Меню Рубрики

Глаза как орган зрения для учащихся 3 класса

  1. Способствовать валелогически грамотной личности.
  2. Доступно познакомить учащихся с органом зрения.
  3. Познакомить с упражнениями, способствующими предупреждению заболевания глаз.

Оборудование: презентация, памятки с изображениями для глаз, листочки с текстами разного размера шрифта.

I. Прошу вас сесть свободно, расслабьтесь и закройте глаза. Не открывая их, можете ли вы сейчас сказать, какое изображение на экране. А что надо сделать, чтобы увидеть?

Откройте глаза и полюбуйтесь природой нашей родины.

Как прекрасен этот мир, посмотри!

— С помощью чего мы смогли увидеть эту красоту?

Тема нашего занятия: Глаз – орган зрения.

Слово «зрение» образовалось от народного слова «зреть, зри». Это означает – смотреть, видеть.

Сегодня мы будем говорить о том, как сохранить зрение, чтобы можно было увидеть окружающий нас мир.

II. С помощью глаз мы можем различать предметы по … (форме, размеру и цвету).

III. Посмотрите на следующее изображение.

Как вы думаете, что здесь изображено? (изображение глаза и фотоаппарата).

Они рядом, значит, у них есть что-то общее. Что? (рассуждения детей).

— У фотоаппарата есть маленькое круглое отверстие, через которое проходят лучи света и попадают внутрь фотоаппарата на пленку. На пленке рисуется то, на что был направлен фотоаппарат.

Примерно также устроен и наш глаз.

— Посмотрите на него в зеркальце. Вы видите цветное круглое пятнышко. У людей оно разного цвета. Какого цвета у вас?

В центре этого пятнышка черная точка. Но это не просто точка, это маленькое круглое отверстие, называется зрачок. Через него проходят лучи света и попадают внутрь на дно глаза. И там получается рисунок предмета, который мы рассматриваем.

IV. Наш глаз двигается или нет? Подвигайте в разные стороны. А с помощью чего двигается глаз? (мышц – 6).

От того, как работают эти мышцы, зависит наше зрение.

Здесь вы видите изображения глаз с разным настроением. Почему? Первый глазик видит прекрасно и у него прекрасное настроение. Второй глазик печален, он видит плохо, часть мышц у него ослаблены и изображение не попадает на дно глаза. Следующий то же удивлен, он тоже не видит изображения, т.к. некоторые мышцы у него не работают. Последнему глазику очень плохо. Вместо одного изображения он видит два.

А почему не работают мышцы? (они устали).

Конечно, устали. Если на уроках русского языка мы долго пишем, что происходит с рукой? Что мы делаем? (отдыхаем). Если много бегаем, то устаем, что делаем? (отдыхаем).

Вот так и мышцы глаз. Они устают, если долго читать, смотреть.

Значит, что нужно делать, чтобы мышцы стали хорошо работать?

V. Какие упражнения вы уже знаете, чтобы глазки отдыхали?

Физминутка по офтальмологическому тренажеру Базарного.

Сейчас я покажу вам еще несколько упражнений, которые можно делать, чтобы сохранить зрение.

  1. Посмотреть близко, а затем вдаль. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А затем посмотрите на доску. Повторить несколько раз.
  2. Когда глазки устанут, можно закрыть их и сделать глубокий медленный вдох, и глубокий медленный выдох. Все вместе. А зачем мы так дышим? (обогащаем кислородом все клеточки нашего организма, а значит и клетки глаз).
    Сделаем дыхательную гимнастику. (По системе Нарбекова).
  3. Крепко-крепко зажмурить глаза и открыть их.
  4. Поморгать глазками, как бабочка машет своими крылышками. Быстро-быстро.

Для чего я познакомила вас с этими упражнениями?

VI. Если мы не будем заботиться о наших глазах, то что может произойти? (потерять зрение). Придется носить очки.

— Что такое костыли, вы знаете?

— Вот и очки не лечат глаза, а только помогают видеть.

Значит, какой вывод мы должны сделать? (беречь глаза).

Я приготовила вам памятки, где записаны упражнения для глаз. Не забывайте о них. Познакомьте с ними своих родственников.

VII. Чтобы сохранить зрение, надо не только выполнять специальные упражнения, но и знать правила. Их вы знаете с первого класса. Давайте вспомним.

  1. Свет падает с левой стороны.
  2. Расстояние от книги до глаз равно длине руки от локтя до пальчиков.
  3. Книгу надо держать на подставке.
  4. Не читать лежа.
  5. Не смотреть долго телевизор и не играть долго на компьютере.
  6. Расстояние до телевизора рано 2 – 2,5 метра.

Есть еще одно правило, которое вы должны знать. У вас на столе листочек с двумя текстами. Прочитайте их. Какой текст читать легче? (крупный шрифт и мелкий шрифт).

VIII. Все упражнения для вас по силам?

Врачи могут заменить человеку больное сердце искусственным. А вот глаза заменить нечем. Ученые не могут сделать такой искусственный глаз, который бы видел так же, как настоящий. Потому что наш глаз устроен гораздо сложнее, чем даже современный компьютер.

Берегите глаза, чтобы видеть белизну снега, синь озер, зелень лесов и родные лица!

источник

В данной работе вы познакомитесь со строением глаза .

Глаза – орган зрения Минченко Т.Р., Школа № 15 , Москва.

Орган зрения Орган зрения — важнейший из органов чувств, он обеспечивает человеку до 70% информации о внешней среде. Орган зрения тесным образом связан с головным мозгом: светочувствительная оболочка глаза развивается из мозговой нервной ткани.

Веки Веки — это кожные складки, ограничивающие глазную щель и закрывающую ее при смыкании. Внутренняя поверхность века покрыта тонкой слизистой оболочкой — конъюнктивой . Функции век : распределение слезной жидкости по поверхности глаза. защита от механических воздействий и от высыхания поверхности глаза.

Ресницы располагаются по краям век в 2 — 3 ряда (около 80 ресниц). Ресницы и брови защищают от попадания инородных частиц.

Слезы. Секрет — жидкость, выделяемая железами. Лизоцим играет важную роль в иммунной системе по борьбе с инфекцией. Природными источниками лизоцима являются: молоко, особенно материнское, яичный белок (3-4% белков яйца), слюна, слёзы, соки растений. В индустриальном плане наилучшим источником является яичный белок. После получения лизоцима из яичного белка, белок используется далее в кондитерских целях. Лизоцим назначают: При лечении гнойных процессов; При лечении септических состояний; Препарат эффективен при обморожениях ,при ожогах, конъюнктивитах, эрозиях роговицы , а также при других инфекционных заболеваниях.

Слезы Значение слезы: Омывает переднюю поверхность глазного яблока, увлажняя его, что предохраняет от высыхания поверхностные клетки; Удаляет инородные частички; Разрушает бактерии, попадающие на поверхность глаза; Со слезами из организма выводятся вещества, образующиеся при нервном напряжении и эмоциональном стрессе.

Четыре прямые и две косые мышцы каждого глаза работают синхронно и обеспечивают установку глаз таким образом, чтобы обе зрительные оси сходились на рассматриваемом предмете .

Глазное яблоко имеет шаровидную форму диаметром у взрослого человека около 24 мм. Оболочки : *наружная — фиброзная (белочная ), *средняя — сосудистая *внутренняя — светочувствительная ( сетчатка ).

Палочки Колбочки Колбочки активны при интенсивном освещении и воспринимают цвет. Выделяют три типа колбочек: воспринимающие красный, синий или зеленый цвет. В колбочках — йодопсин Палочки являются рецепторами сумеречного зрения, они активны при низкой освещенности и воспринимают свет . в палочках — родопсин . На ярком свету родопсин разрушается, и человек, входя в темное помещение, первое время ничего не видит, пока не восстановятся молекулы этого вещества.

Нарушения зрения Миопия (близорукость ) — неспособность четко видеть удаленные предметы, т.к. фокус находится перед сетчаткой из-за высокой кривизны хрусталика. Развивается миопия часто вследствие постоянного чтения, письма на очень близком расстоянии от глаз. Близорукость формируется, как правило, в детском возрасте. Поэтому профилактикой этого нарушения зрения является привитие с детства навыков гигиены зрения при чтении, дозированности работы с компьютером, просмотра телевизора и т.д. Коррекция близорукости достигается с помощью двояковогнутых линз. Пресбиопия (дальнозоркость ) — неспособность четко видеть близкие предметы, т.к. фокус глаза располагается за сетчаткой. Наблюдается в основном в пожилом возрасте. Коррекция с помощью двояковыпуклых линз. Астигматизм — это фокусирование разных лучей либо перед, либо позади, либо на сетчатке вследствие неодинаковой кривизны роговицы на разных участках. Коррекция с помощью специальных линз. Дальтонизм — нарушение цветового зрения как наследственное заболевание из-за нарушения синтеза светочувствительных колбочек. Катаракта — помутнение хрусталика, вследствие чего на сетчатку поступает ограниченное количество света.

источник

Цели: ознакомить со строением глаза, его функционированием, правилами гигиены зрения.

Форма проведения: презентация проекта.

При подготовке к уроку класс делится на 5 групп и получает задания. На уроке дети отчитываются о проделанной работе.

1-я группа “справочная” (найти материал о строении глаза)

2-я группа “информационная” (найти материал о функциях глаза)

3-я группа “нельзя. ” (придумать правила: что нельзя делать, чтобы не испортить зрение)

4-я группа “надо… ” (что надо делать, чтобы зрение не испортилось)

5-я группа творческая ” (найти любой материал о глазах: загадки, пословицы, поговорки)

II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

Два брата живут рядом, а сойтись не могут. (Глаза.)

– С помощью какого органа чувств, человек воспринимает большую часть всей информации? (Глаза.)

Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока: “Орган зрения – глаза”.

III. Знакомство с новым материалом.

– Как же устроен наш глаз? Рассказ ребят “справочной” группы (строение глаза).

– Узнаем, а как же устроен глаз (показ по рисунку).

Глазное яблоко состоит из трех оболочек. Наружная оболочка образует каркас. Задняя часть этот оболочки – склера (от греч. «склерос» – «плотный») более плотная и имеет белый цвет. Склера хорошо видна между веками по обе стороны прозрачной передней части – роговицы. Роговица очень тонка и прозрачна. В роговице нет кровеносных сосудов, поэтому она хорошо пропускает солнечный свет.

В передней части глаза находится радужная оболочка – это вырост сосудистой оболочки, благодаря которой глаз снабжается всеми питательными веществами. В центре радужной оболочки есть зрачок, за которым находиться хрусталик.

И третья важная оболочка глаза – сетчатая оболочка или сетчатка. В сетчатке содержится огромное количество светочувствительных клеток, которые в свою очередь являются окончаниями зрительных нервов, связывающих глаза и мозг.

— Глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой – роговицей. Цвет глазам придает радужная оболочка. В ее центре находится отверстие – зрачок. Через него свет попадает на выпуклый хрусталик. Мышцы радужной оболочки, изменяя размер зрачка, регулирует поступление света на сетчатку. Здесь располагаются чувствительные нервные волокна, которые отвечают за черно – белое и цветное зрение.

— Давайте подпишем в тетради ( стр. задание ) строение глаза.

1. – ресницы, 2 – брови, 3 – веко, 4- радужная оболочка, 5 – зрачок, 6 – роговица.

Вот такое строение глаза человека. Органа, благодаря которому, мы получаем информацию об окружающем нас мире.

– Каковы функции глаза? Об этом нам расскажет “информационная” группа.

Функции органа зрения включают в себя:
– светоощущение,
– цветоощущение,
– центральное или предметное зрение,
– периферическое зрение.

Прежде всего, это стереоскопическое зрение, то есть способность получать представление об объектах, находящихся в динамичном состоянии, расположенных на определенном расстоянии друг от друга, возможность трехмерного восприятия. Данная функция осуществима только при взгляде ан мир одновременно двумя глазами.

Другой тип оптической работы окуляров – периферическое зрение. Он позволяет видеть то, что происходит вокруг центрального статичного предмета, на котором фокусируется взгляд. Эта функция облегчает ориентирование в пространстве.

Если человеку нужно определить размер и форму воспринимаемых объектов, на помощь приходит центральное зрение. Также посредством данной функции глаза мы имеем возможность детализировать увиденные предметы. Попросту говоря, центральное зрение обусловливает остроту зрения, являющуюся предметом проверки офтальмологом. При этом специалист пользуется знаменитыми таблицами Головина-Сивцева, на которых изображены буквы, цифры и другие символы разной величины.

Важный процесс, протекающий в глазах под воздействием солнечного или искусственного света – светоощущение. Как только свет попадает на сетчатку, возникает реакция на него колбочек и палочек. Содержащиеся в рецепторах химические вещества распадаются до простых составляющих и провоцируют появление сигналов, которым суждено из сетчатки попасть в кору головного мозга для обработки и обобщения информации.

Функцию, что делает нашу жизнь ярче, дарит возможность наслаждаться многоцветьем окружающего мира, называют цветоощущением. В ее основе лежит «улавливание» базовых тонов: синего, зеленого и красного. Ввиду сложных процессов, протекающих в сетчатке, у человека формируется представление о различных оттенках, спектр которых насчитывает несколько тысяч цветов различной интенсивности. Но случаются в этой области и отклонения от нормы: например, дальтонизм – врожденное игнорирование красного цвета. Независимо от формы проявления расстройства исправить ничего нельзя.

Человек видит не глазами, а посредством глаз: информация передается через зрительный нерв в определенные области затылочных долей головного мозга, где формируется картина внешнего мира, которую мы видим.

– Мы поняли, что глаз – важный орган чувств. Но как же защищен глаз?

— Глаза находятся во впадинах черепа – глазницах. Поворачивают глаза в разные стороны глазные мышцы. Веки защищают глаза от ветра и пыли, от яркого света. Моргание век защищает глаза от высыхания. Брови преграждают путь капелькам дождя и пота. Слезы вымывают соринки и микробов.

— Давайте попробуем выяснить, какие свойства предметов нельзя определить с закрытыми глазами.

Опыт: Попробуйте с закрытыми глазами узнать о цвете предмета, о форме и размерах (если предмет не ощупывать), о движении и расположении предмета (если он не издает звука).

Все движения разминки повторяем без запинки!

В этом нам нужна сноровка.

V. Правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

— Что же может навредить глазам? Об этом нам расскажет 3-я группа.

-Плохое или недостаточное освещение, чтение лежа, многочасовое просматривание телевизионных передач, засорение глаз, длительная работа за компьютером.

— Как сохранить зрение? Об этом нам расскажет 4-я группа.

-Как правильно читать и писать?

— Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения – 25 – 30 см.

— Не трите глаза грязными руками.

-Сколько часов в день можно смотреть телевизор или работать на компьютере?

Дефицит витамина А и D ослабляют зрение. Иногда слабое зрение передается по наследству. Если у вас близорукость, не стесняйтесь носить очки или контактные линзы. Кроме того, очки — очень стильный и актуальный аксессуар, а правильно подобранная оправа только подчеркнет красоту вашего лица. Если проблемы со зрением вызваны дефицитом в организме витаминов А и D, кроме приема лекарственных препаратов, следует увеличить потребление яиц, молока, сыра и зеленых овощей — известных источников этих витаминов. Некоторые заболевания глаз, например, конъюнктивит и ретенционное слезотечение, требуют лечения под наблюдением врача-офтальмолога

О том какие упр. помогут нам сохранить зрение расскажет группа № 4.

Интенсивное развитие органов зрения выпадает на первые 12 лет жизни. И, как это ни прискорбно, именно в этот период детские глаза страдают от повышенных нагрузок в в иде компьютера, телевизора, непомерно долгого сидения над книгами. Кроме того, инфекции, травмы, экология и другие внешние факторы могут негативно повлиять на зрение ребенка. Как же справиться с проблемой ухудшения зрения? Самый простой и эффективный способ улучшить или сохранить зрение – ежедневная зарядка для глаз для детей.

Читайте также:  Содержание собственности с экономической и правовой точек зрения

Обычно дети этого возраста много смотрят телевизор. Результат – уставшие и покрасневшие глаза. Чтобы снять напряжение, сделайте вместе с ним следующие упражнения:

Быстро поморгайте глазами, закройте веки и посидите тихо 5-10 секунд.

Сильно зажмурьтесь на 5 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль и задержите взгляд на 5 секунд.

Вытяните правую руку перед собой, медленно поводите указательным пальцем вправо и влево, вверх и вниз, следя за движениями пальца взглядом.

Медленно вращайте глазами влево и вправо, несколько раз по кругу.

Осторожно нажимайте указательными пальцами на закрытые веки, бережно массируя их.

Такую зарядку для глаз детей рекомендуется проводить каждый день, предпочтительно на уроках и в вечернее время, повторяя каждое упражнение по 5-6 раз.

VII .Проверка полученных знаний. Заполните кроссворд. Самопроверка.

источник

Знакомство с органом зрения. важность бережного отношения к своему зрению.

Программа: Н. Ф. Виноградова. Окружающий мир «Начальная школа 21 века» под ред. Н. Ф. Виноградовой 4 класс
Тема урока: Зрение. Береги глаза.

1.Ознакомить учащихся с органом зрения; Познакомить со строением глаза. Познакомить с новыми понятиями: зрачок, хрусталик, роговица, сетчатка, радужная оболочка.

2. Расширять знания учащихся о бережном отношении к глазам;
Дать представление о гигиене глаз.
3. побудить учащихся дорожить тем, чем наделила человечество природа, заботиться о безопасности и здоровье глаз; научить элементарным правилам сохранения и улучшения зрения.

— Здравствуйте , ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему

— Дружно произнесём девиз нашего урока:

— Как вы понимаете эти строки? … Молодцы.

-Дорогие ребята! Вы начали изучать курс ЧЕЛОВЕК.

-Почему необходимо знать свой организм?

— Самый главный орган человека- это ….

— Какие системы органов вы знаете?

На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием «Верные и не верные высказывания». Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску.

1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным.

2. Форма глаза напоминает яблоко.

3. Глаза в сильные морозы мерзнут.

4. Зрачок — это отверстие в глазу.

5. В глазу имеется прозрачная линза.

6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым.

7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков.

III. Работа над новым материалом

Смысловая стадия. На этой стадии необходимо сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом. Использую прием «Зигзаг «. Ученики читают текст, отмечают главное, выделяя новые непонятные слова (индивидуальная работа). Затем ученики расходятся по группам в соответствии с цветом квадратика на своём листочке с текстом.

Ученики работают в новой группе, обсуждают текст, составляют опорный конспект.

1-я группа: (жёлтый) -кластер «Что можно увидеть глазами».

2-я группа: ( красный) -внешнее строение глаза (схема) и значение каждой части.

3-я группа: (синий) -внутреннее строение глаза (схема).

4-я группа: (зелёный) -как видит человек (схема).

5-я группа: ( оранжевый)- сигналы (как ухаживать и беречь глаза).

1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.

2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.

– Вы отлично потрудились, и настало время короткого, но такого необходимого отдыха.

Из-за парты встанем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Мы глаза слегка прикроем,
Душу-сердце приоткроем.
Раз – глубокий вдох, все вместе,
Два – покружимся на месте.
Три – всем классом мы присели,
Как на детской карусели.
Счёт – четыре, наклоняйся,
Ничему не удивляйся,
Потому что на счёт пять,
Будем делать вдох опять.
Шесть – попрыгаем на ножке,
Правой, левой понемножку.
Семь – улыбка на лице,
Очень красит вас. В конце
Нашей маленькой зарядки
Поморгайте быстро глазками,
А затем закройте их,
Посчитайте до пяти.
Повторите так пять раз.
На счёт восемь – потянулись,
В пояснице все прогнулись.
Девять – в окна посмотрели,
Десять – тихо, дружно сели.

V. Закрепление изученного материала.

Возврат к «Верным и неверным высказываниям».

Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание

– С помощью какого органа мы видим различные предметы?
– Что происходит с веками и ресницами, если навстречу дует пыльный ветер?
– У вас на столах лежат рисунки, фотографии. Рассмотрите и обсудите в группах их. (приложение 2)

– Попробуйте сформулировать правила гигиены зрения.

Не смотреть на Солнце без солнцезащитных очков.

Книгу и тетрадь при чтении или письме держать от глаз не ближе 30-35 см.

Свет при чтении и письме должен падать с левой стороны.

Не читать в движущемся транспорте.

Смотреть телевизор или заниматься на компьютере не более 1-1,5 часа в день.

От экрана телевизора находиться не ближе 2-3 м.

Не тереть глаза руками. Соблюдать чистоту.

VI. Музыкальная физминутка для глаз (электонная презентация)

– А сейчас послушайте небольшое сообщение «Почему у кошек светятся глаза».

заранее подготовленный ученик рассказывает:

Некоторые животные, например, кошки, хорошо видят почти в полной темноте, так как в их глазах присутствует много клеток, способных улавливать даже очень слабые лучи света и отражать их на сетчатке глаза. При этом кошачьи глаза светятся в темноте.

Давайте подведём итог урока, что нового узнали за урок?

– Как узнали? Что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Какое значение имеет орган зрения для жизни человека?
– Когда следует интересоваться остротой своего зрения?
– Что нужно делать, если ваши глаза устали?
– Как нужно ухаживать за органом зрения?

– Возьмите листочки и отметьте на нём как работали вы.

Мне было легко с ребятами работать в группе.

Мне было трудно работать в группе.

У меня отличное настроение.

У меня хорошее настроение.

Настроение так себе. Не очень.

Не испытывал(а) никаких затруднений.

Испытывал(а) затруднения при работе.

Испытывал(а) большие затруднения при работе.

читать с.26-27 учебника, ответить на вопросы;

попробуйте найти интересный материал про орган зрения, фразеологизмы с этим органом (например, «В мгновения ока – моментально, сразу же».)

– Большое спасибо вам, ребята, за то, что вы сегодня так здорово потрудились на уроке! Работали очень дружно в группах, находили общее решение поставленных вам проблем.

Тексты для чтения в группах:

1. (жёлтый) Зрение дает человеку в 9 раз больше информации об окружающем мире, чем все остальные органы чувств. Благодаря зрению мы узнаем о форме и размере предмета, о его цвете, движется предмет или покоится, где предмет находится относительно нас: далеко или близко, слева или справа, выше или ниже, спереди или сзади. И, конечно, незаменимым является зрение для чтения книг, для просмотра кинофильмов и TV передач, из которых мы тоже очень много узнаем об окружающем мире. Если заснять на кинопленку все, что человек видит в течение дня, то на это понадобилось бы 20км. Пленки. Глаза позволяют видеть мир красочным и объемным. Именно наличие двух симметричных глаз создает возможность видеть мир объемно, а не плоско, как на фотопленке.

Лучше всего человек видит до 12-ти лет, если у него нет дефектов зрения.

2. (красный) Посмотрите как надежно расположен глаз в черепе человека, в специальной выемке — глазнице, защищенной выступами костей. При ударе по глазу эти кости принимают удар на себя.

Кроме того, глаз хорошо защищен веками (верхними и нижними) от попадания в него пыли, насекомых, мелких предметов.

Веки на своем краю снабжены волосками — ресницами. Ресницы очень нужны глазу — при попадании в глаз каких-либо частиц, они прежде всего касаются ресниц, и глаз мгновенно закрывается.

Веки защищают глаза от слишком яркого света и его вспышек.

Посмотрите внимательно и достаточно долго друг на друга. Вы заметите, что веки время от времени смыкаются и быстро расходятся — мы моргаем.

Под веками у человека находятся специальные железы, выделяющие влагу. Этой влагой глаз смазывается, и веко легко скользит по глазу. Как только влага подсыхает, веко снова его смазывает, сделав моргающее движение. При этом с поверхности глаза удаляется попадающая туда мелкая пыль.

Есть еще защита глаз — это слезы. Они вымывают соринки и убивают микробы. В сутки у человека выделяется обычно около одного кубического сантиметра слез.

Брови над глазами оберегают их от капелек пота, которые порой текут со лба. Глаза никогда не мерзнут. У них нет нервных окончаний, чувствительных к холоду.

3. (синий) Сам глаз представляет собой круглое тело — ГЛАЗНОЕ ЯБЛОКО. Оно очень подвижно и может быстро поворачиваться.

В передней части глазного яблока есть РАДУЖНАЯ ОБЛОЧКА, которая достается нам по наследству от наших родителей. От этого зависит цвет глаз (голубые, черные, серые, карие).

Определи цвет глаз соседа.

Но вот что интересно — не бывает красных, оранжевых, желтых глаз. Радужная оболочка играет роль штор в глазах и пропускает внутрь столько света, сколько нужно. Свет в глаз попадает через специальное отверстие в радужной оболочке — ЗРАЧОК. При ярком свете зрачок сужается и становится крохотным, а при слабом свете расширяется.

За зрачком в глазу имеется прозрачная линза, напоминающая увеличительное стекло. Линза — это ХРУСТАЛИК. Хрусталик собирает лучи, которые идут от всех тел и предметов, видимых нами, и направляет их на дно глазного яблока — СЕТЧАТКУ. На сетчатке располагаются чувствительные нервные волокна. Поворачивают глаз вверх, вниз, влево и вправо ГЛАЗНЫЕ МЫШЦЫ. Снаружи глаз покрыт прозрачной роговой оболочкой — РОГОВИЦЕЙ.

4.(Зелёный) Окружающие нас тела либо отражают свет (как, например: цветок, здание, человек), либо излучают его сами (как солнце, свеча, электрическая лампочка). И если лучи света попадают в наши глаза, то мы их видим.

Разные предметы расположены от нас по разному — близко и далеко. Поэтому лучи в глаз проходят по разному. Чтобы направить эти лучи точно на дно глаза — сетчатку, хрусталик постоянно изменяет форму? То становится выпуклым, то плоским и делает это мгновенно при переводе взгляда с ближних предметов на дальние.

Само глазное яблоко тоже очень подвижно и может быстро поворачиваться во все стороны.

И так, роговица и хрусталик, изменяя ход лучей, формируют изображение на сетчатке глаза. Здесь нервные волокна воспринимают световую информацию. По зрительному нерву это информация проходит в мозг, который дает нам зрительное ощущение размера, формы, цвета, расположения и движения предмета.

Удивительно, что изображение рассматриваемого предмета на сетчатке получается перевернутым. Но мы видим все нормально! И благодаря мозгу. Новорожденные дети первые дни своей жизни видят все «вверх ногами», и одну- две недели мозг учится все «ставить на ноги».

5. (оранжевый) Острое зрение нужно всем людям. Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости, нельзя читать лежа и при плохом освещении.

Свет должен освещать книгу или тетрадь слева. Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии наилучшего зрения — 25 — 30 см. это легко проконтролировать: если поставить руку на локоть, тогда глаза должны быть на уровне большого пальца руки. Лучше, если книга будет наклонена. Через каждые 20-30 минут чтения надо делать небольшой перерыв, чтобы дать глазам отдых.

Не смотрите на солнце или яркие электрические лампы без защитных очков. Это вредно!

Никогда не трите глаза руками: при этом можно занести грязь м микробы. Глаза можно вытирать только чистым полотенцем или платком.

Не держите острые предметы около глаз.

При заболевании глаз всегда обращайтесь к врачу.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Астрахани « Средняя общеобразовательная школа №71»

П

Правила бережного отношения к зрению

Моя бабушка любит смотреть передачи о здоровье. В одной из передач «О самом главном» говорили про зрение. Врачи на примере обыкновенного стекла показывали зрителям, как может видеть человек. Мне стало любопытно. Сначала все смотрели на прозрачное стекло, а потом это стекло замазали краской и сказали, что вот так видят люди с плохим зрением. Смотреть на это мутное стекло, прямо скажем, неинтересно и неприятно.

Придя в школу, я поделилась своими впечатлениями с одноклассниками и учителем. Нурия Балташовна сказала, что проблемы со зрением сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста. Я обратила внимание на то, что, действительно многие дети ходят в очках.

Возник вопрос: отчего снижается острота зрения и как его сохранить?

Появилась необходимость более подробно рассмотреть данный вопрос.

Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Изучить литературу по теме.

Выяснить причины ухудшения зрения.

Познакомиться с правилами бережного отношения к зрению.

Создать буклет «Береги зрение!»

Использованы соответствующие методы исследования :

Подбор и анализ литературы.

Объект исследования: глаза как органы зрения.

Предмет исследования: бережное отношение к своему зрению.

Гипотеза: предположим, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить хорошее зрение надолго.

Разберемся вместе, дети:
Для чего глаза на свете?
Почему у всех у нас
На лице есть пара глаз?

Глаза у Вари — карие,
У Васи с Верой — серые,
У маленькой Аленки
Зеленые глазенки.

Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко —
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно.

И чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если хочешь ты в кино —
Тоже зрение нужно.

Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.

Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Человек общается с окружающей средой с помощью органов чувств. У человека пять главных чувств, позволяющих ему ориентироваться во внешнем мире, и пять органов, выполняющих эту задачу: для зрения – глаза, для слуха – уши, для обоняния – нос, для вкуса – язык и для осязания — кожа. Имеются еще и чувства, сигнализирующие о состоянии самого тела: чувство боли и чувство равновесия.

Я поподробнее познакомилась с органами зрения.

Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

— Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Читайте также:  С точки зрения аристотеля политика была

Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком . Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита . Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей . Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку . Интересно, что почти все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых из них глаза так и остаются голубыми навсегда, у других глаза изменяют цвет, когда ребенку исполняется несколько месяцев. Отчего это зависит? Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин». Количество меланина определяет цвет глаз. Большое количество этого пигмента создает темные глаза (черные, карие и светло-карие), а меньшее количество формирует светлые (зеленые или голубые). Цвет глаз может меняться в течение жизни. Иногда вскоре после рождения цвет глаз меняется со светлого на темный. Это связано с накоплением меланина в радужной оболочке. [5]

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком . Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик . Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки . Сетчатка – именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка покрывает заднюю часть глазного яблока так же плотно, как обои покрывают стены комнаты. Она так же важна, как пленка в фотоаппарате. Если в фотоаппарате нет пленки, то никакой фотографии не получится. То же самое с глазами: если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальной отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.[1]

Подбирая материал в Интернете, мы нашли интересную информацию, в которой были представлены опыты по выявлению некоторых функций глаза. Мне захотелось их провести и поделиться выводами с одноклассниками.

Я посадила на стул свою старшую сестру Женю, направила на нее настольную лампу. При ярком свете зрачки сужаются. Выключаю настольную лампу – зрачки расширяются.

Зрачок регулирует количество света, если света недостаточно он автоматически расширяется, если света вполне достаточно он сужается.

Сделала трубочку из картона. Поднесла ее к левому глазу. Подняла правую руку и держала ее перед правым глазом, ладонью к себе. Смотрела одним глазом в трубу, не закрывая при этом другой глаз.

Мне показалось, что у меня на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что я вижу через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина.

Делаем вывод: глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Зашла в темную комнату и попробовала увидеть любимую игрушку, находящуюся в комнате. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина прояснилась, и я смогла разглядеть нужную мне вещь.

Делаю вывод: связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимать свет. Поэтому в темноте мы видим облик предмета и не видим его цвет.[9]

Изучив строение глаза, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы.

Но мне хотелось знать причины ухудшения зрения и как его сохранить.

Я отправилась за помощью к врачу .

Для начала мы сделали сравнение проверки зрения на начало 2 класса и 3 класса. Во 2 классе (сентябрь 2016г.) 21 ученик из 25 имели хорошее зрение и 4 человека имели нарушение зрения. В 3 классе (сентябрь 2017 г.) уже только 19 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением зрения увеличилось до 6 человек. (Приложение 1)

Далее врач подробно ответила на мои вопросы о причинах ухудшения зрения.

Отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания — таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться острота зрения.

Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причина — неправильный режим дня . Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).

Изучив литературу, побеседовав с врачом, мы поняли, что очень важно бережно относиться к своим глазам, и мне стало интересно: а знают ли об этом мои одноклассники? Мы решили провести анкетирование «Как я забочусь о своих глазах» для ребят нашего класса. (Приложение 2)

На основе полученных результатов мы с врачом решили, что ребятам нашего класса необходимо подробно рассказать о причинах, приводящих к потере зрения.

Правила бережного отношения к зрению

Одноклассникам было предложено закрыть глаза и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не видеть. А если не видеть вообще ничего никогда. Это заставило детей более внимательно отнестись к своему зрению. В результате мы с одноклассниками и учителем решили выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение.

Большую часть времени мы проводим за письменным столом в школе или дома. Поэтому необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка.

При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге — помни о своей осанке.

Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.) Работая за письменным столом предпочтительнее естественный дневной свет, падающий на стол слева и спереди, а для левши справа и спереди. Если его недостаточно, то используется искусственное освещение — это настольная лампа и общий свет. Включать общий свет нужно, чтобы не было резкого контраста между ярко освещенной поверхностью стола и темной комнатой, чтобы глазам не приходилось приспосабливаться к различной степени освещенности.

Нельзя читать лежа, так как не удается зафиксировать текст, и глаза быстро утомляются.

Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу богатую витаминами.

Регулярно проверяйте свои глаза, посещайте окулиста не реже чем раз в год. Регулярная проверка зрения специалистом поможет выявить возможные проблемы на самых ранних стадиях и принять меры профилактики задолго до того, как проблемы с вашими глазами, как говорится, станут видны невооруженным глазом. Врач подскажет также возможные методы коррекции зрения.

Особое внимание уделите правилам просмотра телевизора и работе за компьютером.

Если приходится долго читать или писать, не забывайте делать гимнастику для глаз. Она очень проста. Давать отдых глазам обязательно. Поработали минут 20-25 напряженно, посмотрите вдаль, в окно на небо. Что мы и делаем на каждом уроке.

Следует отметить, что наши правила оказались верными, о чем подтвердил врач.

Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:

Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз.

Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз.

Упражнения, укрепляющие мышцы глаз, выполняют стоя. Держите палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз и смотрите на конец пальца 3-5 секунд. Затем повторить то же самое с левой рукой.

На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.[7]

В сети «Интернет» я нашла физминутку, которую можно проводить во время урока, чтобы наши глазки отдохнули. [8]

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Глаза – орган зрения Выполнила: ученица 3 класса Г Иванова Полина

Цель работы: изучение строения глаза и выявить причины ухудшения зрения у школьников Проблема потери и ухудшения зрения становится более актуальной в наш информационный век. Школьники получают большую нагрузку на глаза.

Зрение- одно из пяти чувств, доступных человеку.

Строение глаза Строение человеческого глаза напоминает фотоаппарат. В роли объектива выступают роговица, хрусталик и зрачок, которые преломляют лучи света и фокусируют их на сетчатке глаза. Сетчатка запечатляет изображение и отправляет его в виде сигналов в головной мозг.

Изображение предметов, проецируемое на сетчатку глаза, оказывается перевернутым. Затем мозг анализирует изображение и автоматически приводит его в нормальное положение.

На сетчатке глаза имеются фоторецепторы-палочки и колбочки. Палочки отвечают за ночное зрение, а колбочки — различают цвета.

Даже у обезьян глаза совершенно черные. По глазам обезьяны совершенно невозможно понять направление её взгляда. Человек – единственное существо на планете, имеющее белки.

Глаз человека способен воспринять семь основных цветов: синий, оранжевый, красный, желтый, зелёный, голубой, фиолетовый. При этом глаз человека воспринимает до ста тысяч оттенков данных цветов, из которых оттенков серого – 500.

Наиболее распространенными болезнями органов зрения считаются: Дальнозоркость, или гиперметропия (человек плохо видит вблизи). Близорукость, или миопия (человек плохо видит вдаль). Астигматизм (нечеткое зрение из-за нарушения формы хрусталика, роговицы). Болезни органов зрения

Статистика за 2016 год по г.Новочебоксарск

Данные по 2 классам в школе №19

Чрезмерное напряжение глаз. Отсутствие работы глазных мышц. Ухудшение кровообращения. Сухость слизистой глаза. Старение сетчатки. Причины ухудшения зрения

Тренировать мышцы и делать зарядку для глаз Чтобы сохранить здоровье глаз нам необходимо:

Должна быть правильная осанка и хорошее освещение

Регулярно есть пищу, содержащую витамин А; Защищать глаза темными очками от яркого солнца; Находится у телевизора и компьютера не более 1 часа в день; Регулярно проходить обследование у офтальмолога. А также:

Спасибо за внимание! Берегите свои глаза !

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Номер материала: ДБ-1288948

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЗИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Исследовательская работа по теме:

учитель начальных классов

Осипов Артём, Арбатская Дарья

Руководитель Степаненко Людмила Васильевна

Новосибирская область, Усть-Таркский район, с. Козино,

МКОУ Козинская сош, 3класс

Объектом нашего исследования являлись органы зрения человека – глаза.

Цель работы: исследование значения зрения в деятельности человека и привлечение внимания учащихся к проблеме сохранения зрения в период школьного обучения. Природа наделила все живые существа способностью получать сведения об окружающем мире, о происходящих в нём событиях. Доставляют человеку эту информацию разнообразные органы чувств. Органов чувств пять. Мы неслучайно для своей работы выбрали органы зрения — глаза. 90% всей информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения. Поэтому глаза для человека, можно сказать, главные органы чувств.

В этой связи были рассмотрены следующие вопросы: проведение классного часа «Береги глаза смолоду»,

беседа с фельдшером «Береги своё здоровье», анкетирование учащихся 2-5 классов «Гигиена зрения», исследовательские эксперименты по теме «Роль зрения в жизни человека», создана памятка и буклет.

Работа построена на следующих источниках: интернет — ресурсы, справочная, научная и методическая литература, материалы анкетирования учащихся 2-5 классов, сообщение фельдшера ФАП с. Козино.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Исследование проводилось с помощью следующих методов: анкетирование на основе анкет, составленных руководителем и авторами проекта; беседы; проведения экспериментов, сравнительного анализа, прогнозирования.

По результатам работы были сделаны следующие выводы:

1)Глаза – самые главные органы чувств для человека, поэтому при нарушения зрения человеку сложно ориентироваться в окружающем мире, полноценно получать информацию.

2)Так как любые нарушения зрения осложняют нашу жизнь, нам необходимо научиться бережно относиться к глазам и своему зрению.

Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………… 7 стр.

Глава 2. Практическая часть …………………………………………………… 12 стр.

Список литературы и другие источники……………………………………… 19 стр.

Как бы жил человек, если бы у него не было пяти органов чувств? Жизнь была бы неинтересной. Все они очень важны для нас! Из всех наших органов самыми удивительными, пожалуй, являются глаза. Благодаря глазам мы видим все краски окружающего нас мира: любуемся первой нежной зеленью весенних листочков, синевой безоблачного осеннего неба, красноватым закатом солнца, блестящими разноцветными снежинками морозным зимним днём. Нас радуют улыбки окружающих, мам и пап, всех родных людей. Благодаря зрению мы можем писать, рисовать, шить, заниматься любим делом, а так же измерять расстояния, размер и форму предметов, метко бросать в цель. Более 90% информации мы получаем через глаза. Закройте глаза – и всё словно исчезает, остаётся одна чернота. Откройте глаза – и мир снова наполнится разнообразными красками. В то же время именно глаза больше всего говорят о человек. Глаза – зеркало души. Так говорили люди с давних времён. В древности учёные предполагали, то человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз (рис.1).

Определение проблемы. Наши глаза такие разные: большие и маленькие, голубые, зелёные, серые и карие, внимательные, добрые и шаловливые, большие и не очень…. Но какие бы ни были глаза, они нуждаются в уходе. Что надо знать и уметь, чтобы не лишать себя возможности полноценно воспринимать окружающий мир?

Актуальность. В этом учебном году мы стали замечать, что наши одноклассники Вадим Дружков и Ярослав Галеев испытывают затруднения при выполнении заданий, написанных на доске, беспокоят одноклассников, учителю приходится распечатывать дополнительные карточки. Народная мудрость гласит «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». По просьбе учителя, мы решили найти и изучить материал по теме «Глаза – органы зрения», привлечь внимание одноклассников к проблемам зрения.. Забота о глазах — важнейшая задача для сохранения здоровья органов зрения, однако в повседневности нередко мы забываем о необходимости особого отношения к глазам. Бережное отношение: соблюдение норм личной гигиены, правил чтения, работы за компьютером, употребление определенных овощей и фруктов, прдуктов – актуальный вопрос для детей и взрослых, особенно в наше время.

Да и в цирке представление

Посмотреть нельзя без зрения.

Цель проекта: исследование значения зрения для человека и привлечение внимания

учащихся к проблеме сохранения зрения в период школьного обучения.

Гипотеза: правда ли, что с нарушениями зрения жить человеку сложно?

Чтобы проверить гипотезу, мы поставили перед собой следующие задачи:

— изучить справочную, научную литературу;

— собрать из разных источников материал о строении глаза и значении зрения для человека;

провести анкетирование для учеников 2-5 классов;

определить уровень знаний учащихся в вопросах сохранения и укрепления своего зрения;

— выяснить какие бывают нарушения зрения;

— провести экспериментальные исследования, подтверждающие важность зрения в жизни человека;

— расширить представления о мерах профилактики нарушения зрения.

— создать памятку и буклет для одноклассников;

В своем исследовании мы применили следующие методы:

а) подбор и изучение дополнительной литературы;

г) экспериментальное исследование.

Объект исследования: глаза как уникальные органы зрения человека.

Предмет исследования: влияние нарушения зрения на жизнь человека на конкретных примерах.

Глава 1. Теоретическая часть

Вы можете читать наш проект, потому что у вас есть органы зрения – глаза, а в головном мозге имеется особый участок, который анализирует то, что вы видите глазами. Когда мы смотрим на яблоко, глаз воспринимает объект, и зрительный нерв передаёт в мозг сообщение: «Передо мной круглый жёлто-красный предмет», а мозг определяет, что ты видишь именно яблоко.

Благодаря тому что наши глаза располагаются не по бокам головы, как у многих животных, а впереди, мы видим один и тот же предмет сразу с двух точек зрения. Такое зрение называется бинокулярным. Поэтому мы видим предметы объёмными и почти точно определяем расстояние до них.

Древний философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза – более точные свидетели, чем уши». Доказано учёными, что 90 % всей информации люди получают через глаза.

Изучая энциклопедии, мы узнали, что человеческий глаз имеет форму шара. Из–за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза – 2,5 см, вес около 7 – 8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, стенки которой образованы костями черепа. Оно может без труда вращаться вокруг трёх осей: вертикальной, горизонтальной и оси, совпадающей с оптической осью глаза.

Глаз — шарообразный орган диаметром около 2 см (рис.2,3).Свет проникает в него через роговицу, прозрачною переднюю часть наружной оболочке глаза, и зрачок- отверстие в радужной оболочке. Далее лучи света проходят через хрусталик -прозрачною линзу, которая фокусирует изображение на сетчатке -светочувствительной оболочке, выстилающей глазное дно. Зрительный нерв передаёт сигналы от сетчатки в головной мозг.

Сетчатка состоит из особых клеточек – палочек и колбочек. Они посылают сигналы в мозг по зрительному нерву. С помощью палочек мы различаем свет и тьму, серый цвет. Колбочки отвечают за восприятия цвета и мелких деталей (рис.4,5)

Глядя в глаза друг другу мы заметили, что зрачок то увеличивается, то уменьшается! Почему это происходит и зачем? (рис.6) Ответ на вопрос мы нашли в энциклопедии « Большая книга знаний». Зрачок находится в центре радужной оболочки. При ярком свете мышцы радужки сокращаются, уменьшая размер зрачка, чтобы защитить глаза от ослепления. При тусклом свете – зрачок расширяется. Сама природа позаботилась о защите глаз!

1.4 Природа защищает глаза.

Как ещё защищены наши глаза? Для чего человеку ресницы и брови? Мы узнали, что ресницы и брови не просто украшение лица (рис.7) Ресницы предохраняют глаза от попадания пылинок. Пот течёт со лба – его остановит густая изгородь бровей. Веки мигают и смывают с глаз пылинки. Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет – веки сразу захлопнутся. Некоторые люди думают, что слёзы на глазах появляются, только когда человек плачет. Слёзная жидкость выделяется постоянно. Она увлажняет и смывает грязь, защищает от вредных микробов.

Цвет глаз – это цвет радужной оболочки глаз, окружающей зрачок. Учёные доказали, что светлые глаза более чувствительны к свету, чем тёмные. Поэтому в солнечных странах, например в африканских, почти у всех людей тёмные глаза (рис.8).

Какое нарушение зрения у наших одноклассников? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос мы, то есть ребята 3 и 4 класса пришли в ФАП по приглашению нашего фельдшера Панфиловой В.И. Вера Ивановна очень интересно рассказала о различных нарушениях зрения (приложение 1).

Близорукость и дальнозоркость – самые распространённы нарушения зрения. Если люди хорошо видят вдаль, но плохо различают буквы в книге, то это дальнозоркость. При близорукости, наоборот, человек чётко видит перед собой, а отдалённые предметы — как в тумане. Почему такое изображение? Потому что хрусталик создаёт на сетчатке размытое изображение. Движениями глаза управляют шесть глазных мышц. Если мышцы действуют несогласовано, то движение одного глаза не связано с движением другого. Такое нарушение зрения называется косоглазием.

Другое нарушение зрения – дальтонизм, при котором человек может принять один цвет за другой, путает зелёный цвет с красным. А вот слепые люди совсем не ориентируются в пространстве, полагаясь только на слух, обоняние и осязание. Существует особый алфавит для слабовидящих и слепых – шрифт Брайля: в нём выпуклые буквы, которые можно нащупать пальцами.

Во время беседы с Панфиловой В.И. мы предположили, ч то у мальчиков близорукость. Мы решили подтвердить наши предположения и в классе предложили Вадиму и Ярославу

проверить остроту зрения. Под остротой зрения принято понимать способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. Для исследования остроты зрения врачи используют таблицу, которая находится на расстоянии 5 метров от человека. На таблице напечатаны несколько рядов специально подобранных знаков. В каждом ряду размеры знаков одинаковы, но постепенно уменьшаются от первого ряда к последнему. Чем меньше размером мы видим знаки, тем лучше острота зрения.

Мы проверили без таблицы, по записи на доске. Результат исследования поместили в экспрементальной части нашей работы (рис.9,10).

1.6 Причины ухудшения зрения

У многих людей нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Отчего портится зрение?

Вера Ивановна во время беседы остановилась на следующих факторах: малое употребление полезных для глаз овощей и фруктов и нехватка витаминов; перенапряжение глаз и не соблюдение правил гигиены чтения.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов. Какие овощи, фрукты и другие продукты помогают сохранить зрение? Выяснили, что это -морковь, красный перец, черника, кукуруза, рыба, апельсины, шиповник, персики.

Перенапряжение глаз это усталость глаз. Для того, чтобы понять, как устают наши глаза, мы провели такой эксперимент: если на несколько секунд поднять руку, то не испытываешь никакого неудобства. Но если держать её так на протяжении нескольких минут, то ощущаешь напряжение. Мышцы начинают сводить судороги, и чувствуется утомление, а затем и некоторая боль. Так человек может стать близоруким. Чтобы глаза не уставали, Вера Ивановна посоветовала делать гимнастику для глаз ежедневно.

Наши глаза – очень точный прибор и относиться к нему надо бережно, то есть беречь как зеницу ока! С помощью литературы и информации, полученной от фельдшера, мы выделили несколько основных правил гигиены зрения, которые вместе с Людмилой Васильевной напечатали в памятке для наших одноклассников (Приложение 2).

В конце классного часа «Для чего нужны нам глазки?» подарили ребятам 3-4 класса буклеты «Береги глаза смолоду!» ( Приложение 3, Приложение 4).

При близорукости или дальнозоркости врачи рекомендуют носить очки или линзы. В.И.Панфилова рассказала о том, какие бывают очки (рис.11) и посоветовала Вадиму и Ярославу срочно посетить врача офтальмолога. Офтальмолог –это врач, который занимается лечением глаз и проблемами зрения.

Очки для близорукости Очки от солнца «солнцезащитные»

Очки для работы на компьютере. Очки для просмотра фильмов в 3 D

Глава 2. Практическая часть

Начали мы нашу исследовательскую работу с опроса учеников 2-5 классов. Мы предложили одну анкету ученикам 2 класса, а другую ученикам 3,4,5 классов

Цель анкетирования: выяснить уровень знаний учащихся в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья, бережного отношения к своим глазам со школьного возраста.

1) Результаты анкетирования «Гигиена зрения» 2 класс

Посещаете ли вы окулиста каждый год?

Знаете ли вы гимнастику для глаз?

Выполняете ли вы правила бережного отношения к глазам?

Выводы: 64% учащихся уверены, что жить без зрения сложно, а 36% — не сложно;

80 % понимают, что надо ухаживать за глазами, 90% считают, что выполняют правила бережного отношения к глазам. Большая часть учеников понимает важность зрения, но пока не всё осознанно выполняют. Наша рекомендация: родителям контролировать зрение своих детей.

2) Результаты анкетирования «Гигиена зрения» 3-5 класс

Ходил ли ты когда к окулисту?

Какие продукты выберешь для зрения?

Морковь, перец, петрушку, лук, помидор – 18

Шоколад, чипсы, газировка — 0

Ежедневно делаешь гимнастику для глаз?

Выводы: К сожалению, почти 40% учеников имеют проблемы со зрением, не все правильно смотрят телевизор, гимнастику для глаз делают только – 28%. При этом

80% считают, что берегут глаза и понимают важность зрения для жизни человека.

К сожалению, основная часть ребят понимают, что надо глаза и зрение беречь, но не стараются выполнять правила гигиены зрения.

В эксперименте №1 принимали участие Галеев Ярослав и Дружков Вадима.

Цель: выяснить в результате эксперимента, какое нарушение зрения у учеников 3 класса,

на каком расстоянии от доски ребята смогут прочитать предложения.

Галеев Ярослав Дружков Вадим

В результате перемещения Ярослава и Вадима ближе к доске происходили следующие изменения видимости написанного предложения:

Видно, но нечётко правым глазом.

Вывод: чем ближе, тем ученики видели лучше, а это признак близорукости.

Предположения подтвердились. У учеников есть проблемы со зрением

Надо срочно обратиться к офтальмологу.

2)В эксперименте №2 Арбатская Даша выполнила рисунок с открытыми глазами и с завязанными.

В результате эксперимента, можно сделать вывод: Даша не смогла нарисовать правильно

Куклу с закрытыми глазами.

В эксперименте №3 мы разложили карандаши на полу.

Цель: выяснить сможем ли мы пройти по полу, не наступая на карандаши, если глаза не будут видеть?

Вывод: когда Артём видел карандаши, то аккуратно обходил их. Так и все люди, когда видят небольшие препятствия, успешно преодолевают их. Когда глаза были завязаны, шёл несмело, боялся наступить на карандаши и наступал. Артёму было сложно выполнить задание.

Цель: выяснить как Даша будет переходить натянутую скакалку с открытыми глазами и с завязанными глазами.

Вывод: Когда Даша видит скакалку, она уверенно перешагивает. Когда Даша не видит скакалку, она осторожно передвигается, пытается схватить скакалку, С завязанными глазами ученице сложно выполнить задание.

Мы выбрали для исследования работу по теме глаза не случайно. Считается, что глаза — это наиболее важные и удивительные из пяти органов чувств.

Изучив справочную и научную литературу, проделав несколько самых простых экспериментов, мы увидели, что без зрения или даже с частично испорченным зрением сложно полноценно жить в обществе. Возникают большие трудности в учёбе, работе, общении. Мы не сможем даже видеть и радоваться окружающей красоте. Всегда надо помнить о том, что 90% информации мы получаем через глаза и зрение! Если произошёл сбой зрения, особенно в школьном возрасте, важно обратить внимание на ухудшение зрения. Если не обратить внимание, то это приведёт к значительному ухудшению или к потере зрения. Поэтому фельдшер ФАПа В.И.Панфилова рекомендовала нашим одноклассникам срочно обратиться к врачу офтальмологу. Проанализировав анкеты выяснили, что далеко не все ребята выполняют правила гигиены зрения и заботятся о здоровье глаз. Мы поняли и постарались убедить одноклассников, что для сохранения своего зрения каждый из нас должен соблюдать правила гигиены зрения, знать и делать зарядку для глаз, правильно питаться, осторожно обращаться с колющими и режущими предметами.

источник