Меню Рубрики

Гласные звуки с акустической точки зрения

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ; КЛАССИФИКАЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Акустические

акустические особенности гласных:

1. все эти звуки образуются при помощи тона голоса;

2. характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;

3. слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;

4. сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.

Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.

Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).

Слогообразующие

Между гласными и согласными существуют функциональные отличия, связанные с разным участием в образовании слога: гласные являются вершиной слога (слогообразующими), а согласные чаще лишь примыкают к ним, самостоятельно не образуют слога.

Артикуляционные различия гласных и согласных звуков

Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:

· участием губ в его образовании;

· горизонтальным движением языка в ротовой полости.

Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные). Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.

Классификации гласных звуков:

а) по участию губ (лабиализованные и нелабиализованные)

По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные – от лат. labium «губа») и неогубленные (нелабиализованные). К лабиализованным относят звуки [о] и [у], причем степень лабиализованности [у] выше. Остальные гласные – нелабиализованные.

б) по положению языка (гласные нижнего, среднего, верхнего подъема, переднего, среднего и заднего ряда)

По степени подъема языка различают гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] , при образовании которых язык занимает крайнее верхнее положение ; гласные среднего подъема [э], [о] , при образовании которых язык почти не сдвигается с исходной позиции , и гласный нижнего подъема [а] , при образовании которого язык и нижняя челюсть занимают крайне нижнее положение.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад выделяют гласные переднего ряда [и], [э], при образовании которых язык выдвигается вперед, приподнимается его передняя часть ; гласные среднего ряда [ы], [а], при образовании которых язык незначительно подается вперед, приподнимается средней частью при образовании [ы], либо лежит плоско при образовании [а] ; гласные заднего ряда — [о] и [у] – образуются путем приподнимания задней части языка к заднему нёбу.

в) по напряженности (напряженные, или закрытые, и ненапряженные, или открытые)

1. Степень звучности гласного звука определяется степенью напряженности голосовых связок при их образовании и связана с позицией звука по отношению к ударению. По степени звучности различают гласные полного и неполного образования. При образовании гласных полного образования голосовые связки напрягаются максимально, звук произносится с максимальной силой и длительностью. При образовании гласных неполного образования (редуцированных) голосовые связки напрягаются в меньшей степени.

г) по положению нёбной занавески (носовые и чистые)

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

д) по количеству (долгие и краткие; полного образования и редуцированные)

Важным с акустической точки зрения является различение гласных по их длительности .В одних языках долгота или краткость звука зависит от ряда фонетических причин: от положения в слоге, влияния соседних звуков, уда­рения и т. д. В этом случае долгота или краткость не являет­ся постоянным признаком, присущим данным звукам, так как один и тот же звук может быть то долгим, то кратким. Такое положение, например, в русском языке (ср.: мама! и ма: ма!). Иное положение в языках, где долгие и краткие гласные про­тивопоставлены друг другу, могут использоваться для разли­чения слов (ср.: английские rich [ritj] — богатый и reach [ri: tj]— достигать, sit [sit] — сидеть и seat [si: t] — место и т. д.). В некоторых языках имеется не две, а три ступени противопоставления гласных по длительности. Так, в эстон­ском языке различаются гласные краткие (например, sada — сто, puri — парус), долгие (ср.: saada — пришли, puuri — клетки) и сверхдолгие (saada — получить, puuri — в клетку). Количество гласного обычно бывает связано с какими-то Другими его признаками. Например, в немецком языке долгие гласные обычно закрытые, а краткие — открытые (см. приме­ры выше).

Различение по долготе в некоторых языках, например эс­тонском, может быть свойственно и согласным, что опять-таки показывает относительность противопоставления гласных и со­гласных

Качественные отличия — это отличия в тембре. Отличия количественные заключаются в том, что безударные гласные обычно короче ударных и про износятся с меньшей силой. В связи с этим ударные гласные называют гласными п о л н о г о о б р а з ов а н и я, безударные — р е д у ц и р о в а н н ы м и гласными.

Существует различие и между безударными гласными, что обусловлено их местом по отношению к ударению и положением в слоге. А. А. Потебня предложил формулу, условно оценивающую в единицах силу ударных и безударных слогов. Сила ударного гласного соответствует 3 единицам, гласного первого предударного слога 2, других безударных слогов — 1: беспорядок [б’иЭспаър’адък] 1-2-3-1; переподготовка [п’иЭр’иЭпъдгаътофкъ)] — 1-1-1-2-3-1 ; вынужденный [вынужд’иэныъj] — 3-1-1-1.

Сила безударного гласного зависит также от следующих условий. Неприкрытый слог равен первому предударному: атаковать [aътъкaъвaт’] — 2-1-2-3; наоборот [нъаъбаърот] — 1-2-2-3; аист [аиЭст] — 3-2. Сила заударного конечного открытого слога колеблется, она может равняться 1 и 2 единицам: шапка [шапкъ)] 3-1 и [шапкаъ] — 3-2. Безударные гласные, оценивающиеся в 2 единицы, — это редуцированные l-й степени, оценивающиеся в 1 единицу — редуцированные 2-й степени.

К редуцированным 1-й степени относят гласные [эи], [иэ], [ыъ], [Λ], [аъ]. В речевом потоке эти гласные встречаются в абсолютном неударном начале слова, в неприкрытом неударном слоге внутри слова, в 1-м предударном слоге.

[эи] — звук средний между [э] и [и] , ближе к [э] ; достаточно редкий, так как характерен он для старшей орфоэпической литературной нормы (так называемого «эканья»): в[эи]сна, р[эи]ды, б[эи]рёт. Однако для современного литературного языка характерно «иканье» — произнесение [иэ] — звука, близкого к [и] : в[иэ]сна, р[иэ]ды, б[иэ]рёт . Поэтому в транскрипции часто используется один знак — [иэ] – для обозначения гласного переднего ря

е) по однородности звучания (монофтонги и дифтонги: дифтонги истинные и ложные, нисходящие и восходящие; дифтонгоиды).

Монофтонг— гласный звук, не распадающийся на два элемента. Противоположности: дифтонг, трифтонг. Во время произношения звука монофтонга артикуляция речевого аппарата стабильна и неизменна весь период звучания.

В латинском алфавите приведены буквы, обозначающие монофтонги. Их всего шесть: a, e, i, o, u, y; читаются эти монофтонги так же, как и пишутся.

В английском языке монофтонги — гласные с устойчивой (неподвижной) артикуляцией: [i:], [i], [u], [u:], [e], [ə], [ɜ:], [ɔ], [ɔ:], [æ], [ʌ], [a:]. Всего 12 монофтонгов.

Дифтонг – сочетание двух гласных звуков в одном слоге, функционирующее в качестве единой, сложной единицы звуковой системы.

Основным фонетическим признаньем дифтонга считается то, что он представляет сочетание двух гласных, составляющее один слог. Эти звуки нередко ярко контрастны по качеству. Напр.: открытые гласные сочетаются с закрытыми: [ai]; неогубленные с огубленными [au]; но возможно и сочетание гласных, близкие по артикуляции [ou, ei, uo].

Все дифтонги делятся на две большие группы: восходящие и нисходящие.Восходящими называются те дифтонги, где соединяются слабый и сильный гласные или два слабых гласных .Нисходящими называются те дифтонги, где соединяются сильный и слабый гласные.

Следует различать 3 вида дифтонгов:

падающие (нисходящие) дифтонги, где гласный в качестве вершины слога предшествует другому созвучащему, т.е. вершина слога находится в первом элементе дифтонга (нем. Maus [maos] – мышь, Eis [aes] – лед)

восходящие дифтонги, где, наоборот, вершина следует за созвучащим гласным (исп. puedo [pueđo] – могу)

равновесные, где господствует неустойчивое равновесие, так, что нельзя различить какой из обоих гласных является вершиной (латыш. meita [meita] – дочь)

Л.В. Щерба считал первые два типа ложными дифтонгами, т.к. их компоненты неравноценны – один из них является подчиненным; третий тип он назвал истинным дифтонгом, т.е. оба компонента при сохранении целостности слога остаются фонетически равноценными.

Дифтонгоиды

Наряду с дифтонгами следует различать дифтонгоиды. Дифтонгоиды представляют собой собственно не сочетание двух гласных, а один гласный, начинающийся или заканчивающийся инородным элементом.

источник

класс звуков речи, выделяемый на основании их артикуляторных, акустических и функцио­наль­ных свойств. Артикуляторные свойства гласных заключаются в том, что это звуки, образу­ю­щи­е­ся с обяза­тель­ным участием голоса (шёпотные гласные — исключение, подтвержда­ю­щее общее правило) и при отсут­ствии какой-либо преграды в надгортанных полостях. Для образо­ва­ния гласных характер­но отсутствие локали­зо­ван­но­го в каком-либо участке мускульного напряжения, особая роль губ, языка и мягкого нёба в образовании качества. С акустической точки зрения гласные — это звуки с голосовым источником возбуждения и с чётко выраженной формантной структурой. Особая функция гласных заключается в том, что они являются вершиной слога, слого­обра­зу­ю­щим элементом в сочетаниях звуков речи. Все эти признаки не абсолютны: артикуляционные и акустические различия между гласными и некоторыми сонантами могут вообще отсутствовать (например, между русскими [i] и [i̯] в словах «у Маи» [umái] и «май» [mai̯]). Кроме того, слого­обра­зу­ю­щим элементом может быть не только гласный, но и согласный. Таким образом, можно утверждать, что звук речи, облада­ю­щий перечис­лен­ны­ми особен­но­стя­ми, — скорее всего гласный, а не согласный. Единственным собствен­ным свойством гласного является его бо́льшая слого­обра­зу­ю­щая сила: в сочетании согласный + гласный вершиной слога обяза­тель­но будет гласный. Выступая в роли слого­обра­зу­ю­ще­го элемента, гласный, с одной стороны, как бы подчи­ня­ет себе соседние согласные, поскольку артикуляторная реализация согласного существенно зависит от качества гласного в слоге; с другой стороны, изменения самого гласного обеспечивают фонетическую целостность слова как последовательности слогов, один из которых несет словесное ударение, а другие являются безударными; наконец, объеди­не­ние слов в синтагму (высказывание) происходит благодаря специаль­ной фонетической органи­за­ции ударных гласных. Таким образом, фонети­че­ская функция гласных — органи­за­ция звуковой целост­но­сти слога, слова и синтагмы.

Артикуляционные классификации гласных строятся на основе следующих признаков: степень подъёма языка, степень продвинутости языка вперёд или назад, положение губ (нали­чие или отсутствие лабиализации), положение мягкого нёба.

По степени подъёма языка гласные делятся на 3 группы: гласные нижнего подъёма, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта; гласные высокого подъёма, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта; гласные среднего подъёма, т. е. не относящиеся ни к гласным верхнего, ни к гласным нижнего подъёма. Относительно числа градаций по подъёму среди этих гласных нет единого мнения: так, Л. В. Щерба допускает, что можно говорить о четырёх степенях подъёма кроме высокого и низкого, однако подчёркивает условность такой классификации. Л. Р. Зиндер считает, что «от „i“ к „a“ . ведёт непрерывный ряд гласных, возникающий при медленном опускании или подъёме языка. Три, четыре, шесть или семь степеней подъёма — это лишь условные остановки на этом пути».

Продвижение языка в переднюю или заднюю часть полости рта — основание для характе­ри­с­ти­ки гласных по ряду: при образовании гласных переднего ряда вся масса языка продвинута вперед, при образовании гласных заднего ряда — назад; при образовании гласных смешанного ряда язык вытянут вдоль полости рта.

Огублённость (лабиализация), т. е. вытягивание и округление губ при образовании гласных, — один из наиболее распро­стра­нён­ных признаков гласных.

По положению мягкого нёба гласные делятся на ртовые (мягкое нёбо поднято и закры­ва­ет проход воздуха в полость носа) и носовые (мягкое нёбо опущено, воздух проходит в полости носа).

Менее распространённым признаком гласных является фарингализация — сужение стенок глотки во время произнесения.

Кроме артикуляторных признаков при описании гласных учитываются и их просоди­че­ские характе­ри­с­ти­ки, в первую очередь длительность и тон, так как существуют языки, где противо­по­став­ле­ние гласных по длительности или по тону фонематично. Долгие гласные отличаются от соответствующих им кратких не только бо́льшим временем звучания, но и некоторыми артикуляторными характе­ри­с­ти­ка­ми (например, английский [i:] более закрытый и передний, чем [ı], немецкий [u] более открытый и менее задний, чем [u:], и т. д.). Различия в длительности между долгими и краткими гласными выражаются по-разному: они максимальны в случае, если долгие и краткие не различаются качественно, и минимальны, если между долгими и краткими существует разница по ряду, подъёму и т. д. При классификации гласных по тону имеют в виду не только частотную характе­ри­с­ти­ку колебаний голосовых связок, но и более сложные признаки — такие, как скорость изменения частоты, регистр, время, за которое происходит изменение, и т. д. С точки зрения однородности артикуляции гласные делят на монофтонги и дифтонги.

Акустические характе­ри­с­ти­ки гласных определяются свойствами надгортанных полостей, играющих роль резонаторов. Резонансные частоты каждой из полостей зависят от объёма и формы полости, т. е. от положения языка, губ и т. д. Эти резонансные частоты принято называть формантами гласных. При описании акустических свойств гласных учитывают, как правило, свойства первых двух формант (FI и FII), относительно которых известно, что их частота определённым образом связана с артикуляционными свойствами гласных: частота FI зависит от подъёма гласного (чем более открытый гласный, тем выше частота FI), а FII — от ряда гласного (чем более передний гласный, тем выше частота FII); огублённость понижает частоту обеих формант, назализованность приводит к ослаблению интенсивности FI и FII в к появлению дополнительной «форманты назализованности». Предполагается, что для гласных с высокой частотой FII (т. е. для гласных переднего ряда) существенны и характе­ри­с­ти­ки более высокой форманты, FIII. Изменения частотных характе­ри­с­тик формант во времени свидетельствуют об артикуляторных изменениях гласного.

Акустическая классификация гласных основывается как на собственно частотных характе­ри­с­ти­ках формант, так и на более сложных признаках, описывающих расположение формант в спектре гласных. В соответствии с тем, в какой части спектра — высокой или низкой — сосредоточена основная энергия, гласные делятся на высокие и низкие; с точки зрения расположения формант по отношению к центральной части спектра гласные делятся на компактные (в спектре которых форманты занимают центральную часть) и диффузные (форманты расположены по краям спектра); по степени удаления расположения формант от положения формант нейтрального гласного гласные делят на напряжённые (большее расстояние) и ненапряжённые (меньшее расстояние).

Существенны признаки гласных, используемые при их восприятии. Поскольку прямой связи между частотами формант и фонетической интерпретацией гласных нет, исследуется роль различных акустических характе­ри­с­тик для фонемной иденти­фи­ка­ции гласных. Установлено, что изменение частот формант на протяжении гласного используется человеком для опознания не только самого гласного, но и соседнего согласного (чаще всего предшест­ву­ю­ще­го). Существенными для определения таких признаков гласных, как ряд или подъём, являются некоторые пороговые значения одной из формант.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Система гласных в языке, диалекте или в группе языков называется вокализмом.

(звёздочкой помечены термины, характе­ри­зу­ю­щие функционирование гласных при образо­ва­нии значи­мых единиц).

* Беглые гласные — гласные, появляющиеся в морфеме только в определённой фонети­че­ской пози­ции и не реали­зу­ю­щи­е­ся в других позициях морфемы. Например, в русском языке корневые гласные, возникшие исторически в результате падения редуци­ро­ван­ных в слабых позициях («сон — сна», «день — дня»), суффиксальные гласные в существительных типа «молоток — молотка», «колодец — колодца» и т. д.

Верхнего подъёма (высокого подъёма, закрытые, узкие) гласные — гласные, характе­ри­зу­ю­щи­е­ся высоким положением языка в полости рта. Различаются вокалические системы, в которых термин «закрытый», «узкий» употребляется для обозна­че­ния гласного, противо­по­став­ля­е­мо­го по положению языка «открытому», «широкому», но с обще­фо­не­ти­че­ской точки зрения принад­ле­жа­ще­му тому же подъёму (например, [e] — [ε], [ø] — [œ]).

Высокие гласные — 1) гласные, характе­ри­зу­ю­щи­е­ся акустическим свойством, связан­ным с частотой F II и F III. Артикуляторно высокими гласными являются гласные переднего ряда, характе­ри­зу­ю­щи­е­ся высокими значениями частоты F II и F III; 2) то же, что гласные высокого подъёма.

Глухие гласные — гласные, произносимые без участия голоса, например в случае сильной редук­ции гласного, находящегося между глухими согласными; шёпотные гласные.

Диффузные гласные — гласные, характе­ри­зу­ю­щи­е­ся таким расположением формант, при котором центральная часть спектра свободна. Например, [i] — диффузный высокий гласный, [u] — диффузный низкий гласный. Противо­по­став­ля­ют­ся компактным гласным.

Долгие гласные — гласные, характе­ри­зу­ю­щи­е­ся большей длительностью по сравнению с другими гласными. Если долгота является фонематическим признаком гласного, по которому он противо­по­став­лен соответствующему краткому (например, в английском, немецком языках), то различия по длительности часто сопровождаются и качественными (например, английский долгий [i:] — более закрытый и передний, а [ı] — более открытый и менее передний). Долгие гласные возникают и в результате сочетания двух гласных одинакового качества на морфемных швах, тогда эти гласные лучше называть двойными (ср. рус. «фамилии»).

Заднего ряда (задние, велярные) гласные — артикуляционный признак, характе­ри­зу­ю­щий оттягивание тела языка назад при произнесении этих гласных.

Компактные гласные — гласные, характе­ри­зу­ю­щи­е­ся таким расположением формант, при котором центральная часть спектра занята (например, гласный [a] в русском языке). Противо­по­став­ля­ют­ся диффузным гласным.

Краткие гласные — 1) гласные, противо­по­став­лен­ные долгим гласным; 2) гласные, имеющие малую длительность, не являющуюся релевантной для системы фонем (например, сильное сокращение длительности гласных наблюдается во втором предударном слоге русского слова).

Назализованные гласные — гласные, во время артикуляции которых мягкое нёбо опущено в результате коартикуляционного воздействия соседнего носового звука. При вялой общей артикуляции назализованность возможна и без влияния носового (например, в абсолютном исходе слова, где мягкое нёбо может опускаться в результате подготовки к состоянию покоя речевого тракта).

Напряжённые (сильные, нередуцированные) гласные — 1) гласные, характе­ри­зу­ю­щи­е­ся значительной напряжённостью артикуляции (значительное мускуль­ное сокращение, приводящее к большей упругости тканей речевого тракта). Так, французские гласные характе­ри­зу­ют­ся большей напряжённостью, чем русские; ударные русские гласные — большей напряжённостью, чем безударные; 2) гласные, характе­ри­зу­ю­щи­е­ся такой формантной структурой, которая более сильно отличается от формантной структуры нейтрального гласного, чем формантная структура ненапря­жён­но­го.

Нейтральные гласные — 1) гласные, артикулирующиеся при вытянутом вдоль полости рта языке; при среднем его подъёме образу­ет­ся, например, англ. [ə], называемый также центральным; иногда такие гласные называют среднеязычными; 2) краткие ненапряжённые гласные неопределённого качества, возникающие, как правило, в безударных слогах (например, рус. [pъtʌlók]); 3) гласноподобные звуки, возникающие при артикуляции, соответствующей положению покоя произносительных органов.

Ненапряжённые (редуцированные, слабые) гласные — гласные, противо­по­став­ля­е­мые напряжённым гласным.

Неслоговые гласные — гласные, не образующие слоги (ср. Глайды).

Нестационарные (неоднородные) гласные — гласные, характе­ри­зу­ю­щи­е­ся изменениями частотных значений формант на протяжении звучания (и соответственно изменяющейся артикуляцией). Эти изменения могут затрагивать либо часть гласного (его начало или конец), либо весь гласный в случае его небольшой длительности (например, безударные гласные при их количественной редукции).

Нижнего подъёма (открытые, широкие) гласные — гласные, характе­ри­зу­ю­щи­е­ся низким положением языка в полости рта и соответственно широким раствором. В некоторых случаях термины «открытый» и «широкий» используются для обозначения качества гласного, противо­по­став­лен­но­го фонологически в пределах одного подъёма (ср. термины «закрытый», «узкий»).

Низкие гласные — гласные с таким расположением формант в спектре, при котором основная энергия расположена в его низкой части (например, гласный [u]).

Носовые гласные — гласные, образующиеся при опущенном мягком нёбе, в результате чего полость носа действует как дополнительный резонатор; носовые характе­ри­зу­ют­ся появлением «носовой форманты», а также ослаблением и понижением частоты всех формант.

* Нулевой гласный — гласный, реконструируемый при анализе как функцио­наль­ная единица, но не реализующийся фонетически (например, нулевая флексия в рус. «дом», «конь»),

Огублённые (лабиализованные, губные) гласные — гласные, образу­ю­щи­е­ся при округлении и вытягивании губ (например, рус. [o], [u], франц. [y], [ø], англ. [ɔ], [o:]).

Отодвинутые назад гласные — гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык несколько отодвигается назад под влиянием общефонетических законо­мер­но­стей звукообразования (например, русские гласные [i] и [e] — оба переднего ряда, но [e] — отодвинутый назад по сравнению с [i]) или под влиянием фонетического окружения (например, гласные переднего ряда между заднеязычными согласными отодвигаются назад).

Переднего ряда (передние) гласные — гласные, при артикуляции которых язык продвигается в переднюю часть полости рта.

Продвинутые гласные — гласные заднего ряда, артикулирующиеся с несколько продвинутым вперёд положением языка, что может определяться как артикуляционным укладом, характер­ным для звуковой системы языка в целом, так и влиянием фонетического окружения. Например, русский гласный [a] — задний, но продвинутый вперёд; русский [u] — огублённый задний гласный верхнего подъёма — сильно продвигается вперед в безударном слоге между двумя переднеязычными согласными: «суда», «зудеть», «дурачить» и т. д.

* Протетические гласные — гласные, появляющиеся в начале слова, если по каким-либо причинам первоначальный звуковой состав затруднителен для произно­ся­щих (например, франц. начальный [e] в словах, которые в латыни начинались с сочетании согласных: spathula(m) > épaule , scutu(m) > écu и т. д.).

Ртовые (оральные, чистые, простые) гласные — гласные, образу­ю­щи­е­ся при поднятом мягком нёбе, что исключает участие полости носа в их артикуляции.

Сверхкраткие гласные — 1) гласные, имеющие очень малую длительность в результате сильной количественной редукции, например гласный второго предударного слога в словах «самовар», «потолок» в московском варианте русского литературного произношения; 2) гласные, противо­по­став­лен­ные фонематически кратким и долгим гласным в системе фонем, где долгота является релевантным признаком.

Синтезированные гласные — гласноподобные звуки, полученные в резуль­та­те синтеза частотных составляющих, характер­ных для того или иного гласного, на специаль­ных устройствах — синтезаторах, позволяющих экспериментатору управлять различными характе­ри­с­ти­ка­ми таких гласных, т. е. произвольно изменять их для выявления значимости тех или иных характе­ри­с­тик (длительность, интенсивность, частотное положение формант) при восприятии.

Среднего подъёма гласные — артикуляторно гласные среднего подъёма характе­ри­зу­ют­ся таким положением языка по отношению к твердому нёбу, которое можно назвать условно средним, т. е. не высоким и не низким.

Среднего ряда (смешанного ряда, среднеязычные) гласные — 1) гласные, артикуляторно не явля­ю­щи­е­ся ни передними, ни задними. В эту группу входят смешанные гласные, образу­ю­щи­е­ся при вытянутом вдоль полости рта языке, и центральные гласные, образу­ю­щи­е­ся в том случае, когда язык, собранный в комок, расположен посередине полости рта; 2) гласными среднего ряда иногда называют (ошибочно!) гласные заднего ряда, продвинутые вперёд (например, рус. [a]), и гласные, изменяющиеся по ряду от начала произнесения к концу (например, рус. [ы]).

Стационарные (однородные) гласные — гласные, характе­ри­зу­ю­щи­е­ся постоян­ным значе­ни­ем частот формант на всем протяжении звучания. Артикуляционно это соответ­ству­ет неизменному укладу речевых органов от начала до конца произнесения гласных.

* Стяжённые гласные — гласные, образовавшиеся в результате стяжения двух гласных, принад­ле­жа­щих разным морфемам (например, рус. «наобум»).

* Тематический гласный — последний гласный основы, соединяющий основу с окончанием, суффиксом инфинитива.

* Умлаутированные гласные — гласные, появляющиеся в результате чередования непереднего гласного с перед­ним под влиянием соседней морфемы, содержащей гласный переднего ряда или среднеязычный согласный.

Фарингализованные гласные — гласные, произносимые с дополнительной артикуляцией, характе­ри­зу­ю­щей­ся сужением стенок глотки.

Централи (гласные централи) — структурные элементы слога в слоговых языках, функцио­наль­но принадлежащие к финали, а фонетически являющиеся слого­обра­зу­ю­щи­ми.

  • Зиндер Л. Р., Общая фонетика, М., 1979;
  • Щерба Л. В., Русские гласные в качественном и количественном отношении, Л., 1983;
  • Jassem W., Podstawy fonetyki akustycznej, Warsz., 1973.

источник

Гласные — звуки речи, основной особенностью к-рых является их роль в слогообразовании — гласный всегда образует вершину слога. Артикуляционные и акустические характеристики Г. не позволяют говорить об их принципиальных различиях с согласными (см.): когда называют Г. «ртораск-рывателями», упускают из виду то обстоятельство, что в действительности сужение, образуемое при артикуляции нек-рых закрытых Г., может быть сопоставимо с сужением, образуемым при артикуляции нек-рых согласных; акустической особенностью Г. считают то, что при их образовании действует только голосовой источник, однако и это не является их специфическим свойством — целый ряд сонорных согласных также образуются лишь при участии голосового источника.

При артикуляционной классификации Г. учитывают положение языка — степень подъёма языка вверх, по направлению к твёрдому нёбу, и его продвинутость вперёд или назад в полости рта — и характер губной артикуляции. По подъёму различают Г. верхнего (закрытые, или узкие), среднего и нижнего (открытые, или широкие) подъёма; по продвинутости в полости рта -Г. переднего ряда и Г. заднего ряда, а также Г. смешанного и центрального ряда. По работе губ -огубленные (лабиализованные) Г., при образовании к-рых губы округляются и выпячиваются, и неогублённые (нелабиализованные), при артикуляции к-рых губы не играют активной роли.

Артикуляционные характеристики рус. Г.: а) по подъёму: Г. верхнего подъёма — и, ы, у; среднего подъёма — е (не путать с буквой е), о; Г. нижнего подъёма — а; б) по ряду: Г. переднего ряда — и, е; Г. заднего ряда — у, о, а; Г. ы характеризуется изменением положения языка при его произнесении: начинаясь как Г. непереднего ряда, он заканчивается как передний, совпадая по артикуляции с Г. и; в) по огубленности: неогублённые — и, ы, е, а; огубленные — у, о.

Поскольку артикуляция Г. не локализована, в пределах каждой из групп возможны довольно значительные различия — так Г. переднего ряда с является менее продвинутым вперёд, чем Г. и, среди гласных заднего ряда эти различия ещё значительнее — самым задним в группе является Г. у, наиболее продвинутым вперёд — Г. а, к-рый нек-рые исследователи считают даже гласным не задним, а «средним» или даже передним. С точки зрения общефонетической классификации понятие «среднего» ряда отсутствует, поскольку реально существует лишь смешанный ряд (язык распластан в полости рта по всей её длине) и центральный ряд (язык собран в комок в центральной части полости рта). Такая артикуляция свойственна основным аллофонам гласных, а в различных комбинаторных и позиционных условиях реализуются очень разнообразные звуки: не только достаточно закрытый е, но и более открытый э, не только задний Г. а, но и сильно продвинутый вперёд аллофон и т. д.

Особенности артикуляции влияют на акустические свойства Г. Надгортанные полости, выступающие в роли резонаторов, усиливают определённые частоты, называемые формантами Г. При описании акустических характеристик Г. используют обычно сведения о частоте двух формант — первой и второй; имеется зависимость между частотой формант и характером артикуляции: чем более закрытый Г., тем ниже частота первой форманты; чем более задний Г., тем ниже частота второй форманты. Акустические характеристики рус. Г. находятся в полном соответствии с этим правилом: наиболее низкой частотой первой форманты характеризуются Г. верхнего подъёма и, ы, у; Г. нижнего подъёма а имеет наиболее высокую по частоте первую форманту; наиболее высокую вторую форманту имеет Г. переднего ряда и, наиболее низкую — огубленный Г. заднего ряда у.

Безударные Г. отличаются от ударных по своим артикуляторно-акустическим свойствам: безударный и — менее передний и менее закрытый, чем ударный; безударный у — менее задний и менее закрытый, чем ударный; безударный а, наоборот, характеризуется большей закрытостью по сравнению с ударным и сильными изменениями по ряду в зависимости от соседних согласных.

Эти отличия безударных объясняются в первую очередь сокращением их длительности по сравнению с длительностью ударных: т. к. время произнесения безударных в полтора-два раза меньше времени произнесения ударных, артикуляционные органы не успевают достигнуть положения, характерного для ударных Г. Существуют определённые закономерности употребления Г. Так, под ударением возможны все шесть гласных фонем, представленных разнообразными аллофонами. В безударных слогах, как правило, не употребляются о и е, так что в пределах одной морфемы возникают чередования ударных о vie с безударным а и и (дом — дома), (лес -леей); ударный а после мягкого согласного чередуется с безударным и (пять — пяти), а любой и в абсолютном начале слова — с ы, если этому слову предшествует слово, оканчивающееся на твёрдый согласный (Иван — брат Ивана). Старое правило, в соответствие с к-рым перед Г. переднего ряда могли находиться только мягкие согласные, сейчас справедливо лишь для и, тогда как перед е возможны как мягкие, так и твёрдые согласные: меры — мэры, тело — темп и т. д.

Существуют разногласия в описании Г.: не все исследователи согласны с тем, что ы имеет диф-тонгоидный характер, изменяясь по ряду; спорным является и вопрос о роли фонетических свойств в системе фонем: высказывается мнение, что ряд -это признак, зависящий от твёрдости или мягкости предшествующего согласного (ср. палка — пять), и поэтому он не является фонологически существенным; при таком решении для характеристики системы Г. достаточными оказываются только признаки подъёма и огубленности.

Признаки гласного.Гласный звук состоит только из голоса. При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, без преград. Гласный звук образует слог. Артикуляционные классификации гласных строятся на основе следующих признаков: степень подъёма языка, степень продвинутости языка вперёд или назад, положение губ (нали­чие или отсутствие лабиализации), положение мягкого нёба. При классификации гласных по тону имеют в виду не только частотную характе­ри­с­ти­ку колебаний голосовых связок, но и более сложные признаки — такие, как скорость изменения частоты, регистр, время, за которое происходит изменение, и т. д. С точки зрения однородности артикуляции гласные делят на монофтонги и дифтонги.

6) Согласные звуки: артикуляционного и акустического характера. Признакисогласных звуков.

.Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды. В основу классификации согласных кладется:

1) участие голоса и шума. Согласные сонорные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [н], [л], [р] (в целях экономии места приводятся только парные твердые согласные). Согласные шумные, подразделяемые на шумные звонкие, образуемые шумом в сопровождении голоса: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [j], и шумные глухие, образуемые только при помощи шума, без участия голоса; [п], [ф], [к], [т],[ш], [ш] (на письме щ), [с], [х], [ц], [ч];

Читайте также:  Требования к зрению при работе с компьютером

2) место образования шума. Согласные губные, подразделяемые на губно-губные: [б], [п], и губно-зубные; [в], [ф]. Согласные язычные, подразделяемые на переднеязычны е, к которым относятся зубные [т], [д], [с], [з], [ц], [н], 1л] и н е б н о-з у б н ы е [ш], [ш], [ж], [ч], [р]:

среднеязычный (средненёбный) [j]; заднеязычные (задненёбные) [к], [г], [х];

3) способ образования шума. Согласные смычные;

[б], [п], [д], [т], [г], [к]; щелевые: [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [j], [х]; аффрикаты: [ц], [ч]; с м ы ч н о-проходные, к которым относятся носовые [м], [н] и боковой [л]; дрожащий (р];

4) отсутствие или наличие палатализации. Согласные твердые, образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции языка (все согласные, кроме [ч] и [ш]), и м я г к и е,образуемые с такой дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ц] и [ш]).

Совокупность движений отдельных органов речевого аппарата, необходимых для образования конкретного звука, называется артикуляцией.Отличие согласных от гласных: наличие шума и преграды, большая сила воздушной струи.Артикуляция – это работа органов речи. Она состоит их трех моментов: экскурсии, выдержки и рекурсии.При артикуляции гласных звуков активную роль играют язык и губы. В артикуляции согласных звуков участвуют не только язык и губы, но и небо. Акустическая классификация строится на звуковых (акустических) признаках. К акустическим признакам звука относятся звучность, сила и высота. По звучности различают вокальные и невокальные звуки. Вокальными являются гласные и сонорные согласные, а невокальные – шумные согласные.По силе звуки делятся на консонантные и неконсонантные. Консонантные – это слабые звуки, к ним относятся все согласные, а неконсонантные звуки – это сильные звуки, к ним относятся все гласные. По высоте звуки делятся на высокие и низкие. К высоким относятся гласные звуки переднего ряда, а также переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. К низким относятся все остальные гласные и согласные звуки.

Для согласных же характерна обязательная преграда при их образовании, и поэтому они представляют собой в акустическом произношении либо сочетание шума с голосом, либо только шум.

Система согласных звуков имеет сложных характер. Классификация их строится на противопоставлении одних согласных другим по различным признакам:

1) по участию голоса и шума;

2) по месту образования шума, т.е. по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух;

3) по способу образования шума, т.е. по способу преодоления преграды;

4) по наличию или отсутствию смягчения, или палатализации (лат. palatum – «мягкое небо»)

1. По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Шумные – на звонкие и глухие. Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных. Кроме парных есть непарные звонкие и непарные глухие.

2. По месту образования шума согласные делятся на две основные группы: губные и язычные.

Губные делятся на губно-губные и губно- зубные.

Язычные – на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные делятся на зубные и небно-зубные.

3 По способу образования шума согласные делятся на:

б) щелевые, или фрикативные;

в) смычно- проходные (носовые и боковые);

г) дрожащие, или вибранты; д) аффрикаты.

По наличию или отсутствию смягчения различают твердые и мягкие согласные. В большинстве своем они образуют пары. Кроме соотносительных пар, есть только твердые и только мягкие согласные.

7) Фонема. Конститутивные, дифференциальные, интегральные, избыточные признаки гласных фонем.

Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов)конститутивные признаки фонемы- Признаки постоянные, не зависящие от позиции в слове. Например, три степени подъема языка и наличие или отсутствие лабиализации у гласных фонем

Дифференциальные признаки-то есть различительные.

Признаки, воплощающие фонемы, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Так, различие по подъему: верхнему, среднему, нижнему – является интегральным признаком.

. Например, русские гласные [э] и [о] — неносовые, следовательно, это интегральный признак.

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называются интегральными признаками. Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х]. Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов.

Например, губные согласные- это интегральный признак, а вот губно-губные, губно-зубные- это дифференциальный. Например, в системе гласных- подъем -это может быть и дифференциальным, и интегральным признаком, то же- о ряде. Можно начертить ромб или треугольник с фонемами на углах, Тоже картина будет наглядной. Э О- интегральный признак- средний подъем, дифференциальный — разные ряды. Б П- оба согласных губные, смычные ,но один звонкий, другой глухой. есть фонемы особые — Р, дифференцируются только по мягкости Р-Рь и т. д. Ц, Щ, ДЗ. ДЖ, Л-ЛЬ, Язычные, а внутри — переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные.

Для сильных и слабых согласных фонем конститутивными признаками являются признаки по участию шума и голоса, по месту и способу образования шума, по наличию или отсутствию палатализации

Избыточные признаки. Так, мягкость сильной фонемы |j| является избыточным признаком, так как эта фонема достаточно определяется признаками «сонорная», «щелевая». В системе гласных избыточным признаком является отсутствие лабиализации у фонемы |а|, которая достаточно определяется признаком нижнего подъема языка.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 1603 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Классифицировать гласные звуки значительно труднее, чем согласные. Это связано с отсутствием у гласных опреде­ленного фокуса образования (в § 11 уже говорилось о равномер­ном напряжении органов речи при произношении гласных звуков). С акустической точки зрения гласные противопоставляются друг другу более отчетливо, но линий противопостав­ления оказывается много, и свести их в единую стройную си­стему пока еще не удалось. Поэтому в языкознании чаще пользуются .классификацией гласных, основанной на артику­ляционных признаках, но учитывают при этом и акустические признаки гласных звуков.

Особое значение для классификации гласных имеет рабо­та языка и губ. Изменение положения языка меняет форму резонатора (см, § 10), что является источником большого раз­нообразия гласных. В работе языка важно учитывать 1) сте­пень его подъема; 2) место его л ротовой полости, 3) общее положение языка. При определении степени подъема языка различают верхний (рис. 8, а, б), средний ((рис. 8, в) И ниж­-

Рис 8. Профили положения языка при произноше­нии русских гласных: а _ [„); б — [у]; в — [о]; г — [а].

ний (рис, 8, г) подъем. Определяя место языка в ротовой по­лости, различают его продвинутость «перед (рис. 8, а), отодвинутость назад (рис. 8, б, в), нейтральное положение (рис. 8, г). Под общим положением языка понимают его сжа­тое, собранное положение (рис. 8, а, б) или вытянутое, плос­кое положение (рис. 8, г).

На этой основе принято различать гласные переднего, среднего и заднего ряда и верхнего, сред­него и нижнего подъема.

По работе губ гласные делятся на лабиализованные, т. е. такие, в образовании которых участвуют губы, и нелабиализо­ванные, произносимые без участия губ, с растянутыми, нена­пряженными губами. Лабиализованные гласные встречаются реже, но для многих языков они весьма характерны (напри­мер, для немецкого, французского). Степень лабиализации также различна, в некоторых языках она слабее. Примером может быть английский язык.

Соотношение различных типов гласных показано в табл. 2.

Ряд
Подъем передний средний задний
нелабиа­лизованные лабиали­зованные келабиа-лнтоваиные лабиали­зованные ыслабиа-лизованные лабиали­зованные
Верхний Средний Нижний И э W англ. й нем., франц, б нем., франц. Ы э а У пора. ы тат. Л англ. а англ. У о Э англ.

В основу классификации положены звуки русского языка (в таблице они выделены полужирным шрифтом). Звуки, характерные для других языков, приведены как примеры воз­можных типов звуков, неизвестных в русском языке. Лабиализованныеиные переднерядные гласные немецкого и французского языков переданы знаками й (немецкие uber — над, сверх, Backer — книги; французские la rue — улица, tu — ты), о (не­мецкое offnen—открывать, французское реи—мало). Знак ь передает ослабленный гласный, неопределенный по оттенку, встречающийся в безударных слогах (ср.: безударные гласные в русских словах город, выбор; английских along [э’1эт,]—-вдоль, above (a’bAvJ — над, наверху, butter [‘Ьлгэ] — масло и т. п.). Знак л — характерный для английского языка задне-рядный нелабиализованный гласный, как в словах соте [клт] — приходить, tun [Un] — бочка. Сходный звук встре­чается в первом предударном слоге в русском языке (ер. пре­дударный гласный в словах дрова (дрлва] и трава (трлва> Знак аэ передает звук, средний между |е] и (а], как в англий­ских словах: back [Ьжк] — спина, cap [кэер] — кепка; знак э — широкое открытое (о], характерное» для английского языка (op. dog [dog] — собака, ox [aks] — бык, song [so-f]] — песня).

Данное деление очень приблизительно, так как охватывает далеко не все звуки и не учитывает сложности гласных. Его основной недостаток — в установлении слишком резких гра­ниц между отдельными типами гласных, чего в действитель­ности нет. Поэтому такая таблица может быть принята лишь для ‘.начальной стадии изучения языка.

На начальных стадиях изучения языка пользуются упро­щенными схемами, построенными применительно к звукам одного языка. Например, применительно к звукам русского языка часто используют схему в виде треугольника, распола­гая знаки для звуков так, что они одновременно указывают и движение по ряду (в горизонтальном направлении) и по подъ­ему (в вертикальном направлении)

Такая схема очень удобна практически. Кроме того, она может быть осложнена включением значительного количеств различных промежуточных типов звуков. Л. В. Щерба, напри мер, устанавливает не три, а шесть ступеней подъема гласных. Гласные лабиализованные и нелабиализованные в этой схеме даются рядом. Гласные, более высокие по подъему, яв­ляются вместе с тем и более закрытыми, наоборот, гласные, более низкие по подъему, есть гласные более открытые.

Наиболее высокими и вместе с тем наиболее передними звуками являются неогубленный [i] и огубленный (лабиали­зованный) (Y]. Оба ‘звука известны, например, в немецком и французском языках (ср.: немецкое Tier [ti: г] — зверь и Тйг [ty: г] —дверь; французские tige [ti: 3] — стебель и tu (ty: ] — ты). Гласные П] [V] представляются уже более отодвинуты­ми назад и менее высокими. I — передает открытый краткий звук, характерный для многих языков (ср. звук [Ц в немецком dick [d’k] — толстый, английском city ([sit-]— город), а его огубленный вариант [v] известен в немецком (например, fiinf [fvnf] -— пять).

Знаки е и -е передают закрытый (например, в немецком слове Meer [те: г] — море) и открытый (например, в немец­ком denn [den] — так как) вариант неогубленных гласных, а 0 и се—соответственно огубленные варианты (ср.: француз­ские Ыеи [Ы0]—голубой и soeur [see:г]—сестра) средних по подъему гласных звуков. Нижние переднерядные гласные (например, английский звук в слове cat [keet] — кошка) и (а] (например, французское masse [mas] — масса) не име­ют соответствующих огубленных парных звуков. Русское уда­ренное [а] несколько оттянуто назад, поэтому его обычно счи­тают гласным среднего ряда.

Среди гласных заднего ряда более широко представлены губные. Наиболее высоким по подъему является гласный [и], отличающийся большим разнообразием оттенков в разных языках. В итальянском это более закрытый звук, чем в рус­ском; в английском и немецком звук [и] продвинут вперед. Близкий к нему гласный [v] — более открытый (ср. немецкие: Bube (bu:be] — мальчик и gesund [gszunt]— здоровый). Не­губные гласные заднего ряда высокого подъема встречаются очень редко.

Гласные [о] («о» закрытое) и [э] («о» открытое) в разных вариантах представлены во многих языках (например, немец­кие Sohn [zo:n]—сьин и Stock [Jtok]—палка). Гласному [э] соответствует нелабиализованный гласный [л] (ср. англий­ские dog [dog] — собака и сир [кар ]—чашка).

Среди заднерядных гласных с низким подъемом встречает­ся губной гласный v типа очень открытого «о» (ср. англий­ское all [о : 1] — все) и негубной очень задний звук [а], встре­чающийся во французском и английском языках (ср. англий­ские bark [ba : k] — кора, part [pa : t] — часть и т. п.).

Примерами гласных смешанного ряда являются русский высокий по подъему звук [ы] и гласный среднего подъема, характерный, например, для английского языка: girl [ga:l] — девочка, colour [кл1э] — цвет,

Приведенные факты убедительно показывают разнообра­зие системы гласных в разных языках, ее сложность.

Последнее время Международной фонетической ассоциа­цией (МФА) была предложена новая классификация гласных, представленная в виде трапеции с 6 степенями подъема для передних и 5 — для задних гласных.

С акустической точки зрения гласные различаются сте­пенью сонорности (звучности) и высотой резонирующего (а не основного, который может быть одинаковым по высоте у ряда гласных) тона. Для русского языка эти различия можно пред­ставить в виде следующей таблицы.

Акустические признаки гласных

Высота тона
Степень сонорности средний низкий
высокий
и ы У
Средняя . . э а о

Как видим, деление по высоте тона совпадает с рядом гласного, а по степени сонорности — с подъемом. Но и здесь указаны наиболее общие типы, между которыми’ много пере­ходов. В некоторых языках, например в адыгейском, различия по сонорности «гласных составляют основу их вокализма, т. е. системы гласных (от латинского vocalis — голосовой).

Акустически гласные могут быть также чистыми (без носового призвука) и назализованными (носовыми), произносимыми при участии носовой полости (см. § 10).

Важным с акустической точки зрения является различение гласных по их длительности (см. § 9). В одних языках долгота или краткость звука зависит от ряда фонетических причин: от положения в слоге, влияния соседних звуков, уда­рения и т. д. В этом случае долгота или краткость не являет­ся постоянным признаком, присущим данным звукам, так как один и тот же звук может быть то долгим, то кратким. Такое положение, например, в русском языке (ср.: мама! и ма: ма!). Иное положение в языках, где долгие и краткие гласные про­тивопоставлены друг другу, могут использоваться для разли­чения слов (ср.: английские rich [ritj] — богатый и reach [ri: tj]— достигать, sit [sit] — сидеть и seat [si: t] — место и т. д.). В некоторых языках имеется не две, а три ступени противопоставления гласных по длительности. Так, в эстон­ском языке различаются гласные краткие (например, sada — сто, puri — парус), долгие (ср.: saada — пришли, puuri — клетки) и сверхдолгие (saada — получить, puuri — в клетку).

Количество гласного обычно бывает связано с какими-то Другими его признаками. Например, в немецком языке долгие гласные обычно закрытые, а краткие — открытые (см. приме­ры выше).

Различение по долготе в некоторых языках, например эс­тонском, может быть свойственно и согласным, что опять-таки показывает относительность противопоставления гласных и со­гласных.

Существенным дополнительным признаком гласных яв­ляется напряженность — ненапряженность. При напряженной мускулатуре речевых органов стенки надгортан­ных полостей становятся твердыми, тогда звуки приобретают четкий ясный характер. При отсутствии такого напряжения гласные оказываются более вялыми. Степень напряженности гласных в языках различна. В русском языке гласные менее напряженны, чем, например, во французском, вокализм кото­рого характеризуется большей четкостью. Но и в пределах одного языка напряженность звуков разная. Ударенные глас­ные в русском более напряжены, чем безударные. Есть раз­ница и в произношении гласных верхнего подъема, когда мышцы речевых органов более напряжены, и среднего и ниж­него, когда напряженность меньшая, что приводит к ослабле­нию у гласного четких акустических признаков вследствие затухания тонов резонатора. Гласные верхнего подъема все­гда устойчивее, а гласные среднего и нижнего подъема легче ослабляются, редуцируются (см. § 17).

Читайте также:  Стильные очки для зрения для девочки 10 лет

Очень важным для классификации гласных оказывается их деление на монофтонги и дифтонги.

Большинство звуков является монофтонгами (от гре­ческих слов monos — один, единый и phtongos — звук), т. е. однозвучными, цельными по составу, но наряду с ними встре­чаются звуки, представляющие собой сочетание двух звуков, произносимых слитно и обязательно в один слог. Такие звуки называются двугласными, или дифтонгами (от греческого 1 di — дважды). Дифтонги известны многим языкам. Очень богата дифтонгами звуковая система английского языка, где встречаются дифтонги [al] (time [taim] — время), [el] [tablet [te’bl] — стол),

Дифтонги принято называть истинными, если оба звука у них равноценны (например, в латышском: tauta — нароЯ rneita — дочь), и ложными, если звуки неравноценна Дифтонги называются нисходящими, если у них первый эвЯ слоговой, а второй неслоговой. Таковы дифтонги в английском и немецком языках (ср.: английские boy — мальчяИ down — вниз; немецкие mein — мой, kaufen — покупать И Дифтонги, у которых слоговым является второй звук, а п(Н вый—неслоговым, называются восходящими. Такие дифточИ есть в испанском (duelo—траур, печаль; puerta—дверь, воров cuarto — четвертый), румынском и других языках. В некоторых языках возможны оба типа дифтонгов. Так, литовские дифтонги могут произноситься с нисходящей интонацией (kaimas — деревия, kaina — цена, sdule — солнце, viidas — лицо, juodas — черный) и с восходящей (vaikas — дитя, laukas — поле, muilas — мыло, ruduo — осень и т. д.).

Некоторые исследователи выделяют как особую категорию гласных дифтонгоиды, т. е. звуки, подобные дифтонгам. Так называют звуки, неоднородные на протяжении их произно­шения. Например, русское [о] начинается с небольшого эле­мента [у], а затем постепенно переходит к [о], звук [е] иногда начинается с элемента близкого к [\] и т.д.

В последнее время сравнительно широко стало использо­ваться противопоставление звуков по признаку диф-фузности —компактности. Компактными называются звуки, в спектрах которых расстояние между первой и второй формантами (см. § 9) незначительно, т. е. полосы усиления характерных для звуков частот сближены. Примерам могут быть русские гласные . Акустические различия компактных и диффузных звуков от­четливо видны на спектрограммах (юм. § 25) этих звуков (рис. 9). Различение компактных и диффузных звуков свя­зано с разной формой ротового и глоточного резонаторов.

Рис. 9. Спектрограммы гласных звуков [а] — первая и [и] — вторая.

Деление на компактные и диффузные может быть распространено и на согласные звуки (компактными звуками являются [ш], [ч’], [ж], [р], [р’], [j] и т.д. Диффузными: [п], [п’], [б], [в’], [ф], [ф’], [в] и т.п. Что опять-таки подчеркивает условность противопоставления гласных и согласных. Приме­нительно к русскому языку интересную попытку построения единой классификации для гласных и согласных на основе акустических признаков сделал М. В. Панов .

§ 14. Фонетическое членение речи

До сих пор рассматривались отдельные звуки в их изоли­рованном произношении, но в речевом потоке такой изолиро­ванности нет и не может быть. Как показали исследования последнего времени, в потоке речи происходит членение не на отдельные звуки, а на слоги. Слог может состоять из одного звука, но значительно чаще в слог входит несколько звуков (ср.: о-кно, па-су, па-стух, ко-ню и т. п. — в произношении [а-кно], [па-су], (па-стух], [ка-н’у]). То, что слог — это наимень­шая произносительная единица, признается всеми, но при определении слога и установлении принципов его выделения наблюдаются существенные различия. Старая точка зрения на слог, как на звукосочетание, произносимое одним выды­хательным толчком, опровергнута новейшими исследования­ми 2 ; ее несостоятельность можно считать доказанной. В на­стоящее время наибольшее распространение имеют два под-

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8436 — | 7334 — или читать все.

источник

Практические занятия

Тема № 1. Фонема и звук. Дифференциальные признаки фонем

1. Дефиниции звука и фонемы.

2. Дайте определения понятиям «гласные звуки», «согласные звуки» с физиологической, акустической и функциональной точек зрения.

3. Дефиниция дифференциального признака (ДП).

4. ДП гласных и согласных фонем.

5. Придумайте слова, в состав которых входят названные звуки: три взрывных согласных и гласный А; носовой согласный и гласный заднего ряда; только мягкие согласные и гласный переднего ряда; один глухой, два звонких согласных и гласный О; два заднеязычных и один губной согласный; два щелевых согласных и одна аффриката; губной и заднеязычный согласный и гласный заднего ряда; сонорные согласные и аффриката; три шумных согласных и среднеязычный сонант (упр. № 56 из сб. упр. по совр. рус. яз. (Е.Г. Ковалевская, Л.В. Бондарко, Д.В. Салмина и др. Под ред. С.Г. Ильенко. – М.: Просвещение, 1986).

6. Учитывая артикуляционные признаки согласных звуков, решите предлагаемые пропорции. Определите артикуляционные признаки полученных звуков:

[б’] / [п’] = [б] / [?]; [н] / [д] = [н’] / [?]; [т] / [д] = [к] / [?]; [в] / [ф] = [з] / [?].

7. По классификационным признакам звуков назовите слова:

1) согласный, шумный, взрывной, переднеязычный, зубной, твердый, звонкий; гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный, безударный; согласный, сонорный, дрожащий, переднеязычный, небно-зубной, твердый; гласный, среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный ударный; согласный, шумный, взрывной, заднеязычный, твердый, звонкий; гласный, среднего подъема, среднего ряда, нелабиализованный;

2) согласный, шумный, фрикативный, звонкий, переднеязычный, зубной, мягкий; гласный, верхнего подъема, переднего ряда, нелабиализованный, безударный; согласный, сонорный, смычно-проходной, носовой, губно-губной, твердый; гласный, среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный, ударный; согласный, шумный, фрикативный, глухой, губно-зубной, твердый; гласный, среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, безударный.

Примечание: Таблица артикуляции гласных звуков

(Таблица из: «Современный русский язык». Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Международ. отношения, 1995. – С. 177).

Иногда русский [а] относят к заднему ряду, так как при его произношении место наибольшего сужения находится в задней части ротовой полости (точнее, в полости глотки).

8. Укажите, какими артикуляционными признаками отличаются следующие согласные звуки:

[т] – [к], [б] – [п], [б’] – [п’], [б] – [п’], [б] – [д], [б] – [т’], [б] – [г], [б’] – [к], [н] – [м], [н] – [л’], [н] – [н’].

Тема № 2. Учение о фонеме. Фонематическая транскрипция (по МФШ и ЛФШ (СПФШ) )

1. Дефиниция фонематической транскрипции (Для того чтобы дать ответ на этот вопрос, законспектируйте главу «Типы научно-лингвистической транскрипции» из книги Р.И. Аванесова «Фонетика современного русского языка». М., 1956).

2. Типы фонематической транскрипции по МФШ.

3. Цель использования данной транскрипции.

Примечания: Фонематическая (или фонологическая) транскрипция используется в том случае, если требуется передать лишь состав фонем языка. Используются фигурные или угловые скобки.

По МФШ, различают словофонематическую и морфофонематическую транскрипцию. Первая передает на письме звуковую оболочку конкретного языкового факта, звук речи в данном конкретном случае, освобождая его от внешнего и сохраняя самостоятельное и функционально значимое. Буква – знак фонемы (сильной или слабой).

Морфофонематическая транскрипция: кратчайшая звуковая единица передается с освобождением всех позиционно обусловленных качеств не только в слове, но и в составляющих его морфемах. Буква – знак фонемного ряда; все члены фонемного ряда обозначаются одной буквой, соответствующей сильной фонеме данного ряда. Чтобы получить фонематическую транскрипцию, необходимо: выполнить фонетическую транскрипцию; определить в ней позиции для каждого звука; если позиция сильная – перенести знак в фонематическую транскрипцию; если слабая – привести фонему к сильной позиции и поставить ее знак в фонематическую транскрипцию.

NB! Фонематическая транскрипция предназначена не для чтения, а для анализа. Она изображает абстрактные единицы.

Образцы фонематической транскрипции с точки зрения МФШ (морфонематическая транскрипция) взяты из учебного пособия для вузов «Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия». Князев С.В., Пожарицкая С.Н. – М.: Академический Проект, 2005).

2. Сильные позиции для гласных – под ударением.

Сильные позиции для согласных по глухости / звонкости:

2) перед сонорными согласными;

Слабые позиции для согласных по глухости / звонкости: в абсолютном конце слова; перед шумным согласным.

Сильные позиции для согласных по твердости / мягкости:

1) в абсолютном конце слова;

2) перед гласными непереднего ряда (в учеб. пособии С.В. Князева и С.Н. Пожарицкой – перед гласными);

3) для переднеязычных – перед заднеязычными и твердыми губными;

4) для – перед любым согласным (в учеб. пособии С.В. Князева и С.Н. Пожарицкой указано, что , имеют только сильные позиции).

Слабые позиции для согласных по твердости / мягкости: перед согласными (кроме переднеязычных перед заднеязычными и твердыми губными).

Гласный в составе первой морфемы – приставки – бывает ударным в других отглагольных существительных (пóдкуп, пóдпись) и, следовательно, должен быть передан как . Конечный согласный приставки также может быть в сильной по глухости / звонкости позиции: [пъдвад’úт’], [п∆дjэхат’]. Следовательно, это .

Конечный согласный корневой морфемы приобретает сильную позицию в косвенных падежах слова: [п∆тхóтдъ] и т.п. (с. 200).

«Слово одноморфемно (плюс нулевая морфема флексии); ударение стабильно; «проверка» слабых позиций невозможна; произносительных вариантов нет» (с. 202).

4. Выполните фонематическую транскрипцию следующих слов: вялый, жиры, мед, красного, легкий, весна, холод, будка, гроза, любовь, зубки, мясной.

5. Затранскрибируйте тексты. Отметьте гласные, выступающие в слабой позиции. Если возможно, найдите сильные.

Вот снова день исчез, как ветра легкий стон,

Из нашей жизни, друг, навеки выпал он.

Но я, покуда жив, тревожиться не стану

О дне, что отошел, и дне, что не рожден.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.

Два важных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем что попало есть,

И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно –

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

Даль вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

6. Рассмотрите приводимую ниже таблицу, объясните термины, используемые представителями МФШ и ЛФШ. Приведите примеры, иллюстрирующие соответствующие фонологические понятия.

Подъем Ряд Передний Средний Задний
МФШ ЛФШ Поздние работы Р.И. Аванесова
Фонема Вариант фонемы Вариация фонемы Гиперфонема Нейтрализация фонем Фонема Типичный оттенок фонемы Нетипичный оттенок фонемы Чередование фонем Фонема Сильная фонема Слабая фонема Фонемный ряд Группа фонем

(Упражнение из учебного пособия А.Я. Опришко «Практикум по современному русскому языку (Фонетика, орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография)». – Харьков: Изд. объед. «Выща школа», 1989. – С. 98).

См. работы И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щербы, А.Н. Гвоздева, А.А. Реформатского, Р.И. Аванесова, В.Н. Сидорова, П.С. Кузнецова, Л.Р. Зиндера.

Тема № 3. Артикуляционно-акустическая характеристика звуков

1. Артикуляционно-акустическая характеристика гласных звуков.

2. Артикуляционно-акустическая характеристика согласных звуков.

а) Фонетический символ звука, дифференциальный признак, его артикуляционная и акустическая характеристика.

б) Гласные: отсутствие преграды – наличие тона; Ударный / безударный: полнота / неполнота артикуляции – четкость / нечеткость формантной структуры; подъем: положение языка по вертикали / характеристика F1; ряд: положение языка по горизонтали – характеристика F2; лабиализованность: работа губ – характеристика изменения F2.

Согласные: наличие преграды – возможность шума; сонорные / шумные: преодоление преграды – соотношение тона и шума; место образования: место образования преграды, образующие ее органы – сила шума; способ образования: характер преграды, способ ее преодоления – характеристика шума; глухой / звонкий: работа голосовых связок – наличие / отсутствие тоновых составляющих; твердый / мягкий: веляризованность / палатализованность – ы-образная / и-образная окраска звука.

Дело было о святках, накануне Васильева вечера (Н.С. Лесков).

Дифференциальный признак Артикуляция (произносим) Акустика (слышим)
гласный нет преграды шум невозможен
безударный артикуляция выполняется не в полном объеме из-за отсутствия времени на нее Нет четкой формантной структуры
согласный воздушная струя встречает преграду возможен шум
шумный преграда преодолевается воздушной струей шум есть
переднеязычный зубной преграду образуют передняя часть языка и зубы шум средней силы, так как резонатор небольшого размера
фрикативный преграда несплошная, имеет срединную щель шум турбулентный (вихревой)
глухой связки не работают нет голоса
твердый веляризован (дополнительная артикуляция: небольшой подъем корня языка по направлению к мягкому небу) Ы-образный призвук
согласный воздушная струя встречает преграду возможен шум
шумный преграда преодолевается воздушной струей шум есть
губно-зубной преграду образуют нижняя губа и зубы шум слабый, так как нет резонатора
фрикативный преграда несплошная шум турбулентный (вихревой)
звонкий работают связки есть голос
мягкий палатализован (дополнительная артикуляция: подъем средней части спинки языка по направлению к твердому небу) И-образный призвук
гласный нет преграды шум невозможен
ударный артикуляция выполняется в полном объеме есть четкая формантная структура
нижнего подъема положение языка близко к нейтральному F1 – 500 Гц
среднего ряда работает средняя часть спинки языка F2 – 1000 Гц
нелабиализованный губы не принимают участия в артикуляции высокие частотные характеристики F2
согласный воздушная струя встречает преграду возможен шум
шумный преграда преодолевается воздушной струей шум есть
переднеязычный зубной преграду образуют передняя часть языка и зубы шум средней силы, так как резонатор небольшого размера
смычный взрывной преграда сплошная, преодолевается толчком воздуха шум импульсный (толчковый)
глухой связки не работают нет голоса
твердый веляризован (дополнительная артикуляция: небольшой подъем корня языка по направлению к мягкому небу) Ы-образный призвук
согласный воздушная струя встречает преграду возможен шум
шумный преграда преодолевается воздушной струей шум есть
заднеязычный преграду образуют задняя часть языка и мягкое небо шум сильный, так как резонатор имеет максимальный объем
смычный взрывной преграда сплошная, преодолевается толчком воздуха шум импульсный (толчковый)
глухой связки не работают нет голоса
твердый веляризован (дополнительная артикуляция: небольшой подъем корня языка по направлению к мягкому небу) Ы-образный призвук
гласный нет преграды шум невозможен
безударный артикуляция выполняется не в полном объеме из-за отсутствия времени на нее нет четкой формантной структуры
согласный воздушная струя встречает преграду возможен шум
шумный преграда преодолевается воздушной струей шум есть
заднеязычный преграду образуют задняя часть языка и мягкое небо шум сильный, так как резонатор имеет максимальный объем
щелевой преграда несплошная шум турбулентный (вихревой)
глухой связки не работают нет голоса
твердый велярный Ы-образный призвук

Примечание: «В русском языке дополнительная артикуляция характеризует большинство согласных звуков. Все мягкие согласные, кроме [j] и [й], являются палатализованными, а все твердые, кроме [г], [к], [х], – веляризованными (в той или иной степени). Палатальный согласный [j] не может быть палатализованным, так как место его основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции палатализации, а велярные согласные [г], [к], [х] не могут быть веляризованными, поскольку место их основной артикуляции совпадает с местом дополнительной артикуляции веляризации» (С.В. Князев, С.Н. Пожарицкая. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2005. С. 27-28).

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 515 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник