Меню Рубрики

Дефекты зрения и их коррекция картинки

Большинство людей рождаются с хорошим и даже отличным зрением. Каковы причины его ухудшения по мере взросления и старения человека? Какие патологии в оптической системе глаза вызывают дефекты зрения? И как устранить факторы, приводящие к этим дефектам?

Наши последующие рассуждения будут более понятными, если вы ознакомитесь со строением глаза и механизмом возникновения оптического изображения, перейдя по ссылке — http://www.doklad-na-temu.ru/fizika/zrenie.htm.

Самые распространенные глазные проблемы вызываются дефектами хрусталика и сетчатки. Основной их симптом — плохое зрение, но причины их вызывающие весьма различны.

Нормальным считается зрение, при котором пучок параллельных лучей, попадающий в глаз, фокусируется на сетчатке. При этом человек прекрасно видит как близкие, так и удаленные предметы. Это достигается за счёт изменения преломляющей силы хрусталика.

Но существует ряд причин, при которых аккомодация в полном объёме невозможна. В этом случае изображение может формироваться не на сетчатке, а либо перед ней, либо за пределами глазного яблока.

Близорукие люди хорошо видят, когда предмет располагается к глазу ближе расстояния наилучшего зрения (25 см). Дальнозоркие — наоборот более чётко различают удаленные предметы.

Очень часто дальнозоркость и близорукость отягощается астигматизмом. Это достаточно сложная патология, вызываемая нарушениями формы либо хрусталика, либо самого глаза. Человек, страдающей этим дефектом зрения, не всегда одинаково чётко видит вертикальные и горизонтальные очертания предметов, т. е. зрительные картины кажутся размытыми и искривленными. А необходимость длительного напряжения зрения при астигматизме может вызвать головную боль.

В 1794 англичанин Джон Дальтон издает небольшую книжицу, в которой описывает зрительный недуг, которым был поражен он, его три брата и сестра — они не различали красный цвет. Серьёзность этой проблемы, получившей название дальтонизма, стала очевидной, когда во Франции произошло крушение пассажирского поезда. Как оказалось, машинист, страдал цветовой слепотой, поэтому не среагировал на красный цвет светофора. Итак, дальтонизм — это полная или частичная цветовая слепота.

Человек может не различать красно-зелёные, сине-зеленые или сине-жёлтые тона. Иными словами, дальтоник воспринимает их как одинаковые цвета. Она возникает из-за отсутствия на сетчатке части колбочек, отвечающих за цветовое зрение. Чаще всего эта патология носит наследственный характер.

Дефекты зрения могут быть вызваны разными причинами. И в зависимости от их характера используют различные методы для коррекции зрительных патологий: различные типы очков, корригирующие упражнения, хирургическое вмешательство.

Близорукость может быть вызвана врожденной патологией формы глазного яблока — тогда сетчатка слишком удалена от хрусталика. Но чаще всего причиной миопии является слишком большая преломляющая сила хрусталика.

Ослабить этот показатель можно путём ношения очков с отрицательной оптической силой. Например, —0,5 дптр или — 2 дптр.

Линзы таких очков вогнутые. Правильно подобранные очки сместят изображение на сетчатку глаза, и пациент будет видеть четкое изображение окружающих предметов. Близорукость чаще всего развивается в школьные годы. Но почему?

В школьном возрасте резко возрастает нагрузка на глаза. Работа с обычными учебниками и электронными носителями информации (компьютерами и планшетами, ридерами и телевизорами) — приводит к перенапряжению глазной мышцы. Такое постоянное нарушение зрительного режима вызывает нарушение питания глаза и неполную аккомодацию хрусталика.

Дальнозоркость чаще всего развивается у пожилых людей. В силу возрастных изменений к 40—50 годам мышцы, управляющие аккомодацией хрусталика, ослабевают, уменьшается и его эластичность. Поэтому его рефракция будет недостаточной. Дальнозоркость называют «болезнью длинных рук». Поскольку люди, страдающие дальнозоркость инстинктивно отодвигают книгу или газету подальше от глаз. При этом изображение смещается ближе к сетчатке. Человек видит немного лучше.

Радикальную помощь таким пациентам оказывает ношение очков с положительной оптической силой. Например, +1,5 дптр или +3 дптр.

Самыми распространенными видами являются монофокальные очки, обеспечивающие нормальное зрение лишь на определенном расстоянии. При смене деятельности — чтении, а затем рассмотрении удалённых предметов, человек часто вынужден пользоваться двумя парами очков — очки для дали и для близи. Это неудобство устраняется использованием очков с бифокальными линзами. Их стекла состоят из двух зон: верхняя для дали, а нижняя—для чтения.

Между этими зонами резкая граница, что доставляет человеку определенные неудобства. Этого недостатка лишены мультифокальные линзы, в которых оптическая сила возрастает постепенно — от верхней к нижней части.

Особого внимания заслуживают контактные линзы. Их используют как для терапевтических, так и для эстетических целей, поскольку они позволяют изменять цвет глаз. Они изготавливаются из специальных прозрачных материалов и надеваются прямо на глазное яблоко. Контактные линзы не ограничивают свободу движения и поэтому чрезвычайно удобны при занятиях спортом.

К хирургическому вмешательству прибегают, когда остальные корригирующие методики не приводят к радикальному улучшению зрения. Большинство микрохирургических операций выполняют амбулаторно или прибегают к непродолжительной госпитализации больного. Например, при катаракте, когда требуется замена помутневшего хрусталика.

Офтальмологи используют современные материалы и технологии, выполняют вмешательство в тонкие структуры глаза под микроскопом.

Достаточно широкое распространение получила лазерная коррекция зрения, при которой хирург восстанавливает изменившуюся форму роговицы, возвращая изображение на сетчатку глаза.

Совсем недавно мир узнал об операциях по вживлению бионического глаза. Такое необычное устройство представляет собой очки с установленной крохотной камерой, играющие роль оптической системы глаза.

Отсутствующие у таких пациентов фоторецепторы, скомпенсированы микрочипом, снабженным несколькими десятками микроэлектродов и вживленным в зону сетчатки. С помощью электронного устройства раздражения, получаемые чипом, преобразуются в электрические импульсы и поступают в зрительный отдел мозга. Там и формируется изображение окружающих предметов. Пока пациент видит лишь их размытые чёрно-белые контуры. Но для абсолютно слепого человека это целый мир, внезапно открывший перед ним.

Мы подошли к очень важной части нашей беседы. Зрение — это бесценный подарок природы, которого можно лишиться при беспечном к нему отношении.

Чтобы сохранить это драгоценное окно в мир, необходимо соблюдать простые правила:

  • прежде всего — позаботиться о качестве освещения;
  • при чтении, работе с компьютером необходимо каждые полчаса давать глазам пятиминутный отдых и чередовать эту деятельность с играми и прогулками на свежем воздухе;
  • использовать солнцезащитные очки с ультрафиолетовой защитой;
  • очень важно поддерживать в тонусе глазные мышцы, выполняя специальные упражнения для глаз хотя бы раз в сутки;
  • важно включать в ваш ежедневный рацион питания продукты, содержащие витамин А.

Будьте уверены — ваше зрение благодарно отзовется за проявленную заботу. Выполнение наших советов должно стать таким же обязательным ритуалом как ежедневная гигиена. И тогда вы сохраните прекрасное зрение на долгие-долгие годы.

источник

Различные факторы приводят к образованию дефектов зрения.

Иногда проблемы с остротой зрительного восприятия развиваются внутриутробно и патологии носят врожденный характер.

При этом определенных диагностических мероприятий по выявлению и определению проблем со зрением у плода не существует. При несоблюдении условий труда и отдыха возможно развитие дефектов у пациентов взрослой категории.

Патологии органов зрения подразделяются на врожденные и приобретенные в течение жизни. Врожденные дефекты зрительного аппарата развиваются на фоне:

  • проблем со зрением в результате соматических нарушений у плода;
  • генетических аномалий;
  • появления ретинопатии вследствие родов раньше срока;
  • инфекционной микрофлоры у матери на этапе вынашивания;
  • тяжелых родов или травм во время процесса;
  • приема антибиотиков в период вынашивания;
  • употребления алкоголя, наркотических веществ или табакокурения при беременности.

Приобретенные дефекты зрительного аппарата возникают вследствие воздействия внешних провоцирующих факторов:

  • чтение литературы на расстоянии менее 40-45 см;
  • продолжительный просмотр телевизора;
  • перенапряжение мышц в результате умственной деятельности;
  • минимальное освещение в помещении;
  • продолжительная работа за компьютером;
  • вредные привычки;
  • неправильное положение при интенсивной работе зрительных органов;
  • травмы зрительных органов;
  • эмоциональное перенапряжение;
  • несбалансированное питание;
  • возрастные изменения сетчатки.

Патология развивается в случае ослабевания зрительного аппарата. Слабовыраженная дальнозоркость у пациентов молодого возраста не ощущается до периода возрастного изменения аккомодации . При высокой и средней выраженности развития заболевания необходима оптическая коррекция.

Безоперационное лечение глаз за 1 месяц.

Приводят к развитию дефекта:

  • переутомление зрительных органов;
  • возрастные изменения;
  • склерозирование хрусталика.

Амблиопия представляет собой недоразвитость зрительного аппарата, из-за чего понижается качество картинки. Аномалии подвержены все возрастные категории пациентов . Провоцируют развитие дефекта факторы, мешающие нормальному зрению. Амблиопию лечат в раннем возрасте до 5 лет, так как лечение в более позднем периоде не эффективно. Терапия включает в себя:

К косоглазию относят неправильное расположение глазного яблока. Существует несколько разновидностей аномалии:

  • Содружественное . Прогрессирует в раннем детстве. При этом косоглазии наблюдается отклонение одного глаза в сторону к носовой полости. Отсутствует двоение предметов. Косящий глаз видит хуже другого. При разной остроте зрения двух глаз возможно развитие амблиопии.
  • Паралитическое . Развивается вследствие паралича 1 или 2 зрительных органов. Первопричиной развития патологии выступает паралич нерва.

Терапия от косоглазия заключается в устранении причин возникновения патологии и в дополнительных методиках:

  • дефекта оптики;
  • бинокулярного зрения;
  • оперативное вмешательство;
  • максимальное снижение угла косоглазия.

Развивается астигматизм на фоне неправильной восприимчивости равных меридианов. Аномалия провоцируется врожденными отклонениями или внешними факторами:

  • заболевания роговицы;
  • травмы глаз;
  • вследствие хирургического вмешательства.

Оптическая коррекция дефекта проблематична:

  • сложность в диагностировании и правильной постановке диагноза;
  • дефицит оптических приспособлений;
  • высокая ценовая категория изделий для коррекции качества картинки;
  • в зоне роговицы с высоким уровнем астигматизма не держатся линзы для контактной коррекции;
  • астигматизм хрусталика не исправляется.

Для устранения аномалии необходима операция с помощью алмазного ножа или лазерных технологий.

Болезнь приводит к постепенному отмиранию нерва и соответственно потере зрения. Провоцируют развитие болезни:

  • наследственность;
  • атеросклероз;
  • сахарный диабет;
  • возрастные изменения;
  • недостаточность кровообращения в мозгу.

При лечении заболевания необходимо приостановить развитие и максимально улучшить зрение с помощью контактной оптики. Основными методиками для устранения глаукомы выступают:

  • нормализация давления;
  • повышение уровня кровообращения в мозге;
  • выполнение зрительной гимнастики;
  • назначение медикаментов;
  • хирургическое вмешательство.

Близорукость развивается из-за увеличения продолжительности оси глаза. Проявляется заболевание ухудшением качества картинки при взгляде вдаль, при этом предметы, расположенные вблизи, воспринимаются четко . Для устранения дефекта применяются очки, контактные линзы или хирургическое вмешательство. Прогноз заболевания зависит от формы и индивидуально подобранной терапии.

Приводят к появлению патологии:

  • длительная нагрузка на зрительный аппарат;
  • наследственная предрасположенность;
  • слабость склеры;
  • анемия;
  • хроническая недостаточность кровообращения в мозгу;
  • продолжительное понижение уровня артериального давления;
  • изменения в шейных позвонках;
  • повышенный уровень внутричерепного давления;
  • воспалительные процессы в носоглотке.

Катаракта представляет собой появление областей помутнения хрусталика зрительного аппарата, которое приводит к снижению зрительной функции. Лечится патология с помощью специальных препаратов с витаминно-минеральным компонентным составом. Введение таких лекарств способствует остановке прогрессирования заболевания. Для полного излечения от катаракты необходимо хирургическое вмешательство.

Для определения аномалий развития зрительных органов необходимо проведение диагностических мероприятий:

  • осмотр офтальмолога и изучение анамнеза;
  • ангиография флуоресцентная;
  • офтальмоскопия;
  • эхоофтальмография;
  • биомикроскопия;
  • авторефрактометрия;
  • метод бокового освещения;
  • амниоскопия;
  • метод обследования проходящим светом.

Дефекты зрительного аппарата возникают не только как врожденные, но и из-за несоблюдения гигиены зрительных органов и их переутомления. Для предупреждения полной потери зрения необходима своевременная консультация офтальмолога и выявление причин, спровоцировавших патологии глаз.

Плохое зрение значительно ухудшает качество жизни, лишает возможности видеть мир таким, каким он есть. Не говоря о прогрессировании патологий и полной слепоте.

МНТК «Микрохирургии глаза» опубликовал статью о безоперационном восстановлении зрения до 90%, это стало возможно благодаря.

источник

Если дальняя точка глаза бесконечно удалена, то такой глаз называют нормальным или эмметропическим. При этом глаз хорошо различает предметы и вдали, и вблизи. Это означает, что оптический аппарат глаза (роговица и хрусталик) имеют фокусное расстояние, равное длине оси глаза, и фокус в этом случае попадает точно на сетчатку. При эмметропии изображение от далеко расположенных предметов фокусируется в центральной ямке сетчатки – наиболее чувствительной области воспринимающего аппарата глаза. Несовпадение дальней точки с бесконечно удаленной называют аметропией глаза.

Глазу свойственны три основных недостатка:

  • миопия (близорукость), при которой лучи от бесконечно удаленного точечного источника фокусируются перед сетчаткой (рис. 2.6 а).
  • гиперметропия (дальнозоркость), при которой истинный фокус лучей от бесконечно удаленного предмета лежит за сетчаткой (рис. 2.6 б).
  • астигматизм, при котором преломляющая способность глаза различна в разных плоскостях, проходящих через его оптическую ось.

Рис. 2.6. Фокусировка параллельного пучка близоруким и дальнозорким глазом.

Причин близорукости может быть две. Первая – удлиненное глазное яблоко при нормальной преломляющей силе глаза. Другая причина – слишком большая оптическая сила оптической системы глаза (более 60 диоптрий) при нормальной длине глаза (24 мм). И в первом, и во втором случаях изображение от предмета не может сфокусироваться на сетчатку, а находится внутри глаза. На сетчатку попадает только фокус от близко расположенных к глазу предметов, то есть дальняя точка глаза приближается от бесконечности на конечное расстояние (рис. 2.7 а).


а) близорукий глаз

б) дальнозоркий глаз

Рис. 2.7. Коррекция близорукости.

Чтобы скорректировать близорукость, нужно при помощи очков построить изображение бесконечно удаленной точки в том месте, которое глаз может видеть без всякого напряжения, то есть в дальней точке. Для исправления близорукости используются отрицательные очки (рис. 2.7 б), которые строят изображение бесконечно удаленной точки перед глазом.

Близорукость может быть врожденной, однако чаще всего она появляется в детском и подростковом возрасте, причем по мере роста глазного яблока в длину близорукость увеличивается. Истинной близорукости, как правило, предшествует так называемая ложная близорукость – следствие спазма аккомодации. В этом случае при применении средств, расширяющих зрачок и снимающих напряжение ресничной мышцы, зрение восстанавливается до нормы.

Дальнозоркость вызывается слабой оптической силой оптической системы глаза для данной длины глазного яблока (либо короткий глаз при нормальной оптической силе, либо малая оптическая сила глаза при нормальной длине). Поскольку дальнозоркий глаз обладает относительно слабой преломляющей способностью, чтобы сфокусировать изображение на сетчатке, увеличивается напряжение мышц, изменяющих кривизну хрусталика, то есть глазу приходится аккомодироваться. Но даже и этого бывает недостаточно, чтобы рассмотреть предметы вдали. При рассматривании близко расположенных предметов напряжение еще больше возрастает: чем ближе предметы к глазу, тем все дальше за сетчатку уходит их изображение (рис. 2.8 а).

Скорректировать дальнозоркость можно при помощи положительных очков (рис. 2.8.б), которые строят изображение бесконечно удаленной точки за глазом.


а) дальняя точка

б) коррекция

а) дальняя точка

б) коррекция
Рис. 2.8. Коррекция дальнозоркости.

У новорожденного глаз немного сдавлен в горизонтальном направлении, поэтому у глаза есть небольшая дальнозоркость, которая проходит по мере роста глазного яблока.

При небольшой дальнозоркости зрение вдаль и вблизи хорошее, но могут быть жалобы на быструю утомляемость, головную боль при работе. При средней степени дальнозоркости зрение вдаль остается хорошим, а вблизи – затруднено. При высокой дальнозоркости плохим становится зрение и вдаль, и вблизи, так как исчерпаны все возможности глаза фокусировать на сетчатке изображение даже далеко расположенных предметов.

Аметропия глаза выражается в диоптриях как величина, обратная расстоянию от первой поверхности глаза до дальней точки (рис. 2.7 а), рис. 2.8 а)), выраженной в метрах:

, (2.3)

Оптическая сила линзы, необходимая для коррекции близорукости или дальнозоркости, зависит не только от величины аметропии, но и от расстояния от очков до глаза. Контактные линзы располагаются вплотную к глазу, поэтому их оптическая сила равна аметропии.

Например, если при близорукости дальняя точка находится перед глазом на расстоянии 50 см, то , то есть для исправления такой близорукости нужны отрицательные очки с оптической силой .

Слабая степень аметропии считается до 3 диоптрий, средняя – от 3 до 6 диоптрий и высокая степень – свыше 6 диоптрий.

Причина астигматизма лежит либо в неправильной, несферичной форме роговицы (в разных сечениях глаза, проходящих через ось, радиусы кривизны неодинаковы), либо в нецентричном по отношению к оптической оси глаза положении хрусталика. Обе причины приводят к тому, что для различных сечений глаза фокусные расстояния оказываются неодинаковыми.

При астигматизме в одном глазу сочетаются эффекты близорукости, дальнозоркости и нормального зрения. Может, например, случиться, что для вертикального сечения фокусное расстояние равно нормальному, а для горизонтального – больше нормального. Тогда глаз окажется в горизонтальном сечении близоруким и не сможет видеть ясно горизонтальных линий на бесконечности, а вертикальные будет четко различать. На близком расстоянии благодаря аккомодации глаз прекрасно различит вертикальные линии, а горизонтальные будут расплывчатыми.

Астигматизм чаще всего является врожденным, но может стать следствием операции или глазной травмы. Кроме дефектов зрительного восприятия, астигматизм обычно сопровождается быстрой утомляемостью глаз, понижением зрения и головными болями.

Исправление астигматизма возможно при помощи цилиндрических (собирательных или рассеивающих) линз. Астигматизм обычно сочетается с другими дефектами зрения – близорукостью или дальнозоркостью, поэтому астигматические очки содержат чаще всего и сферические, и цилиндрические элементы.

источник

Интегрированный урок биологии и физики «Зрительный анализатор. Дефекты зрения и их коррекция. Оптические приборы»

Цель урока: изучить строение и функционирование зрительного анализатора, дефекты зрения и методы их коррекции.

Образовательные:

  • расширить представление о зрительном анализаторе;
  • рассмотреть особенности его функционирования;
  • изучить отделы зрительного анализатора;
  • изучить нарушения функциональной деятельности оптической системы глаза;
  • изучить особенности формирования зрительного ощущения;
  • изучить оптическую систему глаза, ознакомить учащихся с процессом зрительного восприятия; ¦ провести аналогию между строением глаза и фотоаппарата;
  • формирование умения использовать полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развивать умение работать с текстом и иллюстрациями; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать развитие памяти, мышления, внимания;
  • продолжать развивать навык работы с компьютером и интерактивной доской;
  • формировать научное мировоззрение;
  • развивать познавательный интерес к таким предметам как физика и биология;
  • развитие навыков и умений анализировать и обобщать, развитие самостоятельности мышления и интеллекта; грамотной устной речи.

Воспитательные:

  • формирование культуры речи;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира и человека;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления с использованием ИКТ.

Продолжительность урока: 45 минут.

Материалы и оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска HITACHI, мультимедийный проектор, презентация к уроку (в программе Power Point – 10 слайдов), иллюстрации, рабочие листы. Таблицы “Зрительный анализатор, разборная модель глаза.

Ключевые слова и понятия: зрительный анализатор, орган зрения, близорукость, дальнозоркость, коррекция зрения, аккомодация, бионика, цифровой и линзовый фотоаппарат.

I. Организационный момент – 1 мин.
II. Актуализация знаний – 5 мин.
III.Изучение нового материала с поэтапным закреплением – 25 мин.
IV. Закрепление –10 мин.
V. Домашнее задание – 2 мин.
VI. Итоги урока – 2 мин.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, информация по оформлению и заполнению рабочих листов (запись в листах Ф.И. учащихся).

С самого рождения мы познаем окружающий мир с помощью пяти органов чувств. Благодаря им мы видим, слышим, осязаем, ощущаем запахи и вкусы. Полноценная работа всех анализаторов дает возможность в полной мере воспринимать действительность. Но зрение среди них является ключевым. Вступительное слово учителя. III. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

“Зрительный анализатор. Дефекты зрения и их коррекция. Оптические приборы”.

90 % информации об окружающем мире человек получает через глаза. Итак, сегодня мы поговорим о зрении. И об оптическом приборе, который позволяет нам видеть окружающий мир во всей его красоте!

Анализатор (сенсорная система) – система, обеспечивающая восприятие, переработку и передачу информации о явлениях внутренней и внешней среды.

Любой анализатор представляет собой систему, состоящую из 3 звеньев (отделов).

Строение зрительного анализатора

  1. Периферический отдел —> рецепторы.
  2. Проводниковый отдел —> нервные пути.
  3. Центральный отдел —> кора головного мозга (затылочная доля).

Глаз (орган зрения) – это парный орган, который состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

Вспомогательный аппарат глаза

Брови

Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза Отводят пот со лба Веки

Кожные складки Защищают от пыли, снега, дождя, солнечного света Ресницы

Волосы, находящиеся на свободных краях верхнего и нижнего век Защищают от пыли, снега, дождя. Слезный аппарат

Образован слезными железами и слезовыводящими путями Смачивание, очищение и дезинфицирование глаз. Двигатель-

ный аппарат

Шесть поперечно-полосатых мышц, которые произвольно сокращаются Движение глазного яблока.

Периферический отдел. Строение глазного яблока

Белочная оболочка – склера

Внешняя соединительнотканная плотная, оболочка Защита от химических и механических повреждений Роговица

Прозрачная часть белочной оболочки Преломляет свет Водяниста влага

Прозрачная жидкость за роговицей Пропускает свет Сосудистая оболочка

Срединная оболочка. Образована сетью кровеносных сосудов Обеспечивает питание тканей глаза и поглощает световые лучи Радужная оболочка

Передняя часть сосудистой оболочки Содержит пигмент от которого зависит цвет глаз Зрачок

Отверстие в центре радужной оболочки Регулирует количество света Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза с мышцами Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество, заполняющее все внутреннее пространство глазного яблока. Поддерживает внутриглазное давление и пропускает лучи света. Сетчатка

Внутренняя оболочка. Состоит из колбочек (рецепторов цветного зрения) и палочек (рецепторов сумеречного черно-белого зрения. Есть желтое и слепое пятно. Обеспечивает восприятие света и преобразование его в нервные импульсы

Проводниковая часть

Глазной нерв

Нервные волокна Проводник нервных импульсов

Центральная часть

Зрительная зона коры больших полушарий

Нейроны Формирование зрительного образа

Итак, мы с вами выяснили, какое строение имеет зрительный анализатор. А теперь давайте рассмотрим, как формируется изображение.

Изображение на сетчатке глаза является перевернутым. Первым, кто доказал это, построив ход лучей в оптической системе глаза был Иоганн Кеплер. Чтобы проверить этот вывод, французский ученый Рене Декарт вял глаз быка и, соскоблив с его задней стенки непрозрачный слой, поместил в отверстии, проделанном в оконной ставне. И тут же на полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевернутое изображение картины, наблюдавшейся из окна.

В 1896 г. американский психолог Дж. Стреттон поставил на себе эксперимент. Он надел специальные очки, благодаря которым на сетчатке глаза изображения окружающих предметов оказывались не обратными, а прямыми. И что же? Мир в сознании Стреттона перевернулся. Все предметы он стал видеть вверх ногами. Из-за этого произошло рассогласование в работе глаз с другими органами чувств. У ученого появились симптомы морской болезни. В течение трех дней он ощущал тошноту. Однако на четвертые сутки организм стал приходить в норму, а на пятый день Стреттон стал чувствовать себя так же, как и до эксперимента. Мозг ученого освоился с новыми условиями работы, и все предметы он снова стал видеть прямыми. Но, когда он снял очки, все опять перевернулось. Уже через полтора часа зрение восстановилось, и он снова стал видеть нормально. Любопытно, что подобная приспосабливаемость характерна лишь для человеческого мозга.

Вопрос классу: Почему же мы тогда видим все предметы такими, как они есть, то есть не перевернутыми?

Предположительный ответ учащихся: Дело в том, что процесс зрения непрерывно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаза, но и через другие органы чувств.

У человека, как и у других позвоночных зрение обеспечивается двумя глазами. Глаз как биологическое оптическое устройство проецирует изображение на сетчатке, там предварительно обрабатывает его и передаёт в мозг, который окончательно интерпретирует содержание зрительного образа, в соответствии с психологическими установками наблюдателя и его жизненным опытом. Благодаря аккомодации, изображение рассматриваемых предметов получается как раз на сетчатке глаза. Это выполняется, если глаз нормальный. Глаз называется нормальным, если он в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке. Наиболее распространены два недостатка глаза – близорукость и дальнозоркость.

Потеря зрения и дефекты зрения вызывают перестройку всех систем организма, тем самым формируя у человека особое восприятие и мироощущение.

Близорукость – дефект зрения, при котором человек четко видит объекты вблизи, в то время как далекие предметы кажутся размытыми. При близорукости, образ далеко находящегося предмета формируется перед сетчаткой, а не на самой сетчатке. Следовательно, близорукий человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит объекты вдали.

Изображение фокусируется перед сетчаткой

Близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза. Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом.

Если предмет расположен на расстоянии 25 см от близорукого глаза, то изображение предмета получится не на сетчатке, а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Чтобы изображение оказалось на сетчатке, нужно приблизить предмет к глазу. Поэтому у близорукого глаза расстояние наилучшего видения меньше 25 см.

Этот дефект может быть исправлен с помощью вогнутых контактных линз или очков. Вогнутая линза соответствующей мощности или фокусному расстоянию и в состоянии перенести образ объекта обратно на сетчатку глаза.

Дальнозоркость – это общее название для дефектов зрения, при которых человек видит вблизи предметы расплывчато, с затуманенным зрением, а удаленные объекты видятся хорошо. В этом случае изображение также как и при близорукости формируется за сетчаткой.

Изображение фокусируется за сетчаткой

Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой. Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка расположена ближе к хрусталику по сравнению с нормальным глазом. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку.

Коррекция дальнозоркости

Этот недостаток может быть исправлен с помощью выпуклых контактных линз или очков соответствующих фокусным расстояниям.

Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если, например, человек носит очки, оптическая сила которых равна -0,5 дптр или -2 дптр, -3,5 дптр, то значит он близорукий.

В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +0,5 дптр, +3 дптр, +4,25 дптр.

Люди и животные имеют высокоразвитые органы чувств. Для того, чтобы полученная информация хорошо передавалась и обрабатывалась, необходим совершенный аппарат нервов. Во многих случаях техника заимствует определенные принципы действия нервной системы. Поэтому для создания точных инструментов и аппаратов приходит на помощь природа.

Бионика – это прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

1. Появление оптических приборов.
2. Принцип работы аналогового фотоаппарата
3.Принцип работы цифрового фотоаппарата. Носители информации.

Запись темы урока на доске и в тетради.

Формулировка и запись определения в рабочем листе.

источник

Итак, существует три вида клинической рефракции: эмметропия, гиперметропия и миопия. Только первая обеспечивает (при покое аккомодации) четкое изображение далеких предметов на сетчатке и, следовательно, нормальное зрение. Поэтому два других вида рефракции объединяют термином «аметропия», что в переводе на русский язык означает несоразмерное зрение.

Аметропии ухудшают зрение, так как изображение предметов, находящихся на бесконечном удалении от глаза, получается на сетчатке нечетким, в кругах светорассеяния. Ухудшение зрения при двух видах аметропии неодинаково.

При гиперметропии оно вызвано недостаточностью преломляющей силы глаза и, следовательно, в какой-то мере может быть исправлено напряжением аккомодации.

При миопии оно вызвано избытком преломляющей силы глаза и, следовательно, не может исправляться аккомодацией.

При обоих видах аметропии зрение может быть исправлено помещением линз перед глазом: при гиперметропии — выпуклых (положительных), при миопии — вогнутых (отрицательных). Линзы перемещают задний фокус глаза на сетчатку и делают изображение предметов резким.

Дефекты зрения — аметропии — различаются не только по виду, но и по степени. Чем дальше находится фокус от сетчатки, тем выше степень аметропии. Однако непосредственно измерить расстояние фокуса от сетчатки в глазу невозможно.

Степень аметропии измеряют преломляющей силой линзы, корригирующей дефект зрения, т. е. помещающей фокус на сетчатку.

Если миопия корригируется вогнутой линзой — 1,0 дптр, то говорят, что миопия имеет степень 1,0 дптр. Если гиперметропия корригируется выпуклой линзой +4,0 дптр, то говорят, что гиперметропия имеет степень 4,0 дптр. Иногда рефракцию глаза обозначают только посредством знака и силы корригирующей линзы. Так, рефракция —6,0 дптр означает миопию степени 6,0 дптр, рефракция 0 означает эмметропию, а рефракция +2,5 дптр — гиперметропию степени +2,5 дптр.

В зависимости от величины корригирующей линзы различают три степени аметропии: слабую — от 0,25 до 3,0 дптр; среднюю — от 3,25 до 6,0 дптр; высокую — выше 6,0 дптр. Это разделение применяют и для гиперметропии, и для миопии. Следует, однако, отметить, что оно далеко не достаточно для клинической характеристики аметропии. Особенно это относится к миопии: миопия 5,0 дптр является весьма большой и прогностически неблагоприятной для ребенка 6 лет и может абсолютно не мешать жизни и деятельности и не грозить никакими последствиями для человека 40 лет.

Особым случаем аметропии является афакия — состояние после удаления хрусталика (катаракты). При этом обычно возникает гиперметропия очень высокой степени (8— 13 дптр, в зависимости от исходной рефракции глаза), требующая коррекции сильными положительными линзами.

К дефектам зрения, также корригируемым стигматическими линзами, относится пресбиопия, или возрастное ослабление аккомодации. При пресбиопии невозможно получение на сетчатке четкого изображения близко расположенных предметов. Обычно речь идет об объектах зрительной работы—текстах, нотах, мониторах компьютеров, приборах или экранах на пультах управления, обрабатываемых деталях машин и механизмов.

Для того чтобы сделать объект четким, перед глазом ставят положительную (выпуклую) линзу. Она перемещает фокус на сетчатку. Эта линза (обычно силой от 0,5 до 3,0 дптр) берет на себя сначала часть, а затем всю работу по аккомодации.

Пресбиопические очки применяют только для работы на близком расстоянии. Далекие предметы через них видны нечетко. Для одновременного зрения вдаль и вблизь применяют специальные линзы, имеющие разную рефракцию в разных частях — бифокальные, трифокальные, мультифокальные.

Коррекции требует также астигматизм глаза. Астигматизм не является самостоятельным видом клинической рефракции. Он может сопутствовать и эмметропии, и аметропии. Очки могут исправлять только правильный астигматизм глаза — случай, когда его оптическая система преобразует параллельный пучок лучей в коноид Штурма. Это бывает, когда преломляющие поверхности оптических сред (роговицы и хрусталика) имеют не сферическую, а эллиптическую или торическую форму. В этом случае в глазу сочетается как бы несколько рефракций: если посмотреть на астигматический глаз спереди и мысленно рассечь его плоскостями, проходящими через передний полюс роговицы и центр вращения, то окажется, что рефракция в таком глазу плавно изменяется от самой сильной в одном из сечений до самой слабой в другом сечении, перпендикулярном первому.

Внутри каждого сечения рефракция остается постоянной (этим правильный астигматизм отличается от неправильного, при котором и в одном сечении — меридиане — рефракция меняется).

Сечения (меридианы), в которых рефракция является наибольшей и наименьшей, называются главными сечениями (меридианами) астигматического глаза.

Положение главных меридианов астигматического глаза принято обозначать по так называемой шкале ТАБО — градусной полукруговой шкале с отсчетом против часовой стрелки.

В конце каждого луча указывают рефракцию данного меридиана в диоптриях: со знаком «+» в случае гиперметропии и со знаком «—» в случае миопии. Варианты астигматической рефракции приведены ниже.

источник

К сожалению, дефекты зрения, такие как дальнозоркость, близорукость или астигматизм, чаще встречаются сегодня, как среди детей, так и среди взрослых, и являются не только результатом генетической предрасположенности, но все чаще и чаще причиной неправильного ухода за глазами. Проводя много часов перед экраном компьютера, телевизора и смартфона, читая в плохо освещенных помещениях и неадекватно сбалансированной диете с низким содержанием витаминов А, В, Е и D, безусловно, отрицательно влияет на то, как наши глаза чувствуют себя вечером, а в перспективе — и на их здоровье. , Проблема также вызвана слишком сухим воздухом, полным пыли и пыли, недостаточной защитой глаз от ультрафиолетового излучения и слишком редкими перерывами, чтобы расслабиться и попрактиковаться в зрении.

Конструкция глаза — откуда взялись дефекты зрения?

Глазное яблоко человека по своей конструкции напоминает маленький шарик и в идеале должно стремиться к этой форме. Дефекты зрения — это ситуации, в которых есть какое-либо отклонение от этого принципа — глазное яблоко немного удлинено или укорочено, поэтому объекты, расположенные близко или далеко, могут казаться размытыми, размытыми и не сфокусированными. Почему это происходит? Лучи света, попадающие в глаз, проходят в первой фазе через роговицу или прозрачную внешнюю линзу глаза. После прохождения через зрачок, регулирующего количество проходящего света, лучи достигают сетчатки, на которой формируется изображение. Будет ли оно четким, четким или размытым, зависит от многих факторов, но основным является форма глазного яблока и гладкость поверхности роговицы, отвечающая за правильное нарушение света.

Дефекты зрения и методы их исправления

Острое и ясное видение окружающего мира на сто процентов возможно только тогда, когда лучи света, попадающие в глаз через зрачок, концентрируются в основном на сетчатке и создают идеальное отражение изображения, видимого на нем. Однако может случиться так, что лучи будут фокусироваться не на сетчатке, а позади нее, до или перед, на сетчатке и позади нее. Эти дефекты называются рефракционными дефектами и включают три наиболее распространенных дефекта зрения: дальнозоркость, близорукость и астигматизм. Четвертой, противоречивой рефракционной ошибкой является пресбиопия, или пресбиопия, которая, согласно информации Всемирной организации здравоохранения ВОЗ, должна быть включена в эту категорию, но многие рассматриваются как заболевание, поражающее все стареющие глаза, а не только предрасположенное к этому человеку.

Дальнозоркость — это дефект зрения, в результате которого световые лучи фокусируются за сетчаткой, вызывая лучшее видение удаленных объектов и более размытое зрение близких объектов. Люди с дальнозоркостью часто имеют дистанцию друг от друга, например, для чтения книги или упаковки, чтобы можно было читать без очков. В качестве коррекции используются фокусирующие линзы, мощность которых определяется в диоптриях со знаком «+» (так называемые «плюсы»).

Миопия является дефектом, противоположным гиперметропии, поэтому в ее случае свет фокусируется перед сетчаткой. Осмотрщик четко видит объекты, расположенные рядом с ним, но у него есть проблема с распознаванием лиц, дорожных знаков или чтением направления движения, отображаемого в автобусе. В отличие от дальнозоркости, близорукость корректируется с помощью диффузных линз, обычно называемых «минус».

Астигматизм это дефект, который обычно сопровождает один из двух вышеупомянутых дефектов, хотя существуют также случаи независимого астигматизма. Недостатком, как и предыдущим, может быть как врожденный, так и приобретенный дефект, а его причиной будет изменение поверхности роговицы, которое, теряя свою естественную гладкость, начинает нарушать свет под необычными углами. Роговица, потерявшая форму идеальной сферы, может сильнее разбивать свет в вертикальном направлении и слабее на уровне, так что у лучей нет шансов встретиться в одной точке на сетчатке. Полученное изображение затем искажается и становится нечетким, и интересным явлением, которое может указывать на астигматизм, является необходимость повернуть голову в сторону — роговица, расположенная под прямым углом, может сгибать свет лучше, чем в вертикальном положении головы.

Альтернативные способы устранения дефектов глаз

Использование фокусирующих, рассеивающих или цилиндрических линз, как в форме рецептурных линз, так и, по мнению некоторых пациентов, более удобных корректирующих контактных линз — это лишь два из немногих доступных методов коррекции дефектов глаз. Разнообразие процедур лазерной коррекции зрения, которые могут быть выполнены для каждого из вышеупомянутых недостатков, популярно в последние годы. Среди наиболее популярных из них следует упомянуть рефракционную фотоканатэктомию (ФРК), LASIK и LASEK . Однако эти методы имеют свои ограничения: лечение могут проводить только те, кому от 20 до 55 лет, которые не подвержены глаукоме, катаракте, бактериальным и вирусным воспалениям глаз и другим глазным заболеваниям.

Как лечение корректирующими линзами, так и лазерные методы имеют свои преимущества и недостатки, и выбор между ними часто зависит от личных предпочтений каждого пациента. Выбор рецептурных очков на рынке сегодня действительно велик, и выбор подходящих оправ для формы лица проще, чем когда-либо, поэтому многие люди предпочитают носить очки, отказываясь от необходимости проходить дополнительное лечение.

источник

Более половины жителей России имеют какой-либо дефект зрения. 30% людей близоруки, 33% — дальнозорки. Если Вы попали в это число и хотите узнать немного больше о своем заболевании, читайте нашу статью. Мы собрали познавательную информацию о глазах и зрении, близорукости, дальнозоркости и астигматизме.

Близорукость и дальнозоркость — это наиболее часто встречающиеся дефекты зрения в мире. К примеру, в России в среднем 25-30% людей близоруки, а дальнозорки 33%, из которых 6% — это дети до 15 лет.

На ухудшение зрения нации и мира в целом сильно влияет современный ритм жизни: развитие цифровых технологий и высокоинтеллектуальных гаджетов, портящих зрение. Однако этот же прогресс современности с успехом избавляет больных от близорукости и дальнозоркости: почти каждому стали доступны лазерная коррекция и хирургические методы решения проблем с глазами, оптические контактные линзы с великолепными свойствами увлажненности и кислородопроницаемости, которые способны корректировать зрение, не требуя замены до недели постоянного ношения. Офтальмология шагнула далеко вперед, но некоторые факты о близорукости, дальнозоркости и других недугах многим до сих пор остаются неизвестными. Расскажем о них подробней.

Близорукость (миопия) — аномалия рефракции. При ней фокусировка изображения происходит неправильно: не на сетчатке глаза, а перед ней. Миопия весьма распространена среди школьников и студентов, которые постоянно испытывают повышенную нагрузку на органы зрения. Однако она может быть и врожденной, либо сопровождать некоторые заболевания — сахарный диабет, синдром Дауна, катаракту.
Близорукость наследуется от родителей к детям с высокой вероятностью, от 50 до 100% в отдельных случаях. Это особенно касается миопии слабой и средней степени, она будет передаваться даже от одного родителя, в то время как близорукость высокой степени ребенок унаследует, только если оба родителя — активные носители данного гена.

  1. Вы знали о существовании экспресс-теста на близорукость? Он представляет собой черно-белую картинку-портрет, взглянув на которую близорукий человек увидит Мэрилин Монро, а здоровый — Альберта Эйнштейна.
  2. Офтальмологи отмечают, что близорукость чаще развивается у людей, ограниченных в пространстве и не имеющих возможности подолгу смотреть вдаль. Иными словами, среди горожан, живущих в условиях тесного мегаполиса, процент близоруких будет намного выше, чем среди тех, кто живет в своем доме за городом.
  3. Среди японцев 70% близоруких, что в два с лишним раза больше, чем в России.
  4. Близорукостью страдают не только люди, но и животные. Лягушки и некоторые пресмыкающиеся, а также быки и коровы подвержены миопии, однако им повезло меньше нас в плане возможностей коррекции зрения.
  5. Когда человек работает за компьютером, он переводит взгляд с монитора на клавиатуру по 20 тысяч раз. Казалось бы, чем не тренировка зрения? Но такие нагрузки наоборот значительно утомляют зрительный аппарат и приводят к развитию близорукости.
  6. По мнению исследователей, в большинстве случаев близорукие люди — экстраверты, они приветливые и доброжелательные.
  7. Ученые обнаружили ген близорукости RASGRF1. Этот факт поможет отыскать новые способы коррекции зрения.
  8. Близорукость нельзя вылечить (только ложную), но можно успешно ее корректировать и заниматься профилактикой ее стремительного развития.

Дальнозоркость (гиперметропия) так же, как и близорукость — аномалия рефракции. При ней изображение в состоянии покоя аккомодации фокусируется неправильно, за сетчаткой.
Дальнозоркость имеет распространение среди детей до 3-х лет и рассматривается как физиологическая. Среди детей постарше, до 12 лет, она тоже встречается нередко. Кроме того, данный дефект зрения часто наблюдается у взрослых от 18 и старше. Гиперметропия сопровождается головными болями, жжением в глазах и повышенной утомляемостью зрительной зоны. Также данное заболевание развивается в старческом возрасте.
Дальнозоркость успешно лечится комплексно, особенно если она слабой или средней степени. Высокая степень поддается оперативному лечению.

  1. Все дети рождаются дальнозоркими, это обычное явление. Зрение улучшается в процессе развития, а фокусироваться на одном предмете двумя глазами ребенок сможет к 7-ми годам.
  2. В преклонном возрасте дальнозоркость развивается вновь, так как организм стареет и зрительная система тоже. В частности, свойства хрусталика, сетчатки и роговицы ослабевают.
  3. Дальнозоркость — официальная причина для того, чтобы не служить в армии, однако показатель по диоптриями должен составлять более 8 единиц, что является уже высокой степенью.
  4. У 6% детей до 15 лет присутствует дальнозоркость, ее не лечат медикаментозно или аппаратно, а исправляют при помощи специальных упражнений.
  5. Гиперметропия слабой степени хорошо лечится зрительной гимнастикой. Для этого сейчас создано множество уроков и даже приложений на компьютерах и смартфонах.
  6. Дальнозоркость бывает не только у людей. К примеру, такой же дефект зрения имеется у сов, которые не могут отчетливо видеть предметы вблизи, зато прекрасно видят вдаль.
  1. В мире около 2 миллиардов человек видят изображение искривленным: одни более, другие менее выраженно.
  2. Статистика показывает, что каждый четвертый человек в мире страдает астигматизмом.
  3. Получить водительское удостоверение можно лишь при астигматизме небольшой степени с соответствующей коррекцией.
  • Диаметр глаза здорового человека — 24 мм, а вес — 7 г.
  • Морковь не влияет на зрение так, как мы привыкли считать. Да, каротин, содержащийся в этом овоще, полезен для организма, но факт того, что постоянное его употребление улучшает зрение, опровергнут врачами. Миф о чудодейственных свойствах моркови для глаз пришел к нам со времен Второй мировой войны от английских ученых, которые пытались скрыть разработки радара, позволяющего видеть фашистские бомбардировщики ночью. Для этого была распространена информация о том, что такое видение — результат обильного употребления моркови пилотами.
  • Замечено, что большинство препаратов для глаз на органической основе изготавливают из цветков синего цвета.
  • Детская привычка сводить глаза в одну точку на носу не поощряется взрослыми. Нам с детства внушали, что это может привести к косоглазию, однако на самом деле офтальмологи говорят о том, что это отличное упражнение, помогающее предотвратить близорукость.
  • Зимой глаза нуждаются в защите от ультрафиолетовых лучей не меньше, чем летом. Мы связываем солнцезащитные очки с летом, хотя на самом деле, не стоит выходить без защиты для глаз в солнечный зимний день, особенно тем, кто носит при этом контактные линзы.
  • У 1% людей в мире цвет радужек правого и левого глаза разный. Это редкое явление называется гетерохромия.
  • Есть очень простой и достаточно древний способ определения остроты зрения. Взгляните на чистое ночное небо и найдите созвездие Большая Медведица. Человек с хорошим зрением увидит возле средней звезды ковша маленькую. Этим методом пользовались древние арабы.
  • У каждого человека индивидуальный рисунок радужки. Как и по отпечаткам пальцев, по рисунку радужки можно идентифицировать человека.

источник

Интегрированный урок биологии и физики «Зрительный анализатор. Дефекты зрения и их коррекция. Оптические приборы»

Цель урока: изучить строение и функционирование зрительного анализатора, дефекты зрения и методы их коррекции.

Образовательные:

  • расширить представление о зрительном анализаторе;
  • рассмотреть особенности его функционирования;
  • изучить отделы зрительного анализатора;
  • изучить нарушения функциональной деятельности оптической системы глаза;
  • изучить особенности формирования зрительного ощущения;
  • изучить оптическую систему глаза, ознакомить учащихся с процессом зрительного восприятия; ¦ провести аналогию между строением глаза и фотоаппарата;
  • формирование умения использовать полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развивать умение работать с текстом и иллюстрациями; анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать развитие памяти, мышления, внимания;
  • продолжать развивать навык работы с компьютером и интерактивной доской;
  • формировать научное мировоззрение;
  • развивать познавательный интерес к таким предметам как физика и биология;
  • развитие навыков и умений анализировать и обобщать, развитие самостоятельности мышления и интеллекта; грамотной устной речи.

Воспитательные:

  • формирование культуры речи;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира и человека;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления с использованием ИКТ.

Продолжительность урока: 45 минут.

Материалы и оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска HITACHI, мультимедийный проектор, презентация к уроку (в программе Power Point – 10 слайдов), иллюстрации, рабочие листы. Таблицы “Зрительный анализатор, разборная модель глаза.

Ключевые слова и понятия: зрительный анализатор, орган зрения, близорукость, дальнозоркость, коррекция зрения, аккомодация, бионика, цифровой и линзовый фотоаппарат.

I. Организационный момент – 1 мин.
II. Актуализация знаний – 5 мин.
III.Изучение нового материала с поэтапным закреплением – 25 мин.
IV. Закрепление –10 мин.
V. Домашнее задание – 2 мин.
VI. Итоги урока – 2 мин.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, информация по оформлению и заполнению рабочих листов (запись в листах Ф.И. учащихся).

С самого рождения мы познаем окружающий мир с помощью пяти органов чувств. Благодаря им мы видим, слышим, осязаем, ощущаем запахи и вкусы. Полноценная работа всех анализаторов дает возможность в полной мере воспринимать действительность. Но зрение среди них является ключевым. Вступительное слово учителя. III. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

“Зрительный анализатор. Дефекты зрения и их коррекция. Оптические приборы”.

90 % информации об окружающем мире человек получает через глаза. Итак, сегодня мы поговорим о зрении. И об оптическом приборе, который позволяет нам видеть окружающий мир во всей его красоте!

Анализатор (сенсорная система) – система, обеспечивающая восприятие, переработку и передачу информации о явлениях внутренней и внешней среды.

Любой анализатор представляет собой систему, состоящую из 3 звеньев (отделов).

Строение зрительного анализатора

  1. Периферический отдел —> рецепторы.
  2. Проводниковый отдел —> нервные пути.
  3. Центральный отдел —> кора головного мозга (затылочная доля).

Глаз (орган зрения) – это парный орган, который состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.

Вспомогательный аппарат глаза

Брови

Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза Отводят пот со лба Веки

Кожные складки Защищают от пыли, снега, дождя, солнечного света Ресницы

Волосы, находящиеся на свободных краях верхнего и нижнего век Защищают от пыли, снега, дождя. Слезный аппарат

Образован слезными железами и слезовыводящими путями Смачивание, очищение и дезинфицирование глаз. Двигатель-

ный аппарат

Шесть поперечно-полосатых мышц, которые произвольно сокращаются Движение глазного яблока.

Периферический отдел. Строение глазного яблока

Белочная оболочка – склера

Внешняя соединительнотканная плотная, оболочка Защита от химических и механических повреждений Роговица

Прозрачная часть белочной оболочки Преломляет свет Водяниста влага

Прозрачная жидкость за роговицей Пропускает свет Сосудистая оболочка

Срединная оболочка. Образована сетью кровеносных сосудов Обеспечивает питание тканей глаза и поглощает световые лучи Радужная оболочка

Передняя часть сосудистой оболочки Содержит пигмент от которого зависит цвет глаз Зрачок

Отверстие в центре радужной оболочки Регулирует количество света Хрусталик

Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза с мышцами Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество, заполняющее все внутреннее пространство глазного яблока. Поддерживает внутриглазное давление и пропускает лучи света. Сетчатка

Внутренняя оболочка. Состоит из колбочек (рецепторов цветного зрения) и палочек (рецепторов сумеречного черно-белого зрения. Есть желтое и слепое пятно. Обеспечивает восприятие света и преобразование его в нервные импульсы

Проводниковая часть

Глазной нерв

Нервные волокна Проводник нервных импульсов

Центральная часть

Зрительная зона коры больших полушарий

Нейроны Формирование зрительного образа
Читайте также:  Сказка репка с точки зрения физики

Итак, мы с вами выяснили, какое строение имеет зрительный анализатор. А теперь давайте рассмотрим, как формируется изображение.

Изображение на сетчатке глаза является перевернутым. Первым, кто доказал это, построив ход лучей в оптической системе глаза был Иоганн Кеплер. Чтобы проверить этот вывод, французский ученый Рене Декарт вял глаз быка и, соскоблив с его задней стенки непрозрачный слой, поместил в отверстии, проделанном в оконной ставне. И тут же на полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевернутое изображение картины, наблюдавшейся из окна.

В 1896 г. американский психолог Дж. Стреттон поставил на себе эксперимент. Он надел специальные очки, благодаря которым на сетчатке глаза изображения окружающих предметов оказывались не обратными, а прямыми. И что же? Мир в сознании Стреттона перевернулся. Все предметы он стал видеть вверх ногами. Из-за этого произошло рассогласование в работе глаз с другими органами чувств. У ученого появились симптомы морской болезни. В течение трех дней он ощущал тошноту. Однако на четвертые сутки организм стал приходить в норму, а на пятый день Стреттон стал чувствовать себя так же, как и до эксперимента. Мозг ученого освоился с новыми условиями работы, и все предметы он снова стал видеть прямыми. Но, когда он снял очки, все опять перевернулось. Уже через полтора часа зрение восстановилось, и он снова стал видеть нормально. Любопытно, что подобная приспосабливаемость характерна лишь для человеческого мозга.

Вопрос классу: Почему же мы тогда видим все предметы такими, как они есть, то есть не перевернутыми?

Предположительный ответ учащихся: Дело в том, что процесс зрения непрерывно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаза, но и через другие органы чувств.

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

У человека, как и у других позвоночных зрение обеспечивается двумя глазами. Глаз как биологическое оптическое устройство проецирует изображение на сетчатке, там предварительно обрабатывает его и передаёт в мозг, который окончательно интерпретирует содержание зрительного образа, в соответствии с психологическими установками наблюдателя и его жизненным опытом. Благодаря аккомодации, изображение рассматриваемых предметов получается как раз на сетчатке глаза. Это выполняется, если глаз нормальный. Глаз называется нормальным, если он в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке. Наиболее распространены два недостатка глаза – близорукость и дальнозоркость.

Потеря зрения и дефекты зрения вызывают перестройку всех систем организма, тем самым формируя у человека особое восприятие и мироощущение.

Близорукость – дефект зрения, при котором человек четко видит объекты вблизи, в то время как далекие предметы кажутся размытыми. При близорукости, образ далеко находящегося предмета формируется перед сетчаткой, а не на самой сетчатке. Следовательно, близорукий человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит объекты вдали.

Изображение фокусируется перед сетчаткой

Близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза. Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом.

Если предмет расположен на расстоянии 25 см от близорукого глаза, то изображение предмета получится не на сетчатке, а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Чтобы изображение оказалось на сетчатке, нужно приблизить предмет к глазу. Поэтому у близорукого глаза расстояние наилучшего видения меньше 25 см.

Этот дефект может быть исправлен с помощью вогнутых контактных линз или очков. Вогнутая линза соответствующей мощности или фокусному расстоянию и в состоянии перенести образ объекта обратно на сетчатку глаза.

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Дальнозоркость – это общее название для дефектов зрения, при которых человек видит вблизи предметы расплывчато, с затуманенным зрением, а удаленные объекты видятся хорошо. В этом случае изображение также как и при близорукости формируется за сетчаткой.

Изображение фокусируется за сетчаткой

Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой. Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка расположена ближе к хрусталику по сравнению с нормальным глазом. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку.

Коррекция дальнозоркости

Этот недостаток может быть исправлен с помощью выпуклых контактных линз или очков соответствующих фокусным расстояниям.

Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если, например, человек носит очки, оптическая сила которых равна -0,5 дптр или -2 дптр, -3,5 дптр, то значит он близорукий.

В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +0,5 дптр, +3 дптр, +4,25 дптр.

Люди и животные имеют высокоразвитые органы чувств. Для того, чтобы полученная информация хорошо передавалась и обрабатывалась, необходим совершенный аппарат нервов. Во многих случаях техника заимствует определенные принципы действия нервной системы. Поэтому для создания точных инструментов и аппаратов приходит на помощь природа.

Бионика – это прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы.

1. Появление оптических приборов.
2. Принцип работы аналогового фотоаппарата
3.Принцип работы цифрового фотоаппарата. Носители информации.

Запись темы урока на доске и в тетради.

Формулировка и запись определения в рабочем листе.

источник

Популярные записи