Меню Рубрики

Что такое память с точки зрения медицины

Что такое память? Откуда берутся воспоминания, разбирался психолог Дмитрий Дерксен Если смотреть на эту проблему глобально, то без памяти человека было бы сложно назвать человеком. По сути, это специальные сигналы, закодированные среди наших нейронов. Но многие процессы и механизмы памяти еще не до конца изучены. Например, исследователи до сих пор не могут ответить на вопрос «где фокусируются наши воспоминания?»: по всему мозгу или в каких то определенных нервных клетках.

Начнем с основ — что такое память? Это одна из основных функций психики, отвечающая за накопление и структурирование наших знаний и опыта. Она помогает нам запечатлевать, сохранять и воспроизводить известные части нашего опыта. Подобный индивидуальный опыт позволяет нам ориентироваться в окружающем мире — благодаря памяти нам не приходится каждый день познавать мир заново. Мы, опираясь на воспоминания, даже можем прогнозировать некоторое развитие событий.

Исследователи, изучающие процессы памяти, имеют дело с несколькими миллиардами нейронов и синапсов между ними. Запоминание обусловлено молекулярным процессом, связанным с синтезом белка, который активирует нейронные цепи. И когда нам необходимо вспомнить номер телефона или маршрут автобуса, с помощью белковых соединений активизируется именно та сеть нейронов, которая была задействована для запоминания этой информации.

Ученым в ходе многолетних исследований стало понятно, что разные отделы головного мозга отвечают за разные виды памяти. Так, гиппокамп формирует новые воспоминания, а кора теменного участка мозга запоминает навыки игры на музыкальных инструментах.

Но в темах про память до сих пор остается много вопросов без ответов. До сих пор не ясны механизмы долгосрочного сохранения воспоминаний, в частности, как происходит переход из оперативной памяти в долговременную. Непонятно, как нейроны распределяют между собой информацию, которую необходимо запомнить, и каков механизм ее распределения. Не до конца понятен процесс забывания: мы не знаем, как он работает, и действительно ли мы забываем эту информацию.

Вообще процесс забывания крайне важен — он помогает нашей памяти не захламлять «свободное место», чтобы усвоить новый опыт и новые впечатления. Ведь хранение информации — это активный процесс, потому как свежая информация отодвигает из центра внимания старую и способна взаимодействовать со всем объемом памяти, изменяя последующее поведение человека, через изменение установок и мотивов.

Вполне осуществимы в ближайшем будущем и аппараты, показаные в фильме «Вечное сияние чистого разума», когда людям стирали определенные участки памяти, связанные с их бывшими возлюбленными. Пока что избавиться от негативных воспоминаний людям помогают психологи, но профессор Роджер Питман из Гарварда и профессор психиатрии Ален Брюне из Университета Макгилла нашли медикаментозную лазейку к забыванию.

Например, для лечения фобий или последствий посттравматического стресса они влияли на эмоциональную память людей с помощью препарата пропранолол. Пациенты перечитывали свои записи о травмирующей ситуации, предварительно приняв это средство. В итоге эмоциональое отношение и память менялись, и люди переставали связывать травму или фобию с неприятными ощущениями.

Ученые из Массачусетского технологического института под руководством лауреата Нобелевской премии Судзуми Тонегавы сумели внедрить в мозг подопытных мышей память о ложных событиях. В ходе серии экспериментов они с помощью генных модификаций и вживления оптоволокна в мозг перезапускали память грызуна, удаляя болезненные ассоциации с ранее пережитым стрессом. Ученые верят, что разработка специальных мозговых чипов для внедрения или удаления каких-либо воспоминаний вполне возможна.

А вот в университете Южной Калифорнии Теодор Бергер работает над специальным имплантом памяти в гиппокамп — он не только может заменить части поврежденного, но и усилить способности здорового гиппокампа. В ходе сложного процесса воздействий на эту структуру мозга, возможно, получится пролить свет на процессы кодирования памяти и ее перехода из краткосрочной в долгосрочную. Подобные исследования помогут лечить людей с болезнью Альцгеймера и другими расстройствами памяти.

Разгадкой тайн человеческой памяти занимаются многие ученые по всему миру, но все же вопросов пока что больше, чем ответов. Человеческий мозг — крайне сложная структура, а исследование принципов его работы схоже с изучением океанских глубин. Поэтому изучение процессов памяти будет актуально еще много лет — остается верить, что исследователи подберут свой «ключ» ко всем загадкам наших воспоминаний.

источник

У слова имеющего значение «человек» на арабском الإنسان («аль инсаан») и арабского слова имеющего значение «забывать» نسي (насия) один корень. Некоторые говорят, что человек был назван «человеком» от того, что он много забывает.

Сказано в Священном Кур’ане, Сура «Ар-Рахман», Аяты 3-4:

означающее: «Он сотворил человека [даровал ему жизнь, а это является невероятным чудом и бесценно]. «Он [Творец] научил [человека] красоте речи [дал ему возможность излагать должным образом свои мысли; даровал ему тот инструмент — мозг — который можно развивать в пределах земных законов до бесконечности]».

Имам Аль-Газалий писал («Ихъя», 4/322): «Превосходство Знания Всевышнего Аллаhа над всем знанием созданных абсолютно, нет никакого ограничения в этом Превосходстве, поскольку Всезнание Аллаhа не имеет конца, тогда как знание созданных ограниченно».

С медицинской точки зрения память — это одна из функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Память у разных людей бывает разная. У некоторых людей преобладает один вид над другим. В медицине существует также определение такому термину, как запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит «запечатление» следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. По их мнению, основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — это результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Также в медицине различают некоторые виды памяти, связанные с тем или иным процессом:

  • зрительная (визуальная) память, которая проявляется посредством сохранения и воспроизведения зрительных образов;
  • моторная память, которая проявляется посредством сохранения информации о моторных функциях (к примеру, первоклассный бейсболист может хорошо бросать мяч, в частности по причине памяти о моторной деятельности при прошлых бросках);
  • топографическая память — способность ориентироваться в пространстве, распознавать путь и следовать маршруту, признавать знакомые места;
  • эпизодическая память — память о событиях, участниками или свидетелями которых мы были (исследуя такой вид памяти, специалисты установили, что он характерен тем, что запоминание информации часто происходит без особых усилий).

Также в медицинских трактатах существует определение процессу забывания — «это потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается индивидом то, что для него не значимо.

Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (возможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание».

Забывчивость — это одно из качеств созданного Аллаhом разума, которым Он нас наделил. И даже в этом мы видим для себя причину, чтобы извлечь мудрость: все созданное не вечно, появляется и исчезает по Воле Аллаhа (не исчезнут только Рай и ад, и их обитатели), разум, как одно из созданий, ограничен, он не может удержать в себе очень много из знаний. Хотя есть примеры удивительных способностей человека, когда он получил и сохранил в себе огромное знание, как, например, наш благословенный Пророк Мухаммад, мир Ему, однако, всякое знание созданного не абсолютно, и он не может знать всего, что знает Аллаh. Это — один из основополагающих постулатов нашей Веры в Бога.

Какие бы теории в отношении памяти и мышления не развивались в мире, не забывайте – мы созданные и человеческая память не совершенна. Человек это разумное существо. Кто-то способен помнить больше, кто-то меньше. Кто-то запоминает больше одно, а кто-то другое.
Хорошей памяти способствует, как ни странно воспитание, которое человек получил еще в детстве, когда родители учат ребенка запоминать то, в чем есть польза (религиозные тексты, Хадисы, Кур’ан).

Издавна люди искали способы улучшить, развить свою память и мышление. Так известно, что улучшению памяти способствует имбирь. Он очищает организм от токсинов и шлаков, вследствие чего улучшает общее самочувствие, улучшается зрение, памяти и острота ума. Также способствует укреплению памяти такая специя как гвоздика. Употребление же арахиса в пищу в небольших количествах способствует улучшению память и концентрации внимания, улучшению слуха. Положительно на качество памяти влияет регулярное употребление и использование оливкового масла как внутрь, так и смазывая тело (голову). Кроме того, положительно на память влияет употребление изюма – ученые советуют с этой целью употреблять его регулярно. Некоторые специалисты говорят, что способствует улучшению памяти особая смесь «Затр», про которую некоторые говорят: «Затар бодрит, улучшает память и лечит простуду».

Известно, что Имам Шафи’и одевал чистую одежду, применял сиуак (природную зубочистку) и использовал духи, и, как известно у Имама Шафи’и была превосходная память. Также известна польза применения Любан или Аз-Закар (известный также как смола ладанного дерева). Ученые советуют для лучшего запоминания читать 6 и 7 Аяты Суры «Аль ‘Аля» перед уроком:

означающие: «Мы дадим прочесть тебе [Мухаммад, строки Священного Писания, внушим этот навык Божественным Откровением; этапами тебе будут передаваться строки Кур`ана, которые не сотрутся из твоей памяти и будут фиксируемы в последующем твоими помощниками-писарями, а ангел Джабраил, непосредственно участвующий в этом неоценимо важном процессе, укажет последовательность глав], и ты не забудешь [не беспокойся]».

«[Ничего не забудешь] кроме того, что пожелает Господь. Поистине, Он [Творец] знает явное и сокрытое».

Нам известно, что положительно на память влияют физические нагрузки и прогулки на свежем воздухе, а также соблюдение правильного распорядка дня. Если человек не чувствует сытости, то это помогает в запоминании, то есть человек должен держать золотую середину в вопросах сна и еды.

Хорошая память чаще бывает в молодые годы. Это позволяет углубить свои знания по Религии, достигнуть высот в изучении самых важных наук в жизни. Кроме того, в молодости есть много сил, которые дают возможность больше делать добрых дел искренне ради Всевышнего, надеясь на вознаграждение в вечной жизни. Но мало кто успевает оценить и использовать свое время наилучшим образом. Обращайте чаще внимание на свои возможности – со временем они могут утрачиваться, а пока они есть используйте их для благих дел.

Люди часто не ценят то, что у них есть. Пророк Мухаммад, мир Ему, предупреждал нас, говоря, означающее:

«Успей извлечь пользу из пяти вещей, пока на смену им не пришли другие пять: Используй молодость, пока не наступила старость;

Используй здоровье, пока не пришла болезнь;

Используй свободное время, пока не стал занят;

Используй богатство, пока не настала нужда;

Используй свою жизнь, пока тебя не настигла смерть».

источник

Память человека. Исследование места ее расположения, возможностей, принципов и механизмов функционирования

Автор работы: Глаайстррасс, Герасимов Дмитрий
Дата: 22 октября 2015г.

По-видимому, память – самая долговечная и определяющая из наших способностей. Почему именно память? Ведь совершенство человеческой сущности складывается не только из качества процессов запоминания, но и из качества и уровня мышления (а также чувствования) в целом. Потому что процесса мышления, познания, а значит, обучения, развития и эволюционирования не было бы без ключевой функции – процесса запоминания. Именно память лежит в основе углубления осознанности и восприятия себя и мира через процессы сравнения, сопоставления, анализа и переоценки.

Но где же находится память? Каким образом осуществляется процесс запоминания и забывания? Какие основные принципы и механизмы функционирования памяти? В данной статье авторы пытаются детально проанализировать данные вопросы с точки зрения психологии и медицины, а затем производят их разбор через призму новейшего научно-духовного знания ииссиидиологии, которое раскрывает самые неожиданные ответы на поставленные вопросы.

Современные концепции памяти

Посмотрим современные определения памяти в разных источниках:

  1. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. [2]
  2. Память — способность организации и сохранения прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память осуществляет связь времён – прошлого, настоящего и будущего и является важной психической функцией, обеспечивающей развитие индивидуума и его обучение. [3]
  3. Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. [4]

Справедливо сказать, что память – краеугольный камень того феномена, который учёные называют сознанием. И опять же это логично: без процесса накапливания опыта и знаний невозможны остальные процессы, которые мы приписываем сознанию личности (и явлению осознанности) – познавательные, перцептивные (относящиеся к чувственному восприятию) и интеллектуальные.

Под памятью следует понимать запечатление, сохранение, воспроизведение и узнавание информации (опыта).

Существует несколько классификаций памяти. Одна из основных – дифференциация памяти по времени хранения материала (информации). Сюда относят мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Второй основной тип классификации – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В этом случае выделяют память двигательную, зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, эмоциональную и другую.

В данной статье нас будут интересовать только два самых основных вида памяти – кратковременный и долговременный.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Как следует из названия, кратковременная память представляет собой способ хранения материала в течение короткого времени. Данный вид памяти характеризуется таким показателем, как объем. Объем кратковременной памяти индивидуален, но в среднем равен 5-9 единицам информации. Это – то количество информации, которое человек может воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного фиксирования данной информации. Например, вам дали кусок текста и предоставили на его прочтение примерно одну минуту, а затем попросили воспроизвести текст. Каждый воспроизведет разное количество слов, что, как раз, и показывает разный объем кратковременной памяти у людей.

Данный вид памяти характеризует природную память человека и обычно сохраняется в течение всей жизни. Кратковременная память – это тип механически запоминаемой памяти, не требующий специальных навыков и методик для фиксирования и запоминания информации.

Стоит отметить, что кратковременная память является очень важным видом памяти в силу того, что она позволяет нормально функционировать и не перегружать долговременную память, перерабатывая большие объёмы информации, отсеивая ненужную и оставляя в долговременной только полезную и важную для человека.

Долговременная же память – это память, способная хранить материал в течение, по сути, неограниченного времени. Есть мнение, что «информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком, сколько угодно раз без утраты» [2]. Тем не менее, неоспоримым остаётся следующий факт: чем чаще мы обращаемся к данным, хранимым в долгосрочной памяти, тем чётче и прочнее становятся их следы в нашей памяти. Существует множество методик тренировки и улучшения памяти, которые как раз и относятся к долгосрочной памяти, но основная их суть заключается в повторении воспроизводимого материала. При этом метод повторения является и одним из методов увеличения объёма памяти в целом, а следовательно, расширения осознанности.

По сути, долгосрочная память является неотъемлемым инструментом формирования того, что подразумевается под «сознанием личности», потому как данный вид памяти является совокупностью тех фрагментов информации о себе и о положении личности в окружающей действительности, которые были получены в долгосрочной перспективе. Ведь согласитесь, имея только минутную память, тяжело сформировать какие-то более-менее стабильные представления о чем-либо.

Развитию современных представлений о расположении и функционировании памяти способствует наука. Однако, забегая вперёд, отметим, что и сегодня точное месторасположение памяти до конца не выяснено.

Тем не менее, на данный момент уже известно, что генетическая память хранится (записывается) в ДНК и передаётся по наследству из поколения в поколение. Благодаря этому нам не приходится заново изучать множество фундаментальных вещей. Что же касается кратковременной и долговременной памяти, то учёные установили, что они реализуются разными мозговыми структурами. Например, гиппокамп ответственен именно за долговременную, а не за кратковременную память. Главная роль в образовании кратковременной памяти отводится лобным долям [7].

Основные выводы были получены в экспериментах с животными. В одном известном эксперименте [8] проводили исследования на крысах. Одним крысам повреждали гиппокамп и его близлежащие участки, другим – переднюю кору. Затем обе группы выполняли задачи с задержанной реакцией: сначала предъявлялся один стимул (например, квадрат), через некоторое время – второй стимул (например, треугольник). Испытуемые должны были отреагировать только в случае отличия первого стимула от второго. Так, при большой задержке между стимулами (более 15 сек.) крысы с повреждённым гиппокампом плохо справлялись с задачей, в то время, как вторая группа с повреждённой корой – относительно нормально. При малом же временном интервале между стимулами картина была обратная: животные с повреждённой корой плохо справлялись, а животные с повреждением гиппокампа – относительно хорошо.

Также были проведены эксперименты, показавшие, что РНК в клетках животных меняется после проведения тренировок по определенной методике. И наоборот: если выработка РНК в организме прекращается, то животные становятся необучаемыми. Так например, один из экспериментов над крысами показал, что, после впрыскивания необученной крысе РНК обученной особи, первая вспоминала то, о чем до этого не знала.

Подобные эксперименты проводились и на людях. Ю.Камерон добавлял в пищу пожилых людей с расстройством памяти большое количество РНК (порядка 100 г дрожжевой РНК), после чего, как утверждал он, способность вспоминать прошлые события у пациентов резко повышалась [9].

Все это вносит неопределённость в окончательный ответ о месторасположении памяти. В добавление к этой неопределённости существует много реальных случаев жизни людей с неполноценным или вообще отсутствующим мозгом. Например, 26-ти летний Карлос Родригес (см. фото) по кличке «Половинный» лишился половины головы в результате ДТП, вылетев через лобовое стекло и приземлившись прямо на голову. Несмотря на то, что данное происшествие произошло с американцем ещё в 14 лет, все это время он живёт абсолютно полноценным человеком, не страдая потерей памяти. Хотя, как видно по фото, у него отсутствуют лобные доли, а значит, он должен иметь все возможные проблемы с кратковременной памятью.

Также известен случай, когда студент из шотландского города Шеффилд, страдал мигренями, однако, снимок черепа показал отсутствие головного мозга. В медицинской карте студента имелась практически безнадёжная запись: «гидроцефалия». В результате такого заболевания больные умирают в раннем возрасте, а если выживают, то, как правило, остаются дебилами. В данном случае студент не только является полноценным человеком, но и отличается IQ, равным 126, что выше среднего значения. Естественно, что в понятие «полноценный человек» входит и полноценная кратковременная и долговременная память.

И так далее. Подобных историй много. Достаточно зайти во «всемирную паутину» и набрать в поисковике ключевые фразы типа «жизнь без мозга» или «случаи отсутствия мозга». Однако учёные не могут дать чёткого ответа на подобные явления. Есть предположения, что в экстремальных условиях одни участки мозга заменяют другие, что, впрочем, никак не объясняет случаи полного отсутствия мозга. Другие предполагают, что подобные вещи свидетельствуют о наличии Души. Тем не менее, подобные истории явно вносят сомнения в открытия учёных по части места расположения памяти только в конкретных зонах мозга.

Давайте перейдём к разбору указанных феноменов с точки зрения ииссиидиологии.

Чтобы корректно говорить о феномене памяти, необходимо разобраться не только с понятием «сознание», частью функциональных особенностей которого и является память, но и с устройством окружающей действительности в целом.

Энергоинформационная основа Мироздания

Согласно ииссиидиологии, мироздание имеет энергоинформационную основу, а точнее, что Мироздание – это взаимодействие Энергии и Информации. Несмотря на то, что все материальное (в наших представлениях — твёрдое, плотное, физическое, биологическое и так далее) мы воспринимаем как «только таковое», то есть имеющее только материальное происхождение, на самом деле, оно также имеет более «тонкую» структуру и основу – энергоинформационную. И лишь следствием, результатом определённого взаимодействия энергии и информации, и является то, что порождает привычную для нас материальность – элементарные частицы и образующиеся на их основе атомы, молекулы и вещество. Мы, люди, как неотъемлемая часть этого Мироздания, имеем также энергоинформационную структуру, но проявлены (визуально, физически) в его энергетической составляющей, которая, тем не менее, не может существовать без ее информационного наполнения.

Давайте углубимся в информацию, излагаемую новым научно-космологическим знанием ииссиидиологии и начнём с анализа такого понятия, как «Сознание».

Главным энергетическим механизмом проявления Самосознания личности является «Фокус Пристального Внимания» (ФПВ), имеющий свой звуковой космический код — СВУУ-ССММ. К ФПВ применимы такие понятия, как «фокусироваться в конкретной личности» (осознавать себя конкретной личностью), «перефокусироваться», «перефокусировка». Главной же информационной характеристикой Самосознания является «Фокус Дуального Отражения» (ФДО, звуковой космический код – УУ-ССММ), который структурирует ФПВ [12, статьи «СВУУ-ССММ» и «УУ-ССММ»]. Из звуковых космических кодов одного и другого «Фокусов» можно видеть их очень большую схожесть.

Несмотря на кажущуюся статичность и стабильность всего, что мы видим, несмотря на кажущуюся единичность нашей личности, все на самом деле намного динамичнее и не так однозначно. Мир, в котором мы существуем сейчас, не является «единственным и неповторимым»; существует бесконечное множество Миров, которые для удобства можно назвать «параллельно существующие» относительно «нашего» и в которых существуем другие мы, то есть другие «личностные интерпретации» нас нынешних, называемые Формо-Типами или НУУ-ВВУ-Формо-Типами.

Выделяются две условных категории НУУ-ВВУ-Формо-Типов – конгениальные (сродные по духу, интересам) и партикулярные (обособленные). Конгениальные НУУ-ВУУ-Формо-Типы – это все личностные интерпретации, допустим, Андреева Андрея Андреевича, проявленные в одном временном потоке в параллельных сценариях (Мирах). В одном Мире он родился 1.01.1970 г. в 10 ч 10 мин по местному времени, в другом – в тот же день, но, например, с небольшой задержкой в появлении на свет, в третьем – его матери пришлось рожать в другом роддоме, что так же наложило свои отличия от первого и второго сценариев. И так далее. Таких вариантов – бесконечное множество, но все это суть конгениальные НУУ-ВУУ-Формо-Типы. И, на самом деле, наше Сознание охватывает не только нас (нашу личностную интерпретацию), а распространяется на некоторую группу близких по качеству конгениальных Формо-Типов.

Партикулярные же НУУ-ВУУ-Формо-Типы обладают гораздо меньшим количеством сходных энергоинформационных признаков, поэтому являются, по сути, уже другими личностями, имеющими другую внешность, черты, характер, появившиеся на свет от другой пары родителей и, как правило , проявленные в другом временном потоке. Они – это то, что мы подразумеваем под «прошлыми» или «будущими» воплощениями. Хотя и в одном с нами временном потоке (в одном сценарии) могут быть проявлены наши партикулярные Формо-Типы, например, когда мы имеем друзей, подруг, родственников очень близких по духу, ценностям, наклонностям и устремлениям.

«Прошлые» или «будущие» взято в кавычки в силу того, что, благодаря принципу симультанности (одновременности) проявления всего эти «прошлые жизни» протекают сейчас, параллельно с нашей настоящей жизнью (как 500 лет, так и 5000 лет тому назад). Мало того, и все будущие жизни протекают тоже сейчас. Некоторые люди, благодаря определённым экстрасенсорным способностям, могут помнить свою прошлую, позапрошлую и другие жизни, равно как и знать себя в будущем.

Все множество партикулярных (и, естественно, конгениальных) Формо-Типов как бы одной личности, проявленные во множестве временных потоков, объединяются в одну Стерео-Форму.

Относительно Формо-Типов нужно отметить ещё один очень важный момент для дальнейшего понимания функционирования и формирования памяти: в силу наличия в Мироздании принципа резонационности, схожего с принципом резонанса в классической физике, мы фокусируемся своим «Фокусом Пристального Внимания» только в резонационно соответствующих ему личностных интерпретациях. Подобное «резонационное соответствие» в данном случае можно сравнить с системой паззлов, где только один пазл (ФПВ) может по своему рисунку (конфигурации, частоте) подойти (резонационно притянуться) к другому пазлу (НУУ-ВВУ-Формо-Типу). Как было сказано выше, Сознание личности охватывает группу близких по качеству личностей, и в данном случае в силу принципа резонационности такое охватывание затрагивает именно резонационно соответствующие по качественности (по конфигурации) Самосознания личности.

Информационное пространство Самосознания. Структура и механизмы реализации

Теперь давайте рассмотрим информационную составляющую Самосознания личности.

Человек (Формо-Тип), способный осознавать себя живущим только в энергетической составляющей Мироздания (Миры объединяются в Формо-системы Миров и Пространственно-Временные Континуумы), все информационное наполнение – свои мысли, чувства, эмоции, побуждения, представления, устремления – черпает из своего индивидуального информационного пространства Самосознания – индивидуальной ОЛЛАКТ-ДРУОТММ-Системы (ОДС).

Эта информационная зона является одной на всех, общей, а понятие индивидуальной — субтеррансивной — ОДС применимо к отдельной личности с той точки зрения, что каждый пользуется определенной частью единой ОДС. Субтеррансивная ОДС – это то, что мы интерпретируем как «долговременная память», индивидуально свойственно любой личности.

По своей же информационной структуре ОДС – это «место» реализации УУ-ВВУ-копий и генерируемых ими СФУУРММ-Форм. Термин СФУУРММ-Форма «аналогичен уже привычным для вас понятиям: представление, шаблон восприятия, архетип, стереотип сознания.» [12, статьи СФУУРММ-Форма и УУ-ВВУ-копия]. Если СФУУРММ-Форму можно рассматривать как узкое представление о чем-либо, то УУ-ВВУ-копия представляет собой более сложную структуру: это не только некая совокупность, объединение СФУУРММ-Форм, но и, по сути, узкодиапазонный, узкочастотный «срез» Самосознания личности, это – «узкая» интерпретация личности, но не физическая (энергетическая), а информационная.

Так же, как человек никогда не находится только в одном состоянии сознания, а каждое мгновение своей жизни испытывает целый спектр ощущений и переживаний (от сугубо биологических и физиологических до чисто, что называется, духовных и душевных), так и самосознание человека никогда не имеет дело только с одной единственной УУ-ВВУ-копией, а сразу – с их множеством или УУ-ВВУ-конгломератом.

Механизмом реализации УУ-ВВУ-копии является её «Фокус Дуального Отражения» (ФДО), который структурирует «Фокус Пристального Внимания» личности.

Механизмом реализации субтеррансивной (индивидуальной) ОДС личности и «переноса» («распаковки») информации оттуда является «временная эфирная наполняющая» (ВЭН), совокупность которых структурирует гораздо более универсальную и качественную «переменную эфирную составляющую» (ПЭС) [12, статьи «ЛЛУУ-ВВ-ЛЛИ-И» и «ЛЛУУ-С-СТ»]. Если ОДС – это сугубо информационное проявление, то ВЭН обладает ещё и Энергией, а значит. напрямую связана с Формо-системами Миров. ВЭН – это ОДС, но только в привязке к энергетической части Мироздания, то есть к динамике «Фокуса Пристального Внимания».

ПЭС же – это более совершенная энергоинформационная структура, которая базируется уже не только на информации (опыте) из ОДС, но и на более качественных ее аналогах – ФЛУУ-ЛУУ-комплексах (диапазон – от 4 до 5 мерности). Что это означает конкретно для личности? То, что ВЭН, грубо говоря, ответственна за индивидуальное творческое проявление, в то время, как ПЭС – больше за коллективное. Но следует помнить, что ни ВЭН, ни ПЭС не являются принадлежностью наших квантово-волновых миров, а представлено в них в виде «квантово-голографичного модуля», биологическое проявление которого мы называем мозгом.

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

Вот с этого момента и начинается разговор о том, что мы подразумеваем под памятью.

Наша память о каком-то определённом событии не содержится в каком-то определённом месте мозга, а сначала многократно и одновременно «квантово-голографично» проецируется сразу на все его клетки, к каким бы полушариям или центрам они ни принадлежали. Это и объясняет феномен постепенного восстановления «личностных» воспоминаний даже после удаления большей части клеток мозга. Откуда проецируется? Из ОЛЛАКТ-ДРУОТММ-систем. И хранителями всей памяти, всего опыта как отдельной личности, так и всего человечества в целом, являются УУ-ВВУ-копии. А это многое объясняет. Давайте рассмотрим механизм перефокусировок нашего Самосознания по НУУ-ВВУ-Формо-Типам и сохранения памяти в этом процессе.

Принципы фиксации памяти в контексте множества личностных интерпретаций

Как уже говорилось выше, Самосознание личности распространяется и на другие ее конгениальные личностные интерпретации в других сценариях существования. Соответственно, и память распространяется на определённую группу близких по качеству (уровню самосознания) НУУ-ВВУ-Формо-Типов. Но все так устроено, что в каждый момент Жизни мы помним о себе и о своей жизни только то, что «распаковывается» из ВЭН именно данной личности и что зафиксировалось в УУ-ВВУ-Конгломератах субтеррансивной ОДС именно её Сознания. И ничего другого мы не в состоянии помнить, так как уже воспринимаем себя только в переделах той информации, которая «закодирована» в ныне фокусируемом НУУ-ВВУ-Формо-Типе. А это значит, что с той личностью, которой мы были год назад, могли и не происходить те события, которые мы ассоциируем с собой сегодняшним. Так происходит потому, что основным хранителем «личностной» памяти является не мозг, а множество УУ-ВВУ-копий субтеррансивной ОДС.

Это относится даже ко снам: мы засыпаем одними, а просыпаемся – другими, в других Мирах. Но разница в личностных интерпретациях до и после сна, как правило, не существенна. Однако при более глобальных и серьёзных перефокусировках, — то есть при серьёзных изменениях личности, вплоть до радикальных, — например, при «смертельных», происходят «смещения» Самосознания в более «далёкие» конгениальные или же вообще партикулярные НУУ-ВУУ-Формо-Типы, в результате чего память новых вас будет отличаться от старых.

Но это обстоятельство никак не должно вас смущать или негативно отражаться на вашем отношении к себе или к жизни – это следует принять как данность, как естественное устройство мироздания, его «часовой механизм». Эта информация, в первую очередь, даёт ответ на поставленный в данной статье вопрос: где находится память личности и как она функционирует? А во-вторых, раскрывает перспективу перефокусировки в любой следующий момент в более благоприятные обстоятельства своей жизни. Как это возможно? Дело в том, что более качественные и развитые личностные интерпретации структурируют более благоприятные сценарии.

Что является нашим препятствием «на пути» к более качественным Мирам и сценариям? Наши низкочастотные и низкокачественные проявления в виде завышенного самомнения, уязвлённого честолюбия, гордости, лени, обидчивости, лживости, нежелания расставаться со своими устоявшимися взглядами, привычками и вкусами. Преодолев данные низкокачественные проявления и будучи абсолютно уверенными, что смерти не существует, а есть лишь множество перефокусировок разного характера и направленности, вы, при следующей радикальной перефокусировке, сможете осознавать себя в гораздо более качественных обстоятельствах. Однако, как вы понимаете, помнить себя в худшем положении и понимать, что совершили такой скачок вы не будете.

А как ииссиидиология расписывает феномен воспоминаний событий прошлой, позапрошлой или ещё какой-нибудь прошлой жизни, тот самый феномен, от которого учёные активно открещиваются? Воспоминание «прошлой» жизни есть способность Самосознания личности обращаться к тем участкам единой для всех своих НУУ-ВВУ-Формо-Типов ОДС, которые структурированы соответствующими УУ-ВВУ-копиями – УУ-ВВУ-копиями, созданными личностью в её так называемом «прошлом воплощении». Вот и всё. Отсюда все экстрасенсорные возможности воспоминания своих прошлых жизней, только уже не через ВЭН, а через динамику более универсальной ПЭС. При этом, в силу принципа симультанности, через ПЭС, возможно обращаться не только к прошлым, но и к будущим жизням (ведь будущее, как и прошлое, происходит параллельно с нашим «сейчас»). Отсюда уже и способность видеть и предсказывать будущее. И возникает вопрос: возможно ли это все было, если бы память находилась не в таких тонких энергоинформационных структурах, а в мозге человека? Конечно нет. Мозг лишь выполняет роль плотноматериального механизма для принятия, обработки, декодировки и адаптации информации, «распаковываемой» из ВЭН, под наши системы восприятия.

Кстати, местообитание памяти не в биологических органах, а в ОДС объясняет, почему мы в хорошем настроении с трудом можем вспомнить какие-то плохие обстоятельства и события жизни, а в плохом – с трудом вспомнить что-то хорошее. Потому что в хорошем настроении мы взаимодействуем своим ФПВ с ФДО более качественных УУ-ВВУ-конгломератов, структурирующие одни «участки» ОДС, в то время, как в плохом настроении мы пользуемся менее качественными УУ-ВВУ-конгломератами других её «участков». Причём все процессы по ВЭН-«распаковке» информации из ОДС осуществляются мгновенно, и наши память и опыт хранятся в ОДС вечно.

Все вышеописанное относится, по сути, к долговременной памяти. Что же касается кратковременной, то ииссиидиология разделяет кратковременную память на два типа: реальную и виртуальную. Виртуальная память реализуется в биологических структурах через лобно-теменной отдел, тогда как реальная – через разные части коры головного мозга. Виртуальная память – это весь эмпирический и генетический опыт, наработанный человечеством в течение многих и многих поколений, опыт, потенциально существующий в информационном пространстве личности, но не всегда доступный ей в силу качественной разницы данного опыта и Самосознания человека. Реальная же память – это все то, что личность смогла «распаковать» из ВЭН, развернуть в своём информационном пространстве и с помощью «распакованных» СФУУРММ-Форм психически отреагировать на «распакованную» информацию посредством структур мозга. То есть реальная память – это наш непосредственный, личный, уже осуществлённый опыт, обработанный, осмысленный, осознанный и «скинутый» в соответствующие участки субтеррансивной ОДС. И пока мы имеем интерес к данным событиям, то есть пока мы своим ФПВ привлекаем ФДО именно данных УУ-ВВУ-копий, мы будем помнить о данном событии; когда же мы полностью реализуемся в данном переживании и потеряем к нему всякий интерес, то и наш ФПВ будет уже привлекать другие УУ-ВУУ-копии, и, значит, мы о тех обстоятельствах забудем. Но опыт (в виде навыка и знания) останется, и в нужный момент мы сможем использовать его.

В данной статье были рассмотрены вопросы места нахождения памяти человека, её скрытых возможностей, механизмов и принципов реализации. Проведён анализ основных понятий и представлений о памяти как сквозь призму стандартных социальных воззрений, так и с позиции новейшего духовно-научного знания ииссиидиологии.

Что же раскрывает ииссиидиология о феномене памяти? Во-первых, несмотря на огромные возможности такой сложной и многофункциональной структуры, как мозг, память (как и сознание в целом) не располагается в конкретных частях мозга, а проецируется сразу на все его клетки из более «тонких» (нематериальных, в обычном понимании) информационных структур Сознания человека – из его индивидуальной ОЛЛАКТ-ДРУОТММ-системы. Носителями памяти (опыта) в этих системах являются информационные «части» Самосознания личности – УУ-ВВУ-конгломераты. Это уже, во-вторых, объясняет необычные способности людей помнить «прошлые» (и «будущие») жизни, ведь носителями информации из этих жизней являются информационные компоненты ОЛЛАКТ-ДРУОТММ-систем, а не биологические органы этих «прошлых» людей.

В-третьих, в силу многомировой структуры Мироздания, каждый из нас имеет сотни и тысячи своих личностных «копий» (интерпретаций) в параллельных Мирах, и с учётом подобного феномена ииссиидиология также даёт подробную информацию о распространении и функционировании памяти с учётом многовариантности нашего проявления.

источник

Память — одна из самых важных функций в организме. Если говорить образно, она как зеркало окружающего мира внутри нас. Именно через функции запоминания формируется жизненный опыт. С точки зрения биохимии память — это череда нейробиохимических реакций в центральной нервной системе. Мы воспринимаем окружающий мир через зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные рецепторы. Сигналы от них преобразуются в электрические импульсы и поступают в головной мозг, где фиксируются. Мы запоминаем все события — приятные и неприятные. Причем сильнее всего фиксируем моменты, сопряженные с сильными эмоциями: праздники, походы с родителями в зоопарк, первую любовь… Человеческая память отличается от компьютерной тем, что сохраненная информация воспроизводится не зеркально, а в измененном виде, приправленная красочными впечатлениями и эмоциями, владевшими нами в тот момент. Знакомый аромат духов напоминает о близком человеке, звучащая по радио песня ассоциируется с тем или иным событием… Так работает образная память, которая хранит чувственные образы объектов. Есть двигательная память, когда запоминаются движения. Например, ребенок учится ходить: сначала ему трудно, но постепенно он запоминает характер движений и вскоре перебирает ножками уже не задумываясь. Обучение связано с более сложным видом памяти — логической, когда запоминаются понятия, суждения и умозаключения.

ГДЕ ХРАНЯТСЯ ВОСПОМИНАНИЯ

Итак, механизмы памяти до сих пор до конца не изучены. Согласно одной из теорий в функции запоминания важную роль играют РНК и особые пептиды, а также образование кольцевых структур, в состав которых входят как нейроны, так и нейроглия — в них длительное время могут циркулировать нервные импульсы, обеспечивая сохранение информации. Считается, что информация фиксируется в системе каждого анализатора, поэтому мы говорим о тактильной, слуховой и зрительной памяти. В экспериментальных и клинических исследованиях было показано, что в формировании памяти задействованы многочисленные структуры мозга: гиппокамп, таламус, гипоталамус и, конечно, кора. Во время выполнения ряда нейрохирургических операций под местным обезболиванием при раздражении коры затылочно-теменно-височной области у пациентов возникали воспоминания событий, лиц, звуков и предметов.

Процесс запоминания имеет свои этапы: запечатление, сохранение, воспроизведение и забывание. Вначале информация воспринимается из окружающего мира одной из сигнальных систем (слух, зрение, вкус, обоняние, тактильная чувствительность), после идет транспортировка информации в «главный процессор» — головной мозг, а затем сортировка информации и раскладывание ее по полочкам. В последующем нервная система решает, как долго необходимо хранить информацию: несколько минут, часов, месяцев или лет.

На память сильно влияют эмоции, внимание, степень заинтересованности в запоминании той или иной информации, целеустремленность. Вы замечали, что, проходя по улице, запоминаете рекламные билборды, вывески магазинов, лица прохожих, сами того не желая? Это непроизвольная память выхватывает случайные картинки из жизни и сдает на хранение, как правило, кратковременное. Произвольная же, или смысловая, память помогает зафиксировать все то, что мы намеренно хотим запомнить.

В зависимости от длительности хранения информации память делится на мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную. Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств, ее длительность — от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов в этом случае не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен пяти — девяти единицам информации и определяется по числу единиц информации, которое мы в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления этой информации.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, стоящей перед нами, и рассчитан только на период ее решения. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Такой вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться нами сколько угодно раз практически без утраты.

При повторении одного и того же материала информация переходит из хранилища кратковременной памяти в долговременную, а это значит, что пользоваться этими знаниями мы можем очень долго.

Но процессы запоминания не всегда стабильны. На качество запоминания могут влиять многие факторы: стресс, переутомление — как физическое, так и психоэмоциональное, травмы головного мозга, различные заболевания, возраст. Эти состояния могут замедлить запоминание и хранение информации. И тогда мы начинаем жаловаться на нарушение памяти: «Все забываю», «Ничего не помню», «Голова как решето…»

Доподлинно неизвестно, почему снижение памяти стали называть склерозом. В медицине под склерозом обычно понимают разрастание соединительной ткани на месте функционально значимых структур. Если говорить о неврологии, то есть заболевание аутоиммунной природы под названием «рассеянный склероз», характеризующееся появлением в головном и спинном мозге очагов демиелинизации и развитием серьезных неврологических нарушений (расстройство глубокой чувствительности, зрения, движения). Термин «склероз» не имеет к расстройствам памяти, по сути, никакого отношения.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Нарушения памяти с утратой или снижением способности хранить и воспроизводить информацию называются амнезией, или гипомнезией. В результате атеросклероза сосудов головного мозга, при длительном употреблении алкоголя, хронических отравлениях на производстве, после инсультов развивается так называемая фиксационная амнезия. Она характеризуется ослаблением запоминания текущих событий при сохранности приобретенных ранее знаний. При черепно-мозговых травмах человек может забыть события, предшествовавшие катастрофе, — это называется ретроградной амнезией. Если утрачиваются события, произошедшие после травмы, это свидетельствует об антероградной амнезии. Прогрессирующая амнезия, развивающаяся вследствие возрастных изменений, сопровождается постепенным опустошением запасов полученных знаний и сведений по определенным закономерностям — сначала утрачиваются более недавние события, в первую очередь менее эмоционально окрашенные, от более частных к более общим.

Снижение памяти может сопровождаться ложными воспоминаниями — псевдореминисценциями, когда события прошлого переносятся в настоящее (скажем, человек, вышедший на пенсию, может сообщать, что все еще работает), и конфабуляциями, при которых к реальным мемуарам примешиваются события из чужой биографии. Своеобразны и ощущения deja vu (уже виденного, когда начинает казаться, что ситуационная обстановка в точности уже переживалась когда-то) и jamais vu (никогда не виденного — когда кажется, что знакомое на самом деле явление переживается первый раз в жизни).

источник

Главные исследования памяти последних лет

Без памяти человек не был бы человеком. Но что такое память? С научной точки зрения это информация о мире, которая закодирована в набор сигналов, изменяющих связи между нейронами в головном мозге. Каждый раз, когда мы вспоминаем детали эпизода «Настоящего детектива», историческое событие или математическую формулу, активируется определённая нейронная цепочка. Однако многое о механизме памяти до сих пор остаётся неизвестным. Например, учёные так и не могут доподлинно сказать, фокусируются ли воспоминания в конкретных нейронах или распределяются по всему мозгу.

В этом материале мы попытались разобраться в последних исследованиях нейрофизиологов и психологов и понять, как они могут помочь при лечении болезни Альцгеймера, возможно ли стереть «наркотическую» память, сработает ли в будущем сценарий «Вечного сияния чистого разума» и при чём тут гены и молекулы белка.

Изучая память, учёные имеют дело с десятью миллиардами нейронов и связями между ними. Все системы мозга важны для памяти, но ключевым механизмом является изменение в синапсах — местах контакта между двумя нейронами. Наличие этих микроскопических щелей объясняет то, что отростки одного нейрона никогда не сливаются с отростками другого.

Запоминание — это молекулярный процесс, связанный с синтезом белка, который активирует нейронные цепочки. Архитектуру этой схемы определяют гены. На образование одной молекулы белка уходит 48 часов, но изменённое в результате запоминания количество белка в определённых местах остаётся неизменным.

Когда нам нужно извлечь из памяти, например, номер телефона, активируется та же сеть нейронов, которая была задействована при его запоминании. Ещё есть гипотеза, что так происходит из-за изменения в РНК, которая синтезирует новый белок. Каждый новый бит информации изменяет его, а следующие биты примеряются к существующим белкам – если примерка проходит удачно, мы вспоминаем нужную информацию.

Процедурная память не связана
с гиппокампом.
Именно поэтому нельзя разучиться ездить на велосипеде

Разные отделы мозга отвечают за разные виды памяти: например, теменная кора хранит навыки игры на музыкальных инструментах, а гиппокамп занимается формированием новых воспоминаний. Именно он был удалён у самого медийного пациента в истории нейронауки — HM, или Генри Густава Моллисона. После операции он не мог получать новую информацию, а помнил только своё детство, зато отлично справлялся с интеллектуальными головоломками. Моллисон помог учёным понять, что процедурная память не связана с гиппокампом. Именно поэтому нельзя разучиться ездить на велосипеде. Мозг Генри завещали науке — в веб-версии он представлен картой, по которой можно изучать дифференциацию нейронов и основы разных видов памяти.

В науке о памяти по-прежнему много вопросов без ответов. Например, не известны механизмы долгосрочного сохранения воспоминаний. Американский учёный Эндрю Куб активно выступал с гипотезой первостепенной важности глиальных клеток мозга в процессах памяти. В книге «Источник мысли» он делает упор на астроциты, говоря о том, что 80% синаптических контактов окружено этими клетками звёздчатой формы. Согласно его гипотезе, они влияют на рост аксонов, которых в мозге Эйнштейна было выявлено очень много. Именно они обеспечили превосходную работу его памяти и великие открытия. Позже эта идея была опровергнута в ходе экспериментов. Глиальная ткань была выращена в искусственной среде, где было зафиксировано отсутствие какой-либо активности. Её роль в мозге сводится к изоляции реакции между нейронами и предотвращению искажений информации. Одно ясно точно: после восприятия информации наш мозг, опираясь на генетический аппарат, изменяется и никогда не остаётся прежним. Поэтому, например, философ Роберт Добелли советует людям ограждаться от потока новостей, которые атакуют краткосрочную память, которая так и не переходит в долгосрочную.

В наш мозг встроен естественный механизм апдейта — память о событии меняется в зависимости от накопленных знаний, опыта и текущих желаний. Если вы сейчас голодны и вспоминаете свой десятый день рождения, то воспоминание о праздничном торте будет отчётливее, чем интерьер или лица друзей.

Нейробиологи из исследовательского института Эллен Скриппс во Флориде и университета Северной Каролины работают над тем, чтобы ликвидировать «наркотическую» память фармакологическим путём, что может помочь в борьбе с наркозависимостью. В ходе исследования мышам давали метамфетамин, сочетая препарат с воздействием нетипичных для их жизни стимулов. После двух дней (пока закреплялась новая память) вводился препарат, вызывающий разрушение актина. Этот белок играет роль в консолидации памяти. В результате мыши забывали о наркотическом опыте, потому что эта память формировалась отдельно от других воспоминаний. Стирание этих воспоминаний оказалось возможным без провоцирования тотальной ретроградной амнезии.

«Молекула памяти» PKMζ. Картинка из слайдов к лекции П. М. Балабана на Зимней научной школе Future Biotech

Джозеф Леду из Нью-Йоркского университета проводил эксперименты с памятью о страхе у крыс. Сначала он усиленно тренировал животных ассоциировать громкий звук с электрошоком, а потом вводил в миндалевидное тело инъекцию вещества, блокирующего синтез протеинов. Память о страхе уходила. Результаты этого эксперимента подкрепляются данными о людях с повреждениями миндалевидного тела — у них точно так же отсутствуют травматические воспоминания.

Однако самой важной молекулой в процессе «стирания» воспоминаний и функционировании долговременной памяти остаётся молекула белка протеинкиназа М-зета. Согласно исследованиям Тодда Сактора из Медицинского центра Нью-Йоркского университета, она определяет эффективность нейронного контакта и очень важна для долговременного запоминания. При этом её можно заблокировать, стерев память, а затем «возродить» синтез молекулы путём обучения. Её важность продолжают оспаривать экспериментально, фиксируя отсутствие значительных изменений в памяти при её блокировке. Сактор говорит, что всё дело в наличии компенсаторных генов. Но для того, чтобы стереть нужное воспоминание, нужны надёжные наномеханизмы доставки антител.

В ходе серии экспериментов, проведённых командой учёных из Массачусетского технологического института под руководством нобелевского лауреата Судзуми Тонегавы, мышам удалось «внедрить» память о ложном событии. С помощью генных модификаций и вживления в мозг оптоволокна у них получилось заставить мышь бояться одну клетку (при помощи ударов по ногам), в то же время перезапуская её память и удаляя болезненные ассоциации с этой клеткой. Так была доказана гипотеза о том, что каждое воспоминание оставляет в мозге след — энграмму. «То, что ранее можно было увидеть в таких фильмах, как „Начало“ и „Вечное сияние чистого разума“, теперь становится возможным», — рассказал один из членов команды Тонегавы. И пусть пока эксперимент далёк от сюжета сай-фая, он даёт надежду на разработку мозговых чипов для внедрения разнообразных воспоминаний.

Теодор Бергер из университета Южной Калифорнии с 90-х годов работает над силиконовым имплантом памяти в гиппокамп. Его устройство может заменять части повреждённого гиппокампа и даже усиливать способности здорового. Крошечный чип с электродами имплантируется в гиппокамп и записывает сигналы, представляющие собой краткосрочные воспоминания; далее сигналы пересылаются в компьютер, где математически преобразуются в долгосрочные воспоминания; а затем отправляются на второй набор электродов, который стимулирует другой отдел гиппокампа. Устройство должно пролить свет на то, как именно в мозге кодируются воспоминания человека и по какому принципу мы помним «лицо любимой бабушки» и отличаем его от других. Пока эксперименты успешно проводятся на крысах и обезьянах, а в течение двух лет начнутся и на людях. Сам Бергер говорит, что никогда не думал о том, что исследования зайдут так далеко. Теперь же он может помочь спасти пациентов с болезнью Альцгеймера и прочими расстройствами памяти.

Учёные до сих пор не могут до конца понять, как долгосрочная память остаётся на всю жизнь, если протеины, участвовавшие в её формировании, исчезают в течение двух дней. Группа учёных из Института медицинских исследований Стауэрса доказала важность олигомеров CPEB в этом процессе. Эти молекулы — версия комбинации клавиш Ctrl+V в нервной системе. Они постоянно самовоспроизводятся, и, вероятно, именно поэтому мы можем извлекать из памяти информацию о том, что было давным-давно.

Пока избавление от негативных воспоминаний, последствий посттравматического стресса и фобий — прерогатива психологии. Но гарвардский профессор Роджер Питман и профессор психиатрии Университета Макгилла Ален Брюне спешат психологам на помощь, за что журнал Forbes в своё время даже включил их в рейтинг «Десять человек, способных изменить мир».

В ходе опытов исследователи обнаружили препарат для устранения причины тяжёлых воспоминаний, а также научились различать воспоминания неприятные и травмирующие, чтобы сосредоточиться исключительно на борьбе со вторыми. Ключ к различию между ними скрыт в эмоциональной реакции. Пациенты, участвующие в эксперименте, детально фиксировали свои травмирующие воспоминания и перечитывали свои записи, предварительно приняв препарат пропранолол. Это лекарство от гипертонии, содержащее норадреналин, который участвует в генерации сильных эмоций. Через некоторое время эмоциональная память пациентов стала изменяться, и они переставали ассоциировать травматическое воспоминание с неприятными ощущениями. Приём анаприлина в течение нескольких часов после психотравмы также резко снижает шансы развития посттравматического синдрома. В таком случае воспоминание останется, но патологически болезненным оно не будет.

Психолог Элизабет Лофтус провела серию любопытных психологических экспериментов по «вживлению» ложных воспоминаний. Она показывала участникам, бывавшим в Диснейленде, фотографию из парка, где посетитель жал руку Багз Банни. Несколько участников вспомнили, что делали то же самое, хоть это и невозможно, так как Багз Банни — персонаж Warner Bros.

Её команда психологов опросила жертв 11 сентября; через год эксперимент был повторен и 37% воспоминаний тех же людей изменились. Некоторые истории становились более короткими с чёткой линией повествования, другие обрастали несуществующими подробностями. Дело в том, что при воспоминании пережитого важно получение позитивного фидбэка от собеседника. Этот факт также часто приводит к неправильной идентификации преступника. Так как наша память представляет собой синтез опытов, а не воспроизведение видеоряда, свидетель не может быть важнейшей опорой правосудия. Эту идею успешно защищает Innocence Project, который предлагает увидеть, как американская судебная система отходит от полагания на память жертвы к другим более достоверным источникам — ДНК-экспертизам и другим методам.

Если мы вдруг забываем имя актёра или содержание книги, обычно идём «гуглить» касты фильмов или серфить «Википедию». Всё это оказывает серьёзное влияние на нашу память. Учёные из Университета Колумбии провели эксперимент и показали, как компьютеры успели изменить процесс запоминания. Подопытным дали набор фактов и половину из них попросили классифицировать информацию в папках на компьютере, а второй половине сказали, что эту информацию потом сотрут. Когда подопытных попросили вспомнить информацию, оказалось, что вторая группа (те, кто ожидал стирания информации) помнила намного больше информации, чем первая группа, кто просто сохранил информацию на ПК. Но подопытные из первой группы, которая сохраняла информацию, прекрасно помнили, куда именно они сохранили полученную информацию. Таким образом учёные доказали, что процесс запоминания адаптируется к новым технологиям. Люди стали сводить к минимуму время на запоминание самой информации, делая ставку на место, где её можно будет найти.

Знакомая песня часто становится саундтреком к видеоряду из воспоминаний, который начинает проигрывать наш мозг. Мозговым iTunes выступает медиальная префронтальная кора — это показали эксперименты с использованием магнитно-резонансной стимуляции и воспроизведения чарта Billboard Top 100. Также серия экспериментов показала, что музыка помогает лечить автобиографическую амнезию и способна помочь пациентам с болезнью Альцгеймера.

Чикагский
медицинский центр Rush

Печень и часть лимбической системы головного мозга — гиппокамп — используют один и тот же протеин PPAR-альфа. Только печень — для сжигания жира на животе, а гиппокамп — для процессов запоминания информации. Именно поэтому ухудшение памяти в 3,6 раза чаще наблюдается у пациентов с лишним весом, о чём свидетельствуют исследования Чикагского медицинского центра Rush. Известно, что улучшает консолидацию долговременных воспоминаний кофеин, однако пока учёным не удалось установить необходимую дозировку.

источник