Меню Рубрики

Как компьютер влияет на зрение подростка

Представить жизнь без многофункционального смартфона очень трудно, а мобильный телефон есть у всех, даже у старых бабушек. Поэтому, важно понимать, портится ли зрение от телефона, стараться уменьшить вред, ведь современный человек скорее ослепнет, чем откажется от услуг и комфорта, которые предлагают прогрессивные технологии. Уже появился термин «экранная близорукость».

На самом деле негативно воздействует не сам телефон, а ряд косвенных причин – чтение в некомфортных условиях (маленький экран, слабое или слишком контрастное освещение, неудобное положение тела). Такие же факторы вредят глазам при чтении бумажных изделий.

Активные пользователи смартфонов, которые непрерывно листают страницы гаджета в метро, в других видах транспорта наверняка знают, портит ли телефон зрение, так как близорукость появляется практически сразу. Сначала она временная, проходит после того, как глаза отдохнут, но постепенно повреждения становятся невозвратными. Дребезжание, чередование ярких и темных участков, и другие причины приводят к следующему:

  1. Глазная мышца не успевает сфокусироваться;
  2. Человек моргает реже;
  3. Пересыхает слизистая глаза;
  4. Разрушается макула.

Если долго смотреть в телефон в течение дня то появятся головные боли, временно ухудшится зрения и будет тошнить. А злоупотребление мобильными гаджетами приведет к невозвратной утрате зрения.

Так как маленький экран, крошечные буквы и мелкие детали рисунков вредят больше всего, поэтому, чем меньше диагональ экрана, тем сильнее негативное воздействие. Соответственно, смартфон вреднее, чем ноутбук или компьютер, а кнопочный телефон с крохотным черно-белым экранчиком опаснее для глаз, чем сенсорный телефон с экраном в ладошку. В попытке рассмотреть крошечные детали, пользователь подносит экран слишком близко к глазам, в результате чего разрушается макула (та часть глазного яблока, которая отвечает за мелкие детали).

Было доказано, что самые вредные те модели смартфонов, у которых в цветовой схеме экрана преобладает фиолетовый, и те, у которых слишком яркие, «кричащие» цвета. Такие контрастные цвета еще называют кислотными.

Доказано, что портится зрение от телефона, если постоянно смотреть на экран, нарушая все нормы здравого смысла и физиологии. Чтобы не лишать себя радостей технологичных гаджетов и сохранить зрение, следует придерживаться простых правил. Они обоснованы физиологическими нормами и требованиями офтальмологов:

  1. Придерживаться правильного расстояния – лицо от экрана смартфона 30 см, компьютера – 60 см, телевизора – 3 м. Это так называемое правило 1-2-10, где расстояние дается в футах;
  2. Чередовать нагрузку, отдых и разминку глаз. Для этого используют правило 20-20-20, которое обозначает, что нужно каждые 20 минут работы за синим экраном делать 20-ти секундную паузу, во время которой фокусировать взгляд на точке, не ближе 20 футов (6 метров). Это позволяет глазам полноценно отдыхать, благодаря чему уменьшается опасность мобильной техники;
  3. Увеличить шрифт до максимального. Размер шрифта такой, чтобы его было легко читать с правильного расстояния (30 см). В некоторых моделях он регулируется бегунком, в других – выбирается размера «Крупный». Простое увеличение шрифта с маленького на огромный наполовину уменьшит нагрузку и вред от вашего гаджета;
  4. Пользоваться сайтами с адаптированным видом под телефон – на таких сайтах крупнее шрифт, реклама не занимает полэкрана;
  5. Чаще моргать. Не забывать закапывать глаза средствами типа «искусственная слеза» или моргать чаще, иначе быстро появляется чувство жжения и песка в глазах;
  6. Контролировать освещение. Не допускать работу на смартфоне в темном помещении или ночью на улице с ярким экраном, включать свет там, где пользуешься телефоном;
  7. Выставить умеренную яркость. Свечение экрана комфортное, соответственно, на улице яркость следует сделать выше, а в затемненном помещении – ниже, проще включить авторегулировку яркости. Смотреть на яркий экран в темной комнате очень вредно и даже больно физически (а еще это садит аккумулятор);
  8. Быть рациональным в пользовании – не смотреть в телефон, когда общаешься с реальным собеседником, не проверять поминутно почту, не зависать в соцсетях. Многие вещи мы делаем не из-за необходимости, а на автомате или из-за скуки. Оставьте это для другого времени, пользуйтесь смартфоном без азарта;
  9. Избавиться от бликов позволит матовая пленка, плюс поставить максимальную частоту обновления экрана. Все это частично уменьшит нагрузку на глаза, а пленка защитит от царапин и сколов, предотвратит появление отпечатков пальцев на сенсорной панели;
  10. Делать зарядку для глаз ежедневно – очень удобно перед сном сделать комплекс упражнений для глаз. В него входят различные движения глазным яблоком, словно рисование геометрических фигур в воздухе, смотреть вверх-вниз, по сторонам, выписывать круги, смотреть в даль и на кончик носа. Кстати, есть мобильные приложения для такого спорт для глаз в PlayMarkete.

Чтобы обезопасить свои глаза нужно использовать все возможности, они доступны, недорогие и полезные для здоровья:

  • Использовать спец оптику – особые контактные линзы или очки с HD-оптикой позволяют снять нагрузку с глаз даже в самых экстремальных условиях (большой контраст экрана и окружающего освещения, быстрое чередование света и тьмы, как при поездке на метро или поезде).
  • Добавить витамины в рацион – естественно больше витамина А и С. Сильные антиоксидантные свойства обеих витаминов плюс польза для зрения от позволяют компенсировать полученный вред. Но поедать килограммами морковь, яйца, чернику и морскую рыбу непросто, потому кроме полноценного рациона стоит пропить курс витаминов.
  • Использовать специальные аппараты для лечения и профилактики близорукости: очки с точками, цветоимпульсные аппараты «Очки Сидренко», «Очки Панкова, Визулон».

Даже если зрение уже не очень и пользователь носит очки, линзы, ему тоже очень вредно постоянно смотреть на экран. Беречь себя, пользоваться специальными линзами – самое первое, что стоит делать.

Зная, как телефон влияет на зрение, любителям чтения стоит перейти снова на бумажные книги или использовать правильную электронную книгу.

Если человек точно будет читать тексты в большом количестве, ему стоит приобрести не телефон с огромным экраном, а электронную книгу. Подойдет не всякая, необходим гаджет, в котором реализована технология E-ink. Она позволила сделать электронные книги еще приближеннее к бумажным предкам. Плюс такие книги имеют немало преимуществ: долгая автономная работа без дозарядки, правильное соотношение цвета фона и букв, подобность книгам (перелистывание страниц, даже их шелест).

источник

В настоящее время остро встают проблемы, связанные с работой за компьютером, просмотром телепередач, использованием сотового телефона. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необ­ходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна. Приобщение совре­менных школьников к информационным технологиям наби­рает обороты с каждым годом. Однако компьютеризация обучения и другая деятельности детей имеет помимо достоинств и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Об этих моментах мы расскажем в нашей работе.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

Тема: «Изучение влияния компьютеров и сотовых телефонов на зрение подростков»

Филиппова Ирина Александровна

Глава I. Теоретическая часть

  1. Нарушения зрения подростка: близорукость и дальнозоркость
  1. Причины нарушения зрения у подростков
  1. Влияние компьютеров на зрение подростков
  1. Влияние мобильных телефонов на зрение подростков
  1. Нормы работы за компьютером

Глава II. Практическая часть

  1. Результаты исследования
  1. Анализ медицинского осмотра

2.2.2 Встреча с окулистом детской поликлиники № 2

2.2.3 Проверка остроты зрения у учащихся 9 и 10 классов

Анализ анкеты «Ты и твоё зрение

В настоящее время остро встают проблемы, связанные с работой за компьютером, просмотром телепередач, использованием сотового телефона. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. Однако компьютеризация обучения и другая деятельности детей имеет помимо достоинств и ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Об этих моментах мы расскажем в нашей работе.

Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы. Зрение даёт людям почти 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Современные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно считать нормальным.

Последние наблюдения показали, что в последнее время появляется всё больше близоруких людей.[2]

Объяснение этому простое: люди стали больше читать и писать, затем засели за телевизор, потом уставились в компьютер, а совсем недавно и в сотовый телефон. Все это заставляет смотреть перед собой и приводит к близорукости.

Как видим, проблемы со зрением очень актуальны, поэтому мы выбрали эту тему для научно-исследовательской работы. Итак.

Объект исследования : состояние зрения школьников

Предмет исследования : процесс ухудшения зрения

Гипотеза: если помочь себе соблюдать правила гигиены зрения, то можно снизить утомление органа зрения, что способствует сохранению его полноценной функции на будущее.

Цель работы : изучить влияние компьютеров и сотовых телефонов на нарушение зрения подростков.

Для выполнения данной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

— изучить основные типы нарушения зрения подростка: близорукость и дальнозоркость;

— рассмотреть основные причины нарушения зрения подростков;

— дать рекомендации по профилактике зрения подростков на классных часах;

— составить памятку для подростков по профилактике глазных заболеваний.

  1. Изучение современной медицинской литературы.
  2. Анкетирование.
  3. Анализ медицинских карт учащихся.
  4. Интервью с окулистом детской поликлиники № 2.
  5. Сравнение показателей зрения в начальной и старшей школе.
  6. Представление информации в форме таблиц и диаграмм.
  7. Проведение классных часов по проблемам зрения подростков.
  8. Разработка памятки по сохранению зрения.

Думаю, данная работа будет интересна подросткам, моим одноклассникам, родителям и учителям, т.к. в работе мы приводим методы сохранения зрения с помощью различных упражнений и методик, а также мы пытались показать, какое влияние на зрение подростков оказывает компьютер и сотовый телефон (с/т).

В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку — к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок — это в первую очередь здоровый ребёнок.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Нарушения зрения подростка: близорукость и дальнозоркость

Человек видит одинаково хорошо предметы на близком и далёком расстоянии. Это связано со свойством хрусталика, изменять кривизну и становиться более выпуклым. У некоторых людей, в том числе и у детей, глазные яблоки бывают различной формы. Когда глазное яблоко не шарообразное, каким ему положено быть, а вытянутое, человек страдает близорукостью, а если глазное яблоко сплюснутое – дальнозоркостью.

Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение) — недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные; это происходит в том случае, если глазное яблоко слишком длинно или слишком

велик угол, под которым преломляются световые лучи в хрусталике. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней (см. рисунок 1). Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.

Дальнозоркость (гиперметропия) (от греч. «гиперметроз» — чрезмерный и «опсис» — зрение) — недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии. Дальнозоркость может быть обусловлена меньшей длиной глаза по сравнению с длиной нормального глаза (см. рисунок 2) . Корректируют дальнозоркость с помощью собирающих линз. С возрастом, в основном из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность достаточно сжиматься, ближняя точка ясного видения удаляется от глаза. Это явление называется старческая дальнозоркость.

Вывод: Самым распространенным заболеваниям глаз является миопия и гиперметропия.

1.2. Причины нарушения зрения

Причиной многих нарушений зрения является умственное, психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц. Глаз – это часть организма. Он подвержен влиянию всех факторов, действующих на организм в целом.

Врачи обнаружили, что такие болезни, как конъюнктивит, воспаление радужной оболочки глаза и др., следует рассматривать не как болезни, поражающие только глаза, а как симптомы общего дисбаланса организма вследствие чрезмерного потребления сахара, белка… Неправильное питание влияет не только на сами глаза, но и на процессы, посредством которых осуществляется зрение. Как только мышцы и кровеносные сосуды засоряются, должный вывод вредных веществ становится невозможным, и мышцы, вместо того чтобы быть мягкими и гибкими, становятся жесткими и стянутыми. Все это в итоге препятствует нормальной работе глаз. Конечным результатом является нарушение зрения.

Возможной причиной нарушения зрения может оказаться любой фактор, способный повлиять на состояние кровеносных сосудов или нервов глаза.

Вывод: итак, зрение может испортиться по следующим причинам:

  1. наследственный фактор;
  2. неправильное питание (потребление большого количества сахара и белка);
  3. неправильный режим дня

— беспорядочный образ жизни

— злоупотребление просмотром телевизора, долгой ежедневной работой за ПК и с дисплеем сотового телефона;

  1. чтение лежа;
  2. неправильное освещение при чтении.
  1. Влияние компьютера на зрение подростка

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере — ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это — огромная нагрузка на глаза, т.к. изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих. При долгой ежедневной работе за дисплеем возрастает опасность развития близорукости, особенно если имеются еще и генетические предпосылки. Чтобы избежать эти негативные отклонения, необходимо:

— во-первых, обратить внимание на качество компьютера при покупке;

  1. во-вторых, необходимо правильно разместить компьютер дома; (Приложение 1)
  2. в-третьих, необходимо ограничить время нахождения ребёнка за компьютером.

Исследования показали, что оптимальная продолжительность непрерывных занятий составляет:

для детей 5-6 лет — 10-15 мин

для детей 7-12 лет — 20 мин

По мнению офтальмологов, детям и подросткам с начальной (до 2.0 диоптрий) близорукостью очки для занятий с компьютером, как правило, не нужны. При большой степени близорукости очки необходимы, но они должны быть на 1,0-1,5 диоптрии слабее очков для дали, чтобы не создавать постоянную нагрузку на глаза. О том, как лучше снять утомление после компьютерных занятий и как избежать переутомления при занятиях на компьютере. (Приложение 2)

1.4. Влияние сотового телефона на зрение подростка

То, что мобильные телефоны излучают «вредные» электромагнитные волны — логично, естественно и неоспоримо. Иначе стал бы невозможным сам процесс связи — любой физик это подтвердит. Продолжительные разговоры по мобильному телефону могут привести к ухудшению зрения. Такой вывод сделали ученые из Израильского технологического института, проведя исследование, посвященное влиянию излучения сотовых телефонов на глаза. Как известно, сотовые телефоны излучают микроволны. Они частично поглощаются тканями и переводятся в тепло, которое и вызывает изменения в хрусталике глаза. «У людей, часто и подолгу говорящих по сотовым аппаратам, в течение нескольких лет может развиться катаракта», — утверждают профессор медицинского факультета Ахува Доврат и профессор кафедры электротехнологий Леви Шехтер. Несколько советов по правильному использованию сотовых телефонов. (Приложение 3)

Читайте также:  Портит ли зрение чтение при плохом освещении

1.5. Нормы по работе за компьютером:

  1. Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр или 2/3 его высота. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное её отклонение должно находиться в пределах + — 5 0 , допустимое — + — 10 0 в горизонтальной плоскости оптимальный обзор обеспечивается в пределах + — 15 0 , допустимый — + — 30 0 .
  2. Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана ПЭВМ или ВДТ должно быть в пределах 60-70 см, допустимое — не менее 50см.
  3. Наиболее благоприятные показатели зрительной работоспособности отмечаются при освещенности рабочего места в 400 лк, а экрана — в 200-300 лк.
  4. Следует следить за рациональным распределением объема и интенсивности интеллектуальных нагрузок в течение всего времени работы на компьютере. Большую роль в этом играют различные упражнения для снятия утомления глаз. (Приложение 4)

Глава II. Практическая часть

2.1 Условия и место проведения исследования

Исследование проводилось в сентябре — октябре 2010 года в средней школе №22.

Были изучены медицинские карты учащихся 9 и 10 классов.

Проведена встреча с окулистом детской поликлиники №2.

Среди учащихся 9 и 10 классов был проведен социологический опрос.

2.2.1. Анализ данных медицинского осмотра подростков

Встретившись с врачом 22 школы, я получила следующие цифры по глазным заболеваниям на 2010 год. В нашей школе обучается 570 детей. Из них 30% стоит на учете у окулиста.

Наиболее часто встречающиеся заболевания глаз это:

  1. Миопия — 71%
  2. Гиперметропия – 11%
  3. Астигматизм – 7%
  4. Косоглазие – 3%
  5. Другие глазные заболевания – 8%

Среди частых нарушений зрения – миопия. Медицинский осмотр учащихся школы показал, что в 2001г, 20% осмотренных учащихся имели нарушения зрения, а в 2002г. таких учащихся было только 17% . По данным 2010 года 30 % учащихся имеют проблемы со зрением.

Проанализировав медицинские карты своих одноклассников, а также побеседовав со школьным врачом, наблюдавшим нас несколько лет, можно сделать следующие выводы:

  1. самым распространённым заболеванием глаз среди подростков является миопия;
  2. за годы обучения в школе наблюдается рост глазных заболеваний у подростков.

2.2.2 Встреча с окулистом детской поликлиники №2

  1. Статистика показывает, что на протяжении последних трёх лет количество детей, с глазными заболеваниями увеличивается.
  2. В последнее время практически у всех школьников, есть дома ПК и телевизоры. И дети проводят за ними большую часть времени.
  3. Профилактика, по мнению врача-окулиста – это проверка остроты зрения два раза в год. Прием специализированных витаминов.

2.2.3 Проверка остроты зрения у учащихся 9 и 10 классов

По методике Сивцева (Приложение 7) я проверила остроту зрения учащихся 9 и 10 классов.

В проверке остроты зрения участвовали 67 человек.

источник

Всего за несколько десятков лет ПК прочно вошли в жизнь людей. Средний горожанин проводит за монитором до 4 месяцев в год. Офтальмологи давно изучили, как компьютер влияет на зрение человека.

Распространено мнение, что вред компьютера для глаз заключается в излучении вредных волн, с которыми приходится мириться, так как ПК стали неотъемлемой частью современной жизни. На самом деле вредное излучение было только у первых мониторов. От их электронно-лучевых трубок действительно исходили сильные электромагнитные волны. Но сейчас доказано, что даже они не производили особого воздействия на человека.

Современные экраны вообще ничего не излучают в силу своего жидкокристаллического устройства. Чтобы они не наносили ущерба здоровью, достаточно правильно подобрать яркость и контрастность. Картинка должна быть четкой, шрифт – легким для чтения. Тогда зрительные органы будут легко воспринимать картинки и работа пойдет без лишнего напряжения.

Не нужно тратить деньги на самую дорогую и качественную технику с целью сохранения здоровья. Самые обычные плоские мониторы абсолютно безопасны. Достаточно правильно выставить на них настройки – так, чтобы изображение было качественным. Тогда буквы на экране воспринимаются не хуже, чем на бумажном листе.

Ни один офтальмолог не станет утверждать, что связи между ухудшением способности видеть и работой на ПК нет. Эта зависимость прослеживается, но влияние компьютера очень индивидуально.

Взрослый человек, длительно работающий за ПК, может испытывать неприятные ощущения. Врачи называют такое явление «компьютерный зрительный синдром». Обычно он сочетается с синдромом сухого глаза.

  • туман и пелена;
  • двоение предметов;
  • снижение зоркости;
  • боль под веками;
  • покраснение склеры;
  • жжение, ощущение песчинок под веками.

Что касается близорукости, у взрослых даже долгое нахождение за монитором не может вызвать этого нарушения рефракции. Другое дело дети. Их органы зрения только формируются. Ежедневная долговременная фиксация взгляда на расположенных вблизи картинках способна вызвать прогрессирующую миопию. Зрительные органы так устроены, что для них естественным является смотрение вдаль. Если же нужно посмотреть вблизи, глазные мышцы напрягаются. Со временем они уже не могут как следует расслабиться, и глаз остается в состоянии «настройки» на ближнее видение.

Так появляется миопия. Это спутник современной жизни, так как сейчас человеку приходится не любоваться природными ландшафтами, а смотреть на близкие и средние дистанции.

В группе риска по ухудшению зрения находятся дети, молодежь и те, кто имеет наследственную предрасположенность к близорукости. Таким людям лучше больше гулять на улице, ежедневно бывать на природе.

Если же ребенок или подросток вынужден долго находиться за компьютером, как уменьшить вред? Достаточно обучить его правильной гигиене труда. Каждые 20 минут необходимо делать перерыв, посвященный специальной глазной гимнастике для школьников. Всего несколько несложных упражнений снимут усталость ребенка, расслабят мышцы, улучшат кровоснабжение сетчатки. В результате получив аттестат, выпускник сохранит хорошее зрение.

Fatigued businesswoman taking off glasses tired of computer work, exhausted employee suffering from blurry vision symptoms after long laptop use, overworked woman feels eye strain tension problem

Почему же глаза после долгой работы на компьютере устают и болят? Когда человек неподвижно сидит по нескольку часов и смотрит на одинаковые объекты, расположенные на близком расстоянии, утомляется цилиарная мышца. Она отвечает за аккомодацию – так называется способность видеть на разных расстояниях. Цилиарная мышца поддерживает хрусталик. Она находится в напряжении, когда человек смотрит вблизи и расслаблена, когда он глядит вдаль.

Вторая причина появления дискомфорта в том, что за экраном редко моргают. Яблоки пересыхают из-за того, что слезная пленка не восстанавливается на роговице с положенной периодичностью. Так возникает синдром сухого глаза. Эта патология приводит к неприятным ощущениям, желанию поморгать, смочить лицо водой.

В таких случаях врач прописывает искусственные слезы. В начальной стадии заболевания достаточно закапать их один раз. Когда патология усугубилась, искусственные слезы нужны уже постоянно.

Слезовосстановительные капли бывают жидкими, вязкими и гелеобразными. Они отличаются в основном по консистенции и составу консервантов. Лучше приобретать лекарство без консервантов, особенно тем, кто пользуется контактными линзами.

При работе на ПК главное правильно организовать рабочее место. Монитор должен находиться не ближе чем в 50 сантиметров от лица. Нельзя работать в полной темноте – глаза при переходе с ярко освещенного пятна в сумрак быстрее устают. Идеально, когда свет падает сбоку под углом 90 градусов. Если на мониторе не предусмотрена защита от бликов, нужно обязательно закрыть шторы легкими занавесками.

Очень важно соблюдать режим труда и отдыха. Для ребенка допустимая суточная нагрузка составляет 4 часа, для взрослого – 6 часов. Раз в час, как минимум, следует делать перерыв. Кроме этого, очень желательно каждые 10-15 минут делать кратковременные паузы.

Удобно установить специальную программу, которая будет блокировать работу через определенные промежутки времени. Она не даст забыть о том, что пора на отдых.

Нельзя забывать о подпитке глаза изнутри питательными веществами. Полезно принимать антиоксиданты, поливитамины, препараты с черникой.

Вывод. Несмотря на то, что современные мониторы лишены электромагнитного излучения, работа за ПК негативно влияет на зрение, особенно детское. Чтобы не нанести ущерб способности видеть, нужно минимизировать влияние компьютера на глаза человека: правильно оборудовать рабочее место, делать перерывы и не превышать допустимую суточную нагрузку.

источник

Процесс информатизации с каждым годом набирает обороты. Компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет имеются практически во всех домах и школах. Применение средств информационно-коммуникационных технологий приводит к активизации умственной деятельности, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и морально-этические аспекты развития человека целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность особенно детей и подростков, на физическое и психическое здоровье. Родители, зачастую, не задумываются о здоровье своего ребенка, покупая ему компьютер, подключая его к интернету. Родители довольны, что ребенок всегда на глазах, не болтается по дворам, сидит себе спокойно, не мешает отдыхать или заниматься своими делами.

На сегодняшний день возраст активного пользования компьютером снижается до 5-6-летних детей, которые умеют обращаться с техникой намного лучше, чем многие взрослые. С одной стороны, в этом нет ничего плохого – в наш компьютерный век, чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем лучше, с другой стороны, по данным статистики, из года в год увеличивается заболеваемость детей и подростков. Часы, проведённые перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета. И недопустимо, чтобы за получение знаний люди расплачивались своим здоровьем.

Очень важно выявить и предотвратить неблагоприятное влияние компьютера на здоровье детей и подростков. Важным факторов влияния является длительное нахождение ребенка за компьютером, который может оказать существенное влияние на физическое и психическое здоровье. Медики бьют тревогу, ведь подвергаются реальному риску органы зрения, двигательный аппарат, органы желудочно-кишечного тракта.

ХХ I век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, порой компьютер для подростков заменяет родителей, школу и даже друзей.

Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Эту проблему мы поднимаем в своей работе.

Почему мы выбрали эту тему?

К омпьютерный мир так заманчив, красочен и моден . Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому мы решили исследовать зависимость учащихся от компьютера, влияние компьютера на здоровье детей и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Цели и задачи данного проекта

Цель: определение количества времени, проведенного учащимися за компьютером, и зависимости их здоровья от этого фактора.

1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.

2. Проведение анкетирования с целью выявления зависимости школьников от компьютера.

3. Сопоставление роста количества компьютеров у учащихся с изменениями в здоровье по данным ежегодного медицинского осмотра.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером

Статистика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию показывает, что в России 15,5 млн. жителей страдают тяжелыми глазными заболеваниями. По данным эпидемиологического мониторинга, уровень заболеваемости глаз постоянно растет, что превышает среднеевропейскую статистику в 1,5-2 раза.

Среди всех возрастных групп широко распространен «компьютерный зрительный синдром» — это связано с длительным пребыванием за компьютером. Особенно эта проблема касается детей. Статистика Министерства здравоохранения в РФ показывает, что более 1 миллиона юных граждан страдают от различных заболеваний органов зрения: гиперметропии (дальнозоркости), миопии (близорукости), астигматизм, косоглазие и т.д.

Негативного влияния компьютера на зрение ребенка можно избежать, если помнить следующее: необходимо ограничить время нахождения ребенка за компьютером, проводите с ребенком гимнастику глаз, следите, чтобы на мониторе компьютера не было бликов. Влияние компьютера на зрение можно уменьшить если использовать монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, существенно снижающей эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для дошкольника это 15 дюймов, а для школьника — 17-дюймовый монитор. Необходимо правильно рассчитать расстояние до монитора – это около 45-60 см, и он должен находился ниже уровня глаз. Правильное освещение — естественный свет, падающий слева, также может снизить риск развития миопии. А в темное время суток лампа должна освещать только документ, но не монитор. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу.

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Монитор с электронно-лучевой трубкой является источником практически всех видов электромагнитного излучения (радиации). В зависимости от воздействия на объект, эти излучения, бывают ионизирующими и неионизирующими. К ионизирующим относится рентгеновское излучение, которое широко используется в медицине, к неионизирующим — электромагнитное поле (излучение) сверхнизкой и низкой частоты.

Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, «зашитая» в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.

Электромагнитные излучения сверхнизкой частоты не обладают способностью вызывать ионизацию, а, соответственно, и мутации. Их действие на живую клетку мало изучено, однако известно, что они за относительно короткий срок воздействия (10-15 лет) не приводят к возникновению злокачественных опухолей. Существует огромное количество исследований электромагнитного поля сверхнизкой частоты, одни из которых доказывают, что этот вид излучения вреден для здоровья, а другие — обратное. Все работы, доказывающие вред электромагнитного поля сверхнизкой частоты, опираются на эпидемиологические данные. Это означает, что здесь могут быть неточности, не исключены влияния других факторов. Конкретного, повреждающего механизма воздействия электромагнитного поля сверхнизкой частоты никто не знает.

Одним словом, чтобы не запутывать вас в подробностях действия электромагнитных излучений, можно все резюмировать следующим образом: ионизирующие излучения, такие, как рентгеновское, при определенной дозе облучения могут вызывать возникновение злокачественных опухолей. Электромагнитные поля сверхнизкой частоты не представляют угрозы для здоровья человека, однако, в силу того, что их действие мало изучено, рекомендуется уменьшить или свести к минимуму с ними встречу.

Рентгеновское излучение, исходящее от монитора, ничтожно мало и сравнимо с естественным радиационным фоном. Это означает то, что сидите ли вы рядом с дисплеем или гуляете по улице — дозу вы получите примерно одну и ту же. Исключения составляют бракованные мониторы, уберечься от которых можно, выбирая известную марку, у известного поставщика и в известном магазине.

Длительное пребывание за компьютером может повлиять не только на зрение. Так неправильная позиция за рабочим местом — это основная причина развития заболеваний позвоночника.

Читайте также:  Ничто так не мешает видеть как точка зрения эссе

Существует печальная статистика болезней позвоночника, затрагивающая детское население, ведь именно если с детства начинаются проблемы с позвоночником, которые если, вовремя не заметив и не вылечив, впоследствии приводят к тяжелым нарушениям. Примерно у 70% детей имеются нарушения осанки, а у 10% – сколиоз, или боковое искривление позвоночника. В российских школах в 2014 году вовремя медицинского осмотра школьников в возрасте от 10 до 16 лет у 80-85% выявлены какие-либо нарушения осанки, а 20% подростков имеют сколиоз.

При работе за компьютером мы сидим в расслабленной позе, и она в последствие является вынужденной и мало приятной. Это может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети, у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону.

Для профилактики заболевания опорно-двигательного аппаратаследует пользоваться простыми правилами: сидеть прямо, спину держать ровно, корпус развернуть к экрану компьютера. Ноги не скрещивать, поставить обе ступни твердо на пол или на подножку. Поясница должна быть слегка выгнута, опираться на спинку кресла. Плечи необходимо расслабить, руки положить на стол или мышь, пальцы не должны быть скованными. Локти должны быть согнуты и находиться примерно в 3 см от корпуса. Голову нужно держать прямо, по желанию — с небольшим наклоном вперед. Правильное и неправильное положения за компьютером изображены на рисунке 1. Если соблюдать все перечисленные правила около 3 месяцев, то в дальнейшем вырабатывается здоровая привычка правильно сидеть за столом .

Рисунок 1. Правильное и неправильное положение учащегося за компьютером.

Нервные и психические заболевания.

Работа за компьютером – это чисто интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг. Для детей и подростков длительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, может стать причиной головных болей. Степень утомления детей в процессе компьютерных занятий во многом зависит не только от продолжительности, но и от их содержания.

Считается, что наиболее утомительны для детей это компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реакции, военизированные остросюжетные игры — так называемые «стрелялки», «убивалки», «догонялки». Психологи и учителя предупреждают о «наркотизирующем», затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Компьютер часто называют драконом, который питается детскими душами. Ребёнку свойственна любознательность, он устремляется ко всему новому, захватывающему и часами проводит время за компьютером. Но детская психика находится на стадии формирования, она является уязвимой и поэтому компьютер, а в частности компьютерные игры, могут стать причиной нарушений психического и интеллектуального развития детей. И, как следствие этого, многие подростки элементарно не могут выполнять простейших алгебраических действий и логически рассуждать.

Увлечение компьютерными играми, Интернетом, долгое нахождение в социальных сетях влияет на психику детей. Подростки очень быстро пристращаются к вредным привычкам, в том числе и зависимости от компьютера. Это выражается в болезненном пристрастии, потере чувства реальности, у ребенка быстро меняется настроение, дети перестают фантазировать, не могут создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию, ухудшается работа памяти. Многим компьютерные игры могут даже заменить сон и еду, реальное общение со сверстниками. Это и есть симптомы компьютерной зависимости у детей.

Компьютерная зависимость пагубно влияет на психику ребенка, это серьезная опасность, если ее процессы вовремя не остановить, впоследствии могут возникнуть масса проблем, от которых избавляться поможет только психотерапевт. Как правило, родители замечают это поздно, начинают кричать, угрожать, наказывать ребенка, который в ответ реагирует агрессией, истерикой или замыкается в себе.

Кистевой туннельный синдром

Кистевой туннельный синдром (синдром запястного канала) – заболевание, которое возникает из-за сдавления одного из нервов, иннервирующих кисть, между мышцами и сухожилиями. Разные виды монотонной работы, во время которых человек вынужден постоянно сгибать и разгибать руку в лучезапястном суставе, в том числе работа на клавиатуре, повышают риск развития синдрома лучезапястного канала.

Почему у компьютерщиков развивается синдром запястного канала?

Срединный нерв – один из нервов, обеспечивающих чувствительность и движения кисти проходит в ограниченном пространстве, в так называемом запястном канале, образованном соединительной тканью и костями запястья.

Во время работы на клавиатуре кисти рук постоянно испытывают следующие воздействия:

Постоянные, монотонные сгибания и разгибания в лучезапястных суставах. Кисти постоянно пребывают в напряжении.

Вибрация во время ударов пальцами по клавиатуре.

В результате этого происходит постояннаятравматизация структур запястного канала. В них развивается воспаление и отек. Это приводит к сдавлению срединного нерва и возникновению характерных симптомов.

Проявления кистевого туннельного синдрома.

При кистевом туннельном синдроме симптомы в основном затрагивают большой, указательный, средний, в меньшей степени – безымянный палец кисти. Это соответствует зоне иннервации срединного нерва.

В начале заболевания беспокоят неприятные ощущения в кисти: покалывание, жжение, онемение.

Боль – один из основных симптомов. Она тупая, ноющая, может захватывать пальцы, кисть, часть предплечья.

Чувство онемения кистей по утрам.

Постепенно развиваются нарушения со стороны мышц. Человеку становится сложно удерживать пальцами мелкие предметы, они выпадают из рук. Возникают сложности с выполнением точных движений.

Так как нервы регулируют функции сосудов, могут развиваться и сосудистые нарушения. Кисти могут стать бледными или приобрести синюшный оттенок, часто холодеют.

Нарушение иннервации потовых желез приводит к повышенной потливости или сухости кожи.

Нарушение иннервации и кровоснабжения кожи и ногтей приводит к ухудшению их внешнего вида.

Как сохранить здоровье кистей и лучезапястных суставов, работая на компьютере?

Правильное использование компьютерной мышки:

Ладонь должна располагаться таким образом, чтобы нижняя часть мышки находилась возле запястья.

Безымянный и большой палец должны находиться немного по бокам и слегка касаться боковых граней мышки.

Указательный палец должен легко лежать на левой кнопке мышки, средний – на правой.

Во время перемещения мышки старайтесь не совершать сильные движения в лучезапястном суставе – вся рука должна свободно двигаться за мышкой.

Правильное использование клавиатуры:

Руки должны быть расслаблены, согнуты в локтях под углом 90° и свободно лежать на столе.

Пальцы должны быть слегка согнуты. Кнопок клавиатуры нужно касаться только подушечками, нанося короткие мягкие удары.

Во время набора текста совершать движения лучше не в лучезапястных суставах, а пальцами.

Не кладите ладони на стол и на клавиатуру.

Если вам приходится долго работать на компьютере, нужно периодически делать перерывы, разминать кисти. Существуют простые комплексы упражнений.

1.2. Признаки развития зависимости у ребенка

По результатам опроса НИИ школьных технологий подростки от 10 до 17 лет на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:

3. 30,1 % — посещаю кружки, секции;

4. 44, 9 % — играют в компьютерные игры;

5. 43, 7 % — общаюсь по телефону;

6. 71,1 % провожу время с друзьями;

7. 74, 2 % — смотрю телевизор.

На рисунке 2 изображены результаты опроса учащихся в виде диаграммы.

INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg» \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image002.jpg» \* MERGEFORMATINET

Рисунок 2. Результаты опроса учащихся о занятиях в свободное время.

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России.

У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. д. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), Компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом» компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий.

Признаки компьютерной зависимости

Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

Прогулял школу – сидел за компьютером.

Приходит домой, и сразу к компьютеру.

Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.

Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:

Психические признаки :

-появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта;

-отсутствие контроля со стороны взрослых за временем взаимодействия с компьютером;

-желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»);

-появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером;

-использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;

-навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

Социальные признаки :

-возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе;

-проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие;

-проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег;

-пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные признаки :

-потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Очевидно, что это плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного — неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого.

1.3. Сберегающие здоровье технологии при работе с компьютером

Основные правила гигиены зрения.

Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.

Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять «глазной» комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.

2.1. Проведение анкетирования с целью выявления зависимости учащихся от компьютера.

Нами проводилось анкетирование среди учащихся. Опрошено 50 человек. Проведена обработка данных по выявлению влияния компьютера на зрение и на психику. Вопросы анкеты были разбиты на 5 групп:

Время работы за компьютером.

1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

а) от 1 – до 2 часов ; б) от 2 – до 4 часов ; в) от 4 – до 10 часов

2 .Соскольки лет вы работаете на компьютере?

а) с 4 лет ; б) с 10 лет ; б) свой вариант ответа ______________

Зависимость от компьютера.

1 .Есть ли постоянное желание играть в игры?

2 .С лёгкостью можете оторваться от игры?

3 .Какое общение вы предпочитаете?

а) общение по электронной почте ; б) с другом на яву ; в) не важно как

4 .Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?

а) не может ; б) да ; в) не знаю

5 .Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?

6 .Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?

7 .Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

8 .Вы забывали чистить зубы и кушать , заигравшись за компьютером?

а) да ; б) нет ; в) не придаю значения

9 . Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

10 . Что вас больше всего интересует?

а) компьютер ; б) чтение книг ; в) разгадывание логических игр

1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?

2 . Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?

Сберегающие здоровье технологии при работе с компьютером.

1 .Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?

а) 1 час ; б) 2часа ; в) 10 часов

2 .Устают ли глаза при работе с компьютером?

а) да ; б) нет ; в) не придаю значения

3 .Вы делаете гимнастику для глаз?

а) да ; б) нет ; в) как получится

4 .Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

а) да ; б) нет ; в) мне все равно

Влияние компьютера на развитие интеллекта.

1 .В какие игры вы предпочитаете играть.

а) брадилки ; б) стратегии ; в) логические

2 .С приобретением компьютера твой интеллект:

а) повысился ; б) остался на том же уровне ; в) не замечаю.

С какого возраста и как долго ребенок пользуется ПК.

Анализ полученных результатов по этому блоку показал, что 83% учащихся имеют дома компьютер; 12% учащихся начали работать на компьютере с раннего возраста — 4 лет; 30% — с 10 лет; 29% — с 13 лет; 29% — с 14 лет. На рисунке 3 наглядно представлена диаграмма, с какого возраста у детей появился компьютер.

INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image003.emz» \* MERGEFORMATINET SHAPE \* MERGEFORMAT Рисунок 3. С какого возраста ребенок пользуется ПК.

Зависимость от компьютера

Мы выяснили, что 36% респондентов ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры. Вероятно, эти учащиеся склонны к игромании. 74% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм. Данные отражены в диаграмме на рисунке 4.

INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image005.emz» \* MERGEFORMATINET Рисунок 4. Склонность детей к компьютерным играм.

Мы поставили перед выбором ребят: компьютер или лыжная прогулка — 24% выбрали компьютер, а 76% — лыжная прогулка. Рисунок 5 отражает полученные данные.

Читайте также:  Формы собственности с экономической точки зрения

INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz» \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image007.emz» \* MERGEFORMATINET

Рисунок 5. Выбор детей – компьютер или прогулка на лыжах.

Общение по электронной почте или общение с другом наяву — 0% выбрали общение по электронной почте, а 100% общение с другом наяву.

На вопрос: что больше всего интересует: компьютер, чтение книг или решение логических задач — 72% учащихся выбрали компьютер, 20% опрошенных чтение книг, 8% решение логических задач, что наглядно изображено на рисунке 6.

INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz» \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image011.emz» \* MERGEFORMATINET Рисунок 6. Диаграмма, отражающая интересы детей.

В ходе анкетирования мы постарались выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении учащиеся, если был сломан компьютер?

20% детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться, 80% — не испытывают зависимости. На рисунке 7 изображена диаграмма пребывания ребенка в плохом настроении из-за неисправности ПК.

INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image013.emz» \* MERGEFORMATINET

Рисунок 7. Диаграмма зависимости настроения от неисправности ПК.

На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?

96% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 4% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером. Данные отражены на рисунке 8.

INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz» \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image015.emz» \* MERGEFORMATINET

Рисунок 8. Процент конфликтности детей из-за запрета пользованием ПК.

Сберегающие здоровье технологии при работе с компьютером

На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером — 80% ответили, что можно сидеть за компьютером от 1-го часа до 2-х часов, а 10% ответили, что надо сидеть за компьютером от 2-х часов до 10-ти часов. Данные отображены на рисунке 9.

INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz» \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image017.emz» \* MERGEFORMATINET

Рисунок 9. Время нахождение детей за компьютером.

Гимнастику для глаз делают 20% из числа опрошенных.

На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью? 80% ответили, что знают, 20% ответили – нет. Данные опроса отображены на рисунке 10.

INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz» \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image021.emz» \* MERGEFORMATINET

Рисунок 10. Знание ребенка об угрозе ПК его здоровью.

Устают ли глаза при работе с компьютером?

74% опрошенных ответили да, у 24% глаза не устают, а 2% не придают значения этому, что отражено на диаграмме рисунка 11.

INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz» \* MERGEFORMATINETINCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz» \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE «http://mif106.narod.ru/images/vol_image023.emz» \* MERGEFORMATINET

Рисунок 11. Усталость глаз при работе на ПК.

Влияние компьютера на развитие интеллекта

Был заданвопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть?

42% ответили, что предпочитают играть в “бродилки”, 36% предпочитают стратегии, 22% предпочитают логические игры.

2.3. Сопоставление статистических данных: рост количества компьютеров у учащихся и показателей заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров

В ходе работы мы сопоставили рост количества компьютеров у учащихся с изменениями их здоровья.

По данным медосмотра наблюдается тенденция снижения роста заболеваемости органов зрения, опорно-двигательной системы, что отражено в таблице 1.

Анализ заболеваемости детей в семьях при увеличении количества ПК.

источник

Цель работы:

— изучить влияние компьютеров и сотовых телефонов на нарушение зрения подростков. Для решения данной цели, мы рассмотрим

следующие задачи:

— изучить основные типы нарушения зрения подростка: близорукость и дальнозоркость;

— рассмотреть основные причины нарушения зрения подростков;

-исследовать признаки и причины возникновения синдрома компьютерного зрения;

— рассмотреть возможность влияния сотовых телефонов на снижение зрения подростков.

— дать рекомендации по профилактике и гигиене зрения подростков.

Гипотеза исследования.

Мы предположили, что, возможно причиной падения зрения стало повальное увлечение учащимися компьютерами и сотовыми телефонами.

Методы исследования:- анкетирование ; обзор литературы.

Нарушения зрения подростка: близорукость и дальнозоркость.

Человек видит одинаково хорошо предметы на близком и далёком расстоянии. Это связано со свойством хрусталика изменять кривизну и становиться более выпуклым. Когда глазное яблоко не шарообразное, а вытянутое, человек страдает близорукостью, а если глазное яблоко сплюснутое – дальнозоркостью. Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение) -недостаток зрения, при котором хорошо видны близкие предметы и плохо — отдаленные; это происходит в том случае, если глазное яблоко слишком длинно или слишком

велик угол, под которым преломляются световые лучи в хрусталике. При близорукости входящие в глаза параллельные лучи, идущие от отдаленного предмета, собираются не на сетчатке (что нужно для ясного зрения), а перед ней. Близорукость бывает истинной и ложной. Истинная близорукость связана с увеличением переднезаднего размера глазного яблока, так что световые лучи фокусируются хрусталиком перед сетчаткой, и четкого видения удаленных предметов нет. Ложная близорукость возникает в результате спазма аккомодационной мышцы глаза при чрезмерной нагрузке. Близорукость проявляется в снижении отчетливого видения удаленных предметов, а ложная близорукость сопровождается еще и головной болью, утомляемостью во время чтения и письма, болью в глазах. Дальнозоркость (гиперметропия) (от греч. «гиперметроз» — чрезмерный и «опсис» — зрение) — недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии. Дальнозоркость может быть обусловлена меньшей длиной глаза по сравнению с длиной нормального глаза . Корректируют дальнозоркость с помощью собирающих линз. С возрастом, в основном из-за уплотнения хрусталика, теряющего способность достаточно сжиматься, ближняя точка ясного видения удаляется от глаза. Это явление называется старческая дальнозоркость .

Причины нарушения зрения.

Причиной многих нарушений зрения является умственное, психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц. Глаз – это часть организма. Он подвержен влиянию всех факторов, действующих на организм в целом. Такие болезни, как диабет и нефрит, оказывают влияние на зрение. Медикам известно, что в основе некоторых случаев катаракты лежит диабет. А пятна перед глазами появляются и «плывут» при заболеваниях печени и нарушениях пищеварения.

Врачи обнаружили, что такие болезни, как конъюнктивит, воспаление радужной оболочки глаза и др., следует рассматривать не как болезни, поражающие только глаза, а как симптомы общего дисбаланса организма вследствие чрезмерного потребления сахара, белка… Неправильное питание влияет не только на сами глаза, но и на процессы, посредством которых осуществляется зрение. Как только мышцы и кровеносные сосуды засоряются, должный вывод вредных веществ становится невозможным, и мышцы, вместо того чтобы быть мягкими и гибкими, становятся жесткими и стянутыми. Все это в итоге препятствует нормальной работе глаз. Конечным результатом является нарушение зрения.

Итак, зрение может испортиться по следующим причинам:

— беспорядочный образ жизни

— злоупотребление просмотром телевизора, долгой работой за ПК

и с дисплеем сотового телефона;

Влияние компьютера на зрение подростка

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере — ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это — огромная нагрузка на глаза, т.к. изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих. При долгой работе за дисплеем возрастает опасность поте­ри способности к аккомодации, и как следствие к раз­витию близорукости, особенно если имеются еще и генетические предпосылки. Как же избежать этих негативных отклонений ?

Во-первых, нужно об­ратить внимание на качество компьютера при покупке. Во-вторых, необходимо правильно разместить компьютер дома. В-третьих, необходимо ограничить время нахождения за компьютером.Ис­следования показали, что оптимальная про­должительность непрерывных занятий составляет:

для детей 5-6 лет — 10-15 мин

для детей 7-12 лет — 20 мин

Уже после не столь продолжительных занятий у детей и подростков появляются признаки зри­тельного и общего утомления. Длительное завороженное сидение за компьютером мо­жет привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению само­чувствия, утомлению глаз.

Синдром компьютерного зрения

Все, кто проводит много времени за экраном компьютера, независимо от возраста, подвержены синдрому компьютерного зрения. Рассмотрим основные признаки зрительного утомления, вызываемого длительной работой за компьютером, которое в западной литературе получило обозначение CVS – Computer Vision Syndrome (а мы далее будем пользоваться аббревиатурой КЗС – компьютерный зрительный синдром). Начальные признаки зрительного утомления выражаются в ощущении усталости глаз, учащенном моргании, чувстве тяжести на веках или «песка» под глазами, покраснении глаз, ощущении пелены перед глазами. При ухудшении состояния может наблюдаться слезотечение, повышенная чувствительность к свету и даже двоение изображения. Симптомами зрительного утомления могут являться также головные боли и боли в плечах, боли в области глазниц и лба, болезненные ощущения при движении глаз. Помимо этого бывает затуманивание зрения, замедление фокусировки, быстрое утомление при чтении текстов. При этом настоящие заболевания глаз (катаракта, глаукома и др.) не возникают. Причина вышеперечисленных явлений – не электромагнитное излучение монитора компьютера, а особенности зрительной работы с этим устройством. Экранное изображение отличается от бумажного тем, что по своим характеристикам оно самосветящееся, а не отраженное; имеет значительно меньший контраст; не непрерывное, а состоит из дискретных точек – пикселей; мерцающее (мелькающее), поскольку точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации. Помимо этого на зрительное утомление влияет необходимость постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст, а также возможные погрешности в организации рабочего места – неправильное расстояние от глаз до экрана, блики на экране от внешних источников света, чересчур большая яркость экрана и неудачный выбор цветов. При длительной работе за монитором может нарушаться уровень поступления слезной жидкости. Все это приводит к повышенному утомлению зрения и общему утомлению.

Что можно порекомендовать, чтобы работа за компьютером стала более-менее благоприятной для зрения? При работе за компьютером человек в среднем моргает в 3 раза реже, чем при чтении обычного бумажного текста, а при недостаточной частоте моргания глаза могут стать суше, что, в свою очередь, приводит к их раздражению.

К возникновению КЗС могут приводить и неправильные настройки яркости и контраста используемого при работе монитора, их соотношение с яркостью освещения в комнате. После установки яркости изображения на нужный уровень следует отрегулировать контрастность; обычно она должна быть высокой.

КЗС могут обусловить и неправильные настройки размера и цвета текста, отображаемого на экране монитора. Наиболее подходящим сочетанием цветов является черный на фоне белого. Следует обращать внимание и на такие характеристики монитора, как частота обновления изображения, разрешение, размер зерна. В идеале, чем больше разрешение, тем лучше, но, к сожалению, при его увеличении обязательно падает частота обновления – а для нормальной работы она должна быть как минимум 70 Гц, но лучше, чтобы было больше. Что касается зернистости изображения, то у большинства мониторов она находится в интервале 0,25–0,28 мм; для снижения риска возникновения КЗС предпочтительнее мониторы с размером зерна меньше 0,28 мм.

Итак, правильная организация рабочего места, приобретение качественных мониторов, регулярные перерывы, использование специальных очков, глазных капель и компьютерных программ и т.п. — в комплексе все это позволит предотвратить возникновение КЗС.

Влияние сотового телефона на зрение подростка

Продолжительные разговоры по мобильному телефону могут привести к ухудшению зрения. Такой вывод сделали ученые из Израильского технологического института, проведя исследование, посвященное влиянию излучения сотовых телефонов на глаза. Как известно, сотовые телефоны излучают микроволны. Они частично поглощаются тканями и переводятся в тепло, которое и вызывает изменения в хрусталике глаза. «У людей, часто и подолгу говорящих по сотовым аппаратам, в течение нескольких лет может развиться катаракта», — утверждают профессор медицинского факультета Ахува Доврат и профессор кафедры электротехнологий Леви Шехтер [1].Несколько советов по правильному использованию сотовых телефонов автор приводит в приложении .

Профилактика и гигиена зрения

1.Когда умываешься утром или перед сном, тщательно промывай веки. Если мы содержим веки в чистоте, то тем самым предохраняем от воспаления конъюнктиву – оболочку, выстилающую внутреннюю поверхность века и переднюю часть глазного яблока.

2.Если у тебя чешутся глаза, это может означать, что начинается воспаление конъюнктивы.

3.Иногда в глаз попадает ресница, частичка грязи или пыли. Чтобы от них избавится, нужно промыть глаз водой или же аккуратно извлечь инородное тело из глаза кусочком мокрой ваты .

4.Ни в коем случае не играй и не бегай с острыми предметами в руках.

5.Если ты стал видеть хуже, чем раньше, скажи об этом окулисту.

6.Очень важно читать при хорошем освещении, чтобы не перенапрягать глаза.

Что нужно помнить об освещении при чтении:

Лампа при чтении должна находиться сверху и сзади, чтобы свет падал из-за твоего плеча. Нельзя читать, когда яркий свет направлен прямо в лицо: от этого перенапрягаются глаза.

Свет в помещении, где ты читаешь, должен быть достаточно ярким, чтобы все буквы на странице были ясно и четко видны. Нельзя читать в полумраке, с трудом разбирая буквы.

Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться в среднем 30-35см.

Достаточным освещением при чтении может быть 40-ваттная лампа с хорошим рефлектором в 60 см от печатной страницы или 60-ваттная лампа в метре от страницы. Нормы по работе за компьютером:

-Уровень глаз при вертикальном расположении экрана должен приходиться на центр или 2/3 его высота. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение должно находиться в пределах + — 5 0 , допустимое — + — 10 0 в горизонтальной плоскости оптимальный обзор обеспечивается в пределах + — 15 0 , допустимый — + — 30 0 .

-Оптимальное расстояние глаз учащихся до экрана компьютера должно быть в пределах 60-70 см, допустимое — не менее 50см.

-Наиболее благоприятные показатели зрительной работоспособности отмечаются при освещенности рабочего места в 400 лк, а экрана — в 200-300 лк.

-Следует следить за рациональным распределением объема и интенсивности интеллектуальных нагрузок в течение всего времени работы на компьютере. Большую роль в этом играют различные упражнения для снятия утомления глаз.

Результаты исследования.

Всего было опрошено 29 первокурсников и 27 второкурсников. Опрос показал, что сотовые телефоны имеют 79% студентов. На начало 2013г. 75% опрошенных имеют дома персональные компьютеры.

Наиболее часто встречающиеся заболевания глаз это:

3. Болезни сосудистой оболочки глаза -11 %

Самым распространённым заболеванием глаз среди подростков является миопия (36%);

— за годы обучения в колледже наблюдается снижение зрения подростков.

Количество времени, проводимого подростками с дисплеем ст:

источник