Меню Рубрики

Если характеризует государство с точки зрения

Форма государственного устройства. Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально‑территориальную структуру страны. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно‑территориальные единицы, которые не обладают какой‑либо политической самостоятельностью, хотя в хозяйственной, социальной и культурной сферах их полномочия могут быть достаточно широки. Государственный аппарат унитарного государства представляет собой единую структуру на всей территории страны. Компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов. Гражданство унитарного государства — единое, административно‑территориальные образования собственного гражданства не имеют. В унитарном государстве функционирует и единая система права. Существует одна конституция, нормы которой действуют на всей территории страны без каких‑либо изъятий. Местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственные нормы носят сугубо подчиненный характер, распространяются лишь на соответствующую территорию. Единая судебная система осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими правовыми нормами. Судебные органы унитарного государства — звенья единой централизованной системы. Налого‑вал система унитарного государства — одноканаль‑ная: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам. Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция Египет и др.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий. Автономияэто внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создаются национально‑культурные автономии. Такие автономии носят экстерриториальный характер. Представители определенной национальности создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Другой формой государственного устройства является федерация, представляющая собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые имеют собственное административное деление. Субъекты федерации обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью. В федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации. Парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации и при ее формировании используется принцип равного представительства всех субъектов федерации вне зависимости от численности населения, проживающего на их территории. Гражданство федерации — двойное: каждый гражданин — гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации. Существуют две правовые системы: федеральная и субъектов федерации. Последние имеют право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов: конституция и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству.

Наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды. Федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства. Налоговая система федерации — двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в федеральную казну, существуют и налоги субъектов федерации. Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Среди федеративных государств выделяют национально‑государственные и административно‑территориальные. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально‑территориальному признаку (частично в Российской Федерации). В основе же административно‑территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

Различают также договорные и учредительные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федерации, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия — это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990—1991 гг.

Некоторые ученые‑юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства — конфедерацию. Однако формально она не является государством. Конфедерация — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких‑либо общих целей.

Конфедерация не имеет собственной территории — она состоит из территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами — членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами. Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство‑член имеет свое гражданство. Отсутствует и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств — членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981—1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем — просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств (СНГ). Еще одним примером надгосударствен‑ного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний. Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.

7. Политико‑правовой режим

Политико‑правовые режимы по степени политической свободы личности и соблюдения государством ее прав и свобод делятся на демократические и антидемократические .

Термин «демократия» греческого происхождения. В буквальном переводе он означает «власть народа». Первые демократические формы политической жизни появились еще в древности: ученые говорят о существовании первобытной, или общинной, демократии в ранний период истории человечества. Демократия была хорошо известна и в античном мире (Древняя Греция и Древний Рим). Классическим образцом античной демократии считаются Афины. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V в. до н. э. и связан прежде всего с именем Пернкла. В европейском средневековье также неоднократно возникали демократические города государства (например,Новгород, Венеция, Генуя, и др.).

В современной политической науке под демократией понимается политико‑правовой режим (иногда говорят о политической системе, форме государственно‑политического устройства), основанный на признании народа источником и субъектом власти. Основными чертами демократического режима являются: формирование органов власти выборным путем, свобода деятельности различных субъектов политической жизни, признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности.

Антидемократическим называют политико‑правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Тоталитарный режимэто политический рг‑жим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны, государства. Западные политологи (3. Бжезинский и К. Фридрих) выделяют следующие признаки тоталитарного режима:

1) наличие единственной массовой партии, фактически сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером‑диктатором; обожествление лидера, его пожизненная несменяемость;

2) наличие официальной, господствующей в обществе тоталитарной идеологии (коммунизм, национал‑социализм, фашизм). Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Общественное развитие представляется как телеологический, т. е. направленный к определенной цели процесс. Идеология не подлежит критике, и отступление от нее строго карается государством;

3) монополия власти на информацию, ее полный контроль над средствами массовой информации;

4) монополия государства на средства вооруженной борьбы;

5) наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;

6) подчинение экономики государству, командно‑административная система управления.

В современной философско‑политической литературе существует и иной подход к объяснению феномена тоталитаризма. В его основе лежит анализ положения личности в тоталитарном обществе (Э. Фромм, К. Ясперс, X. Ортега‑и‑Гассет, Ф. Хайек и др.). Основное внимание приверженцы этой концепции уделяют анализу механизма рождения массового общества и появлению «человека толпы», который является опорой тоталитарного режима. Существование тоталитаризма данная точка зрения связывает не с подавлением и уничтожением личности «сверху», государством, а с востребованностью обществом тоталитарной системы в те исторические периоды, когда наиболее остро проявляют себя противоречия его модернизации.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к такой ее форме, как проведение референдума.

Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом, называется авторитарным.

Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита)» Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. Деятельность политической оппозиции запрещена. Режим потенциально опирается на силу которая, однако, не всегда используется в форме систематического полицейского террора. Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Авторитаризм — это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Военный режим — это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Признаками военного режима являются:

1) переход власти в результате военного переворота к хунте;

2) отмена конституции и замена ее актами военных властей;

3)роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными:

4) ограничение действия политических прав и свобод человека;

5)создание при хунте консультативных органов из технократов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9790 — | 7665 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

зЗадания в форме ЕГЭ в политической сфере

Промежуточная аттестация. Право. 10 класс.

1. Что из перечисленного относится к группе гражданских (личных) прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. право на неприкосновенность частной жизни

4. право на защиту чести и доброго имени

5. право на получение квалифицированной юридической помощи

2. Конституция РФ закрепляет принцип политического плюрализма в качестве одной из основ конституционного строя нашего государства. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны .

1. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в РФ в качестве государственной или обязательной.

3. В РФ признаётся идеологическое многообразие.

4. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

5. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ

МЕРЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РФ

1) административные наказания

2) дисциплинарные взыскания

3) способы защиты гражданских прав

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Если ______ (А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то ______ (Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется _____ (В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных ____ (Г). Другой формой является ______ (Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной _____ (Е)»

Читайте также:  Сказка репка с точки зрения физики

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

3. форма правления 4. демократическое

5. конституция 6. политические партии

7. форма государственно-территориального устройства

8. республика 9. органы власти

5 . В стране Z создан единый национальный избирательный округ. Правительство формируется блоком партий, победившим на выборах. Депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 10%-ный избирательный барьер.

К какому типу относится избирательная система страны Z? Укажите по одному достоинству и недостатку этой избирательной системы .

Промежуточная аттестация. Право. 10 класс.

1. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. выбор профессии, рода деятельности

3. обращение в органы государственной власти

4. участие в выборах Президента РФ

5. сохранение природы и окружающей среды

2. Российская Федерация — светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа? Запишите цифры. под которыми они указаны.

1. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой.

5. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

3. Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм.

А) формальная определённость

Б) общеобязательность для всего населения, проживающего на территории государства

В) мера общественно значимого поведения

3) и правовые, и моральные нормы

Г) охрана исключительно силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека

Д) регулирование общественных отношений

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Под функциями ______(А) принято понимать основные направления его деятельности. К ним относится обеспечение _____ (Б), защита конституционного строя, реализация волеизъявления народа. Приоритетной функцией является обеспечение ______ (В). В современном мире эта функция выступает как один из критериев развития ______ (Г). Она переросла из внутреннего дела каждого государства в ______ (Д) международной политики. Выполнение этой функции обеспечивается судом и системой ______ (Е): органами внутренних дел,, прокуратурой».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1. социальный институт 2. демократия

3. правоохранительные органы 4. государственный суверенитет

7. право человека 8. экономика

5. В стране Z правительство формируется блоком партий, победившим на выборах. Депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти партии преодолели 5-процентный барьер.

К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Назовите отличие этих двух систем. Назовите любую общую черту избирательных систем в демократическом обществе.

источник

а) Монархия – эта форма правления при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках одного человека единоличного главы государства монарха и передается им по наследству.

б) Республика (латинское словосочетание «res publicum» «общее дело»)- форма при которой верховная власть осуществляется выбранными органами, избирателями населением на определенный срок.

2) Форма государственного устройства – это способ национального и административно-территориального деления государства.

Если форма правления характеризует государство с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны.

По форме государственного устройства государства бывают:

а) Унитарное — это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований.(Франция, Швеция, Турция, Египед)

б) Федерация – это сложное, союзное государство, возникшее в результате объединений ряда государств или государственных образований субъектов федерации, обладающих относительной политической самостоятельностью. (США, ФРГ, Россия, Индия)

в) Конфедерация – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достояния каких-либо общих целей. ( Сенегамбия – 1988год последняя).

3) Политико-правовой режим – это совокупность средств и способов осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Политическо — правовые режимы делятся на:

а) Демократические (либеральные) режимы – это политическо-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Основные черты демократического режима:

— формирование органов власти выборным путем

— свобода деятельности различных субъектов политической жизни

— признание и гарантирование государством политических прав и свобод личности

б) Антидемакратические режимы – политико-правовой режим, основанный на поперании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц.

  1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ. КОНСТИТУЦИЯ РФ 1993ГОД.

Конституция- это основной закон государства:

— обладающий высшей юридической силой

— принимаемый и изменяемый в особом порядке

— закрепляющий основы общественного строя

— правовой статус человека и гражданина

— форму конкретного государства

2) Действующая Конституция РФ была принята на всенародном

референдуме 12 декабря 1993года. 25 декабря 1993года новая Конституция РФ была официально опубликована и начала действовать.

• Конституция РФ является основным законом РФ, ядром ее правовой системы.

• Конституция РФ имеет, высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ

• Верховенство Конституции РФ означает, что она возглавляет всю систему нормативно-правовых актов.

• Высшая юридическая сила Конституции РФ выражается в том , что все законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.

• Конституция РФ имеет прямое действие, то есть ее нормы, непосредственно регулируют важнейшие общественные отношения без какого-либо дополнительного, передаточного механизма.

Структура конституции РФ:

1) Преамбула – вводная часть, где характеризуется условия и цели принятия Конституции.

2) Два раздела:

o Раздел 1 – содержит 137 статей, сгруппированных в 9 главах:

— Глава1 – Основы Конституционного строя

— Глава2 – Права и свободы человека и гражданина

— Глава3 – Федеративное устройство

— Глава5 – Федеральное Собрание

— Глава8 – Местное самоуправление

— Глава9 – Конституционные правовые и пересмотр Конституции

o Раздел 2 – называется «Заключительные и переходные положения» и содержит 9 частей. Это предписания, связанные с вступлением Конституции в силу, дан порядок ее реализации, особенности действия органов государственной власти в особый период.

  1. ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

Важнейшей главой Конституции РФ является Глава1, первого раздела «Основы конституционного строя».

• Конституционный строй – это система общественных отношений, складывающихся на основе норм Конституции.

• Основы конституционного строя РФ – это закрепленные в Конституции РФ главные, фундоментальные принципы, лежащие в основе жизнедеятельности российского государства и общества.

• Принципы Конституционного строя РФ

1) Принцип демократизма :

Ст.1 Конституция РФ гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления».

Демократия – в переводе с греческого означает «власть народа», или народовластие.

Народ осуществляет свою власть в двух формах:

— в форме не5посредственной демократии (путем принятия решений народом на выборах или референдумах)

— в форме представительной демократии ( выражение своей воли через избранные народом представительные органы власти).

o Принцип народовластия (или демократизма) закреплен в Ст.3 Конституции РФ

o Принцип политического плюрализма Ст.10,ч.3

2) Принцип федерализма:

Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство.

— 2 города федерального значения

Основными принципами Российского федерализма являются принципы:

— разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами субъектов РФ.

3) Принцип верховности закона (Россия — правовое государство)

Российское государство определяется Конституцией РФ как правовое.

Правовое государство – это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется закону (праву).

Ст.2 Конституции РФ раскрывает смысл правового государства:

— человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства, а обязанность государства соблюдать и защищать эти права и свободы.

— Подчинение любых действий государственных органов праву., прежде всего Конституции РФ

Основные признаки правового государства:

а) принцип верховности закона (все государственные органы, должностные лица, граждане в своей деятельности должны подчиняться требованиям закона).

б) принцип соблюдения и охраны прав и свобод человека (государство не только провозглашает эти принципы, но и закрепляет их в законах, защищает на практике).

в) принцип разделения властей (действие 3х независимых властей – законодательной, исполнительной, судебной, и их взаимный контроль)

г) принцип взаимной ответственности государства и гражданина (за нарушение закона отвечают все, невзирая на личность).

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 295 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Тема №14.2: Государство.

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если __________(А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то __________(Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется __________(В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных __________(Г). Другой формой является __________(Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной __________(Е)».

1) унитарное 2) федерация 3) форма правления 4) демократическое 5) конституция 6) политические партии 7) форма государственно-территориального устройства 8) республика9) органы власти

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент,
а всенародно избираемый глава государства формирует правительство
и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z
и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия

2) президентская республика

3) федеративное государство

4) демократическое государство

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Республика, монархия, форма правления, федерация, форма государства.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Республика, федерация, форма государства, монархия, тоталитаризм.

Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса.
С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Укажите ещё одну функцию.

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной
и духовной.

Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.

Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 326 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарным государством называется простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований.

Признаки унитарного государства:

• единая территория, административно-территориальные единицы не обладают какой-либо политической самостоятельностью, хотя в других сферах их полномочия могут быть достаточно широки;

• государственный аппарат представляет собой единую структуру на всей территории страны;

• компетенция высших государственных органов не ограничена полномочиями местных органов;

• единая судебная система. Судебные органы унитарного государства – звенья единой централизованной системы;

• одноканальная налоговая система: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам;

• допускается образование автономий по национальному признаку.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). Представители определенной национальности создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Среди современных государств унитарными являются Франция, Швеция, Турция Египет и др.

федерация является другой формой государственного устройства, представляющей собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью.

Признаки федерации:

• территория федерации включает в себя территории субъектов федерации, которые обладают определенной политической самостоятельностью и имеют собственное административное деление;

• существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и субъекта федерации;

• парламент имеет двухпалатную структуру, причем одна из палат отражает интересы субъектов федерации;

• двойное гражданство: каждый гражданин – гражданин федерации и соответствующего субъекта федерации;

• две правовые системы: федеральная и субъектов федерации, которые имеют право принятия собственной конституции. Установлен принцип иерархии законов;

• наряду с федеральной судебной системой субъекты федерации могут иметь собственные суды; федеральная конституция устанавливает лишь общие принципы судоустройства и судопроизводства;

• двухканальная налоговая система – наряду с федеральными налогами, существуют и налоги субъектов федерации.

Федеративным государственным устройством характеризуются США, ФРГ, Россия, Индия и др.

Среди федеративных государств выделяют национально-государственные (в многонациональном государстве) и административно-территориальные (в их основе лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы – ФРГ, США и др.).

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессияэто односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако по Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода в 1990-1991 гг.

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства – конфедерацию. Однако формально она не является государством.

Конфедерацияэто постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

Конфедерация не имеет собственной территории – она состоит из территорий входящих в ее состав государств. Субъекты конфедерации представляют собой суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из ее состава. Конфедерация образует центральные органы, которые наделены полномочиями, делегированными им государствами – членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Их решения принимаются по принципу единогласия и осуществляются только с согласия органов власти соответствующих государств. Конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию. Эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами. Гражданство конфедерации отсутствует: каждое государство-член имеет свое гражданство. Отсутствует и единая судебная система. Бюджет конфедерации формируется из добровольных взносов государств – членов конфедерации, налоги отсутствуют. Последней конфедерацией была Сенегамбия в 1981-1988 гг.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др. К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался Экономическим сообществом, затем – просто Сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации.

После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств (СНГ). Еще одним примером надгосударственного объединения является Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний.

3.политико-правовые системы

политико-правовые системы разделяются по способам принятия властных решений и пределам вмешательства органов власти в регулирование общественных отношений.

По этим признакам можно выделить демократические и антидемократические политические системы.

Демократияэто политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим себя большинством граждан.

Этот режим известен в истории очень давно. Государственные формы демократии были распространены в античном мире. В средние века существовали демократические города-государства в Голландии, Венеции, Новгороде и других местах. В различные исторические эпохи в понятие «демократия» вкладывался различный смысл.

По Платону демократия – это власть завистливых бедняков. Не особенно жаловал демократию и Аристотель. Он рассматривал её как правление большинства неимущих граждан в интересах исключительно этого большинства. Это – худшая форма правления, так как рано или поздно из-за низкой культуры людей демократия превращалась в охлократию, т.е. власть толпы. При охлократии принцип гражданской свободы подменяется принципом произвола толпы. Именно она выступает хозяином положения, диктуя свою волю политикам и государственным органам.

С Великой Французской революции демократия рассматривается как общественное устройство, отвергающее монархию и элитарность. С тех пор возникла масса теорий демократического устройства общества. В 18-19 веках демократия рассматривалась как режим, гарантирующий совокупность социальных и политических прав и свобод (участие в принятии важных политических решений; права собраний, союзов; свободы совести, мнений, передвижения, переписки). Этот режим означал гарантированность естественных прав человека (на жизнь, безопасность, жилище, труд и т.п.). Важнейшими условиями демократии стали формирующиеся гражданское общество и правовое государство.

Современными западными политологами демократия уже не рассматривается как власть непосредственно народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, согласно их взглядам, – это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает этот вопрос иначе.

Базовымипринципами демократии являются:

• Народный суверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им;

• Свободные выборы представителей в органы власти на ограниченный срок;

• Гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам;

• Контроль представительных институтов за работой правительства;

• Устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную формы.

Прямая демократия – это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, предприятиях и т.п., при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия это вид прямой демократии,который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона или другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия – ведущая форма политического участия граждан в современных политических системах. Её суть – опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Это определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

Либеральная демократия – это форма функционирования политической системы, в которой реализуется принцип ограниченного вмешательства государства в общественные отношения. Либеральное содержание проявляется в наличии системы «сдержек» давления органов политической власти, призванной гарантировать свободу личности и обеспечить защиту прав граждан. Основу системы составляет частнопредпринимательская экономика, организованная на рыночных принципах. Демократическое содержание проявляется в наличии системы регулярных и состязательных выборов, проводимых на основе политического равенства, политического плюрализма и т.д.

Современные западные политологи считают, что понятие «либеральной демократии» обозначает еще не осуществленный идеал. Поэтому режимы развитых в демократическом отношении стран предлагают обозначать понятием «западная полиархия» (правление многих). В остальных же политических системах реализуется либерально-авторитарный режим. В принципе речь идет лишь о большей или меньшей степени проявления авторитаризма во всех политических системах.

Противоположностью демократическим являются антидемократические политико-правовые режимы.

Антидемократическим называют политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод личности и установлении диктатуры одного человека или группы лиц. Антидемократические режимы делятся на тоталитарные, авторитарные и военные.

Авторитаризмполитическая система, в которой политическая власть сконцентрирована в распоряжении одного человека (группы) или в одном политическом институте. Носителем власти при авторитарном режиме является один человек или группа лиц (правящая элита). Народ отчужден от власти, и она не подконтрольна гражданам. допускается контролируемый плюрализм в политических мнениях и действиях, но к реальным политическим конкурентам власть беспощадна.

От населения не требуется демонстрация преданности органам власти, однако его участие в принятии важнейших решений исключается. Режим потенциально опирается на силу, но она не всегда используется в форме систематического полицейского террора. Государство отказывается от тотального контроля над обществом, не вмешивается во внеполитические сферы жизни. Режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности.

Читайте также:  Основные точки зрения на время возникновения науки

Авторитаризм имеет богатую историю, которая включает в себя древние тирании, деспотии и олигархии, абсолютные монархии и другие формы. Существенные черты авторитаризма:

• Монополия на государственную власть одной группы или партии;

• Полный или частичный запрет на действия оппозиции;

• Жестко централизованная структура власти;

• Наследование и кооптация как главные способы формирования органов управления;

• Использование силовых органов для удержания власти;

• Для граждан исключается возможность участия в управлении обществом.

Авторитаризм или его элементы широко распространены в современных обществах. Переход от него к демократическим формам правления не всегда оказывается удачным. К причинам его воспроизводства относятся:

1) сохранение ориентации населения на традиционные формы социальной жизни и авторитеты;

2) сохранение патриархального типа политической культуры;

3) значительное влияние религиозных норм на политическую ориентацию населения;

4) экономическая отсталость;

5) высокая степень конфликтности в развивающихся обществах.

Таким образом, авторитаризм – это режим, который носит характер, переходный от тоталитарного к демократическому. Общество, освободившееся от тотального контроля государства, не всегда готово воспользоваться властью. Во многих посттоталитарных обществах отсутствуют необходимые предпосылки для демократии (политическая культура масс, гражданское общество, уважение к закону). Попытка «перескочить» авторитарный режим приводит к анархии и, как следствие, к новой диктатуре.

Исходя из структуры правящего блока и целей политики, в рамках авторитарных различают военные, олигархические, религиозные и бюрократическиережимы.

В современной западной политологии существует понятие «новая демократия» или «полудемократия». Так квалифицируется посткоммунистические режимы и переходные режимы от военных диктатур. Считается, что при таком режиме демократические и авторитарные тенденции уживаются друг с другом и составляют стабильную основу.

Другой признак деления политических систем – пределы вмешательства органов власти в общественную и частную жизнь. По данному критерию противоположными видами выступают либеральные и тоталитарные разновидности демократии и авторитаризма.

Тоталитаризмэто политическая система, в которой властные органы стремятся к полному (тотальному) контролю над жизнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Жизнь всех граждан государство включает в сферу своего принудительного регулирования, полностью лишая их права на самостоятельность мышления и действия. Эту систему отличают следующие основные признаки:

• Официальная идеология (фашизм, национал-социализм, коммунизм), которую обязаны поддерживать все граждане; все стороны жизни общества подчинены идеологии. Для данной идеологии характерна вера в скорое наступление «светлого будущего». Идеология не подлежит критике, и малейшее отступление от нее строго карается государством;

• Монополия на государственную власть одной массовой партии; отношения в партии строятся по элитарному принципу, она возглавляется лидером, способности которого необходимо признавать выдающимися, партия выполняет функции государства;

• За всем обществом осуществляется тотальный полицейский контроль с целью выявить «врагов народа»; отношения в обществе основаны на принципе: «Разрешено только то, что признано органами власти, всё остальное запрещено»;

• Партийный контроль за СМИ; жёсткая цензура любой информации;

• Бюрократическое управление всеми сторонами жизни общества;

• Участие граждан в управлении общественными процессами сводится к «одобрению» уже принятых правителями решений.

При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо всё находится под контролем и регламентируется. Сфера частной жизни человека чрезвычайно узка. Тоталитаризм – это явление ХХ века. Именно технические достижения позволили осуществлять массовую пропаганду, всеобщее принуждение и подавление. Большинство политологов считает, что тоталитаризм возникает как реакция общества на кризисы периода активного промышленного развития. В это время распадается традиционная социальная структура, рвутся привычные связи и отношения. У многих людей возникает ощущение потерянности и возникает стремление найти общность с другими людьми. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев жизни общества порождают стремление к сильной централизованной власти. От этой власти ждут установления жёсткого порядка и гарантию быстрого решения самых острых социальных проблем. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его «творцом», в отличие от предыдущих диктатур, являются широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные теории «общей воли», которая должна воплотиться в одном классе или нации. При этом проповедуется нетерпимость к инакомыслию, исчезает уважение к правам и свободам человека, пропагандируется утопия о построении нового прогрессивного общества.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность, резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм – правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Сам термин ввел в оборот лидер итальянских фашистов Б. Муссолини, который взял за основу политических отношений принцип: «Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социальное предпочтение – германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена, прежде всего, вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов.

Этот принцип реализации политической власти сочетается как с элементами демократизма, так и с авторитаризмом.

Тоталитарная демократия имела место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в компанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Во множестве проводились собрания общественности с осуждением «врагов народа», то есть этой форме общественных отношений придавался демократический характер. Многие люди искренне участвовали в этих акциях.

Хотя тоталитарный режим претендует на установление всеобщего равенства и ориентирован на создание социально однородного общества, на самом деле он порождает глубокое неравенство между бюрократическим аппаратом и населением.

Тоталитарный режим может сохранять видимость демократии, в частности регулярно обращаться к такой ее форме, как проведение референдума.

Когда органы власти уже не хотят или не могут опираться на широкие массы при проведении тотального контроля, имеет место тоталитарный авторитаризм. Примерами таких политических систем могут выступать различные военные диктатуры.

Военный режим – это политический режим, при котором во главе государства стоит военная группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

Признаками военного режима являются:

• переход власти в результате военного переворота к хунте;

• отмена конституции и замена ее актами военных властей;

• роспуск политических партий, парламента, местных органов власти и замена их военными;

• ограничение действия политических прав и свобод человека;

• создание при хунте консультативных органов из технократов.

Нередко военные перевороты происходят под прогрессивными лозунгами проведения экономических реформ, установления политической стабильности, ликвидации коррупции.

Дата добавления: 2015-01-18 | Просмотры: 979 | Нарушение авторских прав

источник

Исследуя типы государств, студентка Ковалева назвала: общинный, рабовладельческий, феодальный.

Студентка Вострикова к типам государства отнесла: буржуазный, капиталистический.

В чем ошиблась, на ваш взгляд, Ковалева и Вострикова?

Тип государства представляет собой строгую систему его важнейших сторон и свойств, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

Студентки Ковалева и Вострикова характеризовали типы государств с точки зрения формационной теории. С позиций формационной теории тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, в конечном счете какому экономическому базису данного общества, формирующему эти классы. Другими словами, государства с этих позиций есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества. Формационная тория выделяет четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

Ковалева неверно назвала общинный тип государства. В общинном строе государства не было, так как не было экономически господствующего класса, отсутствовала сама цель создания государства – охрана, укрепление и развитие особого класса как орудия классового господства, орудия диктатуры.

Вострикова ошиблась в том, что буржуазный и капиталистический тип это одно и то же. Суть буржуазного типа государства в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий ее общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и другие трудящиеся классы и слои.

В государстве «N» действует одноплатный парламент; главой государства является президент, избираемый парламентом; правительство возглавляет премьер-министр; премьер-министр имеет право подписывать внешнеполитические соглашения.

Определите форму правления данного государства.

Форма правления – парламентарная республика. Для парламентарной республики характерно: парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, то есть правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает то, что правительство формируется партией или партиями, победившей на парламентских выборах, а Президент лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр.

Объясните обоснованность выделения трех классических элементов формы государства, рассматривая его как систему (статику и динамику). Почему не все ученые относят политический режим к форме государства?

Ответ: Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовав его механизм, требуется четко организованная государственная власть. Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

А) организацию верховной государственной власти, источники е образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

Б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

В) методы и способы осуществления государственной власти.

Итак, выделение трех классических элементов формы государства обоснованно. Если форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение: обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

Содержание такого понятия как «форм государства» — три указанных блока – весьма четко привязывается к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывает предметно, конкретно, где собственно, эти характеристики можно наблюдать.

Не все ученые относят политический режим к форме государства, так как они считают, что «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партии, общественных организаций и т.п.

источник