанностях поэта перед жизнью и перед правдой. Басня хитра. В ней Крылов отказался воспевать Александра Первого. Сделал он это тонко и замысловато, но так, чтобы каждый понимал, […].

Вопросы с ответами по теме “Басни в мировой литературе”Что называется басней, и какие ее главные признаки? Басня – это небольшой, большей частью стихотворный рассказ поучительного содержания, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы. Ведущая мысль басни называется моралью. Она может находиться как в начале, так и в конце произведения. Обязательным для басни является использование аллегории, сатиры, иронии. Аллегория – это такой художественный […].

Эзоп – основатель жанра басниДревнегреческий полулегендарный баснописец. Имя Эзопа встречается в работах историка Геродота (V ст. до н. э.), который сообщает, что Эзоп жил на острове Самосии, был рабом с физическими недостатками, со временем стал свободным, писал басни. Сборник Эзопа содержит 426 басен, написанных прозой. Произведения его краткие, мораль довольно прямая и лаконичная. Например, мораль басни “Ворон и Лисица” […].

Мораль басни Два мужика и ее анализ (Крылов И. А.)Говоря о пороке, который в иные времена становится бедствием народным, Крылов называет едва ли не в первую очередь пьянство. Об этом он расскажет в басне (в басне ли?) “Два Мужика” (1824), известной всем с малых лет. В ней речь идет о Фаддее и Егоре, которые, напившись, попали в беду: один сжег свой двор и “по […].

Тема. И. А. Крылов. Басня “Ворона и Лисица”Цель: учить выразительности чтения, осмеяние пороков: хитрости и глупости, воспитывать лучшие человеческие качества. Ход урока. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. – Найдите и прочитайте строчки, которые говорят о глупости Мартышки. – Поняла ли Мартышка, что в зеркале она увидела себя? – Что ответил Медведь на Мартышкины слова? – Как отнеслась Мартышка к ним? […].

Вопросы и ответы к теме “Басни И. А. Крылова”Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов? Каждая басня Крылова – это “ларчик с секретом”. В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне […].

Мораль басни Лев и ее анализ (Крылов И. А.)Обратимся к басне 1830 года. Ее название “Лев”. Просто “Лев”, без “и”. Лев, так сказать, в чистом виде. И басни истина дана тоже в чистом виде: к рассказу нет пояснения, нет морали. Одна лишь картина, снятая с действительности. Картина, правда, аллегорическая, но тем она правдивее. Итак, когда Лев стал стар и хил, ему надоела жесткая […].

Мораль басни Крестьянин и Змея и ее анализ (Крылов И. А.)Крыловская тема “Змея”, змея “умная”, маскирующаяся, хитрая, выявляет как свое несомненное достояние мудрость народа и общества: как ни умна Змея, как ни изощрена она в своих метаморфозах, ей никого не удалось обмануть даже соловьиным голосом. Ни умом своим, ни наглостью своей. Подумать только, до чего дошло: ведь она хотела у Крестьянина детей нянчить. В няньки, […].

Мораль басни Соловьи и ее анализ (Крылов И. А.)Не единожды поэт говорил о жестокой несвободе подлинного искусства в крепостническом обществе, предвосхищая дальнейшее развитие этой темы у Пушкина, Гоголя, Герцена, Островского. Крыловские “Соловьи” (1824) “метят” во многое, что было известно поэту, и во многое из того, что раскроется лишь в грядущие десятилетия – так реально и прозорливо было его обобщение. Кстати, очень простое и […].

Мораль басни Пестрые овцы и ее анализ (Крылов И. А.)В басне “Пестрые овцы” Лев сам хотел изничтожения овец, но тем не менее Крылов внимательно следит – а как работает система, то есть что она собой представляет. Басня начинается так. Лев невзлюбил пестрых овец и хотел было просто перевести их, однако это было бы неправосудно, ведь, замечает Иван Андреевич, Он не на то в лесах […].

Мораль басни Госпожа и две служанки и ее анализ (Крылов И. А.)Безрассудным мотовством русский барин себя прославил в Москве и Петербурге, Париже и Риме. Но он прославил себя не менее, а более и рассудительным приобретательством, терпеливым и настойчивым. Только не на международной арене, а где-то в закуте, в глуши, в каком-нибудь Неелове, Неурожайке – тож… Прославил. Об этом Крылов расскажет в басне 1816 года “Госпожа и […].

Мораль басни Гуси и ее анализ (Крылов И. А.)Басня “Гуси” – одно из центральных произведений всего творчества великого баснописца. В ней его антикрепостнические взгляды нашли свое предельное выражение. Это не осмеяние хвастовства, не сатира на людей, хвастающихся заслугами предков (как склонны думать некоторые ученые),- она выражает самые основы демократической идеологии Крылова и бьет тоже по самым основам идеологии крепостников. Ведь принцип “первородства”, родовитости, […].

Мораль басни Совет мышей и ее анализ (Крылов И. А.)“Совет Мышей” – басня о совете хвостатых, куда не следует допускать бесхвостых. И наконец в мучном ларе Открыто заседанье… Хвостатых. На котором тем не менее оказалась бесхвостая крыса. Что и взволновало молодого мышонка. “Где ж делся наш закон?” – спрашивает он седую Мышь. На этот голос возмущения молодого мышонка последовал успокоительный ответ старой Мыши: …”Молчи! […].

Мораль басни Лжец и ее анализ (Крылов И. А.)Крылов с его изумительным чувством реальности, то есть социальности, всегда выявлял, рисуя живую картину жизни, социальную природу того или иного “общечеловеческого” порока. Для своего времени выявил, полагаем, он и социальную природу лжи как явления общественного, выведя тип лжеца как тип, социально значимый. С этого Крылов и начинает своего “Лжеца”. Возвратившись из дальних странствий, дворянин (возможно, […].

Эволюция басни КрыловаПочему же Крылов не выступил в жанре басни в то время, когда она была уделом третьестепенных литераторов, т. е. когда обращение к басне больше соответствовало его литературному положению? Теперь же, получив признание в качестве комедиографа, он навсегда оставляет театр, делая выбор в пользу другого жанра. Весь путь Крылова в литературе представляет движение к жанрам, которые […].

Мораль басни Осел и ее анализ (Крылов И. А.)[center][/center]Басня 1830 года “Осел” рассказывает об Осле много интересного. Рассмотрим ее Содержание. У крестьянина был Осел. Он так смирно себя вел, что тот не мог им нахвалиться. То есть здесь наш герой выступает почти в своем животном естестве. Он не знатен, не сановит, его никакая Лиса никуда не продвигает, – он просто Осел в подлинности […].

Сочинение на тему “Басни Крылова”Крылов Иван Андреевич – знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений – это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича “Квартет” учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема […].

Мораль басни Сочинитель и Разбойник и ее анализ (Крылов И. А.)На опыте Крылова русский писатель учился и тому, как надо писать, и тому, как писать не надо. Учился быть верным жизненной правде. В басне “Сочинитель и Разбойник” осуждается Сочинитель на страшные муки – вечно гореть в геенне огненной. Удались обвинения в адрес писателя. Они дышат гневом и злобой. Совершенно очевидно, что Крылов знал, о чем […].

Мораль басни Волк и Ягненок и ее анализ (Крылов И. А.)Басня “Волк и Ягненок” относится к ранним. Она написана в 1808 году и вошла в первую книгу, изданную год спустя – в 1809-м. На книгу откликнулся не один литератор. В их числе Жуковский. Но он не удостоил разбора этого, одного из совершеннейших (так полюбившихся читателю) произведений баснописца. Басня начинается с постулата, выраженного в предельно сжатой, […].

Читайте также:  Как вставить очко в очках

Социально-политические басни КрыловаБасни, Первая книга басен Крылова, вышедшая в 1809 г., имела ошеломляющий успех. В пору острой борьбы между сентиментализмом, классицизмом и рождающимся романтизмом реалистические басни Крылова одержали верх: они были признаны всеми. Народный взгляд на жизнь, мужицкий дух определили его басенное творчество. За три десятилетия Крылов написал 204 басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Они […].

Чему учат нас басни, на примере басен Лафонтена и КрыловаОдной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня – короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чему учит нас басня? Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как […].

источник

Меню статьи:

Иван Андреевич Крылов выдающийся русский писатель, поэт, публицист, издатель просветительских журналов и непревзойденный баснописец. В этой статье мы заинтересованы в анализе произведения «Мартышка и очки». Жанр басни – излюбленный вид литературной деятельности Крылова. По сути, басней является короткий рассказ, изложенный в стихотворной форме, который обычно отличается ироничной направленностью сюжета и включает поучительную часть – мораль. Главное в басне – это возможность писателя при помощи аллегории, используя в качестве действующих персонажей образы различных животных, изобличать и высмеивать недостатки человеческой натуры или определенной части общества. Прикрываясь, словно маской, удивительными и чудаковатыми образами животных, поэт указывает на недостатки высших представителей власти или светского общества, при этом остающимися безнаказанными со стороны цензуры. В истории русской литературы Крылов – не единственный баснописец, использующий наработки гениальных предшественников: Эзопа, Лафонтена и других.

«Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство автора, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Глупость, праздность и самодовольство Крылов считает наибольшими проблемами человеческой натуры. Особенно, как отмечает писатель в басне, если эти недостатки присущи человеку, наделенному властью.

Иван Андреевич Крылов написал басню «Мартышка и очки» после окончания Отечественной войны 1812 года. Эта война на территории России длилась менее одного года, но показала полную бестолковость большинства высокопоставленных чиновников. Победа в этой позорной войне считается достижением исключительно героизма русских солдат и офицеров.

Дорогие наши читатели! Предлагаем вашему вниманию анализ басни Ивана Крылова “Ворона и лисица”, где в интересной форме описано, как не дать себя обмануть и обольстить.

Читатель, наверняка, знаком с произведением Льва Толстого «Война и мир», где автор описывает роль крестьян, призванных в солдаты, в ходе русско-французской войны 1812-го года. Например, внимание привлекает фигура Платона Каратаева. Крылов, похоже, согласен с Толстым, что порой мудрость «русского мужика» превосходит понимание жизни аристократа. Так, Платон Каратаев учит жизни Пьера Безухова, потерявшегося в ценностных ориентациях. По мнению Крылова, слишком много человеческих жизней положили на алтарь победы командиры и военачальники. Причина – глупость, тщеславие и некомпетентность людей, занимающих незаслуженное место во властных кабинетах.

Однако, хоть и причиной, вдохновившей Крылова к созданию басни, послужила война, нравственный аспект басни трактуется гораздо шире. Не только в девятнадцатом веке, но и в современном мире, актуальность басни нисколько не уменьшилась.

Дорогие любители творчества Ивана Крылова! Предлагаем ознакомиться с басней “Свинья под дубом”, где делается акцент на том, как невежественные люди порицают свет знаний, пользу от науки и образования, не видя смысла в просвещении.

Во все времена глупые, необразованные, чванливые, самодовольные люди всеми силами стремятся к власти. Опасность от деятельности таких невежд особенно велика в научной сфере. Новые открытия, разработки и достижения, оказываясь в руках несведущего человека, наделенного властью, однозначно не приносят пользу человечеству. Довольно часто наблюдается нецелесообразное использование ресурсов или научно-технических достижений. Народная мудрость в таких случаях гласит: «Забивать гвоздь микроскопом».

Вот именно с такой проблемой общества сражался при помощи искрометной иронии и поэтического таланта Крылов. Образ глупенькой и несведущей Мартышки с первых строк басни пронизан юмором и сарказмом.

Главная героиня, столкнувшись с проблемой: «…слаба глазами стала», – пытается выйти из трудной ситуации при помощи непроверенных слухов, то есть принимает решение не обдумано и на скорую руку. Проблему Мартышка считает незначительной и не пытается детально изучить все обстоятельства дела:

Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки…

Однако, добившись поставленной цели: «Очков с полдюжины себе она достала», – решить проблему героине крыловской басни так и не удается.

Необразованность и примитивизм в сочетании с высокомерием и чванливостью помешали Мартышке добиться успеха. Решение лежало совсем близко, следовало приложить немного настойчивости, трудолюбия и просвещения, и рациональные усилия помогли бы исправить ситуацию. Но, увы, основная проблема именно в этом и заключается. Если человек невежествен, но уверенно считает себя просвещенным, то результат деятельности такой личности будет идентичен разочарованию Мартышки.

Не разобравшись в ситуации до конца, героиня басни убеждена в обмане. Безапелляционно обвиняя всех вокруг, Мартышка уверенно утверждает, что проблему со зрением при помощи очков решить невозможно:

«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них»…

Важно отметить, что в басне Крылов не просто с иронией отмечает неверное применение очков Мартышкой. Героиня писателя могла ведь просто оставить попытку использовать увеличительные стекла и все. Но животное именно разбивает новомодное приспособление вдребезги:

Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали…

Когда недальновидный облеченный властью чиновник просто откладывает рассмотрение нового проекта в дальний ящик или, не разобравшись досконально, отсылает на доработку – это еще полбеды. Куда хуже, когда горе-начальник принимает радикальные решения, при этом совершенно не имея понятия о реальной пользе проекта:

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит…

Морально-нравственный аспект текста Крылов изложил довольно просто, но при этом достаточно точно. Нужно, несмотря на «Мартышек», не сходить с пути просвещения. Не позволять подобным «Мартышкам», которые только и могут, что испытывать очки хвостом да языком, заниматься не своим делом. Особенно важно не допустить таких вот «Мартышек» к власти.

источник

Урок литературного чтения «Школа России» 3 класс

«И.А.Крылов. Басни», «Мартышка и Очки»

Урок литературного чтения

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока : изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

— познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова,

провести работу над басней «Мартышка и очки».

-формировать умение определять басню как жанр литературы

по характерным признакам, находить мораль в произведении;

— развивать аналитические и творческие способности обучающихся;

— воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; сотносить смысл басни и пословицы.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Быстренько проверь, дружок:
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?

Проверка домашнего задания

Вступительное слово учителя.

  • А.С. Пушкин, сказку которого мы закончили читать, очень любил басни И.А.Крылова. Он называл его «истинно народным поэтом».

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье скромного офицера. Мать его была простая женщина «без всякого образования, но умная от природы». Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец его умер и семья осталась без средств к существованию. Напрасно вдова А.П.Крылова хлопотала о пенсии. Семья переезжает из Твери в Москву, а затем в Петербург, где Крылов поступает на службу в Публичную библиотеку. Около 30 лет жизни он там прослужил. Крылов вышел в отставку на 72 году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Первая книга с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Его ласково называют «Дедушка Крылов». Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в согласии и счастье. Его оружие – басни, которые учат жить по справедливости.

— Кто первым начал писать басни?

— Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.

— Что такое аллегория? ( Иносказание.)

Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» И.А. Крылов

— Я буду зачитывать из басни мораль или «крылатые выражения», а вы постарайтесь назвать басню.

1. Вот то-то мне и духу придает,

Могу попасть в большие забияки.

2. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

4. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

5. Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

6. Когда в товарищах согласья нет,

И выйдет из него не дело, только мука.

7. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки»

— Сегодня мы будем работать над басней «Мартышка и Очки»

2. Беседа по непосредственным впечатлениям.

— Что особенно понравилось в басне?

— О чём это произведение: о знакомом нам животном или о чём-то ином?

(О том, что Мартышка не знала, как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны. А очки очень важны для людей со слабым зрением)

3. Чтение басни (про себя) для подготовки ответов на вопросы.

4. Работа над содержанием басни.

— Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?

(Они являются главными героями басни)

— Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку?

(Мартышка – животное вертлявое)

— Рассмотрите внимательно рисунок. Найдите соответствующие слова,

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет)

— Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?

(Мартышка купила себе полдюжины очков, хотя нужны только одни, нанизывала их на себя куда только можно)

— Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?

(К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

— Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?

(Вывод: В басне высмеивается человек-невежда)

«нанижет» – оденет подряд на нитку;

«невежда» — необразованный, несведущий человек;

«к худу клонит» – к плохому клонит;

«познатней» – от слова «знать» – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

«невежа» – грубый, невоспитанный человек

Выберите нравственные качества человека,

И.А. Крылов в басне «Мартышка и очки»

  • самоуверенность ложь лень
  • неблагодарность жадность глупость
  • скупость эгоизм невежество
  • зазнайство хвастовство назойливость

7. Работа над выразительным чтением.

— Как нужно читать эту басню? Почему?

(Начало – медленно, как сказку.

Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.

Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.

Мораль – поучительно, медленно)

8. Выразительное чтение по ролям (автор, Мартышка)

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.

Басня — вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие.

Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь.

— Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?

— Нужно ли изучать басни? Чему учит басня «Мартышка и Очки»?

Закончить урок мне хочется так:

Как басня, так и жизнь ценится не за длину,

Подготовиться к выразительному чтению басни.

источник

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Мораль басни заключается в том, что часто невежды, не удосуживаясь поинтересоваться ценностью какого-либо предмета, начинают высказываться о нем плохо. Так случается и в реальной жизни. К примеру, люди, не ценящие научно-технический прогресс, склонны высказываться о достижениях человечества в негативном ключе, забывая о том, что именно благодаря науке человек избавлен от изнуряющего физического труда, многочисленных заболеваний и т. д. Если человек не знает, как пользоваться какой-либо вещью – это не повод, чтобы высказываться о ней плохо, учит баснописец.

Басней называется краткий рассказ, обычно написанный в стихотворной форме, имеющий ироническую направленность. Этот жанр литературы имеет особенность: хотя рассказывается в нем обычно о зверях, птицах, насекомых, надо понимать, что это иносказание, а на самом деле речь идет о том, что волнует общество. как раз является ярким примером такого вида произведений. Еще одним характерным свойством басни является использование приема аллегории. Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие скорее человеку. В самом конце басни содержится небольшое заключение — Неудивительно, что основанные на них сценки часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по своей структуре похожи на короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует действия героев.

В 1812 году Крыловым была создана басня «Мартышка и очки». Так как название животного написано с большой буквы, можно считать, что на самом деле в ней рассказывается не про обезьянку, а про человека. Басня Крылова «Мартышка и очки» повествует об обезьяне, у которой с возрастом возникли проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с окружающими. Добрые люди поведали, что очки могут помочь ей видеть мир четче и лучше. К сожалению, как именно надо ими пользоваться, они объяснить забыли.

Читайте также:  Кто кому засадил в очков

Мартышка достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она пытается их нанизать на хвост, плотно прижимает к темени, пробует на вкус, на запах. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала видеть лучше. Тогда обезьянка приходит к выводу, что люди ей налгали, а на самом деле нет в них никакого прока. Раздосадованная Мартышка разбивает очки так, что брызги от стекол разлетелись во все стороны.

Как и принято в баснях, поучительный вывод (мораль) содержится в самом конце произведения. Даже когда предлагаемая вещь весьма полезна, не зная, в чем именно, невежда придет к решению, что нет в ней никакого толка. Если же не разбирающийся в науке человек занимает высокое положение, то он будет заниматься гонениями тех новинок, которые он не сумел понять. Подобные события порой случались в истории. Достаточно вспомнить гонения на генетиков, которые были в СССР.

Чиновники не смогли разобраться в этой науке и безапелляционно решили, что она ложная. Это как раз пример того, как невежды познатней оказались на троне. О таких людях и повествует басня «Мартышка и очки». Крылов в своих произведениях наглядно высмеивает людскую глупость.

Как и любое произведение подобного жанра, эта басня весьма иронична. Сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека. Басня Крылова «Мартышка и очки» говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном.

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на-волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.

А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.

Крылов под очками показал знания, которые очень часто разбиваются о нежелание учиться, самосовершенствоваться, пробиваться, стараться. Отсюда — результат: мартышка-глупышка осталась ни с чем.

«Мартышка и очки» — произведение лёгкое, точное, а самое главное — это необходимое руководство к правильным действиям в жизни. Поражает крыловский юмор (очки мартышкой нюхаются и лижутся, надеваются на хвост) и рассудительность в виде морали в конце басни. Иван Андреевич в очередной раз вывел на сцену человека с серьёзным недостатком, чтобы помочь многим другим искоренить подобный недостаток в себе.

«Мартышка и очки» — басня на все времена. В ней Крылов быстро, коротко и очень точно раскрыл внутреннюю сущность глупого, необразованного, инфантильного человека. 21 век — век новых гениальных изобретений, которые невозможны без необходимых знаний, упорства, умения думать, анализировать, сравнивать. Чтение и изучение басни «Мартышка и очки » в школе — начальное руководство к действию — учиться долго и терпеливо, усидчиво и с удовольствием, чтобы потом, во взрослой жизни, дарить людям новые идеи и продвигать их в жизнь.

Из-под тонкого пера Крылова басня про мартышку и полдюжину очков вышла в 1812 году. Это был год войны с французами. Иносказательный характер басни помог писателю рассказать о невежественных и пустых людях, ругающих науку и знания и не приносящих пользу государству. Если бы в то время было меньше таких «мартышек», то и исход войны был бы иным. Баснописец, смеясь и иронизируя, поднимает в своей басне большую человеческую проблему глупости и праздности.

Главное действующее лицо басни — мартышка. Она вертлява, нетерпелива, поверхностна. Услышав о пользе очков, она тут же попыталась исправить своё ослабевшее зрение с их помощью. А вот каким образом это сделать — не уточнила. Про таких «товарищей» говорят: «тяп-ляп» или «слышал звон да не знает, где он». Понять мартышкину торопливость можно — она скорей хочет видеть мир здоровыми глазами. Но торопливость и невежество ещё никогда и никому не приносило пользы, а также горячность и злость. Стоило ли вдребезги разбивать все очки, чтобы потом остаться по-прежнему слабовидящей и неудовлетворённой?

источник

Глубинные мысли в доступной форме – вот, что можно сказать о баснях талантливого русского поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова. Витиеватый слог, малая форма, короткие строфы, герои-представители животного мира, хлёсткие фразы, которые впоследствии станут крылатыми и обязательная мораль, объясняющая всё то, что хотел донести до читателя автор. Эти басни переживут и Крылова, и его время, потому что пороки, осмеянные автором, до сих пор, к сожалению, царствуют и процветают в обществе, оттого и басни его актуальны и злободневны.

«Мартышка и очки» является одной из самых известных басен у автора. Главная героиня произведения – предприимчивая мартышка. Годы берут своё, и в преклонном возрасте мартышка осознала, что глаза её хуже стали видеть. Однако отчаиваться она не стала, взяв пример с людей, раздобыла наша героиня очки, ведь давеча слыхала, что этот чудной «прибор» способен выручить ослабевшие глаза.

Но заиметь очки, как оказалось, это полдела – нужно знать, как ими пользоваться. И читатель понимает, что как раз этого мартышка не знала. Стала она импровизировать. Мартышка и лизала очки, и нюхала, и на хвост пристраивала каким-то образом, и крутила так-сяк, и к темечку прижимала, но ничего не выходило путного. В досаде и злости бросила мартышка очки о камень, разбив их на мерцающие осколки. Да ещё и молву обругала, мол, правды в россказнях про очки нет ни грамма, всё врут люди. Не помогли очки мартышкиным глазам.

Как водится в большинстве крыловских басней, в конце автор приводит мораль.

Примечательно, что мораль, заложенная в басне, может восприниматься по-разному. В силу возраста, образования, знания истории. С героиней всё понятно — не случайно автор выбрал мартышку, которая олицетворяет глупость, гримасничанье, бескультурье. А вот с трактовкой будет сложнее.

Вариант на поверхности: всему надобно знать предназначение, иначе даже умная штука потеряет ценность, ежели не понимать, как ею пользоваться. Вариант похитрее, который, собственно, и приводит буквально дословно автор – полезная вещь, попадая в руки знатного невежды, может быть не только не принятой и не понятой, но и изгнанной из пользования. Сколько раз мы наблюдали в жизни, когда власть предержащие не разобравшись, отвергали полезные инициативы.

И, наконец, самый сложный подтекст. Нужно помнить в какие времена жил автор – это было славное время становления академической науки в России, начатое ещё Ломоносовым. К сожалению, не всегда «у руля» Императорской академии наук оказывались достойные люди. Часто возглавляли этот институт выслужившиеся чиновники. Об этом с ехидством писал не только Крылов, но и острый на словцо Пушкин.

Существует трактовка, согласно которой мартышка, как водится, символизирует невежество, а вот очки выступают как олицетворение науки и знаний. Попав в руки людей-мартышек, наука не только попадает под удар, но и попросту компрометирует тех, кто, не обладая нужными познаниями и культурой, пытаются ею руководить и применять. Выглядит это смешно и нелепо, а хуже всего – это губительно для науки.

Какую мораль принимать, какие именно мысли закладывал автор? Точно об этом судить трудно. Литература – это не только труд авторов, но и критиков. Наверное, правильно воспринимать моральную сторону в соответствии со своим личным пониманием. Ну а в народ навсегда ушла не только мораль сей басни, но и крылатые выражения, такие как «мартышка к старости слаба глазами стала» и менее цитируемое — «тот дурак, кто слушает людских всех врак».

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Мартышка и очки» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки,
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.




источник

— Ребята, прежде чем мы ознакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня. (Примерный ответ. Это не­большое произведение, написанное стихами илипрозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хит­рость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обыч­но действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)

— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (Это герои басни.)

— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов.

Мартышка — маленькая обезьяна.

Темя — верхняя часть головы.

Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда — необразованный, несведущий человек.

К худу клонит — к плохому клонит.

Познатней — знать — высший слой привилегированного класса.

Невежа — грубый, невоспитанный человек.

Чтение басни учителем

— Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. (Предположения детей.)

— Обратите внимание на те действия, которые соверша­ла Мартышка с Очками. (Вертит Очками так и сяк: / То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, / То их понюхает, то их полижет.)

— Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются.)

— Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

— Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не по­могли.)

— В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть.)

Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. (Дети читают мораль басни и объясняют ее, как понимают.)

— Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догада­лись, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, можно догадаться, что высмеивается человек-невежда!)

Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? (Невежа — грубый, невоспитанный человек. Невежда — необразованный, малосведущий, безграмотный человек.)

— Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно.

— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить мартышку, читая басню.

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— С какой басней ознакомились?

Домашнее задание

Урок 43. И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Зеркало и Обезьяна»; карточки (текст речевой разминки, задания).

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

— Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Во­рона и Лисица».)

— А сейчас быстро, замедляя темп.

III. Проверка домашнего заданияЧтение басни наизусть по цепочке.

IV. Введение в тему

— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

— Откройте с. 133 учебника. Рассмотрите фотографии. Что вы на них видите? (Высказывания учеников.)

2. Рассказ учителя о памятнике Крылову (См. материал для учителя к уроку.)

V. Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Шесть — за парту тихо сесть.

VI. Работа по теме урока

1. Басня «Зеркало и Обезьяна». Беседа

— Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь? (Предположения детей.)

— Прежде чем читать ее, выясним значение некоторых слов.

Кум — крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной.

Ужимки — гримасы; неестественные телодвижения.

Сатира — обличающее, бичующее осмеяние.

На руку нечист — нечестен, вороват.

Чтение басни учителем

— Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

— Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»? (Они обе стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину.)

— Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нем? (Нет, отражение ей не понравилось, по­этому она быстро узнала в нем своих кумушек, даже пыта­лась их пересчитать.)

— Прочитайте четвертый вопрос на с. 137. Ответьте на него. (Слова из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи по смыслу.)

— Рассмотрите иллюстрацию к басне и найдите соответству­ющие строки к ней.

— Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в дру­гих. (В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим.)

— Какие строки басни стали крылатым выражением? Запиши­те их в рабочую тетрадь. («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться».)

Работа в парах

— Приготовьтесь читать выразительно. Прочитайте басню в лицах.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

источник