Меню Рубрики

Анатомия и физиология патология органов слуха речи зрения детей

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет

Проректор по учебной работе

Решение заседания кафедры

Учебно-методический комплекс

ОПД.Ф.11 Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи зрения

Направление: Специальность олигофренопедагогика (031700)

Кафедра спец. педагогики и спец.психологии

Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова»

I. Программа дисциплины «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи зрения»

Направление: Специальность олигофренопедагогика (031700)

Составитель: Дружиловская О.В., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

I . Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Код по ГОС ВПО Название дисциплины и дидактическое содержание Трудоемкость по ГОС ВПО
ОПД.Р.7. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения, речи. Общее определение анализатора ( по Павлову ). Основные отделы анализатора. Анатомо–физиологические основы слухового анализатора. Основные понятия об анатомии и функциях органов слуха и речи у детей. Возрастные особенности органов слуха и речи. Особенности современных методов исследования слуха у детей с отклонениями в развитии слуха и речи. Состояние органов слуха и речи при патологии. Классификация стойких нарушений слуха у детей. Врожденная и приобретенная патология органов слуха у детей. Причины глухоты и тугоухости. Лечебные мероприятия при нарушениях слуха. Вопросы гигиены и охраны слуха у детей. Компенсация нарушений слуха у детей. Развитие и использование слухового восприятия у детей с нарушением слуха. В разделе анатомии и физиологии органов речи отмечаются основные этапы развития речи ребенка. В патологии органов речи выделяются аномалии развития, повреждения и заболевания с учетом их лечения и профилактики. Вопросы гигиены и охраны голоса и речи у детей. 76 ч.

II. Рабочая программа

1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения, речи» ориентирует студентов дефектологических факультетов педагогических вузов на учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, культурно-просветительскую, организационно-управленческую и научно-методическую виды профессиональной деятельности.

Цель дисциплины – познакомить студентов с анатомо-физиологическими особенностями слухового, зрительного и речевого анализаторов, с причинами и основными симптомами нарушений слуха, зрения и речи у детей, лечением и профилактикой данной патологии, использование методов коррекции и компенсации слуха в зависимости от наличия слухового восприятия, развития речи и общего развития ребенка.

Изучение данной дисциплины способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности

осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой; планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом; использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения; использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; применение современных средств оценивания результатов обучения;

в области коррекционно-развивающей деятельности

сформировать представления у бакалавров по теоретическим и практическим вопросам оториноларингологии в объеме, необходимом бакалавру для плодотворного воспитания и обучения детей в специализированных дошкольных и школьных учреждениях на основе индивидуального подхода, используя методы коррекции и компенсации слуха в зависимости от наличия слухового восприятия, развития речи и общего развития ребенка.

в области диагностико-аналитической деятельности:

дифференциальная диагностика для определения типа нарушений и выбора эффективных методов их коррекции с учетом состояния слухового, зрительного, речевого анализатора и особенностей психофизического развития детей с нарушениями слуха, зрения и речи;

в области консультативной деятельности:

консультирование родителей и педагогов по проблемам раннего выявления и коррекции нарушений слуха, зрения и речи у детей;

в области психопрофилактической деятельности:

коррекция психофизического развития детей в соответствии с возрастными нормами, проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в семье, профилактика и коррекция привычек, наносящих ущерб здоровью, защита от неблагоприятного влияния социальной среды, профилактика вторичных и последующих отклонений в развитии детей с нарушениями слуха, зрения и речи.

в области культурно-просветительской деятельности

формирование представлений и знаний об особенностях развития, патологии, гигиены и охраны органов слуха, речи, у дошкольников, у их родителей и педагогов; формирование общей культуры детей с недостатками в развитии;

в области организационно-управленческой деятельности

укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями слуха, зрения и речи, рациональная организация режима дня и коррекционно-педагогического процесса с детьми данной категории; ведение отчетной документации; организация контроля за развитием органов слуха, зрения и речи у детей; а также за использованием методов компенсации нарушений слуховой функции, за развитием слуховой функции; установление контакта с родителями детей, оказание им помощи в семейном воспитании; управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ; обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного процесса; выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

в области научно-методической деятельности

систематическое повышение квалификации; выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи у детей», должен

Ø основные анатомические структуры органов слуха, зрения и речи у детей;

Ø основные физиологические функции органов слуха, зрения и речи у детей;

Ø значимость состояния слухового и речевого аппарата и соответственно слухового, зрительно и речевого восприятия и всей сигнальной системы в целом для развития ребенка;

Ø возрастные особенности органов слуха, зрения и речи у детей;

Ø общие и специфические свойства органов слуха, зрения и речи при их нормальном состоянии и при патологии;

Ø особенности классификации и характеристики стойких нарушений слуха и зрения у детей;

Ø основные причины врожденных и приобретенных нарушений слуха и зрения у детей;

Ø основные лечебные и профилактические мероприятия при нарушениях слуха и зрения у детей;

Ø основные задачи по развитию и использованию слухового, зрительного восприятия;

Ø основные задачи по медицинскому контролю над слуховой и зрительной работой;

Ø методологические подходы и принципы развития слухового, зрительного и речевого восприятия детей с нарушениями слуха, зрения и речи, познакомить студентов с условиями развития детей в условиях специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждений компенсирующего вида.

уметь и владеть практическими навыками:

Ø методиками исследования органов слуха, зрения и речи;

Ø методиками исследования слуховой функции в соответствии с возрастными особенностями;

Ø анализировать данные исследования слуховой и зрительной функции;

Ø уметь планировать и проводить коррекционные занятия по развитию слухового и зрительного восприятия у детей с нарушениями слуха и зрения;

Ø подбирать индивидуальный дидактический материал, технические средства обучения на занятиях с учетом слухового и зрительного восприятия, речи для проведения занятий;

Ø использовать звукоусиливающие приборы индивидуального и коллективного пользования;

Ø приемами выполнения основных лечебных процедур, используемых в отоларингологии;

Ø навыками по оказанию первой доврачебной помощи при патологии органов слуха, зрения и речи.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем дисциплины (час.) Аудиторные занятия, в том числе лекции практические занятия лабораторные работы 38 20 18 — Самостоятельная работа 38 Общая трудоемкость 76

4. Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр Вид отчетности (контрольная работа, зачет, экзамен)
4 экзамен

5.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы

№ п/п Разделы Лекции Трудоемкость (час.) Практические занятия Трудоемкость (час.) Лабораторные работы Трудоемкость (час.)
1. Анатомия, физиология и патология органов слуха и зрения. 8 6
2. Классификация, характеристика стойких нарушений слуха и зрения у детей. Развитие слухового и зрительного восприятия. 4 4
3. Анатомия, физиология и патология органов речи. 4 4
4. Лечебно-профилактические мероприятия при нарушениях голоса и речи у детей. 4 4

Содержание разделов дисциплины

I. Анатомия, физиология и патология органов слуха и зрения.

Тема 1. Предмет и задачи курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения, речи у детей».

Значение данного курса в системе подготовки педагогов-дефектологов. Основные задачи курса.

Предметы оториноларингологии, офтальмологии и их место среди других медицинских (невропатология, физиология), психологических (сурдопсихология и тифлопсихология) и педагогических (сурдопедагогика, тифлопедагогика, развитие слухового и зрительного восприятия, логопедия) дисциплин.

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 89 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Анатомия, физиология и патология органа слуха.

Дисциплина: Анатомия, физиология и патология слухового анализатора

Тема 3. Откройте файл «Анатомия, физиология и патология органа слуха», 2 главу данной книги. Заполните таблицу, в которой отражены краткие ответы на следующие вопросы.

Способность улавливать различие между звуками различной высоты и интервалом называется релативным слухом.

Способность оценивать длительность звука (чувство ритма), определять интенсивность и тембр звука называется музыкальным слухом .

Способность безошибочно определять высоту отдельного звука называется абсолютным слухом .

Аудиометрическое исследование слуха заключается в определении кривой порога слухового восприятия в зависимости от высоты и интенсивности сигнала. Аудиометрия дает возможность:

  1. Определить остроту слуха в пределах полного диапазона слухового восприятия человеческого уха;
  2. Иметь представление о соотношении между костной и воздушной звукопроводимостью;
  3. Оценить пункт физиологической повышенной чувствительности к звукам, который находится на высоте 2048 Гц.

Аудиометрическое исследование слуха можно производить при постоянной интенсивности раздражителя, изменяя лишь высоту тонов от 64 до 11584 Гц. Таким образом можно получить горизонтальный разрез поля слухового восприятия и установить его верхнюю и нижнюю границы для определенной интенсивности. При исследовании с помощью этого метода выявляется потеря слуха в виде островков глухоты – скотоматов.

В чем суть феномена выравнивания громкости?

Феномен выравнивания громкости заключается в следующем: если нормальное ухо воспринимает определенный слуховой раздражитель, интенсивность которого постепенно увеличивается, то степень слышимости равномерно возрастает; если сигнал усиливать, то слышимость его улучшается пропорционально усилению.

При повреждении проводящего отдела слухового аппарата по мере усиления сигнала равномерно также возрастает слышимость больным ухом.

Если нарушение слуха является результатом изменений в воспринимающем отделе органа слуха, и разница по сравнению со здоровым ухом также составляет 30 дБ, то пропорциональное увеличение слышимости наблюдается только при низкой интенсивности звука. При усилении сигнала слышимость резко возрастает, а при 60-70 дБ больной слышит так же, как здоровый человек. Слуховое восприятие больного уха становится таким же, каким характеризуется здоровое ухо, т.е. выравнивается с ним. Феномен выравнивания громкости является патогномоничным для повреждения волосковых клеток кортиева органа и никогда не наблюдается при заболеваниях проводящего отдела.

Возрастные изменения в наружном ухе.

Наружный слуховой проход короткий и узкий, и в первое время расположен вертикально. У детей одного года наружный слуховой проход состоит из хрящевой ткани, и только в последующие годы основа наружного слухового прохода окостеневает. Барабанная перепонка толще, чем у взрослых, и расположена почти горизонтально.

Возрастные изменения в среднем ухе.

Полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью, что затрудняет колебания слуховых косточек. Постепенно эта жидкость рассасывается и вместо нее из носоглотки через слуховую (евстахиеву) трубу проникает воздух. Слуховая труба у детей шире и короче, чем у взрослых, что создает особые условия для попадания микробов, слизи и жидкости при срыгивании, рвоте, насморке в полость среднего уха. Этим объясняется довольно частое воспаление у детей среднего уха – отит.

Возрастные изменения восприятия высоты звука.

У новорожденных низкая слуховая чувствительность, которая к 7-8 дням жизни увеличивается настолько, что образуются условные рефлексы на звуковые раздражители. К концу 2-го и началу 3-го месяцев слух становится отчетливым. В первые 3 месяца дети реагируют миганием на громкий звук, а старше 3 месяцев – миганием на речь. С 6 месяцев дети прислушиваются к звукам. Однако при рождении органы слуха еще не полностью сформированы. Стенки слухового канала окостеневают к 10 годам, а развитие органов слуха в целом заканчивается полностью только к 12 годам.

Различение звуков, при разнице между ними на 17 музыкальных тонов, обнаруживается у детей в 3,5 месяца; на 13-14 тонов – в 4,5 месяца; на 7-10 тонов – в конце 5-го месяца. Далее точность анализа звуков быстро возрастает. На 6-м месяце образуются дифференцировки в 3-5 тонов, на 6-7-м – в 1-2 тона. К 6-7 месяцам тонкость слуха ребенка почти соответствует норме взрослого человека.

Возрастные изменения остроты слуха.

Верхняя граница слуха у детей выше, чем у взрослых, и доходит до 22 тыс. Гц, а иногда даже до 32тыс. Гц. Максимальная острота слуха в 14-19 лет определяется по наименьшей величине порогов слышимости; у детей 7-13 лет и у молодых людей старше 20 лет она ниже. Временный порог слухового анализатора с возрастом уменьшается. В 8-10 лет он равен 12-15 мсек , в возрасте 25 лет – 3-5 мсек , т.е. в 3-5 раз меньше.

Слух на слова у детей ниже, чем на тоны, и ниже, чем у взрослых. В 6,5 – 9,5 лет порог слышимости для высокочастотных слов 17-24 дБ, а низкочастотных слов — 7-1– дБ

Верхняя граница костной проводимости наибольшая от 11 до 15 лет (больше 25 тыс. Гц), а у детей 6-10 лет она меньше (19 тыс. Гц). Слух нарушается при резких колебаниях температуры окружающей среды, при чрезмерно сильных звуках. У некоторых детей бывает врожденная тугоухость. Повреждение барабанной перепонки, поражение среднего уха у детей после некоторых болезней (корь, скарлатина, грипп и др.) резко снижает слух, приводят к тугоухости, т.к. выключают его усиление в среднем ухе. Тяжелые нарушения слуха у детей раннего возраста вызывают антибиотики (стрептомицин и др.) Упражняют слух музыка, некоторые трудовые процессы и спортивные игры, производимые в определенном ритме, прислушивание к звукам в природе, например к пению птиц.

Тема 4. Откройте файл «Анатомия, физиология и патология органа слуха», 3 главу данной книги. Заполните таблицу, в которой отражены краткие ответы на следующие вопросы.

Глухота – полная утрата (полная глухота) или наиболее резкая степень поражения слуха, при которой сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки (свисток, гудок и т.д.) или хорошо знакомые слова, произнесенные громким голосом около уха (неполная глухота). Глухота бывает двусторонней или односторонней. Различают врожденные и приобретенные. Характер нарушения слуха зависит от места и степени повреждения слухового аппарата.

Нарушения слуха могут возникать в связи с патологическими изменениями: звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов. В зависимости от локализации патологического процесса в слуховом аппарате, существует еще и третий тип нарушений, а именно заболевания, связанные, так и звуковоспринимающего отделов. Таким образом, принято различать глухоту (или тугоухость):

  1. Проводимости;
  2. Восприятия;
  3. Смешанную.

Характеристика глухоты проводимости

Глухота проводимости возникает, когда акустические колебания задерживаются, если на их пути возникает препятствие или увеличивается акустическое сопротивление среды. Такое явление можно наблюдать при наличии инородного тела или серной пробки в наружном слуховом проходе, при врожденном его заращении, при остром воспалении среднего уха, при неподвижности слуховых косточек (отосклероз), при повышении давления внутри лабиринта и т.д. В случаях глухоты проводимости понижается низкий регистр аудиометрической шкалы. Пороговая слышимость среднего и высокого регистра может быть на уровне физиологической нормы. Поражение звукопроводящего отдела слухового аппарата проявляется в нарушении слухового восприятия низких частот и улучшении слухового восприятия высоких частот.

Низкие гласные ы, у, о больные слышат хуже, чем высокие и, е, а . Согласные, в состав которых входят низкие составляющие частоты: б, м, в, д, г и т.д., больные слышат хуже, чем согласные, характеризующиеся высокими составляющими частотами: с, ж, ш, ч, щ.

Характеристика глухоты восприятия

Глухота восприятия возникает при повреждении кортиева органа и окончаний волокон улитковой ветви слухового нерва. Обычно отмечается значительная потеря слуха, а нередко и полная глухота. Слуховое восприятие высоких тонов очень ограничено или же полностью отсутствует, а так как составляющие частоты артикулированных звуков относятся к высокому регистру тональной шкалы, то слуховое восприятие звуков речи резко ухудшается или же вообще отсутствует. Это в основном относится к маленьким детям, у которых ассоциационные процессы артикулированной речи в высших центрах нервной системы еще не закреплены. В случаях врожденной глухоты сифилитического происхождения или связанной с дегенеративными процессами во внутреннем ухе поражение слухового аппарата часто бывает двухсторонним, хотя имеются, как правило, количественные различия между правой и левой стороной.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

При исследовании воздушной проводимости, а чаще костной, обнаруживаются островки глухоты (скотоматы).

Этот симптом является патогномоничным для поражений кортиева органа. У детей иногда приходится наблюдать понижение слуха функционального характера при заболеваниях, локализирующихся в звукопроводящем отделе слухового аппарата. Такого рода нарушения слуха поддаются специальному лечению.

Низкие гласные : ы, у, о больные слышат лучше, чем высокие – и, э.

Больные плохо слышат или же вообще не слышат согласных, характеризующихся высокими составляющими частотами ( с, з, ц, ш, ж, ч и т.д.)

Согласная р является лучше всего слышимой, по всей вероятности, благодаря ощущению вибрации, хуже всего больные слышат, кроме перечисленных выше, звук – л.

Паталогия преддверно-улиткового нерва

Чрезвычайно трудно проанализировать нарушения слуха, обусловленные патологическими изменениями в преддверно-улитковом нерве, особенно в тех случаях, когда они связаны с патологическими изменениями в кортиевом органе или же заболеваниями, локализирующимися в области основания черепа.

Воспаление преддверно-улиткового нерва наблюдается довольно – таки часто при различного рода инфекционных заболеваниях, и прежде всего при гриппе. Возникающая при этом глухота по своему характеру напоминает глухоту, связанную с заболеванием звукопроводящего отдела, однако симптом выравнивания громкости при этом отсутствует, не наблюдается также островковое нарушение слуха, аудиограмма порогового слухового восприятия характеризуется падением кривой в области высоких частот, кривая костной проводимости лежит ниже кривой воздушной проводимости.

В случаях патологических изменений в преддверно-улитковом нерве благодаря лечению можно добиться значительного улучшения состояния, в то время как поражение кортиева органа является причиной стойких и необратимых изменений слуха.

Глухота центрального происхождения

Это форма глухоты развивается при заболеваниях центральной нервной системы. Нарушения слуха при этом характеризуются следующими общими чертами:

  1. Они всегда двухсторонние;
  2. Снижение слышимости касается как низких, так и высоких тонов;
  3. Отсутствует феномен выравнивания громкости;
  4. Не удается обнаружить островковой потери слуха;
  5. Утрачивается способность различать высоту акустических раздражителей, их интенсивность, а также продолжительность (ритм), в связи с этим возникают речевые расстройства: мелодические, динамические и ритмические;
  6. При довольно-таки большом остаточном слухе по отношению к простым тонам, а также звукам и шумам музыкальных инструментов отмечается значительное понижение слышимости артикулированных звуков, и в связи с этим становится трудным понимание разговорной речи; это относится, прежде всего, к нарушениям слуха коркового происхождения.

Характеристика глухоты смешанной

Этот тип глухоты встречается особенно часто. Чаще у детей, чем у взрослых. Заболевания звукопроводящего отдела приводят к дегенеративным изменениям в кортиевом органе. Нарушения слуха вначале имеют функциональный характер, однако с течением времени они закрепляются, приводя в конечном итоге к глухоте смешанного типа. Ухудшается воздушная проводимость всех тонов, причем более резко выражено понижение пороговой слышимости высоких тонов.

Одной из наиболее часто встречающихся форм смешанной глухоты, лучше всего изученной отологами и сравнительно легкой для диагностики, является та, при которой заболевание локализируется в кортиевом органе.

Феномен выравнивания громкости при этом – положительный, а наличие стойких островков глухоты подтверждает диагноз.

Двухсторонняя смешанная глухота представляет собой самую тяжелую форму увечья слухового аппарата. Нарушается слышимость артикулированных звуков, стоящих как из высоких, так и из низких формантов. В далеко зашедших случаях больные утрачивают способность понимать разговорную речь.

Глухота, обусловленная паталогическими изменениями в наружном ухе

Патологические изменения в наружном ухе (воспалительные состояния, костные опухоли, серные пробки, инородные тела) вызывают глухоту проводимости.

Врожденному заращению наружного слухового прохода при врожденных деформациях ушной раковины часто сопутствует не только деформация барабанной полости, но и недоразвитие внутреннего уха. В этих случаях глухота относится к смешанному типу.

Глухота, обусловленная паталогическими изменениями в среднем ухе

Значительную роль в патологии слуха играет воспаление межкосточковых суставов, которые может привести к ограничению подвижности слуховых косточек и часто сопровождается нарушением функции внутреннего уха.

Патологические процессы, протекающие в верхней части барабанной полости, особенно в заднем отделе, являются самым большим препятствием для акустических раздражителей и обуславливают гораздо большую потерю слуха, чем процессы, локализирующиеся в средней, а также нижней части барабанной полости.

Длительные поверхностные воспалительные процессы могут привести к развитию гипертрофических изменений в слизистой оболочке, что проявляется в образовании полипов, которые заполняют иногда весь просвет барабанной полости и даже наружный слуховой проход, что обуславливает дальнейшее углубление глухоты проводимости. Каждая форма воспаления среднего уха может осложняться заболеваниями среднего уха может осложняться заболеваниями внутреннего уха. Глухота в таких случаях имеет смешанный характер, проводяще-воспринимающий.

Причинами перхода болезненного процесса на внутреннее ухо является:

  1. Деструкция кости и в особенности образование холестеатомы;
  2. Распространение инфекции по кровеносным сосудам;
  3. Поражение слуховых клеток кортиева органа, вызванное понижением проводимости слуховых раздражителей в среднем ухе.

Такого рода поражения вначале бывает функциональным, поддающим лечению. Если же это поражение удерживается в течение длительного времени, то может привести к развитию стойкой глухоты; это относится к детям в первые годы жизни.

В случаях аллергических заболеваний воспалительный очаг в среднем ухе является источником аллергенов, которые обуславливают увеличение проницаемости сосудистых стенок лабиринта, и развивается водянка лабиринта. Возникает глухота проводимости.

Нарушение проходимости Евстахиевой трубы

Нарушение проходимости Евстахиевой трубы является первопричиной изменений в среднем ухе. Оно может возникнуть в следствие:

  1. Отека на аллергической почве. В связи с этим нарушается регуляция давления воздуха в барабанной полости, что в свою очередь ограничивается подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек;
  2. Закупорки просвета жидкой пищей. Это происходит в случаях врожденных пороков развития неба, а также нарушения функции замыкающего глоточного кольца;
  3. Распространения воспалительного процесса из верхнего отдела глотки, что обуславливает сужение просвета Евстахиевых труб. Это, в свою очередь, препятствует нормальной регуляции воздуха в среднем ухе, а также оттоку отделяемого слизистой оболочки.

Степень поражения среднего уха в таких случаях бывает различной. Задерживается умственное развитие ребенка и развитие речи. Отмечается также отрицательное влияние на психику.

Отосклерозом называют патологический процесс, локализующийся преимущественно в лабиринтной стенке среднего уха около овального окна. Классическая форма отосклероза характеризуется ограничением подвижности стремени, в некоторых же случаях отмечается и полная его неподвижность. Отосклероз не сопровождается развитием воспалительного процесса в среднем ухе; пневматизация сосцевидного отростка полностью сохраняется.

Отосклероз характеризуется двухсторонним поражением внутреннего уха, причем интенсивность болезненного процесса обычно бывает различной. Шум в ушах является чрезвычайно неприятным для больного и раздражающим его моментом, способствующим более глубокому нарушению слуха. Наивысшая стадия развития заболевания отмечается между 35и 45 годами. Симптомы нарушения равновесия наблюдаются чрезвычайно редко.

Отосклероз в 15-35% случаев передается потомству.

Результаты исследования слуха зависит от локализации отосклеротического процесса. Одинаково часто встречается как глухота проводимости, так и глухота смешанного типа, в то время как никогда не приходится наблюдать глухоты восприятия и феномена выравнивания громкости. Воздушная звукопроводимость обычно равномерно понижена, хотя более нарушена слышимость низких тонов. Очень характерным для отосклероза является улучшение слышимости через кость.

Целью профилактики отосклероза является задержка развития заболевания, которое при современном состоянии медицинской науки является неизлечимым. Следует избегать простуды, переутомления, а женщины должны избегать повторной беременности, особенно в тех случаях, когда после родов наступило понижение слуха, или же отосклероз проявился в каких-нибудь иных симптомах. Отосклероз является показанием для аборта. Лечение является исключительно лишь хирургическим.

Вопрос глухоты, вызванный травмой, касается механического повреждения слухового аппарата при травмах черепа, поражения слухового аппарата вследствие акустических травм и повреждения слухового аппарата при резких изменениях атмосферного давления.

Переломы пирамиды височной кости имеют место гораздо чаще, чем это можно предполагать. Они могут явиться причиной глухоты, которая часто появляется спустя длительное время после травмы.

Переломы черепа могут быть продольными и поперечными. При первых – повреждается главным образом барабанная полость, при вторых – внутреннее ухо.

Нередко возникают кровоизлияния в барабанную полость и внутреннее ухо, приводящие к нарушениям слуха.

Классификация глухоты детского возраста

С точки зрения этиологии глухота детского возраста подразделяется на три группы:

  1. Наследственная,
  2. Врожденная,
  3. Приобретенную.

Характеристика наследственной глухоты

Случаи наследственной глухоты встречаются гораздо реже, чем врожденной и приобретенной. О наследственной глухоте мы говорим тогда, когда она наблюдается у нескольких представителей одной и той же семьи или же как патологический признак передается из поколения в поколение. Нередко имеют место островковые дефекты слуха, характерные для островковые дефекты слуха, характерные для дегенеративных процессов в улитке.

При наследственной глухоте, сопровождающейся недоразвитием костного лабиринта, отмечается нарушение функции кортиева органа.

Наследственная глухота может быть как доминирующей, так и рецессивным признаком. В первом случае глухота сопровождается иными наследственными заболеваниями, как, например, поли – и синдактимией, Что никогда не наблюдается в тех случаях, когда глухота является рецессивным признаком.

Глухота рецессивного типа может проявляться не в каждом поколении, что является причиной диагностической трудностей. При этом типе глухоты величина остаточного слуха обычно бывает настолько мала, что практически человека можно считать полностью глухим. В исключительных случаях лица с наследственной глухотой могут слышать обычную разговорную речь на расстоянии 1 метра.

Характеристика врожденной глухоты

Врожденная глухота обуславливается:

  1. Недоразвитием слухового аппарата в период внутриутробной жизни,
  2. Повреждением слухового аппарата плода в утробе матери.
  1. Задержка в развитии слухового аппарата возникает в тех случаях, когда отрицательный фактор начинает действовать уже в первый половине беременности, т.е. приблизительно на 4-5 неделе.
  2. Повреждение слухового аппарата может наступить во второй половине беременности, т.е. начиная с 5 или 6 месяца внутриутробного развития.

Врожденная глухота чаще всего относится к типу глухоты восприятия, глухота проводимости наблюдается лишь в 7% случаев и обуславливается врожденным заращением наружного слухового прохода и деформацией ушной раковины.

Причины врожденной глухоты

Причинами врожденной глухоты могут быть:

  1. Болезнь матери в период беременности,
  2. Токсические факторы,
  3. Гормональные расстройства,
  4. Несовместимость групп крови и резус факторов.
  1. Инфекционное и особенно вирусное заболевание, которое переносит женщина в период беременности, может привести к повреждению плода, которое иногда проявляется в поражении слухового аппарата.

Если мать болеет инфекционной болезнью между 6 и 12 неделями беременности, то поражение слухового аппарата может выразиться в недоразвитии улитки и ее нервных элементов. Краснуха приводит к развитию двухсторонней глухоты. Другие инфекционные болезни, которые переносит мать, такие как ангина, тиф, паратиф, а также инфекционная желтуха, оказывают отрицательное влияние на развитие лабиринта плода. Когда мать болеет туберкулезом, может развиться туберкулезный процесс в среднем ухе плода, приводящий к глухоте. В случаях сифилиса матери у плода отмечаются дегенеративные изменения в клетка кортиева органа. Диабет у матери бывает причиной самопроизвольных абортов в первые месяцы беременности, особенно у первобеременных. На секционном материале плода обнаруживаются экстравазаты в улитке и преддверие.

  1. Токсические факторы, повреждающие плод и оказывающие отрицательное влияние на его слуховой аппарат, находятся в тесной связи с условиями работы и питанием матери.

Лекарственные вещества, которые женщина принимает в период беременности, вредные для организма газы, соли тяжелых металлов. Неправильное питание, авитаминоз, недоедание беременной женщины отражается на развитие плода. Хинин, принимаемый, как средство против малярии, а также в абортивных целях, может вызвать глухоту.

  1. Гормональные расстройства также относятся к факторам, вредно действующим на слуховой аппарат.

Характерным примером может быть глухота у кретинов, связанная с нарушением функции щитовидной железы. У кретинов часто обнаруживается утолщение слизистой оболочки среднего уха, а также деформации слуховых косточек.

  1. При несовместимости резус-факторов матери и ребенка часто наблюдается врожденная глухота, этиологию которой в целом ряде случаев невозможно объяснить никакой другой причиной.

Несовместимость резус-факторов, может обусловить развитие тяжелой формы желтухи, а также гемолитической анемии у новорожденного. После рождения ребенка необходимо произвести трансфузию, что сможет предотвратить развитие глухоты вследствие кислородного голодания.

Классификация приобретенной глухоты

Приобретенная глухота подразделяется на:

  1. Глухоту, возникшую вследствие родовой травмы,
  2. Глухоту, развившуюся после рождения,
  3. Глухоту, появившуюся в более позднем периоде.

Глухота как следствие родовой травмы

Родовая травма может явиться причиной глухоты в случае:

  1. Кровотечение и недостатка кислорода,
  2. Диспропорции между размерами родовых путей и величиной головки ребенка, когда плод, с силой выталкиваемый сокращающимися мышцами матки повреждается, проходя через узкие родовые пути,
  3. Вмешательств, которые необходимо было произвести во время родов, например, применение щипцов и т.д..
  1. Если к новорожденному дольше, чем в течение 5 минут не поступает кислород, то развиваются необратимые изменения в ядрах преддверно-улиткового нерва и глухота центрального происхождения.
  2. Родовая травма возникает в тех случаях, когда имеется диспропорция между размерами родовых путей и величиной головки ребенка, а также при неправильном положении плода. Осложнением воспаления мозговых оболочек является глухота центрального происхождения, при которой отсутствует симптом выравнивания громкости, и не обнаруживаются островки потери слуха.
  3. При ручной помощи во время родов, когда имеются сужения или неправильности в строении родового канала, можно сдавить мозг. Ребенок рождается в состоянии асфиксии, дыхание при этом поверхностное, пульс замедленный. Причиной кровоизлияний являются перемещения костей черепа, которые накладываются друг на друга, что приводит к развитию застойных явлений в кровеносных сосудах и разрывам их.

Особенности глухоты, возникающей в первые 2 года жизни

Диагностика глухоты в первые 2 года жизни ребенка часто представляет значительную трудность. О нарушениях функции слухового аппарата свидетельствуют следующие

  1. Ребенок утрачивает способность определять, откуда доносится звук,
  2. Не реагирует на голос матери и окружающих его людей,
  3. Совершенно не реагирует на высокие звуки, например, звонок у дверей, звонок телефона и т. п.

Дети, которые потеряли слух в первые месяцы жизни, как и дети, родившиеся глухими, начинают лепетать в 16-18 месяцев, которые трактуют лепетание, как начало развитие речи. Аллергические заболевания в 2-х первых годах жизни ребенка почти всегда сопровождаются изменениями аллергического характера слизистой оболочки носа, носоглотки и Евстахиевых труб.

Возникшая глухота проводимости переходит в смешанный тип глухоты, которая обнаруживается чаще всего лишь после 2 года жизни, т.е. в возрасте, когда слух у ребенка уже можно исследовать. Потеря слуха, связанная с процессом, протекающим в Евстахиевой трубе и в среднем ухе, составляет от 30 до 60 дБ, превышение этой границы отмечается лишь тогда, когда присоединяется поражение внутреннего уха.

Поражение слухового аппарата может наступить при воспалении мозговых оболочек, чаще всего наблюдается между 1 и 2 годами жизни ребенка. Нарушение слуха, бывает двухсторонним, хотя слух понижается в различной степени с каждой стороны.

Слышимость гласных обычно бывает очень слабой. Ребенок слышит голос, но не различает отдельных гласных. Среди согласных ребенок лучше всего слышит р, г, б, хуже всего л. Рано начатые слуховые упражнения дают возможность достичь значительного улучшения слуха.

У детей после 2 лет в этиологии заболеваний уха увеличивается значение глоточной миндалины и небных миндалин. Гипертрофированная глоточная миндалина закрывает устье Евстахиевой трубы, в результате чего возникают трудности при оттоке экссудата, образующегося во время воспалительных процессов слизистой оболочки Евстахиевой трубы и среднего уха.

Инфекционные заболевания также играют роль этиологических моментов при нарушениях слуха.

При скарлатине в конце первой недели заболевания может возникнуть гнойный воспалительный процесс в среднем ухе, в результате которого могут образоваться стойкие рубцы в слуховом аппарате.

Во время кори инфицирование среднего уха происходит через Евстахиеву трубу. Воспаление среднего уха часто сопровождается перфорацией барабанной перепонки, что является причиной нарушения слуха.

При кори уменьшается сопротивляемость организма ребенка по отношению к туберкулезной инфекции.

источник

«Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения, речи»

Слуховая сенсорная система

Периферический отдел слухового анализатора представлен:

Ухо состоит из наружного, среднего и

Ушная раковина имеет форму:

Сколько отделов включает ухо?

Ушная раковина входит в состав:

А) только из хрящевой ткани

Б) из хрящевой и костной ткани

Наружное ухо формируется из

Длина наружного слухового прохода

Наружный слуховой проход имеет протоки:

Какую трубку представляет собой наружный слуховой проход:

Барабанная перепонка – это

А) граница между средним и внутренним ухом

В) граница между наружным и внутренним ухом

-Г) граница между наружным и средним ухом

Сколько в барабанной полости стенок?

Пупок барабанной перепонки – это место переключения

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Куда передаются колебания барабанной перепонки?

Проход в какое ухо полностью затягивает барабанная перепонка?

Барабанная полость, сосцевидные ячейки и слуховая трубка относятся к

Выравнивание давления воздуха внутри барабанной полости происходит при помощи

Барабанную полость от полости черепа отделяет

Барабанную полость от яремной вены отделяет

Сколько мышц имеет барабанная полость

Наружное ухо отделено от среднего уха:

Б) перепонкой круглого окна

В) перепонкой овального окна

Функция евстахиевой трубы заключается

А) во взаимодействии всех отделов слухового анализатора

-Б) уравновешивание давления во внешнем и внутреннем среднего уха

В) связи среднего и внутренного уха

Г) связи носа и носоглотки

Непрямая направленность слухового прохода предотвращает травму:

Что соединяет слуховая труба?

А) барабанную перепонку и наружный проход

Б) слуховые косточки и улитковый проток

-В) барабанную полость и глотку

На задней поверхности среднего уха имеется

Система косточек включает в себя:

Б) только молоточек и наковальню

В) молоточек, наковальню и стремечко

А) ушной раковиной и наружным слуховым проходом

Б) системой косточек и полостью

В) системой полостей и извитых каналов

Механическое колебание в среднее ухо передаются посредством:

Вестибулярный аппарат внутреннего уха имеет

В полукружных каналах вестибулярного аппарата находится:

Кортиев орган – это орган где происходит

А) анализ и синтез нервных импульсов от слуховых сенсорных систем

-Б) перекодировка звуковой волны в нервный импульс

В) восприятие и первичная обработка звуковой волны

Перепончатый лабиринт заполнен:

Внутреннее ухо состоит из :

Б) перепончатого лабиринта

В) костного и перепончатого лабиринтов

Между костным и перепончатым лабиринтами находятся :

Внутри перепончатого лабиринта находится:

Кортиев орган является частью:

-А) горизонтального стержня

В) у горизонтального и у вертикального стержня

Из чего состоит кортиев орган?

-А) из рядов рецепторных клеток

Из скольких рецепторных клеток состоит Кортиев орган?

Какая функция не относится к внутреннему уху?

К органу слуха и органу равновесия относится

Формирование улитки происходит на:

А) 20-й неделе внутриутробного развития

В) 20-й неделе внутриутробного развития

Проводниковый отдел слуховой сенсорной системы представлен

А) VII парой черепно-мозговых нервов

-Б) VII парой черепно-мозговых нервов

В) IX парой черепно-мозговых нервов

Г) V парой черепно-мозговых нервов

Прводниковый отдел слухового анализатора начинается:

А) чувствительными нейронами

Б) аксонами двигательных нейронов

В) двигательными нейронами

Какой из отделов не входит в структуру слухового анализатора:

Первичные слуховые ориентировочные рефлексы осуществляются благодаря:

А) нижним буграм четверохолмия

Б) верхним буграм четверохолмия

Корковый конец слухового анализатора располагается:

Корковый конец слухового анализатора:

А) задние отделы верхней и средней височных извилин

Б) передние отделы верхней и средней лобных извилин

В) задние отделы затылочной области

Структура корковых центров слухового анализатора формируется :

Наружное, среднее и внутреннее ухо входят в:

А) проводниковый отдел слухового анализатора

Б) перефирический отдел слухового анализатора

В) центральный отдел слухового анализатора

Определение направления звука у человека связано с:

А) адаптацией слухового анализатора

Каков нижний предел восприятия звука человеческим ухом?

Где находится звуковоспринимающий аппарат?

Дифференцировку звуков осуществляет

В) нижние отделы бугров четверохолмия

Преобразование звуковой волны в нервый импульс происходит в

Зрительная сенсорная система

Зрительная сенсорная система имеет

Выпукло-вогнутая пластинка, лишенная кровеносных сосудов – это

Сосудистая оболочка глаза выполняет

Непрозрачная, белесоватая часть фиброзной оболочки называется

Питание сетчатки глаза осуществляет

Изображение предметов, фокусирующихся перед сетчаткой – это

Сколько оболочек имеет глазное яблоко?

Благодаря чему происходит изменение кривизны хрусталик?

Наружная оболочка глазного яблока представлена

В центральной ямке сетчатой оболочке глаза содержатся

Б) только палочковые клетки

Внутреннее пространство глаза представлено

-Б) внутренняя оболочка глаза

Б) внутренняя оболочка глаза

Ресничное тело нахдится на уровне перехода…

А) склеры и сосудистой оболочки

В) от сосудистой оболочки в сетчатку

Сколько колбочковых клеток имеется на сетчатке глаза?

Сколько палочковых клеток имеется на сетчатке глаза?

Какую функцию выполняет конъюнктива?

В) выпуклая в одну сторону линза

-А) место выхода зрительного нерва

Плотная соединительная оболочка возле края роговицы – это

Прозрачная выпуклая пластинка блюдцеобразной формы – это

Место наилучшего видения глаза

Выемка в области медиального угла глаза

Чему равна наружная ось глаза

Соединяющая передний и задний полюса глаза условная линия называется

Что располагается в центре радужной оболочки?

Сколько существует поперечнополосатых глазодвигательных мышц

Из прозрачного студнеподобного вещества состоит

Способности глаза видеть предметы от него на разном расстоянии называется

Преломляющие свойства нормального глаза – это

От количества пигмента меланина зависит

А) наименьшее расстояние между 2-мя точками

-Б) способность глаза видеть предметы на разном от него расстоянии

В) чувствительность фоторецепторов к действию света

Г) присоединяющее свойство глаза

При действии кванта света в рецепторных клетках сетчатки глаза происходит

А) восстановление родопсина

В) обесцвечивание пигмента родопсина

Г) переход ретиналя в опсин

Колбочки сетчатки глаза воспринимают

А) синий, зеленый и красный цвета

-Б) фиолетовый, красный и зеленый цвета

В) желтый, синий и зеленый цвета

Г) красный, синий и желтый цвета

Чувствительность фоторецепторов в темноте

Что такое бинокулярное зрение?

-А) разная преломляющая поверхность глаза

Б) преломляющее свойство нормального глаза

В) восприятие 2-х точек пространства

Отражение в сознании свойств предметов, при их воздействии на рецепторы это:

Радужная оболочка (радужка) находится:

+А) изнутри к сосудистой оболочке

Б) заполняет всю полость глазного яблока

В) между роговицей спереди и хрусталиком сзади

Г) в задней части сетчатки

Фиброзная оболочка глазного яблока это:

А) тонкая, богатая кровеносными сосудами оболочка, содержащая пигментные клетки

Б) сетчатка, в которой различают заднюю зрительную и переднюю ресничную и радужковую части

+В) толстая, плотная оболочка, в ней выделяется 2 отдела: передний и задний

Г) это слой, состоящий из нейросенсорных и колбочковидных клеток

Аккомодационный аппарат образуют:

+А) ресничное тело, радужка и хрусталик

Б) сетчатка, склера и сосудистая оболочка

Г) слезные железы и слезовыводящие пути

Где происходит наиболее сильное преломление света:

Привыкание к тому или иному раздражителю называется:

На сетчатке имеются пятна. Какие они и сколько их?

В) три: слепое, желтое, серое пятно

А) рецепторы, воспринимающие раздражение из внешней среды

Б) рецепторы, которые располагаются в мышцах, сухожилиях и суставах

+В) рецепторы, воспринимающие информацию от внутренних органов

Г) рецепторы, воспринимающие механические раздражения

Средняя оболочка глазного яблока имеет 3 отдела. Какой из данных не входит в ее состав?

Какую функцию выполняют вспомогательные органы глаза?

Явление видеть предметы хорошо на близком расстоянии и не видеть на дальнем называется:

При разрушении родопсина на ретиналь и опсин, ретиналь становится производителем витамина, который усиливает проницаемость клеточных мембран. Какой это витамин?

За какое зрение отвечают колбочки?

Где находится дальняя точка ясного видения у нормального глаза:

У кого хрусталик более эластичен?

+В) у новорожденных и детей дошкольного возраста

Повышенная чувствительность в темноте называется

От тонуса каких мышц зависит величина зрачка

А) радиальных и медиальных

Чувствительность каких фоторецепторов выше?

В) чувствительность одинакова

Приспособление глаза к свету называется:

Где следует располагать уголок школьника?

Какой отдел зрительной сенсорной системы представлен глазным яблоком и вспомогательными элементами глаза?

Сколько оболочек содержит глазное яблоко

Какая структура не включается в оболочку глаза?

Какие мышцы отвечают за сужение зрачков?

Какие мышцы отвечают за расширение зрачков?

От каких элементов зависит кривизна хрусталика?

Какую функцию выполняют клетки пигментного слоя?

А) защита глаза от инородных тел

-Б) участвуют в поглощении света

Какую функцию выполняют брови, ресницы, веки?

Как развито ресничное тело у новорожденного?

У людей пожилого и старческого возраста жировое тело глазницы в размерах

Полная цветочная слепота — это

В каком возрасте у ребенка появляется функция слезотечения?

В какой оболочке находится ресничное тело?

Преломляющие свойства нормального глаза —

Фоторецепторные клетки находятся в

Защитную функцию глаза выполняет

Возможность воспринимать объемное изображение предметов дает:

Б) аккомодационный аппарат

Какие зрительные нервы осуществляют перекрест на уровне продолговатого мозга:

Как называется место выхода зрительного нерва?

Перекрест зрительных нервов происходит на уровне

Проводниковый отдел зрительной сенсорной системы представлен

А) зрительным нервом и зрительным бугром

-В) зрительным нервом и зрительным трактом

Какой отдел зрительной сенсорной системы представлен зрительным нервом?

Какой отдел зрительной сенсорной системы представлен корковым концом анализатора?

Проводниковый отдел зрительной сенсорной системы представлен

А) 1-ой парой черепно-мозговых нервов

+Б) 2-ой парой черепно-мозговых нервов

В) 3-ей парой черепно-мозговых нервов

Г) 5-ой парой черепно-мозговых нервов

Корковый конец зрительной сенсорной системы находится в

Гностические расстройства возникают при нарушении.

Помутнение хрусталика называется

Нарушение цветового зрения – это

Цвет глаз зависит от количества пигмента в…

-Б) радужной оболочке глаза

В) ганглиозном слое сетчатой оболочки глаза

Речевая сенсорная система

Большое значение для дифференциации фонем на слух является изучение:

+В) проведение звуко-буквенного анализа

Особая роль слухового анализатора связана с

Б) ориентировкой в пространстве

Фонетико – фонематический слух участвует в

-А) распознованием звуков речи

Б) повышением остроты слуха

В) адаптационных процессах

Речевая сенсорная система состоит из

В) сложно выделить какие-нибудь отделы речевой сенсорной системы

В) сенсомоторный центр речи

Г) ассоциативное речевое поле

Нарушение моторного центра речи приводит к

Синзитивный период для развития речи

Громкость и отчетливость речевых звуков создается

-А) частоты колебаний голосовых складок

Б) от натяжения голосовых связок

В) от амплитуды колебаний голосовых складок

Нарушение письменной речи – это

Процесс понимания предшествует процессу

В) эмоциональному общению со взрослыми

Развитие речи необходимо для развития

Б) предметной деятельности

В) условно-рефлекторной сферы

Речь, которая строится так, чтобы быть понятной слушателям, это:

А) речь произносимая, ненаписанная

Б) речь непроизносимая, ненаписанная

Внутренняя речь связана с:

Первые попытки артикуляции появляются у ребенка в:

Фразы из 2-х слов ребенок начинает произносить с:

Нарушение, при котором плавное течение речи прерывается кратковременными непроизвольными остановками и повторами звуков, называется:

А) нарушение, при котором появляются повторы звуков

Б) нарушение, при котором речь становится невнятной

В) нарушение, при котором речь не произносится

Наука, которая изучает различные формы расстройства речи и разрабатывает методы их предупреждения и исправления это:

А) педагог, исправляющий речь

Б) ученый, изучающий речевые нарушения

В) психолог, работающий с логопатом

Наиболее подвижными органами артикуляции являются:

Важнейшая психическая функция, присущая человеку:

Моторным центром речи являются:

-А) нарушение звуковоспроизведения при нормальном слухе.

Б) нарушение звуковоспроизведения при отсутствии слуха.

-А) нарушение тембра голоса и звукопроизношения

Б) нарушение тембра голоса

В) нарушение звукопроизношения

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

Совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков это

Нарушение голоса влечет болезни

Б) сердечно-сосудистой системы

Комплекс педагогического воздействия, направленный на постепенную активизацию голоса специальными упражнениями – это

Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата – это

Нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физическими дефектами речевого аппарата – это

Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата – это

Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата — это

Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга – это

Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головным мозга – это

-А) прекращение речевого общение с окружающими в следствии психической травмы

В) недостаток произношения свистящих звуков

Патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ – это

Скрытая речь, которая имеет выражение лишь в процессе мышления – это

-А) изменение высоты голоса, связанное с интонацией

Б) изменение голоса в 13-15 лет

В) изменение голоса в 70-80 лет

Субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений – это

Совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок

Отсутствие или расстройство фонации в следствии патологическогих изменений голосового аппарата – это

Частичное нарушение высоты силы или тембра – это

источник

Анатомия, физиология и патология органов слуха речи и зрения Разработка Г.М. Вартапетовой канд. пед. наук. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемГеоргий Ярмолинский

Презентация на тему: » Анатомия, физиология и патология органов слуха речи и зрения Разработка Г.М. Вартапетовой канд. пед. наук.» — Транскрипт:

1 Анатомия, физиология и патология органов слуха речи и зрения Разработка Г.М. Вартапетовой канд. пед. наук

2 Строение анализаторных систем Периферический отдел Проводниковый отдел Центральный отдел

3 Анатомия, физиология и патология органов слуха

4 Периферический отдел: Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо

5 Наружное ухо Ушная раковина: 1 козелок; 2 мочка а натянутая часть; б расслабленная часть (шрапнеллевая перепонка); 7 световой рефлекс; 2 короткий отросток молоточка; 3 задняя складка барабанной перепонки; 4 передняя складка; 5 рукоятка молоточка; 6 пупок

6 Среднее ухо представляет собой систему воздухоносных полостей в толще височной кости и состоит из ба­рабанной полости, слуховой трубы и сосцевидного отростка с его костными ячейками Слуховые косточки: 1 молоточек; 2 наковальня; 3 стремя Полости среднего уха. 1 слуховая труба; 1. барабанная полость; 2. пещера; 4 ячейки сосцевидного отростка

7 Внутреннее ухо. Слепок с костного лабиринта: 1 преддверие; 2 верхний полукружный канал; 3 наружный полукружный канал; 4 задний полукружный канал; 5 улитка Вертикальный разрез через костную улитку: 1 – костная колонка, 2 – спиральный костный гребень, 3 – преддверная лестница, 4 – барабанная лестница

8 Поперечный разрез через один из завитков улитки 1 основная мембрана; 2 волокна слухового нерва, 3 костная стенка улитки, 4 слуховые (волосковые) клетки; 5 поддерживающие клетки; 6 покровная мембрана; 7 рейснерова мембрана, П преддверная лестница; Б барабанная лестница, У улитковый ход

9 Проводниковый отдел слухового анализатора Схема слуховых проводящих путей и центров: 1 улитка; 2 слуховые ядра в продолговатом мозгу; 3,4,5 подкорковые слуховые центры, 6 проводящие пути в головном мозгу, 7 кора височной доли головного

10 Центральный, или корковый, отдел слухового анализатора Центральный конец слухового анализатора расположен в коре верхнего отдела височной доли каждого из полушарий головного мозга (в слуховой области коры). Особенно важное значение в вос­ приятии звуковых раздражений имеют, по-видимому, поперечные височные извилины, или так называемые извилины Гешля. Как уже сказано, в продолговатом мозгу происходит частичный перекрест нервных волокон, соединяющих периферический отдел слухового анализатора с его центральным отделом. Таким образом, корковый центр слуха одного полушария оказывается связанным с периферическими рецепторами (кортиевыми органами) обеих сторон. И наоборот, каждый кортиев орган связан с обоими корковыми центрами слуха (двустороннее представительство в коре головного мозга).

11 В звуке различают три основных свойства: силу, высоту и тембр. Сила звука зависит от величины амплитуды колебаний Высота звука зависит от частоты колебаний звучащего тела и измеряется числом полных колебаний в секунду Тембром, или окраской, звука называют то его свойство, благодаря которому можно отличить друг от друга одинаковые по интенсивности и по высоте звуки, издаваемые разными источниками

12 Громкость звука: обозначают интенсивность слухового ощущения. Громкость нарастает с увеличением силы звука и, наоборот, убывает с ее уменьшением. При этом: громкость, как и всякое другое ощущение, нарастает и падает значительно слабее, чем интенсивность раздражителя. чувствительность нашего слуха к звукам разной высоты неодинакова, вследствие чего звуки одинаковой интенсивности, но разной высоты ощущаются нами с разной громкостью. ощущение громкости зависит от состояния слухового анализатора и от общего состояния нервной системы. Звуки, которые в нормальных условиях воспринимаются как средние по громкости, при повышенной возбудимости нервной системы могут стать чрезвычайно громкими.

13 Уровень интенсивности разных звуков ЗвукУровень его интенсивности (дБ) Едва слышимый звук (порог слышимости) 0 Шелест листьев при ветре10 Обычный шепот (около уха)25-30; Шумовой фон в городе ночью40 Шум спокойной улицы днем50-60 Речь средней громкости60-70 Оркестр, громкая музыка по радио80 Шум в поезде метро90 Очень громкая речь (крик)90 Удары молотка по стальной плите100 Шум авиационного мотора120

14 Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой колебаний от 1000 до С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наибольшая острота слуха наблюдается у 1520-летних, а затем она постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности: до 40-летнего возраста находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет в области 2000 Гц, старше 60 лет в области 1000 Гц. Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слышимости, или порогом слухового ощущения. Сила звука, при которой появляется ощущение давления или боли, называется порогом неприятного ощущения (болевым порогом), порогом дискомфорта. Область слухового восприятия у нормально слышащего человека ограничена по частоте и по силе звука. По частоте эта область охватывает диапазон от 16 до Гц (частотный диапазон слуха), а по силе до 130 дБ (динамический диапазон слуха). Частотный и динамический диапазон, необходимый для восприятия звуков речи, занимает лишь небольшую часть всей области слухового восприятия, а именно по частоте от 500 до 600 Гц и по силе от 50 до 90 дБ над порогом слышимости.

Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

15 Слуховая адаптация и слуховое утомление. Звуковая травма. Слуховая адаптация — снижение ощущения громкости является следствием понижения чувствительности слухового анализатора в результате воздействия сильного звукового раздражителя. Адаптация является защитно-приспособительной реакцией организма, предохраняющей нервные элементы слухового анализатора от истощения под воздействием сильного раздражителя. Понижение слуховой чувствительности при адаптации очень кратковременно. При интенсивном и длительном (например, в течение нескольких часов) раздражении слухового анализатора наступает слуховое утомление. Оно характеризуется значительным понижением слуховой чувствительности, которая восстанавливается лишь после более или менее продолжительного отдыха. При очень большой мощности звука, даже при кратковременном его воздействии, может возникнуть звуковая травма, сопровождающаяся иногда нарушением анатомической структуры среднего и внутреннего уха. Маскировка звука. Если какой-либо звук воспринимается на фо­не действия другого звука, то первый звук ощущается менее гром­ким, чем в тишине: он как бы заглушается другим звуком.

16 Бинауральный слух Наличие двух ушей обусловливает способность определять направление источника звука. Эта способность получила название бинауралъного (двуушного) слуха, или оттотопики (от греч. otos ухо и topos место). Для объяснения этого свойства слухового анализатора высказано три суждения: 1)ухо, расположенное ближе к источнику звука, воспринимает звук сильнее, чем противоположное; 2)ухо, находящееся ближе к источнику звука, воспринимает его несколько раньше; 3)звуковые колебания доходят до обоих ушей в разных фазах. По-видимому, способность различать направление звука обусловлена совместным действием всех трех факторов.

17 Исследования слуховой функции Исследование слуха речью Для исследования слуха шепотной речью рекомендуется использовать две группы слов: первая группа имеет низкую частотную характеристику и слышна при нормальном слухе в среднем на расстоянии 5 м; вторая обладает высокой частотной характеристикой и слышна в среднем на расстоянии 20 м. К первой группе относятся слова, в состав которых входят гласные у, о, из согласных м, н, р, в, например: ворон, двор, море, номер, Муром и. т. п.; во вторую группу входят слова, включающие из согласных шипящие и свистящие звуки, а из гласных а, и, э: час, щи, чашка, чижик, заяц, шерсть и т. п. Исследованию слуха громкой речью. Вначале применяют речь средней, или так называемой разговорной, громкости, которая слышна на расстоянии примерно в 10 раз большем, чем шепотная. В тех случаях, когда и речь разговорной громкости различается плохо или совсем не различается, применяется речь усиленной громкости (крик).

18 Исследования слуховой функции Исследование слуха камертонами Исследование слуха аудиометром Метод объективного определения слуховых вызванных потенциалов с помощью компьютерной аудиометрии

19 Исследование слуха у детей Причины возникновения тугоухости и потери слуха у детей: токсикоз, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус- конфликт матери и плода, нефропатия, опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп), лечение ототоксическими препаратами, патологические роды, гипербилирубинемия, связанная с гемолитической болезнью новорожденных, недоношенность, врожденные пороки развития и т. д. В грудном и раннем детском возрасте факторами риска являются перенесенный сепсис, лихорадочное состояние после родов, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, грипп), менинго-энцефалит, осложнения после прививок, воспалительные болезни уха, черепно-мозговые травмы, лечение ототоксическими препаратами и т.д. Наследственность.

20 Методы исследования слуха у детей материнский анамнез — при опросе родителей ребенка в возрасте до 4 месяцев выясняется: пробуждают ли спящего неожиданные громкие звуки, вздрагивает ли он или плачет; для этого же возраста характерным является так называемый рефлекс Моро. Он проявляется разведением и сведением рук (рефлекс обхватывания) и вытягиванием ног при сильном звуковом раздражении; для ориентировочного выявления нарушений слуха используется врожденный сосательный рефлекс, который происходит в определенном ритме (так же, как и глотание). Изменение этого ритма при звуковом воздействии обычно улавливается матерью и свидетельствует о наличии слуха. Конечно, все эти ориентировочные рефлексы скорее определяются родителями. Однако эти рефлексы характеризуются быстрым угасанием, а это означает, что при частом повторении рефлекс может перестать воспроизводиться. В возрасте от 4 до 7 месяцев ребенок обычно делает попытки поворачиваться к источнику звука, т. е. уже определяет его локализацию. В 7 месяцев он дифференцирует определенные звуки, реагирует даже, если не видит источника. К12 месяцам у ребенка начинаются попытки речевых ответов («гуление»). Для исследования слуха детей в возрасте от 45 лет используют­ся те же методы, что и для взрослых.

21 ПАТОЛОГИЯ ОРГАНА СЛУХА Заболевания наружного уха: Атрезия наружного слухового прохода Серная пробка Инородные тела Заболевания барабанной перепонки: Врожденное недоразвитие или отсутствие барабанной перепонки сопутствует обычно врожденной атрезии наружного слухового прохода Повреждения барабанной перепонки, сопровождающиеся ее прободением Нарушение целости барабанной перепонки при сохранности ос­ тальных отделов слухового органа сравнительно мало отражается на слуховой функции (при этом страдает лишь передача низких звуков)

22 ПАТОЛОГИЯ ОРГАНА СЛУХА Заболевания среднего уха: Катаральное воспаление среднего уха Острое гнойное воспаление среднего уха (острый гнойный средний отит) Хроническое гнойное воспаление среднего уха (хронический средний отит): А) при первой форме (мезотимпаните) воспалительный процесс ограничивается только слизистой оболочкой среднего уха, не переходя на костные стенки барабанной полости. Эта форма характеризует­ся доброкачественным течением и, как правило, не дает осложнения, Б) При второй форме (эпитимпаните) воспалительный процесс переходит на костные стенки барабанной полости, вызывает так называемую костоеду, т. е. некроз (омертвение) костной ткани, разрастание грануляции и полипов и сопровождается выделением гноя с резким гнилостным запахом. Осложнения при остром и хроническом гнойном среднем отите: воспаление ячеек сосцевидного отростка (мастоидит), воспаление внутреннего уха (лабиринтит), паралич лицевого нерва, воспаление мозговых оболочек (менингит), нарыв (абсцесс) мозга или мозжечка, заражение крови (сепсис). Остаточные явления после воспалительных процессов в среднем ухе. Отосклероз (разрастание губчатой ткани, чаще всего в области ниши овального окна)

23 ПАТОЛОГИЯ ОРГАНА СЛУХА Заболевания внутреннего уха: 1.Дефекты и повреждения внутреннего уха аномалии развития внутреннего уха — полного отсутствия лабиринта или недоразвития отдельных его частей, повреждения внутреннего уха, которые иногда происходят во время родового акта повреждения внутреннего уха при ушибах головы (падение с высоты), при этом наблюдаются кровоизлияния в лабиринт и смещения отдельных участков его содержимого. 2.Воспаление внутреннего уха (лабиринтит) — вследствие перехода воспалительного процесса из среднего уха; — вследствие распространения воспаления со стороны мозговых оболочек и — вследствие заноса инфекции током крови (при общих инфекционных заболеваниях).

24 ПАТОЛОГИЯ ОРГАНА СЛУХА Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозгу: неврит слухового нерва, дегенерация (перерождение) нервных клеток при воздействии химических ядов, в частности при интоксикации некоторыми лекарственными веще­ствами, бытовыми и промышленными ядами (хинин, стрептомицин, салициловые препараты, мышьяк, свинец, ртуть, никотин, алкоголь, окись углерода и др.), проводящие слуховые пути в головном мозгу могут страдать при врожденных аномалиях и при различных заболеваниях и повреждениях мозга, заболевания слуховой области коры головного мозга, так же как и заболевания проводящих путей, могут возникать при кровоизлияниях, опухолях, энцефалитах, шумовые поражения. При длительном воздействии шума развиваются дегенеративные изменения в волосковых клетках кортиева органа, распространяющиеся на нервные волокна и на клетки спирального нервного узла. воздушная контузия. Она возникает при действии взрывной волны. Могут возникать патологические изменения во всех отделах слухового анализатора. сурдомутизм – возникает после контузии, сопровождается нарушением речи.

25 Классификация стойких нарушений слуха 1.Глухие дети Глухие дети без речи (глухонемые) Глухие дети, сохранившие речь (позднооглохшие) 2. Слабослышащие (тугоухие) дети

26 АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ РЕЧИ

29 Придаточные (околоносовые) пазухи Схема расположения придаточных (околоносовых) пазух носа (А спереди, Б сбоку): 1 гайморова пазуха; 2 лобная пазуха; 3 решетчатые клетки; 4 основная пазуха

30 Рот Мышцы губ и щек: 1 мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа; 2 мышца, собственно поднимающая верхнюю губу; 3 малая скуловая мышца; 4 мышца, поднимающая угол рта; большая скуловая мышца; щечная мышца (мышца трубачей); 7 круговая мышца рта; 8 санториниева мышца смеха; 9 мышца, опускающая нижнюю губу; 10 мышца, опускающая угол рта; 11 жевательная мышца

31 Рот Зубы верхней и нижней челюстей: 1 центральный резец; 2 боковой резец; 3 клык; 4 и 5 малые коренные зубы; 6, 7 и 8 большие коренные зубы (8 зуб мудрости)

32 Рот Твердое небо Форма твердого неба: 1 поперечное сечение: а нормальное небо; б широкое и плоское небо; в высокое и узкое небо; 2 продольное сечение: а куполообразное небо; б пологое небо; в крутое небо

33 Рот Мягкое небо служит продолжением твердого неба кзади; оно представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской. В середине небной занавески имеется удлиненный отросток язычок. Язык Мышцы языка: 1. продольная мышца языка; 2. подбородочно-язычная мышца; 3. подъязычная кость; 4. подъязычно-язычная мышца; 5. шилоязычная мышца, 6. шиловидный отросток

34 Глотка Схема строения полости носа, рта и глотки: I полость носа; II рот; III глотка: а носоглотка, б ротовая часть глотки, в гортанная часть глотки; 1 твердое небо; 2 мягкое небо опущенное; 2а мягкое небо поднятое; 3 язычок; 4 верхний центральный резец; 5 альвеолярный отросток; 6 свод твердого неба; 7 нижний центральный резец; 8 язык; 9 кончик языка; 10 спинка языка; 11 корень языка; 12 надгортанник; 13 щитовидный хрящ; 14 гортань и верхняя часть трахеи; 15 начало пищевода

35 Зев 1 задняя стенка глотки; 2 язычок; 3 небная миндалина; 4 передняя небная дужка; 5 и 6 задние небные дужки; 7 мягкое небо

36 В глотке скрещиваются два пути дыхательный и пищеварительный. Роль «стрелок» на этом скрещивании играют мягкое небо и надгортанник Положение мягкого неба и надгортанника при дыханий (А) и глотании (Б): 1 мягкое небо; 2 надгортанник; 3 трахея; 4 пищевод

37 Гортань Хрящевой остов гортани: А спереди; Б сзади; 1 трахея; 2 перстневидный хрящ; 3 щитовидный хрящ; 4 черпаловидные хрящи; 5 надгортанник

38 Гортань Мышцы гортани: А сзади: / задняя лерстне-черпаловидная мышца; 2 поперечная межчерпаловидная мышца; 3 косые межчерпаловидные мышцы. Б сбоку: 1 задняя перстне-черпаловидная мышца; 2 боковая перстне-черпаловидная мышца; 3 щито-черпаловидная мышца

39 Гортань Вертикальный (фронтальный) разрез черезгортань (видна передняя половина гортани изнутри): 1 надгортанник; 2 черпало-надгортанная складка; 3 щитовидный хрящ; 4 ложная голосовая связка; 5 морганиев желудочек; 6 истинная голо­совая связка (складка); 7 перстневидный хрящ; 8 трахея

40 Трахея, бронхи и легкие Гортань, трахея, бронхи, легкие: 1 правое легкое; 2 левое легкое; 3 бронхи; 4 трахея; 5 перстневидный хрящ; 6 щитовидный хрящ; 7 подъязычная кость

42 В речевом акте можно рассматривать три связанные друг с другом функции: образование воздушной струи; голосообразование (фонация); образование звуков речи (артикуляция).

45 Дыхание при речи Кривые дыхания: А при обычном дыхании; Б при речи

46 Особенности речевого дыхания Показатели При обычном (спокойном) дыхании При речевом дыхании Отношение длительности вдоха к длительности выдоха 1:1,251:5-1:8 Число дыханий в 1 мин Объем выдыхаемого воздуха 500 см см3 Вдох производится Через носЧерез рот Участие выдыхательных мышц Не участвуютУчаствуют

47 Голосообразование (фонация) Схема действия голосовых складок: А при дыхании; Б при голосообразовании; В при фальцете (стрелки указывают направление колебаний голосовых складок)

48 Сила, высота и тембр голоса Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых связок, которая, в свою очередь, находится в зависимости от длины, толщины и напряжения голосовых связок Тембр голоса в основном зависит от строения и объема резонаторных полостей.

49 Диапазон голоса Взрослый голос Бас Гц Контральто Гц Баритон Гц Меццо-сопрано Гц Тенор Гц Сопрано Гц Детский голос От 8 до 10 лет Гц От 10 до 12 лет Гц От 12 до 14 лет Гц

50 Регистр голоса — ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания: грудной, головной смешанный (микст) Атака звука — способ, которым пользуется говорящий или поющий, чтобы привести в действие голосовые связки, находящиеся в покое: твердая, мягкая, придыхательная

51 Образование звуков речи (артикуляция) Деятельность активных органов произношения, которая называется артикуляцией, и обеспечивает образование звуков речи, т. е. фонем. Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.

52 Артикуляция гласных Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспри­нимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: 1)участия или неучастия губ; 2)степени подъема языка и 3)места подъема языка. признаками

53 Артикуляция согласных Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения.

54 Классификация согласных В основе классификации согласных лежат следующие признаки: 1) участие шума и голоса; 2) способ артикуляции; 3) место артикуляции; 4) отсутствие или наличие пала­ тализации, иначе говоря твердость или мягкость

57 Заболевания наружного носа и носовой полости Сужение и зарастание полости носа Повреждения носа Искривление носовой перегородки Инородные тела носа Острый насморк Хронический насморк 1)простой хронический насморк; 2)гипертрофический насморк; 3)атрофический насморк; 4)аллергический насморк, или ринит. Озена особое хроническое заболевание, сопровождающееся резкой атрофией слизистой оболочки носа и нижележащих дыхательных путей. Полипы носа Ринофония (открытая и закрытая)

58 Дефекты губ и неба Врожденные расщелины губы и неба укорочение мягкого неба, укорочение или полное отсутствие язычка,

59 Дефекты языка отсутствие, или аглоссия недоразвитие языка, когда размеры его оказываются чрезмерно малыми (микроглоссия), ненормально большой язык (макроглоссия)

61 Заболевания глотки Рубцовые деформации глотки (после дифтерии, скарлатины) Инородные тела глотки Ангина Хронический тонзиллит Гипертрофия носоглоточной миндалины (аденоидные разращения) Гипертрофия небных миндалин Фиброма носоглотки Паралич мягкого неба

62 Заболевания гортани Аномалии развития (чаще всего отмечаются отклонения в строении надгортанника) Инородные тела гортани Острый ларингит Ложный круп (подсвязочный ларингит ) Хронический ларингит Узелки голосовых связок Фиброма голосовой связки Папиллома гортани Злокачественные опухоли гортани Нервно-мышечные нарушения (параличи и парезы гортанных мышц)

63 Параличи гортани: 1 паралич левого возвратного нерва (положение при вдохе); 2 то же при фонации; 3 то же после компенсации (во время фонации); 4 двусторонний паралич щито-черпаловидной мышцы; 5 паралич поперечной межчерпаловидной мышцы, 6 комбинированный паралич этих мышц

64 Профилактика нарушений голоса и речи у детей Для предупреждения хронических болезней голосового аппара­та очень важно предохранять детей от частого насморка, ангины, ост­рого ларингита и других простудных заболеваний Борьбу с курением среди детей следует проводить особенно настойчиво и энергично; вести ее не только посредством запретительных мероприятий, но и путем разъяснительной работы, используя для этого всякий подходящий случай во время классных занятий и внеклассных мероприятий. Удаление препятствий, мешающих нормальному носовому дыханию, имеет значение не только для устранения закрытой гнусавости, но и для восстановления защитной функции слизистой оболочки носа. Нельзя выходить разгоряченным (после бани, после подвижных игр) на холодный воздух и при этом разговаривать, не следует петь на улице, быстро ходить и бегать. Очень важно, чтобы ребенок ясельного и млад­шего дошкольного возраста развивался в обстановке нормального «речевого окружения». Раннее выявление недостатков слуха. Следует приучать детей правильно дышать во время речи, говорить не спеша, отчетливо, достаточно громко, но без крикливости.

источник