Меню Рубрики

Что такое мудрость с точки зрения философии

Обрести мудрость – это большое, можно даже сказать, великое достижение. И далеко не каждый человек, даже в весьма солидном возрасте, может им похвастать. Мудрость – это ценность, которая приходит к человеку с годами. Быть молодым и мудрым невозможно. Но и сам по себе возраст не делает человека мудрым. К мудрости нужно стремиться, а не просто ждать ее. Мудрость – это не просто знания, опыт, рассудительность – это прежде всего спокойствие, это отсутствие лишних эмоций, которые затмевают рассудок. Мудрый человек – это спокойный человек, он смотрит на жизнь с пониманием ее смысла. Он умеет принимать жизнь такой, какая она есть, видя во всем, что в ней происходит, определенную цель. В молодости, когда у людей все чувства обострены, когда они чаще реагируют на все, что происходит в их жизни достаточно импульсивно и очень редко обдумывают происходящее – они очень далеки от мудрости, потому что им не хватает спокойствия и уравновешенности, которые приходят с годами. Чувства, эмоции, обостренные инстинкты, ну и конечно же отсутствие нужных знаний и опыта – все это мешает людям быть мудрыми. В этой статье я расскажу вам о том, как люди, которых лично я считаю очень мудрыми, с их слов, обрели эту великую ценность.

Для начала следует сказать, что для обретения мудрости необходимо почувствовать, а если возможно, то и понять ее ценность. И чем раньше человек увидит в мудрости большую ценность для себя, тем быстрее он начнет к ней стремиться. А стремиться к ней можно разными путями. И первый из них, это, конечно же, получение знаний. Знания – ключ к пониманию этого мира и самого себя. Мы пришли в этот мир учиться, но каждый из нас делает это по-своему, кто-то учится на чужих ошибках, а кто-то на своих. А тот, кто вообще не учится – учит других своим негативным примером. К мудрости лучше всего стремиться через познание мудрости предков, то есть, учась на чужом опыте. Умение не наступать на те грабли, на которые наступали другие люди – колоссальное достижение. Как говорил Конфуций: «У человека есть три пути, чтобы познать мудрость: первый, самый благородный, — размышление; второй, самый легкий, — подражание; третий, самый горький, — опыт». Чтобы познать мудрость с помощью размышления – нужно получать знания и обдумывать их. То есть, нужно изучать этот мир. И все мы вроде бы начинаем это делать с ранних лет, когда учимся чему-то у своих родителей и других окружающих нас людей, а также получаем знания в школе и прочих учебных заведениях. Но при этом мудрыми становятся лишь немногие из нас. Это те люди, которые более остальных осознали всю важность знаний и развитого мышления, помогающего этими знаниями пользоваться, и посвятили свою жизнь активному познанию мира и самих себя. Посудите сами, что такое мудрость, как не постоянное стремление к знаниям, которых никогда не бывает много. Мудрец — это вечный ученик.

И все же, более важное значение в этом вопросе играет время, в течение которого человек познает этот мир. Это то время жизни, которое отведено каждому из нас и которое нам нужно грамотно использовать, а не просто прожигать. Сначала человек учится удовлетворять свои самые насущные потребности. Затем он формирует собственную систему ценностей, решая, что для него важно в этой жизни, а что нет и развивается согласно ей. Затем он становится более зрелым, убирая из своей жизни всякие глупости и нежизнеспособные детские мечты, если, конечно, развивается, а не застревает в подростково-юношеском возрасте. И только потом он приходит к первым крупицам мудрости. Таким образом, мудрости предшествует зрелость ума, ибо именно зрелый ум способен воспринимать жизнь максимально рационально, не поддаваясь влиянию своей животной сущности. А проявлением полной, абсолютной мудрости является спокойствие – это главный ее признак. А оно, как не крути, приходит с годами. Спокойный человек – это рассудительный, думающий, терпеливый, не суетливый, умеющий себя контролировать человек. Это также очень наблюдательный и внимательный человек – он постоянно наблюдает за собой и за другими людьми, и благодаря этому многое видит и понимает. Таким он может быть только в определенном возрасте, когда все его самые сильные чувства угаснут и жизнь он станет воспринимать преимущественно с помощью разума. Но, как я уже сказал, не стоит думать, что мудрость приходит сама – можно дожить до седых волос и так и не стать мудрым человеком. Ибо мудрость – это результат большой работы над собой. Можно, конечно, обрести какую-то мудрость и без всякой работы, ведь все мы с возрастом становимся спокойнее и набираемся какого-то опыта. Но такая мудрость, пришедшая к человеку не благодаря его работе над собой, а лишь с помощью возраста – не так богата, как та, которая стала результатом его серьезного труда. От того и не так много в нашем обществе мудрых людей. Большинство людей, старея, превращаются не в мудрецов, а в маленьких детей, которые практически ничему не могут научить молодое поколение. А именно для этого человеку и нужна мудрость.

Да, смысл мудрости именно в том, чтобы передать ее в определенном виде последующим поколениям. Поэтому, чтобы ее обрести, человеку нужна мотивация в виде цели – научить кого-то чему-то очень полезному, непосредственно связанному с жизнью людей. То есть, если вы хотите стать мудрым человеком, то вам надо решить – кому и для чего вы будете передавать свою мудрость. Это могут быть ваши дети, ученики или вообще все те люди, которым будут интересны ваши знания и опыт. А такие всегда найдутся. Часто можно слышать о том, что молодежь ничему не хочет учиться, что она повторяет ошибки своих отцов и дедов и предпочитает самостоятельно набивать шишки. Но это не совсем так. Правильнее будет сказать, что большинство людей, в том числе и очень молодых, ничему и ни у кого не хотят учиться – не хотят перенимать опыт предков. Причем некоторые из них и на своем собственном опыте не учатся. Но есть люди [они всегда были, есть и будут], которые с удовольствием перенимают опыт более мудрых людей. Для них мудрость поколений – это огромная ценность, которой они страстно желают овладеть, чтобы потом передать ее следующему поколению. Вот им-то и нужны мудрые люди, которые станут для них учителями. Я считаю, что человечество должно взрослеть и умнеть. Все последующие поколения в целом должны быть умнее предыдущих. В этом, на мой взгляд, смысл нашего человеческого существования. Так что стать мудрым, чтобы сделать последующие поколения еще мудрее – это очень достойная цель для человека. Но совершенно очевидно, что не всем людям она подходит. Поэтому и не все из нас достаточно мотивированы к обретению мудрости. Многим она просто не нужна – они не видят в ней смысла.

Если вы принадлежите к числу тех людей, которые видят для себя смысл в мудрости и хотят ее обрести, то как и Конфуций, я советую вам делать это через размышление, а точнее, через получение знаний и развитие своего мышления. Чтобы стать мудрым, нужно активно познавать мир и решать самые разные проблемы и задачи, непосредственно связанные с жизнью людей. И чем шире будет ваше мировоззрение, тем лучше. Хорошие знания только в какой-то отдельно взятой области могут сделать человека хорошим специалистом, но не мудрецом, потому что во многих других делах, относящихся к жизни, он будет слеп. А поскольку человек не может знать всего, то для обретения широты познания ему необходимо развивать свое мышление, чтобы не просто быть человеком знающим, а быть человеком – ищущим знания и постоянно познающим этот мир. Ибо мудр тот, кто знает, что он ничего не знает, как говорил Сократ. А мы очень многого не знаем. И об этом нужно знать. Понимаете, друзья, истинная истина – это то, что постоянно нужно искать. В этом один из смыслов жизни – не знать, а узнавать. Истина где-то рядом. И мудрец знает, что она всегда будет недоступна для понимания человека, она всегда скрыта от его глаз. Мы можем знать лишь часть истины – то, что нам доступно и возможно даже позволено познать. Но что-то узнав, что-то открыв для себя, получив ответ на свой вопрос, человек одновременно получит и множество новых вопросов, он столкнется с множеством новых тайн, которые необходимо открыть, изучить, познать, чтобы узнать еще больше. Поэтому мудрый человек – это человек, который всегда открыт всему новому. Это человек, который будет познавать мир до последнего вздоха. К этому тоже нужно быть готовым. Я бы даже сказал – этого нужно хотеть. Определенность мудрому человеку не нужна. Он знает, что его знания не полны, сколько бы он всего не знал.

Я не могу и не стану утверждать, что каждый человек должен стремиться к чему-то великому, должен хотеть реализовать себя в полной мере, должен жить высшими ценностями и в конечном счете стать мудрецом. Это вопрос личных предпочтений, а может быть и предназначения человека. Жизнь часто показывает нам, что каждый человек должен находиться на своем месте. Я знаю многих людей, которых ничего в жизни не интересует, кроме того, что связано с их повседневным бытом. Они едят, пьют, спят, развлекаются, получают удовольствие от простых вещей и им больше ничего не нужно, вообще ничего. Они счастливы от того ограниченного образа жизни, который имеют. Значит, возможно, так и должно быть. Их жизнь должна быть именно такой. Не нужно им ничего высшего, великого, выдающегося, потому что они этого не способны понять. А есть люди, которые не могут жить ограниченной жизнью, их просто разрывает изнутри, если они не будут познавать, изучать, открывать, совершенствовать себя и реализовывать свой личностный потенциал. Вспомните того же Ломоносова, ну не мог он жить так, как жили другие люди в его деревне – он хотел большего, он был рожден для большего. И он к этому большему пришел. Поэтому быть или не быть мудрым – это возможно даже не выбор человека, а его предназначение. Как бы то ни было, если у вас есть желание обрести мудрость к старости – реализуйте его. Ибо лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал.

Некоторые люди начинают стремиться к мудрости лишь после того, как столкнутся с негативными потрясениями в своей жизни. Сильные потрясения часто заставляют людей переосмысливать свою жизнь и находить в ней новые ценности. Но важно не то, что вызовет в человеке желание стать мудрым, гораздо важнее то, что встав на путь мудреца, человек сделает первый и самый важный шаг в направлении мудрости. Он осознает высшую ценность в этой жизни, которой захочет обладать. В мудрость надо влюбиться, чтобы начать активно стремиться к ней. Ведь этот путь бесконечен, по нему можно идти вечно. Но тому, кто выберет его для себя, жизнь пойдет навстречу и будет всячески помогать. Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

источник

свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства; философия.

Под мудростью я имею в виду правильное понимание жизненных целей. Это нечто такое, чего наука сама по себе не обеспечивает. Поэтому одного лишь роста науки недостаточно для того, чтобы гарантировать подлинный прогресс, хотя этот рост представляет собой один из элементов, необходимых для прогресса.

проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью» (Николай Гартман, немецкий философ XX века).

высшая духовная потенция человека, результат интеллектуальных, душевных и духовных усилий, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру; понимание смысла вещей, смысла своего собственного существования и смысла бытия в целом, позволяющее личности выстраивать собственный образ жизни и отношение к людям с точки зрения высших ценностей общечеловеческого и исторического характера.

проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуалистском смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как осн. духовного фактора во всей жизни человечества» (Н. Гартман. Этика, 1935).

высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру. В древности идеал мудреца — созерцательность, “зритель на стадионе” (где др. состязаются или торгуют). Иное понимание М. возникает в христианстве вместе с идеей “спасения”, личного и общественного совершенствования; мудрец здесь — учитель жизни, ее преобразователь. В М. присутствуют активность мифа, эмоциональность и многовариантность художественного образа, точность научного, рассудочного знания, антиномичность и цельность разума. М. заключает в себе идеал. Философия — “любовь к мудрости” (“любомудрие”). М.— это самокритика разума, вечное движение вперед.

Сама сущность мудрости содержится в Не-Бытии», говорят

каббалисты; но они также относят это термин к Слову или Логосу,

Демиургу, которым эта вселенная была вызвана к существованию.

«Единая Мудрость — в Звуке», говорят оккультисты, — где

опять-таки Логос подразумевается под Звуком, который есть

Читайте также:  Требования к зрению при работе с компьютером

субстрат Акаши. В «Зохаре», «Книге Великолепия», говорится: «Это

есть Принцип всех Принципов, таинственная Мудрость, венец всего,

что имеется от Всевышнего». («Зохар», III, fol. 288, «Каббала»

Мейера.) И это объясняется: «Над Кэтер есть Айин или Энс, т.е.

Эйн, Ни-что». «Это так названо потому, что мы не знаем, и

не возможно узнать, что в этом Принципе, потому что. это выше

самой Мудрости» (III, fol. 288). Это доказывает, что истинные

каббалисты соглашаются с оккультистами, что сущность или то, что

есть в принципе Мудрости, еще выше этой высшей Мудрости.

понятие, в общем смысле означающее глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. М. — это особое отношение к миру, к жизни, понимание того, что, как правило, дано большинству людей, но не осознается ими как нечто важное и существенное. М. можно отнести к общечел. знанию, к-рое потенциально доступно каждому. Напр., соблюдение меры в делах, поступках, в достижении к.-л. целей. В то же время М. — не просто знание, она есть выражение эмоционально-чувственной сферы чел. психики, а ее постижение связано с самопознанием. Поэтому М. излагается обычно не в дискурсивной, а в афористичной форме. Известно, что философия понимается со времен Античности как «любовь к М.». Это означает, что сами по себе философия и философствование явл. не столько М., сколько возвышением ее и стремлением к ее постижению. Особенно возвеличена М. в Библии, где она говорит о себе: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там» (Притч. 8, 22—27). Лит.: Николай Кузанский. Охота за мудростью // Соч.: В 2 т. М., 1980. Т. 2. В.И.Полищук

— в философии нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание обширным знанием или же компетентность эксперта. Это способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека, с духовно-нравственными основами его мысли и жизни; это также искусство жить согласно обретенному смыслу. В древней философии мудрость рассматривалась как источник всех совершенств человека, его добродетели и счастья. Но нередки признания скорбного характера подлинной мудрости (Еккл.1.18). По Г.Марселю, способность человека овладевать мудростью «как бы подточена изнутри силами, словно сговорившимися не допустить даже возможности его!» Отсюда внутренний трагизм стремления к мудрости, которую философ должен принять как нечто неизбежное в условиях его работы, как следствие фундаментальной необеспеченности существования человека в мире, особенно в таком веке как ХХ-й. Этот трагизм смягчен надеждой обрести свет на тропах, ведущих за пределы нашего времени и нашего мира. Христианство апеллирует к мудрости неотмирной — к высшей Премудрости, что предполагает открытость и чуткость разума и сердца человека к Духу и Слову. Путь мудрости Бонавентура понимал как «путь пламенной любви к Распятому» и посвящения себя прославлению Бога. В неотомизме: мудрость — необходимое условие достижения святости и раскрытия человечности.

знание и добродетель. Мудрость — это конечная цель философии. Она объединяет в себе теоретическое знание с реализацией практического идеала: мудрец отличается от ученого тем, что воплощает свое учение в жизнь, и тем, что уже сама его жизнь представляет собой реализацию и свидетельство истины. Идеал мудреца — это высший идеал античности: например, «Семеро мудрецов» Древней Греции, с которыми советовались могущественнейшие люди того времени и которые единственные обладали полным для того времени знанием — Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон (Платон цитирует их в диалоге «Прота-гор»). Учение стоиков приоткрывает нам основные черты древнегреческого мудреца: его главная особенность — умение жить «в гармонии» с миром; в нем отражены все законы космоса (универсума). В воображении древних греков мудрец — это прежде всего тот, кто созерцает звездное небо и кто полон глубоким чувством порядка и разумности вещей. В более современном смысле мудрец — это тот, кто живет в гармонии с человечеством: кому в человеческом миропорядке не обязательно нужно все испытать, чтобы все понять (Гелен «Теория свободы воли», 1933). Самым строгим здесь будет космическое или этическое определение мудреца: для античности мудрость — это интуитивное познание мировых законов, а в современном смысле — понимание проблем другого. В более обыденном смысле мудрость — моральное понятие, означающее «уравновешенность» личности: «благоразумие» (Платон), или умение управлять своими желаниями. В этом смысле мудрость противоположна страсти и глупости. Иногда ее отождествляют с осторожностью.

высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. В античности мудрость рассматривалась как одна из четырех кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью, справедливостью и мужеством). По Лейбницу, мудрость есть «знание высшего блага», по Канту — «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л. Н. Толстой определял ее как «знание вечных истин, приложимых к жизни» и т. д. Один из существенных изначальных смыслов мудрости связывался с психической трансформацией субъекта знания на пути восхождения (рационалистического, экстатического и др.) субъективного духа кАбсолюту. Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен в ряде направлений (трансперсональная психология и др.) с различными сверхнормальными проявлениями ментальности (предвидением, ясновидением и т. п.).

В этико-философском контексте значение слова «мудрость» тесней всего переплелось с греч. понятием софия, означающим не только субъективное состояние души или ума, но и объективные характеристики вещей (их совершенство, красоту, гармонию), а также содержащим вполне четкое указание на творчество. Последнее значение понятия «софия» наложило существенный отпечаток на его этико-философское осмысление, начиная с Сократа—Платона и кончая русскими философами-софиологами (В. С. Соловьев, П. А Флоренский, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой, Л. П. Карсавин и др.). В этико-философском смысле софия-мудрость стала пониматься как творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, как идеальное преображение действительности и жизненное воплощение идеальности. Это состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом. Т. о., мудрость в ее целостном духовно-практическом выражении сопрягается и с нравственной мудростью.

Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего ра.-кптия [Гл. IV). Кн. 2. М., 1994; Назаров В. Н. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула, 1993; Проделки хитрецов: Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора. М., 1977; Соловьева. С. Философия начала цельного знания.— Соловьев В. С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988, с. 178-195.

МУДРОСТЬ — характеристика знания, содержащая в себе как оценку его универсально-фундаментального уровня, так и жизненно-практической ориентированности. По представлениям, идущим от глубокой древности, мудрец не только знает, как устроен мир, но и понимает, почему его устройство именно таково, а также и то, как человек должен себя вести в таком мире. Выделение первых форм теоретического знания — философии — из мифологического мышления, определявшего жизнедеятельность архаических сообществ, было связано со становлением новой культурной фигуры — мудреца, стремящегося к пониманию абсолютных смыслов человеческого бытия. Сам термин «философия» (любовь к мудрости) осознавался не в качестве хранения уже имеющихся знаний, а как постоянное стремление к постижению истин, скрытых от большинства людей. В античной философии понятие М. (софии) было связано с представлением о разумной организации мира в целом, поэтому человеческая М. трактовалась как умение «правильно жить», т.е. соответствовать в своих действиях законам мирового устройства. Сходные идеи можно увидеть и во многих прототеоретических воззрениях, распространенных на Востоке (напр., идея Дао в древнекит. философии). В обыденном языке древних греков слово «софия» сперва означало способность человека целенаправленно организовать свои практические действия. Отделившись впоследствии от непосредственно предметной практики, понятие «М.» закрепилось за сферой познания, где и стало обозначать знание о сущности, об универсальных связях явлений действительности. ПОСКОЛЬКУ такие связи не мыслились вне целостности самого окружающего мира, постольку и мудрость воспринималась как свойство «бытия в целом», превосходящее по масштабу отдельное сознание каждого человека. К М. можно и нужно стремиться, но овладеть ею в целом человек не способен. Такая позиция наиболее явно представлена в философской системе Платона, для которого абсолютные истины являются содержанием особого «мира идей», недоступного людям. В соответствии с теорией познания Платона, человек может лишь пробуждать в своей душе частичные воспоминания о ее пребывании в мире сущностей. Эти воспоминания и оказываются элементами истинного знания, составляющего содержание человеческой философии. Философские взгляды Платона существенно повлияли на дальнейшее развитие европейского теоретического сознания. В средневековой традиции представления о М. приобрели религиозную окраску и стали трактоваться в качестве характеристики полноты знания всеведущего Разума — Бога. В дальнейшем, в философии Нового времени идея, Абсолютного разума, носителя высшей мудрости, несколько отходит от традиционно теологического толкования и начинает соотноситься, скорее, с представлением о потенциально возможном знании всего человечества в целом. Г. Лейбниц, И. Кант и др. представители нем. философии обсуждают идею «всеобщего блага», обосновывая утверждение о том, что оно достижимо только тогда, когда большинство людей поймет ограниченность узко индивидуальных интересов и научится жертвовать ими ради общих целей, что предполагает переход от традиционно толкуемой рациональности к более фундаментальному уровню общечеловеческого сознания — М. Эти идеи нем. философии, различные представители которой активно разрабатывали учение о глубинной М. Мирового Абсолюта, повлияли на формирование оригинальной концепции рус. мыслителя В. Соловьева, получившей название «философии все единства», в которой В. Соловьев старался обосновать представление о том, что разум может разъединять людей, тогда как универсальная М. должна стать основой их соединения в целостную систему. Сегодня понятие «М.» не является характеристикой собственно научных знаний. Оно, скорее, оказывается эффективным в сфере этики, поскольку выражает такую сторону бытия, в которой знания человека, понимание им смысла имеющихся знаний, его ответственность за осуществляемые действия- составляют единое целое и определяют жизненную позицию индивида. С. С. Гусев

по мнению Гартмана Н., это: 1) «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; 2) постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; 3) всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью; 4) В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики; 5) Основной духовный фактор, главная ценность, идеал во всей жизни человечества» (Н. Гартман. Этика, 1935). Следовательно, мудрость есть этическое, духовное знание с одновременной его реализацией в повседневную жизнь. Мудрец тем отличается от ученого, что воплощает свое учение в жизнь, и тем, что уже сама его жизнь представляет собой реализацию и свидетельство истины софийного знания. Учение стоиков приоткрывает нам основные черты древнегреческого мудреца: его главная особенность – умение жить «в гармонии» с миром; в нем отражены все законы космоса, универсума. В воображении древних греков мудрец – это прежде всего тот, кто созерцает звездное небо и кто полон глубоким чувством порядка и разумности вещей. В более современном смысле мудрец – это тот, кто живет в гармонии с человечеством, это понимание проблем другого, а также умение управлять своими желаниями. В этом смысле мудрость противоположна глупости и аффектам. Иногда ее отождествляют с осторожностью. В более практическом смысле мудрость – моральное знание, соединение любви, добра и истины (В. Даль). По мнению составителя словаря, мудрость – это высшая человеческая ценность и системная форма познания человека и мира, в которой органически сплавлены, слиты, соединены все уровни, формы, способы, аспекты познания. С ее помощью достигается целостное постижение Истины и Реальности, раскрываются секреты микро и макрокосмоса, великие тайны человеческой души. Мудрость как высшая духовная ценность представляет собой органическое соединение любви к людям, к себе, к природе с глубокими общими и профессиональными знаниями. Это единство творческого мышления с высокой нравственностью и обязательно реализация софийных качеств в повседневной жизни конкретного человека. В человеческом представлении о Мудрости отражаются глубокие онтологические корни софийности самого бытия, Космоса. Ими, видимо, будут такие свойства Вселенной: наличие в ней гармонии и симметрии, целесообразности и меры, а в живой природе мимикрии и другие. Софийность, как бы разлита в Космосе и постигается человечеством в различных срезах, видах, ликах, формах. Мудрость лежала и лежит в основе культуры всех народов земли. Глубинная мудрость пронизывает систему взглядов всех мировых религий и большинства религиозных конфессий мира. Осознание значения мудрости изначально присутствует в понимании смысла и назначения человека на земле, во всех видах и формах человеческой деятельности, человеческого бытия. Открытие для людей путей к мудрости, укоренение ее в сознании, в мировоззрении, в навыках и привычках человеческого характера, поможет излечить людей от глупости эгоизма: творить зло, насилие, несправедливость, то есть приносить другим и себе страдания и т.п. Решить эту проблему и просто, и бесконечно сложно: надо научить человека думать сердцем, то есть видеть себя, людей и природу глазами понимающей и любящей души. А для этого надо, как утверждал Шакарим, научить людей жить по совести. Философская мудрость это целостная форма восприятия себя и мира. В ней органически сливаются духовный опыт любви и добра с истинностью знаний человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера, высшая правда и ранимая совесть, здравый смысл и стремление к справедливости, совпадение мыслей, идеалов с поступками, с образом жизни. Другими словами мудрость представляет собой благородный сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического постижения действительности. Для практического разума необычайно важно осознать и уметь применять в повседневной жизни следующие критерии мудрости и ее отличия от глупости.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

1. Всеобъемлющая бытийная Любовь;

2. Благоговение перед жизнью;

3. Соответствие человеческой жизни принципам и законам Космической Мудрости;

4. Неукоснительное следование высшему закону мудрости: «Делай другим то, чего ты желаешь себе» (Конфуций);

5. Способность предвидеть будущее, умение прогнозировать ход событий;

6. Соблюдение принципа единства слова и дела, мысли и поступка, идеала и образа жизни;

7. Искусство обретения на основе мудрости высших человеческих совершенств: крепкого здоровья, гармонии духовного и материального богатства и полноты жизненного счастья;

8. Овладение методами, способами, духовными законами достигать успеха в жизни на основе мудрости;

9. Стремись к согласию с другими людьми, относись с уважением к его мнению;

10. Постигай Целостную Истину, откажись от уверенности, что ты всегда прав, и только ты являешься носителем истины в последней инстанции;

12. Умей отличать добро от зла, правду от лжи и поступать в соответствии с правдой, во имя добра и справедливости.

13. В триумвирате воли, разума и сердца научись таланту прислушаться к велениям сердца (Абай), научись «думать сердцем».

источник

Философия как система обобщенных и целостных представлений о мире является самой древней наукой, насчитывающей в своем раз­витии около трех тысячелетий. Философские знания начали форми­роваться в УП-У1 вв. до н. э. в Индии, Китае, Греции, Риме.

Слово «философия» в переводе с греческого на русский язык озна­чает «любовь в мудрости», а в более точном смысле — «стремление к истине».

В своем зарождении философия мыслилась как такое стремление к истине, которое приведет к гармоническим, согласованным отноше­ниям человека с миром, а также к уравновешенности психики самого человека: его чувств, ума, воли. Таким образом, философское миро­понимание фиксировало не только общие принципы бытия, общие целостные представления о мире, его структурных характеристиках, но и особое положение человека в мире, его высокое предназначение, ответственность перед собой и миром.

Мудрость философского мышления предполагала не просто накоп­ление массы фактов, но и понимание мира как целостного, единого в своей основе.

Ценность мудрости заключалась в правильном руководстве пове­дением и образом жизни человека, в гармонизации знаний с жизнен­ным опытом человека, его устремлениями.

Первоначально понятие «философия» употреблялось в широком значении. В древней Греции этим термином означали всю совокуп­ность имеющихся внерелигиозных знаний о мире, человеке, научное знание в целом.

Такое понимание философии представляло собой вовсе не фило­софию, но протознание, пранауку. Однако еще в рабовладельческом обществе начинается дифференциация, разделение знаний. Из единой, нерасчлененной пранауки выделяются астрономия, медицина, математика, геометрия, география, физика, собственно философия.

В начале философия выступала в форме натурфилософского зна­ния. Но в процессе исторического развития отягощенность натурфи­лософскими элементами в философии снижалась, а тенденция офор­мления ее в самостоятельную науку неуклонно росла.

Уже в античном периоде понимание предмета и назначения фило­софии начинает выходить за рамки натурфилософии. У Аристотеля философия понимается как учение о всеобщем. Всеобщие характери­стики бытия должны быть выделены, по Аристотелю, в особую дис­циплину, которую он называл «первой философией». Наука о первых началах должна была выполнять роль господствующей, руководящей науки наук, противостоящей всем другим наукам.

Впоследствии за «первой философией» установилось название «ме­тафизика» (то, что после физики). Метафизика стала синонимом фи­лософской науки о всеобщем.

Таким образом, в рамках пранауки философское знание постепен­но определяло свой предмет, задачи, подготавливалось к самоопреде­лению. Содержание предмета философии формировалось историчес­ки. В зависимости от уровня развития общества развитие философии шло от натурфилософии античности к натурфилософии эпохи Возрож­дения, характеризующейся главным образом пантеистическими и гилозоистическими (от греч. hyle — материя и zoe — жизнь) тенденция­ми, к философии Нового времени, особенностями которой является смещение содержания философского знания в сторону гносеологии и механицизма, к идеалистическим системам немецкой классической философии и далее — к диалектическому материализму К. Маркса и Ф. Энгельса. В этот период предметом философии становится изуче­ние наиболее общих законов движения и развития природы, общества, мышления, путей познания и преобразования мира. Именно здесь произошло окончательное размежевание философии и частных наук, предметное самоопределение философии.

Процессу рождения философии способствовали экономические, политические, социальные условия, к которым относится развитие производительных сил, конкретизированное в античном способе производства, развитие товарного производства, разделение общест­ва на классы, социальные группы, наличие демократической фор­мы правления.

Философское знание возникло на основе мифологического ми­ровоззрения и научного знания (см. схему). В мифах объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственных и эстетических оценок ситуации, формировались некоторые общие принципы, взгляды о первоначалах бытия.

Появление философии означало рождение особой формы сознания, направленной на осмысление сложившихся форм знания и культуры.

Процесс размежевания и дифференциации наук привел к появле­нию проблемы соотношения философии и науки. В истории филосо­фии выделился ряд концепций, истолковывавших результаты диффе­ренциации наук и вопросы связи философии с другими науками.

Представители одной из концепций считали, что естественный про­цесс отделения наук от отождествляемого с философией синкретичес­кого знания приведет к разложению и распаду философии, ее содер­жание будет разобрано по частям другими науками. Философия сравнивалась с шекспировским королем Лиром, который раздал все свое богатство дочерям, а сам остался нищим. Эта концепция абсолютизирует частно-научное знание, отрывает его от философии, а последняя вообще сводится к совокупному частному знанию.

Представители другой концепции рассматривали философию как науку наук, считали ее наукой, пред которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия рассматривалась как всеохватывающее древо человеческих знаний, ветвями которого яв­ляются частные науки. Философия понималась как знание высшего рода о вечном, бесконечном и, таким образом, отрывалась от дости­жений частных наук.

Третья концепция реального процесса формирования и предмет­ного самоопределения философии утверждает, что частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет из совокупного преднаучного знания. Этому способствовали конкретные историчес­кие условия и интеллект великих мыслителей.

Философское учение не просто продукт эпохи. Это продукт раз­мышлений, установок, переживаний человека. Конкретная историчес­кая эпоха выражает свои ценности, императивы, знания посредством духовной деятельности мыслителя.

Философия — это специфический тип мышления, а также фило­софский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о мироздании, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливости, истине и лжи, о смысле и цели челове­ческой истории.

Поэтому философия может быть определена как форма размышле­ний о начале бытия, развитая культура способности мыслить.

Своеобразие личности мыслителя лежит в основе специфики фи­лософских взглядов и философского плюрализма. Множественность философских систем — не признак кризиса или разложения филосо­фии, а напротив, — свидетельство того, что философия уходит от стан­дарта, однообразия. Множественность философских систем является противоположностью идеологическому диктату, догматизму. Плюра­лизм требует от человека уважения к другим мнениям, признания за другими права на защиту своих идей и ценностей.

Специфика философствования, философского творчества заклю­чается в особой установке и стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу наличествующих взглядов. Поэтому философия любой эпохи всегда есть культура сомнения. В.С. Библер (р. 1918) счи­тает, что философ — это человек, трагически сомневающийся там, где сомневаться невозможно: в религиозных первоначалах, в научных основаниях. Философ все ставит под сомнение для того, чтобы прове­рить надежность человеческих представлений. Философ — беспощад­ный критик и возмутитель спокойствия, он, как считал Ф. Ницше (1844-1900), должен быть верховным судьей эстетической культуры, цензором всех заблуждений.

Философию порождает не только сомнение, но и удивление, кото­рое является началом мудрости и представляет собой бескорыстную и чистую любознательность, без которой не было бы ни науки, ни философии.

Несмотря на многообразие философских учений, в разные исто­рические периоды существует преемственность и единство истори­ко-философского процесса, и, следовательно, можно рассмотреть исторические типы философии.

Историческими типами философии в соответствии с логикой смены исторических эпох являются: философия древнего Востока, античнос­ти, средних веков, нового времени, современная западная философия.

Исторические типы философии можно вычленить на основе гео­политического подхода, с точки зрения которого выделяют три пути развития человечества — западный, восточный и русский. Отсюда три исторических типа философии — западная, восточная и русская.

Основное отличие этих типов заключается в акценте духовного по­иска. Акцент Запада — поиск абсолютной истины, России — поиск абсолютного добра, Востока — поиск абсолютного смысла вечности, слияние с ней.

Второе отличие типов философии заключается в смещении акцен­тов в философии между рациональным и иррациональным. Западная философия тяготеет в сторону рационализма, русская философия име­ет уклон в сторону иррационального. Речь идет лишь о смешении ак­центов, но не об отрицании одного направления другим.

Третье отличие заключается в характере смещения акцентов между разумом и верой. Русская философия изначально смещает свои ак­центы в сторону веры. Эту черту подчеркивали многие отечествен­ные мыслители.

Каждый исторический тип философии имеет также и свою логику развития материализма и идеализма.

Разнообразие философских школ, течений и направлений, процесс смены эпох, культур, цивилизаций предполагает преемственность в историческом развитии философии и развитие философской тра­диции. Философская традиция характеризуется тождественностью философской мысли, возвращением к одной и той же проблематике, позволяющей перекликаться и с философской мыслью других эпох и культур, а также осуществлять реальный диалог современных многоразличных философских систем в их разногласии и многообразии. Г. Гегель (1770-1831) отмечал в этой связи, что ни одна система философии не опровергнута, опровергнут не принцип данной фило­софии, а лишь предположение, что этот принцип является окончатель­ным. Поэтому в философской науке необходимо ассимилировать ог­ромный массив, зарубежной и русской философской мысли.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9438 — | 7438 — или читать все.

источник

МУДРОСТЬ – высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия. Большинство определений мудрости, встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. В античности мудрость рассматривалась как одна из четырех кардинальных добродетелей (наряду с умеренностью [УМЕРЕННОСТЬ], справедливостью и мужеством [МУЖЕСТВО]). По Лейбницу, мудрость есть «знание высшего блага», по Канту – «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л.Н.Толстой определял ее как «знание вечных истин, приложимых к жизни» и т.д. Один из существенных изначальных смыслов мудрости связывался с психической трансформацией субъекта знания на пути восхождения (рационалистического, экстатического и др.) субъективного духа к Абсолюту. Данный смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, был впоследствии соотнесен в ряде направлений (трансперсональная психология и др.) с различными сверхнормальными проявлениями ментальности (предвидением, ясновидением и т.п.).

В этико-философском контексте значение слова «мудрость» тесней всего переплелось с греч. понятием софия [СОФИЯ], означающим не только субъективное состояние души или ума, но и объективные характеристики вещей (их совершенство, красоту, гармонию), а также содержащим вполне четкое указание на творчество. Последнее значение понятия «софия» наложило существенный отпечаток на его этико-философское осмысление, начиная с Сократа–Платона и кончая русскими философами-софиологами (В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Е.Н.Трубецкой, Л.П.Карсавин и др.). В этико-философском смысле софия-мудрость стала пониматься как творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, как идеальное преображение действительности и жизненное воплощение идеальности. Это состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом. Т.о., мудрость в ее целостном духовно-практическом выражении сопрягается и с нравственной мудростью.

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития [Гл. IV]. Кн. 2. М., 1994;

2. Назаров В.И. Феноменология мудрости: Образы мудреца в истории культуры. Тула, 1993;

3. Проделки хитрецов: Мифы, сказки, басни и анекдоты о прославленных хитрецах, мудрецах и шутниках мирового фольклора. М., 1977;

4. Соловьев В.С. Философия начала цельного знания. – Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1988, с. 178–195.

  1. мудрость — Мудрость, мудрости, мудрости, мудростей, мудрости, мудростям, мудрость, мудрости, мудростью, мудростями, мудрости, мудростях Грамматический словарь Зализняка
  2. мудрость — МУДРОСТЬ, и, ж. 1. см. мудрый. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. м. провидца. Народная м. (также о сложившихся в народе изречениях, отражающих его жизненный опыт, знания). • Зуб мудрости третий коренной зуб, появляющийся после 20 лет. Толковый словарь Ожегова
  3. мудрость — Античная, безграничная, бездонная, божья, вековая, веселая, высокая, глубокая, древняя, дряхлая, жизненная, житейская, земная, златая (устар. Словарь эпитетов русского языка
  4. мудрость — • Бездонная (Сергеев-Ценский). • Высокая (Пушкин). • Глубокая (Лесков). • Змеиная (Тютчев). • Неистощимая (Пушкин). • Суровая (Фофанов). • Седая (Кольцов, Мятлев). • Ясная (Андреев). Словарь литературных эпитетов
  5. мудрость — См. мудрый Толковый словарь Даля
  6. мудрость — орф. мудрость, -и Орфографический словарь Лопатина
  7. мудрость — сущ., кол-во синонимов: 15 акрософия 1 афина 10 башковитость 3 благомудрие 2 благоразумие 18 дианойя 2 праджня 2 премудрость 6 продуманность 8 разумность 27 растение 4422 смиренномудрие 3 толковость 27 умственность 11 умудренность 4 Словарь синонимов русского языка
  8. мудрость — МУДРОСТЬ -и; ж. 1. к Мудрый. М. решения. М. пословицы. М. человека. 2. Глубокое знание, понимание чего-л. Житейская, народная м. Проявить м. 3. Разг. = Премудрость (2 зн.). Узнать всю м. устройства телевизора. Познать мудрости вокального пения. Толковый словарь Кузнецова
  9. мудрость — М’УДРОСТЬ, мудрости, мн. нет, ·жен. (·книж. ). 1. ·отвлеч. сущ. к мудрый. Ммудрость решения. Мудрость старца. 2. Сложность, замысловатость (·разг. ). Сумею, не велика мудрость! • Зуб мудрости — третий коренной зуб (по обоим концам каждой челюсти), прорезывающийся после 20 лет. Толковый словарь Ушакова
  10. мудрость — • большая

Словарь русской идиоматики

  • мудрость — -и, ж. 1. Свойство по знач. прил. мудрый. Мудрость решения. □ — Но, к слову сказать, здесь я понял мудрость пословицы: на миру и смерть красна. Панова, Спутники. 2. Глубокое знание, понимание чего-л. Житейская мудрость. Народная мудрость. Малый академический словарь
  • мудрость — УМ — ГЛУПОСТЬ От ума — от глупости. ○ Где кончается ум, там начинается глупость. Пословица. Любовь есть самая своенравная страсть. Не говорю уже о безобразии и глупости, ежедневно предпочитаемых молодости, уму и красоте. Пушкин. Опровержение на критики. Словарь антонимов русского языка
  • мудрость — мудрость ж. Отвлеч. сущ. по прил. мудрый II Толковый словарь Ефремовой
  • мудрость — сущ., ж., употр. сравн. часто (нет) чего? мудрости, чему? мудрости, (вижу) что? мудрость, чем? мудростью, о чём? о мудрости; мн. что? мудрости, (нет) чего? мудростей, чему? мудростям, (вижу) что? мудрости, чем? мудростями, о чём? о мудростях. Толковый словарь Дмитриева
  • Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

    источник

    Если мы слышим, что человека называют мудрым, то традиционно связываем данное высказывание с определенным представлением: глубокий ум, обязательно опирающийся на богатый, всеобъемлющий жизненный опыт. Иначе говоря, опыт — это мудрость.

    Они указаны в первых словарях русского языка 11 – 12 вв., а именно:

    • разум, благоразумие, ум – это умудренность;
    • ученость, совокупность знаний – великомудрие;
    • нравственное совершенство, душевная чистота – смиренномудрие;
    • религиозная благочестивость – это премудрость;
    • мастерство, совершенство, искусность – совершенномудрие;
    • лукавство, плутовство, хитрость – мудрствование.
    • старцем;
    • мыслителем;
    • святым;
    • плутом;
    • наставником;
    • философом;
    • провидцем;
    • хитрецом и т. п.

    Большинство из вышеперечисленных значений сложилось в рамках масштабной фольклорной традиции в духовно-религиозной литературе.

    Мудрость – это умение грамотно применять свои знания. Также под данным понятием подразумевают глубокий ум, который подкрепляется жизненным опытом; способность отыскивать решения в самых сложных ситуациях; понимание сути происходящего.

    Мудрость – это ценная способность человека как глубоко мыслить, так и действовать, согласно высоким жизненным целям, при этом быть выше ограниченных частных, преходящих интересов, включая свои собственные. Это начальный импульс эволюции философии, конечный синтез ее направлений.

    Согласно М. Эпштейну, данное понятие трактуется следующим образом:

    1. Мудрость – это глубочайшие знания, требуемое умение с пользой, виртуозно ими пользоваться.
    2. Данный термин подразумевает умение отделять недостижимое от неизбежного; отказаться от первого, смириться со вторым. Постоянное балансирование на грани.
    3. Мудрость – это тяга к знаниям, мировым событиям, которая идет от сердца и души. Эпштейн считал, что мудрый человек обладает таким умом из-за того, что ему все интересно.
    4. Он называл ее отсутствием самолюбования, готовностью любоваться, восхищаться остальными, это взгляд дитя с взрослыми поступками.
    5. Мудрость человека – это его умение в другом, всяком явлении найти то, чему следует научиться. Обычно незнайки поучают других.
    6. Мудрость трактуется как правильное понимание ценностей жизни, интуитивное предвидение вероятного единственно правильного развития ситуации.
    • основу для совершенствования, учения, которые нескончаемые;
    • пищу для ума, души;
    • возможности как видеть настоящее, так и предвидеть будущее;
    • свободу от страстей, предвзятости, лишних эмоций;
    • независимость, так как мудрый человек никогда не привязан к роскоши;
    • понимание логики происходящего вокруг.

    Она трактуется как способность грамотно использовать полученные знания. Путь к великой мудрости тернист и извилист. Но не стоит забывать, что его возможно преодолеть. Чтобы это сделать, потребуется в первую очередь желание и несколько других моментов.

    Жизненная мудрость – это глубочайшее знание, понимание, которое приходит, как правило, в зрелом возрасте. Она привносит в жизнь радость только в том случае, если человек умеет ей делиться.

    Согласно статистическим данным, чаще всего мудрость постигают женщины. Такое понимание наступает независимо от занимаемого социального положения (для этого не обязательно иметь высшее образование). Житейская мудрость – это непредсказуемое явление.

    Мудрость берет начало в пристальном внимании к своей собственной персоне. Люди становятся спокойнее, уравновешеннее, если в их окружении нет таких злых сил, как зависть, лицемерие, ненависть, ложь. В отсутствии фальши и лжи в межличностных отношениях каждый человек становится ближе к мудрости.

    Она для каждого мужчины феерически привлекательна. Мудрая женщина покоряет сильный пол снова и снова. Она осознает, что мужчина никогда не становится до конца взрослым. Его достаточно легко обидеть. Необходимо обладать и великодушием, и чувством юмора, и интуицией для того, чтобы понять его, а затем простить.

    Мужчине надо всегда чувствовать себя исключительным, единственным, незаменимым в своем роде. Он приходит в восторг, когда слышит лесть, комплименты и слова благодарности в свою сторону.

    Мудрая женщина всегда необходима окружающим ее коллегам, сослуживцам, они должны знать, что могут к ней прийти за советом, поделиться своими переживаниями. Значительную весомость для них будет иметь ее мнение. Рядом с такой женщиной даже в старости будут собираться внуки, дети и близкие люди.

    Народное творчество является важнейшим моментом в человеческой деятельности касательно овладения собственным внутренним, внешним миром. Когда представитель людской расы отделил себя от внешнего мира, именно тогда и начался поиск себя, своего места. Результат всего этого человек выражал посредством устного творчества: создания мудрых пословиц, хитрых загадок, веселых и печальных обрядовых песен, волшебных, бытовых сказок, торжественных былин о великих богатырских подвигах, которые исполнялись нараспев под завораживающий звон струн. Все они, можно сказать, пронизаны мудростью предков и содержат национальные, общечеловеческие ценности.

    Народная мудрость – это без преувеличения одна из главнейших составляющих народного творчества, сокровищница национальных, общечеловеческих ценностей, которые вырабатывались массами на протяжении многих поколений.

    Такая мудрость складывается из очень древних форм практико-духовного освоения мира. Одновременно с этим она — современный продукт общественной жизнедеятельности всего народа, своеобразный феномен общественного сознания, который обладает обособленной имманентной логикой, этикой и гносеологией.

    Часто народную мудрость приравнивают к разным разделам народного творчества, как правило, к фольклору и его жанрам. Эти два понятия («фольклор», «народная мудрость») на сегодняшний день в русском языке не совпадают, так как первое и шире по объему, и специфичнее второго.

    Мудрость — понятие неоднозначное и многогранное, каждый исследователь интерпретирует его своеобразно, так как этимология слова «философия» привязано к «любви к мудрости».

    Однако среди философской литературы можно выделить три основных направления в трактовке этого понятия. Так, слово «софия», несмотря на то, что переводится как «мудрость», означает и субъективное душевное состояние, и объективное (реальное) положение вещей: красота, гармония, совершенство. Оно также содержит достаточно ясное указание на творчество. На основании этого мудрость интерпретируется как «особая форма человеческой рефлексии над окружающим бытием, само собой, основывающаяся и, согласно словам Лосева, на мысленно-дискурсивном способе духовного бытового освоения (посредством категорий, понятий), и на интуитивном положении окружающего мира (с помощью символов, образов)».

    Его основа заключена в знаниях стран Дальнего Востока. Она всегда понималась в качестве мудрости избавления, спасения. Восточная мудрость – это высшее благо, которое достигается посредством усилия энергий, неким высшим напряжением наших духовных возможностей.

    Ей выступает движение вверх: человек, который желает достичь особого сверхчеловеческого состояния, познать мир несравненной божественной свободы. В этой позиции получает свое особое место и умерщвление плоти, и изобилие методов, рецептов, средств совершенствования, созерцания, появляющиеся достаточно часто.

    Известно пять типов, которые достигаются посредством йоги. Их всех объединяет Надмирная мудрость – та, которая находится за границами мирского сознания. Также Всеразличающая мудрость сознания (Надмирного) мудрецом достигается в таком состоянии, как нирвана. Она наделяет способностью познания каждой вещи в ее целостности. Тот, кто обладает данным типом мудрости, которая приобретается в непознающем спокойном состоянии ума (в безразличии к появлению, исчезновению мыслей), анализирует, чтобы ответить на вопросы, сходные с задачами, ставящимися в Дзэн (японские школы) перед неофитом, а именно:

    1. Какова настоящая природа ума в состоянии бездействия?
    2. Как ум сохраняет данную неподвижность?
    3. Как ум выходит из такого состояния?
    4. Сохраняет ли он спокойствие во время движения?
    5. Двигается ли ум при сохранении спокойствия неподвижности?
    6. Отличаются ли эти два состояния?
    7. Как «движущееся» переходит в «неподвижное»?

    Эти вопросы служат в качестве умственных упражнений, они пробуждают особое трансцендентное знание. Итог всего этого – познание того, что «движущееся» не отличается от «неподвижного» и наоборот.

    В случае если в ходе анализа не раскроется их истинная природа, то требуется выяснить, есть ли отличие разума, выступающего наблюдателем от «неподвижного» и «движущегося», либо он — их сущность.

    При анализе посредством самопознающего разума ничего не выявляется ввиду того, что наблюдатель с наблюдаемым – это неразделимое целое. Из-за того, что данная неразделимость не познается умом, ее можно постичь посредством такой ступени, как «цель за умственными пределами». Известен тот факт, что в Истинном состоянии крайние противоположности – нирвана и сансара — постигаются в качестве неразделимого целого, нельзя прикладывать никакие представления, которые исходят от рациональности. Также они пребывают за пределами существующих догм, теорий. Ни один из множества умственных аспектов либо его деятельности не отделяется от другого.

    источник

    С интеллектом, знаниями, умом вроде бы все понятно. Их объяснить смогут многие. Но когда спрашивают, что такое мудрость, ответят лишь единицы. Ведь она выходит далеко за рамки привычного образования или воспитания. Мудрость не преподают в школе или университете. Где же, в таком случае, ее взять? Можно ли это сделать своими силами, либо необходим наставник? В каком возрасте приходит мудрость, зависит ли она от прожитых лет? На все эти вопросы постараемся ответить вместе.

    Мудрость — это интеллект, дополненный опытом. Мало что-то знать, важно еще уметь эти знания правильно применять. По большому счету, можно выделить несколько трактовок мудрости. С философской точки зрения этот навык отображает степень познания мира и усвоения информации. В религиях мудрость – качество, в абсолютной степени принадлежащее Создателю, и небольшими фрагментами открывающееся людям. В лексиконе широко распространено слово «София», как синоним мудрости. Отсюда происходит сам термин «философия», как «любомудрие».

    На бытовом уровне можно говорить о мудрости жизни, которая появляется у людей в процессе их взросления. Она связана с различными пережитыми ситуациями. Таким образом, когда-то появились древние знания о законах и механизмах природы. Например, люди открыли лекарственные свойства некоторых трав, изучали поведение диких животных, предвидели сезонные изменения климата. Их этому никто не учил. Просто опыт и знания, полученные методом многочисленных проб и ошибок, помогали лучше понимать окружающий мир и самого себя.

    Чаще всего, мудрость ассоциируется со зрелостью, но количество прожитых лет не может быть единственным ее мерилом. Дело в том, что важнее биологического возраста его психологический эквивалент. Кто-то может набраться столько же мудрости в тридцать лет, как другой в пятьдесят. Не обязательно этим качеством будет обладать седовласый старец, который живет за счет фамильного состояния своих аристократических предков. При этом молодая девушка, сменившая десяток работ и побывавшая в каких угодно перипетиях, будет отличаться настоящей жизненной мудростью. Многие уверены, что для женщин это качество намного важнее академических знаний.

    Понимая всю многогранность мудрости, наши предки выделили целый ряд ее видов, о которых пойдет речь в следующем разделе.

    В русскоязычном богословии выделяется классификация, основанная на приближении человека к божественному началу. Согласно этим взглядам, бывают такие виды:

    • Премудрость – высшая степень мудрости, присущая Творцу;
    • Мудрость – опыт человека, помноженный на открывшиеся ему знания;
    • Благоразумие – умения и навыки, приобретаемые человеком.

    Согласно буддистским представлениям, известно пять видов мудрости, свойственных женщинам. При желании их может постичь мужчина:

    • Зеркальная – ясное и объективное восприятие вещей или событий;
    • Уравнивающая – ощущение тесной взаимосвязи и равенства между всем сущим;
    • Различающая – восприятие вещей по отдельности и как части целого;
    • Связанная с опытом – умение извлекать уроки из жизненных ситуаций;
    • Всепроникающая – понимание безграничности и универсальности мира, ощущение возможностей пространства.

    Другие религии предлагают свои трактовки мудрости, но условно их можно разделить на две категории: Божественная (духовная) и человеческая (жизненная). Мудрость жизни – навык грамотного применения накопленных знаний. Она возникает только в процессе деятельности, поскольку зависит от ее результатов. Высшая мудрость может появиться в состоянии покоя, например, медитации, когда человек настолько очистит свой разум от всего лишнего, что начнет чувствовать голос Вселенной.

    Развитие этого навыка может идти разными путями. Одни ищут себе учителя. Другие читают книги. Третьи набивают свои собственные «шишки». Четвертые совмещают теорию с практикой. Пятые вообще ничего не ищут, но в определенные моменты к ним приходит озарение.

    Если кто-то сознательно хочет стать мудрее, но не понимает, какие шаги для этого предпринять, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

    • Перенимать опыт тех, кого считаете мудрее;
    • Избегать лишней или бесполезной информации;
    • Учиться на своих и чужих ошибках;
    • Развивать проактивность и позитивное мышление;
    • Применять на практике полученные знания;
    • Практиковать осознанное саморазвитие;
    • Научиться слышать свой «внутренний голос».

    Эти советы достаточно просты, как в понимании, так и выполнении. К ним можно прибегнуть в любом возрасте. Главное, чтобы человек оказался готов, ведь для того, чтобы стать мудрее, необходимы элементарные задатки. Чаще всего этот навык приходит уже в зрелом возрасте, хотя, стоит учитывать гендерную специфику вопроса. Женская и мужская мудрость отличаются. Первые осваивают эту «науку» намного раньше, а мужчинам необходимо больше доводов и подтверждений, удовлетворяющих логическому типу мышления. Их стремление к систематизации и расскладыванию всего «по полочкам» замедляет процесс познания, но делает его результаты более достоверными.

    Не зря восточные традиции выделяют две части единого целого – инь и ян. Именно в их взаимодействии создается единое целое, которое отличается совершенством и гармонией. Мудрость женщины и мужчины заключается в том, чтобы учиться друг у друга, уважать опыт и знания своего партнера.

    Более того, мудрые люди считают, что любой, кого мы встречаем на нашем пути – наш учитель. Поэтому не стоит пренебрегать кем-либо, ведь каждый новый знакомый появляется в жизни человека не случайно.

    Мудрость человека не зависит от учебы или карьеры. Она определяется более глубокими компонентами, чем просто уровень знаний, сообразительности или изобретательности. Названый навык совмещает все перечисленное, умножая на опыт, интуицию и духовность. Главный учитель в этом случае – сама жизнь, и репертуар ее методов безграничен.

    источник