Меню Рубрики

Этапы предыстории с точки зрения становления общества

Египет, Греция, Рим . мы многое знаем о бесчисленных народах и цивилизациях, которые предшествовали нам, и чья роль в мире закончилась тем, что наша жизнь стала такой, какая она есть сейчас. Все это в основном благодаря изобретению письма, которое позволило нам фиксировать события, произошедшие в мире. С изобретения этого мы можем начать говорить об истории. Но . а до этого? Что произошло до того, как человек начал записывать в письменной форме то, что произошло в мире, в котором он должен был жить?.

Из большинства событий, в которых жили наши самые отдаленные предки, всего, что наш вид жил до изобретения письма, мы можем только строить догадки, анализируя отложения и инструменты кости, а также несколько художественных представлений. Основываясь на этих элементах, человек пытался организовать временную шкалу, которая поможет нам понять наше прошлое, установление различных этапов предыстории.

  • Статья по теме: «Является ли наш вид более умным, чем неандертальцы?»

Человеческое существо проходит сотни тысяч лет на земле, оставляя свой след. С момента своего появления нашему виду пришлось столкнуться с неисчислимыми опасностями и бороться за выживание. Без письменных документов, определяющих великие события, которые произошли между народами и племенами, историков, археологов и антропологов Они разделили предысторию на разные этапы в зависимости от используемых инструментов и материалов. наши предки.

Однако необходимо помнить, что в зависимости от региона планеты, о котором мы говорим, разработка новых технологий и методов могла бы произойти рано или поздно, поскольку существует разрыв между продолжительностью различных возрастов в зависимости от места, где мы давай найдем Далее мы увидим некоторые основные этапы предыстории. Даты являются приблизительными, могут варьироваться в зависимости от места.

  • Может быть, вам интересно: «История психологии: авторы и основные теории»

Первый из выявленных этапов предыстории — каменный век., характеризуется созданием различных инструментов из этого материала, как для охоты, так и для других целей. Технически это будет включать в себя от появления первых гоминидов до использования металла в качестве инструмента. Люди были сгруппированы в небольшие группы или кланы и были в основном кочевыми охотниками-собирателями (хотя в конце этого века появились первые постоянные поселения, сельское хозяйство и животноводство). Три основных периода выделяются в каменном веке.

Палеолит — это первый из периодов, рассматриваемых как предыстория, который возник из появления первых орудий, созданных гоминидами. Это также самый длинный период или этап. В этот период большая часть Европы была заморожена, находясь в ледниковой стадии. На этом этапе кроме нашего были разные виды гоминидов, как Homo habilis или Homo neanderthalensis, что в конечном итоге вымрут.

Наша диета была в основном основана на сборе фруктов и ягод и охоте, быть охотником-собирателем человека. Эту стадию каменного века, по сути, можно разделить на три: нижний, средний и верхний палеолит.

Нижний палеолит — это период времени, который составляет приблизительно от появления человека (предположительно около двух с половиной миллионов лет назад) до приблизительно 127 000 лет до нашей эры. С этого периода датируются первые найденные инструменты, сделанные в зачаточном состоянии из камня, вырезанного трением с другими.

Средний палеолит соответствует периоду, который пойдет с этой даты приблизительно до 40 000 до н.э. Этот этап соответствует наличию Homo neanderthalensis в Европе существовала область огня, первые известные погребальные обряды и первые орнаменты и наскальные рисунки. Созданные инструменты использовали метод Леваллуа, который состоял в разработке каменных хлопьев, которые были даны (по крайней мере, в верхний слой), прежде чем они были извлечены.

Наконец, мы считаем палеолит превосходящим период между 40000 г. до н.э. и 10000 А.С. Одним из основных этапов этого этапа является миграция и распространение homo sapiens sapiens в Европе после эмиграции из Африки, а также исчезновение неандертальцев. Наскальное искусство становится привычным и начинает одомашнивать животных, как волк.

Второй из периодов, относящихся к каменному веку, период, известный как мезолит, в значительной степени соответствует завершению последнего ледникового периода. В целом человечество оставалось в основном кочевым, за исключением некоторых поселений, которые начинают процветать. По сути, первые деревни начинают появляться. Сложные инструменты, как правило, уменьшают их размеры, и люди реже ищут убежище в пещерах. Еще одним характерным элементом является то, что первые кладбища начинают видеть.

Неолит — последний период каменного века. Эта стадия характеризуется рождение, расширение и прогрессивное улучшение сельского хозяйства и животноводства. Человеку больше не нужно было совершать большие миграции в погоне за стадами животных для охоты, и стали появляться поселения, которые в конечном итоге стали великими цивилизациями.

Так называемый возраст металлов соответствует периоду, в который человек прекратил использовать камень, чтобы использовать металл, и в котором начнут появляться первые цивилизации и культуры.

Медь была одним из первых металлов, которые использовались в качестве материала для создания инструментов, производящих более эффективные и острые элементы, чем камень. Первоначально его использовали без плавления, используя те же механизмы, что и с камнем. Со временем он начнет экспериментировать и металлургия закончилась бы.

Этап характеризуется использованием бронзы в качестве материала изготовления. В дополнение к бронзе, другие материалы, такие как стекло, также начали работать. Во время бронзового века. Также наблюдается кремация тел погибших и размещение пепла в керамических урнах.. Различные древние культуры уже появились, такие как микенские.

Эта стадия характеризуется использованием железа в качестве материала для создания инструментов. Это использование очень сложное и требует высокого уровня техники. Этот этап, на самом деле, можно рассматривать уже в истории, поскольку уже существовали некоторые из основных цивилизаций древности, а в некоторых местах письменность существует приблизительно с 3500 года до нашей эры. однако, Обобщение использования железа не будет происходить в Европе до существования Римской империи (одна из причин, почему, хотя письмо уже существовало, считается этой стадией даже в предыстории)

Вышеупомянутые стадии — те, которые обычно используются на европейском, азиатском и африканском уровнях. однако, этапы предыстории сильно различались в других регионах мира. Примером является предыстория, в которой жили индейские народы. Например, эти люди не начали использовать железо, пока они не были захвачены народами из Европы. Письмо как таковое соответствует последним моментам ольмеков, о которых не так много информации именно из-за этого факта..

Ранее считалось, что американская культура имеет следующие этапы предыстории.

Эта стадия является самой длинной в американской предыстории, включая все, что произошло до 8000 г. до н.э. Это не означает, что до 8000 г. до н.э. не было серьезных разработок, но нет записей об элементах, позволяющих провести четкую дифференциацию. Его начало неясно, так как не совсем понятно, когда американский континент стал заселяться людьми..

Его можно считать палеолитическим эквивалентом с его нижним, средним и верхним подпериодами. Наблюдается существование населения с каменными орудиями, в основном охотники-собиратели, которые они пришли, чтобы разобраться с мегафауной, существовавшей в то время. В конце 8000 г. н.э. лед начал отступать, что вызвало большие изменения в экосистеме многих видов.

Этап, который начинается с удаления льда с большой части континента. Американские поселенцы перестали быть кочевыми охотниками-собирателями, чтобы постепенно начать создавать поселения и первые города.. Они начали одомашнивать животных и выращивать растения.

Эта стадия характеризуется расширением сельского хозяйства и формированием и апогеем первых иерархических обществ, известных на этом континенте. Среди них выделяются ольмекские цивилизации.

Начало этого периода соответствует изобретению письма в Америке. Это самый документированный этап доколумбовой истории, в которой исчезла ольмекская цивилизация и появилась одна из самых известных мезоамериканских цивилизаций: цивилизация майя.

В этот последний период до встречи с народами Европы, которая на самом деле уже считается исторической, потому что письменные записи были найдены. Майя начали впадать в упадок и они появились среди других империй, таких как ацтеки или инки. Сельское хозяйство было экономической базой, и был период относительно частых миграций и конфликтов. Также впервые появляется металлургия и работа с минералами и металлами..

источник

Общество и общественные отношения.

Общество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность людей и отношений между ними.

Общественные отношения –отношения между социальными группами и внутри них.

Общество – открытая, динамически развивающаяся система.

Сферы общественной жизни:

Экономическая – отношения в сфере производственной деятельности.

Политическая – отношения по поводу осуществления власти.

Социальная – деятельность направленная на создание благоприятных условий жизни населения, взаимодействие между слоями общества.

Духовная – отношения в сфере создания духовных ценностей.

Этапы развития общества

Традиционное общество основное занятие – земледелие, отношения регулируются на основе традиций и обычаев, передаваемых из поколения в поколение. Характерен коллективный образ жизни, сословная структура общества, единоличное осуществление власти. Консервативные черты т.е. отказ от нового, передового. Тесная связь с природой.

Индустриальное обществоосновано на массовом производстве товаров и услуг. В политической жизни – ограничение власти монарха представительными органами. Появилась социальная мобильность. Классовая структура общества. Приоритет прав и свобод личности.

Постиндустриальное общество (информационное)основной ценностью является информация и все виды деятельности с ней связанные: накопление, обработка, передача. Бурное развитие науки, проникновение её достижений в различные области общественной жизни. Доминирование сферы услуг. Изменение социальной структуры общества.

Общественный прогресс– совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитее от простого к сложному. Прогресс — это направленное развитие для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Особенности прогресса: противоречивость, неравномерность, относительность.

Критерии прогресса: совершенствование нравственности людей, развитие человеческого разума, развитие производительных сил, прогресс науки и техники, возрастание степени свободы человека.

Пути общественных преобразований:

Реформа – изменения в отдельной сфере общественной жизни.

Революция – коренные, качественные изменения, затрагивающие все сферы общества.

Модернизация – переход от одного этапа развития общества к другому, более совершенному.

Глобализация — процесс интеграции государств и народов в различных областях деятельности: экономической, политической и т.д.

Основные направления глобализации: создание транснациональных корпораций, международное разделение труда, создание международных организаций.

Глобальные проблемы современного мира –комплекс взаимосвязанных противоречий развития современного мира, требующий для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества.

Особенности:планетарный характер, представляет угрозу человечеству, для их решения необходимы усилия всего мирового сообщества.

Примеры глобальных проблем:экологическая, демографическая, терроризм, угроза третьей мировой войны, диспропорция экономического развития (проблема “север — юг”), ограниченность ресурсов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8997 — | 7242 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

§ 1. Начальные этапы становления человеческого общества

От человека умелого к человеку разумному. Важнейшими отличиями человека от представителей животного мира учёные считают целенаправленную трудовую деятельность (т. е. изготовление и применение орудий труда), прямохождение, интеллектуальную деятельность, тесно связанную с наличием речи (языка).

В современной антрополо?гии (от гр. слов «человек» и «понятие, учение»; наука о происхождении и эволюции человека) в длительном процессе становления человека различают ряд основных этапов: появление биологического вида человека умелого, выделившегося из среды австралопите?ков (от лат. «южный» + гр. «обезьяна») – человекообразных приматов, человека прямоходящего и, наконец, человека разумного. С середины XX в. в археологии одни открытия следовали за другими, значительно возросло количество находок, дающих представление о начальных этапах развития человечества.

В 1974 г. в Эфиопии были обнаружены костные останки, по которым учёные реконструировали скелет. Существо, жившее более 3 млн лет назад, назвали Люси?. Рост её составлял всего 110 см, а вес – 30 кг. Люси умела ходить на двух ногах, хотя и неуверенно, но ещё не потеряла способности лазать по деревьям, как обезьяна. В этих же местах были найдены останки австралопитека, ходившего на двух ногах; было это 4 млн лет назад.

Многочисленные восточно– и южноафриканские археологические находки позволили современным исследователям воссоздать жизнь человека умелого, существовавшего более 2 млн лет назад. В отличие от других видов австралопитеков, человек умелый занимался охотой, перейдя от исключительно растительной пищи к растительно-мясной. Почва в местах его обитания усыпана грубо оббитыми примитивными каменными орудиями – рубилами из базальтовой речной гальки. Объём черепа человека умелого (775 см 3 ) в два с лишним раза превосходит череп Люси.

Ископаемые части скелетов человека прямоходящего (выпрямленного), его анатомические особенности свидетельствуют, что он, образно говоря, уже твёрдо стоял на ногах. К этому виду, появившемуся 1,7 – 1,5 млн лет назад в Африке, относят останки предков человека, найденные на о. Ява – питека?нтроп (от гр. слов «обезьяна» и «человек»; обезьяно-человек прямоходящий) и в Китае – сина?нтроп (от ср. – лат. «Китай» + гр. «человек»).

Человек прямоходящий научился приспосабливаться к различным условиям природной среды, особенно с того момента, когда начал использовать огонь. Он изготавливал двусторонние каменные орудия длиной до 20 см, укреплял удобные для защиты от врагов и непогоды естественные убежища, строил хижины из сплетённых прутьев. Изменился и внешний облик древнейшего человека: увеличился объём его черепа, рост составлял уже более 1,6 м.

Человек разумный: неандерталец и кроманьонец. Человек разумный неандерта?льского типа – палеоа?нтроп (от гр. слов «древний» и «человек») – сформировался около 250 тыс. лет назад. Больше всего останков неандертальцев найдено в Европе. Своё название они получили по долине Неандерта?ль (Германия), где были сделаны первые находки. Для неандертальца характерны покатый лоб, затылочный костный валик, выступающие надбровья (надглазные валики), отсутствие скул и подбородка. Палеоантропы охотились на мамонтов, оленей и других животных, были хорошо приспособлены к жизни в суровых условиях ледникового периода, умели строить долговременные жилища.

Останки человека разумного современного типа – кроманьо?нца – впервые были обнаружены в гроте Кро-Маньо?н во Франции. В настоящее время подобные находки сделаны во многих местах Европы и Передней Азии. Генетические исследования позволяют учёным утверждать, что современный человек произошёл от небольшой группы людей (популяции), обитавшей предположительно в Восточной или Южной Африке 130 – 60 тыс. лет назад.

Неандертальцы и кроманьонцы длительное время существовали на одних территориях и представляли собой два подвида человека разумного. До недавнего времени считалось, что кроманьонцы, появившиеся в Европе около 40 тыс. лет назад, являются прямыми потомками неандертальцев. Согласно современным научным представлениям, неандерталец не смог соперничать с более изобретательным кроманьонцем, который, вероятно, причастен к исчезновению конкурента по одной и той же экологической нише (в Европе – 35 – 30 тыс. лет назад).

Изображение бизона. Верхний палеолит. Пещера Альтамира. Испания

Становление родового общества и зарождение духовной культуры. В процессе становления человека выделяют два взаимосвязанных процесса: антропогене?з (от гр. слов «человек» и «происхождение») – формирование человека как биологического вида в ходе развития его трудовой деятельности и речи, а также форм организации общественной жизни, в которых развивается коллективная трудовая и интеллектуальная деятельность, создаётся культурная среда, и социогене?з (от лат. «общество» + гр. «происхождение») – возникновение социальных отношений между людьми.

Венера с кубком. Барельеф. Верхний палеолит. Дордонь. Франция

В эпоху палеоли?та (от гр. слов «древний» и «камень»; древнекаменный век) группы охотников и собирателей были небольшими: в среднем 25 человек. Эти общины входили в более крупные объединения, насчитывавшие 200 – 500 человек.

Сплочению способствовали родственные узы и необходимость в ряде случаев действовать коллективно, а для этого члены крупного объединения (рода) должны были обладать такими качествами, как солидарность и терпимость по отношению к «своим».

О формировании духовной культуры первобытных людей учёные судят по сохранившимся погребениям, предметам ритуального характера и по произведениям искусства – статуэткам, пещерной и наскальной живописи, украшениям. Современные исследователи выделяют в культуре два направления: первое связано с зарождением магических обрядов и первобытных верований (культов явлений природы, животных, предков), а второе – художественное (эстетическое). Возникновение погребальных обрядов, охотничьей магии и зарождение первобытного искусства происходило в эпоху позднего палеолита.

Расселение человечества. Расы и языки. Примерно 40 тыс. лет назад человек современного типа расселился в Европе, занял бо?льшую часть Азии, достигнув её глубинных и окраинных территорий, проник в Австралию. Новейшие археологические открытия на Американском континенте свидетельствуют, что древний человек перебрался на Аляску из Азии со стороны Чукотского полуострова: следы его пребывания в Америке чётко указывают на продвижение с севера на юг. Примерно 18 тыс. лет назад континент был уже в основном заселён.

Результатами приспосабливания к жизни в разных природно-географических условиях стали изолированность между группами людей и возникновение рас. Представители разных рас отличаются друг от друга наследственными биологическими признаками, прежде всего внешним обликом (типом лица, волос, цветом кожи и т. д.), а также некоторыми биохимическими особенностями организма (например, соотношением групп крови). Вместе с тем не обнаружено расовых отличий в строении мозга, интеллектуальных возможностях, психических данных. В настоящее время в науке различают основные, или большие, расы – европео?идную, африкано?идную, монголоидную (к ней относят и американских индейцев), австралоидную и многочисленные малые расы, отличающиеся друг от друга внешним обликом в пределах признаков одной и той же большой расы.

Одновременно с расселением человека и ростом населения происходило увеличение числа языковых общностей. Группы людей, говоривших на одном языке, с течением времени разделялись и образовывали новые группы. Постепенно диалекты расходились настолько, что становились самостоятельными языками, оставаясь первое время более или менее близкими. Но часто происходил разрыв их родственных связей, и тогда языковые группы отдалялись друг от друга.

Существующим в настоящее время языковым семьям соответствуют определённые семьи праязыков. Учёные полагают, что 40 – 30 тыс. лет назад таких макросемей было не более десятка. Современные языки отличаются от своих далёких предшественников так же, как первобытное общество от последующих цивилизаций.

Неолитическая революция. Примерно 12 – 10 тыс. лет назад наступило послеледниковое потепление. Постепенно на Земле создались близкие к современным климатические условия, сформировались новые ландшафты. Там, где раньше земля была покрыта травой и обитали мамонты, выросли леса; в более тёплых краях сформировались субтропические и тропические природные зоны. Человек неоли?та (от гр. слов «новый» и «камень» – новокаменный век) приспосабливался к возникающим экосистемам, изобретал новые приёмы и способы добычи и обработки пищи, использования природных ресурсов.

В эпоху неолита произошли коренные изменения в жизни древних людей. Наряду с охотниками, рыболовами и собирателями появились первые земледельцы и скотоводы. Человек уже не довольствовался тем, что в готовом виде предоставляла ему природа; он начал выращивать полезные растения, одомашнил некоторых животных и птиц. Этот переворот в жизни людей учёные назвали неолитической революцией.

Почти все современные виды культурных растений и домашних животных появились именно в период неолитической революции. В зоне самого раннего земледелия и скотоводства (9 – 7 тыс. лет до н. э.) – в Передней Азии (Месопотамия, Палестина, Сирия, юго-восточная часть Малой Азии) и Египте – начали выращивать ячмень, пшеницу, горох, чечевицу, финики и другие культуры; одомашнили коз, овец, свиней, крупный рогатый скот, водоплавающую птицу. Вслед за Передней Азией и Египтом переход к производящему хозяйству произошёл в бассейне реки Хуанхэ (Китай), в Индии и Юго-Восточной Азии.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

В зависимости от природно-географических условий складывались культуры, соотносящиеся с различными типами хозяйства. Древнейшими хозяйственно-культурными типами были общины охотников, рыболовов и собирателей, достаточно долго сохранявшиеся в лесах умеренного и тропического климата. В местах, благоприятных для выращивания культурных растений, возник хозяйственно-культурный тип мотыжного, ручного земледелия. На степных просторах развивалось кочевое скотоводство.

Изменения в укладе жизни и культуре. Неолит характеризуется непрерывным и быстрым по сравнению с палеолитом совершенствованием орудий труда и технологий. В этот период появляются новые приёмы обработки камня и кости: сверление, пиление, шлифовка, полировка, обработка острых краёв; получают распространение микроли?ты – мелкие режущие кремниевые пластины геометрической формы, которые использовались в качестве наконечников стрел или вставлялись в пазы деревянных и костяных орудий; из кости и рога изготавливались рыболовные крючки и гарпуны.

Развивалась специализация орудий труда: появились охотничье оружие (наконечники для дротиков и стрел), орудия для разделывания туш животных, обработки древесины и кости (ножи и скребки). Широко применялись составные (комбинированные) изделия: молотки, топоры, тёсла, мотыги, а также метательные орудия. С изобретением лука более результативным стал охотничий промысел, а с внедрением мотыги и лопаты – ручное земледелие (как суходольное, так и орошаемое).

В процессе производства орудий был достигнут высокий уровень обработки камня, кости, дерева. С течением времени люди научились изменять качества природных материалов. Например, при обжиге дерева на огне оно приобретало прочность и твёрдость, так же как и глиняные изделия. Первоначально они лепились вручную, но изобретение гончарного круга облегчило и усовершенствовало гончарное производство. Появление глиняной посуды дало возможность варить пищу.

Изменения в производстве и быте привели к переходу к оседлому образу жизни и значительному увеличению численности населения. На одном месте люди теперь могли жить в течение многих веков, что, в свою очередь, повлекло за собой необходимость строительства жилищ, хранилищ для сельскохозяйственных продуктов, помещений для содержания скота. В неолитических поселениях прослеживается специализация хозяйственной деятельности. Наряду с земледельцами и пастухами появились люди, занимающиеся изготовлением каменных орудий, гончары, ткачи.

О достижениях людей эпохи неолита рассказывают археологические раскопки первых в истории крупных поселений, существовавших в юго-восточной Турции (Чата?л-Гюю?к), Палестине (Иерихон), а также в среднем течении реки Евфрат.

Великая богиня. 75 в. до н. э. Чатал-Гююк. Турция

Изменения коснулись и духовной жизни людей. Наиболее ярко выраженным культом в эпоху неолита был культ плодородия, поскольку благополучие людей зависело от урожая и сохранения поголовья скота. Представления о богине-матери (Великой богине) как символе плодородия и покровительнице семьи нашли отражение в женских статуэтках и росписях на керамике. Мировоззрение человека в этот период было анимисти?ческим (от лат. «душа, дух»): люди одушевляли предметы окружающего мира (деревья, животных, воду, камни) и природные явления (грозы, наводнения, землетрясения ит.д.).

Мегалитическое сооружение (кро?млех) Стоунхендж. Неолит. Великобритания

В Передней Азии неолитическая революция в основном завершилась к рубежу VII – VI тыс. до н. э. К этому времени относится переход к производящему хозяйству в Европе – на Балканском полуострове. В северной части Западной Европы оно распространилось лишь к середине IV тыс. до н. э. Население Западной Европы в эпоху неолита составляли жители небольших по сравнению с Передней Азией земледельческо-скотоводческих поселений.

Переход к производящему хозяйству и более совершенным орудиям труда привёл к сплочению родовых общин, росту связей между ними, что, в свою очередь, повлекло за собой образование племенных объединений. Характерным показателем изменения социально-политической организации поселений стала их иерархическая структура: самые крупные образовывали центр, вокруг которого располагались более мелкие поселения.

Переход от использования каменных орудий металлическими характеризуется складывающейся родоплеменной организацией общества. Этот период получил название энеоли?та (от лат. «медный» + гр. «камень»). Большинство орудий оставались каменными, но наряду с ними уже появились орудия из меди. IV – III тыс. до н. э. – время активных миграционных перемещений племён, заселения Европы носителями индоевропейских диалектов.

Начало бронзового века, сменившего энеолит и характеризующегося использованием бронзы – твердого сплава меди с оловом, – в Европе относят к рубежу III – II тыс. до н. э. Культуры этого периода сосредоточивались в трёх южных регионах: на Балканском полуострове (предшествовали крито-микенской цивилизации), Пиренейском полуострове и на территории Кавказа.

Прогресс человеческого общества охватил все направления его развития – совершенствование орудий труда и технологий, жилищ и поселений, языка и мышления, усложнение устройства самого общества и его духовной культуры. Величайшим переворотом в истории стал переход от присваивающего хозяйства к производящему, от каменных орудий к металлическим.

1. В чём отличие человека умелого от человека прямоходящего?

2. Что такое человеческие расы? Как они образовались?

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 1» г.вилючинск

Тема: Первобытность Урок 1-2 Предыстория

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: характеризовать предысторию человечества, её отличия от исторического периода

Формируемые универсальные учебные действия:

объяснять причины поиска древними людьми ответов на вопросы о происхождении мира и человека, формулировать собственное суждение об этическом значении этих вопросов; сравнивать исторический период развития человечества и предысторию, выявлять отличия; объяснять критерии периодизации древнейшей истории человечества; сравнивать человека современного с первобытным, выявлять существенные отличия, составлять сравнительную таблицу; характеризовать основные формы первобытной религии, уметь применять теоретические знания

о первобытных формах религии к анализу исторических ситуаций; структурировать текст учебника, выделять существенные признаки неолитической революции, оформлять результаты в опорную схему; формулировать и аргументировать собственное мнение по проблеме происхожде-ния человека, участвовать в коллективном её обсуждении.

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник В.И.Уколова, А.В.Ревякин. История. Всеобщая история 10 класс. М:- «Просвещение», 2015г.

Оргмомент. Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

Вспомните наиболее распространенную периодизацию истории. Назовите в хронологической последовательности этапы исторического развития. (Первобытность, Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшее время).

Сегодня мы рассмотрим самый длительный в истории человечества период – Первобытность или Предысторию.

Изучение нового материала:

Слайд 1. Тема урока: Предыстория.

Слайд 2. Цель урока: выяснить основное содержание, роль и место предыстории человечества в историческом процессе.

Слайд 3. Задание: Прочитайте раздел «Предыстория и история» (с. 16 учебника) и сформулируйте существенное различие предыстории и истории как двух этапов развития человечества. Выводы зафиксируйте в таблице.

Проверка выполнения задания.

Слайд 4. Знакомство с образцом заполнения таблицы.

Формирование человека как биоло-гического вида с его психофи-зическими и социальными характеристиками

Возникновение цивилизаций, т. е. государственности, письмен-ности, осознания обществом своего прошлого

Слайд 5. Изучение первобытности мы проведем по следующему плану.

2. Периодизация первобытности.

3. Древнейшие формы социальной и духовной жизни.

4. Неолитическая революция.

Слайд 6. Происхождение человека.

Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса -антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.

Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая — к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой).

Австралопитеки – южные обезьяны. Их останки обнаружены в южной и восточной Африке. Они жили 9-5 млн. лет назад. Их появление связывают с появлением саванн. Это первый представитель той эволюционной ветви, которая в конечном итоге, как считают некоторые ученые, привела к человеку.

Слайд 7. Вероятно, ок. 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду «человек» (Homo), первым представителем которого многие ученые считают «человека умелого» (Homo habilis) — его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура).

Слайд 8. Следующую эпоху занял человек прямоходящий ( Homo Erectus ). Человек прямоходя-щий в совершенстве освоил технику изготовления ручных каменных рубил, остатки кото-рых находят в разных местах – Азии, Африке, Европе.

Человек умелый создавал грубые рубящие орудия труда: рубила, наконечники, широко использовал огонь. Его мозг позволял делать недоступные обезьянам операции: раскалывать камни и их острыми краями затачивать палки, резать мясо. Считается, что это были по настоящему первые люди. Жили они коллективами – человеческими стадами, занимались охотой и собирательством.

Слайд 9. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида — человека разумного (Homo sapiens sapiens) — в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке ок. 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой — формирование «человека разумного» (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Один из подвидов человека разумного – неандерталец.

Неандерталец был коренастым, сильным человеком, объем его мозга даже превышал объем мозга современного человека, однако отличался по строению. Судя по находкам костей на стоянках неандертальца, он охотился на крупных животных. Появление новой техники изготовления орудий труда, первых захоронений, связанных с зарождением религиозных обрядов, говорит о высоком умственном развитии этого человека.

Слайд 10. Ранним представителем современного человека (неоантропа) в Европе были кроманьонцы, жившие 40-10 тыс. лет назад; возможные предки европеоидной расы. Название происходит от грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 было обнаружено несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита.

Кроманьонцы создали богатую и разнообразную культуру позднего палеолита и переходного периода к мезолиту. Описано свыше 100 типов сложных каменных и костяных орудий, изготов-лявшихся путем новой, более эффективной обработки камня и кости (например, для изготовления кремневого ножа требовалось уже свыше 250 ударов).

Слайд 11. Значительно усовершенствовали кроманьонцы и способы охоты (загонная охота), добывая северного и благородного оленей, мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, волков и других животных. Они изготавливали копьеметалки, гарпуны и крючки для ловли рыбы, силки для птиц. Кроманьонцы приручили первое домашнее животное – собаку.

Слайд 12. Кроманьонцы — творцы европейского первобытного искусства, о чем свидетельствуют многоцветная живопись на стенах и потолках пещер (Альтамира, Ласко, Монтеспан и др.), гравировки на кусочках камня или кости, орнамент, мелкая каменная и глиняная скульптура.

Слайд 13. По-видимому, продолжительность жизни кроманьонцев была большей, чем у неандер-тальцев: ок. 10% уже доживали до 40 лет. Кроманьонцы могли в полном объеме использовать речь и абстрактное мышление. Они были менее агрессивны, чем неандертальцы. И это способствовало их объединению. Они жили родовыми общинами. В эту эпоху сформировался первобытнообщинный строй.

Слайд 14. Отличия человека современного вида (Homo sapiens sapiens) от животного (обезьяны).

Прямохождение. Передвигается на двух ногах.

Отсутствие волосяного покрова на теле.

Передвигается на четырёх конечностях. Хорошо лазает по деревьям

Имеет шерстяной покров по всему телу

Кости черепа намного тоньше, чем у обезьяны.

Черты лица более тонкие и мелкие, лицо плоское.

Мощные кости черепной коробки.

Мозг больше по объёму и сложнее организован(больше извилин).

Позвоночник более тонкий, имеет изгибы, позволяющие сохранять равновесие в вертикальном положении и при ходьбе.

Прямой и мощный позвоночный столб.

Руки не участвуют в ходьбе, короче, чем у обезьяны, достают только до бёдер.

Большой палец руки противопостав-лен остальным, что упрощает хватательные движения

Передние конечности длинные, ниже колен.

Обезьяна хватает предмет не пятью пальцами, а только четырь-мя, т.к. большой палец короткий и плохо развит

Ноги длиннее рук. Стопа имеет свод, выполняющий роль амор-тизатора при ходьбе.

Задние конечности более корот-

кие по отношению к туловищу и передним конечностям.

Стопа не развита и не приспособ-

лена к ходьбе, плоская по форме

Способность к общению, совмест-ному труду, целенаправленной

деятельности, не только приспоб-

ление к окружающей среде, но и

способность создавать социокуль-

Возможность действовать сообща.

Слайд 17. Около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, «человек разумный» становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю.

Слайд 18. Практикум. Задание: прочитать стр.18 п.3 -22 до предпоследнего абз. Выяснить, какие изменения произошли в жизни людей каменного века.

Примерный вариант заполнения таблицы.

Выделение человека из животного состояния.

Изготовление грубо обработанных каменных орудий (рубила, ножи, скребки, наконечники копий).

Половозрастное разделение труда.

Формирование основной ячейки общества — небольшой родовой общины

Зарождение человека как биоло-

гического вида и начало становления человеческого общества

Распространение на Земле Homo sapiens sapiens.

Появление метательных орудий (дротики, гарпуны).

Существование небольших жилищ.

(танец, музыка, наскальная живо-пись).

Освоение новых материков -Америки и Австралии

Обеспечение пропитанием и необходимыми средствами к жизни.

Появление микролитов – миниатюр-

ных каменных инструментов.

Вероятное приручение собаки как помощника в охоте

Расширение возможностей охоты

Образование соседской общины.

Неолитическая революция (переход

от присваивающего хозяйства к производящему).

Усложнение живописи (многофи-

Расширение возможностей обеспечения пропитанием и средствами к жизни.

Начало перехода к образованию государственности

Слайд 19. 3. Древнейшие формы социальной и духовной жизни.

Человек – биосоциодуховное существо. Важнейший этап в развитии человеческой культуры и человека как духовного существа – зарождение религии. Религиозные представления и верования были достаточно разнообразными.

Анимизм — (лат. anima, animus — душа, дух) Вера в существование души и духов, в одушевлённость всего окружающего мира.

Слайд 20. Тотемизм (термин заимствован у североамериканского племени оджибеев, на языке которых totem означает его род, а также название природного объекта, находящегося в родстве с

определённой группой людей) — вера в покровительство реального или воображаемого предка (тотема), которым мог быть человек, животное или растение.

Слайд 21. Фетишизм (лат. factitius — волшебный, чудодейственный) — поклонение неодушев-лённым материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Магия (лат. magia) — обряды, с помощью которых люди пытались повлиять сверхъестественным путём на других людей, на явления природы и события.

Слайд 22. Представления о древнейших формах социальной жизни претерпели серьезные изменения в связи с новыми открытиями историков и этнологов. Комментарии к схеме.

источник

В рамках перехода к более конкретным этапам восхождения от абстрактного к конкретному, а именно — к исследованию исторических этапов развития общества, представляется целесообразным выделить вкратце специфику методологии исследования. В данном случае, мы акцентируем внимание на двух сторонах методологии — историческом и логическом. Историческое есть процесс развития предмета, со всеми его необходимыми этапами, во времени. Логическое — анализ уже зрелых сторон предмета в их “классическом”, завершенном виде, в одновременной их данности. Итак, мы можем на основании этих посылок вывести следующее суждение: логическое есть снятое историческое. Логическое и историческое внутренне едины, взаимосвязаны, однако же это — тождество с различием. Это явствует из вышеизложенного. Следовательно, эти единые моменты можно рассматривать в их относительной обособленности.

Материалистическое понимание истории, открытое Марксом и Энгельсом, позволило понять историю как подлинно объективный процесс, со своими закономерностями. История стала собственно наукой. Однако же, исторический материализм не постулировал (и не делает этого сейчас) детерминизм в виде абсолютной предопределенности, некоего Рока. Наряду с объективными процессами исторического развития, учитывается и деятельность думающих, чувствующих людей, имеющих свою волю и свои интересы, то есть субъектная деятельность является важным составным элементом материалистического понимания истории. Итак, имеется закономерное развитие общества, постольку, поскольку оно — закономерно, оно осуществляется в определенном направлении. Наряду с этим существует деятельность субъектов, действующих в определенных исторических рамках. Сознавая это в той, или иной мере, в конечном счете люди должны считаться с наличными материальными условиями их бытия. Историческое развитие представляет собой равнодействующую, складывающуюся из деятельности масс людей.

История не свободна от зигзагов, перерывов и случайностей, однако закономерность исторического развития с необходимостью пробивает себе путь. Это становится явным при рассмотрении продолжительных по времени периодов развития.

Для характеристики всякого исторического процесса развития необходимо рассмотрение его общей направленности, а значит, начала процесса, этапов, которые он проходит, а также “механизмов” перехода от одного этапа к другому, специфики, преемственности и направленности процесса развития в целом и его этапов.

Стоит отметить, что мы выделяем именно главное направление развития общества, абстрагируясь от того, что имеются другие ветви развития, и между ними и главным направлением может происходить взаимодействие.

Итак, общество есть органическое целое, проходящее в своем развитии характерные этапы. В рамках научного исследования нам, опять же, необходимо абстрагироваться от ряда дополнительных обстоятельств, ведь в реальности существующая история не происходила и не происходит в “чистом виде”. Необходимо провести данное действие с целью выявления общей закономерности, “магистрального” направления, изучение которого позволит в дальнейшем постепенно вводить модифицирующие обстоятельства, конкретные моменты. Все это поможет наиболее полно понять сущность исследуемого предмета, его внутренние связи.

Общественная форма движения качественно отличается от биологической формы движения, и вместе с тем общество возникает из природы и ближайшим образом из биологической формы движения.

Так как общество является “органическим” целым, необходимо выделить этапы его развития, которые характерны для всякого “органического” целого.

  1. Начало процесса исторического развития общества. В рамках данного этапа в недрах биологического, вообще, природного, начинает формироваться новый источник движения — социальное, а точнее — его предпосылки, при сохранении господства биологического и его ведущей роли. Сущности общества, как таковой, еще не имеется.
  2. Первоначальное возникновение общества. Сюда мы относим первобытно-общинный строй.
  3. Формирование общества. Идет процесс преобразования социальным его природной, биологической основы. Сюда относится период классово-антагонистических обществ, формаций.
  4. Зрелость общества. В рамках этой стадии завершается процесс преобразования социальным природного, включение последнего в качестве существенно преобразованного момента в движение социального, в процесс развития общества. По сути, это завершение “земной” истории человечества. Зрелым обществом является коммунистическое общество.

Все три первые этапа относятся нами к становлению человеческого общества.

В рамках первой стадии возникают предпосылки социального, однако же господствует именно природное, природные закономерности. Источник движения и развития следует рассматривать именно в рамках природных процессов. На второй стадии уже возникает социальное, как новая форма движения, которая начинает процесс преобразования природного, своей основы. Тем не менее, в той, или иной степени природа остается не преобразованной, и в этом смысле господство сущности общества, социального, ещё не установлено, однако сущность выступает в качестве ведущего фактора развития. В стадии формирования продолжается преобразование возникшей сущностью своей природной основы.

Зрелое коммунистическое общество характеризуется тем, что сущность выступает не только в качестве ведущего фактора, но и в качестве фактора непосредственно господствующего. Резюмируя: вначале господствует природа, затем возникает социальное, которое сразу становится ведущим, главенствующим фактором, но не господствующим; господствует же взаимодействие этих двух факторов. Третья стадия сохраняет социальный фактор в качестве ведущего. На четвертой стадии социальное становится безраздельно господствующим фактором, по той причине, что природное преобразуется полностью. И только теперь безраздельно господствуют самодвижение, саморазвитие общества, взаимодействие людей как самоцель, развитие сущности человека как самоцель. Здесь речь идет именно о взаимодействии с природой в планетарном масштабе, но уже на последних стадиях формирования общества возникают предпосылки космической эпохи, то есть, возникновения принципиально новой стадии, нового витка взаимодействия человечества и природы.

Читайте также:  Инфаркт глаза можно ли вернуть зрение

В обычном значении понятие “начало” подразумевается как первая стадия развития какого-либо предмета, процесса, самая неразвитая его стадия. При этом отождествляются две различных стадии: стадия образования исторических предпосылок процесса, предмета, и стадия его первоначального возникновения, и фактически началом называется первоначальное возникновение сущности предмета, процесса.

У нас “начало” — это стадия образования исторических предпосылок процесса, предмета, то есть, стадия, когда сущность этого процесса ещё не возникла. Эти две стадии неправильно и отождествлять, и отрывать друг от друга. Начало процесса, достигая своего наивысшего развития, изменяется по сущности и качеству. Стадия начала в наивысшем развитии превращается в стадию первоначального возникновения его сущности.

Как пример, товарно-денежные отношения. Существуя до капитализма, они представляют собой начало капиталистических отношений, а становясь всеобщими, господствующими, полностью подчиняя себе весь процесс труда, производства, рабочую силу, средства производства, они превращаются в капиталистические.

Неверно смешивать начало с простейшим отношением, потому как простейшее отношение есть начало в снятом, преобразованном виде, в каком начало сохраняется с образованием сущности предмета. Следовательно, начало существует до процесса, началом которого оно служит, и начало именно этого, а не другого процесса, оно есть совокупность необходимых и достаточных предпосылок для первоначального возникновения сущности процесса, предмета. Для определения необходимых и достаточных предпосылок первоначального возникновения сущности процесса, нужно иметь в виду его возникшую сущность. Иначе нельзя говорить о предпосылках, предпосылках неизвестно чего. Так же должно быть какое-то представление о предмете, о начале которого идёт речь. Так как мы рассмотре­ли простейшее отношение общества, то есть начало в том преобразованном виде, в каком оно существует уже при наличии образовавшейся сущности общества, то это дает известную путеводную нить при исследовании на­чала.

Начало человеческой истории – образование природных, биологических предпосылок, необходимых и достаточных для возникновения социального.

Для первоначального возникновения человечества были следующие необходимые и достаточные предпосылки:

  • — определённые внешние природные условия (климат, пригодный для жизни, наличие природной кладовой для минимального удовлетворения потребностей)
  • — наличие животных особей с определённым строением тела
  • стадный образ жизни

Начало истории человечества так же имеет стадии: начало, первоначальное возникновение своей сущности, зрелость, умирание и исчезновение.

Эти стадии мы затронем совсем немного.

Предпосылки возникновения человечества также имеют свои стадии развития, свои этапы внутри стадии “начала”. Ранее мы уже рассматривали эти этапы, развивающиеся формы отношения живых образований к окружающей среде. Вначале — это непосредственная погруженность в нее, в снятом (преобразованном) виде это погружение, эта неразрывная связь сохраняется и сейчас у человека — например, дыхание. Такую непосредственную связь живого организма со средой обитания можно назвать базовым, минимально необходимым условием для существования живого как такового, для такого существования не требуется сложно развитых структур организма.

Следующая, гораздо более сложная форма связи, более развитое отношение к среде образуется с возникновением животных. Более сложные формы организмов формируются в результате (и одновременно) развития более сложных, опосредованных связей со средой. Выражение “в результате и одновременно” означает диалектическое единство процессов развития как живого организма, так и самого отношения этого организма к окружающей среде. Отличие такой более опосредованной связи от предыдущей стадии заключается в способности живого организма перемещаться в пространстве, что повышает его шансы на выживание, на нахождение (нужно отметить — уже имеющихся в наличии) более благоприятных условий среды обитания. В то же время, меняется и характер обратного воздействия этого живого организма на внешнюю среду — кроме выделения веществ к этому воздействию присоединяется и механическое внешнее воздействие — например, вытаптывание растений или уничтожение добычи как фактор влияния, не связанный с процессом непосредственно потребления, но опосредованно оказывающий влияние на экосистему среды обитания, на ее пищевые цепочки. При этом, возникающие изменения окружающей среды, вызывают необходимость изменения и отношения живого организма к этой среде, что приводит, в конечном итоге, и к необходимости тех или иных изменений в самом живом организме. Влияние среды на живой организм остается ведущим, решающим.

Затем наступает стадия “умирания” господства животного отношения к среде, которая формирует основу нового, человеческого отношения. Эта стадия характеризуется случайным, еще неустойчивым употреблением предметов природы в качестве средств для воздействия на другие предметы природы. Такое отношение к внешней природе и сейчас характерно для приматов, именно оно и стало тем фактором, который позволил нашим животным предкам перейти на качественно иной уровень развития.

Так как перемещение в пространстве и механическое воздействие на внешнюю среду (как способ взаимодействия организма с ней) оказались наиболее перспективным способом, именно такие способности и формировали соответствующие органы животных, постепенно меняли их морфологию. Не случайно, что самые большие возможности для дальнейшего развития обратного воздействия на природу имели те животные, у которых перемещение в пространстве их собственного тела было нередко и перемещением в пространстве других предметов природы. Захватывание ветвей конечностями при лазаний по деревьям представляет собой типичный пример совпадения того и другого перемещения. При этом необходимо отметить важное отличие между целесообразным перемещением в пространстве предметов потребления, имеющихся в готовом виде, от перемещения предметов, предметами потребления не являющимися. То есть, перемещение добычи (корма и т.п.) в пространстве коренным образом отличается от перемещения животным поднятой с земли палки в сторону висящего на дереве плода. У животных, приспособленных к перемещению в пространстве на деревьях посредством захватывания конечностями ветвей, происходит частое, устойчивое совпадение перемещения в пространстве собственного тела с перемещением в пространстве предметов, не имеющих непосредственного значения ни для поддержания собственного существования, ни для продолжения жизни вида. Это, так сказать, почти постоянно сопутствующий побочный продукт их образа жизни.

Стадия начала человеческой истории заканчивается переходом животных предков человека к наземному образу жизни, к прямохождению, освобождением верхних конечностей от участия в передвижении тела, употреблением в основном данных природой в готовом виде средств воздействия.

В своей классической работе о роли труда Энгельс отправляется от той стадии наших предков, которая характеризуется им как необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян. Здесь можно подразумевать, например, очень высокий уровень телесной организации наших предков, их гибкую приспособляемость к новым условиям среды, высокое развитие головного мозга.

Прямохождение, по Энгельсу, было решающим шагом на пути очеловечения обезьяны, так как при выпрямленном положении тела руки освободились от функций опоры и локомоции. Приспособляясь первоначально к весьма простым трудовым операциям, руки испытали прогрессивное развитие на протяжении огромного промежутка времени, когда человек формировался под влиянием труда. Энгельс пишет, что труд оказывал прямое влияние на строение и функции руки с последующей передачей индивидуально приобретенных особенностей по наследству. При этом Энгельс подчеркивает, что прямохождение у наших предков установилось не сразу и что, сделавшись сперва правилом, оно затем превратилось в необходимость. Прямая походка приобрела новое значение и начала прогрессировать в связи с тем, что руки обратились к совершенно новой, не испытанной дотоле функции, а именно — к употреблению орудий. Последнее в свою очередь из случайного явления стало жизненно необходимым и специфически характерным действием, превратившись в коллективное изготовление орудий и их употребление в обществе себе подобных. Это опять-таки повлекло за собой формирование кисти в определенном направлении: рука не только стала органом труда, но она превратилась и в его продукт, отразив на своем строении и функциях влияние трудовой деятельности как часть целого. Изменявшаяся же рука влияла на остальной организм. Но, будучи с ним коррелятивно связана, она испытывала и обратное влияние [1] .

Стадия первоначального возникновения человеческого общества начинается тогда, когда случайное, неустойчивое употребление предметов природы в качестве средств воздействия на другие предметы природы постепенно становится необходимым, устойчивым. Чем чаще, устойчивее становится употребление предметов природы для воздействия на другие предметы природы, тем устойчивее становятся форма и материал средств воздействия, тем больше дифференцируются средства воздействия соответственно своему материалу, природе предмета, на который происходит воздействие, и тому, ради чего осуществляется воздействие (ради удовлетворения той или иной потребности). Труд из инстинктообразного превращается в собственно человеческий труд со всеми его компонентами (целью, средствами, предметами, процессом, результатом, субъектом труда). Материально устойчивость, необходимость употребления средств воздействия закрепляется в создании, производстве этих самых средств. Нередко говорят: «Труд создал человека». Это утверждение не вполне точно, ибо может создаться впечатление, что сначала образовался труд, а потом человек. Между тем образование человека шло в процессе образования труда.

Вследствие самой природы передних, а затем верхних конечностей воздействие на предметы природы могло быть главным образом механическим. Из предметов природы, чаще всего встречающихся и данных природой в готовом виде, наиболее пригодным для механического воздействия на другие предметы природы был камень. Ручная механическая обработка камня, превращающая его в средство воздействия, проходит ряд этапов.

От стадии начала человеческой истории ведет свое происхождение такой способ поддержания существования, как добыча. На первых этапах стадии первоначального возникновения истории непосредственно господствует не производство, а добыча [2] ибо это общество охотников, рыболовов, собирателей.

По мере того как ручная механическая обработка камня достигает совершенства и в основном исчерпывает свои возможности, т. е. по мере перехода к неолиту, происходит такое совершенствование добычи, которое ведет к исчерпанию возможности добычи. Ведь возможности добычи определяются данным природой в готовом виде количеством и качеством животных и биологических потребностей человека. Чем более совершенными становятся средства добычи, тем в большей степени исчерпывается природная «кладовая», возникает и растет необходимость воздействия на саму эту «кладовую» природы. И это воздействие реализуется переходом к скотоводству и земледелию, т. е. к господству уже не присваивающего, а производящего хозяйства, к господству не добычи, а производства. С переходом к неолиту осуществляется и переход к первому этапу скотоводства и земледелия, к раннему этапу производящего хозяйства.

Запрет внутриродовых половых связей как свидетельство возникновения социальных отношений внутри стада. Становление рода и общины

Добыча при помощи произведенных средств воздей­ствия более сложна (требует более сложной подготов­ки и организации, вызывает усложнение самого процес­са добычи…), более эффективна, чем добыча без та­ких средств. Ее образование обусловливает рост устой­чивости стада (за счет увеличения предметов потребления, то есть улучшения жизненных условий и увеличения возможностей для роста численности индивидов), более высокий уровень согласованности действий членов стада, ведет к тому, что все более настоятельной становится необходимость в исключении конфликтов внутри стада (как раз для согласованности между индивидами в общественном труде, производстве). Наиболее частым источником конфликтов является борьба за удовлетворение полового инстинкта. По мере роста устойчивости стада устанавливается запрет чле­нам стада вступать в половые связи друг с другом. Об­разуется род. Одно из качественных отличий рода от стада состоит в том, что, внутри стада отношения между его членами являются эндогамными, а внутри рода — экзогамными [3] . Помимо увеличения роли производства средств воздействия и совершенствования, усложнения добычи, осуществляющейся при помощи этих средств, их влияния на рост устойчивости стада и на исключе­ние половых связей внутри стада имеет смысл признать и роль естественного отбора в происхождении рода. За­преты вступления в половые связи внутри стада, стано­вящегося родом, есть то или иное осознание необходи­мости исключения этих связей. Осознание — продукт возникновения социальных (в широком смысле слова) отношений. При помощи естественного отбора объяснить возникновение упомянутых запретов нельзя. Но отсюда еще не следует, что неосознаваемый естественный отбор не содействовал образованию рода тем, что вел к вы­рождению и гибели тех стад, в которых имели место внутристадные половые связи.

Род окончательно возникает тогда, когда полностью исключаются половые связи внутри стада и становятся регулярными, устойчивыми половые связи между чле­нами разных родов. Видимо, два этих процесса были не вполне тождественны.

При возможности регулярных, периодических встреч разных стад (родов), а тем более при постоянном оби­тании в зоне доступности их по отношению друг к дру­гу половые партнеры вполне могли проживать каждый в своем стаде, превращавшемся в род, не переходя в род половых партнеров. Если же встречи сообществ бы­ли — в силу обстоятельств проживания — нерегуляр­ны, затруднительны, то в таких условиях возникала не­обходимость перехода лиц мужского или женского пола в род своих половых партнеров.

Наиболее вероятным, видимо, было все же возобладание в конце концов тенденции переселения в род сво­его (своих) полового партнера (партнеров). Во-первых, потому что связи разных стад в период превращения стада в род в общем и целом скорее всего были доволь­но затруднительными, нерегулярными. Во-вторых, обуз­дываемый инстинкт вряд ли мог достаточно устойчиво быть обуздан, если он вместе с тем достаточно регуляр­но не удовлетворялся в соответствии со своей природой.

Возобладание в конце концов переселения в род сво­его (своих) полового партнера (партнеров) обусловли­валось, по нашему мнению, не только характером хо­зяйствования, но и природными условиями проживания сообществ, и необходимостью достаточно регулярного удовлетворения полового инстинкта в соответствии с его природой.

Члены рода, вместе с лицами, переселявшимися в род из других родов, образуют общину, отличную от рода. Если род живет обособленно, то община и род представляют собой непосредственное тождество, они не различаются между собой.

И агамия [4] , и экзогамия сами по себе еще не исклю­чают борьбу за половых партнеров, пусть и находящих­ся вне рода. Достаточно устойчивое исключение конф­ликтов такого рода достигается, по нашему мнению, в том случае, когда образуется более или менее устойчи­вое парное партнерство, парная семья.

Переход к скотоводству и земледелию как выделение человечества из природы. Стадная иерархия как естественная основа общественной иерархии в период возникновения частной собственности

С переходом к раннему скотоводству и раннему земледелию начинает создаваться возможность образования продукта, превышающего необходимый жизненный минимум. (Мы говорим именно о ранних формах земледелия и скотоводства, так как они существенно отличаются от современных форм к которым мы привыкли). До перехода к господству производства человеческий род, по сути дела, боролся за биологическое выживание, обеспечение биологических потребностей колебалось вокруг жизненно необходимого минимума, тяготело к нему.

Скотоводство и земледелие при своем развитии выводят общество за рамки стадии первоначального возникновения, обусловливают разложение первобытной общины и переход к рабовладению

Раннее скотоводство и раннее земледелие уже создают возможности для превышения жизненно необходимого минимума, однако эти возможности еще не развиты. С дальнейшим развитием скотоводства и земледелия появляется устойчивое производство продуктов, превышающее жизненно необходимый минимум, но не позволяющее достигнуть жизненно необходимого оптимума (последний не достигается во всех классово-антагонистических обществах). Создаются возможности для присвоения частью общества продукции, превышающей жизненно необходимый минимум. Начинается борьба между людьми за прибавочный продукт (начало возникновения частной собственности). Образуется моногамная семья, отличающаяся от парной семьи тем, что существенной связью членов этой семьи служит хозяйственная связь.

На стадии первоначального возникновения общества социальное и биологическое находятся в отношении конкретного тождества, т. е. тождества [5] с различием. Производительные силы, производственные отношения, способ производства в сообществах людей, которые живут главным образом добычей, уже возникли, играют ведущую роль в развитии, но непосредственно не господствуют, непосредственно господствует добыча — способ обеспечения, хотя и модифицированный производством, но тем не менее унаследованный от животного мира [6] . Переход к раннему скотоводству и раннему земледелию есть переход к господству в жизни общества производства, способа производства. Но раннее скотоводство и раннее земледелие скорее только открывают в конечном счете возможности для господства способа производства в жизни общества, нежели реализуют их.

Для всей стадии первоначального возникновения человеческого общества характерна борьба человеческого рода за биологическое выживание, лишь в конце стадии эта борьба устойчиво клонится к победе человеческого рода. Кроме того, примитивные скотоводство и земледелие есть в основном воздействие человека на природные условия природного, биологического порождения животных и растений, на создание благоприятных природных условий их функционирования. Причем это воздействие людей, в общем, по своему характеру аналогично благоприятному воздействию на животные и растения девственной природы (сравнить, например, полив путем запруд и весеннее наводнение). Если имеет место воздействие непосредственно на само животное и растение, то оно осуществляется главным образом путем отбора (аналогично действию естественного отбора). Следовательно, производство тут имеет характер воздействия на внешние условия тех процессов, совершение которых и дает продукт, служащий средством к. жизни. А значит, способ производства остается внешним по отношению к этим процессам, существенно не преобразует их, не проникает внутрь их.

Стадные отношения есть природные, биологические связи. Возникновение производства (думается, наряду с действием естественного отбора) ведет к их превращению в род. Но, во-первых, стадные связи с образованием рода совсем не исчезают. Так, если судить по стадам приматов и примитивным отношениям, сохраняющимся и в довольно развитых человеческих обществах, стадо животных предков человека было иерархическим.

В иерархическом стаде лучшую пищу потребляет вожак, затем детеныши, а также самки и самцы, близкие к вожаку. Вожаком становится наиболее агрессивная особь, в случае оспаривания ее места в стаде, вступающая в борьбу за него. Вожак может быть свергнут в любое время другой особью. Вместе с тем вожак выполняет функции, полезные стаду в целом: охраняет его, выносит главную тяжесть в борьбе с внешним нападением и т. д. Положение вожака в стаде неустойчиво, соотношение сил в стаде может меняться, члены стада могут распадаться на группы и т. п. Сохранение внутри рода остатков стадных отношений сыграло немаловажную роль в период возникновения и развития частной собственности.

Во-вторых, род есть преобразование стада путем исключения половых связей внутри рода, а переселение членов других родов в данный род непосредственно означало возможность регулярного удовлетворения полового инстинкта (что в то время с необходимостью было и процессом размножения). В роде и родовой общине непосредственно на первом плане были обуздание полового инстинкта, исключение половых связей внутри рода и обеспечение регулярных половых связей с членами других родов. Социальный фактор действовал на характер половых связей, связей по размножению. Но непосредственно господствовали именно определенного характера половые связи, связи по размножению, то есть биологические связи.

На стадии первоначального возникновения человеческого общества социальное уже возникло, выступило его отличие от биологического, но непосредственно преобладает еще тождество социального с биологическим.

Заметим на будущее. С окончательным установлением рода образуется и община, как отличная от рода и как такая, в которой род представлял собой «ядро» родовой общины.

Родовая община — первая историческая форма общины. Всякая община представляет собой ту или иную форму естественно возникшей общности. Тем самым не отрицается роль социального в образовании и функционировании общины, но подчеркивается тот факт, что общину в любой ее форме отличает та или иная степень нерасчлененности (в единстве с расчлененностью) природного и социального. Так, например, в родовой общине имеет место незавершенность отчленения социального от половых связей, от связей по размножению. В территориальной общине существенным признаком являются общность и различие по территории, в земледельческой общине общность определяется тем или иным общим отношением к земле, т. е. главным образом отношением к природно данному, а не к произведенному средству производства.Таким образом, говоря о естественно возникшей общности, мы не имели в виду чисто природную общность, речь шла о такой общности, в которой социальное не вполне отделилось от природного, не вполне преобразовало его, в которой непосредственно на первый план выступает природная обусловленность. Например, зависимость сообщества от использования такого естественно возникшего средства производства, как земля, есть естественно определенная зависимость.

На стадии формирования человеческого общества возникший способ производства материальных благ формируется и преобразует унаследованную природную основу. На предыдущей стадии возникли основные компоненты труда, производительных сил, возникли производственные отношения. В чем же тогда состояла специфика формирования способа производства материальных благ и преобразования унаследованной природной основы на этапе формирования?

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

К стадии формирования (общества) относятся рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества.

Если на стадии первоначального возникновения общества преобладали природные связи, природные условия, а способ производства, социальные источники развития возникали в качестве ведущего, но не господствующего фактора развития, то на стадии формирования происходит постепенное превращение этого ведущего фактора в господствующий. Чем ближе к началу стадии формирования, тем меньше преобразована социальным развитием унаследованная природная основа. И наоборот, чем ближе к концу стадии, тем в большей степени природная основа в снятом, преобразованном виде включается в социальное развитие в качестве его момента. Уже с самого начала стадии формирования действие способа производства в качестве ведущего фактора развития общества перестало, в общем и целом (т. е. с точки зрения истории всего человечества), зависеть от случайных обстоятельств и стало по преимуществу необходимым.

Процесс формирования общества, с точки зрения развития производительных сил [7] .

Период формирования производительных сил (в отличие от их первоначального возникновения), если иметь в виду продукт производства, начинается с той ступени, когда уровень производительных сил позволяет производить постоянный излишек сверх совершенно необходимого для поддержания физического, биологического существования, и продолжается до достижения того уровня, когда становится возможным производство изобилия материальных благ. В течение всей этой стадии существует следующее противоречие. С одной стороны, производство уже есть, оно развивается, средства к жизни, в основном, не добываются, а производятся. С другой стороны, средств к жизни не хватает для оптимального удовлетворения биологических потребностей, и на протяжении всей стадии идет борьба между людьми за средства к жизни, за удовлетворение биологических потребностей, а цель производства по сути остается а животном уровне — элементарное биологическое выживание. С этой стороны люди еще не поднимаются над животным миром, их борьба в таком отношении — борьба социальных животных.

Если иметь в виду орудия труда, производства, то для стадии формирования производительных сил характерны, употребляя терминологию К. Маркса и Ф. Энгельса, «естественно возникшие орудия производства». «…Здесь, — пишут они, — выступает различие между естественно возникшими орудиями производства и орудиями производства, созданными цивилизацией. Пашню (воду и т. д.) можно рассматривать как естественно возникшее орудие производства. В первом случае, при естественно возникших орудиях производства, индивиды подчиняются природе, во втором же случае они подчиняются продукту труда» [1, т. 3, с. 65].

Кроме того, к стадии формирования производительных сил относится также и тот этап развития «орудий, созданных цивилизацией», т. е. произведенных орудий, когда они начинают завоевывать господство в производстве, даже играют роль господствующих, но когда их господство (господство автоматической системы) еще не безраздельно, т. е. когда этап развития этих орудий еще не достиг полной зрелости.

Формирование производительных сил начинается после того, как впервые возникли их компоненты, и оно заключается по своей сути в формировании общественного характера труда. На стадии первоначального возникновения общества общественный характер труда только возникает, причем — при господстве добычи — он существует в основном в конкретном тождестве с биологическими связями людей, с природным отношением к природе. Переход к господству производства (к раннему скотоводству и раннему земледелию) в недрах стадии первоначального возникновения общества вел к образованию несоответствия производительных сил отношениям, существовавшим тогда между людьми, и в перспективе к выходу за рамки этой стадии.

Стадии формирования производительных сил соответствует общественное разделение труда. Общественный характер труда существует здесь через свое разделение, расчленение, через свое, можно сказать, отрицание. Собственно общественный характер труда, общественный характер труда в позитивном [8] отношении, хотя и возникает на последнем этапе (субстадии) формирования человеческого общества, но не соответствует производственным отношениям этой субстадии.

На стадии формирования производительных сил общества в качестве общественных уже имеется отличие специфически общественного отношения людей к природе от их природного отношения к природе, и это отличие развивается. Специфически общественное отношение к природе все более обособляется от природного отношения к природе и все более преобразует последнее. Вместе с тем, в рамках связи специфически общественного и природного отношения к природе развиваются предпосылки их единства, причем уже на основе доминирования специфически общественного (а не природного) отношения к природе. Формирование общественного характера труда начинает завершаться тогда, когда в производстве в масштабах всего человечества начинают преобладать процессы, в которых различные люди служат моментами единого процесса производства. Полностью же формирование общественного характера производства заканчивается тогда, когда произведенные орудия производства приходят к безраздельному господству и когда весь процесс производства человечества становится внутренне расчлененным.

На стадии формирования производительных сил происходит переход от преобладающего использования найденных в природе готовыми предметов труда к преобладающему использованию искусственных предметов труда, предметов труда с заранее заданными свойствами.Человечество на стадии формирования производительных сил начинает переходить к целесообразному воздействию на все земные природные условия, на всю окружающую земную природную среду. Наконец, на этой стадии формируется человек в качестве компонента специфически общественного производительного отношения к природе. Все перечисленные выше превращения означают проникновение в сущность природных процессов, следовательно, предполагают начавшийся переход от обыденного эмпирического уровня развития знаний к доминированию теоретического. Формирование человека в качестве производительной силы есть не только овладение им «орудиями, созданными цивилизацией», но и превращение его в индивида, вооруженного теорией, способного к всесторонней деятельности, необходимость которой формируется с переходом к господству произведенных орудий труда (расчлененность деятельности человека на этой стадии определяется главным образом общественным разделением труда).

Формирование общества, если иметь в виду развитие производственных отношений, совершается в конечном счете под определяющим влиянием формирующихся производительных сил. Но вместе с тем формирование производственных отношений есть относительно самостоятельный процесс. Производительные силы есть и нечто внешнее по отношению к производственным отношениям, но одновременно производительные силы и производственные отношения образуют внутреннее единство, общественный способ производства. Ни то, ни другое, не существуют вне своего различия и единства друг с другом. Их внутреннее единство и «борьба» и образуют внутренний источник саморазвития общества. Общественный способ производства, внутренний источник саморазвития общества, не является чем-то неизменным, он также проходит стадию формирования.

Наличие произведенных орудий производства обусловливает собственно производственные отношения. Наличие «естественно возникших орудий производства», порабощенность человека действием природных сил обусловливают сохранение той или иной формы природной связи, природной общности людей. Будем впредь называть их «естественно возникшими общностями», «естественно возникшими связями».

Развитие производственных отношений на этапе формирования общества происходит противоречиво как в том отношении, что формируется противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое в конце концов приведет к устранению той и другой стороны этого противоречия, так и в том отношении, что производственные отношения постепенно отчленяются от природных связей людей, подчиняют их себе и снимают их, собственно производственные отношения по сравнению с «естественно возникшими связями» людей постепенно превращаются в безраздельно господствующие. То есть, если изначально люди возникли и существовали в основном как животные, как особый биологический вид, то со временем их существование становится социальным, а поддержание биологической жизни становится подчиненным (снятым) моментом новой формы существования.

Общественное разделение труда и борьба людей за удовлетворение биологических потребностей обусловливают существование классов и борьбу между ними. Следовательно, стадия формирования общества есть стадия его антагонистического классового развития. Эта стадия, в свою очередь, сама разделяется на несколько субстадий, о которых пойдет речь позже.

Производственные отношения относительно самостоятельны. Их относительная самостоятельность сказывается в определенном несовпадении стадии (а также субстадий) формирования производительных сил и стадии (а также субстадий) формирования производственных отношений. Сначала возникает новая стадия (субстадия) производительных сил, которая начинает не соответствовать прежней стадии (субстадии) производственных отношений и при своем дальнейшем развитии вступает в противоречие со старой стадией (субстадией) производственных отношений, противоречие разрешается переходом либо к новой стадии (субстадии) производственных отношений, либо, по достижении зрелости, к созданию предпосылок для существенного изменения самой диалектики производительных сил и производственных отношений (в частности, путем вытеснения человека из сферы непосредственного производства).Так, мы уже видели, что производящее хозяйство проходит свой ранний этап уже на стадии первоначального возникновения общества, и при дальнейшем развитии скотоводства и земледелия развивается противоречие между ними и первобытнообщинным устройством общества, разрешение этого противоречия означает переход к стадии формирования (общества)

При формационном членении общества прямо не фиксируется развитие общества, а только констатирует­ся одна историческая форма наряду с другой, формации представляются как внешние друг другу.

Существует более общее членение общества: доклас­совое, классовое, бесклассовое. Исходным в определе­нии тут служит одна стадия общества — классовая, а остальные характеризуются только отрицательно по отношению к ней. Здесь тоже не фиксируется положитель­но развитие общества. Кроме того, это деление истории берет хотя и чрезвычайно важную, но лишь одну из сторон развития. Наконец, в членении истории на об­щинную, частную и общественную собственность выде­ляется существенная сторона процесса развития и при­том положительно, однако процесс рассматривается односторонне. В нашей же периодизации прямо указывает­ся на то, что речь идет о стадиях развития общества и периодизация дается с точки зрения всего развития человечества в целом, то есть речь идет о периодизации ис­тории человечества по внутреннему для процесса раз­вития основанию.

На наш взгляд, основная задача современной эпо­хи — борьба с капитализмом, отрицание капитализма, свершение социалистической революции — в конечном итоге подчинена задаче построения коммунистического общества. И не только в плане практически-политичес­ком, но и в плане методологии исторического исследо­вания она уже ныне должна рассматриваться в перспек­тиве решения задачи построения коммунистического об­щества.

В свете же задачи построения коммунистического общества на первый план выступает не противопостав­ление коммунизма только капитализму, а отличие и связь коммунизма со всей предшествующей историей человечества как предысторией человеческого общества. При этом внимание фиксируется на витке спирали: пер­вобытнообщинный строй — доклассовое общество; пер­воначальное возникновение общества — антагонистиче­ские, классовые общества; формирование общества, ком­мунизм — бесклассовое общество, зрелое человеческое общество. Следовательно, формационное членение исто­рии оказывается необходимым, но подчиненным момен­том более общего членения истории. Это членение мы назвали бы членением по типам ис­торического процесса.

Делить историю докапиталистических обществ по формам общинного устройства — значит выдвигать на первый план то, что исчезает. Делить историю антаго­нистических обществ на основании форм частной собст­венности — значит выдвигать на первый план то, что отрицает первобытнообщинный строй, общинное устрой­ство. Но отрицание чего-либо существует только до тех пор, пока в той или иной степени, в том или ином отношении сохраняется то, что отрицается. На протяжении всей стадии формирования имеет место не только отрицание первобытнообщинного строя, но и в той или иной мере, в том или ином отношении и виде сохранение остатков, пережитков первобытнообщинного строя. Если же исходить из того, что коммунизм есть ис­тория человечества, единая со всей предшествующей историей и отличная от нее как от предыстории, если исходить из задачи построения коммунизма как из глав­ной задачи, то надо расчленить стадию формирования общества на такие этапы, в различии которых учитыва­лись бы обе стороны: и сохранение тех или иных форм отношений и т.д. первобытнообщинного устройства, и отрицание первобытнообщинного строя строем частной собственности.

Всякий процесс формирования, по нашему мнению, разделяется на три стадии, или периода:

1) начальный период формирования, преобразования унаследованной основы;

2) возникновение адекватной, новой основы;

3) завершение образования адекватной, новой основы.

Таков, например, процесс формирования капитализма:

1) мануфактурный период (период домашинного капи­талистического производства);

2) переход к крупной промышленности, к машинному производству (в период этого перехода сами машины еще создавались ману­фактурным, ремесленным способом);

3) завершение пе­рехода, период собственно крупной промышленности (в этот период преобладает уже производство машин ма­шинами).

В процессе формирования человеческого общества также, на наш взгляд, следует выделить три периода.

1. Начальный период формирования человеческого общества. Сюда относится рабовладельческая общест­венно-экономическая формация. Частная собственность уже возникла, но она существует и развивается в общем и целом на основе естественно возникших средств про­изводства [9] , на основе непосредственного отношения лю­дей к условиям производства и друг к другу, отноше­ния, унаследованного от предшествующей стадии. Част­ная собственность остается подчиненной родообщинной, общинной собственности на землю.

Поэтому в рабовладельческих обществах рабский труд количественно может преобладать над трудом об­щинным лишь в совершенно исключительных случаях.

2. Период перехода к основе, адекватной частной собственности, это — феодализм. Именно для феодаль­ной общественно-экономической формации характерно преобладание частной собственности, но преобладает частная собственность на землю, т. е. на естественно возникшее средство производства. Следовательно, част­ная собственность продолжает существовать не на адекватной основе.

В чем же состоит переход к основе, адекватной ча­стной собственности? Железные орудия возникают и на­чинают распространяться еще до феодализма. Но зем­леделию, опирающемуся на широкое применение желез­ных орудий и притом как главному виду производства, соответствуют именно феодальные производственные от­ношения.

В рабовладельческой общественно-экономической формации земледелие осуществлялось преимуществен­но на мягких землях и вполне могло происходить глав­ным образом при помощи каменных орудий. Но если камень — по своей природе такой материал, который возможно довольно широко применять (в качестве средств труда) без предварительной обработки, то же­лезо — по своей природе такой материал, который при его более или менее широком применении в качестве средств труда с необходимостью предполагает предва­рительную обработку.

Широкое использование, а следовательно, и произ­водство железных орудий — сначала главным образом в земледелии — есть переход к основе, адекватной ча­стной собственности.

3. Период завершения образования основы, адекват­ной частной собственности, — капитализм. Адекватная основа частной собственности, по нашему мнению, не естественно возникшие, а произведенные средства воз­действия. Феодальные общественные (в том числе про­изводственные) отношения соответствуют ставшему внутренне необходимым разделению на производство средств производства и производство предметов потреб­ления, но такому разделению, в котором главная роль принадлежит применению средств труда к земле (есте­ственно возникшему образованию). Капиталистические общественные отношения соответствуют такому внутренне необходимому расчленению на производство средств производства и производство предметов потреб­ления, когда главную роль играет производство средств производства (а не производство предметов потребле­ния), применение произведенных средств труда к уже прошедшему процесс (или процессы) производства пред­мету труда. При капитализме впервые доминирует ча­стная собственность на произведенные средства произ­водства. Главенствующим видом производства впервые становится промышленность, а не земледелие.Промышленность как определяющий вид производ­ства в масштабах всего человеческого общества есть обязательно промышленность в крупных масштабах, крупная промышленность. До образования такой про­мышленности ремесло может определять весь общест­венный строй лишь в пределах того или иного отдель­ного сообщества, находящегося в исключительных ус­ловиях.

  1. ↑ Нестурх М.Ф. Происхождение человека. Глава вторая “Роль труда и прямохождения в антропогенезе” Роль труда
  2. ↑ Добыча предметов потребления остается добычей, если даже она реализуется при помощи произведенных средств воздействия, в том случае, когда эти средства применяются для того, чтобы получить данные природой в готовом виде предметы
  3. ↑ Экзогамия — (от экзо… и греч. gâmos — брак), запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия), реже — локального (община) коллектива в эпоху первобытнообщинного строя (сохранялась и в более позднее время). Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012 Эндогамия — (от эндо… и греч. gamos — брак), обычай, предписывающий заключение брака в пределах определённой общественной группы: племени, касты, рода и т. д. В первобытном обществе род был экзогамен (см. Экзогамия), племя — эндогамно. В период разложения первобытнообщинных отношений у некоторых народов (малагасийцы, часть банту, арабы, узбеки, туареги и др.) род или чаще внутриродовые группы — патронимии — стали эндогамными, что было вызвано стремлением сохранить имущество в среде близких родственников. Браки заключались между детьми двоюродных, троюродных и т. д. братьев и сестёр по отцовской или, реже, по материнской линии (так называемый ортокузенный брак). Кастовая Э. характерна для каст Индии и др. Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012
  4. ↑ Агамия — [гр. agamia] 1. безбрачие; 2. биол. отсутствие пола. Словарь иностранных выражений. 2012 (Прим. В данном случае имеется в виду первое значение — безбрачие, отсутствие половых связей)
  5. ↑ Тождество — отношение между предметами (реальными или абстрактными), которое позволяет говорить о них как о неотличимых друг от друга, в какой-то совокупности характеристик (например, свойств). В действительности все предметы (вещи) обычно отличаются нами друг от друга по каким-то характеристикам. Это не исключает того обстоятельства, что у них есть и общие характеристики. В процессе познания мы отождествляем отдельные вещи в их общих характеристиках, объединяем их в множества по этим характеристикам, образуем понятия о них на основе абстракции отождествления
  6. ↑ Добыча предметов потребления остается добычей, если даже она реализуется при помощи произведенных средств воздействия, в том случае, когда эти средства применяются для того, чтобы получить данные природой в готовом виде предметы
  7. ↑ Заметим сразу, что выделение стадии формирования, с точки зрения производительных сил, и выделение ее, с точки зрения производственных отношений, не совпадают друг с другом
  8. ↑ Наверное имеет смысл напомнить, что “позитивно” и “негативно” в контексте нашей работы, это терминология логики, где “негативное” — это, что не выступает прямо, само по себе, а существует через свою противоположность (если есть “право” — значит должно быть “не право” (“лево” как крайнее отрицание), если есть “тьма”, значит должна быть “не тьма” (крайнее отрицание — “свет”)
  9. ↑ Здесь и ниже мы все время подразумеваем, что определенный уровень и характер средств производства «требуют» и соответствующего производителя

источник