Меню Рубрики

Болезни органов зрения у детей дошкольного возраста

Нарушение зрительной функции становится «моложе» – врожденные или приобретенные заболевания органов зрения у детей с каждым годом встречаются все чаще. На прием к офтальмологу может попасть новорожденный, у которого диагностируется слепота, младший школьник с близорукостью или подросток с астигматизмом. Методы лечения могут быть кардинальными, вплоть до оперативного вмешательства. Важно своевременно выявить заболевание органов зрения, чтобы оно не перешло в запущенную форму. Не стоит забывать и об эффективных профилактических мерах.

Такая патология характеризуется сложно поддающимся корректировке ассиметричным движением глаз, невозможностью в некоторых случаях сфокусировать взгляд на предмете. Проявляется преимущественно в дошкольном возрасте, вызывает риск возникновения осложнений в виде амблиопии (снижение остроты зрения, не поддающееся корректировке оптическими приборами).

Физические и психические травмы.

Перенесенные матерью во время беременности инфекционные болезни.

Как сопутствующий симптом дальнозоркости и близорукости.

Патология поддается лечению, но этот процесс может быть длительным (до нескольких лет). Для полного восстановления бинокулярного зрения может потребоваться хирургическая операция. В ряде случаев специалисты обходятся аппаратными методиками, в том числе и световой стимуляцией.

Второе название недуга – миопия. Сопровождается дискомфортом при рассмотрении предметов, которые не находятся в непосредственной близости с органом зрения. Это происходит по причине фокусирования изображения предметов не на поверхности сетчатки, а перед ней. Сопровождающие патологию симптомы:

постоянные головные боли,

формирование неправильной осанки (ребенок постоянно сутулится при ходьбе),

Несоблюдение гигиены чтения, когда книга или электронное устройство расположено слишком близко к органам зрения (зачастую причина состоит в ненадлежащем контроле ребенка со стороны родителей).

Неблагоприятное воздействие окружающей среды.

Проблемы в иммунной сфере.

Если вовремя не обратиться за офтальмологической консультацией, симптомы заболевания могут обрести угрожающий характер и вносить значительный дискомфорт в жизнь ребенка. Проблема решается подбором очков, а в некоторых случаях возможна лазерная коррекция органов зрения.

Специалисты утверждают, что в некоторых случаях у детей дошкольного возраста наблюдается дальнозоркость, являющаяся физиологической нормой. Изображение фокусируется не на сетчатке, а за ней. Таким образом, предметы, которые расположены в непосредственной близости к ребенку, становятся расплывчатыми. С течением времени заболевание органов зрения может усугубиться, поэтому важно принимать меры профилактики и лечения, если на то есть медицинские причины. В редких случаях показано хирургическое вмешательство.

Результат игнорирования заболевания:

Постоянные головные боли, интенсивность которых может усиливаться.

Перенапряжение глазных мышц, как следствие – резь в глазах.

Воспалительные болезни глаз.

Регулярное слезотечение.

Нередко жалобы на плохое зрение могут возникать у детей, которым при осмотре врача поставлен диагноз астигматизм. Это патология зрения, возникающая вследствие изменения формы сферической поверхности роговицы. Некоторые участки изображения характеризуются размытостью и отсутствием четких границ. Основная причина – наследственные факторы, однако болезнь может демонстрировать тенденцию к прогрессированию. Коррекция органов зрения и профилактика осложнений возможна посредством использования линз или очков с линзами сферического типа. Подбирается индивидуально.

Профилактика заболеваний органов зрения

При длительной зрительной нагрузке специалистами рекомендуется каждые 15-20 минут делать упражнения.

Правильная организация рабочего места: свет должен попадать на тетрадь или книгу сбоку, лучше с левой стороны.

Проводить не менее 2 часов в день на свежем воздухе.

Пересмотр рациона питания. В него должны быть включены витамины (в первую очередь, А и С), микро- и макроэлементы, положительно влияющие на зрительный орган.

Избегание ситуаций травматизма головы.

Регулярные осмотры у офтальмолога с целью предупредить развитие болезни.

Практически все патологии органов зрения у детей подлежат успешному лечению, если родители прилагали максимум усилий и внимания. Когда ребенок без причины начинает щурить глаза, тереть их или подсаживаться ближе к телевизору (компьютеру) – это первые тревожные звоночки, на которые нужно реагировать незамедлительно.

источник

Ребенок во время сна в любом возрасте выглядит беззащитным, поэтому взрослым так хочется защитить его от всех неприятностей. К сожалению, человек не всемогущ и некоторые болезни довольно сильно портят детям жизнь. Некоторые из патологий проходят быстро и не влияют на дальнейшую жизнь, тогда как другие сильно изменяют последующее существование ребенка. Для того чтобы снизить влияние неблагоприятных патологий на детский организм, следует постараться выявить недуг на ранних сроках и начать незамедлительное лечение.

Особенно актуально данное утверждение для заболеваний оптической системы. Если в детстве ребенок имеет проблемы со зрением, то этом в дальнейшем может привести к задержке развития ребенка. При этом сильно ограничивается круг интересов малыша, нарушается плановая подготовка к школе. Плохое зрение у школьников во многом усугубляет успеваемость, влияет на самооценку, выбор профессии и т.д.
В связи с тем, что организм ребенка претерпевает значительные трансформации, оптическая система обладает высокой степенью пластичности и имеет большой резерв. Поэтому большинство патологий оптической системы довольно хорошо лечатся. Главное при этом вовремя вмешаться и не упустить время.

У новорожденных могут встречаться следующие патологии оптической системы:

  1. Врожденная катаракта, сопровождающаяся помутнением вещества хрусталика. При этом возникает снижение зрение и характерное свечение зрачкового отверстия сероватым оттенком. За счет снижение прозрачности хрусталика возникает препятствие на пути следования световых лучей внутри глаза. В результате нормальное развитие органов оптической системы становится невозможным, поэтому такой хрусталик удаляют. После операции для коррекции зрения применяют специальные очки или же контактные линзы.
  2. Врожденная глаукома возникает при внутриглазном повышении давления. Обычно это связано с аномалией развития путей для оттока водянистой жидкости. В результате внутриглазной гипертензии происходит растяжение оболочек глаза, увеличение его в размерах. Это приводит к помутнению роговицы и атрофическим процессам в нейронах зрительного нерва. В исходе зрение постепенно утрачивается. Чтобы снизить повышенное давление в глазном яблоке используют специальные капли, которыми следует пользоваться регулярно. При неэффективности терапевтических подходов, выполняют оперативное вмешательство.
  3. Ретинопатия недоношенных заключается в патологическом изменении сетчатки, при котором происходит остановка нормального роста сосудов. В результате в этом слое разрастаются аномальные сосуды и фиброзные клетки. Сама сетчатка становится жесткой, покрытой рубцами, нередко происходит ее отслоение. Это приводит к резкому снижению зрения и слепоте. Лечение этой патологии чаще хирургическое или с использованием лазерных устройств. Наиболее вероятно развитие ретинопатии недоношенных у детей, которые появились на свет ранее 37 недель, маловесные малыши, вынужденные находиться какое-то время в кювезах. Эту группу детей должен наблюдать окулист на протяжении первых 16 недель жизни.
  4. Косоглазие сопровождается отклонением глаза от точки фиксации. При этом два зрачка направлены не в одну точку, а в разные. В течение первых четырех месяцев жизни у малышей созревание глазодвигательных центров еще не закончено, поэтому периодическое отклонение одного или обоих глаз в сторону для них считается нормальным. Однако, если такая ситуация присутствует постоянно или выражено в достаточной степени, необходимо посетить окулиста. Связано это с тем, что при наличии косоглазия отсутствует совместная работа глаз, в результате чего может развиться амблиопия. В качестве лечения обычно применяют коррекцию нарушенного зрения, а также тренировки глазодвигательных мышц.
  5. Нистагм возникает в том случае, когда зрачки начинают непроизвольно перемещаться. Обычно перемещение происходит в горизонтальной плоскости, но бывают круговые или вертикальные. При нистагме фиксация взгляда для получения четкого изображения становится затруднительной. Лечение направлено на нормализацию зрения.
  6. При птозе возникает опущение верхнего века. Чаще это происходит в результате проблем с мышцей, которая поднимает века. Это может возникать при недоразвитии ее волокон или же в результате поражения нервов, которые управляют движениями этой мышцы. При опущенном веке недостаточное количество световых лучей проникает вглубь глазного яблока. Чтобы скорректировать данную патологию можно использовать обычный пластырь, при помощи которого веко фиксируется в необходимом положении. В дальнейшем (в возрасте 3-7 лет) детям проводят оперативное лечение этого заболевания.

У детей дошкольного возраста обычно возникают следующие заболевания глаз:

  1. Косоглазие приводит к отклонению глаза (или обоих глаз) от точки фиксации. При этом зрачки направлены в разных направлениях. Это может быть связано с нарушением рефракции (некорригированным), снижением зрительной функции одного из глаз, поражением нервных волокон, которые иннервируют глазодвигательные мышцы. В случае косоглазия происходит смещение изображения на сетчатой оболочке, поэтому становится невозможным совмещение их в центральных структурах, то есть объемное изображение отсутствует. Чтобы избежать диплопии, в головном мозге происходит исключение из функции зрения одного глаза, при этом последний отклоняется в сторону. У детей чаще возникает сходящееся косоглазия, когда глаз смещается к носу. Но встречаются случаи расходящегося косоглазия, при котором глаз отклонен в сторон виска. Лечение косоглазия необходимо начинать на ранних стадиях. Для этого применяют специальные упражнения и электростимуляцию, которые эффективны при неправильной работе глазодвигательных мышц. Также используют очки для коррекции нарушенного зрения. В случае неэффективности терапевтических методик, проводят операции на мышечном аппарате глаза в возрасте 3-5 лет.
  2. Амблиопия развивается при недостаточном использовании во время зрения одного из глазных яблок. Обычно этот глаз хуже видит или же отклоняется в сторону. Со временем снижение зрительной функции приобретает стойкий характер. Для лечения амблиопии применяют временное выключение их акта зрения хорошо видящего глаза с целью тренировки пораженного.
  3. Дальнозоркость обычно возникает у детей в возрасте 3-6 лет. При этом очки имеет смысл использовать если степень рефракции превышает 3,5 диоптрии или же в случае различной рефракции двух глаз. В результате может возникнуть амблиопия или косоглазие. В возрасте 6-7 лет очки обычно отменяют.
  4. При близорукости любой степени выраженности детям назначают очки. Связано это с тем, что при снижении зрения вдаль активизируется приспособительный механизм.
  5. При астигматизме изображение контуров предметов искажается при любой удаленности последних от пациента. Чтобы скорректировать искажение и нечеткость, следует применять очки со сложными линзами цилиндрической формы.

У детей школьного возраста также нередко возникают патологии оптической системы, которые требуют вмешательства:

  1. Миопия возникает при увеличении продольной оси глаза или в результате повышенной преломляющей силы оптических сред. В результате лучи света фокусируются в плоскости перед сетчатой оболочкой, а изображение становится нечетким. Наиболее характерным возрастом для развития близорукости является 8-14 лет, так как именно в этом возрасте аккомодационный аппарат глаза испытывает повышенные нагрузки. Кроме того, в этот период отмечается активный рост глазного яблока. В результате ребенок плохо видит на далекие расстояния, ему трудно читать с доски или играть в спортивные игры. Для коррекции миопии применяют рассеивающие линзы.
  2. При дальнозоркости, напротив, размер глазного яблока и преломляющая способность оптических сред глазного яблока недостаточны. В результате фокус располагается за сетчаткой и изображение также становится нечетким. Обычно такое нарушение рефракции присутствует у детей до десяти лет. Если степень гиперметропии незначительная, то зрение вдаль сохранено. Для рассматривания близких предметов ребенок использует работу аккомодационной системы. При дальнозоркости свыше 3,5 диоптрий необходимо применять очки для коррекции. Также очки назначают при повышенной утомляемости глаз, развитии головной боли или затуманивании зрения. Для улучшения зрительной функции назначают собирающие линзы.
  3. При астигматизме имеется разная степень преломления лучей в двух перпендикулярных плоскостях. Это приводит к снижению четкости зрения и появлению искажений. Обычно астигматизм является следствием анатомических особенностей строения роговицы, которая имеет неравномерную кривизну. Если разница в рефракции не превышает 1 диоптрии, то искажения практически не заметны. Если же степень астигматизма более выражена, то необходимо применять очки с цилиндрическими стеклами, которые скомпенсируют разнице в рефракции.
  4. Нарушение аккомодации приводит к снижению четкости предметов, которые перемещаются в пространстве или расположены на удалении. При этом возникает дисфункция волокон цилиарной мышцы, что сопровождается статичной кривизной хрусталика. Зрение при этом остается четким только вблизи или же вдали. При повышенных нагрузках на зрение у детей школьного возраста возникает спазм аккомодации. Цилиарная мышца при этом напряжена, и волокна ее не могут расслабиться. Поверхность хрусталика становится более выпуклой, и четкое изображение остается только для близких предметов, а зрение вдаль нарушается. Это состояние иногда называют ложной близорукостью. Для устранения спазма цилиарной мышцы используют капли и гимнастические упражнения.
  5. При снижении конвергенции возникает двоение и отклонение глаза в сторону в случае рассматривания предмета, который приближается к пациенту или находится вблизи от него. Для коррекции этой патологии используют специальные упражнения для глаз.
  6. Нарушение бинокулярного зрения характерно для различных патологий. При этом отсутствует совмещение изображений, которые получены от правого и левого глазного яблока. Отсутствие объемной картинки может быть связано с различным размером и четкостью изображений, а также смещением их на плоскости сетчатки. При восприятии двух изображений, которые мозг не способен совместить, один из глаз выключается из акта зрения и зрение становится монокулярным. Чтобы исправить подобную патологию необходимо выполнять тренировку глаз для совместного зрения, а также исправить патологию, которая привела к монокулярному зрению.

В медицинском центре «Московская Глазная Клиника» все желающие могут пройти обследование на самой современной диагностической аппаратуре, а по результатам – получить консультацию высококлассного специалиста. Клиника открыта семь дней в неделю и работает ежедневно с 9 ч до 21 ч. Наши специалисты помогут выявить причину снижения зрения, и проведут грамотное лечение выявленных патологий.

В нашей клинике прием проводится лучшими специалистами–офтальмологами с большим опытом профессиональной деятельности, высочайшей квалификацией, огромным багажом знаний. Клиника оснащена современным оборудованием для аппаратного лечения глаз у детей и взрослых. В клинике проводится обследование и лечение детей старше 4 лет. Нашими специалистами разработаны и активно используются эффективные программы для профилактики и лечения патологий глаз у школьников.

Уточнить стоимость той или иной процедуры, записаться на прием в «Московскую Глазную Клинику» Вы можете по телефонам в Москве 8 (800) 777-38-81 8 (499) 322-36-36 (ежедневно с 9:00 до 21:00) или воспользовавшись формой онлайн-записи.

источник

Ольга Мужилко
Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста

«Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста».

Из всех органов человека глаза считаются самым драгоценным даром.

Зрение даёт людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Поэтому так важно проводить работу по профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста.

Осуществить это можно с помощью следующих профилактических мероприятий:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических условий, т. е. норм СанПиНа:

— необходимо повысить уровень естественной освещённости помещения (не рекомендуется вешать занавески на окна и устанавливать цветы на подоконник);

— соответствующий нормам СанПиНа уровень искусственной освещённости;

— подбор мебели в соответствии с ростом детей во всех группах;

2. Контроль за правильной позой детей за столом:

— расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев;

— при работе свет должен падать слева и спереди для правшей и справа для левшей.

3. Детям до 7 лет нельзя смотреть телевизор дольше 30-40 минут в день.

4. Расстояние до экрана телевизора должно быть не меньше 2-3 метров.

5. Использование наглядных пособий и кни, имеющих хорошее качество оформления.

6. Организация прогулок и игр на свежем воздухе.

7. Чередование занятий детей с отдыхом.

8. Знакомство детей с правилами гигиены зрения (валеология).

9. Наличие в ДОУ уголка здоровья для родителей с целью их просвещения.

10. Проведение гимнастики для глаз.

11. Организация рационального питания и витаминизации.

Для хорошего зрения необходимы продукты, богатые витаминами А, В, С и Е.

Витамин А является составной частью пигмента сетчатки глаза. Он нужен при любых нарушениях зрения. Его недостаток вызывает «куриную слепоту» (зрение слабеет в сумерках и с наступлением темноты).

Витамин В (рибофлавин). Недостаток приводит к слезливости, появлению размытых контуров предметов, «песку» в глазах, повышенной утомляемости, затруднению фокусировки.

Витамин С защищает сосуды, которые обеспечивают кровоснабжение сетчатки глаза.

Витамин Е — это сильный антиоксидант — вещество, которое снижает риск преждевременного старения тканей глаза, появления дистрофических изменений сетчатки и радужной оболочки.

Какие же продукты особенно полезны для зрения?

Фрукты и овощи жёлто-оранжевого и зелёного цвета богаты бета-каротином, который в организме преобразуется в витамин А.

Наиболее полезны: морковь, черника, говяжья печень, шпинат, творог, брокколи, рыба и рыбий жир.

Не пропустите тревожные симптомы!

— малыш щурится, глядя на удалённые предметы;

— низко склоняется над столом, когда рисует или читает;

— часто спотыкается и роняет предметы;

— старается сесть ближе к телевизору;

— постоянно склоняет головку набок;

— у ребёнка часто слезятся глаза.

Все эти симптомы – серьёзный повод посетить офтальмолога!

Берегите зрение!

Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников В последнее время проблема ухудшения здоровья населения в целом и, в частности, детей, стала национальной. Подписанное Президентом Российской.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста 1. Роль движения в жизни человека. Можем ли мы представить себе жизнь без возможности ходить? Можем, но только в теории – по наблюдениям.

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки у дошкольников Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева Т. Н. Уважаемые родители, предлагаю вам поговорить о такой важной проблеме.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её.

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Здоровье для человека является главной ценностью.

Профилактика нарушения речи у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования (ФГОС) Одной из основных характеристик общего развития ребенка является формирование речи. Речь-это важнейший психический процесс, обеспечивающий.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста Речевые нарушения у детей дошкольного возраста Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением.

источник

— Сергей Александрович, назовите часто встречающиеся заболевания органов зрения у детей?

К основным заболеваниям органов зрения у детей, создающих ощутимый дискомфорт, относятся: близорукость, дальнозоркость, косоглазие. Близорукость – это состояние, когда человек видит плохо вдали и хорошо вблизи. При средней и высокой степени дальнозоркости люди не видят ни вблизи, ни вдали. Фокус зрения в таком состоянии уходит за сетчатку. В таком случае коррекция требуется и для того, чтобы видеть хорошо и вдали, и вблизи.

В большинстве случаев косоглазие сопровождается еще и дальнозоркостью, в редких случаях – близорукостью и амблиопией, состоянием при котором глаз не видит даже с применением коррекции (например, очки). Это состояние также называют «ленивым» глазом. Астигматизм часто встречается у людей и в физиологическом состоянии.

— Как происходит диагностика проблем зрения у детей?

Основная проблема детства и юношества в офтальмологии – симуляция, чтобы избежать какой-то активности, и аггравации, когда вопреки состоянию, заболеванию, ребенок пытается освоить непомерную своему здоровью деятельность.

Необходимо регулярно водить ребенка к офтальмологу на прием, где важно обратить внимание на то, прочитает ли ребенок полностью 9 или 10 строчку диагностической таблицы.

Распространенные устройства для диагностики: щелевая лампа, которая позволяет сделать отдельные снимки и потоковое видео; рефрактометр для диагностика роговицы; бесконтактный пневмотонометр, который измеряет внутриглазное давление.

— Поддается ли лечению детская близорукость?

Есть два вида близорукости: ложная и истинная. Ложная близорукость характеризуется привычно-избыточным напряжением, аккомодацией или спазмоаккомодацией. В этом состоянии, фокусированная мышца напрягается так сильно при работе вблизи, что уже не может расслабиться, чтобы сфокусироваться вдаль.

Сложная близорукость определяется состоянием, когда при высоких цифрах абиотрофии ребенок может видеть остро (40-50% зрения). В запущенном состоянии чем быстрее будет проведена диагностика, тем выше вероятность нормализации состояния глаза.

При близорукости глаз увеличивается до определенного состояния. Коррекция не меняет размер глаза, но меняет функциональное состояние. Полностью скорректировать близорукость при увеличенном размере глаза нельзя.

— Насколько рекомендации по коррекции зрения различными методами, в том числе по употреблению БАДов, эффективны?

Витамины никаким образом не влияют на состояние глаза и остроту зрения . Они могут вызвать даже негативный эффект. Специальные очки, аппараты, особенно не сертифицированные на территории России, никакого эффекта не дают. Комплекс упражнений эффективен только, если его назначает доктор. Для этого необходимо раз в год для профилактики посещать офтальмолога.

— Существуют методики, которые позволяют остановить развитие близорукости у детей?

— Насколько эффективна склеропластика в коррекции зрения?

Нет ни одного значимого исследования, которое бы подтверждало эффективность склеропластики.

— Какие методы коррекции применяются в современной офтальмологии?

Очки, контактные мягкие линзы – одни из таких методов коррекции. Ночные линзы – метод коррекции, который тормозит развитие близорукости. Рефракционная хирургия – метод, направленный на постоянную коррекцию. Линза в таком случае создается из собственных тканей, размер глаза при этом не уменьшается. Изменяются оптические свойства, фокус глаза формируется на сетчатке.

Эти методы доступны для любого возраста. Рефракционную методику детям с близорукостью не рекомендуется использовать. Для применения данной методики близорукость должна окончательно сформироваться, а в детском возрасте она не стабильна.

— Насколько вредно длительное сидение за компьютером, телевизором, смартфоном чтение в темноте, сидение за задней партой?

Само по себе долгое сидение за компьютером не вредно. Плохо влияет на состояние глаз – редкое моргание, это обостряет синдром «сухого» глаза. Высохший глаз травмируется последующим морганием.

Существует эффективная профилактика этих состояний: 20 минут работы за монитором или книгой чередуется 20 секундами отдыха со сменой расстояния зрения в 7 метров. Для глаз важна смена расстояния. Также рекомендуется работать за большим монитором и на значительном расстоянии от него (не менее 70 сантиметров). При 100% зрении сидение на задней парте даже положительно влияет на состояние глаз.

источник

· вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;

· наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);

· иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).

· внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;

· в связи с повышением внутриглазного давления;

· на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;

· недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

Основными заболеваниями органа зрения у детей по данным профессора Э.С. Аветисова с соавт. (1987) являются воспалительные процессы конъюнктивы век и слезного аппарата (до 50 %), аномалии рефракции со снижением зрения (до 20 %), косоглазие (до 3 %) и примерно 10 % приходится на заболевания роговицы, хрусталика, сосудистой оболочки и сетчатки. 10 % составляют повреждения глаз.

Среди причин слабовидения и слепоты у детей раннего и дошкольного возраста в последние десятилетия ведущее место занимают врожденные заболевания и повреждения глаз.

У детей школьного возраста основными причинами инвалидизации являются прогрессирующая близорукость, повреждения глаз и последствия проявлений общей патологии.

Преобладают в детском возрасте врожденные изменения и воспалительные процессы век.

Аномалии развития век обусловлены воздействием различных тератогенных (повреждающих) факторов во внутриутробном периоде развития.

· Криптофтальм является самым тяжелым и редким нарушением. У новорожденного ребенка нет век и отсутствуют глазные щели с обеих сторон. Чаще всего при этом нет роговицы, хрусталика и полностью отсутствует зрение.

· Микроблефарон, аномалия развития век, характеризующаяся уменьшением вертикального размера век.

· Наиболее часто встречающейся аномалией век является птоз, или опущение верхнего века. Врожденный птоз возникает в связи с недоразвитием мышцы, поднимающей верхнее веко или в результате нарушения иннервации. При значительном опущении верхнего века дети для удобства вынуждены поднимать голову кверху и наморщивать лоб — «голова звездочета». Острота зрения на стороне птоза понижена, а границы поля зрения несколько сужены. Нередко в результате развивается содружественное косоглазие.

Воспалительные заболевания век у детей раннего и школьного возраста чаще проявляются в виде блефарита и ячменя.

· Блефарит — воспаление края век. Процесс характеризуется воспалением сальных желез и выделением патологически измененного секрета.

· Ячмень — острое воспаление сальной железы. Чаще всего ячмень вызывается желтым стафилококком. Возникновение ячменя связано с ослаблением организма ребенка после общих заболеваний, детских инфекций, а также попаданием на конъюнктиву век мелких инородных предметов.

Конъюнктивиты — самое распространенное заболевание глаз. Распространенность конъюнктивитов среди детей в возрасте от 0 до 4 лет составляет 30,7 %, 5 — 9 лет — 20,2 %, 10 — 14 лет — 10,6 %. Заболевание чаще встречается в зонах жаркого климата и в летне-осенний период.

Происхождение конъюнктивитов связано с воздействием факторов внешней среды и с эндогенными факторами. В зависимости от этиологии различают бактериальные, вирусные и аллергические конъюнктивиты. У детей частота встречаемости составляет соответственно 73 %, 25 % и 2 % соответственно. Большая часть конъюнктивитов распространяется по типу летучих детских инфекций и поражает дошкольные и школьные учреждения.

Основными признаками конъюнктивитов являются: покраснение и отечность конъюнктивы, чувство инородного тела (песка), жжение, зуд и боль в глазу. Эти признаки сопровождаются светобоязнью, слезотечением, обильным гнойным отделяемым, склеивающим веки по утрам.

· Острый бактериальный конъюнктивит.

· Пневмококковый конъюнктивит контагиозен, в дошкольных учреждениях может принимать эпидемический характер.

· Острый эпидемический конъюнктивит вызывается палочкой Коха — Уикса.

Вирусные конъюнктивиты. Аденовирусные заболевания глаз. Заболевание наблюдается во все времена года.

Аномалии и заболевания роговицы

Роговица относится к важнейшим оптическим структурам глаза. Она очень ранима из-за непрерывного контакта с окружающей средой. Роговица больше всего подвергается воздействию света, тепла, микроорганизмов и инородных тел. В ней могут возникать разнообразные анатомические и функциональные изменения.

Патология роговицы встречается в виде врожденных аномалий, опухолей, дистрофий, воспалений и повреждений.

Аномалии роговицы чаще характеризуются изменениями ее размеров и радиуса кривизны.

· Микрокорнеа или малая роговица — такое состояние роговицы, при котором ее диаметр уменьшен по сравнению с возрастной нормой на 1 — 2 мм.

· Макрокорнеа или большая роговица, размеры ее увеличены по сравнению с возрастной нормой более чем на 1 мм.

Следует иметь в виду, что эти состояния могут сопровождаться повышением внутриглазного давления. Клиническая рефракция и зрительные функции, как правило, не изменены.

· Кератоконус — состояние роговицы, при котором значительно (конусообразно) изменена ее форма и кривизна.

· Кератоглобус характеризуется тем, что поверхность роговицы имеет выпуклую форму не только в центре, как при кератоконусе, но и на всем протяжении.

Лечение перечисленных аномалий состоит в оптической коррекции аметропий и осуществлении оперативных вмешательств.

Дегенерация роговицы. Условно различают первичные или врожденные, и вторичные, или приобретенные дегенерации.

· Первичная дистрофия роговицы носит семейный и наследственный характер и проявляется в раннем детском или юношеском возрасте. Как правило, помутнение располагается в центре и имеет белесоватый цвет. При первичной дистрофии поражаются почти все слои роговицы. Глаза спокойны, безболезненны. Зрение снижено.

· Вторичные дистрофии роговой оболочки развиваются вследствие таких патологических процессов, как коллагенозы, врожденная глаукома, прогрессирующий кератоконус, различные авитаминозы, выраженные ожоги конъюнктивы и склеры и др. В детском возрасте дистрофия наиболее часто встречается при ревматоидном артрите и врожденной глаукоме.

Наблюдаются разные локализации и размеры помутнения. Гистологической основой помутнения является отложение известковых пластинок и гиалиновых зернышек.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Воспаления роговицы (кератиты) встречаются приблизительно в 0,5 % случаев, однако вследствие остаточных помутнений часто приводят к снижению зрения (до 20 % случаев слепоты и слабовидения).

Ведущий признак кератитов — наличие воспалительного инфильтрата в разных отделах роговицы, характеризующегося разнообразной формой, величиной, глубиной залегания, цветом и чувствительностью. Возникает светобоязнь, блефароспазм, слезотечение, чувство инородного тела в глазу, боль.

В последние два десятилетия у детей наблюдаются в основном герпетические, стафило- и стрептококковые и токсико-аллергические кератиты.

Герпетический кератит из года в год становится все более распространенным заболеванием глаз у детей и взрослых во всем мире. Повсеместно отмечаются также более тяжелое его течение и преимущественное поражение детей и молодых людей. На долю герпетического кератита приходится до 80 % всех воспалительных процессов роговицы. Учащение герпетических заболеваний глаз можно объяснить широким применением кортикостероидных гормонов и возникновением эпидемий вирусного гриппа, активизирующих латентную инфекцию, в том числе и вирус герпеса.

К выраженному снижению зрения приводят интенсивные помутнения (бельма) серо-голубого или белого цвета.

Четверть века назад бельма являлись одной из наиболее частых причин слепоты и слабовидения. В настоящее время в связи с успешным проведением профилактических и лечебных мероприятий, направленных на борьбу с поражением роговицы число больных с бельмами значительно сократилось.

Аномалии и заболевания склеры

Изменения и заболевания склеры встречаются редко.

К врожденным аномалиям склеры относится изменение ее цвета.

Одним из видов такой патологии является синдром синих склер. Синдром наследуется по аутосомно-доминантному типу с высокой пенетрантностью (71 %). Частота встречаемости 1 случай на 40-60 тыс. новорожденных. Основными признаками этого синдрома являются двухсторонняя сине-голубая окраска склер, повышенная ломкость костей и тугоухость. Существует предположение, что сине-голубой цвет склеры обусловлен повышением ее прозрачности вследствие изменения коллоидно-химических свойств ткани. Сине-голубая окраска выявляется уже при рождении, и не исчезает к 5 — 6 месяцу, как обычно. Лечение симптоматическое и мало результативное.

Меланоз или пигментация склеры обычно сочетается с пигментацией других структур глаза. Желтоватый цвет окраски склеры может быть признаком патологии углеродного обмена — галактоземии или нарушения жирового обмена. Лечение симптоматическое и малоэффективное.

К патологическим состояниям хрусталика у детей относятся аномалии его формы и размеров, нарушения положения и прозрачности. Патологические нарушения могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Аномалии развития хрусталика. К аномалиям развития относятся:

· Микрофакия или маленький хрусталик;

· Макрофакия или большой хрусталик

· Сферофакия — хрусталик шарообразной формы.

· Лентиконус — изменение формы поверхности хрусталика.

Все перечисленные аномалии являются врожденными и встречаются редко.

Наиболее часто наблюдаются изменения хрусталика в связи с наличием остатков сосудистой капсулы. Процесс обратного развития сосудистой сумки в норме должен быть завершен к 8 месяцу внутриутробной жизни. При его нарушении встречаются различные варианты аномалии: точечные помутнения задней капсулы хрусталика, остатки артерии стекловидного тела и другие.

Изменения положения хрусталика. Вывихи и подвывихи хрусталика могут быть врожденными и приобретенными. Предрасполагающим фактором к возникновению смещения хрусталика может быть слабость связок, прикрепляющих его к цилиарному телу. В результате имеется опасность смещения хрусталика в переднюю камеру или стекловидное тело. Такое смещение может привести к повышению внутриглазного давления. Подвывих хрусталика может быть самостоятельным заболеванием или сопутствовать какому-либо заболеванию.

Для слабовидящих детей с афакией и подвывихом хрусталика физические нагрузки, связанные с резкими движениями, подъемом тяжестей, сотрясениями тела и др. должны быть ограничены.

Катаракты или помутнения хрусталика сопровождаются снижением остроты зрения от незначительного ослабления до светоощущения. Катаракта является одной из частых клинических форм слепоты и слабовидения.

Различают врожденные и приобретенные (осложненные и травматические).

· Врожденные катаракты. Среди причин слепоты у детей на долю врожденных катаракт приходится 13,2 — 24,1 %, среди причин слабовидения 12,1 — 13,4 %. Врожденные катаракты могут быть наследственными (чаще — доминантный тип наследования) или возникать во внутриутробном периоде в результате воздействия на плод различных инфекционных (например, вируса краснухи, герпеса, гриппа) или токсических (алкоголь, эфир, некоторые противозачаточные и абортивные средства и др.) факторов. Наиболее опасным периодом воздействия повреждающих факторов на орган зрения является 3 — 7 недели беременности.

· Наследственные формы составляют 25 — 33 % от врожденных катаракт и часто встречаются у членов одной семьи.

Катаракты могут возникнуть при нарушениях углеводного обмена. Так, врожденная катаракта является ранним признаком галактоземии и развивается, как правило, в первом полугодии жизни.

При гипогликемии катаракта возникает на 2 — 3 месяце жизни. Катаракта служит одним из симптомов наследственных изменений соединительной ткани и аномалии костной системы.

Из хромосомных заболеваний поражение хрусталика чаще встречается при синдроме Дауна (в 15 — 50 % случаев).

Помутнение хрусталика является результатом биохимических нарушений, которые возникают в связи с повреждением его волокон. По локализации и морфологическим особенностям помутнения хрусталика катаракты разделяют на переднюю полярную, заднюю полярную, веретенообразную, слоистую, ядерную, кортикальную и полную.

Основным проявлением катаракты является снижение остроты зрения.

Из врожденных катаракт наиболее распространена слоистая. Она характеризуется помутнением одного или нескольких слоев хрусталика и может быть обнаружена сразу после рождения или развиться в течение первого года жизни ребенка. Слоистая катаракта чаще поражает оба глаза и сопровождается резким снижением остроты зрения.

Полярные катаракты представляют собой остатки эмбриональных образований. При передней полярной катаракте помутнение располагается в центре передней поверхности хрусталика; при задней полярной катаракте — у заднего его полюса. Полярные катаракты почти всегда двусторонние. Зрение при них снижается незначительно или совсем не нарушается.

Лечение врожденных катаракт хирургическое. Состояние глаза после удаления хрусталика носит название афакии. Поскольку сенситивный период развития зрения приходится на период от 2 до 6 месяца жизни ребенка, то данный возраст является оптимальным для операционного вмешательства.

При удалении врожденной катаракты острота зрения в большинстве случаев оказывается сниженной. Одной из основных причин низких результатов оперативного вмешательства является обскурационная амблиопия.

Развитие амблиопии связано с тем, что помутнение хрусталика с момента рождения ребенка препятствует попаданию световых лучей на сетчатку. Это задерживает функциональное развитие зрительного анализатора и его центрального отдела. Чем позже проводится оперативное вмешательство по поводу врожденной катаракты, тем амблиопия более выражена.

После удаления врожденной катаракты только небольшая часть детей может обучаться в массовой школе. Большинство детей из-за низкой остроты зрения должны посещать школы для слабовидящих, а некоторые дети — школы для слепых.

Аномалии и заболевания сосудистой оболочки глаза

В структуре детской глазной заболеваемости на патологию сосудистой оболочки приходится 5 %.

Аномалии сосудистой оболочки встречаются редко. К ним относятся:

· аниридия (отсутствие радужки),

· поликория (наличие нескольких зрачковых отверстий в радужке),

Воспаления сосудистой оболочки обусловлены богатым кровоснабжением и медленным током крови, что способствует задержке в нем микробов и вирусов.

Воспалительный процесс может быть локализован в радужной оболочке (ирит) или в цилиарном теле (циклит). Изолированное воспаление встречается редко. Чаще всего в воспалительный процесс вовлекаются и радужка и цилиарное тело, составляющие передний отдел сосудистого тракта. В этом случае заболевание носит название иридоциклита.

Иридоциклит или сочетанное поражение радужки и ресничного (цилиарного) тела обусловлено общностью кровоснабжения и иннервации. Причиной иридиоциклиов могут быть общие заболевания инфекционной, инфекционно-аллергической или аутоиммунной природы.

Возникновению заболевания способствуют развитая сосудистая сеть и замедление тока в радужке и ресничном теле. Немаловажная роль отводится провоцирующим факторам — переохлаждению, травмам, чрезмерной физической нагрузке, стрессовым ситуациям, эндокринным расстройствам.

Прогноз при своевременном лечении благоприятный; при развитии осложнений может наступить слепота.

Воспаление собственно сосудистой оболочки называется задним увеитом. Это заболевание чаще всего приводит к понижению остроты зрения. Поэтому многие дети, перенесшие двусторонний увеит, обучаются в специальных коррекционных школах для слепых и слабовидящих.

В структуре детской глазной заболеваемости на долю патологии сетчатки приходится не более 1 % случаев. Заболевания сетчатки являются частой клинической формой слепоты и слабовидения.

Ретинопатии — понятие, объединяющее различные заболевания сетчатки глаза невоспалительного характера (первичные ретинопатии) и ее поражения при некоторых заболеваниях других органов и систем (вторичные ретинопатии).

Ретинопатия недоношенных (РН) — тяжелое заболевание глаз, развивающееся преимущественно у глубоко недоношенных детей.

Современные представления о ретинопатии недоношенных сводятся к признанию мультифакториальности, ведущей к нарушению нормального образования сосудов сетчатки у глубоко недоношенных младенцев.

Важными факторами риска развития заболевания является состояние матери в период беременности (преимущественно хронические заболевания женских половых органов, кровотечения в родах, хронические инфекции организма, курение, применение бетаблокаторов и др.). Влияют на развитие РН гипоксические состояния плода, колебания парциального давления кислорода в крови и другие факторы. Важным фактором риска является пребывание ребенка в условиях искусственной вентиляции легких свыше 5 дней и длительность общей кислородотерапии свыше 20 дней.

Международная классификация РН принята Международным комитетом по РН в Канаде в1984 г. В ее основу положено разделение процесса по 1) стадиям заболевания, 2) локализации и 3) распространению процесса на глазном дне. Выделяют 5 стадий заболевания.

При 1 — 2 стадиях РН в большинстве случаев наступает самопроизвольный регресс с минимальными остаточными изменениями на глазном дне. У ряда детей заболевание прогрессирует до 3 стадии заболевания.

4 стадия заболевания характеризуется частичной отслойкой сетчатки. При дальнейшем прогрессировании процесса происходит тотальная отслойка сетчатки (5 стадия).

Отдельно выделяют особую форму РН — «плюс»- болезнь, развивающуюся у глубоконедоношенных и соматически отягощенных детей. Для неё характерно раннее начало и быстрое прогрессирование процесса в сетчатке.

«Плюс-болезнь» протекает с более выраженной сосудистой активностью, резким расширением сосудов сетчатки, их извитостью, образованием мощных сосудистых аркад на периферии. Нередко возникают кровоизлияния в разные слои сетчатки и стекловидное тело. Течение этой формы РН очень бурное и прогноз крайне неблагоприятный.

В дальнейшем у детей, которые перенесли легкие стадии ретинопатии, могут развиться миопия, глаукома, амблиопия, дистрофия сетчатки, поздняя отслойка сетчатки. При тяжелых стадиях заболевания развивается слепота.

Гипертоническая ретинопатия встречается при гипертонической болезни, заболеваниях почек, токсикозе беременных.

Диабетическая ретинопатия развивается приблизительно у половины больных сахарным диабетом, чаще при длительном его течении.

Прогноз серьезный. Диабетическая ретинопатия в 16—18% (а в третьей стадии в 50%) случаев заканчивается слепотой. Кроме того, она является неблагоприятным прогностическим признаком для основного заболевания.

Ретинопатии при заболеваниях системы крови развиваются при полицитемии, анемии, лейкозах.

При полицитемии вены сетчатки могут иметь необычный темно-красный цвет, что придает глазному дну цианотичный оттенок. Иногда возникают тромбоз вен и отек диска зрительного нерва, связанные с недостаточностью кровообращения во внутренней сонной, позвоночной или базилярной артериях.

При лейкозах изменения глазного дна проявляются общим побледнением и желтоватым оттенком. Понижается острота зрения, сужаются границы поля зрения.

Дегенерация сетчатки — общее название патологических процессов в сетчатке, характеризующихся в основном ее дистрофическим перерождением.

У детей встречается сравнительно редко и проявляется преимущественно в виде пигментной и точечной белой дегенерации, дегенерации желтого пятна и др. Течение заболевания медленное, прогрессирующее, процесс приводит к слабовидению и слепоте.

Пигментная дегенерация сетчатки проявляется у детей после пяти — семи лет, затем она постепенно прогрессирует. Первым признаком заболевания является ухудшение зрения в сумерках, так как сначала поражаются палочки. Несколько позже дети испытывают затруднения при ориентировке в пространстве. Заболевание характеризуется нарастающим концентрическим сужением поля зрения и гемералопией. На глазном дне обнаруживается множество пигментных скоплений, происходит атрофия диска зрительного нерва. Процесс заканчивается слепотой.

Центральная пигментная дегенерация сетчатки характеризующаяся скоплением глыбок пигмента в области желтого пятна. Отмечается снижение остроты зрения и нарушение цветоощущения. Возникает в раннем возрасте и является наследственным заболеванием.

Точечная белая дегенерация сетчатки развивается в детском возрасте, носит семейный характер, медленно прогрессирует. Характеризуется многочисленными мелкими, беловатыми, четко очерченными очагами, расположенными на периферии глазного дна, а иногда и в области желтого пятна. Медленно развивается сужение и склероз сосудов сетчатки и атрофия зрительного нерва. Прогрессирует сумеречная и ночная слепота.

Слабовидящие с разными формами пигментной дегенерации нуждаются в систематическом медикаментозном лечении, направленном на улучшение трофики сетчатки.

Отслойка сетчатки — патологическое состояние, при котором сетчатка отходит от сосудистой оболочки глаза.

Различают первичную и вторичную отслойку сетчатки.

· Первичная отслойка сетчатки происходит после разрыва сетчатки и проникновения под нее жидкости. Предрасполагающими факторами является близорукость высокой величины, наследственное ослабление связи между пигментным эпителием и слоем палочек и колбочек, а также, особенно в детском возрасте, падения, ушибы головы, сотрясение тела.

· Вторичная отслойка сетчатки возникает при воспалительных заболеваниях, проникающих ранениях, новообразованиях глаз и др. в результате образования в стекловидном теле соединительнотканных тяжей или скопления экссудата и др. В отличие от первичной отслойки сетчатки разрывы сетчатки часто отсутствуют. При отслойке сетчатки возникают субъективные ощущения в виде искр, молний, искривлений, колебаний предметов, появляется темная завеса, прогрессирующее ограничение поля зрения, резкое и глубокое снижение остроты зрения.

Наиболее благоприятный исход обеспечивается в случае раннего оперативного вмешательства. Поэтому детей с подозрением на отслойку сетчатки необходимо немедленно направлять к глазному врачу.

Дети, которые перенесли отслойку сетчатки, должны избегать физических напряжений.

Аномалии и заболевания зрительного нерва

Аномалии развития зрительного нерва у детей встречаются довольно редко.

Неврит — воспалительные процессы зрительного нерва. Причиной развития невритов могут быть воспалительные заболевания головного мозга и его оболочек (менингит, энцефалит), острые и хронические инфекции (грипп, корь, эпидемический паротит и др.), очаги местного воспаления (болезни зубов, носоглотки) и др.

У детей неврит встречается относительно чаще, чем у взрослых. Дети жалуются на снижение зрения и головную боль.

Зрительные функции нарушаются рано и резко, что связано с разрушением части нервных волокон в очаге воспаления и с нарушением функции сохранившихся волокон. Отмечается нарушение цветоощущения и сужение поля зрения.

Из заболеваний зрительного нерва, приводящих к слепоте и слабовидению, наиболее часто встречается атрофия зрительного нерва.

Атрофия зрительного нерва — не самостоятельное заболевание, а следствие разнообразных патологических процессов. Для атрофии характерен распад нервных волокон и замещение их глиальной тканью.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

У детей особое значение имеют врожденные и наследственные атрофии зрительного нерва. Врожденные атрофии развиваются при различных внутриутробных заболеваниях головного мозга (врожденная и приобретенная гидроцефалия, опухоли). К атрофии зрительного нерва приводят различные деформации черепа и церебральные заболевания.

Степень функциональных нарушений зависит от локализации и интенсивности атрофического процесса. Ранним и частым симптомом является приобретенное нарушение цветового зрения и изменение поля зрения. При полной атрофии зрительного нерва наступает полная слепота и расширяется зрачок. У слабовидящих детей атрофия носит частичный характер.

Дети с атрофией зрительного нерва имеют низкую зрительную работоспособность. У них быстрее развивается зрительное и общее утомление.

Лечение направлено на улучшение кровообращения в зрительном нерве и стимулирование сохранившихся нервных волокон.

В отношении зрительных и общефизических нагрузок к детям, страдающим атрофией зрительного нерва, следует подходить строго индивидуально.

Удельный вес опухолей в структуре детской глазной заболеваемости варьирует от 0,17 до 0,74 %.

Доброкачественные новообразования у детей встречаются значительно чаще злокачественных.

Из злокачественных опухолей у детей наблюдаются в основном ретинобластомы. Чаще всего опухоль выявляется у детей до 3-летнего возраста. Она может развиваться из любого отдела оптической части сетчатки.

Первые признаки ретинобластомы, на которые необходимо обратить внимание следующие: беловато-желтоватое свечение зрачка, вследствие отражения света от поверхности опухоли; расширение зрачка и косоглазие.

Ретинобластома характеризуется быстрым развитием. Опухоль может метастазировать в мозг, лимфатические узлы, внутренние органы. Прогноз в отношении сохранения жизни и зрения серьезный, особенно при двусторонних опухолях.

Лечение сводится к раннему удалению глазного яблока с последующей лучевой и химиотерапией. Рано начатое комплексное лечение позволяет спасти жизнь ребенка.

В структуре детской глазной патологии повреждения глазного яблока и его вспомогательного аппарата составляют около 10 %.

Большинство повреждений носит характер микротравм (до 60 %) и тупых травм (до 30 %), на долю ожогов приходится около 8 % и на долю проникающих ранений не менее 2 %.

С возрастом травматизм учащается, достигая частоты 5,8 на 1000 детей в группе 7 — 9 лет.

Среди повреждений глаз выделяют:

Тупые травмы глаз. У детей имеют разную степень тяжести и могут быть вызваны разнообразными предметами. Для тупых травм глазного яблока характерны следующие повреждения: эрозия окружающих глаз тканей и роговицы; кровоизлияния в оболочки и прозрачные структуры глаза; катаракта; подвывих хрусталика; разрыв склеры и др.

У детей различают четыре степени тяжести повреждений: I — легкая, II средней тяжести, III — тяжелая и IV — очень тяжелая. По данным профессора Е.И. Ковалевского на долю тупых травм I и II степеней приходится 90 %, III 9 % и IV — 1 % случаев.

Тупые травмы глазного яблока I степени заканчиваются благополучно с почти полным восстановлением зрения. При более серьезных повреждениях отмечается снижение остроты зрения, а тупые травмы IV степени приводят к полной слепоте.

Ожоги глаз. Ожоги могут быть вызваны различными факторами: химическими, термическими и лучевыми.

Химические ожоги встречаются при шалостях с известью, «бомбой» из марганцево-магниевой смеси, смеси марганца с серой и бертолетовой солью, горящей спичкой, ацетоном, кипятком. Необходимо немедленное и длительное промывание глаза водой и медикаментозная поддержка.

Лучевое поражение — ожог роговицы ультрафиолетовыми лучами может возникнуть при долгом пребывании ребенка на снегу или в воде в солнечный день и при наблюдении за электросваркой без защитных очков.

Ранения глаз. Ранением называется такое повреждение, при котором первично нарушается целостность покровных тканей. Ранения глаз бывают непроникающими, проникающими и сквозными. У детей ранения протекают особенно тяжело.

Повреждения органа зрения могут привести к тяжелым последствиям — резкому снижению зрения, слепоте или потере глаза.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

«Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Зрение является одним из основных органов чувств, который обеспечивает человеку до 90% информации об окружающем мире. Но зрительная система очень хрупка и уязвима, особенно в детском возрасте. Ещё 10 лет назад медики говорили о снижении зрении у детей начальной школы, то сейчас детей с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях.

Анализ заболеваемости воспитанников в нашем учреждении за последние 3 года показал, что количество воспитанников с нарушением зрения с каждым годом увеличивается.

В связи с этим одним из задач годового плана в этом учебном году:

— активизировать использование методов для профилактики нарушений зрения у воспитанников

Причины нарушения зрения у детей.

1.Повышенная нагрузка на глаза (отсутствие ограничения просмотра телевизора и времени, проведенного за компьютером) со стороны родителей

Длительный просмотр телевизионных передач вызывает зрительное утомление, которое сопровождается нарушением кровоснабжения тканей глаза, напряжением глазных мышц, что в конечном итоге ведет к снижению зрения.

Какие бы современные средства защиты не имел монитор компьютера, длительное нахождение у экрана отрицательно сказывается на зрении . В результате длительного, непрерывного устремления взора на экран монитора, глазные мышцы находятся в постоянном напряжении, что приводит к зрительному утомлению

Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны для зрения всевозможные «стрелялки» , мелькающими световыми и цветовыми эффектами.

Длительные занятия или игры, связанные с напряжением зрения.

2.Неправильная посадка за столом при выполнении зрительной работы.

Неправильная посадка — сутулость, искривление позвоночника — приводят к повышенному напряжению наружных и внутренних мышц глаза, а также мышц шеи и позвоночника.

В результате глаза «работают» с перегрузкой и быстро утомляются. Кроме того, постоянное напряжение различных групп мышц нарушает процесс кровообращения в глазах, что способствует «изнашиванию» глаз и появлению или прогрессированию глазных заболеваний.

3. Недостаточное освещение рабочего места .

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещённости.

4.Снижение иммунитета, частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз.

Это ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами.

Причинами конъюктивита могут быть бактерии, вирусы, которые вызывают ОРЗ, ангину.

5.Неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды.

Солнечное излучение, плохая экология, пыль, хлорированная вода отрицательно влияет на орган зрения. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у ребенка начнутся проблемы со зрением.

6.Недостаток витаминов, важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей.

7. Нарушение гигиены зрения

Профилактика нарушения зрения у детей.

Рациональная организация зрительного труда;

Разумные зрительные нагрузки .

Как любой человеческий орган, глаза, от чрезмерных усилий и напряжения, утомляются и снижают эффективность своей работы.

-Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

— Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).

-Непрерывная длительность просмотра телепередачи в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной- не более 30 мин.

-Необходимо обеспечить достаточную дистанцию до монитора компьютера – 40-60 см, и до телевизионного экрана – 2-3 метра.

Соблюдение светового режима

Для предотвращения переутомления или усталости ребёнка, очень важно соблюдать световой режим

Освещение рабочей поверхности должно происходить следующим образом: источник света обязательно должен располагаться спереди и с противоположной стороны от ведущей руки. Свет всегда должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Исключения составляют рассматривание картинок или чтение книг, в этом случае источник света может находится с любой стороны, главное что бы он равномерно освещал рабочую поверхность и не ослеплял глаза. Необходимо поддерживать уровень естественной освещенности на все время пребывания ребёнка в игровой деятельности.

3.Формирование навыка у детей правильной посадки при зрительной работе

Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стул. Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.

4.Сбалансированные физические нагрузки и свежий воздух

Для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух , который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на лавочке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться.

5. Разнообразное, полноценное, богатое белками и витаминами питание.

Для зорких глаз полезны продукты с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина и лимоны. В межсезонье не отказывайте себе и детям в аптечных витаминно-минеральных комплексах для глаз.

Основными мерами профилактики распространения инфекционных заболеваний глаз являются соблюдение личной гигиены, индивидуальные полотенца, постельное белье.

8.Использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам

9. Формирование привычки выполнять упражнения, направленные на снятие зрительного утомления в детском саду и дома

Цель зрительной гимнастики:

включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;

формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, способствует к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.

Общие правила проведения зрительной гимнастики:

фиксированное положение головы. Необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;

выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурит глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

6.Выполняется сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.

7.Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

8.Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

9.Выполняется сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

10.Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раза.

1.Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

П однять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
2.Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
3.В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

П лотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
4.По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
5.В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
6.Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
7.В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Указанные упражнения выполняются по возможности в середине каждого занятия. Продолжительность одной тренировки в пределах 3-5 минут.

Обучать детей упражнениям для глаз можно, начиная уже с 2-3-х лет.

Превратив эти упражнения из игры в привычку, можно добиться того, чтобы ребенок включал упражнения в комплекс поведенческих гигиенических процедур.

источник