Меню Рубрики

Что такое зависть с точки зрения психологии

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с феноменом зависти, факторами ее возникновения, а так же принципы развития чувства зависти в структуре личности. Многие поступки диктуются человеку не во имя чего-то, а назло кому-то.

In this article the issues of the day are examined the envies related to the phenomenon; by the factors of its origin and similarly principles of development of sense of envy in personality. Many acts are dictated a man in the not for something, but for spite to someone.

Зависть считается одним из семи смертных грехов и самым потаенным чувством в душах людей. В отличие от остальных грехов, которым можно найти рациональное оправдание, зависть всегда считалась постыдной в любых проявлениях, даже ее оттенках.

Возможно, именно страх перед чувством, которое есть у всех в той или иной степени, но всеми отвергается, является причиной столь редкого упоминания о ней даже в психологических исследованиях.

Зависть не входит в объяснение мотивов собственного поведения, даже если это единственный мотив. Еще одним отличительным аспектом зависти, является то, что это чувство формируется и действует только в социальных ситуациях: завидуют всегда кому-то или чему-то. Интересно, что она чаще всего заметна всем, кроме того, кто завидует, — сила психических защит в данном случае весьма велика. Часто это рационализация «он этого не достоин…» или «это случилось только потому, что…» или проекция «это они завидуют…», «мир жесток и несправедлив, поэтому нужно делать все, чтобы победить…», — вариантов масса, а цель одна: спасти свою самооценку.

Все хотят, чтобы им завидовали, но никто и никогда не признается в зависти: это все равно, что признаться в собственной несостоятельности.

Но зависть несет не только ярко негативную окраску, она может стать и благотворным импульсом.

Если бы не было зависти, люди бы не стремились к превосходству и не совершали бы открытий. Фраза или мысль о том, что нужно сделать что-нибудь так хорошо «чтобы все обзавидовались», хоть и выглядит смешно, часто приносит неплохие результаты.

Зависть — это то же соперничество, только скрытое: человек хочет победить, но соперничает как бы внутри себя, ведя счет тогда, когда его воображаемый соперник об этом и не подозревает.

Зависть одновременно является и мотивацией и ограничением, для личности. С одной стороны, завидуя, человек стремится к тому же, что имеет другой человек или к превосходству над ним. С другой же стороны, зависть ограничивает мотивацию достижением именно той цели, которой кто-то уже достиг, вследствие этого внимание рассеивается и ситуация искажается, превращаясь в погоню за призраком счастья. Это ограничение мотивации сужает мышление до потребности чужого успеха. Это может грозить потерей идентификации и стремлению к чужим целям, а значит, к настоящему личностному провалу.

Всем знакомы ситуации, когда долгое время чего-то очень сильно хотелось, а от того, что этим чем-то кто-то уже обладает, желание было еще сильнее. И многим так же знакомо чувство разочарования, когда желаемое осуществляется, а с ним приходит осознание, что оно уже не нужно, а желание было всего лишь инерцией, которая подкреплялась неосуществленностью и тем, что кто-то обладал этим объектом. «Ценная вещь хороша для его хозяина в первый день и во все остальные дни — для других», — важность предмета часто зависит от того, кто им уже обладает.

Термин «зависть», может быть как эмоцией, т.е. проявляться ситуативно в определенный момент, как, например, в случае проигрыша может возникнуть зависть к победителю («ему просто повезло…») но уже через короткий промежуток времени зависть, как эмоция угасает и не вредит отношениям.

Когда же зависть это устойчивое и болезненное переживание успешности другого или печаль о невозможности достижения желаемого, она приобретает форму установки, глубокого чувства зависти и влияет на личность в целом.

Феномен зависти проявляется на трех уровнях и аналогично влияет на самооценку и поведение личности:

  1. Уровень сознания — осознание более низкого своего положения, может восприниматься как данность и не причинять сильного дискомфорта;
  2. Уровень эмоционального переживания — чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения, возможна аутоагрессия, чувство неполноценности, ущемленности самолюбия и несправедливости судьбы;
  3. Уровень реального поведения — разрушение, устранение предмета зависти. Агрессия выражается конкретно к предмету, так же объект зависти может обвиняться в создании проблем завистнику. На этом уровне зависть становится ведущим мотивом поведения.

К. Муздыбаев (1997) выделяет следующие компоненты зависти:

  1. Социальное сравнение — первое проявление зависти, возникает вследствие социальных мотивов: люди всегда обсуждают достижения и провалы других, поэтому распространена первая мысль при неудаче «что скажут другие…». Завидуют чаще всего материальным успехам, которые можно продемонстрировать в обществе. Мало кто будет завидовать отшельнику, который достиг высшей степени просветления где-то в горах. Однако следует отметить, что возможно и вполне обоснованное чувство зависти в обществе. Например, есть богатые и бедные и желание бедного стать богатым, чтобы обеспечить свою семью, абсолютно естественно.
  2. Восприятие субъектом чьего-либо превосходства — возникает при близости субъекта и объекта зависти (одинаковых исходных возможностях, одной сфере интересов). Внутренне принятие превосходства одного воспринимается, как унижение другого.
  3. Переживание досады, огорчения и унижения по этому поводу — эмоциональная реакция на превосходство соперника.
  4. Неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит — защитные механизмы маскируют чувство собственной неполноценности рациональным объяснением, находя множество недостатков в объекте зависти «разве такому можно завидовать…». Это снимает некоторое эмоциональное напряжение, поскольку позволяет некоторым эмоциям проявиться и снижает значимость объекта зависти, что так же уменьшает напряжение.
  5. Желание или причинение ему вреда;
  6. Желание или реальное лишение его предмета превосходства.

В зависимости от степени эмоционального влияния на личность, глубины и силы переживаний, выделяют несколько типов зависти и ее влияния на жизнь человека. Зависть имеет много граней, хотя люди предпочитают видеть только негативную сторону данного феномена.

Психологически можно выделить такие формы зависти как:

Черная зависть — это желание или уничтожить объект зависти или сделать ему так же плохо, как завистнику. Одна из причин такого типа зависти «каузальное заблуждение» (Schoeck, 1969), т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения. Человек полностью снимает с себя ответственность за то, что происходит в его жизни. Его жизнь начинает подчиняться принципу «Нам ничего не надо, лишь бы у других ничего не было».

В этом контексте нужно так же вспомнить о феномене «порчи» и «дурного глаза». Если отвлечься от эзотерических учений, то наблюдается следующий механизм: человеку завидуют, он, естественно ощущает отношение к себе, в общении создается напряжение, которое требует больших затрат психической энергии. В результате в конце дня человек чувствует психическую усталость, называемую «порчей». Но следует отметить, что черная зависть непродуктивна и влияет на завистника: он страдает от зависти больше, чем ущерб, наносимый человеку, которому завидуют. По проведенным исследованиям, чувство зависти имеет и соматические симптомы. У человека, которого гложет чувство зависти, могут возникать физиологические симптомы: Петер Куттер (1998) отмечает, что человек бледнеет от зависти, поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или желтеет от зависти, поскольку кровь насыщается желчью. Кроме того, такие люди мнительны, и живут в постоянном ожидании чужого провала, вместо того, чтобы создавать свой успех.

Белая зависть — несет некую пользу и для того, кто завидует и для общества в целом. Объект белой зависти становится неким эталоном и предметом восхищения. Завистник в таком случае, это человек, которого восхищают способности, качества или достижения другого человека. Такой завистник будет стремиться всячески подражать своему кумиру и надеяться, что когда-нибудь он станет таким же.

Черной зависть станет или белой, зависит от все тех же механизмов сравнения и структуры «Я-концепции».

Если речь идет о начинающем свое дело человеке, который полон надежд, он вполне может с восхищением смотреть на владельца крупной корпорации, мечтая, что в свое время он займет это место.

Если же в таком положении оказываются два бизнесмена, которые в свое время вместе учились, а затем каждый пошел своей дорогой, которая одного привела к богатству, а другому повезло меньше, тут речь неизменно будет идти о черной зависти. Это станет защитным механизмом — ведь кроме собственных способностей и судьбы винить больше некого, а признать это губительно для самооценки. И тогда агрессия и унижение конкурента хотя бы в собственных глазах, становится единственной защитой психики.

Незлобная зависть — человек хочет иметь то же, что и объект зависти, и стремиться к этому, не испытывая враждебных чувств.

Злобная зависть — человек стремится не столько получить то же, а лишить объект зависти его превосходства. Такая зависть появляется вследствие чувства собственной неспособности достичь того же уровня.

Депрессивная зависть — так же возникает от чувства униженного положения, но для нее характерно чувство несправедливости, обделенности и обреченности.

Г.Ф. де ла Мора, исследуя феномен зависти в разные исторические эпохи, выделяет два типа зависти:

Личная зависть — скорее испытывается втайне и скрывается, считается постыдной. Это либо открытая агрессия к объекту зависти, либо другие формы неприятия этого человека.

Общественная зависть — для нее более характерно создание и использование стереотипов («Деньги портят характер», «В тесноте, да не в обиде» и т.п.). Это вечные стереотипы «Завистники умрут, но зависть никогда», так как они передаются и распространяются в обществе, как часть мировоззрения. С помощью этих стереотипов можно и продемонстрировав зависть, обвинить человека в наличии объекта зависти.

По мнению Г.Ф. де ла Мора, общественная предрасположенность к зависти направлена против индивидуальных особенностей личности. Этой теорией, можно объяснить агрессию к нестандартно мыслящим людям. Бывает, что группа выталкивает талантливого человека из-за неосознаваемой зависти к его качествам.

Данная теория имеет свои ограничения, так как не следует забывать, что обвинение в зависти весьма манипулятивно. Человек, просто высказывающий свое мнение, отличное от чужого, рискует получить обвинение в зависти, и тогда ему предстоит выбор: или отстаивать свою мысль, или поддаться моральным принципам и отступить, дабы показать отсутствие зависти. Эта манипуляция возможна только благодаря моральному аспекту зависти и стереотипам общества по отношению к зависти.

Таким образом, можно сказать, что зависть, это чувства неудовлетворенности собой, которое в значительной степени подпитывают общественные стереотипы о «греховности» зависти.

Чувство зависти может присутствовать во всех сферах жизни.

Роберт Плутчик рассматривает эмоциональное переживание и механизмы зависти как естественные переживания и выделяет три критерия:

Во-первых, они важны для выживания, как стимул развития и новых достижений (присутствуют даже у животных).

Во-вторых, распознаются без интроспекции.

В-третьих, заметны по всему поведению речи, действиям и т.д.

Если рассмотреть стадии жизни человека, то станет заметно, что чувство зависти присутствует в той или иной степени в поведении любого человека.

За первое проявление чувства зависти человек всегда обязан своим родителям, так как родители, желая добра и в целях воспитания, всегда так или иначе ставят в пример своему любимому ребенку другого, более аккуратного и способного. Такой пример может касаться чего угодно и присутствует в жизни ребенка с ранних лет — в психике возникает закономерная реакция агрессии к тому, с кем сравнивают: «чем я хуже», «они меня не любят, потому что я не такой\такая как он…». В дальнейшем, с возрастом, такое постоянное сравнение собственной самодостаточности и чужих побед может интернализоваться, и человек превращается в завистника, хотя, на самом деле, он просто сравнивает себя с другим и чувствует собственную несостоятельность.

В мире бесконечного потока информации постоянно появляется множество поводов завидовать, а еще больше поводов страдать от явного несоответствия эталону (объекту зависти). Множество передач о жизни звезд заставляют людей среднего достатка завидовать им, так как они осознают, что достичь тех же благ не смогут. Таким образом, зависть возникает еще и вследствие честолюбия более успешных людей, которые, объявляя о своей успешности, еще раз самоутверждаются за счет тех, кто ими восхищается.

Еще один аспект иллюзии и магии цивилизации — мода и внешность, то, что существует на глянце есть только там, но подростки и не только, как правило, испытывают зависть, смешанную с восхищением по отношению к моделям, у которых, как кажется, есть все.

Зависть всегда основана на идентификации: завидуют тем, на кого хотят быть похожими, даже если это миф и недостижим.

В 1999 году был напечатан ряд статей о влиянии идеального образа куклы Барби на психику девочек. Девочки идентифицируют себя с Барби и мечтают соответствовать ей. С возрастом оказывается, что параметры Барби нереальны: девушка явно не соответствует ее требованиям внешне и поклонники не засыпают ее цветами, как того ожидалось, все как-то не случается само собой.

Сам образ, философия жизни Барби, оказываются настолько несовместимы с реальной жизнью, что эта пропасть между иллюзией и реальностью может быть причиной множества депрессий. Все это буквально рушит представление девушки о мире и о ее месте в нем. Ей начинает казаться, что это у нее так случилось, а у других все иначе, — тогда на смену Барби приходят глянцевые журналы с идеальными моделями, их отретушированные тела и звездная жизнь.

По сути, зависть — глубокое чувство разочарования в своих достижениях, чувство несостоятельности, несовершенства в силу общеизвестного стереотипа о том, что зависть — нечто постыдное, на задетую самооценку наслаивается и чувство вины за присутствие этого чувства зависти.

Зависть — некий обман, желание быть счастливым переносится на предмет или образец, который есть у другого, таким образом, образуется зависимость от образца, как символа достаточности. Таким образом, круг замыкается: подавление неудовлетворенности влечет за собой агрессию, затем возникают зависть и чувство вины, накладываемые установкой «Сверх-Я» — так человек перестает чувствовать собственную жизнь и только кипит в котле собственных страстей, не зря говорят, что зависть разрушает изнутри.

Цикл семейных отношений часто сопряжен с природной завистью: с появлением ребенка в семье, когда мать — целый мир для ребенка, мужчина завидует ей и их отношениям с ребенком, тесной связи и может чувствовать себя отвергнутым. С возрастом внимание ребенка переключается на отца, как символа активности, деятельности, связи с внешним миром — и уже мать завидует той форме отношений, которую не может построить с ребенком. Позже уже оба родителя завидуют компании, которая становится смыслом жизни их ребенка в подростковом возрасте. Затем цикл повторяется, но уже тот ребенок становится на место родителя. Это переживание свойственно всем людям, но большинство боится себе в этом признаться.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

Есть категория людей, которые, имея многое, все же завидуют другим, — это не желание обладать чем-то конкретно, а скорее чувство собственной неполноценности, завистник ищет преимущества, которого ему не хватает в ком угодно и в чем угодно, лишь бы заполнить внутреннюю пустоту и неудовлетворение собой. Такой человек завидует тем чувствам, качествам, которыми обладает тот, кому завидуют. Этот феномен объясняется результатами исследования С. Фрэнкель и И. Шерик.

Результаты проведенного исследования С. Фрэнкель и И. Шерик говорят, что первый глубинный психологический аспект зависти в том, что хотят получить не столько благо, которое недоступно, а ощущение от него. В проведенном эксперименте было выявлено, что ребенок испытывает зависть к игрушке только тогда, когда ею заинтересовывается его сосед. Ему хочется получить от нее такое же удовольствие (хотя сначала она не была ему интересна).

Авторы выделили следующие условия возникновения чувства зависти:

  1. Должна существовать способность противопоставления «Я» и объекта (для либидо-агрессивного замещения объекта зависти);
  2. Должно существовать представление о собственности;
  3. Должна существовать способность представлять себе и предвидеть желаемое конечное состояние.

Этот эксперимент в свою очередь подтверждает и дополняет теорию равновесия Ф. Хайдера, который считает, что человек может завидовать из-за вещи, принадлежащей другому, хотя прежде он сам никогда не испытывал потребности в ней и даже не думал о ней — то есть, можно желать чего-то только потому, что оно есть у другого. Ф. Хайдер предположил, что существует так называемый мотив, желание одинаковой судьбы и равных результатов.

Таким образом, зависть — это реакция на неравенство, желание справедливости только по отношению к себе. Интересно, что этот мотив срабатывает только в контексте одинаково хорошей, благополучной судьбы, что подтверждает природный эгоизм человека.

Бороться с завистью бесполезно, так как зависть всегда маскируется под другие чувства: агрессия, раздражение, подавленность.

Способами избавления от зависти могут стать:

  1. Активные способы — такие как самосовершенствование, поиск новых, собственных целей и возможностей их реализации;
  2. Пассивные способы — у людей, которым не хватает сил справится с конкуренцией, наступает депрессия, апатия.

Более продуктивным, хотя и пассивным способом избавление от зависти является рефлексия, поиск ответов на вопросы, почему именно этот предмет нужен и что он принесет для счастья, чьи это цели и что они значат конкретно для завидующего: «Мы чаще огорчаемся, по поводу того, чего у нас нет, чем радуемся тому, что у нас есть».

Так же важно понять источник зависти, что очень и очень сложно, так как не всегда ясно, почему именно завидуют именно этому человеку. Как правило, оказывается, что завидуют личностным качествам, которых не хватает, а кажется, что именно эти качества и раздражают.

Но к таким открытиям готовы далеко не все и не всегда. Как ни парадоксально, только искренне любя себя, можно полюбить кого-то еще.

  1. Бондаренко О.Р., Лукан У., Социология. Психология. Философия. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 2
  2. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: «Питер», 2001;
  3. Психология зависти//www.niirus.ru, 2008;
  4. Ильин Е. П., Факторы, облегчающие возникновение зависти // www.book.ru, 2008.

Карепова Эллина Владимировна, Днепропетровский гуманитарный университет

источник

Фотогалерея: Зависть с точки зрения психологии

Скажем откровенно: сама мысль, что мы в состоянии кому-либо банально завидовать, для нас нестерпима. Впрочем, то, что могут завидовать нам, любимым, мы допускаем с большей охотой. Причем чем больше отрицаем, что способны на такое низменное чувство, тем чаще оно нас терзает. Поэтому психологи советуют хотя бы наедине с собой отбросить всякий политес и вспомнить, что этим чувством нас наградила природа. Отсюда следует вывод: зачем-то ей это было нужно. В какой-то мере тут можно провести аналогию с сексом, где мы позволили себе признать простую истину: все, что естественно, абсолютно не стыдно.

Проблема зависти волновала еще философов эллинской поры. Аристотель предложил хорошо известную сегодня «цветовую гамму» зависти — черную и белую. В первом случае доминирует желание: «Я хочу, чтобы вы потеряли то, что имеете». Это классический пример деструктивной, или черной, зависти. Во втором же случае: «Я хочу иметь то, что имеете вы», — акценты резко меняются. Ведь это уже ядро белой, соревновательной зависти. В конце концов, именно такая вот белая зависть становится двигателем большинства грандиозных бизнес-проектов и оказывается основой здоровой конкуренции и соперничества.

Подобно тому, как добро не существует без зла, так и белая зависть совершенно немыслима без черной. Или даже так: будучи в целом полезной и необходимой, зависть может «воспалиться». Но ведь если у вас заболел желудок, вы не спешите от него избавиться? Точно так же стоит «лечить» зависть, чтобы она поменяла свой цвет- с темного на более светлый. И это вполне в наших силах.

Одна из самых известных работ, посвященных проблеме зависти, принадлежит английскому аналитику Мелани Кляйн. В своей книге «Исследование зависти и благодарности» она утверждает, что чувство это бессознательно закладывается еще в младенческом возрасте во взаимоотношениях мамы и ребенка. Оказывается, малыш испытывает к материнской груди весьма противоречивые чувства. С одной стороны, для него это олицетворение комфорта, покоя и безопасности, то есть самых важных на тот момент вещей. С другой — он не в состоянии всем этим полностью и безраздельно владеть и вынужден плачем напоминать о своих желаниях. Таким образом, основы зависти с точки зрения психологии закладываются буквально с первыми каплями материнского молока. А вот дальше многое, как всегда, зависит от того, кому какое досталось детство. Ведь особенности нашего характера во многом складываются под крышей родительского дома, и случай с завистью тут не исключение.

Оттого, как воспитывали ребенка и в каких условиях он существовал, зависть будет приобретать те или иные формы. Чем более самодостаточным и уверенным в себе он растет, чем сильнее в нем развита привычка полагаться на свои силы и не уповать на других, тем менее будет выражена зависть во взрослом возрасте.

А вот провоцирует это чувство отсутствие у родителей должного внимания к ребенку. Классический пример: вечно занятые взрослые забирают малыша из детского сада последним. При этом он видит, что за Петей или Машей мамы всегда приходят вовремя. Таким образом, зависть может выражаться в агрессии: «Родители не заберут меня, как Петю, и за это я сломаю его новую машинку».

Медвежью услугу оказывает и чрезмерная избалованность. Ребенок привыкает к тому, что любая его прихоть моментально исполняется, и переносит эту модель во взрослую жизнь, где продолжает пассивно ждать благ, которые ему принесут на блюдечке с голубой каемочкой. Поскольку ничего подобного не происходит, человек начинает завидовать более удачливому, как ему кажется, окружению. Вообще проблема завидующего в том, что он в определенном смысле становится похожим на художника-абстракциониста, глаз которого крайне своеобразно отражает реальность.

Однако детство, как известно, мы не выбираем. А потому наступает момент, когда необходимо отнестись к себе критически, иначе есть риск превратиться в короля из «Обыкновенного чуда», оправдывающегося тем, что подсыпать придворным яд его заставляет привычка, доставшаяся от дяди.

В зависти с точки зрения психологии есть один интересный феномен: по-настоящему мы завидуем лишь тому, кто близок нашему кругу и нашей жизни. И чем меньше дистанция между нами и объектом зависти, тем выше опасность, что чувство это усилится. Ведь не завидуем же мы урожденной принцессе Каролине или Анджелине Джоли! Скорее мы следим за их историями, о которых регулярно рапортует пресса, примерно с тем же чувством, с которым в детстве слушали сказки о похождениях Кота в сапогах. Звезды для нас — персонажи сказочного порядка, живущие в параллельной, полумифической реальности.

Чего никак не скажешь о старшем аудиторе Л. Однако же именно эта П., а не какая-нибудь Камерой Диас, — существенная часть нашей жизни. Ведь именно она, а не голливудская дива, обскакала нас по карьерной лестнице и заняла позицию, на которую мы претендовали. И теперь разгуливает по коридорам с оскорбительно-победоносным видом.

На социальном уровне отношение к людям завистливым чаще всего — негативное. Поэтому на вопрос: «Завидуете ли вы?» — наиболее частый ответ: «Нет, ну что вы, я никому не желаю зла».

Никто никогда не признается в том, что вам завидует. Однако быть объектом этих чувств весьма опасно. Поэтому, что называется, не будите лихо. Обращайте внимание на невербальные реакции вашего собеседника. Если, слушая вас, человек принимает закрытую позу: отводит взгляд, скрещивает на груди руки, восторженные рассказы стоит прекратить. Когда же при общении собеседник хронически пребывает «не в свой тарелке», стоит лишь вам поделиться каким-то приятным эпизодом из вашей жизни, это повод задуматься: такой ли это друг, каким он хочет казаться?

Конечно, можно попытаться уничтожить сам мотив зависти. Бесконечно жаловаться на то, что новые обязанности, свалившиеся на вас в связи с повышением в должности, совсем не оставляют личного времени. И при этом следить, чтобы информация достигла ушей адресата. Однако психологи призывают нас не переигрывать и быть крайне осторожными: таким поведением мы бессознательно программируем себя на неудачи.

Можно также пойти прямо противоположным путем и объявить завистнику войну. Раз вы знаете его слабые места, то способны до бесконечности уязвлять его самолюбие, невзначай наступая на «мозоли». Скажем, если завидуют вашей внешности и успеху у противоположного пола, щедро делитесь счастливыми моментами своей личной жизни. А если завистница не обременена мужским вниманием, пускайтесь в рассуждения о странностях и незавидной доли «синих чулков». Срабатывает психологический закон: чем сильнее эмоции, которые испытывает человек, тем труднее ему сохранить выбранную линию поведения. И наши шансы выиграть возрастают. Однако такой способ подходит только тем, кто искренне любит многоступенчатые театральные интриги. И если вы не входите в их число, лучше приберечь силы для более конструктивных задач.

Другой вариант — вместо оборонительной позиции попробовать дистанцироваться от завистника. То есть вывести этого человека за границы вашего интереса. Смысл в том, чтобы не усиливать отрицательные эмоции недруга собственным ответным раздражением, а рассеять их. Отнеситесь к зависти как. к очень плохой погоде. Вы же не выходите из себя, когда идет дождь, а просто берете с собой зонт. Если удается установить внутреннюю дистанцию и забыть про агрессора, тогда происходит самое главное: мы перестаем быть для него привлекательной жертвой.

И самое главное: не осуждайте завистника. Да, это чувство не назовешь приятным, однако оно естественно и присуще всем людям. И очень неплохо научиться им управлять. Потому что, если вдуматься, альтернатива зависти — мир фантастических романов. Обитатели которого — роботоподобные существа с единым набором возможностей и талантов. Вот где не будет места зависти. Однако едва ли это ободряющая альтернатива, неправда ли?

Шутки ради заметим, что обращающиеся к нам пациенты не всегда лукавят. Порой они просто сами не догадываются, что причиной их внутреннего дискомфорта служит именно это чувство. Вот показательный пример: девушка пожаловалась на то, что ей быстро надоедает любая деятельность — будь то новые проекты на работе или занятия танцами. И при общительном и доброжелательном характере ей не удается долго поддерживать отношения с людьми. Мы подошли к тому, что в основе ее переживаний — неосознаваемая зависть. Когда в новом виде деятельности она не могла занять лидирующего положения, то начинала испытывать негативные чувства к тому, кто преуспел. И бросала занятие. То же самое и с друзьями — информация об их успехах была для нее непереносима». Но если зависть — чувство столь трудноуловимое, то, как же с ним бороться?

Сигналом того, что в вас говорит зависть, может служить осознание собственной обделенности на фоне чужих успехов. Иными словами, когда вас неожиданно одолевает хандра от рассказа о том, как А. крайне удачно провела шопинг в Милане, а К. наконец, определилась с дизайном новой квартиры, причем подруги кажутся при этом безрассудными стрекозами, которые «все на свете пропели», а вы — чертовски невезучим, уставшим от всего муравьем, то, скорее всего, это именно она -тема нашего повествования.

Надо сказать, что зависть — не так уж и безобидна не только для настроения и жизненного тонуса, но и для здоровья. И вполне способна погрузить завидующего в самую настоящую депрессию. Можно, конечно, все оставить как есть, понадеявшись, что «само собой рассосется». Однако психологи утверждают, что наши проблемы, с которыми мы не находим мужества по-настоящему разобраться, портят характер, заставляя видеть все в черном цвете.

Поэтому если вас подтачивает ржавчина зависти, стоит как можно скорее предпринять определенные шаги. И первый из них — осознать, что завидовать нужно с пользой. Если, разумеется, рассматривать ее как повод стать успешнее.

Прежде всего, перестаньте глушить в себе это «неправильное» переживание. Если оно есть, значит, стоит его признать, в конце концов, никто не требует от вас каяться публично. Помните, что зависть — чувство нормальное, оно абсолютно естественно и не завидовать никому и ничему невозможно. Перестав убеждать себя в том, что «зависть — удел неудачников», начинайте переводить эмоции из негативного русла в позитивное.

У всякой медали есть обратная сторона. Было бы полезно поговорить с «объектом зависти» о том, что стоит за теми или иными благами. Карьера подруги стремительно взлетела? Но задумайтесь, как часто за последний месяц вам удалось с ней встретиться. Поэтому иногда нелишне задать себе вопрос: «А действительно ли мне это так необходимо?» Если ответ окажется положительным, тогда стоит из пассивной позиции переходить к активной.

Сформулируйте то, чему вы завидуете, и оцените свои возможности получить то же самое. Постарайтесь определить, при каких обстоятельствах вы можете добиться такого результата. Если для этого нужны дополнительное образование, деловые контакты или более ухоженная внешность, согласитесь, все это вполне в ваших силах.

Теперь переходите к делу. Разделите лист бумаги на две колонки. В первой обозначьте то, что вызывает у вас зависть. Составьте пошаговый план действий и занесите его во вторую колонку. Однако к желаниям своим стоит все же отнестись критично. В конце концов, никакие ухищрения не помогут вам сравняться по росту с Наоми Кэмпбелл. Будьте реалисткой!

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

Если ваши мечты все же довольно дерзки, есть два способа смириться с ситуацией. Первый — сконцентрироваться на собственных выигрышных сторонах, перестав себя постоянно с кем-то сравнивать. Второй — это, как ни странно, путь Эллочки Людоедки, когда для ощущения победы над «проклятой Вандербильдихой» требовалось всего лишь перекрасить кролика в шанхайского барса. И от этой экстравагантной выходки тут же почувствовать себя счастливой. И пока мы смотрим на Эллочку как на воплощение безмозглой «бимбо», психологи, между прочим, аплодируют этому примеру пластичной психики и позитивной зависти.

Если вас одолевает черная зависть, стоит попробовать остудить эмоции и направить ход рассуждений в практическое русло. Представьте, что новую машину вашей подруги угнали. Какую лично вы получите от этого выгоду? А ведь раньше вы могли при необходимости рассчитывать на ее транспортное средство. Да, звучит несколько цинично. Но порой для того чтобы вырваться из оков неприятных нам же самих чувств и пойти своей независимой дорогой, стоит проделывать такие вот откровенные упражнения. А чтобы перестать бесконечно, сравнивать себя с окружающими, почаще обращайтесь к тем, кто вас любит такими, какие вы есть.

источник

Зависть чаще всего понимается как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица («Словарь по этике», 1983).

Такое понимание зависти как враждебной, «черной», идет от философов.

Ф. Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию».

О том же писал и Р. Декарт: «Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других». Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы всё: успехи, заслуги, расположение других людей, богатство — безраздельно принадлежало только ему. А. Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, все-таки она порок и вместе с тем — несчастье: «Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению — как сильно они скучают». Поэтому, пишет он, мы должны смотреть на нее как на врага своего счастья и стараться задушить ее как злого демона.

Если у Б. Спинозы зависть — это ненависть, то Ф. Ларошфуко считал, что зависть еще непримиримее, чем ненависть.

Надо отметить, что зависть понимается психологами не однозначно. К. К. Платонов считает зависть чувством, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему. Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович рассматривают зависть как социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопутствует удача, которые достигли благополучия. Они рассматривают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера. Однако такое понимание скорее относится к завистливости как свойству личности.

В словаре «Психология» зависть рассматривается как проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств) воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями. «Черная зависть» с нашей точки зрения является негативной эмоцией. Однако как эмоция зависть может рассматриваться только в случае ситуативного ее появления. Когда же зависть устойчива по отношению к какому-то объекту, она становится эмоциональной установкой, т. е. чувством.

Наряду с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отношения к кому-либо, имеется и более широкий подход, когда зависть рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях:

на уровне сознания — осознание более низкого своего положения,

на уровне эмоционального переживания — чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения,

и на уровне реального поведения — разрушение, устранение предмета зависти.

В соответствии с этим К. Муздыбаев выделяет следующие компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом:

1) социальное сравнение («. В зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти», — писал Ф. Бэкон);
2) восприятие субъектом чьего-либо превосходства;
3) переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;
4) неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;
5) желание или причинение ему вреда;
6) желание или реальное лишение его предмета превосходства

Нам представляется, что здесь упущен главный компонент зависти. Ведь зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего. Она возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность. Это может быть зависть женщины, желающей, но не имеющей детей, к тем, кто их имеет; зависть человека с карьеристскими наклонностями к другому человеку, успешно продвигающемуся по службе, и т. д. Чаще всего зависть скрывается от того, кому завидуют (это проявляется в замалчивании его достижений), поэтому объект зависти может ничего не подозревать. Но бывает и открытое проявление зависти, в связи с чем выдающийся физиолог Г. Гельмгольц говорил, что по усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.

Бывает и так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывает свое благосостояние и достижения, пользуется ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения.

Зависть может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня этого нет, значит я хуже его. Как отмечает П. Тительман, осознание человеком более низкого собственного положения является самой фундаментальной предпосылкой зависти. Некоторые люди становятся буквально изможденными от хронического течения зависти. Происходит деформация личности: человек становится скрытным, тревожным, жалеющим себя, у него появляется чувство неполноценности, постоянного недовольства.

Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования. Зависть может выродиться и в самобичевание. Интенсивное самобичевание при остром приступе зависти, как отмечает П. Куттер, может вызвать физиологические симптомы: человек «бледнеет от зависти», поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью. По нашему же мнению, завистник — несчастный человек, достойный сожаления, страдающий от сомнений, от навязчивых мыслей, от отсутствия так называемого «чувства» собственного достоинства. У некоторых людей появляется желание устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении его неравного положения с другим человеком: чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими. Это желание, стимулируемое ненавистью, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков. Вспомним сказку А. С. Пушкина «О царе Салтане», когда две сестрички захотели извести свою сестру только за то, что именно ее предпочел царь в качестве жены, или легенду о Сальери, отравившем из зависти Моцарта. Эта легенда дала название одному из видов агрессии — «синдрому Сальери», связанному с «черной завистью». Зависть может подвигнуть на бессмысленные на первый взгляд бесчинства молодежи на улицах, которые бьют стекла у припаркованных автомобилей, громят витрины магазинов и т. д.

Факторы, облегчающие возникновение зависти

Их можно разделить на внешние и внутренние. Внутренними факторами, предрасполагающими к зависти, являются такие особенности личности, как эгоизм и себялюбие, тщеславие и чрезмерное честолюбие.

К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение и свои достижения, достоинства со статусом близко стоящих на социальной лестнице. Еще Аристотель отмечал, что «. люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе. ». Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Слишком большое различие редко вызывает зависть, полагает Г. Шоек. Однако вряд ли это мнение справедливо.

П. Куттер, например, считает, что не следует забывать о социальной ипостаси зависти. «Зависть произрастает еще и на почве реальной социальной несправедливости, — пишет он. — Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми? Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной богатой семьи, посещающих частную школу? Возможно ли, чтобы рабочие и ремесленники не завидовали учащимся институтов и университетов, которые просыпаются, когда им угодно, располагают досугом для чтения, для размышления, пользуются случаем, чтобы поучаствовать в дискуссии и заявить о своей политической позиции?

Полагать, что зависть, продиктованную социальной несправедливостью, можно интерпретировать исключительно с психологической точки зрения, значит умышленно ограничивать себя рамками одного метода исследования. Стремясь дать зависти исчерпывающее психоаналитическое толкование, исследователи допускают ошибку. В данном случае более ощутимую пользу способны принести политические мероприятия, направленные на то, чтобы предоставить всем гражданам более или менее равные шансы».

Отсюда возникают такие политические доктрины, как эгалитаризм (требование равенства) и демократия, стремление к свержению «несправедливого строя», ко всеобщей уравниловке и т. д. Зависть одной страны к богатству и благополучию другой страны приводит к захватническим войнам.

И. Кант делил зависть на черную зависть (когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого) и просто недоброжелательность. Выделяют и другие виды зависти. Говорят, например, о «незлобной» зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к другому враждебного чувства. Как в «злобной», так и в «незлобной» зависти присутствует желание завидующего устранить неравенство. Но, как отмечает Дж. Нью в первом случае человек говорит: «Я хочу, чтобы Вы не имели того, что имеете», — а во втором: «Я хочу иметь то, что Вы имеете». Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление своего бессилия. Еще одна причина «черной» зависти — «каузальное заблуждение», т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения.

Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но связанную с возникшим чувством несправедливости.

Выделяют и восхищенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком (Аристотель писал о соревновательной зависти). Дж. Нью пишет в связи с этим: «В случае злобной зависти человек хочет унизить другого (до собственного уровня или ниже); в случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя (стать таким же, как другой человек)». Впрочем, и при «черной» зависти одна из задач психолога состоит в том, чтобы превратить ее в здоровую конкуренцию. «Вместо того чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, — пишет П. Куттер, — мы могли бы, следуя мысли Гете, постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть. Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности. Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть». Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах — вот, по мнению Куттера, способы борьбы с завистью. Тогда человек может сказать себе: если у меня и нет того, чем обладает этот человек, то у меня есть то, чего нет у него. Он будет спокойно относиться к своеобразию другого, не испытывая желания стать таким же. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.

В онтогенезе зависть появляется довольно поздно как результат морального эгоцентризма ребенка, соревновательного характера игр, неудовлетворения потребности в признании. Часто зависть возникает к братьям и сестрам. Младшие завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь, завидуют младшим, потому что родители относятся к ним с большим вниманием, трепетом. Устранению зависти в детском возрасте способствуют повышение социального статуса ребенка, его идентификация со значимыми для него другими детьми, наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и общения.

источник

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет чувство зависти. Вы узнаете, по каким причинам оно возникает. Вам станет известно, какими методами можно с ним бороться.

Зависть, по сути, является соперничеством, но скрытым. У людей возникает желание заполучить чужую победу. Но сам процесс происходит без ведома соперника.

В психологии зависть рассматривается одновременно, как ограничение, и как мотивация для личности. Человек, завидуя, получает мотив для достижения какой-то цели, выполнение которой должно быть обязательно лучше, чем у особы, которой завидуют. В то же время, зависть влияет на возникновение желания достичь чужую цель. По сути, просто кого-то копирует, сбивается со своих потребностей, что может приводить к потере идентификации и личностному провалу.

Зависть также может представлять собой эмоцию, проявляющуюся в определенный момент времени. Например, когда кто-то побеждает, возникает зависть к его победе, но она кратковременная, со временем угасает.

Состояние зависти может проявляться на 3 уровнях.

  1. Сознание. Человек осознает, что занимает низкое положение относительно других людей.
  2. Эмоциональное переживание. Возникает чувство досады, раздражение, может наблюдаться агрессия, направленная на самого себя, чувство неполноценности, несправедливости судьбы, ущемленности самолюбия.
  3. Реальное поведение. Разрушительное действие, направленное против предмета зависти, обвинение объекта, которому завидуют в том, что он создал проблемы.

Муздыбаев различает шесть компонентов завистливого состояния.

  1. Социальное сравнение. Людям свойственно обсуждать провалы, чужие достижения. Предметом зависти становятся материальные успехи.
  2. Восприятие превосходства другого человека. Наблюдается, когда люди, имеющие одинаковые задатки, достигают разных результатов, при том, что близко общаются. Принятие превосходства первого означает унижение второго.
  3. Эмоциональная реакция на превосходство выражается в переживании, огорчении, досаде и унижении.
  4. Чувство ненависти к тому, кто лучше. Неприязнь, по сути, является защитным механизмом, который помогает замаскировать ощущение своей неполноценности. Характерны попытки выискивания недостатков у другого человека, что позволяет немного снять эмоциональное напряжение.
  5. Попытка навредить тому, у кого все лучше.
  6. Лишение или желание предмета у соперника, позволяющего ему превосходить над другими.
Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Различают три типа зависти.

  1. Злобная. Попытка не только заполучить чужое достижение, но и лишить другую особу этого. Чаще наблюдается, когда нет возможности достичь того же уровня.
  2. Незлобная. Человек жаждет получить то же, что и объект зависти, однако, при этом не испытывает вражды.
  3. Депрессивная. Развивается из-за ощущения положения униженной личности. Характерно наличие чувства обреченности, несправедливости, неопределенности.

Г.Ф. де ла Мор в разные исторические эпохи исследовал зависть и выделил два основных типа.

  1. Личная. Является скрытой, определяется, как постыдная. Проявляется неприятием особы, которой завидуют, либо выражением открытой агрессии в его сторону.
  2. Общественная. Определяется использованием созданных стереотипов, которые распространяются и передаются в обществе, являются частью мировоззрения. С их помощью можно, как продемонстрировать зависть, так и отметить ее наличие у кого-то.

Конкуренция является одной из основополагающих форм прогресса. Все люди хотят быть успешными. Если соперничество позволяет достигать лучших результатов, это хорошо. Речь идет о белой зависти. К проявлениям относятся:

  • здравая оценка своих и чужих возможностей;
  • происходит признание того, что у кого-то есть превосходство, но не делает из этого трагедию, а просто стремится быть лучше себя нынешнего;
  • не испытывает дискомфорт после проведения сравнительного анализа чужой и своей жизни;
  • способен радоваться успехам коллег, своих близких. Хоть при этом и ощущает некоторый дискомфорт.

Белая зависть, по сути, является здоровой конкуренцией, необходимой для получения опыта. Поэтому человек не должен стыдиться данного чувства.

Порой меня посещает чувство зависти. Я расстраиваюсь, когда у кого-то получается достичь лучших результатов, легче и быстрее, чем у меня. Но при этом, я не сижу, не кусаю локти, не посылаю негативные флюиды, а просто беру себя в руки, прикладываю максимум усилий и все-таки добиваюсь своей цели, пусть она и дается мне гораздо тяжелее, я чувствую удовлетворение.

Черная зависть разрушает сущность индивидуума. Ее характеризует:

  • сильная неприязнь, которая переходит в ненависть к человеку, которому завидуют — в данном случае попасть под такое отношение могут даже близкие люди и друзья;
  • распространение ложной информации об объекте зависти — таким способом человек пытается поднять собственную репутацию;
  • действия, наносящие прямой вред конкуренту.
  1. Здоровье. Человек, имеющий целый букет заболеваний, в частности хронических, начнет завидовать здоровым людям.
  2. Карьера. Человек, который добивается больших успехов на работе, будет вызывать плохое чувство у менее успешных сотрудников.
  3. Внешние данные. Женщина с избыточным весом завидует стройной девушке. Она не думает о том, каких усилий стоило приложить, чтоб получить красивую фигуру.
  4. Благосостояние. Люди с материальными проблемами испытывают нехорошие чувства по отношению к богачам.
  5. Везение. Человек с завистью смотрит на того, у которого постоянно удача в рукаве.

  1. Во время общения выражает сарказм или агрессивное поведение, чтоб самоутвердиться за счет другого человека.
  2. Неправильная реакция, когда кто-то рассказывает о своих достижениях. Вместо радости — безразличие или же агрессивный настрой.
  3. Копирование поведения человека. Если кто-то начинает подражать другому, определенно он ему завидует.
  4. Изменения в поведении друга. Человек не способен радоваться успехам своего товарища.
  1. Комплекс неполноценности. Человек, наблюдающий за чужими успехами, за чужой жизнью, не способен нормально проживать свою. Это накладывает своеобразный отпечаток на его судьбе, развиваются всевозможные комплексы.
  2. Одиночество. Сложно жить с человеком, постоянно мучающемся от того, что у кого-то все хорошо, кто-то счастлив. При этом он не прикладывает усилий, чтобы самостоятельно добиться того же. Таких людей стараются обходить стороной или, как можно меньше с ними общаться.
  3. Риск правонарушения. Разрушающее чувство тянет за собой агрессию, злобу, подлость, что нередко приводит к антисоциальному поведению.
  1. Устранить фактор, который раздражает. Если у Вас есть друг или коллега, который умышленно хвастается о своих победах, чтобы спровоцировать другого человека на черные чувства, нужно обходить его стороной. Так, например, худенькая женщина начинает высмеивать фигуру полной, за счет чего пытается самоутвердиться. По сути, такие люди убогие духом.
  2. Работа над собой. Должно прийти понимание того, что каждый человек самостоятельно создает свою судьбу. Не нужно винить другого в своих провалах и потерях. Если посещает ощущение зависти, необходимо взять себя в руки, и направить все силы на достижение своих целей, чтобы получить духовное удовлетворение.
  3. Научиться контролировать свои чувства. Почаще заниматься самоанализом.
  4. Поработать над своей самооценкой. Главное попытаться найти золотую середину, когда имеет место нормальная самооценка, а не заниженная или завышенная.
  5. Анализ жизни другого человека. Осознание того, что не всегда рассказы об успехах являются правдивыми, иногда это попытка кого-то выставить себя в лучшем свете перед коллегами и друзьями.
  6. Добавление в свою жизнь ярких эмоций. Не означает, что обязательно нужно совершать экстремальные поступки. Просто сделайте свою жизнь разнообразнее.
  7. Медитация — способ избавиться от накопленного негатива.
  8. Переоценка приоритетов. Важно научиться ценить то, что уже имеешь.
  9. Нужно попытаться самореализоваться в профессии или в семье. Так Вы передадите себе больше сил и оптимизма.
  10. Если самостоятельно побороть негативное чувство не получается, необходимо обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

  • родители рассказывали своему ребенку о том, что нищета — нормальное состояние, а богатство — это плохо;
  • мама с папой регулярно сравнивали карапуза с другими детьми, которые были лучше;
  • родители слишком часто хвалили своего малыша;
  • ребенка заставляли делиться всем, что он имеет;
  • учили быть скрытным, не хвастаться.

Подростки завидуют красоте, хорошим оценкам, физической силе, новым гаджетам, практически всему, что есть у других детей. Важно, чтоб родители не упустили этот момент, не стали потакать своему чаду, не исполняли все его просьбы по первому требованию. Таким образом, они только усилят чувство зависти.

Что же делать родителям, чтоб не допустить развитие такого плохого качества в своем ребенке:

  • позволить малышу быть самим собой, никогда ни с кем его не сравнивать;
  • разрешить самостоятельно принимать решения;
  • позволить малышу радоваться малому успеху;
  • показывать, что желаемого можно достигать прикладыванием своих усилий;
  • позволять малышу заниматься любимым делом;
  • учить тому, что не нужно себя сравнивать с кем-то, а только с собой вчерашним.

Нужно понимать, что рядом могут оказаться завистники, особенно если Вы достаточно успешны в жизни. Кроме того, что люди с плохими чувствами могут посылать негативные вибрации в Вашу сторону, они еще способны открыто пакостить, и даже наносить физический вред. Поэтому нужно знать, как защищать себя от влияния таких людей.

  1. Не рассказывайте всем о своих успехах, о своем счастье, не выставляйте себя напоказ. Просто оставайтесь самим собой, будьте счастливы, никому не нужно знать о Ваших успехах.
  2. Не стоит общаться с неприятелями. При общении с людьми, которые плохо к Вам относятся, Вы получаете только негативную энергию, что может плохо сказаться на профессиональной деятельности и здоровье.
  3. Находите дополнительные источники для вдохновения.
  4. Утверждайтесь в деятельности. Чем больше занимаетесь развитием своего дела, тем больших успехов достигаете. Не нужно думать о том, как к Вам относятся другие люди, идите к своей цели.

Теперь Вам известно, как избавиться от чувства зависти. Помните о том, что это чувство способно съедать человека изнутри, отравлять ему жизнь. Оно не дает добиваться своих целей, а больше зависит от успехов других людей. Если Вам знакомо это чувство, придите к осознанию того, что пора себя перестраивать, менять жизнь к лучшему.

источник

Двигатель или якорь? С точки зрения любой религии завидовать — большой грех. Психология дает такое определение черной зависти. Это «восприятие чужих благ как ущемление собственного Я». Завистник, по сути, иссушает в первую очередь свои тело и душу.

Продолжаем по частям разбираться с темой эмоций в теле ! Мы разобрали такие темы, как тревога и гнев . И сегодня будем говорить про зависть.

Зависть — это то же соперничество, только скрытое: человек хочет победить, но соперничает как бы внутри себя, ведя счет тогда, когда его воображаемый соперник об этом и не подозревает.

Зависть одновременно является и мотивацией и ограничением, для личности. С одной стороны, завидуя, человек стремится к тому же, что имеет другой человек или к превосходству над ним. С другой же стороны, зависть ограничивает мотивацию достижением именно той цели, которой кто-то уже достиг, вследствие этого внимание рассеивается и ситуация искажается, превращаясь в погоню за призраком счастья.

Это ограничение мотивации сужает мышление до потребности чужого успеха. Это может грозить потерей идентификации и стремлению к чужим целям, а значит, к настоящему личностному провалу.

Всем знакомы ситуации, когда долгое время чего-то очень сильно хотелось, а от того, что этим чем-то кто-то уже обладает, желание было еще сильнее. И многим так же знакомо чувство разочарования, когда желаемое осуществляется, а с ним приходит осознание, что оно уже не нужно, а желание было всего лишь инерцией, которая подкреплялась неосуществленностью и тем, что кто-то обладал этим объектом.

Зависть бывает «кратковременной» и «долгосрочной». В первом случае мы можем завидовать далеко не самым успешным, а скорее тем, у кого есть что-то, крайне необходимое нам на данный момент.

Кратковременная вспышка зависти человеку со здоровой психикой большой беды не приносит и даже в чем-то стимулирует. Зато зависть «долгосрочная» — коварная штука. Со временем формируется одержимость этим чувством.

Причем объектом настоящей зависти, которая может подорвать психику, становятся не далекие и абстрактные личности (миллиардеры, знаменитости), а люди своего же круга и равного положения — соседи, знакомые, которым удалось как-то выделиться над серой массой.

Подверженность зависти не зависит от образования, социального положения, а только от уровня личности. В основе черного, разрушающего чувства лежит отсутствие у человека чувства гуманности (то есть восприятия других людей как себя самого).

Сегодня разберем с вами работающие практики, которые могут помочь забыть про зависть и вспомнить про себя. Поехали!

1. Вместо самокритики сконцентрируйтесь на собственных достоинствах.
Не бывает человека без недостатков. Составьте полный перечень своих и подумайте, какие из них вы могли бы простить себе. Взгляните на этот список глазами своего близкого. Возможно, среди этих качеств есть и ваши сильные стороны? Или стоит поработать над собой, и тогда недостатки станут достоинствами? Научитесь подмечать в себе положительные качества, и вы заметите, что будете чувствовать себя спокойнее и свободнее.

2. Сравнивайте себя только с собой.
Как мы выяснили ранее, за чувством зависти скрывается заниженная самооценка и чувство собственной неполноценности, а также ориентация на достижения окружающих. Поэтому так важно оценивать себя только по сравнению с собой в прошлом. Каким человеком вы были вчера и каким можете стать завтра? Вот что в действительности имеет значение.

3. Подумайте о своих истинных желаниях и ценностях.
Подруга похвасталась новым смартфоном, ваши соседи уехали на зимовку в теплые края, а коллега вместо вас получил повышение в должности. Это лишь несколько примеров того, что может стать поводом для зависти. И когда возникает это чувство, подумайте, принесет ли вам счастье этот предмет зависти? Ваша ли это цель? Как в нашем примере, действительно ли вам тоже нужно обновить телефон, готовы ли вы резко изменить свою привычную жизнь, уехав в другую страну, и правда ли вам нужно повышение — со всей ответственностью, которое оно предполагает? А главное, как эти три таких разных цели сочетаются меж

4. Радуйтесь маленьким победам каждый день.
Вместо того, чтобы огорчаться из-за того, что у вас чего-то нет, лучше научиться радоваться тому, что у вас есть. Составьте список того, что вас радует в жизни, из 30–50 пунктов. Очень важно, чтобы это были действия разного масштаба — от покупки шоколадки до кругосветного путешествия. И чтобы это было действие, которое вы можете реализовать сами. Например, формулировку «Меня порадует звонок лучшей подруги» стоит заменить на «Я радуюсь, когда звоню и общаюсь с лучшей подругой». А теперь самое интересное: проведите личный марафон, и в течение 2 недель выполняйте действия из списка. С одним условием — не ограничиваться чем-то одним, а все время выполнять разные действия. Результат не заставит себя ждать: вскоре вы почувствуете, что стали чаще радоваться жизни. Пусть это станет хорошей привычкой!

5. Чаще обращайтесь к приятным воспоминаниям.
Наверняка, в вашей жизни происходят интересные события, просто человеку свойственно быстро забывать о них, погружаясь в негативные переживания. Почаще задавайте себе вопрос: «За что я благодарен в жизни?» Может, в прошлом году у вас было прекрасное путешествие на море или вы посетили концерт любимой рок-звезды, встретились с друзьями. Именно в это и есть настоящая жизнь, а не в постоянном сравнении себя с другими.

6. Не забывайте о том, что зависть разрушает.
Причем страдает от этого не только ваша психика, но и физическое самочувствие. В нескольких исследованиях убедительно доказано, что зависть, как и другие негативные чувства, плохо сказывается на здоровье. Для организма чувства не проходят бесследно, они могут провоцировать возникновение психосоматических заболеваний. Позаботьтесь о своем здоровье и отпустите тяжелые мысли.

7. Оцените реально, стоит ли вам завидовать кому-то.
Многие изо всех сил стремятся произвести впечатление на окружающих, но «за глянцевым фасадом» может скрываться совсем не радужное содержание. Например, ваша подруга купила новую машину. Но для этого она взяла большой кредит и теперь вынуждена экономить на всем, да еще и теряет много времени в пробках. Есть ли тут чему позавидовать?

8. Относитесь к зависти, как к мотивации для собственного развития и роста.
Пусть победы других вдохновляют вас на новые подвиги. К тому же на свете очень мало счастливчиков, которым все досталось просто так, без упорного труда. Как правило, людям требуется прикладывать большие усилия для достижения успеха. Работа над собой — это постоянное самосовершенствование. Ваши знания и опыт должны накапливаться и развиваться. В этом случае у вас просто не останется времени размышлять о безоблачной жизни тех, кому вы завидуете.

источник