Меню Рубрики

Что такое патриотизм с вашей точки зрения

Учёные из Университета Техаса озадачились вопросом чувства патриотизма у людей. В ходе исследований специалисты пришли к выводу, что патриотизм служит для сплочения группы людей, вызывает общественную ненависть к врагу и иным группам людей, а также порождает ощущение нависшей угрозы.

Учёные, исследуя чувство патриотизма с психологической точки зрения, выяснили, что данное чувство зародилось ещё в древние времена. Это утверждение не является новым, так как и ранее было известно о том, что патриотизм — это естественное состояние человека, которое относится к вопросам выживания. Патриотизм — это стремление человека влиться в большую группу людей, чтобы максимально обезопасить себя от угроз окружающего мира. Подобных ощущений у человека множество. Например, к подобным чувствам, служащим для выживания в группе людей, относится также стыд, когда человек испытывает некомфортные чувства, когда сделал что-либо противоречащее нормам той или иной группы людей, тем самым подвергнув себя опасности быть изгнанным. Патриотизм имеет точно такую же первоначальную основу, когда человек начинает подсознательно испытывать ощущение преданности своей стране, то есть обширной группе людей, связанной границами, языком, мировоззрением, одной властью и так далее. Такое ощущение дарит человеку понимание себя, как части общества, которое является для него родным, которое сможет защитить его и помочь преодолеть все жизненные трудности. С точки зрения общества, патриотизм является правильным, верным и поощряемым, так как позволяет определённой группе людей развиваться успешно и максимально продуктивно. Однако, как выяснили исследователи, чувство патриотизма имеет некие моменты, которые можно назвать даже негативными.

Специалисты из Университета Техаса установили, что патриот несколько стирает грани своей собственной личности и передаёт эти грани группе, таким образом сплачивая свою личность с обществом, но при этом сплачивающим фактором является не единение и чувство родственности друг с другом, а ощущение ненависти к врагу. Как гласит русская поговорка «Против кого дружить будем?». Оказывается, патриотизм изначально зародился у человека на фоне угрозы и является проявлением защиты. Таким патриотизм был в те времена, когда пещерные люди ощущали патриотические чувства в целях дать отпор ненавистному им племени или диким животным, таким патриотизм остался и сегодня. Таким образом, чувства всеобщей радости и любви ко всему окружающему миру не порождает чувство патриотизма, делает человека либо полностью самостоятельным, либо человеком, который одинаково относится ко всем группам людей в мире, так как испытывать к ним ненависти нет причины. Когда же возникает угроза — настоящая или искусственно созданная — человек начинает ощущать некое чувство, которое требует от него приобщиться к группе людей (стране) и выступать за её интересы, тем самым пытаясь защититься либо от ощущения нависшей угрозы, либо от реального врага.

Учёные выяснили, что, так как патриотизм является чувством, связанным с проблемой выживания индивида, патриотизм оказывает сильнейшее воздействие практически на все стороны жизни человека, начиная от поведения и заканчивая мировоззрением. Также исследователи утверждают, что человек, который полностью ориентирован лишь на одну группу и идёт со своей группой нога в ногу, пытаясь во всём ей соответствовать, это делает его менее открытым для чего-то нового.

Невзоров А. Г.: Что такое «патриотизм»

Не можете найти качественную и модную одежду больших размеров? Теперь вы можете выбрать и купить мужскую одежду больших размеров в магазине «Grande Moda». Футболки, рубашки, толстовки, ветровки, куртки и многое другое.

источник

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ

1.Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности

Какова цель гражданского воспитания школьников?

Воспитание гражданина — одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания учащихся семья общество и школа прежде всего сосредоточивает свои усилия на формировании у растущего человека ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Какими качествами должен обладать гражданин?

Смысл гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе

– чувство собственного достоинства

– уважение к государственной власти,

– любовь к Родине и стремление к миру

– гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.

Что такое внутренняя свобода, чувство собственного достоинства и в как эти качества проявляются в сознании и поведении человека. Какими еще личностными качествами должен, на ваш взгляд, обладать гражданин

Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций

Из каких компонентов складывается гражданское воспитание?

Содержание гражданского воспитания составляет работа семьи, общества , школы и государства по

– формированию культуры межнационального общения,

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения

В чем состоит сущность понятия «патриот»?

В толковом словаре В. И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».[69]

В чем проявляется патриотизм?

Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине.

Патриотизм преплолоагает не только любовь к родине, но и уважительно отношение к другим странам, народам культурам. Истинный патриот не может любить свою родину пи презирать или ненавидеть другие станы и народы. Поэтому составной частью патриотического воспитания является воспитание культуры межнационального общения

Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму ( найдите значение и происхождение этого слова в словаре иностранных слов или википедии). В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме уважение и солидарность с другими народами и странами (Солидарность – активное сочувствие чьим-л. действиям или мнениям; общность интересов, единодушие).

Какое место в структуре воспитания патриотизма и культуры межнационального общения занимает воспитание толерантность. В чем проявляется это личностное качество. Есть ли в русском языке смысловые аналоги этому слову

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9453 — | 7442 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

«Прежде всего, несколько замечаний о патриотизме. Что «пролетарии не имеют отечества», это действительно сказано в «Коммунистическом манифесте»… Но отсюда еще не следует правильность утверждения…, что пролетариату безразлично, в каком отечестве он живет: живет ли он в монархической Германии, или в республиканской Франции, или в деспотической Турции. Отечество, т. е. данная политическая, культурная и социальная среда, является самым могущественным фактором в классовой борьбе пролетариата… Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны. Но судьбы страны его интересуют лишь постольку, поскольку это касается его классовой борьбы, а не в силу какого-то буржуазного, совершенно неприличного в устах с.-д. «патриотизма»».

Короче говоря, по Ленину патриотизм является самым могущественным фактором в классовой борьбе пролетариата, но постольку, поскольку он подчинен требованиям классовой борьбы. Разве этой небольшой цитаты недостаточно, чтобы разобраться в этом вопросе? Кажется, что достаточно, но леваки не могут не городить огорода. Такова их суть, если угодно.

Патриотизм является чувством любви к родине, которое зарождается из привязанности к родным местам и людям. В зависимости от степени сознательности индивида данное чувство может вырастать до понимания своей связи со всей страной и народом, его историей и культурой, и, в конечном счете, подниматься до борьбы с притеснением и порабощением народа как внешним, так и внутренним. Ленин также учил:

«Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств».

Таким образом, патриотизм выступает, во-первых, в виде чувства, то есть ненаучного стихийного отношения к родине, к родной национальной культуре, языку и, в конечном счете, к экономическим и политическим условиям своей страны и региона. Во-вторых, в виде побудительного мотива, обыденной мотивации к освобождению, защите чести, развитию и улучшению родины. Из этого ясно, что патриотизм в «умелых руках» действительно может являться могущественным фактором классовой борьбы пролетариата. Верно и обратное, что на службе у империализма патриотизм — есть фашизм и полуфашизм, то есть, тоже, могущественный фактор классовой борьбы, но уже в лапах олигархии. В последнем случае, очевидно, что освобождение, защита чести, развитие и улучшение родины понимается с извращенной, антинародной, неклассовой точки зрения. Нельзя забывать, что пролетариат, как наиболее организованная и сознательная часть народных масс, кровно заинтересован в познании объективной истины, в научном подходе к социальным преобразованиям и революционному переустройству общества, в освобождении от ига капитала. Значит, последовательная научная партийность рабочего класса (организованного, сознательного пролетариата) выражает, в конечном счете, коренные интересы всего общества, социального прогресса. Таким образом, если поднимать уровень сознательности по линии патриотизма на научных основаниях, то зрелая любовь к Родине не противоречит уважению и даже любви к другим национальным культурам и народам. Антагонизм между культурами является продуктом рыночной конкуренции, борьбы за выживание. Если этот антагонизм устранен или хотя бы преодолен или, на худой конец, сглажен в сознании, то противоположность культур и народов выступает исключительно объективно, то есть как их разность.
Огульно отрицая патриотизм как чувство и, признавая существующим только буржуазный, казенный, квасной патриотизм в виде фашизма или полуфашизма, леваки только спутывают вопрос, заранее объявляют поражение коммунистов в этой сфере, сдают патриотизм целиком противнику. Они воображают, что патриотизм сам по себе является идеологией, всецело придуманной буржуазией. Тогда как различные политические партии апеллируют к патриотизму как к стихийному ненаучному отношению к Родине, возбуждают на его основе в классовых интересах буржуазии в пролетарских и народных массах либо социальное благодушие в виде примирения с «родными» предпринимателями, либо конкурентную ненависть к другим народам. Различные формы ненависти — межконфессиональная, расовая, национальная — служат способом мобилизации пролетариата в интересах олигархии. В свою очередь классовая ненависть способна служить также и делу революционной мобилизации. Однако практика показывает, что возбуждение классовой ненависти — это, как правило, игра на низменных чувствах толпы, что, во-первых, развращает и разлагает революционные массы, во-вторых, делает их неуправляемыми в ходе вымещении гнева. В абсолютном большинстве ситуаций большевики не заигрывали с ненавистью, а направляли имеющуюся классовую ненависть в конструктивное русло и сдерживали её перерастание в погром. Даже кампания «Убей немца!», даже, таким совсем некоммунистическим деятелем как Эренбург, проводилась с большой разъяснительной работой, что убивать нужно немца-ССэсовца, немца-захватчика, немца с промытыми мозгами и т. п.

Стало быть, проявления патриотизма меняются вместе с развитием народов, наций, государственного строя, классов и классового сознания. Невозможно пренебрегать ни чувственной стороной отношения к конкретным условиям жизни, ни обыденной мотивацией масс. Такой подход есть левачество и фразерство.

Конечно, само по себе чувство не может существовать безыдейно. Такой «чистый» патриотизм возможен только при полном отсутствии рефлексии, например у детей. Патриотизм развивается естественно, как чувственная сторона восприятия условий жизни, главным образом совокупности особенностей этих условий. Патриотизм, следовательно, обслуживает мировоззрение как эмоциональный окрас и бытовой мотиватор действий. Часто леваки считают, что Маркс и Энгельс писали про отсутствие отечества у пролетариев потому, что понимали экономические, классовые корни патриотизма.

В действительности у патриотизма экономических и классовых корней, как таковых, нет. У патриотизма в некотором смысле есть психологические корни. Дело в том, что до появления научного философского мировоззрения в сознании практически всех людей имеется известная разбалансировка интеллекта, чувств и воли. Если бы человечество развивалось гармонично и по науке, то ведущую роль в сознании играл бы интеллект, а чувства, эмоции и привычка трудиться были бы чувственно-эмоциональной и волевой стороной интеллектуальной, разумной деятельности. В классовом обществе становление и развитие личности уродливо, и имеется известный перекос, как в пользу чувств, так и в пользу воли, вернее ее хронического недостатка — лени. Этот перекос является результатом интеллектуальной недоразвитости, которая, впрочем, как известно, сознательно насаждается массам. В этой связи всякое нормальное чувство влюблённости во что-либо, в том числе патриотизм, не обслуживает интеллектуальное понимание, то есть знания, а отрывается и живет в некотором смысле самостоятельной жизнью. А классовые корни имеются не у самого чувства, а той идеологии, которая это чувство себе подчинила.

Следовательно, проявления патриотизма, по крайней мере, если патриотизм является сколько-нибудь зрелым чувством физиологически здорового человека, не могут быть внеклассовыми. Патриотизм — это чувство, которое обслуживает мировоззрение. Мировоззрение же всегда классовое, стало быть, и чувство, на которое воздействуют идеи и знания, трансформируется сообразно классовому сознанию. Однако, почему леваки объявляют невозможность народного, пролетарского, революционного и социалистического патриотизма неведомо.

Нужно ли объяснять и доказывать, что советский патриотизм, развернутый коммунистической партией на основе общности интересов и дружественного сотрудничества социалистических рабочих, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР являлся движущей силой строительства коммунизма? Сталин прямо выдвинул задачу перед партией «развивать и культивировать советский патриотизм». Можно ли полагать, что советский патриотизм, любовь к первому в мире государству рабочих и крестьян, форпосту мировой революции, не будет иметь преемственности с историческим прошлым народов СССР? Революционные традиции народов СССР и их политическая выучка являются важным элементом советского патриотизма, однако, это не означает безродности, отказа от истории. Научный классовый взгляд на историю, опора на прогрессивные ее страницы и героическую справедливую борьбу является естественным фундаментом для культивирования патриотизма.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Революционный пролетариат 1917 года не свалился с небес, у него было прошлое, и не только революционное. Народные массы также не свалились с небес, у них было прошлое, и тоже не только революционное. Что предлагают леваки? Отбросить историю народов, подвергнуть остракизму всё, что имелось до революции? Через тысячу лет человечество отведет изучению пяти тысяч лет классовых обществ должное место как эпохе краткого перехода общества из полуживотного состояния в мир человеческих форм цивилизованности. Но к чему сейчас этот наивный футуризм и, как следствие, левая фраза?

Нужно ли дать научную оценку истории народов СССР? Полагаю, что даже леваки считают, что нужно. Следует ли подчеркивать все то, что в истории данных народов было прогрессивным и справедливым? Полагаю, что и здесь леваки не откажут. Почему же прогрессивная и героическая сторона истории народов не может быть использована в воспитании любви и преданности социалистической Родине?

Пожалуй, было бы здорово, если бы каждый пролетарий осуществлял революционную борьбу и строил коммунизм, исходя лишь из знания научных истин, а его чувственно-эмоциональная сфера переполнялась бы исключительно революционным научно обоснованным энтузиазмом. Мечтать, что называется, не вредно. Но факт остается фактом — патриотизм существует в виде самостоятельного сильного чувства и его нужно использовать как обыденный мотиватор. Впрочем, в некотором смысле патриотизм будет существовать и при коммунизме, но уже в виде чувственной окраски научного понимания социально-культурных отличительных условий конкретной ассоциации или территории.

Леваки видят, как буржуазия использует патриотизм масс — «социальное положение вторично, главное, что мы единая нация», и воображают, что это и есть патриотизм. Бесспорно, что данный тезис прямо противоречит росту классового сознания, но почему леваки ставят знак равенства между этим тезисом и патриотизмом? Возьмем таких крестьянских революционеров, как народники. Они патриоты? Думается, что они вполне уважаемые патриоты, однако, конечно, с приведённым буржуазным тезисом они не согласились бы. Возьмем для примера альтернативный взгляд на приведенную в цитате ситуацию. Буржуазия говорит народу, что главное — это единство нации и национальное согласие. Но разве не очевидно, что буржуазия составляет мизерное меньшинство нации, а основу всякой нации составляет пролетариат и полупролетарские массы? Известно также, что мизерная буржуазия нещадно эксплуатирует народные массы. Почему же, в таком случае, не считать патриотической позицию, при которой буржуазия, как паразитический, вредный для народа элемент, будет исключена из нации и изгнана прочь? Короче говоря, это спорный политический вопрос — что считать благом для Родины, который всецело зависит от развития классового сознания, от мировоззрения. Иными словами, у каждого класса свой патриотизм, но пролетарский патриотизм, как говорил Маркс, самый честный. Отдавая патриотизм на откуп буржуазии, мы только ускоряем его превращение в национализм, а затем — в фашизм.

Леваки, вслед за буржуазными пропагандистами, противопоставляют патриотизму пролетарский интернационализм. Но пролетарский интернационализм можно противопоставить, например, русскому патриотизму = национализму. Пролетарский интернационализм является объективным продуктом концентрации и централизации капитала, разрушения границ национальных рынков. Но с субъективной точки зрения, пролетарский интернационализм является важнейшим коммунистическим принципом, который предполагает совместную подготовку пролетариев, независимо от национальности, по единому плану к революции против тирании буржуазии, прежде всего, своей нации, а затем к разворачиванию коммунистического строительства в дружественной атмосфере взаимопомощи и взаимовыручки. Коммунисты никогда не имели империалистических и эксплуататорских целей, всегда боролись за свершение революции не в отдельной взятой стране, а во всем мире. Но это никак не отменяет ни наций, ни пролетарского патриотизма, ни исторического наследия, ни национальной культуры.

источник

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот — личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный. Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен. В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный. Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный. Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия». Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве». Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир». Важные исторические эпизоды 19 века — Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

источник

Патриотизм может проявляться в следующих формах:

  1. полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах);
  2. имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
  3. этнический патриотизм — в основании имеет чувства любви к своему этносу;
  4. государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству.
  5. квасной патриотизм (ура-патриотизм) — в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора.

Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляли позиции полисного патриотизма [8] . Проповедь равенства всех народов перед Богом способствовали сближению народов Римской империи и препятствовали местному национализму. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие патриотически настроенных язычников, которые видели в местных культах основу благополучия города. Яркий пример такого противостояния — реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города. (Деян. 19:-24-28)

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) — приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению [9] .

Патриотизм отвергается универсалистской этикой, полагающей, что человек в одинаковой мере связан нравственными узами со всем человечеством без изъятия. Эта критика началась ещё философами Древней Греции (киники, стоики — в частности, киник Диоген первым описал себя как космополитa, то есть «гражданина мира» [10] ).

Последовательный универсализм и космополитизм [11] раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма [8] . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового , где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам, 3, 11). По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику, «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» [12] Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» [13] .

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

— Алексий II. Интервью газете «Труд» [14]

С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек — существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» [15] .

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает патриотизм антихристианской ересью. По его мнению, патриотизм ставит родину на место Бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» [16] .

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное — безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов: он за всю жизнь не слышал от представителей народа никаких искренних выражений чувства патриотизма, но наоборот, много раз слышал выражения пренебрежения и презрения к патриотизму.

Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. — Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет.

— Л. Толстой. Патриотизм или Мир? [17]

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: Патриотизм — это последнее прибежище негодяя. Владимир Ильич Ленин в Апрельских тезисах идейно заклеймил «революционных оборонцев» как соглашателей с Временным правительством. Профессор Чикагского университета Пол Гомберг сравнивает патриотизм с расизмом, в том отношении, что тот и другой предполагают моральные обязанности и связи человека прежде всего с представителями «своей» общности [18] Критики патриотизма отмечают также следующий парадокс: если патриотизм — добродетель, а во время войны солдаты обеих сторон являются патриотами, то они одинаково добродетельны; но именно за добродетель они и убивают друг друга, хотя этика запрещает убивать за добродетель [9] .

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм, как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». [19] . В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» [20] .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм — хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь — выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» [21] . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта. Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка [22] , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви. По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране». [23] .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв, полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов». [24] . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» [25] . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактической враждой к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» [26] .

источник

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.

Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое «обдуманное» мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.

  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.
  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.
  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, — сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно.

Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот — тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Читайте также:  Личность человека с точки зрения философии

источник

Дата публикации: 03.12.2017 2017-12-03

Статья просмотрена: 8092 раза

Антонова А. Д., Сафронова Е. С., Лучникова М. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 296-299. — URL https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 15.11.2019).

Во все времена патриотизм играл особую роль не только в духовной жизни народа, но и в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. В каком-то смысле патриотизм выступает фундаментом государственности, залогом эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Возникает вопрос, а что представляет собой патриотизм, и какую роль он играет для российского общества?

Понятие «патриотизм» имеет достаточно широкую трактовку. С греческого языка «патриотизм» означает «Patriotes» (земляк, соотечественник) и «Patris» (Родина). Патриотизм — это эволюционное понятие, в каждую эпоху оно имело различное социальное и ценностное содержание, но в тоже время оно всегда было неотделимо от таких категорий как «Отчизна», «любовь к Родине». Известный российский писатель и историк Н. М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял три элемента его составляющие. Первый — физическая любовь к Родине, то есть к месту, где человек родился и вырос. Второй — любовь гражданская, под которой понимается социальная связь человека с обществом комплексом прав, свобод и обязанностей. Третьем элементом является любовь политическая, то есть человек поддерживает и осуществляет в своей деятельности политические идеалы Родины [1].

В настоящее время патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым понимается любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересы интересам государства. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, желанием сохранить ее культурные особенности, а также стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Однако, в современных реалиях, не смотря на достаточно сильную эмоциональную составляющую патриотизма, часто можно столкнуться с таким явлениями как «русофобия», «антипатриотизм», «лжепатриотизм». С чем же это связано, и какие методы противодействия существуют? Эти и другие вопросы освещены в данной статье.

В настоящее время идет процесс глобализации, что приводит к усилению давления Запада на все слои и сферы жизни российского общества и, прежде всего, на молодежь в насаждении и навязывании западных образцов и ценностей. По телевиденью, в сети Интернет, в магазинах и кафе все чаще можно услышать песни на иностранном языке. В газетах и журналах постоянно всплывают словечки вроде «тренд», «лайфхак», «фэшн», «хайп» и т. п., словно русский язык — недоразвитый язык, которым совершенно невозможно выразить элементарные понятия.

Особо сильно достается истории нашей страны. Ее всячески коверкают, искажают, и обесславливают. Особый упор делается на дегероизацию советского периода, когда ставят под сомнение героические подвиги и примеры самопожертвования людей в годы Великой Отечественной войны, всячески замалчивается усердный труд миллионов людей в мирное время. Все чаще на большом экране можно заметить киноленты, в которых сознательно понижается решающая роль Советского Союза в достижении победы над фашизмом во Второй Мировой Войне. Зачастую выдвигается тезис о том, что победу над гитлеровской Германии преимущественно одержали союзники, особенно США, несмотря на то, что второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. При этом совершенно не учитывается тот факт, что 75 % из общего числа потерь в боевой силе и технике, которую понесли немецко-фашистские армии во Второй мировой войне, приходится на советско-германский фронт. Самое пугающее то, что такие киноленты выпускает не только Европа и США, но и отечественный кинематограф.

Нередко в СМИ можно встретить негативные высказывания в отношении политики И. В. Сталина, Петра I, Ивана Грозного, Владимира Святославича и других исторических деятелей. Причем огласки подлежат только отрицательные моменты их правления. Дескать, И. В. Сталин тиран и убийца, ведь именно он ответственен за массовый террор и репрессии в конце 30-х и начале 50-х годах прошлого столетия, Пётр I вообще искоренитель всего исконно русского. Разумеется, при такой оценке ни слова не упоминается о достоинствах проводимой ими политики.

Вполне очевидно, что, при освещении исключительно негативных сторон тех или иных исторических личностей или событий, у граждан нашей страны складываются ложные представления о прошлом собственного государства. Именно незнание истории своей Родины в большей мере способствует развитию антипатриотизма в стране.

Одной из причин оскудения патриотических чувств выступает тотальная безграмотность, особенно в молодежной среде. Ежегодно российскими ВУЗами выпускается примерно 900 тысяч дипломированных специалистов, однако большинство выпускников не знают даже основ отечественной истории. Такая непривлекательная тенденция связана с тем, что образование модифицировало в сферу услуг. А ведь отсутствие исторической памяти в совокупности с потребительским отношением в обществе это прямой путь вникуда [2].

Конечно, в вышестоящих кругах неоднократно озвучивалась обеспокоенность по этому поводу. Еще в 2013 г. В. В. Путин выразил инициативу о создании учебников истории с единой концепцией и официальной оценкой на достоверные исторические события, не содержащие двойного толкования, и написанные хорошим русским языком. Однако на сегодняшний день, как можно заметить, данная идея не реализована, да и менять в первую очередь нужно не учебную литературу, а саму систему образования.

Проблема патриотизма неразрывно связана с проблемой эмиграции интеллектуальной элиты страны. Сознательное уничтожение культуры русского народа началось после Октябрьской революции. В первую очередь, это связано с тем, что диктатура большевизма не терпела оппозиции, необходима была новая законопослушная интеллигенция, вышедшая из рабочего класса. Въезд в страну допускался только «лояльным лицам». К числу таких лиц не принадлежали многие видные деятели культуры и искусства, такие как Шаляпин Ф. И., Рахманинов С. В., В. В. Кандинский, М. З. Шагал, Стравинский И. Ф., известные ученные и технологи- И. И. Сикорский, В. К. Зворыкин, Г. Б. Кистяковский. Первая волна русской эмиграции 1917–1940 г. подарила миру трех нобелевских лауреатов: И. А. Бунин, В. В. Леонтьев и И. Р. Пригожин.

Конечно, сегодня граждан РФ заграницу не выдворяют, да и свобода слова гарантируется Конституцией РФ, однако «утечка мозгов» за рубеж продолжается. Это связано с тем, что основная проблема отечественной науки заключается не в низком финансировании, как это может показаться на первый взгляд, а в невостребованности научных результатов обществом страны. По данным Евростата за 2016 г. получили разрешение на длительное проживание в ЕС 73,8 тыс. жителей России. Эмигрируют в основном высококвалифицированные специалисты на пике профессиональной продуктивности [3].

О каком патриотизме может идти речь, если серьезной проблемой последнего десятилетия является неконтролируемое переселение народных масс из стран Средней Азии, Южного Кавказа и Китая, которые проживая на территории России, не особо стремятся интегрировать с российским сообществом [4]. Неконтролируемая миграция может привести к тому, что в скором будущем низкоквалифицированные эмигранты составят до половины экономически активного населения, конечно, при таких условиях ни о каком инновационном развитие страны речи идти не может. Также рост миграции ведет к падению уровня образования и культуры. В школах столицы уже есть классы, где дети мигрантов составляют значительную часть учащихся, при этом они плохо владеют либо вообще не знают государственный язык.

Воспитательный процесс является неотъемлемой частью патриотизма. Патриотическое воспитание на протяжении столетия подвергалось активной деформации под влиянием действующей идеологии в стране, так в советский период пытались отказаться от всего дореволюционного, а сейчас активно критикуют советское прошлое, что не способствует формированию патриотизма в современной России [5]. И это вполне объяснимо, в стране, где 19 миллионов человек находиться за чертой бедности, а разрыв в доходах бедных и богатых продолжает увеличиваться, и представители государственной власти не спешат вкладывать свои активы в развитие нашей страны, а не Запада, вряд ли найдется много желающих отдать жизнь за интересы Родины. В настоящее время, по данным общемирового соцопроса ассоциации Gallup, проведенного в России «Ромиром», только 59 % опрошенных готовы выйти на защиту своей страны с оружием в руках, что значительно ниже показателей Финляндии, Марокко, Фиджи, Китая [6].

Конечно, можно сколько угодно говорить о том, что такая тенденция является прямым следствием политике 90-х, с момента демонтажа советской социальной системы и развития рыночных отношений, которые были связаны с «шоковой терапией», кризисных процессов, которые преследует российскую экономику на протяжении последних двадцати лет, но Россия не будет развиваться в лучшую сторону, без каких-либо ощутимых действий со стороны правящей верхушки. Для сравнения, поле Гражданской войны СССР уже к середине 1930-х годов по объему ВВП вышла на первое место в Европе, и на второе место в мире, уступив только США. А какие успехи были сделаны в послевоенное время: освоение космоса, противостояние Западу в Холодной Войне.

На сегодняшний день, патриотизм признан основной национальной идеей. В 2012 г. на совещании представителей власти и общественности по вопросам нравственного и патриотического воспитания молодежи в Краснодаре 12 сентября 2012 г. Президент РФ В. В. Путин обратился к идеологии патриотизма: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм». [7]

Необходимость формирования патриотизма провозглашается во многих нормативно-правовых актах, стратегических программах, проектах и публикациях, посвященных проблеме патриотического воспитания подрастающего поколения. С 2001 г. действовали 3 государственные программы патриотического воспитания.

В 2016 г. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». Данная программа включает в себя несколько разделов: научно-исследовательский, информационный, методический, а также разделы, ориентированные на усовершенствование направлений и форм работы в сфере патриотического воспитания, и пунктов по развитию волонтерского движения. Так же предполагается, что данная программа будет положена в основу закона о патриотическом воспитании [8].

С целью патриотического воспитания во многих субъектах Российской Федерации стали возрождаться традиционные военно-патриотические мероприятия, такие как «Зарница», «Орленок». В 2013 году была озвучена инициатива руководством страны и региональными руководителями о возрождении комплекса ГТО в России в современном формате. И с 1 сентября 2014 года в силу вступил Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)» [9].

Данные меры, безусловно, заслуживают положительной оценки, ведь воспитание молодого поколения должно осуществляться на истории и других гуманитарных дисциплинах. Именно в подростковом возрасте формируются морально-нравственные качества и ценности. От того, насколько удачно сформированы взгляды подрастающего поколения зависит не только их будущее, но и будущего всей страны.

В заключение необходимо отметить, что эпоха глобализации и Европеизации медленно, но верно, толкает Россию к социально-культурной деградации, и как следствие отсутствием патриотизма, и полной пассивности граждан к будущему своей страны. В-первую очередь, это связано со сменой ценностных ориентиров в 90-е годы. Когда такие исторически устоявшиеся ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отечеством, безвозмездное служение свой стране, перестали быть основополагающими для российских граждан, и на первый план вышли материальные блага, порожденные либеральной идеологией. Материальное благополучие стало доминировать над духовным богатством, особенно, это можно наблюдать в ценностных ориентирах молодого поколения, на смену коллективизму пришел индивидуализм, идея сопереживания уступила место эгоцентризму. Такие непоколебимые социальные ценности, как любовь, семья, воспитание детей, были вытеснены сексом, половыми девиациями, однополыми браками. Стало модно жить как потребитель, ведь все можно купить, — любовь, дружбу, Родину, — так зачем же тогда жертвовать собой на благо той самой Отчизны?! Идеи патриотизма, памяти предков, своей истории была променяна на обезличенное западничество.

Справедливо на этот счет высказался Солженицын А. И.: «Исторический Железный Занавес отлично защищал нашу страну ото всего хорошего, что есть на Западе: от гражданской нестесненности, уважения к личности, разнообразия личной деятельности, от всеобщего благосостояния, от благотворительных движений, — но тот Занавес не доходил до самого-самого низу, и туда подтекала навозная жижа распущенной опустившейся «поп-масс-культуры», вульгарнейших мод и издержек публичности, — и вот эти отбросы жадно впитывала наша обделенная молодежь: западная — дурит от сытости, а наша в нищете бездумно перехватывает их забавы. И наше нынешнее телевидение услужливо разносит те нечистые потоки по всей стране. (Возражения против всего этого считаются у нас дремучим консерватизмом.) Но, поучительно заметить, как о сходном явлении звучат тревожные голоса в Израиле: «Ивритская культурная революция была совершена не для того, чтобы наша страна капитулировала перед американским культурным империализмом и его побочными продуктами», «западным интеллектуальным мусором»»» [10].

Народ Российской Федерации должен сохранить свою самобытность, восстановить национальную идентичность, а государство должно всячески этому способствовать, в первую очередь путем внедрения массового «культивирования». Знать историю просто необходимо, хотя бы потому что-то история циклична, и ее изучение может способствовать предотвращению многих ошибок.

Большую часть своего существования Россия провела в войнах, и пора бы запомнить, что сильная Россия никому не нужна. В подтверждение этому служит ситуация с воссоединением с Крымом, что повлекло жесткое неприятие и ненависть у геополитических оппонентов России со стороны Запада. Целесообразно будет привести известное высказывание Александра III: «У России только два союзника: армия и флот».

Хочется верить, что в скором времени, власть пересмотрит свою политику, и последуют перемены, и Россия вновь обретет статус самодостаточной и независимой державы, ведь игнорирование потребности населения властью не раз приводили к трагическим событиям. Без патриотических чувств ни одно государство не может существовать.

источник