Меню Рубрики

Как беречь зрение для детей картинки

Кто находится в группе риска, как защитить детские глаза, какие методы коррекции существуют, рассказывает врач-оптометрист Детского центра охраны зрения Ася Николаева

Сегодня на школьных линейках виднеются не только цветы и бантики, но и очки. А все потому, что больше трети детей выпускается из школы в очках, а первых парт давно уже не хватает на всех слабовидящих. И что же делать родителям?

По статистике каждый 4-й школьник имеет проблемы со зрением, большая часть которых связана со школьной близорукостью. И каждый год эта цифра увеличивается.

Казалось бы, зрение малышей ничем не отличается от зрения взрослых — глаза ребенка также воспринимают и с помощью нервных импульсов посылают сигналы в мозг. Но все-таки детское зрение имеет свои особенности, и оно намного уязвимее.

Нормальное зрение устанавливается у ребенка к 5-7 годам. Зрительная корка полностью созревает только к 7 годам, а окончательное формирование глаза как органа зрения заканчивается только к 14-16 годам.

Из этого следует, что с момента рождения и до окончания роста детского организма следует особенно тщательно заботиться о здоровье глаз своего чада.

Хрусталик ребенка пропускает больше ультрафиолета, потому что еще до конца не сформировался. У взрослого человека до сетчатки глаза доходит только 10% УФ-лучей, а у 10-летнего ребенка — до 75%. Поэтому качественные детские солнцезащитные очки — это здоровая необходимость, а не дань моде.

Есть факторы, которые изменить невозможно, например, генетика. Многие заболевания глаз наследственные. Если хотя бы один из родителей страдает близорукостью или дальнозоркостью, вероятность их проявления у чада 50%. Также это касается астигматизма и косоглазия. В этом случае отправляться к детскому офтальмологу нужно как можно раньше.

Но есть негативные факторы, которые родители могут исключить или свести к минимуму. Например, неконтролируемое увлечение гаджетами, компьютером, планшетом, сотовыми телефонами, неправильное освещение или непомерная зрительная нагрузка.

Нагружать детские глаза нужно строго дозированно, давая им регулярный отдых. Особенно это касается чтения, просмотра телевизора и нахождения за компьютером. Если этого не соблюдать, то возможно развитие близорукости и косоглазия.

У современных школьников огромная зрительная нагрузка, к которой добавляется еще и груз ответственности. Особенно это касается выпускных классов, потому что психоэмоциональный стресс негативно сказывается на всем детском организме, в том числе и на глазах.

— По моим наблюдениям, у школьников выпускных классов, а сегодня это 4, 9 и 11 классы, резко ухудшается зрение. Поэтому в этот период очень важно соблюдать рекомендации по охране зрения. Необходимо научить ребенка беречь зрение с малых лет, а для этого нужно не только разговаривать с ним на эту тему, но и подавать личный пример, — объясняет врач.

Кроме того, многие подростки, желая сохранить привлекательность, начинают скрывать от родителей свои проблемы со зрением, чтобы не носить очки. В такой ситуации недуг можно запустить: если вовремя не начать лечение, вместо минус 1 — 2 диоптрии будет сразу минус 3 — 4.

Давая ребенку в руки гаджеты по «100 раз в день», родители сами создают предпосылки для возникновения проблем со зрением. И вот почему.

  • Синий свет от любого дисплея интенсивно воздействует на детские глаза. Он может вызвать повреждение сетчатки и дегенерацию желтого пятна, что является основной причиной развития катаракты. У взрослого человека подобный риск ниже, потому что с возрастом хрусталик немного желтеет и блокирует часть синего света.
  • Длительное «общение» с любым гаджетом вызывает синдром сухости глаз. В процессе разглядывания экрана мы в 2 — 3 раза реже моргаем, а значит, глаз не увлажняется. Сухость глаз приводит к развитию воспалений.
  • Чем меньше экран и изображение на нем, тем сильнее напрягаются глаза. Мелкие и яркие быстро меняющиеся картинки нарушают естественные процессы формирования зрительного аппарата ребенка. Поэтому телевизор все-таки лучше планшета.
  • Удаленность экрана от глаз имеет огромное значение, поэтому смартфоны так опасны. Как правило, их дисплей находится перед самым носом ребенка, а не на безопасном для глаз расстоянии.

Современные дети проводят у различных мониторов до 10 часов в день. Хотя для подростка допустимый максимум 3 часа в день, а для детей младшего школьного возраста — не более часа.

Во-первых, даже при 100%-ном зрении показывать ребенка детскому офтальмологу нужно регулярно — 2 раза в год. Для школьников лучше это делать во время каникул, чтобы при обнаружении каких-то проблем можно было пройти, когда зрительная нагрузка минимальна. И важно попасть именно к детскому специалисту, который проведет осмотр.

Во-вторых, использовать все возможные способы для защиты детских глаз.

— Всем школьникам я рекомендую очки для работы за компьютером, особенно это касается тех ребят, которые решили связать свою будущую профессию с IT-технологиями. Сейчас огромный выбор линз с различными покрытиями — для защиты от вредного синего излучения, грязе-, водоотталкивающее покрытие, антистатическое и т.д., — говорит Ася Владимировна.

Для деток с уже ослабленным зрением офтальмологи рекомендуют линзы для очков «перифокал». Это своеобразный тренажер для глаз, который обеспечивает различную степень рефракции по всей поверхности линзы. Благодаря этому процессу глаза ребенка тренируются все время, пока он носит очки, а зрение не ухудшается.

— Также я настоятельно советую перифокальные тренировочные линзы для детей с сильно прогрессирующей миопией. Благодаря различному преломлению они снижают нагрузку на глаза и приостанавливают процесс ухудшения зрения. Конечно, стоят они не так дешево, как хотелось бы, но лучше один раз потратиться на здоровье, чем каждые 3 месяца прибавлять в диоптриях. Ведь речь о детском здоровье! — отмечает врач.

В сети «Оптика Сэсэг» опытные специалисты помогут подобрать вашему ребенку современные линзы для очков последнего поколения. Огромный выбор для любого случая по доступным ценам.

Медицинская статистика показывает, а жизнь подтверждает, что сегодня очки нужны всем детям без исключения, только одним для защиты зрения, а другим — для его коррекции и улучшения. Поэтому первоочередное значение имеет профилактика, за которую в большей степени несут ответственность родители.

Особое внимание родители должны уделить следующим рекомендациям специалистов.

  1. Регулярно и своевременно проходить осмотр у детского офтальмолога, минимум 2 раза в год.
  2. Уделить внимание рациональному питанию, чтобы детскому организму хватало витаминов, минералов и белков, в частности кальция. Особенно это важно в первые годы жизни, когда зрительная система формируется.
  3. Поддерживать активный образ жизни, потому что современные дети мало гуляют. Ежедневные двухчасовые прогулки на свежем воздухе снижают риск развития заболевания на 36%.
  4. Адекватное расстояние до рассматриваемого объекта. Если это телевизор с диагональю 1 метр, то смотреть его нужно на расстоянии 5 метров. От компьютерного монитора диагональю 17 дюймов — на расстоянии вытянутой руки и под небольшим углом.
  5. Установить время зрительной нагрузки. Телевизор для младших школьников по 30 — 40 минут, средних – от 60 до 90 минут. Компьютер: в 5 лет по 5 минут, в 6 — 7 лет — по 10 минут, от 7 — 9 лет — по 15 минут.
  6. В детской комнате должно быть достаточное освещение: рассеянное потолочное и направленное нижнее (светильники и бра).
  7. Малыши любят играть на полу: собирать конструктор, пазлы, лепить и т.д. Поэтому так важно организовать правильное освещение этой игровой зоны, одного потолочного света недостаточно.
  8. Рабочее место школьника должно быть организовано по всем правилам. Во-первых, настольная лампа мощностью 60 Вт для правшей слева, для левшей — справа. Во-вторых, мебель, подобранная по росту ребенка, чтобы расстояние от глаз до тетради было 30 — 35 см.
  9. При чтении сказки на ночь подавайте ребенку правильный пример — не читайте лежа при плохом освещении. Когда он подрастет, будет делать точно так же. Категорически запрещается писать и читать лежа, на боку, наклонив или запрокинув голову.

источник

Проектная работа «Береги глаза, как зеницу ока!» посвящен одной из самых актуальных проблем современности — проблеме сохранения зрения человека.

Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.

Цель: изучить вопрос о том, как сохранить зрение, здоровье глаз

  • Формировать у учащихся знания об органах зрения; учить соблюдать гигиенические требования по уходу за глазами; установить взаимосвязь органов зрения с познанием окружающего мира.
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, память, речь, формировать исследовательские навыки
  • Воспитывать бережное отношение к зрению, своему здоровью, эстетический вкус, развивать познавательный интерес к предмету; познакомить с упражнениями, способствующими предупреждению заболевания глаз.

Тип урока: Защита проекта

Вид урока: Урок-презентация

Методы: словесный, наглядный, практическая работа, поисковый.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные.

Оборудование: мультимедийная презентация к занятию; приборы ЛАБДИСК на парту; музыкальное сопровождение; плакат с изображением поляны, цветы у каждого ребенка для приклеивания на полянку.

В ходе работы над проектом были намечены этапы реализации проекта:

  1. Сбор и обработка информации по данной теме.
  2. Выявление факторов, влияющих на ухудшение зрения.
  3. Изучение способов сохранения зрения.

Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.)

Пусть в этот весенний, прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного весеннего настроения!

(Дети здороваются с гостями.)

Учитель: Пусть эти цветы радуют и дарят вам хорошее настроение! (на экране цветы, звучит мелодия)

1) Учитель: С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: «Будь здрав», позже – «Будь здоров», ещё позже – «Здравствуйте». Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, – здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать. Девиз нашего урока: «Наше здоровье – в наших руках!» (слайд)

– Сегодня у нас необычный урок. Это заключительный урок – защита проекта, который мы начали некоторое время назад. Урок мы проведем в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога (слайд)

– Кто такой офтальмолог? (ответы)

Офтальмолог – врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой.

Учитель: Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога. (Надеваю белый халат). И приглашаю всех вас на медицинский консилиум (слайд)

Конси́лиум (лат. consilium совещание, обсуждение) — совещание нескольких врачей одной или различных специальностей.

Учитель: Его тема: «Береги глаза как зеницу ока». Почему мы так говорим? (ответы)

– В старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза. Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.

Учитель: Исходя, из темы медицинского консилиума, как вы думаете, какие вопросы нам предстоит обсудить? Эти вопросы мы ставили себе, начиная работу над проектом (слайд)

  1. Как устроен глаз – орган зрения.
  2. Выясним, что для глаз хорошо, а что – плохо.
  3. Будем учиться беречь глаза.

2) Учитель: Итак, первый вопрос: Строение глаза. (Слайд)

Учитель: Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждать всей красотой красок окружающего нас мира. До 90% информации люди получают при помощи глаз! Поэтому природа позаботилась о защите наших глаз. Посмотрите друг на друга.

Догадались, о каких защитниках идет речь? (Слайд)

Ученик 1: Природа предусмотрела надёжную защиту глаз. Это – брови, веки, ресницы. В среднем, верхнее веко имеет 100-260 ресничек, а нижнее 50-160 ресничек. Каждая ресница живет в среднем 100 дней. Они оберегают глаза от пыли, грязи, ветра.

Самый первый барьер – это веки. Веки – это две складки, которые расположенные снизу и сверху глаза. Веки защищают глаз от ветра, яркого света и пыли. Моргая, они очищают его поверхность и увлажняют её слезной жидкостью. Ресницы предохраняют глаз от попадания пылинок, а брови задерживают стекающие со лба капельки пота.

Ученица 2 (Слайд) В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы. Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно. Слёзы вымывают из глаз пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда попадают. В слезах есть вещество лизоцим. Оно обладает противомикробными свойствами.

3) Внутреннее строение глаза (Слайд)

Учитель: О внутреннем, очень сложном строении глаза я вам расскажу сама (макет глаза)

Учитель: Глаз имеет округлую форму, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Сверху он покрыт жесткой белой оболочкой – склерой. Она защищает глаз от повреждений. Большая часть глазного яблока заполнена прозрачной массой – стекловидным телом. Оно придает форму глазу и содержит питательные вещества. Спереди склера переходит в тонкую прозрачную роговицу, пропускающую свет. Под склерой лежит сосудистая оболочка, густо пронизанная кровеносными сосудами, питающими глаз. Впереди располагается радужная оболочка или радужка. Благодаря содержащемуся в ней пигменту меланину она бывает голубого, зелёного или коричневого цвета.

В центре радужки есть круглое отверстие – зрачок. Мышцы радужки могут сокращаться, уменьшая размер зрачка, – так радужка регулирует количество света, попадающего в глаз.

Если свет яркий, то зрачок сужается. Если свет слабый и тусклый – то расширяется.

Сразу за зрачком находится хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же пропускает через себя свет. Хрусталик фокусирует лучи света на задней стенке глаза, выстланной изнутри сетчаткой.

Сетчатка – это часть глаза, с помощью которой мы фактически видим. Она как плёнка в фотоаппарате. Сетчатка состоит из особых светочувствительных клеток – палочек (свет и тьма) и колбочек. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Они посылают сигналы в мозг по зрительному нерву.

Предметы в глазах отображаются перевернутыми.

После этого зрительный НЕРВ передаёт изображение в мозг.

Мозг совмещает изображения, полученные с двух глаз, в одно и переворачивает его.

И мы видим то, на что смотрят наши глаза.

За долю секунды мозг переводит сигнал в зрительный образ, и ты говоришь сам себе: «Я вижу маму», «Я вижу мир».

Движением глаз управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока. Для того, чтобы эти мышцы хорошо работали, нужно периодически выполнять специальную гимнастику для глаз. Сейчас ее проведет Ахметшина Сабина.

Учитель: – Эти полезные упражнения для глаз нужно выполнять часто, по мере их уставания. А что же еще благотворно влияет на зрение? Об этом нам расскажут ребята.

Читайте также:  Вещества с точки зрения зонной теории

Ученик 3: 1)Больше двигаться! (слайд)

Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом.

Ученик 4: 2) Чем меньше, тем лучше (слайд)

Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше – всего 15 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.

Ученик 5: 3) Чтение книг (слайд).

С книгами всё проще: достаточно не читать лёжа, впотьмах, не держать слишком близко к глазам. Расстояние от глаз до страницы должно составлять 40 см.

Ученик 6: 4) Школьник должен как следует высыпаться (слайд)

Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.

Ученик 7: 5) Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую»передышку» во время выполнения домашних заданий.

Десятиминутный «подвижный» перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, – отличная разгрузка (слайд).

Ученик 8: 6) Значительное место должна занимать витаминная диета (слайд)

Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. Для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы – это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А. Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.

Ученик 9: 7) Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться (слайд)

Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши – справа.

Учитель: – Ребята, у нас на столах лежат приборы – ЛАБДИСКИ. При помощи этого прибора сейчас мы проверим, хватает ли света нашим глазам в кабинете. Мы уже знаем, что по (гигиеническим правилам) СанПину норма должна составлять – 450 Люкс.

(Дети измеряют при помощи ЛАБДИСКА уровень освещения на рабочем столе и на доске)

Учитель: Главная рекомендация по сохранению зрения у детей – это регулярное посещение врача – офтальмолога.

Учитель: Очень часто на приём к офтальмологу приходят ребята, с которыми случились вот такие истории.

Получила двойку Алла.
Слезы капали из глаз,
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!

Две подружки рано встали,
Во дворе с песком играли.
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть –
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Терли девочки глаза,
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал: “Конъюнктивит”.
И назначил прижиганья,
Капли, мази, промыванья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить!

Учитель: Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные, поэтому нельзя грязными руками тереть свои глаза, это занесет в них микробы.

Учитель: У многих людей уже нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Отчего портится зрение?

Ученик 10: (слайд) в результате работы над проектом, мы выяснили, что есть несколько факторов, которые вредны для глаз:

  • наследственная предрасположенность;
  • наличие болезней;
  • характер питания;
  • условия зрительной работы (освещенность рабочего места; требования к мебели);
  • окружающая среда и другое.

В наши дни дополнительную нагрузку на зрение школьника нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.

Учитель: Итак, подходит к концу наш консилиум. К каким выводам мы пришли в результате? (ответы)

Глаз имеет сложное строение.

Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Но сохранить зрение при желании возможно!

Учитель: Еще раз давайте напомним несколько правил, как сохранить наше зрение.

  1. Прислушайся! Когда хотят,
    Чтоб вещь служила нам без срока,
    Недаром люди говорят:
    «Храните как зеницу ока!»
    И чтоб глаза твои, дружок,
    Могли надолго сохраниться,
    Запомни два десятка строк
    На этой вот странице:
  2. Глаз поранить очень просто —
    Не играй предметом острым!
    Глаза не три, не засоряй,
    Лежа книгу не читай;
    На яркий свет смотреть нельзя —
    Тоже портятся глаза.
  3. Телевизор в доме есть —
    Упрекать не стану,
    Но, пожалуйста, не лезь
    К самому экрану.
    И смотри не все подряд,
    А передачи для ребят.
  4. Не пиши, склонившись низко,
    Не держи учебник близко,
    И над книгой каждый раз
    Не сгибайся, как от ветра,
    От стола до самых глаз
    Должно быть сорок сантиметров!

Учитель: Чтобы любоваться красотой весенней пробуждающейся природы, чтобы видеть каждый день лица своих близких и друзей, чтобы радоваться солнышку и цветам мы должны соблюдать эти простые правила! И в заключении, на память наши ребята подарят вот такой коллаж из цветов (под музыку дети прикрепляют свои цветы на плакат).

Мобильная естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР с мультисенсорным регистратором.

Фото с урока: Дети за работой с ЛабДиском (измерение уровня освещенности)

  1. Зажмурь глаза, потом открой. Повтори 5 раз.
  2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
  3. «Стрельба глазами». Двигайте глазами влево – вправо, вверх-вниз. Повтори 5-6 раз.
  4. Закройте глаза на 10-15 секунд. Можно провести массаж: закройте веки и круговыми движениями пальцев легко массируйте их на протяжении 1 минуты.

«Для профилактики нарушения зрения»:

  1. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.
  2. Быстро поморгать. Закрыть глаза и спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 1-2 раза.

источник

Конспект занятия по теме: «Береги зрение».

Цель: обеспечение физического и психического саморазвития.

Задачи: -познакомить с органом зрения и его значимостью для человека.

-формировать основные навыки по уходу и охране зрения; первоначальные умения делать умозаключения и выводы;

— развивать любознательность и мышление (наглядно-действенное и словесно- логическое);

— воспитывать сочувствие к больным людям, уважение и понимание друг

Методы проведения: беседа, наблюдение, игра, фронтальный опрос.

Оборудование: презентация, «Правила бережного отношения к зрению» и «Если вы носите очки», альбомные листы, цветные карандаши.

Конспект занятия по теме: «Береги зрение».

Цель: обеспечение физического и психического саморазвития.

Задачи: -познакомить с органом зрения и его значимостью для человека.

-формировать основные навыки по уходу и охране зрения; первоначальные умения делать умозаключения и выводы;

— развивать любознательность и мышление (наглядно-действенное и словесно- логическое);

— воспитывать сочувствие к больным людям, уважение и понимание друг

Методы проведения : беседа, наблюдение, игра, фронтальный опрос.

Оборудование: презентация, «Правила бережного отношения к зрению» и «Если вы носите очки», альбомные листы, цветные карандаши.

— Посмотрите на свое рабочее место. Все готово к нашему занятию?

( На парте: альбомный лист, цветные карандаши).

2. Повторение и ввод в тему.

— Как человек общается с окружающей средой? ( С помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания – 5 органов чувств)

— Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?

Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

— А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». ( Глаза)

— Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Хорошо известно, что самое зоркое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

— Почему? ( Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)

Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!

— Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т. д.)

— Какие по размеру бывают глаза?

— Как глаза расположены? ( Можно показать рисунок – строение глаза)

-Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это – зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, что смотрит.

Яркий свет – зрачок сужает, слабый – расширяет. Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

— Как защищены глаза? ( Веки, ресницы ).

Отгадайте загадку: « Под мостом – мостищем, под соболем – соболищем два соболька разыгрались».( Брови и глаза).

Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

— А зачем человеку слезы?( Тоже защищают глаза от пыли).

  1. Оздоровительная минутка « Гимнастика для глаз».

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

  1. Зажмурте глаза, а потом откройте их. ( 5 раз).
  2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. ( 10 раз ).
  3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно.( 5 раз).
  4. Посмотрите в окно вдаль 1минуту.

Рассмотрите картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно.

  1. Читать лежа.
  2. Смотреть на яркий свет.
  3. Смотреть близко телевизор.
  4. Оберегать глаз от ударов.
  5. Промывать по утрам глаза.
  6. Тереть глаза грязными руками.
  7. Читать при хорошем освещении.
  1. Правила бережного отношения к зрению.

— А теперь, ребята, все вместе составим свод правил о бережном отношении к зрению.

( Пункты правил вывешиваются на доску).

  1. Умываться по утрам.
  2. Смотреть телевизор не более 1 – 1,5 часов в день.
  3. Сидеть не ближе 3м от телевизора.
  4. Играть на компьютере можно не более 15 минут.
  5. Не читать лежа.
  6. Не читать в транспорте.
  7. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.
  8. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.
  9. Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 минут.
  10. Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).
  11. Делать гимнастику для глаз.
  12. Укреплять глаза, глядя на восходящее ( заходящее) солнце.

Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

  1. Берегите свои « вторые» глаза.
  2. Храните их в футляре.
  3. Не кладите стеклами вниз.
  4. Регулярно мойте теплой водой с мылом.
  5. Снимайте во время занятий спортом.

— Что для глаз полезно, а что вредно? ( Дать задание нарисовать, что вредно для глаз).

Есть дети, которым приходится носить очки, потому что у них проблемы со зрением. Но одноклассники не всегда их понимают и называют «очкариками». Дети перестают носить очки.

-Как вы думаете, как это повлияет на их зрение?

-Как помочь таким детям сохранить зрение?

Играя на перемене, нужно быть внимательным, чтобы не повредить очки одноклассника.

В презентации представлены материалы для проведения родительского собрания в начальной школе по теме «Берегите зрение детей».

Цель мероприятия: научить детей бережному отношению к хлебу; познакомить детей с тем, как выращивают и производят хлеб; воспитывать уважение к людям труда ( хлеборобам, хлебопекам), обобщить зна.

Цель:-научить заботиться о зрении; выполнять упражнения по снятию усталости глаз.расширить и обобщить знания детей о значении зрения в жизни человека.

Цикл занятий по формированию культуры здоровья у детей дошкольного и младшего школьного возраста представлен в 12 конспектах. При составлении конспектов использован материал «Шкла докторов природ.

Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому.

Подготовила учитель Абралава Светлана Сергеевна.Цели:: привитие навыков здорового образа жизни; знакомство с основными пра.

Наша игра посвящена проблемам экологии, кото­рые еще в XX веке стали глобальными, т.е. пробле­мами всего человечества, а значит, решить их можно только всем вместе, сообща, и юным и взрослым ж.

источник

Марина Нечуговских
Лэпбук «Глаза и зрение»

Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста

Глаза – орган зрения человека. Наш главный помощник, благодаря которому мы можем созерцать окружающий мир. Глаза нужны человеку, чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть солнце и звезды.

Но, в наше время, время прогресса, когда люди много времени проводят возле телевизоров и компьютеров, начиная с раннего возраста, сохранность зрения становится проблемой не только у детей, но и у взрослых.

Цель: расширение и обогащение знаний детей об органе зрения, его строении, возможностях, особенностях.

1. Вызвать у детей интерес и желание познать свой организм.

2. Закрепить знания детей о внешнем и внутреннем строении глаза.

3. Дать первоначальное понятие о функциях радужки, зрачка, хрусталика.

4. Показать детям, что полезно, а что вредно для глаз.

5. Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению и к зрению других людей.

В моем лэпбуке «Глаза и зрение» 12 разделов:

• Фланелеграф со съёмными деталями изображения глаз, век, ресниц, бровей.

• Стихи о глазах, зрении,

• Гимнастика для глаз «Весёлая неделька»

«Кто как видит» — интересные факты о зрении животных

• Пословицы и поговорки о глазах

• 3-D очки с картинками, забавные оригами-глаза

• Загадки с ответами «глаз, зрение»

• Полезные продукты для хорошего зрения

• Схема «Реакция зрачка на свет»

• Картинки «что вредно для глаз»

• Строение глаза в стихах со схемой – картинкой.

Материал в лэпбуке можно менять, добавлять. Изучать эту важную тему в игровой форме проще и приятнее.

В процессе работы с лэпбуком ребенок усваивает навыки подбора и систематизации информации. В будущем это очень пригодится, особенно в период, когда обучением придется заниматься самостоятельно. Ну и, наконец, это просто безумно увлекательно!

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Берегите зрение» Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Ромашка» Берегите зрение Занятие по ознакомлению с окружающим.

Читайте также:  Вижу первую строчку таблицы для зрения

Лэпбук «Цветы» Аннотация: Дидактическое пособие «Лэпбук «Цветы»» представляет собой картонную папку формата А3, обклеенную обоями. Страницы папки можно.

Лэпбук «Цветы» Дидактическое пособие «Лэпбук «Цветы»»Тематическая папка «Лэпбук «Цветы»»Аннотация: Дидактическое пособие «Лэпбук «Цветы»» представляет.

Лэпбук по ПДД Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, — это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками,.

Глаза детей войны-не детские глаза В ближайшие дни наша страна готовиться отмечать 70-ю годовщину Великой Победы над фашистскими захватчиками. Приближаюшийся праздник придаёт.

Лэпбук 9 Мая Не так давно узнала о лэпбуке. Побродив по интернету, поняла, что лэпбук — это замечательное средство обучения, особая форма организации.

Лэпбук «Я и моя семья» Предлагаю Вашему вниманию и оценке Лэпбук (интерактивную папку) по гендерному воспитанию «Я и моя семья». Начала с того, что обрезала и.

Лэпбук по ПДД Здравствуйте, уважаемые коллеги! В сентябре традиционно в нашем детском саду прошел месячник безопасности. Были проведены беседы, игры,.

Лэпбук «Всё о кошках» Лэпбук — это папка-раскладушка с кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на определённую тему.

Рекомендации для родителей «Как сохранить хорошее зрение?» Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать.

источник

Глаза позволяют малышам изучать мир и знакомиться с ним: лица родителей, закаты, красивые картины, деревья, цвета. Это важный орган осязания, поэтому любой родитель обеспокоен вопросом как сохранить зрение у ребенка. С самого маленького возраста малыш восприимчив к внешним раздражителям. Особенно это касается глаз. Уже в полгода крохам дают в руки смартфоны, планшеты, лишь бы их занять на пять минут. Все равно же телевизор смотрит, почему бы не заменить его телефоном? Яркий свет в светильниках оказывает негативное действие на «зеркало души» малыша. Да и постоянная темнота, серость тонов может раздражать глазное яблоко. Порой, взрослые забывают насколько беззащитны глазки малюток и как важно сохранить у ребенка зрение.

Как определить ухудшается ли зрение у ребенка и почему? У малышей строение зрительных органов отличается от взрослых. У маленьких детей глазные яблоки более короткие, чем у взрослых, у которых свет фокусируется на сетчатке. У младенцев же это происходит за сетчаткой. Из этого следует наличие дальнозоркости, а значит, что каждый новорожденный, имеет такую проблему. По сути проблемой это не считается, так как со временем все налаживается, но не у всех. Из-за чего это происходит? И можно ли исправить?

  • врожденные патологии,
  • различные инфекции (дакриоцистит, конъюнктивит)
  • нарушения рефракции,
  • полученные травмы,
  • неправильное питание,
  • проблемы с шейным отделом позвоночника,
  • большая зрительная нагрузка (частое использование гаджетов, яркий свет)

Организм младенцев очень неустойчив к окружающей среде. И не каждый маленький организм может справиться с нагрузкой, которая ложится на зрительные органы. Ведь они дарят возможность ему видеть мир во всех красках, помогает развиваться. И проблемы с ним приводят к проблемам не только в восприятии мира, но и соответственно с развитием. Эти причины могут объяснить почему у ребенка ухудшается зрение.

Быстрое развитие органов взгляда приходиться на первый год жизни. Уже к одному году дальнозоркость отступает и происходит процесс нормализации глазных яблок. Этот процесс длиться достаточно долго. Поэтому не стоит думать, что после года видение малыша стало стабильным. От 3х до 5 лет оно продолжает свое развитие активным образом.

Только что появившийся на свет малыш наблюдает мир как размытое полотно, где-то ярче, где-то темнее. Фокусирование на предметах происходит ближе к 1 месяцу. После 2-3 месяцев может следить за предметами, различает движения. В этот период малыш видит только на расстоянии 40-50 см. Этого достаточно, чтобы видеть лицо и грудь мамы.

Может показаться, что его взгляд немного косит, но это из-за того самого эффекта дальнозоркости. Зрение ребенка до 1 года проходит стадию развития и адаптации к окружающему миру. Постепенно косоглазие пройдет само по себе, так как глазное яблоко увеличиться. Чтобы сомнений в нормальном развитии не было — необходимо посещать офтальмолога.

На осмотре у врача рассматриваются все важные моменты: фиксируется ли взгляд, в каком состоянии веки малыша и слизистые пути и оболочки глаз. Не маловажным фактором является прозрачность роговицы. После того, как исполняется 6 месяцев можно заметить такие отклонения: дальнозоркость и близорукость. Поэтому уже до 1 года зрение ребенка должен проверять специалист. Нет ли каких-либо отклонений. Если у родителей серьезные проблемы со зрительными функциями, возможны генетические предрасположенности у малышей.Таких деток к врачу нужно возить каждый назначенный срок.

Водить чадо до года надо к врачу необходимо в 1 месяц, 3, 6 и 12. Ближе к году способности глаз улучшается. Но чтобы проблем не возникало при развитии, его следует тренировать:

  • В первую очередь стоит позаботиться о детской. Она должна быть самой светлой во всем доме. Должны быть большие окна, для того, чтоб свет из окна днем и от лампы вечером комбинировались. Таким образом, мы способствуем движению глаз. Есть родители, которые ставят кроватку в своей комнате. Постарайтесь максимально осветлить комнату днем.
  • Цветовая гамма детской должна быть не яркой, скорее стоит выбирать пастельные тона. Которые будут приятны нежному восприятию малыша. Не разбавляйте комнату яркими деталями до 5 лет. Игрушек ярких будет предостаточно. Девочкам хорошо находиться в комнате с нежно-розовым оттенком, персиковым, бежевым. Мальчику – голубой, сиреневый.
  • Вешая игрушки над кроватью, думайте о безопасном расстоянии (30 см.). Они не должны быть одного цвета, выбирайте разные цвета и форму.
  • До 6 месяцев не давайте ребенку смотреть телевизор, телефон, планшет. Это непосильная нагрузка для несформировавшихся зрительных органов. Если же врач разрешает смотреть мультики после полугода соблюдайте безопасное время, установленное им.

Даже после года, хоть способности взгляда и стали лучше, они все еще формируется. Поэтому не позволяйте малышу перенапрягать свои глазки.

В этом возрасте формируется резкость и острота. В этом возрасте стоит отказаться всей семье от просмотра передач при маленьком глазастике. Не подпускать его к гаджетам, так как ребенок не воспринимает еще то, что видит, а лишь замечает звук и мигание картинок. Врачи акцентируют на том, что деткам до двух лет не нужно позволять смотреть телепередачи. При этом глаза малыша просто не готовы справляться с таким ярким напором. Если вы считаете, что чадо уже понимает все, то проконсультируйтесь с офтальмологом. Врач сможет ответить насколько безопасно крохе «знакомиться» с телевизором.

Уже при достижении 2х лет, ребенок может выражать свои желания, говорить предложения (легкие, простые). Такие дети отчетливо могут копировать движения, мимику и речь родителей. Однако стоит помнить об особенностях каждого, у некоторых эта функция воспроизводиться в год. Все это называется зрительным опытом.

В три года зрительные способности малыша проверяют по специальной таблице, которая нам всем знакома, только разве что эта таблица не выглядит как та, что у взрослых. На ней нарисованы картинки, так как чадо их воспринимает лучше, да и буквы, цифры он знает далеко не все. Но не всем детям, опять же в силу возможностей и развития, можно проверить остроту зрения через этот способ. Ничего страшного в этом нет, острота развивается до 4 лет. После, нормой можно считать показатели: 0,7-0,8.

Стоит знать, что в возрасте 4 лет ребенок может часто прищуриваться, это может стать поводом для развития близорукости, его симптомом. Но понаблюдайте, прежде чем бить тревогу. Малыши любят просто копировать кого-то из семьи.

Это возраст, когда нагрузка на глаза увеличивается в разы. Поэтому стоит начинать от 3 лет приучать писать, читать, смотреть передачи. Иначе для глаз будет шоком резкое возрастание нагрузки. Зрение детей дошкольного возраста начинает «активно» работать. Из-за занятий по подготовке к школе, кружкам и секциям, но это правильное и своевременное развитие. Главное не допускать перегрузки, делать перерывы, специальную гимнастику. Все занятия, которые требуют сосредоточенности не должны превышать 30 минут с 15-минутными перерывами. Нахождение ребенка около телевизора и компьютера не должно превышать одного часа в день. Экран компьютера должен быть достаточно большим. В дошкольном возрасте нужно чаще обследовать зрение детей. Увеличьте посещение офтальмолога, чтобы отслеживать, как занятия влияют глаза.

Период начала школы самый тяжелый после периода рождения. Так как в этот момент нагрузка на глаза ребенка максимально возрастает, и есть шанс получить диагноз близорукости. Каждый шестой школьник в настоящее время получает этот диагноз. Если есть генетическая предрасположенность, то шансы получить такой диагноз в справке увеличивается.

Чтобы у крохи е было проблем с глазками, нужно постоянно посещать окулиста и следить за рационом питания. Он должен быть обогащен витаминами С, Е, А и селеном — они прекрасно поддерживают состояние. Приучайте чадо бережно относиться к глазам. Очень важно не забывать о том, что органы зрения влияют на общее развитие ребенка.

источник

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ Берегите зрение..pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательский проект «Гигиена и охрана зрения» Работу выполнила воспитатель группы продлённого дня ГБОУ школы № 246 Г.Санкт-Петербурга Богданова И.Б.

Цели и задачи занятия Цель Личностные универсальные учебные действия. Формирование у обучающихся общего представления о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни. Задачи 1.Выявление факторов, влияющих на снижение зрения. 2. Нахождение способов сохранения зрения. 3.Изготовление памяток с правилами, способствующими снижению риска ухудшения зрения. 4.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. 5.Точно и полно передавать партнеру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий.

Для чего глаза на свете? «Ребятишкам про глаза» Разберемся вместе, дети. Для чего глаза на свете? И зачем у всех у нас. На лице есть пара глаз? Чтоб текла из них слеза? Ты закрой глаза ладошкой, Посиди совсем немножко. Сразу сделалось темно, Где доска и где окно? Странно, скучно и обидно Ничего вокруг не видно. Женя хочет быть пилотом, Править быстрым самолетом. Все моря на белом свете Переплыть мечтает Петя. Будет Николай танкистом, А Сергей парашютистом. Станет снайпером Илья… Но для этого, друзья. Кроме знанья и уменья Всем необходимо зренье! Н. Орлова

«Глаза — это зеркало души» Глаза важный орган, имеющий огромное значение для жизни человека. При помощи глаз мы общаемся с внешним миром, любуемся красотами природы, имеем возможность видеть окружающих нас людей. По глазам можно определить внутренний мир человека, черты его характера, недаром в народе говорится, что глаза являются зеркалом души. Мы счастливы — смеются и наши глаза; нам больно — и наши глаза выдают боль и печаль. Красивые и ясные глаза – всегда здоровые глаза! А когда болят наши глаза и начинают видеть мутно, расплывчато, то уже и нам не до смеха! сказал Л. Н. Толстой — русский писатель, мыслитель.

Зачем и сколько раз мы моргаем ? Мы моргаем, чтобы защитить глаза. Как только что-то приближается к глазу, свет отражается от этого предмета и попадает в глаз сквозь прозрачную роговицу. Пройдя через зрачок, этот свет падает на хрусталик глаза, а тот в свою очередь фокусирует свет на сетчатку. Организм защищает зрение и другими способами. Во-первых, глазные яблоки надежно защищены костями черепа. Брови оберегают зрение от пота, а ресницы – от пыли. Веки человека работают как автомобильные дворники, постоянно очищающие лобовые стекла. При каждом моргании веки увлажняют глазное яблоко слезной жидкостью, при этом смываются бактерии, пыль и инородные частицы, если таковые попали в глаз. Поэтому человек моргает в течение всего дня. Человек со здоровыми глазами моргает больше 10 тысяч раз за сутки (эта цифра может доходить до 40-50 тысяч). При этом моргание обоих глаз происходит синхронно. В среднем человек моргает 20 раз в мин.

Брови Ресницы слёзы Стражи

«Глаза – более точные свидетели, чем уши». Гераклит Эфесский. 90 % всей информации люди получают через глаза: снабжают нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете; способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор; человеческий глаз имеет форму шара, из-за этого его иногда называют глазным яблоком. Диаметр глаза-2,5 см, вес около7-8 г; находятся в верхней части лица и расположены на расстоянии примерно 6 см друг от друга; глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевёрнутым и уменьшенным. глаза бывают карие, голубые, зелёные, серые, синие. Цвет глаз зависит от пигмента, содержащегося в радужке;

Глаза – это окно в мир, это отражение состояния нашей души, это хранилище загадок и тайн. Благодаря глазам, этим удивительным органам, мы обладаем уникальной возможностью – видеть все вокруг себя, рассматривать вещи вдалеке и вблизи, ориентироваться в темноте, ориентироваться в пространстве, перемещаться в нем быстро и легко. Наше зрение делает нашу жизнь богаче, информативнее, активнее. Поэтому так важно для человека своевременно решать все проблемы, которые возникают с глазами, ведь даже малейшая вероятность перестать видеть этот прекрасный мир пугает.

Мужчина, как охотник, наделён «туннельным видением», чтобы глаз был способен поймать цель, находящуюся достаточно далеко, и не выпускать из поля зрения. Он чётко видит перед собой и на большое расстояние. Это же позволяет ему легко ориентироваться в пространстве. Его мозг устроен так, что мужчина способен ясно видеть конечную цель, не отвлекаться на посторонние вещи, определять, как достичь её кратчайшим путём и наилучшим способом. Мужчина обладает узким полем зрения. Кроме того, ученые доказали, что у мужчин лучше развито центральное зрение, а у женщин – периферическое. У женщин периферическое поле зрения намного больше, чем у мужчин. Это во все времена позволяло женщине улавливать то, что происходит вокруг, моментально оценивать ситуацию, замечать детали. Иногда у женщин периферийное зрение достигает полных 180 градусов. Поэтому, мужчины считают, что у женщин порой появляются глаза на затылке. Из-за определенных различий в строении глаз представительницы прекрасного пола способны различать больше цветов и оттенков, нежели сильная часть человечества.

Опытным путем установлено, что человеческие глаза могут различать до 150 000 оттенков и цветовых тонов. Данная способность оказывает влияние на различные стороны жизни человека. Цветное зрение обогащает картину мира, дает индивиду больше полезной информации, оказывает влияние на его психофизическое состояние. Цвета активно используются везде – в живописи, промышленности, в научных исследованиях…

Это интересно Глаз способен различать 130-250 чистых цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных оттенков. Человек тратит на мигание полчаса каждый день. В течение жизни человек плачет 250 миллионов раз. Женщины моргают примерно в 2 раза чаще, чем мужчины. Ни мужчина, ни женщина не может чихнуть с открытыми глазами. Около 2% автомобильных аварий, происходящих в мире, вызвано чиханием за рулём. Глаза человека, работающего за компьютером, за день перефокусируются с экрана на бумагу или клавиатуру около 20 тысяч раз. Через минуту пребывания в темноте чувствительность глаз к свету возрастает в 10 раз, через 20 мин. – в 6 тыс. раз. Именно поэтому, выйдя на яркий свет после долгого пребывания в темноте, мы зажмуриваемся.

Читайте также:  С точки зрения кибернетического подхода информация это

Зрение человека (зрительное восприятие) — процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой, и позволяющий получать представление о величине, форме (перспективе) и цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между ними. Чтобы сохранить зрение, предохраняйте глаза от попадания пыли, холодного ветра и дыма. К снижению остроты зрения приводят чтение мелкого шрифта, длительная тонкая работа, а также долгий сон или, наоборот, бессонница. Почему глаза надо беречь?

Что вредно? Что полезно? Читать лёжа. Смотреть на яркий свет. Смотреть близко телевизор. Оберегать глаза от ударов. Промывать глаза по утрам. Тереть глаза грязными руками. Читать при хорошем освещении. Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день. Сидеть не ближе 3 м от телевизора. Играть на компьютере не более 15 мин. Не читать лёжа. Не читать в транспорте. При чтении и письме свет должен освещать страницу слева. Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30-35 см. Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий перец и др.) Делать гимнастику для глаз. Не тереть глаза руками. Соблюдать чистоту.

«Береги свои глаза» Н. Орлова Чтобы глаза твои, дружок, Могли надолго сохраниться, Запомни два десятка строк, что прочтешь ты на странице: Глаз поранить очень просто – не играй с предметом острым! Глаза не три, не засоряй, лежа книгу не читай; На яркий свет смотреть нельзя – тоже портятся глаза. Телевизор в доме есть, Но, пожалуйста, не лезь К самому экрану, И смотри не все подряд, А передачи для ребят. Не рисуй, склонившись низко, Не держи учебник близко, И над книгой каждый раз Не сгибайся, как от ветра –От стола до ваших глаз Должно быть 40 сантиметров. Я хочу предостеречь: Нужно всем глаза беречь!

Глазки открыты. Непременное условие выполнения упражнения: голова неподвижна, работаем только глазами. «Рисунок» должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок при этом не перенапрягайте, следите за состоянием! Взгляд переводим в такой последовательности: в верхний левый угол, в нижний левый, в верхний правый угол, в нижний правый. А теперь наоборот, в другом направлении: в нижний левый угол, в верхний левый, в нижний правый угол, в верхний правый. Выполняем 8-10 раз в каждом направлении. А сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет крылышками мотылек. Во время выполнения разминки для глаз не щурьтесь, не открывайте глаза очень широко! Все это создает напряжение, которое противопоказано!

Непременное условие выполнения этого упражнения такое же, как в «Бабочке». А теперь глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, а затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко. 8 Физминутки для глаз

Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх (в потолок), а мысленно продолжаем движение глаз под череп на макушку, как будто Вы туда посмотрели. А теперь глаза вниз, а внимание в область щитовидной железы, как будто Вы заглянули туда, где наше горло. Выполняем 8-10 раз в каждом направлении. только теперь «рисуем» глазками вертикальную восьмерку. Поморгайте часто-часто, легко-легко. 8

Зрительные иллюзии Эту иллюзию изобрел японский психиатр Акиоши Китаока. Он утверждает, что . иллюзия неподвижна для спокойных, уравновешенных и отдохнувших людей. Если же иллюзия активно движется, то вам нужен отдых и сон в течение 8 часов, но, а если же иллюзия очень быстро движется, то вам срочно нужен отдых на курорте. Итак, проверяем себя и если, что начинаем отдыхать.

А ты знаешь, что… Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться. У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвос­те, который помогает раку ориентироваться, когда тот пятится назад. А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча. А пчелы — пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того пчелы необычно воспринимают цвета. Например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет. У стрекозы глаза имеют своеобразное строение. Нижней частью глаз стрекоза хорошо различает цвета, верхняя же часть — цвета не различает. Зато этой частью глаз стрекоза легко различает на фоне неба мошек, которыми питается. У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров. У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти жи­вотные хорошо видят в темноте. У кого самые большие глаза? У самого большого в мире животного — голубого кита. Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике.

Думаю, нам всем очень полезно учить свои глазки «расслабляться» после и во время работы у компьютера… Ежедневное погружение в просмотр картинок, которые вы увидите ниже, способен даже помочь восстановить плохое зрение.

источник

Основную часть информации из окружающего мира мы получаем через органы зрения. Если за ними не ухаживать и игнорировать усталость, в скором времени они утрачивают способность четко видеть. Опаснейшими врагами наших глаз является нездоровый образ жизни, плохое питание и длительное пребывание перед компьютером. Как сохранить зрение до старости, учитывая такие условия жизни?

Рассмотрим простые правила сохранения зрения, которые нужно соблюдать изо дня в день:

  • полноценный сон. Недосыпание может спровоцировать нарушения зрительного нерва;
  • не смотрите телевизор в темноте;
  • не забывайте делать перерывы во время работы за компьютером;
  • не читайте книги в автобусе и электричке. Также не стоит читать в положении лежа;
  • избавьтесь от привычки щуриться, из-за этого сильно напрягаются глазодвигательные мышцы;
  • больше гуляйте на свежем воздухе;
  • делайте гимнастику для глаз;
  • уменьшите количество алкоголя до минимума;
  • откажитесь от курения, в том числе и пассивного;
  • рацион должен состоять из продуктов, богатых витаминами и микроэлементами;
  • регулярно обследуйтесь у офтальмолога.

Среди специалистов есть такое понятие, как световое голодание. Такое происходит у людей, которые редко выходят на улицу. А ведь солнечный свет благотворно сказывается на зрительном аппарате и улучшает качество видения. Но в то же время глаза нужно защищать от ультрафиолетового излучения. Не забывайте носить очки с солнцезащитным фильтром.

Во время чтения книга должна находиться на расстоянии 30–40 см. Свет должен быть верхним и светить с левой стороны. Электронные книги не стоит читать, несмотря на подсветку. Во время долгого чтения периодически делайте паузы, отведите взгляд вдаль и проведите зарядку для глаз.

Не забывайте о правильном питании. Мы – это то, что мы едим. Большую пользу для зрительного аппарата оказывает черника. Она способствует регенерации клеток сетчатки, снижает усталость и нормализует остроту зрения. Для организма крайне необходим калий, который влияет на состояние кровеносных сосудов. Это вещество содержится в сухофруктах, бананах, апельсинах.

Лютеин необходим для нормального функционирования сетчатки. Он содержится в кукурузе, моркови, хурме, шпинате, авокадо, оранжевом перце. Не забывайте также о морепродуктах, растительном масле, орехах, рыбе.

Просмотр телевизора ассоциируется у нас с отдыхом, но глаза в этот момент даже не думают отдыхать. Вы минимизируете вред, если включите яркий свет. Экран телевизора должен находиться на расстоянии не менее двух–трех метров.

Правильный образ жизни сохранит отличное зрение на долгие годы. Откажитесь от вредных привычек. Табачный дым раздражает слизистую оболочку глаза и вызывает воспалительные процессы. Выделяемые токсические вещества могут даже вызвать помутнение хрусталика – катаракту. Едкие вещества способны вызвать закупорку кровеносных сосудов и ухудшить зрительную функцию. Пристрастие к алкогольным напиткам способно в конечном счете вызвать атрофические изменения нервных клеток глаза.

Одной из распространенных проблем детей школьного возраста является ухудшение остроты зрения. Это объясняется чрезмерными зрительными нагрузками, нерегламентированным использованием компьютера и телевизора, а также низкой физической активностью.

Профилактика нарушений зрительной системы во многом зависит от родителей и учителей, задачей которых является обеспечение правильного режима дня и отдыха ученика.

Для того чтобы улучшить зрение школьника, в первую очередь необходимо соблюдать гигиену зрения. Сюда включается хорошая освещенность. Зрительная работа должна проводиться с использованием верхнего света и мощной настольной лампы. Запомните, что свет должен падать сверху и с левой стороны!

Ребенок должен приучиться держать книгу и тетрадку на расстоянии примерно сорока сантиметров. Не разрешайте своему чаду читать лежа, а также в транспорте. Вибрация и недостаток освещения будут сильно утомлять глазные мышцы.

Младшие школьники должны проводить за компьютером не более двадцати минут в день. Если требуется больше времени, тогда стоит не забывать о регулярных пятнадцатиминутных перерывах. Коварство компьютера заключается в том, что, увлекшись игрой, дети просто не замечают усталости. Хотя специалисты утверждают, что первые симптомы переутомления наступают по прошествии пятнадцати минут, а через полчаса определенные признаки зрительного нарушения могут быть зафиксированы специалистом.

Не спешите сдавать ребенка в школу до семи лет. Дело в том, что глазная мышца формируется примерно к семи-восьми годам. Согласно статистике, среди детей, которые пошли в школу до семи лет, в три раза больше страдающих близорукостью, чем среди тех, кто пошел в школу после семилетнего возраста.

Родители должны позаботиться об укреплении детского организма. Важно обеспечить двигательную активность и полноценное питание. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок меньше болел, закаляйте его. Немаловажную роль играет пребывание на свежем воздухе.

Ни для кого не секрет, что крепкий и выносливый организм меньше подвержен заболеваниям, в том числе и офтальмологическим. Обогащенный витаминами и микроэлементами рацион создаст необходимые условия для полноценной работы сетчатки. Наиболее полезными для органов зрения считаются такие продукты:

С возрастом практически каждый человек замечают у себя те или иные проблемы со зрением. В самом начале появляется утомляемость глаз во время чтения или выполнения мелкой домашней работы. Если школьники больше всего подвержены близорукости, то в пожилом возрасте распространенной проблемой принято считать дальнозоркость. В этом случае человек отчетливо видит предметы, расположенные вдали, а близлежащее изображение размытое. Можно заметить, как пожилые люди, читая книгу, отодвигают ее подальше, чтобы лучше увидеть.

Быстрая утомляемость, зрительный дискомфорт, тяжесть в глазнице могут оказаться проявлением такого опасного заболевания, как глаукомы. Недуг характеризуется повышением внутриглазного давления. Коварство патологии заключается в длительном бессимптомном течении. В конечном итоге глаукома может привести к полной потере зрения.

Сохранить зрение после 50 лет вам помогут следующие советы:

  • сбалансированное питание. Добавляйте в рацион листовые овощи. Например, брокколи и шпинат помогут предотвратить развитие катаракты (помутнения хрусталика). Не забывайте о ягодах, в состав которых входят антиоксиданты, которые помогут противостоять негативному воздействию внешней среды. Большую пользу глазам принесет витамин А. Он содержится в тыкве, моркови, цитрусовых;
  • проводите несколько раз в год курс витаминотерапии, но предварительно нужно посоветоваться с врачом;
  • если вы долго смотрите телевизор или работаете за компьютером, не забывайте каждые сорок минут делать перерывы;
  • массируйте глаза хотя бы один раз в день. Так вы расслабите мышцы и нормализуете кровообращение;
  • теплые компрессы снимут усталость, устранят сухость, а также помогут избавиться от головной боли;
  • рыбий жир нормализует работу зрительного аппарата и предупреждает развитие катаракты. Его можно принимать в капсулах, они свободно продаются в аптеке. Также хорошо было бы добавить в рацион лосось или палтус.

Многие проблемы со зрением возникают из-за перенапряжения, а гимнастика позволяет это напряжение снять. Зрительные упражнения просты, и их выполнение не занимает много времени.

Рекомендации для сохранения хорошего зрения включают в себя регулярное выполнение специальных упражнений для глаз. Они способствуют нормализации и восстановлению зрительного аппарата. Делать их следует ежедневно, хотя бы по десять–пятнадцать минут. Рассмотрим наиболее эффективный комплекс:

  • сильно зажмурьте глаза, посчитайте до пяти и затем откройте;
  • сделайте движения глазами сначала по часовой стрелке, а затем в обратном направлении. Необходимо выполнить до десяти таких подходов;
  • закрытыми глазами посмотрите в левую и правую стороны, а затем вверх и вниз;
  • для следующего упражнение следует вытянуть руки вперед и зафиксировать взгляд на кончиках пальцев. Не спеша поднимать руки вверх, при этом не отрывая глаз от пальцев. Не забывайте, что голова должна оставаться в неподвижном состоянии;
  • в течение десяти секунд смотрите на точку, находящуюся на кончике носа;
  • поморгайте в быстром темпе в течение десяти секунд;
  • разглядывайте внимательно объекты, находящиеся вдали;
  • закройте веки и подушечками среднего и указательного пальцев осторожно помассируйте;
  • в конце рекомендовано сделать пальминг. Для этого следует закрыть глаза и положить сверху ладони. Перед этим можно активно потереть ладони одна о другую, чтобы от них исходило тепло.

Еще одно упражнение называется «Письмо носом». Оно направлено на расслабление мышц шеи и глаз. Выполнять его можно лежа, сидя или стоя. Расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что ваш кончик носа – это ручка или карандаш. Теперь пишите в воздухе этой воображаемой ручкой. Это могут быть цифры, буквы, фигурки.

Расслабление может быть также достигнуто, когда вы не концентрируетесь на каком-то одном предмете. Упражнение выполняется с открытыми глазами. Положите чуть ниже уровня глаза ладони с разомкнутыми пальцами. Не спеша поворачивайте голову в правую и левую сторону. Старайтесь смотреть вдаль, а не на сами пальцы. При этом взгляд должен скользить, а не задерживаться на чем-то одном.

Также специалисты рекомендуют наклеить на оконное стекло маленький круг. Его нужно расположить примерно на уровне глаз. Встаньте примерно на расстоянии тридцати сантиметров от окна. Найдите за окном какой-то отдаленный объект, это может быть дерево или столб. Попеременно переводите взгляд с области круга на удаленное изображение.

Итак, как же вести себя, чтобы сохранить зрение до старости? Не зря говорится, что здоровье нужно беречь смолоду. Да, заботиться о своих глазах и думать об их здоровье необходимо еще тогда, когда не появились тревожные звоночки. Специалисты разработали эффективные методы, помогающие улучшить качество зрительной функции. Они включают в себя упражнения для глазодвигательных мышц, физическую активность, сбалансированное питание, правильный режим работы и отдыха, гигиену зрения. Каждому человеку нужно раз в год проводить профилактический осмотр у офтальмолога. А если появились беспокоящие симптомы, нужно незамедлительно обратиться в специализированное учреждение и пройти обследование.

источник