Меню Рубрики

Две точки зрения на роль государства

Главным врагом либерализма является государство. Все либералы опасаются, что государство может действовать произвольно, чтобы преследовать определенные группы. Даже умеренная форма патернализма несовместима с либеральной идеологией. Таким образом, согласно либерализму роль государства в экономической жизни должна ограничиваться конституцией, независимой судебной властью и верховенством закона. Крайне важно, чтобы государство обходилось минимальным влиянием в нашей жизни из-за его очевидной привычки вторгаться в личную жизнь своих граждан.

В сфере экономики государство должно проводить политику laissez-faire. Государство должно также обеспечить полную религиозную свободу — понятие, которое находит наиболее очевидный пример в Соединенных Штатах. Создатели американской Конституции включили в нее специальную религиозную поправку, которая гласит, что никто не может быть лишен государственной должности из-за религиозной принадлежности. Конституция США также настаивает на стене разделения между церковью и государством. Как вкратце понять, в чем заключается либерализм, роль государства в экономической жизни, право на свободу самовыражения и на личную свободу? Что ж, для этого есть специальная таблица, которую вы видите перед собой.

В отличие от консерватизма, либерализм строится на позитивном взгляде на природу человека. Либералы решительно оптимистично оценивают возможности для достижения человеком свободы и самосовершенствования. Лидеры, верные этому мышлению, считают, что мы должны твердо придерживаться своей веры в человека. По словам Джона Стюарта Милля, человек является лучшим судьей своих интересов, и никакая власть (например, религиозные учреждения) не может претендовать на высшее знание. В этом и кроется, согласно либерализму, роль государства в экономической жизни. Эта роль должна быть минимальной, ведь, согласно либералам, люди умны и сами способны решать свою судьбу.

Признавая вышесказанное, все либералы принимают необходимость участия государства в обществе и экономике. Это является фундаментальной отправной точкой между либералами и анархистами. Хотя обе идеологии разделяют позитивный взгляд на человеческую природу, либерализм указывает на ограниченную роль правительства. Есть несколько тематических исследований, которые следует учитывать, хотя наиболее ярким является, несомненно, социальный контракт Локка.

Джон Локк изобразил социальный контракт как обязательный для всех. Он добавил, что «каждый человек, соглашаясь с другими, чтобы сделать одно политическое дело под одним правительством, ставит обязанностью каждого из этого общества подчиняться определению большинства». Согласно этому контракту существование правительства оправдано на основе всеобщего согласия. Крайне важно, что у людей есть периодические возможности продлить мандат правительства или выбрать альтернативу. Правительство также соглашается действовать в соответствии с естественным правом и отстаивать наши права, в то время как народ принимает власть правительства. Кроме того, народ может также согласиться на некоторое сокращение своих гражданских свобод при условии сохранения возможности вернуть такие права. От теории социального контракта как раз происходит понимание либерализмом роли государства в экономической жизни.

Роль государства — это дискуссионный вопрос, который сильно делит разные ответвления либерализма. Проще говоря, отношение классических либералов к роли государства состоит в том, что оно должно быть минимальным и не мешающим. В противоположность этому современные либералы имеют более позитивный взгляд на государство, рассматривая его как помощника и посредника для индивидуального совершенствования. Потому с точки зрения современного социал-либерализма роль государства в экономической жизни вполне может быть регулирующей. Тем не менее, несмотря на их различия в форме, которую должно принять государство, как классические, так и современные либералы видят фундаментальную потребность в государстве. Это отражает разницу между либералами и анархистами и либертарианцами, поскольку последние поддерживают полное уничтожение государства.

Что касается общества и благосостояния, то классические либералы полагали, что существует потребность в минимальном правительстве. После революций в Америке, Франции и Англии классические либералы опасались более мощного, тиранического правительства и, следовательно, были озабочены формой, которую примет государство. Тем не менее классические либералы придерживались отрицательного взгляда на природу человека, поскольку без государства существовал бы хаос, о чем говорил философ Томас Гоббс, который назвал «жизнь в природном состоянии жесткой, жестокой и короткой». Таким образом, классические либералы видели потребность в государстве для защиты людей друг от друга.

Современные идеологии о роли государства в жизни общества, как правило, говорят охотно и очень много, как и политики, которые их придерживаются. Но если говорить вкратце, то консерваторы и националисты выступают за сильное национальное государство, социалисты — за обширное социальное государство с развитой бюрократией, в то время как либералы выступают, как правило, против обоих этих пунктов. Либералы — за экономическую свободу и свободную торговлю. За экономическую свободу часто выступают и консерваторы, но для них она — лишь возможность сделать государство сильнее и богаче, чем оно есть на данный момент.

источник

Две точки зрения на Роль государства в жизни общества.

Характерной особенностью государства в настоящее время является то, что, стоящие перед страной проблемы, сродни тем, что были у России в начале XX века.
При сравнении положения царской России и нынешнего состоянии страны никак не обойтись без сравнения положения страны в начале XX-ого века, и в начале XXI -ого века.
В принципиальном плане здесь много схожего!
Это отражено на прилагаемой выше диаграмме. Состояния общества A1 и A7 близки, но есть и большие различия!

Сейчас у нас есть опыт советской власти, и, как бы, многим не хотелось вычеркнуть этот период из жизни страны, это не получится! — Нельзя колесо истории заставить двигаться вспять!
Так будем реалистами и возьмём из нашего прошлого только самое лучшее.

Надо различать роль государства, как во внутренней жизни страны, так и во внешней.
Здесь мы будем касаться только внутренней жизни страны, но от внешнего аспекта проблемы отстраняться нельзя, всё зависит от взглядов руководства страны, от их способности видеть внешние угрозы для страны. Есть и другие аспекты, которые зависят от личной заинтересованности государственной элиты, мы на этой стороне проблемы не будем акцентировать наше внимание.

Основные задачи, которые должно решать государство, прямо зависят от состояния общества.
Поэтому необходимо по-крупному различать два состояния общества —
1. Критическое,
2. Стабильное.
Так вот, чтоб определить объективно, в каком состоянии находится страна, необходим политический опыт руководителей страны и соответствующие знания.
Характерной ошибкой руководителей является необъективная оценка сегодняшнего состояния.

Чтоб не быть голословным, приведём высказывание Президента.
‘Выступление на пленарном заседании мирового политического форума ‘Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности»
10 сентября 2010 года, 16:30 Ярославль

• ЦИТАТА:
‘Мне уже приходилось называть очень тяжёлым нашим недугом широко распространённые в нашем обществе так называемые патерналистские настроения. Уверенность, что кто-то должен решить проблему за тебя — государство или кто-то другой, но не каждый на своём месте, — очень сильно зачастую отбрасывает нас назад’

Считаю, что этот тяжёлый недуг больше свойственен самой нынешней власти, желание проблемы государства переложить на уставшие от реформ плечи простых граждан. — А они в это время будут отдыхать в разных ‘Куршевелях’!

В настоящее время, как правило, критическому состоянию страны «Анархия», где мы сейчас и находимся, приписывают свойство состояния страны характерные для «Демократии».

Не учитывается следующий факт.
В условиях кризиса ситуация меняется очень быстро. Пока законы пишутся, обсуждаются и принимаются, ситуация уже изменилась.
Закон принимается, но он уже не соответствует действительности и поэтому не работает.
И так обстоит дело со всей совокупностью законов, которые в прямом смысле превращаются в цепи для народа.

Выход из кризиса возможен только при устройстве власти именуемом «Диктатурой»!
Во-первых, Диктатура, прежде всего, говорит об отсутствии разделения властей.
И это правильно, все ветви власти выступают как одно целое!
В условиях кризиса так и надо поступать, демократические принципы не предполагают оперативности, а обстоятельства этого требуют!
В чём же заключается отличие состояний «Диктатура» и «Анархия»?
В каждом из этих состояний роль государства диаметрально противоположна.

Состояние «Анархия», в котором мы сейчас и находимся, характеризуется снижением роли государства ниже на данный момент допустимого. Здесь надо отметить, что роль государства с развитием цивилизации будет возрастать.
Но в рыночной и плановой экономике наблюдается разная динамика этой роли.
В рыночной экономике с развитием цивилизации общество часть своих полномочий должно передавать государству. Непонимание этого факта и является основной причиной современных кризисов рыночной экономики.
В плановой экономике, наоборот, государство должно часть своих полномочий передавать обществу, но, ни в коем случае, не менять ориентацию плановой экономики на рыночную. А у нас, как раз, это было сделано.
Это и является основной причиной кризисного состояния страны.
Желание власти «совершенствовать» нашу рыночную экономику к успеху не приведут, а будут только способствовать углублению кризиса!

Я до сих пор рассматривал проблемы со стратегической точки зрения, не касаясь проблем тактических, но, видимо, пришло время остановиться на проблемах тактики.
Сейчас это актуально.
Как и в начале XX-ого века на первом месте сейчас стоит проблема власти, но эту проблему мы затрагивать не будем, просто остановимся на двух точках зрения на роль государства в жизни общества!

Рассмотрим современные проблемы, стоящие перед обществом, как я их понимаю.
1. — большая часть населения находится в нищете,
2. — отечественное производство разрушено,
3. — в стране работы невпроворот, а у нас безработица,
4. — у наёмного работника нет перспективы устроить свою жизнь,
5. — большая часть трудоспособного населения превратилось в перекати-поле,
6. — рушатся семьи, растёт число сирот,
7. — преступность в стране не снижается,
8. — коррупция повсеместно,
9. — сельское население деградирует,
10. — ЖКХ в упадке, тарифы растут, качестве обслуживания населения падает,
11. — рабочий человек практически лишён возможности иметь своё жильё,
12. — наёмный работник это современный крепостной,
13. — защищать свои права наёмный работник не в состоянии.
14. -своих представителей во власти трудовые коллективы не имеют.

Жаркое лето 2010 и зима показали несоответствие методов управления особенностям природно-климатических условий России! И высшая власть была вынуждена перейти к ручному управлению страной.

Решать стоящие перед нашим обществом проблемы можно разными способами, за 20 лет народ уже убедился в том, что при существующей системе эти проблемы не разрешимы. — Пресловутая система разделения властей для этого не предназначена, она защищает интересы только богатой части населения!
Хоть власть постоянно и говорит о борьбе с бедностью, но выходит, что она борется с бедными.
Почему так происходит? Да, дело в том, что у нас в стране давно существует ДВОЕВЛАСТИЕ.
Главным конкурентом власти являются РЫНОЧНЫЕ структуры, за усиление которых так яростно ратует государство, которое в борьбе с этими структурами оказывается в проигрыше!
А почему? Да потому, что последнее слово в этой борьбе всегда остаётся не за государством!
В результате чего, бедственное положение простого человека только ухудшается.

Есть другой способ решения этих проблем! Просто, нам надо обратиться к нашему советскому опыту. В работоспособности наработанных методов было много поводов убедиться.
И какая-то кучка выскочек решила, что она умнее нескольких поколений советских людей! — Какое самомнение!
В современных критических условиях есть только один способ повлиять на ситуацию в стране в нужном направлении — это приход государства как собственника на каждое предприятие, пусть не на все 100%.

Оставшаяся часть собственности должна быть передана трудовым коллективам.
Это будет актом справедливости и это позволит решить все существующие проблемы!

1. Наконец народу вернётся заработанная им прибавочная стоимость,
2. Восстановление разрушенного отечественного производства будет в прямой зависимости от работы каждого коллектива.
3. Рабочий человек будет обеспечен работой.
4. У человека труда появится уверенность в своём будущем.
5. Не нужно будет куда-то ехать в поисках заработка.
6. Дети получат своих родителей.
7. Уничтожатся корни возникновения преступности, ведь только государство может защитить свою собственность, и рабочие коллективы будут тоже заинтересованы в этом.
8. Подрубается сук, на котором сидит коррупционер.
9. В сельском хозяйстве государство в спешном порядке должно заняться восстановлением колхозов и совхозов.
10. Вернуть предприятиям инфраструктуру ЖКХ и жилых районов, выпуск отечественных товаров поставить в прямую зависимость с обеспечением жильём работников предприятий.
11. Будет жильё, и будут крепче семьи, будут своевременно строиться детские учреждения.
12. Рабочий человек будет хозяином в своей стране.
13. Государство будет своевременно прислушиваться к мнению людей, и не вообще, а на конкретном предприятии и оперативно участвовать в решении судьбы конкретных людей.
14. Представители власти будут ответственны перед конкретными людьми, которые могут в любое время могут отозвать своих представителей.

А теперь остановимся на некоторых проблемах особо.
Опыт последних 20-и лет показал несостоятельность политики, когда необоснованно разделены следующие проблемы:
Развитие отечественно производства, научного и производственного потенциала страны.
Благосостояние народа.
Образование.
Отдых трудящихся.
Состояние социальной структуры населённых пунктов.
Обеспечение народа жильём. Для России с трудными климатическими условиями это архиважно.
Содержание жилищно-коммунального хозяйства.
Состояние медицинского обслуживания населения.
Обеспечение прав рабочего человека.
Привлечение к управлению предприятием трудового коллектива.

Все эти проблемы были успешно решены на градообразующих предприятиях, которые были флагманами при внедрении подобной практики по стране.
Рабочий человек ясно ощущал зависимость своего материального и психологического состояния от личного вклада внесённого каждым в дело улучшения деятельности предприятия.

И каждый на своём рабочем месте делал всё от него зависящее, но кому-то такое действие показалось болезнью!

Теперь уже можно уверенно говорить о том, что эта отлаженная комплексная система, созданная в стране при социализме, была разрушена, и взамен за 20 лет ничего не создано и при существующей системе не будет создано.
Это уже видно невооружённым глазом!

В стране необоснованно была роздана государственная собственность, надо отметить, что это была преждевременная мера.
Многие этой собственностью и предоставленной им свободой не готовы были воспользоваться и стали лёгкой добычей криминала. Теперь уже можно говорить о захвате собственности и страны коварным оккупантом!

В настоящее время только государство может защитить свою собственность.
Отсюда вытекает вывод о необходимости возврата собственности государству.
Это так же будет самой действенной мерой по борьбе государства с коррупцией, тем самым ликвидируется питательная среда коррупции.

Встаёт естественный вопрос — А разве собственность кто-то отдаст добровольно?

До государства ещё не дошла такая простая истина — Кто же для неё на самом деле является истинным врагом, и кто является её союзникам?

Ответ прост — только народ! Только он готов к бескорыстному подвигу!
Если ситуация не будет разрешена, то государство может лишиться последнего своего союзника, кто вымрет, кто перекинется в стан врага.
Кто не с нами, тот против нас!

И в заключение надо сказать несколько слов ещё об одном выводе, который заключается в том, что путь через разрушение бесперспективен и это, в конце концов, всегда обернется против власти.
Когда рушатся устои, на которых держится государство, образующуюся пустоту всегда занимает криминал. И, похоже, что сейчас он занимает все ключевые посты в стране!

Криминал сейчас не обязательно тот, кто сидел в тюрьме, сейчас он приобретает видимую просвещенную форму, умеющую хорошо говорить, красиво выглядеть.
Эта сила всегда организована, вооружена, агрессивна, хорошо использует несовершенство законов в своих целях.
Сначала она завоевывает экономику, а затем и политику, превращаясь в силу противостоящую государству, пытаясь навязать свои законы о правах и о свободе личности, коими являются только они, и тем самым, обеспечивая себе безопасность.
Диапазон средств у неё для борьбы с государством велик, т.к. не существует ни моральных, ни нравственных ограничителей.

Каждый, кто сталкивается с нашей действительностью и с нашими законами, неизбежно приходит к выводу, что с существующими законами правовыми методами бороться просто невозможно.
Опять востребованными становятся слова известного гимна: » Весь мир насилья мы разрушим до основания. «

Читайте также:  Дают ли отсрочку после коррекции зрения

Данное обострение политической обстановки в стране является следствием того, что наши реформы не соответствуют тенденциям развития нашего общества и цивилизации в целом, которые не предполагали смены экономической ориентации нашего общества, то есть экономика должна была оставаться плановой.

Ситуация в дальнейшем будет развиваться так, что страна будет вынуждена переходить к плановой экономике, и это есть не возврат, как многие могут это трактовать, ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД, но на новом витке развития истории!

«Народ хочет знать». Ток-шоу.
Пятница, 18 марта 2011, 22:50
Последняя передача с участием Виктора Илюхина.

Эта передача открыла народу глаза на наше государство и его детище — Рыночную экономику.
Мы подошли к черте, когда государство лишилось всех средств, так необходимых для нормального функционирования государственного механизма.
Средства эти перешли в частные руки, которые созидательного опыта для удовлетворения нужд граждан страны не имеют, а из данной передачи стало ясно, что они этим, вообще-то не хотят и заниматься, и не должны. Задача бизнеса — прибыль, о чём не раз во время передачи говорила Яна Яковлева — председатель некоммерческого партнерства ‘Бизнес Солидарность’ (Какое громкое название!)

Если рядом с этим высказыванием привести и высказывание Президента, то получается, народ никому не нужен!

После таких речей все потуги власти приобщить предпринимателей к социальной поддержке населения оказываются тщетными, и выглядят как особый вид мимикрии.
Эта поддержка, так необходимая для нашего населения, которая должна носить постоянный характер, стала зависеть от доброй воли олигархов местного и государственного значения.
А средства их всё продолжают утекать за границу и работать на неё, а не на свою Родину. Об этом говорилось почти всеми выступающими.
Видите ли, у нас не создано для того, чтоб деньги не утекали, соответствующего инвестиционного климата в стране!

По стране семимильными шагами гордо шествует ОККУПАЦИЯ. Чего можно ждать от оккупантов?

А в передаче ведутся ещё какие-то разговоры о защите интересов НАЁМНОГО работника! Страну давно уже поработили!
А чего стоят разговоры о государстве, как об эффективном менеджере, оказывается, таковым может быть только частный бизнес!

В Интернете в дискуссиях нашёл по этому поводу одно интересное высказывание.

Михаилу 01.02.2011 7:03
Те, кто поставлен управлять Госсобственностью всеми усилиями доводит её до плачевного состояния, «на деле демонстрируя» какой неэффективный собственник государство, потом под одобрения непонимающей толпы эти же управленцы становятся частными собственниками этих же объектов, мгновенно превратившись в эффективных. Это циничный спектакль. Приватизация — это узаконенное мошенничество. Михаил, более эффективного собственника, чем Государство нет, ибо Государство это Народ, делегирующий свое представительство людям, неотягощенным личным интересом. У нас пока толпа, а в управлении либеральные подлецы.

источник

Глядя на диаграмму ‘Россия – этапы пути’ на себя обращает внимание факт, что вектора A1 и A7 расположены очень близко друг от друга.

В принципиальном плане здесь и между состояниями общества много схожего! Эта схожесть относится к роли государства в жизни общества.

Состояния общества A1 и A7 близки, но есть и большие различия!

Сейчас у нас есть опыт жизни при советской власти, и, как бы, многим не хотелось вычеркнуть этот период из жизни страны, это не получится! — Нельзя колесо истории заставить двигаться вспять!

Так будем реалистами и возьмём из нашего прошлого только самое лучшее.

Надо различать роль государства, как во внутренней жизни страны, так и во внешней.

Здесь мы будем касаться больше внутренней жизни страны, но от внешнего аспекта проблемы отстраняться тоже нельзя, всё зависит от взглядов руководства страны, от их способности видеть внешние угрозы для страны.

Есть и другие аспекты, которые зависят от личной заинтересованности государственной элиты, но мы на этой стороне проблемы не будем акцентировать наше внимание.

Основные задачи, которые должно решать государство, прямо зависят от состояния общества.

Поэтому необходимо по-крупному различать два состояния общества:

Так вот, чтоб определить объективно, в каком состоянии находится общество, необходим политический опыт руководителей страны и соответствующие знания. Большую роль играет мировоззрение власти.

Характерной ошибкой руководителей тогда и сейчас является необъективная оценка настоящего состояния. Прошлым руководителям страны это простительно. Современным нет.

Чтоб не быть голословным, приведём высказывание Президента Медведева.

‘Выступление на пленарном заседании мирового политического форума ‘Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности»

10 сентября 2010 года, 16:30 Ярославль

‘Мне уже приходилось называть очень тяжёлым нашим недугом широко распространённые в нашем обществе так называемые патерналистские настроения. Уверенность, что кто-то должен решить проблему за тебя — государство или кто-то другой, но не каждый на своём месте, — очень сильно зачастую отбрасывает нас назад’

С тех пор во взглядах власти ничего не изменилось. Они живут в своей стране как в изоляции, не понимая того, что страна находится в критическом состоянии.

Считаю, что этот тяжёлый недуг больше свойственен самой нынешней власти, желание проблемы государства переложить на уставшие от реформ плечи простых граждан. — А они в это время будут отдыхать в разных ‘Куршевелях’!

В настоящее время, как правило, критическому состоянию страны «Анархия», где мы сейчас и находимся, приписывают свойство состояния страны характерные для «Демократии».

Не учитывается следующий факт.

В условиях кризиса ситуация меняется очень быстро. Пока законы пишутся, обсуждаются и принимаются, ситуация уже изменилась.

Закон принимается, но он уже не соответствует действительности и поэтому не работает.

И так обстоит дело со всей совокупностью законов, которые в прямом смысле превращаются в цепи для народа.

Выход из кризиса возможен только при устройстве власти именуемом «Диктатурой»! Кстати на диаграмме ‘Россия – этапы пути’ показано, что Россия неумолимо движется к сектору ‘Диктатура’.

Диктатура, прежде всего, говорит об отсутствии разделения властей. И это правильно, во время кризиса все ветви власти должны выступать как одно целое!

В условиях кризиса только так надо поступать, демократические принципы не предполагают оперативности, а обстоятельства этого требуют!

При Диктатуре формула математической модели имеет вид

Надо заметить, что при Демократии, как в рыночной экономике, так и в плановой формула модели имеет такой же вид!

Подробно о трансформации математической формулы математической модели можно почитать, перейдя по ссылке http://samlib.ru/c/chekalow_ewgenij_wasilxewich/nazlobudnjaglawa13transformacijaformulymodelirazwitijaobshestwa.shtml

Состояние «Анархия», в котором мы сейчас и находимся, характеризуется снижением роли государства ниже на данный момент допустимого. Здесь надо отметить, что роль государства с развитием цивилизации будет возрастать.

Но в рыночной и плановой экономике наблюдается разная динамика этой роли.

* В рыночной экономике с развитием цивилизации общество часть своих полномочий должно передавать государству. Непонимание этого факта и является основной причиной современных кризисов рыночной экономики.

* В плановой экономике, наоборот, государство должно часть своих полномочий передавать обществу, но, ни в коем случае, не менять ориентацию плановой экономики на рыночную. А у нас, как раз, это и было сделано.

Это и является основной причиной кризисного состояния страны.

Желание власти «совершенствовать» нашу рыночную экономику к успеху не приведут, а будут только способствовать углублению кризиса!

Автор до сих пор рассматривал проблемы со стратегической точки зрения, не касаясь проблем тактических, но, видимо, пришло время остановиться на проблемах тактики.

Как и в начале XX-ого века в России на первом месте сейчас стоит проблема власти, остановимся на двух точках зрения на роль государства в жизни общества!

Рассмотрим современные проблемы, стоящие перед обществом, как я их понимаю.

1) большая часть населения находится в нищете,

2) отечественное производство разрушено,

3) в стране работы невпроворот, а у нас безработица,

4) у наёмного работника нет перспективы устроить свою жизнь,

5) большая часть трудоспособного населения превратилось в перекати-поле,

6) рушатся семьи, растёт число сирот,

7) преступность в стране не снижается,

9) сельское население деградирует,

10)ЖКХ в упадке, тарифы растут, качестве обслуживания населения падает,

11)рабочий человек практически лишён возможности иметь своё жильё,

12)наёмный работник это современный крепостной,

13)защищать свои права наёмный работник не в состоянии.

14)своих представителей во власти трудовые коллективы не имеют.

Жаркое лето 2010 и зима показали несоответствие методов управления особенностям природно-климатических условий России! И высшая власть была вынуждена перейти к ручному управлению страной.

Решать стоящие перед нашим обществом проблемы можно разными способами, за 20 лет народ уже убедился в том, что при существующей системе эти проблемы не разрешимы. Пресловутая система разделения властей для этого не предназначена, она защищает интересы только богатой части населения!

Хоть власть постоянно и говорит о борьбе с бедностью, но выходит, что она борется с бедными.

Почему так происходит? Да, дело в том, что у нас в стране давно существует ДВОЕВЛАСТИЕ.

Главным конкурентом власти являются РЫНОЧНЫЕ структуры, за усиление которых так яростно ратует государство, которое в борьбе с этими структурами оказывается в проигрыше!

А почему? Да потому, что последнее слово в этой борьбе всегда остаётся не за государством!

В результате чего, бедственное положение простого человека только ухудшается.

Есть другой способ решения этих проблем! Просто, нам надо обратиться к нашему советскому опыту. В работоспособности наработанных методов было много поводов убедиться.

И какая-то кучка выскочек решила, что она умнее нескольких поколений советских людей! — Какое самомнение! Какое тогда было образование, и какое оно стало сейчас, говорит о многом.

В современных критических условиях есть только один способ повлиять на ситуацию в стране в нужном направлении — это приход государства как собственника на каждое предприятие, пусть не везде на все 100%.

Оставшаяся часть собственности должна быть передана трудовым коллективам.

Это будет актом справедливости и это позволит решить все существующие проблемы!

1)Наконец народу вернётся заработанная им прибавочная стоимость,

2)Восстановление разрушенного отечественного производства будет в прямой зависимости от работы каждого коллектива.

3)Рабочий человек будет обеспечен работой.

4)У человека труда появится уверенность в своём будущем.

5)Не нужно будет куда-то ехать в поисках заработка.

6)Дети получат своих родителей.

7)Уничтожатся корни возникновения преступности, ведь только государство может защитить свою собственность, и рабочие коллективы будут тоже заинтересованы в этом.

8)Подрубается сук, на котором сидит коррупционер.

9)В сельском хозяйстве государство в спешном порядке должно заняться восстановлением колхозов и совхозов.

10)Вернуть предприятиям инфраструктуру ЖКХ и жилых районов, выпуск отечественных товаров поставить в прямую зависимость с обеспечением жильём работников предприятий.

11)Будет жильё, и будут крепче семьи, будут своевременно строится детские учреждения.

12)Рабочий человек будет хозяином в своей стране.

13)Государство будет своевременно прислушиваться к мнению людей, и не вообще, а на конкретном предприятии и оперативно участвовать в решении судьбы конкретных людей.

14)Представители власти будут ответственны перед конкретными людьми, которые могут в любое время могут отозвать своих представителей.

А теперь остановимся на некоторых проблемах особо.

Опыт последних 20-и лет показал несостоятельность политики, когда необоснованно разделены следующие проблемы:

1)Развитие отечественно производства, научного и производственного потенциала страны.

5)Состояние социальной структуры населённых пунктов.

6)Обеспечение народа жильём. Для России с трудными климатическими условиями это архиважно.

7)Содержание жилищно-коммунального хозяйства.

8)Состояние медицинского обслуживания населения.

9)Обеспечение прав рабочего человека.

10)Привлечение к управлению предприятием трудового коллектива.

Все эти проблемы были успешно решены на градообразующих предприятиях, которые были флагманами при внедрении подобной практики по стране.

Рабочий человек на своей жизни ощущал зависимость своего материального и психологического состояния от личного вклада внесённого каждым в дело улучшения деятельности предприятия.

Всё выше сказанное это не утопические теории, автор живёт на посёлке, который является градообразующим. Теперь постоянно приходится сравнивать то, что было с тем, что стало. И это сравнение не в пользу настоящего положения дела.

Каждый на своём рабочем месте делал всё от него зависящее, но кому-то такая жизнь показалось болезнью!

Теперь уже можно уверенно говорить о том, что эта отлаженная комплексная система, созданная в стране при социализме, была разрушена, и взамен за 20 лет ничего не создано и при существующей системе не будет создано.

Это уже видно невооружённым глазом!

В стране необоснованно была роздана государственная собственность, надо отметить, что это была преждевременная мера.

Многие этой собственностью и предоставленной им свободой не готовы были воспользоваться и стали лёгкой добычей криминала. Теперь уже можно говорить о захвате собственности и страны коварным оккупантом! А оккупант всегда сторонник дикого рынка!

В настоящее время только государство может защитить свою собственность.

Отсюда вытекает вывод о необходимости возврата собственности государству.

Это так же будет самой действенной мерой по борьбе государства с коррупцией, тем самым ликвидируется питательная среда коррупции.

Встаёт естественный вопрос — А разве собственность кто-то отдаст добровольно?

До государства ещё не дошла такая простая истина — Кто же для него на самом деле является истинным врагом, и кто является его союзникам? А ситуация предполагает, что стране надо готовиться к худшему. Об этом говорит диаграмма ‘Россия – этапы пути’. Вектор A7 находится рядом с вектором A1!

Ответ прост — только народ! Только он готов к бескорыстному подвигу!

Если ситуация не будет разрешена, то государство может лишиться последнего своего союзника, кто вымрет, кто перекинется в стан врага.

А кто не с нами, тот против нас!

И в заключение надо сказать несколько слов ещё об одном выводе, который заключается в том, что путь через разрушение бесперспективен и это, в конце концов, всегда обернется против власти.

Когда рушатся устои, на которых держится государство, образующуюся пустоту всегда занимает криминал. И, похоже, что сейчас он занимает все ключевые посты в стране!

Криминал сейчас не обязательно тот, кто сидел в тюрьме, сейчас он приобретает видимую просвещенную форму, умеющую хорошо говорить, красиво выглядеть.

Эта сила всегда организована, вооружена, агрессивна, хорошо использует несовершенство законов в своих целях.

Сначала она завоевывает экономику, а затем и политику, превращаясь в силу противостоящую государству, пытаясь навязать свои законы о правах и о свободе личности, коими являются только они, и тем самым, обеспечивая себе безопасность.

Диапазон средств у неё для борьбы с государством велик, т.к. не существует ни моральных, ни нравственных ограничителей.

Каждый, кто сталкивается с нашей действительностью и с нашими законами, неизбежно приходит к выводу, что с существующими законами правовыми методами бороться просто невозможно.

Настоящее обострение политической обстановки в стране является следствием того, что наши реформы не соответствуют тенденциям развития нашего общества и цивилизации в целом, которые не предполагали смены экономической ориентации нашего общества, то есть экономика должна была оставаться плановой.

Ситуация в дальнейшем будет развиваться так, что страна будет вынуждена переходить к плановой экономике, и это есть не возврат, как многие могут это трактовать, ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД, но на новом витке развития истории!

Пятница, 18 марта 2011, 22:50

Последняя передача с участием Виктора Илюхина.

Эта передача открыла народу глаза на наше государство и его детище — Рыночную экономику.

Мы подошли к черте, когда государство лишилось всех средств, так необходимых для нормального функционирования государственного механизма.

Средства эти перешли в частные руки, которые созидательного опыта для удовлетворения нужд граждан страны не имеют, а из данной передачи стало ясно, что они этим, вообще-то не хотят заниматься, и, как они считают, и не должны.

Задача бизнеса — прибыль, о чём не раз во время передачи говорила Яна Яковлева — председатель некоммерческого партнерства ‘Бизнес Солидарность’ (Какое громкое название!)

Если рядом с этим высказыванием привести и высказывание Президента Медведева, то получается, народ никому не нужен!

После таких речей все потуги власти приобщить предпринимателей к социальной поддержке населения оказываются тщетными, и выглядят это как особый вид мимикрии.

Эта поддержка, так необходимая для нашего населения, которая должна носить постоянный характер, стала зависеть от доброй воли олигархов местного и государственного значения.

Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

А средства их всё продолжают утекать за границу и работать на неё, а не на свою Родину. Об этом говорилось почти всеми выступающими.

Видите ли, у нас не создано для бизнеса условия, чтобы их деньги не утекали, не создано соответствующего инвестиционного климата в стране!

Можно говорить, что по стране семимильными шагами гордо шествует ОККУПАЦИЯ. Чего можно ждать от оккупантов?

А в передаче ведутся ещё какие-то разговоры о защите интересов НАЁМНОГО работника! Страну давно уже поработили!

А чего стоят разговоры о государстве, как об эффективном менеджере, оказывается, таковым может быть только частный бизнес!

Автор в Интернете нашёл по этому поводу одно интересное высказывание.

‘Постиндустриальная’ дискуссия и ‘Ельцин forever!’ Юрий Болдырев

Те, кто поставлен управлять Госсобственностью всеми усилиями доводит её до плачевного состояния, «на деле демонстрируя» какой неэффективный собственник государство, потом под одобрения непонимающей толпы эти же управленцы становятся частными собственниками этих же объектов, мгновенно превратившись в эффективных. Это циничный спектакль. Приватизация — это узаконенное мошенничество. Михаил, более эффективного собственника, чем Государство нет, ибо Государство это Народ, делегирующий свое представительство людям, неотягощенным личным интересом. У нас пока толпа, а в управлении либеральные подлецы.

источник

Рыночное хозяйство проходит длительный путь развития — от простого к
очень сложному современному. Вместе с тем менялась роль государства и взгля-
ды ученых на эту роль.

Классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо и др.) считала, что государство
необходимо, чтобы охранять в обществе мир, порядок, справедливость, имущест-
во граждан, их свободу в достижении своих целей. Кроме этого государство
должно предоставлять обществу услуги, которые невозможны или невыгодны для
частных лиц, — образование, связь, транспорт, оборону и др.

Таким образом, обосновывался принцип невмешательства государства в
экономику, утверждалось ее свободное развитие под влиянием рыночных стихий-
ных сил.

Кейнсианство, Возникло в период великой депрессии (1929-1936 гг.) От-
казалось от позиции невмешательства государства в экономику. Напротив, дока-
зывает необходимость мощного государственного воздействия на экономику, ко-
торая иначе не могла избавиться от кризисов и безработицы. Это было теоретиче-
ским объяснением складывающейся практики сильной фискальной политики и
самого принципа государственного регулирования экономики. Следовательно,
возобладала идеология этатизма (государственничества).

Неолиберализм (Ф. Хайек, Л. Мизес, В. Ойкен, Ф. Милтон и др.). Стано-
вится влиятельным направлением в 60-70 гг. XX в.. когда рыночная экономика
успешно развивалась без тяжелых кризисных потрясений. Сторонники неолибе-
рального направления критикуют идеологию этатизма, считая, что расширение
государственной власти неизбежно ведет к подавлению личной свободы и ини-
циативы людей, а именно этим факторам мир обязан своими достижениями. По-
этому необходимо ограничивать власть государства над обществом. У государст-
ва должны быть функции сохранения частной собственности и свободы конку-
ренции, а также регулирующие функции, не противоречащие рыночным законам,
свободе предпринимательства.

Марксизм. Его сторонники стоят на позициях ликвидации частной собст-
венности и максимального огосударствления экономики. Это приводит к идее за-
мены демократии диктатурой. На практике формируется тоталитарная, админист-
ративно-командная экономика. Ф. Хайек писал, что это — дорога к рабству и эко-
номическому краху.

Итак, в настоящее время никто из серьезных ученых не предлагает полного
огосударствления экономики. Однако все они в той или иной мере признают це-
лесообразность или необходимость активного вмешательства государства, так как
рынок не обладает таким автоматическим регулятором, который мог бы обеспе-
чить стабильный экономический рост.

3.2. Границы вмешательства государства в экономику и
функции правительства

Существуют минимально необходимые и максимально допустимые гра-
ницы вмешательства в экономику.

Первый вид вмешательства (минимальное) связан с функциями правитель-
ства, обеспечивающими нормальные условия работы рыночного механизма. К
ним относятся:

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих
эффективному функционированию рынка (законы о собственности, соблюдении
контрактов, защите потребителей, банкротстве и т.д.);

2) защита конкуренции (поддержка малого бизнеса, борьба с монополизмом
и т д.).

Второй вид вмешательства государства в экономику (максимально допус-
тимые границы) связан с необходимостью модификации рыночного механизма и
дополнения его там, где он не срабатывает успешно для общества. В этом случае
выделяются три функции правительства.

1. Перераспределение дохода и богатства. Рыночная система влечет за со-
бой значительное неравенство в распределении денежного дохода, продукта и бо-
гатства. Перераспределяя доходы, правительство уменьшает неравенство. Оно
использует трансфертные платежи, а также модифицирует цены, устанавливае-
мые рыночными силами (например, гарантирование цен фермерам, минимальные
ставки заработной платы и т.д.).

2. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры
национального продукта. Оно необходимо в двух случаях резкого нарушения
функционирования рынка: когда рыночная система либо произвела «не те» коли-
чества определенных товаров и услуг, либо она не выделила какие бы то ни было
ресурсы на производство некоторых благ, выпуск которых экономически
оправдан.

Во втором случае важное значение имеет производство государством обще-
ственных товаров, которые рыночная система вообще не намерена производить,
такие как оборона, правопорядок, народное образование, здравоохранение, музеи
и т.д. Такие товары удовлетворяют коллективные потребности и потребляются
сообща.

3. Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста, соз-
дающего условия для роста благосостояния народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9803 — | 7675 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

1. Государственная Дума Российской империи первого и второго созывов являлась полноценным законодательным органом, реально осуществлявшим власть в стране.

2. Существование Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало прерогатив самодержавной власти императора.

Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной?

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Используя исторические знания, приведите аргументы, подтверждающие данную оценку, и аргументы, опровергающие её.

«Победа красных в Гражданской войне объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.

«Внутренняя политика Александра III создала условия для успешного развития страны».

Высказывается следующая оценка состояния России до начала её модернизации Петром I. Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.

«Россия XVII в. была страной, в которой продолжали господствовать средневековые черты в экономической и культурной жизни страны, и только гением Петра она смогла начать подтягиваться до уровня развитых стран западной Европы»

На основе текста и знаний по истории укажите задачи названной военной операции. Приведите не менее трёх положений.

«Марш-манёвр главных сил русской армии прикрывался сильным арьергардом, в задачу которого входило не только обеспечение планомерного и безопасного движения войск, но и дезориентация противника, для чего часть войск арьергарда должна была совершать движение в ложном направлении, увлекая за собой неприятельские отряды. Кутузов приказал командовавшему арьергардом генералу Милорадовичу направить казаков по Рязанской дороге для «фальшивого движения». Войска арьергарда успешно выполнили эту задачу, а также установили направление движения и численность наполеоновских войск.

Несмотря на то, что Наполеон разослал по всем дорогам отряды, чтобы установить направление движения главных сил русской армии, ему так и не удалось это сделать. Наполеон не знал, где находятся Кутузов и его армия. В военной истории нет, пожалуй, подобного примера, когда бы почти 100-тысячное войско могло бы «исчезнуть» на глазах у противника. В умении оторваться от французской армии, ввести её в заблуждение, в способности замаскировать истинное направление движения войск, совершить столь искусно фланговый марш- манёвр — одна из крупнейших заслуг русского командования. Завершив манёвр, русская армия прикрыла Калугу, где были сосредоточены огромные военные запасы, Тулу с её оружейным заводом.

В результате выхода русской армии в район Тарутино открывалась возможность прямого сообщения с южными областями России, которые могли питать армию людским пополнением и всеми видами снабжения».

51. Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

С. Ю. Витте Из конспекта лекций, читанных великому князю Михаилу 1900-1902 гг.

«. Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно-землевладельческою страною. она постепенно становится только теперь. Причина этого замедления кроется в бедности России капиталами. Постоянные капиталы (машины, орудия производства) в равной мере у нас ничтожны. При недостатке капиталов и при слабом развитии промышленности нет ничего удивительного, что в нашем земледелии все еще господствует хищническая экстенсивная система, что за отсутствием широкого поля для приложения народного труда всякий, даже местный, неурожай обращается, как и встарь, в народное бедствие. чего промышленные страны уже не знают. Уровень потребностей. общественных классов, а особенно простого народа (России), несравненно ниже, чем в культурных странах Запада. Потребление в русском крестьянском хозяйстве поражает своими незначительными размерами. Статистическое исследование в Воронежской губернии 67 хозяйств среднего достатка дало вывод, что при семье из 8 душ, в числе которых находятся два полных работника, расход на каждую. душу достигает 53 рублей 5 копеек в год. Из этой суммы 26 рублей 78 копеек представляют стоимость предметов, производимых самим крестьянским хозяйством, а 26 рублей 27 копеек являются денежным расходом. Малое развитие потребностей нашего народа объясняется тем, что он лишь недавно освободился от крепостного состояния. Разителен в этом отношении контраст между дореформенной и пореформенной Россией. За последние тридцать лет наше отечество в деле развития потребностей и производительных сил сделало больше, нежели за все время с Петра Великого. »

Какие факторы, по мнению Витте, оказывают негативное влияние на экономическое развитие России на рубеже XIX-XX? Какой главной причиной он объясняет сравнительную экономическую отсталость России?

источник

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Федеральное агентство по образованию

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Курсовая работа по макроэкономике
На тему: Различные взгляды на роль государства в экономике

Рожковой Ю.Е.
гр. 09ВЭ1
Научный руководитель доцент
Амирова Н.Р.

Глава 1. Функции государства в экономике……………………………………5
Глава 2. История эволюций представлений о роли государства в экономике

    2.1 Меркантилизм о роли государства в экономике……………………10

2.2 Физиократы о роли государства в экономике………………………13
2.3 Классическая школа о роли государства в экономике…………….. 15

    2.4 Маржинализм о роли государства в экономике…………………….17
    2.5 Неоклассицизм о роли государства в экономике…………………. 20
      Кейнсианство и роль государства в экономике……………………22

Глава 3. Роль государства в экономике России……………………………….25
Заключение…………………………………………………… ………………….28
Список используемой литературы……………………………………………. 30

Тема моей работы актуальна на сегодняшний день и интересна с исторической точки зрения. Проблема государственного вмешательства в экономику, на мой взгляд, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос «Что, как и для кого производить?» одной единственной формой собственности — государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система- это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. История государства и эволюции экономической мысли – неисчерпаемый источник материала для анализа всех «за» и «против» различных аспектов взаимодействия государства и экономики. Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.
И, наконец, хотелось бы особо подчеркнуть, имея в виду день сегодняшний, потребность в государственной поддержке и подчас организации фундаментальных научных исследований, а также защиты среды обитания.
Цель работы: проанализировать различные взгляды на роль государства в экономике.
Задачи работы:

    Рассмотреть функции государства в экономике;
    Изучить историю эволюций представлений о роли государства в экономике;
    проанализировать роль государства в экономике России.

    Глава 1. Функции государства в экономике

Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен наиболее ярко проявляется тогда, когда действует. Функции государства — это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.
Другими словами, функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
Таким образом, функции государства непосредственно выражают, предметно конкретизируют его сущность, национальные и частные интересы членов общества. 1
Функции государства объективны. Они не зависят ни от сознания и воли, объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто этим сообществом управляет. Главной — генеральной — функцией государства является реализация «общих дел». Реализация этой функции обеспечивает объективные предпосылки человеческого существования, как то: природные условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.
Необходимо упомянуть о том, что практически все, известные ныне теории происхождения и функций государства в основе своей имеют две основные концепции, принимающие во внимание ту или иную сторону государственной деятельности. Это, во-первых, — концепция государства как воплощения идеи «всеобщего блага». Второй является концепция государства как аппарата для осуществления насилия одной части общества над другой.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение в стране. Иначе говоря, все, по сути, сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Государство призвано корректировать те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму. Соответственно оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству требуется также направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих. Как правило, рынок не нацелен на разработки в области фундаментальных наук, ибо это связано с высокой степенью риска и неопределенностью, с огромными затратами. И в этой области требуется вмешательство государства. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращение безработицы. На плечи государства ложатся и внешняя политика — защита целостности и суверенитета государства, обеспечение дипломатических отношений, защита общества от нападений извне, мирное сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов, так же большое место во внешнеполитических функциях государства занимает исполнение договоров и создание международных миротворческих сил 2 ; регулирование платежного баланса, валютных курсов.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции, важными из которых являются следующие:

      создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д.;
      стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы;
      социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения;
      обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т. д.
Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через: свои расходы, налогообложение, регулирование, государственное предпринимательство.
Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение. Существенный элемент расходов – трансфертные платежи. Сюда, как уже говорилось, относятся различные виды пособий (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн. Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение. Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов.
Государственное регулирование способствует формированию хозяйственных связей и пропорций, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов. Государственное регулирование осуществляется в различных формах — законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма означает, что принимаются специальные законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, расширяющие границы конкуренции, препятствующие развитию монополизированного производства, установлению непомерно высоких цен.
Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Данному Комитету поручено осуществлять контроль, над тем, чтобы образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации на рынке. Он имеет право давать разрешению на регистрацию новых крупных экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных организаций. На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.
Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенции в ВНП развитых стран составляет 5—10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам. Некоторые западные экономисты считают, что субвенции нарушают действие рыночного механизма, препятствуют адекватному распределению экономических ресурсов, тормозят реагирование рынка на изменение запросов и доходов на стороне спроса и на изменение издержек и количества произведенной продукции на стороне предложения.

    Глава 2. История эволюций представлений о роли государства в экономике
    2.1 Меркантилизм о роли государства в экономике

    Вытеснение натурально-хозяйственных отношений рыночными экономическими отношениями охватывает исторический отрезок «переходного времени» примерно с XVI по XVIII в. Этот период в экономической литературе называют обычно периодом меркантилизма или меркантилистской системы.
    Понятие «меркантилизм» происходит от слова латинского происхождения mercari (торговать). По-английски и по-французски mercantile означает «торговый», а итальянское mercante означает «торговец» или «купец». Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную концепцию, возникновение которой тесно связано с последствиями великих географических открытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления капитала», возникновение новых типов хозяйствующих субъектов — собственников-предпринимателей и наемных работников.
    Основные представители: Уильям Стаффорд (1554 — 1612), Томас Ман (1571 — 1641), Антуан де Монкретьен (1575 — 1621), Антонио Серра (даты жизни и смерти не известны).
    По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Данная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом мировоззренческими принципами меркантилистов, как-то:
    1) золото и сокровища любого рода как выражение сути богатства;
    2) регулирование внешней торговли с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;
    3) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
    4) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
    5) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
    6) рост населения для поддержания низкого уровня заработной платы. 3
    Меркантилисты провозглашали активное вмешательство государства в экономику. Они утверждали, что главный показатель богатства страны — количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт» сдерживать импорт. Ввели термин «политическая экономия».
    Рассмотрим кратко основные позиции наиболее популярных меркантилистов позднего или, как еще говорят, зрелого периода.
    Например, Томас Мен название своей книги озаглавил так: «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства» (1664). Он был уверен, что надо «продавать по возможности дешево, лишь бы не терять сбыта. ». Что же касается увеличения ввоза в страну товаров за наличные деньги, то выгоду здесь Т. Мен видел в том, что достигнутое увеличение «. в конце концов, после вывоза этих товаров снова за границу, превращается в ввоз гораздо большего количества денег».
    Во многом похожие с Т. Меном суждения высказывал Дж. Локк, считавший, кстати, что «богатство» надо рассматривать не просто как большое количество золота и серебра, а большее в сравнении с другими странами.
    Почти повторил Дж. Локка и Р. Кантильон, утверждая в своем «Очерке о природе торговли» (1755), что «любое государство, где в обращении находится больше денег, нежели в соседних странах, имеет над ними преимущество, пока поддерживает данное изобилие». 4
    Наконец, следует упомянуть и о так называемом бумажно-денежном меркантилисте Дж. Ало, который в своей работе «Анализ денег и торговли» (1705) настойчиво аргументировал положение о том, что небольшое увеличение цены приводит к существенному росту предложения, т.е. о том, что эластичность предложения товаров достаточна высока. Отсюда вполне логичен вывод о возможности значительного воздействия на рост производства посредством увеличения количества денег в обращении.
    Сейчас все страны в какой-то мере придерживаются политики меркантилизма, т.е. основного метода накопления золотого запаса через введение огромных пошлин на импорт товаров и услуг. Эта политика проводится в данный момент и в России, потому что наша промышленность в данный момент не конкурентоспособна даже на Российском рынке при высоких налогах на экспорт. Из всей страны осталось мало предприятий, которые свободно конкурируют на рынке и поэтому они не могут «кормить» всю страну. И правительство вынуждено отказаться от режима свободной торговли, которую так приветствовала перестройка, и вернуться к политике протекционизма. Таким образом, в ходе своего развития, идеи меркантилизма о вмешательстве государства в экономику нашли свое практическое применение.

    2.1 Физиократы о роли государства в экономике

    Физиократы (фр. physiocrates, от греч. physis — природа и kratos — сила, власть, господство) — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (фр. physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кёне, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества — идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.
    Основные представители: Франсуа Кенэ (1694-1767), А. Тюрго (1727—1781), В. Мирабо (1715 — 1789), В. Дюпон де Немур (1739 — 1817), Г. Летрон (1728 — 1780) и др.
    Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не деньги, не золото, а продукт, производимый в сельском хозяйстве. Отсюда твердое убеждение сторонников этого учения, что единственным производительным классом в обществе являются крестьяне (земледельцы). А все остальные, в лучшем случае, только перерабатывают созданный ими продукт. Глава школы физиократов Ф.Кенэ оставил яркий след в науке как автор знаменитой «Экономической таблицы». «Экономическая таблица» воплотила в себе все основные положения физиократов: деление общества на три класса (земельных собственников, фермеров и «бесплодных»); чистый продукт (прибавочная стоимость) производится только в сельском хозяйстве; для промышленности характерно лишь сложение стоимостей; обмен эквивалентов в торговле как результат свободной конкуренции. «Экономическая таблица» представляет собой, по сути, первую в истории экономической науки попытку рассмотреть процесс воспроизводства общественного продукта между тремя главными секторами народного хозяйства.
    Физиократы, Ф.Кенэ, Ж.Тюрго, выступая против вмешательства государства в процессы производства и торговли, видели за ним следующие функции: сохранение «естественного порядка»; создание предприятий общественного характера (дороги и т.д.); допущение ссуд только в сельское хозяйство, так как ссуды в индустрию или торговлю бесплодны; выполнение фискальной функции по отношению к классу земледельцев, создающему чистый продукт; способствование распространению всеобщего образования.
    Физиократы исследовали сферу производства, положили начало научному анализу воспроизводства и распределения общественного продукта. Главную роль в экономике государства отводили земледелию. Делили общество на классы. Выступали против меркантилизма; сторонники свободной торговли.

    2.3 Классическая школа о роли государства в экономике

    Принято считать, что классическая политическая экономия зародилась в конце XVII — начале XVIII в. в трудах У. Петти (Англия) и П. Буагильбера (Франция). Время ее завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция устанавливает период завершения развития первую четверть 19 века, и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж. С.Милля.

    Классическая школа, или Классическая политическая экономия (англ. classical political economy) — направление экономической мысли, в рамках которой была разработана важнейшая парадигма экономической науки — трудовая теория стоимости; кроме этого, вслед за физиократами, классики пропагандировали экономический либерализм. Школа активно развивалась в конце 17 века — 30-х годах 19 века. Основателем направления является А. Смит, его ближайшими последователями («смитианцами») — доктор Дж. Андерсон, граф Лодердейл (1759—1838), Т. Мальтус, Т. Тук, полковник Роберт Торренс (1780—1864), сэр Э. Уэст и Дж. Х. Марсет. Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.
    Новый этап в развитии классической школы знаменует собой фигура Д. Рикардо с его развитием концепции стоимости, оригинальными теориями земельной ренты и международной торговли. В число непосредственных последователей Д. Рикардо входили английские экономисты Дж. Милль, Дж. Р. МакКуллох и Т. де Куинси; кроме этого к «рикардианцам» относят У. Сениора и Г. Мартино.

    Экономистами, поддерживавшими классическую школу в континентальной Европе являлись француз Ж. Б. Сэй, швейцарец Ж. Симонд де Сисмонди и немецкий экономист Ф. фон Германн. Завершающий этап эволюции школы представлен творчеством Дж. С. Милля, в работах которого нашли окончательное воплощение принципы классической школы в экономической теории.

    В классической экономической теории экономика обладает способностью к саморегулированию и полному использованию своих ресурсов, а любое производство организуется для того, чтобы увеличить потребление.
    Работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных cил» (принцип «laissez faire») создает гармоничное устройство» 5 , стала еще одной ступенью развития представлений о роли государства в экономике.
    В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

    Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли

    2.4 Маржинализм о роли государства в экономике

    В 1870 годы произошла маржинальная революция в экономической науке, и возникли главные экономические школы. Маржинальная школа экономики порвала преемственность с предшествовавшей классической школой экономики. С конца ХIХ века с 1970-х г. маржинализм — общее главное направление современной западной экономической идеологии. Он начал формироваться более ста лет назад и прошел ряд ступеней, представленных многими разновидностями, течениями современной экономической мысли.
    Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории ценности; возникло в 70-е гг. ХIХ века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен.
    Маржинализм, в целом, динамичен, не устойчив, противоречив. В нем идет борьба по поводу, чаще всего, несущественных аспектов экономики.
    Новым в этой экономической школе был ряд моментов, из них выделим четыре:
    1. Происходит сужение предмета исследования, отказ от широкого подхода к экономике и сосредоточение на анализе лишь отдельных экономических аспектов. От учета многоукладности экономики перешли к анализу только наиболее развитой формы рынка (абстрагируясь от натуральной экономики, присваивающего природопользования, простых форм рынка и т.п.). Маржиналисты изучают поведение индивида в условиях современного рынка — минимизацию им издержек и максимизацию прибыли.
    2. Маржиналисты широко применяют математические методы для описания, моделирования экономических процессов. Это, несомненно, важно и преемственно по сравнению с Кенэ и Марксом. В то же время это порой ведет к схоластическому манипулированию числами. Обычно маржиналисты гипертрофируют математические методы и игнорируют логические и диалектические основания экономической науки.
    3. Маржиналисты сделали упор на изучении предельных величин в экономических процессах, что и дало название этой школе — маржинализм. Это развитие наметившейся ранее тенденции и должно быть интегрировано экономической теорией.
    и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

источник