Меню Рубрики

Загадки к басне мартышка и очки

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Методическая разработка урока литературного чтения

Учитель начальных классов

Сосногорский район, Республика Коми

Тема: Иван Андреевич Крылов. Басня «Мартышка и Очки». (УМК «Школа России»).

Тип урока : Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока: Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей .

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Крылова.

Формировать умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, различать речь автора и героев басни.

Развивать творческие способности учащихся, навыки работы с текстом, обогащать словарный запас, кругозор.

Воспитывать интерес к творчеству русских писателей, любовь к чтению.

Оборудование: Портрет И.А. Крылова, его книги; аудиозапись басни «Мартышка и Очки», карточки с заданием. Ноутбук с доступом в сеть интернет.

— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

— понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

— отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

— находить в тексте ответы на вопросы;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— понимание предметного содержания знания; умение применять знания, анализировать.

учиться средствам выразительности.

Эмоциональный настрой на урок.

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

О ком написал Михаил Исаковский. По заданному шифру разгадайте, что здесь зашифровано.

Что вы о нем знаете. Какие произведения читали?

Посмотрите на портрет писателя.

Каким он вам представляется по характеру?

Да, мы видим открытое лицо, добрый взгляд мудрого человека.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Он был очень старательным и любознательным.

Сам, без помощи учителей овладел русским языком и математикой, а также изучил французский и итальянский языки. Крылов переводил стихи и прозу. Великолепно знал литературу, интересовался театром. Более 30 лет он работал в библиотеке.

Ребята на доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их. Определите, с каким из них мы еще не встречались в этом году?

(РССААКЗ, ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК).

Учащиеся разгадывают шифр. Называют – Иван Андреевич Крылов.

Учащиеся вспоминают и называют знакомые произведения.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Рассказ, былина, сказка, стихотворение, басня, загадка.

Это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
— А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.
(Собака, кошка, мартышка , корова, овца, коза).

Учащиеся определяют тему урока.

Организационно – деятельный этап

Ребята, прежде чем начнем читать басню поработаем над лексическим значением слов, для того чтобы текст басни был понятен.

Скажите, а почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?

Работа в группах (пользуются словарями и ресурсами интернет):

Темя — верхняя часть головы;

Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку;

Невежда — необразованный, несведущий человек;

К худу клонит — к плохому клонит;

Познатней — знать — в буржуазно — дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа -грубый, невоспитанный человек.

Ну, а теперь немножко поиграем. Представьте, что все вы веселые мартышки.

Друг другу носики покажем,

Прослушайте аудио – запись басни, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

— Понравилось ли вам исполнение басни?

Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками.

Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?

Почему Мартышка решила, что ее обманули?

В чем комичность ситуации? Что вам показалось смешным?

Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.

Если бы не было морали в басне, то вы догадались, какие недостатки людей высмеиваются?

А чем отличаются два этих слова «Невежа» и «Невежда»

Ответы детей: Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет.

Нет, так очками не пользуются.

Она не знала как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.

Было смешно, когда она достала много очков и беспорядочно их надевала .

Дети читают мораль басни и объясняют как понимают.

Да, можно догадаться, что высмеивается человек – невежда.

Невежа -грубый, невоспитанный человек.

Невежда — необразованный, несведущий человек.

Работа над выразительным чтением басни. Инсценирование басни.

Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно друг другу.

Давайте поиграем в театр. Попробуйте инсценировать мартышку, читая басню.

Как читаем первые строчки?

— Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?

Д ля чего люди читают басни И. А. Крылова?

Басни учат нас мудрости жизни, обогащают родной язык. Читая басни Крылова, человек задумывается о своих не всегда правильных поступках и далее старается их избежать.

Поэтому народ высоко чтит память о Великом баснописце И. А. Крылове.

Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок.

Что нового узнали на уроке?

Каким для вас показался урок, закончите предложение.

Урок для меня был: увлекательным, сложным, непонятным, интересным, познавательным, средним .

— читать басню выразительно

урока литературного чтения

Данный урок является 9 в разделе «Великие русские писатели».

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока . Атмосфера доброжелательности, установившаяся с первых минут урока, позволила ребятам приступить к уроку в бодром настроении.

Постановка проблемной ситуации в начале урока, помогла детям активно включиться в творческую работу. Чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, перед учениками были поставлены посильные познавательные проблемы, что способствовало решению обучающих задач.

Для реализации развивающих задач, на протяжении всего урока велась работа развитию речи, дети были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали, объясняли толкование незнакомых слов, опираясь на словари, а так же и ресурсы интернет. Работоспособность на протяжении всего урока поддерживалась за счет правильно подобранных заданий с частой сменной деятельности.

Для эмоционального восприятия материала использована аудиозапись, что послужило формированию целостного представления о теме. Игровые технологии (игра в театр) способствовали пробуждению интереса к творчеству И. А Крылова, к чтению его произведений, что способствовало решению воспитательной задачи.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект : создание ситуации успеха, установленная атмосфера взаимопонимания, условия психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С целью предупреждения утомления была проведена физминутка. Дыхательная гимнастика (вхождение в образ) позволила избежать перегрузки, что является важным с позиции здровьесбережения.

Таким образом, цели урока достигнуты, задачи выполнены.

источник

Глубинные мысли в доступной форме – вот, что можно сказать о баснях талантливого русского поэта и публициста Ивана Андреевича Крылова. Витиеватый слог, малая форма, короткие строфы, герои-представители животного мира, хлёсткие фразы, которые впоследствии станут крылатыми и обязательная мораль, объясняющая всё то, что хотел донести до читателя автор. Эти басни переживут и Крылова, и его время, потому что пороки, осмеянные автором, до сих пор, к сожалению, царствуют и процветают в обществе, оттого и басни его актуальны и злободневны.

«Мартышка и очки» является одной из самых известных басен у автора. Главная героиня произведения – предприимчивая мартышка. Годы берут своё, и в преклонном возрасте мартышка осознала, что глаза её хуже стали видеть. Однако отчаиваться она не стала, взяв пример с людей, раздобыла наша героиня очки, ведь давеча слыхала, что этот чудной «прибор» способен выручить ослабевшие глаза.

Но заиметь очки, как оказалось, это полдела – нужно знать, как ими пользоваться. И читатель понимает, что как раз этого мартышка не знала. Стала она импровизировать. Мартышка и лизала очки, и нюхала, и на хвост пристраивала каким-то образом, и крутила так-сяк, и к темечку прижимала, но ничего не выходило путного. В досаде и злости бросила мартышка очки о камень, разбив их на мерцающие осколки. Да ещё и молву обругала, мол, правды в россказнях про очки нет ни грамма, всё врут люди. Не помогли очки мартышкиным глазам.

Как водится в большинстве крыловских басней, в конце автор приводит мораль.

Примечательно, что мораль, заложенная в басне, может восприниматься по-разному. В силу возраста, образования, знания истории. С героиней всё понятно — не случайно автор выбрал мартышку, которая олицетворяет глупость, гримасничанье, бескультурье. А вот с трактовкой будет сложнее.

Вариант на поверхности: всему надобно знать предназначение, иначе даже умная штука потеряет ценность, ежели не понимать, как ею пользоваться. Вариант похитрее, который, собственно, и приводит буквально дословно автор – полезная вещь, попадая в руки знатного невежды, может быть не только не принятой и не понятой, но и изгнанной из пользования. Сколько раз мы наблюдали в жизни, когда власть предержащие не разобравшись, отвергали полезные инициативы.

И, наконец, самый сложный подтекст. Нужно помнить в какие времена жил автор – это было славное время становления академической науки в России, начатое ещё Ломоносовым. К сожалению, не всегда «у руля» Императорской академии наук оказывались достойные люди. Часто возглавляли этот институт выслужившиеся чиновники. Об этом с ехидством писал не только Крылов, но и острый на словцо Пушкин.

Существует трактовка, согласно которой мартышка, как водится, символизирует невежество, а вот очки выступают как олицетворение науки и знаний. Попав в руки людей-мартышек, наука не только попадает под удар, но и попросту компрометирует тех, кто, не обладая нужными познаниями и культурой, пытаются ею руководить и применять. Выглядит это смешно и нелепо, а хуже всего – это губительно для науки.

Какую мораль принимать, какие именно мысли закладывал автор? Точно об этом судить трудно. Литература – это не только труд авторов, но и критиков. Наверное, правильно воспринимать моральную сторону в соответствии со своим личным пониманием. Ну а в народ навсегда ушла не только мораль сей басни, но и крылатые выражения, такие как «мартышка к старости слаба глазами стала» и менее цитируемое — «тот дурак, кто слушает людских всех врак».

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Мартышка и очки» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки,
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.




источник

Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» написана в 1815 году. Она неизменно входит в сборники лучших басен поэта, настолько ярок и самобытен ее язык, прост для восприятия сюжет и очевидна мораль.

В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, оживляющих произведение, делающих его доступным для людей любого социального статуса. По нему можно изучать историю нашего языка. Но почти все они нуждаются в пояснении, так как употреблены либо в переносном смысле, либо их смысл вовсе ускользает от современного читателя, сводя на нет «назидательные» усилия великого баснописца.

В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» — «слушает враки», «у людей слыхала» вместо привычного нам «от людей слыхала», устаревшее союзное слово «ежели» в значении «если», наблюдается перенос ударения в слове «вертит». Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Выражение «завести очки» надо понимать не в прямом значении, а в значении «ввести в обиход». Малоупотребительная сегодня «дюжина» — это мера счета, равная 12.

Значение выражения «невежда вещь …гонит» также требует пояснения: «гонит» – значит «подвергает гонению», отвергает, запрещает. Поэтому конструкцию «толк к худу клонит, гонит» можно считать примером градации – не просто ругает, но и запрещает.

Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак». Слово «пропасть» приобретает в басне новое, бранное значение, отдаленно приближающееся к значению «досадное непреодолимое препятствие, нечто, мешающее достижению цели». Оно выражает досаду и разочарование Мартышки, ожидающей немедленного результата и чувствующей себя обманутой.

Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) — для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.

В тесте есть пример многосоюзия – «то прижмет, то нанижет, то понюхает, то полижет», который вкупе с глаголами «достала, вертит» образует длинный ряд однородных сказуемых, иллюстрирующих множественность, хаотичность действий персонажа.

Среди других средств художественной выразительности — удивительные метафоры «слаба глазами стала (стала хуже видеть)», «брызги (осколки) засверкали», «толк клонит к худу (очерняет, хулит)», «знать цену (оценивать по достоинству)», инверсия – «все про очки лишь мне налгали», антитеза – «полезна вещь – толк к худу клонит, … гонит».

Басня содержит мораль и редкое в баснях Ивана Андреевича личное отношение автора к описываемой ситуации – вводный оборот «к несчастью». Поэт не боится намекать на невежд из числа знати.

Недалекая суетливая мартышка, несмотря на возраст, не приобрела никакого опыта — она и в зрелых годах является наилучшим олицетворением тех пороков, которые поэт обличает в басне. А он высмеивает людей, которые прислушиваются к мнению авторитетов, но толкуют его на свой лад, воспринимают информацию поверхностно, некритично, бездумно копируют чужой опыт. Басня является прекрасной иллюстрацией красоты и емкости русского языка, отличного владения автора словом при внешней простоте и лаконичности выражений. Она обличает самомнение, самодовольство скорых на суд невежд.

источник

Хрестоматийная басня И. А. Крылова «Мартышка и очки» написана в 1815 году. Она неизменно входит в сборники лучших басен поэта, настолько ярок и самобытен ее язык, прост для восприятия сюжет и очевидна мораль.

В тексте множество устаревших оборотов и выражений, просторечных слов, оживляющих произведение, делающих его доступным для людей любого социального статуса. По нему можно изучать историю нашего языка. Но почти все они нуждаются в пояснении, так как употреблены либо в переносном смысле, либо их смысл вовсе ускользает от современного читателя, сводя на нет «назидательные» усилия великого баснописца.

В басне есть обороты с изменениями падежной формы: «к темю» – «к темени», «слушает врак (вздор, ерунду)» — «слушает враки», «у людей слыхала» вместо привычного нам «от людей слыхала», устаревшее союзное слово «ежели» в значении «если», наблюдается перенос ударения в слове «вертит». Просторечный разговорный глагол «хватила (о камень)» употребляется в значении «очень сильно ударила». Выражение «завести очки» надо понимать не в прямом значении, а в значении «ввести в обиход». Малоупотребительная сегодня «дюжина» — это мера счета, равная 12.

Значение выражения «невежда вещь …гонит» также требует пояснения: «гонит» – значит «подвергает гонению», отвергает, запрещает. Поэтому конструкцию «толк к худу клонит, гонит» можно считать примером градации – не просто ругает, но и запрещает.

Вводя конструкцию «Тьфу пропасть!», автор использует междометие, имитирующее звук плевка, и тем самым подчеркивает раздражение персонажа, характеризует его с определенной стороны – Мартышка невыдержанна, это подтверждает и бранное слово «дурак». Слово «пропасть» приобретает в басне новое, бранное значение, отдаленно приближающееся к значению «досадное непреодолимое препятствие, нечто, мешающее достижению цели». Оно выражает досаду и разочарование Мартышки, ожидающей немедленного результата и чувствующей себя обманутой.

Читайте также:  Скины по никам для пацанов с очками

Фразеологизмы «так и сяк», «большой руки», «проку на волос нет» придают басне особый колорит, расцвечивают ее новыми красками. Разговорный фразеологизм «большой руки» описывает значительность, масштаб события, явления. Смысл фразеологизма «проку на волос нет» заключается в попытке представить толщину человеческого волоса мерилом пользы (прока) — для того, чтобы подтвердить собственный вывод о бесполезности вещи. Глупая Мартышка сравнивает практическую пользу очков с толщиной волоска, которая, как мы понимаем, ничтожна.

В тесте есть пример многосоюзия – «то прижмет, то нанижет, то понюхает, то полижет», который вкупе с глаголами «достала, вертит» образует длинный ряд однородных сказуемых, иллюстрирующих множественность, хаотичность действий персонажа.

Среди других средств художественной выразительности — удивительные метафоры «слаба глазами стала (стала хуже видеть)», «брызги (осколки) засверкали», «толк клонит к худу (очерняет, хулит)», «знать цену (оценивать по достоинству)», инверсия – «все про очки лишь мне налгали», антитеза – «полезна вещь – толк к худу клонит, … гонит».

Басня содержит мораль и редкое в баснях Ивана Андреевича личное отношение автора к описываемой ситуации – вводный оборот «к несчастью». Поэт не боится намекать на невежд из числа знати.

Недалекая суетливая мартышка, несмотря на возраст, не приобрела никакого опыта — она и в зрелых годах является наилучшим олицетворением тех пороков, которые поэт обличает в басне. А он высмеивает людей, которые прислушиваются к мнению авторитетов, но толкуют его на свой лад, воспринимают информацию поверхностно, некритично, бездумно копируют чужой опыт. Басня является прекрасной иллюстрацией красоты и емкости русского языка, отличного владения автора словом при внешней простоте и лаконичности выражений. Она обличает самомнение, самодовольство скорых на суд невежд.

источник

1. Почему слова Очки и Мартышка написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

Причина в том, что это персонажи произведения.

Имена персонажей одновременно являются их характеристиками.

Поэтому не сложно догадаться, кто будет задействован в произведении.

Но о чем именно будет рассказываться, понять нельзя.

Ведь подобного сюжета нельзя встретить в других произведениях.

2. Обрати внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. (Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?) Прочитай выразительно, как Мартышка примеряла Очки. Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

Поведение Мартышки является примером неправильного обращения с Очками. Ведь они предназначены для совсем другого – ношения на глазах. А она до этого не додумалась.

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет…

Из-за того, что попытки Мартышки помочь себе Очками не увенчались успехом, она сделала вывод, что люди говорят неправду.

Хотя на самом деле просто не умела ими пользоваться.

То есть дело не в обмане, а в глупости.

По своей натуре, героиня просто решила повторить за людьми (возможно, она в Очках даже не нуждалась).

Но, как это правильно делать не знала.

А ее версии действий с Очками были далеки от реальности.

Мартышка – это зверек, который вечно кривляется, не слушается, показывает различные выходки и пытается что-то повторить за человеком.

Это смешное животное, а в басне – еще и глупое.

Задействовав ее образ, автор хотел высмеять людей, которым присущи аналогичные черты.

Ведь в реальной жизни можно встретить людей, которые пытаются повторять за другими и делают что-то, не будучи в этом осведомлены.

А, когда у них это не получается, винят других – свою ошибку признать не желают.

Эта басня Ивана Андреевича не единственная, в которой главным героем выступает это животное.

Мартышки имеют много плохих «привычек», поэтому их можно сравнить с многими людьми.

Вообще каждое животное — персонаж, которое задействовано в произведениях Ивана Андреевича, имеет черты, что присущи и людям.

Таким образом, на их примерах автор учит нас моральным ценностям.

Стоит отметить, что каждая басня указанного автора написана простым, доступным языком, читается легко и ненавязчиво.

Они смешат и одновременно учат.

Поэтому их читать не только невероятно интересно, но и полезно.

Поведение Мартышки, ее обращение с Очками, невежественные попытки по-своему их использовать – вызывают искренний смех.

При этом, в своей глупости героиня обвинила других.

К тому же, возможно, Очки Мартышке были вовсе не нужны.

Она просто услышала от людей о потребности в этой вещи и решила за ними повторить.

Такая уж особенность поведения этого животного.

Конечно, слова баснописца в конце произведения очень ценны.

Таким образом Крылов подводит итог всему происходящему и, можно сказать, дает наставление своим читателям.

Таким словом называют тех, кто в чем-то не разбирается, но при этом делает выводы, учит других либо и запрещает что-либо.

То есть невежда судить обо всем по себе.

6. Подумай: если бы в басне не было морали, можно было бы догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в ней?

Да, сюжет басни достаточно ясен, поэтому наличие строк с моралью не обязательно.

Но без них, было бы намного сложнее понять всю суть.

Так что Крылов упрощает задачу читателю и делает произведение максимально простым и понятным.

Слово «невежда» указывает на малообразованную, незнающую персону.

Слово «невежа» указывает на человека, который может быть образованным, но при этом невоспитанным и грубым.

Такой человек способен на хамство и непозволительное поведение.

источник

Инсценировка Олеси Емельяновой

Продолжительность сценки: 2 минуты; количество актеров: 1 или 2.

На первом плане слева и справа кусты, посередине пальма, на втором плане джунгли. Из-за кустов под музыку выходит Мартышка. Она врезается в пальму, на нее сверху падают кокосы.

Я к старости совсем слаба глазами стала.
Иду, всё, как в тумане на пути.

Из-за кустов вылетает Попугай и садится рядом с Мартышкой.

Тогда очки себе приобрети.

Очки? Про них я слыхом не слыхала.

Неужто не слыхала? Вот те раз!
Очки – весьма пользительная штука!
Изобрела их, знаешь ли, наука,
Чтоб возвратить нам зоркость наших глаз.

Хочу очки! Хочу! Хочу! Хочу!
Нет участи слепца на свете горше!
Лети да раздобудь очков побольше!
За них любую цену заплачу.

Слыхал я, что достаточно одних.

Одних?! Мне от одних не станет лучше!
С полдюжины неси, на всякий случай,
Тогда уж точно будет толк от них.

Попугай улетает, потом возвращается и ставит перед Мартышкой целую корзину очков. Мартышка достает очки из корзины и рассматривает.

Очки!
Сажай их на нос и смотри в стекляшки!

Попугай пытается надеть на Мартышку очки, но она отталкивает его.

Отстань! Считаешь, ты один – умняшка,
А остальные, значит, сплошь пеньки?
Кыш! Я сама с очками разберусь!

Мартышка замахивается на Попугая, и он улетает. Мартышка снова разглядывает очки, и начинает одевать их на себя.

Одни сюда! Вторые чуть пониже.
На лоб, на хвост. Понюхаем, полижем.
На эти сяду, этими натрусь.
Эй, да они не действуют никак!

Мартышка срывает с себя очки и разбрасывает их в разные стороны.

Тьфу, пропасть! Про очки мне всё наврали.
Когда бы мне побольше власти дали,
Казнен бы был их сделавший дурак!

Обезьяна порывается бежать и снова врезается в пальму. На нее опять падает несколько кокосовых орехов. Обезьяна встает и убегает. На сцену вылетает Попугай.

К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда поважней,
Так он ее еще и гонит.

© Автор басни. Иван Андреевич Крылов. 1815 г.

© Автор инсценировки. Олеся Емельянова. 2007 г.

Инсценировки басен. Большой сборник инсценировок классических и современных басен для детского театра по произведениям Эзопа, Руми, И.А.Крылова, А.С.Пушкина, О.В.Емельяновой.

Басни в стихах. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Мастер-классы «Как сделать самим домашний кукольный театр». Статьи о домашнем кукольном театре. Куклы, ширмы, декорации, реквизит и многое другое своими руками.

Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Пьесы и сценарии Олеси Емельяновой для кукольного театра

источник

В этой статье представлены материалы о морали басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

«Мартышка и Очки».
Иллюстрация
А. П. Сапожникова

Мораль басни «Мартышка и Очки» заключается в том, что очень часто невежественные, ограниченные, глуповатые люди судят о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности. При этом невежды ругают и критикуют то, что не в состоянии понять. Они считают себя умнее других и уверены, что разбираются во всем, хотя на самом деле это не так.

К басне «Мартышка и Очки» отлично подходит пословица: «Дело мастера боится». Чтобы разбираться в том или ином вопросе, нужно владеть некоторыми знаниями (или даже быть профессионалом). Если же человеку не хватает информации и опыта, он может обратиться к специалистам в том или ином вопросе.

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

«Всем известно, что очки действительно помогают зрению; но мартышка-то, видите, переколотила их как ни к чему не нужные, да еще и кричит, что обманули ее.

Басня «Мартышка и очки».
Художник А. Н. Комаров

Бывает так и меж людьми. Иной видит, что сосед его имеет выгоду, та том, на другом, вот и сам схватится за то же, но у него-то вместо прибыли выходит только убыток. Вот и давай кричать: «Пустое, братцы, дело; я сам испытал!». А пустое-то оно и вышло у него оттого, что он принялся за дело, не разумея его; всякое же дело, как говорит пословица, мастера боится.

Так оно и во всем, в самом малом деле: какой топор в руки ни возьми, а коли рубить не умеешь, так никакой топор не поможет.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова. «, ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

«Что же очки виноваты? Знание — те же очки. Вооружись ими толково — и многое разглядишь, о чем сослепу и не догадываешься. Только надо очки выбирать с толком; а за тем их не лизать, не на хвость низать, а надеть на глаза хорошенько! Идите же смело путем просвещения; не слушайте всяких мартышек, которые испытывали «очки» только языком да хвостом, и толкуют, будто в них нет проку. Не слушайте ни задорных мосек, ни тупых ослов. «

(книга «50 басен И. А. Крылова» с поясн. и примеч., СПб, издатель М.Н. Слепцова, 1908 г.)

«Мартышка и Очки».
Иллюстрация К. И. Рудакова

«Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Невежда, берущийся за дело, для исполнения которого у него нет ни природных способностей, ни знаний, ни уменья («Квартет»), невежда с глупою самоуверенностью принимающий на себя роль судьи в деле, которого он вовсе не разумеет («Осел и Соловей»), — эти невежды только смешны.

Гораздо опаснее тот невежда, который, не зная цены полезной вещи, толк свой про нее все к худу клонит, а если у него есть сила, то он ее гонит и истребляет («Мартышка и Очки»).»

(Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

«. Мартышка, примерающая очки. Тут вместе с переимчивостью и раздражительностью обезьяны живот рисуется и характер невежды, не понимающего пользы от науки.» (В. И. Водовозов, «О педагогическом значении басен Крылова», 1862 г.)

«. разряд невежд. которые бранят и осуждают хорошие вещи только потому, что сами, по своему неумению, никак не могут ими воспользоваться и применить их к делу. Эта мысль высказана Крыловым в басне «Мартышка и Очки».»

(«И. А. Крылов и его басни», составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. «Досуг и дело», 1886 г.)

Такова мораль басни «Мартышка и Очки» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

источник

Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Мар­тышка и Очки»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Мартышка и Очки»; карточки (текст речевой разминки, задания).

— Прочитайте текст, определите его жанр. (Это небылица.)

— Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, весело).

— Прочитайте небылицу быстро.

III. Проверка домашнего задания

— Какие сообщения о баснописце Крылове вы подготовили? Расскажите.

IV. Постановка целей урока

Сегодня мы начнем знакомство с творчеством замечательного баснописца Ивана Андреевича Крылова. Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни Ивана Андреевича Крылова и назвал его «истинно народным поэтом».

— Откройте учебник на с. 134. Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем она?

Лучшие качели — гибкие лианы.

Это с колыбели знают обезьяны!

Чтение басни «Мартышка и Очки»

— Ребята, прежде чем мы ознакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня. (Примерный ответ. Это не­большое произведение, написанное стихами илипрозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хит­рость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обыч­но действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)

— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (Это герои басни.)

— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов.

Мартышка — маленькая обезьяна.

Темя — верхняя часть головы.

Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда — необразованный, несведущий человек.

К худу клонит — к плохому клонит.

Познатней — знать — высший слой привилегированного класса.

Невежа — грубый, невоспитанный человек.

Чтение басни учителем

— Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. (Предположения детей.)

— Обратите внимание на те действия, которые соверша­ла Мартышка с Очками. (Вертит Очками так и сяк: / То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, / То их понюхает, то их полижет.)

— Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются.)

— Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

— Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не по­могли.)

— В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть.)

Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. (Дети читают мораль басни и объясняют ее, как понимают.)

— Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догада­лись, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, можно догадаться, что высмеивается человек-невежда!)

Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? (Невежа — грубый, невоспитанный человек. Невежда — необразованный, малосведущий, безграмотный человек.)

— Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно.

— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить мартышку, читая басню.

VII . Рефлексия

VIII . Подведение итогов урока

— С какой басней ознакомились?

Домашнее задание

Урок 43. И . Крылов «Зеркало и Обезьяна»

Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Зеркало и Обезьяна»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Зеркало и Обезьяна»; карточки (текст речевой разминки, задания).

I . Организационный момент

II . Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

— Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Во­рона и Лисица».)

— А сейчас быстро, замедляя темп.

III . Проверка домашнего задания Чтение басни наизусть по цепочке.

Читайте также:  Офисные очки цена на них

IV . Введение в тему

— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

— Откройте с. 133 учебника. Рассмотрите фотографии. Что вы на них видите? (Высказывания учеников.)

2. Рассказ учителя о памятнике Крылову (См. материал для учителя к уроку.)

V . Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Шесть — за парту тихо сесть.

VI . Работа по теме урока

1. Басня «Зеркало и Обезьяна». Беседа

— Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь? (Предположения детей.)

— Прежде чем читать ее, выясним значение некоторых слов.

Кум — крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной.

Ужимки — гримасы; неестественные телодвижения.

Сатира — обличающее, бичующее осмеяние.

На руку нечист — нечестен, вороват.

Чтение басни учителем

— Оправдались ли наши предположения, о чем басня?

— Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»? (Они обе стараются кого-то обвинить, но только не в себе находят причину.)

— Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нем? (Нет, отражение ей не понравилось, по­этому она быстро узнала в нем своих кумушек, даже пыта­лась их пересчитать.)

— Прочитайте четвертый вопрос на с. 137. Ответьте на него. (Слова из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» и народная пословица «Других не суди, на себя погляди» похожи по смыслу.)

— Рассмотрите иллюстрацию к басне и найдите соответству­ющие строки к ней.

— Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в дру­гих. (В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим.)

— Какие строки басни стали крылатым выражением? Запиши­те их в рабочую тетрадь. («Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться».)

Работа в парах

— Приготовьтесь читать выразительно. Прочитайте басню в лицах.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 116 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Урок литературного чтения «Школа России» 3 класс

«И.А.Крылов. Басни», «Мартышка и Очки»

Урок литературного чтения

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока : изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

— познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова,

провести работу над басней «Мартышка и очки».

-формировать умение определять басню как жанр литературы

по характерным признакам, находить мораль в произведении;

— развивать аналитические и творческие способности обучающихся;

— воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; сотносить смысл басни и пословицы.

Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Быстренько проверь, дружок:
– Ты готов начать урок?
– Всё ль на месте,
– Всё ль в порядке,
– Ручка, книжка и тетрадки?

Проверка домашнего задания

Вступительное слово учителя.

  • А.С. Пушкин, сказку которого мы закончили читать, очень любил басни И.А.Крылова. Он называл его «истинно народным поэтом».

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье скромного офицера. Мать его была простая женщина «без всякого образования, но умная от природы». Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец его умер и семья осталась без средств к существованию. Напрасно вдова А.П.Крылова хлопотала о пенсии. Семья переезжает из Твери в Москву, а затем в Петербург, где Крылов поступает на службу в Публичную библиотеку. Около 30 лет жизни он там прослужил. Крылов вышел в отставку на 72 году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Первая книга с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Его ласково называют «Дедушка Крылов». Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в согласии и счастье. Его оружие – басни, которые учат жить по справедливости.

— Кто первым начал писать басни?

— Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.

— Что такое аллегория? ( Иносказание.)

Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» И.А. Крылов

— Я буду зачитывать из басни мораль или «крылатые выражения», а вы постарайтесь назвать басню.

1. Вот то-то мне и духу придает,

Могу попасть в большие забияки.

2. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

4. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

5. Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

6. Когда в товарищах согласья нет,

И выйдет из него не дело, только мука.

7. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки»

— Сегодня мы будем работать над басней «Мартышка и Очки»

2. Беседа по непосредственным впечатлениям.

— Что особенно понравилось в басне?

— О чём это произведение: о знакомом нам животном или о чём-то ином?

(О том, что Мартышка не знала, как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны. А очки очень важны для людей со слабым зрением)

3. Чтение басни (про себя) для подготовки ответов на вопросы.

4. Работа над содержанием басни.

— Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?

(Они являются главными героями басни)

— Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку?

(Мартышка – животное вертлявое)

— Рассмотрите внимательно рисунок. Найдите соответствующие слова,

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет)

— Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?

(Мартышка купила себе полдюжины очков, хотя нужны только одни, нанизывала их на себя куда только можно)

— Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?

(К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

— Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?

(Вывод: В басне высмеивается человек-невежда)

«нанижет» – оденет подряд на нитку;

«невежда» — необразованный, несведущий человек;

«к худу клонит» – к плохому клонит;

«познатней» – от слова «знать» – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

«невежа» – грубый, невоспитанный человек

Выберите нравственные качества человека,

И.А. Крылов в басне «Мартышка и очки»

  • самоуверенность ложь лень
  • неблагодарность жадность глупость
  • скупость эгоизм невежество
  • зазнайство хвастовство назойливость

7. Работа над выразительным чтением.

— Как нужно читать эту басню? Почему?

(Начало – медленно, как сказку.

Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.

Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.

Мораль – поучительно, медленно)

8. Выразительное чтение по ролям (автор, Мартышка)

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.

Басня — вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие.

Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь.

— Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?

— Нужно ли изучать басни? Чему учит басня «Мартышка и Очки»?

Закончить урок мне хочется так:

Как басня, так и жизнь ценится не за длину,

Подготовиться к выразительному чтению басни.

источник

Викторина по басням И.А. Крылова

Хочет с детства эта птица Стать известною певицей. День и ночь неугомонно «Кар-кар-кар!» – поет…

Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней, Пышный хвост – ее краса! Этот зверь лесной — …

Прибыла из жарких стран, Там жила среди лиан, И, за хвост на них повиснув, Уплетала я банан.

Едет Пахом на коне верхом. Книгу читает, А грамоты не знает.

Летает в небе вертолет, И как красив его полет, Что завораживает взор. Его крыло – сплошной узор, Большие, в сеточку глаза. Все знают, это …

Я работаю в артели У корней мохнатой ели. По буграм тащу бревно – Больше плотника оно.

Муравьи поднимают груз в сто раз тяжелее собственного веса

Длинный хобот вместо носа. В жаркий день в нем воду носит. И огромными ушами Машет словно парусами. Этот добрый великан – Житель дальних жарких стран. Фруктов может съесть пять тонн Серый африканский …

Африканский слон — это самое крупное млекопитающее, которое обитает на Земле.

Скажите, почему мой друг Спит без подушки, ест без рук, Зимой без валенок гуляет, А если рад – хвостом виляет?

Она не собака, но лает, Хвостом длинным, рыжим виляет. Не кошка, но ловит мышей, И в норке растит малышей. В деревню, в курятник за птицей Пойдет темной ночью …

Как гирлянды яркие, Украшая сад, Спелые и сладкие Грозди в нем висят. Зреет, наряжается В красочный наряд. Каждый догадается Это — …

Спереди – пятачок, Сзади – крючок, Посередине – спинка, А на ней щетинка.

Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок – Ничего, что плод мой мелок.

Возраст дуба может составлять более 1000 лет.

Птица серая живет, Никогда гнезда не вьет, В чужих семьях вырастает, Годы жизни предрекает: — Ку-ку, ку-ку – кричит на ветке, — Где вы, где вы, где вы детки? Ей не верьте, птица-врушка! И зовут ее …

Важно ходит по двору, Будит всех он поутру. В хвастовстве имеет навык, Красная шапчонка набок. И с соперником обычно В драку лезет он привычно. Его пенье режет слух – То с утра кричит …

Вот и басне конец, а кто слушал – молодец!

Искакова Акнур Бейбитовна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха» СКО, г. Петропавловск

Цель викторины: обобщение знаний детей о баснях И.А. Крылова.

Образовательная: учить детей отвечать на вопросы, обобщать и сравнивать;

Воспитательная: воспитывать любовь к литературе;

Развивающая: развивать внимание, память, мышление;

Коррекционная: пополнять словарный запас и корригировать речь.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация, таблички, разрезные картинки, листочки.

— У нас сегодня гости, поздоровайтесь! Здравствуйте!

— Проверим работу слуховых аппаратов. Валерия, как ты меня слышишь? (работа за экраном)

— Какой сегодня день недели?

— Какой день недели был вчера?

— Какой день недели было 2 дня назад?

— А сейчас будет речевая зарядка на звук «Г», «К»

Дежурный звук «Г», «К»

— Лида, спроси меня что мы будем делать?

— Акнур Бейбитовна, что мы будем делать?

— Мы будем слушать, думать, говорить, отвечать на вопросы, отгадывать загадки.

— Прочитаем тему занятия (хором).

— Тема занятия называется «Волшебный мир басен Крылова».

— Ребята , скажите кто это? (Иван Андреевич Крылов).

— Иван Андреевич Крылов известный русский поэт, писатель, автор более 200 басен.

— Давайте вспомним что же такое басня? (Басня — это короткие рассказы в стихах, где главными героями являются животные, птицы, растения, предметы.

— А что такое мораль басни? (Мораль басни — это нравоучéние, выраженное в крáткой форме).

— Какие басни Крылова вы знаете? (Лебедь, Щука и Рак, Слон и Моська, Квартет, Ворона и Лисица, Стрекоза и Муравей).

— Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных).

— Как ведут себя животные в баснях? (Животные ведут себя, как люди).

— Что они делают? (Они разговаривают, помогают друг другу, обманывают, ленятся, трудятся).

— Да, ребята, животные в баснях совершают хорошие и плохие поступки.

В своих баснях Крылов всегда высмеивал пороки. Простой народ придумал много пословиц и поговорок о глупости, жадности, лени, труда, а также о добре и зле.

1 задание «Назовите басню»

— Посмотрите и скажите название басен. Давайте все вместе хором прочитаем.

Ответы: «Стрекоза и муравей», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Ворона и лисица».

2 задание «Назовите героев басни. Кто это? Напиши.

Ответ: Осёл, Козёл, Мартышка, Мишка.

— А скажите, как эта басня называется?

— А что же такое квартет? (Квартет — это музыкальное произведение для четырех исполнителей.)

3 задание «Найди пару»

— Вам нужно найти строчки к этим басням

1. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

2. ВОРÓНА И ЛИСЍЦА

3. СЛÓН И МÓСЬКА

4. ЧИЖ И ГÓЛУБЬ

6. ЛÉБЕДЬ, ЩУКА и РАК

7. МАРТЫШКА и ОЧКИ

8. ЛИСА И ВИНОГРАД

1.А прóку на вóлос в них нет

3. С ним была плутóвка таковá.

4.Сосéдка, перестáнь срáмиться

5.Чтоб музыкáнтом быть, так надобно уменье.

7. У кумушки глаза и зубы разгорелись

4 задание «Разрезные картинки»

— Разделимся на две команды: первая, вторая.

— Садитесь поближе. Вам нужно собрать картинку и назвать басню.

— А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

— Посмотрели направо, налево, поморгали.

— Посмотрели вниз, вверх, поморгали.

— Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.

5 задание «Отгадайте загадки»

1) Леснáя рыжая плутóвка-
Извéстна всем её снорóвка.
С ней аккурáтней, не зевáй
А двéрь в курятник запирáй! (Лиса)
— А скажи ответ по — казахски: «Түлкі»

2) Хóчет с дéтства эта птица
Стáть извéстною певицей.
Дéнь и нóчь неугомóнно
«Кар- кар — кар!» — поёт (Ворона)
— А скажи ответ по-казахски: «Қарға»

3) Нос как хвóст, под ним рогá,
Кáждая столбом ногá,
Сам огрóмный, слóвно дом!
Кто это? Конéчно….! (Слон)
— Скажи ответ по казахски: «Піл»

4) Нет еды вкуснéй банана
Утверждáет… (Обезьяна)
— Скажи ответ по казахски: «Маймыл»

5) Виляет рáдостно хвостом
Но чужака не впустит в дом. (Собака)
— Скажи ответ по-казахски: «Ит»

6) В стáе я живу в лесу,
Всем зверушкам стрáх несу.
Грóзно вдруг зубáми щёлк!
Я свирéпый сéрый….(Волк)
— Скажи ответ по-казахски: «Қасқыр»

7) Тащит он солóминку
К мáленкому дóмику.
Всех букáшек он сильнéй
Наш трудяга…(Муравей)
— Скажи ответ по-казахски: «Құмырсқа»

8) На ромáшку у ворóт
Опустился вертолёт-
Золотистые глазá
Кто же это?…(Стрекоза)
— Скажи ответ по —казахски: «Инелік»

6 задание «Продолжи предложение»

1. Лето красное пропела, оглянулся не успела, как…. (зима катит в глаза)
2. Чтоб музыкантом быть…( так надобно уменье)
3. Ай, Моська! Знать она сильна, что… (лает на Слона)
4. Из кожи лезут вон,…(а возу все нет ходу!)

V. Заключительная часть

1. Вам понравилась викторина? (Да / Нет)
2. Какие виды басен вы знаете? (волшебные, бытовые, про животных)
3. Что мы делали на занятии? (Слушали, говорили,…..)

— Хорошо, молодцы! Спасибо за занятие!

Разделы:
Внеклассная работа

Цели урока: обобщить знания детей о
творчестве И.А.Крылова; расширение представления
учащихся о своеобразии басен Крылова;
активизация творческой активности, развитие
творческих способностей.

Оборудование: портрет И.А.Крылова,
иллюстрации к басням, выставка книг И.А.Крылова,
рисунки учащихся. На доске запись: “В баснях
Крылова всем есть уроки” Н.В.Гоголь.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым
человеком. Он боролся с недостатками и пороками,
которые мешают людям жить в мире, согласии и
счастье. Его оружием были басни – маленькие
произведения, которые учили жить по
справедливости.

Сегодня мы проводим литературную игру –
викторину по произведениям И.А.Крылова. Наша игра
будет состоять из нескольких конкурсов, в
результате которых будут выбраны лучшие знатоки
басен.

Читайте также:  Оправа для очков каталог очкарик

1. Назовите 5 басен, героем которых является
лев. (“Лев и Барс”, “Лев и Мышь”, “Лев и Лисица”,
“Лев и Волк”, “Лев, Серна и Лиса”, “Воспитание
Льва” и др.)

Залезла в сад…” (“Лисица и Виноград”)

б) “И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло…” (“Ворона
и Лисица”)

в) “Ягненок в жаркий день зашел к ручью
напиться…” (“Волк и Ягненок”)

г) “По улицам Слона водили…” (“Слон и Моська”)

д) “Васька – кот в углу, припав за уксусным
бочонком

Трудиться за курчонком” (“Кот и повар”)

Чтение басни Крылова наизусть.

Многие слова и выражения из произведений
И.А.Крылова стали “крылатыми”, т.е. со страниц
книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и
потому, что Крылов обладал великим даром: он умел
в одной строчке передать основную мысль басни, ее
мораль.

Перед вами “крылатые” выражения, записанные
на карточках и названия басен. Вы должны
соединить название и “крылатое” выражение.

“А ларчик просто открывался”
“За что же, не боясь греха, Кукушка
хвалит Петуха?”
“Хоть видит око, да зуб неймет”
“Ай, Моська, знать она сильна,

Инсценировка басни “Кукушка и Петух”

В какой басне была следующая мораль?

А) “Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок”.
(“Ворона и Лисица”)

Б) “К несчастью то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит”. (“Мартышка и Очки”)

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить”. (“Кот и повар”)

Г) “Кто про свои дела кричит всем без умолку,

Кто делов истинно, – тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,

И думает свою он крепко думу

Д) “Что ты посеял – то и жни” (“Волк и кот”)

Детям предлагаются рисунки к различным басням.
Они должны угадать к какой басне создан рисунок.

Пантомима – изобразить героев басни
И.А.Крылова “Мартышка и Очки”

Прочитав “крылатые” выражения, написав из
каких они басен, вы узнаете их автора.

А ларчик просто открывался.

Слона – то я и не приметил

Все кажется в другом ошибкой нам.

А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не
годитесь.

(1. “Щука”. 2. “Ларчик”. 3. “Любопытный” 4.
“Белка” 5. “Обоз” 6. “Квартет” )

Инсценировка басни “Стрекоза и
Муравей”

а) “– Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

Накорми и обогрей!” (Стрекоза. “Стрекоза и
Муравей”)

б) “Васенька, мой друг! Скажи скорее,

Кто здесь из мужичков добрее,

Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?

Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!

Все это ведь за мной.” (Волк. “Волк и кот”)

в) “А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!” (Петух.
“Кукушка и Петух”)

г) “Сосед, что за причина эта?

Деревья – таки я ломать могу,

А не согнул ни одного в дугу.

Скажи, в чем есть тут главное уменье?” (Медведь
“Трудолюбивый медведь”)

д) “Не стыдно ль, – говорит, средь бела дня

За это я ручаюсь смело.” (Голубь. “Чиж и Голубь”)

Инсценировка басни “Слон и Моська”

1. Какими строчками заканчиваются следующие
басни:

“Лебедь, Щука и Рак” (“Да только воз и ныне там”)

“Стрекоза и Муравей” (“Так поди же, попляши”)

“Ворона и Лисица” (“Сыр выпал – с ним была
плутовка такова”)

2. Вставьте пропущенные слова в названия басен

Перед вами первые и последние строчки басен.
Назовите басни.

а) “К кому-то принесли от мастера ларец…”
(“Ларчик”)

б) “У сильного всегда бессильный виноват…”
(“Волк и Ягненок”)

в) “Все в музыканты не годитесь” (“Квартет”)

г) “А ежели невежда познатней, так он ее еще и
гонит…” (“Мартышка и Очки”)

а) “А польза в ней не так ,как в первой,
велика…” (“Две бочки”)

б) “Тотчас оскомину набьешь” (“Лисица и
Виноград”)

в) “Волк из лесу в деревню забежал..” (“Волк и
кот”)

г) Прощай, хозяйские горшки… (“Обоз”)

С помощью этого предмета можно было увидеть,
“что это там за рожа”. Что это за предмет?

Назовите героиню, которая совсем “без драки”
хочет “попасть в большие забияки”. (Моська.)

Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг
друга, “не боясь греха”? (“Кукушка и Петух”)

Куда попал “волк ночью, думая залезть в
овчарню” (На псарню.)

Более 200 басен было создано И.А.Крыловым. Многие
художники делали к ним иллюстрации.
Замечательный русский скульптор Петр Карлович
Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855
году в Летнем саду Петербурга был установлен
памятник великому баснописцу. Крылов изображен
сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть
ниже, фигурки персонажей его басен.
Познакомиться с басней Крылова – значит узнать
что – то новое и важное о себе и людях. И наша
литературная игра доказала, что вы настоящие
знатоки басен И.А.Крылова.

Викторина по басням Крылова, 1 вариант

Басни Крылова называют кладезью народной мудрости. Викторины помогут глубже понять мудрые басни автора. За правильный ответ викторины команды получают 1 балл.

1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300? (Около 200 басен)

2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов? («Квартет»)

3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр? (На ель)

4. На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться? (На вола)

5. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе? (Муравей)

6. Чье пение больше понравилось ослу: соловья или петуха? (Петуха)

7. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона? (Моська и Шавка)

8. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? (Везти воз с поклажей)

9. Поняла ли Мартышка, что в зеркале было ее отражение? (Нет. Она думала, что это одна из ее подружек.)

10. Какую любезность оказал Волку Журавль? (Вытащил, застрявшую в горле кость)

11. Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»? (Воробей)

12.Что в конце басни Мартышка сделала с очками? (Ударила об камень и разбила)

13. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного? («Волк и ягненок»)

14. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня? (Была ночь и он перепутал строения)

15. Как советует И. Крылов поступать с завистниками в басне «Прохожие и собаки»? (Не обращать на них внимания)

16. Чем похожи сказка «Лисичка-сестричка и волк» и басня «Волк и лисица»? (В обоих произведениях лиса обманывает волка, и он остается голодным)

17. Какая басня учит не смеяться над чужим горем? («Чиж и голубь»)

18. Кого Крыса из басни «Мышь и Крыса» считала самым сильным зверем: льва или кошку? (Кошку)

19. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час? (Виноград)

20. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень? (Невежество)

Викторина по басням Крылова, 2 вариант

1. Из какой басни пословица? «Недаром говорится, что дело мастера боится».

«Вельможа и Философ»
«Щука и кот»
«Булыжник и Алмаз»

2. Назовите три басни И.А.Крылова, в названии которых присутствует слово «лягушка»

«Лягушка и Вол», «Лягушка и Юпитер», «Лягушки, просящие царя»

3. Как звали пастуха в басне И.А.Крылова «Пастух», который пас барских овец?

4. Какие «муравы» были в басне И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей?

А ларчик просто.. открывался («Ларчик»),
Слона-то я и.. не приметил («Любопытный»)
Как белка.. в колесе («Белка»)

6. И.А.Крылов был ярым защитником просвещения. Об этом мы узнаём из его басен, обличающих невежество. Назовите эти басни: «Мартышка и Очки», Петух и Жемчужное Зерно»
«Свинья под Дубом»

7. Из какой басни эта цитата?

«Когда почтен быть хочешь у людей – С разбором заводи знакомства и друзей!»

«Разборчивая невеста»
«Совет мышей»
«Крестьянин и змея»

8. Знаменитый баснописец Крылов резко высказывался против несправедливого «порядка», беззакония и насилия, творимого над крепостными крестьянами, народом. Об этом свидетельствуют его басни. Приведите примеры такого рода басен.

«Волки и Овцы», «Крестьяне и Река», «Пестрые овцы»

9. Приведите примеры басен И.А.Крылова, в названии которых присутствуют растения.

«Свинья под дубом»
«Лисица и виноград»
«Дуб и трость»

10. В этой басне именитый мастер с ядовитой иронией донес до нас образ царя, безжалостно расправляющегося с вольнодумцами. Баснописец разоблачил также притворство и лицемерие царской особы. При жизни И.А.Крылова басня напечатана не была. О каком царе, и о какой басне идёт речь?

Об Александре II, «Крестьянин и Змея»
О Николае I, «Мальчик и Змея»
Об Александре I, «Пестрые овцы»

11. Какая кличка была у кота в басне Крылова «Кот и Повар»?

Викторина по басням Крылова, 3 вариант

1. Кого просила Стрекоза «накормить и обогреть» ее?

2. В какой басне была такая мораль?

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад».

«Друзья! К чему весь это шум? Я ваш старинный сват и кум…»

4. Какие персонажи брались везти поклажу в одной из басен И. А. Крылова?

5. Из какой басни этот отрывок?

«Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица…»?

6. Как звали собаку, которая лаяла на слона?

7. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками?

8. Кто из зверей не является героем басни «Квартет»?

9. Из какой басни этот отрывок?

«Хоть видит око, Да зуб неймет…»

10. Сколько скрипок было у животных в басне «Квартет»?

11. Что хотела сделать с морем главная героиня басни «Синица»?

12. О каком событии, произошедшем в России, идет речь в басне «Волк на псарне»?

а) об Отечественной войне 1812 года +

б) о восшествии на престол Александра I

в) о дне рождения Николая II

г) об отмене крепостного права

13. У кого предлагал поучиться пению Осел в басне «Осел и Соловей»?

Сценарий по творчеству И.А.Крылова

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сегодня мы проводим встречу, посвященную творчеству И. А. Крылова. Это был удивительный человек. За свою жизнь он написал многое: пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы. Но современный читатель знает его, прежде всего, как автора басен. Вот о них мы сегодня и будем говорить.

Басни Крылова короткие по размеру, но емкие по содержанию. Они написаны с удивительным чувством юмора. В них нет утомительных нравоучений, а есть лишь коротко подчеркнутые истины, о которых не стоит забывать.

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою».

Вертит его со всех сторон

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдается:

«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.

Потел, потел; но наконец устал,

И, как открыть его, никак не догадался;

А Ларчик просто открывался.

Известно, что хороший педагог, будь то учитель или воспитатель, должен быть артистом. Именно поэтому наш конкурс предполагает проявление со стороны студентов творческих способностей, умения представить учебный материал интересно и по-новому для маленьких ребят.

И мы приглашаем на эту сцену по 3 человека от каждой группы.

Просим представителей групп принять участие в жеребьевке.

Наши артисты выбрали для инсценировки басню И.А. Крылова. И сейчас они пройдут в спортзал для подготовки своих номеров. Поддержим их аплодисментами.

А мы, в свою очередь, предлагаем всем присутствующим в зале принять участие в викторине. Будьте активны и внимательны. До конца заслушайте вопрос и поднимите руку, если вы уверены в правильности своего ответа.

Молодцы! Вы доказали свои знания, и очень неплохие, басен Ивана Андреевича.

А сейчас подсчитайте свои жетоны.

ПРИЗ победителю викторины

Настало время конкурса, который поможет нам выявить наиболее артистичных студентов. Мы начинаем конкурс инсценировки басен И.А.Крылова!

Приглашаем на сцену команду группы_____инсценировать басню «Волк и ягненок»

Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Ворона и лисица»

Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Стрекоза и муравей»

Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Мышь и крыса»

Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Лисица и сурок»

Приглашаем на сцену команду группы _____ инсценировать басню «Щука и кот»

Крылов создавал оригинальные басни и переводил басни других народов. Но, используя часто традиционный басенный сюжет, встречавшийся у Лафонтена или у Эзопа, Крылов всегда преображал басню, рисуя в ней картины русской жизни, русской природы, русского быта.

Крылов-баснописец оказал влияние на всех русских писателей, на развитие всей русской литературы. Оригинальность языка, живописности, меткости характеристик и умению находить в жизни народа истинную поэзию у него учились Пушкин и Гоголь, Некрасов и Островский.

ЗВУЧИТ музыка РАБОТА жюри

Разделы:
Внеклассная работа

Его басни переживут века. К.H. Батюшков

Цель: обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать память, внимание, воспитывать интерес к чиению.
I конкурс.

Назовите басни Крылова о: Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и ви­ноград», «Волки Лисица», «Добрая Ли­сица», «Лиса», «Лисица и Осёл»)

Волке («Волк и Ягнёнок», «Волк на псар­не», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»).

Медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Трудолюби­вый Медведь», «Крестьянин и Работ­ник»)

Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мар­тышка и очки», «Обезьяны», «Обезья­на», «Квартет»)

Людях («Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и Змея», «Два мальчика»)

«Голубушка, как хороша! Ну что за шей­ка, что за глазки!» (Лисице из басни «Во­рона и Лисица»)

«Всё про очки лишь мне налгали; А про­ку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)

«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум…» (Волку из басни «Волк на псарне»)

«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)

«Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квар­тет»)

III конкурс.

Вспомните пропущенное слово

— В какой басне была такая мораль?

1. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

2. «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот».)

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться». («Ларчик».)

не смейся, Голубок!» («Чиж и Голубь».)

5. «Когда в товарищах согласья нет,

И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,)

Многие фразы из басен И.А. Крылова ста­ли крылатыми словами. Мы часто произно­сим «Ларчик просто открывался» или «А Васька слушает, да ест», даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова. Таких фраз, ставших крылатыми словами, у Крылова очень много. Вот некоторые из них:

«У сильного всегда бессильный вино­ват»

Вспомните, из каких басен эти строки?

(Соответственно: «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Ягнёнок», «Мышь и Крыса»).

Не только строки из басен Ивана Андре-кича, но даже и сами названия басен стали крылатыми словами. Кто назовёт их? «Тришкин кафтан», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Демьянова уха», «Кукушкам Петух» и др.)

Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рас­суждениями:

источник