Меню Рубрики

Демография изучает население с точки зрения

Демография и статистика населения. Шпаргалка

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Демография и статистика населения. Шпаргалка (А. В. Белозерова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ( www.litres.ru )

1. Демография и статистика населения в системе научных знаний. Предмет и объект исследования

Демография (от греч. демос – «народ», графо – «пишу») при дословном переводе означает «народоописание». Однако это понятие охватывает более глубокие аспекты познания.

Демография изучает общие законы развития населения, рассматривает его жизнедеятельность в разных аспектах: историческом, социальном, политическом и др.

Стоит различать понятия «демография» и «статистика населения». Статистика населения направлена на изучение изменений в статистике и динамике населения, а также в определении количественного влияния факторов на данные изменения. Она создает основу для теоретических выводов демографии, выполняет также измерительную функцию, чем схожа со статистикой. Таким образом, статистика населения входит в состав двух наук: статистики и демографии.

Объект статистики населения и демографии один и тот же – это население, находящееся на определенной территории или в целом на планете. Предметом демографии является процесс возобновления населения в целом. Этот процесс включает в себя рождаемость, смертность, старение населения, брачность. Демография как наука изучает также половозрастной и социальный состав населения, его территориальное расположение и движение. Единицей изучения является человек.

Предмет статистики населения – изучение количественных закономерностей процессов развития и изменения в населении с их качественной точки зрения. Здесь устанавливаются взаимосвязь и взаимозависимость между изменениями в населении и факторами их вызвавшими.

Знание основ демографии необходимо каждому человеку независимо от сферы его деятельности. Это обусловлено ее взаимосвязью с другими науками: экономикой, географией, социологией, историей.

С экономикой эта связь проявляется во влиянии на демографические процессы уровня развития экономики в стране, уровня производственного процесса и процессов распределения и перераспределения. И наоборот, половозрастная структура населения, его распределение по территории определяют потребность в объеме производства товаров, работ и услуг на конкретной территории.

Демографические процессы оказывают влияние и на внутреннюю политику страны. Так, спад рождаемости влечет за собой увеличение доли людей пенсионного возраста, что приводит к росту затрат на медицинское обслуживание престарелых.

От качества рабочей силы, т. е. от его профессионального состава, квалификации, стажа работы, возраста, во многом зависит и качество продукции.

Можно сделать вывод, что демографические процессы взаимосвязаны со всеми областями деятельности человека, поэтому их необходимо учитывать и в производстве, и в политике.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Демография и статистика населения. Шпаргалка (А. В. Белозерова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

источник

Содержание предмета и функций демографии как науки

Краткий очерк истории демографической науки

Цель лекции: определение современного содержания и основных функций демографической науки, ретроспективы ее становления и развития.

Содержание предмета и функций демографии как науки

Слово «демография» переводится с греческого как описание народа. Термин «демография» появился в 1855 году в названии книги французского ученого Ашиля Гийяра (1799— 1876), «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Именно его называют крестным отцом демографии. Первоначально «демография» употреблялась как синоним статистики населения, как вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численном составе и воспроизводстве населения.

Что изучает демография?

Как самостоятельная общественная наука демография 1) изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводство супружеских пар и семей, 2) воспроизводство населения в целом как единства этих процессов. Она 3) исследует изменения возрастно-половой, социальной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур. 4) Демография разрабатывает методы описания, анализа и прогноза демографических процессов и структур.

В практическом плане в область демографических исследований входит 5) описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов в стране в целом, на отдельных ее территориях, в группах населения в различные периоды. 6) На основании изучения особенностей рождаемости и смертности в разных поколениях, в разных социальных группах и на разных территориях, демография оценивает их наиболее вероятное изменение в будущем, разрабатывая демографические прогнозы.

Единица наблюдения в демографии — человек. В течение жизни постепенно изменяются его психологические и физиологические особенности, может измениться его семейное положение, род занятий, квалификация, место жительства, образование, общественное положение, знание языков и т.д.

С изменением тех или иных характеристик отдельных людей изменяются и характеристики населения в целом. Таким образом, изменение конкретных признаков индивидов время от времени изменяет и состав народонаселения и его численность.

Народонаселение является динамическим понятием и изучение механизма его движения требует привлечения дополнительных оснований для его анализа: экономики, политики, культуры, духовной жизни.

Таким образом, демография в узком смысле есть статистика, исчисление населения, а в широком — социальная демография, изучающая как экономические и социальные последствия демографических явлений, так и их причины.

Социальная демография рассматривает население в его природной и социальной средах.

Объектомдемографии как науки является население (человеческая популяция), самообновляющееся в процессе своего воспроизводства.

Предметом современной демографии служат закономерности воспроизводства населения как человеческой популяции или социально-биологической совокупности, обновляющейся в процессе своего развития в общественно-исторической обусловленности.

Выделим основные функциидемографической науки:

1. Демостатическая функция, обеспечивающая исчисление населения и регистрацию фактов ее движения.

2. Теоретическая функция, призванная разрабатывать методологические основы демографической науки, определять и уточнять категориальный аппарат, формулировать закономерности и механизмы воспроизводства народонаселения.

3. Прогностичекая функция, которая обусловливает научный характер процессам демографического прогнозирования.

4. Прагматическая (практическая) функция демографии заключается в выборке реальных программ демографической политики, соответствующей объективным обстоятельствам социально — экономическим и политическим обстоятельствам в стране.

Предмет демографии имеет свою внутреннюю структуру, которая включает несколько больших блоков.

o Теоретический блок:

o Объектно-предметный блок:

источник

В самом общем виде демографию часто определяют как науку о населении. Однако этого общего определения недостаточно для понимания того, что есть демография, каковы ее собственные, отличные от других наук объект и предмет.

Объект науки — определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания.

Как известно, под объектом науки обычно понимают определенную область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания. Под предметом же понимают наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической)’. В отличие от объекта науки, содержание которого не зависит от исследователя и исследовательской процедуры, предмет науки — это результат взаимодействия исследователя и реальности, та ее часть, которая выделяется субъектом познания с целью решения тех или иных конкретных научных или практических задач. Именно поэтому предмет науки носит исторический характер и может меняться в соответствии с теми задачами, которое ставит перед собой и решает наука, общество в целом.

Предмет науки — наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).

Население как объект научного познания интересует многие науки — и естественные, и гуманитарные. Можно даже сказать, что

1 См.: Словарь прикладной социологии. Минск, 1984. С. 98—99, 128—129; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995. С. 43-46; Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. I: Теория и методология. М., 2003. С. 183—185.

население является всеобщим и универсальным объектом исследования для очень многих наук. Но каждая из них выделяет в этом общем для них объекте те стороны, аспекты и отношения, которые интересуют именно данную науку и никакую другую и которые образуют предмет именно этой науки.

Первая трудность, с которой приходится сталкиваться в логико-теоретическом анализе терминов «объект» и «предмет»,это нестрогость их употребления в обыденном языке, перешедшая затем и в научное сознание. Долгое время и в самой истории эти два термина обозначали, по существу, одно и то же. [. ] Предмет . выступает как нечто уже захваченное (человеческим разумом или опытом), развернутое вовне, наконец, как представленное созерцающему субъекту, и в этом своем значении . понятие предмет близко латинскому глаголу «ргеИепсЬ» (схватывать умом, обнять, ясно понимать, постигать). Понятие же «объект» со временем перестает быть синонимом предмета и по значению приближается к понятию «вещь». Объект, как и вещь, остается неразвернутым вовне бытием. Оно, это бытие вещи, существует независимо от нашего познания, от действия ученого и навсегда таковым останется. [. ]

Таким образом, предмет — это пропущенный через призму нашего разума объект. Сам объект функционирует по своим собственным, независимым от нас законам . В отличие от него, предмет существует и действует по законам, которыми наделяет его познающий разум. Предмет — это познавательная модель реально существующего объекта, а в социологии — даже нескольких объектов.

Добренькое В.И., Кравченко Л.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. I. Теория и методология. М., 2003. С. 183—184.

Экономисты изучают экономические отношения людей, т.е. отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Юристы изучают правовые отношения, т.е. отношения, кодифицированные, закрепленные в правовых актах или в обычаях. Этнологи исследуют национальные и межэтнические отношения. Политологи — политические отношения. У социологов — свой собственный взгляд на население, свой собственный предмет исследования: человек в структурах институционального неравенства, поведение людей в разных сферах социальной жизни. Специалисты в области популяционной генетики изучают распространенность тех или иных генов в разных человеческих «популяциях», а также их так называемый «дрейф», т.е. движение от одной «популяции» к другой.

Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Важно то, что каждая из названных и неназванных наук по своему определит население как предмет своего собственного познавательного интереса. Население как всеобщий и универсальный объект оказывается растворенным между конкретными предметами отдельных наук. Более того, каждая из этих наук имеет, по существу, свое собственное определение населения, хотя во всех этих определениях сохраняется некое общее, инвариантное содержание.

Эйлер (Euler) Леонард (1707—1783), математик, механик, физик, астроном. . Занимаясь разработкой математических проблем, обратился к количественному изучению массовых процессов рождаемости, смертности и воспроизводства населения. . Эйлер был первым ученым, который подвел вполне отчетливый математический фундамент под целый ряд основных понятий демографической статистики.

Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 561.

Каков же тот комплекс явлений, процессов и отношений, который является предметом собственно демографического интереса, который как предмет исследования является исключительной «собственностью» демографии. В чем особенность именно демографического взгляда на население? Что именно интересует демографа, когда он говорит о своей науке, об ее объекте и предмете? Что отличает его интерес от интересов ученых других специальностей? Вот перечень вопросов, с ответов на которые необходимо начинать изучение демографии, если мы хотим успешно двигаться дальше, если мы хотим прийти к правильному пониманию тенденций и факторов демографических изменений.

Разумеется, разные демографы могут по-разному отвечать на эти вопросы, но в их ответах, сколь различными они бы ни были, всегда будет нечто общее, некое «пересечение множеств», с содержанием которого согласны практически все.

Что же это за общее содержание? Некоторую помощь в поисках ответов на этот вопрос может оказать краткое обращение к истории демографии [1] .

Как свидетельствует эта история, демографы, пройдя долгий, занявший практически три столетия путь демографических исследований и споров о предмете своей науки, лишь к середине XX в. пришли к убеждению, что они изучают не просто динамику численности населения, не просто его разнообразные структуры и его размещение по той или иной территории, а нечто, чего не изучает ни одна другая наука. Практически лишь в наши дни было выработано общее убеждение, что предметом демографии является воспроизводство населения, т.е. процесс непрерывного возобновления его численности и структур через смену поколений, через процессы рождаемости и смертности. Хотя вопрос о воспроизводстве населения как предмете демографической науки был поставлен еще в первой половине XVIII в. великим швейцарским и российским математиком Леонардом Эйлером, потребовалось два столетия, чтобы эта точка зрения утвердилась в науке. Сегодня практически все демографы рассматривают демографию как науку, предметом которой является именно воспроизводство населения.

К середине XX в. было осознано, что демография не сводится лишь к статистике естественного движения населения, а имеет своим предметом определенную область, которую не изучает никакая другая наука, а именно возобновление поколений людей, или закономерности воспроизводства населения в целом.

Зверева Н.В., Елизаров В. В., Веселкова И.Н. Основы демографии.

М., 2004. С. 11. См. также: Веселкова И.Н. Теоретические основы демографии //Демография: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. М.,

Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводства супружеских пар и семей, воспроизводства населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений. . Демография . имеет своим объектом определенную область действительности, которую не изучает никакая другая наука — возобновление поколений людей, т.е. процессы взаимодействия рождаемости, смертности, а также брачности, прекращения брака и воспроизводства населения в целом.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 113, 114.

Сказанное отнюдь не означает, однако, что споры о предмете демографии принадлежат исключительно прошлому.

Во-первых, до конца не изжито статистико-описательное понимание демографии. Например, авторы одного из наиболее авторитетных учебников демографии Г.С. Шройк (H.S. Shryock) и Дж.С. Зигель (J.S. Siegel) проводят различие между демографией в узком (формальная демография) и в широком смысле слова. В узком смысле демография определяется ими как наука, имеющая дело с «величиной, размещением, структурой и изменениями населения. Величина — это просто число единиц (человек) в населении. Размещение — распределение населения в пространстве в данное время. Структура — это, в самом узком смысле слова, распределение населения по полу и возрасту. Изменение — это рост или уменьшение населения в целом или каких-то отдельных его структурных единиц». Демография в широком смысле, по Шройку и Зигелю, включает в себя также изучение «дополнительных характеристик, таких, как этнические, социальные и экономические характеристики» 1 .

Демография — научное изучение человеческих населений, главным образом в отношении их величины, структуры и развития; оно включает в себя количественные аспекты их главных характеристик.

Multilingual Demographie Dictionary. English Section. Liege, 1982. P. 15.

Аналогичная позиция выражена и в определении демографии, которое дается в Многоязычном демографическом словаре, подготовленном специалистами ООН.

Во-вторых, как некий рудимент статистико-описательного подхода существует и тенденция к бесконечному расширению предмета демографии. Она представлена уже в цитировавшемся выше определении демографии в широком смысле, по Шройку и Зигелю. Они же упоминают и о самом широком понимании этой науки, которая имеет дело уже с «большим числом составных частей, включая изучение проблем, связанных с демографическими процессами. Среди них — давление населения на ресурсы, депопуляция, ограничение размера семьи, евгеника, ассимиляция иммигрантов, проблемы городов, рабочая сила, неравенство в распределении доходов» 2 .

Американские демографы П. Хаузер и О. Дункан, говоря о различении узкого и широкого подходов в демографии, называют первый демографическим анализом (demographic analysis), а второй — наукой о населении «Демографический анализ, — пишут они, — имеет дело с изучением компонентов вариативности населений и их изменения. В центре внимания науки о населении находятся не только сами по себе демографические переменные,

Shryock H.S., Sigel J.S. The Methods and Materials of Demography. N.Y.; San Francisco; London, 1973. P. 1.

но и взаимосвязь между изменениями населения и другими переменными — социальными, экономическими, политическими, биологическими, генетическими, географическими и т.п. Объект науки о населении — это, по крайней мере, “детерминанты и последствия демографических тенденций”» [2] .

В отечественной науке также сложилось широкое и узкое понимание демографии. Часть ученых расширительно (правда, в разной степени) трактует предмет демографии, видя в ней науку о народонаселении и включая в нее весьма большой круг вопросов. Это обусловлено исторически, статистико-описательными корнями демографии. Отечественные учебники демографии и научные монографии, особенно выходившие в свет в 1960—80-е гг., фактически рассматривают ее в традиционно-расширительном смысле, включая в ее предмет не только воспроизводство населения, но и многие другие вопросы. Типичный пример такого расширительного понимания демографии приведен ниже во вставке.

Демография как наука не оставляет без внимания те аспекты, которые связаны с понятиями «народ», «нация» или «общество». Она, например отличает понятие юридическое население . от понятия наличное население . и некоторые другие категории населения. Однако значительное отличие демографии, пользующейся понятием «народонаселение», от других общественных наук, оперирующих понятиями «народ», «люди», состоит в том, что демография занимается изучением количественных закономерностей и их характеристик: какова численность народонаселения, сколько людей определенных профессий, сколько насчитывается людей того или иного уровня образования. В то же время, например, вопрос о социальном статусе населения, связанного с данным занятием, демография до последнего времени не рассматривала. Теперь она уделяет определенное внимание и качественным характеристикам населения.

Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989. С. 7—8.

Демография — наука, изучающая изменения численности населения на определенной территории и в определенном социальном контексте.

Вандескрик К. Демографический анализ. М., 2005. С. 9.

Вместе с тем понимание ограниченности статистико-описательного подхода вызвало к жизни идею о необходимости создания некой комплексной супернауки о народонаселении, а затем системы знаний о народонаселении, которая, как считалось, объединяла бы в единое целое разрозненные знания о тех или сторонах населения и его изменений, которые входили в предметы различных наук, в т.ч. и демографии [3] . Эта необходимость связывалась со многими причинами, среди которых одной из важнейших является созревшая к середине ЮС в. потребность в переходе от описания населения и его изменений к их объяснению. При этом первоначально предполагалось, что объяснение возможно лишь на основе расширительного толкования предмета демографии, когда в него включаются и входят все новые и новые процессы и «факторы». Несомненно, здесь также проявили себя пережитки статистико-описательного подхода.

В-третьих, сохраняет актуальность точка зрения, согласно которой демография изучает изменения численности и структуры населения, под влиянием всех процессов, которые эти изменения вызывают (т.е. не только рождаемости, смертности, брачности и разводимости, но и миграции). Фактически здесь речь о различных трактовках самого понятия воспроизводство населения, наличие которых и обусловливает разное понимание предмета демографии как науки, истолкование его в более широком или более узком смысле слова. Наиболее распространенным является включение в предмет демографии миграции как процесса, подобно рождаемости и смертности, меняющего численность и состав населения [4] .

Несмотря на все трудности становления демографической науки, определенные расхождения по воспроизводству населения, тем не менее можно констатировать, что за последние годы более четко обозначился предмет демографии как исторически сложившейся науки, которая присущими ей методами изучает естественное воспроизводство населения, численность, структуры (возрастная, половая, семейная и др.) и миграцию населения (переселения), а также изменения, в них происходящие, причины и последствия этих изменений, их закономерности.

Ионцев В.Л. Предмет и методы демографической науки //

Введение в демографию. М., 2002. С. 29.

Предметом демографии являются законы естественного воспроизводства населения.

Борисов В.Л. Демография: Учебник для вузов. Изд. 3-е. М., 2003. С. 13.

Сторонники узкой трактовки предмета демографии полагают, что он включает в себя лишь процессы так называемого естественного движения населения, т.е. рождаемость и смертность, а также наиболее тесным и непосредственным образом связанные с ними брачность и разводимость. Эту точку зрения последовательно и настойчиво проводил В.А. Борисов [5] . Она нашла свое отражение и в авторитетном российском справочнике по проблемам населения — в Энциклопедическом словаре «Народонаселение» [6] .

Демография — наука о человеческом населении. Демография представляет фундаментальный подход к пониманию человеческого общества. Ее первой задачей является исчисление численности населения на той или иной территории, определение ее изменений по сравнению с предыдущей переписью, объяснение этих изменений и определение ее будущих тенденций. Демограф также выявляет природу изменений в населении и изучает их влияние. Демографы собирают и анализируют данные, полезные для понимания различных систем и разработки политики в таких сферах, как строительство, образование и безработица.

The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. 2001.

Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 113.

Представляется, что узкая точка зрения на предмет демографии является методологически более строгой и правильной. И здесь, в этом учебнике, под воспроизводством населения понимается то, что некоторые демографы называют естественным воспроизводством, т.е. только процессы рождаемости, смертности, брачности и разво-димости, закономерности которых и образуют собственный предмет демографии как науки.

Сказанное, однако, не означает отрицания важности научного исследования миграции и ее проблем. Миграцию как социальное явление изучает особая наука — миграциология [7] . В рамках же демографии миграция выступает, говоря социологическим языком, как экзогенная переменная, как внешний по отношению к воспроизводству населения фактор, во-первых, изменяющий численность и состав населения, а, во-вторых, влияющий на уровень и динамику рождаемости, смертности, брачности и разводимости на той или иной территории. Это ничуть не умаляет значения, роли и важности миграции как социального явления. Учитывая это, критика «узкого» понимания воспроизводства населения, хотя, разумеется, и имеет полное право на существование, представляется совершенно неосновательной.

Предметом демографии является воспроизводство населения как процесс непрерывного возобновления его численности и структуры в ходе смены одного поколения другим и законы, им управляющие.

То понимание воспроизводства населения, которое изложено выше, и, соответственно, предмета демографии как науки обусловливает и специфику демографического подхода к населению, специфику того определения населения как всеобщего исследовательского объекта, которое принято в демографии и которое будет рассмотрено ниже (см. § 1.2).

источник

Демография как отрасль знаний о населении. Становление демографии как науки и ее современное состояние

Слово «демография» образовано от греческих слов: «демос» – народ и «графо» – писать, т.е. буквально демография – это народоописание.

Рождение демографии как науки связывают с появлением в 1662 г. в Лондоне книги «Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности, по отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона». Д. Граунт был капитаном, купцом, учёным-самоучкой. Бюллетени о смертности в то время в Лондоне печатались еженедельно. По ним лондонцы определяли, что им делать в ближайшее время. При увеличении числа смертей (от чумы, холеры, тифа) горожане прекращали участвовать в торговле, покидали город. Д. Граунд показал влияние уровней смертности на изменение жизни города, т.е. в его книге впервые был сделан демографический анализ. Но определение демографии как науки впервые было сформулировано только лишь в 19 веке. Французский учёный (математик, естествоиспытатель) Аший Гийяр определил демографию как науку о «естественной и социальной истории человеческого рода».

Современное определение: демография – это наука о воспроизводстве населения и закономерностях его формирования.

Демография связана с такими науками как история, география, статистика, социология, экономическая теория и другими науками.

На стыке демографии со статистикой образовалась демографическая статистика. Аналогично появляются и развиваются такие научные направления как историческая демография, экономическая демография, социальная демография, этническая демография, география населения, медицинская демография. Демографические знания активно используются в бизнесе, и, таким образом, развивается ещё одно направление демографии – демографика (демографикс).

Данные демографических исследований используются при решении государственных проблем в области социальной политики. Невозможно не учитывать демографические изменения, происходящие в стране, в области экономической политики государства.

Объект исследования демографии – население.

Население (народонаселение) – сообщество людей, проживающее на данной территории.

Это сообщество людей рассматривается как статистическая совокупность, единицей которого является человек со всеми своими признаками (пол, возраст и т. д.).

Предмет изучения демографии – воспроизводство населения и его групп.

Воспроизводство населения — это процесс непрерывного возобновления его численности и структур в процессе смены поколений через процессы рождаемости, смертности и миграции.

Демография изучает как количественные изменения населения, так и его качественные характеристики, а также факторы, их обусловливающие. Таким образом, постепенно в демографии делается переход от описания населения к объяснению закономерностей его изменения.

Различные трактовки самого понятия «воспроизводство населения» определяют соответственно узкое и широкое понимание предмета демографии.

В узком смысле воспроизводство населения ограничивается процессами естественного воспроизводства, в широком – включает также миграционное и социальное воспроизводство населения.

Современную демографию можно рассматривать как систему знаний, состоящую из четырех основных блоков:

1. научные направления демографии:

2. Источники данных в демографии, методы, используемые демографией.

3. Демографическое прогнозирование.

4. Демографическая политика.

Методами исследования в демографии являются:

— методы математического моделирования,

— методы стандартизации демографических коэффициентов,

Цель демографии – раскрытие закономерностей воспроизводства населения и его групп под влиянием социально-экономических и других причин.

В демографических исследованиях используются различные методы:

— общетеоретические (индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и другие);

— методы других наук, в т.ч. статистики (метод статистического наблюдения, индексный метод и другие);

— собственно методы демографии (метод демографических таблиц, метод «демографической пирамиды» и другие).

Перед демографией стоят следующие задачи:

1. Разработка методов для изучения взаимосвязей демографических явлений и процессов; моделирование и прогнозирование уровней смертности, брачности, рождаемости.

2. Изучение этнических особенностей воспроизводства населения (бытового уклада, традиций, влияющих на уровень рождаемости, смертности и продолжительности жизни).

3. Изучение экономических факторов, влияющих на темпы роста населения.

4. Изучение социологических и психологических факторов, влияющих на поведение людей и приводящих к изменению демографической ситуации в стране.

В демографической статистике используется система показателей, включающаяся в себя абсолютные, относительные и средние показатели, как общего, так и частного характера. При этом в зависимости от целей и задач демографического исследования изучаемое явление может рассматриваться в динамике или в статике.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

В становлении демографии как науки можно выделить три основных этапа:

1. Развитие статистики населения до 17 века.

Первые упоминания об учете населения уходят вглубь веков. Обычно численность населения и его состав определялись с фискальными целями. Такие учеты населения проводились в Древнем Египте, Иудее, Месопотамии, Индии и других странах. Великие мыслители древности также уделяли внимание демографической составляющей общественных процессов.

В Древнем Риме регулярный учет населения проводился в военных, фискальных и электоральных целях. В Законах Юлия Цезаря уже содержатся зачатки демографической политики.

2. Развитие статистики населения и формирование демографии в 17-18 вв.

Во второй половине 17 века в отдельную область науки стала выделяться статистика населения. К этому времени были накоплены учетные данные о населении, развивается практика учета населения.

Начало количественному изучению населения было положено в трудах английского ученого Джона Граунта. Им были выявлены особенности тех процессов, которые позднее получили название «естественного движения населения».

Накопленные в 18 веке знания оказали большое влияние на развитие изучении населения. Прежде всего, укоренилось понимание населения как важнейшей составляющей социально-экономического развития. Во всех странах Европы и США во 2-ой половине 17-го века – первой половине 18-го века население выделилось в самостоятельный объект научного исследования, который изучался преимущественно методами количественного анализа с использованием вероятностных расчетов.

3. Развитие демографии в 19-20 веках.

Решающая роль в развитии статистики населения и демографии принадлежит 19 веку. На протяжении 19 века совершенствовался механизм проведения переписей населения и текущего учета. Выдающийся вклад в становление демографии и статистики населения внес бельгийский ученый А. Кетле. Он показал, что такие общественные явления, как рождаемость, смертность и другие, подчиняются определенным статистическим закономерностям. С его трудов начинается переход от простого количественного описания населения к установлению закономерностей демографических явлений.

Получает распространение термин «демография».

Если процессы смертности уже нашли отражение в классической работе Джона Граунта, то рождаемость до этого периода систематически еще не рассматривалась. Особе внимание этой проблеме уделил Ж. Бертильон, организовав обследование населения крупных городов Европы в целях выявления различий в рождаемости среди населения с разными уровнями доходов.

Во второй половине 19 века завершился процесс выделения демографии в особую область науки.

В конце 19 века началось систематическое изучение миграции населения, что способствовало налаживанию и унификации учета мигрантов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Демография (греч. дЭмпт — народ, гсЬцщ — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.

Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения. Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и пр.

Термин «демография» появился в 1855 г. в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или сравнительная демография». Он рассматривал демографию в широком смысле как «естественную и социальную историю человеческого рода» или более узко как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния».

Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Еще древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучет). В Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость.

Выделяются демографическая статистика и демографическая динамика (движение населения).

Центральным объектом изучения в демографии становится воспроизводство населения, в связи с чем в ряде стран принимаются различные законы, касающиеся народонаселения.

За последние полвека наблюдается тенденция к повышению внимания к изучению демографии с точки зрения экономических и социальных факторов общего развития.

Демография имеет свой четко очерченный объект исследования — население. Демография изучает численность, территориальное размещение и состав населения, закономерности их изменений на основе социальных, экономических, а также биологических и географических факторов.

Единицей совокупности в демографии является человек, который обладает множеством признаков — пол, возраст, семейное положение, образование, род занятий, национальность и т. д. Многие из этих качеств меняются в течение жизни. Поэтому население всегда обладает такими характеристиками, как численность и возрастно-половая структура, семейное состояние. Изменение в жизни каждого человека приводит к изменениям в населении. Эти изменения в совокупности составляют движение населения.

Движение населения подразделяют на три группы:

  • 1. Естественное. Включает в себя брачность, рождаемость, смертность, изучение которых является исключительной компетенцией демографии.
  • 2. Миграционное. Это совокупность всех территориальных перемещений населения, которые в конечном счете определяют характер расселения, плотности, сезонную и маятниковую подвижность населения.
  • 3. Социальное. Переходы людей из одних социальных групп в другие. Этот вид движения определяет воспроизводство социальных структур населения. И именно эта взаимосвязь воспроизводства населения и изменений в социальной структуре изучается демографией.

«Естественная» или «биологическая» сущность народонаселения проявляется в его способности к постоянному самовозобновлению в процессе смены поколений в результате рождений и смертей. И этот непрерывный процесс называется воспроизводством населения.

Решение многих демографических задач требует использования системы методов, среди которых основное место занимают статистические и математические методы анализа. Исследовать закономерности изменения в населении можно только на примере множества лиц. Процесс сбора информации о населении слагается из трех источников: переписи населения, текущий учет естественного движения населения, миграция населения.

Для изучения демографических процессов используются статистические исследования динамики, индексный, выборочный, балансовый и графический методы. Также широко используется математическое моделирование, абстрактное математическое моделирование, графические, картографические методы. Основным инструментом демографического анализа является описательная статистика населения по полу, возрасту, занятиям, с помощью которой имеется возможность отслеживать показатели движения населения, (рождаемости, брачности, смертности).

География населения комплексно изучает закономерности развития и особенности формирования территориальных групп расселения и систем населенных мест в различных социально-экономических и природных условиях. Задачи географии населения: Анализ территориальных особенностей численности, динамики и плотности населения. Географическое изучение структур населения (возрастной, половой и др.). Исследование режима воспроизводства и миграции населения. Оценка трудовых ресурсов и характера их использования, характера занятости. Анализ размещения населения. Характеристика наиболее ярких черт быта, образа жизни, образования, заработка, грамотности населения. Предметом географии населения являются 230 стран мира, имеющие постоянное население. Численность населения Источники данных о численности населения: переписи или цензы населения; текущий административный учет населения; выборочные социально-демографические обследования населения. Переписи обычно проводят раз в 10 лет, в круглые даты, обычно во 2-1 декаде января (время минимальной подвижности населения). Изначально переписи проводились для сборов дани (налогов) и в военных целях (3 тыс. лет назад Египет, Индия, Китай). В США первая перепись была проведена в 1790 г., в России в 1897 г. В 1950 г. 80% населения Земли было охвачено переписями.

Приведем данные Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 2009 год.

Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2009 г. составила 141,9 млн. человек и за прошедший год уменьшилась на 121,4 тыс.человек, или на 0,085% (за 2007 г. — на 212,1 тыс.человек, или на 0,15%).

Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в 2008 г. уменьшилась по сравнению с 2007 г. на 106,8 тыс. человек. Увеличившийся миграционный прирост на 66,6% компенсировал численные потери населения. В таблице 1 приведены показатели движения населения. А на рисунке показано замещение естественной убыли миграционным приростом.

В 2008 г. отмечалось увеличение числа родившихся (во всех субъектах Российской Федерации, кроме Магаданской, Новгородской областей, Чукотского автономного округа) и числа умерших (в 48 субъектах).

В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,2 раза (в 2007 г. — 1,3 раза), в 4 субъектах Российской Федерации (Тульской, Псковской, Ленинградской и Новгородской областях) оно составило 2,3-2,0 раза. Естественный прирост населения в 2008 г. зафиксирован в 21 субъекте Российской Федерации (в 2007 г. — в 19 субъектах).

За 2008 г. число мигрантов внутри России сократилось на 63,7 тыс. человек, или на 3,2% по сравнению с предыдущим годом. Миграционный прирост населения России увеличился на 2,2 тыс.человек, или на 0,9%, что произошло в результате сокращения числа снявшихся с регистрационного учета выбывших за пределы Российской Федерации (на 7,5 тыс.человек, или на 16,0%), в том числе за счет эмигрантов в государства-участники СНГ — на 5,3 тыс.человек, или на 16,9%, в страны дальнего зарубежья — на 2,2 тыс.человек, или на 14,1%.

источник

Методы исследования в демографии

Демография в исследовании своего предмета — естественного воспро­изводства населения — использует различные методы, основные из кото­рых можно объединить по их характеру в три группы: статистические, математические и социологические.

В 60-е гг. в работах прежде всего Д.И. Валентея была выдвинута идея о необходимости создания комплексной науки о народонаселении.Задача последней виделась в том, чтобы на основе использования и интеграции методов и знаний целого ряда наук, имеющих своим объектом население, давать теоретическое объяснение демографическим и другим процессам, совершающимся в населении, и вырабатывать практические рекомендации по решению проблем народонаселения.

Демография внутри себя разделилась на целый ряд специализированных отраслей или даже наук. Внутри нее выделяются такие отрасли, как общая теория демографии, демографическая статистика, математическая, экономическая, историческая, этническая, социологическая демография, медицинская демография и т.п.

Демография как система наук

Демографическая статистика — старейшая отрасль демографии (по­жалуй, и всей системы статистических наук). Ее частным предметом явля­ется изучение статистических закономерностей воспроизводства населе­ния (не будем каждый раз говорить о естественном воспроизводстве населения, но будем его подразумевать). В задачу демографической стати­стики входит разработка методов статистического наблюдения и измере­ния демографических явлений и процессов, сбор и первичная обработка статистических материалов о воспроизводстве населения.

Определенной ступени развития достигла математическая демогра­фия, предметом которой является разработка и применение математиче­ских методов для изучения взаимосвязей демографических явлений и про­цессов, их моделирования и прогнозирования. В числе демографических моделей — вероятностные таблицы смертности, брачности, рождаемости, модели стационарного и стабильного населения, имитационные модели демографических процессов и т.п.

Историческая демография изучает состояние и динамику демографи­ческих процессов в истории стран и народов, а также историю развития са­мой демографической науки. К исторической демографии примыкает этническая демография, изу­чающая этнические особенности (факторы) воспроизводства населения. Известно, что этнические особенности бытового уклада жизни народов, обычаи, традиции, структура семейных отношений оказывают существен­ное влияние на уровень рождаемости (число детей в семье), на состояние здоровья и среднюю продолжительность жизни, особенности брачности и прочности брака.

Экономическая демография исследует экономические факторы вос­производства населения. Под экономическими факторами здесь понимает­ся вся совокупность экономических условий жизни общества, их влияние на темпы роста населения, уровень рождаемости и смертности, брачности, на формирование и устойчивость семьи и т.п.

В этом плане не менее важна для экономической демографии и другая сторона этих зависимостей — влияние характера и интенсивно­сти демографических процессов на экономическое развитие, успеш­ность реализации программ такого развития. Недоучет демографи­ческих факторов часто ведет к большим трудностям в реализации социально-экономических программ, особенно в условиях больших вариаций погодовых чисел рождений и объемов миграции.

Для экономико-демографических расчетов важно не только уста­новить характер экономико-демографических связей, но и величину и скорость изменения демографических параметров при соответству­ющих изменениях какой-либо экономической характеристики или их совокупности и наоборот. Определение количественных мер связей между экономическими и демографическими явлениями имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как чрезвычайно важно знать, как может измениться интенсивность демографи­ческих явлений в ходе выполнения социально-экономических задач долгосрочных программ, проведения комплекса мер социально-демог­рафической политики. В то же время не менее важен наиболее полный учет демографических факторов экономического развития, особенно в условиях его нестабильности.

Особенность взаимосвязи экономических и демографических про­цессов состоит еще и в том, что эта связь динамическая, а не только статическая, т. е. анализируется и взаимосвязь процессов. Отсюда следует, что эта связь имеет корреляционный, а не функциональный характер. Это означает, например, что рост (или снижение) уровня жизни населения не ведет в той же степени, с тем или иным знаком, к изменению числа рождений или смертей.

В изучении процессов взаимосвязи экономического и демографи­ческого развития огромное значение имеет так называемая проблема лага времени между изменением этих явлений. Заметные в жизни и регистрируемые на уровне последствий социально-экономических яв­лений (особенно образовательного уровня и профессионального со­става населения) в период научно-технической революции процессы идут в историческом плане относительно быстро. Трансформации же демографических структур, особенно возрастно-половой, проходят очень медленно, хотя, видимо, их скорость меняется. Если не пред­принимаются специальные меры, то могут появиться диспропорции между экономическим и демографическим развитием.

Важной проблемой в этом плане является создание оптимального сочетания режимов воспроизводства населения и параметров эконо­мического воспроизводства, отвечающего долгосрочным интересам развития общества. В определенных случаях (при пропорциональной возрастно-половой структуре населения, высоких темпах научно-тех­нического прогресса, и изменении качественных характеристик, т.е. в значительной мере при прогрессивном качественном развитии насе­ления) простое воспроизводство населения, стабильное состояние возрастно-половой структуры населения может быть оптимальным вариантом.

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

Довольно быстро в последнюю четверть века развивается социологи­ческая демография, изучающая влияние социологических и социаль­но-психологических факторов на волевые, субъективные действия людей в демографических процессах.

Региональная демография начала формироваться в 1970-х гг. Возрастанию интереса к данному направлению демографии способствовал рост потребности как у государственных, так и частных органи­заций в точных, не противоречащих друг другу региональных демог­рафических прогнозах, в регионализации социально-экономической, в том числе демографической, политики. Второй движущей силой развития региональной демографии явилось накопление значительного объема статистической информации по населению отдельных регионов во многих странах мира и все более широкое использование ЭВМ для ее обработки.

Следует отметить, что 50-70-е годы XX в. были периодом бурного распространения региональных исследований. Поиск и объяснение соответствующих пространственных структур, закономерностей в их изменениях в эти годы захватили экономику и социологию, дали толчок развитию новых отраслей знаний в географии, например гео­графия населения, медицинская география. Само понятие «регион» стало одним из центральных понятий в общественных науках. Необ­ходимость комплексного изучения этого сложного объекта вылилась в попытку создания новой науки — науки о регионах (regional science), или регионоведения, в которой важное место отводилось изучению населения.

Формирование региональной демографии свидетельствовало о раз­витии самой демографии, углублении специализации демографов по отраслям научного знания. В настоящее время нет особых разногласий в определении предмета регионалъной демографии. «Это демографическая наука, которая изу­чает специфические особенности, развитие и рационализацию демог­рафических процессов и структур в территориальной системе и отдельных регионах страны». Аналогичные определения дают другие ученые. Например, специалист в области геодемографии Г.М. Федоров пишет, что региональная демография изучает «демографические про­цессы на конкретной территории и их региональную дифференциа­цию». По мнению российского демографа С.В. Захарова, «. главным предметом региональной демографии должно стать изучение законо­мерностей региональной дифференциации воспроизводства населения и факторов, обусловливающих возникновение и эволюцию региональ­ных демографических различий в рамках типологических структур».

Изучение отдельного региона само по себе не является предметом региональной демографии. Один из основоположников современных региональных исследований У. Изард верно заметил, что «совершенно очевидно, что трезвый региональный анализ будет не чем иным, как исследованием взаимосвязей»’. Соответственно региональная демог­рафия начинается там, где регион рассматривается как элемент опре­деленной территориальной системы (страны или другого, более или менее крупного региона) в сравнении, во взаимодействии с другими элементами этой системы. Причем демографические взаимосвязи меж­ду регионами существуют не только в такой простой и очевидной форме, как миграция, но и в более сложных формах, в частности «из-за различий в типах рождаемости, смертности и международной мигра­ции». Так, например, как справедливо отмечал У. Изард, «показатели рождаемости в данном конкретном регионе косвенно связаны и с явлениями, происходящими в других районах, с их структурой и уровнем материального благосостояния. На рождаемость влияют также характерные особенности системы районов, рассматриваемой в це­лом».

Главными задачами региональной демографии помимо выявлений демографических особенностей регионов относительно друг друга в территориальной системе являются:

во-первых, определение главных факторов территориальной диф­ференциации демографических процессов. Решение этой задачи со­действует познанию механизмов взаимодействия между различными демографическими процессами, между демографическими и другими социально-экономическими процессами и развитию теоретической демографии. При частом отсутствии протяженных временных рядов именно изучение распределения какого-либо показателя по регионам позволяет оценить силу и направление зависимости этого распределе­ния от действия тех или иных факторов;

во-вторых, моделирование демографического взаимодействия ре­гионов друг с другом в целях создания более совершенных методов демографического прогнозирования. Это в конечном итоге способст­вует развитию методов демографического анализа;

в-третьих, разработка основ региональной демографической политики.

Географическая демография. С момента возникновения (в Европе — в V в. до н.э.) география занималась описанием стран и районов. А полная географическая («страноведческая») характеристика, по словам крупнейшего географа Н.Н. Баранского, должна включать всю информацию о территории — «от геологии до идеологии», т.е. должна иметь демографические аспекты.

Географическая демография находится на стыке демографии и географии и занимается географическими аспектами воспроизводства населения. Специализированное рассмотрение населения в географии началось с конца XIX в., когда классиком немецкой географии Фрид­рихом Ратцелем были сформулированы принципы «антропогеографии», задачами которой он считал:

§ определение картины размещения населения по территории земного шара (где живут люди?);

§ выявление перемещений населения, приведших к такому имен­но его размещению (почему население размещено именно так, а не иначе?);

§ определение влияния природы на дух и тело индивидов и народов.

Последнюю задачу Ф. Ратцель считал лишь отчасти относившейся к антропогеографии, а в большей степени — к физиологии и психоло­гии. Тем не менее сюжеты о путях приспособления населения к окружающей среде (в основном на примере так называемых отсталых народов) были очень популярны среди антропогеографов.

Несколько позже, в начале XX в., во Франции сформировалась «французская школа географии человека», основателем которой счи­тается Поль Видаль де ла Бланш. Представители этой школы считали главной задачей показать процесс взаимодействия человека и природы: приспособление человека к природе и изменение природы человеком. А легче всего это сделать, как считали они, поставив в центр исследо­вания образ жизни человека и его занятия.

Простыми и понятными взаимосвязи человека и природы были лишь в условиях аграрной цивилизации. Поэтому представители этой школы не любили, например, описывать промышленные районы, где на первое место выходят уже не природные, а технике- и социально-экономические факторы.

В России в начале XX в. также сложилась сильная «антропогеог-рафическая школа», крупнейшими представителями которой были В.П. Семенов-Тян-Шанский (сын знаменитого путешественника), Л.Д. Синицкий и А.А. Крубер. Особенно продуктивно работал В.П. Се­менов, положивший начало многим направлениям в отечественной географии населения. Работы представителей этого направления по­являлись до конца 20-х годов, но затем антропогеотрафия была объ­явлена немарксистской наукой, и все исследования были прекращены.

Новый всплеск интереса географов к этой проблематике относится к концу 40-х годов, когда началось формирование отечественной географии населения. Эта наука, окончательно сформировавшаяся к 1960-1970-м годам, включала два направления: собственно географию населения и географию населенных мест (расселения). В составе собственно географии населения обычно выделяются: географическое изучение состава и воспроизводства населения («демогеография» в узком смысле слова); этногеография; география трудовых ресурсов; география социального и образовательного состава населения; геогра­фия миграций; география образа жизни; география плотности населе­ния.

Главный вопрос, на который прежде всего должен ответить любой географ, изучающий население, не изменился со времен Ф. Ратцеля — это вопрос «где?»: где живут люди? Таким образом, основной результат работы географа — выявление пространственной (террито­риальной) структуры населения и. естественно, тех процессов, которые ее определяют (миграций и различий в естественном движении насе­ления). Следующий шаг — это выявление состава населения (половоз­растного, семейного, этнического, образовательного, социального, по занятиям и т. д.), т.е. ответ на вопрос «кто?»: кто эти люди? Третий шаг — это выявление образа жизни населения: как живут эти люди?

Географическое исследование населения может быть двух типов.

1. Изучение территориальных различий тех или иных демографи­ческих процессов. Оно может проводиться на различных иерархиче­ских уровнях: стран мира, регионов одной страны, мелких территориальных единиц (например, административных районов), от­дельных поселений или даже их частей (например, так называемая микрогеография города).

2. Изучение населения какой-либо определенной территории в связи с комплексом местных условий: природных, исторических, экономических, социальных, политических, культурных — другими словами, рассмотрение населения как элемента «географической сре­ды» (понимая саму эту среду как общественно-природное образова­ние). Впрочем, часто географические работы сочетают элементы обоих типов исследований.

География как наука о развитии и взаимодействии территориаль­ных систем природы, хозяйства и населения рассматривает демографи­ческие процессы, во-первых, в их пространственной дифференциации и, во-вторых, в обусловленности географических различий населения дру­гими территориальными социально-экономическими системами. Если в первом случае речь идет о совпадении объекта и предмета таких исследований с объектом и предметом региональной демографии, то во втором можно говорить о специфически географических исследо­ваниях. Их главная цель — получить ответ на вопрос о соответствии тех или иных демографических особенностей определенным характе­ристикам территориальных систем производства, расселения, социаль­ной инфраструктуры и т.д.

Начало теоретическому обоснованию таких исследований положе­но Н.Т. Агафоновым, предложившим в начале 70-х годов понятие экономико-демографической обстановки для обозначения отноше­ний, возникающих при взаимодействии демографических процессов и структур с обусловливающими их социально-экономическими фак­торами, отражающими особенности территориально-отраслевой структуры (системы) производства. Последующее расширение круга рассматриваемых отношений, анализ связей с другими территориаль­ными системами привело к возникновению более широкого понятия геодемографической обстановки.

Под геодемографической обстановкой как объектом геодемогра­фии понимается территориальная система, образованная взаимодей­ствием демографических и прочих социально-экономических процес­сов на конкретной территории. Само ее изучение также предстает в виде системы, предполагающей исследование показателей разной сте­пени общности (от более общих к частным) и различных типов, отражающих связи с теми или иными территориальными системами; при этом охватываются все таксономические районные уровни, от высших к низшим.

Иначе говоря, в ходе геодемографических исследований изучается соответствие региональной демографической системы другим терри­ториальным социально-экономическим системам. Выявленные зако­номерности помогают дать прогноз демографического развития регионов и определить пути регулирования населения, способствуют устранению нерациональных диспропорций.

Характерным примером служит экономико-демографический ана­лиз связи возрастно-половой структуры населения с отраслевой струк­турой производства. Несбалансированность «мужских» и «женских» отраслей часто является причиной половых диспропорций в структуре занятости, а потому и в структуре трудоспособного населения и в целом населения региона. Таковы текстильные города или центры точного машиностроения в Центральной России с большим «женским» пере­весом, районы добывающей промышленности или тяжелой индустрии Севера, Урала, Сибири с «мужским» перевесом. Половые диспропор­ции в свою очередь отрицательно сказываются на уровне рождаемости и темпах воспроизводства населения, способствуют интенсивной миг­рации и т.д.

Медицинская демография — это наука, изучающая человеческие популяции во взаимосвязи с биологическими, социально-экономиче­скими, климато-географическими, экологическими и другими факто­рами, которые оказывают прямое влияние на формирование и воспроизводство здоровья населения.

Термин «медицинская демография» стал широко применяться в конце 60-х годов, когда на страницах журнала «Здравоохранение Российской Федерации» была проведена дискуссия о месте, роли и задачах медицинской демографии. Началом дискуссии послужила статья М.С. Бедного «Медицинская демография», в которой обосно­вывалась необходимость углубленного анализа в социально-гигиени­ческих исследованиях современных демографических тенденций. Для того чтобы сосредоточить внимание исследователей именно на этой проблематике, предлагалось выделить специализированную отрасль знаний, назвав ее медицинской демографией. В пользу этого было представлено множество аргументов: наличие многих точек соприкос­новения медицины и демографии — изменение демографических про­цессов под воздействием сложного комплекса факторов медицинского характера. В свою очередь, здоровье населения, планирование и про­ведение медицинских мероприятий невозможно без знания демогра­фических характеристик.

Таким образом, медицинская демография — это новая отрасль знаний, возникшая на стыке социальной гигиены и демографии, изучающая демографические закономерности с точки зрения качест­венной характеристики народонаселения, его здоровья (трудоспособ­ности, длительности жизни). Она сочетает демографические и медицинские аспекты исследования проблем воспроизводства населе­ния.

Характерной чертой медицинской демографии является то, что эта наука по своим методам и приемам исследования полностью не отождествляется ни с теоретической медициной, ни с социальной гигиеной, ни с демографией.

Медицинская демография изучает закономерности и социально-гигиеническую обусловленность рождаемости, физического развития, заболеваемости, инвалидности, смертности, воспроизводства населе­ния во взаимосвязи с демографическими факторами, такими, как семейное состояние населения, его миграционная подвижность, реги­ональные особенности расселения, демографическая структура, усло­вия и образ жизни, демографическое поведение и др.

В область медико-демографических исследований входит изучение сложившейся ситуации, как на федеральном, так и на популяционном уровнях, проведение анализа современных тенденций медико-демог­рафических процессов и факторов, их определяющих, а также разра­ботка соответствующих прогнозов.

Наиболее актуальными направлениями в области медико-демогра­фических исследований на современном этапе являются:

§ оценка количественных и качественных аспектов воспроизводства и состояния здоровья населения, разработка рекомендаций, направ­ленных на улучшение медико-демографической ситуации в региональ­ном разрезе;

§ изучение динамики состояния здоровья населения (физического развития, заболеваемости, инвалидности, общей и младенческой смер­тности), факторов, определяющих их уровень и характер;

§ изучение влияния отдельных заболеваний на состояние здоровья разных демографических групп населения и величину ожидаемой продолжительности жизни;

§ изучение тенденций в медико-демографических процессах на ре­гиональном уровне, факторов, их обусловливающих;

§ вопросы перспективного планирования здравоохранения на основе углубленного анализа медико-демографических процессов;

§ определение показателей здоровья населения, на которые может влиять система мер по линии здравоохранения и тех показателей, которые зависят от влияния других факторов;

§ анализ влияния состояния здоровья женщин на их репродуктивную функцию;

§ изучение внутрисемейных аспектов регулирования рождаемости, влияние методов такого регулирования на здоровье населения и рож­даемость;

§ исследование процесса старения населения и проблем демографи­ческой специализации медицинской помощи.

Предметом медицинской демографии является здоровье населения с точки зрения его взаимодействия с демографическими факторами. С одной стороны, она отвечает на вопросы: каким образом и в какой степени на здоровье населения влияют такие демографические факто­ры, как семейное состояние населения, его миграционная подвиж­ность, региональные особенности расселения, возрастно-половая структура, демографическое поведение и др. С другой — с ее помощью выявляются медико-гигиенические причины тенденций рождаемости.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 2199 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник