Меню Рубрики

Что такое культура с точки зрения философии

Что же такое культура в ее философском понимании, то есть взятая в ее существенных связях, зависимостях?

Начнем с того, что сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование», то есть изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры — заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. Н таком понимании культуры действительно отражаются ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Этим определением утверждается также принцип, что не следует искать особой «сферы культуры». Там. где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является продуктом материального, а другая духовного производства, кажется самоочевидным. Ясно и то, что предметы материальной и духовной культуры можно использовать по-разному. Орудия труда и произведения станковой живописи служат разным целям. Так что функциональное различие между материальной и духовной культурой действительно существует. Но вместе с тем и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и духовное в их единстве. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и стать фактом общественной жизни. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную. Материалистический подход к культуре заключается не в различении материальной и духовной культуры, а в признании ее органичной связи с развитием всего общества.

Недостаток же определения культуры как всего созданного человеком в том, что, во-первых, культура при этом может восприниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых, не проясняется природа самой культуры, соотношение общества и культуры.

Различие общества и культуры выявляет ее определение как совокупность созданных человеком ценностей. Мир культуры — это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, то есть мир объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку, мир, наполненный человеческими смыслами. Трактовка культуры как системы ценностей отграничивает культуру от природы и одновременно не позволяет отождествлять ее с обществом. При таком подходе культура выступает как определенный аспект общества, тем самым проясняется ее социальная природа, но вместе с тем не снимается и важная проблема соотношения культуры и общества.

Однако при трактовке культуры как системы ценностей последняя предстает как совокупность готовых результатов человеческой деятельности, а процесс созидания культуры, ее динамики остается вне рассмотрения. Кроме того, подобное понимание культуры еще слишком общее и допускает различные интерпретации в зависимости от того, как понимается сама ценность. Так, неокантианцы, широко использовавшие понятие ценности, трактовали ее как нечто надысторическое и не подлежащее научному анализу и объяснению . Диалектико-материалистическое понимание ценностей, напротив, не противопоставляет научный и ценностный подходы к обществу и культуре, связывав последнюю со всей человеческой деятельностью, с трудом как источником культуры и его результатами.

Следовательно, определяя существо культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от человека, материализованное «тело культуры» лишается динамики, движения, жизненности. А реальная, живая культура неотделима от общественного человека — субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объектным миром. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Биологически же человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа.

Следовательно, культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, распредмечивает ее, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, и творит культуру, создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою родовую человеческую сущность.

Человек, конечно, воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше. Как субъект культуры он вносит в нее нечто новое. В соотношении освоения и творчества культуры заложена масса проблем и противоречий. Чтобы в них разобраться, надо хотя бы в самом общем виде проанализировать проблему развития культуры.

источник

(1) Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, к самим себе и к обществу.

(2) Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания и распредмечивания, направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.

Согласно этим определениям, культура представляет собой триединый процесс, включающий в себя:

совокупность достижений человечества, материальные и духовные ценности (предметный мир культуры);

саму человеческую деятельность по созданию (опредмечивание), распространению и хранению культурных благ, материальных и духовных ценностей;

освоение культурного наследия, потребление предметов культуры (распредмечивание).

Результатом этого триединого процесса является всестороннее развитие сущностных сил человека, превращение богатства человеческой истории (культуры) во внутреннее богатство личности, т.е. становление и развитие самого человека. Таким образом, человек – не только творец, но и продукт культуры.

Многообразие мира культуры, многоплановость и многогранность феномена культуры обусловливают разнообразие подходов к ее изучению. Среди всего многообразия подходов выделяют три основных:

Философское понимание культуры отличается от других подходов универсальностью и глубиной: он не ограничивается описанием или перечислением объектов и явлений культуры. Философия имеет дело спониманием: философский подход предполагает проникновение в сущность культуры (должен ответить на вопрос – что такое культура?). Философский подход также характеризуется всеобщностью, универсальностью: характеризует не отдельные элементы и стороны культуры, а дает ее целостное понимание, характеризует культуру как понятие (как это видно из приведенных определений).

Антропологический подход изучает культуру через призму ее этнической и национальной принадлежности, т.е. культурная антропология изучает культуру того или иного народа. Сутьантропологического подхода к изучению культуры – в признании самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился, а также в признании равноценности всех культур на земле. Другими словами, все народы имеют культуру, нет и не может быть «некультурных» народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура.

Социологическое понимание культуры. При социологическом подходе культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества, средство регулирования социальных взаимодействий и поведения людей. У каждого общества есть своя культура. Культурные блага создаются самим обществом, но они же потом и определяют функционирование и развитие общества. Иными словами, в каждом обществе есть некие «культуротворческие силы» (нормы, ценности, идеалы, традиции и т.п.), направляющие его жизнь по определенному пути, т.е.организующиеего.

В современной культурологии также выделяют различные концепции культуры:

Через призму технологической концепции культура трактуется как определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни.

Деятельностная концепция культуры рассматривает ее как способ жизнедеятельности человека и общества.

Аксиологическая (ценностная) концепция культуры трактует культуру как трансформацию должного в сущее, реальное, подчеркивая роль и значение идеальной модели культурных объектов и процессов, т.е. должного в жизни общества.

Семиотическаяконцепция акцентирует внимание на знаковом механизме кумуляции и передачи культурного опыта через так называемый социокод как знаково закрепленную совокупность деятельностных схем, обеспечивающих социальное наследование.

В гуманитарной (гуманистической) концепции культуры внимание акцентируется на роли культуры в становлении и развитии человека, его совершенствовании как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в человеке.

Все эти концепции заслуживают признания и изучения, так как в каждой из них акцентируется внимание на одной из многочисленных сторон (граней) культуры. Они взаимодополняют друг друга.

источник

Существует множество определений понятия культуры. Первоначально термин«культура»обозначал обработку и уход за землей. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности. Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа – культура» сменилась на оппозицию «цивилизация – культура» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация – к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира.

Культура – важный фактор регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений и политики, но она не растворяется в этих сферах деятельности. Переход от одного хозяйственного уклада или социально-экономического строя к другому осуществляется через взаимодействие факторов, которые способствуют или препятствуют, стимулируют или блокируют действие других компонентов социальной регуляции. Проблематика различных функций культуры разрабатывалась разными учеными, сосредоточившими свое внимание на тех или иных сторонах духовной системы. М. Вебер, например, выявлял прежде всего, нормативно-ценностную связь – позитивную или негативную – религиозно-культурных факторов с хозяйственной деятельностью. Иной подход развивал Э. Дюркгейм. Он рассматривал место культуры в целостном развитии общества и разделении труда. Социализирующие факторы подверг основательному изучению Э. Кассирер. Классическая работа по игровым функциям культуры принадлежит Й. Хейзинге. Выделяют функции культурыв соответствии со структурой духовного производства:

1) поддержание преемственности (традиции);

6) смыслообразование (сигнификативная).

Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление.

В структуре духовного производства следует выделить следующие основные функции:

1) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

2) накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей и значений;

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

3) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

4) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

5) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами;

6) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Функция производства новых норм, ценностей, значений и знаний, историческая эволюция производства знаний и значений: от гадательных способов – к научным системам. Высока роль практического опыта, художественного творчества и науки во введении инноваций. Ситуация информационного взрыва в современном мире требует радикальных изменений в способах хранения, систематизации и накопления информации. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта как от одного поколения к другому, входящему в жизнь, так и в синхронном разрезе внутри общества, между странами и народами. Культура сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах. В этом смысле культура – память общества, кладовая накопленного им опыта, хранительница времени, упорядочивающего этот опыт. Именно в ценностной и смысловой сферах культуры фиксируются цели, перспективы и проекты человеческой деятельности. Характер целеполагания весьма различен в зависимости от уровня культуры.

Термин «культура»латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от изменений, вызванных естественными причинами. Немецкие философы-просветители, обобщая взгляды древних философов, определяли культуру как все произведенное человеком за вычетом природного, т. е. противоположное естественному состоянию. Слово «культура», начиная с древних эллинов и римлян, обозначает также обучение, образование, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности.

Со второй половины XVIII в. культура рассматривалась как:

1) процесс развития человеческого разума и разумных форм жизни, противостоящих дикости и варварству (французские просветители);

2) историческое развитие человеческой духовности, обеспечивающей прогресс человечества (немецкий классический идеализм);

3) автономные системы ценностей и идей, определяющих тип социальной организации (неокантианство).

В целом в познании культуры движение мысли идет от отождествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности (деятельности, поведения и общения), благодаря которой создается надприродная, искусственная сфера человеческого бытия.

Важнейшими формами культуротворчества выступают мораль, искусство и религия.

Моральутверждает человечность, сдерживает эксцессы возврата к низшему, животному состоянию, в качестве неписаного закона посредством обыденного сознания выполняет регулятивную, ценностно-ориентационную и социализирующую функции.

Искусство – мастерство, умение, развитые знанием дела; творческая деятельность по созданию произведений в эстетически выразительных формах.

Религия, широко использующая достижения искусства и нормы морали, выступает как органическая часть культуры.

В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая (М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах)сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы. В классической модели культуры (XIX в.) человек освобождается от зависимости от природного и божественного миров и предстает как творец культуры, развивающий свои духовные потенции на основе принципов гуманизма, рационализма и историзма (в идеалистическом варианте). В марксисткой философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму. Неклассическая (модернистская) модель ориентирована на повседневную жизнь человека. В постмодернистской модели обращается внимание на то, что мир противится неразумному воздействию на него человека.

Культура – самовоспроизводство человека, осуществляемое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура – совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовная культура – сфера сознания (познание, воспитание и просвещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов деятельности по созданию духовных ценностей.

В понимании культуры в последнее время наиболее активно конкурируют между собой две парадигмы. В основе одной из них лежит деятельностный подход к культуре, как «духовному коду жизнедеятельности людей». Другая – ориентирована на ценностный подход к культуре, как «сложной иерархии идеалов и смыслов». При этом культура интерпретируется как надындивидуальная реальность или как реальность личностного характера.

Понятие «цивилизация»первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в рамках теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этноисторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла этнографическая концепция цивилизаций, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация (Т. Жуффруа).

В целом во второй половине XVIII – начале XIX вв. утвердились три подхода к пониманию цивилизации:

1) унитарный(цивилизация – идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);

2) стадиальный (цивилизация – этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);

3) локально-исторический (цивилизация – качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования).

В это время Ф. Гизо, заложивший основы «этноисторической концепции цивилизаций», предпринял попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что с одной стороны существуют локальные цивилизации, а с другой – над ними есть еще и цивилизация, как прогресс человеческого общества в целом.

Однако дальнейшие попытки разрешить это противоречие завершились утверждением в европейской философско-исторической мысли методологии однолинейного прогрессизма.

Согласно этой методологии в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Мировая история стала рассматриваться как процесс перехода из одного состояния в другое, более развитое и совершенное. Отдельные народы в своей истории – быстрее или медленнее – идут по одной линии прогресса, поэтому более продвинутые европейские страны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще.

В рамках этой методологии появились концепции «исторических» и «неисторических» народов; закон «трех стадий развития нравственности» (семья, гражданское общество и государство) Г. Гегеля; закон «трех стадий эволюции мысли» (теологическая, метафизическая, позитивная) О. Конта; теория «общественно-экономических формаций»К. Маркса.

Несмотря на различие европейских универсальных философских концепций истории человечества, идея уникальности культурно-исторического развития народов прочно укоренилась лишь в романтической историографии.

источник

Существует множество определений понятия культуры. Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности.

Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа — культура» сменилась на оппозицию «цивилизация — культура». Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация — к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей.

В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода культура — это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура — специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества.

Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности.

Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт. Основным для философии культуры является вопрос о существовании культурных универсалий, задающих целостный обобщенный образ человеческого мира.

Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную культуру, которая создается в рамках различных видов искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена.

Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Термин «культура» весьма многозначен. В специальной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие от невежества и невоспитанности. Для эстетики культура — это многочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества. В общественной жизни широко применяются такие понятия, как «культура мышления», «культура речи», «политическая культура», «культура производства» и др[1] . Что же такое культура с точки зрения философии? Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент для познания мира и человека в нем[2] .

В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным совершенством человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный. Просветители XVIII в. (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми[3] .

В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура является источником несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает нравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений культуры. Он делал категоричный вывод о том, что человеческие души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и поэтому образованные нации (например, Египет, Греция) легче всего становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять на лоне природы и в соответствии с ее требованиями.

В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура — это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход наиболее отчетливо проявился в творчестве И. Гердера. Он обосновывал идею о том, что культура — это прогресс в развитии способностей человеческого ума. Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию[4] .

В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом материального производства, характером общественно-экономической формации и исторической эпохи. Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура коммунистического общества. В марксизме исследовались различные проявления культуры — культура труда, политическая культура и др.

Разнообразные трактовки понятия культуры появились в философии на рубеже XIX и начала XX вв. Ф. Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это необходимо, поскольку человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное. Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разорвать сковывающие его путы культуры и силой своей энергии и влечений стать свободным и независимым[5] .

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

О. Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мнению, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимых организмов. Они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своем развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был убежден в том, что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял и характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народов майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались им как существующие независимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал также английский социолог и историк А. Тойнби в теории «цикличности» культуры[6] .

Основатель психоанализа З. Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек — это существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления человека с помощью норм и запретов. С той поры «техника» подавления человека стала куда более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден, что современный человек является в большей степени пленником культуры в сравнении с его первобытными предками, и эта тенденция в итоге погубит все человечество[7] .

источник

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

Под культурой в философии понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных направлениях, сфера свободной самореализации личности.

Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках просветительской философии истории. Идея культуры выражала здесь степень развитости разумного начала, объективирующегося в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. Немецкая классическая философия отождествила культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества. При этом многообразие форм культуры располагалось ими в определенной исторической последовательности.

В рамках философии жизни формируется новая идея об исторической самобытности и локальности культур, происходит отказ от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа-культура» сменяется новой оппозицией «цивилизация-культура» (О.Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой негативных черт западной техногенной цивилизации и «массовой культуры». Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, технологическому, материальному. Культура при этом сводилась к высшим областям духовного творчества, а цивилизация – к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей.

В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры – аксиологический и деятельностный. С точки зрения аксиологического подхода, культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривают ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода, культура – это специфический способ человеческой жизнедеятельности, «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). В качестве способа регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. При данном подходе акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества.

Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интепретация культуры Ю.А. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Предметы материальной культуры тоже выступают как средства хранения и передачи смыслов, регулирующих деятельность, поведение и общение.

Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизвдение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, наукой, современной техникой, представляет собой абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества «социальных эстафет» (Розов М.А.) и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.

Основным вопросом для философии культуры (сам термин ввел в начале 19 века немецкий романтик А. Мюллер) является вопрос о существовании культурных универсалий, дающих возможность философского осмысления культуры. С точки зрения неокантианцев (Г. Риккерт, В. Виндельбанд), универсалиями культуры являются общезначимые ценности (логические, эстетические, нравственные). В психоаналитической концепции К.Г. Юнга универсалии культуры задаются психобиологическим единством человеческого рода. Согласно социально-философской теории К. Маркса, культура – это сам процесс человеческой жизнедеятельности, а не только совокупность его результатов, и она может быть понята только в связи с обществом и трудом.

Дата добавления: 2015-05-09 ; Просмотров: 1775 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие культуры в философии.

2. Социальная обусловленность куль­туры.

3. Единство и многообразие совре­менной мировой культуры, ее особенности.

Культура как явление общественной жизни являет­ся объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса, т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает художественную куль­туру, которая создается в рамках различных видов искусства. Каждая наука реализует свой специфичес­кий интерес при изучении этого сложного феномена.

Философия также изучает культуру, но не ее еди­ничные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в исто­рическом процессе и какую роль играет в социализа­ции человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Термин «культура» весьма многозначен. В специ­альной и художественной литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и воспитанности человека, в отличие от неве­жества и невоспитанности. Для эстетики культура — это многочисленные произведения профессионального искусства и народного творчества. В общественной жизни широко применяются такие понятия, как «куль­тура мышления», «культура речи», «политическая куль­тура», «культура производства» и др. Что же такое культура с точки зрения философии?

Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал по­зитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инстру­мент для познания мира и человека в нем.

В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным совершенством человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.

В эпоху Возрождения под культурой стало пони­маться соответствие человека высокому гуманистичес­кому идеалу. Культурным считался универсально раз­витый человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели на культуру как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми.

В то же историческое время появилась и пессимис­тическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Та­кую позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура является источником несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает нравствен­ность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений культуры. Он делал ка­тегоричный вывод о том, что человеческие души раз­вращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и поэтому образованные нации (на­пример, Египет, Греция) легче всего становились до­бычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии с природой, вдалеке от городов, а воспита­ние человека осуществлять на лоне природы и в соот­ветствии с ее требованиями.

В немецкой классической философии культура вос­принималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчерки­валось, что культура — это мир идей и вещей, создан­ный в ходе человеческой деятельности. Рост культуры рассматривался как один из законов истории общест­ва. Такой подход наиболее отчетливо проявился в твор­честве И.Гердера. Он обосновывал идею о том, что культура это прогресс в развитии способностей че­ловеческого ума.

Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык. Каждый народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет цивилизующую функцию.

В классической марксистской философии XIX в. по­нятие культуры стало употребляться для характерис­тики творческих сил человека и совокупных результа­тов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея обусловленности культуры конкретным способом ма­териального производства, характером общественно-эко­номической формации и исторической эпохи. Счита­лось, что культура всегда носит конкретно-историчес­кий характер (первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура коммунистичес­кого общества. В марксизме исследовались различные проявления культуры — культура труда, политичес­кая культура и др.

Разнообразные трактовки понятия культуры появи­лись в философии на рубеже XIX и начала XX вв.

Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь как средство для по­давления и порабощения человека с помощью право­вых и иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это необходимо, поскольку человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное.

Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разо­рвать сковывающие его путы культуры и силой своей энергии и влечений стать свободным и независимым.

О.Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс в истории культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его мне­нию, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимых организмов. Они не связаны друг с дру­гом и закономерно проходят в своем развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был убежден в том, что единой общечеловеческой культу­ры не существует. Он выделял и характеризовал во­семь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, за­падноевропейскую, культуру народов майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались им как сущест­вующие независимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал также английский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры.

Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого противоречия между челове­ком и культурой. По его мнению, человек — это суще­ство исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и инстинктов. Культура же враж­дебна человеку, поскольку она ограничивает свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инстру­ментом подавления человека с помощью норм и запре­тов. С той поры «техника» подавления человека стала куда более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден, что современный человек является в большей степени пленником культуры в сравнении с его перво­бытными предками, и эта тенденция в итоге погубит все человечество.

В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях (Д.Белл, Р.Арон и др.) куль­тура сводилась, прежде всего, к достижениям науки и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв человечества в блестящее будущее. На­против, в докладах Римского клуба было сделано уда­рение на необходимости совершенствования, прежде всего самого человека, если он желает выжить в усло­виях обострения глобальных проблем. А. Швейцер по­лагал, что современная культура призвана быть преж­де всего «живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему живому. Быть культур­ным в наше время означает активно способствовать сохранению жизни на нашей планете.

В русской философии понятие культуры традици­онно имело, прежде всего, высокое нравственное напол­нение. В этом проявился дух православия с его идеямидобра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами.

Зло есть то, что раз­рушает жизнь и мировую гармонию. Напротив, Доб­ро – это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное предназначение человеческой куль­туры как сгустка морали и мудрости. В русской фило­софии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во всех ее проявлениях — образ жизни и традиции, формы экономической жизни. Культура Рос­сии своеобразна, как и сама «русская душа», мировоззрение и мироощущение россиянина. В ней очень боль­шую роль играет духовное начало, культ добра и спра­ведливости, а не вещей и торгашества. Россия нахо­дится на пересечении двух потоков мировой истории и культуры — Востока и Запада. Именно поэтому она «обречена» на диалог с другими культурами и имеет богатейшие возможности для духовного обогащения бла­годаря такому диалогу.

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Как видим, в истории философии выделялись и изу­чались различные стороны культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности куль­туры с позиций философии.

Термин «культура» переводится с латинского языка как «возделывание», «уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта деятельность весьма разнообразна но форме и сферам своего проявления и, следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплоще­ния, а также отношения между людьми как ее творца­ми. Культура — это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.

Культура есть философское понятие для характе­ристики развития сил и способностей человека как де­ятеля. В своей действительности она включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Куль­тура — это все, созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена сле­дующим образом: культура = живая деятельность че­ловека + овеществленная деятельность человека.

В своей реальности она представляет собой комплекс дости­жений человечества.

Раскрывая сущность культуры, следует сделать одно важное примечание. «Как в плоскости культуры отли­чить церковь от кабака?» — спрашивал русский фило­соф П.А. Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то, что отвечает высоким гуманным крите­риям и служит интересам общественного прогресса и благу общества. Культурно только то, что нравствен­но. Вряд ли умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера и Сталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в истории человечества. Подобные явления указывают на наличие в обществе так называемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна и свидетель­ствует о весьма противоречивом бытии человека в мире, о трагичности его существования.

С точки зрения своего внутреннего строения куль­тура имеет два слоя.

Во-первых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей.

Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и ме­тоды познания, формы мышления. Сюда относятся так­же и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политичес­кую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная куль­тура как мир произведений искусства, каждый из ко­торых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в кни­гах, картинах, скульптурах.

Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению С.Л.Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества». Русский ху­дожник и философ Н.К. Рерих воспринимал культуру как самоорганизующуюся систему духа, которая дей­ствует в соответствии с уровнем и качеством «энерге­тики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрас­ным», Рерих ставил в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон придает культуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом.

В каждой национальной культуре всегда есть ее ду­ховное ядро, некая сердцевина, вокруг которой и фор­мируется вся система культуры. На протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусст­во (например, иконы как жанр в изобразительном ис­кусстве), на быт людей и их традиции, на политичес­кую жизнь и государственность, на формы хозяйствен­ной деятельности и трудовую мораль, на другие сторо­ны культуры.

Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее функциях. Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, которая позво­ляет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в первую очередь наука и иные формы познания — мифы, искусство, религия.

Практическая функция говорит о том, что культура служит целям преобразования природы с помощью зна­ний и орудий труда. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего.

Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище» ценностей, т.е. позитивных продук­тов духовной деятельности человека — идей, идеалов, образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности, выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.

Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании человеческого в чело­веке — высоких потребностей и благородных поступ­ков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитан­ного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, — это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.

Очень часто в философии наряду с культурой упот­ребляется и понятие цивилизации.

Нередко эти поня­тия применяются в одинаковом смысле. На наш взгляд, это неверно, хотя эти понятия в чем-то и близки. Мы исходили из того, что цивилизация — это определен­ная крупная эпоха в истории человечества (собиратель­ская, аграрная и др.), ступень в развитии человека как деятеля и творца. Культура же есть содержание (со­держимое») конкретной исторической эпохи, выраженное в совокупности духовных и материальных ценнос­тей. Каждой цивилизации свойственна своя специфическая культура.

Например, в рамках аграрной циви­лизации возникли и сформировались греческая, еги­петская и иные культуры со своеобразными характе­ристиками. Каждый шаг в развитии цивилизации оз­начает одновременно и шаг по пути развития культу­ры (как и ее антиподов тоже). Но и наоборот, разви­тие культуры постепенно создает предпосылки для перехода общества на более высокую ступень в своем раз­витии, как это случилось, например, в XX в. в связи с бурным развитием научно-технической революции. Од­нако не следует думать, что развитие цивилизации авто­матически влечет за собой и прогресс в развитии куль­туры. На несоответствие между цивилизацией и куль­турой указал, как мы уже отмечали выше, еще Ж.Ж.Руссо. XX в. показывает, что при определенных условиях культура может распадаться, деградировать и даже погибать, теряя свои лучшие достижения.

Это происходит в войнах, которые разрушают материаль­ные ценности, вносят вражду и ненависть между стра­нами и народами. Этому отчасти способствует и поли­тическая борьба, раскалывающая иногда нацию на «бе­лых» и «красных».

Гибель культуры проявляется так­же в угасании человеческой духовности, падении нра­вов и в иных формах.

Дата добавления: 2013-12-14 ; Просмотров: 2975 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Существует множество определений понятия куль-

туры. Первоначально термин ≪культура≫обозначал

обработку и уход за землей. Наиболее философским

является определение культуры и как системы истори-

чески развивающихся внебиологических программ

человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих

воспроизводство и изменение социальной жизни во

всех основных проявлениях, сфера свободной само-

реализации личности≫. Впервые культура становится

предметом философского изучения в рамках филосо-

фии Просвещения. Она выражает здесь степень раз-

витости разумного начала, опредмечиваясь в ходе

истории в религии, морали, праве, искусстве, науке,

философии. При этом многообразие форм культуры

располагалось в определенной исторической после-

довательности. Представители философии жизни

сформировали идею об исторической самобытности

и локальности культур, отказались от представлений

о единой линии культурного развития человеческого

рода, оппозиция ≪природа — культура≫ сменилась на

оппозицию ≪цивилизация — культура≫ (О. Шпенглер).

Это противопоставление было связано с критикой

западной техногенной цивилизации и массовой куль-

туры. Культура как органическое, творческое, духов-

ное начало противопоставляется цивилизации как

утилитарному, техногенному, материальному. Культу-

ра при этом сводится к высшим областям духовного

творчества, а цивилизация — к системе различных

технологий, повышающих материальное благосостоя-

ние людей. В современной философии можно выде-

лить два основных подхода к осмыслению культуры.

С точки зрения аксиологического подхода культура —

^ э т о система ценностей, сложная иерархия идеалов

и смыслов, значимая для конкретного общественно-

го организма. Сторонники этого подхода обращают

особое внимание на творческий и личностный аспек-

ты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации

общества и человека. С точки зрения деятельностно-

го подхода культура — специфический способ чело-

веческой жизнедеятельности. Как способ регуляции,

сохранения и развития общества культура включает

в себя не только духовную, но и предметную деятель-

ность. Акцентируется не столько культура личности,

сколько культура всего общества. Близкой к деятель-

ностному подходу является семиотическая интерпре-

тация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассмат-

ривается им как система информационных кодов,

закрепляющая жизненный социальный опыт, а также

Культура как сложно организованный и развиваю-

щийся набор таких семиотических систем транслиру-

ет программы поведения, общения и деятельности.

Культура как система разнообразных традиций, образ-

цов поведения, норм и результатов деятельности,

постоянное воспроизведение которых делает чело-

века человеком, обладающим языком, сознанием,

искусством, современной индустрией, наукой, пред-

ставляет абсолютную ценность, задающую главные

ориентиры всем сферам человеческой деятельно-

сти. Культура передается от поколения к поколению

и является формой социального наследования, со-

храняющей для будущего наш социальный опыт. Ос-

новным для философии культуры является вопрос

о существовании культурных универсалий, задающих

целостный обобщенный образ человеческого мира.

ная форма мировоззрения. Главные истоки проблем

Проблемы философского мировоззренияяв-

ляются порождением многообразных потребностей че-

ловека и детерминируются его многообразной деятель-

ностью. Все множество проблем философского

мировоззрения может быть сведено в пять больших

групп: онтологическую, антропологическую, аксиологи-

ческую, гносеологическую, праксеологическую. Интег-

ратором, ядром всех проблем выступает основной во-

прос философии. Основной вопрос, или основная

проблема, философии фиксирует онтологическое и гно-

сеологическое отношение материи и сознания и явля-

ется центром философской проблематики, отражающим

реальное ядро предмета философского исследования.

Первым компонентом, инициирующим отношение

субъекта к объекту, являются потребности. Потребности

делятся на витальные и социальные. Формой выраже-

ния потребностей является интерес. Интерес как осоз-

нанная потребность задает определенную направлен-

ность субъекта к объекту, инициирует его активность.

Следующим компонентом структуры мировоззрения яв-

ляются знания. В системе субъектно-объектного отно-

шения выделяются два уровня знания: знания объекта

и знания субъекта. Своеобразным ≪редактором≫ знаний

человека о мире и о себе являются ценности. Знания,

пропущенные через ценности, обеспечивают еще один

компонент структуры мировоззрения. Это идея — зве-

но, связующее объект и субъект.

конструирования объекта усилиями человече-ского

ума, субъекта вне рамок его чувствительной деятель-

ности. Далеко не продвинулись представители фило-

софии материализма, рассматривавшие связь субъек-

та и объекта как чисто физическое отношение. При

этом познание видится как результат одностороннего

воздействия объекта на субъект. А в отношении меж-

ду субъектом и знанием возникает проблема оценки

знаний, определения их достаточности для решения

конкретной проблемной ситуации.

В отношении между знанием и объектом как источ-

ником знания есть свои проблемы Это вопросы исти-

ны знания, ее критерия. Всякое знание всегда интен-

ционально, т. е. направлено на свой объект. Вопрос

о соотношении образа и предмета, знания и реально-

сти является основным вопросом гносеологии. Фор-

мой, связующей отношение субъекта и объекта, явля-

ется образ. Образ субъективен по восприятию, но 00

объективен по содержанию. В истории философии

сложились три варианта связи образа и объекта: об-

раз есть совокупность наших ощущений (позиция

субъективного идеализма); образ есть постижение

разумом объективно существующих идей (объектив-

ный идеализм); образ есть субъективное освоение

объективной действительности, существующей неза-

висимо от сознания субъекта (материализм). По от-

ношению к субъекту образы подразделяются на чув-

ственные и рациональные. По отношению к объекту

делятся на информационные и проективные. Из этого

следует, что познание— сложный процесс, включаю-

щий различные формы субъективного освоения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9348 — | 7298 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник