Меню Рубрики

Алиса в стране чудес с точки зрения психологии

Одна из любимых всеми поколениями мировых сказок — «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла — полна волшебства и странностей. Современные критики находят в ней все, от секса и наркотиков до колониальной политики и расстройств питания. Давайте попробуем посмотреть глазами множества современных и не очень критиков, что же в самом деле значит «упасть в кроличью нору».

Волшебная сказка Льюиса Кэрролла полна магических тортов и других сладостей, секретных дверей, широко улыбающихся чеширских котов и прочих невообразимых существ, мест и событий. Книга ни разу не исчезала из печати с первого момента ее издания.

На протяжении полутора веков существования сказка стала источником вдохновения для нескольких фильмов, мультфильмов, компьютерных игр, балета и несчетного количества аттракционов, иллюстраций и картин. Даже микропсию – синдром неврологического расстройства, при котором человек воспринимает предметы вокруг себя в уменьшенном виде, – называют синдромом Алисы в стране чудес.

Однако, несмотря на такое грандиозное влияние на современную культуру, самым объемным продуктом, вдохновленным сказкой, стали попытки интерпретации ее символов. Даже представить сложно, сколько научных работ было написано по теме, а сколько ненаучных… все, кому не лень, намерены расшифровать «скрытое посление» сказки.

Если глубже заглянуть в эти попытки объяснить волшебство Страны чудес, то любимая классическая история представляется не детской сказкой на ночь, а сложной, запутанной аллегорией на тему секса, политики и наркотической зависимости.

Корни одной из самых популярных книг в истории литературы были необычайно скромными. Во время плавания по Темзе некий Чарльз Догсон рассказывал некой Алисе Лиддел и ее сестрам историю приключений девочки Алисы в необычайной, чудесной стране.

История настолько полюбилась девочкам, что они убедили Догсона записать ее и издать. Взяв всем известный ныне псевдоним – Льюис Кэрролл, Чарльз Догсон послушал совета и выпустил в свет свое знаменитое произведение.

Алиса была дочерью декана одного из оксфордских колледжей, где Чарльз Догсон преподавал математику. Алиса была любимицей Догсона, но далеко не единственной из его маленьких друзей. Сегодняшнему наблюдателю, выросшему на кошмарных рассказах о педофилии и моральном насилии, этот сценарий дружбы взрослого мужчины с маленькими десятилетними девочками покажется крайне неоднозначным. Однако, несмотря на описание и фотографии, нет ни единого доказательства, что намерения Догсона были преступными. Тем более неприятным становится прочтение некоторых интерпретаций книги, основанных на теории психоанализа – движения, которое как раз набирало обороты во время первого издания «Алисы в стране чудес».

Со временем викторианское ханжество стало спадать, и развитие и популяризация основ психоанализа дали толчок не совсем детским интерпретациям «Алисы в стране чудес». Критики читали сказку-сон девочки Алисы и объясняли в соответствии с теорией Фрейда. Неудивительно, откуда ни возьмись нашлись гинекологические, сексуальные и фаллические символы, жертвами которых стала бедная гусеница, у которой, по ее же заявлению, прекрасный размер в три дюйма. Падение в кроличью нору и занавес, который должна раздвинуть Алиса, стали отражением сексуального акта, как и стремление подобрать ключи к замкам.

Более философски настроенные критики воспринимали психоаналитическую трактовку сказки как аллегорию взросления. Вся эта сексуальная символика была лишь прохождением пути от детства к юности и затем ко взрослой жизни, в которой нужно принимать решения, последствия которых отражаются на окружающих. Конечно, этот путь ведет и через половое созревание, потому что сексуальные и фаллические символы никуда не деваются.

Однако половое созревание, по теории критиков, ярче всего демонстрируется в изменении тела Алисы – она то слишком большая, то крошечная, то непропорциональная. Психологически эти перемены приводят к тому, что девочка не может определиться, кто же она такая и что ей нужно. Она в поисках своего Я, и в этих поисках Алиса конфликтует с представителями власти, сомневается в легитимности правил, учится играть во взрослые игры, обретает чувство справедливости и впервые сталкивается с угрозой смерти.

Конечно, не обошлось и без тех критиков, кто сфокусировался на слишком явном наркотическом характере некоторых событий в сказке. Образы курящей кальян гусеницы и галлюциногенных грибов только раззадоривают воображение желающих интерпретировать всю историю как один большой «приход». Психоделические образы, падение в кроличью нору, исчезающие и появляющиеся персонажи, бессмысленные фраз и проблемы с памятью были интерпретированы как результат регулярного потребления наркотиков. Стоит сказать, что Догсон не потреблял ничего опаснее гомеопатических лекарств от простуды.

Не только наркотики, секс и рок-н-ролл были найдены между строк этой классической английской сказки. Другое направление критиков рассматривало «Алису в стране чудес» как политическую аллегорию. После того как героиня прыгает в кроличью нору, она оказывается в королевстве, управляемом вспыльчивой и властной особой. В этом усматривалась критика королевы Виктории, к которой, по некоторым сведениям, Догсон не питал особой симпатии. Кроме того, в беспорядочной системе управления и непонятных законах тоже прослеживались параллели с Великобританией времен Льюиса Кэрролла.

Многие критики воспринимали поведение Алисы в Стране чудес как явную параллель с отношением британцев к своим колониям. Как же ведет себя Алиса после того, как попадает в незнакомую, волшебную страну со своими уникальными правилами? Не понимая местных обычаев и не зная законов, девочка стремится установить свои правила в новом месте. Ее не срезу смущают негативные результаты этих попыток, и она продолжает наводить «порядок» там, где события происходят по совсем иным законам.

Рассматривая все эти теории, параллели и интерпретации, можно явно следить за тем, как менялось общество, его ценности и интересы на протяжении полутора веков. Все эти изменения несут в себе новую «линзу», через которую можно взглянуть на уже существующий текст. Это говорит в первую очередь о безвременности произведения и его качестве. Любое поколение найдет в нем отражение своих событий и интересов.

На страницах «Алисы в Стране чудес» критики чего только не находили: репрезентацию проблем с питанием, символическую алгебру, сатиру на тему Войны Роз и проблемы рабства. Во всем этом нескончаемом и ярком потоке теорий немудрено заблудиться и оказаться настолько же ошарашенным, как и маленькая девочка, попавшая в волшебную страну.

Будучи математиком, Льюис Кэрролл наполнил свою историю загадками — от загадок Безумного Шляпника до игры в крокет с королевой. Как бы не пыталась Алиса их разгадать, в них оказывается мало смыла, и разгадки ни к чему ее не приводят.

Несмотря на то что в реальной жизни Кэрролл любил, изучал и преподавал логику, в его вымышленном мире нет ничего логичного. Возможно, главное послание его необычайно странной книги заключается в том, что мир на самом деле полон безумства и нелогичности, поэтому вместо того, чтобы искать всему объяснение, стоит просто наслаждаться волшебством.

источник

«Дальняя стена моей спальни начала отступать и в конце концов превратилась в маленький белый прямоугольник, плавающий где-то вдали». Это не описание действия наркотика, а ощущения, которые испытывают те, у кого диагностировали «синдром Алисы в Стране чудес». Зрительные иллюзии, слуховые галлюцинации, измененное восприятие скорости или даже своей внешности – вот основные признаки неврологического нарушения, известного как «синдром Алисы в Стране чудес» (в медицине его обычно называют микропсией). Действие симптома сопровождается спутанным восприятием реальности с самыми неожиданными проявлениями. При этом человек с этим синдромом в остальном может быть совершенно здоровым, не иметь отклонений в структуре мозга, нарушений зрения или слуха.

Приступы галлюцинаций происходят нерегулярно, «вспышками» от нескольких секунд до четверти часа. Приступы часто следуют один за другим в течение нескольких недель или месяца, а затем внезапно отступают, чтобы вновь дать о себе знать через несколько месяцев. Механизм, который запускает синдром, пока не до конца ясен. Исследователи обнаружили, что химические процессы в мозге во время приступов похожи на те, которые возникают во время мигреней. Они также затрагивают теменную долю, которая контролирует зрение. Определенные лекарства, такие как предупреждающий мигрень препарат топирамат, могут остановить приступ.

Во время приступа, одновременно с появлением головных болей, наступает резкий спазм сосудов головного мозга. Доступ крови в некоторые участки мозга затрудняется. Это и приводит к множеству галлюцинаций. Если затронута правая теменная доля, жертва страдает от изменений в восприятии образа своего тела. Вот почему этот синдром может возникать у людей с эпилепсией, приступы которой обычно затрагивают заднюю теменную часть мозга.

Обычно галлюцинации проявляются в двух формах – микропсии и макропсии. В первом случае все окружающие предметы и части тела кажутся человеку меньше, чем они должны быть на самом деле. Во втором случае картина обратная – предметы кажутся слишком большими: глаз ощущается крупнее глазницы, а дверная ручка выглядит до того огромной, что кажется, ее невозможно обхватить рукой. Бывают и более замысловатые проявления: пациенты сообщают, что пол под ногами становится вязким, пальцы на руках исчезают, дверь в комнате внезапно оказывается отделенной от них длинным коридором. Эти иллюзии затрагивают не только зрение, но и все органы чувств. Во время приступов человек теряет ориентацию в пространстве и порой не может двигаться без посторонней помощи, хотя сохраняет ясный ум и понимает, что его ощущения нереальны.

Поскольку Льюис Кэрролл страдал от мигрени с похожими симптомами (он писал об этом в своем дневнике), Джон Тодд предположил, что писатель использовал ощущения во время своих приступов как источник вдохновения для написания своего знаменитого романа 1865 года.

Это состояние возникает достаточно редко и, как правило, затрагивает детей от пяти лет (но может возникнуть и во взрослом возрасте). Из тысячи пациентов, которые жалуются на мигрени, лишь четверо оказываются носителями синдрома. Врачи также отмечают, что у многих пациентов склонность к мигрени наследственная. В целом, склонность к мигрениям создает риск для возникновения синдрома Алисы, хотя иногда причинами нарушений могут быть другие заболевания – например, мононуклеоз, эпилепсия, или опухоль, нарушающие нормальное функционирование мозга.

Источник: Sciences et Avenir

После серьезных жизненных потрясений мы порой долго не можем оправиться. И даже косвенное напоминание о случившемся вызывает острую боль. Как себе помочь?

Их принято считать признаком сумасшествия, тяжелой болезни или последствием приема наркотиков. Так ли это на самом деле? Невролог Оливер Сакс посвятил галлюцинациям целую книгу.

источник

В популярных сказках Льюиса Кэрролла есть скрытые истины о человеческом мозге, которые по сей день вдохновляют неврологов. Дэвид Робсон тоже решил прыгнуть в кроличью нору.

Льюис кэрролл удивительно сдержанно отзывался о своём шедевре.

«Героиня только час находится в подземелье, встречает там разных говорящих птиц, зверей и так далее (фей там нет. Всё это лишь сон, но я не хочу, чтобы он был раскрыт до конца», — писал он в юмористическом журнале Punch.

К настоящему времени скромная сказка Кэрролла легла в основу множества фильмов, картин и даже балетов.
Но немногие знают, что в книге отражены способы, с помощью которых мозг формирует представление о реальности. Память, язык и сознание …. Задолго до того как у нас появились технологии для отображения страны чудес нашего мозга, Кэрролл уже очертил контуры этой страны с помощью своих шуточных мысленных экспериментов.
Каждый из нас может узнать что-то новое о себе из «Алисы в Стране Чудес», но для этого надо знать, куда смотреть.
«Выпей Меня».

Ладно, я съем его, — сказала Алиса, — и если он позволит мне подрасти, я смогу дотянуться до ключа; если же он сделает меня меньше, я смогу проползти под дверью; так или иначе я попаду в сад, и плевать, что случится!

В своём первом приключении Алиса находит пузырёк с надписью «Выпей Меня» на этикетке, который уменьшает её до 10 дюймов. Эффект от волшебного пирожка противоположен — она стала настолько большой, что головой упёрлась в потолок. Эти сцены — самые запоминающиеся, как в книге, так и в последующих диснеевских экранизациях. А ещё эти сцены пристальное внимание учёных привлекли.
В 1995 году психиатр по имени Джон Тодд обнаружил, что некоторые из его пациентов сообщают о похожем чувстве, «Открывающемся Словно Телескоп».
Расстройство, известное как «Синдром Алисы в Стране Чудес», чаще всего встречается у детей.
«Я Слышал, как Дети Говорили, что Вещи Кажутся им Перевёрнутыми Вверх Ногами, и Даже Если их Мама Находилась на Другом Конце Комнаты, им Казалось, что она Рядом», — говорит грант лью, невропатолог из пенсильванского университета в филадельфии, изучавший это явление.
Дневники Кэрролла показывают, что он страдал от мигрени, которая способна вызвать этот синдром. Так что некоторые полагают, что при написании книги он вдохновлялся собственным опытом. Лью считает, что синдром может быть связан с аномальной активностью теменных долей мозга, которые как раз и отвечают за пространственное восприятие и за ощущение расстояния и перспективы.
Но, несмотря на то что всё это выглядит пугающе, все эти иллюзии, как правило, безвредны.
«Большинство Иллюзий Безопасны, и мы Таким Образом Просто Получаем Гарантию, что наш Пациент не Сумасшедший, так как Другие Люди Тоже Испытывают Подобные Вещи», — говорит лью.
Сегодня неврологи пытаются вызвать подобные иллюзии у здоровых людей. Это, по их мнению, может пролить свет на то, как мы создаём наше ощущение происходящего здесь и сейчас.

Герцогиня и чеширский кот.

В этот раз ошибки быть не могло: это была свинья, ни больше ни меньше, и она почувствовала, что это довольно абсурдно — продолжать держать её.

В стране чудес масса персонажей самого причудливого вида, есть там и гротескная герцогиня со своим плачущим ребёнком. Как только Алиса берёт его на руки, нос ребёнка задирается вверх, глаза сдвигаются к переносице, а потом он начинает хрюкать. И прежде чем Алиса поняла, что к чему, ребёнок окончательно превратился в свинью.
В другом месте книги Алиса играет в крокет, используя фламинго в качестве клюшки, и встречает улыбающегося чеширского кота, улыбка которого остаётся даже после того, как сам кот исчезает.
В снах часто встречаются объекты, превращающиеся в другие объекты, и этот процесс есть не что иное как сон нашего разума, который очень точно показан в приключениях Алисы.
Неврологи считают, что перечисленные выше явления — это попытки спящего мозга объединить воспоминания.
Чтобы сделать воспоминания крепче, мозг выстраивает связи между различными событиями и создаёт большие истории нашей жизни. Так, воспоминания о свинье, к примеру, могут пересечься с воспоминаниями о ребёнке, а потом всё это сливается в один сюрреалистический эффект на фоне фантастического ландшафта.

Читайте также:  Возможно ли не стареть с научной точки зрения

— меня зовут Алиса, но ….
— это довольно глупое имя, — нетерпеливо перебил шалтай-болтай, — что оно означает?
— а должно ли имя что-то означать? — с сомнением спросила Алиса.
— разумеется, должно, — сказал шалтай-болтай, усмехнувшись, — моё имя означает мою форму, а также то, что эта форма хорошая и красивая. А с именем как у тебя ты можешь быть почти любой формы.

В приключениях Алисы в зазеркалье эти изыскания продолжаются, в том числе там есть и несколько шутливых нападок на природу речи.
Это начинается в первой главе, когда Алиса читает стихотворение под названием «Бармаглот». «Варкалось. Хливкие шорьки / пырялись по Наве …» — так начинается это стихотворение.
«Кажется, это Очень Красиво, — Говорит Алиса, Закончив Читать, — но Понять это Довольно Трудно»! И Алиса попадает в самую точку: стишок слегка щекочет наше чувство грамматической правильности, хотя сами слова в нём — просто чушь.
Неврологи, исследующие механику речи, сегодня регулярно используют так называемые «Предложения Бармаглота» в процессе сканирования мозга, чтобы показать, что за обработку смысла и за обработку грамматики отвечают совершенно разные области мозга.
А затем Алиса знакомится с шалтаем — болтаем, и их разговор исследует природу самих слов.
Может ли фраза из двух слов, которая, по словам шалтая — болтая, показывает его «Красивый вид», быть лучше, чем ряд каких-то других случайных звуков?
Это очень древний философский вопрос, возникший ещё во времена Платона. Ранее специалисты полагали, что это невозможно: ведь слова совершенно произвольны, и в звуках не может быть никакого «Врождённого» смысла. Однако сегодня кажется, что шалтай-болтай был прав.
Слова «Кики» и «Буба возьмём». Внимание! Только в том случае, если людям поставить задачу связать эти слова с какими-то предметами, то большинство людей выберет «Кики» для обозначения острых предметов, а «Бубу» для обозначения предметов округлой формы. Этот «Звуковой Символизм» сегодня является популярной областью исследований, хотя его причина так до конца и неясна. Есть одна теория, которая гласит, что указанные выше ассоциации возникают из-за формы, которую образуют губы в момент произнесения этих слов.
Как бы там ни было, это означает, что иногда вы можете с высокой долей вероятности угадывать значения иностранных слов. А ещё это может влиять на прозвища, которые дают людям, чтобы прозвища, как в случае с шалтаем — болтаем, отражали внешность.

Белая королева и ментальное путешествие во времени.

— это неважная память, она работает только в обратную сторону, — заметила королева.
— а что вы лучше всего помните? — рискнула спросить Алиса.
— то, что случилось через две недели, — небрежно ответила королева.

Позднее в ходе своего путешествия Алиса вела продолжительные беседы с белой королевой. Эта королева — самое загадочное из творений Кэрролла, она утверждала, что у неё есть странный дар предвидения. А её комментарии по поводу памяти стали пророческими.
«Примерно с середины двухтысячных годов неврологи начали понимать, что память на самом деле связана не с прошлым. Её назначение — помочь нам соответствующим образом действовать в будущем», — Говорит Элеанор Магуайр из Лондонского Университетского Колледжа, Которая Часто Использует Белую Королеву, Чтобы Проиллюстрировать Свою Идею:»вам следует спроецировать себя в будущее, чтобы определиться с наилучшим планом действий».

Одна из возможностей сделать это выглядит так: мы представляем себе будущее, разделяя наши воспоминания, а затем монтируем их таким образом, чтобы возник единый новый сценарий.
Таким образом, память и предвидение используют одно и то же «Ментальное Путешествие во Времени» в одни и те же области мозга. Магуайр, к примеру, изучала людей с повреждённым гиппокампом. Такое повреждение означает, что люди не в состоянии помнить своё прошлое, но ещё она обнаружила, что такие люди очень недальновидны.
«Мы Попросили их Представить Себе, что они Встретят Друга в Ближайшие Выходные, и они Просто не Смогли это Сделать», — говорит она. Примерно то же самое происходило, когда их просили представить себе будущее посещение побережья: «Они Знали, что там Будет Песок и Море, Однако Перед их Мысленным Взором Картинки Побережья Просто не Возникали».
Другими словами, эти люди, в отличие от белой королевы, навсегда застряли в настоящем.

Можно ли думать о невозможных вещах?

— нет смысла пытаться, — сказала Алиса, — нельзя поверить в невозможные вещи.
— осмелюсь сказать, у тебя просто было мало практики, — сказала королева. — когда я была в твоём возрасте, я постоянно это делала, по полчаса в день. А иногда, перед завтраком, я верила сразу в шесть невозможных вещей.

Продолжая свои исследования человеческого воображения, королева расхваливает достоинства размышлений о невозможном.
Мы поговорили с Элисон гопник из калифорнийского университета, которая прочитала «Алису», когда ей было три года, а теперь с её помощью пытается понять, как работает наше воображение.
Она, к примеру, обнаружила, что у детей, которые играют и притворяются, практикуя тем самым «Веру в Невозможное», впоследствии развиваются отличные познавательные способности.

Они лучше понимают гипотетические предположения, и у них определённо есть тенденция к развитию более продвинутой «Теории ума», которая даёт им более глубокое понимание побуждений и намерений других людей.
«Многое из того, что они делают, притворяясь в ходе игры, — это, по сути, выдвижение гипотезы и приведение этой гипотезы к логическому выводу. Что интересно, Кэрролл тоже делал нечто подобное, у него вы можете увидеть ту же самую способность взять какую-то предпосылку и привести её к безумному выводу», — говорит она.
Приключения Алисы полны всевозможных сюрреалистических встреч. Трэвис пру из тилбургского университета в Нидерландах исследовал способ, с помощью которого сюрреалистическая и абсурдистская литература, вроде произведений Кэрролла, влияет на наше сознание.
Он обнаружил, что если истории, происходящие в странном, абсурдном мире, не оправдывают наших ожиданий, они тем самым делают наш мозг более гибким и более быстрым. У нас повышаются творческие способности, и мы быстрее принимаем новые идеи.
Таким образом, если вам нужно чем-то подстегнуть свой ум, наилучшим решением для этого может стать вечер с «Алисой».
«Я не Сомневаюсь, что это Стимулирует Психические Состояния, Увеличивающие Познавательные Способности, и они Заставляют нас Создавать Новые Связи», — говорит пру.
Элисон гопник отмечает, что некоторые галлюциногены тоже могут помочь вам добраться до царства свободных ассоциаций, однако чтение, безусловно, более безопасный способ повернуть время вспять и взглянуть на мир под другим углом. Как пишет Кэрролл: «В Последнее Время Произошло Столько Странных Вещей, что Алиса Начала Думать, что Очень Немногие Вещи Были Действительно Невозможны». Silence Psychology психология тишина.

источник

Пожалуй, ни один вид заболеваний не вызывает столько интереса и удивления, как сопряжённые с галлюцинаторно-иллюзорными феноменами. А это, в основном, психоневрологические расстройства. Одним из таких удивительных расстройств по праву считается синдром Алисы в стране чудес или синдром Алисы в Зазеркалье (микропсия, синдром Тодда), названный по аналогии с превращениями, которые пришлось испытать главной героине сказки Льюиса Кэррола. В этой статье специально для CogniFit («КогниФит») психолог Вера Шемарина расскажет вам о том, каковы признаки, симптомы и причины синдрома Алисы в стране чудес и как лечится это расстройство.

Вспомните знаменитую сказку Льюиса Кэррола “Приключения Алисы в стране чудес”. Попав в страну чудес, Алиса подвергается ряду метаморфических изменений: увеличивается или уменьшается после того, как выпьет жидкость или съест пирожок. Подобные ощущения испытывают люди с заболеванием под названием “синдром Алисы в Стране чудес” (Alice in Wonderland Syndrome – AIWS). Кстати, сама сказка знаменитого писателя, философа и математика до сих пор представляет собой загадку для многих исследователей, служит источником вдохновения для людей творчества и науки. Например, Джон Леннон и Пол МакКартни из группы “The Beatles” не раз обращались к многочисленным метафорам и аллегориям сказки в своём творчестве. Интерпретировали эту сказку и психоаналитики, и физики, и математики.

Сказка “Приключения Алисы в стране чудес” была написана в 1865 году. Первым описал синдром Алисы в стране чудес и дал ему это название доктор Липпман в 1952 году. Он связывал расстройство с предрасположенностью у больных к мигрени. А в 1955 году, благодаря работе британского врача-психиатра Джона Тодда, появились более детальные и точные описания симптомов заболевания. Он же первым попытался выяснить причины возникновения синдрома. Ещё одно название этого заболевания – синдром Тодда. По наблюдениям доктора Тодда, многие маленькие пациенты из-за мигрени искажённо воспринимали размер предметов или частей тела (метаморфопсия). Врач обратил внимание на тесную связь между этими симптомами и мигренью и пришёл к выводу, что синдром может представлять собой вариант мигрени.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.

Существует гипотеза, что сам Льюис Кэррол страдал мигренью и испытывал приступы описанного им синдрома. Или же, что кажется всё-таки более вероятным, Льюис Кэррол передал в сказочной форме реальные переживания самой Алисы, у которой был синдром, впоследствии получивший её имя. Если врачи интерпретируют приключения Алисы как “похождения в стране неврологических расстройств”, то физики, например, в превращениях Алисы видят иллюстрацию сжатия-расширения Вселенной или даже теорию относительности.

Синдром Алисы в стране чудес или микропсия — это неврологическое расстройство, дезориентирующее неврологическое состояние. Оно возникает не изолированно, а на фоне таких заболеваний, как: мигрень, эпилепсия, энцефалит, инфекционный мононуклеоз, вирус Эпштейна-Барр, опухоль мозга, длительная депрессия , употребление галлюциногенных препаратов, психоактивных веществ.

Несмотря на то, что Синдром Алисы представляет собой искажённое восприятие реальности, его нельзя отнести к психическим расстройствам , так как критика, адекватное мышление человека сохранны. Во время приступа пациент хоть и видит всё искажённо и теряет ориентацию в пространстве, но сохраняет ясный ум и понимает, что его ощущения нереальны.

Другие названия синдрома – “карликовые галлюцинации”, или “лилипутское зрение” – наталкивают на мысль, что у больного могут быть нарушения зрения, но на самом деле их тоже нет. Изменения происходят только на уровне коры мозга , то есть нарушается переработка получаемой органами чувств информации. При этом искажаются не только зрительные образы, но и восприятие времени, звуков, запахов, тактильные ощущения. Сами больные говорят о том, что во время приступов синдрома теряется ощущение устойчивости: пол становится “волнистым”, и при этом ноги “увязают” в нём, как в мягкой глине.

Как проявляется синдром Алисы в стране чудес? Какие виды нарушений восприятия существуют при синдроме Тодда и каковы его симптомы?

Как уже было сказано, синдром Алисы заключается в искажённом восприятии (агнозии).

Агнозия – нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового , тактильного) при сохранении чувствительности и осознания размера окружающих объектов, а иногда и частей собственного тела.

Причём человек может воспринимать объекты как увеличенными в размерах – макропсия (макросоматогнозия), так и уменьшенными – микропсия (микросоматогнозия). Микропсия наблюдается чаще. Естественно предположить, что во время такого приступа человеку практически невозможно ориентироваться ни в пространстве, ни в собственном теле – он не способен не только реально оценить величину предмета, но и расстояние между предметами. Кроме того, часто нарушается восприятие времени.

Для того, чтобы представить себе, что испытывает человек во время приступа, вообразите, что внезапно у вас на глазах ваша нога, рука или другая часть тела стремительно вырастает… или уменьшается. Объекты окружающего мира ведут себя подобным же образом. Маленькая ложка, лежащая на столе, вырастает до размеров лопаты, огромная каменная глыба на дороге превращается в маленький камешек, через который не составит труда перешагнуть. При этом меняется не один какой-то предмет, а сразу все – весь окружающий мир и образ самого себя…

Одному больному казалось, что дальняя стена его комнаты начинала отступать – пока не превратилась в маленький белый прямоугольник… Или, например, страдающий синдромом видит, как пол вдруг принимает вертикальное положение, а столы, стулья, шкафы зависают в воздухе… дверная ручка вырастает до размеров самой двери или, наоборот, дверь уменьшается до размеров маленькой дверцы кукольного домика. Восприятие течения времени тоже резко меняется при синдроме Алисы: субъективно оно либо убыстряется, либо замедляется. Как вы помните, героиня Льюиса Кэррола испытывала очень похожие ощущения, находясь в Стране Чудес.

Окружающий мир для страдающих этим синдромом меняется практически мгновенно. Поэтому люди полностью теряют контроль над реальностью. В такие моменты у больных наблюдается апраксия (идеомоторная апраксия Липманна) – затруднена пространственная организация движений. Прежде всего, страдают те виды праксиса, которые требуют чёткой пространственной ориентации движений, например, при одевании.

Как правило, микро- или макропсия сочетается с аутоморфопсией – нарушением восприятия своего тела и его положения в пространстве. Ещё более усложняет жизнь при синдроме то, что искажения реальности воспринимаются целостно, то есть всеми органами чувств, а не только зрением. То есть, если, например, человек видит, что его нога сильно “выросла”, то он также чувствует и видит, что никак не может дотянуться рукой до пальцев ноги (длины руки просто не хватает). Или, как описывал это состояние один пациент, ему казалось, что резко увеличилась правая половина головы. Он даже мог видеть, скосив глаза вбок, её огромное полушарие, возвышающееся, по его словам, примерно на метр вверх. Пациент утверждал, что для того, чтобы дотронуться до своего правого уха, ему приходилось тянуться изо всех сил, и всё равно длины руки не хватало.

Читайте также:  Возможно ли попасть в спецназ с плохим зрением

К счастью, в большинстве случаев расстройство восприятия продолжается минуты (что соответствует длительности мигренозной ауры), но в литературе описаны случаи, когда синдром затягивался на несколько суток, или даже недель.

Кроме того, для этого синдрома наряду с микропсией, макропсией и аутоморфопсией характерны:

  • Пелопсия (близко расположенные предметы кажутся отдалёнными в пространстве).
  • Телеопсия (наоборот, отдалённые предметы видятся в деталях, как на ладони).

Так, по описанию одного человека, страдающего синдромом, он “смотрел на птиц за окном, кружащих над деревьями в 100 метрах от него, и во всех подробностях видел каждую птицу и каждую верхушку дерева, как будто они были всего на расстоянии вытянутой руки”.

Периодичность приступов синдрома Алисы в Зазеркалье в общем такая же, как и мигрени, при которой чаще всего синдром Алисы и встречается – они происходят нерегулярно, “вспышками”. Галлюцинации могут настигать больного в любое время суток, длятся от нескольких секунд до двух часов, иногда больше. Приступы могут следовать один за другим в течение нескольких дней и недель, затем прекращаясь.

Механизм возникновения приступов микропсии очень сходен с механизмами мигрени, которые до конца всё же ещё не изучены. Ведущую роль в развитии мигрени играет сложное нарушение регуляции тонуса сосудов головного мозга. Из-за неравномерного резкого спазма, а затем медленного расширения сосудов, разные отделы коры мозга то пребывают в состоянии гипоксии, то гипероксии, что, естественно, приводит к сбою в работе нейронов , а это, в свою очередь, порождает галлюцинаторные феномены.аковы причины возникновения синдрома Алисы в стране чудес?

При мигрени, или гемикрании, развивается сильная головная боль, как правило, охватывающая только одну половину головы. У некоторых людей боли предшествует аура . Аура – предвестник мигрени – чаще всего выражается в определённых нарушениях восприятия – не только зрительных, но и слуховых, обонятельных, тактильных.

Искажения реальности охватывают диапазон от самых простых и относительно безопасных – ощущения вспышек, молний перед глазами, выпадения полей зрения , посторонних звуков в ушах (щебет птиц, гул, шорох, шум), небольшого искажения звуков, ощущения странных запахов, или усиления запахов, парестезий, онемения лица, конечностей, до таких серьёзных, как синдром Алисы в стране чудес, и даже деперсонализации, дереализации. В некоторых случаях больные могут переживать только ауру без болевого синдрома.

Мигренозная аура развивается в течение нескольких минут и может длиться до нескольких часов. Почему возникает аура – до конца неизвестно, но возможно она связана с медленным распространением возбуждения и последующим подавлением активности нейронов коры головного мозга.

Это явление получило название кортикальной распространяющейся депрессии . Чаще всего оно происходит в зрительном и соматосенсорном участках коры головного мозга.

Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию , присутствуют ли тревожные симптомы, которые могут указывать на депрессию. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.

Синдром Алисы как раз связан с тем, что кортикальная депрессия затрагивает теменную кору мозга, те участки, которые ответственны за ощущения частей тела в пространстве. Кроме того, известно, что метаморфопсия (искажение образа тела) наблюдается во время сверхстимуляции нейронов теменной коры и одновременном подавлении активности нейронов зрительной коры.

Кортикальная распространяющаяся депрессия коры вызывает нарушение интеграции сенсорной информации, что приводит к искаженному восприятию частей тела в пространстве. Кроме того, в теменной коре происходит интеграция слуховых и тактильных ощущений, поэтому часто при синдроме Алисы, они тоже бывают искажены.

Как часто встречается синдрома Алисы в стране чудес?

Синдром Алисы встречается достаточно редко – лишь у четырёх пациентов из тысячи, страдающих мигренью. Чаще всего ему подвержены дети от 5 до 13 лет . Если синдром начинается в детстве, то в подростковом возрасте может исчезнуть совсем. Однако бывают случаи сохранения или возникновения синдрома во взрослом возрасте.

Что испытывает человек с синдромом Алисы в стране чудес? Ниже – реальнаяистория пациента с синдромом Алисы в Зазеркалье.

Рик Хемсли так рассказывает о своей болезни:

“Когда это случилось впервые, я был 21-летним студентом. Накануне я долго не спал, пил много кофе и писал курсовую, но чувствовал себя нормально. А тут встал, наклонился за пультом, и мои ноги как будто ушли в пол. Взглянув вниз, я увидел, что моя ступня погружена в ковер, – неприятное чувство, но длилось оно всего несколько секунд.

Вскоре я обнаружил у себя более серьёзные пространственные нарушения. Пол подо мной либо шёл волнами, либо прогибался, а когда я пытался идти, мне казалось, что я ковыляю по губкам.

Если я, лёжа на кровати, смотрел на свои руки, то пальцы вытягивались на полмили вперед. Эти странные переживания стали случаться всё чаще, но я не обращал на них внимания, считая, что это связано со стрессом , неправильным режимом сна или питания.

Я окончил учебу и устроился системным администратором, но, вместо того чтобы исчезнуть, мои симптомы усугубились. Теперь искажено было всё, причём постоянно. Когда я шёл по дороге, стоящие на обочине машины смотрелись как игрушечные, а я себе казался непропорционально высоким.

На работе мое кресло выглядело огромным, а сам я в нём как будто ужимался.

Вскоре выход на улицу стал требовать больших усилий: я с трудом понимал, по какой поверхности иду, так что ходьба давалась с трудом. Переходить дорогу стало опасно: я понятия не имел, какого размера приближающаяся машина и как далеко от меня находится.

Поскольку работать я уже был не в состоянии, то переехал к родителям. Из телепередачи я узнал о синдроме Алисы в Стране Чудес. Я стал надеяться на излечение, но ни мой терапевт, ни невролог не могли найти описания этого заболевания. Они говорили, что мне надо научиться жить с этим.

Сейчас мне 36, и, к счастью, теперь я переживаю пространственные искажения лишь раз в месяц. В причинах своего состояния я так и не разобрался, но теперь я могу вести относительно нормальную жизнь. Несомненно, этот синдром связан с бесконечными сложностями, но кое-что в нём мне даже нравится: иногда, особенно после того как я просыпаюсь, у меня возникает особенное бинокулярное зрение .

Лёжа на кровати, я смотрю в окно на ворон, в 100 метрах от меня кружащих над деревьями, но при этом в подробностях вижу каждую птицу и каждую верхушку дерева, словно они находятся на расстоянии вытянутой руки. Кажется, этот побочный эффект постепенно исчезает и мне его уже почти не хватает”.

Внутренняя картина болезни (или отношение больного к своему состоянию, реакция на болезнь) при синдроме Алисы в Зазеркалье довольно полиморфна – она зависит и от возраста пациента, от рода его занятий, условий жизни, даже характера самого человека. Пишут, что якобы дети воспринимают происходящие с ними “превращения” как весёлое приключение. Однако есть достаточно фактов, что дети так же могут испытывать беспокойство и неуверенность во время приступов, страх и подавленность в ожидании нового приступа. Синдром Алисы, как и мигрень, настигает больного практически внезапно в любое время суток. Особую опасность это представляет для взрослых ,которые в момент приступа находятся не дома в комфортных условиях, а ведут машину, лезут в горы, да и просто идут по оживлённой улице…

Самое верное в плане лечения синдрома Алисы в стране чудес – это определить основное заболевание, на фоне которого он возник, и лечить его. Даже при эпилепсии с очагом патологической активности в теменной доле можно подобрать комбинацию препаратов, купирующих синдром Алисы в Зазеркалье. В случае, если синдром развивается на фоне мигрени, как правило, помогают ослабить проявления синдрома те же лекарства, которые принимают при мигрени, не зря механизмы развития обоих состояний очень схожи.

Что касается профилактики развития синдрома у детей, точнее профилактики нарушений зрительного восприятия , то тут можно взять на вооружение приёмы когнитивной тренировки зрительных способностей.

В повседневной жизни мы постоянно используем визуальное восприятие. Если, например, мы видим на дороге приближающийся автобус, его изображение становится всё больше в нашем сознании. Тем не менее наш мозг способен интерпретировать изменения, которые не являются реальными. Мы продолжаем видеть автобус обычного размера независимо от того, насколько близко или далеко он от нас находится. Нам также необходимо визуальное восприятие для перемещения в пространстве, чтобы не перепутать лекарства, готовить еду, делать уборку дома и т.д

Зрительное восприятие, как и другие когнитивные способности , можно тренировать и улучшать. Процесс восстановления зрительного восприятия возможен потому, что человеческий мозг, особенно мозг ребёнка, чрезвычайно пластичен . В CogniFit (“КогниФит”) представлена серия упражнений и нейропсихологических игр, направленных на реабилитацию зрительного восприятия и других когнитивных функций. Нейронные связи усиливаются за счёт использования функций, которые от них зависят. Таким образом, если регулярно тренировать зрительное восприятие, укрепляются соединения структур мозга, участвующие в восприятии. Поэтому, когда зрительная информация поступает от глаз в кору мозга, нейронные соединения будут работать быстрее и эффективнее, улучшая зрительное восприятие.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения.

CogniFit (“КогниФит”) состоит из опытной команды профессионалов, специализирующихся на изучении процессов синаптической пластичности и нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы персонализированной когнитивной стимуляции , которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Программа начинается с точной оценки зрительного восприятия и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки программа когнитивной стимуляции CogniFit (“КогниФит”) автоматически предлагает режим персональных когнитивных тренировок с целью укрепления визуального восприятия и других когнитивных функций, которые, по результатам оценки, нуждаются в улучшении.

Для улучшения зрительного восприятия крайне важно тренироваться регулярно и правильно. CogniFit (“КогниФит”) предлагает инструменты для оценки и реабилитации, позволяющие улучшать когнитивные функции.

источник

В новой редакционной статье, опубликованной на портале NeuroscienceNews рассматриваются некоторые психологические и неврологические расстройства, с которыми сталкиваются персонажи сказки «Алиса в стране чудес».

«Теперь из меня получается не то что подзорная труба, а целый телескоп! Прощайте, ножки! (Она взглянула на свои ноги, а они были уже где-то далеко-далеко внизу, того и гляди, совсем пропадут».)

Когда Алиса прибывает в Страну Чудес, она проходит череду странных метаморфических изменений, становясь больше или меньше после приема разных продуктов и жидкостей. Эти ощущения испытывают люди с определенным заболеванием, называемым синдромом Алисы в Стране Чудес (AIWS, САСЧ).

САСЧ был впервые описан в 1955 году британским психиатром доктором Джоном Тоддом, который заметил, что многие его молодые пациенты испытывали чувство искажения размеров предметов или частей тела (метаморфопсия) в результате мигрени. Он отметил сильную связь между этими симптомами и мигренями и определил, что САСЧ может составлять редкий «вариант мигрени».
По некоторым данным, сам Льюис Кэрролл страдал от мигрени и описал свои ощущения в сказке. Например, Алиса, ослепленная лунным светом, может говорить нам о стимуляции или усилении мигрени от яркого света. САСЧ обычно переживается в детстве и, как правило, исчезает в подростковом возрасте. В дополнение к искажениям размеров пациенты могут чувствовать изменения формы или расстояний до объектов, а также искаженное восприятие времени. Эти ощущения могут сопровождаться задержкой чувственного восприятия.

Связь мигрени и синдрома Алисы
Аура мигрени – это перцептивное нарушение, которое предшествует головной боли мигрени, но в некоторых случаях можно ощущать только ауру. Её точная причина неизвестна, но она может быть связана с медленным распространением возбуждения, сопровождаемым депрессией (угнетением, ухудшением) активности нейронов через кору головного мозга (внешний слой головного мозга).

Это явление называется «депрессия коры головного мозга» и часто возникает в зрительной или соматосенсорной коре. Считается, что когда эта пульсация и последующее угнетение активности нейронов проходит над теменной долей, она вызывает измененное восприятие размеров предметов и частей тела, а также неправильное восприятие тактильных и слуховых ощущений.
(Соматосенсорная система осуществляет контроль пространственного положения частей тела между собой. Она необходима для выполнения сложных движений, управляемых корой головного мозга).

Париетальная доля – область мозга, ответственная за объединение сенсорной информации – обеспечивает восприятие наших частей тела в пространстве (проприоцепция). Здесь имеется связь с некоторыми симптомами САСЧ. Например, было показано, что электрическая стимуляция задней теменной коры вызывает нарушения изображения тела, например галлюцинации растущих или исчезающих конечностей.
Кроме того, функциональная МРТ 12-летнего пациента с САСЧ показала повышенную активацию теменной доли со сниженной активностью в областях зрительной коры во время метаморфопсии (искажённого восприятия формы, величины, цвета, покоя или движения, пространственного расположения реально существующих в данное время предметов или явлений).
Это говорит о том, что метаморфопсия у пациентов с САСЧ – это результат повышенной активности нейронов в лобной доле. Такая активность приводит к нарушению объединения сенсорной информации и формированию неправильных представлений о частях тела в пространстве.

Гусеница и Алиса некоторое время молча смотрели друг на друга. Наконец Гусеница вынула мундштук изо рта и сонным голосом спросила Алису: – Ты кто?
Такое начало беседы едва ли могло ободрить кого бы то ни было.– Я, – робко протянула Алиса, – я не уверена, что знаю, кто я сейчас.

«Позвольте подумать: был ли я таким же, когда встал сегодня утром? Я думаю, что чувствую себя немного иначе. Но если я не то же самое, тогда вот вопрос: «Кто Я сейчас?»В нескольких моментах сказки Алиса задает вопрос о своей собственной личности и чувствует себя в некотором роде «другой». Примерно 1% населения Великобритании испытывает это чувство постоянно и страдает синдромом, известным как деперсонализационное расстройство (DPD, ДПР). ДПР характеризуется нарушением интеграции восприятия, сознания, памяти и идентичности, создавая неупорядоченное и фрагментированное чувство «я».

Это расстройство охватывает широкий спектр симптомов. Среди них есть такое чувство, будто собственное тело не принадлежит вам. Возможно, человек не владеет мыслями и воспоминаниями, движения начинаются, будто без осознанного намерения и эмоций. Пациенты часто сообщают, что чувствуют себя так, будто они на самом деле не присутствуют в настоящий момент, сравнивая этот момент с мечтой или просмотром фильма. Эти симптомы возникают в отсутствие психоза, и пациенты обычно осознают абсурдность ситуации. ДПР часто является признаком мигрени или эпилептических аур, и иногда их испытывают здоровые люди в ответ на стресс, усталость или употребление лекарств.
Существует прочная связь между ДПР и жестоким обращением с детьми, и появление симптомов часто совпадает со стрессовыми или опасными для жизни ситуациями. Это значит, что первоначально ДПР может возникнуть как адаптивный ответ на подавляющую (угнетающую) ситуацию. Расстройство действует как некий защитный механизм, позволяющий индивидууму отключиться от неблагоприятных жизненных событий и облегчить ситуацию.

Читайте также:  Возможно ли сделать операцию по коррекции зрения

Височно-теменной узел и островковая зона


Височно-теменной узел (temporoparietal junction, TPJ, ВТУ) участвует в интеграции сенсорной информации, чтобы создать ощущение пребывания в собственном теле и в определенном пространстве (месте). Кроме чувства, когда тело не принадлежит себе, люди с ДПР могут испытывать чувство «вне тела» (ощущение, что «я» находится вне физического тела) и испытывают аутоскопию (восприятие своего «я» с другой пространственно-временной перспективы). Доказательства участия ВТУ в ДПР связаны с изучением поражений головного мозга. Было показано, что нейрональная дегенерация ВТУ вызывает «внетелесное» ощущение, скорее всего, из-за невозможности интегрировать мультисенсорную информацию из организма.Более того, транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) правого височно-теменного узла уменьшает симптомы деперсонализации. У людей с ДПР понижена активность в области мозга, называемой передним островком (островковая или центральная доля), которая находится глубоко внутри мозга и необходима для формирования сознания, эмоций и создает чувство ответственности за собственные действия.

Исследования показали, что островковая доля активируется, когда здоровым людям показывают фотографии их лица или тела.Пониженная активация островковой доли может приводить к эмоциональному онемению, которое испытывают пациенты с ДПР. Например, они давали скудные ответы, когда видели изображения, вызывающие эмоции. Это сопровождалось сниженной активацией в передней оболочке и повышением потоотделения в гальванической реакции кожи (ГРК, GSR) по сравнению с контролем. ГРК является мерой подсознательного возбуждения и поэтому часто используется в качестве количественной меры эмоционального ответа.

Другая область мозга, вовлеченная в эмоциональное сознание, – это миндалевидное тело, активация которого тоже приводит к повышению ГРК. Считается, что миндалина «окрашивает» сознательное восприятие в эмоции и играет важную роль в том, как мы воспринимаем нашу среду.Было высказано предположение, что процесс восприятия может происходить двумя параллельными путями. Первый путь касается буквальной, семантической обработки окружающей среды – по типу «что это такое?». Второй путь придает этой информации эмоциональное значение. У людей с ДПР первый путь остается нетронутым, а вот эмоциональный путь нарушается. Поэтому пациент может почувствовать, что все выглядит как-то иначе, нереально. То есть, пациенты с ДПР все же способны распознавать себя, свои семьи и окружающую среду. Однако, поскольку эмоциональная «окраска» ситуации теряется, все становится чуждым и безжизненным.

Прозопагнозия или «Я забыл твоё лицо»

— До свидания, – сказала она, стараясь, чтобы голос ее звучал бодро. – Надеюсь, мы еще встретимся.– Даже если встретимся, я тебя все равно не узнаю, – недовольно проворчал Шалтай и подал ей один палец. – Ты так похожа на всех людей!– Обычно людей различают по лицам, – заметила задумчиво Алиса.– Вот я и говорю, – сказал Шалтай-Болтай. – Все на одно лицо: два глаза (и он дважды ткнул большим пальцем в воздухе)… в середине – нос, а под ним – рот. У всех всегда одно и то же! Вот если бы у тебя оба глаза были на одной стороне, а рот на лбу, тогда я, возможно, тебя бы запомнил.

Когда Алиса прощается с Шалтай-Болтаем, он дает ей точное описание прозопагнозии – редкой формы агнозии с избирательной неспособностью распознавать лица. Независимо от того, была ли прозопагнозия Шалтай-Болтая у реального человека или это просто плод воображения автора, остаётся неясным. И всё же, эти строки, возможно, являются одним из ранних описаний неврологического синдрома в литературе. Шалтай описывает свою проблему распознавания знакомых лиц, хотя он понимает общую организацию и положение черт лица. Прозопагнозия вызвана либо травмой мозга (вероятно, результатом сильного падения Шалтая), инсультом или нейродегенерацией, либо может проявляться в детстве.

Люди с прозопагнозией, как правило, полагаются на отдельные черты лица, и рассказывают о них обособленно, например, о прическе, очках, родинках или звуке голоса. Растроганным людям трудно узнавать себя в зеркале, а также после просмотра фильмов.Обычно мозг связывает информацию о людях с визуальной памятью. Из-за прозопагнозии человек не может вспомнить нужную информацию о конкретных людях. Это может привести к социальной замкнутости, тревоге и потере уверенности в общественных местах, к тому же население мало осведомлено о прозопагнозии.

В одной из таких трагических ситуаций у пациента развилась тяжёлая прозопагнозия после инсульта. Его состояние вынудило его изолировать себя от общества и перебраться в отдаленный район, чтобы работать фермером. Он научился распознавать своих овец, но больше не восстановил способность распознавать лица людей.
Прозопагнозия связана с повреждением в веретеновидной извилине – области мозга, расположенной как в затылочной, так и в височной долях, которая отвечает за сохранение зрительных воспоминаний. Область веретеновидной извилины (ОВИ, fusiform face area – FFA), сохраняет образы лиц людей, которых мы встречали на протяжении всей нашей жизни, и эта область поражена при прозопагнозии.Когда испытуемые видят фотографии лиц, результаты МРТ показывают активацию ОВИ сильнее, по сравнению с другими изображениями.

Забавно, но экспериментальное электрическое повреждение ОВИ вызывает искажения при воспроизведении лиц: возникает эффект, похожий на просмотр в комнате кривых зеркал. В одном из таких исследований участник посмотрел на экспериментатора и воскликнул: «Вы превратились в кого-то другого! Ваше лицо изменилось. Ваш нос стал мокрым и ушёл влево. Вы очень похожи на того, кого я видел раньше, но это кто-то другой». Интересно, что этот эффект наблюдался только тогда, когда током воздействовали на правую веретенообразную извилину, подразумевая, что в распознавании лиц преобладает правое полушарие.

Имеются данные о том, что ОВИ может обрабатывать не только лица, но и любые знакомые изображения, в которых мозгу приходится различать мельчайшие черты. Например, одно исследование сравнило активность распознавания лиц автолюбителями, экспертами – «наблюдателями» за птицами и обычными людьми. Во всех группах ОВИ активировалась в ответ на лица. Тем не менее, ОВИ также активировалась, когда автолюбителей попросили отличить разные автомобили, а наблюдателей за птицами попросили определить виды птиц. Похоже, оттого, что мы сталкиваемся с большим количеством лиц в повседневной жизни, ОВИ больше специализируется на распознавании лиц, но может распознавать и другие объекты.

Узнавание лиц зависит не только от способности правильно сопоставлять визуальный образ лица с «каталогом» лиц, хранящихся в нашей памяти, но и от эмоций, которые мы связываем при виде знакомого лица. В то время как веретеновидная извилина отвечает за визуальное распознавание лиц, другие высшие центры мозга обеспечивают эмоциональный ответ при виде знакомого лица.Tranel and Damasio (1985) провели эксперимент: пациентам с прозопагнозией показывали фотографии членов семьи, знакомых людей и персонала больницы, и чередовали их с лицами незнакомцев. Несмотря на то, что оба пациента не могли распознавать фотографии, наиболее сильная гальваническая кожная реакция, отвечающая за бессознательный эмоциональный ответ, проявлялась при виде фотографий близких.

Эти данные свидетельствуют о том, что нормальный процесс распознавания лиц идёт по двум путям. Первый путь связан с осознанием конкретного лица из-за сохранения изображений в FFA, а во-вторых, бессознательным эмоциональным знакомством, опосредуемым более высшими областями мозга (особенно лобными и теменные дольки).При прозопагнозиях эмоциональные сигналы не повреждены, поэтому пациент может бессознательно узнать знакомые лица (по возникающим эмоциям), но мозг не может передать эту информацию в высшие центры мозга. Таким образом, состояние прозопагнозии, по-видимому, отражает структурное разъединение между областями мозга, вовлеченными в распознавание лиц.

Противоположный сценарий отражается в состоянии, известном как «гиперчувствительность». При этом расстройстве пациент из-за сильной активности в эмоциональных центрах головного мозга может принять людей за знакомых или вести себя так, словно встретил своих старых друзей. Однако он не может вспомнить встречи с этими людьми в прошлом. Более распространённым явлением «бессознательного знакомства» является дежавю.

Несмотря на то, что симптомы синдрома Алисы в Стране Чудес – деперсонализация и просопагнозия – могут вызывать беспокойство, они дают представление о нервных механизмах, на которых основаны такие фундаментальные процессы, как сознание и восприятие, и которые мы обычно принимаем как должное. Благодаря небольшим изменениям нейронной активности в отдельных областях мозга, могут возникнуть явления, которые являются столь же своеобразными и захватывающими, как те, которые испытывает Алиса, когда она впервые упала в кроличью нору.

источник

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» удивительным образом повлияла на кинематограф, литературу и даже психологию: по ней сняты фильмы, поставлены балеты, написаны сиквелы и ремейки. Существует психическое расстройство, названное в честь героини: синдром Алисы. Казалось бы, невинный, детский текст стал предметом жарких споров между серьезными учеными XX века, и даже Фрейду удалось вставить свои 5 копеек. Тема дискуссий проста: сказка написана для взрослых или все же для детей?

AdMe.ru внимательно ознакомился с книгой «Алиса в Стране чудес. Расшифровка» и попробовал разобраться, какие же места в сказке могут интерпретировать только взрослые.

Съедая пирожок или выпивая некую микстуру, Алиса то уменьшалась, то увеличивалась, боясь вовсе исчезнуть. При этом никаких резонных оснований для изменения ее тела, как указано в тексте, нет. Ученые выдвигают целых 3 версии того, что может быть зашифровано в этом эпизоде:

  • Тело Алисы меняется примерно так, как оно менялось бы у подростка во время пубертата. Многие считают, что так автор показал половое созревание персонажа. Мнение против аргументировано тем, что Алисе лишь 7 с небольшим лет и до юношества ей еще расти и расти.
  • Космологи сравнивают персонажа с расширяющейся Вселенной. Согласно одной из теорий, количество материи во Вселенной постоянно уменьшается, что в итоге приведет к ее исчезновению. Очевидно, поэтому в уста героини вложена эта реплика: «А то вдруг я буду делаться все меньше, меньше, как свечка, а потом совсем исчезну!»
  • Третьи видят здесь намек на галлюциногенные вещества, после принятия которых человек полностью дезориентирован — как и героиня.

Предполагается, что сказка — это аллюзия на Войну Алой и Белой розы, которая бушевала в Англии XV века. Для этого времени были характерны подковерные интриги, предательства, да и головы летели с плеч — прямо как в тексте.

Если считать, что эта догадка правдива, то поросенок, в которого превратился по тексту младенец, — это представитель Белой розы. А именно Ричард Третий, на гербе которого был изображен белый кабан. Шекспир о нем даже пьесу написал, в которой выставил Ричарда в очень невыгодном свете. И фраза «голову долой!» тогда тоже может быть родом из текста великого английского писателя.

В сказке упоминается мимоходом, что в доме герцогини сильно пахнет перцем, потому что кухарка перчит суп. Считается, что это намек на злободневную тему: еду в то время активно перчили, чтобы заглушить душок начавших портиться продуктов.

Приключения Алисы начинаются с тихого сада. Место идиллическое, зеленое и тихое, а поэтому наводит некоторых на мысль о райском саде. Только Алиса не рвет яблоко, а лезет в кроличью нору и попадает в мир, где с ней происходят невероятные изменения. Если вспомнить о грехопадении и аксиоме, что дети невинны, то теория кажется вполне логичной: упав в нору (сорвав яблоко), Алиса попадает в мир полового созревания, то есть вступает во взрослую жизнь и становится грешной.

Когда учение Фрейда в буквальном смысле охватило весь мир, сказка о приключениях Алисы в мгновение ока оказалась напичкана гинекологическими символами. Адептам психоанализа удалось отыскать их в дверях, скрытых за занавесками, и ключах, которыми открываются эти двери. Конечно, они не могли пройти и мимо Абсалема — гигантской гусеницы, имеющей форму сами знаете чего.

Такая точка зрения хотя и имеет право на жизнь, но подлежит сомнению, поскольку подобную символику можно отыскать где угодно. Было бы желание.

Так называется стихотворение, которое два брата-близнеца Труляля и Траляля читают Алисе. Стишок повествует о Плотнике и Морже, которые гуляют по песчаному берегу и зовут устриц на прогулку под луной. Устрицы выползают на берег, и герои их съедают. Морж в финале «роняет две горючие слезы».

Интерпретаций у этого текста несколько:

  • Морж — это карикатура на Будду, а Плотник — соответственно, на Иисуса. Например, такой позиции придерживается известный киношный персонаж Локи из фильма «Догма». Логика персонажа проста: Морж толстый и жизнелюбивый, поэтому похож или на Будду, или же на индуистского слона Ганешу, а Плотник — прямая отсылка к профессии отца Иисуса.
  • Дж. Пристли уверен, что в стихах зашифрована мысль о колонизации Англией (образ Моржа) американского континента (облик Плотника).
  • Существует и более злободневная трактовка стишка. Считается, что Плотник и Морж — это политики, уничтожающие простой народ — устриц.

Некоторые исследователи видят в стихах намек на необычайную платоническую связь между Льюисом Кэрроллом и Алисой Лиделл, которая стала прототипом главной героини. Вот эти строки:

Это один из наиболее щепетильных моментов в интерпретации сказки. Считается, что по достижении девочкой совершеннолетия писатель планировал на ней жениться, однако по какой-то причине рассорился с миссис Лиделл и больше с членами семьи не встречался.

У вас возникло желание освежить в памяти сказку, вооружившись новыми знаниями, чтобы найти в ней другие скрытые смыслы? Если да, то здесь вы сможете прочитать оригинал — книгу, написанную рукой самого автора.

источник