Меню Рубрики

Втирать очки раз два и обчелся

Лексические нормы регулируют правила употребления слов, т.е. точность выбора слова соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях. При определении лексических норм следует учитывать изменения в словарном составе языка: многозначность слова, явления синонимии, антонимии, стилистическое рассмотрение лексики, понятие активного и пассивного лексического запаса, социальную сферу употребления лексики, необходимость оправданного выбора слова в конкретной речевой ситуации и многие другие.

Изменения в словарном составе русского языка происходят параллельно с изменением в жизни общества, для обозначения новых явлений в социальной жизни может быть или создано новое слово с помощью существующих в языке словообразовательных средств, или заимствовано иноязычное слово, или образовано сложное, составное наименование, или же, наконец, приспособлено слово, уже существующее в языке, которое в таком случае определённым образом видоизменяет своё значение (а часто при этом и стилистическую окраску).

Многозначностью называется наличие у слова нескольких ( двух или более ) значений. Следствиями небрежного отношения к многозначным словам являются неясность и двусмысленность выражения, а также неправомерное, чрезмерное расширение значений известных слов.

От многозначности следует различать омонимию. Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по своей форме, но значения которых никак не связаны друг с другом, т.е. не содержат никаких общих элементов смысла. Выделяют лексические омонимы (слова, совпадающие во всех грамматических формах), омофоны (слова, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково, например: луг – лук), омоформы (слова, совпадающие по звучанию в какой-либо грамматической форме, например: чистое стеклостекло по крыше) и омографы (слова, имеющие одинаковую форму, но разное звучание, например: замокзамок). Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов – слов, близких, похожих по звучанию и написанию, но разных по значению (например: экскаваторэскалатор).

Синонимия противоположна многозначности и омонимии. При синонимии разная форма выражает одинаковое (или сходное) содержание. Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу. Они бывают понятийными (близкими, не совсем тождественными по значению ) и стилистическими (тождественными по значению, но имеющими различную стилистическую окраску). Наличие синонимов обеспечивает выразительность речи и в то же время обязывает всех говорящих и пишущих внимательно относиться к выбору слова из ряда близких, похожих.

Антонимы – это слова с противоположным значением. Они издавна используются как приём для создания контрастных образцов, для резкого противопоставления признаков, явлений.

Целый ряд слов снабжён в толковых словарях пометами “ высокое”, “книжное”, с одной стороны, и “разговорное”, “просторечное” – с другой. Эти пометы указывают на стилистическое расслоение лексики. Основную часть словарного фонда составляет так называемая “нейтральная” лексика, на фоне которой проявляются выразительные возможности стилистически окрашенных слов, использование которых в речи требует развитого языкового чутья и эстетического вкуса.

Лексику можно рассматривать с точки зрения активного и пассивного словарного запаса. К пассивной лексике относятся устаревшие слова: архаизмы (устаревшие синонимы современных слов) и историзмы (устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия), а также новые слова (неологизмы). Отдельные устаревшие слова “возвращаются” в активный фонд словаря, иногда приобретая новые значения, например: дума, губернатор, банкир, вратарь.

С точки зрения социальной сферы употребления все слова русского языка можно разделить на лексику неограниченной сферы употребления и лексику ограниченной сферы употребления, к которой относятся профессионализмы (слова и выражения, используемые в устной речи людьми одной профессии), диалектизмы (элементы территориальных диалектов, употребляемые носителями литературного языка), термины (точные обозначения определённых понятий какой-либо специальной области науки, техники, искусства), жаргонизмы (элементы различных социальных диалектов в литературной речи). Слова ограниченного употребления могут входить со временем в лексический состав литературного языка. При этом областные слова утрачивают диалектную окраску (например: околица, пахать, стерня), а термины детерминологизируются (например: общественная реакция, среда, атмосфера).

Ясность и понятность речи зависит от правильного употребления в ней заимствованных (иноязычных) слов. Ошибки в их использовании связаны прежде всего с незнанием точного смысла слова, что часто приводит к плеоназму (речевой избыточности), например: первый дебют, памятные сувениры. Разновидностью плеоназма является тавтология – употребление в речи рядом стоящих однокоренных слов.

Фразеологические нормы – это правила употребления фразеологизмов, несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи, а воспроизводятся в ней. Фразеологизмы отличаются устойчивым соотношением смыслового содержания, лексического состава и грамматического строения, поэтому любые изменения в составе и структуре этих выражений приводят к речевым ошибкам.

1. Какое содержание вкладывается в понятие “лексические нормы современного русского литературного языка”? Какие языковые и социальные факторы следует учитывать при определении лексических норм?

2. Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления.

3. В чем проявляется богатство лексики современного русского языка?

4. Дайте характеристику лексических речевых ошибок, связанных с нарушением требования оправданного выбора слова в определенной речевой ситуации.

5. Каковы особенности фразеологических норм? Охарактеризуйте основные виды фразеологических речевых ошибок.

Задание 1.Определите значение следующих слов. Составьте с ними несколько словосочетаний.

Апелляция, концентрат, апогей, аранжировка, акустика, абонемент, баллотироваться, баланс, вернисаж, витраж, гравитация, габарит, гамма, гипотеза, вакуум, газон, грильяж, гурман, деградация, декада, диапазон, детектор, десерт, ералаш, заурядный, идеограмма, иллюзия, инстинкт, интонация, кавалькада, кинофицировать, кредо, кулуары, коллизия, лексикон, лейтмотив, манекен, мемуары, матрица, меридиан, мизерный, невежда, околица, орнамент, плеяда, претензия, просодия, фикция, эстетика, титульный.

Задание 2. Выпишите сначала однозначные, затем многозначные слова. Мотивируйте свой ответ.

А. Автор, барсук, белый, венец, гиря, добрый, барьер, апрель, адрес.

Б. Адмирал, водолаз, год, грач, вуз, бежать, вторник, стажёр, абажур.

В. Беглец, гусли, биолог, заря, вещь, герой, идти, почва, огонь, дом.

Задание 3.Определите, какие из выделенных слов употреблены в переносном значении.

1. Так своеволием пылая, роптала юность удалая.(А. Пушкин.). 2. Я хочу подышать возле тёплого тела искусства. (М. Светлов). 3. Яростный ветер подталкивал путника в спину. (М. Матусовский). 4. Книга – это духовное завещание одного поколения другому. (А. Герцен) 5. Имел слова любимые, и выпускал их дедушка по слову через час. (Н. Некрасов).

Задание 4.Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 3.Ученики пристально слушали выступление артиста. 4. Но перед тем как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове. 5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 6. Всё это и рисует представление о «Слове о полку Игореве». 7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение. 8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 9. «Гранатовый браслет» — одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

Задание 5. Укажите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина. 2. Повесть «Поединок» Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии. 3. «Слово о полку Игореве» поймет каждый человек, который подлинно любит свою родину. 4. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина. 5. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности. 6. В образе Игоря отличается беззаветная храбрость, воинский пыл. 7. Подскажите, который час. 8. Каждый ученик высказал своё кредо.

Задание 6. Определите значение следующих слов паронимов. Объясните, с чем связаны ошибки при их употреблении.

Абонент – абонемент, одеть – надеть, дипломат – дипломант, ро­мантичный – романтический, основание – обоснование, веский – ве­сомый, бережный – бережливый, адресат – адресант, придворный – притворный, крепостной – крепостник, статут – статус.

Задание 7. Распределите синонимы по группам: 1) семантические, 2) стилистические.

Безветрие, тишь, затишье, штиль; аплодировать, рукоплескать, хлопать; вынимать, извлекать; бледный, неяркий, блеклый, тусклый; долг, обязанность; любовь, влюблённость, страсть, увлечение; перерыв, передышка, перемена, перекур; поэт, стихотворец, пиит, бард, певец; серый, дымчатый, пепельный, мышиный.

Задание 8. Определите, с какими словами, данными в скобках, могут сочетаться члены одного синонимического ряда. Укажите, с какими другими словами могут они сочетаться.

А. Безмолвный, молчаливый, немой (признание, лес, горе, человек); большой, крупный, здоровый (ребенок, зерно, дуб, город, сумма, борец); заграничный, зарубежный, иностранный (товар, язык, события); изысканный, утонченный (манеры, кушанья).

Б. Личный, индивидуальный, персональный (транспорт, машина, свобода, право); невероятный, невообразимый, немыслимый, несусветный (лень, шум, напряжение, тара); оживленный, живой, бойкий (улица, разговор, торговля, игра); неприятный, досадный, обидный (ошибка, упущение, недосмотр, промах, происшествие).

Задание 9. Прочитайте следующие примеры из прозведений М.Ю. Лермонтова. Выпишите из них антонимы. Определите, к какой части речи они относятся и какую стилистическую функцию выполняют в художественном тексте. Есть ли среди приведенных примеров контекстуальные антонимы?

1. Но долго это сердце увядало, и мир ему! – в единый миг оно любить и ненавидеть перестало: не всем такое счастье суждено! 2. Нет! охладить любовь гоненье еще ни разу не могло; она сама свое добро и зло! 3. Взгляни туда, где бранный дым краснее, где гуще пыль и смерти крик сильнее, где кровью облит мертвый и живой. 4. Направо темные кусты висят, за шапки задевая. налево –пропасть; по краям ряд красных камней, здесь и там всегда обрушиться готовый . 5. И вы не смоете своею черной кровью поэта праведную кровь.

Задание 10. Выделите слова-архаизмы. Объясните, чем они от­личаются от историзмов. Определите, какую роль в речи играют уста­ревшие слова.

1. Кафтан, сокольничий, алтын, вельми.

2. Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный.

3. Шествовать, воздвигнуть, глаголить, внушить.

4. Баталия, опричнина, дружина, дивизия.

5. Гимназист, холоп, витязь, отроковица.

6. Пристав, бурса, балда, наипаче (особенно).

Задание 11. Проанализируйте выделенные слова и укажите, к какой лексической группе с точки зрения сферы её употребления они относятся: 1) слово общенародного языка; 2) диалектизм; 3) жаргонизм; 4) профессионализм.

1. Сколько в юности недолюблено, недопето (А. Сурков). 2. Полк шел переменным аллюром, и лошади заметно припотели (М. Шолохов). 3. Сокровища музыки неисчерпаемы (Д. Шостакович) 4. Шапка русых кудрей колыхалась на его большой голове (М. Горький). 5. Задыхаясь, тянет Андрей повод, вводит на баз шатающегося от усталости коня (М. Шолохов). 6. Сокол сапсан бьёт сверху летящее стадо уток (Н. Пржевальский). 7. Пароход отходил, чтобы пристать к дебаркадеру (К. Федин). 8. Князю лебедь отвечает: «Свет о белке правду бает» (А. Пушкин) 9. Драка – драка не игрушка; хоть огнём горит лицо, хоть и немец красной юшкой разукрашен, как яйцо (А. Твардовский).

Задание 12.Выясните, с какой целью используется профессионально-терминологическая лексика в приведённых примерах: 1)для описания технических процессов; 2) как средство образной характеристики.

1. Покровский завод направляет нам лемехи тракторных плугов, зубья для борон (П. Проскурин). 2. Лицо у него некрасивое, но очень располагающее. Ноздри мясистые, подвижные, а глазищи как два светофора (Г. Николаева). 3. Севообороты утверждены, сев на носу (Г. Николаева). 4. В сосновом бору начинался ветер. Явно транзитный ветер, пришедший сюда с другого континента (И. Петров). 5. Внутренняя полость вентиля изолирована от внешней среды сильфонным устройством. 6. Быстродействующий регулятор интегральной мощности оказывает сильное стабилизирующее влияние на систему регулирования распределения мощности. 7. Мартены, блюминги, кессоны –вот племя идолов твоих. Ты жил физически бессонно, а нравственно трусливо дрых (Е. Евтушенко). 8. Я – трубадур турбогенераторов (А. Вознесенский). 10. Гидравлические турбины строят только стационарными и используют на ГЭС для привода гидрогенераторов.

Задание 13. Составьте предложения со следующими иноязычными по происхождению словами,. Укажите для каждого из них язык-источник, используя сведения из «Словаря иностранных слов».

Циркуль, фантазия, деспот, вакансия, штурм, паштет, патриот, шашлык, престиж, туннель, офицер, консерватор, тенденция, караул, талант, космополит, базар, рояль, экран, аромат.

Задание 14.Найдите канцеляризмы, отредактируйте предложения.

1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 2. Всем ученикам надлежит знать об изменениях в расписании уроков. 3. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу. 4. Необходимо довести до сведения всех учеников о проведении общего собрания. 5. На собрании остро стоял вопрос о дисциплине.

Задание 15. Исправьте ошибки, связанные с многословием, определите их вид.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У неё были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистически и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12. Князья не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

Задание 16.Объясните значения заимствованных слов. Оцените уместность их употребления.

1. Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки и баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец заплатил за картину пятнадцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики дефицит –товаров и услуг. 5. Задача правительства – сдержать, обуздать инфляцию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 8. Необходимо придать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл (лейбл). 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.

Читайте также:  Пьер карден очки для зрения

Задание 17.Дайте стилистическую характеристику приведённым фразеологическим выражениям.

Ахиллесова пята, белая ворона, умыть руки, марионеточное правительство, валять дурака, море по колено, первая ласточка, попасть впросак, средь бела дня, водить за нос, попасться на удочку, кот наплакал, задать баню.

Задание 18. Пользуясь словарями, определите значение фразеологических единиц и сферу их употребления. Подберите к ним фразеологизмы-синонимы.

Втирать очки, раз-два и обчёлся, в ажуре, во весь дух, умывать руки, под сапогом, капля в море, не по зубам, лезть на рожон, след простыл, чуть свет, стричь под одну гребёнку.

Морфологические нормы

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

источник

Лексические и фразеологические нормы

Лексические нормы регулируют правила употребления слов, т.е. точность выбора слова соответственно смыслу высказывания и уместность применения его в общественном значении и общепринятых сочетаниях. При определении лексических норм следует учитывать изменения в словарном составе языка: многозначность слова, явления синонимии, антонимии, стилистическое рассмотрение лексики, понятие активного и пассивного лексического запаса, социальную сферу употребления лексики, необходимость оправданного выбора слова в конкретной речевой ситуации и многие другие.

Изменения в словарном составе русского языка происходят параллельно с изменением в жизни общества, для обозначения новых явлений в социальной жизни может быть или создано новое слово с помощью существующих в языке словообразовательных средств, или заимствовано иноязычное слово, или образовано сложное, составное наименование, или же, наконец, приспособлено слово, уже существующее в языке, которое в таком случае определённым образом видоизменяет своё значение (а часто при этом и стилистическую окраску).

Многозначностью называется наличие у слова нескольких ( двух или более ) значений. Следствиями небрежного отношения к многозначным словам являются неясность и двусмысленность выражения, а также неправомерное, чрезмерное расширение значений известных слов.

От многозначности следует различать омонимию. Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по своей форме, но значения которых никак не связаны друг с другом, т.е. не содержат никаких общих элементов смысла. Выделяют лексические омонимы (слова, совпадающие во всех грамматических формах), омофоны (слова, которые пишутся по-разному, но произносятся одинаково, например: луг – лук), омоформы (слова, совпадающие по звучанию в какой-либо грамматической форме, например: чистое стеклостекло по крыше) и омографы (слова, имеющие одинаковую форму, но разное звучание, например: замокзамок). Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов – слов, близких, похожих по звучанию и написанию, но разных по значению (например: экскаваторэскалатор).

Синонимия противоположна многозначности и омонимии. При синонимии разная форма выражает одинаковое (или сходное) содержание. Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но одинаковые или очень близкие по смыслу. Они бывают понятийными (близкими, не совсем тождественными по значению ) и стилистическими (тождественными по значению, но имеющими различную стилистическую окраску). Наличие синонимов обеспечивает выразительность речи и в то же время обязывает всех говорящих и пишущих внимательно относиться к выбору слова из ряда близких, похожих.

Антонимы – это слова с противоположным значением. Они издавна используются как приём для создания контрастных образцов, для резкого противопоставления признаков, явлений.

Целый ряд слов снабжён в толковых словарях пометами “ высокое”, “книжное”, с одной стороны, и “разговорное”, “просторечное” – с другой. Эти пометы указывают на стилистическое расслоение лексики. Основную часть словарного фонда составляет так называемая “нейтральная” лексика, на фоне которой проявляются выразительные возможности стилистически окрашенных слов, использование которых в речи требует развитого языкового чутья и эстетического вкуса.

Лексику можно рассматривать с точки зрения активного и пассивного словарного запаса. К пассивной лексике относятся устаревшие слова: архаизмы (устаревшие синонимы современных слов) и историзмы (устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия), а также новые слова (неологизмы). Отдельные устаревшие слова “возвращаются” в активный фонд словаря, иногда приобретая новые значения, например: дума, губернатор, банкир, вратарь.

С точки зрения социальной сферы употребления все слова русского языка можно разделить на лексику неограниченной сферы употребления и лексику ограниченной сферы употребления, к которой относятся профессионализмы (слова и выражения, используемые в устной речи людьми одной профессии), диалектизмы (элементы территориальных диалектов, употребляемые носителями литературного языка), термины (точные обозначения определённых понятий какой-либо специальной области науки, техники, искусства), жаргонизмы (элементы различных социальных диалектов в литературной речи). Слова ограниченного употребления могут входить со временем в лексический состав литературного языка. При этом областные слова утрачивают диалектную окраску (например: околица, пахать, стерня), а термины детерминологизируются (например: общественная реакция, среда, атмосфера).

Ясность и понятность речи зависит от правильного употребления в ней заимствованных (иноязычных) слов. Ошибки в их использовании связаны прежде всего с незнанием точного смысла слова, что часто приводит к плеоназму (речевой избыточности), например: первый дебют, памятные сувениры. Разновидностью плеоназма является тавтология – употребление в речи рядом стоящих однокоренных слов.

Фразеологические нормы – это правила употребления фразеологизмов, несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи, а воспроизводятся в ней. Фразеологизмы отличаются устойчивым соотношением смыслового содержания, лексического состава и грамматического строения, поэтому любые изменения в составе и структуре этих выражений приводят к речевым ошибкам.

Какое содержание вкладывается в понятие “лексические нормы современного русского литературного языка”? Какие языковые и социальные факторы следует учитывать при определении лексических норм?

Охарактеризуйте лексику русского языка с точки зрения сферы ее употребления.

В чем проявляется богатство лексики современного русского языка?

Дайте характеристику лексических речевых ошибок, связанных с нарушением требования оправданного выбора слова в определенной речевой ситуации.

Каковы особенности фразеологических норм? Охарактеризуйте основные виды фразеологических речевых ошибок.

Задание 1. Определите значение следующих слов. Составьте с ними несколько словосочетаний.

Апелляция, концентрат, апогей, аранжировка, акустика, абонемент, баллотироваться, баланс, вернисаж, витраж, гравитация, габарит, гамма, гипотеза, вакуум, газон, грильяж, гурман, деградация, декада, диапазон, детектор, десерт, ералаш, заурядный, идеограмма, иллюзия, инстинкт, интонация, кавалькада, кинофицировать, кредо, кулуары, коллизия, лексикон, лейтмотив, манекен, мемуары, матрица, меридиан, мизерный, невежда, околица, орнамент, плеяда, претензия, просодия, фикция, эстетика, титульный.

Задание 2. Выпишите сначала однозначные, затем многозначные слова. Мотивируйте свой ответ.

А. Автор, барсук, белый, венец, гиря, добрый, барьер, апрель, адрес.

Б. Адмирал, водолаз, год, грач, вуз, бежать, вторник, стажёр, абажур.

В. Беглец, гусли, биолог, заря, вещь, герой, идти, почва, огонь, дом.

Задание 3. Определите, какие из выделенных слов употреблены в переносном значении.

1. Так своеволием пылая, роптала юность удалая.(А. Пушкин.). 2. Я хочу подышать возле тёплого тела искусства. (М. Светлов). 3. Яростный ветер подталкивал путника в спину. (М. Матусовский). 4. Книга – это духовное завещание одного поколения другому. (А. Герцен) 5. Имел слова любимые, и выпускал их дедушка по слову через час. (Н. Некрасов).

Задание 4. Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики.

1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность. 2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой. 3.Ученики пристально слушали выступление артиста. 4. Но перед тем как использовать материал и легко вибрировать им, я хочу изложить мои мысли о Базарове. 5. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 6. Всё это и рисует представление о «Слове о полку Игореве». 7. Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение. 8. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 9. «Гранатовый браслет» — одно из самых подтверждающих произведений Куприна.

Задание 5. Укажите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов.

1. Ученики дважды прослушали беседу о творчестве И. Бунина. 2. Повесть «Поединок» Куприна подготовлена целой плеядой рассказов, посвященных жизни армии. 3. «Слово о полку Игореве» поймет каждый человек, который подлинно любит свою родину. 4. От матери Бунина исходил своеобразный культ Пушкина. 5. Многие были не в состоянии решить проблемы и оказались на краю бедности. 6. В образе Игоря отличается беззаветная храбрость, воинский пыл. 7. Подскажите, который час. 8. Каждый ученик высказал своё кредо.

Задание 6. Определите значение следующих слов паронимов. Объясните, с чем связаны ошибки при их употреблении.

Абонент – абонемент, одеть – надеть, дипломат – дипломант, ро­мантичный – романтический, основание – обоснование, веский – ве­сомый, бережный – бережливый, адресат – адресант, придворный – притворный, крепостной – крепостник, статут – статус.

Задание 7. Распределите синонимы по группам: 1) семантические, 2) стилистические.

Безветрие, тишь, затишье, штиль; аплодировать, рукоплескать, хлопать; вынимать, извлекать; бледный, неяркий, блеклый, тусклый; долг, обязанность; любовь, влюблённость, страсть, увлечение; перерыв, передышка, перемена, перекур; поэт, стихотворец, пиит, бард, певец; серый, дымчатый, пепельный, мышиный.

Задание 8. Определите, с какими словами, данными в скобках, могут сочетаться члены одного синонимического ряда. Укажите, с какими другими словами могут они сочетаться.

А. Безмолвный, молчаливый, немой (признание, лес, горе, человек); большой, крупный, здоровый (ребенок, зерно, дуб, город, сумма, борец); заграничный, зарубежный, иностранный (товар, язык, события); изысканный, утонченный (манеры, кушанья).

Б. Личный, индивидуальный, персональный (транспорт, машина, свобода, право); невероятный, невообразимый, немыслимый, несусветный (лень, шум, напряжение, тара); оживленный, живой, бойкий (улица, разговор, торговля, игра); неприятный, досадный, обидный (ошибка, упущение, недосмотр, промах, происшествие).

Задание 9. Прочитайте следующие примеры из прозведений М.Ю. Лермонтова. Выпишите из них антонимы. Определите, к какой части речи они относятся и какую стилистическую функцию выполняют в художественном тексте. Есть ли среди приведенных примеров контекстуальные антонимы?

1. Но долго это сердце увядало, и мир ему! – в единый миг оно любить и ненавидеть перестало: не всем такое счастье суждено! 2. Нет! охладить любовь гоненье еще ни разу не могло; она сама свое добро и зло! 3. Взгляни туда, где бранный дым краснее, где гуще пыль и смерти крик сильнее, где кровью облит мертвый и живой. 4. Направо темные кусты висят, за шапки задевая. налево –пропасть; по краям ряд красных камней, здесь и там всегда обрушиться готовый . 5. И вы не смоете своею черной кровью поэта праведную кровь.

Задание 10. Выделите слова-архаизмы. Объясните, чем они от­личаются от историзмов. Определите, какую роль в речи играют уста­ревшие слова.

1. Кафтан, сокольничий, алтын, вельми.

2. Обаяние, волшебный, лобзание, пламенный.

3. Шествовать, воздвигнуть, глаголить, внушить.

4. Баталия, опричнина, дружина, дивизия.

5. Гимназист, холоп, витязь, отроковица.

6. Пристав, бурса, балда, наипаче (особенно).

Задание 11. Проанализируйте выделенные слова и укажите, к какой лексической группе с точки зрения сферы её употребления они относятся: 1) слово общенародного языка; 2) диалектизм; 3) жаргонизм; 4) профессионализм.

1. Сколько в юности недолюблено, недопето (А. Сурков). 2. Полк шел переменным аллюром, и лошади заметно припотели (М. Шолохов). 3. Сокровища музыки неисчерпаемы (Д. Шостакович) 4. Шапка русых кудрей колыхалась на его большой голове (М. Горький). 5. Задыхаясь, тянет Андрей повод, вводит на баз шатающегося от усталости коня (М. Шолохов). 6. Сокол сапсан бьёт сверху летящее стадо уток (Н. Пржевальский). 7. Пароход отходил, чтобы пристать к дебаркадеру (К. Федин). 8. Князю лебедь отвечает: «Свет о белке правду бает» (А. Пушкин) 9. Драка – драка не игрушка; хоть огнём горит лицо, хоть и немец красной юшкой разукрашен, как яйцо (А. Твардовский).

Задание 12. Выясните, с какой целью используется профессионально-терминологическая лексика в приведённых примерах: 1)для описания технических процессов; 2) как средство образной характеристики.

1. Покровский завод направляет нам лемехи тракторных плугов, зубья для борон (П. Проскурин). 2. Лицо у него некрасивое, но очень располагающее. Ноздри мясистые, подвижные, а глазищи как два светофора (Г. Николаева). 3. Севообороты утверждены, сев на носу (Г. Николаева). 4. В сосновом бору начинался ветер. Явно транзитный ветер, пришедший сюда с другого континента (И. Петров). 5. Внутренняя полость вентиля изолирована от внешней среды сильфонным устройством. 6. Быстродействующий регулятор интегральной мощности оказывает сильное стабилизирующее влияние на систему регулирования распределения мощности. 7. Мартены, блюминги, кессоны – вот племя идолов твоих. Ты жил физически бессонно, а нравственно трусливо дрых (Е. Евтушенко). 8. Я – трубадур турбогенераторов (А. Вознесенский). 10. Гидравлические турбины строят только стационарными и используют на ГЭС для привода гидрогенераторов.

Задание 13. Составьте предложения со следующими иноязычными по происхождению словами,. Укажите для каждого из них язык-источник, используя сведения из «Словаря иностранных слов».

Циркуль, фантазия, деспот, вакансия, штурм, паштет, патриот, шашлык, престиж, туннель, офицер, консерватор, тенденция, караул, талант, космополит, базар, рояль, экран, аромат.

Задание 14. Найдите канцеляризмы, отредактируйте предложения.

1. Ввиду отсутствия дисциплины класс не пошел в театр. 2. Всем ученикам надлежит знать об изменениях в расписании уроков. 3. Вышеупомянутые ученики не пришли в школу. 4. Необходимо довести до сведения всех учеников о проведении общего собрания. 5. На собрании остро стоял вопрос о дисциплине.

Читайте также:  Раствор для очков от запотевания

Задание 15. Исправьте ошибки, связанные с многословием, определите их вид.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У неё были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистически и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 12. Князья не желали понять, что объединение их войск в единое войско необходимо.

Задание 16. Объясните значения заимствованных слов. Оцените уместность их употребления.

1. Мой друг недавно купил себе байк. 2. Для художника баки и баксы не были главным в жизни. 3. Иностранец заплатил за картину пятнадцать чистых американских гринов. 4. Одна из особенностей нерыночной экономики дефицит –товаров и услуг. 5. Задача правительства – сдержать, обуздать инфляцию. 6. Юбиляру подарили модный кейс. 7. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 8. Необходимо придать протесту легитимную форму. 9. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл (лейбл). 10. Устроители театральных представлений, всевозможных шоу стремятся получить не только прибыль, но и паблисити.

Задание 17. Дайте стилистическую характеристику приведённым фразеологическим выражениям.

Ахиллесова пята, белая ворона, умыть руки, марионеточное правительство, валять дурака, море по колено, первая ласточка, попасть впросак, средь бела дня, водить за нос, попасться на удочку, кот наплакал, задать баню.

Задание 18. Пользуясь словарями, определите значение фразеологических единиц и сферу их употребления. Подберите к ним фразеологизмы-синонимы.

Втирать очки, раз-два и обчёлся, в ажуре, во весь дух, умывать руки, под сапогом, капля в море, не по зубам, лезть на рожон, след простыл, чуть свет, стричь под одну гребёнку.

Употребление форм имен существительных

Задание 1. Определите значение имен существительных. Образуйте словосочетания «прилагательное + существительное». Какие факторы влияют на форму рода несклоняемых существительных?

А. Авизо, алиби, авеню, беж, буржуа, безе, бра, бренди, бюро, евро, жалюзи, жюри, зеро, интервью, импресарио, досье, кашне, киви, кольраби, кофе, крупье, купе, кутюрье, хобби, кашпо, кредо, колье, сабо, пари, вето, каре, барокко.

Б. Лобио, лобби, драже, драпри, маэстро, меню, монпансье, пенальти, попурри, пари, полупальто, пресс-атташе, пюре, ревю, резюме, рантье, реноме, сальдо, салями, табу, факсимиле, такси, фиаско, фойе, шасси, эсперанто, джерси, турне, эссе, сафари.

В. Дели, Онтарио, Сочи, Гималаи, Капри, Чили, Конго, Миссисипи, Калахари.

Задание 2. Прочтите предложения, используя правильную форму собственных имен.

1. Театр поставил новую пьесу Жан…-Пол…Сартр… 2. Это письмо было написано американской девочкой Самант… Смит… 3. Декларация была подписана Роберт… Смит… 4. Заседание состоялось на кафедре у профессора Гордейчук… 5. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк… 6. Эти сказки написали братья Гримм… 7. Новое произведение Генрих… и Томас… Манн… было выпущено небольшим тиражом. 8. Франклин и Элеонора Рузвельт… посетили концерт известного певца. 9. Супруги Клинтон… прибыли на отдых в Калифорнию.

Задание 3. Прочитайте. Назовите аббревиатуры, созданные в соответствии с требованиями благозвучия речи. Восстановите полностью составное наименование, употребите аббревиатуры с прилагательным или глаголом в прошедшем времени. Вспомните другие известные вам аббревиатуры и употребите в контексте, выявляющем их родовую принадлежность. (Данное задание можно использовать в теме 6 «Официально-деловой стиль речи»).

А. АО, ВАЗ, ВПК, МИ-6, ТУ-154, ОСПаЗ, ОГТРК, НТВ, СМИ, УМНС,

ФИДЕ, РАО ЕС, ГИБДД, МЧС России, КПД, КРУ, ОрелГТУ.

Б. ЮНЕСКО, НАТО, BMW, SOS, MTV, $, LG, IQ, VIP.

А. К данным существительным женского рода подберите существительные мужского рода. Отметьте случаи, когда соответствия нет. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются приведенные существительные.

Акушерка, балерина, банщица, баскетболистка, маникюрша, массажистка, санитарка, секретарша, солистка, студентка, телефонистка, чемпионка, фельдшерица.

Б. К данным существительным мужского рода подберите существительные женского рода, укажите их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Адвокат, аспирант, бакалавр, врач, директор, доктор, доктор наук, доцент, инженер, инспектор, инструктор, кандидат в мастера, кондуктор, корректор, корреспондент, лаборант, научный сотрудник, повар, педагог, преподаватель, профессор, продавец, редактор, руководитель, следователь, спортсмен, социолог, труженик, учитель, шеф, юбиляр, дизайнер, стилист.

В. Существительные какого рода (из подобранных примеров А и Б) вы употребите: 1) в научной речи; 2) в деловой речи; 3) в непринужденной беседе.

Задание 5. Дополните падежные окончания существительных.

Музыканты всех континентов приняли участие в Международном год… Шопена. 2. В следующем год… студенты университета примут участие в конкурсе «Франция ─ Россия, Шампань Арден ─ Орел». 3. В «Лес…» драматург А.Н. Островский поставил вопрос о судьбе провинциального театра и его служителях. 4. В лес…, на поляне, много земляники.

Задание 6. Раскройте скобки, выберите подходящий, с вашей точки зрения, вариант. Мотивируйте свой выбор.

Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шоферы, шофера). 2. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лекторы, лектора). 3. В доме отдыха оказались представители разнообразных профессий: врачи, (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера), (кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов).

Задание 7. Определите семантические различия в данных парах. Составьте с ними словосочетания или простые предложения.

Корни – коренья, корпусы – корпуса, ордены – ордена, проводы – провода, пропуски – пропуска, тормозы – тормоза, учители – учителя, мужи – мужья, сыны – сыновья, хлебы – хлеба, тоны – тона, соболи – соболя, мехи – меха, образы – образа.

Задание 8. Поставьте следующие существительные в творительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты, дайте их стилистическую характеристику.

Двери, дети, дочери, звери, лошади, люди, плети, сети, гвозди, гости, желуди, колени, кости, матери, плечи, соседи.

Употребление форм имен прилагательных

Задание 9. Образуйте простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного. Норме соответствуют сложная форма сравнительной степени типа “более + начальная форма прилагательного”. Простая сравнительная степень прилагательного образуется путем прибавления к основе начальной формы суффиксов –ее(-ей), -е.

Большой, крупный, хороший, плохой, скверный, злой, искусный, ловкий, деловитый, робкий, смелый, полосатый, фиолетовый, ультраправый, сверхмощный.

Задание 10. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении форм прилагательных; исправьте их.

Студент был способный к математике. 2. Речь главного героя более ярче и выразительна, чем речь других героев повести. 3. Журнал «Деловой мир» нужен и интересный. 4. Разработка новых технологий становится все более интенсивной. 5. Необходимо завершить работу в самое близкое время.

Задание 11. Укажите в приведенном списке слов прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от них простую и сложную формы сравнительной степени, если это возможно.

Большой, бойкий, звонкий, злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный, сверхмощный, ультраправый, фиолетовый.

Употребление имен числительных

Задание 12. С данными существительными употребите нужные числительные: а) только количественные (два, три, четыре); б) только собирательные (двое, трое, четверо); в) обе формы.

Сын, директор, сутки, дочь, учительница, ученица, спортсмен, профессор, зверь, волк, военный, президент, педагог, деревня, село, город, медведь, они, преподаватель.

Задание 13. Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте их.

У обоих претенденток на медаль равные шансы. 2. Из участников олимпиады особенно выделялись пятеро девушек. 3. Задача интересна тем, что в ней три и более вариантов решения. 4. По обеим берегам реки мы увидели заросли ивняка. 5. В дороге путешественники находились уже шестеро дней.

Задание 14. Исправьте предложения, обращая внимание на правильное использование местоимений. Отметьте возможность вариантного употребления данных в скобках слов и проанализируйте, как это изменит смысл высказывания.

Валерий Брумель преодолел планку, установленную на 38 см выше (своего, его) роста. 2. Опытный работник знает все тонкости в (своем, его) деле. 3. Вся команда собралась у тренера и просила предоставить (им, ей) следующие два дня для отдыха. 4. Известный актер вышел вместе со (своим, его) сыном на сцену.

Задание 15. Укажите правильный вариант. Почему вы выбрали именно его?

1. Я открыл чемодан. Внутри него/его уже ничего не было. 2. Дом был прекрасен. Позади него/его был огромный сад. 3. Навстречу нему/ему выбежал огромный волкодав. 4. На площади построили трибуну. Мимо нее/ее шли демонстранты. 5. Все выполнили задание за исключением нее/ее. 6. Благодаря нему/ему мы выиграли соревнования.

Употребление форм глагола

Задание 16. Возможно ли образовать форму 1-го лица от следующих глаголов? Если да, то как?

Ощутить, убедить, очутиться, победить, затмить, дудеть, чудить, дерзить, преградить, обессмертить, басить, ерундить, тузить.

Задание 17. Какие формы настоящего времени являются нормативными для следующих глаголов?

Кудахтать, полоскать, мурлыкать, махать, тыкать, метать, плескать.

Задание 18. Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению.

Оплатить (что-либо) – платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо) – преимущество (перед чем-либо); информировать (о чем-либо) – сообщать (что, о чем); обращать внимание (на что-либо) – уделять внимание (чему-либо).

Задание 19. Исправьте ошибки, допущенные в следующих предложениях. Какие нормы управления в них нарушены?

1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельность. 3. Следует уделять большое внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают звук и букву. 5. Мужество десантников вселяло страх противнику. 6. Мать тревожилась о ребенке. 7. Докладчик отметил о недостатках работы министерства. 8. В отзыве на книгу кратко излагается ее содержание. 9. Уже появилась рецензия о новом фильме.

Задание 20. Проанализируйте формы сказуемых в следующих примерах. Чем объясняется выбор форм множественного или единственного числа? Какие факторы влияют на предпочтение той или иной формы?

1. Несколько пыльных электрических лампочек погасло. 2. Несколько журналистов уехали в свои редакции. 3. Приехало множество народу. 4. Большинство писем доставлено днем. 5. Несколько слуг бросились было в разные стороны. 6. Несколько десятков мужчин и женщин стояли у ворот больницы. 7. Большинство писателей из тех, кто не ушел на фронт, трудятся теперь в Радиокомитете.

Задание 21. Замените, где это возможно, деепричастные обороты придаточными предложениями или устойчивыми оборотами.

Учитывая общий размер уставного капитала, мы оставляем за собой право корректировки взноса. 2. Подписывая договор, оплата гарантируется. 3. Записываясь на прием в городскую администрацию, гражданам выдаются пропуска. 4. Говоря о просчетах в подготовке предвыборной кампании, нужно выделить ряд причин объективного характера.

Задание 22. Найдите ошибки в употреблении причастных оборотов. Укажите причину: 1) несуществующая форма причастия; 2) несоответствие времен в предложении с причастным оборотом; 3) разрушение причастного оборота; 4) неправильный порядок слов в предложении с причастным оборотом. Запишите исправленные предложения.

1. Это ощущаем и мы, депутаты городской думы, на приемах граждан слышащие от них ссылки на опубликованные материалы. 2. Очень хотелось бы, чтобы нынешние чиновники перенимали накопленный опыт своими предшественниками, пусть и советскими. 3. Проект, пятнадцать лет кочевавший по Голливуду, за который взялся Оливер Стоун, но остановился ввиду недовольства аргентинского правительства. 4. Руководствуемый личными интересами, Берг покупает жене шифоньерку. 5. Князь Федор – родственник одной семьи, присутствующих на вечере. 6. Если отбросить привившуюся нам с детства жизненную мораль, то становится не совсем понятно, можно убивать или нельзя. 7. Анчар, ядовитое дерево, убило человека, посмелившего воспользоваться его ядом.

Задание 23. Определите тип ошибки в сложном предложении. Дайте правильный вариант ответа.

Не только проблемы строительства, а также бытовые и социальные проблемы строителей были рассмотрены. 2. В случае необходимости, которая может наступить по причине обстоятельств, которые не позволяют.

Занятие 5. Система функциональных стилей. Разговорный и публицистический стили. Язык художественной литературы.

Функциональными стилями называются особые разновидности единого литературного языка, которые используются в той или иной сфере человеческой деятельности, выполняют определенные задачи (функции) и обладают некоторыми особенностями в отборе и употреблении языковых средств. В современном русском литературном языке выделяется четыре функциональных стиля: разговорный, публицистический, официально-деловой, научный. Каждый функциональный стиль имеет свои нормы. Эти нормы регулируют употребление и сочетание языковых средств в текстах, обладающих разными функционально-стилистическими характеристиками. Нарушение данных норм является причиной стилистических ошибок. (Например: Девочка, ты по какому вопросу плачешь?).

Функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения, варьирования мысли.

Официально-деловой стиль употребляется в сфере административно-правовой деятельности. Самую важную роль в официально-деловой речи играет функция сообщения и социальной регламентации (информационно-директивная функция). Стилевые черты: безличность, стандартность. Типичные языковые средства: нейтральные слова, официально-деловая терминология, стандартные выражения и обороты. Жанры деловой речи исключительно многообразны. Среди них – автобиография, заявление, отчет, протокол, приказ, объяснительная записка, закон, устав, договор и пр.

Научный стиль используется в сфере науки и техники. Научный стиль выполняет информационно-аргументативную функцию. Основные стилевые черты: точность (проявляется в преобладании терминологической лексики), отвлеченно-обобщенность (проявляется в преобладании абстрактных существительных, употреблении «настоящего вневременного», единственного числа в собирательном значении), объективность (проявляется в отказе от форм местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа и соответствующих форм глагола, употреблении безличных конструкций), логичность (прочвляется в особой строгой упорядоченности и последовательности синтаксического построения научных текстов).

Читайте также:  Как вставить очко в очках

Разговорный стиль используется в сфере бытового общения и реализуется, преимущественно, в устной форме. Этот стиль противопоставляется другим стилям, которые связаны с различными сферами общественной деятельности и реализуются в письменной форме. Основной функцией разговорного стиля является функция общения. Разговорный стиль обладает такими стилевыми чертами, как неподготовленность, непринужденность, диалогичность и эмоциональность. В лексике разговорного стиля преобладают нейтральные слова с конкретным значением. Активно используются слова с разговорной стилистической окраской, а также эмоционально-экспрессивные слова, обладающие разнообразными стилевыми оттенками, для обозначения которых в словаре используется специальная система помет (ирон., ласк., бран., неодобр., шутл. и т.п.). Широко употребляются фразелогизмы (кружить голову, крутить носом, строить глазки и т.п.). Часто используются слова, образованные с помощью стяжения словосочетания в одно слово или длинного сложного слова в одно укороченное (неуд, изоляционка, зачетка). Особенности морфологической нормы разговорного стиля: преобладание именительного падежа – даже там, где в письменной форме он невозможен (Посадская, выходите?), употребление усеченных форм служебных слов (уж, хоть, чтоб), неупотребительность причастий и деепричастий. Для синтаксиса разговорного стиля характерно употребление неполных предложений (отсутствующие элементы высказывания легко восстанавливаются из ситуации): Выйди; Мне – одну. Часто используются слова предложения, междометия и междометные фразы (Да. Нельзя. Ах! Эх вы!).

Публицистический стиль реализуется в общественно-политической сфере. Главная его функция – функция социального воздействия. Он также выполняет и функцию сообщения (информативную). Это обусловливает его одновременную ориентацию на экспрессию (для наиболее сильного воздействия) и стандарт (для точности передачи и быстроты восприятия информации). Первоначально он выступал как книжный стиль и употреблялся в газетах и журналах, т.е. публицистике (отсюда и его название). Однако сегодня активно развивается и устная разновидность публицистического стиля, вбирающая в себя многие особенности разговорной речи. Стилевые черты: страстность, призывность. Жанры публицистической речи: статья, очерк, фельетон, интервью, информационная заметка, репортаж, комментарий, агитационное выступление, рекламная статья, рекламное объявление и пр. В публицистическом стиле активно употребляется общественно-политическая лексика и фразеология, а также слова, связанные с новыми экономическими, политическими, бытовыми, научно-техническими явлениями. Используется также и высокая книжная лексика (ознаменовать, воздвигать, воин и т.п.). Употребительны разговорные слова и обороты. Возможность сочетания книжного и разговорного во многом определяет и морфологические нормы публицистического стиля. Частотны личные местоимения. Активно используется настоящее время (так называемое «настоящее репортажа»: Захожу в дом; Встречаю знакомых). В повествовательных жанрах публицистического стиля (очерке, фельетоне, корреспонденции и др.) широко используется прошедшее время. Для синтаксиса публицистического стиля характерны побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и обращения, повторы, обратный порядок слов.

Язык художественной литературы не входит в систему функциональных стилей современного русского литературного языка и представляет собой, по определению профессора Л.Ю. Максимова, проекцию национального языка под эстетическим углом зрения на особую плоскость художественной литературы.

В языке художественной литературы обрабатываются, проходят «переплавку» все средства общенародного языка, многие из которых впоследствии получают права «литературного гражданства».

Для языка художественной литературы характерно широкое использование синонимов, антонимов; употребление слов в переносном значении; использование наряду с общеупотребительными словами просторечных слов, жаргонизмов, диалектизмов, авторских неологизмов и т.п.; использование всех возможных видов предложений. Динамичность речи достигается благодаря использованию большого количества глаголов. Здесь широко употребляются изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы перифразы и др. Вместе с тем использованием специальных образных средств не исчерпывается специфика языка художественной литературы.Определяя специфику анализа художественного текста, А.М. Пешковский – выдающийся русский ученый и педагог начала ХХ века – писал: “Очевидно, дело не в одних образных выражениях, а в неизбежной образности каждого слова, поскольку оно преподносится в художественных целях, в плане общей образности” (Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. — М. — Л., 1930, С.158.).

Суть этого явления заключается в наиболее полной реализации внутренней образности языка. Весь художественный текст в целом представляет собой некоторое “непрямое говорение”, образный сдвиг, одну развернутую метафору. При этом каждое слово, каждый языковой элемент начинает излучать некую скрывающуюся в нем энергию, пробуждая в читателе способность к образному сотворчеству.

Какие факторы учитываются при характеристике и классификации функциональных стилей?

Какова специфика стилистических норм?

На чем основано противопоставление разговорного стиля другим функциональным стилям?

Как проявляется одновременная ориентация на экспрессию и стандарт в языковых средствах публицистического стиля?

В чем заключается проблема языка художественной литературы?

Задание 1. Рассмотрите таблицу 5.1, сопоставьте ее с приведенным выше изложением материала по теме «Функциональные стили». Какие сведения получили более полное отражение в таблице? Чего в ней не хватает? Можно ли усовершенствовать таблицу? Каким именно образом?

источник

Цель урока: дать понятие о фразеологизмах — устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. Научить умению употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

I. Вступительное слово учителя.

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут- поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву Ф):

ВОДА НЕ РАЗЛИТЬ = ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЁШЬ

Например, существуют слова:

вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь;

как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться.

Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота.
Висеть на волоске — никто не висит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.
Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями («много снега – много хлеба»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пусто, словно Мамай прошёл»); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений («страшнее кошки зверя нет»).
Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

ИЗ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ И БИБЛЕЙСКИХ ПРЕДАНИЙ

В а в и л о н с к о е с т о л п о т в о р е н и е

По библейскому преданию, жители Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Разгневанный бог смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос.
Употребляется выражение в значении: суматоха, бестолковщина, беспорядок, неорганизованность.

Г о м е р и ч е с к и й х о х о т

Гомер – легендарный древнегреческий поэт. Его считают автором поэм «Илиада» и «Одиссея». Герои его поэм – боги – наделены необычайными качествами. Они сильны, мужественны, находчивы, обладают мощными голосами. Смех их подобен раскатам грома.
Выражение «ГОМЕРИЧЕСКИЙ ХОХОТ» употребляется в значении: неудержимый, громкий смех; эпитет «гомерический» ещё и в значении: обильный, огромный.

Л а в р о в ы й в е н о к. Л а в р ы п о ж и н а т ь. Л а у р е а т

Вот сколько различных выражений обязано своим существованием скромному деревцу, листья которого хозяйки преспокойно кладут в кастрюльку «для вкуса».

У греков был миф: не желая стать женой бога Аполлона, нимфа Дафна, убегая от него, превратилась в лавровое дерево. С тех пор вечнозелёное растение стало деревом Аполлона, покровителя поэзии и искусств. Ветвями лавра и лавровыми венками стали увенчивать победителей сначала на поэтических, музыкальных, а потом и спортивных состязаниях. Затем те же почести стали воздавать и за военные подвиги.
«Пожинать лавры» стало значить: пользоваться плодами завоёванного успеха.

( АВГИЕВЫ КОНЮШНИ, АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП, ГАННИБАЛОВА КЛЯТВА, ГЕРКУЛЕСОВ ТРУД, ДАМОКЛОВ МЕЧ, ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ, КОЗЁЛ ОТПУЩЕНИЯ, ПАНИЧЕСКИЙ СТРАХ, ЯБЛОКО РАЗДОРА, ЭЗОПОВ ЯЗЫК И ДР. см. в книге «Русский язык. Учимся играя» В.Волина, Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.)

II. Лексические задания.

1.Фразеологический зверинец.

а) вместо точек вставьте названия животных.

Голоден как … Надут как …
Хитёр как … Нем как …
Труслив как … Грязный как …
Здоров как … Упрям как …
Изворотлив как … Болтлив как …
Колючий как …

(Ответ: волк, лиса, заяц, бык, уж, ёж, индюк, рыба, свинья, осёл, сорока.);

б) назовите фразеологизмы, связанные с конём, лошадью, медведем, белкой, вороной, гусём, свиньёй, курицей.

(Ответ: не в коня корм; работать как лошадь; медвежья услуга; вертеться как белка в колесе; ворон считать; гусь свинье не товарищ; свинья всегда грязь найдёт; денег куры не клюют).

в) прочитайте рассказ про мальчика Бобу. Запомните и запишите в тетради фразеологические обороты. ( см. книгу «Русский язык Учимся играя» В.Волина стр.471). ( Приложение № 1.)

2. Соревнование «Кто больше?»

( Класс разбивается на 3 группы, каждая группа на листке бумаги должна записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.)

Язык (язык без костей, тянуть за язык, язык проглотить, язык не поворачивается, язык до Киева доведёт, острый на язык, злые языки, найти общий язык, держать язык за зубами, не сходить с языка.)

Глаз ( мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, как бельмо в глазу, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, открыть глаза, смотреть чужими глазами.)

Нос ( задирать нос, водить за нос, клевать носом, остаться с носом, не видеть дальше собственного носа, вешать нос, зарубить на носу, держать нос по ветру, встретиться нос к носу.)

3. Вспомните фразеологические обороты со словом рука. Объясните, как вы понимаете эти выражения, приведите примеры.

Валится из рук ( не клеится, не работается); взять голыми руками ( легко сделать); дать по рукам (наказать, отучить); из рук в руки (непосредственно); не покладая рук (неустанно); из рук вон плохо (очень плохо); лёгкая рука; умывать руки; взять себя в руки; дать руку на отсечение; как без рук; мастер на все руки; прибрать к рукам; сидеть сложа руки.

4. Загадки – шутки.

а) Есть ли ноги у газеты, книги?
б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения?
в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели?

( Ответы: а) наверное, есть : ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) вверх ногами; б) ясно как дважды два четыре; в) их можно… согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом.)

а) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего- то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые подопытные.
в) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

( Ответы: Нос. Уши. Ветер.)

6. Как об этом говорят?

Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения.
О человеке, которого трудно заставить поверить чему – либо, убедить в чём- нибудь.
О кротком и безобидном человеке.
Об излишней вежливости.
О болтливом человеке.
О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

( Ответы: У него семь пятниц на неделе. Фома неверующий. Мухи не обидит. Китайские церемонии. У него язык без костей. Между двух огней.)

7. В три колонки.

Укажите сначала фразеологизмы со значением «бездельничать», затем со значением «обманывать» и, наконец, со значением «быстро». Выпишите их в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

8. Вместо фразеологизмов – синонимы.

Замените фразеологические обороты словами – синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчёлся; куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно; близко; грустить; мало; много; худой.)

Подберите 5 устойчивых словосочетаний с повторяющимися словами «ни…ни».

(Ответ: ни два ни полтора; ни кола ни двора; ни свет ни заря; ни много ни мало; ни дать ни взять.)

10. Рисунки – подсказки. (Стр.475, книга «Русский язык Учимся играя», В.Волина, г.Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996 г.) (За приложением № 2 обратитесь к автору).

III. Итоги урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Подобрать 3–4 статьи из фразеологического словаря и из словаря «Крылатые слова», объясняющие значения выбранных фразеологизмов или крылатых слов (выражений);
  2. Сделать свои рисунки к фразеологизмам, которые выбрали из словаря.

источник