Меню Рубрики

Детский сад с точки зрения науки

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы «В поисках науки»

Ирина
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы «В поисках науки»

Описание: Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям, специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Квест-игра дает возможность каждому ребенку получить индивидуальный опыт исследователя и изобретателя. Кроме игровых методов, используются практические, проблемно-поисковые, а также практическое экспериментирование.

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.

Образовательные

— Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;

— Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.

— Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.

Развивающие

Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать, делать выводы;

Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;

— Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;

— Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

— Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

В результате участия в игре у ребенка появится интерес к исследованиям, он получит первые (или новые) представления о физических и химических явлениях вокруг нас.

— обогатить словарь детей новыми словами.

Словарная работа: лаборатория, опыты.

• экран и проектор для презентации;

• схема для конструирования;

• три ёмкости с водой (в одной ёмкости вода соленая);

• 3 стакана на каждого ребенка; (Всего 30);

Воспитатель: Здравствуйте, друзья! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные. Давайте познакомимся! Я – Валентина Михайловна. А сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:

— Саши, Юли и Кириллы– покажись! (ручки выше)

— Юли, Даши и Полины — улыбнись!

— Киры, Софьи и Никиты – поклонись!

— Кати, Оли и Настёны – Ну-ка помяукайте!

— А Артемы и Алеши – Ну-ка все похрюкайте!

— Про кого я не сказала, и сегодня промолчала,

Как единая семья дружно крикнем громко: «Я»!

Воспитатель: Теперь и я знаю ваши имена. Сегодня я жду в гости свою давнюю знакомую – королеву Науку. Что-то она опаздывает…. Давайте ей позвоним.

Воспитатель: Алло! Добрый вечер, королева Наука. Ты где?

Королева Наука: Здравствуй, Валентина Михайловна. Кажется, я сбилась с пути и заблудилась. Не могла бы ты мне помочь?

Воспитатель: Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем.

Ребята, как же мы можем помочь королеве Наук?

Дети: Надо отправится на ее поиски

Я с вами совершенно согласна и нам в этом поможет вот эта карта с планом маршрута, по которому должна была идти Королева Наука.

Воспитатель: Но в путь я возьму только самых сообразительных, внимательных и спортивных ребят! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим!

Воспитатель: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Воспитатель все делает наоборот, чтобы запутать детей)

— Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

— Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Воспитатель: Какие молодцы. Ну что, я вижу, все вы готовы отправиться в путешествие. Тогда в путь

После выполнения заданий на каждой остановке воспитатель дает детям карточку со слогом.

Воспитатель: Друзья мои давайте посмотрим на карту. Я вижу, что Королева Науки в первую очередь побывала у Самоделкина. Посмотрите на карту. Куда нам нужно идти? (определить с детьми, какого цвета маршрут).

Воспитатель: Верно. Пойдемте.

1 остановка «Наука и техника»

Самоделкин. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Самоделкин, и я очень рад встрече с вами. Мы с моей командой очень любим, изобретать разные полезные конструкции. Изобретательство – целая наука. Чтобы что-нибудь изобрести, надо хорошо знать математику, физику, черчение и многое другое. А вы что знаете и умеете? Вот хочу проверить, умеете ли вы конструировать.

Задание детям: построить из модулей «Волшебный замок» для Королевы Науки. (Дети выполняют по схеме)

Самоделкин. Молодцы, ребята, замечательный замок вы построили. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь, и кое-что оставила для вас. (ребята получают карточку со слогом НА)

Воспитатель: Хорошо ребята, отправляемся дальше. Куда потом пошла Королева Наука? Какого цвета тропинка?

Воспитатель: Правильно. Вперед ребята! Это тропинка привела нас к Поварёнку.

2 остановка «Вкусная наука»

Поваренок. Здравствуйте, друзья. Мне очень приятно, что вы заглянули на мою кухню. А что делают на кухне, знаете? А вы помогаете мамам готовить? Что именно? А вы знаете, что кулинария – это тоже наука? Сейчас я вам это докажу.

Задание команде: «Определите емкость с соленой водой».

Материал: 3 емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.

Поваренок. А сейчас я дам вам непростое задание — определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.

(соленая вода удерживает предметы на поверхности. Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет).

Поваренок. Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука. Она оставила вам вот это.

(ребята получают карточку со слогом У)

Воспитатель: Полпути мы уже прошли. И я предлагаю немного отдохнуть. Вы согласны?

Воспитатель: Ну что двигаемся дальше? Ребята дальше мы идём по зелёной тропинке.

3 остановка «Волшебница вода»

Капелька. Добрый день, ребята я – Волшебница Вода. Меня и пьют, меня и льют, и всем я нужна, никто жить без меня не может. Приветствую вас в моей мастерской. У меня есть много разных секретов, которые я могу рассказать только самым любознательным. Есть среди вас такие? Любите секреты? А мои узнать хотите? Тогда я вам предлагаю првести интересный опыт.

Ребята вы видите тазы, в котором плавают интересные загадочные цветы.

Дети подходят к столу, на котором стоят — 1 таз с плавающими кувшинками, 2 таз с водой, на столе кувшинки.

Воспитатель: Ребята, что это за цветы?

— Правильно, ребята. Это кувшинка.

— А где ещё растут кувшинки?

Дети: На болоте, в озере, в пруду, в реке.

Воспитатель: — Посмотрите, пожалуйста, у нас тоже лежат кувшинки на столе, только с чего они сделаны.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, а чем отличаются эти кувшинки, от тех которые в пруду.

Дети: — Кувшинки в пруду раскрыты, а эти спят. У них лепесточки закрыты.

Воспитатель: — Правильно ребята. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наши кувшинки тоже проснулись, раскрыли свои лепесточки.

Дети: — Их нужно опустить в воду.

Воспитатель: — Возьмите по одной кувшинки, все вместе скажите волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» и опустите в воду. А теперь внимательно, внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.

Дети: — Они просыпаются, раскрываются.

Воспитатель: — Ребята, скажите, как же такое происходит, что кувшинки начинают раскрывать свои лепестки?

Дети: — Потому что, лепестки намокают и становятся тяжелее. Бумага впитывает воду, и лепестки постепенно раскрываются.

Капелька. Молодцы. Перед вами ко мне заглядывала Королева Наука, и оставила для вас вот эту карточку. (ребята получают карточку со слогом КА)

Воспитатель: Что, ребята, нашли вы Королеву Науку? Нет? А попробуйте собрать слово из карточек, которые вам дали во время пути. Прочитайте его:

Воспитатель: Значит, встретили вы Науку. Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над головой можно рассмотреть с точки зрения науки. А вот, кстати, и она….

На экране появляется Королева Наука (звучит 1 куплет гимна науке)

Воспитатель: Ребята позвольте вам представить — Это Королева Наука. Она благодарит, за что вы помогли ей добраться до вашего детского сада. Она очень ценит добрых и отзывчивых людей, таких, как вы. А еще, я знаю, вы сегодня узнали много интересного. И я считаю, что вы достойны быть помощниками Королевы.

Королева Наука: Внимание! Для торжественного посвящения в младшие научные сотрудники встать смирно! Для произнесения клятвы в конце каждой фразы говорить слово: «Клянемся!»

Клятва: Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:

• Вести наблюдения (Клянемся)

Звучит гимн науке

— Ребята, напомните, пожалуйста, наш маршрут! (Наука и техника, Вкусная наука, волшебница вода)

— Мне очень интересно было с вами сегодня, а что было интересно вам?

— Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

— Как, по-вашему, кто сегодня был самым активным?

— Как вы думаете, пригодятся нам эти знания?

Воспитатель: Дорогие ребята! Вот и стали вы помощниками Науки и открывается вам путь в её волшебную научную страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам пора прощаться. И в память о нашем путешествии Королева Наук дарит вам Блокноты для ваших научных наблюдений.

Воспитатель: До новых встреч!

Конспект интегрированной НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Осень» с элементами ТРИЗ Конспект интегрированной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе на тему.

Конспект НОД по ФЭМП в области «познавательное развитие» для детей старшей группы Конспект НОД по ФЭМП в области «познавательное развитие» для детей старшей группы. Тема: «Цветик-семицветик» Цель: Формирование и развитие.

«Поможем царице Математике». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Поможем царице Математике».

«С малой Родины моей начинается Россия». Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Программное содержание: — дать детям представление, что такое Родина,.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми средней группы «В гости к Лесовичку» Цель: формирование у детей основ экологической культуры Задачи: 1. Развивающие: • закреплять и обобщать знания детей о весенних явлениях.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие с Капитошей» в образовательной области «Познавательное развитие» Цель: Расширять знания детей о природе, о том, где в природе есть вода и в каких формах она встречается нам. Формировать и развивать познавательный.

Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «Водные ресурсы Земли» МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию.

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы «Волшебница вода» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы «Волшебница-вода».

«Мыло-фокусник». Конспект НОД для детей средней группы в области «Познавательное развитие» Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностями. Задачи: — Познакомить детей со.

источник

Комаровский Евгений Олегович — педиатр, кандидат медицинских наук, ведущий телепередачи «Школа доктора Комаровского». Авторитетный специалист в области детского развития и здоровья. Имеет большой опыт практической деятельности, собственные подходы к проблемам детского онтогенеза. Рекомендации и советы родителям отражает в авторских изданиях, видео-выступлениях на собственном официальном сайте, СМИ.

Проблема адаптации ребенка в детском саду не осталась без внимания Комаровского. Доктор Комаровский соглашается с точкой зрения науки: детский сад — положительный фактор в процессе воспитания ребенка. Среди важнейших психолого-педагогических процессов, благотворно влияющих на адаптацию ребенка, подготовку к взрослой жизни, отмечает:

  • научение искусству общения;
  • привитие самостоятельности и организованности;
  • развитие навыков познавательной, игровой, учебной деятельности.

Медицинский же аспект адаптивного процесса ребенка в ДОУ доктор Комаровский осветил особенно емко. В данном вопросе Евгений Олегович выделяет следующий факт: при посещении детского сада ребенок болеет чаще. В основном фиксируется подверженность острым респираторным инфекциям дыхательных путей. Это связано с широким кругом общения ребенка, более высоким риском к заболеванию.

Однако Евгений Олегович не находит данный факт как отрицательный момент в адаптации. По его мнению, определенными заболеваниями лучше переболеть в детстве, нежели во взрослой жизни, так как с возрастом данные заболевания переносятся сложнее.

Мнение же родителей о том, что в детском саду обеспечивают недостаточно надлежащий уход за детьми, Комаровский не поддерживает. Он считает, что домашние, зачастую «тепличные условия» вредны детям, а в детском саду, как правило, соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, направленные на здравоохранение детей. Доктор советует заранее сообщать персоналу детского сада об особенностях ребенка: аллергии, перенесенных заболеваниях и травмах. Евгений Олегович находит благоприятным для здоровья детей тот факт, что при поступлении в детский сад проводится необходимый комплекс профилактических прививок, и далее ребенок находится под наблюдением медицинского персонала детского сада.

Одним из важных моментов доктор считает возраст ребенка при поступлении в детский сад. Рассматривая этот момент с медицинской точки зрения, Комаровский настоятельно рекомендует первое адаптационное время (точный период указать невозможно, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка) — маме находится дома, не выходя на работу. Таким образом, она сможет поддерживать и контролировать самочувствие своего ребенка.

Также Комаровский считает важным обратить внимание родителей на время года, в которое они планируют определять ребенка в детский сад. Он рекомендует не планировать это событие в период с октября по апрель, так как в данный период очень развита активность респираторных вирусов, что может осложнить и продлить адаптацию ребенка.

Важным в период адаптации Евгений Олегович считает связь и установленный контакт с воспитателем ребенка и персоналом детского сада. По его советам, нужно корректно доносить свои пожелания по уходу за ребенком, понимая, что у специалистов большой объем работы и внимание требуется каждому ребенку.

Таким образом, адаптация ребенка в детском саду, при контроле основных рассмотренных доктором Комаровским этапов, проходит в легкой форме и непродолжительное время. Важно понимать, что определение ребенка в детский сад — событие серьезное: и для семьи, и для ребенка оно несет особую смысловую нагрузку, поэтому к выбору детского учреждения и знакомству с ним следует подойти заблаговременно.

источник

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений — именно так официально называются всякие разные ясли и детские сады.

Читайте также:  Влияют и энергосберегающие лампочки на зрение

Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы — определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится — человек, с незапамятных времен животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь — начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т.п.). Искусству общения несомненно стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Педагогические и психологические аспекты посещения детских дошкольных учреждений даже перечислить сложно. Адаптация ребенка, контакты с другими детьми и воспитателями, обучение навыкам, игры, занятия, режим, подготовка праздников — вот только беглый перечень возможных тем для дискуссий. Мы же ограничим круг рассматриваемых вопросов проблемами медицинскими, что-что, но это тема, пожалуй, самая волнующая.

Итак, главный минус посещения детского сада — ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители и медицинские работники и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней — острые инфекции, чаще всего респираторные. Вероятность заболеть инфекционной болезнью, теснейшим образом связана с кругом общения — чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что «домашний» ребенок меньше общается с другими людьми.

Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд.

Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, более-менее легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха, корь), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием «детский сад» не очень связаны — не «подхватим» болезнь от детей, так папа «принесет» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад совсем не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий.

Принципиально как раз совсем другое — не частота с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно не при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения — это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с тем, посещает ребенок детский сад или нет.

Резюмируя тему «повышенной детсадовской заболеваемости» отметим следующее. Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются «важнейшие» правила ухода за детьми — не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука — на него всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя. Создание ребенку тепличных условий — норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате — сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т.п. — «недопустимые явления». Но неужели возмущенные родители надеялись на то, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится?

Выводы очевидны — во-первых, «нечего на зеркало пенять…», и вытекающее из во-первых, во-вторых: готовить ребенка к детскому саду следует заранее — адекватным воспитанием с момента рождения.

Уже сам факт того, что ребенок пойдет в детский сад, делает обязательным проведение всего комплекса необходимых профилактических прививок — без этого малыша в детский сад просто не возьмут. В дальнейшем, контроль за сроками проведения прививок осуществляется медсестрой детского сада, детей регулярно осматривают врачи-специалисты, что, несомненно, явление положительное, ведь родителям, за редкими исключением, не свойственно обращаться в детскую поликлинику до того, как ребенок заболеет.

Возраст, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад, — особая проблема. Оставим споры на тему когда это лучше сделать (в 1 год или в 3) педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует вопрос — где будет мама в то время, когда ребенок пойдет в детский сад?

Весьма существенный момент — время года, когда предполагается начинать посещение детского сада. Очевидно, что с октября по апрель этого лучше не делать — активная циркуляция респираторных вирусов заметно увеличивает риск заболеваний и, соответственно, удлиняет время адаптации.

Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с работниками детских дошкольных учреждений. Воспитательницы имеют свои взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать, Взгляды эти по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том, что для детей хорошо — накормить любой ценой и, главное, не дать замерзнуть. Нельзя забывать и о том, что оплата труда сотрудников детских садов не способствует особому энтузиазму и делает абсолютно нежелательными конфликты с родителями в связи с разницей во взглядах на принципы питания и одевания. Если Вы, родители, отдаете себе отчет в том, что ребенка нельзя заставлять есть, если Вы понимаете, что перегрев и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение — потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя отказался есть суп.

От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учетом этого работники детского сада в обязательном порядке должны владеть информацией о том, какими болезнями ребенок болел, обо всех случаях лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность для экстренной связи с родителями.

Здание в котором расположен детский сад, качество и своевременность ремонтных работ, спальня и столовая, место для прогулок, количество детей в группе, профессионализм и добросовестность сотрудников, все это очень важно и очень влияет на заболеваемость. Воздействие родителей на эти факторы прямо связано с самой возможностью выбора детского сада, которая определяется материальным благополучием и местом жительства семьи — советы врача тут вряд ли помогут.
Остается лишь надеяться на то, что и с местом жительства, и с материальным благополучием Вам и Вашим детям повезло.

источник

На базе Верхнеуслонского детского сада «Солнышко» прошло итоговое мероприятие среди педагогов и воспитанников дошкольных образовательных организаций в рамках проведения Дня опытов и экспериментов «Чудеса с научной точки зрения».

Еще с древних веков людей интересовало, как устроен мир и все, что их окружает. Проявляющийся интерес способствовал развитию знаний и науки. С усовершенствованием данных направлений улучшалась жизнь человечества, и расширялись его возможности. Новые технологии, нанотехнологии, робототехника, изобретения, коммуникации — все это создано благодаря науке и научным достижениям.

Людям, которые способствовали и способствуют развитию науки, посвящен праздник 8 февраля – день российской науки. К нему был приурочен День опытов и экспериментов Чудеса научной точки зрения», который прошел в нашем районе.

В мероприятии приняло участие 6 образовательных организаций Верхнеуслонского района, — рассказывает методист отдела образования Юлия Лыкина. — Жюри конкурса оценили все работы и выступления конкурсантов. Для дошкольников среднего и старшего возраста день начался с фокусов, опытов и экспериментов, они знакомились с природными явлениями, проводили опыты и играли на музыкальных инструментах.

Итоги мероприятия среди педагогов сложились таким образом. В номинации «Лучший эксперимент» первое место завоевала воспитатель Верхнеуслонского детского сада «Березка» Елена Сакина. На втором месте – воспитатель из Верхнеуслонского детского сада «Солнышко» Изида Егорова. Третье место завоевала воспитатель Набережноморквашского детского сада Александра Гильванова.
Есть победители и в номинации «Занимательный опыт». На первом месте воспитатель Верхнеуслонского детского сада «Солнышко» Виктория Азмуханова. Три вторых места разделили ее коллеги Лена Мурзагильдина и Гульназ Габдрахманова из Макуловского детского сада и Роза Манукян из Татарского Бурнашева. А вот в номинации «Лучший дневник наблюдения» определились два победителя. Ими стали Надежда Егорова и Екатерина Зеленцова – воспитатели Верхнеуслонского детского сада «Березка».

А какие молодцы были сами ребята. Они демонстрировали такие знания и способности, что не каждому взрослому удалось бы так заинтересовать зрителей и покорить жюри. Не зря говорят, что дети – это прирожденные исследователи, которые активно собирают информацию о своем окружении. В этот день они пытаются понять мир с помощью наблюдений и экспериментирования. Естественная любознательность их переходила в деятельность познания и ребенок стремился понять, как устроены предметы, узнать что- то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. И месте у них распределились следующим образом. Первое и второе месте у воспитанников детского сада «Радуга» — Камиля Зиганшина и Миланы Азмухановой соответственно. Третье место завоевала Мария Погодина из детского сада «Солнышко». Остальные участники были отмечены сертификатами участника.

-Важно поддерживать желание дошкольников все узнать, все исследовать, направляя этот интерес в нужное русло. Все, что для нас, взрослых, давно привычно, понятно и не вызывает никаких вопросов, для маленьких исследователей является неизвестным и неизученным. Ребят интересует все, они многое замечают и хотят попробовать сами, — отметила Юлия Лыкина. — Сегодня детям представилась возможность примерить на себя роль юного открывателя. Мы надеемся, что подобные мероприятия станут доброй традицией, которые расширят поле творческой деятельности воспитанников и объединят усилия педагогов по приобретению новых знаний, поможет активировать познавательную мотивацию, без которой невозможно успешное обучение.

источник

«Конфликт с психологом в детском саду начался с моего категорического отказа исследовать способности ребенка»

Когда в саду — учреждении дошкольного образования — сталкиваешься с неприятием специалистов, не понимаешь, как себя вести. Алена, написавшая по адресу myhistory@rebenok.by рассказала о конфликте, который возник с психологом детского сада

Источник фото: pexels.com

Конфликт с психологом в детском саду начался с моего категорического отказа подписать согласие на исследование способностей ребенка.

С утра на столике возле детских шкафчиков лежал листок, на котором психологом сада от руки было написано требование поставить согласие на работу с детьми.

Не понимаю, почему я должна разрешать незнакомому человеку, который ни разу не приходил на родительские собрание, не был представлен официально воспитателем, не объясняет, как именно он собирается работать с детьми – почему я должна ставить согласие.

Видимо, психологу это не понравилось.

Через пару месяцев бегу замученная с работы в детский сад. Воспитатель огорошивает новостью, что психолог меня хотел бы видеть.

Прихожу в оговоренное время на прием к детсадовскому специалисту, и женщина с высшим психологическим образованием говорит, что у моего четырехлетнего ребенка очень повышен уровень тревожности и агрессии, потому что он раскрашивает трафаретные зарисовки фруктов черным карандашом.

Исходя из этого она уверена: у нас проблемы в семье, и ребенок это чувствует.

Когда я вежливо попросила ее никогда больше не подходить к моему сыну, психолог оскорбилась и пригрозила проблемами с мальчиком в будущем.

Источник фото: pexels.com

В выпускных группах в детском садусобирается комиссия, которая решает, разрешать ребенку идти в школу или нет. Присутствоватьродителям желательно, но не обязательно.

Я пришла, как оказалось — не зря.

Комиссия проверяла общий уровень подготовки детей, их возрастное и психическое развитие.

Каково же было мое удивление, когда руководитель комиссии, протестировав моего сына, пожала плечами и сказала:

Странно…Такой интересный и разносторонне развитый мальчик. Развитие в норме, а психолог говорила, что у ребенка проблемы с развитием.

Захожу к психологу, прошу объяснить свое заключение и слышу невнятное объяснение.

Оказывается, она перед началом комиссии разложила в группе схематические карточки с изображением овощей и фруктов. Сын назвал все, кроме кабачка. Показал пальцем на овощ и сказал, что это цуккини.

Но это же кабачок! И вообще, она тоже могла ошибиться. А так-то она очень рада, что комиссия назвала моего мальчика развитым.

Вы сами виноваты:отказались от сопровождения психолога в самом начале, поэтому я вас взяла “на карандаш”.

Источник фото: pexels.com

Признаюсь, я, сдержанный человек, но здесь уже не могла остановиться. Громко и внятно объяснила ей, что я думаю.

Жалоб не писала, в вышестоящие инстанции не обращалась, потому что на руках, кроме слов, никаких доказательств не было. Но это был первый раз, когда мне пришлось столкнуться с таким ярко выраженным непрофессионализмом.

Сейчас я почти уверена, нет ничего страшнее, чем противостоять человеку, который должен объективно оценить твоего ребенка.

А как вы решаете проблемы с учителями и воспитателями? Мирно или через инстанции?

источник

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений — именно так официально называются всякие разные ясли и детские сады.

Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы — определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится — человек, с незапамятных времен животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь — начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т.п.). Искусству общения несомненно стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Читайте также:  Влияние золота на человека с медицинской точки зрения

Педагогические и психологические аспекты посещения детских дошкольных учреждений даже перечислить сложно. Адаптация ребенка, контакты с другими детьми и воспитателями, обучение навыкам, игры, занятия, режим, подготовка праздников — вот только беглый перечень возможных тем для дискуссии. Мы же ограничим круг рассматриваемых вопросов проблемами медицинскими, что-что, но это тема, пожалуй, самая волнующая.

Итак, главный минус посещения детского сада — ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители и медицинские работники и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней — острые инфекции, чаще всего респираторные (т.е. поражающие дыхательные пути). Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения — чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что «домашний» ребенок меньше общается с другими людьми.

Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием «детский сад» не очень связаны — не «подхватим» болезнь от детей, так папа «принесет» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад совсем не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий.

Принципиально как раз совсем другое — не частота с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно не при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения — это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с тем, посещает ребенок детский сад или нет.

Резюмируя тему «повышенной детсадовской заболеваемости» отметим следующее. Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются «важнейшие» правила ухода за детьми — не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука — на него всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя. Создание ребенку тепличных условий — норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате — сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т.п. — «недопустимые явления». Но неужели вы, родители, надеялись, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится? Выводы очевидны — во-первых, «нечего на зеркало пенять. «, и вытекающее из во-первых, во-вторых: готовить ребенка к детскому саду следует заранее — адекватным воспитанием с момента рождения.

Уже сам факт того, что ребенок пойдет в детский сад, делает обязательным проведение всего комплекса необходимых профилактических прививок — без этого малыша в детский сад просто не возьмут. В дальнейшем, контроль за сроками проведения прививок осуществляется медсестрой детского сада, детей регулярно осматривают врачи-специалисты, что, несомненно, явление положительное, ведь родителям, за редкими исключением, не свойственно обращаться в детскую поликлинику до того, как ребенок заболеет.

Возраст, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад, — особый вопрос. Оставим споры на тему когда это лучше сделать (в 1 год или в 3) педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует вопрос — где будет мама в то время, когда ребенок пойдет в детский сад? Абсолютно типична следующая ситуация: 1-го сентября ребенок впервые идет в детский сад и в тот же день мама выходит на работу после декретного отпуска. Через неделю, что вполне закономерно, малыш «зарабатывает» свое первое детсадовское ОРЗ, а мама — первый отпуск по уходу за больным ребенком. В результате мама имеет неприятности на работе, поскольку работник из нее никакой.

Очень важно понять следующее: каким бы замечательным ни был детский сад, каким бы отличным ни было здоровье ребенка, он все равно будет чаще болеть первое время. Уточнить это понятие «первое время» очень трудно — может быть 3-4 месяца, а может быть и год. И очень желательно, чтобы, отправляя ребенка в детский сад, мама оставалось при этом дома. Очень важно иметь возможность при малейшем недомогании (небольшом насморке, кашле) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не подвергая риску заражения других детей. И как хорошо не думать при этом о больничном листе и предстоящих беседах с начальством.

Весьма существенный момент — время года, когда предполагается начинать посещение детского сада. Очевидно, что с октября по апрель этого лучше не делать — активная циркуляция респираторных вирусов заметно увеличивает риск заболеваний и, соответственно, удлиняет время адаптации.

Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с работниками детских дошкольных учреждений. Воспитательницы имеют свои взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать, Взгляды эти по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том, что для детей хорошо — накормить любой ценой и, главное, не дать замерзнуть. Нельзя забывать и о том, что оплата труда сотрудников детских садов не способствует особому энтузиазму и делает абсолютно нежелательными конфликты с родителями в связи с разницей во взглядах на принципы питания и одевания. Если вы, родители, отдаете себе отчет в том, что ребенка нельзя заставлять есть, если вы понимаете, что перегрев и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение — потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя отказался есть суп.

От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учетом этого работники детского сада в обязательном порядке должны владеть информацией о том, какими болезнями ребенок болел, обо всех случаях лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность для экстренной связи с родителями.

Здание в котором расположен детский сад, качество и своевременность ремонтных работ, спальня и столовая, место для прогулок, количество детей в группе, профессионализм и добросовестность сотрудников, все это очень важно и очень влияет на заболеваемость. Воздействие родителей на эти факторы прямо связано с возможностью выбора, которая определяется материальным благополучием и местом жительства семьи — советы врача тут вряд ли помогут. Остается лишь надеяться на то, что и с местом жительства, и с материальным благополучием вам и вашим детям повезло.

источник

Многие родители, у которых есть дети дошкольного возраста, задумываются о том, чтобы отдать своего ребенка в частный детский сад, и параллельно начинают интересоваться тем, как вообще устроен этот бизнес: сколько денег вложено в проект, прибыльно ли это и может ли сад работать по франшизе. Мы попросили Максима Натапова, партнера One! International School, рассказать о том, что такое детский сад с точки зрения бизнеса и стоит ли бросать все, чтобы создать свой детский садик

Кажется, что открыть частный детский сад легко — нужно просто скооперироваться с кем-то, найти помещение, дать рекламу, нанять администратора и педагогов, поставить кровати и столы, купить игрушки — и дело в шляпе. Возможно, так оно и есть, особенно если вы относитесь к детскому саду не как к осмысленной инвестиции, а как к эксперименту в области дополнительного дохода. Но все обстоит совершенно иначе, если вы относитесь к детскому саду как к делу всей своей жизни.

Чтобы построить крепкий бизнес в образовательной сфере, нужно обязательно его лицензировать и строго соблюдать все нормы. Не стоит сильно бояться, что кто-то захочет закрыть или отнять ваш проект — в этом смысле школы и детские сады ужасно непривлекательные и даже «проблемные», ведь этот бизнес не похож на бизнес в классическом понимании.

Детский сад стоит рассматривать как проект с длительным горизонтом планирования и возврата инвестиций. Тем, кто рассчитывает на быстрые деньги, в этом бизнесе делать нечего. Главная функция детского сада — подготовка детей к начальной школе. Начальная школа — подготовка к средней. Средняя — к старшей. А старшая — к университету. Получается, что российские и международные университеты — косвенные заказчики детских садов и должны существенно влиять на формирование их программы. Все, что вы предлагаете родителям и детям, должно быть самым актуальным и передовым, но в то же время опробованным и хорошо себя зарекомендовавшим. На практике это означает одно — нужно быть готовым корректировать программу: 10–20% сетки занятий будут видоизменяться. Не потому, что что-то не так работает, а потому, что надо смотреть на 15 лет вперед, быть в курсе технологических изменений, следить за тем, какие требования к выпускникам школ предъявляются сейчас, и оперативно проецировать их на младшую группу детского сада. VR-технологии, например, одно из направлений ожидаемого прорыва.

Фото предоставлено пресс-службой

Самое тяжелое в любом бизнесе — уметь торговаться: по ставкам аренды, по условиям с партнерами и подрядчиками. В том числе нужно уметь торговаться с заказчиками продукта — и речь не столько про деньги, сколько вообще про процесс формирования адекватного предложения. Мы предлагаем сервис не по самой низкой цене на рынке (от 50 тысяч рублей в месяц), поэтому мы должны уметь правильно продавать свои услуги. Ведь когда речь идет об образовании, умные люди выбирают для своих детей не столько комфортную среду, а среду с идеологией (в хорошем смысле этого слова). Наша идеология основывается на подготовке детей к реалиям глобального будущего, в котором им предстоит жить. Мы предлагаем индивидуальный подход, педагогику Монтессори, кастомизацию программы под каждого конкретного ребенка и возможность выбора широкого перечня дисциплин — английский, китайский, драматическое искусство, робототехника, программирование. В итоге каждый ребенок получит именно то, что ему нужно, а не программу «по образовательному стандарту».

Если ваш проект успешен, то через год после запуска к вам начинают подтягиваться другие бизнесы, девелоперы проявляют интерес и выстраиваются в очередь. Только в тот момент, когда ваш бизнес становится действительно сильным, вы начинаете торговаться по-настоящему и ничего не переплачиваете ни людям, ни сервисам. Мы считаем, что объект работает хорошо, когда на третий-четвертый месяц он операционно неубыточен. Иногда процесс затягивается до 6 месяцев, но если после этого срока вы не выходите в устойчивый плюс, а через полтора года вам не возвращаются инвестиции, то, значит, что-то идет не так.

Наш проект существует два года, но в ноль мы до сих пор не вышли, несмотря на то что большинство наших объектов заполнены, а клиенты записываются в «лист ожидания». Все потому, что мы постоянно открываем новые сады и школы и вкладываемся в них. Каждый проект требует существенных инвестиций (от 5 до 20 миллионов рублей). Сейчас мы хотим дать рынку возможность применять современные образовательные подходы, поэтому создали франшизное направление для партнеров, желающих работать по нашим стандартам в режиме «под ключ». Стать нашим партнером очень сложно, потому что визионеров в нашем деле мало, а без четкого видения образовательный бизнес построить невозможно.

источник

Моя бабушка говорит, что ни в коем случае нельзя выбрасывать детские рисунки. Я попыталась узнать об этом с научной точки зрения

Часто ребятишки возвращаются домой из детского сада с картинами, которые нарисовали на занятиях. Хотя они еще не умеют хорошо рисовать, и вы видите на листах бумаги размытые линии, для детей эта работа значимая. Моя бабушка заявила мне, что детские рисунки нельзя выбрасывать ни в коем случае. Что о детских художествах говорит наука, расскажу в статье.

Если у вас дома скопилось много детских работ, вы задумываетесь о том, какой рисунок выбросить в мусор, а какой оставить. Известно, что уважаемый французский художник XX века Анри Матисс сказал: «Я не рисую стол. Я отображаю ощущения, которые он вызывает во мне».

Каждый ребенок творит по-своему. На самом деле, язык символов и репрезентации существовал до возникновения письменности и чтения. В древности люди рисовали наскальные рисунки, которые соответствовали их эмоциональному и физическому развитию.

Когда дети работают над своими картинами, они начинают систематически исследовать различные материалы методом проб и ошибок, благодаря чему учатся выбирать, планировать, наблюдать и углублять знания в художественной области.

Они также изучают взаимодействие различных материалов и реакцию людей на свои работы. Изначально картина будет выглядеть для нас, для взрослых, как «писанина», но в профессиональных кругах она называется «начальный рисунок».

В процессе работы ребенок узнает много нового о себе и своих способностях, поэтому чаще всего визуальный конечный продукт не имеет для него никакого значения. Малышу все равно, что из этого получится. Ему важно лишь то, что он занят.

Творческие процессы на поверхности бумаги параллельны жизненным процессам. Работа начинается с рождения идеи, организации ее исполнения, рассмотрения продукта и отображения его на бумаге.

Помимо визуальной части, существует скрытая фаза, через которую проходит создатель в творческом процессе (мысли, чувства, ожидание и т. д.).

Рассматривать детские картины всегда интересно. Но рисование с экспозицией — это также творческий подход ребенка, который видит предмет по-своему, интерпретирует его, и не всегда понимает косвенный смысл своего выбора.

Например, «пародия» или «красивая» — это слова, которые используют критики, поскольку они указывают на результат работы и могут помешать развитию самоосуждения, так как выказывают ожидание или разочарование взрослого судьи.

Арт-терапия акцентирует внимание на процессе, а не на продукте. Поэтому неправильно интерпретировать картины без контекста, понимая, на каком этапе развития находится ребенок. Кроме того, многие картины выглядят удивительно похожими на реальность. Это способ ребенка рисовать, а также усваивать представления, которые его интересуют и интригуют.

Дети подражают другим в своей работе по разным причинам: ввиду любопытства и заинтересованности в результате, феномена, получения навыков, необходимых для рисования, из-за желания добиться успеха и избежать неудачи, а иногда даже из-за зависти к достижениям других.

Акт подражания часто выказывает социальное мышление — желание быть похожим на ведущего друга в живописи или приблизиться к нему. Тем не менее исследования показали, что личный стиль будет развиваться так или иначе (например, не полная живопись, а детали).

Читайте также:  Влияние заболеваний нервной системы на зрение

Предлагаем вам с детскими рисунками поступить так:

  1. Сперва вам следует понять, чему уже научился ребенок. Попробуйте взглянуть на эволюцию его творческих этапов: одномерную, двухмерную живопись, высоту рисунка и т. д.
  2. Когда малыш приглашает вас посмотреть картину, вы должны описать то, что вы видите. Например: «Важно то, что я увидела. Я вижу, что ты нарисовал три красные линии». Будьте осторожны с суждением, интерпретацией или ожиданием продукта. Вы можете сослаться на прогресс. Например: «На этот раз ты использовал красный и зеленый цвета».
  3. Представление картины. Вы должны систематически выбирать, какую картину малыш должен показывать, чтобы избежать оценки картины как «красивой». Например, это может быть последний рисунок за месяц. Вы можете повесить одну картину в центральном месте в доме. Ребенок будет очень впечатлен предоставлением места для своей работы, так как будет чувствовать себя партнером.
  4. Если ребенок решит не показывать картину, соблюдайте его пожелания. Мы не всегда будем понимать, что с ним произошло в творческом процессе, даже если бы мы присутствовали при рисовании.
  5. Если мы посмотрим на картину и спросим ребенка, что он нарисовал, мы не должны пытаться судить. Если мы будем просто слушать, мы узнаем, что эта картина для него значит.
  6. Если ребенок часто спрашивает, является ли он талантливым художником, или бросает картину незавершенной, он может быть расстроен или находиться в ожидании ответа на свой вопрос. Лучше всего отобразить то, что вы видели — «Художник и бросок». Так вы поможете малышу восстановить контроль над собой (я определяю, что для меня важно, произведение является частью меня).
  7. Эвакуация работ. Желательно сказать ребенку, что у рисунков своя судьба: ими наслаждаются, а затем выбрасывают в мусорную корзину. Ему можно напомнить о процессе создания и о том, что физический продукт не нужно удерживать, чтобы сохранить опыт. Вы также можете изготовить обои для рабочего стола вашего ПК из рисунка малыша и установить их на некоторое время. Можно также создавать физический альбом раз в год.

При рассмотрении этого искусства используется встроенная техника, называемая «журналом изобразительного искусства», которая предлагает душе выразить процесс пересмотра в порядке событий. Созидание для ребенка (и не только) — это пространство жизни — созданное, осмысленное и законченное, поэтому отделение от него также важно.

источник

Адаптация ребёнка в детском саду

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в

контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.

Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.

Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

О развитии ребенка, поступающего в дошкольное учреждение, можно судить по основным бытовым навыкам.

В 1 год 6 месяцев ребенок:

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети будут чувствовать себя комфортно. Хорошо, если в группе будет небольшой “домик”, где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть. Сделать такой “домик” можно, например, из детской кроватки, обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

Желательно рядом с “домиком” разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

В группе необходим и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей 2—3 лет в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления эмоций нет.

Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами, оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2—3 месяцев).

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате. Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное, эта занавеска, которую сшила и повесила мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе “семейный” альбом с фотографиями всех детей группы и родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов “ребенок — взрослый” и “ребенок — ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.

Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).

источник