Меню Рубрики

Функции финансов с точки зрения московской школы

В рамках классического направления в Российской Федерации сложились две основные научные школы финансов:

· Московская (Родионова, Дробозина, Ковалев);

· Санкт-Петербургская (Романовский, Сабанти, Врублевская).

Московская школа считает, что финансы выполняют следующие функции:

1. распределительная функция, т.е. финансы сами ничего не создают, а только распределяют и перераспределяют то, что было создано на стадии производства в результате чего создаются доходы различных субъектов, участвующих в распределении.

Различают первичное распределение и перераспределение: то есть финансы участвуют в первичном распределении и последующем перераспределении совокупного общественного продукта. Финансовое распределение охватывает разные уровни экономики (макро уровень, микроуровень), является сложным многоступенчатым, порождая различные виды распределения и регулирования :

Ø внутрихозяйственное (сохраняется или меняется воспроизводственная структура производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между потреблением и накоплением путем направления денежных средств в целевые фонды)

Ø внутриотраслевое (между предприятиями одной отрасли за счет отчислений в государственный централизованный фонд и внебюджетные фонды, от государства получают на конкурсной основе финансовые ресурсы)-

Ø межотраслевое, (предприятия ищут более выгодные зоны для приложения финансовых ресурсов, государство использует бюджет)

Ø территориальное и межтерриториальное (государственные и муниципальные финансы через систему финансовой помощи, финансирования инвестиционных проектов)

Ø между сферами общественного производства (изменяются темпы роста отдельных сфер в соответствии с потребностями общества)

Ø между социальными группами

Финансовое распределение на макро уровне и микро уровне имеет свои особенности, представление о которых дается в курсах «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративные финансы», «Финансовый менеджмент».

2. контрольная функция, так как финансы – это целевые денежные фонды, то за их образованием и исполнением нужен контроль. Распределение и перераспределение подразумевает установление определенных пропорций, которых либо нужно достичь, либо поддерживать, а затем оценить степень достижения поставленной цели. Количественная (материальная сторона) финансов позволяет это сделать.

Перед финансовым контролем стоят следующие группы задач:

1. обеспечить соблюдение действующего законодательства в области финансов;

2. обеспечить своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств субъектов перед бюджетом;

3. обеспечить своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств между хозяйствующими субъектами;

4. обеспечить правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности;

5. оценить экономическую эффективность финансовой деятельности и ее целесообразность.

Санкт-Петербургская научная школасчитает, что финансам присущи функции:

ü распределительная и перераспределительная;

ü образования денежных фондов;

ü использования денежных фондов.

Контрольная функция с точки зрения Санкт-Петербургской школы – это не функция финансов, а функция государства, которые используют финансы.

Ряд ученых предлагает рассматривать дополнительные функции финансов:

· регулирующую (сознательное выравнивание (изменение) экономических пропорций);

Неоклассическая теория выделяет следующие функции:

1) функции финансовой системы — удовлетворение потребностей людей в пище, одежде.

2)Функции государственных финансов

· Распределительная или аллокативная (аллокационная) функция. Обеспечение предоставления общественных благ или процесса, при котором совокупные ресурсы разделяются между производством частных и общественных благ, и определяется набор предлагаемых общественных благ. Другими словами теория должна отвечать на вопросы:

— какие потребности должны удовлетворять именно государство (производство обуви или обеспечение безопасности государства?)

— как государство должно определять оптимальное количество общественных благ?

Обеспечение общественными благами выражает распределительную или аллокативную (аллокационную) функцию государственных финансов (корректировка размещения экономических ресурсов между разными отраслями, регионами);

· Перераспределительная функция. Корректировка существующего распределения доходов и богатства с целью обеспечения соответствия общественным представлениям и «честном» и «справедливом» распределении (перераспределение дохода и богатства – социальная корректировка рыночной системы);

· Стабилизирующая функция. Использование бюджетной политики как средства обеспечения высокой занятости, разумного уровня цен и соответствующего уровня экономического роста с учетом влияния на торговый и платежный балансы (государственные финансы стабилизируют пропорции экономики.(А. Масгрейв. Государственные финансы: теория и практика)

В экономической литературе нет единого мнения по поводу того, включают ли финансы кредитные отношения, или последние самостоятельный вид экономических отношений, каково соотношения финансов и денег. Рассмотрев характеристику финансов, перейдём к сравнению финансов и денег, финансов и кредита. Такое сравнение уместно в рамках классического направления.

Деньги возникли на стадии обмена и являются всеобщим эквивалентом.

У денег и финансов единая денежная форма.

Функции денег и функции финансов различны, в то же самое время деньги могут обращаться в финансы (из стадии обмена в стадию распределения), а финансы – это всегда деньги. (Студенту необходимо самостоятельно вспомнить функции денег.)

Кредит – это форма движения ссудного капитала, или это экономические отношения, возникшие между кредитором и заемщиком по поводу средств, отданных в ссуду.

В теории и практике используются термины: кредит, ссуда и заем.

Кредит предполагает перераспределение временно высвободившихся денежных средств, т.е. кредит всегда является категорией перераспределения, которое происходит на основе принципов:

· срочности (на определенный срок);

· возвратности (должен быть возвращен);

· платности (не безвозмездно и предоставляется за ссудный процент);

Кредит выполняет следующие функции:

2. замещение действующих денег кредитными операциями;

3. экономия издержек обращения через ускорение оборачиваемости капитала;

4. ускорение концентрации капитала;

5. обслуживание товарооборота;

6. ускоряет научно-технического прогресса

· кредит может существовать в товарной и денежной форме, а финансы – только в денежной;

· финансы возникают на стадии распределения, кредит – на стадии распределения и перераспределения;

· финансы – однонаправленное движение денежных средств, а кредит – движение от кредитора к заемщику и обратно;

· финансы – безвозмездные отношения, а кредит – возмездные, платные отношения, но существуют беспроцентные кредиты и безвозмездные ссуды;

· финансы носят целевой характер и кредит носит целевой характер, хотя бы для заемщика;

· кредит не всегда жестко регламентируется государством (императивность присуща только государственному кредиту) – кредит не регламентирован на микроуровне;

· кредит на микроуровне не связан с финансовой политикой.

Таким образом, в классической теории финансов:

ü основной предмет – государственные финансы (доходы и расходы государства);

ü акцент делается на сфере распределения;

ü существуют принципиальные отличия между деньгами, финансами и кредитом.

На практике категория финансов проявляется в понятии финансовых ресурсов. Это материальные носители финансовых отношений.

Финансовые ресурсы – это доходы и накопления в денежной форме, которые находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, населения и предназначенные для образования целевых денежных фондов, которые используются для нужд государства, инвестиционных целей, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей.

В неоклассической теории финансовфинансы рассматриваются как отношения между субъектами, которые влекут за собой изменения в составе активов и \или обязательств этих субъектов.

ü основной предмет – финансы корпораций;

ü акцент делается на сфере распределения и обмена;

ü отличия между деньгами, финансами и кредитом размыты.

Финансовые ресурсы – активы, с помощью которых субъект решает задачи инвестиционно-финансового характера. Финансовые ресурсы формируются двумя путями: через мобилизацию источников финансирования и через инвестирование. Эти два процесса чётко различаются.

Финансовое обязательство – финансовые инструменты обращающиеся на рынке, как правило, в документарной форме.

Дата добавления: 2016-11-24 ; просмотров: 538 | Нарушение авторских прав

источник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 16:01, реферат

Итальянский экономист У. Мацолла (1850—1899), исследовавший

проблемы государственных финансов, фактически первым четко и ясно сформулировал природу общественных благ (1890). Уже в 1S96 г. шведский экономист Кнут Викселль (1851 —1926) показал, что разрыв между предельными частными издержками (marginal private costs — МРС) и социальными издержками (marginal social costs — MSC) может быть покрыт за счет налогов и государственных расходов, причем определить требуемое количество общественных благ можно лишь политическим путем — через голосование.

С четким разделением благ на индивидуальные и общественные,

которые объективно должны производить и обменивать на рынке частные предприятия или производить и распределять государство, перед учеными встала проблема их качественного различия, с одной стороны, и сложения в целях максимизации общественного благосостояния — с другой. Эта проблема была поднята Вильфредо Парето (1848—1923) в ≪Курсе политической экономии≫ (1896—1897) и в ≪Богатстве и благосостоянии≫ (1912), а также Артуром Сесилем Пигу (1877—1959) в ≪Экономической теории благосостояния≫ (1920). Эти труды дали импульс для разработки критериев оценки благосостояния Н. Кондором (1853—1956), Т. Ситовски (1889—1963), А- Бергсоном (1893—1972), Э. Линдалем (1903—1980) и Др.

Кейнсианство. Однако подлинную революцию в экономической

теории произвела опубликованная в 1936 г. ≪Общая теория занятости, процента и денег≫ Джона Меинарда Кейнса (1883—1946). С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли — кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы экономической и финансовой политики государства. Кейнс отказался от некоторых основных постулатов неоклассического учения, в частности от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, поскольку он не в состоянии

обеспечить ≪эффективный спрос≫. По мнению Кейнса, стимулировать его должно государство, используя для этого кредитноденежную и бюджетную политику. Эта политика должна поощрять частные инвестиции и увеличение потребительских расходов таким образом, чтобы способствовать наиболее быстрому росту национального дохода. Практическая направленность теории Кейнса обеспечила ей широкую популярность в послевоенные годы. Она стала идеологической программой смешанной экономики и теории ≪государства всеобщего благосостояния≫ (welfare state).

С начала 1950-х годов неокейнсианцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен

и др.) активно работали над проблемой экономической динамики, и прежде всего темпов и факторов роста, стремясь найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией. На это же была направлена и концепция ≪неоклассического синтеза≫ Пола Самуэльсона (р. 1915), который пытался органически соединить методы рыночного и государственного регулирования. Это позволило ему сформулировать современную версию теории общественных благ в статье ≪Чистая теория общественных расходов≫ (1954).

В 1960— 1970-е годы посткейнсианцыДжоан Робинсон (1903—

1983), Пьеро Сраффа (1898-1983), Николас Калдор (1908-1986) и др. — предприняли попытку дополнить кейнсианство идеями Д. Рикардо. Неорикардианцы выступили за более равномерное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, осуществление государством системы эффективных мер, направленных на борьбу с инфляцией.

Однако в 1970-е годы наступил период разочарования в кейнсианстве,

поскольку предлагаемые им рецепты оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить одновременное усиление инфляции, падение производства и увеличение безработицы (феномен стагфляции). Кейнсианская теория не сумела полностью вытеснить неоклассическую, а попытка объединить обе парадигмы в форме неоклассического синтеза не увенчалась успехом, поскольку такой синтез не отличался цельностью. В частности, при анализе макроэкономических процессов отрицались те предпосылки, из которых исходили в микроэкономике, Более того, в 1970—1980-е годы новые направления неоклассики (монетаризм — школа экономической мысли, акцентирующая внимание на изменениях в количестве денег, находящихся в обращении, как определяющей функции цен, доходов и занятости, а также новая классическая экономика, теория общественного выбора) заметно потеснили кейнсианство.

  1. Московская школа финансов и ее функции

Московская школа рассматривает две функции финансов:

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

    1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
    2. доходы предприятий сферы материального производства.

    Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

    • с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;
    • наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);
    • перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

    В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

    Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

    Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

    Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

    Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

    Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

    Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

    В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

    Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

    Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

    Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

    Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

    Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

    Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

    источник

    Финансовые ресурсы – активы, с помощью которых субъект решает задачи инвестиционно-финансового характера

    Финансовые ресурсы формируются двумя путями: через мобилизацию источников финансирования; через инвестирование. Эти два процесса чётко различаются.

    Финансовое обязательство – финансовые инструменты обращающиеся на рынке как правило в документарной форме.

    Финансовое право и финансовые правоотношения.

    Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

    Юристы рассматривают финансовые отношения уже, чем экономисты. Одним из субъектов финансовых правоотношений всегда является государство или его органы. Финансовые правоотношения отличаются тем, что они:

    а) возникают в процессе финансовой деятельности государства;

    б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти;

    в) всегда возникают по поводу денег -денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

    При этом финансовые правоотношения не возникают:

    между юридическими лицами, основанными на частной собственности;

    между гражданами и юридическими лицами, основанными на частной собственности.

    Финансовое право – это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции, распределения и использования государством денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства в данный период времени.

    Финансово-правовые нормы — это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

    Содержание финансово-правовых норм обусловило их императивный (повелительный) характер.

    Финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

    Финансовый показатель – это экономические показатели,величины или характеристики, показывающие состояние финансов. Исследование их динамики помогает обнаружить тенденции развития финансов и экономики, предсказать их изменения в будущем.

    Индикатор — символическое отображение информации о процессах, происходящих в предмете управления.

    Финансовые показатели тесно переплетаются с экономическими показателями.

    Важное значение среди показателей имеют

    · отражающие процессы и состояние финансовых рынков

    Макрофинансовые показатели и индикаторы:

    ü уровень монетизации экономики;

    ü индикатор объема и структуры денежного спроса и предложения в экономике;

    ü уровень обеспечения денежной базы золотовалютными резервами;

    ü критерий достаточности золотовалютных резервов;

    ü индикатор минимального (порогового) уровня золотовалютных резервов;

    ü уровень нелегального оттока капиталов;

    ü критический уровень изменения реальной процентной ставки, как по кредитным ресурсам, так и по депозитам;

    ü рентабельность экономики (ключевых отраслей).

    Показатели и индикаторы, характеризующие соотношения сбережений и инвестиций в экономике:

    ü соотношение инвестиций и сбережений в экономике;

    ü структура сбережений в национальной и иностранной валюте;

    ü недоиспользование инвестиций для капитальных вложений.

    Показатели и индикаторы банковской деятельности:

    ü отношение совокупных активов банковской системы к ВВП;

    ü средние сроки привлечения и размещения средств — кредитов и депозитов;

    ü временная структура кредитов и депозитов;

    ü отношение иностранной совокупной банковской позиции к совокупному собственному капиталу банковской системы;

    ü динамика доли активов банковского сектора в ВВП по отношению к уровню монетизации экономики;

    ü доля кредитного портфеля в активах;

    ü рентабельность собственного капитала;

    ü уровень концентрации банковской системы;

    ü зависимость банков от межбанковского кредитования.

    Показатели и индикаторы, отражающие процессы и состояние на финансовых рынках:

    ü изменение фондового индекса;

    ü объем рынка производных финансовых инструментов по отношению к объему рынка первичных финансовых инструментов;

    ü доля иностранных портфельных инвестиций в ценные бумаги по отношению к иностранным инвестициям в целом;

    ü темпы прироста капитализации фондового рынка по отношению к темпам прироста ВВП;

    ü доходность государственных ценных бумаг по отношению к темпам прироста ВВП;

    ü соотношение темпов роста курса доллара в рублях и темпов роста индекса РТС.

    ü динамика цен на различные группы товаров и услуг.

    ü кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.

    Функции в классической и неоклассической теории финансов.

    В рамках классического направления в Российской Федерации сложились две основные научные школы финансов:

    · Московская (Родионова, Дробозина, Ковалев);

    · Санкт-Петербургская (Романовский, Сабанти, Врублевская).

    Московская школа считает, что финансы выполняют следующие функции:

    1. распределительная функция, т.е. финансы сами ничего не создают, а только распределяют и перераспределяют то, что было создано на стадии производства в результате чего создаются доходы различных субъектов, участвующих в распределении.

    Различают первичное распределение и перераспределение: то есть финансы участвуют в первичном распределении и последующем перераспределении совокупного общественного продукта. Финансовое распределение охватывает разные уровни экономики (макро уровень, микроуровень), является сложным многоступенчатым, порождая различные виды распределения и регулирования :

    Ø внутрихозяйственное (сохраняется или меняется воспроизводственная структура производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношения между потреблением и накоплением путем направления денежных средств в целевые фонды)

    Ø внутриотраслевое (между предприятиями одной отрасли за счет отчислений в государственный централизованный фонд и внебюджетные фонды, от государства получают на конкурсной основе финансовые ресурсы)-

    Ø межотраслевое, (предприятия ищут более выгодные зоны для приложения финансовых ресурсов, государство использует бюджет)

    Ø территориальное и межтерриториальное (государственные и муниципальные финансы через систему финансовой помощи, финансирования инвестиционных проектов)

    Ø между сферами общественного производства (изменяются темпы роста отдельных сфер в соответствии с потребностями общества)

    Ø между социальными группами

    Финансовое распределение на макро уровне и микро уровне имеет свои особенности, представление о которых дается в курсах «Финансы», «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративные финансы», «Финансовый менеджмент».

    2. контрольная функция, так как финансы – это целевые денежные фонды, то за их образованием и исполнением нужен контроль. Распределение и перераспределение подразумевает установление определенных пропорций, которых либо нужно достичь, либо поддерживать, а затем оценить степень достижения поставленной цели. Количественная (материальная сторона) финансов позволяет это сделать.

    Перед финансовым контролем стоят следующие группы задач:

    1. обеспечить соблюдение действующего законодательства в области финансов;

    2. обеспечить своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств субъектов перед бюджетом;

    3. обеспечить своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств между хозяйствующими субъектами;

    4. обеспечить правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности;

    5. оценить экономическую эффективность финансовой деятельности и ее целесообразность.

    Санкт-Петербургская научная школасчитает, что финансам присущи функции:

    ü распределительная и перераспределительная;

    ü образования денежных фондов;

    ü использования денежных фондов.

    Контрольная функция с точки зрения Санкт-Петербургской школы – это не функция финансов, а функция государства, которые используют финансы.

    Ряд ученых предлагает рассматривать дополнительные функции финансов:

    · регулирующую (сознательное выравнивание (изменение) экономических пропорций);

    Неоклассическая теория выделяет функции финансовой системы — удовлетворение потребностей людей в пище, одежде.

    Функции государственных финансов

    ü перераспределительная (перераспределение дохода и богатства – социальная корректировка рыночной системы);

    ü аллокационная функция (корректировка размещения экономических ресурсов между разными отраслями, регионами);

    ü стабилизирующая пропорции экономики.

    Рассмотрев характеристику финансов, перейдём к сравнению финансов и денег, финансов и кредита. Такое сравнение уместно в рамках классического направления.

    Деньги возникли на стадии обмена и являются всеобщим эквивалентом.

    У денег и финансов единая денежная форма.

    Функции денег и функции финансов различны, в то же самое время деньги могут обращаться в финансы (из стадии обмена в стадию распределения), а финансы – это всегда деньги. (Студенту необходимо самостоятельно вспомнить функции денег.)

    Кредит – это форма движения ссудного капитала, или это экономические отношения, возникшие между кредитором и заемщиком по поводу средств, отданных в ссуду.

    В теории и практике используются термины: кредит, ссуда и заем.

    Кредит предполагает перераспределение временно высвободившихся денежных средств, т.е. кредит всегда является категорией перераспределения, которое происходит на основе принципов:

    · срочности (на определенный срок);

    · возвратности (должен быть возвращен);

    · платности (не безвозмездно и предоставляется за ссудный процент);

    Кредит выполняет следующие функции:

    2. замещение действующих денег кредитными операциями;

    3. экономия издержек обращения через ускорение оборачиваемости капитала;

    4. ускорение концентрации капитала;

    5. обслуживание товарооборота;

    6. ускоряет научно-технического прогресса

    · кредит может существовать в товарной и денежной форме, а финансы – только в денежной;

    · финансы возникают на стадии распределения, кредит – на стадии распределения и перераспределения;

    · финансы – однонаправленное движение денежных средств, а кредит – движение от кредитора к заемщику и обратно;

    · финансы – безвозмездные отношения, а кредит – возмездные, платные отношения, но существуют беспроцентные кредиты и безвозмездные ссуды;

    · финансы носят целевой характер и кредит носит целевой характер, хотя бы для заемщика;

    · кредит не всегда жестко регламентируется государством (императивность присуща только государственному кредиту) – кредит не регламентирован на микроуровне;

    · кредит на микроуровне не связан с финансовой политикой.

    Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений.

    При этом следует различать финансовые ресурсы макро и микро уровня, а также специфические способы их формирования на разных уровнях.

    Государство, органы местного самоуправления формируют и используют финансовые ресурсы в основном через денежные фонды специального целевого назначения

    Финансовые ресурсы государства можно подразделить на ресурсы, получаемые в ходе первичного распределения (косвенные налоги), получаемые в ходе перераспределения (прямые налоги, безвозмездные поступления, кредиты), в ходе использования и реализации государственной собственности.

    На предприятиях ( организациях) и в домохозяйствах возможны как фондовая, так и нефондовая форма использования финансовых ресурсов. Формирование источников денежных средств, необходимых для финансирования деятельности компании называется финансовым обеспечением.

    Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

    Различают следующие виды финансовых ресурсов микроуровня:

    Состав финансового обеспечения предприятия

    Форма финансового обеспечения Источники финансовых ресурсов
    Собственные средства предприятия -Поступления от учредителей при формировании уставного капитала -Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия от всех видов деятельности -Амортизационные отчисления -Резервы, накопленные предприятием -Добавочный капитал, создаваемый за счет переоценки стоимости имущества предприятия -Фонды, накопленные предприятием для целей потребления и развития
    Заемные средства предприятия -Долгосрочный кредит банка -Краткосрочный кредит банка -Коммерческий кредит -Кредиты разных видов из других источников (например, средства работников и т.п.) -Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в обороте -Средства, полученные от размещения векселей -Лизинг -Факторинг
    Привлеченные средства -Дополнительные взносы средств в уставный капитал -Средства, полученные в порядке перераспределения -Средства долевого участия в текущей и инвестиционной деятельности -Средства от эмиссии долговых ценных бумаг -Паевые и иные взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц -Страховое возмещение, полученное при наступлении страхового события -Поступления платежей по франчайзингу, аренде и т.д.
    Бюджетное финансирование предприятий -Бюджетные инвестиции -Бюджетный кредит -Государственные гарантии -Инвестиционный налоговый кредит
    Особые формы финансирования -Венчурное финансирование -Проектное финансирование
    Привлечение иностранного капитала -Получение кредитов от зарубежных банков -Выпуск за рубежом долговых ценных бумаг -Размещение акций на международных фондовых рынках

    Существует несколько методов их распределения и перераспределения. К основным методам относят:

    1. финансовый (бюджетный) метод – здесь распределение происходит однонаправленным целенаправленным безвозмездным движением денежных средств;

    3. при помощи рынка ценных бумаг;

    4. страховой – предполагает, что перераспределение осуществляется путем уплаты страховых взносов, которые возвращаются в ином объеме при наступлении страхового случая.

    Таким образом, в классической теории финансов:

    ü основной предмет – государственные финансы (доходы и расходы государства);

    ü акцент делается на сфере распределения;

    ü существуют принципиальные отличия между деньгами, финансами и кредитом.

    На практике категория финансов проявляется в понятии финансовых ресурсов. Это материальные носители финансовых отношений.

    Финансовые ресурсы – это доходы и накопления в денежной форме, которые находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, населения и предназначенные для образования целевых денежных фондов, которые используются для нужд государства, инвестиционных целей, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей.

    В неоклассической теории финансовфинансы рассматриваются как отношения между субъектами, которые влекут за собой изменения в составе активов и \или обязательств этих субъектов.

    ü основной предмет – финансы корпораций;

    ü акцент делается на сфере распределения и обмена;

    ü отличия между деньгами, финансами и кредитом размыты.

    Финансовые ресурсы – активы, с помощью которых субъект решает задачи инвестиционно-финансового характера. Финансовые ресурсы формируются двумя путями: через мобилизацию источников финансирования и через инвестирование. Эти два процесса чётко различаются.

    Финансовое обязательство – финансовые инструменты обращающиеся на рынке, как правило, в документарной форме.

    источник

    Функция – это внешнее появление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция является производной величиной от сущности. Функции показывают и выражают как, каким образом реализуется общественное отношение этой экономической категории, то есть экономическая природа назначения финансов определяется в их функциях.

    На основании распределения обеспечиваются государственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение национального дохода. С помощью распределительной функции создаются страховые и внебюджетные фонды, которые используются для предупреждения возможных диспропорций на отдельных участках хозяйствования.
    2.Контрольная функцияпорождена распределительной, данная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по денежным фондам и проявляется в контроле за целевым использованием этих фондов. Эта функция осуществляется при проведении любой финансовой операции, будь то операция по формированию денежных фондов или соответственно по использованию денежных фондов.
    Таким образом, основа контрольной функции — это движение финансовых ресурсов. Благодаря контрольной функции общество знает, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение предприятия и прочих субъектов хозяйствования.
    Инструментом реализации контрольной функции выступает информация. Информация всегда заключена в определенных показателях.
    Контрольная функция всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть сориентирована на предприятие, как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на внебюджетные фонды и на отдельно взятое лицо. Фактически контрольная реализуется как на микро- так и на макро- уровне. Контрольная функция на макро- и микро- уровне реализуется по следующим направлениям:
    Контроль за правильным и своевременным перечислением средств в денежные фонды по всем установленным источникам финансирования.
    Контроль за соблюдением заданной структуры денежных фондов.
    Контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.
    Дополнительно контрольная функция на микро- уровне включает в себя следующие направления:
    Контроль за поступлением выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг. Контроль за поступлением доходов домашних хозяйств, контроль за поступлением ассигнований бюджетополучателем.
    Контроль за уровнем прибыльности и рентабельности.
    Контрольная функция может реализоваться с большей или меньшей полнотой, причем степень и глубина реализации данной функции во многом определяется финансовой дисциплиной.
    Следует особо подчеркнуть, что контрольная и распределительная функции взаимосвязаны и в рамках экономических отношений всегда реализуются в комплексе, причем отсутствие распределения всегда предполагает отсутствие контроля.
    Другие представители «московской школы» расширили понимание финансов через проявление ее функций, Так, Дробозина к первым двум выделенным ранее функциям добавила регулирующую функцию, ее поддерживает Ковалев. Так как распределительная функция осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами, которые призваны регулировать воспроизводственный процесс.
    А.М. Бирман – представитель «московской школы» к ранее выделенным двум функциям финансов добавил функцию обеспечения кругооборота средств денежными ресурсами.
    Представитель «Ленинградской школы теории финансов Александров А. А.в ранее выделенным распределительной и контрольной добавил третью – производственную функцию, которая соответственно осуществляет обслуживание кругооборота финансов. Другой представитель ленинградской или питерской школы – профессор Вознесенский Э. А.выделил:
    функция формирования денежных фондов и доходов.
    функция использования денежных доходов и фондов.
    функция контроля за первыми двумя.
    Продолжатели Ленинградской школы Романовская, Сабанти подчёркивают, что контрольную функцию выполняют не сами по себе финансы, как экономическая категория, а институты, которые ими управляют.

    источник

    Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

    СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
    (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

    ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

    «Московская школа финансов»

    Выполнил: студент группы ФК-09-3 Лацабидзе И.З.

    ВВЕДЕНИЕ

      Необходимость и сущность финансов
        Особенности финансов

      Исторические школы финансов

        Теории государственных финансов российских экономистов
        Западные теории государственных финансов

      Московская школа финансов и ее функции

        Распределительная функция
        Контрольная функция

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Введение
    Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.
    Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения.
    Итак, финансы – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Термин финансы возник в XIII – XV веках в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляется как понятие, связанное системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, то есть деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего финансового аппарата.
    Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделить финансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие между гражданами и различной торговлей нельзя отнести к финансам, т.к. государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноправие субъектов, объединенных данными отношениями.
    Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение – всегда финансовое отношение.
    Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определение финансов.
    Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий рассмотренного воспроизводства.

    1. Необходимость и сущность финансов
    Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
    Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражения финансовых отношений реальным движением денежных средств.
    Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в распределении и обмене.
    На второй стадии движения стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости.
    На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.
    Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей – двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая в товарной.
    Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.
    Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.
    Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.
    Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.
    Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.
    Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные формы социального целевого назначения, хотя возможно и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.
    На основании всего вышесказанного можно дать следующие определения: финансы – это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формирование денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
    Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
    Финансы незаменимы потом, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.
    С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.
    Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.
    Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
    Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
    Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
    Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

      предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
      предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;
      государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
      государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;
      предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
      отдельными звеньями бюджетной системы;
      органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
      денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.
    Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

    Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – дохода потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.
    Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
    Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).
    Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.
    В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а так же в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежат состоянию реальной сферы производства.

        Особенности финансов

    Особенности финансов:

        — средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности;
        — средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

    С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.
    Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.
    Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

        — финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)
        — финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором процессов экономики, что вытекает из распределительной функции.

    Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 3 стадии, где определяющей является стадия производства.
    а) сфера материального производства, таким образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;
    б) сфера обращения, она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли — продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается, предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.
    в) сфера потребления, где выделяют:
    — коммерческие организации;
    — бюджетные организации
    В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций.
    Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.
    Экономический инструмент — это экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое — объективное (вытекающее из экономической категории), второе — субъективное (орудие реализации экономической политики государства).
    Финансы влияют двояко:
    — количественно ( характеризуется пропорциями распределительного процесса);
    — качественно (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).
    Количественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.
    Экономический стимул — инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

        с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
        с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;
        с позиции использования финансов, как экономического стимула.

    Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.
    Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
    Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.
    Таким образом, критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

      1. Реальное движение денежных средств, т. е. переход от одного владельца к другому.

    2. Распределительный характер этих отношений.
    3. Место возникновения — вторая стадия воспроизводственного процесса.

      Исторические школы государственных финансов

        Теории государственных финансов российских экономистов

    Финансовая наука как самостоятельное явление начала складываться в России в начале XIX в. В этот период появляются первые крупные работы в области финансов. Начало русской финансовой науке положила книга Я.И. Тургенева «Опыт теории налогов» (издана в 1818 г.), в которой впервые в России были изучены особенности налогов, их значение для государственного хозяйства и всей экономики страны.

      Прагматический подход. Расцвет российской финансовой науки —

    конец XIX — начало XX в., когда были опубликованы самые известные работы российских экономистов и юристов И. Янжула,И. Озерова, И. Кулишера, П. Ходского, В. Лебедева, С. Иловайского и др. Российские ученые-финансисты разрабатывали как теоретические, так и практические вопросы финансовой науки. В теории они были приверженцами прагматического подхода, сторонниками теории «удовлетворения коллективных потребностей».

      Основное место в трудах ученых занимало исследование

    государственных финансов (следует отметить, что в работах этого периода практически не упоминается даже постановка вопроса о финансах частного хозяйства). При этом достаточно подробно исследовались вопросы доходов государства: система доходов, их развитие различных государствах, порядок и формы взимания налогов тв бюджет, контроль за этими процессами со стороны государства, источники покрытия дефицита бюджета, развитие государственного кредита.

      Другое направление, которое также подробно изучалось

    дореволюционными финансистами, — бюджет и местные финансы. Рассматривались вопросы построения государственного бюджета и местных бюджетов, а также бюджетного процесса (в особенности его кассовое устройство).

      Социал-демократическое течение.

    В этот же период развивалось социал-демократическое течение в экономической науке, которое было представлено российскими последователями К. Маркса и Ф. Энгельса. Общим для всех социал-демократов был поверхностный подход к исследованию явлений финансовой жизни, основанный на привязке теоретических разработок к сиюминутным потребностям политической борьбы за власть. Наиболее ярким представителем этого течения был В. Ленин.

      Основное содержание дореволюционных работ В. Ленина — критика

    государственной финансовой политики России. В многочисленных статьях и выступлениях им была критически рассмотрена система доходов и расходов бюджета, раскрыта социальная характеристика косвенных налогов, показано плачевное финансовое состояние государства в последний предреволюционный период.

      Советская финансовая наука. С переходом к директивным методам

    управления экономикой и финансами появляется необходимость упорядочения и унификации научных представлений о финансах, их подчинения классовой борьбе. Результатом этого является создание науки о финансах СССР, доказывающей преимущества советских финансов над финансами капиталистических государств. Период становления этой науки был достаточно длительным — с конца 1920-х до начала 50-х годов.

      В первый период (1926—1931) в основном разрабатывались частные

    вопросы финансов, которые возникали в ходе выполнения первого пятилетнего плана. Но в то же время делались попытки обобщения новых явлений социалистической практики финансов. Это работы Д. Кузовкова, Г. Тиктина, А, Буковецкого и особенно учебник «Краткий курс финансовой науки» Д. Боголепова, представляемый автором как «Марксистский учебник». Но цель не была достигнута.

      Несмотря на активное использование социалистической фразеологии,

    содержание финансов у Д. Боголепова (как и у других экономистов этого периода) вытекает из теории «удовлетворения коллективных потребностей», сторонниками которой, как отмечалось, были дореволюционные российские экономисты. Все это привело к тому, что ни одна из разработок теории финансов не стала официально признанной и поддерживаемой, что являлось
    главным для ее развития в тот исторический период в СССР.

      Второй период становления советской финансовой науки (1931 — 1956)

    характеризуется формированием единых взглядов на предмет финансов. Классик этого периода В. Дьяченко в своих многочисленных работах разработал основы теории финансов: сущность, функции и роль финансов в общественном воспроизводстве, место финансов в распределении национального дохода, состав финансовой системы и некоторые другие вопросы. Дьяченко впервые дал целостное марксистское определение финансов:

      Финансы социалистического государства есть система денежных

    отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами.

      Труды В. Дьяченко стали основой для первых официальных учебников

    «Финансы СССР» (1933) и «Финансы и кредит СССР» (1940). Концентрированно взгляды В. Дьяченко отражены в работе ?К вопросам о сущности и функциях советских финансов?. Исследование прикладных вопросов финансовой науки проводилось в этот период в основном по двум направлениям: (1) история развития финансовых категорий. Это работы К. Плотникова, посвященные истории бюджета, А. Зверева и Э. Вознесенского, освещающие развитие финансов в период Великой Отечественной войны; (2) финансовая практика. Эти работы носили описательный характер и активно использовались в системе финансового образования. Устранение догматических явлений в экономической теории положило конец единомыслию в советской финансовой науке. В конце 1950-х — начале 70-х годов появились многочисленные работы экономистов, посвященные теории финансов.

      Суть дискуссии по вопросам теории финансов сводилась к определению

    места финансов в системе расширенного воспроизводства. Авторы различных концепций, базируясь на политэкономической теории К. Маркса, делились на две группы. Одна из них считала, что место финансов — это лишь система отношений распределения денежных средств, носящая без эквивалентный характер, поэтому финансы лишь косвенно, через распределение, влияют на отношения производства, обмена и потребления материальных благ. Яркими представителями этой группы ученых были В. Дьяченко, Г. Точильников
    и т.д.

    * Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

    источник