Меню Рубрики

Исследовательская работа для 4 класса на тему обман зрения

В данной работе исследуются оптические иллюзии, причины их возникновения и проверка на практике-сколько одноклассников подвержены к восприятию иллюзий.

Вложение Размер
opticheskie_illyuzii.docx 269.58 КБ
issledovatelskaya_rabota_-_kopiya.pptx 924.58 КБ
issledovatelskaya_rabota_-_kopiya_2_-_kopiya.pptx 1.69 МБ
issledovatelskaya_rabota_-_kopiya_2.pptx 1.38 МБ

Вторая Донская Императора Николая II кадетская школа

Донского Государственного Технического университета

  1. Некоторые виды оптических иллюзий______________________ 4-10
  1. Экспериментальные исследования восприятия иллюзий______ 11-13
  1. Создание фотографий с оптическими иллюзиями___________ 14
  1. Заключение __________________________________________ 15

Выражение «обман зрения» в жизни встречается очень часто. К сожалению, наш глаз не точный прибор в мире, поэтому и ему свойственно ошибаться. Эти ошибки называют оптическими иллюзиями. Попросту говоря – это неверное представление реальности. Их известно очень большое количество, и все они не разные, как и причины, их возникновения.

Часто то, что мы видим обманчиво, и многое оказывается совсем не тем, чем кажется на первый взгляд. Даже самые простые вещи могут таить в себе самые неожиданные открытия, нужно только присмотреться.

Но стоит ли доверять всему, что мы видим? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Каково разнообразие оптических иллюзий? Мне очень хочется найти ответы на все поставленные вопросы, поэтому я решил провести исследование «Обман зрения» и разобраться в этом вопросе.

Цель , которую я перед собой поставил в исследовании — Выяснить, что лежит в основе оптической иллюзии — чудеса или наука?

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

1. Подобрать материал о видах оптических иллюзий, причинах их возникновения.

2. Провести исследование, в ходе которого можно будет определить процент объективности восприятия объекта учащимися моего класса.

3. Научиться управлять иллюзиями.

Объект исследования — оптические иллюзии.

Предмет исследования — причины возникновения оптических иллюзий.

Гипотеза исследования – в основе иллюзий лежат обычные природные явления.

Некоторые виды оптических иллюзий.

Изучая данный вопрос в энциклопедической литературе и в Интернет — сети, я выяснил, что в переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение». Это говорит о том, что иллюзии с давних времен означает некие сбои в работе зрительной системы. Во второй половине 19 — начале 20 веков было создано множество тестовых изображений, которые говорят об ошибках того что мы на них видим. ОПТИЧЕСКАЯ ИЛЛЮЗИЯ-это впечатление о видимом предмете или явлении, несоответствующее действительности, т.е. оптический обман.

Оптические иллюзии делятся на три вида:

· естественные, или созданные природой;

· искусственные, или придуманные человеком;

· смешанные, то есть естественные иллюзии, воссозданные человеком.

Естественные оптические иллюзии

Мираж – это игра световых лучей. Слово “мираж” происходит от

французского слова и обозначает “отражать, как в зеркале”, причем в роли

“зеркала” выступает… воздух. Миражи принято делить на три класса.

К первому классу относят нижние миражи – перевернутое изображение

предметов. Оказывается, воздух состоит из слоев, которые имеют разную

температуру и плотность. Когда лучи переходят из одного слоя в другой, они

начинают преломляться, а если разница температуры слоев большая, то лучи

вообще начинают отражаться, при этом, создавая иллюзии, которые

называют миражами. Так, например, в пустыне песок раскаляется

под солнцем, нижний слой воздуха нагревается и начинает отражать

предметы, как зеркало. Нижние миражи можно наблюдать также на

раскаленной солнцем асфальтовой дороге (Рис.20).

К миражам второго класса относят верхние миражи (Рис. 21). Они менее

распространены и более живописны, чем нижние. Верхний мираж возникает, 6

когда слои воздуха возле земли гораздо холоднее, чем верхние: изображение

отрывается от земли и повисает в воздухе, иногда оно бывает перевернутым.

Верхний мираж может описать дугу и вернуться на землю через

сотни километров. ( Над морем создаются идеальные условия для

образования верхнего миража. Поэтому моряки часто видят корабли,

повисшие в воздухе, и даже корабли, находящиеся далеко за горизонтом.

Существуют еще боковые миражи. Они похожи на нижние, только в

этом случае все отражается не от земли, а от нагретой солнечными лучами

Миражи третьего класса или фата-моргана – это таинственное явление,

которое нельзя объяснить никакими законами физики.

Тысячи туристов и жителей восточно-китайского города Пенглай в

2006 году стали свидетелями редкого явления — огромного миража (Рис. 22).

Туман, нависавший над берегом, создал иллюзию изображения города с

современными высотными зданиями, широкими городскими улицами, 7

шумными автомобилями и толпами людей, которые были четко видны.

Мираж длился несколько часов, а до его появления 2 дня шли проливные

Одним из лучших мест в мире для наблюдения миражей является

Аляска. Чем злее стужа на Аляске, тем четче и красивее возникают в небесах

В процессе исследования я узнал удивительные особенности строения

нашего глаза. Так, например, существует слепое пятно глаза, открытое

французским физиком Мариоттом в 1668г. Слепое пятно – это место

сетчатки, где зрительный нерв вступает в глазное яблоко. Известен рисунок

Мариотта для нахождения слепого пятна (Рис. 8). Если смотреть на крестик

правым глазом (левый глаз должен быть закрыт), приближая или отдаляя

рисунок от глаза, наступает момент, когда черный кружок не виден.

Получается, что из-за слепого пятна я должен видеть окружающий мир

с пробелами? Оказывается, нет! У нас два глаза, поэтому, когда изображение

попадает в зону слепого пятна одного глаза, второй глаз видит все

Рассмотрим, как устроено наше зрение. Луч света, отражаясь от какого-

нибудь предмета, попадает на роговицу и проходит через зрачок. За зрачком

располагается хрусталик, похожий на прозрачную линзу, который 8

преломляет свет и фокусирует его на сетчатке. Дальше зрительный нерв

передает сигнал в затылочную долю головного мозга и человек видит

изображение. Это значит, зрение контролирует не только глаз, но и мозг.

Поэтому когда говорят об «обмане зрения» правильнее было бы

сказать, что на самом деле нас обманывает наш собственный мозг, когда

На этом этапе исследования я сделал для себя еще одно открытие —

человек-невидимка из романа английского писателя Герберта Уэллса не мог

видеть! У него прозрачны и зрачок, и хрусталик, поэтому лучи через глаза

невидимого человека проходят без препятствий и не могут собраться в одну

точку, чтобы создать образ на сетчатке. Таким образом, человек – невидимка

Иллюзия восприятия размера

Одной из самых известных иллюзий восприятия размера является иллюзия Мюллера-Лайера (Рис. 1). Посмотрев на этот рисунок, многие скажут, что отрезок со стрелками наружу длиннее отрезка со стрелками, направленными внутрь. На самом деле отрезки равны.

Два совершенно равных кружка в середине воспринимаются как разные по величине в зависимости от того, окружают ли их большие или меньшие кружки.(Рис. 2)

Иллюзия с кружками объясняется действием закона контраста, предмет будет казаться больше своей реальной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.

Еще один пример такого вида иллюзии – иллюзия Понцо (Рис. 3). Всем очевидно, что дальний отрезок гораздо больше ближнего. Однако, и в этом случае они равны. Иллюзия создается из-за ошибки нашего мозга, потому что он привык, что, чем дальше предмет, тем он меньше.

Искажение формы предметов (рис.4-5).

Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий. Круг теряет свою правильную форму, если его рассматривать на фоне кривых линий.

Этот вид иллюзий находит свое объяснение в том, что резко выраженные особенности фона влияют на восприятие расположенных, на этом фоне предметов.

Переоценка вертикальных линий. (рис.6) Из двух линий одинакового размера вертикальная всегда воспринимается зрительно, как значительно большая по сравнению с горизонтальной. В связи с этой иллюзией высота предметов кажется нам больше ее действительной величины.(Женщина справа кажется ниже и толще)

Неподвижное изображение кажется движущимся. Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны.

Геометрические иллюзии создают огромные возможности для художников, фотографов, модельеров. Однако инженерам и математикам приходится быть осторожными с чертежами и подкреплять «очевидное».

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета (Рис.8). Но и здесь иллюзиям удалось меня обмануть. На рисунке среди полос синего и желтого цвета я увидел два оттенка красного и два оттенка зеленого цвета, хотя реально есть только один красный и один зеленый цвет. Ошибка возникла из-за яркости фона и цвета окружающих предметов.

В решетке Геринга на пересечении белых полос, за исключением того пересечения, на котором я фиксировал взгляд, были видны маленькие серые пятна (Рис. 9). Получается, можно увидеть то, чего нет!?

Иллюзии движения — самые впечатляющие и самые труднообъяснимые (Рис.10, 11). Смотришь на неподвижные объекты, а они начинают двигаться. Одно и то же вращающееся изображение может вращаться в разные стороны. Большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов. Ведущую роль в иллюзии движения играет периферическое зрение. Попробуйте поднести палец к виску. Вы не будете его видеть. Но стоит пошевелить пальцем, и движение будет замечено, хотя зрительная система и не сможет распознать, что же там мелькает. Известный создатель иллюзий движения А.Китаока проводил исследования и выяснил интересные факты. Оказывается, некоторые люди иллюзию движения увидеть не могут (по некоторым оценкам, их около 5%).

Другой факт не менее интересен: пожилые люди чаще, чем молодые не видят

Двойственные изображения — это изображения, в которых человек выделяет для себя либо фон, либо фигуру в зависимости от его восприятия картинки (Рис. 12, 13 ).

Как ни крути, как не переворачивай изображения-перевертыши, а картинки местами не меняются. (Рис. 14, 15).

Невозможные фигуры и объекты

Существует огромный класс так называемых «невозможных фигур», ошибочно или умышленно нарисованных с ошибками, в результате чего возникают забавные визуальные эффекты (Рис.16)

Иллюзии распознавания образов характеризуются тем, что порой на изображении очень сложно определить то, что на нём изображено (Рис. 17). Иногда сам основной рисунок не позволяет увидеть дополнительное изображение, иными словами не позволяет распознать образ. Если же всё-таки изображение распознано, при последующих просмотрах картинок его уже можно увидеть без труда.

Это, пожалуй, самый большой раздел иллюзий (Рис. 18, 19). Он включает в себя и известные иллюзионные картинки, различные модели, и естественно этот “обман” создается человеком. Ярким примером смешанной оптической иллюзии являются потрясающие рисунки на асфальте, которые под определенным углом просмотра смотрятся очень эффектно!

Применение оптических иллюзий

Оптические иллюзии не новы в архитектуре. Архитекторы Древнего Рима имели знания по оптике, которых было вполне достаточно, чтобы создавать великолепные оптические иллюзии на полах в технике мозаики.

В Одессе есть очень популярная достопримечательность «Ведьмин дом». Оптическая иллюзия плоского дома создается благодаря тому, что боковые стены дома построены под острым углом. Рассматривая дом таможни в Австралии, кажется, что этажи то расширяются, то сужаются, хотя каждый этаж дома одинаковой высоты.

Иллюзии в цирке создаются за счет использования специальной техники — двойное дно, специальные пружины, скрытые перегородки, определенная установка зеркал. Хитроумные аппараты осуществляют всевозможные «загадочные» исчезновения и появления вещей и людей, служат для парения предметов и людей в воздухе, распиливания их или сжигания.

Модный мир — мир зрительных иллюзий. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии. Вертикальные линии и детали одежды (полосы, стрелки на брюках, длинные шарфы, высокие каблуки) визуально стройнят и увеличивают рост. Контрастные вертикальные полосы, идущие по внешним бокам одежды, делают силуэт приталенным. Горизонтальные же линии (швы, карманы, оборки, ремешки на обуви) полнят. Клетка увеличивает объём, а круги придают формам округлость. Костюм в одном цвете даёт видимость высокого роста, выглядит более изысканно и элегантно, а одежда с яркими цветовыми пятнами полнит.

источник

Автор проекта: Шемелин Антон Евгеньевич обучающийся 7 класса МКОУ «СОШ №1», г. Миасс

Наставник проекта: Тяпкин Юрий Борисович, учитель физики

1.1 Иллюзия и ее разновидности……………………………………….…4

1.3 Кто придумал первую оптическую иллюзию и как её создавал……5

Оптические иллюзии встречаются довольно часто. Как в природе: миражи, и естественные очертания ландшафтов в не естественном цвете в разное время суток и при разных погодных условиях, так и искусственно созданные человеком. И я увидел проблему: как это происходит? Почему, например, прямые линии кажутся косыми, а одинаковые отрезки — разными по длине [1]? Поэтому цель моего проекта: выяснить, почему мы воспринимаем изображение не так, как оно есть на самом деле. В этой работе я хочу создать свою иллюзию, чтобы проверить достоверность информации из других источников.

Для выполнения проекта я поставил перед собой несколько задач:

1) Изучить исторический и научный материал об оптических иллюзиях.

2) Сравнить информацию, как оптические иллюзии влияют на наше восприятие, из литературных источников и проведя опрос среди сверстников.

4) Обобщить изученный в ходе работы материал и сформулировать вывод.

1.1 Иллюзия и ее разновидности

Иллю́зия (лат. illusio «заблуждение; обман») — это: обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта или явления. Существуют физические, оптические иллюзии, звуковые иллюзии, физиологические, слуховые, тактильные, парейдолические, аффективные, вербальные, иллюзии восприятия времени, органические (метаморфопсии), иллюзии осознаваемости (приложение 1) [4].

Оптическая иллюзия, также зрительная иллюзия (приложение 2) — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой).

Все что мы видим – это всего лишь отражение света от поверхности предметов. Информация, которая поступает от глаз к мозгу, может быть слегка искаженной. Даже если мы считаем, что сфокусировавшись на одной точке, наши глаза не двигаются – это не так. Они все время осуществляют едва заметные движения и передают нашему мозгу множество почти одинаковых, но, все таки, отличающихся друг от друга картинок. Далее наш разум уже формирует логическое изображение, составляя его на основании предыдущего опыта и накопленных знаний.

Читайте также:  Стоимость ночные линзы для восстановления зрения

Например, стоя у пешеходного перехода, мы видим движущийся поток машин и красный свет светофора. Наш мозг воспринимает это, как сигнал «стоять», так как предыдущие наши знания и опыт, показывают, что это правильное и безопасное действие в данной ситуации. Чаще всего, наш разум правильно расшифровывает данные сигналы, но время от времени при совокупности определенных факторов он дает сбой.

Ситуацию со светофором, можно назвать шаблонной. Подобные шаблоны помогают нам быстрее ориентироваться в пространстве, затрачивая минимальное количество времени и сил на обработку поступающей информации. Но в некоторых случаях, при определенном сочетании факторов, предельно простые ситуации могут завести наш разум в тупик [3].

1.3 Кто придумал первую оптическую иллюзию и как её создавал

Так как в переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение», то это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Поэтому трудно сказать, кто придумал первую оптическую иллюзию [2].

Например, картинка, на которой изображена молодая девушка, а другие видели на ней только старуху, впервые была опубликована в юмористическом журнале Puck в 1915 году (приложение 3). В художественных изображениях намеренное искажение перспективы вызывает особые эффекты, лучше всего известные по работам Мориса Эшера (см., например, его литографии: «Вверх и вниз» (1947), «Выпуклое и вогнутое» (1955), «Бельведер» (1958) и т. д.) (приложение 4).

Создание оптических иллюзий часто было темой работ Сальвадора Дали (см., например, его картины «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1938), «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и т. д., (приложение 5).

Вывод по теоретической части. В результате исследования литературы по данному вопросу я сделал вывод, что некоторые зрительные образы – это на самом деле иллюзия, которая воспринимается нами в силу наших особенностей восприятия. В практической части я хочу сравнить эту информацию, проведя опрос среди сверстников. И попробовать создать свою иллюзию.

Для выполнения практической части я выбрал оптическую иллюзию, составил несколько вопросов по ней и провел опрос. Вот какой результат я получил:

источник

Научно-исследовательская разработка содержит интересный материал об исследовании различных видов иллюзий зрения.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

Нечаева Татьяна Валентиновна

Глава 1.1 Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза………. 5

Глава 1.3 Переоценка вертикальных линий……………………………..8

Глава 1.4 Преувеличение острых углов………………………………….9

Глава 1.5 Меняющийся рельеф и перспектива……….……………. 10

Глава 1.6 «Фигура» и «фон»……………………………………. …. 11

Глава 1.7 Портретные иллюзии………………………………. ……. 12

Глава 1.8 Иллюзии при движении объекта………………………..……13

Глава 1.9 Иллюзии цветового зрения……………………………….….14

Глава 1.10 Иллюзии восприятия размера ………………………..…. 15

Глава 1.11 Комната Эймса…………………………..………………….16

Глава 2. Практическая часть……………………………………………. 17

Недавно я впервые узнал об обманах зрения — таких интересных картинках, которые выглядят совсем не так, как должны выглядеть на самом деле. С тех пор они мне стали очень интересны, и мне всегда хотелось узнать, почему же так происходит. Почему то, что должно стоять, движется, и то, что есть, может исчезнуть? Может быть, я просто что-то не правильно понимаю? Или где-то за экраном монитора спрятано какое-то странное устройство? Нет… Я проверял, и это всё оказалось лишь моими фантазиями.

И тогда я решил узнать об этом из книг и интернета. Но статьи умных мужчин, с подписями под фотографиями в духе «профессор физики и математики московского государственного университета, председатель кафедры оптики и активный деятель науки РФ» наводили только сон, больше чем пару абзацев я не мог прочитать.

Сейчас я уже могу смотреть на иллюзии не только со стороны восторженного ребёнка, увидевшего что-то новое и интересное. Я отдаю себе отчёт в том, что эти иллюзии гораздо более значимы для людей всего мира. Ведь у людей, владеющих этой информацией, появляется неоспоримое преимущество. В условиях современной борьбы не сил, оружий или влияний, а именно голов такие вещи могут сослужить очень и очень неплохую службу.

В своей работе же я сразу решил обвести черту понятия иллюзий. Слишком обширной и размытой она мне кажется без этого.

Во-первых, стоит заметить, что многие из них появляются вследствие искусственно созданных условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение без вращения глаз, наблюдение через щель. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий их наблюдения.

Во-вторых, большинство иллюзий возникают не по причине каких-либо сложившихся условий, а из-за того, что мы просто не воспринимаем эти вещи как данное, не замечаем или не отдаём себе отчёт в их существовании. В какой-то степени это даже не иллюзии нашего зрения, а всего лишь фантазии.

И наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством нашего зрения, некоторыми особенностями строения именно человеческого глаза — его сетчатки, рефлексов нервов.

К иллюзиям зрения я не отношу оптические фокусы, загадочные привидения, создаваемые при помощи зеркал, различных проецирующих, а также интересные оптические явления, иногда наблюдаемые в природе (миражи, северные сияния). Появление последних связано только с оптическими свойствами земной атмосферы. Во всех этих случаях наши глаза ошибаются потому, что его умышленно обманывают или при помощи технических приспособлений, или за счет особого состояния Среды между глазом и объектом наблюдения. Не являются иллюзиями и обманы зрения, возникающие у некоторых людей в сумерках, когда слабое освещение усложняет работу глаз.

Объект моих исследований: зрение.

Предмет: разнообразные обманы зрения.

Гипотеза: люди каждого возраста видят обманы зрения по-разному.

Цель: узнать возрастные рамки, в которых люди наиболее склонны к обманам зрения.

Доказать существование иллюзий зрения, изучив различные их типы.

Провести анкетирование для выявления группы, более склонной к иллюзиям зрения.

Актуальность: в современном обществе любое знание – это сила, так необходимая в условиях постоянной конкуренции. И детальное изучение обманов зрения может помочь любому человеку (как на уровне общения между двумя людьми, так и на государственном) добиться своих целей и склонить в свою сторону любого.

Закрыть левый глаз и посмотреть правым на фигуру, изображенную слева, держа рисунок на расстоянии 15-20 см. от глаза. При некотором положении рисунка относительно глаза изображение правой фигуры перестает быть видимым.

Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Слепое пятно. Наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза впервые открыл в 1668г. известный французский физик Э.Мариотт. Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются. Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых, потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно заменяются образами соседних частей или фона окружающими этот предмет (на рисунке исчезающая фигура заменяется белым фоном).

Иррадиация. Явление иррадиации (по-латыни — неправильное излучение) состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаемые нами фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике. Все они могут быть разделены на пять групп.

Во-первых, сравнивая две фигуры, из которых одна действительна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой — большими (“целое больше — больше и его части”). Это хорошо видно, скажем, на примере с линейкой: левый отрезок на ней кажется нам больше длиннее правого, хотя на самом деле они равны. Это обуславливается психологическим аспектом восприятия. На двух других рисунках правые фигуры больше левых (фигуры в целом), однако отмеченные буквами части этих фигур равны отмеченным

буквами частям левых фигур, хотя они и кажутся значительно крупнее. Это происходит потому, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на её части.

Во-вторых, встречаются случаи иллюзий того же рода с той только разницей, что суждение о зрительном образе идет в обратном направлении: не от “целого” к “части”, а от “части” к “целому”. На рисунке диаметр круга кажется больше расстояния между линиями AB и CD; на самом деле он равен этому расстоянию.

В-третьих, при восприятии фигур в целом и отдельных их частей (линии, углы, отдельные детали) зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т.е. обстановки, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими частями фигуры. Вот пример: на рисунке слева круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы. На другом рисунке внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга. Это объясняется не контрастом яркости или цветовом контрасте, который здесь ничтожно мал или вовсе отсутствует, а в особенностях восприятия фигуры и фона.

В-четвертых, известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой. На приводимом рисунке прямая касательная ко всем кружкам разных радиусов кажется кривой, так как мы невольно уподобляем её верхней криволинейной границе. (Иллюзия С.Томпсона).

Наконец, следует указать на последнюю группу иллюзий, связанных со зрительным восприятием целого и части, причина которых кроется в неспособности зрительного аппарата иногда выделить часть из целого из-за сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

Глава 1.3. Переоценка вертикальных линий.

В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения. Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных. При делении на глаз вертикальной линии пополам обычно середина оказывается слишком высоко (это ясно видно из приводимого рисунка).

Вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные — сходящимися.

К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется (смотрите рисунок) Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

На другом рисунке нам кажется, что правая фигура уже и выше (взгляд скользит по вертикали) левой фигуры. На самом деле обе эти фигуры — правильные заштрихованные квадраты с равными сторонами. Значит, заполненное пространство нам всегда кажется шире незаполненного и по горизонтали и по вертикали? Однако это не всегда так, и многое в этом зависит от направления, по которому скользит наш взгляд, стремясь воспринять фигуру.

Глава 1.4. Преувеличение острых углов.

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь “схватывает” острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

Острые углы всегда кажутся большими, чем есть на самом деле, и поэтому появляются определенные искажения в истинном соотношении частей видимой фигуры. На рисунке параллельные прямые линии вследствие влияния фона кажутся непараллельными и изогнутыми.

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат — деформированным.

Глава 1.5. Меняющийся рельеф и перспектива.

Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение. Примером тому служит приводимый рисунок: куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т.п.). Это явление называется перспективой. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление действительности, необходимо уметь пользоваться законами перспективы. Все линии на этом рисунке, идущие в действительности параллельно поверхности, должны быть изображены сходящимися в некоторой точке горизонта, называемой “точкой схода”. Линии же, идущие под разными углами, должны сходиться по ту или другую сторону “точки схода” тем дальше от нее, чем под большим углом к линии прямого зрения они проходят. Из этих точек особенно замечательной является точка, где сходятся линии, идущие под углом 45 градусов к линии прямого зрения; эта точка называется “точкой отдаления”. Она замечательна тем, что если напротив неё поместить глаз на расстоянии равном расстоянию от “точки схода” до “точки отдаления”, то рисунок производит впечатление объемности. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

Читайте также:  Сказка репка с точки зрения физики

Здесь мы рассмотрим ряд иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т.е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом — более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть прежде всего пятна меньшей площади, а также пятна более яркие “выступающие”, причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.

Наконец, есть также явление “отпадания к фону” некоторых частей фигур. Так, если прямоугольный предмет, окрашенный черной краской, как показано на рисунке слева, наблюдать с некоторого большого расстояния на белом фоне, то он будет выглядеть приблизительно таким, каким изображен справа. В этом случае белые пятна на предмете, тонкие линии его контура и резкие переходы от фигуры к фону на углах отпадут к фону, и форма предмета будет казаться искаженной. Глаз очень часто темное пятно принимает за тень от других рядом стоящих предметов. На этом принципе основана камуфляжная окраска предметов пятнами разных цветов в целях военной маскировки. Такая же окраска “камуфляж” наблюдается в мире животных и растений, служит для них защитной окраской.

Глава 1.7. Портретные иллюзии.

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, а смещенными в бок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют — остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Глава 1.8. Иллюзии при движении объекта.

При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще — эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Если после длительного рассматривания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами.

На свойстве нашего глаза в течение 0,1 секунды “видеть” то, что уже исчезло основан кинематограф: при смене 24-х кадров в секунду и при перекрытии окна проектора в момент смены кадра особым экраном (обтюратором) наш глаз не замечает этой смены и воспринимает не движение ленты, а более медленное движение фигур, проектируемых на экран. Телевидение также использует закон зрительного впечатления. В этом случае на люминесцирующем экране электронно-лучевой трубки приемника электронный луч, с очень большой скоростью, как бы “рисует” изображение видимой нами картины, двигаясь по горизонтальным строкам и от строки к строке смещаясь по вертикали. Вследствие большой скорости перемещения электронного луча от верхней части экрана строчками до нижней его границы, мы не замечаем этого движения, а воспринимаем изображение в целом.

Глава 1.9. Иллюзии цветового зрения.

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Особенность дневного зрения к сумеречному — состоит в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек на рисунке при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым.

Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Во- вторых, существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Иллюзии этого рода нам встречаются в следующих видах. Черный круг на рисунке кажется слегка красноватым на зеленом фоне, когда мы прикрываем рисунок тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становится ещё более заметным (стирается резкость границ и уменьшает разницу в яркости поля и фона и тем усиливает проявление эффекта). Аналогично черный круг на красном будет казаться зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне — зеленовато-желтым и на голубом — медно-красным.

Другим видом цветовой иллюзии является то, что некоторые цвета воспринимаются как “выступающие”, а другие как “отступающие”. Этот факт наглядно иллюстрирует приводимый рисунок. Рассматривая левую фигуру, мы склонны думать, что это усеченная пирамида, обращенная вершиной к нам. А вот на левой мы скорее представим себе туннель с выходным отверстием вдали. “Выступающими” цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или “теплые”), а “отступающими” кажутся цвета зелено-синие (или “холодные”).

Глава 1.10. Иллюзии восприятия размера.

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты. “Если бы мы увидели аэроплан, поднявшийся над горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показался бы больше самой деревни и, вероятно, представлял бы ужасающее зрелище”, — пишет известный английский физик Уильям Брэгг в книге “Мир света”. Так и луна: приближаясь к горизонту, она должна была бы уменьшаться в размерах, как самолет, этого властно требует опыт. А так как “возле горизонта” означает для наших “бессознательных умозаключений”, что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

Комната Эймса — это помещение, сконструированное определенным образом, для того, чтобы вызывать оптическую иллюзию. Cоздана офтальмологом и психологом

Адельбертом Эймсом в 1946 году, по оригинальной идее Гельмгольца. Комната воспринимается как обычная прямоугольная, хотя на самом деле таковой не является. Дальняя стена расположена под острым углом к одной стене и, соответственно, под тупым углом к другой.

Ложная перспектива усугубляется клетчатым полом, и рисунками на полу и потолке.

Я провел анкетирование среди учеников 6-7 классов, учителей, родителей.

По его итогам я выяснил, что дети и взрослые чаще подростков видят обман зрения (возможно, это происходит из-за склонности подростков увидеть во всём подвох).

Статистика анкетирования показывает:

На этих рисунках дети четверо из пяти увидели треугольник и куб, которых здесь нет.

Подростки пятеро из шести видели шестиугольную призму, но только не куб и треугольники.

Взрослые пятеро из пяти увидели то же самое, что и дети: куб и треугольник.

На этом рисунке

подростки 5:6 утверждают, что квадраты одинаковы.

Дети четверо из пяти говорят, что белый больше.

Взрослые 2 из пяти говорят, что больше черный, хотя эти квадраты одинаковы.

На этой картинке только двое подростков увидели обман зрения – исчезающий крест

На этом рисунке дети четверо из пяти сказали, что расстояние длиннее от первой стрелки до второй.

Подростки шестеро из шести сказали, что расстояние одинаково

Взрослые 3 из пяти опрошенных сказали, что длиннее от первой до второй, хотя расстояния одинаковы.

На следующем рисунке дети трое из пяти увидели, что диаметр круга не равен расстоянию BD

Подростки пятеро из шести увидели, что диаметр равен.

Взрослые пятеро из пяти утверждали, что диаметр не равен этому расстоянию (хотя диаметр круга и расстояние BD равны).

Всего 2 детей сказали, что на этом рисунке круги лежат на изогнутой. Пятеро взрослых и шестеро подростков сказали, что круги лежат на прямой — это верно.

На этом рисунке только двое опрошенных взрослых утверждали, что видят два лица и белую вазу. Остальные же видели лишь два лица, которых на картинке не существует.

Все дети видели только вазу. Ну а подростки так же, как и дети, не попались на обман своего зрения и сказали, что видят вазу…

Тем самым можно сделать вывод, что подростки меньше склонны к иллюзиям зрения. Это видно на диаграмме, где отображена зависимость правильных ответов на анкетные вопросы от неправильных в процентах (проценты считались средним арифметическим по всем картинкам).

Синим цветом обозначены проценты ошибочных ответов (опрашиваемые не находили истинную суть, а видели лишь иллюзия), фиолетовым же – процент ответов без ошибок.

Немного грустно мне от этого факта, но и безумно интересно оглядываться назад, смотреть на всё, что я сделал. Ведь так много нового открыл для себя в области нашего зрения, иллюзий и несуществующих (порой почти мистических) картинок.

В завершение я хочу сказать, что какими бы не были иллюзии зрения (цветными, большими маленькими, заранее подготовленными или случайными), мы способны увидеть в них истину. Быть может, не всегда доверяя своим глазам, а больше полагаясь на логику и здравый смысл, а может быть, и просто внимательнее смотря на вещи вокруг. И моё исследование (анкетирование) лишь подтвердило эти выводы.

Также в своей работе я подтвердил гипотезу, которую выдвигал в самом начале. О том, что люди разных возрастов видят иллюзии по-разному. Но в глазах ли причина этому? Я считаю, что нет. И далее попытаюсь это доказать, подробно рассмотрев индивидуальные особенности каждой группы.

Первая группа детей – это самые маленькие, ещё доверчивые всем и вся люди. Им в радость было помочь мне, увидев на картинках какие-то фигуры и значки. Их ответы были необдуманны, они говорили лишь то, что они видели и не сильно переживают по этому поводу. Мне кажется, что это основная причина высокого процента увиденных ими иллюзий.

Вторая группа – подростки. Это народ, к которым отношу себя и я. Мы всегда ищем что-то интересное и новое для себя, в чём мы, быть может, откроем себя по-новому, покажем свои способности с другой стороны. И из-за этого вечного стремления нам постоянно кажутся вокруг тысячи ловушек, которые мы, как истинные рыцари и благородные дамы, проходим с честью и достоинством. И это причина высокой степени правильности в наших ответах.

Последняя, третья группа – это взрослые люди. Это уже состоявшиеся, умные и чего-то достигшие в своей жизни люди, люди опытные и знающие, что говорят. И я считаю, что совсем не странно, что на моё маленькое исследование все они смотрели немного свысока. И вот именно в этом они и допустили свою самую главную ошибку. Без серьёзного отношения и внимания ни один секрет иллюзий не откроется. И в этом, по моему мнению, кроется парадоксальность высоких процентов увиденных иллюзий у этой группы людей.

Можно много говорить о причинах той или иной их ошибки. Но это уже немного другая тема, которой я ещё не касался, но быть может, в продолжение своего исследования она поможет мне глубже раскрыть истинную природу иллюзий, заключающуюся не только в наших газах, но и в глубинах подсознания.

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

А пока я ещё раз хочу заметить, что молодые умы склонны к поиску скрытого смысла. И может быть тем, кто сегодня принимает важнейшие решения, стоит над этим задуматься? Быть может, наряду с опытными и «закалёнными» в своих отраслях профессионалами стоит работать молодым и светлым умам? Ведь даже Эйнштейн говорил о том, что только разум ребёнка способен отвергнуть логику и построить новое на совершенно иной основе. Быть может. Но это всего лишь скромное мнение ученика 9 класса, к которому вряд ли прислушаются «светлые умы», стоящие у руля современного общества…

Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М: 1961-356с.

Демидов В. Как мы видим то, что видим. М: Знание,1987-234с.

Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М: Педагогика,1980

источник

Наталья Иванова
Исследовательская работа «Тайны иллюзий»

Человек воспринимает большую часть информации об окружающем мире благодаря зрению. Но не всё что люди видят, соответствует реальности, это доказывают оптические или зрительные иллюзии, которые мы часто видим на цирковых представлениях.

Иллюзий великое множество, но меня заинтересовали оптические иллюзии – фокусы. Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе и разгадать тайну фокусов мы решили провести исследование. Мы предположили, что если мы раскроем тайны фокусов, то сможем сами показывать несложные фокусы для родных и друзей на различных праздниках.

Цель нашего исследования: изучить некоторые виды оптических иллюзий на примере простейших фокусов.

Задачи исследования:

изучить историю возникновения фокусов; обнаружить главный принцип работы фокусника;

освоить основные правила фокусника;

научиться показывать несложные фокусы.

1. История возникновения фокусов

Фокусы и другие виды иллюзионизма появились несколько тысячелетий до нашей эры. В древности этим искусством владели жрецы-маги. Древние храмы Египта, Вавилона, Рима, Греции были оборудованы достаточно сложной для своего времени техникой, которая творила «чудеса»: здесь были самовоспламеняющиеся жертвенники, плачущие статуи богов, и другое. Миновало время, и путешествующие артисты, раскрыв большинство секретов церковников, начали показывать фокусы на площадях и улицах. Вера в «божественные чудеса» жрецов пошатнулась, за что церковь сурово начала преследовать фокусников: их обвиняли в колдовстве, поддавали гонениям. Церковь немало фокусников сожгла на своих очагах «Инквизиции». Одно из самых ранних свидетельств датируется приблизительно 1700 годом до нашей эры. На древнеегипетском папирусе был изображен некий Деди из Дедснефу, выполняющий фокус перед фараоном. Именно поэтому Египет и считают родиной иллюзионизма, хотя известно немало фокусов, родиной которых является Индия и Китай. Европейская история хранит много имен талантливых фокусников (начиная со средних веков и до наших дней). Преследуемые церковью и правительством, средневековые «маги» объединялись в тайные общества. Однако в середине XVIII века уже появляются ловкие фокусники, которые устраивают большие вечера-представления для вельможной публики. Они выступают под высокими титулами профессоров и членов разных академий, одетые в шикарные восточные костюмы, работают с составной и громоздкой аппаратурой; под огромными столами, застеленными ценными скатертями (к самому полу, прячутся их помощники, которые через люки в полу сцены выходят за кулисы. Выступлениям своим артисты предоставляли тайны мистического характера: лишь им — «магам-волшебникам» – были известны «волшебные» тайны.

В 20 веке появляются великие иллюзионисты: Девид Девант, Братья Сафроновы, Гарри Гуддини, Девид Копперфильд. Главная задача современных фокусников, показать зрителям самые шокирующие и удивительные трюки. (Приложение А)

2. Главный принцип работы фокусника

Определение Даля верно особенно в том, что фокус – отвод глаз, т. е. его главный принцип заключается в том, чтобы отвлечь внимание зрителей. Это правило являлось приоритетным для иллюзионистов всех времен.

Как говорил знаменитый сыщик Шерлок Холмс — герой произведений: «Мы видим, но не наблюдаем». Заставить зрителя увидеть только то, что происходит у него на глазах, оставляя скрытым тайный механизм трюка — заветная цель любого фокусника. Теперь мы узнали, в чем заключается главная тайна любого фокуса, но что еще нужно обязательно знать любому начинающему фокуснику? На одном из сайтов мы нашли пять заповедей фокусника:

1. Никогда не говорите, что вы собираетесь делать. Во-первых, это лишает зрителей сюрприза. Во-вторых, предупреждает их о том, на что они должны обратить внимание. В-третьих, не дает вам возможности выйти из неудачного положения, если фокус не получился.

2. Никогда не повторяйте фокус два раза подряд, так как во второй раз зрители следят не за фокусом, а за тем, как он исполняется.

3. Никогда не объясняйте секреты фокусов, даже традиционных.

4. Постоянно тренируйтесь, чтобы техника исполнения была доведена до автоматизма.

5. Никогда не спорьте со зрителями. Будьте всегда вежливы и корректны.

Следить одновременно за несколькими действиями люди не могут. Мастерство фокусника и заключается в том, чтобы несколько его нескоординированных движений происходили одновременно. Во время представления кажется, что все, что делает маг, публика видит, но на самом деле это не так. Он просто умело отвлекает зрителя, концентрируя его внимание на том, что ему нужно. Это так называемые неуловимые движения иллюзиониста.

Для того чтобы отвлечь аудиторию от главного, некоторые фокусники смотрят в глаза зрителю, как будто гипнотизируя, другие предпочитают с этой целью манипулировать предметами.

3. Что такое оптическая иллюзия

Оптика (от др. -греч. — оптика, наука о зрительных восприятиях) — раздел

физики, рассматривающий явления, связанные с распространением электромагнитных волн

видимого, инфракрасного и ультрафиолетового диапазонов спектра. Оптика описывает

свойства света и объясняет связанные с ним явления.

Оптическая иллюзия — это впечатление о видимом предмете или

явлении, несоответствующее действительности. В переводе с латыни слово «иллюзия»

означает «ошибка, заблуждение».

Это говорит о том, что иллюзии с давних времен объяснялись как некие сбои в работе

Изучением причин их возникновения занимались многие исследователи, начиная с 19

Некоторые зрительные обманы давно уже имеют научное объяснение, другие до сих

Оптическая иллюзия возникает тогда, когда то, что мы видим, не совпадает с тем, что есть на самом деле, — это и есть обман зрения.

Особенность оптических иллюзий состоит в том, что порою даже люди с идеальным зрением неспособны увидеть оптическое искажение, заметить обман.

4. Виды оптических иллюзий

Можно выделить 3 основные группы оптических иллюзий:

Природные иллюзии. Они созданы самой матушкой природой, без участия человека.

Искусственная иллюзия. Это ничто иное, как фокус, трюк, уловка.

Смешанные иллюзии. Это самый большой раздел иллюзий. Он включает в себя и известные иллюзионные картинки, различные модели, и естественно этот «обман» создается человеком.

Выделяется несколько видов обмана зрения:

• анаморфозы, т. е. стерео-иллюзии, или, как их еще называют: «3d картинки» — так называемые уродливые изображения предметов, нарисованные таким образом, что при рассматривании их с определенного места или с помощью оптического приспособления, они кажутся правильными и не искривленными. Рисунок смотрится объемным только при взгляде с определенной точки. (Приложение Б)

• оптический обман восприятия размера — так называются неправильные представления о форме, размере, цвете и положении в пространстве предметов внешнего мира, возникающие под влиянием зрительных впечатлений. (Приложение В)

Иллюзии движения — самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Вы смотрите на неподвижные объекты, и они начинают двигаться (Приложение Г)

• Парейдолические иллюзии, или парейдолии (греч. para — рядом, около; eidolon — изображение) — разновидность зрительных иллюзий заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. (Приложение Д)

• Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. (Приложение Е)

• Невозможные фигуры — они маскируются под обычные объекты, и лишь при внимательном рассмотрении можно увидеть в них что-то неправильное. (Приложение Ж)

5. Практическая работа

Магия фокуса способна разбудить сонных, растормошить ленивых, заставить думать тугодумов, а математические фокусы это «гимнастика ума», которая полезна в любом возрасте, она тренирует память, обостряет сообразительность, учит логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Людей всегда интересует – почему это так происходит и отчего зависит, можно ли объяснить проведённый эксперимент с научной точки зрения.

Пользуясь изученными «секретами» фокусов, мы провели свои фокусы.

В магазине мы купили 4 набора фокусов. Каждый набор – один фокус: «Волшебная книга», «Волшебный лоскуток», «Сквозь материю и пространство», «Дракон, пожирающий монетки». Каждая коробка содержит описание фокуса и его секрет, а также необходимые аксессуары для проведения фокуса. (Приложение И)

Мы изучили порядок проведения фокуса, его секрет и из 4-х разных фокусов, 3 у нас получились без труда. Чтобы провести фокус «Сквозь материю и пространство», понадобится время, ведь необходима ловкость и быстрота движений. Пока данный фокус у нас не получается.

Фокус: «Дракон, пожирающий монетки»

Разместим кольца на лоскутке. Берём монетку и кладём её в центр кольца, у которого имеется дно. Сверху на него кладём кольцо без дна. Берём картинку с драконом лицом вниз и вставляем её между двумя кольцами. Затем поднимаем оба кольца одновременно, плотно прижимая их друг к другу. Монетка исчезла! Её съел дракон!

Фокус заключается в разнице между двумя кольцами, что одно кольцо имеет дно в цвет лоскутка. Далее попросим дракона вернуть монетку. Аккуратно вытащим картонку из середины. Монетка снова на своём месте. (Приложение К)

Объявите зрителям, что благодаря вашим уникальным способностям Волшебника, книга, которая находится в ваших руках, по вашему желанию показывает либо только чёрно-белые рисунки, либо только цветные, либо…никаких!

Фокус: большим пальцем руки просто листайте страницы книги и получите желаемое изображение.

Секрет в том, чтобы получить желаемое изображение, необходимо листать страницы, удерживая книгу в определённом месте. Например, чтобы получить только чёрно-белое изображение, листать страницы нужно, удерживая правый верхний угол книги. Чтобы цветные – удерживайте книгу и листайте страницы в середине. Пустые листы – тогда удерживайте книгу внизу справа и листай! (Приложение Л)

Перед представлением Вам необходимо сделать следующее: в один из швов лоскутка вложим спичку (спичка номер 1). Запомните место расположения данной спички. Можно начать представление.

Разложим лоскуток на поверхности. Возьмём вторую спичку и положим её в центр лоскутка. Сложим лоскуток несколько раз, но контролируя расположение спички номер 1. И спички номер 2. Теперь сломаем спичку номер 1 (спрятанную в шве лоскутка! Все услышат, что спичка сломана. Разверните лоскуток. О чудо! Спичка цела! Никто не догадается, что вы ломали не спичку номер 2, а спичку номер 1). (Приложение М)

Практическая значимость работы

Проведенная работа над темой, открыла для меня много нового:

— Я узнал, что искусство фокусов – это одно из самых древних видов искусств, ему более пяти тысяч лет.

зная секрет каждого фокуса, достаточно легко научиться его показывать и удивлять зрителей. Самые простые фокусы может исполнять даже ребёнок.

Понял, что главный секрет фокусов заключается не в волшебстве и магии, а в умении фокусника показать фокус так, чтобы его секретная сторона была не видна зрителю.

— Освоил основные правила фокусника и научился показывать несложные фокусы.

— математические фокусы это «гимнастика ума», которая полезна в любом возрасте, она тренирует память, обостряет сообразительность, учит логически мыслить, анализировать и сопоставлять.

Таким образом, мы сумели достичь цели и смог раскрыть тайну оптических иллюзий.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.

Данная работа помогла нам привлечь внимание окружающих к искусству фокусов.

Оптические иллюзии, или как их ещё называют обманы зрения, возникают у здоровых людей сравнительно часто в течение всей жизни, так как они являются совершенно нормальным состоянием, зависящим от конкретных условий или строения человечеcкого глаза. Причины некоторых иллюзий установлены, но большинство из них не имеет научного объяснения и по сей день.

Оптическая иллюзия представляет собой ошибочное визуальное восприятие действительности, предмета или видимого явления в результате особенностей строения зрительного аппарата, а также под воздействием конкретных природных условий (преломление лучей при сильном дожде, искажение очертания предметов или фигуры в сумерках).

За зрительное восприятие отвечает вся система зрительного аппарата, включающая глаза, нервные клетки и окончания, благодаря которым зрительный сигнал поступает в мозг, и непосредственно та часть мозга, которая и отвечает за визуальное восприятие явлений или предметов. Зная особенности зрения, человек может анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а когда изображение полностью реально.

Мы узнали, что существует несколько видов появления оптических иллюзий :

оптические обманы, которые создала природа (наиболее известный пример – это

— созданные искусственно человеком, с использованием визуальных эффектов. Примером служит широко известный оптический фокус – парение в воздухе (левитация).

Не менее интересны иллюзии воссоздаваемые человеком по известным природным обманам – это смешанные оптические иллюзии – иллюзионные визуальные картинки.

Если искусственно созданные оптические обманы имеют строгое объяснение (игра со светом, механические конструкции, то естественный иллюзорный обман практически никогда не имеет научно обоснованного решения.

Так постепенно ребенок научится не только непринужденно разговаривать во время представления, это будет способствовать развитию чувства юмора. И еще расскажите, что очень важно никогда не раскрывать секрет фокуса, как бы ни просили его об этом друзья.

Закончить свою работу мне хотелось бы словами Козьмы Пруткова: «Не верь глазам своим». Потому что оптические иллюзии это обман, а зрение здесь лишь является посредником, который этот обман передает. Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных их видов, причин и возможных последствий необходимо каждому человеку.

1. Калейдоскоп. Зрительные иллюзии// Квант-2006.-№5-С. 12-14.

2. И. Д. Артамонов, Иллюзии зрения, изд. 3 – М., Наука, 1969

3. О. Рутерсвард. Невозможные фигуры (перевод со шведского).— М., Стройиздат, 1990

4. Элдин,Питер Фокусы/П. Элдин; Пер. с англ. Е. Л. Рудницкой; Оформ. дизайн-студии «Дикобраз». — М.: ООО «Издательство Аст-рель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.

источник