Меню Рубрики

Исправь ошибки если они есть запиши правильное слово в скобках глаза зрение нос

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ за год окр. мир 1 вариант.docx

Итоговая контрольная работа по окружающему миру

Вариант- 1 ________________________

Перечисли основные символы России: _____________________________________________

В этот день мы вспоминаем всех, кто погиб за нашу Родину, и чествуем тех, кто стоит на страже мира сегодня. Запиши название праздника . ________________

Из представленного ниже списка выпиши в строку объекты живой природы.

Стрекоза на цветке, песок на берегу моря, гусеница на капустном листе, лужа на асфальте, ковыль в степи, стакан на столе, скамейка в парке.

Закончи высказывание. Вращение Земли вокруг своей оси является причиной

Исправь ошибки если они есть. Запиши правильное слово в скобках.

Глаза-зрение (______________), нос-осязание (_____________________),

уши- слух(______________), язык – вкус(_______________________),

6. Распредели животных по группам. Белка, белый медведь, крыса, барсук, лось, лев, мышь, соболь, бурый медведь,

8.Как ты думаешь, какое правило может отражать каждый из этих знаков? Напиши эти правила.

9. Распредели сезонные явления природы на две группы двумя разными способами. Запиши в таблицу. Созревание плодов, половодье, листопад, ледостав, ледоход, миграция птиц, распускание почек.

10. Рассмотри таблицу прогноза погоды.

11. Если правильно подобрать к началу каждой фразы из первого столбца продолжение фразы из второго столбца, то получится правило, помогающее человеку сохранить здоровье и жизнь. Составь два правила из приведённых частей фраз соедини части стрелками. 12. Как называется главный город твоего региона? ______________________

13. Производством каких товаров или продуктов известен твой регион?

14.Внимательно рассмотри изображение человека. Так же как на примере слева отмечено, ухо на изображении справа покажи стрелками сердце, мозг, легкие, желудок человека.

Пример: Ответ:

15. На фотографиях изображены предметы, которыми работают представители разных профессий. Подпиши каждую фотографию названием профессии.

Выбери одну из фотографий и ниже ответь на вопрос.

Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

16. Проведи стрелки от названия промышленности к товарам.

17. Внимательно рассмотри рисунок, на котором изображена детская комната.

Внутренняя часть окна может быть изготовлена из стекла. Она отмечена на

рисунке стрелкой с соответствующей надписью.

Какие предметы или детали среди изображённых на рисунке могут быть

сделаны из металла, а какие – из дерева?

Укажи на рисунке стрелкой любой предмет (деталь) из металла и любой

предмет (деталь) из дерева. Подпиши название соответствующего материала

18.

Выбранный для просмотра документ за год окр. мир. 2 вариант.docx

Итоговая контрольная работа по окружающему миру

Вариант- 2 ________________________

Перечисли цвета российского флага в последовательности сверху вниз : _____________________________________________

В этот день мы вспоминаем всех, кто погиб за нашу Родину, и чествуем тех, кто стоит на страже мира сегодня. Запиши название праздника. ________________

Из представленного ниже списка выпиши в строку объекты живой природы.

Скамейка в парке, бабочка на цветке, ромашки в поле, белка на дереве, гусеница на капустном листе, лужа на асфальте, пенал на столе.

Закончи высказывание. Вращение Земли вокруг Солнца является причиной

Исправь ошибки если они есть. Запиши правильное слово в скобках.

Глаза-зрение (______________), нос-осязание (_____________________),

уши- слух(______________), язык – слух(_______________________),

Распредели животных по группам . Заяц, крыса, носорог, барсук, олень, рысь, мышь, соболь, бурый медведь, белый медведь.

8.Как ты думаешь, какое правило может отражать каждый из этих знаков? Напиши эти правила.

9. Распредели сезонные явления природы на две группы двумя разными способами. Запиши в таблицу. Созревание плодов, половодье, листопад, ледостав, ледоход, миграция птиц, распускание почек.

10. Рассмотри таблицу прогноза погоды.

11. Если правильно подобрать к началу каждой фразы из первого столбца продолжение фразы из второго столбца, то получится правило, помогающее человеку сохранить здоровье и жизнь. Составь два правила из приведённых частей фраз соедини части стрелками. Б) Чтобы не обморозить руки, находясь на улице

2) при переходе улицы будь внимателен,

посмотри сначала налево, а затем направо.

3) во время ходьбы передвигайся аккуратно, не спеша

12. Как называется область, в которой ты живёшь? ______________________

13.Перечисли достопримечательности твоего региона.

14.Внимательно рассмотри изображение человека. Так же как на примере слева отмечено, ухо на изображении справа покажи стрелками сердце, мозг, кишечник, печень человека .

Пример: Ответ:

15. На фотографиях изображены предметы, которыми работают представители разных профессий. Подпиши каждую фотографию названием профессии.

Выбери одну из фотографий и ниже ответь на вопрос.

Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

16. Проведи стрелки от названия промышленности к товарам.

17. Внимательно рассмотри рисунок, на котором изображён рабочий стол. Книга

может быть изготовлена из бумаги. Она отмечена на рисунке стрелкой

с соответствующей надписью.

Какие предметы или детали среди изображённых на рисунке могут быть

сделаны из металла, а какие – из стекла?

Укажи на рисунке стрелкой любой предмет (деталь) из металла и любой

предмет (деталь) из стекла. Подпиши название соответствующего материала

рядом с каждой стрелкой.

18.

Выбранный для просмотра документ пз.docx

Окружающий мир: Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы: практикум по выполнению типовых заданий/ФГОС Е.В.Волкова, Г.И.Цитович.М.6 Издательство «Экзамен»,2016.

Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/А. А. Плешаков. – 3-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А. А. Плешаков. – 3-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.

Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2014.

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Контрольная работа составлена по заданиям ВПР.

Список использованных источников и литературы :

  • Окружающий мир: Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы: практикум по выполнению типовых заданий/ФГОС Е.В.Волкова, Г.И.Цитович.М.6 Издательство «Экзамен»,2016.
  • https://4vpr.ru/4-klass/
  • http://4ege.ru/vpr/53767-demoversii-vpr-2017-dlya-4-klassa.html
  • Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1/А. А. Плешаков. – 3-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
  • Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ А. А. Плешаков. – 3-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
  • Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.
  • Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2014.

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

источник

Название Найди ошибки в образовании слов, запиши правильный
Дата публикации 31.08.2013
Размер 52.21 Kb.
Тип Документы

pochit.ru > Философия > Документы

Найди ошибки в образовании слов, запиши правильный вариант.
  1. В соревновании участвовали ученики обоих школ.
  1. Скоро зажгётся фонарь и осветит улицу.
  1. Дети охотно едят блины с повидлой.
  1. Бородинское сражение произошло под селом Бородином.

Запиши эти имена существительные во множественном числе.
курица
ребёнок
чудо
небо
судно
человек

Составь и запиши словосочетания, употребив существительные в скобках во множественном числе.
у новых (скатерти)
около речных (пристани)
пуговицы от (наволочки)
ветки (черешни)
герои (басни)
пять (простыни)
продажа (полотенца)
шесть (килограммы) (апельсины)

Какие из этих имён существительных можно употребить вместо многоточия в словосочетании «чёрный …»?

Кофе, шимпанзе, какаду, пальто, пианино.

Какие из перечисленных слов сочетаются и со словом «маленькая», и со словом «маленький»?

Грязнуля, зануда, плакса, красавица, жадина.

Найди каждому устойчивому сочетанию в левом столбике противоположное по смыслу в правом. Соедини их линией.

Кричать во всю Ивановскую.

Не покладая рук.

Держать в ежовых рукавицах.

Соедини слова левого и правого столбика так, чтобы получились новые слова.

У К. И. Чуковского есть замечательная книга – «От двух до пяти». В ней собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей. Познакомься с некоторыми из них, укажи ошибки, запиши правильный вариант.
  1. Ой, как больнуло живот!
  2. Я только немножко откуснул от пирожка!
  3. Какое червячное яблоко!
  4. Какой песок песучий!
  5. Пугательные глазки.
  6. Лес заблудительный.
  7. Смотри, какая жукашечка ползёт!
Иногда буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с этими поговорками? Они стали просто смешными! А какие они на самом деле? Напиши.
  1. Своя ноша не тонет.
  2. Город не тётка.
  3. Всякому хвощу своё время.
  4. Отольются кошке Мишкины слёзки.
  5. Лес рубят – кепки летят.
  6. Пуганая ворона куска боится.
  7. Проще жареной репы.
  8. Моя дата с краю.
Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.
Кем будет казак, если будет терпеть?

Что надо делать, когда назвался груздем?

Какой праздник для кота однажды оканчивается?

КАКИЕ СЛОВА В КАЖДОЙ ГРУППЕ ЛИШНИЕ? Подчеркни их.

  1. РИСУНОК, БОРИС, РИСОВЫЙ, РИСОВАТЬ
  2. СОРНЯК, СОРИНКА, СОРВАЛ, НАСОРИЛ
  3. ГОРЕ, ГОРНЫЙ, ГОРЕВАТЬ, ГОРЮШКО, ГОРЕМЫКА
  4. ПОЛ, ПОЛЕ, ПОЛЯНКА, ПОЛКА
  5. УШИ, УШНОЙ, УШИБ, УШКИ
ЗАМЕНИ ДАННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ СЛОВАМИ-СИНОНИМАМИ.

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ
ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ
КОТ НАПЛАКАЛ
БЕЗ СУЧКА, БЕЗ ЗАДОРИНКИ
СОВАТЬ НОС
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ
ВОДЫ В РОТ НАБРАТЬ

УКАЖИ ЧАСТИ РЕЧИ В ОТРЫВКЕ

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ АЛИСЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС»

Как-то 8 букв собрались вместе и решили составить слово. Они долго менялись местами, и, наконец, это слово получилось, только читалось оно справа налево. Разместились буквы так:
Буквы Е и С стояли после буквы К.

Буква Е стояла перед буквой Т через одну.

Буква О стояла перед буквой К, но после буквы З.

Буква С стояла после буквы Р через одну.

Буква Р стояла рядом с буквой Т, но перед С.

источник

Слово автору. На семинаpе Боpиса Натановича Стpугацкого больше двух лет вяло тянется конкуpс фантастического pассказа на тему «12 июня 2018 года». То ли Боpис Натанович отбиpает для зачитывания заведомо слабые pассказы (чтоб семинаp учился на чужих ошибках), то ли есть дpугие сообpажения, но так получилось, что конкуpс фантастического pассказа пpевpатился в конкуpс стpашилок. Кто сильнее напугает. Пpоблематика на нуле, каждый втоpой pассказ ни к фантастике, ни к теме конкуpса вообще отношения не имеет. Откуда такая тенденция? Кpизис жанpа? Еще более меня…

Слово автору. На семинаpе Боpиса Натановича Стpугацкого больше двух лет вяло тянется конкуpс фантастического pассказа на тему «12 июня 2018 года». То ли Боpис Натанович отбиpает для зачитывания заведомо слабые pассказы (чтоб семинаp учился на чужих ошибках), то ли есть дpугие сообpажения, но так получилось, что конкуpс фантастического pассказа пpевpатился в конкуpс стpашилок. Кто сильнее напугает. Пpоблематика на нуле, каждый втоpой pассказ ни к фантастике, ни к теме конкуpса вообще отношения не имеет. Откуда такая тенденция? Кpизис жанpа? Еще более меня настоpаживает,…

Слово автоpу. Цивилизации. Гуманоиды. Обязательно ли быть гуманоидом, чтоб стать разумным? Разумеется, нет. Фантасты наполняют миры разумными ящерами, птицами, киберами и киборгами, плазменными и пылевыми облаками. Реже встречаются разумные цветы и плесень. Но бывает. У профессора Меншуткина в одном из опытов компьютерного моделирования эволюции получились кентаврики. И лишь рыбам не везет. Если и есть разумные в океане – то дельфины. Теплокровные млекопитающие, вернувшиеся в море звери. Неужели в океане – колыбели жизни – не может зародиться…

\»Я люблю тебя больше жизни. \» Обычные слова молодой женщины. Но что, если они имеют БУКВАЛЬНЫЙ СМЫСЛ?! Что, если пылкий любовник и «благородный рыцарь» — ВОВСЕ НЕ ТОТ, КЕМ КАЖЕТСЯ? Если опасность «сойти с ума от страсти» превращается в опасность просто СОЙТИ С УМА?! Если сама жизнь этой женщины ВИСИТ НА ВОЛОСКЕ?!

У нее есть дар превращать любое, даже самое неприхотливое блюдо в произведение искусства. У нее есть работа в небольшом уютном ресторанчике. И есть младшая сестра, которая ненавидит ее настолько, что готова пойти на убийство. И есть возлюбленный сестры, в которого влюбляется она сама. На чьей стороне он окажется и случайно ли появился в их доме? Эти вопросы могут остаться без ответов и привести к самым непредсказуемым последствиям, если она не вспомнит о событии, произошедшем с ней в далеком прошлом.

Торвард, конунг фьяллей, и Скельвир хёвдинг из Слэттенланда остановились на ночлег на полуострове Квиттинг. Под влиянием злых чар, берущих начало в давней войне между племенами квиттов и фьяллей, Торвард увидел на месте Скельвира своего давнего врага, непризнанного конунга квиттов Бергвида Черную Шкуру, и напал на него. В сражении Скельвир был смертельно ранен. Дочь Скельвира, Ингитора, обладающая сильным поэтическим даром, стала мстить за смерть отца, складывая про Торварда позорящие стихи (которые, по убеждению скандинавов, приносят неудачу…

Бывает, что двое могущественных врагов – это лучше, чем один. Если они приходят одновременно и не ладят между собой. Оставив за спиной сгоревший дом и простившись с прежней жизнью, Хагир из рода Лейрингов пытается собрать войско, чтобы вернуть родной земле свободу и величие. Простой воин отправляется в дальний путь, чтобы спасти плененного конунга, еще не подозревая, что приведет в свое племя нового вождя. В походе он встречает Бергвида, законного наследника власти над страной. Но выйдет ли достойный правитель из человека, который вырос в рабстве…

«Храни меня господь от друзей, а с врагами я разберусь сам». Когда менты преступают закон — они не щадят ни своих, ни чужих. В этой войне нет перемирий и правил. Охотники становятся дичью, а враги превращаются в друзей. И когда майора Шилова обвиняют в связях с криминальным миром и в убийстве, у него остается только один способ сохранить себе жизнь и честь — победить любой ценой. Даже если она слишком высока.

Даже старому космическому волку можно сделать предложение, от которого невозможно отказаться. Особенно, если оно исходит от Службы Безопасности Федерации. Андрея Огоновского «приглашают» принять участие в научной экспедиции на планету Трайтеллар, для жителей которой он – живая легенда, овеянная ореолом «спасителя человечества». Целью миссии является изучение и возможное пресечение проникновения на планету Чужих через сеть произвольно открывающихся порталов. Однако в одном из своих «коллег» Огоновский узнает генерала-десантника, отставного…

Ненависть, как и любовь, тоже может творить чудеса. Ненавидеть до тошноты, то судорог, до черта в глазах. Она ненавидела своего правильного и обеспеченного мужа. Она искала настоящую страсть. И вот во сне ей стало являться непонятное желтоглазое существо с двумя громадными крыльями за спиной…

О чем сейчас модно мечтать? О богатом муже! Только в Москве 250 тысяч очень богатых мужчин. Например, Андрей Малахов и Олег Дерипаска. О большой любви! Говорят, что она есть, и к некоторым даже приходит. Например, к Ксении Собчак и Тине Канделаки. Об исполнении тайных желаний! (А они есть у каждого из нас. Например, о сексе втроем или…) Мечты – это сахар! Вредный для организма, но такой приятный для души! Оксана НеРобкая – большой знаток «сладкой жизни». Сахар – ее стихия! Хотите лизнуть кусочек?

Как же добиться брака с любимой, если она аристократка, а ты — всего лишь из купеческого рода? Когда тебе восемнадцать и клинком ты владеешь отменно, приключения не страшат. Тем более что отец в твои годы уже был пиратом и сумел сколотить немалое состояние. Итак, решено: Эжен отправляется в далекие моря. Снова соленый ветер, снова паруса над головой, грохот пушек и звон абордажных сабель.

Вам еще не порекомендовали или не подарили этой книги? Тому может быть только два объяснения: — если ваши сослуживцы и знакомые сами читали, а вам не порекомендовали или не подарили, то все они вас считают природным рабом и ничтожеством и действуют так, чтобы вы и далее остались в своем качестве не понимающей ничего марионетки; — если они не читали, значит этой книги им никто не рекомендовал и не подарил — то они сами природные рабы. Книга уникальна, не имеет даже отдаленных аналогов, казалось бы, во всепроникающем море информации, и поэтому «читал…

Марина вылетела из казино, дымясь от возмущения. Ее будущий муж напрочь отказался покидать это увеселительное заведение, завис за игорным столом как приклеенный, продолжая спускать деньги! Она сейчас же поедет и скажет любящему папе, который заботливо подыскал ей женишка, что не выйдет за этого помешанного на игре маньяка! Несостоявшаяся невеста уже села в машину, когда раздались выстрелы. По всем статьям неудачный день, надо побыстрее уносить отсюда ноги! Но как убежишь от неприятностей, если они свалились к тебе прямо в салон, ткнули в бок…

Предлагаемая вашему вниманию книга оказывает сильное воздействие на умы современников. Недаром она стала бестселлером книжных магазинов за границей. И ничего удивительного! Оказывается, до чего же часто мы находимся в плену неверных представлений, ложных умозаключений, фальшивых истин. На поверку и коричневые яйца – отнюдь не самые лучшие, и знаменитого штурма Бастилии, который так красочно описан в учебниках, не существовало, и «все-таки она вертится!» Галилей не говорил. И о многом-многом другом, что мы считали доказанным и принимали как…

Книга «Государство и революция» написана Лениным в подполье, в августе-сентябре 1917 года. Мысль о необходимости теоретической разработки вопроса о государстве была высказана Лениным во второй половине 1916 года. Тогда же он написал заметку «Интернационал молодежи» (см. Сочинения, 4 изд., том 23, стр. 153–156), в которой подверг критике антимарксистскую позицию Бухарина по вопросу о государстве и обещал написать подробную статью об отношении марксизма к государству. В письме к А. М. Коллонтай от 17 февраля (н. ст.) 1917 года Ленин сообщал, что он почти подготовил…

В замке зомби с утра до вечера все вверх дном – потому что в нем живут дети Повелителя зомби и Милли-Призрака, близняшки Лакуна и Хиатус, которым не сидится на месте. Но однажды Лакуне наскучили повседневные проказы, и она решила совершить подвиг, а именно – отправиться в преисподнюю на поиски Доброго Волшебника Хамфри, бесследно пропавшего из своего замка несколько лет назад. Волшебник Грей, которого изводит зловредный Кон-Путер, согласен помочь Лакуне, если она подсобит ему с Кон-Путером. И вот путешествие начинается – в бельевой корзине Лакуна…

Е2-е4! Белые начинают партию атакой королевской пешки! Странную шахматную партию, кровавую и жестокую, в которой не два игрока, а целых пять. Пять звездных систем, мечтающих о власти в Галактическом Союзе. Ради этого необходимо взять под контроль уникальные рудники с топливом хай-джет. Шах! В бой идут и пешки, и тяжелые фигуры: элитный спецназ, дипломаты-интриганы, даже звездные принцессы. Но фигурки не подозревают: все они движутся по полю так, как выгодно тому, кто играет. Любой из них могут пожертвовать в хитроумной комбинации. Шах! Игроки, мечтающие…

Держаться от Ника Сеймура подальше – это как раз то, что нужно Кэсси, если она хочет сохранить душевное равновесие. Но ради семейного благополучия сестры ей приходится притвориться, будто они с Ником обручены…

В шестнадцать лет леди Соланж подарила свою любовь Дэймону Вульфу и мечтала, что они всегда будут вместе. Но безжалостный отец пригрозил погубить Дэймона, если она откажется выйти замуж за другого, и Соланж сделала единственное, что ей оставалось, – отвергла возлюбленного и покорилась воле отца. Несколько лет прожила она в аду, во власти графа Редмонда, чье прекрасное лицо скрывало черную душу. И вот теперь, когда она, наконец, решилась бежать, у ворот ее замка появляется Дэймон – герой ее девичьих грез, благородный рыцарь, который не забыл и…

источник

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется. что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или «надо просто учить лучше», как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — «лучше учить». А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо «дом» пишет «дон» или «том», вместо «для» пишет «дял», вместо «кот» — «кто», вместо «пришёл» — «присёл», «белка» превращается в «блка» и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: «Девочка спряталсь вдубло». Ему продиктовали фразу: «Белочка спряталась в дупло». На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — «отдельно». Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что «плохо учатся». Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из «Матрицы», тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов («Маша бежал», «синяя пальто»).

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

источник

Адрес: 150045, г. Ярославль, ул. Батова, дом 9а
Телефон: 8 (4852) 56-34-37
Тел⁄факс: 8 (4852) 56-80-95
e-mail: yarschkind115@yandex.ru
site: www.schsad115.ru

Хорошо читаем — отлично учимся (Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников)

«Уметь читать в широком смысле этого слова – значит,

извлечь из мертвой буквы живой смысл»

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако в настоящий момент навык чтения у школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей.

Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников.

Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.

Чтение – это труд. Наша задача — сделать его более производительным, продуктивным.

Навык беглого, осознанного и выразительного чтения закладывается в начальных классах.

Как помочь детям справиться с трудностями при обучении чтению?

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. « И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть».

Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.

Чтение является сложным актом, который включает в себя:

1. Технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.

2. Процесс понимания смысла читаемого – извлечение смысла, содержания.

Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений.

В процессе обучения чтению школьники упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако, значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент часто перемещается на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребёнка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаём условия для появления ошибок.

Существуют причины, тормозящие скорость чтения:

Природный темп деятельности

Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Темп деятельности, являясь врождённым, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Но, хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться.

Это значит, что, используя определенные упражнения, можно увеличивать темп чтения.

Такими упражнениями могут быть:

1. Многократное прочтение

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удаётся прочитать больше. Пусть ребенок повторит чтение 4-5раз (или до того момента, когда количество слов перестанет увеличиваться).

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».

Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

Регрессии — это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

1. Сила привычки.

Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления.

Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребенок как можно быстрей начал читать целым словом, в то время как ребенок еще не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. И то, и другое формирует привычку к регрессии. Кроме того, последний вариант способствует формированию привычки в дальнейшем всегда перечитывать длинные и трудные по написанию слова.

2. Кажущиеся трудности текста.

Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложите ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.

3. Отсутствие внимания.

Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Возможно, ребенок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребенку время на отдых. Кроме того, вы можете использовать некоторые упражнения для концентрации внимания.

Устранение регрессии

Последние две причины — явления временные и достаточно легко снимаются. Их влияние на скорость чтения не особенно значительно. В то время как первая причина — сила привычки (как и все привычки человека) — явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения.

Упражнение «Чтение с окошечком».

Вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см. С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие -«окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.

Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться.

Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. Для того чтобы преодолеть силу привычки к регрессиям, необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо. Формирование новой привычки или переучивание -достаточно длительный процесс, ведь привычка — это автоматизированное действие. Поэтому нужно использовать «окошечко» постоянно при чтении текстов, заданных на дом.

Регрессии нарушают правильность чтения. Но методика обучения чтению располагает немалым запасом средств, которые позволяют свести к минимуму регрессии и подчинить их смысловой стороне чтения.

1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

2. «Найди лишнее слово»

(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)

ПРЯМО ПРЯМО ПРЯМО КРИВО ПРЯМО

3. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

4. Чтение цепочек родственных слов:

лес – лесной – лесник — подлесок

5. Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Раз – ли – ва – лось разливалось

Пу –те -шест–во–вать путешествовать

За – швы – ря — ли зашвыряли

7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому — смысловой догадкой.

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием.

В тоже время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации

1. Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… — бух! – и накрыла его сверху.

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива. картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.

2. Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

3. Занимательные модели.

4. Слова-невидимки

Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С — — —

На мне кузнечики звенят. С — — —

А я — конечный результат. И — — —

5. «Чтение наоборот» по словам.

Написанное причитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, и т.д.

6. «Поиск смысловых несуразностей».

Детям предлагается специально подготовленный текст, в котором наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие нелепым описание.

Например: «Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом».

7. «Чтение текста через слово».

Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.

8. Чтение с помощью «Решетки».

Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.

Для процесса чтения чрезвычайно важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое произнесение звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами.

1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

(Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения).

Ба — бя бо — бё бу — бю бэ – бе бы — би 

За — зя зо — зё зу — зю зэ — зе зы — зи 

Фа — фя фо — фё фу — фю фы – фи фэ — фе 

Ла — ля ло — лё лу — лю лы – ли лэ — ле

2. Чтение скороговорок.

Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги. 

Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.

Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз. 

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани. 

3. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения используем работу со структурными слоговыми таблицами.

4. Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения.

В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида:

Для формирования навыка владения дыханием и голосом предлагаем следующие упражнения

«Задуйте свечу»

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

«Побрызгайте белье водой» (в один прием, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

«Сдерживание дыхания»

Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

«В цветочном магазине»

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

«Выдох со счетом»

Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка . (и т.д. до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации.

Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

Упражнения, помогающие расширить поле зрения

1. На решение этой задачи направлено упражнение «Пирамида».

Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать сло­во по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.

Психологи убедительно доказали, что размер оперативного поля, с которого происходит съем информации, зависит от обучения. Значительно расширяют поле зрения широко известные у психологов цифровые таблицы Шульте. Но при работе с ними глаза читающего движутся скачкообразно. А для расширения поля зрения необходима фиксация глаз в одном центре.

Расположив в центре зеленую точку или вопросительный знак, можно успешно применять таблицы на практике. При работе с этими таблицами необходимо волевое усилие. Взгляд обязательно фиксируется на зеленой точке в центре таблицы. Ставится задача видеть всю таблицу целиком. Взрослый называет букву, ребёнок должен найти её, не отрывая взгляда от центра.

Чтение первого и последнего слогов на строке.

Че рез полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос , по хожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дро жал от жаднос ти

«Словесная пирамида»

Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем.

Читаем слова в разном темпе:

Чтение «БРОСОК-ЗАСЕЧКА»

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок», дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.

Уровень организации внимания

«Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все,

что только входит в душу человека из внешнего мира».

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание.

Задание: Найди среди букв слова и подчеркни их.

Задание: Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.

Задание: Сравните две таблицы. Выпишите буквы из правой таблицы в соответствии со следованием чисел в левой. Объясните смысл пословицы, которая у вас получится при правильном ответе.

У страха глаза велики.

Упражнение «Клетчатая таблица»

I этап Рассмотреть таблицу и найти вcе числа чёрного цвета от 1 до 12

Объём внимания

Это упражнение проводится коллективно, чтобы ребёнку было с кем соревноваться.

По сигналу «Внимание» показать карточку (см. образец), но не более, чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявляемый материал и записать его.

По мере тренировок увеличивать объём материала.

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

Предложения, Содержащие от 5 до 16 букв, например:

Концентрация внимания

Задание: Постарайся без ошибок переписать следующие строки:

Аммадама реберге ассамаса

Еналсстаде енадслат етальтаррс

Усогката лиммодорра клатимор

Определить и развивать объём и концентрацию внимания позволяют корректурные пробы

Развитие оперативной памяти

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это значит?

Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов.

В каждом из 18 диктантов имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной — две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца.

Как лучше проводить зрительные диктанты?

Выписываются шесть предложений одного из наборов и закрываются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребёнок в течение определенного времени (время указано для каждого предложения) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени предложение стирается и предлагается записать его в тетради.

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

На шесть предложений обычно уходит от 5 до 8 минут времени.

Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает.

Примеры наборов предложений (диктанты Федоренко)

1. На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.

2. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры

3. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье.

4. По лесной заросшей тропе идет группа туристов.

5. Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом.

6. Россия живет в мире и дружбе с другими народами.

Развитие оперативной памяти

Разновидностью зрительных диктантов является следующее упражнение:

Предложение на доске: Наташа отдала Свете одну вафлю.

– Прочитайте и запомните предложение.

– Первые буквы всех слов вставьте по порядку в таблицу.

– Назовите автора, чьё произведение мы будем изучать на уроке.

Использование в практике этой системы упражнений способствует совершенствованию техники чтения:

– увеличился объём зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;

– выработан навык антиципаций;

– сформирована устойчивость внимания;

– увеличился словарный запас;

– развит артикуляционный аппарат.

Сформированность техники чтения влияет на:

– общее развитие речи — учащиеся в своей речи используют чаще распространённые предложения, эпитеты, сравнения;

– повышение качества успеваемости;

– сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень.

Представленные упражнения помогут устранить причины трудностей и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения, а следовательно помогут вашему ребёнку-школьнику в обучении в целом. Знакомьтесь с разделами постепенно, занимайтесь регулярно и с интересом, а читайте увлечённо, всей семьёй.

источник

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Для того чтобы наш глаз увидел какой-либо предмет, нужно, чтобы свет сначала попал на этот предмет, а уже затем на сетчатку глаза. (2) Мы видим предметы, потому что они отражают свет, и этот отражённый свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку; свет, поглощённый предметом, глаз, естественно, увидеть не может: сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной, а снег, _______ равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым. (З)Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены, поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий, ведь у поглощённых лучей просто нет шанса попасть на сетчатку глаза.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Мы видим предмет, когда сетчатка глаза воспринимает отражённый предметом свет, прошедший через зрачок и хрусталик; отражённые лучи дают нам представление о цвете предмета.

2. Если солнечный свет упадёт на выкрашенную синей краской стену, от неё отразятся только синие лучи, а остальные будут поглощены, поэтому мы и воспринимаем цвет стены как синий.

3. Сетчатка глаза воспринимает отражённый предметом свет, который проходит через зрачок и хрусталик, в результате чего мы видим этот предмет, а отражённые лучи дают нам представление о цвете предмета.

4. Глаз не видит предмет, который поглощает падающие на него лучи света, ведь поглощённые лучи просто не могут попасть на сетчатку глаза.

5. Мы не можем видеть свет, поглощённый предметом: сажа, например, поглощает почти всё излучение и кажется нам чёрной, а снег выглядит белым.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. Источник освещения и приспособление для освещения в домах и на улицах. Зажечь в комнате свет.

2. Разг. Рассвет, восход солнца. Свет забрезжил.

3. Лучистая энергия (электромагнитные колебания в определённом диапазоне волн), воспринимаемая глазом и делающая видимым окружающий мир. Дневной свет.

4. Блеск глаз под влиянием какого-л. чувства. Внутренний свет.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Этот неприхотливый, спокойный и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ красавец относится к тем видам пернатых, которые воспринимают жизнь в клетке как продолжение своего вольного существования.

2. Поднявшись высоко, плющ может обвить всё окно или весь потолок, очень просто превратить его и в оригинальные живые скульптуры или в изящные ПЛАКУЧИЕ деревца.

3. ПРАЗДНИЧНЫЕ мероприятия, посвящённые полёту первого человека в космос, будут проведены во многих городах нашей страны.

4. Международная торговля переросла в международное разделение труда, стали формироваться ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ и экспортная специализации стран.

5. Хвойные растения мы ПРЕДСТАВЛЯЕМ себе как нечто вечнозелёное, более или менее колючее и обязательно с шишками.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Те, кто знаком с азами столярного дела, может оборудовать рабочее место для компьютера своими руками и при этом избежать лишних затрат. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) На встрече со своими читателями поэт признался, что «я словно слышу стихи». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Создав славянскую азбуку, на славянский язык были переведены практически все важнейшие церковные книги и молитвы. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Крупный камень красивого фиолетового цвета, вставленного в браслет, на самом деле оказался мелочью. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Иероглифическая письменность распространена в странах Дальнего Востока, число иероглифов, например, в китайском языке составляет (не)один десяток тысяч.

2. Изобретение бумаги и, главное, книгопечатания (не)только расширило круг лиц, допущенных к знаниям, но и увеличило словарный запас людей.

3. Есть ещё много замечательных (не)прочитанных книг, спешите их прочитать.

4. Компьютеры теперь занимают (не)большое, как раньше, а в несколько раз меньшее пространство на письменном столе, и у них появился персональный хозяин.

5. (Не)так давно существовал способ «одновременного» выполнения программ: операционная система обеспечивала самостоятельность программ, выделяя каждой из них отдельную область памяти.

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1)Вслед за Германией печатные книги (В)СКОРЕ появились в Италии, Швейцарии, Франции, Венгрии и Испании, в России их ТАК(ЖЕ) стали выпускать в середине XVI века. 2)Наблюдать спутник Земли очень удобно, ПОТОМУ(ЧТО), если небо не затянуто тучами, Луна, (В)ОТЛИЧИЕ от других спутников, видна в любой день года. 3)Нашествие саранчи (ИЗ)ДАВНА считалось страшным бедствием для людей, ПОТОМУ(ЧТО) полчища насекомых полностью уничтожали урожай. 4)Галилей открыл закон, согласно которому тела двигаются по прямым линиям без всякого ускорения, и ТО(ЖЕ) подтвердил Эйнштейн: ТАК(ЖЕ) происходит даже в искривлённом пространстве возле Земли. 5)(С)НАЧАЛА осень дохнула на деревья прохладным ветром, а потом легко закружила в прозрачном воздухе в волшебном танце первые сорванные листочки, понесла их ТАК(ЖЕ) легко вдоль аллей.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Люди придумали множество неожида(1)ых систем дрессировки собак: готовят из собак отличных охотников, бдительных сторожей и таможе(2)иков, отважных спасателей и увере(3)ых поводырей, запускают в космос, ведь собаки всегда остаются нашими друзьями, преда(4)ыми, честными и простодушными.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Среди найденных археологами в Переяславце бытовых предметов есть фрагменты ключей и замков детских игрушек черепки глиняной посуды.

2) В XVII веке в городах Севера были созданы лесопильный мыловаренный кожевенный заводы.

3) Русский литературный язык сформировался в основном к середине XIX века и происходило его формирование под воздействием активного языкового творчества народа.

4) Все соляные варницы не только Тотьмы но и всего Севера к середине XVI века принадлежали Строгановым.

5) В колорите фресок преобладают как золотисто-жёлтые голубые синие так и коричневато-красные и зеленоватые цвета.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В России (1) в течение века глубоко и органически впитавшей (2) и (3) критически переработавшей западную культуру (4) наряду с Академией выросла и другая наука — университетская, наука Военно-хирургической академии и других специальных школ.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Более трети поверхности Земли (1) как известно (2) занимает Тихий океан, который ещё называют Великим. Его и соседние южные моря (3) даже (4) выделяют в особое океаническое полушарие.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

Двор в деревне имел приблизительно полдесятины земли и лежал в плоской низине (1) часть (2) которой (3) занимал широкий пруд.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огонь к полудню набирал мощь (1) и (2) если ветер был попутный (3) двигался по тайге (4) которая уже не раз горела (5) со скоростью 15—20 км в час.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Она плакала и не спешила вытирать свои слезы.

(1) В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия. (5)И даже память, быть может, всё труднее, всё невернее воскрешает далёкие, годами застланные черты. (6)И верным остаётся только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла её в тёмную боковушку и, воротясь, подытожила:

— Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину могилку. (10)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.

(13)И верно, стоят там памятники.. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому — не написано. (16)А может, и не под которым. (17)А Лёша наш до сего дня без похоронной. (18)Одна мама всё надеется.

(19)Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

(20)И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

(21)Пелагея, для которой слова «соната», «Шопен» означали просто музыку, а значит и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара.

(22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и поудобнее положила одна на другую сухие руки.

(23)Звуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стёкла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие тёмные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала всё и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаённо и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери.

(27)И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто- то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

(28)Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами.

(29)И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжёлых раскатов грома, так и дядя Саша повёл потом мелодию на своём корнете в тихом сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (З0)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветленно. (31)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершившись как бы лёгким вздохом и обратясь в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.

(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

— (ЗЗ)Ну вот и ладно. — проговорила она. — (34)Хорошо сыграли. (35) Вот и проводили наших. (36)Спасибо.

. (37)Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездорожьем. (38)Всё так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, всё так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39) Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя. (40)Как тогда, в сорок третьем.

Евгений Иванович Носов (1925-2002 гг.) — русский писатель, участник Великой Отечественной войны.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Великая Отечественная война продолжалась четыре долгих года.

2) Музыканты играли для людей, потерявших в войну близких, реквием Шопена — трагически Звучащую музыку — в память о погибших.

3) В семье, о которой рассказывает автор, на войне погибло четверо, могилы некоторых неизвестны.

4) Музыканты тоже воевали, поэтому хорошо понимали, какая музыка поможет людям пережить потерю близких на войне.

5) Корнетом называли первый офицерский чин в кавалерии, соответствовавший подпоручику в пехоте.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 3 содержится описание.

2) В предложениях 5-6 представлено рассуждение.

3) Предложения 7-8 включают описание.

4) В предложениях 27-31 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 35.

5) Предложения 37-39 содержат рассуждение.

Из предложений 1-3 выпишите фразеологизм.

Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Сдержанная речь рассказчика резко меняется в тот момент, когда передаётся впечатление от музыки Шопена. Тогда в тексте появляются тропы: (А) ______ («звуки стонали» в предложении 23), (Б) _____ («неутешным взрыдом» в предложении 24), (В)____ («будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители. » в предложении 28). Душевное состояние музыкантов помогает передать синтаксическое средство выразительности — (Г) _____ (в предложении 39)».

3)ряды однородных членов предложения

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

источник

Читайте также:  С точки зрения истории новое время