Меню Рубрики

Гигиена зрения урок для 5 класса

Интегрированный урок технологии и биологии по теме «Гигиена зрения»

Тема урока: Гигиена зрения.

Цель урока: Изучить строение глаза и научиться заботиться о здоровье глаз.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  2. ознакомить учащихся со строением глаза;
  3. познакомить с ролью гигиены зрения в формировании общей картины окружающего мира.
  4. Развивающие:
  5. развивать навыки коммуникативного общения, умения работать самостоятельно;
  6. развивать уверенность в себе.
  7. Воспитательные:
  8. формировать гигиенические навыки ухода за органами зрения;
  9. воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других;
  10. овладевать приёмами гимнастики для глаз.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: интегрированный урок технологии и биологии с использованием ИКТ, ЦОР.

Оборудование: стенды «Гимнастика для глаз», «Правила бережного отношения к зрению» , компьютер, интерактивная доска, зеркала.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проектные.

1. Вводное слово учителя технологии

Добрый день! Поприветствуйте друг друга глазами. Скажите, какие сегодня глаза у вашей соседке по парте? (Добрые, карие, голубые, грустные, весёлые, задумчивые…).

Тема нашего сегодняшнего урока «Гигиена зрения». Вы прочитали тему на доске и у вас возник вопрос: «А для чего это надо?» Давайте подумаем.

На уроках истории вы изучаете, как развивалось человечество с доисторических времен до наших дней.

  1. Изменилась ли нагрузка на зрение с течением времени?
  2. Нагрузка на зрение увеличилась или уменьшилась?
  3. Какие факторы увеличивают нагрузку на зрение?
  4. Устают ли у вас глаза?
  5. Как вы ощущаете усталость глаз?

Как вы думаете, какая цель сегодняшнего занятия.

Цель нашего сегодняшнего занятия заключается в том, чтобы немного узнать, как видят наши глаза, а главное, научиться заботиться о здоровье глаз. (Говорят учащиеся)

Строение органа зрения, процессы зрительного восприятия, гигиена зрения изучаются в школе на уроках биологии и технологии, но более углублённое представление можно получить, если провести интеграцию этих двух предметов.

II. Изучение нового материала

Учитель биологии: Строение, функции, значение зрительного анализатора. (Презентация)

Люди говорят: Не в бровь, а в глаз. Глаза – зеркало души. Беречь как зеницу ока. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Почему в русском языке так много пословиц и поговорок о глазах?

По разным источникам, человек получает от 70% до 95% всей информации об окружающем мире с помощью зрения. (Слайд 2)

Оглянитесь, на вас смотрят …«Глазные пятна» есть даже у простейших организмов.

Глаз стрекозы состоит из 30 000 простых линз. (Слайд 3)

Гаттерия-имеет «теменной глаз», который различает свет и темноту.

Диаметр глаза кальмара 40 см. (Слайд 4)

Строение органа зрения. (Слайд 5-8)

Что мы узнали о строении глаза?

На глаз взгляни, в глазу она

Коль не узнал, пусть даст намек

Яйца куриного белок. (Белочная оболочка – склера)

Легка как сон, что юным снится.

В нем – темно. (Зрачок) (Слайд 9)

То «привстанет», то «присядет» —

Сам прозрачен, как хрусталь. (Хрусталик)

В потемках выручалочки. (Палочки)

Многоцветье мира. (Колбочки) (Слайд 10)

III. Закрепление изученных знаний

Выполнение теста на компьютере, используется цифровой образовательный ресурс. Внешнее строение глаза. Внутреннее строение глаза. (Слайды 11-12)

IV. Практическая работа

Взять двумя руками зеркало и расположить его перед собой так, чтобы было видно лицо, особенно его верхнюю часть Расстояние от зеркала до глаз 25 — 30 см. 1. Рассматривая видимую часть своих глаз, мы видим:

  1. переднюю часть глазных яблок и прозрачную роговицу, которая изгибается поверх каждого глазного яблока, как часовое стекло;
  2. белые глазные яблоки;
  3. зрачки в виде круглых черных отверстий,
  4. окружающую зрачки радужную оболочку, которая придаст глазам цвет;
  5. брови, веки, влажность глаз.

То, что скрыто за видимой частью органа зрения — внутреннее строение, мышцы, зрительные нервы, зрительные центры мозга нельзя увидеть снаружи.

Таким образом, глаз оказывается подобным айсбергу — видима только его седьмая часть, а шесть седьмых скрыто под поверхностью воды, то есть лица.

2. Давайте понаблюдаем в движении видимую часть своих глаз.
Присмотритесь внимательнее и вы увидите:

  1. глаза не бывают неподвижными. Они постоянно движутся – легко плавно или резко, скачками. Они просто не могут действовать по другому. Разве что усилием воли вам удастся заставить их на минуту замереть;
  2. веки легко моргают подобно перышку или крыльям мотылька, а в момент усталости становятся тяжелыми, как свинец.
  3. Как только изменяется освещение, зрачки невольно расширятся или сузятся; Это происходит мгновенно, если глаза чувствительны к свету или постепенно при их меньшей чувствительности.
  4. Попробуйте установить зрительный контакт со своим зеркальным отражением. Дайте ему встретиться с вами глазами — и изменится ваш собственный взгляд. Выражение глаз отражает то, что им приходится видеть. Посмотрите в глаза отражения критически, неодобрительно и ответный взгляд станет еще более строгим и закрытым.
  5. Теперь посмотрите открыто, дружелюбно, с интересом. Покажите глазам в зеркале, как сильно их недостатки обусловлены внешним стрессом.

Посочувствуйте их усталости, проявите готовность сделать для них что-нибудь хорошее и вы увидите, что глаза вновь смотрят открыто и полны ожидания. Посмотрите в них с сочувствием, пониманием, теплотой.

Так происходит диалог с собственными глазами, в ходе которого можно немало узнать о них и с удивлением заметить, как много можно сказать себе.

Мы с вами на уроках постоянно непроизвольно о6щаемся глазами. Вспомните, какой у меня бывает взгляд, когда работа выполнена на отлично. Когда мы кого-нибудь поздравляем с успехом, какие я вижу лучистые, радостные глаза у вас. А если мы хотим узнать, правду ли говорит человек, то стараемся загляну ему в глаза. Глаза — зеркало души. Выполняя упражнения с зеркалом, наши глазки работали. Да и вся наша повседневная жизнь заставляет глаза проделывать слишком однообразную работу. Поэтому особенно важно научить их расслабляться и отдыхать. Расслабление и отдых.

  1. Похлопывающий массаж
  2. Подтягивание и растяжка
  3. Пальминг

Если первые два этапа названиями чем-то напоминают уроки физкультуры, то название третьего этапа — пальминг — новое и незнакомое.

Пальминг — это простой и эффективный способ снятия напряжения глаз. Его придумал американский окулист доктор Уильям Бейтс. (раlm (англ) — ладонь). Смысл этого способа состоит в том, чтобы как можно полнее изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений и погрузить в темноту. Дать им отдохнуть. А делается это при помощи ладоней. 1. Похлопывающий массаж.

  1. потрите ладони друг о друга. Расслабьте их, совершая такие движения, как будто вы моете руки. Вытяните пальцы, как если бы вы снимали перчатки;
  2. представьте себе, что напряжение и усталость налипли вокруг глаз, как засохшая глина. Вообразите себе как можно ярче и красочней толщину, цвет и твердость этой глиняной корки;
  3. легко похлопайте кончиками пальцев вокруг глаз, по краям глазниц, по переносице — в том месте, где находились бы очки, а так же сбоку по вискам.

2. Потягивание и растяжка.

  1. свободно потянитесь и зевните. Вытяните ноги и немного подержите их вытянутыми на весу;
  2. поднимите левую руку с вытянутыми к потолку пальцами, как будто хотите потрогать его кончиками пальцев. Вы чувствуете, как с левой стороны «расправляются» ребра;
  3. проделайте это же правой рукой;
  4. расслабьтесь и посидите спокойно.

потрите ладони одна о другую, чтобы руки согрелись и наполнились энергией;

  1. закройте глаза. Легко прикройте их ладонями так, чтобы пальцы перекрещивались на лбу, а края ладоней касались скул. Каждая ладонь образует купол над глазом. Свет в глаза попадать не должен;
  2. обопритесь локтями о стол;
  3. с закрытыми глазами постарайтесь увидеть такой черный цвет, как будто разлили черную тушь. Густой черный цвет, глубокий, как цвет черного бархата;
  4. дыхание должно быть ровным и спокойным;
  5. полностью отдайтесь этому процессу в течение 10 -20 вдохов -выдохов;
  6. продолжайте держать глаза закрытыми, заканчивая упражнение, уберите ладони с глаз и дайте глазам почувствовать свет сквозь закрытые веки;
  7. 12. потянитесь, как будто вы на минуту заснули. Моргая, оглянитесь
    вокруг. Вопросы для беседы.
  8. Уменьшилось ли напряжение в глазах после отдыха?
  9. Освежили ли глаза, проделанные упражнения?
  10. Изменились ли в чем-то ваши зрительные ощущения?
  11. Когда в течение дня можно выбрать время, чтобы выполнить расслабление
    и отдых? Наши с вами глазки отдохнули.

Точечный массаж. Точечный массаж стимулирует кровообращение в области глаз, воздействует на чувствительную кожу вокруг них, и эта область приобретает здоровый вид. Так как согласно китайской медицине глаза посредством энергетических линий связаны с другими органами – кожей, почками, печенью, желудком, точечный массаж оказывает благотворное влияние и на эти органы.

А теперь выполнение гимнастики для глаз

«Сквозь пальцы»

  1. Согните руки в локте так, чтобы ладони находились чуть ниже уровня глаз. Разомкните пальцы.
  2. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите сквозь пальцы, вдаль, а не на них. Пусть взгляд скользит, не задерживаясь на чем-то одном.
  3. Делайте попеременно три поворота с открытыми глазами и три с закрытыми

Комплекс упражнений для улучшения зрения

  1. Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него — глаза легко «соединятся».
  7. Частое моргание глазами.

Каждое упражнение следует повторять не менее 5-6 раз в каждом направлении.

1. Во время выполнения упражнений наши глаза работали или отдыхали?

2. Что теперь необходимо сделать, чтобы глаза отдохнули?

Теперь необходимо сделать пальминг.

Питание и зрение.

Хотя масса глаз и мозга составляет всего около 2% от общей массы тела, им уже в спокойном состоянии требуется более 25% всей энергии получаемой в процессе пищеварения. То есть для нашего зрения очень важно то, как питается человек.

В семечках подсолнечника необходимые для глаз витамины содержатся практически в идеальной форме и оптимальном сочетании.

Горсть семечек в день — то же самое, что курс витаминов для глаз, при том что предпочтительнее использовать естественные витамины, а не синтетические.

Проследите за тем, чтобы семечки были экологически чистыми.

Полезный для зрения витаминный салат.

Набор продуктов: 1 морковь, I яблоко, 1 лимон, 2 столовые ложки очищенных семечек подсолнуха, 2 столовые ложки подсолнечного масла (холодной выжимки) или сметаны, 1 столовая ложка мёда.

Способ приготовления.

Яблоко и морковь потереть на крупной терке. Выжать сок из лимона, смешать его с маслом (сметаной), семечками, мёдом и смесью тертой моркови и яблока.

Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли на долго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Моё задание такое
Составить памятку о гигиене глаз
И повторить её советую не раз.

Сейчас много передач по радио и телевидению, где даются самые разные советы. Откроешь газеты и там встретишь много советов на все случаи жизни. Одни советы дельные и нужные, другие вводят людей в заблуждение и ошибочны.

Сейчас мы будем работать с советами и цель нашей работы будет заключаться в том чтобы научиться ориентироваться в море советов. Каждому столу раздаются советы, написанные на карточках. Задача: выбрать одним вредные и другим полезные советы.

Полезные советы

Вредные советы

Освещение должно создавать ощущение удобства

Заниматься рукоделием при плохом освещении

Делать на глаза компрессы из трав ромашки и мяты

Читать в движущемся транспорте

Кататься на лыжах без резких остановок и прыжков

Натужаться и поднимать тяжелый груз

При воспалении век и засорении глаз лечиться самостоятельно

Употреблять в пищу морковку

Смотреть на солнце и сварку

Промывать глаза чайной заваркой

При езде на мотоцикле не надевать защитные очки

Беречь глаза от попадания мыла, уксуса, марганцовки

Смотреть телевизор и одновременно делать уроки

Для работы нужен достаточный свет, а для отдыха значительно меньше

Употреблять однообразную пищу.

Учащиеся составляют памятку «Гигиена глаз». Зачитывают результаты.

V. Подведение итогов занятия. Подводя итоги по физиологическому обоснованию правил гигиены глаза, учитель биологии выступает с заключительным словом:

Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаза не три, не засоряй,
Лёжа книгу не читай:
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану.
И смотри не всё подряд,
А передачи для ребят.

Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз.

В начале занятия мы с нами поставили цель немного узнать, как видят наши глаза и научиться заботиться о них. Как вы думаете, мы достигли поставленной цели? (говорят учащиеся) Мы узнали, что орган зрения — это не только видимая часть глаз. Научились давать глазам отдохнуть, узнали для чего и как делаются упражнения для глаз, узнали о значимости питания для здоровья человека и для зрения, получили навыки ориентирования в море советов. Елена Келлер советовала человеку, рождённому с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто вы можете ослепнуть. И Вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»

  1. Научить маму, бабушку, любого члена семьи выполнять пальминг.
  2. Приготовить витаминный салат для зрения и принести отзыв.

источник

Данный урок составлен по учебнику «Биология. Человек». Авторы Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Это третий урок в теме «Анализаторы» и второй урок в теме «Зрительный анализатор». В содержании отражён весь необходимый минимум, в соответствии с образовательным стандартом. Урок соответствует ФГОС ООО, имеет практическую направленность, большая часть работы на уроке выполняется учениками, учитель выступает в роли тьютора. К основному содержанию урока прилагается рабочая инструкция для учащихся, которая выдаётся до начала урока, на перемене и ребята имеют возможность по конкретным вопросам повторить домашнее задание. Таким образом, «экспресс-опрос» идёт очень быстро, по цепочке (возможен соревновательный мотив), повторяется и закрепляется весь ранее изученный материал по данной теме. При выполнении первого задания, тот ученик, который справился быстрее остальных, получает небольшое сообщение о профилактике заболеваний глаз при работе за компьютером, и по просьбе учителя проводит физкульминутку для глаз с ребятами, содержание которой также содержится сообщении. Урок проходит живо, динамично, интересно.

Читайте также:  Сказка репка с точки зрения физики

Как сохранить зрение при работе за компьютером

При долгой работе за компьютером мышцы глаз сильно напрягаются, что дает повод для развития многих заболеваний глаз. Для того чтобы вред, причиняемый монитором нашим глазам, свести к минимуму, нужно придерживаться нескольких основных рекомендаций по работе за компьютером.

1. При работе чаще перемещайте глаза по экрану, а еще лучше через каждые 3 – 5 минут переводите взгляд с экрана на другой предмет, например, на фотографию на столе.

2. Если приходится читать с экрана монитора, почаще моргайте, например, после каждой строки, а после каждого прочитанного абзаца – посмотрите вдаль несколько секунд.

3. Для снятия утомления время от времени, хотя бы через каждые два часа, отрывайте глаза от монитора и делайте «зарядку» для глаз, которая занимает не более 5 минут.

Главное условие для выполнения этих упражнений – удобное положение, сидя на стуле или стоя. Выполнять их можно в произвольном порядке, не менее шести раз каждое.

1. Самое главное упражнение: расслабление. Закройте глаза и прикройте их ладонями, скрестив пальцы на лбу. При этом можно помечтать или вспомнить приятные моменты из жизни.

2. Второе по значимости упражнение — моргание. Сначала нужно моргать с некоторым усилием, потом легко, «как бабочка крыльями». Выполняйте его после каждого следующего упражнения.

3. Делайте открытыми глазами круговые движения по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

4. То же самое делайте закрытыми глазами.

5. Держа голову прямо, делайте движения глазами по горизонтали (вправо-влево) и вертикали (вверх-вниз), а также по диагонали: левый нижний угол – правый верхний, правый нижний угол – левый верхний. При этом немного, 2 — 3 секунды, задержите взгляд в конечной точке одного движения.

6. Возьмите карандаш и перемещайте его с расстояния вытянутой руки до кончика носа и обратно, следя глазами за его движением.

Первое время следовать этим рекомендациям будет трудновато, но если в течение некоторого времени их выполнять, то вы привыкните, а ваши глаза скажут вам «спасибо».

Рабочая инструкция к уроку

1. Проверка домашнего задания (экспресс-опрос):

(ответ должен быть точным и кратким.

Цель: учимся логично, кратко выстраивать высказывания повторяя изученный материал)

С каким анализатором знакомились на прошлом уроке?

Значение зрения для человека Как иначе называется глаз и где он расположен?

Почему глазное яблоко может свободно двигаться?

Назовите железу внешней секреции, расположенную в наружном углу глаза, её значение?

Почему плачущий человек хлюпает носом?

Продолжите фразу: Снаружи глазное яблоко покрыто….

В передней части глаза склера переходит

Какой цвет имеет сосудистая оболочка, почему?

В передней части сосудистая оболочка переходит

В середине радужной оболочки находится…

Что является причиной расширения и сужения зрачка, примеры

За зрачком располагается… , что он собой представляет?

Какую особенность имеет хрусталик в отличие от обычной линзы?

Что представляет собой сетчатка глаза?

Назовите зрительные рецепторы их функции?

Что представляет собой внутренняя среда глаза?

Какую часть сетчатки глаза называют жёлтым пятном?

Что такое слепое пятно? Где оно находится?

Вспомните в какой части ЦНС находится зрительный центр? Как называется зрение двумя глазами?

Тема урока: __________________________________________________________

Задание 1: используя текст пар. 50 , заполните таблицы: Предупреждение глазных болезней» и «Первая помощь при травмах глаз».

Работаем в парах по заполнению таблиц:

1 ряд – дальнозоркость, близорукость (таблица №1)

2 ряд – коньюктивит, катаракта (таблица №1)

3 ряд – травмы глаз (таблица №2)

Таблица 1 «Предупреждение глазных болезней»

источник

Развернутый план-конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: «Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения»

  • Обеспечить усвоение и развитие знаний о практической значимости гигиенических знаний для сохранения остроты зрения;
  • Обобщить и систематизировать полученные ранее знания о причинах нарушения остроты зрения, методах его коррекции, и о способах сохранения зрения;
  • Расширить знания о причинах нарушения зрения, о способах защиты глаз от травм, о первой помощи при травме глаз.

Продолжить формирование умений:

  • Применять полученные ранее знания о способах сохранения зрения;
  • Устанавливать причинно – следственные связи между воздействием вредных факторов и возникающими нарушениями зрения;
  • Обобщать при поиске ответа на проблемный вопрос
  • Делать выводы при подведении итогов урока;
  • Содействовать формированию у учащихся стремления к заботе о своем здоровье;
  • Способствовать воспитанию гигиенических навыков по сохранению зрения.

Тип урока: Комбинированный;

2 этап. Постановка цели урока. Актуализация знаний и практических умений по сохранению зрения. Постановка проблемного вопроса.

Цели и задачи урока (на доске):

  • Выявить – какие практическое значение для человека имеет знание гигиенических правил сохранения зрения.
  • Обобщить и систематизировать знания о гигиене зрения.
  • Оформить страничку альбома «Экология человека»
  • Найти ответ на проблемный вопрос: «Зачем нам такие плоды цивилизации как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?»

3 этап. Актуализация знаний.

Учитель: По данным СЭС г.Улан –Удэ у 30% школьников к окончанию школы ухудшается зрение. Полученные при изучении данной темы знания помогут вам сохранить зрение. Девизом нашего урока: «Береги зрение как зеницу ока».

4 этап. Воспроизведение учащимися знаний о распространенных нарушениях зрения.

Учитель: Анализ данных медицинских осмотров учащихся СОШ № 22 за период с 2002-2008г позволяет сделать вывод о росте количества учащихся с различными нарушениями зрения (слайд презентации). Можно предположить, что основной причиной является несоблюдение правил гигиены зрения. Если учесть, что нагрузка на глаза у современного школьника существенно увеличилась, то можно смело утверждать, что незнание и несоблюдение правил гигиены зрения неизбежно приведет к серьезной проблеме по сохранению зрения у населения. Какие наиболее распространенные нарушения зрения вам известны?

Учащиеся: Дальнозоркость, близорукость, травмы глаз, глаукома, катаракта (слайд презентации)

Учитель: Как можно корректировать нарушение зрения при этих нарушениях?

Учащиеся объясняют способы коррекции нарушения зрения линзами при близорукости и дальнозоркости (слайд презентации).

Учитель: Какие опасности могут подстерегать наши глаза? (слайд презентации)

5 этап. Изучение нового материала с одновременным повторением ранее изученного.

Работа группами, выполнение полученных заданий (раздача карточек). Учащимся необходимо обсудить и выявить правила по сохранению здоровья глаз при воздействии различных факторов среды.

6 этап. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых знаний с ранее приобретенными знаниями.

Учащиеся поочередно сообщают о результатах совместной работы. Другие учащиеся заполняют страничку «Гигиена зрения» в рабочей тетради «Экология человека».

Учащийся: Проблемы видеоэкологии (слайд презентации)

Ученые доказали, что многократно повторяющиеся одинаковые геометрические рисунки и конфигурации отрицательно влияют на самочувствие людей.

Перед глазами горожан мелькают одинаковые кафельные плитки тротуаров, площадей, заборы из гофрированного металла, ряды скамеек на стадионах, в кинозалах. Усугубляется визуальная однотипность ландшафта и от плоских крыш, особенно при взгляде из квартир 7-10 этажей.

В городе больше движущихся объектов: машин, людей, пестрых, меняющихся реклам и др.

К тому же горожанин чаще смотрят телевизор, работают на компьютере, поэтому наиболее распространенное нарушение зрения – близорукость, у горожанина встречается в 1,5 – 2 раза чаще.

Учащийся: Цвет и самочувствие (см приложение)

Зеленый и желтый цвета понижают внутриглазное давление, делают его устойчивым;

Красный оказывает противоположное действие.

Поэтому рабочие места рекомендуется окрашивать в спокойные тона, стимулирующие работоспособность, и избегать тонов, снижающих её.

Учащийся: Чтение без вреда для глаз (слайд презентации)

1. Читать необходимо, держа текст на расстоянии 30-35 см от глаз. При рассматривании предметов на близком расстоянии мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия.

2. Нельзя читать лежа; положение книги по отношению к глазам все время меняется, что перенапрягает хрусталик глаза.

3. Нельзя читать в транспорте. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то откланяется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. Это может привести к ухудшению зрения.

Учащиеся посматривают видеофрагмент «Общие правила учебной работы»

Учащийся: Освещенность рабочего места. Гигиенические правила.

4. При письме сидеть следует прямо и свет должен падать слева (если вы правша) и соответственно справа, если вы левша; Мощность настольной лампы 50-60 Вт, свет должен освещать книгу или тетрадь, и не должен попадать в глаза. При низкой освещенности быстро наступает зрительное утомление, снижается общая работоспособность. При 3-х часовой зрительной работы при освещенности 30-50 лк устойчивость ясного видения снижается на 37 %, в то время как при освещенности в 200 лк только на 10-15 %.

5. При плохом освещении и неправильной посадке вырабатывается привычка рассматривать все предметы в близи. В результате развивается близорукость.

Учащийся: Защита глаз от солнца (слайд презентации)

6. Берегите глаза от слишком яркого света. От солнечного света защищайте глаза солнцезащитными очками, от искусственного – абажурами, тонированным стеклом. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению.

Учащийся: Правила работы на компьютере (слайд презентации)

7. Не соблюдение правил пользования компьютером ведет к ухудшению остроты зрения, слезоточивость, к проблемам с умственной деятельностью. У младших школьников способность к четкому различению предметов нарушается через 20 мин, а у старших через 45 мин работы с компьютером. Во избежание нарушений зрения необходимо соблюдать гигиенические правила при работе на компьютере:

  • размер экрана монитора по диагонали должен быть не менее 31 см;
  • экран должен быть с фильтром для снижения излучений;
  • темное изображение на светлом фоне должно быть четким;
  • оптимальное расстояние до монитора – 60-70см;
  • не слишком яркое освещение;
  • длительность работы на компьютере: в 3-5 классе – 15 мин; в 6-7кл – 20 мин; в 8-9 кл – 25 мин; в 10-11 кл – 30 мин или 2 раза по 20 мин.

Учащиеся анализируют текст « Утомление глаз» (см приложение)

Учащийся: Правила просмотра телевизора (слайд презентации)

8. Не злоупотребляйте просмотром телепередач. Через 60 мин их непрерывного просмотра наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Продолжительность просмотра телепередач должна составлять: для младших школьников – не более 60 мин 2-3 раза в неделю, для старших – не более 1,5 ч с перерывами. Телевизор должен располагаться на расстоянии не менее 2-3 м от зрителей и на уровне глаз. Нельзя смотреть телевизор в полной темноте.

9. Берегите глаза от травм – это самая частая причина помутнения роговицы и слепоты. Причиной глазных травм у детей являются чаще всего шалости, драки. Дети бросаются палками, камнями. В школьных мастерских школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, т.к. они могут попасть в глаза. Неосторожное забивание гвоздей, пользование ранящими предметами могут повлечь травму глаз.

Учащийся: Помощь при травме глаз (слайд презентации)

10. При необходимости – правильно оказывайте срочную помощь: при попадании в глаз химических жидкостей необходимо промыть глаз проточной водой (в течение 20 мин) и обратиться к врачу; при попадании соринки – чистым платком удалить её; при ушибе глаза приложить чистый платок, смоченный холодной водой; при тяжелых ранениях глаза (при разрыве его оболочек) нельзя промывать глаз и пытаться удалять инородное тело, а нужно наложить чистую повязку и обратиться срочно к врачу. Правильно оказанная помощь предотвратит тяжелые последствия травмы и потерю зрения.

11. Не трите глаза, если попала соринка грязными руками, или грязным платком, берегите глаза о пыли, т.к. в глаз могут попасть болезнетворные микробы, которые могут вызвать заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки – конъюнктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения.

12. При попадании в глаз твердых частиц следует их удалить с помощью мигания или чистого носового платка.

Учащийся: Витамин А и зрение (слайд презентации)

На остроте зрения отрицательно сказывается нехватка в пище витамина А, входящего в состав зрительного белка палочек, вследствие чего глаз утрачивает чувствительность при слабой освещенности. Развивается болезнь «куриная слепота». Подобные явления наблюдаются и при употреблении алкогольных напитков, разрушающих витамин А.

Для сохранения остроты зрения необходимо использовать в пищу продукты, содержащие витамин А.

Учащийся: Влияние других факторов на глаза (слайд презентации)

13. Соблюдать правила пользования контактными линзами.

14. При осуществлении сварочных работ защищайте глаза специальными очками, а так же при плавании в бассейне.

15. Правильно пользуйтесь косметикой.

Учащийся: Влияние алкоголя, курения на зрение (слайд презентации)

Учащийся, подводя итоги, прикрепляет на доске картинки с изображением факторов негативно влияющих на глаза.

Ответ на проблемный вопрос.

Учащийся: Не телевизор или компьютер, сами по себе, негативно влияют на глаза, а несоблюдение гигиенических правил по сохранению зрения.

8 этап. Практическое занятие с учащимися по гимнастике глаз.

9 этап. Заключительный. Оценки за ответы на уроке. Домашнее задание: оформить в рабочей тетради страничку «Гигиена зрения».

  1. Жеребцова Е. (автор – составитель) «Готовые экзаменационные ответы. Биология. 9 класс» Санкт- Петербург изд. «Тригон» 2004г.
  2. Козачек Т. В. (автор – составитель) «Биология. 8 класс. Поурочные планы к учебнику» Волгоград изд. «Учитель» 2006г
  3. Лернер Г.И. «Биология. Тема: «Человек» 8-9-класс» Москва изд. «Эксмо» 2007г
  4. Сонина Н.И., Сапина М.Р. «Биология. Человек. 8 класс» Москва «Дрофа» 2006г
  5. Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. Культура здоровья» Москва изд. «Вентана – Граф» 2004г.
  6. «Энциклопедический словарь юного биолога» Составитель Аспиз М.Е. Москва «Педагогика» 1986 г.

источник

«Предметы и средства личной гигиены»

Цель: Выявить различие между предметами и средствами личной гигиены.

Задачи: — познакомить с понятиями «предметы личной гигиены» и «средства личной гигиены»

— коррекция тактильного восприятия посредством проведения дидактических игр, развитие внимания;

— формирование привычки к здоровому образу жизни.

ТЕМА «Предметы и средства личной гигиены»

Цель: Выявить различие между предметами и средствами личной гигиены.

Задачи: — познакомить с понятиями «предметы личной гигиены» и «средства личной гигиены»

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

— коррекция тактильного восприятия посредством проведения дидактических игр, развитие внимания;

— формирование привычки к здоровому образу жизни.

Оборудование: предметы и средства личной гигиены, таблица «Предметы и средства личной гигиены», рисунки предметов и средств личной гигиены.

I. Организация класса и рабочих мест учащихся.

Проверка готовности к уроку учащихся и рабочих мест.

Вы часто слышите от взрослых, что самое ценное у человека – это его здоровье. Многие из вас пока не могут осознать, насколько верна эта поговорка. Да, самое главное — это здоровье. И его надо беречь.

Все вы, конечно, хотите сохранить своё здоровье. Но что же для этого надо сделать? Чтобы быть здоровым, необходимо содержать своё тело в чистоте, правильно питаться и заниматься физкультурой. Соблюдая эту заповедь, вы будете здоровы.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о первом условии, то есть о соблюдении правил личной гигиены и познакомимся с предметами и средствами личной гигиены.

Итак, запишем в тетрадь тему урока «Предметы и средства личной гигиены». (слайд 1)

IV.Сообщение нового материала.

Что такое гигиена, (слайд 2)

Что всегда не грех помыться,

Пять пылинок средь пыльцы.

И спешит спуститься к луже,

Как не вспомнить про енота:

Чистым хочет быть с пелёнок,

— Гигиена в переводе с греческого – «здоровье». (слайд 3)

— Какие правила личной гигиены человек выполняет утром? Утром после зарядки, вы идёте в умывальную комнату и моете руки, чистите зубы, умываетесь, моете шею и уши. После утреннего туалета вы все такие красивые!

Всё вы готовы к трудовому дню.

— Какие правила личной гигиены вы соблюдаете днём?

В середине дня вам опять придётся подойти к умывальнику. Перед обедом необходимо помыть руки с мылом и после обеда тоже. Хорошо бы после обеда почисть зубы, но если такой возможности нет, надо прополоскать рот водой.

— Какие правила личной гигиены человек выполняет вечером? А вечером вода и мыло снова помогут вам почувствовать себя легко и свежо. Ведь вечерний туалет включает в себя: умывание, чистка зубов, мытьё рук, шеи , ушей, а в конце мытьё ног.

Для того, чтобы содержать свое тело в чистоте недостаточно просто споласкивать тело водой, она не смоет грязь, поэтому люди используют различные предметы и средства личной гигиены. Предметы личной гигиены потому и называются «личными» (слайд 4), что пользуется им один человек, не принято брать мочалку, зубную щетку, расческу или носовой платок другого человека, так можно заразиться неприятными болезнями. А средства личной гигиены (слайд 5)доступны всем членам вашей семьи — мы моем руки одним мылом, пользуемся одной туалетной бумагой, можем чистить зубы одной пастой. Различные средства нужны для того, чтобы смывать с тела различные потожировые выделения, грязь.

— Чтение таблицы с доски, запись в тетрадь. (слайд 6)

Предметы и средства личной гигиены

1. Предметы личной гигиены могут быть только личными (полотенце, зубная щетка, носовой платок, мочалка).

2. Средствами личной гигиены могут пользоваться вся семья (мыло, шампунь, зубная паста, туалетная бумага).

— Заучивание таблицы наизусть.

– Отгадайте, про какие предметы личной гигиены идёт речь?

Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок) (слайд7)

На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка) (слайд 8)

Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце) (слайд 9)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа) (слайд 10)

Кто считает зубы нам.
По утрам и вечерам. (Зубная щётка) (слайд 11)

– Все эти предметы личной гигиены. (слайд 12)

В мешочек кладутся различные предметы: мыло, зубная щётка, мочалка, зубная паста, расчёска, шампунь и др. Играющие на ощупь определить и назвать их, рассказать для чего они используются. Смотреть нельзя, можно трогать.

А сейчас мы с вами заполним таблицу(слайд 13) и приклеим в тетрадь. (слайд 14)

источник

Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний. Выполнила : учитель биологии Члалян Любовь Амаяковна. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемНаталия Швыдкина

Презентация на тему: » Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний. Выполнила : учитель биологии Члалян Любовь Амаяковна.» — Транскрипт:

1 Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний. Выполнила : учитель биологии Члалян Любовь Амаяковна

3 Два брата живут рядом, А друг друга не видят.

6 Зеленый и желтый цвета понижают внутриглазное давление, делают его устойчивым; Красный оказывает противоположное действие. Поэтому рабочие места рекомендуется окрашивать в спокойные тона, стимулирующие работоспособность, и избегать раздражающих, снижающих её. ызываь Вызывает грусть Создает усталость Умиротворяет Веселит и бодрит

7 тема урока : Гигиена зрения. Предупреждение глазных заболеваний. Девиз урока : «Беречь, как зеницу ока»?

8 Проблемный вопрос: «Зачем нам такие плоды цивилизации как книги, телевизор, компьютер, если они портят глаза, смотрящие в них?»

9 Самые распространенные нарушения зрения – это близорукость, дальнозоркость. для улучшения зрения – очки!

10 Так видит мир близорукий человек

11 Ученые доказали, что многократно повторяющиеся одинаковые геометрические рисунки отрицательно влияют на самочувствие людей. Перед глазами горожан мелькают одинаковые кафельные плитки тротуаров,, заборы из гофрированного металла, ряды скамеек на стадионах, в кинозалах. и плоские крыши. В городе больше машин, людей, пестрых, меняющихся реклам и др. К тому же горожанин чаще смотрят телевизор, работают на компьютере, поэтому наиболее распространенное нарушение зрения – близорукость, у горожанина встречается в 1,5 – 2 раза чаще. Почему у горожанина встречается в 1,5 – 2 раза чаще близорукость?

12 Признаки для сравнения Нарушение зрения близорукость дальнозоркость Плохо видят предметы Лучи фокусируются Нужны очки с линзами

13 Дальтонизм — неспособность правильно определять те или иные цвета, может иметь наследственную природу или быть вызванным заболеванием зрительного нерва или сетчатки. Три типа «колбочек», проявляющих наибольшую чувствительность к трем основным цветам видимого спектра (RGB): красно-оранжевому зеленому синему Дальтонизм бывает: приобретенным наследственным. 8% мужского населения не различает какой-либо из трех основных цветов. При частичном дальтонизме встречаются проблемы: 1. с различением красного и зеленного цветов наиболее часто 2. синего и зеленого цветов менее часто При серьезных формах – все предметы кажутся серым оттенком Дальтонизм не лечится

14 Стремление чрезмерно приблизить рассматриваемый предмет к близоруким глазам, чтобы сделать его более четким, требует значительной нагрузки на мышечный аппарат глаза. Часто мышцы не справляются с такой напряженной работой, и один глаз отклоняется в сторону виска или носа – развивается косоглазие.

15 Глаукома – повышение внутриглазного давления с повреждением зрительного нерва. Причина – нарушение оттока внутриглазной жидкости.

16 Конъюктивит – острое воспаление слизистой оболочки глаз. 1. Причины – попадание микробов, вирусов, а также раздражение ядовитыми веществами, 2.пылью, резким светом. Иногда конъюнктивит называют еще «кроличьи глаза».

17 Ячмень – гнойное воспаление сальной железы края века. Вызывается гноеродными бактериями. Встречается чаще у ослабленных детей, при нарушении обмена веществ.

18 Ушибы,ранения, термические и химические ожоги очень опасны для глаза, так как могут стать причиной помутнения роговицы- образования бельма, что ведет к потере зрения Берегите глаза от травм – это самая частая причина помутнения роговицы и слепоты. Причиной глазных травм у детей являются чаще всего шалости, драки. Дети бросаются палками, камнями. В школьных мастерских школьники должны строго соблюдать правила техники безопасности (пользоваться защитными очками и т.д.). Нельзя сдувать опилки, стружки, т.к. они могут попасть в глаза. Неосторожное забивание гвоздей, пользование ранящими предметами могут повлечь травму глаз. Травмы глаза

19 1. Чаще получают травмы глаз мальчики. 2. Подобные ЧП чаще происходят на улице. 3. Пики детского глазного травматизма приходятся на выходные, а в течение дня — на вечернее время, когда дети гуляют.

20 заболевание Причины возникновения, особенности Катаракта Глаукома Конъюктивит Ожог Травмы глаза Поражение зрительного нерва

21 ГИМНАСТИКА для глаз 1. «Вращение» He двигая головой, начинайте вращать глазами сначала по часовой стрелке, потом в обратную сторону. По 5 раз туда и обратно. Получается? А теперь то же самое, только с закрытыми глазами. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. Глаза быстро «сбросят» усталость.

22 2. «Моргание» Поморгайте, быстро и сильно сжимая веки. Как можно больше и быстрее. Быстрое моргание в течение 10–15 секунд. Способствует улучшению кровообращения.

23 3. «Во все стороны» Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз, вправо-влево. По раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

24 3. «Пальчик» Прижмите палец к переносице и посмотрите на него. Затем медленно отводите палец от себя, продолжая следить за ним глазами. Повторите это упражнение несколько раз.

25 4. «Сон» А теперь закройте глаза и расслабьтесь, будто собираетесь спать. Подумайте о чём-нибудь очень приятном.

26 Б У Д Ь Т Е З Д О Р О В Ы ! Друзья, берегите зрение!

27 1. Выполнение домашних заданий должно проходить в специально оборудованном месте. 2. Свет должен падать с левой стороны. 3. Источник света должен освещать только рабочую поверхность, а абажур должен скрывать от глаз нить накаливания. 4. Мощность лампочки в лампе должна быть не менее 60 ватт. 5. Расстояние от глаз до книги должно быть 40 см. Так можно! «Общие правила учебной работы» Как сделать чтение безвредным для глаз?

28 Берегите глаза от слишком яркого света. От солнечного света защищайте глаза солнцезащитными очками, от искусственного – абажурами, тонированным стеклом. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению. Защита глаз от солнца

29 У младших школьников способность к четкому различению предметов нарушается через 20 мин, а у старших через 45 мин работы с компьютером. Во избежание нарушений зрения необходимо соблюдать гигиенические правила при работе на компьютере: размер экрана монитора по диагонали должен быть не менее 31 см; экран должен быть с фильтром для снижения излучений; темное изображение на светлом фоне должно быть четким; оптимальное расстояние до монитора – см; не слишком яркое освещение; длительность работы на компьютере: в 6-7 кл – 20 мин; в 8-9 кл – 25 мин; в кл – 30 мин Правила работы на компьютере Может ли работа за компьютером оказывать негативное влияние на зрение? Несоблюдение правил пользования компьютером ведет: к ухудшению остроты зрения, слезоточивости, к снижению умственной деятельности.

30 Почему при длительной работе человек испытывает боль в глазах и общую усталость ?

31 85% информации человек получает через орган зрения. В составе черепно-мозговых нервов в мозг входит нервных волокон, из которых – зрительные. Около половины выходящих волокон несут«приказы» к мышцам глазного яблока, управляя быстрыми и сложными движениями глаз. Поэтому при длительной работе глаза нуждаются в усиленном кровоснабжении и питании. При утомлении глаз следует отдохнуть, сделать зарядку от глаз. Длительное чтение или письмо должны через каждые мин прерываться для отдыха глаз. В эти перерывы рекомендуется смотреть вдаль (в окно, на небо).

32 Не злоупотребляйте просмотром телепередач. Через 60 мин их непрерывного просмотра наступает снижение остроты зрения и способности различать цвета. Продолжительность просмотра телепередач должна составлять: для младших школьников – не более 60 мин 2-3 раза в неделю, для старших – не более 1,5 ч с перерывами. Телевизор должен располагаться на расстоянии не менее 2-3 м от зрителей и на уровне глаз. Нельзя смотреть телевизор в полной темноте. Правила просмотра телевизора Как сделать любимый «телек» сделать безопасным для глаз?

33 Инородное тело из глаза необходимо удалять, завернув веко, чистыми руками, чистым платком. ушиб промывание глаза Помощь при травме глаз

34 Для сохранения остроты зрения необходимо использовать в пищу продукты, содержащие витамин А. Влияет на зрение На остроте зрения отрицательно сказывается нехватка в пище витамина А, входящего в состав зрительного белка палочек, вследствие чего глаз утрачивает чувствительность при слабой освещенности. Развивается болезнь «куриная слепота». Подобные явления наблюдаются и при употреблении алкогольных напитков, разрушающих витамин А. Витамины группы В положительно воздействуют непосредственно на нервные клетки, то есть на те самые «проводники», по которым передается нервный импульс из сетчатки глаза непосредственно к коре головного мозга. Витамин С, необходим не только для лечения, но и для профилактики глазных заболеваний.

35 при осуществлении сварочных работ Правильно используйте косметику для глаз.

36 Влияние алкоголя, курения на зрение Алкоголь и курение пагубно сказывается на остроте зрения и работе зрительного нерва

37 Ответ на проблемный вопрос. Не телевизор или компьютер, сами по себе, негативно влияют на глаза, а несоблюдение гигиенических правил по сохранению зрения.

38 Тест 1. Выбери один наиболее правильный ответ: 1. Почему дальнозоркость чаще развивается к старости: А. С возрастом хрусталик теряет эластичность; Б. Мутнеет стекловидное тело; В. Иначе преломляются световые лучи; Г. Изменяется сетчатка. 2. Снижение способности видеть в сумерках возникает при недостатке: А. витамина А Б. витамина С В. Кальция Г. белка 3. При ярком солнечном свете: А. необходимо надеть головной убор Б. необходимо надеть солнце защитные очки В. спрятаться от солнца Г. не выходить из дома при ярком солнечном свете.

39 Чтоб вещь служила нам без срока, Недаром люди говорят: «Храните как зеницу ока!» И чтоб глаза твои, дружок, Могли на долго сохраниться, Запомни два десятка строк На заключительной странице: Моё задание такое Составить памятку о гигиене глаз И повторить её советую не раз.

40 Анкета 1. Настроение а) до урока б) после урока 2. Устал ли работать на уроке? а)да б)нет в)не очень 3. Усвоил ли материал? а)да б)нет в)не уверен

источник

Татьяна Ходжаева
Урок здоровья для детей с ОВЗ «Очки и глаза. Как я могу сберечь зрение»

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

Цели: дать представления о строении и функции глаза;

познакомить с правилами гигиены глаз;

познакомить с режимом зрительной нагрузки и правилами охраны зрения;

познакомить с режимом зрительной нагрузки и правилами охраны зрения;

учить пользоваться оптическими средствами коррекции зрения и ухаживать за ними;

развивать зрительное и слуховое восприятие, память;

развивать переключение внимания, зрительную и слуховую память;

расширять словарный запас обучающихся.

I. Организация начала мероприятия.

II. Актуализация знаний (Создание психологического настроя)

— Ребята, давайте сегодняшнее наше мероприятие начнём с небольших экспериментов? Есть жела-ющие в них поучаствовать?

1-й эксперимент. Учитель выбирает 2-х ребят.

На листе 1 ученик нарисует лицо человека с открытыми глазами, а другой с завязанными.

По окончании эксперимента учитель спрашивает, обращаясь к классу:

— Как вы думаете, кто из ребят, участвующих в эксперименте, чувствовал себя более уверенным?

— У кого рисунок получился лучше?

2-й эксперимент. Учитель выбирает 2-х ребят.

Ваша задача: один ученик перешагивает разложенные на полу карандаши с открытыми глазами, а другой с закрытыми.

3-й эксперимент. Учитель обращается ко всему классу:

— Задача следующая: закройте глаза и ни в коем случае не пытайтесь подсматривать, иначе экспери-мент не получится. Это важно для вас самих. Возьмите со стола пенал, откройте его, достаньте руч-ку, положите ручку на место, теперь достаньте красный карандаш.

— Откройте глаза, проверьте результат.

— О чём можете сказать? (Дети: ручку доставать было легче, потому что она не похожа на карандаш на ощупь, а красный карандаш можно было достать только, если знаешь точно, где он лежит, потому что все карандаши на ощупь одинаковые.)

— Какой можно сделать вывод? (Дети: если человек видит, хорошо видит, то он чувствует себя ком-фортно, уверенно. Без хорошего зрения невозможно увидеть мелкие детали предметов, что-то рас-смотреть и т. д.).

III. Постановка цели и задач

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на мероприятии? (Дети: о глазах, зрении.)

Умеют они грустить и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться,

Цветущим ромашкам и мотылькам,

Радуге, будто пришедшей из сказки-

Все замечают зоркие глазки.

Но чтоб увидеть волшебные сны,

Мы крепко скорее закрыть их должны.

Ученые считают, что 70% всей информации человек воспринимает с помощью этого органа чувств. Этот орган чувств — …? (Дети: глаза)

— А какую же необходимую для нас информацию мы получаем с помощью зрения? (Дети: мы читаем, пишем, можем взять предметы, ходим, не сталкиваясь со стенами и т. д.)

— Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Какова польза зрения? (Дети: без зрения человеку прожить сложно, он не видит ни красоты нашего мира, не может отличить предметы, разные по цве-ту и др.)

— Давайте же прочитаем тему нашего сегодняшнего мероприятия. (Дети: береги зрение.)

IV. Первичное усвоение новых знаний

— Итак, глаза – удивительный дар природы. С помощью глаз мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет. Глаза помогают нам устанавливать, движется предмет или он неподвижен. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза.

Не зря же есть поговорка в народе: лучше один раз увидеть, чем… (Дети: 100 раз услышать).

— Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? (Ответы детей).

— Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

— Посмотрите друг другу в глаза. Какие они у нас красивые!

— Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Дети называют слова: милые, выразительные, ясные, огромные, веселые).

— Каким бывает цвет глаз? (синие, голубые, карие, зеленые, светлые.)

— Как же устроен наш глаз? (Дети: радужная оболочка, хрусталик, зрачок)

Слайд с изображением частей глаза.

— Для чего они нужны глазам? (Дети: от радужной оболочки зависит цвет глаз, с помощью зрачка и хрусталика мы видим).

Глаза очень нежные. Природа сама позаботилась об охране наших глаз и оберегает их. А как, вы знаете? (Дети: веки и ресницы защищают их от яркого света и пыли, если в глаз попадает соринка, ее смывает слеза, а брови задерживают капельки пота, стекающие со лба, и не дают им попасть в глаза).

— И все-таки этой природной защиты не хватает, чтобы защитить зрение. Каждый человек сам дол-жен заботиться о своих глазах. Как можно это сделать? Обсудим ответ на данный вопрос.

У некоторых людей глаза не справляются со своими обязанностями и поэтому человек видит нечётко изображение предмета (расплывчато).Что нам помогает исправить плохое зрение?

Как называется врач-специалист по глазным заболеваниям?

Глаза — самые совершенные и загадочные органы нашего тела. В народе глаза называют «зеркалом души». По выражению глаз человек можно многое узнать о нём, о его настроении. Глаза бывают добрые и злые, грустные и весёлые, лучистые, как солнце, глубокие как море. Посмотрите в глаза друг другу. Расскажите, какие у вашего товарища глаза.

(Просмотр видеоролика — Глаза)

-Рассмотрите глаза друг друга. Вы видите вокруг зрачка цветное кольцо, похожее на баранку.

-Какого цвета это кольцо у ваших товарищей?

Цветное кольцо-это радужка (радужная оболочка). Радужка содержит пигмент (краситель). Пигмент определяет цвет ваших глаз. Если его мало-глаза голубые, много-карие. Орган зрения очень хрупкий и нежный, поэтому требует к себе бережного отношения.

Правила ухода за глазами.

Не только природа, но и мы с вами должны заботиться о своих глазах.

Чтобы сохранить глаза здоровыми, человек должен содержать органы зрения в чистоте. Нельзя те-реть глаза грязными руками. Так можно занести в них соринку и опасных микробов. Нужно пользо-ваться чистым платком. Умываясь по утрам и вечерам, нужно промывать глаза тёплой водой, удаляя скопившуюся грязь из уголков от наружного угла к носу.

Слепые и слабовидящие дети определяют чистоту глаз с помощью осязания (на ощупь)

Промывание глаз.

Наш глаз устроен почти идеально.

Выявляем преимущества глаза.

-Видит в сумраке и на свету.

-Распознает предметы вблизи и на расстоянии.

Выявляем недостатки глаза.

-Мала дальность зрения.

-Приходится поворачивать голову.

Зрение портится.

Чтение стихотворений о зрении и выведение правил о гигиене зрения.

1. Известный писатель М. Горький говорил «Ничего не может быть страшнее, как потерять зрение».

-Закройте на минуту глаза. Вот в такой темноте вы можете оказаться, если не будете беречь свои глаза.

Глаз — волшебный теремок,

Глаз сейчас же разболится.

Если ранится хрусталик, потемнеет чудный шарик.

Станет темный день навек и ослепнет человек.

Как глаза свои сберечь.

-Как же нужно поступать, чтобы наши глаза были здоровы?

Читаем стихи и выводим правила.

1. Хоть мальчуган был очень мал,

Алеша вывески читал свободно и легко.

Он много книжек прочитал про войны, приключения.

При этом, видимо, не знал, что лежа вредно чтение.

В кровати любит он читать и на большом диване,

А если правду вам сказать, готов читать и в ванне.

Все буквы у названья слились на расстояние…

Жаль Алешу, плачь, не плачь,

Но очки пропишет врач.

Напрасно ты, Алеша, читал так много лежа.

2. Наша Галя подросла, в первый класс она пошла,

Маленькая Галочка начала учиться-

Девочка хорошая не должна лениться.

Маленькая Галочка от души старалась

Над тетрадкой новенькой низко наклонялась.

Выводила палочки маленькая Галочка

Тут родные увидали щурить глазки стала Галя.

Галя еле доску видит, что там пишут- не понять,

Правила: Не нагибайся низко при письме.

Не держи книгу близко к глазам.

3. Шилом узел на веревке развязать решился Вовка.

Сорвалась рука, и шило глаз у Вовки повредило.

Шило, ножницы, ножи ты в игрушках не держи-

Ведь поранить очень просто

Можно глаз предметом острым.

Правило: Не играй острыми предметами.

Слезы капали из глаз.

Рукавом их вытирала, помогал ей целый класс.

В глаз легко внести заразу.

Глаз не трогай рукавом,

Только чистеньким платком.

Правило: Не трогай глаза грязными руками.

Не…. (смотри долго телевизор.)

Не…. (играй долго на компьютере.)

Не (трогай взрывчатые вещества)

VII. Зрительная гимнастика.

От долгой работы глаза, как и любой орган, устают, им требуется отдых. Чтобы снять усталость, врачи рекомендуют выполнять гимнастику для глаз.

Видео гимнастика для глаз.

Теперь поговорим о средствах, которые помогают людям лучше видеть, об их правильном использо-вании.

Очки — средство коррекции зрения. Их часто называют «вторые глаза». Они помогают улучшить изображение предмета, делая его чётким.

ОПЫТ: снять очки и попробовать рассмотреть предмет на расстоянии.

ВЫВОД: в очках изображение предмета становится более чётким, ясным.

Первым, кто нашёл способ увеличения изображения в книге, чтобы было легче читать, был англий-ский монах. Однажды кусок стеклянного шара упал на страницу книги, и случилось чудо: буквы под ним увеличились в несколько раз. Так появились лупы.

ОПЫТ: демонстрация увеличения шрифта в несколько раз при помощи лупы.

ВЫВОД: лупа увеличивает размер букв.

В современном мире люди заменяют очки линзами.

-Для чего мы носим очки?

Очки, как и глаза, требуют заботы и ухода.

-Как нужно ухаживать за очками?

1. Очки должны храниться в футляре.

2. Нельзя класть очки вниз стёклами.

3. Нужно следить за чистотой линз, регулярно мыть их тёплой водой, протирать тряпочкой.

4. Во время занятий спортом очки нужно снимать.

Предложить детям проверить чистоту линз в очках.

(По мере необходимости протереть стёкла в очках)

Очки нужно носить только по назначению врача.

Окулист выписывает очки в соответствии с заболеванием глаз.

Всем людям: и тем, у которых хорошее зрение, и тем у кого есть заболевания глаз, нужно помнить о том, что зрение нужно беречь. Чтобы сохранить своё зрение, надо постараться не утомлять глаза.

Правила охраны зрения.

1. Читать и писать можно только при хорошем освещении. Но яркий свет не должен попадать в глаза.

2. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

3. Нельзя наклоняться близко к тетради или книге. Расстояние от глаз до книги и тетради должно быть 25-30 см. Книгу при чтении надо ставить на наклонную подставку.

4. При длительной зрительной нагрузке нужно обязательно давать отдых глазам. Через 15-2- мин ра-боты закройте глаза, расслабьтесь и посидите так несколько секунд. Это простое упражнение рас-слабляет мышцы глаз.

5. Нельзя читать в положении лёжа и при поездке в транспорте. Почему? При этом трудно держать книгу на нужном расстоянии. Книга «прыгает» перед глазами, и они быстро устают.

6. Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор. Нельзя смотреть передачи больше 20-30 мин. Сидеть от экрана телевизора нужно на расстоянии 2-3 метров.

7. Нужно быть осторожными при работе с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.

Тест «Как я забочусь о своих глазах»

Хорошо ли вы заботитесь о своих глазах?

*Делаю перерыв во время чтения.

*Слежу за посадкой при письме.

*Делаю уроки при хорошем освещении.

*Делаю гимнастику для глаз, если чувствую, что глаза устали.

*Часто бываю на свежем воздухе.

*Употребляю в пищу растительные продукты.

*Смотрю только детские передачи 2-3 раза в неделю.

*Оберегаю глаза от попадания инородных тел.

*Компьютером пользуюсь не более 30 мин. в день.

Подсчитайте ответы «нет». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах, и нужно задуматься о сохранении зрения.

Какой орган помогает нам видеть окружающий мир?

Какую форму имеет глаз?

Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить своё зрение?

К какому врачу нужно обратиться, если вы заметили что стали хуже видеть?

«Как сохранить зрение». Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе «Как сохранить зрение» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе (с использованием здоровьесберегающих.

Информация для родителей детей с нарушением зрения «Берегите глаза детей!» Берегите глаза детей! Зрение – чудесный дар природы, благодаря которому человек видит красоту окружающего мира. Глаза – важная часть организма.

Беседа по формированию здорового образа жизни в старшей группе «Урок здоровья для Стобеда» Беседа «Урок здоровья для Cтобеда» МКДОУ Куртамышского района «Детский сад № 4» Старшая группа Воспитатель: Казачкова М. В. Тема: «Урок.

Консультация для родителей детей с ОВЗ «Адаптация детей с ОВЗ в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение «Детский сад комбинированного вида № 66 «Барвинок» городской округ Симферополь.

Консультация для родителей «Как сберечь здоровье ребёнка» Как сберечь здоровье ребёнка. Все мы знаем, как неблагоприятна экологическая обстановка в наше время. Огромное количество автотранспорта,.

Консультация для родителей «Как сохранить зрение ребёнка?» Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. Разумеется, зрение не является единственной структурной единицей.

Консультация для родителей «Важно ли пение, и как сберечь голос с детства?» Вместе с солнышком встаю, Вместе с птицами пою: — С добрым утром! — С ясным днём! Вот как славно мы поём! Елена Благинина Пение занимает.

Познавательный досуг с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ «Как у зайцев вышел спор» Методическая разработка познавательного досуга с использованием здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация работы по коррекции речевых нарушений, направленная на укрепление здоровья детей с ОВЗ Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяких благ… М. Монтень (1533 —.

Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ «Я могу!» Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования, которая обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития.

источник