Меню Рубрики

Что такое формирование с точки зрения педагогики

В педагогике формирование — это процесс становления личности. Методы формирования коллектива и личности в педагогике

В педагогике формирование – это целенаправленное воздействие на ученика или студента, осуществляемое преподавателем для создания определённых условий, которые в дальнейшем поспособствуют возникновению у обучающегося новых качеств, знаний и умений. Однако данное определение не единственное. Также формированием является сам процесс становления личности (в данном случае – ученика) под воздействием вышеупомянутых факторов. Впрочем, поскольку данная тема, касающаяся педагогики напрямую, содержит массу немаловажных нюансов, стоит её рассмотреть более подробно.

В первую очередь важно упомянуть о том, что в педагогике формирование – это одна из важнейших концепций. Которая является центральной проблемой всей сферы в целом. Ведь преподавательская деятельность направлена не только на ознакомление учеников с предметом и привитие им знаний, его касающихся. Педагоги также влияют на формирование личности каждого из учеников. А ещё помогают им реализоваться и преодолеть стихийность, с которой многие из них впервые сталкиваются именно в период обучения.

В процессе формирования личности есть немало вопросов и нюансов. Преподаватель способен помочь ученикам реализоваться лишь в том случае, если он может в них разобраться. Это является важнейшей теоретической и прикладной частью педагогической деятельности.

Преподаватель обязан знать о роли педагогической системы в образовании, семье и обществе, о протекании процесса формирования отдельных качеств личности, о воспитании, развитии и обучении, а также о возрастных и персональных особенностях учащихся. А ещё, помимо этого, ему должна быть знакома техника индивидуального подхода.

В педагогике формирование – это процесс становления личности. И его принято рассматривать, как проблему воспитания. И в современном XXI веке она действительно стоит остро.

Всё потому, что сейчас у многих людей появилась тенденция выступать за свободное развитие личности. Некоторые даже всерьёз считают педагогическое воспитание нарушением права ученика/студента быть индивидуальностью. Поэтому преподаватель-профессионал должен грамотно сочетать традиционные методы с современными.

Самоопределение — это важно. Но! Не менее важна интеграция ученика в мировую и национальную культуру, формирование его, как гражданина, а также привитие ему осознания того, что без сотрудничества и взаимопонимания в современном обществе существовать невозможно. Зарубежные концепции интересны, но в неизменном виде и, тем более, целиком в нашу жизнь они не могут быть перенесены. Именно это должны понять в первую очередь родители XXI века.

Данное понятие очень многогранно. И оно находит отражение в педагогике. Формирование – это сложный процесс. Он подразумевает привитие ученикам эстетических и этических вкусов, а также умение видеть прекрасное в том, что некогда создал человек, или находить это в чём-то другом.

Почему это важно? Потому что личностью, о формировании которой идёт речь, может стать лишь человек, ставший частью социокультурной жизни. Это ученикам способен донести каждый хороший учитель. В психологии, которая тесным образом связана с педагогикой, под понятием «личность» подразумевается совокупность выработанных человеком предпочтений и привычек, его социальный и культурный опыт, знания, навыки и способность самостоятельно размышлять.

Впрочем, можно выразиться более просто. Личность – это образованный и разумный человек. И цели педагогики заключаются в вызове интереса у учеников ко всему, что поможет им таковыми стать. И в последующем оказании им соответствующей помощи в достижении задуманного.

Хороший учитель содействует развитию задатков, способностей и интересов учащихся, побуждает их к творческой деятельности. Также помогает воспитывать в них отношение к труду, обществу, различным профессиям, родителям, искусству, друзьям, жизни. Но главные цели педагогики заключаются в формировании поведения и сознания.

Итак, выше было понятно рассказано о том, что представляет собой формирование. Это в педагогике определение, которое встречается довольно-таки часто. Поэтому уместно рассказать о том, какие методы должен использовать преподаватель для того, чтобы поспособствовать личностному развитию своих учеников.

Путь к сознанию воспитанников лежит через наглядные примеры. Как выработать в них справедливость, взаимопонимание, уважение, культурность и десятки других качеств? Только донеся их смысл. У учеников должно сформироваться убеждение в том, что все эти качества им нужны. Тогда они сами будут стремиться воспитать их в себе.

И для этого преподаватель должен уметь вызвать в них переживания и чувства, связанные с тем или иным вопросом. Иначе они будут испытывать лишь одну эмоцию – безразличие. Которое тормозит развитие личности.

Прийти к сознанию учеников помогают рассказы на этические темы. Во-первых, детям нравятся интересные истории. Во-вторых, они сами в процессе слушания делают какие-то выводы и анализируют действия героев рассказа. Вследствие чего у них формируется отношение к качествам, показанным в истории. Педагог при этом ничего не навязывает. Личностное отношение у учеников формируется само, под воздействием их собственных впечатлений и переживаний. Это очень эффективный метод. Поскольку он заранее формирует отношение детей к поступкам, которых они пока что не совершили.

Его нельзя не отметить вниманием, рассказывая про формирование личности. Это в педагогике очень важно – контактировать с учениками. Поэтому в образовательном процессе имеет место быть диспут. Подразумевается активное обсуждение определённой темы, которую педагог должен заранее подготовить и огласить в классе, чтобы у учеников было время подумать.

Цель диспута заключается в формировании убеждений и взглядов, которое происходит в процессе спора. Который, естественно, построен логически и аргументирован. В споре сталкиваются противоположные точки зрения, выявляются ошибочные мнения. Преподаватель должен контролировать диспут, задавать «правильные» вопросы, наталкивающие на размышление, и уточнять мысли, изложенные учениками.

К слову, это не только влияет на формирование личности ребёнка. В процессе диспута каждый воспитанник учится грамотно выражать свои мысли, строить речь, доказывать правильность собственных суждений и убеждать в ней слушателей.

Как уже было сказано ранее, понятие формирования личности в педагогике непосредственным образом связано с психологией. Значит, и методы, применяемые в данном воспитательном процессе, также несут соответствующий характер.

Многие педагоги нередко предлагают своим ученикам решить дилеммы Лоуренса Кольберга. Этот человек является одним из основателей теории нравственности. Он уверял, что в мире нет ничего абсолютно правильного или неверного. Нравственность какого-либо поступка зависит не от его последствий, а от намерений человека. И он был прав.

Дилеммы Кольберга – это гипотетические ситуации. Однако в реальной жизни случаются десятки тысяч идентичных. Нет идеального решения, в каждом есть свои плюсы и минусы. Вот одна из этих дилемм: одна женщина больна тяжёлой неизлечимой формой рака. Ей осталось жить полгода, но она постоянно испытывает сильнейшие боли. Женщина просит своего врача дать ей увеличенную дозу морфия, позволив «уйти». Это противозаконно, однако доктор понимает просьбу пациентки и подумывает выполнить её.

Эта дилемма очень полезна в плане формирования убеждений. Она провоцирует на размышления, вызывает переживания, заставляет учеников задуматься, ставит их на место участников ситуации. Они, в свою очередь, задают себе массу вопросов, которые помогли бы им найти решение и понять, правильно ли оно. Так дети учатся сопереживать, сочувствовать, размышлять и ощущать ответственность.

Это – основная база, за исключением семьи, на которой дети получают свой первый социальный опыт. Именно в коллективе ребёнок начинает своё становление, как личности. К тому же в школе общение планируется и впоследствии направляется высококвалифицированными преподавателями.

Коллектив – это объединение воспитанников, характеризующееся определёнными признаками. Главный из которых заключается в наличии у них общей социально значимой цели – получении образования.

Ещё один принцип подразумевает совместную деятельность коллектива. И отношения ответственной зависимости. Всем известно, что между членами любого коллектива образуется специфическая связь, которая отражает как единство их деятельности, так и переживания с оценочными суждениями.

Последний признак коллектива заключается в наличии общего руководящего органа. В данном случае, естественно, им является преподаватель, который регулирует все психолого-педагогические процессы. Именно учитель формирует здоровый микроклимат в коллективе, способствует доброжелательным отношениям между учениками, помогает им быть сплоченными. И от преподавателя зависит, поймут ли дети, что такое взаимопонимание и взаимопомощь.

Оно зависит, как уже было сказано выше, от преподавателя. Процессу развития школьного коллектива не свойственна стихийность. Он педагогически управляем. И каждый хороший преподаватель следует определённым правилам и методам, особенно если это основные этапы формирования коллектива.

В первую очередь он должен разумно комбинировать педагогическое руководство и естественное стремление учеников к независимости и самостоятельности.

Также рекомендуется периодически менять тактику. Ведь коллектив является динамично развивающейся системой. К тому же речь идёт о детях. Им нужна новизна, и учитель должен постоянно их заинтересовывать.

Помимо этого, процесс формирования в педагогике подразумевает обязательное привлечение семьи, родителей. Что называется координацией воспитательных влияний, которой способствует преподаватель.

Ещё педагог должен держать под контролем и при необходимости корректировать выполнение учениками их обязанностей. За систематическое качественное выполнение всех заданий и участие в жизни школы рекомендуется справедливо вознаграждать воспитанников. Это служит им дополнительным стимулом, а также позволяет убедиться в том, что старания никогда не остаются незамеченными и неоцененными. В то же время педагог обязан быть строгим по отношению к тем ученикам, которые игнорируют свои обязанности. В коллективе должна царить справедливость и компетентность.

Именно она происходит в коллективе. Формирование – это в педагогике определение, значению которому отведено немало внимания. Что можно сказать о создании ученического коллектива? Данный процесс крайне важен, поскольку именно в этом обществе дети будут расти как личности и обучаться.

В хорошем коллективе программа этического воспитания реализуется в полном объёме. У детей формируются мнения о нормах межличностных отношений, они усваивают формы выражения просьбы, приветствия и обращения, учатся правильному поведению, грамотной речи. В дальнейшем у них развивается умение взаимодействовать с другими людьми. Они адаптируются к ним, пробуют приобретённые коммуникативные навыки и качества. А ещё дети начинают сочувствовать и сопереживать людям, животным, растениям, часто даже пытаются искать пути сотрудничества с родителями.

Методы формирования коллектива в педагогике переплетаются с принципами, которым следует преподаватель в индивидуальной работе с воспитанниками. Как бы то ни было, высококвалифицированный специалист в итоге добивается впечатляющих результатов. У учеников формируется новый уровень аффективно-потребностной и познавательной сферы, возникают устойчивые формы деятельности и поведения, развивается общественная направленность и индивидуальный характер. В ходе чего каждый из них преображается. Потому что развитие личности подразумевает происхождение изменений в психике, а также в духовной и интеллектуальной сфере ученика.

К позитивным преобразованиям относится улучшение памяти, характера, мышления и воли. Сюда же относится обретение, расширение и последующее углубление знаний, некий интеллектуальный рост. Естественно, всё это сопровождается изменением сознания и нравственным становлением.

Если выражаться научным языком, то ученик начинает превращаться в субъект общественной деятельности и межличностных отношений. И он не просто переходит с более низкого уровня на ступень повыше. Количественные изменения диалектически переходит в качественные преобразования духовных и психических характеристик воспитанника.

Это и есть социализация. Юный член общества учится усваивать ценности, нормы, установки, перенимает образцы поведения, воспроизводит приобретённый жизненный опыт. И этот процесс не прекращается. Социализация длится в течение всей жизни. Но начинается она ещё в школе, и держится под контролем небезразличных профессионалов-преподавателей, от которых во многом зависит, какими в будущем станут их воспитанники.

источник

1.1. Педагогика как наука, еë предмет и задачи.

1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).

1.3. Структура педагогической науки.

Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие «Введение в профессионально-педагогическую деятельность», а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов «пейда» – ребенок, «гогес» вести, буквально «детоводитель», «детовожатый».

Современная наука «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает «детовождение». Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука, педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

  • формируется под влиянием потребностей общества;
  • любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования . Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

  1. Теоретические функции:
    • обогащение, систематизация научных знаний;
    • обобщение опыта практики;
    • выявление закономерностей в педагогических явлениях.
  2. Практические функции:
    • повышение качества воспитания;
    • создание новых педагогических технологий;
    • внедрение итогов педагогических исследований в практику.
  3. Прогнозирование:
    • научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

Задачи педагогики :

  1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
  3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
  5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
  7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Категории педагогической науки

Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание , образование , обучение . Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как «развитие» и «формирование». К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как «педагогический процесс», «самовоспитание», «самообразование», «саморазвитие», «продукты педагогической деятельности» и др.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.

В широком социальном значении:
– это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

В узком социальном значении:
– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком педагогическом значении:
– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении:
– это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

Понятие «образование» впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.

Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком смысле.

В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

Сегодня образование понимается как:

  • ценность развивающегося человека и общества;
  • процесс обучения и воспитания человека;
  • как результат последнего;
  • как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня)

Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания) .

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося .

В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание и учение.

Преподавание
(деятельность учителя)
Учение
(деятельность ученика)

Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками. В процессе обучения происходит управляемое познание .

Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки :

  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность ученика и учителя;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);

Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.

Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)

Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

  • уровень актуального развития – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
  • зону ближайшего развития – зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.

Человек – существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.

Личность – субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.

Второстепенное влияние на развитие педагогики оказывают:

  • связь педагогики с другими науками;
  • исследование педагогических процессов и явлений;
  • инновационное обогащение педагогических методов.

  1. История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
  2. Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
  3. Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
  4. Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
  5. Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
  6. Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
  7. Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
  8. Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
  9. Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.
  10. Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
  11. Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

© ФГОУ ВПО Красноярский государственный аграрный университет

источник

Категории развития и формирования общенаучные. Философы, социологи, политики употребляют их для объяснения общественных процессов и их последствий. Педагогика также прибегает к использованию данных категорий, хотя и не так часто и не в таком объеме, как они заслуживают. Обычно педагогика довольствуется и завершается своим предметом – «воспитанием». Но зачем нужно воспитание, как не для развития и формирования человека в соответствии с намеченными целями? В этой связи, вне сомнения, педагогика должна смелее включать «формирование» в сферу своего непосредственного предмета.

Формирование – процесс становления человека под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, педагогических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Сформированность подразумевает уровень, достигнутый человеком, некую законченность, завершенность, достижение уровня зрелости.

«Формирование» – еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на уже довольно широкое ее использование. Смысл формирования то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание – «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности».

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия – «развитие». Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем интеллектуальное, моральное, физическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика преимущественно изучает проблемы интеллектуального и морального развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Развитие человека представлено в табл. 1.

Развитие человека

Движение: от простого к сложному: от несовершенного к более совершенному: от старого качественного состояния к новому; от простых форм отражения действительности к духовному совершенству

Внутренние и внешние, взятые в единстве

Наследственность, среда, воспитание

Переход количества в качество и наоборот

К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как «самовоспитание«, «педагогический процесс«, «педагогическое взаимодействие», «продукты педагогической деятельности», «педагогические технологии», «инновации» и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, будем рассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.

Соотношение между выделенными педагогическими категориями представлено в виде условной схемы (рис. 1). Конечно, в живом педагогическом процессе взаимосвязи между ними намного сложнее, чем в теоретически очищенных построениях.

Рис. 1. Соотношение между педагогическими категориями

К слову сказать, отчаявшись построить адекватные реальной действительности модели, отдельные педагоги призывают не признавать различия между воспитанием, образованием и обучением, предлагают отказаться даже от педагогических понятий, чтобы сплошь и рядом не употреблять одни вместо других. Несостоятельность такого подхода еще в 1862 г. раскритиковал Л. Н. Толстой: «Есть много слов, не имеющих точного определения, смешиваемых одно с другим, но вместе с тем необходимых для передачи мыслей, – таковы слова: воспитание, образование и даже обучение».

Педагогика уже способна поставить вопрос о создании более совершенных научных дефиниций, использование которых приведет к более отчетливой дифференциации педагогических явлений, процессов и факторов, а значит, и к улучшению управления процессами обучения, образования, воспитания, развития и формирования.

Пересмотр и уточнение педагогических категорий

От того, как именно педагогика определит свой предмет, прямо и непосредственно зависит, что будет реализовано на практике и какой продукт получим «на выходе». Установим, что главное направление – воспитание, и практика будет сориентирована на приоритетное обеспечение воспитания. Определим, что задача школы – образование, и учительство будет озабочено решением образовательных проблем. А если установим, что главное – развить человека, его лучшие качества и природные задатки, воспитание и образование окажутся на втором плане.

Какое определение дать педагогике и ее главным категориям, чтобы правильно направить усилия практиков? Вопрос до сих пор принадлежит к числу остро дискуссионных. Издавна известно, что когда названия («имена») входят в противоречие с реалиями, начинается процесс неопределенности, блуждания в темноте, в конечном итоге – разрушение практики. Хорошо выразила мнение Вергилия по этому поводу Олита Аугустовска:

Когда не исправляют имена.

Перестают уместными быть речи;

Когда перестают уместными быть речи,

Деятельность педагога-практика зависит от того, какое определение основных категорий он принял в свою душу. То определение, на котором в свое время сознательно или несознательно было сконцентрировано внимание педагога, он переносит в практическую плоскость и акцентирует свою деятельность именно на присутствующих в определении моментах. Нет сомнения, что те педагоги, утверждающие, что они не занимаются воспитанием и школа не должна им заниматься, изучали педагогику, которая была определена как наука об образовании.

Эдукация и робурсации

Традиционные педагогические категории страдают неопределенностью. Как бы мы ни уточняли их, выделяя то в широком, то в узком смысле, мы не устраним главного недостатка: категории науки отождествляются с понятиями обиходного языка. Воспитание остается для каждого из нас понятием, знакомым с детства, и как бы мы ни старались отделить его от научного определения, в нашем сознании сохраняется его первоначальная идентичность.

Отождествление категорий педагогики с обиходными словами служит едва ли не главным препятствием па пути совершенствования науки. Опираясь на интуитивно понятные каждому определения, трудно разрабатывать эффективную теорию, где была бы заметна зависимость воспитания от определенных условий и факторов, его движение к цели и результаты этого движения. Еще труднее привести убедительные доказательства изменения воспитания-обучения под воздействием тех или иных педагогических действий. В связи с этим особого прогресса ни в теории, ни в практике люди не замечают. Продолжается критика – воспитание топчется на месте, воспитание отстает от жизни, воспитание закостенело. Хотя оно во многом изменилось благодаря технологическому прогрессу.

Представители более развитых наук с недоумением смотрят на педагогику с ее обиходным научным аппаратом и не могут понять – где речь идет о житейских делах, а где о научной системе воспитания и обучения. Правильно было замечено еще в давние времена: если наука не может выйти за пределы обыденной лексики и не создает своего понятийного аппарата, ей трудно выделиться в науку.

Воспитание, обучение, развитие происходят в каждом человеке, причем всегда и везде. Даже во сне. Хочет он или не хочет, ходит в школу или обходится без нее – жизненно необходимые процессы обучения, развития, воспитания идут и приводят к определенным результатам. Воспитанием увеличиваются, умножаются силы человека, необходимые для улучшения жизни. Только в этом случае мы говорим об окказиальном, т.е. стихийном, неуправляемом обучении, воспитании, развитии. Такой процесс характеризуется очень низкой результативностью.

Для ускорения процесса еще в давние времена были придуманы школы, где в специально созданных условиях течение процесса ускорялось, а его результаты многократно возрастали. Это управляемый процесс воспитания, который отличается от естественного многими важными характеристиками, прежде всего созданием специальных условий и управлением.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Сравнение с атомной физикой напрашивается само собой. В природе постоянно происходит процесс распада и превращения элементов. Это так называемый природный фон, который никогда не приводит к ядерной реакции. Физики о нем хорошо осведомлены, но предметом изучения ядерной физики он не является. Последняя занимается тем, что изучает и создает специальные условия для ускорения процесса распада элементов, управления им и получения очень нужной энергии. Созданы атомные реакторы, в которых процессы распада ядер проходят во много раз интенсивнее и приводят к высвобождению огромных энергий.

Точно так же и в воспитании. Естественный фон воспитания всегда существовал, существует и будет существовать, но к значительному прогрессу привести не может. Нужны специальные целенаправленные действия, чтобы умножить силу воспитания. Нужен реактор, чтобы процессами можно было управлять. Понадобились школы, в которых процессы воспитания становятся мощными и управляемыми.

Много бы преуспели физики, если бы не научились отличать естественный фон от управляемого распада? Потребовалось прежде всего различать эти процессы, для чего был создан специальный научный аппарат для обозначения каждого процесса, каждого действия и элемента. Теперь физики отчетливо понимают, что есть что.

Педагогике предстоит сделать то же самое, и первое – отделить естественный фон воспитания от управляемого. Так же, как физики, которые изобрели специальную терминологию для управляемых ядерных реакций, педагоги должны отделить естественно протекаемые педагогические процессы от процессов, протекающих в педагогических реакторах – школах, вузах, исправительных учреждениях.

Подойдем к вопросу с другой стороны. Педагогическая теория плохо стыкуется с практикой. Наука бесконечно разводит, разъединяет и уточняет понятия «воспитание» и «обучение», а на практике они неразделимы. Воспитание и обучение в практике слиты в едином процессе. Зайдите в класс и посмотрите, чем занимаются дети. Скажите, что сейчас происходит – обучение или воспитание? Мама наставляет своего малыша – она его воспитывает или обучает? Последние известия по телевизору или из газеты – они нас обучают или воспитывают? Учебник педагогики, который вы сейчас читаете, – воспитывает или обучает? На все эти вопросы ответ будет один – и воспитывает, и обучает.

Обучение немыслимо без воспитания, а воспитание не может существовать без обучения. Воспитывая – обучаем, обучаявоспитываем. Обучение служит средством воспитания (так и говорят – воспитание через обучение), а воспитание прокладывает путь обучению (есть выражение – воспитывающее обучение). Всегда и везде обучение слито с воспитанием и представляет собой единый, органически неделимый процесс. Так зачем же разводить эти понятия?

Разделять обучение и воспитание – то же самое, что разводить еду и питье. Хлеб мы обычно едим, а воду пьем. А если хлеб жидкий, а вода твердая? Это не означает, что нельзя отдельно и глубоко изучать пищу или напитки. Для того чтобы глубже разобраться в обучении и воспитании, их можно условно обособить в изолированные системы и изучать каждую. Но при этом нельзя забывать, что они составляют органическое единство.

К сожалению, педагоги об этом забыли и пошли по неправильному пути. Наметилось жесткое обособление воспитания от обучения. Автору этой книги тоже не удалось избежать отделения воспитания от обучения. В учебниках прошлых лет в угоду традиции проводилось и закреплялось подобное разделение. Теория обучения (дидактика) и теория воспитания (воспитатика) расходятся все дальше. Специалисты отказываются понимать друг друга. Только в практике все как было, так и остается. Зачем же нужна теория, которая не согласуется с практикой?

Не будем касаться истории развития понятийного аппарата педагогики. В давние времена понятия «обучение» и «воспитание» не разводились. Все, что к этому относилось, обычно называлось одним словом. В большинстве современных языков нет слова «воспитание». Например, в английском смысл выражается словом «education», и при переводе текстов весьма сложно определиться, где употребить слово «воспитание», а где «обучение». К слову сказать, американцы много потрудились над очищением своего понятийного аппарата, вследствие чего их педагогика стала практичной, рациональной и деловой.

В нашей педагогике 1930-х гг. заметили эту проблему и даже пытались ее решить. Однако дальше робкого предложения заменить два слова «обучение» и «воспитание» одним понятием «эдукация» не пошли. В энциклопедиях слова «эдукация» нет, но нетрудно сообразить, что оно было образовано от латинского корня. Латинское слово educare везде и всегда означает «обучение, воспитание». Educandum переводится как «образованный». Как объясняется в «Словопедии», эдукация (от лат. educatio) «обучение, воспитание».

Дело в том, что коммунистическое воспитание молодежи, на которое переносился главный акцент советской педагогики, никак не совмещалось с «эдукацией» (в смысле обучение-воспитание), в которой без труда угадывался «буржуазный» подтекст. Что еще за «эдукация»? На понятие и термин был наложен запрет. С тех пор в педагогике прижились понятия с практически одним и тем же содержанием – «трудовое обучение» и «трудовое воспитание», «умственное воспитание», «умственное образование», «умственное формирование», «умственное развитие» и т.п. Их неразборчивое применение размывает и без того нечеткую педагогическую теорию.

Педагогика оказалась перед необходимостью уточнения своего понятийного аппарата, потому что на прежних нечетких формулировках невозможно выстраивать более совершенную теорию и технологии.

Не будем искать новый термин. Слитое воедино обучение с воспитанием назовем эдукацией. Процесс воспитания-обучения назовем эдукационным. Это организованный, протекающий в специально для этого созданных условиях процесс воспитания и обучения, управляемый педагогами и приводящий к заранее запланированному результату.

Что дает соединение двух понятий? Во-первых, отражает истинное положение вещей. Если обучение и воспитание нельзя развести на практике, то зачем их разводить в теории? Во-вторых, существенно упрощает теорию, где больше нет необходимости выводить и рассматривать отдельные законы для воспитания или обучения, которые в своей сущности совпадают. Сегодня мы их разделяем больше искусственно и субъективно, полагая по собственному усмотрению, что в одних случаях больше воспитания, а в других – обучения. В-третьих, выделяются решающие условия ускорения процесса – создание специальных условий и управление. В-четвертых, открываются пути для модернизации способов и средств воспитания.

Практикам тоже облегчение. Единый, органически неделимый учебно-воспитательный процесс не делится больше на обучение и воспитание, и нет необходимости выделять в нем обучающие (дидактические) и воспитательные цели, что было характерно для социалистической школы, где воспитание коммунистической идеологии всегда ставилось на первое место и прописывалось отдельной строкой. Например, если дидактическая цель урока определялась как решение квадратных уравнений, то к ней всегда планировалась воспитательная цель, например формирование коммунистического мировоззрения. Мы так к этому привыкли, что до сих пор не замечаем нелепостей и не можем отказаться от устоявшегося подхода. Но времена-то изменились.

Обратимся теперь к категориям образования, развития, формирования. Был проведен опрос учителей. Их спросили: «Что означают понятия “развитие» и “формирование” в педагогике и как часто вы их употребляете?». Если понятие «развитие» большинство педагогов объясняет правильно, то «формирование» имеет расплывчатый смысл и неопределенную сферу применения. Мы просто для красоты слога говорим «формирование культуры поведения», хотя на самом деле речь идет о воспитании культурных привычек или еще проще – обучении чистить зубы. То же самое мы видим и в большинстве других случаев. В зарубежной педагогике и психологии понятие «развитие» используют широко, но избегают говорить о формировании, справедливо полагая, что оно не очень приспособлено для передачи смысла педагогических действий.

Названные категории трудно использовать для построения эффективной теории. Понятия «образование», «развитие», «формирование» тоже нуждаются в уточнении, прежде всего в том смысле, какое место им отводится в иерархии движения эдукации к своей цели. Образование, развитие, сформированность логично рассматривать как следствия, результаты, продукты эдукацонного процесса. Эдукационный процесс и затевается для того, чтобы подрастающие поколения приобрели энергию, силу жизни, стали обученными и воспитанными. В учебно-воспитательных заведениях детей, образно говоря, как частички в коллайдере, «разгоняют» до нужного уровня и ускорения. Силы обученности, воспитанности, образованности, развития и сформированности обеспечивают человеку возможность эффективно приспосабливаться к требованиям жизни.

Образование, развитие, формирование выделим в общий процесс и определим как общее понятие, которое назовем робурсация (от лат. Roburs – силы). Нетрудно заметить и в этом термине латинский корень и русское окончание. В таком представлении образование, развитие и сформированность выражают различные уровни совершенствования человека. Первый (низший) уровень робурсации – образование, более высокий (средний) – развитие, наивысший – сформированность. Ступени робурсации как восхождения человека к совершенству можно определить так: образован, развит, сформирован. Человек, набравшийся сил. В воспитании наша сила. Educacia – robur nostrum est.

Что же у нас получилось? Два ключевых понятия, две главные категории – эдукация и робурсации. Эдукация – слитое в едином процессе воспитание и обучение, которые осуществляются в специально созданных условиях (учебно-воспитательных заведениях) по специально разработанным программам управления, в соответствии с поставленной целью и приводят к заранее запланированному продукту. Робурсации – уровни продуктивности эдукации. Условная схема основных категорий педагогики в новой интерпретации представлена на рис. 2.

В свете новых дефиниций педагогику определим как науку об эдукации и робурсации.

Пройдет некоторое время, пока новые понятия заменят устаревшие, а педагоги оценят их благоприятное и защитное влияние. Уже в следующих главах мы убедимся, что применение указанных дефиниций делает теорию компактной, логичной и доказательной.

Рис. 2. Новая интерпретация педагогических категорий

источник

К основным понятиям педагогики относятся: воспитание, развитие, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая задача, педагогические технологии.

Воспитание – специальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Понятие «воспитание» – одно из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной задачи (например, развитие тех или иных черт характера, познавательной активности).

Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе:

— определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира;

— поведения (как проявления отношений и мировоззрения).

Выделяются следующие основные виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, эстетическое и ряд других (в последнем разделе данного пособия дана классификация форм воспитания по институциональному признаку). Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Таким образом, воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем развития общества и государства.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить следующие виды развития: физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных управляемых и неуправляемых факторов. Развитие каждого человека то или иное поколение людей обеспечивает через воспитание, передавая свой опыт и опыт предшествующих поколений. В процессе воспитания индивида идет его развитие, уровень которого затем влияет на данного индивида и изменяет его.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых обществом для развития человека. Социально сформированная образовательная сфера – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Здесь осуществляются передача и использование опыта поколений согласно целям, программам и структурам с помощью подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую образовательную структуру, что предполагает управление развитием человека.

Образование можно трактовать как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. В образовании выделяются процессы, которые обозначаются непосредственно как акт передачи и акт восприятия опыта. Важнейшим из них является обучение.

Обучение – процесс непосредственной передачи и восприятия опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) в виде усвоения опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Осуществляя воспитание, образование и обучение, люди вступают в определенные отношения – воспитательные. Воспитательные отношения есть разновидность человеческих отношений, направленных на развитие людей посредством воспитания, образования и обучения. Объединяющим началом воспитания, обучения и образования является педагогический процесс, который организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы.

Педагогическая деятельность – это управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодействия с ним. Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта, в том, что объектом и субъектом деятельности является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».

Педагогическая задача – это результаты осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должны появиться новые знания, умения или качества личности. Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния незнания к состоянию знания, от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от беспомощности к самостоятельности.

Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Все педагогические задачи делятся на два больших класса: задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Задачи обучения – это изложение учебного материала и проверка полученных знаний. Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Педагогические технологии – это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания, методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.

Сущность традиционных педагогических технологий сводится к процессу передачи готовых известных знаний от преподавателя учащемуся. Однако традиционные технологии могут иметь целый ряд недостатков. Серьезнейший из них – разрыв между требованиями, предъявляемыми к человеку в процессе обучения и в реальной профессиональной деятельности.

Недостатки традиционного обучения призваны устранить новые информационные технологии (НИТ), которые позволяют эффективно структурировать и приблизить к мировым стандартам как содержание образования, так и сам учебный процесс.

Новые информационные технологии неразрывно связаны с компьютерным обучением. Вместе с тем они базируются на определенных закономерностях распространения и усвоения информации. Такой синтез позволяет разработать и применять открытые системы интенсивного обучения как в содержательном аспекте (влияние информатизации образования на содержание обучения), так и в процессуальном аспекте (влияние информатизации образования на учебный процесс).

Как видно из таблицы, применение НИТ открывает перед преподавателями большие возможности для творчества. Так, в учебном процессе можно использовать методы формализации, графовые и сетевые модели. Перспективно проведение мониторинга качества обучения. Реально применение тренажеров и контролирующих программ. Получают информационное обеспечение учебное проектирование и деловые игры. С помощью телекоммуникаций на качественно новый уровень выходит дистанционное обучение, открывается перспектива приобщения к новым источникам знаний.

Таким образом, будущее в образовании – за новыми информационными технологиями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение». Педагогика является одной из древнейших наук. На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами. Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии.

А в XVII в. педагогика получила статус самостоятельной науки. Объектом педагогки является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.

Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.

Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

Педагогика как наука изучает теорию педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание». Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения. Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести:

1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

2) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;

3) разработку адекватных педагогических теорий и практических рекомендаций;

4) разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности;

5) разработку форм, методов, средств и технологий педагогической работы;

6) приоритетную разработку актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания;

7) разработку вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами, педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно—технического и кадрового обеспечения;

8) разработку системы профессионально—педагогической подготовки руководителей, должностных лиц, специалистов разных ведомств и пр.;

9) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

10) подготовку научно—педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы в необразовательных учреждениях и т. д.

В процессе решения этих задач педагогика реализует свои основные функции: социальную, научную и практическую.

Педагогика – наука социальная, имеющая социальное предназначение: совершенствование настоящей жизни и будущего на базе передачи опыта от старшего поколения младшему.

С момента зарождения и до середины ХХ в. объектами научного и практического интереса педагогики были дети, педагоги, семья.

Сегодня педагогика не может ограничиваться рамками детства и школы. В связи с новыми реалиями и изменившимися условиями жизни людей педагогика должна охватывать всю структуру общественной жизни.

Педагогика является наукой о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деятельности и отношений. Для изучения своего объекта педагогика привлекает данные других наук: философии, психологии, социологии, медицины и др. Полученные результаты помогают составить целостную картину особенностей человеческой личности.

Личность человека в педагогике рассматривается с различных позиций: социологической (личность в социуме), психологической (особенности психологии возраста), биологической (особенности физического развития).

У каждой науки о человеке и обществе – одинаковые объекты исследования, но каждая наука имеет свой предмет исследований. Педагогика исследует воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие индивида. Под развитием индивида следует понимать процесс внутреннего последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, которые обеспечивают реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности. Развитие индивида происходит под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Личность – это системное свойство каждого человека, его качественные характеристики. Проблема личности находится в центре внимания многих наук, в педагогике же она рассматривается с точки зрения изменения и проявления ее педагогических свойств: воспитанности, образованности и развитости. Кроме того, педагогика изучает социализацию личности: процесс и результат возникновения у человека с момента рождения социально детерминируемых и важных педагогических новообразований.

Педагогика подходит к личности не как к пассивному объекту, наполняемому социальным опытом, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, несущему личную ответственность за свою жизнь.

Задача педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.

Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня.

Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.

Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.

Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.

Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.

Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.

Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.

Педагогическое взаимодействие организуется для решения какой—либо педагогической задачи – материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.

Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.

Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Образовательный процесс – это процесс интеллектуального развития личности, усвоения ей опыта старших поколений, результатов развития науки и общественной практики в виде системы знаний, умений и навыков.

Главная цель образовательного процесса – формирование образованности учащихся, просвещенности в тесной связи с общим педагогическим совершенствованием личности, воспитанностью и развитостью. Недостатки в любой из этих составляющих приводят процесс образования к педагогической неполноценности.

Урезанный до просвещения процесс образования превращается в чисто учебный, лишаясь своих главных признаков. Главное педагогическое действие образовательного процесса – организованное присвоение учащимися определенной части предлагаемого им опыта и их личностные изменения. Основные элементы образовательного процесса: осознание и формулирование цели; управление им; деятельность учащихся, учение; субъект—субъектное взаимодействие; макро—и микросреда, в которых он осуществляется и воплощает цели в результаты; конечные результаты. Все эти элементы взаимосвязаны и включают в себя все компоненты «педагогического квадрата» – образование, обучение, воспитание и развитие.

Основные условия эффективности образовательного процесса.

1. Подчинение достижению цели образования всей системы образовательного учреждения: целенаправленность, целевая деятельность, целевое управление, ориентированное на требуемый результат, обеспечивающее его достижение.

2. Обеспечение педагогической целостности процесса: включение всех направлений педагогической работы – учебно—педагогической, воспитательно—педагогической, развивающе—педагоги—ческой.

3. Осуществление научно обоснованной педагогической декомпозиции общей цели и наметка конкретных задач, вытекающих из квалификационных требований к выпускнику: выстраивание компонентов системности процесса, таких как содержание, время, формы, условия, технологии, методы, контроль, оценка, коррекция и др.

4. Ориентация на обучающихся: образовательное учреждение создается и функционирует для тех, кто в нем учится.

5. Помощь ученику в формировании себя как личности: воплощение цели формирования личности в концепции учреждения образования, уставе, программах и ином, а также в личной концепции каждого педагога.

6. Максимально доступная интенсификация учения: обеспечение стиля и атмосферы в образовательном учреждении, при котором у учеников возникает желание учиться.

7. Гуманизация и демократизация процесса, использование современных психолого—педагогических технологий.

8. Постоянный контроль, оценка, коррекция результатов по критериям целей и задач.

9. Осуществление образовательного процесса преподавателями—профессионалами; повышение педагогического профессионализма учительского и научно—педагогического состава.

Методология – учение о принципах и способах научного познания фактов, закономерностей и механизмов исследуемой действительности и ее преобразования. Существуют общенаучная, частная и специальная методологии.

Педагогическая методология обеспечивает фундаментально—достоверный подход к специфике познания любых объектов и явлений педагогической действительности.

Любое педагогическое исследование, решение и действие научно корректно и педагогически эффективно, если в основе его лежит осмысленный и грамотно реализованный методологический подход.

Принципы педагогических исследований.

4. Принцип развития, историзма и современности.

5. Принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.

6. Принцип единства личности, среды, деятельности и поведения.

7. Принцип педагогически эффективной активности личности.

8. Принцип гуманности и цивилизованности.

9. Принцип педагогической предметности.

10. Принцип комплексности. Педагогические исследования проводятся с использованием общенаучных методов. Однако имеются и специфические методы.

Организационные методы – методы планирования и построения исследования – включают изучение состояния проблемы, разработку научной гипотезы, организационно—методический замысел. Метод сбора данных призван выявить, измерить и зафиксировать исследуемое явление. Для этого используются хронометраж, наблюдение, анализ биографий, ситуаций, фактов, беседа и интервьюирование, анализ педагогической документации, анализ и оценка результатов деятельности, обобщение педагогического опыта, сравнительно—педагогический и социально—педагогический методы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и пр.

Методы обработки данных: количественные (обсчет полученных данных, ранжирование, шкалирование, процентирование, корреляционный и факторный анализ, статистическая оценка, составление таблиц и графиков и др.) и качественные (систематизация, группировка, типо—логизация, синтез, оценка, педагогический анализ собранных обобщенных знаний и пр.).

Интерпретационные методы имеют содержательную педагогическую специфику. В их число входят есть следующие: каузальный (констатация и объяснение причинно—следственных связей и зависимостей); системный (оценка исследуемого явления как целостной педагогической системы); структурный (выявление элементов исследованного явления); функциональный (изучение динамики, функций исследуемого явления в целостной системе отношений); генетический (обнаружение развития, изменений, их тенденция); дедукции и индукции (заключения и выводы, осмысление); педагогический консилиум (групповой экспертный анализ и оценка).

Профессиональная образовательно—воспитательная работа является творческой. Поэтому любой педагог—практик накапливает множество эффективных средств воспитательного воздействия на личность, оригинальных образовательных и обучающих технологий. Однако без теоретического обоснования и научной интерпретации применение педагогических действий и техники не имеет педагогической ценности. Сегодня выполнение действий и техника – это не только эмпирический процесс, не только обобщение опыта, но и результат экспериментальных педагогических исследований. Основываясь на общепедагогических положениях об использовании научных методов, педагог—профессионал в постоянном творческом поиске адаптирует их к себе и конкретным решаемым задачам. Со временем это развивает у педагога умения, педагогическую интуицию («искусство педагога»).

Результаты педагогических исследований могут быть обманчивыми, если не исключать влияния субъективности самого исследователя. Субъективность может возникнуть по причине предубеждения, неосознанных предпочтений, соблазн найти подтверждение исходной гипотезе и пр. Согласно общенаучному принципу объективности исследователь обязан исключить влияние на выводы и рекомендации личных пристрастий, взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности, амбициозности и недостаточной личной научно—педагогической подготовленности.

Кроме того, педагог—исследователь должен: 1) сочетать экспертные методы с экспериментальными;

2) изучать одно и тоже явление, свойство, элемент несколькими методами;

3) использовать валидные методы;

4) строить выводы и оценки не на единичных фактах и данных, а на их статистически достаточном множестве;

5) применять методы математической статистики;

6) проводить педагогические консилиумы, привлекая экспертов;

7) завершать исследование практической апробацией.

Главное условие, требование к педагогу—исследователю – социальная ответственность и научная добросовестность, стремление к эффективности, истине, деловому результату.

Существуют два уровня методологической культуры педагога.

1. Педагогический уровень: педагог обязан знать историю педагогики; основные принципы, используемые в качестве методологических установок (принцип доступности, индивидуальности, единства обучения, воспитания и развития). Кроме того, педагог должен иметь навыки использования различных методов ведения урока и навыки воспитательной работы. Велика значимость умения педагога выбрать и применить методы и методологические установки, соответствующие познавательной и практической деятельности.

2. Диалектический уровень: педагог должен применять в своей деятельности противоположные, взаимоисключающие идеи, принципы и положения.

Методологическая культура педагога – один из элементов, составляющих основу педагогического мастерства.

Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки.

1. Общая педагогика исследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами.

2. История педагогики изучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи.

3. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

4. Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах.

5. Специальная педагогика (дефектология) разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

6. Методики преподавания обучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т. д.).

7. Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики).

8. Социальная педагогика ведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.).

9. Исправительно—трудовая педагогика изучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении.

10. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно—воспитательной работы педагогов с ослабленными и больными школьниками. Взаимодействует с медициной.

Педагогика активно взаимодействует с другими науками. В процессе разработки педагогических теорий важную методологическую роль играет философия, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования.

Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любая отрасль педагогики опирается на аналогичную отрасль психологии.

Связана педагогика и с физиологией. Для управления психическими процессами учащихся необходимо знать закономерности физиологических процессов организма в целом и его частей, функциональных систем. Это помогает педагогике разрабатывать развивающие и обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию личности.

Велика помощь, оказываемая педагогике социологией, а новые возможности для исследования процессов образования и обучения дают информатика и кибернетика. Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической и пр.

Основными понятиями педагогики являются: воспитание, обучение, образование, развитие, самосовершенствование.

Воспитание – сознательное, целенаправленное, систематическое и планомерное воздействие на личность, взаимодействие с ней, приводящее к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели).

Воспитанием достигается подготовка людей кжизни в социуме, в системе социальных отношений. Вырабатывается гражданская позиция личности, прививается любовь к Родине, семье, природе. Развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманизм, уважение к закону. Вырабатываются культура личности, стремление к цивилизованному удовлетворению своих потребностей. Результатом воспитания является воспитанность индивида и общности.

Образование – организованный, целенаправленный процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков.

Данный процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состоянием участников.

Образование как педагогический процесс обеспечивает некий результат: определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, определенный уровень знаний, умений и навыков, подготовки ктому или иному виду практической деятельности, т. е. образованность.

Образовательный процесс осуществляется на основе процесса обучения.

Обучение – специально организованный, целенаправленный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося. Результат – обученность.

Обучение включает в себя преподавание, осуществляющее передачу системы знаний, умений, навыков и усвоение опыта через восприятие, осмысление, преобразование. Направляющая роль педагога, создающего необходимые для активности учащихся условия, обеспечивает полноценное усвоение ими знаний, умений, навыков.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в личности и человеческой общности. Результатом данного процесса становится развитость личности (коллектива, группы). Развитость – это уровень совершенства и действенности интеллектуальных, творческих, физических, профессиональных, жизнестойких качеств, особенностей и способностей личности. Развитость способствует высоким достижениям в любой сфере человеческой деятельности.

В полноценной педагогической деятельности перечисленные понятия педагогики взаимосвязаны и в своем единстве образуют «педагогический квадрат» (образование—воспитание—обучение—развитие).

Самосовершенствование – процесс инициативной или направленной деятельности самого человека по совершенствованию самого себя путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития.

источник