Меню Рубрики

Адаптация объектов для инвалидов по зрению

Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению

Многолетняя практика трудоустройства инвалидов по зрению на предприятиях Всероссийского общества слепых свидетельствует о том, что участие их в трудовой деятельности имеет большое значение не только с социально-психологической, но и с экономической точки зрения.

Несмотря на мнение многих работодателей о том, что труд инвалидов малоэффективен, в определенной степени непродуктивен, не соответствует тем расходам, которые необходимы для организации рабочих мест, профессиональная реабилитация инвалидов по зрению с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству.

Это подтверждается и социальной политикой, проводимой в настоящее время Правительством РФ, в которой пристальное внимание уделяется вопросам совершенствования организации специальных рабочих мест для инвалидов, а также требованиям, предъявляемым к ним.

Проблема занятости инвалидов по зрению в новых экономических условиях является определяющей в общей системе интеграции инвалидов в общество. Инвалид может иметь равные возможности на рынке труда наряду с другими членами общества только при условии его конкурентоспособности, наличия профессиональных знаний и навыков, в том числе после переподготовки по востребованным специальностям.

Институт «Реакомп», имеющий многолетний опыт в области проведения комплексной реабилитации инвалидов и создания компьютерных специальных рабочих мест, в 2004 году по заказу Департамента социальной защиты населения города Москвы разработал инновационную пятиступенчатую модель «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению».

Недостаточная готовность инвалидов по зрению к трудоустройству на открытом рынке труда является основной проблемой, на решение которой нацелена данная модель, включающая в себя следующие ступени:

1 ступень — Ба зовая элементарная реабилитация

На данном этапе внимание фокусируется на тех навыках элементарной реабилитации, которые связаны с социали­зацией незрячего, как то: умение следить за своим внешним видом, умение принимать пищу согласно правилам этикета, умение контролировать свою мимику и свои жесты, навыки, связанные с независимым проживанием (умение поднять упавшую вещь, воспользоваться сантехникой, приготовить бутерброды и т.д.), а также умение ориентироваться в пре­делах помещения.

Было подготовлено и издано методическое пособие: «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению. Первая ступень. Базовая элементарная реабилитация: методическое пособие» (авторский коллектив ИПРПП ВОС «Реакомп», Москва, 2004г. – 64 стр.);

2 ступень — Бе зопасное использование бытовых приборов

Более детальная, чем в стандартных про­граммах, проработка аспектов, связанных с техникой безо­пасности при использовании современных бытовых прибо­ров, например: газовая и электрическая плиты, электрочай­ник, фен, кофемолка и кофеварка, миксер, блендер, микро­волновая печь, стиральная машина, пылесос, кондиционер и пр. Выдаваемый после сдачи зачета сертификат послужит подтверждением социальной компетентности незрячего при трудоустройстве и при найме им жилья для независимо­го проживания.

Было подготовлено и издано методическое пособие: «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению. Вторая ступень. Безопасное использование бытовых приборов: методическое пособие» (Отв. ред. С.Н.Ваньшин, Москва, 2005г. – 60 стр.);

3 ступень — Ориентировка в открытом пространстве

На этом этапе обучение посвящается выработке прак­тических навыков безопасного перемещения инвалида по зрению от места его проживания до места работы, а также выработке и совершенствованию навыков пользования объектами соцкультбыта. Новизна метода заключается не только в строго индивидуальном подходе к каждому реаби-литанту с учетом его места жительства (улицы, микрорайона, города), наличия и форм остаточного зрения, его личных проблем, связанных с самостоятельным передвижением в пространстве, но и в сочетании традиционных методик об­учения ориентировке в пространстве с помощью трости с методиками восточных оздоровительных систем. Такая ме­тодика обучения пространственной ориентировке была ап­робирована впервые. Она дала весьма положительные ре­зультаты, что позволяет говорить о ее эффективности и це­лесообразности внедрения в практику реабилитации инва­лидов по зрению. Большое внимание уделено методикам проработки нового маршрута с использованием приемов проведения первичного обследования окружающей среды на предмет ее доступности инвалиду по зрению, а также ис­пользования информационных (справочная по телефону, уточнение маршрута у зрячих и др.) и социальных (сопровож­дающий инвалида, социальное такси) ресурсов. Специаль­ное внимание уделяется самостоятельному посещению ин­валидом по зрению магазинов, банков, почтовых отделений, медицинских учреждений, школ и детских садов, вокзалов и аэропортов, государственных учреждений. Выдаваемый по­сле сдачи зачета сертификат послужит при трудоустройстве подтверждением социально-бытовой компетентности нез­рячего в вопросах ориентировки в пространстве.

Было подготовлено и издано методическое пособие: «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению. Третья ступень. Ориентировка в пространстве: методическое пособие» (под ред. С.Н.Ваньшина и В.З.Денискиной», Москва, 2005г. – 78 стр.);

4 ступень — Совершенствование профессиональных навыков

Данная ступень посвящена обучению не зрячих навыкам пользования компьютером и современной оргтехникой. На этой ступени возможна целевая переподготовка инвалидов по зре­нию по востребованным на рынке труда специальностям – по запросу самих учащихся с посещением общедоступных кур­сов профессионального обучения и переподготовки в г. Москве, а также проработка алгоритма взаимодействия с центрами занятости и бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Кроме того, данный этап обучения дает реабилитантам возможность ознакомиться с технологией работы на те­лефоне с использованием технических средств (компьютер, диктофон) как в условиях офиса, так и на дому.

Было подготовлено и издано методическое пособие: «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению. Четвертая ступень. Совершенствование профессиональных навыков: методическое пособие» (под ред. канд. пед. наук С. Н. Ваньшина, – М., 2006. – 84с);

5 ступень — Самопрезентация и технология успешного тру­доустройства.

Завершающий этап предполагает обучение навыкам написания резюме, успешного прохождения собеседовании при приеме на работу, успешного прохождения испытатель­ного срока на рабочем месте. Программа предлагает психо­логическое сопровождение кандидата на этапе поиска ва­кансии (обучение технологии сбора информации о вакан­сиях с использованием открытых печатных и интернет — ис­точников) и на этапе первого месяца трудоустройства (кон­такт с работодателем, обследование доступности среды, рекомендации в области выработки позитивного имиджа и стратегии общения с коллегами).

Психологи­ческое сопровождение подразумевало и решение ряда реабилитационных задач: создать в человеке нечто новое, дать новые знания, умения, отношение к жизни, убрать то, что человеку мешает — неправильные оценки себя, своих возможностей, окружа­ющего мира, включая других людей, неэффективные, а то и просто вредные стереотипы поведения.

Одним из основных препятствий интеграционного про­цесса является устойчиво сформированное в обществе представление о том, что инвалиды по зрению — неполно­ценные, «беспомощные» люди, нуждающиеся в постоянной помощи со стороны зрячих. Эту смысловую нагрузку несет само слово «инвалид», и косвенно поддерживает психологи­ческая наука, признающая, что от 70 до 95 процентов ин­формации человек получает через зрение. «Скрытая выгода» установки на собственную беспо­мощность позволяет инвалиду по зрению не принимать на себя ответственность, отрицать необходимость меняться самому, требовать и по­лучать сочувствие и помощь окружающих и другое.

В про­цессе реабилитации, на тренингах и групповых занятиях вы­рабатывается установка на собственные возможности — од­на из основных, составляющих оценки человеком самого се­бя.

Происходит освоение необходимых навыков делового общения, умения работать в команде, брать ответствен­ность за результаты своего обучения и трудоустройства, принятие им философии независимой жизни инвалида, ра­звитие предприимчивости и инициативности.

Было подготовлено и издано методическое пособие: «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению. Пятая ступень. Самопрезентация и технология успешного трудоустройства: методическое пособие» (под ред. канд. пед. наук С.Н.Ваньшина, – М., 2006. – 96с).

Были разработаны критерии, на основании которых проводилась оценка умений и навыков, полученных инвалидами по зрению при прохождении обучения на каждой ступени пятиступенчатой модели социально-бытовой адаптации.

Данные критерии были представлены в подготовленном и изданном пособии: «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению. Критерии освоения: методическое пособие» (под. ред. канд.пед.наук С.Н. Ваньшина.— М., 2006.— 20 с).

Выделение критериев оценки освоения ступеней модели социально-бытовой адаптации в отдельное пособие, по мнению авторов, предоставит специалистам, занимающимся реабилитацией инвалидов больше удобств в их практической деятельности.

Данные пособия адресованы специалистам служб социальной защиты и занятости, социальным работникам, руководителям и активным членам местных и региональных организаций Всероссийского общества слепых (ВОС), реабилитологам и работникам других общественных организаций инвалидов, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами социальной защиты населения.

Апробация инновационной пятиступенчатой модель «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению проводилось на базе Института «Реакомп». В реабилитационной программе приняли участие 20 инвалидов по зрению 1 и 2 группы трудоспособного возраста города Москвы. Работа проводилась в форме лекций, семинаров, тренингов, индивидуальных занятий и консультаций.

первая ступень модели социально-бытовой адаптации

«Базовая элементарная реабилитация»

Новизна подхода в реабилитационном процессе на этой ступени заключалась в фокусировке внимания на тех навыках элементарной реабилитации, которые связаны с социализацией незрячего и умением ориентироваться в пределах помещения.

Программой курса было предусмотрено изучение следующих тем: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Культура поведения», «Жилище».

В процессе занятий формировались навыки «физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью или без нее.

Для достижения более отдаленной цели — овладение знаниями и умениями, которые потребуются инвпалидам по зрению в социальной жизни — формировались навыки общения и поведения в общественных местах.

Обучение на первой ступени было направлено на элементарную реабилитацию путем овладения незрячими знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность.

Достигалось это, в первую очередь, через обучение рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки. О новной задачей программы являлась выработка у инвалида умения брать ответственность за результаты своего обучения и трудоустройства, принятие им философии независимой жизни инвалида, развитие предприимчивости и инициативности.

Усвоение содержания курса на этой ступени контролировалось с учетом индивидуальных проблем незрячего. В работе применялись предварительный, текущий и итоговый контроль.

Работа начиналась с определения исходного уровня того или иного навыка у незрячего, на который можно было опереться при изучении нового материала. Формировался алгоритм выполнения различных заданий для каждого слушателя индивидуально. Для выявления результатов обучения проводился итоговый контроль.

Оценивался уровень самостоятельности, соблюдения требований безопасности, выбора рациональных способов, уверенность, скорость и качество выполнения заданий .

Эффективность обучения была выше при условии систематического закрепления и применения полученных навыков в повседневной жизни с помощью ближайшего окружения инвалида (семья, друзья и родственники). С целью привлечения их в коррекционную работу проводились беседы и практические занятия по демонстрации способов выполнения незрячими предметно-практических действий (глажения, чистки овощей, обуви и т.п.). Были подготовлены памятки и материалы с перечислением способов выполнения заданий (бытовых обязанностей) для их самостоятельного изучения и проработки.

вторая ступень модели социально-бытовой адаптации

«Безопасное использование бытовых приборов»

Обучение на второй ступени проводилось с целью подтверждения социальной безопасности незрячего при его функционировании как в условиях учреждения или предприятия, а также при самостоятельном проживании, как в собственном, так и съемном жилье.

Реабилитационный процесс был направлен на взаимодействие инвалида по зрению с объектами технической сферы путем формирования навыков безопасного и умелого пользования бытовыми электроприборами, а, кроме того, на опосредованное взаимодействие с социумом в лице работодателей, владельцев съемных квартир, персонала гостиниц и зрячих коллег по работе.

Необходимость такого подхода диктовалась, с одной стороны, возможностью трудоустройства инвалидов по зрению на открытом рынке в офисах (в связи с развитием новых адаптированных технологий, облегчающих незрячим доступ к электронным носителям информации), с другой стороны, возможностью работать на дому.

Программа обучения составлялась с учетом дальнейшей необходимости успешного прохождения инвалидом по зрению испытательного срока, принятого во многих фирмах и учреждениях. Инвалиду необходимо продемонстрировать не только профессиональную подготовку, но и владение коммуникативными и бытовыми навыками, включая навыки самостоятельного проживания, связанного с выполнением должностных обязанностей в командировках (проживание в гостинице), позиционирующими его как социально компетентную и самостоятельную личность.

В Обучение применялся индивидуальный подход к слушателям, составлялись индивидуальные планы обучения. Особое внимание уделялось соблюдению требований безопасности использования бытовых приборов, являющихся важнейшими показателями сформированности соответствующего навыка, ответственности за собственную жизнь, а также жизнь других людей и вверенное ему имущество .

Новизна подхода в социально-бытовой адаптации заключалась в сертификации бытовой компетенции по результатам итогового контроля обучения на второй ступени. Получение инвалидом по зрению сертификата является подтверждением его социальной безопасности и должно способствовать процессу его последующего трудоустройства.

Данный сертификат может быть использован при самостоятельном найме жилья, а так же при заселении в гостиницу во время поездок и командировок.

третья ступень модели социально-бытовой адаптации

«Ориентировка в открытом пространстве»

Ограничение инвалида по зрению в передвижении является основным препятствием в процессе трудоустройства инвалида по зрению. Основная цель обучения незрячих на этом этапе состояла в овладении ими приемами самостоятельного передвижения в замкнутом и открытом пространстве, прежде всего, по месту проживания и предполагаемого места рабо ты, а также в формировании навыков применения полученных знаний и умений при изучении новых маршрутов.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

На данной ступени в сочетании с традиционной методикой обучения пространственной ориентировки применялись методики восточных оздоровительных систем, направленные на регуляцию вестибулярного аппарата. Сочетание словесных и наглядных методов обучения с практической ориентировкой в пространстве способствовали формированию у инвалида по зрению пространственного образа.

На первом этапе третьей ступени формировался первичный пространственный образ маршрута ( создание общего представления о расположении маршрута на местности, определение точки отсчета, создание конфигурации маршрута, создание пространственного образа об относительной длине отрезков, составляющих маршрут и т.д.).

На втором этапе создавался фрагментарный пространственный образ в зависимости от сложности задач.

На третьем этапе формировался целостный, адекватный пространственный образ.

Результаты каждого этапа по формированию пространственного образа оценивались по следующим характеристикам: устойчивость, полнота, динамичность, адекватность, дифференцированность.

Во время проведения занятий уровень ориентации инвалида по зрению оценивался в соответствии со следующими критериями: минимальный уровень — ориентировка в знакомом пространстве; средний уровень — ориентировки в открытом пространстве (допускалось использование помощи окружающих); высокий уровень — максимальное использование возможностей слепых, т.е. умение ориентироваться в различной обстановке без участия или при минимальной помощи зрячих.

Был разработан сертификат социально-бытовой компетентности незрячего в вопросах ориентировки в пространстве, подтверждающий уровень его самостоятельности и мобильности, и повышающий шансы на последующее трудоустройство.

четвертая ступень модели социально-бытовой адаптации

«Совершенствование профессиональных навыков»

Обучение на данной ступени позволило инвалидам по зрению получить оптимальный уровень знаний и навыков пользования компьютером и оргтехникой.

В начале обучения был определен уровень владения инвалидом оргтехникой и компьютером, в зависимости от которого слушатели были подразделены на группы.

Первый уровень: Свободное пользование клавиатурой, знание расположения и функционала клавиш, создание и присвоение имени файлам и папкам, работа с документами Майкрософт (форматирование, редактирование), создание и сохранение документа, копирование, перемещение и удаление документа, проверка правописания, работа с таблицами, умение архивировать и извлекать из архива. Знакомство с основными видами оргтехники: факс, ксерокс, диктофон, мобильный телефон.

Второй уровень. Уверенное владение навыками первого уровня. Использование различных носителей информации (СД, МРЗ, дискета 3,5, флэш-карта). Знакомство с устройствами ввода-вывода информации: клавиатура, дисплей, сканер, принтер. Подготовка и печать документа. Навык сканирования и распознавания текста при помощи программы Fine reader, сохранение страниц в созданном пакете. Передача отсканированных страниц в приложение Майкрософт офис. Прием и отправление электронной почты с использованием программ Outlook express и The Bat. Свободное пользование офисной оргтехникой, прием и отправление SMS с мобильного телефона.

Третий уровень. Уверенное владение всеми вышеперечисленными навыками первого и второго уровня. Умение пользоваться настройками используемых программ, умение осуществлять поиск информации в глобальной сети Интернет. Работа с мини-АТС, пользование банко-матом, изменение настроек мобильного телефона. Одновременное использование нескольких видов оргтехники для выпол-нения производственных задач.

Для оценки степени коммуникативной активности при подготовке к работе на телефоне оценивалось коммуникативная активность незрячего с незнакомыми людьми (высокая, средняя и низкая), его адаптация к стрессовым ситуациям, возникающим в процессе телефонных переговоров, и умение направлять разговор в нужное русло.

Сертификат, выдаваемый слушателям по окончании обучения на четвертой ступени социально-бытовой адаптации, является подтверждением овладения инвалидами по зрению навыками работы с персональным компьютером на уровне квалифицированных пользователей, расширения их возможностей в получении, обработке и передаче информации, профессиональной компетентности, а также способствует повышению их конкурентоспособности на открытом рынке труда.

В результате обучения у инвалидов по зрению сформировались навыки работы с информацией при использовании компьютерного специального рабочего места, позволяющие ему взаимодействовать с социумом не в качестве объекта социальной помощи, а в качестве равноценного члена общества, работающего и зарабатывающего в соответствии со своей квалификацией наравне со зрячими людьми.

Освоение 4 ступени позволило инвалидам по зрению применять алгоритм использования оргтехники при выполнении определенной производственной задачи и адаптировать свои профессиональные навыки к потребностям современного рынка труда.

пятая ступень модели социально-бытовой адаптации

«Самопрезентация и технология успешного трудоустройства»

Основной целью обучения на этом этапе было овладение инвалидом по зрению, который в данном случае выступает соискателем или претендентом на вакансию, алгоритмом поиска вакансий и первичного взаимодействия с работодателем. У инвалидов по зрению были сформированы базовые навыки делового общения, умения работать в команде, брать ответственность за результаты своего обучения и трудоустройства, принятие им философии независимой жизни инвалида, развитие предприимчивости и инициативности.

Особым реабилитационным и обучающим элементом пятой ступени стало психологическое сопровождение инвалида по зрению, позволяющее помогало ему не только справиться со сложностями, возникающими в связи со стереотипами восприятия инвалида по зрению, как неконкурентоспособной трудовой единицы, но и справиться с собой, — с неадекватной оценкой себя и своих возможностей, с неэффективными стереотипами поведения в отношении окружающего мира и других людей.

Во время обучения на этой ступени изучалось законодательство РФ по вопросам трудоустройства инвалидов. Были сформированы практические навыки составления резюме с учетом особенностей предполагаемого работодателя. Инвалиды по зрению овладели приёмами сбора информации (интернет, пресса, электронные СМИ, кадровые агентства, в том числе частные, биржа труда, личные связи) с выделением перспективных предложений. Овладели навыками применения невербальных средств общения (внешний вид, манеры, одежда, соответствие имиджа соискателя требованиям предполагаемого места работы ). Получили практические навыки владения речью (грамотность, знание профессиональных терминов предполагаемого места работы и т.д.), творческого подхода к поиску работы. В результате проводимых ролевых игр приобрели способность к импровизации при очном контакте с работодателем, демонстрации своих возможностей применения технических средств.

Большое внимание уделялось обучению инвалидов по зрению умению эффективно взаимодействовать с государственными структурами, такими как центры занятости, для поиска подходящих вакансий и возможностей получения новой, востребованной на рынке труда специальности.

По итогам успешного прохождения пяти ступеней социально-бытовой адаптации 20 инвалидов по зрению получили свидетельство, подтверждающее их социальную компетентность и овладение навыками мобильности, компенсирующими их ограничения жизнедеятельности.

За двухлетний период реализации программы СБА в Москве на базе ИПРПП ВОС «Реакомп», более 80% участвовавших в ней инвалидов по зрению повысили свой социальный и профессиональный статус. 20% повышают свой профессиональный уровень, из них 10% поступили в Вузы, и 10% — в аспирантуру. Более 60% смогли не только найти подходящую вакансию, но и успешно пройдя испытательный срок, закрепиться на рабочем месте.

Опыт апробации инновационной пятиступенчатой модели «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению» показал, что Программа СБА:

  • конкретна, поскольку предлагает четкую поэтапную методику, учитывающую специфику места проживания незрячего, его социальную ситуацию и возможности интеграции в общество на местном уровне;
  • доступна и адресна: инвалиды по зрению смогут получать реабилитационные услуги по месту жительства.;
  • имеет профилактическую направленность, поскольку, возвращая людей получивших инвалидность, в социум дает им уверенность в своих силах, повышает уровень их притязаний, а в перспективе качественно улучшает уровень их жизни.

В социальной работе с инвалидами в нашей стране в настоящее время большую роль играют ЦСО, или центры социального обслуживания, они во многом призваны решать проблемы инвалидов .

Исходя из этого в 2007 году Институт «Реакомп» заключил с Департаментом социальной защиты населения контракт на внедрение инновационной пятиступенчатой модели «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению» в деятельность Центров социального обслуживания населения города Москвы .

Основной задачей внедрения модели социально-бытовой адаптации инвалидов по зрению стала выработка у них умения брать ответственность за результаты своего обучения и трудоустройства, принятие философии независимой жизни инвалида, развитие предприимчивости и инициативности. К другим ее особенностям можно отнести возможность прохождения реабилитации без отрыва от места проживания в удобном для инвалида режиме и форме проведения работы .

Обучение по специально-разработанной программе и на базе Института «Реакомп» с 9 октября по 20 ноября 2007 года по программе «Социальная реабилитация инвалидов по зрению» (72 акад. часа) прошли 20 специалистов Центров социального обслуживания из 10 административных округов Москвы.

Программой курса было предусмотрено изучение следующих тем:

  • Перспективы взаимодействия ВОС и ЦСО города Москвы;
  • Медико-социальные характеристики при различных формах патологии органа зрения. Анализ контингента инвалидов по зрению;
  • Социально-психологическая реабилитация слепых;
  • Особенности работы с пожилыми инвалидами по зрению;
  • Посттравматический синдром у поздноослепших ;
  • Телефонные переговоры и реабилитация ;
  • Формирование стрессоустойчивости и высвобождение скрытых ресурсов;
  • Профессиональная реабилитация инвалидов по зрению;
  • Социокультурная реабилитация инвалидов по зрению;
  • Современные технические средства реабилитации ;

Внедрение в деятельность ЦСО пятиступенчатой модели социально-бытовой адаптации инвалидов по зрению в ЦСО. В процессе обучения применялись различные формы ведения

образовательного процесса: лекции, практические и выездные занятия, ролевые и деловые игры, тренинги, психологические консультации.

В результате обучения специалисты ЦСО получили методические рекомендации по формированию у инвалидов по зрению навыков элементарной реабилитации, общения с семьей инвалида и его ближайшим окружением.

Проводились практические занятия в местной организации ВОС «Лосиноостровская», где специалисты ЦСО познакомились с методическими основами безопасного использования современных бытовых приборов инвалидами по зрению.

Во время обучения на этой ступени специалисты ЦСО познакомились с методикой формирования у инвалидов по зрению пространственных представлений. На практических занятиях специалисты самостоятельно создавали макеты маршрутов внутри помещений, приобрели навыки сопровождения инвалидов по зрению, освоили методики подбора тростей и способы их применения. Познакомились с методическими основами формирования пространственного представления в открытом пространстве.

Специалисты ЦСО познакомились с методикой проведения занятий с инвалидами по зрению, позволяющей обучать основам информационных технологий незрячих. Ознакомились со специальными средствами работы на компьютере инвалидов по зрению: устройствами ввода-вывода информации с помощью программы JAWS и тактильного дисплея, возможностями сканирования и распознавания текста при помощи программы Fine reader , использования электронной почты с помощью программы Qutlook express и web -интерфейса. Проводились занятия и тренинги со специалистами ЦСО на повышение коммуникативной активности, адаптации к стрессовым ситуациям. Получили знания по созданию и оснащению компьютерных специальных рабочих мест (КСРМ) для инвалидов по зрению.

Важным обучающим элементом на этой ступени является проведение тренингов по психологическому восприятию незрячего. Специалисты ознакомились с методикой обучения инвалидов приемам сбора информации по поиску подходящей вакансии, первичного взаимодействия с работодателем, поиска возможностей получения новой, востребованной на рынке труда специальности. Обсуждались вопросы эффективного взаимодействия государственных структур, сотрудниками которых являются специалисты ЦСО, с реабилитационными и образовательными центрами, государственными учреждениями (центрами занятости), общественными организациями инвалидов и самими инвалидами.

В рамках реализации вышеназванного контракта было разработано и издано методическое пособие «Настольная книга реабилитолога» (под ред. Канд.пед.наук С.Н.Ваньшина. – М., 2007. – 496с.). Данное пособие содержит информацию, предназначенную для работы с инвалидами по зрению в реабилитационных учреждениях. В пособие включен, разработанный в Институте «Реакомп» словарь лексики тифло-реабилитологов с описанием терминов, используемых специалистами в практической работе с инвалидами по зрению при осуществлении реабилитационных мероприятий.

Актуальность внедрения инновационной пятиступенчатой модели «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению» в деятельность Центров социального обслуживания населения города Москвы была подтверждена проведенным сотрудниками Института «Реакомп» опросом специалистов этих центров. Наибольшие трудности в работе с инвалидами возникают в области:

  • Межличностных отношений – 75 % опрошенных;
  • Организации психологической помощи – 70 % опрошенных;
  • Обучения ориентированию — 55 % опрошенных;
  • Обучения работе на компьютере – 45 % опрошенных;
  • Трудоустройства – 40 % опрошенных.

По окончании обучения все специалисты ЦСО отметили увеличение своей компетентности в вышеперечисленных областях и актуальность применения инновационной пятиступенчатой модели «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению» в деятельность Центров социального обслуживания населения города Москвы.

Для повышения эффективности работы с инвалидами по зрению на базе ЦСО были разработаны и переданы специалистам следцующие методические материалы:

  • Международные и российские нормативно-правовые акты по вопросам комплексной реабилитации инвалидов;
  • Справочные материалы Всероссийского общества слепых;
  • Реабилитационно-образовательные программы Института «Реакомп»;
  • Тифлотехнические средства реабилитации инвалидов по зрению;
  • «Настольная книга реабилитолога» и другие учебно-методические пособия по ориентировке в пространстве, ускоренному обучению системе Брайля, работе с семье инвалида, обучению инвалидов по зрению на компьютере, по социально-психологической реабилитации и тифлопсихологии.

Специалисты ЦСО, прошедшие обучение, высказали мнение о необходимости внедрения данной инновационной пятиступенчатой модели «Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению» в деятельность всех Центров социального обслуживания населения города Москвы и привлечения специалистов-практиков путем взаимодействия с местными организациями Московской городской организации ВОС.

Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала

ВОС «Реакомп» с 2007 по 2011 год продолжал вести работу по внедрению данной модели в деятельность местных организаций ВОС в регионах РФ путем обучения председателей и секретарей местных организаций по курсу «Социальная реабилитация».

Практика работы по данной методике подтвердила актуальность и необходимость модели СБА для интеграции и социализации инвалидов по зрению, как со стороны специалистов, так и со стороны самих инвалидов.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

Модель СБА оказалась универсальной, легко трансформирующейся с учетом особенностей других категорий инвалидов.

В 2011 году в рамках реализации п.4.1.1. Комплексной целевой программы «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 году Институт разработал методическое пособие «Пятиступенчатая модель социально-бытовой адаптации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» (Департамент социальной защиты населения города Москвы/Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп», М. 2011 – 52с)

В разработке данного пособия активное участие приняла участие Президент Региональной общественной организации Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей (РОО ПРИ) «Катюша» Присецкая Н.И.

Член Общественной комиссии по делам инвалидов г. Москвы, заместитель директора реабилитационно-спортивного клуба «Янтарь», инвалид 1 группы вследствие трудового увечья с 1996 года Федотов А.С. оценил подготовленное пособие:

« Разработанная Институтом профессиональной реаби­литации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» пятиступенчатая модель «Социально-бытовая адаптации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» является хорошим инструментарием для подготовки к самостоятельному трудоустройству инвалидов данной категории. Она базируется на реабилитационной методике, основная цель которой — принятие инвалидами философии независимой жизни. Особое внимание заслуживает применяемый пошаговый принцип формирования у человека с инвалидностью навыков самостоятельного, посильного самообслуживания, «бытового поведения», передвижения в пространстве и психологических установок независимой жизни.Данное пособие будет полезно, как инвалидам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, так и специалистам центров социального обслуживания населения Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Надеюсь, что работа в данном направлении будет продолжена и дополнена разработкой методики по обучению вождения автомобиля (оборудованного ручным управлением) инвалидов с нарушением функций ОДА одновременно верхних и нижних конечностей (квадроплегиков) в связи с большой социальной востребованностью».

Положительная оценка инвалидами по зрению и инвалидами с нарушением опорно-двигательного аппарата подтверждает ее универсальность и актуальность.

Инвалиды получили возможность пройти реабилитацию не в специализированных центрах, а в месте своего постоянного проживания.

В настоящее время планируется адаптация данной модели СБА для инвалидов других категорий.

Заместитель генерального директора НУ ИПРПП ВОС «Реакомп» О.В.Сергеева

источник

Как уже было показано выше врожденная или рано приобре­тенная слепота затрудняет образование социальных связей и от­ношений, а появление дефекта у человека со сложившимися свя­зями и навыками общественного поведения ведет к их разрыву, смещению. И в том и в другом случае инвалид по зрению выпа­дает из коллектива, что крайне неблагоприятно влияет на его положение в нем.

В связи с этим основной задачей реабилитационной работы в целях интеграции инвалидов по зрению в обществе является ус­тановление или восстановление социальных связей, т. е. социально-психологическая адаптация (у поздно ослепших — реадап­тация).

В процессе реабилитационной работы по социально-психоло­гической адаптации (реадаптации) слепых перед практическими работниками специальных учреждений (школ, восстановительных центров, реабилитационных кабинетов) возникают определенные трудности. Возникает необходимость преодолеть депрессию, воз­никающую как реакция на слепоту, сформировать адекватные установки по отношению к окружающим, своему дефекту и дея­тельности, вооружить слепых новыми способами коммуникации.

Первым этапом социально-психологической адаптации следу­ет считать преодоление депрессии, связанной с осознанием дефек­та, на который инвалиды по зрению реагируют крайне болезнен­но. Глубина и длительность реакции зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития заболевания, его тяжести и времени появления. Наиболее серьезные психические травмы на­блюдаются у ослепших в зрелом возрасте. Реакция мгновенно ослепших оказывается более тяжелой, чем у тех, кто теряет зре­ние постепенно. Однако, как показывает практика реабилитаци­онной работы, даже в этих случаях приобщение ослепших к деятельности позволяет снять депрессию и восстановить оптимисти­ческое отношение к жизни.

Одновременно ведется работа по преодолению фрустрации, возникающей в результате появления в жизни слепого трудно­преодолимых препятствий, постоянно высокого психического на­пряжения. В основе этой работы лежит формирование способов поведения, основанных на двигательном контроле (у рано ослеп­ших), или перестройка динамических стереотипов (у ослепших в более позднем возрасте).

Зависимость этих процессов от личности ослепшего отчетливо проявляется в выделенных В. С. Сверловым четырех типах пове­дения непосредственно после утраты зрения (речь идет о периоде осознания дефекта детьми школьного возраста):

1. Безразлично вялый. Представители этого типа пове­дения длительное время находятся в депрессивном состоянии и ничего не предпринимают для восстановления своего положения в обществе.

2. Рассудительно волевой. Представители этого типа поведения направляют усилия на преодоление последствий дефекта.

3. Контрастный. Представители этого типа поведения впадают в состояние глубокой депрессии, а затем мобилизуют свои силы на преодоление последствий дефекта.

4. Неустойчивый. У представителей этого типа поведения наблюдаются регулярные переходы от депрессии к оптимисти­ческому настроению.

Возникающие у потерявших зрение состояния депрессии и фру­страции исчезают по мере того, как они осознают, что могут тру­диться и обслуживать себя в быту.

В результате включения в деятельность начинается процесс преодоления психологического кризиса, выхода из состояния пси­хологического конфликта. Этот процесс имеет поэтапный характер. В. С. Мерлин выделяет четыре фазы: 1) фаза бездействия, кото­рой сопутствует глубокая депрессия; 2) фаза занятия, на которой инвалид включается в деятельность с целью отвлечься от тяжелых мыслей о своей инвалидности; 3) фаза деятельности, для которой характерно стремление реализовать свои творческие возможности; 4) фаза поведения, когда складывается характер и стиль деятель­ности инвалида, определяющие весь его дальнейший жизненный путь.

Решающим моментом в социально-психологической реабили­тации является восстановление социальных позиций инвалида. Последнее существенно зависит от установок инвалида по отношению к зрячим, труду, общественной деятельности, самому себе и своему дефекту. Эти установки формируются в процессе деятельности. Адекватность этих установок прежде всего зависит от того, насколько успешно выполняется деятельность. Поэтому основным условием социально-психологической адаптации и реадап­тации является включение инвалида в коллективную деятельность, воспитание его в коллективе и через коллектив.

Завоевание и удержание определенной социальной позиции в коллективе зависят от многих факторов: степени скомпенсированности дефекта, уровня физического и психического развития, мо­ральных, волевых, интеллектуальных качеств и т. д. В социально-психологическом плане важнейшими качествами являются способность устанавливать социальные контакты, аде­кватно воспринимать и понимать партнеров по общению.

В работах социальных психологов, посвященных интерперсональной перцепции, утверждается, что первое впечатление о партнере по общению основано на визуальном восприятии. Визуальный образ, возникающий при первой встрече, оказывается исходным для понимания человеком человека. Именно со зрительного вос­приятия начинаются межличностные контакты, возникают симпа­тии и антипатии. От него зависит стремление к повторным встре­чам или уклонение от них. Отсюда можно сделать вывод, что утрата или глубокое нару­шение зрения, препятствующие видению лица партнера по общению и других его внешних качеств, восприятию ми­мических движений, выражения глаз и многих других визуально воспринимаемых признаков, затрудняют процесс общения. Слепой человек лишается важного канала, по которому поступает инфор­мация об окружающих.

В тифлологической литературе рассматриваются возможные пути компенсации последствий отсутствующего или глубоко на­рушенного зрения.

Одни авторы склонны считать, что единственным средством восприятия слепыми партнеров по общению является слух (В. С. Сверлов и др.). По их мнению, голос собеседника и его особенности (тембр, громкость, высота), как и особенности речи (структура, лексика, темп, интонация), позволяют составить пред­ставление о физическом (возраст, рост, пол, комплекция) и пси­хологическом (эмоциональное состояние, волевые и интеллекту­альные черты характера и т. д.) облике воспринимаемого чело­века.

Другие авторы высказываются в пользу полисенсорного вос­приятия, т. е. восприятия слепыми партнеров по общению при по­мощи ряда сохранных анализаторных систем (слуха, осязания, обоняния). Эта концепция хорошо подтверждается эксперименталь­ными данными П. М. Залюбовского, показавшего, что при опо­знании людей слепые пользуются не только слухом, ориентируясь на голос или походку (в 80—90% случаев), но и обонянием (33%) и осязательной информацией (16% случаев).

Однако независимо от того, по каким каналам получает инва­лид по зрению информацию, важнейшими остаются следующие вопросы: в какой степени зрение адекватно отражает сущность партнера по общению и в какой мере этот процесс нарушается при слепоте? Возможно ли правильное восприятие и понимание человеком человека при отсутствии зрения? Как зрячие воспри­нимают и понимают слепых?

Прежде всего отметим, что как при нормальном, так и при нарушенном зрении восприятие человека человеком осуществля­ется полисенсорно, т. е. в нем участвуют зрение, слух, осязание и обоняние. Нетрудно представить себе ситуацию, когда положи­тельное впечатление, возникшее на основе зрительного восприя­тия, может быть сведено на нет, вплоть до возникновения анти­патии. Речь идет о слуховом (неприятный тембр голоса, дефекты речи), осязательном (холодная, влажная рука, вялое рукопожа­тие) и обонятельном (неприятный запах) восприятии.

Следует подчеркнуть, что восприятие любой модальности — это субъективный образ объективного мира. Внешние воздействия преломляются в нашем сознании, их результаты во многом обус­ловлены субъективными особенностями внутреннего мира чело­века— его опытом, эмоциональным и физическим состоянием, го­товностью к восприятию, установками и т. д.

Из сказанного следует, что восприятие человеком человека на основе зрения или какой-либо иной чувственной основе неизбежно несет в себе элементы субъективности и информация, получаемая таким образом, далеко не всегда отражает существенные призна­ки партнера по общению.

Очевидно, что никто не будет отрицать, что восприятие чело­веком человека при слепоте, существенно ограничивающей поток поступающей информации, затрудняет обратную связь, столь не­обходимую для общения. Но это не может принципиально изме­нить процесс социальной перцепции, лишить слепого человека возможности воспринимать окружающих его людей.

Для того чтобы проникнуть во внутренний мир человека, рас­крыть для себя его сущность, чувственно получаемая информация требует проверки в совместной деятельности. Только поступки, поведение человека в различных ситуациях раскрывают его сущ­ность, позволяют понять и оценить его достоинства и недостатки. Поэтому именно поведение служит надежной основой межлич­ностных контактов, тем более что в общей массе слепые, за ис­ключением ослепших в зрелом возрасте, как правило, внешним обликом партнеров по общению (абрисом лица, цветом волос, глаз и т. п.) не интересуются. Поэтому говорить о необходимос­ти возмещения отсутствующих данных такого рода, видимо, нет смысла.

Выше уже была отмечена зависимость интерперсональной пер­цепции от установок личности. Помимо общих для нормально видящих и инвалидов по зрению установок, слепота, а точнее, не­удачные попытки общения со зрячими ведут к формированию у слепых неадекватной установки. Речь идет о том, что слепые избегают зрячих, стремятся уйти в свой внутренний мир, предпочитают контакты с товарищами по несчастью. Такого рода отрица­тельные установки наблюдаются и при других дефектах. Вот что по этому поводу пишет в одном из очерков В. М. Дорошевич: «Увечному человеку нет большего утешения, как такого же увеч­ного встретить. Уверяю вас, что человеку на одной ноге даже противно смотреть на человека, у которого две ноги. Как нам на урода. Тогда как вид одноногого человека в нем возбуждает ра­дость: «Наш брат, одноногий!»

Следует помнить, что некоторые слепые избегают общения со зрячими из-за ложного чувства своей малоценности и очень часто имеющих еще, к сожалению, место неадекватных установок здо­ровых людей по отношению к инвалидам. Отметим, что установка на то, чтобы избегать общения со зрячими, может быть следстви­ем отсутствия навыков поведения в обществе и осознания своих косметических дефектов (отсутствие глазных яблок, шрамы на ли­це и др.). Преодоление подобной установки, выработка правиль­ного отношения к себе и своему дефекту, адекватной самооценки, использование всех сохранных анализаторных систем в процессе социальной перцепции и т. д.— предпосылки, которые обеспечивают слепому надежные и прочные социальные контакты. Поскольку слепые живут в мире зрячих и должны общаться с ними, поскольку общение — процесс двусторонний, следует про­анализировать особенности восприятия зрячими инвалидов по зрению. Такой анализ позволяет выделить специфические моменты, возникающие во время общения зрячих со слепыми, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами.

Прежде всего, нужно отметить, что инвалид по зрению, как и другие лица, имеющие визуально воспринимаемые дефекты, ока­зывается объектом чрезмерно пристального внимания со стороны зрячих. При отсутствии соответствующего воспитания это внима­ние проявляется в нетактичном (и ощущаемом) рассматривании слепого, постановке травмирующих его вопросов или в уклонении от общения.

Другим камнем преткновения являются объективные трудно­сти, возникающие при попытке распознать по внешним признакам (например, выражению лица) внутреннее состояние слепого парт­нера по общению, установить его отношение к себе и своим вы­сказываниям. Маскообразное выражение лица слепых, особенно слепорожденных, невидящие или закрытые темными очками «зер­кала души» — глаза, отсутствие обычных при общении зрячих внешних выразительных движений затрудняют понимание зрячим слепого партнера по общению. Иллюстрацией этого положения может служить описанная М. Ю. Лермонтовым в «Тамани» попыт­ка героя повести установить контакт со слепым: «Итак, я начал рассматривать лицо слепого, но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз?»

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Наконец, следует отметить, что у зрячих, так же как и у слепых, довольно часто формируются субъективные и неадекватные установки. Это либо негативная установка на избегание слепых, либо псевдоположительная установка, проявляющаяся в жалости к слепому, стремлении взять его под опеку. И та, и другая уста­новка обусловлена самыми различными причинами, и, прежде все­го, незнанием психологии слепых, их реальных возможностей, бы­тующими еще архаичными представлениями о слепых как не­счастных, не приспособленных к жизни, неполноценных людях. Легкоранимые, тяжело переживающие свой дефект и тонко чув­ствующие отношение партнера по общению, инвалиды по зрению не остаются безразличными к подобным ситуациям, затрудняющим дальнейшие контакты, закрепляющим установку избегать обще­ния со зрячими. Все это ведет к стремлению общаться преимуще­ственно с товарищами по несчастью, к созданию микросоциума, состоящего из инвалидов по зрению, и в результате к аутизму, т. е. уходу в свой внутренний мир, выпадению из жизни общества.

Реабилитационная работа со слепыми может быть достаточно эффективной только при условии пропаганды тифлологических знаний среди находящихся в их ближайшем окружении зрячих, воспитании у них чуткого, тактичного, бережного отношения к ин­валидам.

Практика показывает, что отсутствие зрения не является не­преодолимым барьером для адекватного восприятия и понимания человеком человека. Но, к сожалению, еще достаточно часты слу­чаи взаимного непонимания, формирования на основе негативного опыта неадекватных социальных установок, влекущих за собой ограничение межличностных контактов. В итоге важнейшая зада­ча — реабилитация и интеграция инвалидов по зрению в общест­ве— оказывается решенной лишь частично.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что целенаправлен­ное формирование установки на общение, овладение способами восприятия и понимания партнеров по социальным контактам поз­воляет существенно расширить сферу коммуникаций слепых и та­ким путем осуществить их социально-психологическую адаптацию и реадаптацию.

источник

Международная Конвенция «О правах инвалидов» вышла в 2006 г. Ее основной посыл — все категории людей с ограниченными возможностями должны иметь возможность вести самостоятельный образ жизни и участвовать во всех сферах современного общества. Для этого необходимо создать универсальную безбарьерную среду (транспорт, информация и связь, административные и социально-значимые учреждения, вокзалы, парки и т.д.) как в городской местности, так и сельских районах.

  • Информативность – обеспечение легкой идентификации туалета для МГН, простота определения направления движения к туалету с любой точки здания.
  • Доступность – перемещения внутри и использования оборудования санузла любой категорией МГН без привлечения посторонней помощи.
  • Безопасность – безопасность использования, действия в особых случаях.
  • Комфорт – интуитивная простота использования оборудования, комфорт использования.

Помещения общего пользования должны быть оснащены специальным оборудованием и устройствами для организации безбарьерного пространства: тактильные указатели и таблички, опорные поручни, пандусы, индукционные петли и звуковые маяки. Человек с ограничениями должен иметь не только свободный доступ в помещении, ему также должно быть комфортно в нем находиться.

Гостиница (отель) – важный социально-значимый объект для временного пребывания людей: командировка, отдых, экскурсия, конференция и т.д. Именно поэтому любая современная гостиница должна быть адаптирована для всех посетителей, включая людей с ограничениями.

Основная ошибка многих учебных заведений – точечная адаптация объекта. В основном для учеников с ограниченными возможностями адаптируют только учебные классы, совершенно забывая о других важных объектах: входной группе, лестницах и санузлах. На всем пространстве объекта (дошкольное учреждение, школа, колледж или ВУЗ) человеку с ограничениями должно быть комфортно.

Больница – пожалуй, самый важный объект для обслуживания маломобильных групп населения. Поэтому каждое медицинское учреждение в городе или сельской местности должно быть оборудовано современными устройствами для инвалидов. Помимо стандартных элементов сюда входят: «Кнопка вызова помощи», «Сурдоцентр», бегущие строки, тактильно-звуковые таблички и др.

Для адаптации остановочного пункта для всех категорий людей следует руководствоваться критериями пространственной и информационной доступности остановки: занижение бордюра, установка тактильной плитки, монтаж тактильно-звуковых стендов схемы движения общественного транспорта.

Здание общественного питания – еще один важный социально-значимый объект. Чтобы получить качественную услугу человеком с ограниченными возможностями, обученного персонала недостаточно. Как минимум, человек должен свободно попасть в здание, а также суметь с комфортом воспользоваться всеми объектами (специальные столы для колясочников, тактильно-звуковые меню, санузлы для инвалидов, оснащение покрытия тактильными индикаторами и т.д.).

Пляж – объект большого скопления людей, который должен быть доступен каждому. Люди с ограничениями также хотят иметь возможность отдыхать вместе со всеми. Для этого сама территория пляжной зоны должна быть оборудована отдельной кабинкой для переодевания инвалидов, спусками к воде с поручнями, тактильными ориентирами.

Человеку с ограниченными возможностями также хочется культурно развиваться, но часто здания театров, музеев или библиотек не имеют необходимого оснащения. Людям с ограниченными возможностями обязательно необходимо оборудовать входную зону, лестницы и сами залы. Для этого универсальными элементами станут тактильные указатели, поручни, пандусы и звуковое оповещение.

Церковь – объект важного религиозного значения, который должен быть доступен всем людям без исключения. Благодаря специальным элементам с тактильными свойствами, а также.

За 10 лет работы в сфере адаптации пространства Тифлоцентр «Вертикаль» имеет колоссальный опыт в работе с банковскими структурами в больших городах и районных центрах.

Торговая зона – основная зона выбора необходимой продукции и получения услуги. Она должна быть оснащена тактильными контрастными указателями, индукционной системой, системой.

Ограничения по здоровью не означают, что человеку недоступны любые виды спорта. Он всегда должен иметь возможность заниматься любимым делом, а спортивные комплексы должны предоставить такую возможность. Каждый спортивный центр должен при себе иметь не только специализированных тренеров, но и организовать без барьерную среду для занятий.

  • Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации«
  • Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 7 июля 2003 г № 126-ФЗ «О связи»
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 Г. N 210-ФЗ «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

  • Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы»
  • Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 N 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности»
  • Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
  • Постановление Правительства РФ от 29.09.2015 N 1033 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521»
  • Приказ Минтруда России от 30.07.2015 N 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
  • Приказ Минтруда России от 14.01.2016 N 4 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Фонда социального страхования Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и предоставляемых на них услуг»
  • Приказ Министерства труда РФ от 01.10.2015 №680 «Об утверждении Плана мероприятий Пенсионного фонда Российской Федерации («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг»
  • Приказ Министерства образования РФ от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования»
  • Приказ Министерства спорта РФ от 24 августа 2015 г. № 825 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи»
  • и другие
  • ГОСТ Р 51090-97. СРЕДСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
  • ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения
  • ГОСТ Р 51083-97 «Кресла-коляски. Общие технические условия»
  • ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры»
  • ГОСТ Р 52872-2007. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ. Требования доступности для инвалидов по зрению
  • ГОСТ Р 52875-2007. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования
  • ГОСТ Р 50646-2012. Услуги населению. Термины и определения
  • ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»
  • и другие
  • СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
  • СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения».
  • СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам».
  • СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
  • СП 139.13330.2012 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования».
  • СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения».
  • и другие

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2017 г. № 371)

  • Подпрограмма 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»
  • Подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов»
  • Подпрограмма 3 «Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы»
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Министерство связи и массовых коммуникаций РФ,
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,
  • Федеральное медико-биологическое агентство,
  • Фонд социального страхования РФ,
  • Министерство образования и науки РФ,
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ,
  • Министерство промышленности и торговли РФ,
  • Министерство транспорта РФ,
  • Министерство финансов РФ,
  • Министерство спорта РФ,
  • Министерство культуры РФ,
  • Пенсионный фонд РФ,
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Федеральная служба государственной статистики*
  • повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
  • оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта
  • СП 59.13330.2012 — Свод правил доступность зданий и сооружений для МГН.
  • СП 136.13330.2012 — Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для МГН.
  • ГОСТ Р 52875-2018 — Технические требования для тактильных наземных указателей для инвалидов по зрению.
  • ГОСТ Р 51261-99 — Опорные устройства для инвалидов.
  • ГОСТ Р 52131-2003 — Средства отображения информации знаковые для инвалидов.
  • «Опорник» – обеспечить возможность опереться.
  • «Колясочник» – обеспечить возможность въезда в помещение и маневрирования на инвалидной коляске.
  • «Нарушение зрения» – обеспечить возможность самостоятельного передвижения, а так же использования оборудования.
  • «Нарушение слуха» – обеспечение общей информацией при возникновении экстренной ситуации на объекте в целом (пожар, эвакуация).
  • «Когнитивные отклонения» – обеспечить легкость идентификации, а так же наглядность и простоту работы с оборудованием.

НАШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО — ДОЛГОЛЕТНИЙ ОПЫТ и КАЧЕСТВО!

источник